Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, работе Студенческого центра ДК «Россия» Оренбургского государственного университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
    • 1. Художественно-эстетическое развитие личности как педагогическая проблема. ^
    • 2. Специфика художественно-эстетического развития личности студента
    • 3. Возможности воспитательной системы университета в художественно-эстетическом развитии студентов. ^
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТА
    • 1. Актуализация творческого потенциала образовательной среды
    • 2. Дифференцированный подход к художественно-эстетическому развитию студентов. ^ ^
    • 3. Обогащение форм и методов развивающего воздействия сферы дополнительного образования
    • 1. Z о
  • Выводы по второй главе

Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях модернизационно-го обновления системы образования высшая школа ориентирована на творческий поиск эффективных форм и методов целостного развития личности студентов, усиление гуманитарной составляющей профильных дисциплин, подготовку будущих специалистов к реализации своего профессионального потенциала в изменяющейся среде социальной жизнедеятельности, глубокое освоение молодыми людьми духовных богатств, накопленных мировой и отечественной культурой.

Повышенное внимание к общекультурной стороне воспитания учащейся молодежи отражено в «Законе об образовании» Российской Федерации и других программных документах, где утверждаются гуманистические приоритеты построения образования в интересах личности, общества и государства, подчеркивается значимая роль общечеловеческих ценностей в формировании мировоззренческих основ личности. Тем самым художественно-эстетическое развитие студентов выступает важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности, поскольку вне сформированной способности понимать, принимать и творить мир по законам красоты, любви и добра невозможно представить гармоничный облик специалиста, проявляемый в любой сфере личностной реализации.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать обозначенную проблему. Это труды известных педагогов, мыслителей, посвященные вопросам художественно-эстетического развития личности (П.П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) в содержательной диалектике «эстетического» и «художественного» (Ю.Борев, В. В. Бычков, А. А. Радугин, Е. Г. Яковлев и др.).

Эстетические подходы к искусству в аспекте художественного отражения сферы выразительного бытия человека разрабатывались А. Баумгартеном, Г. В. Ф. Гегелем, И. Кантом, Д. Лукачем, М. Б. Храпченко, Ф.В. И. Шеллингом, Ф. Шиллером, А. Шопенгауэром, Л. Г. Юлдашевым и др.

Психологические особенности художественно-эстетического отражения мира раскрыты в работах Р. Арнхейма, Г. Вельфлина, JI.C. Выготского, И. А. Джидарьян, Т. Липпса, А. В. Пирадова, В. Н. Самохина, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона.

Целевые доминанты и педагогические факторы художественно-эстетического развития взрослеющего человека раскрываются в работах Ю. Л. Афанасьева, В. А. Балашова, И. Ф. Гончарова, Г. Н. Джибладзе, Д. Н. Джолы, Л. П. Дугановой, А. Я. Зися, Р. А. Литвак, Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, А. В. Толстых, Е. В. Шевцова, А. Б. Щербо.

Вопросы формирования эстетической культуры учащихся и студентов рассмотрены в диссертационных исследованиях Н. В. Бровко, Т. М. Мальгиной, С. В. Масловской, Э. Э. Пурик, С. Д. Якушевой и др.

Вместе с тем желательность исследовательского обращения к обозначенной проблемной сфере определяется необходимостью разрешения существующих противоречий, в числе которых:

— образовательное несоответствие между возросшей потребностью общества в самостоятельной, творчески активной личности и недостаточной теоретической разработкой проблемы художественно-эстетического развития будущего специалиста в уеловиях вузовского обучения;

— педагогическое рассогласование между значимым потенциалом современного университета в плоскости художественно-эстетического развития личности студента и неполной реализацией соответствующих возможностей вузовского воспитания в развитии базовой способности личности творить самое себя и окружающий мир в гуманистической парадигме красоты, любви и добра.

Актуальность и практическая значимость обозначенного выделенными противоречиями содержательного поля рассматриваемой проблемы определила тему исследования: «Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета».

Объект исследования: воспитательная система университета.

Предмет исследования: процесс художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета.

Гипотеза исследования: художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета будет происходить с большей эффективностью, если:

— актуализирован эстетический потенциал образовательной среды вуза;

— осуществлен дифференцированный подход к организации самодеятельного творчества студентов;

— обогащены формы и методы личностью развивающего влияния сферы дополнительного образования.

Цель, объект, предмет и гипотеза содержательно обусловили следующие задачи исследования:

1. Уточнить содержание и сущность базовых понятий исследования.

