Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета
Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, работе Студенческого центра ДК «Россия» Оренбургского государственного университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
- 1. Художественно-эстетическое развитие личности как педагогическая проблема. ^
- 2. Специфика художественно-эстетического развития личности студента
- 3. Возможности воспитательной системы университета в художественно-эстетическом развитии студентов. ^
- Выводы по первой главе
- Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТА
- 1. Актуализация творческого потенциала образовательной среды
- 2. Дифференцированный подход к художественно-эстетическому развитию студентов. ^ ^
- 3. Обогащение форм и методов развивающего воздействия сферы дополнительного образования
- 1. Z о
- Выводы по второй главе
Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях модернизационно-го обновления системы образования высшая школа ориентирована на творческий поиск эффективных форм и методов целостного развития личности студентов, усиление гуманитарной составляющей профильных дисциплин, подготовку будущих специалистов к реализации своего профессионального потенциала в изменяющейся среде социальной жизнедеятельности, глубокое освоение молодыми людьми духовных богатств, накопленных мировой и отечественной культурой.
Повышенное внимание к общекультурной стороне воспитания учащейся молодежи отражено в «Законе об образовании» Российской Федерации и других программных документах, где утверждаются гуманистические приоритеты построения образования в интересах личности, общества и государства, подчеркивается значимая роль общечеловеческих ценностей в формировании мировоззренческих основ личности. Тем самым художественно-эстетическое развитие студентов выступает важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности, поскольку вне сформированной способности понимать, принимать и творить мир по законам красоты, любви и добра невозможно представить гармоничный облик специалиста, проявляемый в любой сфере личностной реализации.
В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать обозначенную проблему. Это труды известных педагогов, мыслителей, посвященные вопросам художественно-эстетического развития личности (П.П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) в содержательной диалектике «эстетического» и «художественного» (Ю.Борев, В. В. Бычков, А. А. Радугин, Е. Г. Яковлев и др.).
Эстетические подходы к искусству в аспекте художественного отражения сферы выразительного бытия человека разрабатывались А. Баумгартеном, Г. В. Ф. Гегелем, И. Кантом, Д. Лукачем, М. Б. Храпченко, Ф.В. И. Шеллингом, Ф. Шиллером, А. Шопенгауэром, Л. Г. Юлдашевым и др.
Психологические особенности художественно-эстетического отражения мира раскрыты в работах Р. Арнхейма, Г. Вельфлина, JI.C. Выготского, И. А. Джидарьян, Т. Липпса, А. В. Пирадова, В. Н. Самохина, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона.
Целевые доминанты и педагогические факторы художественно-эстетического развития взрослеющего человека раскрываются в работах Ю. Л. Афанасьева, В. А. Балашова, И. Ф. Гончарова, Г. Н. Джибладзе, Д. Н. Джолы, Л. П. Дугановой, А. Я. Зися, Р. А. Литвак, Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, А. В. Толстых, Е. В. Шевцова, А. Б. Щербо.
Вопросы формирования эстетической культуры учащихся и студентов рассмотрены в диссертационных исследованиях Н. В. Бровко, Т. М. Мальгиной, С. В. Масловской, Э. Э. Пурик, С. Д. Якушевой и др.
Вместе с тем желательность исследовательского обращения к обозначенной проблемной сфере определяется необходимостью разрешения существующих противоречий, в числе которых:
— образовательное несоответствие между возросшей потребностью общества в самостоятельной, творчески активной личности и недостаточной теоретической разработкой проблемы художественно-эстетического развития будущего специалиста в уеловиях вузовского обучения;
— педагогическое рассогласование между значимым потенциалом современного университета в плоскости художественно-эстетического развития личности студента и неполной реализацией соответствующих возможностей вузовского воспитания в развитии базовой способности личности творить самое себя и окружающий мир в гуманистической парадигме красоты, любви и добра.
Актуальность и практическая значимость обозначенного выделенными противоречиями содержательного поля рассматриваемой проблемы определила тему исследования: «Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета».
Объект исследования: воспитательная система университета.
Предмет исследования: процесс художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета будет происходить с большей эффективностью, если:
— актуализирован эстетический потенциал образовательной среды вуза;
— осуществлен дифференцированный подход к организации самодеятельного творчества студентов;
— обогащены формы и методы личностью развивающего влияния сферы дополнительного образования.
