Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы и особенности формирования национальной внешнеторговой политики в малой экономике (на примере Республики Таджикистан)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория эндогенного выбора варианта внешнеторговой политики в малой экономике является новым взглядом в понимании механизма ее формирования. Она основана на достижениях институциональной экономической теории, которая расширяет и углубляет сферы исследования данного экономического явления до политических и социальных мотивов субъектов рынка. В результате, внешнеторговая политика рассматривается… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
      • 1. 1. Внешнеторговая политика как доминанта макроэкономической политики
      • 1. 2. Генезис теорий формирования внешнеторговой политики
      • 1. 3. Институциональные основы формирования внешнеторговой политики
      • 1. 4. Особенности формирования национальной внешне-торговой политики малой экономики
    • 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
      • 2. 1. Методологические основы формирования и развития внешнеторговой политики
      • 2. 2. Методические подходы к структурному анализу субъектов формирования внешнеторговой политики
      • 2. 3. Методические основы и модели взаимосвязи национальной внешнеторговой политики и экономического роста
    • 3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В МАЛОЙ ЭКОНОМИКЕ
      • 3. 1. Цели и принципы формирования национальной внешнеторговой политики
      • 3. 2. Основные направления формирования национальной внешнеторговой политики в малой экономике
      • 3. 3. Механизмы и инструментарии реализации внешнеторговой политики государства
  • РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ МАЛОЙ ЭКОНОМИКИ
      • 4. 1. Влияние внешнеторговых факторов на структурную трансформацию малой экономики
      • 4. 2. Современное состояние и проблемы развития внешней торговли Республики Таджикистан
      • 4. 3. Этапы формирования национальной внешнеторговой политики
      • 4. 4. Модели и механизмы формирования внешнеторговой политики Республики Таджикистан
    • 5. ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
      • 5. 1. Усиление роли внешнеторгового регулирования в условиях развития интеграционных процессов
      • 5. 2. Формирование системы государственной поддержки экспорта Таджикистана
      • 5. 3. Приоритетные экспортоориентированные отрасли экономики
      • 5. 4. Основные направления совершенствования импортной торговой политики Республики Таджикистан

Теоретические основы и особенности формирования национальной внешнеторговой политики в малой экономике (на примере Республики Таджикистан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С провозглашением рыночных принципов хозяйствования, многие страны переходного периода встали перед проблемой формирования новой внешнеторговой политики — ключевой составляющей макроэкономической политики страны. Этот процесс предполагает создание сильных институтов государственной власти, деятельность которых гарантирует как соблюдение прав субъектов внешнеэкономической деятельности, так и исполнение ими контрактов на национальном и международном уровнях. Особо остро эта проблема стоит перед Таджикистаном. В Национальной стратегии развития страны до 2015 года, отмечается недостаточная эффективность институтов государственной власти1. Во внешнеторговой деятельности это проявляется в низкой эффективности внешней торговли, слабой интеграции страны в международные экономические связи, недостаточном использовании конкурентных преимуществ страны, падении объемов экспорта продукции, низкой диверсификации отечественного производства.

Формирование новой макроэкономической политики Таджикистана, как и стран Восточной Европы и СНГ, базировалось, преимущественно, на стратегии «импорта институтов». Ее суть заключалась в использовании положительного опыта развитых стран для формирования и организации функционирования институтов рыночной экономики. Принципы реформирования были представлены в так называемых универсальных положениях «Вашингтонского консенсуса», ключевыми составляющими которых выступили либеральная внешнеторговая политика, приватизация собственности, либерализация цен. Однако анализ более чем двадцатилетнего периода реформ показал, что результаты оказались преимущественно отрицательными. В 26 странах Восточной Европы и бывших советских республиках потери душевого ВВП только в 1990;е годы.

1 Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2006. — С. 8 4 составили в среднем около 30%2, фактически больше чем в период Великой депрессии США в 1929;32 годах.

Как нам видится, основная причина этого состоит в игнорировании, в процессе реформ, особенностей экономики конкретной страны. Последние обусловлены историческим развитием, сложившимися условиями и стадией экономического развития и играют определяющую роль в процессе формирования внешнеторговой политики. Особенно важно это положение для малых экономик — стран, не имеющих возможности влиять на конъюнктуру мирового рынка, но, в то же время, сильно зависящих от процессов, происходящих в мировой экономической системе. К таковым относится и экономика Таджикистана, цены на основную экспортную продукцию которого, первичный алюминий и хлопковое волокно, во многом определяются условиями внешнего рынка. Экономика этих стран основана на модели, в|которой действуют рыночные механизмы, но цены внутреннего рынка, норма прибыли, инвестиционные потоки полностью определяются тенденциями мирового рынка3. Поэтому для малых экономик ухудшение конъюнктуры на внешних рынках сказывается гораздо сильнее, чем для больших стран.

В этой связи в процессе формирования внешнеторговой политики малых стран необходимо учитывать не только внутренние ориентиры развития, направленные на достижение стратегических целей, таких как защита отечественного производителя, привлечение инвестиций, поддержание конкурентной среды, но и расширение возможностей для экономического взаимодействия с внешним миром. При этом в современных условиях, значение международных факторов преобладает над факторами внутреннего характера.

Следует отметить, что процесс формирования и реализации внешнеторговой политики является одной из сфер, где наиболее остро.

2 Полтерович В., Попов В. Макроэкономическая политика: теория и практика. Часть 1. Эволюционная теория экономической политики. Опыт быстрого развития. М: ИНФРА-М, 2003. С. 45.

3 Терский М. В., Шкуропат A.B. Мировая экономика. Часть 1. -М.: Наука, 1993. — С.10 5 наблюдается разрыв между научной теорией и практикой государственного регулирования. Большинство экономистов-теоретиков, основывающих свои рекомендации на теории благосостояния, основном течении современной экономической науки, придерживаются либеральной внешнеторговой политики. Вместе с тем, на практике все страны, в той или иной мере, реализуют политику протекционизма. Причина столь существенного отличия воззрений участников принятия решений в области внешнеторговой политики заключается в самой специфике рассматриваемой проблемы. Дело в том, что система государственного регулирования внешней торговли носит не только экономический, но и социальный и политический характер. На нее, в решающей степени, влияет процесс принятия решений в политической сфере с присущими ей конфликтами интересов субъектов, участвующих в выборе конкретного варианта внешнеторговой политики.

Решение столь сложной проблемы стало возможным благодаря концептуальным положениям институциональной теории, распространившей методологию экономического анализа на политические рынки, когда одни субъекты в виде экспортеров, импортеров и национальных производителей предъявляют спрос на мероприятия внешнеторговой политики, а соответствующие государственные структуры осуществляют их предложение. Таким образом, предполагается, что процесс формирования внешнеторговой политики носит эндогенный, зависимый от взаимодействия субъектов рынка характер. Такой методологический подход к исследованию факторов институционального уровня внешнеторговой политики успешно используется для экономик развитых стран.