2. Выявить особенности педагогического потенциала воспитательной системы университета в плоскости развивающего художественно-эстетического воздействия на личность студента, обозначить критерии и уровневые показатели этого процесса.

3. Определить специфику творческого развития личности студента в воспитательной системе университета.

4. Разработать и апробировать модель художественно-эстетического развития личности в воспитательной системе университета.

5. Подготовить методические рекомендации для работников образования по художественно-эстетическому развитию личности студента в воспитательной системе вуза.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические теории, раскрывающие многогранность проблемы художественно-эстетического развития личности в плоскости образовательного воздействия:

— деятельностная природа развития личности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Б. С. Братусь, J1.C. Выготский, В. П. Зинченко, Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, C. J1. Рубинштейн);

— педагогические закономерности становления личности в образовательном взаимодействии (В.И. Андреев, Е.В. Бондарев-ская, А. В. Кирьякова, А. Н. Ксенофонтова, В. Г. Рындак, В.А. Сла-стенин, Н.Е. Щуркова);

— идеи современных концепций воспитания (Н.С. Дежникова, И. А. Зимняя, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. А. Морозова,.

А.В. Мудрик, Н.Л.Селиванова);

— гуманистический потенциал сферы художественно-эстетического влияния (А.Ф. Лосев, Г. В. Ф. Гегель, Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин, Б.Т.Лихачев);

— культурологические основания образовательного процесса (Н.А. Бердяев, П. А. Сапронов, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер);

— специфика личностно-профессионального (компетентност-ного) развития студента (Т.М.Громкова, И. А. Зимняя, С. Д. Смирнов, Р. С. Пионова, Ю.Г.Фокин).

Исследование осуществлялось в теоретико-практическом единстве системного, личностно-ориентированного и событийного подходов.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемеизучение и обобщение педагогического опытасоциологические методы — анкетирование, тестирование, беседапрямое, косвенное и включенное наблюдениеэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы).

База исследования — воспитательная система Оренбургского государственного университета.

Цель, поставленные задачи и методология исследования определили характер и последовательность его проведения в логике трех этапов:

На поисково-диагностическом этапе (2000;2001 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме художественно-эстетического развития личностина основе анализа теоретических источников, данных констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, были конкретизированы структура и содержания основных понятий исследования. Ведущими методами на данном этапе выступили: анализ, наблюдение, анкетирование.

Формирующий этап (2002;2003 гг.) был связан с проведением формирующего эксперимента, по результатам которого уточнялась гипотеза исследованияосуществлялась реализация выделенных педагогических условий повышения уровня художественно-эстетического развития студентов. Основными методами исследования на этом этапе выступили социологический опрос и педагогическое проектирование.

На аиалитико-рефлексивном этапе (2004;2005 гг.) обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись и корректировались теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательную практику высшей школы, оформлялся текст диссертационной работы и автореферата.

Научная новизна исследования:

— выявлен педагогический функционал воспитательной системы университета в аспекте художественно-эстетического воздействия: приоритет становления общекультурной (поликультурной) компетенции будущего специалистаактуализация нравственно-духовной стороны социализации личностиповышение образовательного престижа вуза и позитивное влияние на формирование контингента студентов;

— определена специфика художественно-эстетического развития личности студента в воспитательной системе университета: соотнесенность с креативной составляющей будущей профессиииндивидуальная сообразность выбора и характера участия в самодеятельном творчествепозитивное влияние на профессиональный (эстетический) имиджактуализация нравственно-эстетических качеств личности;

— выделены критерии (объемной действенности, креативного роста, этической значимости) и уровневые показатели (количественного охвата и самодеятельного участия, степени развитости творческого потенциала, динамики личностной самооценки) художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета;

— установлены принципы художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе вуза: проектируемой успешности образовательного оптимизмарасширения продуктивных сфер индивидуального выбора и самодеятельной активности;

— разработана модель художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе университета, логика построения и практической реализации которой основывается на идее креативного усиления расширяющегося воздействия на личность образовательного потенциала межсубъектного взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления о теории и практике гуманизации личности в образовательном процессе высшей школы, способствуют дальнейшей разработке вопросов реализации потенциала искусства и самодеятельного художественно-эстетического формотворчества в духовно-нравственном развитии студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для работников университетских (вузовских) структур воспитательной направленности, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работерезультаты исследования способствуют повышению эффективности педагогического влияния воспитательной системы образовательных учреждений на художественно-эстетическое развитие личности обучаемых.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена адекватной логикой его построения и осуществления, использованием комплекса научных методов, соответствующих предмету, цели и задачам диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза заключается в педагогически оправданном усилении личностно развивающего влияния природных и искусственно создаваемых выразительных форм пространственного окружения студента, что вносит гармонизирующее начало в индивидуальные жизненные проявления, способствует пониманию, созиданию и утверждению идеалов красоты, любви и добра в сфере межличностных отношений, учебной деятельности и художественного творчества.

