Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические основы функционирования негосударственного сектора высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последствия оказались противоречивыми, потому что, параллельно с традиционным общегосударственным бесплатным высшим образованием начал формироваться негосударственный сектор. В связи с этим появились различные предложения по дальнейшему развитию высшей школы. Одни полагают, что система образования нуждается в радикальной ломке, другие считали и считают российское образование одним из лучших… Читать ещё >

Содержание

  • s Введение
  • Глава 1. Роль и место негосударственного сектора высшего образования в системе высшей школы России
    • 1. 1. Закономерности и предпосылки становления рынка высшего образования в России
    • 1. 2. Содержание и отличительные черты негосударственного сектора высшей школы
    • 1. 3. Формирование экономико*правового механизма негосударственных вузов
  • Глава 2. Организационно-экономическая модель негосударственного вуза
    • I. 2.1. Особенности механизма хозяйствования j негосударственного вуза
      • 2. 2. Организащюнно-празовая структура
  • Негосударственного вуза.,.ч
    • 2. 3. Организация управления финансово-хозяйственной деятельностью негосударственного вуза. j
  • Глава 3. Планирование
    • I. деятельности негосударственных вузов
      • 3. 1. Планирование экономических показателей в негосударственных вузах
      • 3. 2. Оптимизация штатов, системы нормирования, j оплаты и стимулирования труда ППС негосударственных вузов

Экономические основы функционирования негосударственного сектора высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшим следствием осуществления реформ в ходе становления в России рыночной экономики стали преобразования в формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными, негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и высшую школу.

Последствия оказались противоречивыми, потому что, параллельно с традиционным общегосударственным бесплатным высшим образованием начал формироваться негосударственный сектор. В связи с этим появились различные предложения по дальнейшему развитию высшей школы. Одни полагают, что система образования нуждается в радикальной ломке, другие считали и считают российское образование одним из лучших в мире. Единственно чего не хватает, это финансирования, и исходят из стремления сохранить ту ведущую роль, которую они играли когда-то, помня то, что в старой системе работать было гораздо легче. Третьи просто не понимают происходящего: как менеджеры они не профессиональны, и нарушение привычных схем деятельности повергает их в растерянность. Они считают, что государственный заказ и заказ общества — одно и то же.

Вместе с тем, нельзя не видеть, что высшая школа оказалась в сложном положении не только потому, что снизились объемы финансирования, но и потому, что на деле сохраняется верность прежним традиционным вузовским структурам, старым представлениям о роли высшего образования в жизни государства, которого уже нет.

Факт существования и масштабного развития негосударственного сектора высшей школы в условиях отсутствия опыта рыночного ведения хозяйства и теоретических основ осуществления финансово-хозяйственной деятельности требует исследования вопросов, связанных с формированием организационно-правовой структуры и экономико-правового механизма негосударственных вузов, планирования, разработки и внедрения наиболее эффективных моделей организации их хозяйственной деятельности.

Вопросы экономики высшей школы занимают определенное место в экономической науке. К основоположникам отечественного теоретического анализа проблем высшей школы можно отнести таких авторов, как Е. П. Елютин, А. Г. Дайновский, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, Д. И. Чупрунов, С. Л. Костонян.

Развитие проблем управления высшей школой в условиях нового хозяйственного механизма нашло отражение в работах МК. Шерменева,.

A.А.Воронина, Е. П. Воронова, А. А. Зуева, ЛИЛкобсона и др.

Инвестиционный характер затрат на высшее образование и проблемы управления вузом исследовались в работах таких известных западных ученых, как М. Фридмена, Д. Джонстона, Талака.

В изменившихся экономических условиях к анализу проблем управления высшей школой приступило множество отечественных специалистов. Среди них следует выделить монографии В. В. Чекмарева, Т. В. Орловой, О. С. Сабденова, посвященные организационным и экономическим проблемам сферы высшего образования. Теоретическое обоснование процессов управления в высшей школе проведено JL Абалкиным, Е.Гайдаром.

В последние годы были защищены диссертационные работы, посвященные вопросам менеджмента и маркетинга на рынке образовательных услуг А. Панкрухина, М. Лукашенко, Е. Богачева, О. Гончаровой, Ю. Клещевско-гои др.

Отдельные публикации в периодической печати затрагивают и вопросы становления и развития негосударственного сектора высшей школы. Так,.

B.Зернов, Т. Бархатова рассматривают состояние, развитие и проблемы негосударственных вузов России. В. Н. Петров показывает критический анализ правовых основ деятельности негосударственных образовательных учреждений, вопросов, касающихся их аккредитации. С. В. Земляченко рассматривает классификацию НОУ, критерии отнесения их к коммерческим, либо некоммерческим. Н. Е. Боревская знакомит с опытом НОУ в Китае.

Комплексные же исследования по вопросам управления деятельностью негосударственных вузов, основанные на концепции контроллинга, в отечественной науке и практике еще не проводились.

О непроработанности проблем негосударственного сектора высшей школы отмечается и в справке российского союза ректоров «О федеральной программе развития образования на 1999;2005г.г."1151.

На формирование авторской концепции развития экономических основ функционирования негосударственных вузов существенное влияние оказали работы Л. Якобсона, Л. Абалкина, Д. Чупрунова, Е. Жильцова, В. Щетинина, А. Булатова, Л. Евенко, В. Хойера, А. Томпсона, Д. Ханна, А. Карминского, Н. Оленева, В.Зайцева.

В то же время, учитывая неразработанность проблемы управления деятельностью вузов, а также ее множественность, многоаспектность и дискус-сионность, совершенно очевидна необходимость ее дальнейшего исследования.

Актуальность поднятых вопросов, их неразработанность обусловили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования, его логику и структуру.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических, методологических вопросов и анализа состояния системы высшего образования России, опыта функционирования высшей школы зарубежных стран обосновать закономерности возникновения и функционирования негосударственного сектора высшей школы, выяснив его отличительные черты, а также на основе концепции контроллинга разработать наиболее приемлемую модель организации хозяйственной деятельности негосударственных вузов.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

— провести анализ процесса развития и трансформации системы высшей школы России;

— выявить и обосновать отличительные черты негосударственного сектора высшей школы и перспективы его развития;

— выяснить понятие и структуру экономико-правового механизма негосударственных вузов и показать воздействие внешних и внутренних факторов на их функционирование;

— обосновать особенности хозяйствования негосударственных вузов как некоммерческих организаций;

— построить модель управления финансово-хозяйственной деятельностью негосударственного вуза и его структурных подразделений на основе концепции контроллинга;

— разработать методику анализа безубыточности негосударственного вуза и рассмотреть отдельные экономические показатели;

— проанализировать систему планирования и распределения педагогической нагрузки преподавателей негосударственных вузов, оплаты и стимулирования их труд а.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — процесс трансформации и развития системы высшего образования, а также проблемы управления негосударственными вузами.

