Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика функционирования естественных монополий в сфере морского транспорта на Европейском Севере России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, система региональных интересов — это осознанная, необходимая система целей для всестороннего самоосуществления территориальной общности в процессе развития и формирования региона. На первом этапе наблюдается преобладающее влияние производства на расселение, затем поселение приобретает притягательную силу для производства и становится фактором размещения производительных сил… Читать ещё >

Содержание

  • исследования естественных
  • ГЛАВА I. Методология монополий
    • 1. Л. Теоретические основы исследования деятельности естественных монополий
      • 1. 2. Экономический порядок развития естественных монополий
      • 1. 3. Отечественный и зарубежный опыт регулирования естественных монополий
  • ГЛАВА II. Анализ современного состояния и методов экономического ре1улирования естественных монополий
    • 2. 1. Специфика функционирования естественных монополий в сфере морского транспорта
    • 2. 2. Методы регулирования деятельности естественных монополий
    • 2. 3. Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий
  • ГЛАВА III. Особенности функционирования естественных монополий в сфере морского транспорта на Европейском Севере
    • 3. 1. Специфика развития хозяйственных систем на Севере России
    • 3. 2. Особенности функционирования естественных монополий на Европейском Севере
    • 3. 3. Методологические подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий на Европейском Севере России

Специфика функционирования естественных монополий в сфере морского транспорта на Европейском Севере России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс становления рыночных экономических отношений в России предопределил глубокие противоречивые изменения в ключевых областях экономики страны. Дерегулирование, демонополизация «по-российски» привела к устойчивому замедлению экономического роста и инволюции социального развития. Отсутствие практически значимых результатов становления рыночных отношений с позиции конкретного человека заставляют продолжить научный поиск путей дальнейшего развития страны.

Основная проблема в том, что российские реформы последних девяти лет проводились без четко выраженной цели. В России экономические неудачи последних лет связаны с тем, что недоучли слабую восприимчивость нашей очень монополизированной и бюрократизированной экономики к рыночным сигналам, трудности создания рыночной инфраструктуры и конкурентной среды: либеральная экономическая модель оказалась настолько чужеродной российскому обществу, что отторгается российской экономической системой, не подготовленной к такому переходу ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом аспектах.

Актуальность темы

исследования подтверждается и тем, что в ходе реформ по рыночному типу необратимому разрушению подверглась сложившаяся десятилетиями основа экономики России — естественные монополии, в первую очередь, в приоритетных отраслях хозяйстваоборонно-промышленном комплексе, в отраслях добывающей промышленности и производственной инфраструктуры.

Следует отметить, что фундаментальные исследования по проблемам введения элементов рынка в плановую экономику, оптимизации сочетания плановых и рыночных начал, пропорций монопольных и конкурентных сегментов экономики в переходный период, соотношения государственного регулирования и рыночной стихии в научной литературе проведены выборочно и потому не полны.

Актуальность темы

определяет цель исследования.

Целью работы является решение научной проблемы функционирования естественных монополий в сфере морского транспорта на Европейском Севере России и разработка подходов к регулированию их деятельности с учетом уровня социально-экономического развития региона.

Для достижения поставленной цели в диссертации решается комплекс прогнозно-аналитических задач:

— разработка методологических подходов к исследованию процессов формирования и развития естественных монополий;

— исследование социально-экономической природы естественных монополий;

— обоснование закономерностей формирования региональных хозяйственных систем на базе естественных монополий;

— выявление особенностей развития естественных монополий в зоне Европейского Севера России;

— обоснование специфики формирования естественных монополий на региональном уровне;

— подготовка практических рекомендаций по регулированию естественных монополий в сфере морского транспорта на Европейском Севере России.

К основным защищаемым положениям относятся следующие:

— переход к экономике открытого типа должен быть поэтапным, с тем, чтобы конкуренция извне не превратилась из созидательного фактора в силу, способную разрушить российскую экономику, базирующуюся на естественных монополиях;

— процесс регулирования деятельности субъектов естественных монополий должен включать не столько блок ограничительных и запретительных мер институтом антимонопольного законодательства, сколько элементы, стимулирующие развитие монополий и сочетающие собственные интересы монополий с интересами включающих их социально-экономических систем;

— отрасли производственной инфраструктуры регионов Севера могут эффективно развиваться только в состоянии естественной монополии с постепенным введением элементов внутренней конкуренции;

— основой интеграции регионов Севера и Северо-Запада России в единое экономическое пространство являются естественные монополии отраслей производственной инфраструктуры;

Методология исследования. Основные методологические принципы, лежащие в основе данного исследования, основываются на фундаментальных положениях мировой экономической мысли XX столетия.

Теоретические исследования диссертации посвящены разработке основных положений системного подхода к региональной организации естественных монополий, проблемам усиления территориального начала в управлении региональным воспроизводственным процессом, процессу реформирования региональных хозяйственных систем на базе естественных монополий.

В исследовании широко используются положения теории развивающихся систем. Основы теории развивающихся систем в сочетании с инструментарием системного анализа составляют суть методологии исследования естественных монополий региона.

