Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученые установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных нормон отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика ценностей духовно-нравственного воспитания личности в семье
    • 1. 2. Семья как фактор духовно-нравственного воспитания личности
    • 1. 3. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
    • 2. 1. Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
    • 2. 2. Создание семейной среды, стимулирующей процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников
    • 2. 3. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема духовногнравственного воспитания’школьников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как" педагогическая, проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных: и одновременно’базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии’подрастающего поколения., С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействиемсо- ¦ циальных и политических трансформаций последнего времени^, что привелок некоторой утрате привычного содержаниядуховно-нравственного воспитания-, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов’технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе. Свой вклад внесли Иг нестабильность жизни, оформление вполне реаль-. ного: гуманистического кризиса, разрушение нравственных ориентиров, наиболее значимых для подрастающего: поколения^ обладающего минимумом жизненного опыта и стойкости.

На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость, исследования? духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом, переосмыслении' опыта предыдущих, поколений исследователей и формировании нового, реальновостребованного виденияэтой проблемы: в современных условиях развития общества.

Современная ¦ отечественная теория педагогики располагает значительным числом научных исследований, посвященных теориии практике семейного воспитания (Азаров Ю. Л], Воликова Т. В., Пивненко П. П., Сальникова Л. С., Богданова-0-С., Волков’Г.Н., Гребенников"И.В., Григорьева.A.A., Руро- • ва P’F., Закирова В: Г., Коротов B'.Mi, Лихачев Б-Т., Никитин А. Ф-, Сокольникова Э. И. и др.) '.

Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего1 поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Братусь Б.С., Коваль H.A., Маллаев Д. М., Котова И. Б., Пономаренко В. А., Черняев В. В. и др.).

Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Лихачев Б. Т., Дармодехин C. JL, Маллаев Д. М., Пядушкина H.H., Шилова М. и др.). При этом незаслуженно забытыми и не востребованными остаются ресурсы духовно-нравственного воспитания человека в семье.

Ученые установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных нормон отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. А семья, где ребенок проводит большую часть своей жизни, обладает значительными воспитательными ресурсами, значимость которых подчеркивается крупнейшими исследователями всех времен и народов (Пирогов Н.И., Ушинский К. Д., Юркевич П. Д., Водовозов В. И., Острогорский А. Н., Маслоу А., Роджерс К., Руссо Ж.-Ж., Фрейд 3., Хорни К., Эриксон Э. и др.).

Дагестанские ученые тоже внесли свою лепту в изучение данной проблемы. Это исследования Маллаева Д. М., Магомедова A.M., Алиевой Б. Ш., Алиева М. Н., Мирзоева Ш. А., Магомедовой З. М., Нюдюрмагомедова А. Н., Саидова Т. Г., Цатурова В. Н., Омаровой П. А. и др.

Очевидно, что требуется разработка подходов к актуализации ресурсов семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Анализ социально-педагогических вопросов формирования нравственных качеств у младших школьников, научных исследований процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье позволяет выделить следующие противоречия между:

— потребностью общества в максимально полном развитии подрастающего поколения и существующей на сегодня нестабильностью жизни, разрушением нравственных ориентиров, наиболее значимых для молодежи, обладающей минимумом жизненного опыта и стойкости;

— востребованностью огромного воспитательно-педагогического потенциала семьи и отсутствием его целенаправленного использования;

— разрывом между наличием ранее и сегодня передовых теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий духовно-нравственного воспитания на практике в семье.

В ходе разработки путей и средств решения этих противоречий в современной социальной ситуации наметилась проблема исследования: определение педагогических условий духовно-нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье.

Таким образом, возрастающая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье».

Цель исследования — выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

— если у родителей сформирована потребность в духовно-нравственном воспитании своих детей;

— если духовно-нравственное воспитание детей в семье рассматривать как специально организованную деятельность родителей, направленную на формирование у них духовно-нравственных ценностей;

— если будут изучены особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

— если духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье будет осуществляться родителями в тесном взаимодействии со школой.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

3. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс методик для изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход (Берулава М.Н., Битинас Б. П., Гершунский Б. С., Котова И. Б., Шиянов E.H., Маллаев Д. М., Буре P.C. и др.) — аксиологический подход (За-лесский Г. Е., Зосимовский A.B., Каган М. С., Рувинский Л. И. и др.) — системный подход (Бабанский Ю.К., Беспалько В. П., Выготский Л. С., Пидкасистый П. И., Рубинштейн С. Л., Скаткин М. Н. и др.) — личностный подход (Асмолов А.Г., Ковалев А. Г., Лазурский А. Ф., Мясищев В. Н. и др.) — деятельностный подход (Басов М.Я., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Петровский A.B. и др.) — принцип развития (Абульханова-Славская К.А., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Божович Л. И., Кон И. С. и др.), общепедагогические принципы индивидуализации, учета возрастных особенностей, последовательности и комплексности педагогических воздействий (Ананьев Б.Г., Газман О. С., Гершунский Б. С., Казакина М. Г., Никандров Н. Д. и др.).