С учетом этого проблема разработки концептуальной программы формирования национальной внешнеторговой политики в малой экономике, учитывающей влияние социально — экономических и политических мотивов субъектов принятия решений приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Систематические исследования теоретических аспектов внешнеторговой политики проводятся с XVI века, начиная с периода зарождения и развития меркантилистского учения. В историческом контексте, по сути, прослеживается чередование двух концептуальных подходов: политики свободной торговли между странами и политики защиты национальных отраслей от внешней конкуренции. Видные представители меркантилизма X. Марианна4, Т. Ман5, видя во внешней торговле основной источник национального богатства, декларировали необходимость защиты экспортной промышленности. Протекционистский характер внешнеторгового регулирования предлагается также в исследованиях Ф. Листа, В. Рошера, Б. Гильдебранда, Ч. Кэрри, сформулировавших основные принципы защиты отечественного производства. По их мнению, покровительственный характер внешнеторговой политики необходим для «индустриального воспитания» нации, т. е. для страны отсталой в промышленном отношении по сравнению с передовыми державами.

Представители классической экономики А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус, Дж. С. Милль рассматривали внешнюю торговлю между странами с точки зрения выгодности, как ввоза, так и вывоза товара, ратуя за упразднение любых ограничений импорта, как фактора, снижающего эффектность функционирования экономики. Весомый вклад в теорию формирования внешнеторговой политики внесли исследования, основанные на модели соотношения факторов производства Э. Хекшера — Б. Олина, Т. Рыбчинского, а также теоремы выравнивания цен на факторы производства П. Самуэльсона — В. Столпера. Из теоремы П. Самуэльсона — Д. Джонса следует практический вывод: сторонниками свободной международной торговли будут не все владельцы относительно избыточных факторов производства,.

4 Всемирная история экономической мысли. Том 1. Отв. редактор Фаминский И. П. М: Мысль, 1987. — С.213.

5 Ман Т. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией. Лондон, 1621. -С.24 как утверждали Э. Хекшер и Б. Олин6, а только те, которые владеют фактором, специфическим для экспортных отраслейс другой стороны, настаивать на протекционистских мерах будут владельцы факторов, специфических для секторов, конкурирующих с импортом7.

Дальнейшее развитие неоклассической теории формирования внешнеторговой политики связано с именами лауреатов Нобелевской премии о по экономике В. Леонтьева, П. Кругмана. Новым направлением в теории внешней торговли стали работы М. Портера, объясняющих рост внешней торговли стран, на основе так называемого технологического отрыва9. Дальнейшее развитие эта теория получила в исследованиях Дж.М. Кейнса10, который ввел в анализ внешнеторговых факторов экономического роста такие параметры, как валютный курс, уровень цен, паритет покупательной способности. Эти идеи получили развитие в работах Дж. Хикса, Р. Манделла, Д. Флеминга, после чего внешнеторговая политика приобрела неразрывную связь с бюджетной, денежной и структурной политикой.

Сторонники современного направления экономической наукиинституционализма, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, У. Нисканен выбрали объектом анализа процесс принятия государственных решений в области импорта институтов и регулирования внешней торговли.

Работы ряда видных российских ученых А. Бузгалина, Р. Нуреева, В. Полтеровича, В. Попова посвящены особенностям экономической политики для открытых экономик переходного периода. Вопросы теории и методов реализации экономической политики в рыночных условиях хозяйствования всесторонне рассматриваются в работах Н. Я. Петракова, А. И. Татаркина, В. А. Цветкова, М. Г. Прокопьева, К. Х. Зоидова.

6 Всемирная история экономической мысли. Том 1. Отв. Редактор Фаминский И. П. — М.: Мысль, 1987. — С. 405.

7 Киреев А. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. Ч. 1. -М., 2000. — С.155−160.

8 Кругман П. Международная экономика: теория и политика — М.: Экон. ф-тет МГУ, ЮНИТИ, 1997. — С.245.

9 Балабанов Г. Г. Глобальные экономические проблемы современности. — М.: Прогресс, 2002. — С. 167.

10 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 1978. — С.148.

Значительный вклад в разработку теории формирования и реализации национальной экономической политики и ее внешнеторговой составляющей внесли ряд отечественных ученых. Особо следует отметить работу академика Р. К. Рахимова об оценке внешнеэкономической деятельности, где отмечается, что международные экономические отношения стали одним из решающих факторов, определяющих уровень экономического и социального развития страны11. Труды Н. К. Каюмова, Т. Н. Назарова, Х. У. Умарова, A.A. Байматова, A.A. Урунова и А. А. Назарова посвящены перспективам торгово — экономического сотрудничества Таджикистана в рамках международных и региональных интеграционных объединений. Работы А. Х. Авезова посвящены национальным особенностям достижения устойчивого экономического роста. JI.X. Саидмурадов рассматривает вопросы эффективности внешнеторговых отношений с позиции открытой экономики, А. М. Рахимов с точки зрения повышения ее конкурентоспособности.

Объектом исследования является процесс формирования национальной внешнеторговой политики малой экономики Республики Таджикистан, как ключевой составляющей макроэкономической политики.

Предметом исследования являются социально — экономические отношения, возникающие между субъектами рынка национального и наднационального уровней в процессе формирования внешнеторговой политики, с учетом влияния международных факторов.

Рабочая гипотеза исследования предполагает наличие тесной зависимости выбора механизма формирования национальной внешнеторговой политики от социально — экономических и политических мотивов основных субъектов принятия решений в этой области.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ формирования национальной внешнеторговой политики в малой экономике.

Задачи исследования:

11 Рахимов Р. К. Оценка внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан//Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, № 3,2005. — С. 16.

— раскрыть содержание внешнеторговой политики и основные направления ее формирования;

— обосновать формальные и содержательные изменения в процессе эволюции теорий формирования внешнеторговой политики;

— дать сравнительную характеристику методологических подходов, используемых в экономической науке к формированию внешнеторговой политики;

— определить спектр участников выработки внешнеторговой политики на национальном и наднациональном уровне, и рассмотреть специфику поведения субъектов в процессе ее формирования;

— рассмотреть методические основы и модели взаимосвязи национальной внешнеторговой политики и экономического роста;

— определить влияние внешнеторговых факторов и мер внешнеторговой политики на процесс структурной трансформации экономики;

— оценить эффективность экспортно — импортных операций Таджикистана и основные тенденции их развития;

— рассмотреть процесс трансформации внешнеторговой политики Республики Таджикистан и определить основные этапы ее развития в условиях усиления влияния интеграционных процессов;

— определить ключевые направления и пути формирования эффективной внешнеторговой политики Республики Таджикистан.