2. Осуществление дифференцированного подхода к организации самодеятельного творчества студентов связано с оптимизацией процесса нравственно-эстетического развития личности путем создания акмеологически благоприятной атмосферы восхождения воспитанников к вершинам нравственно-духовного совершенства от уровня художественно-эстетической пропедевтики до степени развитого художественно-эстетического выбора.

3. Обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования на студента предполагает усиление позитивного характера педагогического воздействия за счет расширяющегося постоянства инновационного обновления инструментально-технологической составляющей этого процесса в парадигме деятельностно-компетентностного и гуманистически-межличностного опосредования.

4. В логике проведенного диссертационного исследования педагогическими условиями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают:

— актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза;

— осуществление дифференцированного подхода к организации самодеятельного творчества студентов;

— обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровня (Оренбург-Москва, 2003; Оренбург: 2003 — 2005; Бузулук, 2005; Орск, 2001), а также подтвердили свою практическую эффективность вследствие широкого внедрения в деятельность образовательных субъектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», Оренбургского областного учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и других образовательных институтов.

Личный вклад автора заключается в осуществлении научно-теоретического и историко-педагогического анализа проблемы художественно-эстетического развития личности студента, разработке принципов построения модели художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе вуза, определении педагогических условий успешной реализации разработанной модели в университетской практике воспитательных взаимоотношений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Наряду с текстовыми материалами в работу включены схемы и таблицы.

Выводы по второй главе:

1. Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, работе Студенческого центра ДК «Россия» Оренбургского государственного университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь к простому ремесленничеству, к профессионализму «без души», когда созидание окружающего мира и самого себя по законам красоты становится достаточно проблематичным.

2. Положительная динамика критериальных показателей художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета в целом подтвердила правильность обоснованных нами педагогических условий подобного развития личности взрослеющего человека, будущего специалиста.

3. Педагогическими условиями реализации целевых доминант нашего исследования выступают: актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) — осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студентаобогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.

1. Художественно-эстетическое развитие студентов выступает приоритетным в многогранной деятельности субъектов воспитательной системы университета, поскольку вне реализации этой цели, вне должного уровня нравственно-духовного развития личности, высшее образование во многом теряет свою «высокость», ниспускаясь к простому ремесленничеству, к профессионализму «без души», когда созидание окружающего мира и самого себя, но законам красоты становится достаточно проблематичным.

2. Специфика художественно-эстетического развития личности студента в воспитательной системе университета заключается в непосредственной соотнесенности данного процесса с креативной составляющей становления профессиональной компетентностивзаимосвязи с индивидуальной сообразностью выбора и характера участия студентов в деятельности художественно-эстетической направленностиприоритете положительного влияния на личностный (эстетический) имидж взрослеющего человекасопряженности с развитием нравственно-эстетических качеств будущего специалиста.

3. Предлагаемая модель художественно-эстетического развития студента в воспитательной системе университета в основе своего построения и практической реализации имеет принцип креативного усиления расширяющегося концентрического воздействия на личность образовательного потенциала межсубъектного взаимодействия.

4. Значимая роль в художественно-эстетическом развитии личности принадлежит воздействию искусства во всем разнообразии его видовой представленности.

4. Критериями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают: объемность действенности развивающего влияния, креативность личностного роста, этическая значимость содержательного присвоения в конкретизации соответствующих уровневых (высокий, средний, низкий) показателей (количественного охвата и самодеятельности участия, степени развитости творческого потенциала личности (выраженность творческой направленности личности), осознанности (понимания) позитива нравственно-профессиональной прагматики и динамики личностной самооценки).

5. Положительная динамика критериальных показателей художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета в целом подтвердила правильность обоснованных нами педагогических условий подобного развития личности взрослеющего человека, будущего специалиста.

6. В логике проведенного диссертациоиного исследования педагогическими условиями художественно-эстетического развития студентов в воспитательной системе университета выступают: актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) — осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студентаобогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования.

