Диаспора в социальной динамике современности
В социальной динамике современности процесс обретения и сохранения идентичности становится все более рефлексивным и зависящим от исторического и общественного сознания. Идентичность, как процесс категоризации и оценки, требует обязательного учета в динамическом процессе взаимодействия диаспоры со странами исхода и проживания. Идентичность — это способность усиливать, скрывать, а иногда… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы философского исследования диаспоры
- 1. 1. Социально-философский анализ понятия диаспоры
- 1. 2. Феномен диаспоры в социально-историческом контексте
- 1. 3. Системно-структурный и динамический характер развитиядиаспоры
- Глава 2. Проблемы и перспективы диаспор в современном глобализирующемся мире
- 2. 1. Диаспоральное сознание как тип этнической ментальности
- 2. 2. Принадлежность к диаспоре и проблема идентичности
- 2. 3. Традиции и инновации в социальной жизни и культуредиаспоры в современных условиях
Диаспора в социальной динамике современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Научное изучение и философское осмысление места и роли диаспор в социальной жизни важно прежде всего в контексте процессов глобализации, когда формирование единого информационного и экономического пространства является одной из причин радикального изменения ситуации в сфере миграционных процессов, межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. В контексте данной проблемы насущной задачей становится философский анализ и рефлексия на различные аспекты социального бытия диаспоры, а также оценка его влияния на политическую, экономическую, административно-правовую, культурную и другие сферы жизни общества.
Особую актуальность тема социального бытия диаспоры приобретает в связи с динамикой общественного развития России в последние десятилетия, когда преобразования в области политики и экономики изменили весь уклад и характер жизни граждан, привели к трансформации многих социальных институтов и ценностей. Более того, эти изменения породили массовую разнородную и разнонаправленную миграцию, нарушив традиционно сложившиеся основы демографического заселения на территории современной России. Изменились также условия ведения хозяйства, экономика стала значительно более многоукладной, открытой для внешнеэкономической интеграции, что также изменило статус диаспоры в современном мире, одновременно переживающем процессы модернизации и архаизации. Это подтверждает мысль о том, что сегодня диаспоры принимают самое активное участие в экономической жизни государства и тем самым интегрируют во все его сферы.
Феномен диаспоры не уходит в прошлое, более того, возможно, приобретает еще большее значение, чем когда-либо ранее. За диаспорой большое будущее, она принесет миру огромную энергию, потенциал трансграничных связей и контактов.
Проблема диаспор не теряет прежней остроты и напряженности. Причиной тому — мощные миграционные процессы в развивающихся странах, откуда огромные массы мигрантов перемещаются по всему миру, выталкиваемые социальными или природными катаклизмами на родине или увлекаемые надеждой на лучшую жизнь в более благополучных и развитых странах. Миллионы людей, не передвигаясь с места, оказались жителями новых государств на положении национальных меньшинств. Они вынуждены выбирать между эмиграцией и жизнью в качестве диаспор. Невозможность опоры — пусть даже просто моральной, религиозной, культурной — на «национальный очаг» заставляет искать такую опору только в себе, в своей общине и совокупности таких общин. Сохранение собственной идентичности становится в этих условиях насущной задачей, фактором внутриобщинного регулирования.
С другой стороны, многовековая жизнь в иноэтническом окружении заставляет людей интегрироваться в местный уклад, искать свое место в социальной структуре и экономике, воспринимать языки, культуру, обычаи, образ жизни окружающих.
Рассеивание превратилось в образ жизни, в особо устойчивое социально-экономическое, культурное, духовное состояние социума, специфическую форму существования в физическом и психологическом отрыве от этнического материка.
Современные диаспоры обретают своеобразные формы своего существования. Они утрачивают обязательную ссылку на какую-то определенную локальность — страну исхода — и обретают на уровне самосознания и поведения референтную связь с определенными культурными системами и политическими силами, обязательность «исторической родины» уходит на второй план. Происходит полноправная социально-политическая и частично культурная (на основе двуязычия и многокультурности) интеграция в новые гражданские сообщества. Это сейчас наиболее сложная, но самая реальная и конструктивная перспектива.
Социальную динамику современного мира характеризует тенденция к неизбежному в условиях глобализации усложнению, что также находит отражение в социальной жизни диаспоры, которая становится все более многообразной. Если прежде теоретики искали единое и универсальное определение понятия диаспоры, предельно четко фиксирующее содержание данного понятия, то сегодня важнее становится осмысление многообразия форм и типов существования диаспоры как единственный путь к пониманию ее природы и сущности. Благодаря интенсивному развитию всего комплекса социально-гуманитарного знания и, прежде всего, таких наук как история, этнология, культурология, религиоведение, языкознание, появились новые возможности для изучения и осмысления диаспоры, прежде всего как среды социального и духовного обитания человека как средства реализации его целей и ценностей в рамках локальной социальной общности. Однако, многие теоретико-методологические положения проблемы до сих пор остаются без должного внимания и соответственно слабо изучены. Восполнить обозначенный пробел и призвана социальная философия. Сегодня весьма важно используя ее средства наметить пути, которые позволят членам диаспоры стать полноправными участниками социальной жизни и современного культурного процесса. Тем более это важно потому, что функциональное социальное развитие диаспоры обогащает все общество, а любые дисфункции способны стать источником политической напряженности и межэтнических конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы Отечественная традиция социально-философского исследования феномена диаспоры в целом когерентна развитию основных зарубежных традиций.