В диссертации использованы методы функционально-структурного анализа и экспертного прогнозирования.

Вклад автора в проведенное исследование характеризуется степенью новизны и практической значимостью полученных результатов. Научная новизна результатов исследования:

— проведена диагностика экономического состояния регионов Севера, выявлена основная интеграционная составляющая последних;

— определена база интеграции регионов Севера в единое экономическое пространство, включающая отрасли производственной инфраструктуры;

— выявлены особенности функци онирования естественных монополий в сфере морского транспорта;

— определена специфика формирования естественных монополий на региональном уровне.

Объектом исследования являются естественные монополии на Европейском Севере России как основа развития социально-экономических систем в период трансформации (на примере морского транспорта).

Предметом исследования являются процессы функционирования естественных монополий и институциональных преобразований, стимулирующих становление и эволюцию монополий в зоне Европейского Севера.

Практическая значимость, внедрение и апробация результатов исследования.

Основные положения работы были сообщены на семинарах и производственных конференциях, организованных в Администрациях Мурманской и Ленинградской областей, а также использовались в лекциях на предприятиях и в организациях морского транспорта, высших учебных заведениях.

Методологические и прикладные разработки диссертации были выполнены в рамках раздела научно-исследовательских работ Института экономических проблем Кольского научного центра РАН по теме «Формирование рыночного экономического порядка на Российском Севере» .

Основные результаты исследования были использованы при разработке планов экономического развития ЗАО «Балтийское Морское Пароходство» и АО «Мурманское Морское пароходство».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня используемой литературы, приложений. Работа содержит 125 страниц, включая 11 таблиц и 2 рисунка.

Заключение

.

Цель рыночной экономики — эффективность, но стихийный рынок приводит к лишению людей с низкими доходами товаров первой необходимости, к обострению жилищной проблемы и другим социальным коллизиям, вызванным многопорядковым разрывом между будущим спросом на рабочую силу и ее предложением. Рынок не в состоянии защитить и сохранить среду обитания, решить проблемы, связанные со стихийными бедствиями, обеспечением национальной безопасности, функционированием государственных институтов и т. д. По нашему мнению, рыночные ниши могут вырасти настолько, насколько это позволяют значимые социальные ориентиры.

Государство целой системой мер компенсирует изъяны рыночного саморегулирования. Однако эта чрезвычайно разветвленная и глубокая система компенсаций изъянов рыночного механизма вполне способна направить рынок по ложному, неэффективному пути, а посредством налоговых изъятий и административных запретов вообще подавить рыночные стимулы.

Фундаментальные исследования по проблемам введения элементов рынка в плановую экономику, оптимизации сочетания плановых и рыночных начал в переходной экономике по периодам развития, соотношения государственного регулирования и рыночной стихии в научной литературе проведены выборочно и потому не полны.

Практика и жизнь приводит достаточное количество примеров и цифровых выкладок, которые можно проанализировать с точки зрения эффективности применения той или иной экономической теории. Россия наследственно обладает крупными предприятиями и механизмом регулирования, сложившимся при плановом и централизованном ведении хозяйства. Вследствие этого введение чисто рыночного механизма неэффективно и, даже более того, разрушает сформировавшиеся плановые взаимоотношения и специальную инфраструктуру. В данной ситуации целесообразным может быть системный подход, предполагающий не столько административное управление, сколько создание целостной системы, включающей хозяйственный механизм, причем элементы последнего должны обладать свойством целостности и составлять единую систему.

Стихийное дерегулирование («либерализация») экономических процессов привело к еще более низкому, по сравнению со среднереспубликанским, уровню социальной обеспеченности и защищенности населения Севераусилилась диспропорция между основным и обеспечивающим производством, материальной и нематериальной сферами хозяйства.

Учитывая динамику развития европейской зоны северных регионов России, в ближайшие годы не следует проводить значительных структурных подвижек в хозяйстве региона, следует воздерживаться от активного введения элементов рыночных отношений, так как это, как можно судить на основании опыта страны, может привести к еще более сильным социально-экономическим потрясениям. Для создания условий системных преобразований рыночного характера необходимо время.

Системные преобразования на Севере должны носить преимущественно внерыночный характерстарую систему нельзя реформировать, ее нужно демонтировать, параллельно создавая новую хозяйственную систему.

Следует предостеречь от утопической идеи построения для Севера некоей «государственной» экономики, а для остальной часта России — рыночной. В этом суть государственного регулирования процессов социально-экономического развития.

Модель устойчивого развития, исходя из интересов человека, ставит задачу создания новой «экологически чистой» системы управления использованием природных ресурсов, социальной технологии освоения Севера с тем, чтобы не только сохранять, но и улучшать среду его обитания. Природные ресурсы рассматриваются как часть экологической системы, в которой человек взаимодействует с природой. Необходимо научиться получать прибыль от деятельности, связанной с охраной окружающей среды.

Районы Крайнего и Европейского Севера России имеют значительные лесные запасы, грамотное использование которых уже сегодня способно решить многие экономические проблемы и пополнить бюджет.