Теоретическую основу образуют исследования становления духовности личности (Знаков В.В., Коваль H.A., Ксенофонтов В. И., Крымский С. Б., Петровский A.B., Петровский В. А., Пономаренко В. А., Шадриков В. Д. и др.) — теории и концепции нравственности (Божович Л.И., Братусь Б. С., Знаков В. В., Зосимовский A.B., Колберг Л., Коломиец В. А., Пиаже Ж., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л., Якобсон С. Г. и др.) — исследования, раскрывающие особенности построения нравственного (Айсмонтас Б.Б., Рувинский Л. И., Харламов И. Ф. и др.) и духовного (Абульханова К.А., Белозерцев Е. П., Знаков В. В., Шадриков В. Д. и др.) воспитаниявоспитательный потенциал семейной среды (Бандура А., Каптерев П. Ф., Лесгафт П. Ф., Оллпорт Г., Роджерс К., Руссо Ж.-Ж., Скиннер Б. Ф., Фрейд 3., Хорни К., Шацкий С. Т., Эрик-сон Э. и др.) — психологических предпосылок духовно-нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста (Давыдов В.В., Мухина B.C., Фельдштейн Д. И. и др.).

Основной базой эмпирического исследования явились: общеобразовательные школы Республики Дагестан: школы № 39 г. Махачкалы, № 14 г. Хасавюрта. Эксперимент охватил 180 семей, имеющих детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследованияэмпирические (беседа, наблюдение, диагностическая тестовая карта, самооценка, тестовая методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, формирующий эксперимент) — прогностические (проектирование, моделирование), экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент), методы математико-статистической обработки эмпирических данных (нахождение средних значений, процентное распределел ние, критерий %, корреляционный анализ).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом — аналитико-поисковом этапе (2007 — 2008 гг.) осуществлялся анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

На втором — эмпирическом этапе (2008 — 2009гг.) осуществлялась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Был внедрен и апробирован пакет программ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

На третьем — заключительном этапе (2009 — 2010 гг.) происходило обобщение и обработка результатов исследования, уточнение и корректировка теоретических и экспериментальных выводов, осуществлялось внедрение результатов работы в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены компоненты готовности младших школьников к духовно-нравственному поведению (интеллектуальный, мотивационный и операцио-нально-деятельностный) и разработаны критерии сформированности данной готовности (информационный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный);

— предложена типология младших школьников по выраженности нарушений духовно-нравственной воспитанности и сконструирована педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье;

— выделены характеристики семейной среды, благоприятной для духовно-нравственного воспитания детей — соблюдение базовых семейных ориентаций (на воспитательную функцию, на общность интересов членов семьи, на внешнюю социальную активность, на эмоционально-терапевтическую функцию) — использование демократического стиля воспитанияреализация гуманистического общения (взаимопонимание, эмпатия, принятие, взаимная значимость, доверие, забота).

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

— построена педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье;

— разработан пакет программ, направленных на реализацию духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в установлении содержания компонентов и определении критериев сформированности готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей;

— в обосновании условий и выделении принципов и методов, благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье.

В исследовании уточнено содержание понятия духовно-нравственного воспитания младших школьников, а сформулированные выводы дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об условиях духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Практическая значимость исследования:

— основные положения работы, разработанные модель, программы и технологии могут использоваться для организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семьях с разным уровнем готовности родителей к данному виду воспитательной деятельности;

— результаты исследования, раскрывающие особенности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, могут быть привлечены для профилактики нарушений в духовно-нравственной сфере на ранних этапах развития личности;

— предложенные в рамках исследования методы изучения духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста (диагностическая тестовая карта, структурированная беседа) могут использоваться в других исследованиях, ориентированных на изучение искомой личностной характеристики;

— материалы исследования могут служить основой общих лекционных курсов и спецкурсов для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, на курсах повышения квалификации учителей средних общеобразовательных школ, использоваться при работе с родителями.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное воспитание в семье как ключевой аспект формирования личности младшего школьника, представляющий собой специально организованную деятельность родителей, направленную на формирование у них воспитанности в духовно-нравственной сфере.

2. Духовно-нравственное воспитание в семье с учетом особенностей младших школьников: школьники с невыраженными нарушениями духовно-нравственной воспитанностишкольники с оформившимися (когнитивными, аффективными, конативными или оценочно-смысловыми) нарушениями духовно-нравственной воспитанностишкольники с комплексным нарушением духовно-нравственной воспитанностишкольники с полным отсутствием духовно-нравственной воспитанности.

3. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: создание благоприятной семейной средыцеленаправленная организация деятельности детейучет их возрастных особенностейосуществление духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии со школой.

4. Авторская модель духовно-нравственного воспитания в семье, способствующая формированию духовно-нравственных чувств, сознания и поведения младших школьников, как целостная система включающая: цель, субъекты, содержание, педагогические условия духовно-нравственного воспитания, организацию ее деятельности и результат.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в 18 публикациях. Результаты исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (215 наименований) и приложений. Исследование изложено на 182 страницах. В основной части работы содержится 16 рисунков, 9 таблиц и 1 схема.

Выводы по второй главе:

В данной главе нами представлено описание педагогического эксперимента, направленного на установление условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Педагогический эксперимент, организованный нами, состоял из трех этапов.

Первый этап педагогического эксперимента, который можно обозначить в качестве констатирующего этапа, был направлен на выявления основных характеристик духовно-нравственной воспитанности детей в различных условиях семейной среды. На основе проведенного обследования детей и семей, в которых они воспитываются, были получены следующие результаты:

— духовно-нравственная воспитанность детей характеризуется на основе единства четырех критериев — информационного, мотивационного, дея-тельностного и рефлексивного;

— доминирующее место в иерархии духовно-нравственных ценностей ребенка младшего школьного возраста занимает использование ценностей «можно — нельзя», «хорошо — плохо» и «вежливость — грубость», наименее выраженными ценностями являются «терпимость — нетерпимость», «отзывчивость — черствость», «милосердие — жестокость» и «щедрость — жадность»;

— предложено разделение младших школьников по нарушениям духовно-нравственной воспитанности на следующие группы: группа, А — не выраженные нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьниковгруппа В — оформившиеся нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников (подгруппы младших школьников с когнитивными, аффективными, конативными и оценочно-смысловыми нарушениями) — группа С — комплексные нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьниковгруппа Б — отсутствие духовнонравственной воспитанности;

— на формирование духовно-нравственной воспитанности младших школьников оказывают влияние следующие параметры семейной среды (в порядке убывания приоритетности): ее ориентация на воспитательную функцию, демократический стиль воспитания, ориентация на общность интересов членов семьи, на функцию внешней социальной активности, на эмоционально-терапевтическую функцию.

Следующий этап педагогического эксперимента носил формирующий характер и был направлен на разработку и апробацию пакета программ «Духовно-нравственное воспитание в семье», включающего программу для обучения родителей основным подходам к воспитанию детей и программу, предназначенную для использования родителями для непосредственно духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Первая часть данного пакета представлена программой «Активизация духовно-нравственного ресурса ребенка в семье», направленной на подготовку родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье. На основе педагогического эксперимента было установлено, что формированию готовности родителей к духовно-нравственному воспитанию детей способствует программа, включающая в себя:

— расширение их информированности относительно содержания и организации различных составляющих духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье. Достижению этому способствует прохождение родителями лекционно-семинарских курсов «Педагогические основы воспитания», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Духовность и нравственность», «Организация процесса духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»;

— развитие их личностных качеств, позволяющих создавать семейную среду, благоприятную духовно-нравственному воспитанию детей. Этому способствует участие в социально-психологическом тренинге, состоящем из трех частей: тренинг личностного ростатренинг эмпатиитренинг коммуникативной компетентности.

Результаты обследования родителей показали, что прохождение данной программы сопровождается созданием в семьях среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию детей, и приобретением самими родителями уверенности в осуществлении данной воспитательной деятельности в семье.

Вторая часть пакета представлена программой «Духовно-нравственный идеал», предусматривающей организацию родителями духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Данная программа предусматривала: расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях, развитие у них духовно-нравственных качеств и формирование готовности к повседневному следованию духовно-нравственным ценностям. Предусматривалось использование родителями: серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категорияхпримеров следования духовно-нравственным ценностям, возможностей практической психологии для развития духовно-нравственных качеств детей в семьеситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими практического опыта духовно-нравственного поведения. Важной составляющей духовно-нравственного воспитания младших школьников рассматривалась семейная среда, способствующая данному воспитанию.

Реализация программы включала две части, предусматривающие организацию следующих условий воспитания: 1) создание семейной среды, благоприятной духовно-нравственному воспитанию детей- 2) осуществление целенаправленного воспитательного воздействия родителей на ребенка. Педагогический эксперимент позволил установить, что духовно-нравственное воспитание детей происходит более успешно, если в семье сочетаются оба обозначенных условия духовно-нравственного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Духовность и нравственность представляют собой категории, которые в современной жизни некоторыми воспринимаются в качестве устаревших, потерявших свою значимость. Поведение оценивается не в соответствии с ними, а, зачастую, вопреки. Нарушение принципов духовности и нравственности воспринимается как норма, один из путей достижения жизненного успеха и материального благосостояния. Вместе с тем, классики общественных дисциплин показали, что такая ситуация противоречит сущности человека, приводит к его деградации, разрушает сами устои социального взаимодействия.

