Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и З. Фрейда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе рассматривается предположение, что в основании культуры существуют базовые, неочевидные для рефлексии' и самой культуры разделения, определяющие собой как их существование, так и последующее развитие. Безусловно, научным дискурсом, который как раз работает в области предметной пред-ставденности. эти базовые разделения не схватываются, оставляя на долю философского анализа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема трансцендентного: классический и постклассический опыт
    • 1. От объяснения к пониманию
    • 2. Трансцендентное — имманентное как «историческое априори»
  • ГЛАВА 2. Трансцендентное как «бессознательное» человека и культуры
    • 1. Процедура понимания в аналитической практике
    • 2. Природное — культурное в структуре «бессознательного»
    • 3. Психоаналитический «миф» в культуре
  • ГЛАВА 3. Трансцендентное в опыте «исторической коммуникации»
    • 1. Проблема понимания: от психологии к философии
    • 2. Постижение бытия в категориях объемлющего" и «трансцендентного»

Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и З. Фрейда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращаясь к теме исследования, обозначенного проблемой поисков возможных подходов в изучении человека и культуры в двадцатом столетии, необходимо проследить, в каком историко-философском контексте разворачивались эти поиски. Наиболее общей характеристикой проблемного поля современности может служить антропологическая направленность большей части научных исследований, принимающих в расчет фактор присутствия человеческой составляющей в совокупности представлений о мире, с одной стороны, и понимающих обусловленность внутреннего мира человека со стороны природных закономерностей — с другой.

Повышенный интерес к исследованию познавательных способностей человека, который впервые детально реализовал И. Кант, направлен с середины XIX века на выявление истоков мышления, вынесенных, в отличие от позиции Канта, за пределы саморефлексии. Это приводит к признанию принципиальной ограниченности возможностей сознания сферой имманентного, «сконструированного» игрой воображения и рассудка, и к поиску внерефлексивных детерминант сознания, располагающихся либо в области социального у К. Маркса, либо в мировой воле у А. Шопенгауэра, в витальности и «жизненном порыве» у Ф. Ницше и А. Бергсона.

И в том, и в другом случае речь идет о попытках трансформации философского дискурса Нового времени, сформированного работами Р. Декарта, К. Спинозы и Г.-В. Лейбница на принципах абсолютной достоверности опыта познания, происходящего в пространстве самоочевидности и «самопонятности». Результатом предпринятой реформации становится то, что сознание, ранее являвшееся достоверным истоком мышления, не требующим дополнительных усилий по прояснению своей сущности, превращается в главную проблему философской мысли. Сознание, утратившее позицию абсолютного центра и не претендующее на постижение абсолютной истины, становится проблемой, разрешение которой может позволить миру восстановиться в целостности, избавившись от кажущейся непреодолимой разделённости на сущее и становящееся, протяжённое и непротяжённое, скрытое и явленное, сакральное и профанное, трансцендентное и имманентное. Разрешение этой проблемы осуществлялось, главным образом, в направлении, расширения плана имманентного, когда предполагалось возможным осознание скрытых от непосредственного усмотрения детерминант в рамках наук об обществе, языке, душе и, наконец, духе. Другими словами. преодоление ограниченности саморефлексии предпринималось в основном в рамках научного дискурса, стремящегося превратить все составляющие познавательного опыта человека в позитивное, т. е. проверяемое и воспроизводимое знание. Сохраняемая при этом уверенность в объективности получаемого знания принадлежит непреодолимой в рамках научного знания идеологии рациоцентризма.

Вследствие глубокой укорененности в традиции европейской мысли картезианской позиции, философский анализ занят поисками истока, первоначала, лерводвигателя, который должен стать точкой отсчета в разворачивании линейного пространства самоочевидных взаимосвязей явлений, не задаваясь вопросом об их происхождении. Однородность предметного бытия создается метафорой видения как безусловной способности сознания", Пространство паноптикума естественным образом обуславливает существование сферы невидимого, включающего и в принципе невидимое, и пока ещё не увиденное. Эта «естественность» и создаёт возможность онтологи-зации трансцендентного, которое вводится в универсум бытия вообще, что приводит к удвоению мира. Об одном из этих двух миров можно судить по результатам эмпирического познания, в отношении другого возможны метафизические, чисто умозрительные допущения.