По данным ВБ, лесной комплекс России при его оптимальном использовании может дать толысо в виде налоговых поступлений порядка 5,5 млрд долл. в год. Общие запасы леса в России составляют 81,6 млрд. м — это максимальные в мире запасы леса. Однако при разрушении инфраструктуры лесного сектора на 50−70% заготовки с 1991 по 1997 год снизились с 370 до 100 млн. м в год. В то же время за рубежом объемы заготовки древесины составили (млн.м3): в США — 550, Китае — 303, Индии — 281, Канаде — 187 (по данным за 19% год).

Лесной отрасли нужна адресная государственная поддержка. При правильном использовании лес может стать совершенно уникальным ресурсом, ведь каждая добытая тонна нефти, руды, газа неисполнимо истощает природные запасы, а лес при правильной промышленной разработке способен неоднократно воспроизводить сам себя. Другой существенный фактор — это самые низкие капитальные затраты на заготовку сырья. Однако лесная отрасль вполне может стать экспортообразующей. Ввиду значительного снижения заготовки древесины в США и Канаде из-за многолетних завышенных объемов вырубок создался значительный дефицит древесины на мировом рынке.

С учетом быстрой окупаемости (не более трех лет), высокой рентабельности проектов в лесном комплексе и постоянной потребности в материалах из древесины как отечественного, так и мирового рынков, в отрасли имеется благоприятный инвестиционный климат. Впрочем, при абсолютной государственной собственности на лесной фонд лесная отрасль сможет справиться с кризисом и сама, если изменить механизмы управления лесным хозяйством и тарифную политику.

Говоря о Мурманской области, следует особо подчеркнуть ее специфическое географическое положение на пороге Арктики и Северной Атлантики. Естественно, развитие области в дальнейшем невозможно обособленно, без взаимосвязи с государствами Северного региона. Потенциал современной цивилизации позволяет обжить Арктику на благо народнохозяйственных и других человеческих интересов приарктических государств, Европы в целом и всего международного сообщества.

Географическое положение Мурманской области специфично и в том смысле, что через Арктику проходит кратчайший морской путь из Европы на Дальний Восток, в Тихий океан, что при использовании нормальных экономических условий позволит расширить использование Северного морского пути иностранными судами при нашем обеспечении ледокольной проводкой.

С 1993 года Мурманский порт становится одним из трех (вместе с Архангельским и Владивостокским) основных арктических портов. Этому благоприятствовало прежде всего выгодное географическое расположение: близость к портам Европы, тесная связь с Ленинградским промышленным районом и выход в Арктику через незамерзающее море. Развитие арктических перевозок в значительной мере содействовало превращению Мурманска из сезонного (зимнего) порта в порт круглогодичного действия.

АО «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска. По объему грузопереработки АО «Мурманский морской торговый порт» является вторым по величине (после АО «Санкт-Петербург») портом северозападной части России.

Порт соединен железной и автомобильными дорогами со всеми регионами России и зарубежными странами. В городе Мурманске имеется международный аэропорт.

Широко известным является факт, что практически все районы Европейского и Крайнего Севера обладают богатыми природными ресурсами, однако, в силу чрезвычайно тяжелых условий организации производства, с задачей развития промышленной добычи, переработки и доставки до потребителя этих природных богатств может справиться только крупная и финансово устойчивая организация.

В нынешних социально-экономических условиях, когда необходимо реализовать этап перехода от индустриальной модели к модели устойчивого экономического развития, встала задача организации и управления целостной системой социального и экономического развития. Эту систему необходимо сформировать на базе многосекторной диверсификации: организации добычи и переработки природных ресурсов, промышленного производства наукоемких товаров, сферы услуг, обслуживания производства внедрения информационных технологий.

Россия переживает процесс радикальных преобразований без четкой программы и без определенно выраженных интересов, однако наличие единой цели и единых национальных интересов не исключает многообразия и даже противоречивости форм преобразований. Региональные интересы правомерно отнести к числу тех, которые игнорировались особенно часто. Это объясняется тем, что в прошлом при разработке и реализации социально-экономической политики учет региональных особенностей, условий жизни и труда населения расценивался как проявление местничества, а если имелись и определенные национальные мотивы, то это считалось национализмом.

Общая противоречивость интересов на региональном уровне объясняется тем, что чаще всего наука рассматривала лишь существование общенародных, коллективных и личных интересов. Региональный (территориальный) интерес представлялся некоторой комбинацией коллективных и личных интересов. Сущность его недостаточно исследована экономической наукой.

Понятие регионального (территориального) интереса появилось в советской экономической литературе в начале 80-х годов /75/. «Региональный интерес» включает направленность на развитие отраслей специализации, перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наиболее глубокую переработку местного сырья, производство товаров народного потребления, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, создание всесторонне развитой производственной и социальной инфраструктуры, создание высококвалифицированных кадров во всех звеньях народного хозяйства.