Среди публикаций, в которых проблема диаспоры изучается на концептуальном уровне, где диаспора рассматривается как социальный институт, можно выделить работы следующих авторов: С. А. Арутюнова, Ю. И. Семенова, Г. С. Витковской, А. И. Пискуна, Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыковой, М. Ю. Мнацакяна, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппова, A.M. Халмухамедова, В. М. Каирова, С.А. Ба-дальяна, Н. М. Лебедевой, В. А. Тишкова, М. А. Аствацатуровой, Л. И. Науменко,.
В.Д. Попкова, В. Д. Дзидзоева, А. Е. Ерохина, Э. А. Баграмова, А. Г. Плиева, И. Б. Санакоева и др. Здесь также следует отметить работы ведущих теоретиков по теории этноса А. Ю. Коркмазова, Н. Г. Хайрулина, А. А. Магомедова, М.Д. На-псо и другие, которые тщательно исследовали различные стороны жизни этноса. В первую очередь — это проблемы языка, культуры, межнациональных отношений, проблемы этнополитических процессов, а также проблемы природы и типологии межэтнических конфликтов. Здесь же можно назвать и таких исследователей как: А. О. Милитарева, С. И. Брука, В. М. Кабузана, которые постоянно рассматривают самые различные аспекты этнических отношений в новых исторических условиях.
Среди зарубежных разработок проблем диаспоральных общностей, исследующих главным образом развитие основных сфер социального бытия, наибольший интерес представляют концепции таких авторов как Г. Шеффер, Э. Геллнер, Э. Бонасич, Дж. Клиффорд, В. Сэфрэн, Дж. Армстронг, А. Ньюман, Н. Глейзер, А. Смит, Дж. Шиммель, Э. Милтон и др.
Так, английский ученый Джеймс Клиффорд, автор одного из очерков о теории диаспоры говорит о диаспоризме, который может вспыхивать и затухать в зависимости от меняющихся условий и в принимающей стране. Его соотечественник Уильям Сэфрэн предпринимает попытку определить содержание термина «диаспора».
Методологические аспекты развития диаспоральной общности представлены также в трудах: М. Джунусова, Р. Роуза, Ю. Лысенко, В. Дятлова, Д. Кот-кина, А. Тупицына, К. Иванова, С. Градировского, Н. Ван Герра и др.
Проблемы развития диаспоры в более узком аспекте, и в частности, в аспекте духовной культуры (сознание, язык, традиции) были исследованы У. Вайнрайхом, М. Сигуаном, У. Макки, А. Шириным, В. Розенцвейгом, Ю. Ару-тюняном, М. Певзнером, К. Минасовой и др.
Однако, несмотря на столь обширный список ученых, изучающих проблемы диаспоры многие вопросы, и в первую очередь теоретико-методологического плана, до сих пор остаются без ответа. Науку сегодня интересуют не отдельные аспекты феномена диаспоры, а ее целостное видение в контексте современных реалий. Устранить данный пробел и призвана социальная философия. В данной работе будет сделана попытка дать анализ понятия диаспоры, рассмотреть ее социальную структуру, отношение диаспоры, как к исторической родине, так и к ее пребыванию в инонациональном пространстве, а также проанализировать специфику развития духовной культуры диаспоры (сознание, язык, традиции).
Объектом исследования выступает диаспора как феномен социального бытия.
Предметом исследования являются системно-структурные, институциональные и динамические характеристики диаспоры в условиях социальной реальности.
Цель исследования — выявление социальной природы и специфики диаспоры, форм проявления культурной идентичности и путей интеграции в жизнь общества, а также ее перспектив в условиях трансформирующегося и глобализирующегося социума.
Задачи исследования:
— эксплицировать понятие диаспоры в соответствии с концептуальными изменениями социально-философского знания в межнациональных отношениях;
— проанализировать современные социально-исторические формы диаспоры, показать их проявление в цивилизационном опыте человечества;
— рассмотреть диаспору как явление социальной жизни, определить системно-структурные и динамические характеристики;
— выявить специфику обретения идентичности этнической общности, принадлежащей к диаспоре;
— определить основные признаки и характерные особенности общественного сознания диаспоры;
— изучить роль традиций в жизни диаспоры, представить авторскую концепцию относительно перспектив социальной адаптации диаспоры в условиях глобализации.
Теоретической и методологической основой исследования выступают концепция этнокультурного самоопределения, структурно-функционалистская концепция социальных изменений, институциональная школа реконструкции социальной динамики, критическая теория современного общества. Использованы отдельные положения теории информационного общества, теории глобализации, теории общественного сознания.