Предмет исследования — совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с формирование и развитием экономических основ функционирования негосударственных вузов. При этом анализ проводился по системе вузов Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства образования РФ.

В процессе работы были проанализированы законодательные, инструктивные и методические материалы по вопросам организационной и хозяйственной деятельности высших учебных заведений. Информационной базой послужили данные Министерства образования РФ, Госкомстата РФ.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертации явились научные труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, материалы семинаров и научных конференций, а также периодические статьи и диссертационные исследования, в которых рассматривались вопросы, прямо или косвенно связанные с деятельностью негосударственного сектора высшего образования.

В процессе исследования были использованы методы диалектики, экономического и статистического анализа, традиционные приемы логического моделирования, общие положения и принципы системного подхода.

Научная новизна и практическая значимость заключаются в следующем:

— на основе анализа процессов и явлений системы высшего образования СССР и РФ выявлены закономерности и предпосылки становления рынка образовательных услуг высшей школы;

— выработано понятие «организационно-правовая структура» и предложен ее вариант для негосударственного вуза;

— проведен анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование и функционирование экономико-правового механизма негосударственных вузов;

— построена модель некоммерческой организации и на ее основе выявлены особенности хозяйствования негосударственного вуза;

— разработана модель управления финансово-хозяйственной деятельностью негосударственного вуза и его структурных подразделений;

— разработаны положения: о центре дополнительного образованияо хозяйственной деятельности негосударственного вуза и его структурных подразделенийо порядке формирования и использования финансовых фондов негосударственного вуза;

— разработана методика анализа безубыточности негосударственного вуза;

— предложен вариант оптимизации учебного плана с учетом сокращения аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы студентов.

Практическим результатом проведенных исследований является использование Томским негосударственным экономико-юридическим институтом модели управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза и структурных подразделений, методики анализа безубыточности вуза и разработка на ее основе компьютерной программы для внедрения в практическую деятельность.

Апробация и реализация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-методической конференции Томского экономико-юридического института «Высшая школа: опыт и перспективы» в 1998 г., IV экономических чтениях ТГУ в 1999 г.- научно-методической конференции ТЭЮИ «Качество, технологии, экономика и законодательство в сфере образования» в 1999 г.

По материалам диссертации опубликовано пять научных работ, общим объемом 1,5 п. л.

Работа обсуждалась на методологическом семинаре в ТЭЮИ, на заседании кафедры финансов и учета ТГУ и получила положительную оценку.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методологическая основа и методика исследования, научная новизна, практическая значимость, апробация и реализация работы.

В первой главе анализируется влияние закономерностей общественного развития на систему высшего образования, а также степень ее воздействия на уровень развития общества На основе статистических данных, публикаций ученых и специалистов в области высшего образования исследуются особенности, преимущества и недостатки советской системы высшего образования, выявлены предпосылки и закономерности становления рынка высшего образования в России. При этом негосударственный сектор рассматривается как неотъемлемая составная часть системы высшего образования, которая интегрирует и развивается вместе с ней.

Разработана структура экономико-правового механизма (ЭПМ). Анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на функционирование ЭПМ негосударственного вуза и дается характеристика его элементов.

Во второй главе рассматривается модель некоммерческой организации, выявлены особенности хозяйствования негосударственного вуза как характерного типа некоммерческой организации. Сформулировано понятие «организационно-правовая структура», рассмотрены организационные структуры и организационно-правовые формы вузов, предложен вариант организационно-правовой структуры негосударственного вуза Предлагается внедрение основных положений системы управления «Руководство в соотношении с сотрудничеством», которая встраивается в предпринимательскую автономию. Определена цель внутривузовского управления, обосновываются его принципы, произведено деление структурных единиц на центры ответственности. Предлагается вариант схемы формирования и распределения доходов негосударственного вуза, комплексное использование инструментария внутрихозяйственного механизма для организации финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений.

В третьей главе на основе положений оперативного контроллинга разработана методика анализа безубыточности негосударственного вуза, рассматриваются показатели, являющиеся определяющими при прохождении вузом государственной аккредитации.

Исследуется сложившаяся практика и соответствующие ей проблемы оптимизации штатов, нормирования, оплаты и стимулирования труда преподавателей негосударственных вузов.

В заключении сформулированы выводы, вытекающие из проведенного исследования и практические рекомендации по совершенствованию экономических и управленческих решений в деятельности негосударственных вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Высшая школа, являясь звеном единого хозяйственного комплекса, развивается в соответствии с внутренними закономерностями общества. С другой стороны, являясь подсистемой национального хозяйства, имеет самостоятельное значение и в конечном счете определяет уровень развития общества.

Советская система высшего образования явилась основой (материалом) для новой формирующейся рыночной системы высшей школы.

Как показал накопленный с 1991 года опыт рыночных преобразований, полная преемственность ценностей, целей и установок советской системы невозможна, для которой в целом было характерно гарантированное государственное финансирование, рост сети высших учебных заведений, всеобщность, доступность и бесплатность высшего образования, гарантированное трудоустройство выпускников.

Изменения, происходившие в период кардинальных экономических реформ 90-х годов, касались главным образом содержания образовательной деятельности и институциональной структуры системы образования, и в малой степени — экономических механизмов ее функционирования. Исключением явился лишь возникший негосударственный сектор, где содержательные изменения сочетались с внедрением рыночного механизма.

Следует отметить определенную противоречивость общего хода развития современной системы высшего образования. В целом за годы реформ удалось обеспечить основной конституционный принцип — сохранение доступа к бесплатному высшему образованию на конкурсной основе, сохранить государственные вузы, ППС, развить сеть негосударственных вузов.

С другой стороны, возникновение негосударственного сектора сочетается с категорическим запретом на приватизацию государственных вузов;

— государственное гарантированное финансирование с массовыми и длительными задержками заработной платы;

— новаторские учебные программы с крайне устарелой МТБ большинства вузов. В госвузах практически отсутствует бюджетное финансирование статей расходов, связанных с приобретением нового оборудования, учебной и научной литературы, повышением квалификации и обмена опытом.

Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость руководствоваться следующей логикой: поскольку в рыночной экономике услуги высшей школы становятся квазиобщественным благом, 100% государственное финансирование с экономической точки зрения представляется неоправданнымвне зависимости от структуры системы, общества или государства расходы на высшее образование должны покрываться за счет родителей, студентов, налогоплательщиков и самих вузов, получающих дополнительные доходы, необходимо введение более эффективных рыночных механизмов государственного финансирования по принципу «деньги следуют за студентом».