Содержание северного регионального интереса может быть разделено на две составляющих: прямую и косвенную. Прямая составляющая включает компоненты, которые отражают непосредственные потребности региона — обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности населения: удовлетворение потребностей в товарах народного потребления, создание благоприятной экологической обстановки, обеспеченность в услугах социальной инфраструктуры, обеспечение населения рабочими местами. Косвенная составляющая включает такие компоненты, которые отражают потребности системы наиболее высокого уровня, в которую регион входит как подсистема.

До последнего времени регион рассматривался как подсистема единого национального хозяйственного комплекса (далее ЕНХК), как объект, в котором планирование и управление ориентировались на органы ЕНХК с учетом местных особенностей. Теперь регион из объекта планирования превращается в субъект хозяйствования — встают вопросы территориального самоуправления самофинансирования, изменяется целевая направленность регионального воспроизводства.

Таким образом, система региональных интересов — это осознанная, необходимая система целей для всестороннего самоосуществления территориальной общности в процессе развития и формирования региона. На первом этапе наблюдается преобладающее влияние производства на расселение, затем поселение приобретает притягательную силу для производства и становится фактором размещения производительных сил. Населенные места формируются как результат территориального размещения совокупности производительных сил. Производительные силы развиваются как общественно-территориальное сочетание: «население — производство — ресурсы природной среды», которое образует территориальную систему производительных сил.

К указанным регионообразующим факторам следует добавить военно-стратегический фактор образования региональных систем. В отношении Мурманской области именно этот фактор явился решающим в развитии региона, а, особенно, арктических районов. Так, несмотря на огромные природные богатства края, важнейшим фактором, диктовавшим сооружение Мурманской железной дороги в конце XIX — начале XX века, явились военно-стратегические задачи. Однако, начатое в 90-х годах сооружение военно-морской базы в Либаве отодвинуло на неопределенное время вопрос создания такой базы в районе Кольского залива, в связи с этим — и строительства железной дороги как фактора образования региона. Заметим, что после потери в 1918 году прибалтийских портов вопрос строительства военно-морских баз на Европейском Севере приобрел стратегический характер. Отсутствие прибалтийских портов перед началом Великой Отечественной войны ускорило создание военно-морских баз и пунктов постоянного базирования кораблей и судов ВМФ (Североморск — 1932 г., Полярный), с началом войны — Мурманск — 140 (1941), по окончании войны — Никель (1945) и Печенга (1945), Лиинахамари, — как пункты дислокации воинских соединений. И в настоящее время наличие на территории области крупного воинского контингента военно-морского флота составляет одну из главных особенностей северного регионального развития.

Сегодня Западу выгодно иметь на месте бывшего СССР сильное государство, способное собственными силами разрабатывать свои природные ресурсы и подешевле обменивать их на западные товары. Весьма влиятельные круги в США и других западных странах исходят из того, что относительное перераспределение функций в соревновании двух государств между областью военного противостояния и сферами экономики, технологии, науки и информатики складывается в пользу последних, то есть отвечают интересам Запада. Там особенно не скрывают намерений попытаться воспользоваться нашими трудностями в экономическом развитии в целях сужения нашего влияния в мире.