В такой ситуации познание бытия во всей его полноте оказывается невозможным несмотря на продолжающийся рост научного знания. И более всего «ущербность» классического мышления проявляется в области знания о человеке как познающем, чувствующем и деятельном существе, производящем в своем активном' обращении к миру все богатство культурной жизни. XX столетие характерно именно усилением интенсивности философских исследований в направлении возвращения, перефразируя выражение Гуссерля, «к самому бытию» .

Проблема истока мышления связана с попыткой редукции до предельных оснований тех культурных смыслов, которые выступают в качестве «опосредованных» — либо эпохой, традицией, культурной ситуацией с одной стороны, либо неявным, неочевидным материалом для самого же сознания — бессознательными и скрытыми смыслами мотивами — с другой. Закономерен вопрос — если деятельность сознания и повседневная активность человека становится осмысленной благодаря тому, что они конституируются в символических структурах, то каким образом можно избежать той опосредующей функции, которую несут вместе с собою эти символические структуры, естественным образом являющиеся слепками культуры. Иначе говоря, как возможно консгитуирование «перво-смысла», задающего пределы и условия последующей деятельности сознания и человека?

В диссертационной работе рассматривается предположение, что в основании культуры существуют базовые, неочевидные для рефлексии' и самой культуры разделения, определяющие собой как их существование, так и последующее развитие. Безусловно, научным дискурсом, который как раз работает в области предметной пред-ставденности. эти базовые разделения не схватываются, оставляя на долю философского анализа область пред-ус танов лен ностей. Соответственно, центральным: положением исследования становится выявление и актуализация той роли, которую играет первичное разделение имманентное/трансцендентное в культуре. Именно оно, на наш взгляд, обосновывает существование разделений на профан-ное/сакральное, запретное/доступное, инородное/однородное, конституирующих жизнь человека, общества, культуры. Анализ исторического процесса, традиции наследования смыслов, мифологические основания любого проявления жизни культуры становятся очевидными экспликациями данного тезиса о том, что в пространстве трансцендентного — вынесенного за пределы доступности сознания — полагается основание для первичного выбора человека.

Опираясь на достижения феноменологического анализа, структурализма и герменевтики, предпринимаемое исследование не ограничивается их тематикой, предполагающей анализ идеальных структур сознания, и вводит дополнительные допущения, направленные на выявление досозна-тельных, довербальных предпосылок, опосредующих становление сознательных структур.

Изложенные выше проблемы проясняют выбор для более углублённого анализа именно концепций 3. Фрейда и К. Ясперса. И тот, и другой предлагают собственные способы интерпретации человеческого бытия посредством обращения к сфере трансцендентного — своего рода силового взаимодействия, — скрытого от предметного постижения. Первый — через толкование бессознательного, репрезентированного в сознании. Второйчерез расшифровку трансцендентного, скрывающегося в символах, откровении и других «шифрах».

Общей целью является для них выявление смыслового поля человеческого существования, ускользающего от функциональных естественнонаучных моделей объяснения. Анализ смыслового ноля возможен в трёх планах познания. Рефлексивный план разрабатывался Гуссерлем с позиции cogito, ограничивающей возможности выявления человеческого способа существования в силу приводимых выше причин. Фрейд и Ясперс пытались работать, соответственно, с семантическим и экзистенциальным планами, расширяющими исследование человека в направлении преодоления традиционной схемы европейского систематизирующего мышления.

И здесь направление мысли Фрейда и Ясперса, при всей внешней непохожести, значительно сближается, если выделить значимые для обоих требования необходимости гармонизации отношений человека с миром и себе подобным, в контексте сохранения жизненных ориентиров и единства коммуникативного пространства культуры. Необходимо отметить, что смягчение противопоставления" между философией и психологией позволяет выделить философские аспекты проблемы психического здоровья, принципиально неразрешимые в пределах психиатрической науки, расширив тем самым и возможности философского анализа.

Философская рефлексияформ человеческого существования, работа с предельными её основаниями невозможна без обращения к способу консти-туирования психической реальности, задающему координаты для развертывания всего многообразия' проявлений человеческой деятельности. Исследование фундаментальной оппозиции трансцендентное — имманентное представляется особенно актуальным именно в контексте проблем, ставших центральными для современной философии.