Соответствие темы исследования паспорту специальности ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках области исследования по паспорту специальностей ВАК, шифр специальности 08.00.01. — экономическая теория (общая экономическая теория): 1.1. Формирование экономической политики (стратегии) государства- 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория: теория переходной экономики и трансформации социальноэкономических систем.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции и положения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области формирования внешнеторговой политики.

В диссертационной работе использовались общенаучные и специальные методы исследования, среди которых методы системного и стратегического анализа, комплексный подход, сравнительный, причинно — следственный, структурный и эконометрический анализ, экономико — математическое моделирование, ранжирование факторов с использованием метода множественной корреляции.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Республики Таджикистанофициальные данные республиканских и региональных органов государственной статистики РТнациональные программы социально-экономического развитияинформационные ресурсы сети Интернетсобственные разработки автора.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретикометодологических положений концепции формирования национальной внешнеторговой политики для малой экономики в условиях рыночного взаимодействия субъектов, участвующих в процессе принятия решений.

Основные научные результаты исследования, включающие элементы научной новизны, заключаются в следующем.

1. Разработана методология формирования внешнеторговой политики в малой экономике, которая в отличие от представлений классической и кейнсианской теорий, рассматривает эндогенный характер выбора параметров внешнеторговой политики, учитывающий как экономическиетак и социальные и политические мотивы влияния субъектов рынка.

2. Предложен концептуальный подход к анализу формирования внешнеторговой политики в малой экономике, который, наряду с влиянием традиционных субъектов, как бизнес — группы, потребители отечественной и импортной продукции и государственные структуры, учитывает усиление роли международных правительственных и интеграционных организаций.

3. Предложена авторская классификация субъектов внешнеторговой деятельности по доминирующему признаку — отношению к инструментам и мерам формирования внешнеторговой политики. Обоснованы мотивы поведения субъектов в процессе формирования национальной внешнеторговой политики, которые имеют разнонаправленный характер и должны учитываться при выборе варианта политики.

4. Уточнена категория «внешнеторговая политика», где определяющим критерием предлагается рассматривать возможность реализации конкурентных преимуществ страны в условиях усиления влияния международных факторов в процессе формирования внешнеторговой политики.

5. Проведена комплексная оценка теоретико — методологических гипотез о поведении основных групп субъектов, вовлеченных в процесс формирования внешнеторговой политики, сформулированных в виде «поддержки отечественного производства», «фискальной функции правительства», «влияния бизнес — групп» и «участия в интеграционных процессах».

6. Разработана экономико — математическая модель влияния социальноэкономических и политических факторов на параметры внешнеторговой политики малой экономики, в частности на уровень и отраслевую структуру импортных таможенных пошлин через призму рассмотренных гипотез.

7. Выявлены особенности формирования национальной внешнеторговой политики, основанные на адаптации западных моделей, так называемого процесса «импорта институтов» к потенциалу развития страны. Предлагаемая двухполюсная модель формирования внешнеторговой политики сочетает меры, направленные на реализацию экспортного потенциала малой экономики с одной стороны с точечным развитием импортозамещения с другой стороны в условиях ограниченности ресурсов. Это позволит максимально увеличить объем экспорта и диверсифицировать его структуру в сторону выпуска продукции с более глубокой степенью переработки.

8. Предложена система оценки, ранжирования и выбора приоритетных отраслей малой экономики, обладающих потенциальными конкурентными преимуществами на базе использовании инструментария стратегического планирования при ограниченности инвестиционных и человеческих ресурсов.

9. Разработана эконометрическая модель зависимости объемов и темпов роста ВВП страны от параметров отечественного производства и выполнения международных обязательств в контексте вступления Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию, что определяет необходимость поэтапного открытия национального рынка для зарубежных товаров.

10. Определены основные направления и пути формирования эффективной внешнеторговой политики. Обоснована необходимость оптимального сочетания протекционистских нетарифных мер и дифференциальной либерализации внешнеторговой деятельности в интересах последовательного включения экономики республики в мирохозяйственные связи.

11. Предложены практические рекомендации по увеличению объемов и товарной диверсификации экспорта с учетом зарубежного опыта по вопросу необходимости кредитно-финансовой и организационной поддержки отечественных экспортеров.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования связана с использованием выявленных закономерностей в практике формирования национальной внешнеторговой политики для повышения эффективности регулирования внешней торговли Республики Таджикистан. Основные результаты диссертационного исследования внедрены в практику деятельности Управления экономического развития и торговли и Торгово-промышленной палаты Согдийской области Республики Таджикистан при разработке планов социально-экономического развития и перспектив углубления внешнеэкономических связей, что подтверждено справками о внедрении. Предложенные автором теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерством иностранных дел Республики Таджикистан, Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан при подготовке и экспертизе ведомственных целевых программ.

Результаты выполненного исследования используются в Худжандском политехническом институте Таджикского технического университета при подготовке экономистов по специальности 25.01.03 «Мировая экономика», реализации программ дополнительного профессионального образования, а также при разработке учебных курсов «Экономическая теория», «Международные экономические отношения», спецкурсов по актуальным проблемам экономической теории.

Апробация результатов исследования. Основные положения и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на Региональной конференции Консорциума экономического образования и исследования (ЕЕЯС) «Уроки первой фазы проекта Сети прикладных исследований в Центральной Азии (СААШЧ)» (Бишкек, апрель 2006) — Международном семинаре «Реформирование системы местного самоуправления» (Душанбе 2008 г.) — Международном семинаре «Инициатива по реформам местного самоуправления и муниципальных услуг» (Будапешт, октябрь, 2010 г) — Международном Экономическом Форуме «Свободные экономические зоны Таджикистана» (Кайраккум, сентябрь 2011 г.) — Международной научно-практической конференции «Перспективы и факторы обеспечения устойчивого развития экономики» (Худжанд, апрель, 2012) — Втором Международном Экономическом Форуме «Инвестиционный потенциал Согдийской области» (Худжанд, октябрь, 2012 г.) — Республиканской научно-теоретической конференции «Государственные символы Республики.

Таджикистан" (Худжанд, ноябрь, 2012 г.) — Первой международной научнопрактической конференции «Инновационное развитие экономики» (Худжанд, апрель, 2013) — Международной конференции «Макроэкономическая политика и макроэкономическое моделирование» под эгидой Европейского союза (Душанбе, апрель 2013) — Научно-практической конференции «Человеческое развитие как фактор устойчивости региональной экономики» (Худжанд, март, 2013) — Ежегодных научных семинарах и научно-практических конференциях Политехнического института (Худжанд, 2009;2013гг.).

Публикации. Основные результаты проведенного исследования отражены в 28 публикациях общим объемом 37,4 п.л., в т. ч. авторских — 25,6 п.л., из них в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ — 13 публикаций.