Методологическую основу работы составили общефилософские принципы системности, историзма, конкретности, объективности, общенаучные методы исследования (системно-структурный, разделительно-описательный, аналитический, компаративно-дескриптивный). Для обработки эмпирического материала были актуализированы принципы документальности, корректности и фактологической достоверности.
Научная новизна диссертации: * расширены эвристические границы теоретико-методологических основ диаспоры, определены ее место и роль в условиях современного бытияизучены социально-исторические формы диаспоры, проанализирована специфика их проявления в цивилизационном опыте человечествас помощью философского инструментария доказано, что исторический и культурно-этнический аспекты играют первостепенную роль в зарождении и становлении диаспоры, именно они во многом предопределяют ее тип и содержаниеисследована взаимосвязь структурных и динамических характеристик диаспоры, показано их влияние на сохранение стабильности в данном регионе и обществе в целомвыявлены особенности обретения идентичности этнической общностью, принадлежащей к диаспоре, определены основные признаки и характерные черты общественного сознания диаспоры;
• выработана авторская концепция относительно перспектив социальной адаптации диаспоры в условиях глобализации, показана возрастающая роль традиций в жизни диаспоры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее адекватным подходом к определению сущности диаспоры является концепция, рассматривающая диаспоральное бытие в контексте глобализации. Процесс глобализации характеризуется постепенным исчезновением границ и активизацией свободных потоков товаров, людей и идей «в мире пересекающихся экономик, перекрещивающихся систем ценностей и фрагментарных идентичностей». Существование диаспор оказывается важным фактором в процессе перехода от множества локальных жизненных пространств к единому глобальному.
2. Несмотря на то, что процесс глобализации частично стирает грани между типами диаспор, обстоятельства их появления продолжают играть определяющую роль в их последующей эволюции. Если основным фактором возникновения «мировых диаспор» выступают миграционные процессы, вызванные различными социальными условиями, то для «новых» диаспор таковым является распад единых полиэтнических государств, когда после передела границ огромные массы людей оказались в положении иностранцев, при этом никуда не эмигрируя. Отсюда различное отношение к прошлому и различные типы диас-порального целеположения.
3. В современном мире сохранение системно-структурных и институциональных характеристик связано с динамическим равновесием, успешной модернизацией и адаптацией диаспор к быстро изменяющимся условиям. Процесс самоорганизации и самоуправления представляется определяющим в функционировании диаспор. Общими началами самоорганизации для любой диаспоры являются проживание вне страны происхождения, общие этнические корни и духовные ценности. При этом не каждая диаспора обладает эффективными механизмами самоорганизации и самоуправления, так как при наличии интегрирующих факторов, консолидируясь, этническое меньшинство может оставаться дискретным.
4. В социальной динамике современности процесс обретения и сохранения идентичности становится все более рефлексивным и зависящим от исторического и общественного сознания. Идентичность, как процесс категоризации и оценки, требует обязательного учета в динамическом процессе взаимодействия диаспоры со странами исхода и проживания. Идентичность — это способность усиливать, скрывать, а иногда пользоваться собственными этнорелигиозными признаками, создающими определенные впечатления, настроения и действия, которые должны приносить преимущества группе или минимизировать различного рода напряжения в ходе ее взаимодействия с другими группами. Другими словами, управление идентичностью направлено на то, чтобы защитить свои интересы и свой собственный стиль жизни.
5. Диаспоральное сознание представляет собой особую форму общественного сознания. Поскольку основой для формирования диаспоры может быть только моноэтничная общность, то диаспоральное сознание всегда являет собой такой тип сознания как этническое сознание. Оно представлено в виде относительно устойчивой системы осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности диаспоры. Динамика диаспорального сознания отражает институциональную динамику самой диаспоры и напрямую зависит от успешности модернизации этничности в современном социальном процессе.
6. Фундаментальная особенность диаспоры как типа социальной общности — стремление сохранить связи с исторической родиной, в настоящее время продолжает существовать и даже усиливаться. Главным инструментом этой связи выступают социальные и культурные традиции. Благодаря сохраняющейся пас-сионарности диаспор, возможно разнообразие механизмов проектирования различных вариантов оформления и структурирования эффективно действующей сети, скрепляющим элементом которой выступает совокупность традиций и ценностей. Современная ситуация показывает, что глобализация распространила принцип рыночной конкуренции не только на экономическую сферу жизни, но и, самое главное, на ценности, мировоззрение, то есть на все то, что составляет основу бытия человека.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в выработке методологического аппарата, который может быть использован для совершенствования государственного управления и общественного самоуправления в области межэтнических отношений, развития институтов гражданского общества, востребован при прогнозировании более результативной национальной и культурной политики в современной России. Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке программ межэтнического и межкультурного диалога, а также социальных проектов, направленных на гармонизацию межэтнических отношений в поликультурном социуме.