Диссертационное исследование является попыткой актуализации некоторых наиболее важных, по мнению автора, аспектов произошедших и происходящих изменений в европейской философии XX века. Прежде всего это относится к значительному сближению и даже взаимопроникновению философского и психологического знания. Подобное сближение открывает новые перспективы: развития' знания о человеке и обществе, поскольку обращение к глубинным структурам человеческой психики и сознания приводит к постановке предельных вопросов о человеческом бытии, данном в совокупности телесного, душевного и духовного существования.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании предпосылок возникновения разделения познавательных процедур объяснения и понимания в европейской философской традиции, а также результатов этого разделения. открывших новые перспективы самопознания человека. Для достижения поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

Анализируется историко-философский контекст изменения познавательных установок европейской философии от Нового Времени до начала XX века;

Исследуются основные концепции и теории, использующие методы психологического понимания;

Ставятся проблемы исследования" конституирования смысловой реальности;

Анализируются психоаналитическая теория. 3. Фрейда и экзистенциальная философия К. Ясперса.

Отдельным аспектам проблем, поставленных в диссертационной работе посвящен достаточно широкий объем работ отечественных и зарубежных исследований, среди которых методологическим аспектам посвящены работы Н. С. Автономовой, Г. Х. фон Вригта, IIII. Гайденко, X.Г. Гадамера, М. К. Мамардашвили, П. Рикера, М, Фуко, При анализе философско-психологических проблем были использованы работы Ж. Батая, М. М, Бахтина, Ж. Бодрийяра, В. Н. Волошинова, Л. С. Выготского, Ю. Ю. Дорохова, В. М. Лейбина, Г, Маркузе, A.M. Руткевича.

В настоящей диссертационной работе впервые в отечественной литературе подробно анализируются изменения: философского знания в контексте появления новых подходов в исследовании природы человеческой психики и процессов мышления, происходящего на стыке философского и психологического знания. Научная новизна выносимых на защиту положений состоит в следующем:

В рамках единого исследования проанализированы различные методологические подходы изучения человека — феноменологический, герменевтический, экзистенциальный.

Процедура понимания рассмотрена в качестве автономной познавательной практики, предполагающей рефлексию границ возможностей познания. При этом границей понимания выступает транс цен дентное, мыслимое одновременно как предел и исток, конституирования смысла.

Намечены перспективы изучения культуры и человека в гуманитарных науках и философии в направлении выявления" внерефлексивных установок, располагающихся как в поле индивидуального сознания, так и в области социальной практики.

Методологическими идеями при работе над диссертацией служили положения постклассической философии, постулирующие гетерогенность современного культурного опыта, сложность психических и мыслительных процессов, требующих фундаментальных изменений в подходах по их исследованию. Источниками, послужившими материалом диссертационного исследования являются психологические, культурологические и философские произведения К. Ясперса и 3. Фрейда, а так же их предшественников и современников — В. Дильтея, Э. Гуссерля, А. Бергсона и М. Хайдеггера. К числу этих материалов принадлежит обширная критическая литература, посвященная' исследуемым проблемам, В диссертации проанализирован соответствующаялитература на немецком языке, введены в критический контекст малоизвестные и ранее не переводившиеся материалы.

Материалы диссертации' могут быть использованы для продолжения: исследовании современных гносеологических, культурных и социальных проблем, а также в курсах лекций по теории познания, философской антропологии и философии культуры.

Заключение

.

Подводя итоги настоящего диссертационного исследования, хотелось бы в. заключении отметить принципиально важную роль, которую сыграли работы Фрейда и Ясперсав становлении современного способа анализа культуры, человека, общества. Они действительно летай в основу многих философских концепций' мыслителей нашего века. Пока еще мало изученные и недостаточно отрефлексированные в России, их работы имеют большой потенциал, достаточный" для того, чтобы «вписаться» в отечественный' философский: и культурный' ландшафт, по праву дополнив его интересными: находками. Затрагиваемые Фрейдом и Яеперсом проблемы быщи подняты в остро переживаемое ими время «кризиса европейской цивилизации85, время надлома прежних традиций, устоев, ценностей. Как можно мыслить, чувствовать, действовать современному человеку, когда уже «умер Бог», «умер человек», «закончилась история»? Где искать основания для свободы выбора, когда «машинальность» и «техно-логичность» нашего времени оставляет для него слишком мало места?

