Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экономической литературе также существуют различные подходы к классификации видов ресурсов. Обобщив подходы различных авторов, ресурсы предприятия можно классифицировать по следующим признакам: по степени принадлежности ресурсов предприятию различают внутренние, которыми располагает само предприятие и внешние ресурсы. по степени реализации ресурсов в хозяйственном процессе различаютфактические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Сущность и характеристика ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства
    • 1. 2. Особенности управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях
    • 1. 3. Проблемы повышения эффективности управления потенциалом предприятий гостиничного хозяйства в условиях экономического кризиса
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Критерии и показатели оценки величины, уровня и эффективности использования ресурсного потенциала предприятий гостиничного бизнеса
    • 2. 2. Развитие методики оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного бизнеса
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 3. 1. Стратегическое управление ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства
    • 3. 2. Информационные ресурсы и их влияние на систему управления предприятием в современных условиях
    • 3. 3. Совершенствование управления организационным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства

Совершенствование управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие отраслей национальной экономики в современных условиях хозяйствования, сопровождается усилением деловых отношений между различными хозяйствующими субъектами географически расположенными в различных регионах РФ, участвующими в современном бизнесе или имеющими отношение к нему как поставщик или потребитель определенного вида товаров и услуг.

Более того, в последнее десятилетие в нашей стране бурно развивается индустрия туризма, которая оказывает непосредственное влияние на формирование современной инфраструктуры и, прежде всего, сектора размещения соответствующего международным стандартам.

Гостиничные предприятия сталкиваются с проблемами повышения эффективности управления, доходности бизнеса и конкурентоспособности данного вида услуг на национальном и международном рынках. При этом конкурентоспособность гостиничных предприятий как основа устойчивого развития во многом определяется величиной и эффективностью использования ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов, т.к. нерациональность использования имеющихся средств и возможностей, несовершенство методов управления предприятиями данной сферы экономики приводят к значительным потерям. В то же время эффективность управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства во многом определяется необходимым набором инструментов его измерения, так как управлять можно лишь тем, что может быть измерено.

Становление и развитие рыночных отношений, обостряющася конкуренция в сфере гостиничного бизнеса вызвала множество явлений и процессов, связанных с обслуживанием потребителей. При этом до сих пор малоизученными остаются вопросы качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг, результативности деятельности предприятий гостиничного хозяйства, успех решения которых зависит от эффективности управления их потенциалом, в связи с чем тема исследования является весьма актуальной и значимой как для теории, так и для практики хозяйственной деятельности.

В этой связи создание высокодоходного и конкурентоспособного гостиничного бизнеса становится главной задачей не только политики государства, но и проблемой экономической науки и практики хозяйственной деятельности в этой области.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем управления потенциалом первичных звеньев национальной экономики уделяется в последнее время все большее внимание. Значительный вклад в решение этих вопросов внесли отечественные специалисты и ученые, такие как: П. Баки-нов, К. Борзенкова, В. Дорошенко, Н. Иванова, Р. Качалов, Г. Клейнер, В. Ковалев, Р. Марушков, Г. Мерзликина, Б. Мочалов, Ф. Русинов, В. Сизов, JI. Сосненко, А. Степанов, Е. Сувернева, В. Тамбовцев, Т. Толстых, Е. Уланова, Д. Шевченко и другие. Вопросам управления развитием рынка гостиничного бизнеса посвящены труды В. И. Азара, М. Э. Немоляевой, Л. Ф. Ходоркова, А. Л. Лесника, B.C. Р. С. Милла, А. М. Моррисона, Р. С. Левиса, Т.Пауэрса.

Вместе с тем, ряд проблем, связанных с формированием и эффективным использованием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства остается недостаточно исследованным. В частности, не проработаны вопросы, касающиеся структуры ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства, методов его оценки, а также форм методов управления ресурсным потенциалом.