Нам необходимо адаптироваться к тому факту, что до тех пор, пока мы на деле не продемонстрируем, что наше общество сегодня так же эффективно с социально-экономической точки зрения, как и западное, до тех пор Запад не откажется от планов исторического реванша.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Что такое хозяйственный механизм. М. // Экономика, 1988 24 с.
  2. А., Троицкая И. Демографический аспект развития экономики на рубеже XXI века. //Плановое хозяйство. 1990, N-12, 87−92 е.
  3. Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района. М.: Наука, 1965,173 е., со схемами.
  4. В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990,126 с.
  5. Архангельский торговый порт морские ворота в Арктику. // Морские порты 1998, №-3 с. 9−16.
  6. А.Н. Региональное развитие и формирование системной концепции региона /Методология системного анализа регионального развития и управления. Сб. статей /Отв. Ред. A.B. Кочетков и О. С. Пчелинцев. М.: ВНИИСИ, 1980,136 с.
  7. C.B. Социально-экономические аспекты формирования и управления приморскими территориально-хозяйственными комплексами /Экономические проблемы управления промышленным производством. Межвузовский сборник. Л.: ЛФЭИ, 1988, 160 с.
  8. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований (отв. ред. А.Г. Аганбегян). Новосибирск: Наука, Сиб. отд, 1980,254 с.
  9. H.H. Об экономико-географическом изучении городов //Вопросы географии. 1946, N-2. С. 14−26.
  10. Ю.Берлин Б. А. Русская буржуазия в старое и новое время. М.: Мысль, 1992 263 с.
  11. Н.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Академ, народа, хоз-ва, Дело, 1994,687 с.
  12. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб.: фирма «ПОЛРАДИС», АООТ «Иван Федоров», т. 28, кн. 56,1990, с. 481−960.
  13. В.К. Территориальная структура экономического района. JL: Наука, 1986, 164 с.
  14. Н.И. Методы планирования повышения уровня жизни. М.: Экономика. 1969,222 е.
  15. В. А. Материалы общего тарифного съезда транспортников России. // Морские порты 1999, №-5 с. 3−11.
  16. Д.И. Управление развитием народонаселения //Вестник МГУ. Экономика. 1980, N-6, с. 21−29.
  17. С.Д., Бухвальд Е. А. Региональное хозяйствование: назревшие проблемы и пути их решения //Экономические науки. 1989, N-8, с. 30−40.
  18. Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии. М.: «Экономика» 1992,492 с.
  19. Внешнеполитическая деятельность на Северо-Западе России. // Морскиепорты 1999, №-3 14 с.
  20. В.Н., Рыбаков Ф. Ф. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. СПб: Гидрометеоиздат 1994,163 е.
  21. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: «Экономика» 1982,159 с.
  22. К.Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. 1994, Т. 30, вып. 4, с. 27−28.
  23. А.Г. Проблемы межрегиональных экономических отношений //Экономика и математические методы. 1990, Том 26. N-1, с. 93−104.
  24. П.И. Становление денежной системы в современной России. Эксперт. 1997 №-25. 32 с.
  25. Грузовая база России требует конкурентоспособности. // Морские порты. 1999, №-3 11 с.
  26. Грузооборот АО «Мурманский морской торговый порт». // Морские порты. 1998, №-1 9 с.
  27. JI.H. Мы живем в большой коммунальной квартире //Неделя. 1991, N-6 7−12 с.
  28. Г. Прогресс и бедность. М.: Ред. Изд-во «Татьянин день» 1992, 383 с.
  29. Под редакц. Железнов В .Я., Мануйлов А. А. /История экономической мысли. М.: Моск. научн ин-т 1916 Т. I, вып.1. 254 с.
  30. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: «Экономика» 1994, 542 с.
  31. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат 1986,223 с.
  32. . Б. У моряков, железнодорожников и экспедиторов задачи общие.// Партнер, 1998, №-4,19 с.
  33. ЬСистанов В. В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М.: Наука 1968,283 с.
  34. К критике пятилетнего перспективного плана развертывания народного хозяйства СССР // М.: «Экономическая жизнь» Экономическое обозрение 1927, Июль.
  35. Дж. Б. Распределение богатства. М.: «Экономика» 1992 446 с.
  36. С.Ю. Взаимосвязь народнохозяйственного и регионального циклов экологического развития //Тезисы Нижегородской региональной научно-практической конференции. Регулирование экономики: региональный аспект. Н. Новгород: НГУ, ВЭО НИО 1991,68 с.
  37. С.Ю. Социально-экономические условия развития региональной конверсии. СПб, изд-во СПбГУЭФ 1994,153 с.
  38. С.Ю. Устойчивость финансового рынка в период макроэкономической нестабильности. СПб, изд-во СПбГУЭФ 1998.
  39. С.Ю. Циклические колебания экономического и социального развития. СПб: изд-во СПбГУЭФ 1995, 142 е.
  40. В.П., Тартьшский О. В. К вопросу о региональномхозрасчете //Экономические науки. 1990, N-10 с. 91−94.
  41. Н.Д., Щербина В. Ф. Разрешение экономических противоречий социализма. М.: Экономика, 1988, 255 с.
  42. О.В., Котелкина Е. И., Соколова И. П. Регулирование естественных монополий. СПб., ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур регионального управления 1995 г., 69 с.