Основные положения и выводы диссертации представляет интерес для разработки, или дальнейшей реализации национальной политики в области становления и развития национально-культурных обществ как в России в целом, так и в отдельно взятой республике. Они могут быть использованы в преподавании социальной философии, политологии, культурологи, в ходе^теоретиче-ских дискуссий по проблемам межнациональных отношений. Работа может быть также востребована и в исследовании различных проблем самосознания, национальной идентификации и духовности.
Апробация результатов исследования. По материалам диссертации были сделаны доклады и сообщения на научных конференциях «Язык и современное общество» (по работе Р. Эмерсона «От империи к нации»), Владикавказ 2000 г.- «Идеология и язык в массовой коммуникации», Владикавказ 2001 г.- «Нация и духовность», Владикавказ 2002 г.- «Духовная культура этнокультурной общности — диаспоры», Владикавказ 2004 г.- «Традиции и самосознание этнокультурной общности — диаспоры», Владикавказ 2004 г.- «Язык как важнейшая характеристика функциональной этнокультурной общности», Владикавказ 2004 г.- «Социальные функции диаспоры», Владикавказ 2004 г., «Диаспоральное сознание в современном обществе», Ставрополь 2007 г.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 187 источников, в том числе 24 источника на иностранных языках.
Выводы по второй главе.
По мере своего развития, диаспора все более наполняется социальным содержанием, социализируется, определяя условия и формы их дальнейшего существования. Культура является одним из социальных начал диаспорального бытия человека. Культура характеризует определенный уровень развития данного социального общества. Качественные характеристики диаспоры, составляющие её культуру (язык, научно-образовательное, эстетическое, нравственное, духовное развитие), как раз выступают мерой её становления, мерой овладения ею условиями и способами деятельности. Одновременно они являются жизненной силы данной диаспоры. В не культуры настоящее и будущее людей лишается смысла. Благодаря культуре, идентичности формируется диаспора.
В функционировании диаспор важная роль принадлежит осознанию членами каждой из них своей специфической общности, т. е. этническому самосознанию. Диаспоральные общности принадлежат к тем совокупностям людей, для которых самосознание выступает непременным компонентом.
Взаимопересекающиеся воздействие различных объективных и субъективных факторов, в конечном счете, обуславливает глубину этнического самосознания и сопряженных с ним чувств. Степень этой глубины колеблется от слабо осознанной принадлежности к определенному этносу и чувства отчужденности по отношению к представителям других этнических общностей до сильно развитого этнического чувства, заставляющего людей связывать свои личные судьбы с судьбой всего этноса, подчинять свои частные интересы общеэтническим интересам.
Заключение
.
Рассматривая процесс развития и функционирования национальных диаспор, следует на наш взгляд, сделать следующие выводы.
Диаспора как социальный институт все более превращается во влиятельный фактор решения социокультурных, экономических, политических проблем, встающих перед не титульным населением того или иного государства. Она реальный и эффективный инструмент осуществления рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения, оказавшихся на чужбине.
Меньшинства, избежавшие ассимиляции и вытеснения, неизбежно должны приобрести некие новые качества и свойства, комплекс которых можно условно назвать диаспоральностью.
Важнейшие из них — умение найти свое особое место в системе разделения труда и социальных ролей принимающего общества, особые культурные и психологические характеристики, специфическая ментальность. Эти качества почти не присутствуют в «национальных очагах», у жителей этнического материка, но они схожи у представителей различных групп, оказавшихся в аналогичной ситуации. Эти группы могли иметь (и имели) различное происхождение, социальный опыт, цивилизованные характеристики, могли жить среди совершенно непохожих друг на друга народов, но сама ситуация вела к формированию совпадающих черт в образе и стиле их жизни. Способностью создать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Если объективно, устойчивость достигается благодаря фактору организации диаспоры (органы самоуправления, учебные, культурные, политические и др. организации), то субъективно — существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде.
Признаки диаспор носят обобщенный характер, не исключающий специфических черт конкретной диаспоры или преобладания значимости одного признака по сравнению с другим.
Таким образом, диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом сообществе за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности, сохраняет традиции своего основного этноса, а также активно впитывает обычаи и традиции окружающее ино-этнической общности. Особо следует подчеркнуть признак, который в значительной степени определяет, можно ли назвать данную этническую общность диаспорой. Признак этот — внутренняя способность к самоорганизации, которая позволяет диаспоре функционировать длительное время, при этом оставаться относительно самодостаточным организмом.
Диаспора действительно представляет собой во многом уникальное социально-этническое явление с двойственной природой, в которой переплетается национально-исконное и инонациональное, со сложной, противоречивой сущностью, особой социальной ролью, служит своего рода живым связующим звеном разных национальных культур, замечательным инструментом сближения народов.173 Ее удивительное свойство в том, что, отделяясь от материнской нации, национального ареала, она в то же время играет благородную миссию сближения разных национальностей, оставаясь частицей одной нации, она превращается в одну из составляющих другого народа, покидая историческую родину, она обретает вторую родину.