Структура работы определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов, включающих пять глав, заключения и списка литературы. Диссертационная работа изложена на 309 страницах основного текста и содержит 22 таблиц, 20 рисунков и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:

1) Институциональная теория наиболее адекватно отражает сущность процесса формирования внешнеторговой политики малой экономики. Она в отличие от классического и кейнсианского направлений экономической науки рассматривает влияние не только экономических, но и социальных и политических мотивов субъектов рынка на процесс формирования внешнеторговой политики. Такой концептуальный подход позволяет учитывать состояние государственных институтов в малых экономиках и разрабатывать меры внешнеторговой политики, адаптированные к местным социально — экономическим и политическим условиям. Это способствует повышению вклада экономической теории в принятии решений на уровне государственной внешнеторговой политики.

2) Теория эндогенного выбора варианта внешнеторговой политики в малой экономике является новым взглядом в понимании механизма ее формирования. Она основана на достижениях институциональной экономической теории, которая расширяет и углубляет сферы исследования данного экономического явления до политических и социальных мотивов субъектов рынка. В результате, внешнеторговая политика рассматривается не как внешний фактор по отношению в экономической ситуации в стране, а как результат взаимодействия заинтересованных субъектов рынка. Исходя из этого, сущность внешнеторговой экономической политики представляется как форма разрешения противоречий между интересами субъектов экономических отношений в малой экономике. На макроуровне, как противоречие интересов национальных групп производителей, потребителей, государственных институтов и надгосударственных структур. На уровне международных интеграционных объединений как противоречие национальных интересов отдельных государств по осуществлению внешнеторговой деятельности.

3) Формирование внешнеторговой политики в малой экономике, в условиях возрастающего воздействия факторов международного значения на социально — экономические процессы национального государства, является центральным звеном экономического развития и фактором государственного регулирования экономики. Дуализм в сфере регулирования внешней торговли обусловлен тем, что необходимо сочетание внутренних аспектов развития, направленных на достижение стратегических целей страны, с одной стороны, и возможностей ее участия в международном экономическом сотрудничестве, с другой. Их рациональное сочетание во многом предопределяет эффективность функционирования национальной хозяйственной системы.

4) Анализ механизма формирования внешнеторговой политики с позиций институциональной экономической теории позволил установить приоритеты внешнеторговой политики малой экономики Республики Таджикистан. Они заключаются в стремлении приостановления процесса деиндустриализации экономики и защиты отечественного производства. Такая стратегическая цель достигается путем использования дифференцированного подхода по секторам промышленности. В товарных секторах, где отечественные производители сталкиваются с высоким уровнем внешней конкуренции или где необходимо реализовать социальную функцию правительства, устанавливаются высокие ставки тарифа, как например, в производстве текстильных, кожевенных, швейных изделий, а также пищевых продуктов. В экспортоориентированных секторах промышленности, в частности, в металлургическом секторе, обладающей высокой конкурентоспособностью продукции используются низкие уровни импортного тарифа.

5) Разработана экономико — математическая модель зависимости параметров внешнеторговой политики от переменных, характеризующих объемы и структуру импорта и отечественного производства. Установлено, что наибольшее влияние на процесс формирования внешнеторговой политики оказывают факторы институционального уровня по выполнению условий вступления республики в ВТО. Унификация уровня импортных тарифов за счет сокращения числа тарифных «пиков» и снижения средневзвешенного уровня тарифной ставки достигается путем введения низких импортных барьеров на продукцию товарных секторов с наибольшей долей совокупного импорта, при одновременном увеличении тарифного обложения импорта социально значимых товаров.

6) Внешнеторговую политику государства следует рассматривать как комплекс государственных мер по оптимизации режима регулирования внешнеторговой деятельности на основе конкурентных преимуществ страны и участия ее в международном разделении труда для достижения макроэкономических целей развития. Такая интерпретация процесса формирования государственной политики в области внешнеторгового «регулирования позволяет определить пути и механизмы рационального включения страны в мировую экономическую систему.

7) Процесс формирования внешнеторговой политики страны должен учитывать объективные и субъективные особенности развития экономики. Это обусловлено тем положением, что применительно к условиям Таджикистана, характеризующейся как малая открытая экономика с низким уровнем дохода, влияние внешних эффектов мировой экономической системы, например, изменений мировой ценовой конъюнктуры, сказывается намного сильнее, чем для большой страны. В случаях понижательных колебаний мировых цен на основные экспортируемые товары отечественные производители не могут переориентироваться на внутренний рынок из-за его ограниченных размеров, что приводит к большим финансовым потерям.

8) Формирование национальной внешнеторговой политики малой экономики происходит под воздействием экономических, социальных и политических мотивов экономических субъектов рынка. Их интересы носят разнонаправленный характер, более того не все участники внешнеторгового процесса имеют равные возможности лоббировать, защищать свои интересы в государственных структурах. Исследование показало, что степень воздействия субъектов рынка на формирование параметров внешнеторговой политики можно оценить такими качественными переменными как временная поддержка отечественного производства, максимизация бюджетных доходов от внешнеторговой деятельности, ведение внешнеторговых переговоров со странами — партнерами и влияние бизнесгрупп.

9) Ключевыми причинами возникновения негативного тренда в развитии системы Республики Таджикистан за период перехода к рыночным методам хозяйствования являются внешнеторговые факторы. Это ориентация экономики на экспорт сырья, в результате либерализации цен и политики свободной торговли, а также разрыв традиционных внешнеэкономических связей. Либерализация внешнеторговой деятельности «усугубила те негативные процессы, которые имели место на начальном этапе самостоятельного развития экономики и привели к запуску трансформационного спада. Вместе с тем, для ряда отраслей и производств, на продукцию которых имеется достаточный спрос, внешний фактор оказал положительную роль.

10) Структура внешнеторгового оборота страны не соответствует долговременным перспективам экономического роста и повышения эффективности функционирования экономики. Сегодня у республики практически нет возможности производить в необходимом объеме новые экспортные товары. Во-первых, это связано с отсутствием отлаженной системы государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производствво-вторых, нынешняя стратегия внешней торговли не отвечает требованиям и интересам структурной перестройки экономики страны.

11) В целом наблюдается устойчивая тенденция снижения доли экспорта в ВВП. Если в 2000 году экспортная квота составляла 56,5%, то за последние годы его значение снизилось до 17 — 24%. Это свидетельствует об ухудшении конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, где представлены экспортируемые Таджикистаном товары, что подтверждается ухудшением условий торговли для республики. Кроме того, низкие показатели экспортной квоты отражают неблагоприятное положение товарной структуры экспорта, представленной ограниченным кругом вывозимых товаров сырьевого характера и полуфабрикатами. Современная импортная структура республики является недостаточно выгодной для экономики, так как внутреннеориентированные отрасли, среди которых — пищевая промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, находятся под двойным прессингом. С одной стороны, им приходится конкурировать с отраслями — экспортерами за инвестиционные ресурсы. А с другой стороны, высокую конкуренцию им составляет аналогичная импортная продукция.