  43. О.В. Рынок недвижимости в свете антимонопольных правил. СПб: ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур регионального управления 1996, 56 с.
  44. H.H. Основы экономического районирования. М.: Госполитиздат 1958,200 с.
  45. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль 1969, 336 с. 48. Коммерсант +, 1999, № 80.
  46. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: «Экономика» 1989, 523 с.
  47. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990,607 с.
  48. В. Обоснование перестройки: ложные подходы //Вопросы экономики. 1991, N-1, с. 112−120.
  49. М.Э. Экономический механизм комплексного освоения недр. М.: Наука, 1984,200 с.
  50. В. И., М.: Госполитиздат, 1964, Поли. Собр. Соч. Т. 45. 729 е.
  51. В. И, М.: Госполитиздат, 1962, Полн. Собр. Соч. Т. 34. 584 с. (синдикат и трест 192 с).
  52. Н. Оборотные средства. // Вопросы экономики. 1997, №-9. с.44−54.
  53. Д.С., Моисеев H.H., Гребенников В. Г. О концепции социально-экономического развития России // Экономика и математические методы. 1996, Т. 32, вып. 3, с. 5−20.
  54. Д.С. К научному обоснованию экономических реформ в России //Экономика и математические методы. 1995, Т. 31, вып. 3, с. 5−33.
  55. В. Экономическая эволюция и экономическая генетика. //Вопросы экономики, 1994, №-5, с. 4−20.
  56. И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Мысль, 1986, 264 с.
  57. К.Р., Брю Л. Экономикс. М.: «Република» 1992, Т. 2. Гл. 29., 400с.
  58. К., Энгельс Ф. М.: «Политиздат» Соч. 2-е изд., т. 4,1955,615с.
  59. К. Теория прибавочной стоимости К. Маркс, Ф. Энгельс, М.: «Госполитиздат», Соч. 2-е изд., т. 26, ч. 1,1962,476 с.
  60. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. М.: «Госполитиздат» 2-е изд., т. 23, ч. 1, 1960, 907 с.
  61. А. Принципы экономической науки. М.: Издат. группа «Прогресс»: фирма «Универс» 1993, Т. 1. 415 с.
  62. Межотраслевое управление производством /под ред. Г. А. Джавадова. М.: «Экономика» 1983,255 с.
  63. С.М. Катастрофа или катарсис. М.: Интер-Версо, 1990,137с.
  64. А. Усилить транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности на Северо-Западе России.// Международный экспедитор, 1999, №-1, с. 26−28.
  65. Мурманский торговый порт Северные морские ворота России. //Морские порты. 1998, №-1 с. 14−21.
  66. Национальные счета России в 1989 1995, М.: Госкомстат России 1997, 186 с.
  67. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». // Международный экспедитор. 1999, №-1, с. 21.71. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», № 154-ФЗ, 28.08.1995.
  68. О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией. Указ Президента РФ от 01.08.1996, № 1129.
  69. О естественных монополиях. ФЗ № 147,19.07.1995.
  70. Ю.Я. Социально-экономические системы и фазы глобального развития //Экономические науки. 1989, N-12., с. 3−11.
  71. П.А. Равновесие и неравновесие в процессах экономического роста. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994, 137 с.
  72. Основные показатели экономического и социального развития народного хозяйства Мурманской области за годы XII Пятилетки. Мурманск: изд. «Прогресс, 1990,287 с.
  73. Р. Теория капиталистического развития. Гарвардский университет. Перевод Андреева А. И., СПб: ЛФЭИ, 1995,482 с.
  74. Перевозки внешнеторговых грузов России железнодорожным транспортом в сообщении с морскими портами. // Морские порты 1998, №-4,16 с.
  75. Н.Г. Экономические проблемы рационального использования фосфатного сырья. Л.: Наука, 1980,222 с.
  76. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Международные отношения 1986, 73 с.
  77. Л.И., Пикснер Б. С. Экономический неоконсерватизм: Теория и международная практика. М.: Международные отношения. 1988,149с.
  78. . Территориальные проблемы формирования рынка //Плановое хозяйство. 1991, N-1, с. 24−34.
  79. Политическая экономия /Медведев В.А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1988, 735 с.
  80. М.Л. Распределительные отношения развитого социализма. Л.: ЛГУ, 1982, 204 с.
  81. А.Е. Размещение социалистической промышленности: теоретические очерки. М.: «Экономиздат» 1962, 340 с.
  82. Разработка концепции, процедур реализации и параметров хозрасчета Мурманской области /под ред. А. И. Муравьева, Г. П. Лузина, О. Г. Дмитриевой. Репринт. I этап. Ленинград-Апатиты. 1989,78 с.
  83. Разработка концепции, процедур реализации и параметров хозрасчета Мурманской области /под ред. А. И. Муравьева, Г. П. Лузина, О. Г. Дмитриевой. Репринт. П этап. Ленинград-Апатиты. 1989, 187 с.
  84. В .Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987, 215 с.
  85. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: «Прогресс», 1986,471 с.
  86. В.З. Общество зрелого социализма. Социальные проблемы. М.: Мысль, 1984,160 с.
  87. Российская газета. 1998,19 сентября.
  88. Российский статистический ежегодник, М.: Госкомстат России 1996, 977с.
  89. Российский статистический ежегодник, М.: Госкомстат России 1997, 917с.