7. Актуализация эстетического потенциала образовательной среды вуза (университета) заключается в педагогически направленном усилении (акцентности) личностно развивающего влияния природных и искусственно созданных выразительных форм пространственного (средового) окружения студента, что вносит гармонизирующее начало во все жизненные проявления, способствует пониманию, созиданию и утверждению красоты в сфере межличностных отношений, учебной деятельности и художественного творчества.

8. Осуществление дифференцированного подхода к организации художественно развивающего воздействия на личность студента связано с оптимизацией процесса нравственно-эстетического развития посредством создания (с учетом выделенных критериаль-но-уровневых содержательных показателей) максимально (акмео-логически) благоприятных условий восхождения воспитанников к вершинам социокультурного (духовного) совершенства.

9. Обогащение форм и методов личностно развивающего влияния сферы дополнительного образования на студента предполагает усиление позитивного характера педагогического воздействия за счет расширяющегося постоянства инновационного обновления инструментально-технологической составляющей этого процесса в парадигме деятельностно-компетентностного и гуманистически-межличностного опосредования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. 1999.- № 4. — С.100−109.
  3. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников // Искусство и художественное развитие учащихся / Отв. ред. М. А. Верб. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.- С. 3−9.
  4. , Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амопашвили. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 80 с.
  5. , В.П. Идеологическая эффективность культуры / В. П. Андрущенко. Киев: Вища школа, 1988. — 191с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. -608 с.
  7. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 281 с. С. 3−18.
  8. , А. Человек в мире культуры. / А.Арнольдов. -М.: Изд-во МГИК, 1992.-237с.
  9. , Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р.Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-238 с.
  10. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей./ Т. И. Артемьева. М: Наука, 1977. — 184 с.
  11. , В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека /
  12. В.В.Аршавский // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 29−46.
  13. , И.Б. Эстетика. / И. Б. Астахов. М.: Московский рабочий, 1971.- 439 с.
  14. , Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. / Ю. Л. Афанасьев. Львов: Свит, 1990. — 160 с.
  15. Базовая культура личности: творческие и методические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой.-М.: ВНИК «Школа», 1989. 149 с.
  16. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика./Р.Барт. -М.: Прогресс, 1989. 615 с.
  17. , М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М.Бахтин- Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С.7−180.
  18. , B.C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: Авт. дис.. д-ра пед.наук. / В. С. Безрукова. Казань, 1983. — 36с.
  19. , Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л. А. Беляева. // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С.36−45.
  20. , Н.А. О культуре / Н. А. Бердяев // Дополнительное образование. 2004. — № 3. — С. 52−56.
  21. , B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения /
  22. В.С.Библер //Вопросы философии. 1989. -№ 6. — С.3 1−42.
  23. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т.2. / П. П. Блонский М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
  24. , Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: авт. дис.канд. пед наук. Курган, 1995. — 26 с.
  25. , А.А. Личность и общение. / А. А. Бодалеп М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  26. , Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. 5-е изд., допол. / Ю. Б. Борев -Смоленск: Русич, 1997. Т.1. — 576 с.
  27. , Н.В. Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству: авт. дис. канд. пед. наук. / Н. В. Бровко Оренбург, 2003. — 21 с.
  28. , А.В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  29. , А.И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров -М.: Искусство, 1956. 292 с.
  30. , В.В. Эстетика: Учебник. / В. В. Бычков М.: Гардари-ки, 2002. — 556 с.
  31. Бюллетень Министерства образования РФ. М., 1999. — № 12. -24 с.
  32. , В.В. Проблема прекрасного / В. В. Ванслов М.: Госполитиздат, 1957.- 263 с.
  33. Введение в культурологию: Учебное пособие в 3-х частях по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры» / Под ред. В. А. Сапрыкина. Ч. 1. М.: Технический университет, 1995. — 210 с.
  34. , Г. Основные понятия истории искусств /
  35. Г. Вельфлин M.-JI: Госполитиздат, 1930. — 138 с.
  36. , М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М. А. Верб Д.: Политиздат, 1981. — 36 с.
  37. Ветрова, И. Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: авт. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 18с.
  38. , В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов СПб.: АО «Икар», 1993. — 272 с.
  39. , И.П. Воспитание творчеством / И. П. Волков. М.: Знание, 1989. — 84 с.
  40. , Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 506 с.
  41. , Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования / Ю. Г. Волков. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. — 214 с.
  42. , JI.A. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ / JI.А.Волович. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  43. Выготский, J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JT.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 93 с.