Все выше сказанное и предопределило цель, задачи и направления данного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного бизнеса как основы повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования в рыночной среде.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены еледующие задачи:

— уточнение и дополнение содержания понятия «ресурсный потенциал» предприятия гостиничного хозяйства;

— выявление особенности управления ресурсным потенциалом в условиях изменения внутренней и внешней среды предприятия гостиничного хозяйства;

— определение влияния ресурсного потенциала на деловую активность предприятий гостиничного хозяйства на рынке данного вида услуг;

— обоснование критериев и показателей оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства;

— проведение аналитического обобщения применяемых на практике методов управления формированием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства;

— разработка комплекса мер по повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства на основе современных принципов, методов и технологий управления.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов управления формированием и эффективным использованием ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства в современных условиях хозяйствования.

Объектом исследования является ресурсный потенциал предприятий гостиничного хозяйства.

Теоретической и методической основой исследования является труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы гостиничных услуг, создания системы эффективного управления на уровне первичных звеньев данной сферы национальной экономики.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативные документы министерств и ведомствстатистические данные, отраслевые аналитические обзоры, опубликованные в печати, в специализированных научных изданиях, в сети Интернетматериалы научных и научнопрактических конференцийотчетные данные исследуемых предприятий.

Исследование основано на использовании методов системного подхода, экспертных оценок, экономического моделирования, метода оценки достоверности качественных и количественных статистических показателей и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений, а также в разработке комплекса практических мер по совершенствованию системы управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства, на основе принципов и методов стратегического управления и информационных технологий, направленных на повышение их конкурентоспособности и эффективности функционирования в условиях изменяющейся рыночной среды.

К основным результатам, полученным лично автором, можно отнести следующие:

— уточнено содержание понятия ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства как совокупности средств и возможностей, эффективное управление которым способствует созданию конкурентных преимуществ предприятий гостиничного бизнеса на рынке данного вида услуг;

— выявлены особенности и основные составляющие ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства, как основы выбора методов управления, определяемые спецификой сферы гостиничных услуг и сложившейся рыночной ситуации;

— обоснованы критерии оценки ресурсного потенциала предприятий гостиничного хозяйства и определены показатели, характеризующие уровень и эффективность его использования, позволяющие получать более достоверные данные и на этой основе принимать верные решения в данной области управления;

— определены главные направления совершенствования системы управления ресурсным потенциалом предприятий гостиничного хозяйства, на основе современных принципов и методов стратегического управления и информационных технологий способствующие повышению их конкурентоспособности и укреплению своих позиций на рынке.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при разработке конкретных предложений по совершенствованию управления формированием и эффективным использованием потенциала предприятий гостиничного хозяйства.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых в Дагестанском государственном техническом университете в 20 072 009 годах, и были опубликованы в сборниках научных трудов, а также использовались в учебном процессе при подготовке рабочих программ по курсу «Экономика и управление гостиничным хозяйством».

Разработанные методические положения и практические рекомендации использовались при разработке конкурентных стратегий управления рядом предприятий гостиничного бизнеса Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 129 страниц машинописного текста, включает 6 таблиц и 1 рисунок, список литературы состоит из 100 наименований.

— выводы и предложения.

Факторный анализ результата финансово-хозяйственной деятельности проводится в следующей последовательности:

1. Оценка изменения устойчивости финансового состояния.

2. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость изменения величины внеоборотных активов, материальных оборотных средства и собственного капитала.

3. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость использования ресурсов.

4. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость полученного в отчетном периоде дохода.

5. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость расхода отчетного периода.

6. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость эффективности деятельности предприятия.

В настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности.

Для эффективного управления ресурсным потенциалом необходимо измерить его величину, уровень и эффективность использования.

Одним из вариантов оценки потенциала предприятий гостиничного бизнеса является использование экспертной матрицы усовершенствованного БЛЮТ-анализа. Матрица усовершенствованного SWOT-aнaлизa используется для измерения неидентифицируемой компоненты ресурсного потенциала. Оцениваются слабые и сильные стороны потенциала, прежде всего в области производства, финансов, маркетинга, и возможности их использования.

Существуют различные подходы к определению уровня РПП, которая может включать как экспресс-оценку, так и детализированную оценку, которые проводятся по различным направлениям исследования (таблица).

Для измерения потенциала организации необходимы специальные инструменты в виде особых экономических показателей: частных, обобщающих и интегрального. Частные показатели — это значения отдельных показателей потенциала различных функциональных составляющих. Обобщающие показатели предполагают измерение совокупности частных показателей по отдельным функциональным составляющим экономического потенциала организации. Интегральный показатель определяется на основе обобщающих показателей по всем функциональным составляющим с учетом их весомости.