12) Одним из важнейших ориентиров для внешнеторговой политики государства является показатель условий торговли. В целом за период 2006 -2011 гг. бартерные условия торговли страны ухудшились. Таким образом, на общий объем экспортируемых товаров становится возможным приобрести все меньше импорта, что ведет к сокращению благосостояния страны.

13) Внутренними барьерами, тормозящими развитие экспорта Таджикистана являются: неконкурентоспособность производимой промышленной продукции, отсутствие достаточных оборотных средств для развития, доступ к приемлемым коммерческим кредитам, недостаточные знания и практические навыки для проведения маркетинговых исследований рынка и содержания сервисной службы, слабая государственная поддержка экспорта, фактическое отсутствие продуманной экспортно-импортной политики поддержки экспортоориентированных отраслей.

14) Внешнеторговый режим республики имеет либеральный характер, так как средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины Таможенного тарифа РТ составляет 7,75% и среднеарифметическая ставка -6,4%. За период трансформации экономики Таджикистана ее внешнеторговая политика подвергалась неоднократным и не всегда последовательным изменениям, как целей, так и методов государственного регулирования.

15) Эволюция торгового режима республики в условиях формирования рыночных отношений в экономике и ее интеграции в мировое хозяйство показывает, что можно выделить четыре этапа в процессе формирования и развития механизма регулирования внешнеторговой деятельности. Первый этап охватывает период 1991 — 1994гг. и характеризуется попыткой сохранения прежней структуры торговли путем заключения двухсторонних торгово — экономических соглашений, использованием как зарождающихся экономических механизмов, так и существующих административных мер регулирования внешней торговли. Второй этап во внешнеторговой политике связан с протекционистским характером регулирования импортных потоков путем введения таможенных пошлин на все большую категорию товарных групп. Третий этап развития внешнеторгового регулирования связан со становлением в республике институтов рыночной инфраструктуры: образование Таджикской товарно-сырьевой биржи, Таджикской межбанковской валютной биржи, Биржи недвижимости, сети коммерческих банков. Эти структуры были призваны создать необходимые условия для функционирования свободного рынка на территории Республики Таджикистан, способствовать его насыщению товарами народного потребления и производственнотехнического назначения, поддерживать курс национальной валюты, а также стимулировать экспортную деятельность отечественных предприятий. По нашему мнению, четвертый этап в развитии внешнеторговой политики страны связан со стремлением вхождения Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию и упорядочению своей внешнеторговой политики с требованиями данной авторитетной организации.

16) В зависимости от степени влияния трансформационного спада на отрасли промышленности их условно можно разделить на четыре группы: отрасли, где наблюдается незначительный спад с последующим восстановлением и превышением над объемами дореформенного производства. К ним относятся электроэнергетика и национальный машиностроительный комплекс, представленный механико-инженерной промышленностью и металлообработкой. Ко второй группе относятся отрасли промышленности, где наблюдается спад производства ниже, чем в среднем по промышленности: цветная металлургия и мукомольная промышленность. Мы считаем, что цветная металлургия также является ростообразующей отраслью экономики Таджикистана, так как его удельный вес в общем объеме производства за период 1990;2010 годы существенно увеличился: с 24,2% до 35,7%. Отрасль изначально была ориентирована на экспорт продукции и в процессе переходного периода смогла существенно не потерять свои позиции. Именно поэтому спад оказался менее продолжительным и проще преодолимым. Третью группу составляют отрасли, в которых наблюдается спад сильнее, чем в среднем по промышленности: легкая и пищевая отрасли. В четвертую группу входят отрасли с наиболее существенными потерями в производстве: деревообрабатывающая и стекольная промышленности, а также в промышленности строительных материалов, в химическом и нефтехимическом производстве.

Как можно проследить по видам производимой продукции, наибольший спад претерпели отрасли, в основном производящие конечную продукцию — легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность, или продукцию инвестиционного характера — промышленность строительных материалов, стекольная, химическая и нефтехимическая. В то же время, можно заметить, что существует достаточно тесная корреляция между позицией отрасли в структуре промышленности и ее ориентацией на экспорт. Увеличение внешнего спроса обусловило относительные высокие темпы роста в данных отраслях. Таким образом, внешний эффект для их развития явился фактором экономического роста.

17) Анализ построенной эконометрической модели показывает, что в секторальном разрезе для отраслей экономики Таджикистана наиболее значимыми переменными является: доля импорта данного сектора в общем объеме стоимостного импорта, показатель доли объема производства 3 наиболее крупных предприятий сектора к общему объему производства, численность занятых в секторе работников и средняя рентабельность сектора. Их экономическая интерпретация позволяет говорить о значимом влиянии мотивов субъектов рынка через тестируемые гипотезы.

18) Для малой экономики Таджикистана большим спектром возможностей обладает разработка и осуществление двухполюсной модели формирования национальной внешнеторговой политики малой экономики в условиях ограниченности ресурсов. Двухполюсная модель определяет такую специализацию страны, при которой происходит сочетание поэтапной реализации стратегии экспортной ориентации с одной стороны, с развитием импортозамещающих отраслей и производств с другой. Это предполагает использование на первом этапе мер внешнеторговой, валютной и промышленной политики, направленных на сохранение ценовой конкурентоспособности существующего товарного ассортимента отечественного экспорта. На втором этапе валютные поступления от экспорта служат источником инвестиций для модернизации и развития эффективных импортозамещающих производств. На третьем этапе достаточное развитие данных сфер экономики становится источником диверсификации товарной структуры экспорта за счет приобретения новых или совершенствования существующих конкурентных преимуществ.

19) Меры государственной поддержки экспорта должны быть направлены на развитие обрабатывающего комплекса, т. е. создание длинных технологических цепочек в выявленных привлекательных, с точки зрения конкурентных преимуществ отраслях, должно стать государственным приоритетом. Результаты оценки привлекательности отраслей и производств на основе построения матрицы портфельного анализа показывают, что таковыми являются хлопковый комплекс республики, цветная металлургия и ее обрабатывающие производства, пищевая, консервная промышленности, а на перспективу — химическая промышленность. Усилия государства в этих секторах должны быть направлены на создание недостающих звеньев законченного технологического цикла производства.

20) В сфере развития капиталоёмких горнодобывающей и горноперерабатывающей отраслей, транспортно — логистической сети, и особенно, гидроэнергетики, необходимо налаживание долговременных партнерских отношений с крупнейшими стратегическими и торговоэкономическими странами региона, и прежде всего, с Российской Федерацией. Это позволит улучшить стартовые условия вступления Республики Таджикистан в Таможенный союз, обеспечит стране рост внешнеторгового оборота и позволит привлечь крупные инвестиции в привлекательные отрасли экономики.