  44. , JT.C. Психология искусства / JI. С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. 573 с.
  45. , Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения/ Л. С. Выготский, А. Р. Лурия М.: Педагогика, 1993.- 224 с.
  46. , П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 112 с.
  47. , Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т./ Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621 с.
  48. , A.M., Беседы об эстетике. 3-е изд., перераб. / А. М. Герман, В. К. Скатерщиков М: Знание, 1970. — 192 с.
  49. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  50. , Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: дис. .д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2001.-378 с.
  51. , С.С., Гальперин, М.П. Специфика эстетического сознания / С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин М.: Высш. школа, 1974. — 103 с.
  52. , Н.В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко М.: Наука, 1991. — 432 с.
  53. , И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров М.: Просвещение, 1978. -160 с.
  54. , И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  55. , А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: авт. дис. канд. пед. наук / А. В. Гордеева М., 1990. — 19 с.
  56. , A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний: руководство по театральной и паратеатральной психологии / А. Л. Гройсман М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. — 436 с.
  57. , Т.М. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / Т. М. Громкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  58. , Г. Н. Принцип эстетического воспитания / Г. Н. Джибладзе Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1971. — 347 с.
  59. , И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян М.: Наука, 1976. — 191 с.
  60. , А. Назначение и цель жизни человека и учителя / А. Дистервег // Учитель. М.: Педагогика, 1991.- С. 183−214.
  61. , Н.А. Вопросы эстетического воспитания /Н.А.Дмитриева М.: Искусство, 1976. -208 с.
  62. Заир-Бек, Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, материалы / Е. С. Заир-Бек СПб.: Изд-во СПб ГДЮТ, 1994. — 19 с.
  63. Закон Российской Федерации об образовании М.: МП «Новая школа», 1992. — 60с.
  64. , Л.В. Наглядность и активизация в обучении / Л. В. Занков М.: Педагогика, 1960. — 86 с.
  65. , И.И. Воспитание эстетического отношения к труду как социально-педагогическая проблема / И. И. Зарецкая // Формирование эстетического отношения к искусству: Мат. междунар. конф. / Под ред. В. Г. Бутенко. Херсон, 1991. — С.147−151.
  66. , И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
  67. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  68. , И.А., Морозова, Н.А. Современное состояние концепций проблемы воспитания / И. А. Зимняя, Н. А. Морозова // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000.- 171 с. — С.3−7.
  69. , В.П. Сущность культуры / В. П. Зинченко Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — 67с.
  70. , А.Я. К вопросу о соотношении структур философского и художественного мышления / А. Я, Зись // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.- М.: Политиздат, 1980. -405 с. С.12−43.
  71. , В.П. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования / В. П. Иванов, Е. К. Быстрицкая и др. Киев: Вища школа, 1986. — 231с.
  72. , С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика) / С. Н. Иконникова Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  73. , Э.В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1969. — 369 с.
  74. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  75. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  76. , И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Общ.ред. М. Лифшица / И. А. Ильин М.: Искусство, 1983. — 288 с.
  77. Искусство и художественное развитие учащихся / Под ред. М. А. Верба. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 115 с.
  78. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  79. , М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расшир. и перераб. / М. С. Каган. Л.: Изд-во Леиипгр. гос. унта, 1971. — 766 с.
  80. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Мысль, 1974.- 328 с.
  81. , А. Бунтующий человек / А. Камю М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  82. , И. Основы метафизики нравственности / И.Кант. М.: Мысль, 1999. — 1472 с.
  83. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  84. , В. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе. / Пер с англ. издания Е. Н. Янжул / В.Килпатрик. Л.: Изд-во Брокгауз и Ефрон, 1925. — 115 с.
  85. , А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. — 188 с.
  86. , И.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура / Н. И. Киященко // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Искусство, 1980. — 405 с.
  87. , Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов М.: Педагогика, 1977. — 295 с.
  88. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1./ Я. А. Коменский М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  89. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  90. , П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: дис.канд. филос. наук / П. Ф. Кравчук Курск, 1992. — 385 с.
  91. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  92. , О.А. Эстетика / О. А. Кривцун М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
  93. , Н.К. К вопросу о свободной школе / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С.111−117.