Устойчивое развитие организации зависит от уровня и эффективности использования потенциала. Измерив их, можно оценить эффективность управления предприятием. Уровень использования потенциала, с одной стороны, характеризует использование ресурсов в настоящее время, с другой стороны, наличие потенциальных возможностей для развития в будущем.

Взаимосвязь между уровнем и эффективностью использования потенциала организации характеризует матрица управленческих решений «уровень — эффективность использования потенциала». Матрица представляет собой набор альтернатив, обеспечивающих дополнительные возможности для анализа и принятия управленческих решений. Приоритетными направлениями управления потенциалом являются достижение устойчивости * развития организации и повышение уровня и эффективности его использования.

Существующие инструменты измерения потенциала организации представляют собой отдельные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия. Измерить потенциал каким-либо одним показателем невозможно, необходима система показателей, учитывающая все функциональные составляющие потенциала. Измерить потенциал можно в соответствии с определенными критериями.

Возможно выделение трех основных критериев: эффективность" - максимизация результата при использовании соответствующих ресурсовустойчивость" - сбалансированность хозяйственных действий под влиянием внутренней и внешней средысопоставимость" - сравнение (сопоставление) достигнутых экономических показателей со среднеотраслевыми, с нормативными, с показателями конкурентов.

До сих пор экономисты не пришли к единому мнению об учете эффективности использования ресурсного потенциала, но в настоящее время определены основные подходы по его оценке:

1. Частный подход означает, что оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации определяется по одному показателю.

2. Универсальный подход заключается в том, чтобы найти такой показатель, который бы достаточно полно отражал эффективность использования ресурсного потенциала организации и ее изменение за счет объединения определенного количества частных показателей.

3. Ситуационный подход заключается в том, что поскольку невозможно создать обобщающий показатель или достаточно обоснованную систему частных показателей, то таковым признается общая (качественная) полезность деятельности. В качестве критерия эффективности использования ресурсного потенциала при этом подходе выступает выполнение поставленных целей за тот или иной период деятельности.

Одной из задач при разработке и использовании методики оценки потенциала является определение единого обобщающего показателя, учитывающего состояние, движение и эффективность использования каждого из элементов производственного потенциала, и позволяющего исследовать причинные зависимости в состоянии производственного потенциала в целом. Поэтому одним из важных принципов оценки производственного потенциала является ее комплексность.

В зарубежной практике для оценки потенциальных возможностей предприятий широко используется индикаторный метод. Суть его заключается в разработке показателей, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта. На их основе дается всесторонняя оценка потенциала предприятий и вырабатываются рекомендации по повышению результативности его функционирования.

С понятием «потенциал» предприятия тесно связаны понятия «стратегия» и «стратегические решения». В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный социально-экономический потенциал. В самом общем смысле его можно охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.

Важнейшая задача стратегического планирования — обеспечить предприятию возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств, способствующих поставленным целям. Чтобы предприятие могло установить собственный долгосрочный цикл развития, оно должно расти быстрее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности продукции, положения на рынке и т. д.

В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;

2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;

3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;

4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;

5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Таким образом, повышение потенциала предприятия сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его места на рынке.

Совокупный потенциал предприятия образуется из отдельных слагаемых, таких как трудовой, экономический, организационный, научно-технический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития экономического потенциала предприятия. Одной из проблем анализа потенциала предприятия следует считать отсутствие единого определения данной категории.

Понятие «экономический потенциал», связано с происхождением его от латинского слова «ро1еп1−1а» — прямой перевод которого — возможность, мощность, скрытая сила.

В самом общем понимании потенциал — это совокупность имеющихся средств, возможностей, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей.

Содержание ресурсного потенциала составляют два компонента: объективный — совокупность трудовых, нематериальных, материальных и природных ресурсов, вовлеченных и не вовлеченных по каким либо причинам в производство и обладающих реальной возможностью участвовать в немсубъективный — способности работников, коллективов к использованию ресурсов и созданию максимального объема материальных благ и услуг и способности управленческого аппарата предприятия, организации, отрасли, хозяйственной системы в целом к оптимальному использованию имеющихся ресурсов.