Развитие диаспоральной социальной структуры диалектично, противоречиво. В нем прослеживаются как элементы отрицания, так и удержания, сохранения национально-специфических особенностей, моменты обновления, синтеза национального и инонационального. Противоречиями пронизывают каждый шаг движения и жизни диаспоральных образований. Это касается разных тем.
173 Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов Моск. ун-та, этнопсихологического исследования. — M.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 59. пов адаптации у старшего и молодого поколений, неодинаковой трактовки жизненных ценностей, разного отношения к идеалам, к нравственным установкам, неидентичного толкования самого факта миграции.
При этом, в случае правильной национальной политики, недопущения отступлений от принципов интернационализма, устанавливаются между титульной нацией и диаспорой нормальные, цивилизованные отношения добрососедства, равноправия и дружбы. Это позволяет избегать межнационального напряжения, всякого рода конфликтных ситуаций, ведет к укреплению межэтнических связей, создает условия для активного участия диаспоральных групп в решении задач экономического и культурного прогресса национальной республики, ставшей для них второй родиной.
Связь с исторической родиной — это не сентиментально-психологическое состояние, 174 не простая дань прошлому. Это одно из самых глубоких отношений к своим национальным корням, чувство неискоренимой любви к земле предков, осознание того, что без привязанности, крепкой связи с первой родиной может быть поставлено под удар существование диаспоральных образований. Но эта связь вовсе неоднозначна, не односторонняя. Она изначально носит двусторонний, взаимодополнительный характер. Как, пожалуй, нет целого без частей, составляющих его элементов, так и целостной, полнокровной нации не может быть без ее диаспоральных образований.
Ни одна нация не может бездумно, беззаботно относиться к своим частям, которые в силу объективных обстоятельств отделились территориально, 1 пространственно от нее. Но это вовсе не означает разрыва между ними. Остаются и более того углубляются иные, самые кровные связи — духовные.
В подавляющем большинстве случаев национальные диаспоры органично интегрировались в новое для них общественное образование, рассматрива.
174 Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. — СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. С. 86.
175 Кагиян С. Г. Нация: этносоциальная общность или «согражданство» // Философские науки. 2002. № 5.С. 3245. ют себя как его составная часть. Это находит свое проявление в реализации задач социально-экономического и культурного развития того или иного субъекта федерации. Происходит взаимное обогащение традиций. При этом складываются новые ментальные установки, общие социальные предпочтения.
Для людей, оказавшихся в рассеянии, возможно коллективное сознание пребывания на чужой земле. На фоне этого сознания определяются такие характерные черты отношения к своей «исторической родине», типичные для диаспоры, как: 1) коллективная память и мифологизация утраченной родины- 2) идеализация воображаемого наследия отцов- 3) сильное групповое этническое самосознание, сохраняющееся долгое время- 4) чувство солидарности с этническими собратьями в других странах- 5) возможности выдающейся созидательной и обогащающей жизни в странах-хозяевах, проявляющих терпимость.
Из всех компонентов культуры наиболее выраженными этническими функциями обладает язык. Язык также выступает в качестве наиболее важной функции, т. е. принадлежности его носителей к определенной группе. В диаспорах, неоднородных в лингвистическом отношении, каждый из языков (в том числе и не традиционный) для данной общности выполняет этнодифференци-рующую роль. Более того, язык продолжает внутриэтническую функцию, так как языковая коммуникация внутри этноса поддерживается благодаря двуязычию значительной части его членов. Чувство верности языку приводит в действие силы, выступающие за его сохранение.
Каждая национальная и этническая культура, будучи системно-организованным выявлением потребностей народов в сохранении приобретенного опыта и знаний, в экстраполяции последующим поколениям сформировавшихся традиций, обычаев, символов, материальных и духовных ценностей, иллюзий мифов и т. д., синтезировала в себе социально-историческую уникальность того или иного народа в его непрерывно-историческом воспроизводстве.
Для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэт-ническом окружении и обладающих относительной органичностью внутриэт-нической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других инонациональных культур.
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологическое проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций // Под ред. JI.M. Дробижевой.-М.: Институт этнографии АН СССР, 1990. Вып. 1.С. 18.
- Армянский вестник. 1993.№ 12.С.4.
- Арутюнов С.А. :Народные механизмы языковой традиции. // Язык. Культура. Этнос. М., 1994.
- Арутюнов С.А. Диаспора это процесс // Этнографическое обозрение. 2000. № 2.
- Арутюнян Ю., Дробижева Л., Сусоколов А. Этносоциология. Аспект Пресс, М., 1999.
- Арутюнян Ю.В. К вопросу о развитии наций в «своей» и инонациональной среде. Ер.: 1989.
- Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования, 2003, № 5.
- Аствацатурова М.А. Диаспоры в концептах государственной и региональной национальной политики. М., 2002.
- Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. Р-на-Д., Пятигорск. 2002.