Как показал анализ проблематики, проблемы духовности и нравственности никогда не были безразличны для общества. В силу этого они получили значительную разработку в рамках философии, социологии, филологии, права и др. отраслей науки. Немалый интерес духовно-нравственная проблематика вызывала в психолого-педагогических науках.

Согласно сформировавшимся подходам, получившим отражение в научных источниках, духовно-нравственное воспитание выступает важно составляющей социализации детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание позволяет ребенку усвоить основные ценности, определяющие поведение в разных социальных контекстах, сопровождается личностными изменениями, позволяющими органично вписаться в межличностное взаимодействие в рамках различных видов деятельности и достичь личностной самореализации. В свою очередь, отсутствие должной духовно-нравственной воспитанности влечет за собой различные формы асоциально-сти и криминальности.

Сензитивными для духовно-нравственного воспитания человека являются его детские годы. В частности, к младшему школьному возрасту складываются все психологические предпосылки, необходимые для усвоения ребенком духовно-нравственных ценностей, а также для выработки к ним позитивного отношения и готовности к использованию в разных жизненных ситуациях.

Введение

в школьную программу курсов по духовной культуре не учитывает в полной мере ресурсов духовно-нравственного воспитания ребенка, которыми обладает его семья. Однако при организации работы с детьми в данном направлении необходимо исходить из основополагающего принципа базисности семейного духовно-нравственного воспитания. Семья, как подлинная ячейка общества, должна закладывать в ребенке духовно-нравственное начало, без которого невозможно его дальнейшее социальное развитие.

В качестве цели нашего исследования выступило установление педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье. В ходе исследования данная цель была полностью достигнута.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дают основания для следующих выводов:

1. Духовно-нравственное воспитание представляет собой важнейший компонент воспитания детей младшего школьного возраста в семье, представляющий собой формирование у них родителями воспитанности в духовно-нравственной сфере, основанной на информированности детей о базовых духовно-нравственных категориях, позитивном отношении к ним, осмысленности своего поведения с духовно-нравственных позиций и следовании им в своем поведении.

2. Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста как усвоение ими духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовность к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности характеризуется развитием четырех компонентов: когнитивного, аффективного, конативного и оценочно-смыслового.

Когнитивный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста образуется имеющимися у них знаниями о духовно-нравственных ценностях.

Аффективный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой сформировавшуюся у них эмоциональную окраску отношения к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Конативный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой наличие у них практики использования духовно-нравственных ценностей.

Оценочно-смысловой компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.

Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста определяется уровнем сформированности у них названных компонентов.

3. Изучению состояния духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста способствует разработанная нами диагностическая тестовая карта, основанная на пятибалльном оценивании данной воспитанности по четырем критериям. Первым критерием в диагностической карте выступает сформированность у ребенка системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей. Вторым критерием является отношение ребенка к соблюдению духовно-нравственных ценностей. Третьим критерием — использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике. Четвертым критерием — осмысление ребенком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей.

В качестве базисных духовно-нравственных категорий в данной тестовой карте используются следующие категории: 1) «добро-зло" — 2) «хорошо-плохо" — 3) «правда-ложь"-4) «можно-нельзя" — 5) «вежливость-грубость" — 6) «сострадание-равнодушие" — 7) «терпимость-нетерпимость" — 8) «отзывчивость-черствость" — 9) «милосердие-жестокость" — 10) «щедрость-жадность».

4. По уровню духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста можно разделить на четыре группы:

— группа, А — характеризуется не выраженными нарушениями духовно-нравственной воспитанности;

— группа В — характеризуется оформившимися нарушениями духовно-нравственной воспитанности младших школьниковв ней в зависимости от нарушения определенного компонента духовно-нравственной воспитанности выделяются подгруппы младших школьников с когнитивными, аффективными, конативными и оценочно-смысловыми нарушениями;

— группа С — характеризуется комплексными нарушениями духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

— группа Б — характеризуется отсутствием духовно-нравственной воспитанности.

Нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников носят, в основном, комплексный и оформившийся характер.

5. Формирование духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для духовно-нравственной воспитанности младших школьников являются ее ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию, а также используемый родителями стиль воспитания детей.

Для родителей, достигающих успеха в духовно-нравственном воспитании своих детей, характерными являются: ориентация на личность ребенка, сформированность в семье помогающих отношений, реализация компетентного общения с ребенком.

6. Педагогическим условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье выступает создание родителями семейной среды, благоприятной духовно-нравственному воспитанию ребенка, и использование ими программы «Духовно-нравственный идеал».