Цель, объект, предмет и гипотеза содержательно обусловили следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание и сущность базовых понятий исследования.
2. Выявить особенности педагогического потенциала воспитательной системы университета в плоскости развивающего художественно-эстетического воздействия на личность студента, обозначить критерии и уровневые показатели этого процесса.
3. Определить специфику творческого развития личности студента в воспитательной системе университета.
4. Разработать и апробировать модель художественно-эстетического развития личности в воспитательной системе университета.
5. Подготовить методические рекомендации для работников образования по художественно-эстетическому развитию личности студента в воспитательной системе вуза.
Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические теории, раскрывающие многогранность проблемы художественно-эстетического развития личности в плоскости образовательного воздействия:
— деятельностная природа развития личности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Б. С. Братусь, J1.C. Выготский, В. П. Зинченко, Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, C. J1. Рубинштейн);
— педагогические закономерности становления личности в образовательном взаимодействии (В.И. Андреев, Е.В. Бондарев-ская, А. В. Кирьякова, А. Н. Ксенофонтова, В. Г. Рындак, В.А. Сла-стенин, Н.Е. Щуркова);
— идеи современных концепций воспитания (Н.С. Дежникова, И. А. Зимняя, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. А. Морозова,.
А.В. Мудрик, Н.Л.Селиванова);
— гуманистический потенциал сферы художественно-эстетического влияния (А.Ф. Лосев, Г. В. Ф. Гегель, Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин, Б.Т.Лихачев);
— культурологические основания образовательного процесса (Н.А. Бердяев, П. А. Сапронов, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер);
— специфика личностно-профессионального (компетентност-ного) развития студента (Т.М.Громкова, И. А. Зимняя, С. Д. Смирнов, Р. С. Пионова, Ю.Г.Фокин).
Исследование осуществлялось в теоретико-практическом единстве системного, личностно-ориентированного и событийного подходов.
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемеизучение и обобщение педагогического опытасоциологические методы — анкетирование, тестирование, беседапрямое, косвенное и включенное наблюдениеэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы).
База исследования — воспитательная система Оренбургского государственного университета.
Цель, поставленные задачи и методология исследования определили характер и последовательность его проведения в логике трех этапов:
На поисково-диагностическом этапе (2000;2001 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме художественно-эстетического развития личностина основе анализа теоретических источников, данных констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, были конкретизированы структура и содержания основных понятий исследования. Ведущими методами на данном этапе выступили: анализ, наблюдение, анкетирование.
Формирующий этап (2002;2003 гг.) был связан с проведением формирующего эксперимента, по результатам которого уточнялась гипотеза исследованияосуществлялась реализация выделенных педагогических условий повышения уровня художественно-эстетического развития студентов. Основными методами исследования на этом этапе выступили социологический опрос и педагогическое проектирование.
На аиалитико-рефлексивном этапе (2004;2005 гг.) обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись и корректировались теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательную практику высшей школы, оформлялся текст диссертационной работы и автореферата.
Научная новизна исследования:
— выявлен педагогический функционал воспитательной системы университета в аспекте художественно-эстетического воздействия: приоритет становления общекультурной (поликультурной) компетенции будущего специалистаактуализация нравственно-духовной стороны социализации личностиповышение образовательного престижа вуза и позитивное влияние на формирование контингента студентов;
— определена специфика художественно-эстетического развития личности студента в воспитательной системе университета: соотнесенность с креативной составляющей будущей профессиииндивидуальная сообразность выбора и характера участия в самодеятельном творчествепозитивное влияние на профессиональный (эстетический) имиджактуализация нравственно-эстетических качеств личности;
— выделены критерии (объемной действенности, креативного роста, этической значимости) и уровневые показатели (количественного охвата и самодеятельного участия, степени развитости творческого потенциала, динамики личностной самооценки) художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета;
— установлены принципы художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе вуза: проектируемой успешности образовательного оптимизмарасширения продуктивных сфер индивидуального выбора и самодеятельной активности;
— разработана модель художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе университета, логика построения и практической реализации которой основывается на идее креативного усиления расширяющегося воздействия на личность образовательного потенциала межсубъектного взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления о теории и практике гуманизации личности в образовательном процессе высшей школы, способствуют дальнейшей разработке вопросов реализации потенциала искусства и самодеятельного художественно-эстетического формотворчества в духовно-нравственном развитии студенческой молодежи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для работников университетских (вузовских) структур воспитательной направленности, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работерезультаты исследования способствуют повышению эффективности педагогического влияния воспитательной системы образовательных учреждений на художественно-эстетическое развитие личности обучаемых.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена адекватной логикой его построения и осуществления, использованием комплекса научных методов, соответствующих предмету, цели и задачам диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза заключается в педагогически оправданном усилении личностно развивающего влияния природных и искусственно создаваемых выразительных форм пространственного окружения студента, что вносит гармонизирующее начало в индивидуальные жизненные проявления, способствует пониманию, созиданию и утверждению идеалов красоты, любви и добра в сфере межличностных отношений, учебной деятельности и художественного творчества.