- Беккер Д. В обществе об обществе // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова.-М.: «Прогресс», 1991.
- Беляева Л.А. Россия перед историческим выбором // Свободная мысль. 1993.-№ 15.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1990.
- Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000 г.
- Болтков В. Х, Куличков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М, 1998.
- Бороноев А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.
- Браун Д.Р., Файерстроун Ч. М., Мицкевич Э. Теле-радионовости и меньшинства. М.: Интерпракс, 1994.С.10.
- Брук С.И., Кабузан В. М. Миграции населения. Российское зарубежье // Народы России. Энциклопедия. М.: 1994.
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. — № 1.
- Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. -№ 2.
- В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М.: 1999. С. 229.
- В Осетии семьей единой. Владикавказ: «Проект-Пресс», 2001.
- Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология. XX век. Антология. -М.: «Юрист», 1995.
- Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: «Юрист», 1994.
- Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: «Прогресс», 1990.
- Вебер М. К состоянию буржуазной демократии в России // Философская и социологическая мысль. 1991. — № 10.
- Вико Дж. Основания новой науки о всеобщей природе наций. М. Киев: REEL-book. ИСА, 1994.
- Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: «Юрист», 1995.
- Виннер Б.Е. Этнические организации в Санкт-Петербурге. // Социологический журнал. 2001. № 1.
- Витковская Г. Миграционное поведение нетитульногонаселения в странах Центральной Азии. М, 1996.
- Витковская Г. С. Российские диаспоры в Центральной Азии: миграционный потенциал. // Социологические исследования. 1999. № 2.
- Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.
- Геллнер Э. Нации и национализм. М.: «Прогресс», 1991.
- Генинг В.Ф. Этнический процессе первобытности. Свердловск, 1970.
- Градировский С. Тупицын А. Диаспоры в меняющемся мире. Политика государства в отношении соотечественников за рубежом -важная часть геополитики. // Содружество НГ (Прилож. к «Независимой газете»). 1998. г
- Градировский С., Межуев Б. Русский мир как объект геокультурного проектирования. Русский архипелаг. 2003.
- Градировский С. Россия и постсоветские государства: искушение диаспоральной политикой// Диаспоры. 2000. № 3.
- Грани суверенитета и самоуправления народов // Государство и право. 1993. № 1.
- Грехнев Д. Этносы как общности людей // Философия и общество. 1999. № 4.
- Губогло М.Н. Язык, двуязычие и этническая мобилизация // Федерализм в России/ Под ред. Р. С. Хакимова. Казань: 2001.
- Гуляев В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
- Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. М.: 1990.
- Гумилев JI.H., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. № 1.
- Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С. А. Арутюнова и др.- М.: ИНИОН СССР. 1979.
- Джунусов М.С. О мире своеобразия национальных культур // Социологические исследования. 2002.№ 5.
- Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Донцов А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Дробижева JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1.
- Дятлов В. Диаспора: попытка определится в понятиях //Диаспоры. М.1999. № 1.
- Зайончковская Ж.А. Вынужденные эмигранты из стран СНГ и Балтии // Социологические исследования. 1998. № 6.
- Зайончковская Ж.А. СНГ через призму миграций // Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: 1999.
- Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования.1996. № 12.
- Иванов Н.А. Система миллетов в арабских странах XVI XVII вв. // Восток. 1992. № 6.
- Игнатьев Р.Н. Влияние политических границ на этническое самосознание. Диссертация на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 2002.
- Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М. Нойес лебен. 1994.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социологические исследования. 1998. № 6.
- Исаев М. Социально-этнические аспекты развития национальных отношений // Этнополис. 1995. № 6.
- Кабузан В. Русские в мире. СПб.: 1996.
- Кагиян С.Г. Нация: этносоциальная общность или «согражданство» // Философские науки. 2002. № 5.
- Каиров В.М., Бадальян С. А. Осетинские национальные диаспоры в современном мире. Владикавказ: 2003. W
- Калашников М., Крупное Ю. Гнев Нью-Йорка. Америка против России. М., 2003.
- Кирюхин М.Г. Формирование политических и социальных иден-тичностей на постсоветском пространстве.// Социально-гуманитарные знания. № 4. 2007 г.
- Колосов В.А. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий в России. Москва-Волгоград, 2003.
- Колосов В.А., Галкина Т. А., Криндач А. Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения // «Полис», 2001. -№ 2.
- Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом 11−12 октября 2006 года. Москва. Итоговые материалы. М., 2006.
- Конструирование этничности. Этнические общности Санкт-Петербурга. — СПб.: 1998.
- Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа: Монография. М.: МОСУ, 2002.
- Коркмазов А.Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы// Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -Ставрополь: СевКавГТУ. № 1. 2004. С. 7−12.
- Коркмазов А.Ю. Межнациональные отношения и национальная политика в России: новые ориентиры в теории и социальной практике// Вестник СевКавГТУ. Ставрополь: СевКавГТУ. № 2. 2005. С. 92−96.