Специфика гостиничного бизнеса обусловливает особенности содержания функциональных составляющих ресурсного потенциала: специальное производственное оборудование, высококвалифицированные профессиональные кадры, длительность периода обращения оборотных средств, профессиональные рынки поставщиков, продавцов и покупателей, высокий уровень конкуренции, особые требования к качеству оказываемых услуг и т. д.

Необходимость выявления и оценки экономического потенциала организации обусловила его деление на идентифицируемую и неидентифицируемую компоненту. Идентифицируемая компонента характеризует потенциал фактически имеющихся средств, используемых организацией, возможных к идентификации. Неидентифицируемая компонента характеризует возможности организации, выявление которых может быть осуществлено при определенных условиях. Идентифицируемая компонента экономического потенциала включает в свой состав производственный, финансовый, рыночный потенциалы предприятия. Неидентифицируемая компонента экономического потенциала предприятия определяется возможностями получения более высокого дохода за счет эффективного использования системы управления, доминирующей позиции на рынке, применения новых технологий, результаты которых существующими методами учета не определяются.

В экономической литературе также существуют различные подходы к классификации видов ресурсов. Обобщив подходы различных авторов, ресурсы предприятия можно классифицировать по следующим признакам: по степени принадлежности ресурсов предприятию различают внутренние, которыми располагает само предприятие и внешние ресурсы. по степени реализации ресурсов в хозяйственном процессе различаютфактические ресурсы, т. е. постоянно необходимые для выполнения производственной программыпотенциальные ресурсы, которые могут быть получены и задействованы при определенных условияхусловные ресурсы, к которым относятся средства различных резервных и специальных фондов, на.

1 К правления использования долгосрочных кредитов банков и прочие. в зависимости от их альтернативной ценности в рамках предприятия подразделяет на следующие типы: общие ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов одинакова как в рамках компании, так и вне ее) — специфические ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов выше в рамках компании, нежели вне ее) и интерспецифические ресурсы, которые не имеют.

18 Борзенкова К. С. Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования: автореф. дис. канд. экон. наук / К. С. Борзенкова. — Белгород, 2003. — 24 с. альтернативной ценности вне рамок данной компании19.

Принципиальным отличием между терминами «ресурсы» и «потенциал» является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономической деятельности, а потенциал отдельного предприятия, общества в целом неотделим от субъектов деятельности. Т. е. «потенциал», кроме материальных и нематериальных средств, включает способности работника, коллектива, предприятия, общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств или ресурсов.

Обобщение теоретических взглядов ученых позволяют нам констатировать, что в экономической литературе существуют различные позиции к содержанию категории «ресурсный потенциал». При этом, одни считают, что эта категория представляет собой конгломерат ресурсов, без учета их качественной стороны. Другие полагают, что ресурсный потенциал представляет собой материальную основу производства, но в статике, т. е. до момента их вовлечения в производственный процесс. Третьи — не учитывают целевое назначение ресурсного потенциала.

Как экономическая категория ресурсный потенциал выражает отношения между людьми по поводу аккумуляции и использования имеющихся возможностей. Сущность ресурсного потенциала заключается во взаимодействии всех его составляющих элементов.

Ресурсный потенциал, прежде всего, представляет собой не простую сумму, а систему ресурсов, используемых комплексно, т. е. предусматривает обязательную взаимодополняемость отдельных ресурсов в процессе общественного производства. Увеличение в системе одного какого-либо ресурса предполагает одновременное увеличение количества другого ресурса.

Важной отличительной особенностью категории ресурсного потенциала является также и то, что она предусматривает возможность взаимозаменяемости ресурсов, используемых в общественном производстве. Много.

19 Окорокова Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий / Л. Г. Окорокова. — СПб.: С-ПбГТУ, 2001.-293 с. функциональность большинства видов ресурсов создает условия вариации применения различных их видов и элементов для достижения одного и того же заданного конечного результата.

В результате проведенного изучения и систематизации различных научных взглядов, мы пришли к выводу, что под ресурсным потенциалом предприятия (отрасли) следует понимать совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект.