21) Немаловажное направление совершенствования внешнеторговой политики относится к фискальной функции пополнения государственного бюджета. Выполнение требований ВТО по унификации тарифных ставок и значительного снижения уровня средневзвешенного тарифа может привести к напряженности в исполнении государственного бюджета, так как до трети его доходной части приходятся на платежи от внешнеторговой деятельности. В этой связи возрастает роль нетарифных ограничений импорта, относительно небольшой перечень которых, разрешен правилами ВТО.

22) С учетом накопленного международного опыта и практики формирования национальной внешнеторговой политики представляется целесообразным осуществление следующих мер нетарифного регулирования и контроля: установление минимальной и максимальной величины сбора за таможенное оформление, для того чтобы данный сбор рассматривался как плата за услуги таможни, а не как отчисление от стоимости оформляемого товара, и следовательно, как форма нетарифных ограничений, создание единой системы регулирования платежно — расчетных отношений в сфере внешней торговли, включая расчеты с инофирмами на территории страны.

Для решения данных задач меры внешнеторгового регулирования обязательно должны сочетаться с мерами промышленной и инвестиционной политики по повышению степени технического обеспечения и модернизации производства путем широкого применения лизинговых схем инвестирования, заинтересованности специалистов в конечном результате своей деятельности, проведения эффективной маркетинговой и исследовательской работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Международные экономические отношения. М.: Наука, 1999. 258 с.
  2. А.Х. Таджикистан: стратегические факторы устойчивого развития. Материалы международной научной конференции «Перспективы и факторы обеспечения устойчивого развития экономики». Худжанд, 2012. — С. 13
  3. Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Под обшей ред. д.э.н., проф. A.B. Сидоровича- МГУ им. М. В. Ломоносова. — 6-е изд., М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. С. 222
  4. С. А., Мхиторян В. С. Статистика и основы эконометрики. -М., 2000. 179 с.
  5. Алексашенко С, Клепач А., Осипова О., Пухов С. Валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С.4−31.
  6. А. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист. 2005 .-№ 10. — С. 16−23.
  7. В. Д. Иностранный капитал в экономике России // ЭКО. -1999.-№ 11.-С.З-15.
  8. А. Н. Анализ макроструктурной перестройки экономики. -М.: Наука, 1993. 54 с.
  9. О. В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 6. — С.24−42.
  10. К. Л. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. -1999.-№ 2. -С.68−88.
  11. К. Модернизация системы факторов экономического роста // Общество и экономика. 2004. -№ 7−8. — С.161−189.
  12. С. А. Тарифное регулирование импорта в России: опыт экономико-политического анализа // Экономическая история. Ежегодник. 2000. М.: РОССПЭН, 2001. С. 137−198
  13. С.А. Экономико-политические механизмы тарифного регулирования импорта в современной России. Эмпирический анализ. Научный доклад № 99/16. Российская программа экономических исследований. Серия «Научные доклады», 1998. С.59
  14. Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№ 1. — С.52−64.
  15. Е., Потапова А. Отраслевые закономерности рыночной трансформации российской экономики // Мировая экономика и международные от-ношения. 2000. — № 6. — С.87−94.
  16. Н. Моделирование и оценка влияния внешней торговли на благосостояние стран. Сборник статей студентов Школы магистров. Программа «Математические методы анализа экономики» М.: Экономический факультет МГУ- ТЕИС, 2000. 92 с.
  17. Батчиков С, Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. 1997. — № 10. — С.3−13.
  18. С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. 2002. -№ 3.-С.27−41.
  19. В. 3., Арушанян И. И., Трофимова Н. А., Френкин Б. Р. Полипродуктовая динамическая межотраслевая модель народного хозяйства с оптимизируемым блоком внешней торговли // Экономика и математические методы. 2001. — Том 37. -№ 2. -С.107−115.
  20. А. Р. Кризис индустриальной системы в России. «Проблемы прогнозирования». 1996, № 1.
  21. В. А. О трансформационных структурных сдвигах российского промышленного производства // Экономический журнал ВШЭ.2000. Том 4 -№ 2.-С.184−219.
  22. В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3. -С. 14−21.
  23. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 415с.
  24. М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. 2-ое издание. Под ред. Чл.-корр. РАН B.C. Автономова М: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. — С. 11
  25. A.A. Внешняя торговля Таджикистана: приоритетные сферы и направления. В журнале Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, № 2, 2000. -С. 83
  26. . Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и меж-дународные отношения. 2001. — № 9. — С.90−114.
  27. А. В. Переходная экономика: Курс лекций. М., 1994.
  28. А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал.2001. -№ 1.-С.59−74.
  29. Дж. Избранные труды. Серия- «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. I. М Таурус Альфа, 1997. С. 45
  30. Введение в экономическую теорию. Под ред. P.M. Нуреев М, 2004. -С. 18−20
  31. А. Тарифное регулирование импорта в преддверии присоединения России к ВТО // Российский экономический журнал. 2002. — № 9. — С.54
  32. Н. Новая теория международной торговли и экономическая география. Вопросы экономики. № 1−9 294
  33. . JI. Простая модель внешней торговли и ее обобщения // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. 1998. — № 3. — С.46−57.
  34. В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве -ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. — № 7. — С. 19−25.
  35. Всемирная история экономической мысли. Том 1. Отв. Редактор И. П. Фаминский М: Мысль, 1987. С. 405
  36. Всемирная торговая организация: документы и комментарии: М., 2001.
  37. Т. Природа, энергия и экономический рост // Экономический журнал ВШЭ. 2001. -№ 4. -С.459−486.
  38. С. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2001. — № 8. — С.3−12.
  39. А. Факторы роста российской экономики и перспективы технического обновления // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.44−58.
  40. М., Гуриев С, Юдаева А. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С.61−81.
  41. С. Рост без развития и его пределы // Экономист. 2006. — № 4. -С. 14−31.
  42. Д. К. Новое индустриальное общество, М., 1969.
  43. Давид Рикардо. Начала политической экономии и налогообложения. М, 1957.-С. 66
  44. О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность. -М.: Дело, 1999.
  45. В. О характере российской «догоняющей модернизации» и её институциональном обеспечении/Российский экономический журнал. 2005. -№ 2.-С.21−30.
  46. В. Отечественные финансово-промышленные группы: итоги кризиса 98 // Российский экономический журнал. — 1999. — № 11−12. -С.28−35.
  47. Дж. Майкл Фингер. Меры безопасности: осмысление положений ГАТТ/ВТО, допускающих ограничения импорта, siteresources.worldbank.org
  48. Н. И. Внешнеторговая политика государства как фактор экономического роста. Российская государственность на грани тысячелетий. МГУ, М., 2000
  49. Доклад Всемирного Банка // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С.421.