Методологическая строгость познавательных процедур, описывающих современность, исчерпана усилиями «объективной» науки, тотально разделившей и опредметившей пространство смысла. Для нас оказывается важным то, что эти проблемы актуальны и по сей день — кризисная пружина, несмотря на усилия интеллектуалов, продолжает стремительно разворачиваться. Проект иммантенизации, симуляции и виртуализации бытия человека угрожает символическому пространству культуры. Исследование концепций Фрейда и Яс-перса становится актуальным для нас именно сейчас, когда мы с опозданием на полвека втягиваемся в те экономические, политические и социальные процессы, которые послужили импульсом дая зарождения их идей. Со всей очевидностью можно утверждать, что современная" отечественная философская мысль оказалась к этому не вполне готовой.

Для Фрейда и Ясперса движение к «психической реальности», «бессознательному», «экзистенции», «всеобъемлющему» — было движением к живому, неочевидному, но совершенно необходимому — неустранимому из шля культуры и жизни человека — сегменту бытия. Это было движением к нелроговариваемому остатку1″ культуры, который в пределе своем становится ее истоком, Исследование истории — как индивидуальной, в случае Фрейда, так и ориентироанной на вневременную коммуникацию, в случае Я с перса, — оказывается той конституирующей смысл структурой, наполняющей содержанием существование человека и культуры в целом.