Семейная среда, благоприятствующая духовно-нравственному воспитанию ребенка, характеризуется эмпатийностью родителей, использованием ими демократического стиля воспитания, диалогичного, доверительного общения, культивированием в семье взаимопомощи и взаимоподдержки.

7. Важным условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания.

Подготовленность родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к созданию семейной среды, благоприятной для такого воспитания, и обладание знаниями и умениями по оказанию целенаправленного воспитательного воздействия на своих детей с целью формирования у них готовности к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Подготовке родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста способствует специально разработанная программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребенка в семье», предусматривающая расширение их информированности относительно основ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье, а также личностное развитие родителей, способствующее созданию ими семейной среды, благоприятной для духовно-нравственного воспитания детей.

Проведенное нами исследование еще раз подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей. Мы исходили из того, что особое внимание данному воспитанию в семье следует уделять в младшем школьном возрасте, когда у детей происходит расширение сферы социальной активности, и они становятся уязвимыми негативному влиянию чужих людей. Однако мы не отрицаем, что поиск педагогических условий такого воспитания может осуществляться и применительно к другим возрастным группам — младшим или старшим. Мы также допускаем, что применительно к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье могут быть предложены другие подходы. В нашей работе представлен один из возможных вариантов выделения педагогических условий организации этого сложного, но чрезвычайно важного воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье / Н. А. Абдуллаева //Гуманизация образования. Сочи, 2010. № 5. С. 32−38
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991.
  4. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер / Пер. с англ. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 448с.
  5. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб.ст. / Под ред. Э. В. Бурмакина. Томск: изд-во ТГУ, 1982. 156с.
  6. .Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск ПГЛУ, 2006. 288 с.
  7. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 544с.
  8. .Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (взаимосвязь онтогенетических свойств человека) / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика. 1966. — № 1. — С. 15−27.
  9. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т.-М.: Педагогика, 1980.-Т.2, С. 10 127.
  10. .Г. Педагогические приложения современной психологии Б.Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.
  11. М.: Изд-во МГУ, 1981. С.13−21.
  12. .Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) / Б. Г. Ананьев // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1980. С. 10−25.
  13. М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения / М. Н. Аплетаев. Омск: ОГПИ, 1989. — 89 с.
  14. Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С.26−33.
  15. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе / В. Г. Асеев // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 198−223.
  16. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1986.-95с.
  17. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367с.
  18. А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель — Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 512с.
  19. А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000.-320с.
  20. H.H. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начала XX веков: Дисс. канд. пед. н. / H.H. Баркова. — М., 1996. — 141с.
  21. М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. М.: Педагогика, 1975. — 432с.
  22. H.A. Русская идея. Судьба России. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / H.A. Бердяев. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.-541с.
  23. H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. М., 1990. — 186с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420с.
  25. В.М. Внушение и воспитание / В. М. Бехтерев. СПб., 1912.-20с.
  26. А.К. Семья и воспитание / А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева. М.: Прогресс, 1986. — 422с.
  27. B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Биб-лер. М.: Знание, 1990. — 62с.
  28. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. / П. П. Блонский / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. T.l.-ЗОЗс.
  30. П.П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка / П. П. Блонский. М., 1916. — 286с.
  31. П.П. Педагогика / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1924. — 275с.
  32. В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 141с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464с.
  34. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С.41−43.
  35. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996. — 381с.
  36. В.В. Проблемы формирования личности в русскойпсихологической мысли XIX начала XX в.: Дисс.. докт. психол. наук / В. В. Большакова. — JI. 1987. — 355с.
  37. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1993. -34с.
  38. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1995. — С. 11−26.
  39. И.Г. Возрастной аспект нравственного самосознания в системе здоровьеохранных технологий / И. Г. Бонк // Психологическая наука и практика: Материалы облает, научно-практ. конф. Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2004. — С.21−28.
  40. .С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. — 60с.
  41. H.H. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни / H.H. Вадковская // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. — Вып.11 (55). — С.217.
  42. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. Я. Варга. М., 1987. — 21с.