  94. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  95. , Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации / Н. И. Крюковский Мн.: Изд-во БГУ, 1974. — 138 с.
  96. , А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу / А. Н. Ксенофонтова -Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. 100 с.
  97. , B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник / В. С. Кузин М.: Агар, 1998. — 336 с.
  98. , B.C. Психология / В. С. Кузин М.: Агар, 1999. -231 с.
  99. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина JL: Изд-во ЛГУ, 1985. — 76 с.
  100. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина М: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
  101. , Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963. — 163 с.
  102. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  103. , Т. Руководство к психологии / Пер. с нем. / Т. Липпс -С.Петербург, 1907. 332с.
  104. , Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Монографии / Р. А. Литвак Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1996. — 138 с.
  105. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-в пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  106. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  107. , Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев -М.: Дет. лит-ра, 1989. 238 с.
  108. , А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / А. Ф. Лосев М.: Высшая школа, 1963. — 584 с.
  109. , А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков М.: Искусство, 1965. — 374 с.
  110. , Д. Своеобразие эстетического / Пер. с нем. В 4 т. Т.2. / Д. Лукач М.: Прогресс, 1986. — 468 с.
  111. , Ю.А. Художественная культура в системе идейно-воспитательной работы / Ю. А. Лукин М.: Знание, 1979. — 64 с.
  112. , А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский М.: Госучпедгиз, 1958. — 197 с.
  113. , А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  114. , Е. Личность и культура / Е. Ляхович // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 15−24.
  115. , Е.А. Эстетика наука о прекрасном / Е. А. Маймин -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  116. , А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко М.: Учпедгиз, 1959. — 430 с.
  117. , JI.И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое сообщество России, 2004. -480 с.
  118. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т. З / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. -560 с.
  119. , Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян М.: Мысль, 1983. -284 с.
  120. , С.В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся: авт. дис. канд. пед. паук. / С. В. Масловская Оренбург, 1999. — 18 с.
  121. , С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе: авт.дис.д-ра пед.наук. / С. Е. Матушкин Челябинск, 1971. — 32 с.
  122. , О.И. О методических подходах к определению целей воспитания / О. И. Матьяш // Новые исследования в педагогических науках. № 1(53) М.: АПН СССР, 1989. — С. 3−6.
  123. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матыошкин М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  124. , И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание / И. Л. Маца М.: Искусство, 1969. — 84 с.
  125. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностейдетей / А.А.Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. № 1 (26). М.: Педагогика, 1982. — С. 55−60.
  126. , B.C. Психология личности / B.C. Мерлин Пермь: Изд-во ПГПИ, 1959. — 173 с.
  127. , С., Неверов, В. Эстетика и педагогика // Эстетика и современность. Кн. для учителя / Под ред. С. Е. Можпягуна. / С. Можнягун, В. Неверов М.: Просвещение, 1978. — С. 6−35.
  128. , Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания / Н. А. Мороззова // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 7−11.
  129. , А.В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр. 1991. — № 1.. с. 61−63.
  130. , О., Григорьев, И. Воспитать человека культуры / О. Мудрова, И. Григорьев // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 57— 62.
  131. , Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешек. / Я. Мукаржовский М.: Искусство, 1994. -606 с.
  132. , Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  133. , О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова М.: МГУ, 1972. — 154 с.
  134. , A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков М., 1997. — 124 с.
  135. , Л.И., Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: Материалы конференции / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С.28−45.
  136. , М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие /М.Ф.Овсянников М.: Высшая школа, 1978. — 352 с.
  137. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Вст. ст. Г. М. Фридлендера- сост. В. Е. Багно / X. Ортега-и-Гассет М.: Искусство, 1991. — 588 с.
  138. Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие. / Под ред.
  139. A.К. Дрёмова. М.: «Высшая школа», 1975. — 327 с.
  140. , В.П. Письма об эстетическом воспитании /
  141. B.П.Острогорский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с. -С.356−361.
  142. , Т. Избранные труды по эстетике. / Пер. с болг. / Т. Павлов М.: Искусство, 1978. — 639 с.
  143. , В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное качества / В. П. Пашошкин // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Педагогика, 1995. С.51−68.
  144. , Б.Л. Об Искусстве / Б. Л. Пастернак М.: Искусство, 1990. — 399 с.
  145. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин и др.- под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластеиииа. М.: Просвещение, 1986. — 334 с.
  146. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 640 с.