2. Осуществление дифференцированного подхода к организации самодеятельного творчества студентов связано с оптимизацией процесса нравственно-эстетического развития личности путем создания акмеологически благоприятной атмосферы восхождения воспитанников к вершинам нравственно-духовного совершенства от уровня художественно-эстетической пропедевтики до степени развитого художественно-эстетического выбора.
3. Обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования на студента предполагает усиление позитивного характера педагогического воздействия за счет расширяющегося постоянства инновационного обновления инструментально-технологической составляющей этого процесса в парадигме деятельностно-компетентностного и гуманистически-межличностного опосредования.
4. В логике проведенного диссертационного исследования педагогическими условиями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают:
— актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза;
— осуществление дифференцированного подхода к организации самодеятельного творчества студентов;
— обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровня (Оренбург-Москва, 2003; Оренбург: 2003 — 2005; Бузулук, 2005; Орск, 2001), а также подтвердили свою практическую эффективность вследствие широкого внедрения в деятельность образовательных субъектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», Оренбургского областного учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и других образовательных институтов.
Личный вклад автора заключается в осуществлении научно-теоретического и историко-педагогического анализа проблемы художественно-эстетического развития личности студента, разработке принципов построения модели художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе вуза, определении педагогических условий успешной реализации разработанной модели в университетской практике воспитательных взаимоотношений.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Наряду с текстовыми материалами в работу включены схемы и таблицы.
Выводы по второй главе:
1. Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, работе Студенческого центра ДК «Россия» Оренбургского государственного университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь к простому ремесленничеству, к профессионализму «без души», когда созидание окружающего мира и самого себя по законам красоты становится достаточно проблематичным.
2. Положительная динамика критериальных показателей художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета в целом подтвердила правильность обоснованных нами педагогических условий подобного развития личности взрослеющего человека, будущего специалиста.
3. Педагогическими условиями реализации целевых доминант нашего исследования выступают: актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) — осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студентаобогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.
1. Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь к простому ремесленничеству, к профессионализму «без души», когда созидание окружающего мира и самого себя, но законам красоты становится достаточно проблематичным.
2. Специфика художественно-эстетического развития личности студента в воспитательной системе университета заключается в непосредственной соотнесенности данного процесса с креативной составляющей становления профессиональной компетентностивзаимосвязи с индивидуальной сообразностью выбора и характера участия студентов в деятельности художественно-эстетической направленностиприоритете положительного влияния на личностный (эстетический) имидж взрослеющего человекасопряженности с развитием нравственно-эстетических качеств будущего специалиста.
3. Предлагаемая модель художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе университета в основе своего построения и практической реализации имеет принцип креативного усиления расширяющегося концентрического воздействия на личность образовательного потенциала межсубъектного взаимодействия.
4. Значимая роль в художественно-эстетическом развитии личности принадлежит воздействию искусства во всем разнообразии его видовой представленности.
4. Критериями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают: объемность действенности развивающего влияния, креативность личностного роста, этическая значимость содержательного присвоения в конкретизации соответствующих уровневых (высокий, средний, низкий) показателей (количественного охвата и самодеятельности участия, степени развитости творческого потенциала личности (выраженность творческой направленности личности), осознанности (понимания) позитива нравственно-профессиональной прагматики и динамики личностной самооценки).
5. Положительная динамика критериальных показателей художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета в целом подтвердила правильность обоснованных нами педагогических условий подобного развития личности взрослеющего человека, будущего специалиста.