В экономической литературе существуют два направления исследования ресурсного потенциала как объекта: «ресурсное» и «результативное». Ресурсное направление рассматривает ресурсный потенциал как совокупность ресурсов хозяйственного звена, оценка ресурсного потенциала сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень использования ресурсного потенциала определяется отношением полученного результата к объему примененных ресурсов.

В рамках «результативного» направления ресурсный потенциал рассматривается, как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей, оценка величины ресурсного потенциала сводится к оценке максимального оборота, которое хозяйственное звено способно произвести при данном количестве, качестве и строении ресурсов.

Обобщение теоретических подходов к содержанию ресурсного потенциала позволило выделить общие классификационные признаки ресурсного потенциала.

В зависимости от степени вовлечения в производственно-хозяйственную деятельность различные элементы ресурсного потенциала играют неодинаковую роль, поэтому при исследовании структуры ресурсного потенциала следует выделять в его составе активную и пассивную части.

По степени использования возможностей хозяйствующего звена ресурсный потенциал подразделяется на фактический (достигнутый в настоящий момент) и перспективный. Такая дифференциация позволяет оценивать степень использования ресурсного потенциала через сравнение перспективного уровня ресурсного потенциала с его фактическим значением. Основополагающим этапом является определение потенциальных возможностей хозяйствующей системы.

Однако, можно классифицировать ресурсный потенциал и по другим важным признакам: территориальному, отраслевому, организационному, управленческому, воспроизводственному, энергетически силовому, информационной доступности.

Ресурсный потенциал является основой экономического потенциала хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности предприятия. В то же время экономический потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.

Деятельность экономического субъекта (предприятия) представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще — на повышение своего экономического потенциала. Обеспечить четкую работу системы позволяет грамотное управление. Процесс управления отличается многосложностью функций и элементов. Система управления выполняет такие функции, как планирование, организация, регулирование, стимулирование и контроль. Выполнение этих функций осуществляется через принятие управленческих решений, которые должны быть своевременными и обоснованными. Обоснованность управленческих решений обеспечивает своевременный и качественный анализ потенциала предприятия.

Проблема анализа экономического потенциала предприятия является крайне актуальной, поскольку экономический потенциал общества характеризует лишь общее состояние, общие закономерности развития, не раскрывая при этом характер процессов, протекающих непосредственно на предприятиях.

В последние годы гостиничный бизнес развивался весьма динамично. Количество новых отелей в среднем увеличивалось на 10—15% ежегодно. А доходы отельеров в денежном выражении росли еще более высокими темпами — на 25% в год. Не стал исключением и 2008;й, даже несмотря на охвативший экономику кризис. Дело в том, что первая половина прошлого года была на редкость удачная. А уже начиная с августа—сентября спрос на гостиничные номера стал падать.

Однако кризис только усугубил основную проблему отрасли, давно лежащую на поверхности. За десять лет роста отрасли рынок страны в целом и столицы в частности не насытился качественными гостиницами масс-сегмента — трех и четырех звезд.

Кризис обнажил основную проблему гостиничной отрасли — катастрофическую нехватку недорогих гостиниц. А ведь именно в кризис гостиницы среднего уровня востребованы как никогда.

Практика показывает, что при принятии управленческих решений менеджеру необходимо иметь результаты анализа имеющегося ресурсного потенциала предприятия. Всесторонний анализ имеющегося ресурсного потенциала, сформированного в результате использования различных ресурсов, является инструментом для принятия управленческих решений по увеличению ресурсного потенциала.

Экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием деятельности предприятия. Он, являясь средством обоснования планов, также является и средством контроля за их выполнением.

Общепринято экономический анализ классифицировать по временному принципу: ретроспективный и перспективный анализ. Относительно анализа экономического потенциала ретроспективный анализ — это. анализ формирования экономического потенциала за истекший период, который позволяет выявить неиспользованные резервы. Перспективный анализ включает в себя оценку потенциала, позволяющую выявить возможности деятельности предприятия.

Наиболее важными задачами оценки потенциала предприятия являются:

— оценка доходности (рентабельности капитала);

— оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

— оценка финансовой устойчивости;

— оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

В настоящее время существует большое количество различных методик проведения экономического анализа деятельности экономического субъекта.

Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т. е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная, постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды.