Полноценный рынок образовательных услуг высшей школы немыслим без успешного развития негосударственного сектора. По утверждению Е. Н. Попова «мы живем и будем жить в условиях ограниченного рынка образовательных услуг, поскольку государственный сектор сохранит свою главенствующую роль. Государство, как и ранее, через посредство государственных учебных заведений будет само производить основную массу образовательных услуг и само их оплачивать"/47, 0−801 Между тем, положительные сдвиги в сфере образования были связаны именно с появлением новых видов образовательных учреждений, внедрением и распространением инновационных и авторских программ обучения, введением альтернативности и ликвидацией всеобщей унификации обучения при одновременном сохранении всего лучшего из накопленного опыта российской системы образования.

Для успешного становления и функционирования негосударственных вузов весьма важным является выбор той или иной организационно-правовой структуры.

Проведенное исследование позволяет определить организационно-правовую структуру как совокупность взаимосвязанных элементов: организационной структуры управления и организационно-правовой формы.

Для негосударственного вуза на начальной стадии своего развития приемлема следующая организационная структура: вуз как одно юридическое лицо, не содержащее в своем составе каких-либо филиалов или иных структурных подразделений, т. е. унитарное учреждение. С учетом расширения деятельности вуза на последующих стадиях развития — вуз как единое юридическое лицо, но содержащее в своем составе все возможные варианты обособления структурных подразделений: филиалы, отделения, центры и т. д.

Статус и функции структурных подразделений определяются положением, утвержденным Советом вуза, в соответствии с которым они наделяются институтом имуществом, необходимым для осуществления своих функций, им могут быть открыты лицевые счета в бухгалтерии института, на которых должны быть отражены заработанные ими средства и затраченные на осуществление своей деятельности.

Полномочия структурных подразделений сводятся к ограниченному праву использовать ресурсы вуза для выполнения определенных задач, т. е. делегирование прав вуза или предпринимательская автономия, в которую удачно, на наш взгляд, вписывается система управления «Руководство в соотношении с сотрудничеством».

Успех внедрения данной системы по-нашему мнению, могло бы обеспечить детальное ознакомление с нею сотрудников вуза и разработка каждому для себя своих обязанностей, ответственности и описания рабочего места. Вариант организационной структуры негосударственного вуза нами предложен в рисунке 1.4.

Негосударственные вузы в настоящее время имеют статус как коммерческой, так и некоммерческой организации. Однако функционирование образовательных организаций в форме коммерческих не предусмотрено действующим Законом РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. Деятельность же некоммерческих образовательных учреждений признается полностью соответствующей ФЗ РФ «Об образовании». Они имеют право, независимо от организационно-правовых форм, получать добровольные пожертвования и целевые взносы, не включая их в состав объектов налогообложения.

По природе своей деятельность негосударственных вузов следует признал" коммерческой, так как цели организаций производим от целей людей. Люди, создавая организации, преследуют как экономические цели (максимизация личного дохода), так и неэкономические (самореализация).

Регистрация негосударственного вуза наиболее привлекательна в форме некоммерческого партнерства, так как при закрытии деятельности предполагается распределение имущества между учредителями.

Сложившаяся организационно-правовая структура негосударственного вуза требует выработки наиболее приемлемых внутренних правил ведения финансово-хозяйственной деятельности и подчиняется в целом государственному регулированию экономики, т. е. необходимо формирование экономико-правового механизма (ЭПМ). ЭПМ определен нами как совокупность правовых норм и экономических рычагов хозяйствования. Элементами его выступают правовые нормы, принципы и методы функционирования, структура управления, планирование, формы организации экономических связей, финансово-кредитные рычаги, ценообразование, оплата труда и экономическое стимулирование.

В целях наиболее эффективного функционирования экономико-правового механизма негосударственных вузов предлагается:

— в части совершенствования процесса аккредитации взамен существующей аттестации вузов ввести рейтинг, официально проводимый региональными изданиями, которые могли бы объявить конкурс на лучшую анкету для проведения такого рейтинга;

— в части совершенствования методов управления вузами использовать создание административного Совета, в состав которого входили бы частично профессорско-преподавательский состав, видные общественные деятели, представители крупных предприятий бизнеса, местных органов власти, выпускники данного вуза;

— для развития государственного кредитования высшего образования и оказания реальной государственной целевой поддержки образования в стране законодательно закрепить положение о предоставлении беспроцентного срочного кредита на обучение всем зачисленным в вуз студентам (независимо от его формы собственности), объем которого индексируется с учетом инфляции;

— учитывая специфику вузовской деятельности (4-годичный производственный цикл) внести изменение в действующее законодательство, увеличив время использования финансового резерва вуза до 4-х лет;

Одним из элементов экономико-правового механизма выступают принципы и методы функционирования. Наиболее эффективным методом функционирования предприятий, организаций, считается метод управления, основанный на концепции контроллинга.

Реализация модели управления хозяйственной деятельностью негосударственного вуза в рыночных условиях сопряжена со следующими особенностями:

1. Покупатель образовательной услуги лишь частично является ее реальным потребителем. В негосударственном вузе он оплачивает ее сам, пользуются же услугой, не неся затраты на ее приобретение, непосредственные потребители, что искажает картину рыночного взаимодействия. Таким образом, непосредственный потребитель не имеет возможности прямо воздействовать на производителя.

2. Ограниченность конкуренции (выполняемые работы подчас имеют уникальный для потребителя характер, особенности профессиональной этики ученых, врачей, педагогов).

3. Потребитель в момент рыночной сделки не всегда обладает адекватной информацией о свойствах предлагаемой услуги, перспективах ее использования, альтернативных возможностях удовлетворения соответствующих потребностей. В этой связи нам представляется целесообразным создание в качестве посредника, представляющего интересы потребителей в их конкретных взаимоотношениях с производителями услуг, независимого агентства, созданного по типу некоммерческой организации, цель которой — создание базы данных о рынке образовательных услуг, профориентационная работа с молодежью, претендующей на получение высшего образования.

4. Результат вузовской деятельности, т. е. ее полезный эффект, не способен становиться непосредственным объектом рыночной сделки, т.к. формируется после ее совершения. Объективно возникает потребность в полной или частичной увязке финансирования не с результатами, а с параметрами самой деятельности, в создании определенных гарантий для ее бесперебойного продолжения.

Идея предлагаемой модели организации хозяйственной деятельности в негосударственном вузе заключается не просто в абстрактной самостоятельности, предполагающей наличие доходов, покрывающих расходы, а в специфическом механизме формирования доходов и контроля за расходами т. е. строгой зависимости финансовых поступлений от фактически достигаемых результатов производства. С этой точки зрения эффективность управления решающим образом зависит от эффективности функционирования рынка.