6. В логике проведенного диссертациоиного исследования педагогическими условиями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают: актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) — осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студентаобогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.
7. Актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) заключается в педагогически направленном усилении (акцентности) личностно развивающего влияния природных и искусственно созданных выразительных форм пространственного (средового) окружения студента, что вносит гармонизирующее начало во все жизненные проявления, способствует пониманию, созиданию и утверждению красоты в сфере межличностных отношений, учебной деятельности и художественного творчества.
8. Осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студента связано с оптимизацией процесса нравственно-эстетического развития посредством создания (с учетом выделенных критериаль-но-уровневых содержательных показателей) максимально (акмео-логически) благоприятных условий восхождения воспитанников к вершинам социокультурного (духовного) совершенства.
9. Обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования на студента предполагает усиление позитивного характера педагогического воздействия за счет расширяющегося постоянства инновационного обновления инструментально-технологической составляющей этого процесса в парадигме деятельностно-компетентностного и гуманистически-межличностного опосредования.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. 1999.- № 4. — С.100−109.
- Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников // Искусство и художественное развитие учащихся / Отв. ред. М. А. Верб. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.- С. 3−9.
- Амонашвили, Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амопашвили. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 80 с.
- Андрущенко, В.П. Идеологическая эффективность культуры / В. П. Андрущенко. Киев: Вища школа, 1988. — 191с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. -608 с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 281 с. С. 3−18.
- Арнольдов, А. Человек в мире культуры. / А.Арнольдов. -М.: Изд-во МГИК, 1992.-237с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р.Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-238 с.
- Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей./ Т. И. Артемьева. М: Наука, 1977. — 184 с.
- Аршавский, В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека /
- В.В.Аршавский // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 29−46.
- Астахов, И.Б. Эстетика. / И. Б. Астахов. М.: Московский рабочий, 1971.- 439 с.
- Афанасьев, Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. / Ю. Л. Афанасьев. Львов: Свит, 1990. — 160 с.
- Базовая культура личности: творческие и методические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой.-М.: ВНИК «Школа», 1989. 149 с.
- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика./Р.Барт. -М.: Прогресс, 1989. 615 с.
- Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М.Бахтин- Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С.7−180.
- Безрукова, B.C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: Авт. дис.. д-ра пед.наук. / В. С. Безрукова. Казань, 1983. — 36с.
- Беляева, Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л. А. Беляева. // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С.36−45.
- Бердяев, Н.А. О культуре / Н. А. Бердяев // Дополнительное образование. 2004. — № 3. — С. 52−56.
- Библер, B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения /
- В.С.Библер //Вопросы философии. 1989. -№ 6. — С.3 1−42.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т.2. / П. П. Блонский М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
- Бобошина, Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: авт. дис.канд. пед наук. Курган, 1995. — 26 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение. / А. А. Бодалеп М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бореев, Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. 5-е изд., допол. / Ю. Б. Борев -Смоленск: Русич, 1997. Т.1. — 576 с.
- Бровко, Н.В. Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству: авт. дис. канд. пед. наук. / Н. В. Бровко Оренбург, 2003. — 21 с.
- Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский М.: Мысль, 1979. — 230 с.
- Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров -М.: Искусство, 1956. 292 с.
- Бычков, В.В. Эстетика: Учебник. / В. В. Бычков М.: Гардари-ки, 2002. — 556 с.
- Бюллетень Министерства образования РФ. М., 1999. — № 12. -24 с.
- Ванслов, В.В. Проблема прекрасного / В. В. Ванслов М.: Госполитиздат, 1957.- 263 с.
- Введение в культурологию: Учебное пособие в 3-х частях по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры» / Под ред. В. А. Сапрыкина. Ч. 1. М.: Технический университет, 1995. — 210 с.
- Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств /
- Г. Вельфлин M.-JI: Госполитиздат, 1930. — 138 с.
- Верб, М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М. А. Верб Д.: Политиздат, 1981. — 36 с.
- Ветрова, И. Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: авт. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 18с.
- Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов СПб.: АО «Икар», 1993. — 272 с.
- Волков, И.П. Воспитание творчеством / И. П. Волков. М.: Знание, 1989. — 84 с.
- Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 506 с.
- Волков, Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования / Ю. Г. Волков. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. — 214 с.