На наш взгляд, обращение к опыту психоанализа Фрейда и экзистенциализма Яснерса может конкретизировать направление поиска ответов, на поставленные «пост-современностью» вопросы. Характерно, что мимолетное увлечение идеями пост-модернизма прошло, обнаружив, что за этим западноевропейским культурным явлением скрываются более глубокие проблемыосознать которые нам еще предстоит. Фраш^зский пост-модерн в философии: возник как отклик н результат культурного и интеллектуального «пресыщения», постигший Западную Европу с одной стороны, и движения к снятию жестких дисциплинарных разграничений — с другой. Как следствие, это дало импульс для экспериментально свободного обращения: с философской традицией, не ограниченной ни пространственными, ни временными рамками. Моза-йчнеетъ, взаимо-пересекаемосгь и дополняемость языков культуры, взытые в качестве принципа философского анализа, показала лишь необъятность и принцютаальную неисчерпаемость каталога культуры, не решив глубинных проблем «уставшей» от самой себя европейской цивилизации, В Росси же, ще не было никакого «пресыщения» культуры и была прервана академическая философская традиция, бесконечное «трансгрессирование» и сочетание несочетаемого, не кажется настолько уж естественнымСвободное обращение западных исследователей с материалом культуры: основывается в первую очередь на тонком знании многих пртщипиальных концепций, среди, которых одними из важнейших, как предполагалось показать в диссертации, и по сей день остаются теория бессознательного Фрейда и экзистенциальный прорыв к трансцендентному Ясперса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гуссерль Э, Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 357.
  2. Э. Амстердамские доклады // Логос. М., 1994. К" 5. С.С.7−24.
  3. Э. Идеи к чистой феноменологии. М.: Лабиринт 1994, -С. ГШ.
  4. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гно-зис, 1994.-С. 192.
  5. Гуссерль 3. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ас/ Маг-&пет, 1996. С. 267.
  6. Р.Д. Концепция культу ры З.Фрейда. М.: Знание, 1989. С. 60.
  7. Додыо Ф, На стороне ребенка, СПб.- Петербург-ХХ1 век, 1997, С, 278.
  8. Дорохов Ю, Психоанализ и современная кулыура // Бйепйит, СПб., 199!
  9. ДильтейВ. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996, С, 153,
  10. Жеребкина И, А. Многомерность «Я» как феномен неоклассического тина рациональности. Автореф, дисс. Харьков, 1989. С, 16,
  11. С. Власть и цинизм / Кабинет, Картины мира, СПб., 1998.
  12. Загадка человеческого понимания / Под общ, ред. А. А, Яковлева- Сост. В. П. Филатова. М.: Политиздат, 1991. С. 352.
  13. Зарубежная феноменология" и экзистенциализм. ч, ч. 1−3 Киев, 1989,
  14. В.В. Классика Неклассика — Неонеклассика. Три эпохи в развитии науки // Вестник МГУ, 1993/2.
  15. А. Н, Опыт метафизики в трансцендентальной философии // Наука и-альтернативные формы знания, СПб. 1995, С. 59−78.
  16. История зарубежной психологаи, М.-МГУ, 1986, С. 342,
  17. И. Критика «чистого разума. М.: Мысль, 1964. С. 510.
  18. Кант И, Критика практического разума. СПб.: Наука, 1996. С. 528.
  19. И. Трактаты, СПб,: Наука, 1996, С-552,63. .Козлова М. С, Вера и знание. Проблема границы /У Вопросы философии: 1991, № 2, С.С.58−66.
  20. Корниенко „НА, Учение 3, Фрейда, Новосибирск: НГПУ, 1994, С. 230,
  21. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995. -С. 101.
  22. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997. С. 184.
  23. Лакан Ж, Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54), М: Логос. 1998. С. 432,
  24. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. С. 536.
  25. Л.Г. Психоанализ: от бессознательного к „усталости от сознания“. Киев: Вища школа, 1983. С. 181.
  26. В.М. Фрейд-, психоанализ и современная западная философия, М.: Политиздат, 1990. С. 395.
  27. А.Н. Философия психологии, М.: МГУ, 1994. С/285.
  28. Ф. Лакан за и против Ясперса // Иной. Психоаналитический альманах 2. Париж, 1994. С.С.8−29.
  29. А. Археология психоанализа. М.: Про: гресс-Академия, 1996. С. 304.
  30. Лосев А, Ф. Философия. Мифология. Культура. М.- Политиздат, 1991, -С.525.
  31. Д. Назад к феноменам' /7 Иностранная психология. 1994, № 1.
  32. М.К., Соловьёв Э. Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии /7 Философия в современном мире. М., 1972.
  33. Мамардашвиди М, К, Лекция о психоанализе // Логос, М, 1994, М>5, -С.С. 123−1.40.
  34. М.К. Необходимость себя. Введение в философию, М: Лабиринт, 1996. С, 432.
  35. М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс. 1993. С. 352.
  36. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984, С, 32,
  37. М.К. Психологическая: топология пути. М. Пруст „В поисках утраченного времени“, СПб.: изд-во РГХИ, 1997, С, 571.
  38. Манн Т, Иосиф и его братья, Т, 1, 2. М: Правда, 1991.
  39. Г. Эрос и цивилизация, Киев: ЯИСАК, 1995. С. 314.
  40. Медведев В, И. Объяснение, Понимание. .Язык, СПб,: Ступени, 1997, -С.200.
  41. В.И. Время и сознание. М.: Высшая школа, 1988. С. 143.
  42. Ф., Царегородцев Г. За порогом сознания. Критический очерк фрейдизма. М.: Госполитиздат, 1961. €.112.8?, Ницше Ф, Избранные произведения в 2 тг. М, 1990,
  43. Ф. Стихотворения:. Философская проза, СПб: Худ. лит., 1993, -С.670.