Целью разработанной модели управления негосударственным вузом является обеспечение эффективной организации всех аспектов деятельности вуза, сохранение целостности общей линии финансовой политики, обеспечение прочного финансового положения вуза для успешного развития и расширения его деятельности, обеспечение заинтересованности и повышение ответственности коллектива вуза в активном самостоятельном поиске источников финансирования своей деятельности, в более эффективном использовании заработанных средств, в укреплении хозяйственной самостоятельности, в усилении режима экономии.

Внутривузовское управление негосударственного вуза, на наш взгляд, должно основываться на следующих принципах: сочетание общего руководетва финансово-хозяйственной деятельностью вуза с оперативно-хозяйственной самостоятельностью подразделенийэкономической в т. ч. финансовой ответственности за сохранность материальных и финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении вузаматериальной заинтересованности как отдельных работников, так и коллектива в целом в улучшении результатов деятельности вузапреимущественного использования средств на совершенствование образовательной и научной деятельности вуза. Для контроля за финансовым положением вуза в целом необходим расчет формирования и распределения доходов вуза (рисунок 2.2.). С другой стороны, величина прибыли, остающаяся в распоряжении вуза, не может быть использована им т.к. определенные ее доли принадлежат структурным подразделениям. Вуз может использовать средства финансового резерва, но т.к. они в течение года должны быть использованы, в противном случае подлежат налогообложению, то в целях сохранения средств, полученных в виде платы за обучение на предстоящие годы предлагается создание внутреннего страхового фонда за счет отчислений структурных подразделений.

Для преодоления двойственности внутреннего хозрасчета вуза считаем целесообразным в рамках внутривузовского управления института рассматривать деятельность такого структурного подразделения, как ректорат с обеспечивающей инфраструктурой (рисунок 1.1.)" доходы которого формировались бы за счет отчислений от всех других структурных подразделений, процентов по предоставленным ссудам (внутренним), реализации научной и научно-методической продукции, коммерческой деятельности (рисунок 2.3.).

Цель и принципы организации хозяйственной деятельности вуза и его подразделений едины. Именно приоритет определенных целей оказывает влияние на выбор формы хозяйствования.

Для реализации цели внутривузовского управления — согласование экономических интересов структурных подразделений — предлагается взять за основу инструментарий, который включает в себя: структурную модель внутрихозяйственного механизма (рисунок 2.4.), программу диагностического обследования (сравнительный анализ) — аппарат количественных оценок — процедуру для проектирования и внедрения внутрихозяйственного механизма, комплексное использование которого сыграло бы, на наш взгляд, позитивную роль во внедрении модели управления на уровне структурных подразделений.

Один из элементов предложенного инструментария — аппарат количественных оценок — представляет собой планирование и расчет таких показателей, как себестоимость образовательных услуг, точка безубыточности, запас прочности, производственный рычаг для проведения анализа безубыточности вуза. На основе предложенной методики расчета безубыточности вуза, разработав компьютерную программу, вуз может регулярно, оперативно и точно осуществлять анализ безубыточности.

Исследование существующей практики планирования показателей, являющихся критериями для прохождения вузом государственной аккредитации, показало, во-первых, что численность ППС негосударственного вуза, рассчитанная с учетом трудоемкости учебных планов, может быть лишь ориентиром. При разработке учебных планов необходимо учитывать время на проведение всех видов работ, осуществляемых в условиях блочно-рейтинговой системы. Во-вторых, с целью повышения качества подготовки специалистов негосударственным вузам необходимо изыскивать возможности для сокращения нормативной численности групп, поскольку качественное проведение практического (семинарского) занятия невозможно обеспечить при количестве студентов в группе 30 и более человек. Оптимальная численность групп должна быть не более 15 человек. При этом численность студентов в группе должна характеризовать статус вуза. При равном размере учебного заведения, чем больше студентов учится в группах, тем ниже его статус. Данный подход в перспективе должен распространиться и на государственные вузы.

В-третьих, проблему обеспеченности студентов негосударственных вузов учебной литературой могло бы решить частичное участие самих студентов в ее приобретении по изучаемым дисциплинам подобно практике американских вузов.

В целях ускорения решения проблемы формирования собственных штатов научно-педагогических кадров в негосударственных вузах, нам представляется необходимым установление требования для прохождения государственной аккредитации — наличие собственного штата научно-педагогических кадров на уровне не менее 85%.

Анализ планирования педагогической нагрузки с учетом квалификации ППС и соотношения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов показал, что соотношение аудиторных занятий в пользу СРС необходимо и возможно изменить, т.к. это не только эффективный метод обучения, но и экономичный.

Исследование существующей системы оплаты труда ППС вузов свидетельствует, что она не соответствует новым условиям функционирования высшей школы и не может найти применения в негосударственных вузах. Сложившаяся практика оплаты и стимулирования в негосударственных вузах более прогрессивна и эффективна хотя и не лишена недостатков. Так, нам представляется целесообразным совершенствование контрактной формы оплаты труда ППС путем введения условий, оговариваемых в контракте относительно рейтинга преподавателя и результативности его научной и научно-методической работы.