  43. Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф. Е. Василюк. М.: Смысл, 2005. — 191с.
  44. И.В. Технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие / И. В. Вачков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2000. — 224с.
  45. Владимир Мономах. Поучение. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XVI XVII в.в.- М., 1985. — С. 164−167.
  46. Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во МГУ, 1992. -117с.
  47. А.Е. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева // Вестник университета (Государственный университет управления), 2009. -№ 32. С.60−63.
  48. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. -М., 1996.
  49. JI.C. Основы педологии / JI.C. Выготский. М., 1934.
  50. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536с.
  51. JI.C. Собрание сочинений. Детская психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  52. Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврило-ва. М.: Знание, 1984. — 80с.
  53. К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. Минск: «Народная асвета», 1988. — 127с.
  54. A.A. Содержание нравственного сознания личности / A.A. Гайворонская // Психология. Журнал Высшей школы экономики М., 2008. — Т.5, № 4. — С.120−125.
  55. М.В. Психологическая диагностика нравственной установки на целомудрие / М. В. Ганина // Вестник университета, 2008, № 9 (47). М.: Государственный университет управления, 2008. — С.50−51.
  56. В.И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. И. Исаев. JL: Медицина, 1977. — 265с.
  57. С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты / С. И. Голод. JL, 1984.
  58. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентностиу подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. 1994. — № 2. -С.57−65.
  59. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  60. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 333с.
  61. Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности / Г. Н. Гумницкий. М.: Знание, 1983. — 64с.
  62. А.И. Состояние проблемы исследования духовной культуры государственных служащих / А. И. Давлетяров // Вестник Государственного университета управления. Серия. Социология и управление персоналом. 2007. — № 9.
  63. М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: Дисс.. канд. психол. наук / М. А. Дмитриева. Ростов-на-Дону, 1999. — 203с.
  64. O.A. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в семье: Дисс.. канд. психол. / O.A. Добрынина.-М., 1993.
  65. А.И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 61−74.
  66. О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. -М.: Наука, 1977.-333с.
  67. В.Н. Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин. М.: ИП РАН, 1993. — 120с.
  68. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175с.
  69. А.Н. Клуб общения: учебно-методическое пособие по оптимизации детско-родительских отношений / А. Н. Евсеева. Сыктывкар: СГУ, 2000. — 20с.
  70. К.В. Воспитание и обучение в семье и школе / К.В. Ель-ницкий. СПб., 1998. — 263с.
  71. A.B. Психология действия / A.B. Запорожец. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-736с.
  72. А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений / А. И. Захаров // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М., 1979. — С. 106−108.
  73. А.И. Происхождение детских неврозов / А. И. Захаров. М., 2000.
  74. O.JI. Семейная педагогика: домашнее воспитание / O.JI. Зверева А. Н. Ганичева. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160с.
  75. В.П. Человек развивающийся. Очерк российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 333с.
  76. A.B. Критерии нравственной воспитанности / A.B. Зо-симовский // Педагогика. 1999. -№ 11−12. — С.22−25.
  77. Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / Е. И. Зритнева. Ставрополь, 2006.
  78. Зюбин JIM. Психология воспитания / JIM. Зюбин. -М., 1991.
  79. И.М. Психология духовности. Уч. пособ. / И. М. Ильичева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 144с.
  80. И. О педагогике / И. Кант / Пер. в нем. М., 1907. — 94с.
  81. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Капте-рев.-М., 1982.-704с.
  82. П.Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. СПб., 1883.-429с.
  83. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, H.A. Селиванова. — М.: Новая школа, 1996. -157с.
  84. Е.Г. Развитие духовного потенциала личности / Е. Г. Кашкарова // «Великие реки 2008»: Международный научно-промышленный форум: тр. конгр. / ННГАСУ — Н. Новгород, 2009. — С. 706 708.
  85. И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания: Уч. пособ. / И. А. Колесникова. Л.: ЛГПИ, 1998. -82с.
  86. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А. К. Колеченко. СПб., 1992.
  87. И.Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д., 1997.
  88. И.Б. Социализация и воспитание / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов-н/Д., 1997. — 144с.
  89. И.Б. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1997.-80с.
  90. В.К. Нравственное воспитание детей / В. К. Котырло // Дошкольное воспитание. 1977. — № 4. — С.37−41.
  91. И.А. Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих / И. А. Кузнецова // Вестник психотерапии. СПб., 2006. — № 17. — С.39−45.
  92. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232с.
  93. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981.-231с.
  94. Н.Д. Воспитание подростка в семье / Н. Д. Левитов. М., 1969.-86с.
  95. П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 5-ти т. Т.4. / П. Ф. Лесгафт. М., 1968. — 238с.
  96. , П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт / Под ред. М. П. Ивановой. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. -416с.
  97. , А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. -1980. № 1. — С. 11−12.
  98. , Т.Б. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Т. Б. Лихачев. Самара, 1997. — 84с.
  99. З.М. Культура и народные традиции Дагестана. Махачкала: ДГПУ, 1997. -95с.