Обобщив опыт отечественных и зарубежных ученых и практиков, можно предложить следующую последовательность исследования:

— сбор и обработка экономической информации;

— построение модели результата финансово-хозяйственной деятельности;

— оценка активов и источников их формирования;

— факторный анализ результата финансово-хозяйственной деятельности;

— выявление резервов развития экономического субъекта;

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. — 1998. № 4.
  2. И.Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / И. Т. Балабанов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.-526 с.
  3. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 2006.
  4. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5.
  5. A.A. Гостиничное хозяйство как ключевая составляющая туристской индустрии/УНаучные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 8. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2007. — 0,2 п.л.
  6. A.A. Инвестиции в гостиничное хозяйство как ключевой элемент развития туризма: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — 1,0 п.л.
  7. A.A. Стратегия управления в сфере гостиничного хозяйства // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради» № 16: Научный журнал.- СПб- 2007- 0,6 п.л.
  8. Большая советская энциклопедия. Т. 20. — М., 1977.С.428.
  9. Большая Советская Энциклопедия. / Ред. Введенский Б. А. т.34
  10. Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.-399 с.
  11. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  12. Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России. М.: «Финансы», 2004, № 12.
  13. И.Борзенкова К. С. Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования: автореф. дис. канд. экон. наук / К. С. Борзенкова. Белгород, 2003. — 24 с.
  14. С.А. Управленческий анализ / С. А. Бороненкова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 384 с.
  15. В.В., Сидорова Т. В. Применение сбалансированной системы показателей эффективности в бизнес-инновационных процессах // Экономика и управление производством: Межвуз. сб. СПб.: СЗГТУ, 2003 г., Вып. 12- с. 105−109.
  16. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. -М.: «Финансы и статистика», 2004.
  17. Горбу нов Э. Экономический потенциал развитого социализма. // Вопросы экономики, ?9, 1981 г.
  18. З.М. Экономика туризма. Минск: БГЭУ, 2005.
  19. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: «Нолидж», 2006 г.
  20. А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. № 5. — С. 99 -105.
  21. Л.И., Башмачников Е. В., Марченко Т. И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник. М.: КНОРУС, 2007. — 304 с.
  22. О.П., Ефимова H.A. Экономика гостиниц и ресторанов. -М.: ООО «Новое знание», 2004.23.3адоя A.A. Народно-хозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев, 1986 г.
  23. Г. Основы туристской деятельности М: «Советский спорт», 2004.
  24. E.H. Туроперейтинг. М.: «Финансы и статистика», 2005.
  25. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999.-№ 2.
  26. Ю.Н. Оценка уровня и стратегия улучшения использования экономического потенциала предприятия: автореф. дис. канд. экон. наук / Ю. Н. Клепиков Белгород, 1999. — 23 с.
  27. А.Н. Ресурсный потенциал торговых организаций и эффективность его использования Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.-М.:РГБ, 2003.
  28. А.Н. Ресурсный потенциал торговых организвций и эффективность его использования Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)
  29. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры М.: Финансы и статистика, 2001. — 560 с.
  30. В.М. Туристская рента. М.: «Финансы и статистика», 2001.
  31. В.М. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 2001.
  32. Комментарий к международным стандартам финансовой отчетности / Палий В. Ф. М.: Аскери, 1999. — 352 с.
  33. Ф. Основы маркетинга. М.: 2006.
  34. Краткая химическая энциклопедия, — М., 1967 г.
  35. А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом.- М.: «Интелуниверсал», 2002.
  36. Л.И. Популярный экономико-математический словарь -М., 1990 г.
  37. Ю. Потенциал строительного комплекса. // Экономист, 6,1997 г.
  38. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 471 с.
  39. А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК / А. Н. Люкшинов. М.: Колос, 1999. — 367 с.
  40. М.С. Атлас, К. Н. Лебедева. Вопросы о содержании экономических понятий. // Вестник Финансовой академии. 2000 .№ 3(15) — С.6−16.
  41. М. Демографический потенциал и трудовые ресурсы района. Возможности мониторинга. // Человек и труд, 2, 1997 г.
  42. Малые предприятия www.statis.ki-s.rn
  43. Математическая энциклопедия. / Ред. Виноградова И. М. М., 1984 г.