  50. А. НТП в рыночной экономике // Мировая экономика и между-народные отношения. 1993. — № 10. — С. 17−26.
  51. И. Россия на пути в ВТО // Мировая экономика и международ-ные отношения. 2001. — № 9. — С. 121−123.
  52. О. В. Внешнеторговые факторы интенсификации экономического роста в России.
  53. А. А., Петруня Ю. Е. Основы экономической теории. М., 2000.
  54. А.Н. Банки развития как гарантийная поддержка отечественных производителей № 1(12), 2010. С10−15
  55. Л. Национальные экономические системы в глобальных условиях // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 11.-С.25−34.
  56. Н. Инновационная сфера: контуры будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 8. — С.54−60.
  57. В. Глобализация и общественный менталитет // Вопросы экономики. 2001. — № 12. — С.146−150.
  58. А. Модели экономического развития и Россия // Эко. -1996. -ЖЗ.-С.91−97.
  59. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. — № 9. — С. 18−30.
  60. М.М. Приоритеты реформирования рыночного механизма в специфических условиях. В журнале Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе. № 4, 2003 -С. 65
  61. История политических учений. Под ред. О. Э. Лейста. М: Изд. «Зерцало», 2000. С. 319
  62. История экономических учений // Под ред. Автономова В. М., 2000.
  63. С.К. Экономические теории, как методологическая основа развития внешней торговли // Материалы международной научно-практической конференций «Валихановские чтения 9». — Кокшетау, 2004. -С.87
  64. В. Противоречия промышленного роста // Экономист. -2005.-№ 11. -С.35−44.
  65. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  66. Кимельман С, Андрюшин С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С.53−66.
  67. А. П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. Ч. 1. -М., 2000.
  68. А., Смирнов С, Пухов С, Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. 2002. — № 8. -С.4−20.
  69. Л. Л. Тенденции модернизации и перспективы экономического развития Латинской Америки // Латинская Америка. 2003. — № 10. — С.4−15.
  70. Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики. 2003. -№ 9. — С.123−135.
  71. В. Прямые иностранные инвестиции и антиконкурентная политика // ЭКО. 1999. — № 8. — С.43−56.
  72. Н. И., Ерошкин С. Ю., Кравченко М. В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования. -2005.-№ 6.-С. 10−26.
  73. Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики // Экономист. 2000. — № 9. — С.31−36.
  74. Ю. Оценка макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей России // Экономист. 2002. — № 4. — С. 16−25.
  75. Я. От социализма к капитализму и обратно // Эко. 1999. — № 7. -С.2−24.
  76. Я. Трансформационный спад // Вопросы экономики. 1994. -№ 3.-С.4−16.
  77. В. Н. История экономических учений. М., 1997.
  78. П. Кругман. Международная экономика. Теория и политика. М: ЮНИТИ, Экон. ф-тет МГУ, 1997, 799с.
  79. Э. Экономический рост и реформы в России // Вопросы экономи-ки. 2002. -№ 6. — С.4−9.
  80. . Стратегии развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал.- 2000. № 3. — С.3−13.
  81. Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз // Экономист. 2003. -№ 1. — С.3−14.
  82. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С. 14−28.
  83. В. Г. Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России // ЭКО. -1999. № 9. — С. 15−31.
  84. В. Г. Внешнеэкономические связи России // ЭКО. 2000. — № 7. -С.2−12.
  85. А. Международная торговля: теория и политика. Промышленная политика и международные отношения / В 2 книгах. Книга 1. Международные отношения. -М.: Социум, 2005.
  86. В. Стратегия развития и её цели // Экономист. 2006. — № 1. -С.3−9.
  87. В. Будущее мировой экономики. М., 1979. 205 с.
  88. П. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  89. К. Российская нефть: производство и экспорт // Вопросы экономики. 2003.- № 9.- С. 136−142.
  90. Ю., Рохлина Л. Производственные функции в анализе мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2004.
  91. Любимцева С, Чуприк Ю. Концепция неоиндустриализма и экономическое развитие России // Экономист. 2005. — № 4. — С.21−34.
  92. М.А. Государственная внешнеторговая политика как фактор экономического развития России Волгоград: Полет, 2003. — С. 89
  93. А., Гончаров В. Теоретические аспекты моделирования инновационных процессов в экономике // Общество и экономика. 2004. — № 3. — С.85−93.
  94. К. Капитал. Т. 2. М.: Партиздат ЦК ВКП (б)., 1937.
  95. В. Экономический мэйнстрим и современное воспроизводство // Мировая экономика и международные отношения. 2003. -№ 2. — С.36−41.
  96. А. Принципы политической экономии. ТТ. 1−3. М., 1983.
  97. Мен Т. Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства/Меркантилизм. М: Соцэкгиз., 1935.
  98. Меркантилизм. Под ред. и со вступительной статьей И. С. Плотникова. -Л.: ОГИЗ,
  99. Дж. Ст. Основы политической экономии. ТТ. 1−3. -М., 1980.
  100. С. Следует ли России опасаться глобализации? // Вопросы экономики. 2002. — № 8. — С.35−49.
  101. Р. Стоит ли вступать в ВТО? (Опыт Киргизии). Журнал Pro et Contra. Том 7. № 2 Весна 2002. — С. 49
  102. А.А., Бойматов А. А. Таджикистан и Кыргызстан: торгово-экономическое сотрудничество. Худжанд: Меъродж, 2011. 228с.
  103. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2006. С. 14
  104. А. Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 2. — С.20−31.
  105. Неоинституциональная экономическая теория. Под ред. В. В. Разумова. М: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. — С. 338
  106. А. Межстрановой анализ структуры экономики. М.: «Наука», 1987.
  107. В.А. Мягкая инфраструктура рыночной экономики // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. -JI., 1993. -С.135−140.
  108. Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  109. В. П. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции/Мировая экономика и международные отношения.- 2001 г- № 5.- стр. 46.
  110. А.Н. Институциональная экономика. М: ИНФРА-М, 2002. С. 205
  111. Ю. Экономический кризис: причина или следствие «перестройки»? // Вопросы экономики. 1992. — № 4−6. — С.26−37.
  112. Опыт стран членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках // Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№ 8.-С. 12−21.
  113. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В. Д. М: Владос, МГТУ им. Баумана, 1994. — С. 321
  114. К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы // Общество и экономика. 1999. -№ 12. — С. 18−28.
  115. Я., Галухина Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России // Вопросы экономики. 2005. — № 10. — С.72−89.
  116. В. Свободная торговля или протекционизм. в период мирового финансового кризиса. В журнале «Мировое и национальное хозяйство». Изд. МГИМО. http://www.elitarium.ru/
  117. Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии // Российский экономический журнал. 2002. — № 11−12. -С. 16−42.
  118. В. Политическая анатомия Ирландии // Соч. в рус. пер.: Экономические и статистические работы, М., 1940.
  119. М. Геоэкономический подход к исследованию проблем мирохозяйственного взаимодействия // Общество и экономика. 2000. — № 3. -С.26−49.
  120. Д. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств // Инвестиции в России 2003. — июнь.
  121. В. М. Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы.-1996.-Том32, вып. 1.-С.57