- Коркмазов А.Ю. Природа и типология межэтнических конфликтов// Сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Ставрополь: СевКавГТУ. № 1. 2005. С. 14−23.
- Коткин Д. Диаспора: главное действующее лицо на мировой экономической сцене // Новое время. 1993.№ 5.
- Котов О.В. Осколки этносов. Этнос и его подразделение. -М.: 1992. С. 84.
- Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.: Наука, 1989. вып.19.
- Лаллука С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // Социологические исследования. 2000. № 7.
- Лаллукка С. К типологизации развития диаспоральных идентично-стей финно-угров России. Финно-угорский вестник. № 1(13). 1999.
- Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Социальная психологический анализ. -М.: институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
- Лебедева Н.М. Русская диаспора или часть русского народа? (К проблеме самоопределения русских на Украине) // Русские в ближнем зарубежье. М.: 1994.
- Лебедева Н.М. Социально психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. — М.: Старый сад, 1997.
- Левин.З. «Менталитет диаспоры» М.2002.ИММА-ПРЕС
- Левкович В.П., Панкова Н. Г. Социально психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. — М.: Наука, 1985.
- Лужков Ю.М. Москва и соотечественники: новый этап взаимодействия.// Международный опыт защиты соотечественников за рубежом. М., 2003.
- Лурье С. Историческая этнология, С-Пб., 2000.
- Лысенко Ю. Этнические мости. Диаспоры как фактор международных отношений // Ex libris НГ (прилож. к «Независимой газете»), 1998, 15 октября.
- Любченко B.C., Низовцева Л. В. В какую игру играем: к проблеме национальной специфики.// Социально-гуманитарные знания. № 4. 2007 г.
- Майоров А.П. Социальные аспекты взаимодействия языков в би-лингвистическом пространстве. Уфа: 1997.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
- Материалы круглого стола «Этничность и диаспоральность». М., 1997.
- Медушевский А.Н. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли германии // Вестник МГУ. 1992. — № 5.
- Международный опыт защиты соотечественников за- рубежом. М., 2003.
- Мелконян Э.Л. Армянская семья в условиях диаспоры // Советская этнография. 1988.№ 6.
- Мендикулова Г. М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. Алматы.1997.
- Мигранян A.M. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии,-1990.-№ 11.
- Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под. ред. В. А. Тишков. -М.: 1996.
- Милитарев А. О содержании термина «диаспора» // Диаспоры М., 1999, № 1.
- Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе // Социологические исследования. 2002. № 8.
- Михайлов В.А. Развитие связей Российской федерации и межнациональные отношения. М.: 1995. С. 4.
- Мнакацян М.О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность // Социологические исследования. 2001. № 3.
- Мнакацян М.О. Об интегральной теории национально этнической общности // Социологические исследования. 1999. № 9.
- Мукомель В., Паин Э. Государственная политика России в отношении зарубежных соотечественников: этапы становления. Новые диаспоры. М., 2002.
- Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. Старый сад, 1997.
- Национально- культурные и религиозные организации Санкт Петербурга. С — П. 2003
- Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах .// Вопросы философии. 1995. -№ 5.
- Новые славянские диаспоры. /Под. ред. В. А. Тишкова.- М.: 1996.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика, Философия культуры. -М.: «Искусство», 1991.
- Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. — № 10.
- Осипова Е.В., Соколова Р. И. Кризис цивилизации и неоконсерватизм // Общественные науки и современность. 1993. — № 3.
- Остапенко Л.В. Динамика социально-профессионального состава этнических групп и проблема интеграции // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: 2002.
- Певзнер М.Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (на примере Германии).- Новгород: 1999.
- Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Ротердамский. Философские произведения. -М, 1986.
- Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: Законы геополитики. Классика геополитики. XX век. М., 2003.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. -СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.
- Полоскова Т., Цветков Д. Русская диаспор в странах Балтии. М., 2003.
- Полоскова Т.В., Цветков Д. Ю. Российская диаспора в странах Балтии. М., 2003.
- Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. Калуга. 2003.
- Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. — № 8.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: «Феникс» — «Культурная инициатива», 1992.
- Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.
- Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.
- Разделит ли Россия участь Союза ССР М.: 1993.
- Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М., 1993. — Т. 2.
- Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали. Киев, 1996.
- Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1994.
- Русские: этносоциологические очерки / Под ред. Ю. В. Арутюняна, М. 1992.
- Руткевич М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения М.: Мысль. 1997. № 29.
- Сакс Дж., Ворнер Э. Экономическая конвергенция и экономическая политика // Вопросы экономики. 1995. — № 5.
- Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. № 2.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. -М.: 1990.
- Ситарам К.С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации //Человек. 1992. № 2.
- Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: «Изд-во Новосиб. ун-та», 1995.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
- Соотечественники за рубежом: положение, проблемы развития общего культурного и информационного пространства, потенциал экономических и гуманитарных связей.// Вестник Совета Федера-ции.2002.№ 2.
- Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. М.: «Политиздат», 2001.