  44. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, A.B. Игнатьева, М. А. Комаров и др.- Под ред. М. М. Максимцова, A.B. Игнатьевой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. С.55−57.
  45. Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография / ВолгГТУ, Волгоград, 1998. С. 63.
  46. К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) / К. М. Миско. ~ М.: Наука, 1991. 94 с.
  47. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмы. М.: «Финансы и статистика», 2005.
  48. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов:/ пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-клуб, 2003.
  49. А.Г. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса., 2005.
  50. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. Мосина В. Н., Д. М. Крука М., 1985 г.бО.Папирян Г. А. Маркетинг в туризме. М.: «Финансы и статистика», 2005.
  51. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства, отели и рестораны. М: «Экономика», 2005.
  52. Г. А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 2006.
  53. . Потенциал инвестирования. // Экономист, ?3, 1996 г.
  54. Е., Ханжина В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 6.
  55. В. М. Самоукин А.И. Экономический потенциал социальной сферы: содержание, оценка, анализ. М.: Экономика, 1991 г.
  56. К.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / К. А. Раицкий. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. — 1012 с.
  57. Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997.-С.7.
  58. Ресурсный потенциал экономического роста / под ред. М. А. Комаров, А. Н. Романов. М.: Путь России, 2002. — 567 с.
  59. В.М. Финансы. М.: «Финансы и статистика», 2005.
  60. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. Кн. 2: Н-Я. / под ред. A.M. Прохорова: — М.: Большая российская энциклопедия, 2000. 1023 с.
  61. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993.
  62. А.И. Потенциал нематериального производства М.: Знание, 1991 г.
  63. А.И. Потенциал нематериального производства М.: Знание, 1991.-С.5.
  64. В.А. Вопросы определения и эффективности производственного потенциала / В. А. Свободин // АПК: экономика, управление. 1991. -№ 3. — С. 27−30.
  65. B.C., Денисенко A.B. Гостиничный бизнес. М.: «Финансы и статистика», 2004.
  66. И.В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учебник / Под ред. И. В. Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Про-спект, 2005. -560 с.
  67. Словарь иностранных слов. / Ред. Васюкова. М., 1972 г.
  68. Словарь русского языка. / Ред. Ожегова С. И. М., 1984 г.
  69. Словарь современной экономической теории Макмиллана -М., 1997 г.
  70. Современный энциклопедический словарь. / Ред. Прохорова A.M. -М. 1991 г.
  71. Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.
  72. С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4 С. 83 86
  73. С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. -№ 4. — С. 83−86.
  74. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. — 496с.
  75. А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы. // Экономист, ?12, 1997г
  76. Управление социалистическим производством: Словарь под ред. Козловой О. В. М., 1983 г.
  77. Управление социалистическим производством: Словарь под ред. Козловой О. В. -М., 1983.
  78. С.И. Экономический потенциал предприятия как основа предприниматель-ской деятельности www.science-bsea.narod.rn
  79. Э. Производственный потенциал М., 1982 г.
  80. А.Г. Ресурсный потенциал М., 1985 г.
  81. А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление / А. Г. Фонотов. -М.: Экономика, 1985. 151 с.
  82. Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: дис. д-ра экон. наук. / Т. Г. Храмцова Центросоюз РФ- СибУПК. Новосибирск, 2002. — 374 с.
  83. А. Сохранение и приумножение производственного потенциала страны. // Экономист, 7, 1992 г.
  84. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. //Ред. А. М. Румянцева.- М., 1983
  85. Экономический анализ: Учебник для вузов/Под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 527 с.
  86. Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Моча-лова Б.М.- М., 1982 г.
  87. Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Моча-лова Б.М. М., 1982. — С.9.- Максимов М. Демографический потенциал и трудовые ресурсы района. Возможности мониторинга. // Человек и труд. 1997. -№ 2. — С.66.
  88. Экономический потенциал Страны Советов.- М., 1989 г.
  89. Этимологический словарь русского языка. / Ред. Шаинского Н. М. -М., 1994 г. 1. Республика Дагестан
  90. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ1. МАНАС"1. ООО «Манас»)367007, РД, г. Махачкала, ул. Батырая 32, телефон 8 (872 2) 65−08−47j£/-/Р ' «SJ,» UcAJjs 2010 г. 1. СПРАВКАI
Заполнить форму текущей работой