Реализация предложенных мероприятий, по нашему мнению, сыграла бы позитивную роль и в содержательном и в организационно-экономическом аспектах деятельности негосударственных вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.: Юрид. лит., 1993. 64с.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Части первая и вторая. -М.: Издательская группа ИНФРА: М НОРМА, 1997, 560с.
  3. Закон РФ «Об образовании"// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ,-прав. Система
  4. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система
  5. Закон РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности"// Консультант Плюс. Версия Проф.: С прав.-прав. Система
  6. Закон РФ «О некоммерческой организации» от 26.11.1998. № 174 -ФЗ от 08.07.1999. — Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система
  7. Законы РФ «О федеральном бюджете на 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 г. // Консультант Плюс. Версия Проф.: С прав.-прав, система
  8. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система
  9. Порядок комплексной оценки деятельности высших учебных заведений. -Приложение к приказу Министерства образования РФ от 12.11.99 г. № 864 // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система
  10. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования 26 июля 1993 г. № 597 // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система
  11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Томск: Томинформ, 1998. -27с.
  12. Л.И. Курс переходной экономики. М.: Финстат-информ, 1997. -640 с.
  13. Актуальные проблемы философской науки М.: Наука, 1968. — с. 4
  14. Ю.С. Образование в Швейцарии. Организация управления // Социально-политический журнал, 1998. 2. — с. 199−213
  15. .А. Правовые основы платного образования // Вуз и рынок в 3 книгах. Книга 1 Коммерческая деятельность в системе высшего образования России. М., 1992. — с. 198−216
  16. М.Л., Пугач В. Ф., Кондратьев Э. О. Проблемы регионализации высшего образования в РФ. Сб. науч. тр. «Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений. -М., 1993. 144с.
  17. Е.А., Данилочкин С. В., Данилочкина Н. Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием М.: Аудит, 1998. — 280 с.
  18. Ч.Д. Совершенствование нормативной базы для планирования и организации трудовых ресурсов вузов. Сб. науч. тр. «Эффективность использования ресурсов высшей школы -М, НИИВШ, 1985. — 182с.
  19. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303с.
  20. Т.Л., Ерошин В. К. Предпринимательство в образовании // Российская академия образования и др. М., 1995. — 79с.
  21. А.В., Иванова А. В. Опыт и перспективы использования ценных бумаг для оплаты образовательных услуг в вузах // Проблемы региональной экономики, 1997. № 2. — с. 169−180
  22. В.Ф., Белоус О. Г., Столяров В. Ф. и др. Плановый механизм полного хозрасчета. Киев: Наукова думка, 1989. — 336с.
  23. Ю.А. Хозрасчет и ЭВМ. М.: Издательство университета дружбы народов, 1990. — 175с.
  24. С.А. О налогообложении высших учебных заведений. Экономика высшей школы: ОН/НИИ ВО — М., 1997. — вып. З — 28 с.
  25. Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика, 1995. -№ 6. с.47−53
  26. Е.Н. Методология и методы управления высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике: дис. докт. экон. наук. -М., 1991.
  27. Н.Е. Негосударственные образовательные учреждения в Китае // Педагогика, 1999. № 1. — с.92−102
  28. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1993 224с.
  29. А.С. Экономика: Учебник. -М.: БЕК, 1997. 785с.
  30. И.Л. Университетское образование в США // Образование в Сибири, 1997. № 1
  31. В., Чешская Б. Отлетал соколик // Правда, 1998. 19 апр.
  32. О., Яценко В. Современное состояние негосударственных вузов России // Вопросы статистики, 1999. № 1. — с.45−50
  33. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. -296с.
  34. А. Образование в России свободная зона экономического развития // Поиск, 1998. — № 48 (498). — 28 нояб. — 4 дек. — с.4
  35. В. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России, 1997. № 4 — с.6−13
  36. Ю.С. У истоков альтернативной высшей школы // Педагогика, 1994. -№ 5.-с.75−76
  37. А. А., Крипский A.M. Комплексная оценка деятельности преподавателей вуза в условиях перехода к рыночным отношениям. Сб. науч. тр. «Экономика высшей школы в условиях становлениях рыночных отношений». -М., 1993,-144с.
  38. А.А. Управление нормативной базой в условиях перестройки народного образования. Сб. науч. тр. «Высшая школа в новых условиях хозяйствования. -М., 1990. — 134с.
  39. Е.П. Вопросы организации нового хозяйственного механизма в вузе. Методические указания НИИ ВШ. М.: НИИ ВШ, 1998. — 199с.
  40. .Л. Управление образованием на Западе // Педагогика, 1997. -№ 2. с. 110−117
  41. .Л. Высшее образование на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика, 1999. № 2. — с. 84
  42. В. Вузы Москвы в цифрах и фактах // Высшее образование в России, 1997. № 3. — с.4
  43. Е.Т. Экономика переходного периода М., 1998. — 1113с.
  44. А.И. Образование и экономика Сб. науч. тр. «Планирование, подготовка и использование специалистов в СССР и зарубежных странах». -М, 1990.-206с.
  45. Н.В. Финансы социалистического общества: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1985. — 131с.
  46. В. А. Госвуз: в финансировании из бюджета отказать // Экономика и управление, 1996. № 3. — с.30
  47. Т.В. Финансовая полигика Советского государства в условиях развитого социализма. М., 1981. -138 с.
  48. Гумеров. Хозяйственный механизм социалистического общества и стратегия управления экономикой. Сб. науч. тр. «Хозяйственный механизм: содержание и основные направления развития». — М.: Издательство Казанского университета, 1990. — 180с.
  49. А.Г. О резервах и рациональном использовании рабочего времени преподавателей вузов. Материалы межвузовской конференции «Высшая школа и проблемы научной организации труда». — Свердловск, 1969. — 536с.
  50. А.Г. Экономика высшего образования. М.: Экономика, 1976.-156с.
  51. И., Шохин А. Система социалистических ценностей и хозяйственный механизм // Общественные науки, 1988. № 4. — с.56
  52. Долгая дорога к векселю // Поиск, № 41 (491). 1998. — 10 — 16 окт. — с.5
  53. Доналд Лайт. Положение университетского преподавателя // Диалог -США, 1976. -№ 2-с. 41−52
  54. Л.А. Общая теория финансов. М.: ЮНИТИ, 1993. — 254с.
  55. Л. Бизнес образование // Финансовый бизнес, 1996. — № 6. — с. 1420
  56. П.П. Высшая школа СССР за 50 лет. М.: Высшая школа, 1967. -272с.
  57. В.И. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика, 1996. № 5. — с.55−59
  58. А.П. Рентабельная кафедра: защита от реформы // Internet Сб. Управление вузом. — Сервис Екат. ГУ.
  59. В.А., Костонян С. Л. и др. Экономика народного образования. -М.: Просвещение, 1986. 336с.
  60. В.И. Стратегическое планирование. -М.: Экмос, 1998. 440 с.
  61. За квадратным столом политэкономы, управленцы, плановики, финансисты /Сост. JI.C. Гребнев, Б. А. Мясоедов, З. А. Басырова. М.: Экономика, 1989.-223с.