  100. A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана (монография) Махачкала: «Народы Дагестана», 2007- 255 с.
  101. Д. Социальная психология / Д. Майерс -СПб., 1997.
  102. Д.М. Культура образование — духовность. // «Поиск истины — Дагестан», № 11−12, 2004
  103. Д.М. Нравственные устои как основа формирования личности. // Сб. «18-е психолого-педагогические чтения южного отделения РАО». (14−18 мая 2000).-Майкоп, 2000. -С. 21−37.
  104. , A.C. Педагогические сочинения: В 8-ми томах. Т.7. / A.C. Макаренко. -М., 1983−1986. 308с.
  105. , К.В. Проблема духовных способностей и их развития / К. В. Макарова. М.: Мир психологии, 2006. — № 4. — С. 127−137.
  106. Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Мара-санов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208с.
  107. А. Самоактуализация / А. Маслоу. М., 1982.
  108. М.С. Социология семьи / М. С. Мацковский. М., 1989.
  109. Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. — СПб.: Изд-во «Амалтея». 2008. — 336с.
  110. Ш. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Известия Дагестанского государственного педагогического университета (Психолого-педагогические науки) 2008, № 4 С. 23−33.
  111. Н.П. Формирование духовного мира гармонично развитой личности / Н. П. Митюхина. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека. Казань, 2005. — С.111−115.
  112. Е.В. Православное воспитание один из факторов духовного развития личности учащихся / Е. В. Михайлик // Актуальные проблемы психологии воспитания: Материалы региональной научно-практической конференции. — Иркутск, 2005. — С.55−58.
  113. A.B. О воспитании старшеклассников / A.B. Мудрик. -М., 1982.-С.128−164.
  114. A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112с.
  115. A.B. Общение как фактор воспитания школьников: Дисс.. докт. пед. наук/A.B. Мудрик.-М., 1980. -414с.
  116. B.C. Детская психология / B.C. Мухина. Второе издание. -М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 352с.
  117. B.C. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт ИРА РАО / B.C. Мухина, В. А. Горянина. М., 1997. — 19с.
  118. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / Под ред. и вст. ст. A.A. Бодалева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400с.
  119. А.П. О воспитании детей / А. П. Мясников. JL: Медгиз, 1959.-48с.
  120. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Ни-кандров // Педагогика, 1998. № 3. С. 3−10.
  121. Новые технологии воспитательного процесса / Под ред. В.А. Кара-ковского и др. М.: МП Новая школа, 1994. — 110с.
  122. Нравственная культура: сущность, содержание, специфика. Сб. ст. /Под ред. В. Жямайтис. Вильнюс: Минтис, 1981. — 271с.
  123. Нюдюрмагомедов А. Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной среде Махачкала, ИПЦ ДГУ — 2005
  124. JI.E. Нравственность у детей и нравственное воспитание / J1.E. Оболенский // Русская школа, 1896. № 1. С. 77−95- № 2. С.82−88.
  125. ОллпортГ. Становление личности: Избранные труды / Г. Оллпорт. М.: Смысл, 2002. — 462с.
  126. Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов. М.: Высшая школа, 1989. — 60с.
  127. А.Н. Образование и воспитание / А. Н. Острогорский // Избр. пед. соч. М., 1985. — 239с.
  128. .Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М., 1971.
  129. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -М., 1997.
  130. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. М.: Изд-во Моск. унта, 1982.- 168с.
  131. A.B. Дети и тактика семейного воспитания / A.B. Петровский. -М., 1981.
  132. A.B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1984. № 4. -С.15−30.
  133. A.B. Трехфакторная модель значимого другого / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С.7−18.
  134. В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д., 1993.
  135. В.П. Младший школьник / В. П. Петрунек, Л. И. Таран. -М., 1981.
  136. . Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2004.- 160с.
  137. . Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. 18-е изд.- СПб.: Питер, 2003. 160с.
  138. Н.И. Избранные педагогические произведения / Н. И. Пирогов. -М., 1985.-496с.
  139. И.В. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. — М, 2001.
  140. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн.2.: Процесс воспитания. — 256с.
  141. Д.А. Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм / Д. А. Подольский // Тезисы II всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи: В 3-х ч. 4.2. М., 2005. — 560с.
  142. Е.Б. Формирование готовности будущих учителей к воспитанию нравственных чувств школьников: Дисс.. канд. пед. н. / Е. Б. Полевничая. Одесса, 1991. — 136с.
  143. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С.61−69.
  144. С. Избранные сочинения / С. Полоцкий // Подготовка текста и комментарии И. П. Еремина. М.-Л., 1953.
  145. В.А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 164с.
  146. Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе: Дисс.. канд. пед. н. / Г. В. Поснова. -Петрозаводск, 1996. 188с.
  147. Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Дис. докт. филос. / Е.С. ПРотанская. СПб., 1994. — 335с.
  148. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576с.
  149. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского.-М., 1987.
  150. И.П. Диагностика — важнейшее средство успешного изучения, проектирования и прогнозирования творческой деятельности педагога / И. П. Раченко // Технология развития педагогического творчества. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1994. — 92с.
  151. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс.-М., 1994.
  152. Г. И. О выработке идеалов в нравственном воспитании / Г. И. Роков // Вестник воспитания. 1986. — № 3. — С. 1−29.
  153. М.М. Великое соединяет (о неотложных задачах текущего момента) / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. 1917. — № 3. -С. 1−22.
  154. М.М. Нравственный характер и пути его воспитания / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. 1913. — № 2. — С.1−62.