  122. В. М., Попов В. Макроэкономическая политика: теория и практика. Часть 1. Эволюционная теория экономической политики. Опыт быстрого развития. М: ИНФРА-М, 2003. С. 45
  123. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции и российские реальности // Российский экономический журнал. 1999. — № 12. -С.71−77.
  124. А. Национальные рыночные модели экономического развития // Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12. — С.85−101.
  125. М. Международная конкуренция. М., 1993.
  126. Последствия присоединения России к ВТО для отечественной промышленности: обоснование методики оценки // Российский экономический журнал. 2002.-№ 1.-С.31−47.
  127. В. Ф., Пителин А. К. Модельные исследования механизма стабильного экономического роста // Экономика и математические методы. -2002. Т.38.-№ 4.-С.6−11.
  128. Р.К. Некоторые вопросы воспроизводства и использования основного капитала в экономике Таджикистана. В журнале Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, № 1, 2006. -С. 123
  129. Р.К. Оценка внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан//Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, № 3, 2005.-С.16
  130. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Оценка качества экономического роста // Вопросы статистики. 2005. — № 2. — С. 11−14.
  131. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Платёжеспособный спрос и структурные изменения в промышленности // Экономист. 2004. — № 2. — С. 1620.
  132. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Хозяйственная конъюнктура и структурная перестройка // Экономист. 2005. — № 11.- С.30−34.
  133. А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования // Российский экономический журнал. 2000. -№ 7. — С.74−80.
  134. М. Экспортный сектор в экономике России: иллюзии и реальность // Вопросы статистики. 2005. — № 4. — С. 43−46.
  135. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. — № 8. — С.46−65.
  136. Рей А. И. Конкурентные стратегии США и новых индустриальных стран в микроэлектронной промышленности. Возможности обобщения опыта и его применения в России. В сбор, трудов Института США и Канады РАН. № 3, 2002.-С. 107
  137. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Т. 1.-М., 1955.
  138. А. Опыт стран догоняющего развития и российская действительность // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 7. -С. 12−21.
  139. Россия и страны мира. 2004.: Стат. Сборник // Росстат. М., 2004.
  140. Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2005. -С. 96
  141. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход. // Пер. с англ.-М.: Дело, 1996.
  142. А. С. Макроэкономика. Учебник для вузов//Под ред.
  143. А.И. С-Пб.: Издательство «Питер», 2000. зоз
  144. В. Внешняя торговля России: товарная структура и вопросы её совершенствования // Российский экономический журнал. 2004. -№ 9-ю. -С.76−89.
  145. К. А. Международные экономические отношения М.: Гардика, 1998.
  146. А. Д. Лекции по макроэкономическому моделированию. М., 2000.
  147. . Противоречия технологического развития // Российский эко-номический журнал. -1993. № 10. — С.79−88.
  148. В. Структура. экономики и экономический рост: мировая динамика и уроки для России // Общество и экономика. -1998. № 3. — С.65−79.
  149. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  150. Ю., Куликова М. К вопросу выбора критерия отбора высокотехнологичных отраслей промышленности // Общество и экономика. -2004.-№ 4.-С. 116−123.
  151. А. Преуспевающий незапад и Россия перед лицом западной модели развития // Мировая экономика и международные отношения. 1996.-№ 12.-С.101−114.
  152. О.В. Импортозамещение в условиях малой открытой экономики. Минск, 2006. -С. 143
  153. Статистика государств-членов ЕврАзЭС http://www.evrazes.com/
  154. Страны и регионы. 2002. Статистический справочник Всемирного банка// Пер с англ. М.: Весь мир.2003.
  155. Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2006. — № 2. — С.46−64.
  156. Таджикистан и внешний мир: В ожидании лучших времен. Asia-Plus. 20.12.2012
  157. Теория и практика современного мирового хозяйства // Под ред. Архипова А. Ю. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2002.
  158. С. Структурная трансформация национальной экономики: к методологии анализа детерминант прогресса или регресса // Российский экономический журнал. 2004. — № 3. — С.93−95.
  159. О. Экономические институты капитализма. Фирсы, рынки и отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  160. А. С. Проблемы и этапы реформирования российской экономики. Тезисы лекции. http://www.yabloko.ru/Union/MMYA
  161. A.A. Единое экономическое пространство. -М.: Издательский дом «Синергия». 2012. 383с.
  162. И. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 12−35.
  163. Л. О многовариантности международных экономических сопоставлений // Мировая экономика и международные отношения.- 2005. № 1. -С.56−78.
  164. Х.У., Одинаев М. А. Таджикистан и глобальная торговля или каким образом добиться эффективного членства в ВТО. Душанбе: Ирфон. 2005, — С 28
  165. С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — С.45−52.
  166. Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. // Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  167. С. П. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 8. — С.30−46.
  168. Д. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988.
  169. В. Г. Факторы роста российской экономики в период стабилизации // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. -2005. № 3. -С.22−43.
  170. К. Противоречия экономического роста // Экономист. 2005. -№ 8.-С.47−54.
  171. В. Динамика замедления: Первые оценки итогов 2005 г. // Экономист. 2006. -№ 1. — С. 10−14.
  172. А. Устойчив ли экономический рост? // Экономист. 2003. -№ 12.-С.30−35.
  173. X., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. -М., 1972.
  174. Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист.-2005.-№ 3 .-С.41 -49.
  175. А.В., Терский М. В. Мировая экономика. Часть 1. -М.: Наука, 1993.-С.10
  176. Н. Внешнеэкономическая политика России//Вопросы экономики. 2003 .-№ 1.-С. 154−157.
  177. Экономика внешних связей России. Учебник для предпринимателя//Под ред. Булатова А. С. -М., 1995.
  178. А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику//Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10. -С. 10−22.
  179. К., Baldwin R. 1987- Ollareaga M., Soloaga I. 1998. С. 109
  180. R. 1976, Helleiner G. 1977. C.24 182. Corden W.M., 1965, p. 31
  181. Export promotion and the WTO. A brief guide. International Trade Centre. Geneva 2009.-P.l 9
  182. Grossman G. and Helpman, 1994. C. 139
  183. Hettich, Winer. Economic effisiency, Political institutions andpolicy analysis. 1993
  184. Hillman 1989, Mayer 1984, Nelson 1988
  185. R. 1983, Baldwin R. 1985. C. 108
  186. Magee, Brock, Young 1989. C. 78
  187. Merkantilismen, dl 1—2, Stockh., 1931, -p. 45
  188. J.S., 1967, p. 321—323
  189. Palmade V. Industry level analysis: the way to identify the binding constraints to economic growth. World Bank Policy Research Working Paper 3551, March 2005 // http://econ.worldbank.org/
  190. Rodrik, D. Political economy of trade policy. In: G. Grossman and K. Rogoff, eds., Handbook of International Economics, Vol. 3 (North-Holland, Amsterdam) 1457−1494.
Заполнить форму текущей работой