- Волович, JI.A. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ / JI.А.Волович. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
- Выготский, J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JT.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 93 с.
- Выготский, JT.C. Психология искусства / JI. С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. 573 с.
- Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения/ Л. С. Выготский, А. Р. Лурия М.: Педагогика, 1993.- 224 с.
- Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 112 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т./ Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621 с.
- Герман, A.M., Беседы об эстетике. 3-е изд., перераб. / А. М. Герман, В. К. Скатерщиков М: Знание, 1970. — 192 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гильман, Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: дис. .д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2001.-378 с.
- Гольдентрихт, С.С., Гальперин, М.П. Специфика эстетического сознания / С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин М.: Высш. школа, 1974. — 103 с.
- Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко М.: Наука, 1991. — 432 с.
- Гончаров, И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров М.: Просвещение, 1978. -160 с.
- Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
- Гордеева, А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: авт. дис. канд. пед. наук / А. В. Гордеева М., 1990. — 19 с.
- Гройсман, A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний: руководство по театральной и паратеатральной психологии / А. Л. Гройсман М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. — 436 с.
- Громкова, Т.М. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / Т. М. Громкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
- Джибладзе, Г. Н. Принцип эстетического воспитания / Г. Н. Джибладзе Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1971. — 347 с.
- Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян М.: Наука, 1976. — 191 с.
- Дистервег, А. Назначение и цель жизни человека и учителя / А. Дистервег // Учитель. М.: Педагогика, 1991.- С. 183−214.
- Дмитриева, Н.А. Вопросы эстетического воспитания /Н.А.Дмитриева М.: Искусство, 1976. -208 с.
- Заир-Бек, Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, материалы / Е. С. Заир-Бек СПб.: Изд-во СПб ГДЮТ, 1994. — 19 с.
- Закон Российской Федерации об образовании М.: МП «Новая школа», 1992. — 60с.
- Занков, Л.В. Наглядность и активизация в обучении / Л. В. Занков М.: Педагогика, 1960. — 86 с.
- Зарецкая, И.И. Воспитание эстетического отношения к труду как социально-педагогическая проблема / И. И. Зарецкая // Формирование эстетического отношения к искусству: Мат. междунар. конф. / Под ред. В. Г. Бутенко. Херсон, 1991. — С.147−151.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
- Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
- Зимняя, И.А., Морозова, Н.А. Современное состояние концепций проблемы воспитания / И. А. Зимняя, Н. А. Морозова // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000.- 171 с. — С.3−7.
- Зинченко, В.П. Сущность культуры / В. П. Зинченко Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — 67с.
- Зись, А.Я. К вопросу о соотношении структур философского и художественного мышления / А. Я, Зись // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.- М.: Политиздат, 1980. -405 с. С.12−43.
- Иванов, В.П. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования / В. П. Иванов, Е. К. Быстрицкая и др. Киев: Вища школа, 1986. — 231с.
- Иконникова, С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика) / С. Н. Иконникова Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1969. — 369 с.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Ильин, И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Общ.ред. М. Лифшица / И. А. Ильин М.: Искусство, 1983. — 288 с.
- Искусство и художественное развитие учащихся / Под ред. М. А. Верба. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 115 с.
- Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расшир. и перераб. / М. С. Каган. Л.: Изд-во Леиипгр. гос. унта, 1971. — 766 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Мысль, 1974.- 328 с.
- Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Кант, И. Основы метафизики нравственности / И.Кант. М.: Мысль, 1999. — 1472 с.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Килпатрик, В. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе. / Пер с англ. издания Е. Н. Янжул / В.Килпатрик. Л.: Изд-во Брокгауз и Ефрон, 1925. — 115 с.
- Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. — 188 с.
- Киященко, И.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура / Н. И. Киященко // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Искусство, 1980. — 405 с.
- Климов, Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов М.: Педагогика, 1977. — 295 с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1./ Я. А. Коменский М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Кравчук, П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: дис.канд. филос. наук / П. Ф. Кравчук Курск, 1992. — 385 с.
- Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Кривцун, О.А. Эстетика / О. А. Кривцун М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
- Крупская, Н.К. К вопросу о свободной школе / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С.111−117.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Крюковский, Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации / Н. И. Крюковский Мн.: Изд-во БГУ, 1974. — 138 с.
- Ксенофонтова, А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу / А. Н. Ксенофонтова -Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. 100 с.
- Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник / В. С. Кузин М.: Агар, 1998. — 336 с.
- Кузин, B.C. Психология / В. С. Кузин М.: Агар, 1999. -231 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина JL: Изд-во ЛГУ, 1985. — 76 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина М: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
- Левитов, Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963. — 163 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Липпс, Т. Руководство к психологии / Пер. с нем. / Т. Липпс -С.Петербург, 1907. 332с.
- Литвак, Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Монографии / Р. А. Литвак Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1996. — 138 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-в пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев -М.: Дет. лит-ра, 1989. 238 с.
- Лосев, А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / А. Ф. Лосев М.: Высшая школа, 1963. — 584 с.
- Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков М.: Искусство, 1965. — 374 с.
- Лукач, Д. Своеобразие эстетического / Пер. с нем. В 4 т. Т.2. / Д. Лукач М.: Прогресс, 1986. — 468 с.
- Лукин, Ю.А. Художественная культура в системе идейно-воспитательной работы / Ю. А. Лукин М.: Знание, 1979. — 64 с.
- Луначарский, А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский М.: Госучпедгиз, 1958. — 197 с.
- Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Ляхович, Е. Личность и культура / Е. Ляхович // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 15−24.
- Маймин, Е.А. Эстетика наука о прекрасном / Е. А. Маймин -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Макаренко, А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко М.: Учпедгиз, 1959. — 430 с.
- Маленкова, JI.И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое сообщество России, 2004. -480 с.
- Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т. З / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. -560 с.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян М.: Мысль, 1983. -284 с.
- Масловская, С.В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся: авт. дис. канд. пед. паук. / С. В. Масловская Оренбург, 1999. — 18 с.
- Матушкин, С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе: авт.дис.д-ра пед.наук. / С. Е. Матушкин Челябинск, 1971. — 32 с.
- Матьяш, О.И. О методических подходах к определению целей воспитания / О. И. Матьяш // Новые исследования в педагогических науках. № 1(53) М.: АПН СССР, 1989. — С. 3−6.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матыошкин М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Маца, И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание / И. Л. Маца М.: Искусство, 1969. — 84 с.
- Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностейдетей / А.А.Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. № 1 (26). М.: Педагогика, 1982. — С. 55−60.
- Мерлин, B.C. Психология личности / B.C. Мерлин Пермь: Изд-во ПГПИ, 1959. — 173 с.
- Можнягун, С., Неверов, В. Эстетика и педагогика // Эстетика и современность. Кн. для учителя / Под ред. С. Е. Можпягуна. / С. Можнягун, В. Неверов М.: Просвещение, 1978. — С. 6−35.
- Морозова, Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания / Н. А. Мороззова // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 7−11.
- Мудрик, А.В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр. 1991. — № 1.. с. 61−63.
- Мудрова, О., Григорьев, И. Воспитать человека культуры / О. Мудрова, И. Григорьев // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 57— 62.
- Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешек. / Я. Мукаржовский М.: Искусство, 1994. -606 с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Никифорова, О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова М.: МГУ, 1972. — 154 с.
- Новиков, A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков М., 1997. — 124 с.
- Новикова, Л.И., Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: Материалы конференции / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С.28−45.
- Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие /М.Ф.Овсянников М.: Высшая школа, 1978. — 352 с.
- Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Вст. ст. Г. М. Фридлендера- сост. В. Е. Багно / X. Ортега-и-Гассет М.: Искусство, 1991. — 588 с.
- Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие. / Под ред.
- A.К. Дрёмова. М.: «Высшая школа», 1975. — 327 с.
- Острогорский, В.П. Письма об эстетическом воспитании /
- B.П.Острогорский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с. -С.356−361.
- Павлов, Т. Избранные труды по эстетике. / Пер. с болг. / Т. Павлов М.: Искусство, 1978. — 639 с.
- Панюшкин, В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное качества / В. П. Пашошкин // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Педагогика, 1995. С.51−68.
- Пастернак, Б.Л. Об Искусстве / Б. Л. Пастернак М.: Искусство, 1990. — 399 с.
- Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин и др.- под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластеиииа. М.: Просвещение, 1986. — 334 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 640 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
- Петрова, А.В. Короблена, Н.А. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека / А. В. Петрова, Н. А. Короблена // Швейная промышленность. 1999. № 2. С.36−39.