  90. Российский статистический ежегодник, М.: ЗАО «Московский издательский дом» 1998,813 с.
  91. Российский транспорт- траектория роста в виртуальном измерении. // Морские порты 1998, №-2, с. 18.
  92. Г. Самоорганизация и организация экономики и поиск новой пардигмы экономической науки // Вопросы экономики, 1993, №-11, с. 2432.
  93. Санкт-Петербург крупнейший порт на Северо-Западе России. //Морские порты. 1999, №-2 с. 5−14.
  94. П. В. Мировая экономика. М.: «Новый Юрист» 1998, 126 с.
  95. C.B. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М.: «Экономиздат», 1961,302 с.
  96. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993, Кн. 1. 569 с.
  97. Собрание законодательства Российской Федерации, М.: Юридическая лит-ра, 1995, 703 с.
  98. И.П. Специфические особенности законодательства Российской конкуренции и практика законодательного регулирования. СПб: СПбУЭ и Ф 1996, с. 7−12.
  99. Социально-экономические проблемы северного города //Сборник под ред. И. Ю. Муравьева и О. И. Шкаратан. JL: Стройиздат, 1982,149 с.
  100. Статистическое обозрение. М.: Госкомстат России 1997, 763 с.
  101. Статистический отчет ОАО «Ленэнерго» за 1998, с. 38−42.
  102. А.Г. О формировании территориальных социально-экономических систем // изд. ВГО, т. 120, вып. 4,1998,147 с.
  103. А.Г. Совершенствование хозяйственного механизма программно-целевых территориальных комплексов. Л.: ЛГУ, 1988,188с.
  104. А.Г. Хозяйственный механизм формирования и развития территориальных социально-экономических комплексов в районах нового освоения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. 08.00.05. Л.: ЛФЭИ, 1991,133 с.
  105. Там, где заканчивается колея, начинается море. // Партнер, 1999, №-4, 17 с.
  106. Н.Ф. Методы экономического обоснования развития городов и районов. Киев: «Буд1вельник» 1974,166 с.
  107. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. СПб: Экономическая школа, 1997, «Экономическая школа», вып. 18, 745 с.
  108. П. Экономическая теория промышленности. СПб: СПбУЭ и Ф, 1994,153 с.
  109. В.А. Эффективность использования минерального сырья в условиях Крайнего Севера. Л.: Наука 1979,215 с.
  110. Финансовая Россия, 1998, №-36, октябрь.
  111. А.Г. Ресурсный потенциал: планирование и управление. М.: Экономика, 1985, 151 с.
  112. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, Б. г., 1991,701с.
  113. Хлебный рынок. // М.: Журнал Всесоюзного совета съездов биржевой торговли Изд. 1925, №№ 1−23.
  114. Хлебный рынок. // М.: Журнал Всесоюзного совета съездов биржевой торговли Изд. 1926, №№ 1−23.
  115. Хозяйственный механизм общественный формаций / под ред. Л. И. Абалкина. М.: Мысль, 1986,269 с.
  116. .С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального планирования и управления в СССР). М.: Мысль 1981, 320 с.
  117. Г. Синдикаты и тресты в России. 3-е изд. ЗПг: Петрогр. Губ. Сов. Нар. Хоз. 1920,211 с.
  118. Э.Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика 1992, 350 с.
  119. . А. «Белые пятна» современного социализма //Рабочий класс и современный мир. 1990, N-5, с. 8−21.
  120. В .Я. Спецпереселенцы на Мурмане. Мурманск: Ml ИИ. 1993, 139 с.
  121. В.Г. Последствия инфляционной экономической политики //Вопросы экономики, 1991, N-1 с. 17−21.
  122. Д. Структура региональных энергоснабжающих предприятий Германии // Материалы международной конференции. Формы собственности в энергетике. Проблемы управления. СПб: 1992, с. 10−12
  123. К. Эффективная экономика: Шведская модель. М.: Экономика 1991,347 с. 128. «Экономическая школа», СПб: (Библиотека «Экономической школы») 1993, Вып. 3. 386 с.
  124. Р. Дж., Смит P.C. Современная экономика труда: Теория и государственная политика. М.: изд-во Моск. Ун-та 1996,777 с.
  125. П.Н. Эффективность капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры региона (на примере Мурманской области).
  126. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 08.00.05. Д.: ЛФЭИ, 1991,126 с.
  127. An agenda for progressive taxation. New York, 1947,408 c.
  128. Annual abstract of statistics. London, 1996, No-132. 476 c.
  129. Bain J. Industrial organization: Barriers to new competition. New York, Wiley & sons 1959 678 c.
  130. Baumol W., Panzar J., Willing R. Contestable markets and the theory of industry structure. New York, Harcourt, Brace, Jovanovich 1982, 510 c.
  131. CarltonD., Perloff J. Modern industrial organization. New York, Harper Collongs 1994, 852c.
  132. Caves R.E., Khalisadeh-Shirazi J., Porter M.E. Scale economies in statistical analysis of market power // Rev. Econ. Statist. 1975, Vol. 57. 493 c.
  133. Comandor W. S., Wilson T. A. Advertising, market structure ans performance // Rev. Statist. 1967, Vol. 49. 516 c.
  134. Clarkson K.W., Miller R.L. Industrial organization: Theory, evidence and public policy. New York, McGraw-Hill. 1982, 518 c.
  135. Clarce R., Davies S., Waterson M. The profitability-concentration relation: Market power or efficiency? // J. Industr. Econ. 1984, Vol. 32. 617 c.