  62. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, Франция). Под ред. Ю. Г. Круглова М., 1996. — 168с.
  63. С.В. Классификация и особенности правового положения различных видов образовательных организаций // Образование в документах, 1999 № 2. -янв.- с.91−101
  64. В. Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России, 1999. № 4 — с. 10−12
  65. И.А., Свердлова М. Л. Оптимизация распределения работ среди преподавателей кафедр вуза. Сб. науч. тр. «Экономико-организационные проблемы управления высшей школой». Воронеж, 1973. — вып.1 — 164с.
  66. А.А., Воронин А. А. Высшая школа в новых условиях хозяйствования.-М., 1990. -134с.
  67. B.C. К вопросу определения рациональной структуры штатов ППС технических вузов. Методические указания по определению структуры и расчету численности ППС кафедр технических вузов НИИ ВШ и МАИ.
  68. А.И. Личный фактор общественного производства и проблемы его активизации. Л.: ЛГУ, 1991. — 184с.
  69. Н.В. Оценка затрат на высшее образование // Альма Матер, 1996. -№ 1. с. 15−16
  70. A.M., Оленев Н. И. и др. Контроллинг в бизнесе. -М.: Финансы и статистика, 1998. 256с.
  71. Н.Н. Внутрихозяйственный механизм на предприятиях приборостроения. Материалы семинара «Хозрасчет предприятий и научных организаций». -М.: Знание, 1989. — 143с.
  72. В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы, 1998. № 8. — с.23−26
  73. Р.Ю. Труд преподавателя вуза: содержание, классификация, механизм планового регулирования. Киев-Одесса: Вшца Школа, 1987. — 140с.
  74. В.Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995.
  75. Д.Н. и др. Контроль и ревизия в учреждениях образования. М.: Финансы и статистика, 1990. — 176с.
  76. Н.В., Городецкая О. А. Совершенствование системы нормирования и оплаты труда ППС вузов в новых условиях хозяйствования. Сб. науч. тр. «Высшая школа в новых условиях хозяйствования». — М., 1990. — 134с.
  77. В.В., Костонян C.JI. Экономика образования. -М., 1985. 173с.
  78. Т. Лучшее из худшего // Поиск. № 39 (489). — 1998. — 28 сент. -20 окт. — с. 12
  79. А. Научитесь считать // Поиск, № 81 (458), 1998. 14−20 февр. -с. 13
  80. А.М. Финансы. Учебник. М.: Финансы и статистика, 1996.-354с.
  81. Т.М. Какой путь альтернативного образования мы выбираем (Европейский форум «За свободу в образовании») // Образование в Сибири, 1995, № 1. — с. 167−169
  82. Е.В. Финансы и кредит. М.: Финансы и статистика, 1989. -201с.
  83. Комментарии к Закону «О защите прав потребителей. М.: Республика, 1993.- 124с.
  84. В., Князев Е. Еще раз о концепции образования // Альма Матер, 1991. 1991. № 4. -с.4−11
  85. Г. НТП и проблемы подготовки высококвалифицированных рабочих // Социалистический труд, 1986. № 3. — с.67
  86. Р. Макконелл Стэнли Л. Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 Т.: Пер. с англ. Т. 2 400 с.
  87. И.В. Анализ доходности предприятий // Финансы, 1997. № 12. -с.17−19
  88. В. Мой долг рассказать об этом // Правда, 1998. 20 мая
  89. А.В. Основные принципы единой трудовой школы // Коммунист, 1987. № 16. — с.58
  90. Т.Л. Статистические показатели качества учебного процесса в вузе, их достоинства и недостатки. Сб. науч. тр. «Статистические методы изучения высшей школы. — Ростов-на-Дону, 1973. — с.3−21
  91. Е.В. Новые формы хозяйствования и реализации экономических интересов: Автореф. дис. канд. экон. наук. -Спб., 1995. 24с.
  92. Маурин Вудхолл. Покрытие издержек на получение высшего образования: тенденции развития видов финансовой поддержки (реферат) // Альма Матер, 1997. № 8. — с.8−12
  93. В.А. Политическая экономия: Учебник для вузов. М.: Политиздат, 1988. — 735с.
  94. Е. Россия США: технологии формирования образовательного потенциала П Альма Матер, 1998. — № 6. — с.37−44
  95. Методические вопросы системно-структурного исследования. М.: Наука, 1967.-с. 144
  96. К. Экономические законы социализма и социальная активность трудящихся. М.: Экономика, 1983. — с. 154
  97. .З., Евенко Л. И., Раппопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224с.
  98. П.И. Совершенствование системы управления в вузах. Лен. инженерно-экономический институт, 1986, 162с.
  99. Е.В. Хозрасчетные взаимоотношения в новых условиях хозяйствования. Материалы семинара «Хозрасчет предприятий и научных организаций». -М.: Знание, 1989, — 143с.
  100. .Д., Соколов Р. А., Бондарев B.C. и др. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. М.: Экономика, 1991. — 220с.
  101. В.К. Хозрасчет предприятий и научных организаций. Материалы семинара «Хозрасчет предприятий и научных организаций. — М.: Знание, 1989, — 143с.
  102. А.М. Экономика высшей школы // Высшее образование в России, 1992. -№ 1. с.72−73
  103. Народное хозяйство СССР в 1958 г. Стат. ежегодник. — М., 1959. -с.903, 905.
  104. Народное хозяйство в 1985 г. Стат. ежегодник. — М., 1986. — с.397
  105. Национальная доктрина образования в РФ (проект) // Бюллетень МО РФ, 1999. № 11. — с.3−10
  106. М.В., Поляк Ю. С. Какие образовательные услуги могут быть Платными //Профессиональное образование, 1997. № 1 — с. 16−17
  107. М., Семенов В. Некоторые вопросы научной организации труда в высшей школе. Материалы межвузовской конференции «Высшая школа и проблемы НОТ», Свердловск, 1969. — 536с.
  108. Осенний марафон. Для тех, кто учится и учит // Поиск. № 42 (492). -1998.-30 окт.-с.П
  109. Отчет о результатах проверки МО РФ // Образование в документах, 2000.-№ 1. с.47−81
  110. Т.В. Програмно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. М., 1997. — 317с.
  111. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // Правда, 1987. 21 марта
  112. А.Б. Маркетинг образовательных услуг. М.: Интерпрайс, 1995.-239с.
  113. В. А. Экономическая экспертиза инноваций в сфере образования // Педагогика, 1996. № 5. — с.26−30
  114. В.Н. Правовые основы деятельности НОУ в РФ // Государство и право, 1998. № 9. — с. 14−20
  115. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М.: Экономика, Дело, 1992.-510с.
  116. Полный хозрасчет и самофинансирование. Сборник документов. М: Правда, 1988.-367с.
  117. М. Добиваться перелома // Правда, 1986. 6 окт.
  118. Т.Л. Государственный бюджет. М.: Финансы и статистика, 1983.-c.242
  119. .В., Шохин А. Н. Закономерности формирования и реализации трудовых доходов при социализме. М.: Наука, 1987. — с.311−312
  120. В.М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1994. — с.431
  121. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. — М.: Логос, 1996.-с. 178
  122. О.С. Наука. Образование. Рыночная экономика. Алматы: Бшм, 1994. — 160с.
  123. В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность // Бюллетень Госкомвуза РФ, 1998. № 8. — с.2−36
  124. В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация образовательных заведений в США. М.: МГАП «Мир книги», 1993. — 240с.
  125. Г. Образование и рынок // Экономика и жизнь, 2000. 7 февр.