  44. Подорога В, А, Метафизика ландшафта, М.: Наука, 1993, €, 317,
  45. Подорога В. А, Феноменология' тела: Введение в философскую антропологию. M.- „Ad Marginem“, 1995, С. 339.
  46. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989,
  47. Проблемы философской герменевтики, М, — ИФАН, 1990, С, 119,
  48. Л.А. Теория' Фрейда: смена установки: И Воопросы психологии. 1988, № 6.
  49. Ран к О. Сакс Г. Значение психоанализа в науках о духе. М., 1914. -С. 96.
  50. П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: ACADEMIA, 1995. -С. 160.
  51. П. Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995, С. 416.
  52. В.В. Опавшие листья : лирико-философские записки. М. — Современник, 1992. С. 543.
  53. И. Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994.
  54. А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.
  55. Сам осознан не европейской культуры: XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 366.
  56. Символы в культуре, СПб.: СПбГУ, 1992, С, 144.
  57. Ш2.Смиржш ИЛ, Бьняе и: творчество, СПб., 1996. С, Ш,
  58. Современная буржуазная философия человека, Киев, 1985,
  59. A.B. 3. Фрейд: попытка реконструкции основ мировоззрения // Вестник МГУ, Серия 7, Философия, 1989, № 2,
  60. Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. €.238.
  61. Юб.Спиноза Б. Этика. М., 1932. С. 146.
  62. Структурализм „за“ и „против“. М.: Прогресс, 1975. С. 468.
  63. Сумерки богов, М.: Политиздат, 1990, С, 396,109,Танатография Эроса: Жорж Батай и французская- мысль середины- XX века, СПб: МИФРИЛ, 1994, €, 346,
  64. ПО.Типсина AJH, Философия религии-К, Ясперса. Ленинград: ЛГУ, 1978. -С. 152.
  65. П.Уэллс Г. К. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс, 1968. С. 287.
  66. Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. С. 349.113,Фокин- С. Л, Ж. Батай: в 30-е годы: философия, политика, религия, СПб., 1998. €, 89.
  67. М.Франц М,~Л, фон Щука и бессознательное // Человек, 1996, № 5,115,Французская философия сегодня, М, — Наука, 1989. €, 260,
  68. Пб.Фрейд 3, Основные психологические теории: в психоанализе, СПб., 1998.117,Фрейд 3. О психоанализе. Методика и техника психоанализа, СПб.: Алетейя, 1997. €.223.
  69. П8,Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному, СПб.: ACT, 1997. €.317.
  70. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991. €.604.
  71. Фрейд 3, Либидо. М,: Гуманитарий, 1996, С. 476,
  72. Фрейд 3, Психология бессознательного, М, — Просвещение, 1990, -€.447.
  73. Фрейд 3. Психопатология- обыденной жизни. СЩ: Адетейя, 1997, -€.181.
  74. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. -€.569.
  75. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ~ С. 455.
  76. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 289.
  77. Фрейд 3, Толкование сновидений, Обнинск- Титул, 1992, €.447
  78. ФрейдЗ, „Я“ и „Оно“, груда-разных лет. Т.т. 1,2. Тбилиси, 1991,
  79. Ш. Фрейд 3, Разделение психической личности // Психологический журнал, 1988/6.129,Фуко М. Что такое автор? if Лабиринт эксцентр, 1991, № 3,
  80. М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. €.208.
  81. М. Воля: к истине. М.: Магаетериум, 1996. €.446.
  82. М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. €. 487.133,Хабермас КЗ. Социальная проекция“ Фрейда и утопия общества // Философская и социологическая мысль, 1990, № 2,
  83. Ш. ХайдегшрМ, -Язык, СПб.: Эйдос, 1991. С, 22,135,Хайдеггер М. Врем и бытие: Статьи и выступления, М.: Республика, 1993. С. 447.
  84. Об.Хайдеггер М, Быше и время. М: Ad Marginem, 1997, С, 451,
  85. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М.: МГУ, 1980. €.30!
  86. Хюбнер К, Истина мифа. М.- Республика, 1996, С. 448,
  87. Л., Соссюр Р., де Рождение психоаналитика. От Месмера до Фревда, М.: Прогресс, 1991. С. 288.
  88. Шю1овский В. Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970. С. 375.
  89. Шопенгауэр А, Избранные произведения, М, 1992, С. 479.142.1Ппет Г. Г, Философские эподы. М.: Прогресс, 1994, С. 370,143 .Шлет Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и её проблемы, Томск- „Водолей“, 1996. С, 192.
  90. A.M. Эрос невозможного. История психоанализа в России.
  91. СПб.: MEDY3A, 1993, С. 463.145&bdquo-Якобсон Р, Язык и бессознательное, М.: Гнозис, 1996, С, 248,
  92. Р. Избранные работы, М: Прогресс. 1985. С. 456.147"Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -&euro-.527.148Лсперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 гт. М, СПб., 1996.
  93. К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. С. 115.
  94. Mersch J, Kail Jaspers. Eine Einfuhrung in sein. Werk. Munchen, 1980, -C.16O.
  95. Jaspers R, 'Von der Wahrheit Munchen, 1991, C, 1103,
  96. Jaspers R. Notizen zu Martin Heidegger. Berlin, 1989. €, 35.1.
  97. Jaspers K. Philosophische Autobiographie. Munchen, 1984, €.136. 160Jaspers K. Philosophie, Bei. 1−3. Berlin, 1956.
  98. Jaspers K» Psychologie der Weltanschauungen, Berlin, 1960. €.486.
  99. Heidelberg, 1993, €, 342. 173. Stroker E, Jansen P, Phanomenologische Philosophie, Munchen, 1989. €.394.174/Wege aus der Moderne, ScMusseltexte der Postmoderoe-Diskussion, Berlin, 1994, €.456.
Заполнить форму текущей работой