- Спор о диаспоре // Российские вести. 1993, 3 сентября. С. 4.
- Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов Моск. унта, этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
- Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
- Стефаненко Т.Т. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты : сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах // Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. М., А. Малашенко.-М.: Моск. Центр Карнеги, 1997.
- Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Наука, 1990. Вып. 20.
- Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткому-нистическом обществе //Вопросы социологии. 1993. № ½.
- Тишков В. А. Феномен сепаратизма // Федерализм. 1993.№ 3.
- Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Издательство «Наука» РАН, 2003.
- Тоффлер О. Футуршок. СПб.: «Лань», 1997.
- Тощенко Ж .Т ., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12.
- Тощенко Ж. Диаспора как объект национальной политики // Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. -М.: 1997.
- Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М, 1997.
- Файзуллин Ф.С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997.
- Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии 1998. — № 5.
- Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995.-№ 12.
- Фрейнман-Хрусталева Н. С. Новиков А. И. Эмиграция и мигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995.
- Фролова Ю.С. Ценностные трансформации современной российской полиэтнической провинции.// Социально-гуманитарные знания. № 4. 2007 г.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: «Прогресс», 1990.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: «Республика», 1993.
- Фуко М. Герменевтика субъекта // СОЦИО-ЛОГОС М., 1991.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3.
- Фурман Д. Армянское национальное движения. История и психология // Свободная мысль. 1992. № 16.
- Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации// Социологические исследования. 2000. № 5.
- Шальян Ж. О. геополитике культуры// Армянский вестник. 1993. № 12.
- Шик Е. Приблизительные выкладки о понятии «диаспора» и экспериментальные наблюдения его применения в венгерском контексте. Новые диаспоры. М., 2002.
- Ширин А. Г. Становление научно- педагогической школы билин-гвального образования// Научные традиции и перспективы педагогики. Межрегиональный сборник научных трудов.- СПб.: 2001.
- Шульга Н. Формирование политики украинского государства по отношению к диаспоре. Новые диаспоры.М., 2002.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Пер. с англ. М., 1996.
- Benson Linda The Ili Rebellion: the Moslem Challenge to Chinese Authority in Xinjiang. Armonk.N.Y.1990.
- Brah A, 1992: Difference, Diversity and Differentiation. In: 'Race', Culture and Difference.
- Brah A. Cartographies of Diasporas: Contesting identities. London and New York. 1996.
- Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New -Delhi 1991.
- Bulow. Andreas von Da sind Spuren wie von einer trampelnden Elefan-tenherde. // Der Tagesspiegel. January 13.2004 Armstrong D. 1976: Mobilized and Proletarian Diasporas, In: The American Political Science Review, Vol. 70, no. 2, Hettlage R. 1993.
- Clifford J. Routes. Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge (Mass), 1997. P. 249.
- Coher R. Diasporas and the nation-state: from victims to challenge // International affairs. 1996. P. 9.
- Coher R. Global Diasporas. London, 1997. P. 88.
- Dickstein M. After the Cold War: culture as politics, politics as culture // Social Research. 1993 V. 60. № 3. P. 539
- Displacement, diaspora, and geographies of identity/ Eds. S. Lavie. T. Swedenburg. Durham. London, 1996. P. 97.
- Donald J. and Rattansi A., London: SageSrah A, 1996: Cartographies of Diaspora: Contesting identities, London and New York. Cohen R. Global Diasporas. An Introbuc Hettlage R. 1993:
- Ghosh A. The Shadow Lines. New York, 1989.
- Hannerz U. Transnational Connections. Culture, people, places. L., N. Y., 1996.
- Milton J. Esman. Ethnic Pluralism and International Relations. Canadian Review of Studies in Nationalism. XVl 1. 1−2 (1990).
- Pal Nyiri Expartianing is patriotic? // Diasporas and politics. Budapest. 2001. Shanghai New Migrants Research Project Team. 1997.
- Rouse. Mexican Migration and the Social Space of Postmodernism// Diaspora. A Journal of Transnational Studies. University of Toronto Press, 1991 Vol.1.№l.p.8.
- Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myth of Homeland and Return//Diaspora. 1991. Vol. 1.№ 1. P. 83−84.
- Sheffer G. Ethno—National Diasporas and Security// Survival. London, 1994. Vol.36. № 1. P. 62.
- Smith A. National Identity. London. 1991. P.49.
- Smith A. The Ethnic Revival in the Modern World. Cambridge, 1981.
- The New Encyclopaedia Britannica. 15-th Ed. Chicago, 1992. Vol. 4.
- Tololyan Kh. 1991a: Exile Governments in Armenian Polity. In: Sham, Yossi (ed.). Governments in Contemporary World Politics. New York: Routledge.
- Van Hear N. New Diasporas. The Mass Exodus, Dispersal and Regrouping of Migrant Communities. London, 1998.
- Zhuang Guotu. Policies of the Chinese Government toward Overseas Chinese Since 1978. // The Asia Pacific world and China: Human de-velopment.2000.No 10. Tokio.