  126. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т русс, яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд. испр. и доп.
  127. Л., Савин А. Досье потребителя// Известия, 1999. 21апр.
  128. Е.К. Экономические показатели промышленности. Справочник. -М.: Экономика, 1989. 235с.
  129. Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений Росии//Высшее образование в России, 1994. № 1.
  130. П.Г., Фатхутдинов Р. А. Коммерческие формы подготовки специалистов в технических вузах. Сб. науч. тр. «Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений. — М., 1993 — 144с.
  131. Справочник финансиста государственного предприятия (объединения): справ, изд./ Под ред. М. В. Романовского, И. Н. Лазарева, В. В. Бочарова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 462с.
  132. Сравнительное исследование в реформирование систем высшего образования. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М.: НИИВШ, 1995.
  133. Статистический ежегодник страх членов СЭВ. — М.: Финансы и статистика, 1989.-495 с.
  134. В.В. О проводимой реформе народного образования// Образование в документах, 1998. август, № 15 — с. 26
  135. В.В., Левашова В. И. Негосударственный вуз: инновации и организационные проблемы// Образование в Сибири, 1995. № 1. — с. 73−77
  136. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с анг. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576с.
  137. А.И. Финансово-экономические проблемы научной организации труда в системе высшего образования. Материалы межвузовской конференции «Высшая школа и проблемы НОТ», Свердловск, 1969. — 536с.
  138. В.М. О структуре и основных направлениях деятельности Минобразования РФ в 1998/1999 учебном году// Бюллетень МОИПО РФ, 1999.-№ 1.-с.6−22
  139. В.М. Россия образование -XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга, 1999. — № 12. — с. 4−11
  140. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень МО РФ, 2000. № 2. — с.
  141. Н., Зимбовский Г. Вариант перестройки высшей школы // Вестник высшей школы, 1991. № 7. — с. 16−18
  142. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1988. т.Ш. -с. 185
  143. А.И. Механизм распределения общественных фондов потребления. М.: Экономика, 1986. — с.20
  144. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР. Под ред. П. Г. Бунича. -М.: Экономика, 1991, 317с.
  145. В. Как делать бизнес в Европе. -М.: Прогресс, 1990. 253с.
  146. .Н. Воспроизводственный потенциал социальной инфраструктуры. -М.: Экономика, 1989. 112с.
  147. Цифры и факты: ЦСУ сообщает //Коммунист, 1987. № 1. — с.125
  148. В.В. Экономические проблемы сферы образования, ч. 1-П -Кострома, 1996.
  149. Д.Б. Налоги. -М.: Финансы и статистика, 1997. 688с.
  150. JI.M. Совершенствование хозрасчетных отношений. Материалы семинара «Хозрасчет предприятий и научных организаций». М.: Знание, 1989. 143с.
  151. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Экономика, 1989. 175с.
  152. В. О внешнем и внутреннем или о судьбе реформ в высшей школе. // Альма Матер, 1998. № 10. — с.3−7
  153. В.Д. Формирование организационно-экономического механизма науки условиях развития рыночных отношений: Автореф. дис. канд. экон. наук. -*М., 1996−24с.
  154. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — с.231
  155. Г. В. О дуальной системе подготовки специалистов для банковской работы. Деньги и кредит, 1997. — № 5.
  156. В.П. Экономика образования. М.: Экономика, 1984. — 124с.
  157. В.П. Научные подходы к экономике образования // Педагогика, 1996. -№ 1,-с. 12−17
  158. В.П. Экономика образования: Учеб. пособие. М.: Экономика, 1998.- 139с.
  159. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России, 1984. № 1 — с.96−107
  160. П. Негосударственный вуз как неприбыльная организация // Российский экономический журнал, 1994. № 7. — с.75−78
  161. Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. -М.: Экономика, 1984. 136с.
  162. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М: Экономика, 1991. — 175с.
  163. Arrow К. J. Uncertainty and the economics of medical car // Amere. econ. rev. 1963.-№ 5
  164. Barlett C.A. The University and the Public interest, 1981. № 4. p. 141
  165. J.M. 1988 College costs and the state role in Higher education funding. Educ. rec. 69 (3−4): 9.14.
  166. Утверждено: Ректор института1. Ф.И.О. (подпись)1. Положениео центре дополнительного образования института1. Общие положения.
  167. Центр дополнительного образования (ЦДО) создается решением
  168. Совета института на основании лицензии № на оказаниедополнительных образовательных услуг, приказа ректора института №от ««1999 г.
  169. ЦДО является структурным подразделением института и осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости.
  170. Изучает конъюнктуру на рынке труда, рекламирует свою деятельность и проводит набор на договорной основе.
  171. Осуществляет разработку методического обеспечения преподаваемых дисциплин.
  172. По согласованию с ректоратом осуществляет подбор преподавателей и сотрудников ЦДО.
  173. Сотрудничает со службами Занятости города с целью оказания помощи учащимся ЦДО в трудоустройстве.
  174. Контролирует ход учебного процесса.3. Имущество и средства ЦДО.
  175. Источником формирования средств ЦДО является выручка, полученная от оплаты образовательных услуг, доходы от другой деятельности не запрещенной законодательством РФ.
  176. ЦДО отчисляет 15% от своих доходов за пользование имуществом института для осуществления своей деятельности.
  177. Приобретенные материальные ценности находятся в исключительном владении и пользовании ЦДО.
  178. Финансовая и хозяйственная деятельность.
  179. Доходы ЦДО формируются за счет средств от реализации предоставляемых образовательных и иных услуг.
  180. Размер платы за обучение складывается из фактических затрат и в соответствии со спросом и предложением аналогичных услуг на рынке образовательных услуг.
  181. Принято на заседании Совета института"2000 г.
  182. Положение о хозяйственной деятельности института1. Общие положения
  183. Субъектами хозяйственной деятельности являются: а) ректорат и обеспечивающая инфраструктура-б) структурные подразделения института: кафедры, отделение заочного обучения, центры, филиалы.
  184. Ректорат управляет средствами института и несет ответственность перед коллективом института за соблюдение условий данного Положения.
  185. Организация и финансирование деятельности института является прерогативой ректората и Совета института.
  186. Источники и порядок формирования имущества и доходов.
  187. За ректоратом и обеспечивающей инфраструктурой закрепляется на праве оперативного управления: а) помещение и оборудование ректората-б) помещения и оборудование обеспечивающей инфраструктуры-в) рекреационные помещения.
  188. Имущество также формируется за счет средств, полученных от собственной деятельности, переданного в порядке дара, пожертвования, наследования.
  189. Использование имущества и средств.
  190. Управляет имуществом, переданным подразделению и средствами, занесенными на его лицевой счет ректор и руководители отделов обеспечивающей инфраструктуры.