- Петровский, А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А. В. Петровский М.: Московский университет, 1986. -294 с.
- Печко, Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного / Л. П. Печко // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1989. — С. 6−20.
- Пидкасистый, П.И., Фридман, Л.М., Гарунов, М. Г. Психодидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова Мн.: Университетское, 2002. — 256 с.
- Пирадов, А.В. Эстетическая культура личности / А.В.Пирадов- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 176 с.
- Платонов, К.К. Иерархия подструктур как уровней личности / К. К. Платонов // Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 198 с.- С.71−104.
- Платонов, К.К. Личностный подход как принцип психологии / К. К. Платонов // Методологические проблемы психологии. М.:
- Наука, 1969. 221 с. — С. 48−73.
- Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений / И. П. Подласый М.: Просвещение: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Полат, Е.С. Новые информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е. С. / Е. С. Полат М.: Академия, 2000. — 198 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев М.: Педагогика, 1976. — 275 с.
- Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 360 с.
- Праздников, Г. А. Нравственный смысл художественного творчеств / Г. А. Праздников Л.: Знание, 1985. — 31 с.
- Пурик, Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе: авт. дис.. д-ра пед. наук / Э. Э. Пурик Оренбург, 2002.- 43 с.
- Пути повышения эстетической культуры старшеклассников: Методические рекомендации к спецкурсу. Л.: ЛГГ1И им. А. И. Герцена, 1987. — 78 с.
- Разумный, В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение. (Пособие для работников клубных учреждений) / В. А. Разумный М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1987. — 88 с.
- Разумный, В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы / В. А. Разумный М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Рапопорт, С.Х. Искусство и эмоции, 2-е изд./ С. Х. Раппопорт -М.: Музыка, 1972. 128 с.
- Рок, И. Введение в зрительное восприятие. Кн.1. / И. Рок -М.: Педагогика, 1980. 312 с.
- Ротенберг, B.C. Психологические аспекты изучения творчества / В. С. Ротенберг // Психология художественного творчества. -Минск: Харвест, 1999. 259 с. — С.59−74.
- Рубинштейн, C.JI. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн М: АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. — 276 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография /
- B.Г.Рындак М.: Пед. вестник, 1977. — 224 с.
- Самохин, В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики / В. Н. Самохин М.: Мысль, 1985. — 208 с.
- Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд., доп. / П. А. Сапронов СПб.: Лспиздат- Издательство «Союз», 2001. — 560 с.
- Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. / В. С. Селиванов М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6.1. C.35−39.
- Семенов, В.Д. О педагогическом взаимодействии / В. Д. Семенов //Магистр. 1992. — № 11. — С. 16−19.
- Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры /
- B.Ф.Сидоренко // Техническая эстетика. 1989. — № 12. — С. 5−7.
- Система эстетического воспитания школьников / Под ред.
- C.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
- Сластенин, В.А. Формирование эстетической культуры учащихся // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — С.263−268.
- Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С. Д. Смирнов М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
- Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский М.: Искусство, 1958. — 658 с.
- Степаненков, Н.К. Педагогика: Учеб. Пособие / Н. К. Степаненков Мн.: Изд. Скакун В. М., 1998. — 448с.
- Столович, J1.H. Жизнь-творчество-человек. Функции художественной деятельности / J1.H.Столович М.: Политиздат, 1985. -415 с.
- Столович, J1.H. Красота. Добро, Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович М.: Республика, 1994.-464с.
- Сунна, У.Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа / У. Ф. Суна М.: Педагогика, 1977. — 124 с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский JL: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлипский М.: Педагогика, 1971. — 262 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлипский- Киев: Радянська школа, 1973. 282 с.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания /Б.М.Теплов // Советская педагогика. 1946. — № 6. -С. 96−112.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров -М.: Изд-во МГУ, 1984. 280 с.
- Тойнби, А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. 2-е изд./ А.Дж.Тойнби М.: Айрис-пресс, 2002. -640 с.
- Толстых, А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. -1996. № 4. — С. 9−13.
- Толстых, А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж / А. В. Толстых М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
- Торшилова, Е.М. Эстетическое воспитание в семье / Е. М. Тошилова М.: Искусство, 1989. — 144 с.