  136. Fraumenti B.M., Jorgenson D.W. Rate of return by industrial sector in the United States, 1948−1976 // Amer. Econ. Rev. 1980, Vol. 70.439 c.
  137. Friedman J. Oligopoly theory. Englewood Cliffs. New. York, 1973, 281 c.
  138. Friedman M., Hayek F. A ct. Al. Inflation: Causes, Consequences.
  139. Galbraith J.K. Economics and the Public Purpose. Boston. 1973,119 c.
  140. George K.D., Joll C., Lynk E.L. Industrial organization: competition, growth and structural changes. London, 1992, 382 c.
  141. Graaf J. De V, Theoretical Welfare Economics. Cambridge Univ. Press, 1957,241 c.
  142. Hannah L., Kay J.A. Concentration in modern industry: Theory, measurement and UK experience. London, 1977,231 c.
  143. Hay D.A., Morris D.J. Industrial economics and organization. Oxford Univ. Press, 1991,649 c.
  144. Henderson H/D/ Supply and demand. New York, 1922, 108 c.
  145. Kaldor N The Irrelevance of Equilibrium Economics // Economic Journal 1972, 82. 1367 c.
  146. Lindberg E., Stephen A. Tobin’s q ratio and industrial organization // J. Busin 1981, Vol. 54. 348 c.
  147. Mann M. Seller concentration, barriers to entry and eate of return in thirty industries, 1950−1960 // Rev. Econ. Statist. 1966, Vol. 48. 308.
  148. Porter M.E. The structure within industries and companies' performance // Rev. Econ. Statist. 1978, Vol. 61. 796 c.
  149. Riehl A. Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung Fur die positive Wissenschaft. Leipzig, 1876−1887, Bd. II. Th. 1.256 c.
  150. Orr D. An index of entry barriers and its application to the market structure-performance relationship. // J. Industr. Econ. 1974, Vol. 23. 50 c.
  151. Shove G.F. Varying costs and marginal net products // Econ. J. 1928, Vol. 38. 384 c.
  152. Stigler G. The organization of industry. Homewood, 1968, 362 c.
  153. Struve P.B., liberal on the left. Cambridge (Mass.) Harvard Univ. Press, 1970,415 c.
  154. Struve P.B., liberal on the right. Cambridge (Mass.) Harvard Univ. Press, 1980, 526 c.
  155. Statistical Abstract of the United States. 1987. 107th ed. Washington, 1986, 1483 c.
  156. The Wall Street Journal. 1998, September, 16.
  157. Waterson M. Economic Thery of Industry. Cambridge Univ. Press, 1987, 43 c.
  158. Williamson O. Markets and hierarchies: Analysis and antitrust implications. New York, 1975,142 c.
  159. Конкурентная среда схожих по экономике морскихпортов1. Санкт-Петербург
  160. Конкурентная Ест. Монополия 20,5% 23% ^ ¡--руИр ОрганизационнаЩИаиР^кономическая я 14,2% / 25% Техническая 17% ¦ Конкурентная 20,5% ¦ Экономическая 25% ?Техническая 17% ?3 Организационная 14,2% ¦ Ест. Монополия 23%1. Мурманск
  161. Конкурентная 9% / Err. Мэнополия 23% Экономическая iiiiHiM Техническая 14,7% Организаиуюнная 14,2% ¦ Конкурентная 9% ¦ Экономическая 19,3% ?Техническая 14,7%? Организационная 14,2% ¦ Err. Мэнополия 23%1. Роттердам36,1%1. Конкурентная 36,1%
  162. Экономическая 19,1%? Техническая 18,1% 0 Организационная 10,2%1. Ест. Монополия 16,5%
  163. Ест. Монополия 16,5% Органкждонкая 10.2%1. Техническая 18,1%1. Экономмеская 19,1%
  164. Сочетание монопольных и условно-конкурентных сред морских портов1. Санкт-Петербург1. Техническая (Т 2) 6,5%
  165. Конку рентная 20,5% ¦Экономическая (Э 1) 6,7% ¦Экономическая (Э 2) 10,8% ?Техническая (Т 1)10,5% ЩТехммеская <Т 2) 6,5% ¦ Организационная 14,2% ¦Естественная 23%1. Мурманск1. Конкурентная 9%1. Конкурентная 9%
  166. Экономическая (Э 1) 11,9% ?Экономическая (Э 2) 7,4% ?Техническая (Т 1) 9,1% ¦Техническая (Т 2) 5,6%1. Организационная 21,8%1. Естественная 35.2%1. Роттердам1. Экономическая (Э 2) Цв %1. Комсурангная 36,1%1. Экоиом таская (Э1) 7.3 Ч
  167. Экономтмхая (Э 2) П8% ?Твммвсхая (Т П2% ?Тсмжчасхая (Т2) 6,9% ¦Оргммдомя Х>2% ¦Ествствоми «3%1. Типология монополий
  168. Сочетает достоинства первого и второго вариантов, когда сумма платежа состоит из двух частей.
  169. Одна из частей достаточна для возмещения недостающих в первой части затрат государства.1. Не предусматриваетрегулирования государством цен и объемов производства.
  170. Гос-во проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции или услуги тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет максимальную сумму
  171. Условно-конкурентная среда морских портов
  172. Монопольная среда Условно-конкурентная среда1. Е О э1 гр1 м э2 т2 К УК
  173. Роттердам 16,5 10,2 7,3 11,2 45,2 11,8 6,9 36,1 54,8
  174. С-Петербург 23 14,2 6,7 10,5 62,2 10,8 6,5 20,5 37,8
  175. Мурманск 35,2 21,8 11,9 9,1 78,0 7,4 5,6 9,0 22,0
  176. Выборг 26,2 17,6 7,3 10,2 61,3 9,6 6,3 22,8 38,7где:
  177. Е- естественная монополия- О организационная монополия Э1- экономическая монополия-
  178. Э2 экономическая монополия с наличием условно-конкурентной среды- Т1 -техническая (технологическая) монополия-
  179. Т2 техническая (технологическая) монополия с наличием условно-конкурентной среды-
  180. М монопольная среда- К — конкурентная среда- Ц
  181. УК условно-конкурентная среда о
Заполнить форму текущей работой