  191. Переданное имущество может использоваться с согласия ректора для предпринимательской деятельности.
  192. Оформление договоров аренды помещений и оборудования, продажи используемого оборудования и инвентаря осуществляет бухгалтерия института по представлению ректора.
  193. Подразделение не имеет права распоряжаться имуществом, переданным ему на праве оперативного управления (продавать, менять, дарить, завещать и пр.).
  194. Согласно общей схеме распределения денежных средств института, средства резервного фонда по приказу ректора могут предоставляться на кредитной основе другим подразделениям и студентам института.
  195. Порядок регулирования взаимоотношений внутри института
  196. Несвоевременное или некачественное предоставление услуг предусматривает санкции в виде снижения оплаты на 50%.
  197. Налоги и коммунальные платежи распределяются между всеми подразделениями следующим образом:
  198. Налог на прибыль соответственно доля прибыли подразделения.
  199. Отчисления на социальное страхова- в зависимости от фонда оплаты труда, ноне
  200. Отопление в зависимости от кубатуры помещений, используемых подразделением. Освещение исходя их затрат на одного студента ина количество времени Водопровод, канализация, вывоз в равной доле, мусора
  201. Возникновение спорных и конфликтных вопросов рассматривает комиссия по контролю, созданная согласно п. 2.2. (в), решение которой является окончательным.
  202. Общеинститутский счет и фонды.
  203. Использование средств, занесенных на лицевой счет подразделения, без согласования с руководителем подразделения не допускается.
  204. Фонды института формируются в рамках общеинститутского счета в соответствии с Положением о порядке формирования и использования фондов института (Приложение 4).
  205. Бухгалтерия института ежегодно представляет ученому Совету института отчет о формировании и использовании общеинститутского фонда.1. Положениео хозяйственной деятельности структурных подразделений института1. Общие положения.
  206. Субъектами хозяйственной деятельности являются: а) филиалы-б) отделение заочного обучения-в) центры-г) кафедры общего факультета-д) кафедры специализаций.
  207. Руководители указанных структурных подразделений несут ответственность перед ректоратом и трудовыми коллективами за эффективность хозяйственно-финансовой деятельности подразделения.
  208. Факультеты (общий и по специальностям) выступают координирующими органами. Деканы факультетов являются членами определенных кафедр. Техническую часть работы факультетов поочередно выполняет учебно-вспомогательный персонал кафедр за установленную плату.
  209. Источники и порядок формирования имущества и денежных средств подразделений.
  210. Имущество подразделения формируется также за счет средств, полученных подразделением в результате собственной деятельности, а также за счет дара, пожертвования, наследования от юридических и физических лиц.
  211. Использование имущества и денежных средств подразделения.
  212. Управляет имуществом, преданным подразделению, и средствами, занесенными на его лицевой счет, руководитель подразделения.
  213. Переданное подразделению имущество может использоваться (с согласия ректора) для предпринимательской деятельности.
  214. Порядок оформления договоров аренды, нормативы распределения доходов от аренды и реализации неиспользуемого имущества и инвентаря регулируются Положением о хозяйственной деятельности института п. 4.3.
  215. Подразделение не имеет права распоряжаться имуществом, переданным ему на праве оперативного управления (продавать, менять, дарить, завещать и пр.).
  216. Порядок регулирования взаимоотношений с другими подразделениями.
  217. Взаимоотношения подразделений с обеспечивающей инфраструктурой регулируются Положением о хозяйственной деятельности института (п. 5.1., 5,2).
  218. Подразделения с частичными правомочиями юридического лица (филиалы)
  219. Филиалы института для осуществления финансово-хозяйственной деятельности открывают собственные банковские счета и по доверенности, выданной ректором, реализуют частичные правомочия юридического лица.
  220. Взаимоотношения подразделений с обеспечивающей инфраструктурой регулируются Положением о хозяйственной деятельности института (п. 5.1., 5,2).
  221. Размеры, сроки и порядок отчислений, производимые филиалами в финансовые фонды института, устанавливаются приказом ректора.
  222. Ответственность по делам филиалов несет институт.1. Положениео порядке формирования и использования финансовых фондов института
  223. Порядок формирования и использования финансового резерва института
  224. Финансовый резерв института создается за счет чистой прибыли до ее распределения. Размер отчислений не должен превышать 50% налогооблагаемой прибыли.
  225. Финансовый резерв может увеличиваться на сумму уменьшения поощрительных фондов структурных подразделений за невыполнение обязательств по контракту, (норматив отчислений утверждает ректор по решению Совета института).
  226. Средства финансового резерва расходуются по смете. Проект сметы расходования выносится на обсуждение коллектива института и после его одобрения утверждается ректором. Об исполнении указанной сметы администрация института ежегодно информирует коллектив.
  227. Расчет показан для 1-го курса, т. е. по последующим курсам произведены аналогичные расчеты, затем была выведена результирующая графа по вузу.
  228. Расходы по заработной плате с начислениями
  229. ППС (средняя ставка почасовой оплаты труда 35р.35р. х 600ч.) + (35р. х 510ч. х Згр.) + (35р. х 200ч.). х 30% = Юб.Ог.р.
  230. АУЛ и УВП (средний размер оплаты труда 800р., количество человек — 20)800р. х 20чел. х 12мес.) х 30% = 324 480р.
  231. Расходы по зарплате АУЛ и УВП на одного студента324,5 т.р.: 300 сгуд. = 1,08 т. р.
  232. Расходы по зарплате АУЛ и УВП на 1-ом курсе1,08 т.р. х 90 студ. = 97Дт.р.
  233. Итого расходов по зарплате на 1-ом курсе106,0 т.р. + 97Дт.р. = 203,2 т.р.
  234. Стипендии (льготы по оплате за обучение).
  235. Размер оплаты за обучение равен 100 МРОТ, при МРОТ = 1 Юр. 110р. х 100 = 11 000р.5 студентов на 1-ом курсе освобождены от оплаты за обучение. Расходы вуза равны 55 т.р. (11т.р. х 5студ.)
  236. Восполнение износа, капремонт основных фондов.
  237. Среднегодовая стоимость основных фондов 7млн.р.1. Норма амортизации 4%
  238. Затраты по данной статье на одного студента7млн.р. х 4%: 100%): ЗООсгуд. = 933,3р. х 90сгуд. = 84, Ог.р.4.0беспечение функционирования вуза
  239. Средний размер расходов по данной статье на одного студента в год (I курс 1,12 т.р., II курс — 1,75 т.р., III курс — 1,75 т.р., IV курс — 2,5 т.р.) 1,12 т.р. х 90сгуд. = ЮО^т.р.
  240. Всего расходов на 1-ом курсе (203,2 + 55,0 + 84,0 + 100,8) = 443,0 т.р. Прибыль с налогом 443,0×25% = 110,75 + 35% = 149, бт. р. Итого: 443,0 + 149,6 = 592,6 г.р.в расчете на одного студента 592,6: 90 = 6^84т.р.
Заполнить форму текущей работой