  147. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  148. , А.В. Короблена, Н.А. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека / А. В. Петрова, Н. А. Короблена // Швейная промышленность. 1999. № 2. С.36−39.
  149. , А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А. В. Петровский М.: Московский университет, 1986. -294 с.
  150. , Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного / Л. П. Печко // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1989. — С. 6−20.
  151. , П.И., Фридман, Л.М., Гарунов, М. Г. Психодидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  152. , Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова Мн.: Университетское, 2002. — 256 с.
  153. , А.В. Эстетическая культура личности / А.В.Пирадов- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 176 с.
  154. , К.К. Иерархия подструктур как уровней личности / К. К. Платонов // Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 198 с.- С.71−104.
  155. , К.К. Личностный подход как принцип психологии / К. К. Платонов // Методологические проблемы психологии. М.:
  156. Наука, 1969. 221 с. — С. 48−73.
  157. , И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений / И. П. Подласый М.: Просвещение: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  158. , Е.С. Новые информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е. С. / Е. С. Полат М.: Академия, 2000. — 198 с.
  159. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев М.: Педагогика, 1976. — 275 с.
  160. , Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 360 с.
  161. , Г. А. Нравственный смысл художественного творчеств / Г. А. Праздников Л.: Знание, 1985. — 31 с.
  162. , Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе: авт. дис.. д-ра пед. наук / Э. Э. Пурик Оренбург, 2002.- 43 с.
  163. Пути повышения эстетической культуры старшеклассников: Методические рекомендации к спецкурсу. Л.: ЛГГ1И им. А. И. Герцена, 1987. — 78 с.
  164. , В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение. (Пособие для работников клубных учреждений) / В. А. Разумный М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1987. — 88 с.
  165. , В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы / В. А. Разумный М.: Мысль, 1969. — 190 с.
  166. , С.Х. Искусство и эмоции, 2-е изд./ С. Х. Раппопорт -М.: Музыка, 1972. 128 с.
  167. Рок, И. Введение в зрительное восприятие. Кн.1. / И. Рок -М.: Педагогика, 1980. 312 с.
  168. , B.C. Психологические аспекты изучения творчества / В. С. Ротенберг // Психология художественного творчества. -Минск: Харвест, 1999. 259 с. — С.59−74.
  169. , C.JI. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн М: АН СССР, 1957. — 328 с.
  170. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. — 276 с.
  171. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография /
  172. B.Г.Рындак М.: Пед. вестник, 1977. — 224 с.
  173. , В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики / В. Н. Самохин М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  174. , П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд., доп. / П. А. Сапронов СПб.: Лспиздат- Издательство «Союз», 2001. — 560 с.
  175. , B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. / В. С. Селиванов М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  176. , Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6.1. C.35−39.
  177. , В.Д. О педагогическом взаимодействии / В. Д. Семенов //Магистр. 1992. — № 11. — С. 16−19.
  178. , В.Ф. Образование: образ культуры /
  179. B.Ф.Сидоренко // Техническая эстетика. 1989. — № 12. — С. 5−7.
  180. Система эстетического воспитания школьников / Под ред.
  181. C.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  182. , В.А. Формирование эстетической культуры учащихся // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — С.263−268.
  183. , В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  184. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С. Д. Смирнов М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
  185. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
  186. , К.С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский М.: Искусство, 1958. — 658 с.
  187. , Н.К. Педагогика: Учеб. Пособие / Н. К. Степаненков Мн.: Изд. Скакун В. М., 1998. — 448с.
  188. Столович, J1.H. Жизнь-творчество-человек. Функции художественной деятельности / J1.H.Столович М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  189. Столович, J1.H. Красота. Добро, Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович М.: Республика, 1994.-464с.
  190. , У.Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа / У. Ф. Суна М.: Педагогика, 1977. — 124 с.
  191. , Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский JL: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  192. , В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлипский М.: Педагогика, 1971. — 262 с.
  193. , В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлипский- Киев: Радянська школа, 1973. 282 с.
  194. , Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания /Б.М.Теплов // Советская педагогика. 1946. — № 6. -С. 96−112.
  195. , O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров -М.: Изд-во МГУ, 1984. 280 с.
  196. , А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. 2-е изд./ А.Дж.Тойнби М.: Айрис-пресс, 2002. -640 с.
  197. , А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. -1996. № 4. — С. 9−13.
  198. , А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж / А. В. Толстых М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