- Торшилова, Художественное восприятие живописи и структура личности / Е. М. Торшилова, М. Э. Дукаревич // Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. — С. 174— 190.
- Тэнасе, А. Культура и религия / Пер. с румын. / А. Тэнасе -М.: Политиздат, 1977. 127с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. / К. Д. Ушинский М.: Педагогика, 1974. — 562 с.
- Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В. Г. Федотова М.: Наука, 1992. — 136 с.
- Федь, A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук / А. М. Федь Киев: Радянська школа, 1984. — 239 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 576 с.
- Фичино, М. Комментарий на «Пир» Платона / М. Фичипо // Антология мировой философии: Возрождение. Минск: Харвест, 2001.- С. 256−264.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Формирование системы эстетического воспитания // Материалы симпозиума. М.: ЦсПо РСФСР, 1983. — 21 1 с.
- Формирование эстетических ориентации старших школьников: Учеб. пособие для ст-в пед.вузов. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 82 с.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. Об эффективности художественного воспитания / Ю.У.Фохт-Бабушкин // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. — С. 17−31.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Ю.У.Фохт-Бабушкин М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
- Хацкевич, Д.Х. Эстетические аспекты взаимодействия общества и природы: авт. дис. д-ра филос. наук / Д. Х. Хацкевич -М., 1987. 35 с.
- Хижняк, Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта по нравственно-эстетическому воспитанию школьников: Кн. для учителя / Ю. Н. Хижняк М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
- Храпченко, М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / Б. М. Храпченко М.: Советский писатель, 1982.416 с.
- Художественная культура и гармоническое развитие личности. К.: Наукова думка, 1982. — 240 с.
- Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. — 211 с.
- Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. J1.: Наука, 1971. — 387 с.
- Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация) // Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф.Смирнова- сост. А. В. Плеханов / Н. Г. Чернышевский М.: Педагогика, 1983. — С. 4379.
- Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова- Пер. с нем. П. С. Попова / Ф. В. Шеллинг М: Изд-во «Мысль», 1999. — 608 с.
- Шиллер, Ф. Статьи по эстетике. / Под общ. ред. Мих. Лиф-шица / Ф. Шиллер М.-Л.: ACADEMIA, 1935. — 672 с.
- Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / Пер. с нем. Н. М. Губского, Ю. И. Айхенвальда / А. Шопенгауэр Калининград: Янтар. сказ, 2001. — 328 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / Пер. с нем. / О. Шпенглер Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.
- Щербак, Ф.Н. Профессионально-нравственная культура / Ф. Н. Щербак М.:3нание. 1985. — 48с.
- Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека / А. Б. Щербо, Д. Н. Джола Киев: Радянська школа, 1977. — 104 с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова М.: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
- Эстетика и современность. Книга для учителя. / Под ред. С.Е.
- Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
- Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугииа. М.: Центр, 2000. 240 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Т. С. Лабковская. М: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетические потребности и духовное развитие личности: В помощь лектору. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
- Эстетическое воспитание (Общие положения): Материалы по реформе средней школы (1915 г.) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с. — С.546−551.
- Эстетическое воспитание // Педагогический словарь: В 2-х тт. Т. 2. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -766 с.
- Эстетическое воспитание в труде / Под ред. И. И. Зарецкой, Б. А. Эренгросса. М.: ЦсПо РСФСР, 1982. — 88 с.
- Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного иод-хода) / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
- Эстетическое воспитание школьников / Под общ. ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
- Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. статей / Ред. сост. В.Сомов. М.: Педагогика, 1994. — 116 с. 233.10лдашев, Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования / Л. Г. Юлдашев М.- Мысль, 1981. — 247 с.
- Юнг, К. Т. Конфликты детской души / К. Т. Юнг М.: КАНН, 1995. — 185 с.
- Юсов, Б.П. Три уровня художественного воображения: тримира жизни, три пути художественного творчества / Б. ПЛОсов // Культура. Искусство. Образование. Смоленск: СГИИ, 1999. -306с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская М.: Педагогика, 1996. — 196 с.
- Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Яковлев, Е.Г. Эстетика: Учебное пособие / Е. Г. Яковлев М.: Гардарики, 2002. — 464 с.
- Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
- Якушева, С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: авт. дис.. канд. пед. наук / С. Д. Якушева Оренбург, 2003. — 20 с.
- Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. -2000. № 2. — С.16−22.