  155. С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн // Ученые записки высшей школы Одессы. Одесса, 1922. 4.2.
  156. С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1997.
  157. Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувин-ский.-М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184с.
  158. Л.И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, A.C. Соловьева. М., 1982.
  159. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981. -128с.
  160. Руссо Ж-Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо / Пер. с фр. -М.3 1896.-651с.
  161. Сатир В. Как строить себя и свою семью /В.Сатир. М., 1992.192с.
  162. Т.Г. Традиции народов творят человека.-Махачкала: Даг-учпедгиз, 1994. 134 с.
  163. А.П. Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях / А. П. Сидельковский. Ростов н/Д., 1993. — 17с.
  164. И.А. Психологические основы воспитания и обучения / И. А. Сикорский. Киев, 1909. — 112с.
  165. П.В. Эмоции и воспитание / П. В. Симонов // Вопросы философии. 1918. — № 5. — С.39−48.
  166. Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Т. П. Скрипкина. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 1997. -250с.
  167. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1996. -№ 6.
  168. В.И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Человек. 1994. — № 5. — С.21−25.
  169. Словарь русского языка в 4 томах. Т. 1. / Глав.ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1986. — 698с.
  170. М.И. Психологические проблемы воспитания: Уч. по-соб. / М. И. Смирнов. Киров: КГПИ, 1985. — 64с.
  171. М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. / Пер. с англ. И. Сергеевой, В. Кагана. -М.: Смысл- СПб.: Гармония, 1994.
  172. Л.П. Человек как объект и субъект воспитания / Л. П. Соколов. Нижневартовск, 1995. — 235с.
  173. O.A. Возможность влияния эмоциональных событий вжизни матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка Электронный ресурс. / O.A. Соколова. Режим доступа: Word Wide Web. URL: http://www.psymama.ru.
  174. A.C. Как быть родителем (о психологии родительской любви) / A.C. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. — 158с.
  175. В.В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии / В. В. Столин // Семья и формирование личности. М., 1981. — С.26−38.
  176. Т.В. Особенности развития нравственных качеств личности студентов технического вуза / Т. В. Сучкова // Образование и саморазвитие. Казань, 2007. — № 3. — С.139−145.
  177. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дисс.. докт. пед. н. /Е.В. Титова. СПб., 1995. -311с.
  178. Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): монография / Н. Б. Трофимова. Воронеж: ВГПУ, 2008. — 283с.
  179. Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе / Под ред. Ш. А. На-дирашвили и В. К. Цаава. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448с.
  180. Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Дисс.. докт. психол. наук / Д. И. Фельдштейн. Душанбе, 1969. — 886с.
  181. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1989. 208с.
  182. Д.И. Формализм в воспитании и неформалы / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 24 31.
  183. СЛ. Духовные основы общества / СЛ. Франк. М.: Республика, 1991. — 511 с.
  184. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1994.
  185. А. Теория и практика детского психоанализа. Т.2. Пер. с англ.
  186. А. Фрейд. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 400с.
  187. Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. -Минск, 1992.
  188. И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современная проблематика и основные педагогические идеи / И. Ф. Харламов. -Минск: Минск, изд. БГУ, 1972. 363с.
  189. Г. Семья глазами ребенка / Г. Хоментаускас. М., 1990.-192с.
  190. К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни / Пер. с англ. -М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 560с.
  191. Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997.608с.
  192. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен / Пер. с финск. М.: Просвещение. — 1993.
  193. Н.В. Психотренинг: игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен Ю.В. Пахомов Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -272с.
  194. В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан): Автореф. дис.. кад. пед. наук: 13.00.01. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. -23с.
  195. В.Д. Духовные способности. Издание 2-е, дополненое и переработанное / В. Д. Шадриков. М.: Издательство Магистр, 1996. -104с.
  196. А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности негативности внутрисемейных отношений /А.З. Шапиро // Вопросы психологии. — 1994. — № 4. — С.45−56.
  197. С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х томах. Т.4. / С. Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1995 — 328с.
  198. К.А. Проблемы нравственного воспитания / К.А.
  199. Шварцман. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  200. Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995. — 544с.
  201. Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова.-М., 1999.
  202. К. Как воспитать нравственное поведение / К. Штольц, Д. Хельмут. М.: Просвещение, 1986. — 78с.
  203. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. M.-JI., 1969. — 128с.
  204. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер / Под общей редакцией д.м.н., проф. Л. И. Вассермана. М.: «Фолиум», 1996. — 48с.
  205. Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицский. СПб., 1999. — 652с.
  206. Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  207. Э.Г. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Речь, 2000. -415с.
  208. П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. -М., 1976.- 165с.
  209. Bronfenbrenner U. Discovering what families do // Rebuilding the nest: a new commitment to the American family / D. Blankenhorn, S. Bayme, J. Elstain, (eds.) Milwaukee (WI): Family Service America, 1990.
Заполнить форму текущей работой