  199. , Е.М. Эстетическое воспитание в семье / Е. М. Тошилова М.: Искусство, 1989. — 144 с.
  200. Торшилова, Художественное восприятие живописи и структура личности / Е. М. Торшилова, М. Э. Дукаревич // Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. — С. 174— 190.
  201. , А. Культура и религия / Пер. с румын. / А. Тэнасе -М.: Политиздат, 1977. 127с.
  202. , К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. / К. Д. Ушинский М.: Педагогика, 1974. — 562 с.
  203. , В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В. Г. Федотова М.: Наука, 1992. — 136 с.
  204. , A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук / А. М. Федь Киев: Радянська школа, 1984. — 239 с.
  205. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 576 с.
  206. , М. Комментарий на «Пир» Платона / М. Фичипо // Антология мировой философии: Возрождение. Минск: Харвест, 2001.- С. 256−264.
  207. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  208. Формирование системы эстетического воспитания // Материалы симпозиума. М.: ЦсПо РСФСР, 1983. — 21 1 с.
  209. Формирование эстетических ориентации старших школьников: Учеб. пособие для ст-в пед.вузов. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 82 с.
  210. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Об эффективности художественного воспитания / Ю.У.Фохт-Бабушкин // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. — С. 17−31.
  211. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Ю.У.Фохт-Бабушкин М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  212. , И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  213. , Д.Х. Эстетические аспекты взаимодействия общества и природы: авт. дис. д-ра филос. наук / Д. Х. Хацкевич -М., 1987. 35 с.
  214. , Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта по нравственно-эстетическому воспитанию школьников: Кн. для учителя / Ю. Н. Хижняк М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
  215. , М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / Б. М. Храпченко М.: Советский писатель, 1982.416 с.
  216. Художественная культура и гармоническое развитие личности. К.: Наукова думка, 1982. — 240 с.
  217. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. — 211 с.
  218. Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. J1.: Наука, 1971. — 387 с.
  219. , Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация) // Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф.Смирнова- сост. А. В. Плеханов / Н. Г. Чернышевский М.: Педагогика, 1983. — С. 4379.
  220. , Ф.В. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова- Пер. с нем. П. С. Попова / Ф. В. Шеллинг М: Изд-во «Мысль», 1999. — 608 с.
  221. , Ф. Статьи по эстетике. / Под общ. ред. Мих. Лиф-шица / Ф. Шиллер М.-Л.: ACADEMIA, 1935. — 672 с.
  222. , А. Афоризмы житейской мудрости / Пер. с нем. Н. М. Губского, Ю. И. Айхенвальда / А. Шопенгауэр Калининград: Янтар. сказ, 2001. — 328 с.
  223. , О. Закат Европы / Пер. с нем. / О. Шпенглер Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.
  224. Щербак, Ф.Н. Профессионально-нравственная культура / Ф. Н. Щербак М.:3нание. 1985. — 48с.
  225. , А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека / А. Б. Щербо, Д. Н. Джола Киев: Радянська школа, 1977. — 104 с.
  226. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова М.: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
  227. Эстетика и современность. Книга для учителя. / Под ред. С.Е.
  228. Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
  229. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  230. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугииа. М.: Центр, 2000. 240 с.
  231. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Т. С. Лабковская. М: Просвещение, 1983. — 304 с.
  232. Эстетические потребности и духовное развитие личности: В помощь лектору. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
  233. Эстетическое воспитание (Общие положения): Материалы по реформе средней школы (1915 г.) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с. — С.546−551.
  234. Эстетическое воспитание // Педагогический словарь: В 2-х тт. Т. 2. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -766 с.
  235. Эстетическое воспитание в труде / Под ред. И. И. Зарецкой, Б. А. Эренгросса. М.: ЦсПо РСФСР, 1982. — 88 с.
  236. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного иод-хода) / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  237. Эстетическое воспитание школьников / Под общ. ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
  238. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. статей / Ред. сост. В.Сомов. М.: Педагогика, 1994. — 116 с. 233.10лдашев, Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования / Л. Г. Юлдашев М.- Мысль, 1981. — 247 с.
  239. Юнг, К. Т. Конфликты детской души / К. Т. Юнг М.: КАНН, 1995. — 185 с.
  240. , Б.П. Три уровня художественного воображения: тримира жизни, три пути художественного творчества / Б. ПЛОсов // Культура. Искусство. Образование. Смоленск: СГИИ, 1999. -306с.
  241. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская М.: Педагогика, 1996. — 196 с.
  242. , П.М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  243. , Е.Г. Эстетика: Учебное пособие / Е. Г. Яковлев М.: Гардарики, 2002. — 464 с.
  244. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  245. , В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  246. , С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: авт. дис.. канд. пед. наук / С. Д. Якушева Оренбург, 2003. — 20 с.
  247. , В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. -2000. № 2. — С.16−22.
Заполнить форму текущей работой