Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С латыни «идентичный» переводится как «тождественный», а «идентификация» — это нахождение тождества между объектами, процессами и проч. В человеческом сообществе идентификация — это признание совпадения людей не в частностях, а в основном. На ранних этапах развития то основное, что сплачивает людей в коллектив, обладает очевидно проявленными, видимыми чертами. На стадии дикости люди проживали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Идея варварства как характеристики наций и культур в греко-римской философии
    • 1. 1. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами: обоснование варварства в трудах греческих и римских мыслителей
    • 1. 2. Смещение к религиозным определениям сущности варварства средневекового христианства
  • Глава 2. Становление европоцентризма и расовых концепций в свете классической философской антропологии
    • 2. 1. Условия возникновения европоцентризма- великие географические открытия и новые взгляды на природу человека от Ренессанса до Нового времени
    • 2. 2. Зарождение классической философской антропологии XVIII начала XIX в. и классического европоцентризма
    • 2. 3. Апогей европоцентристкой концепции
    • 2. 4. Современные западноевропейские расистские концепции
    • 2. 5. Расистские концепции в России

Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная ситуация в мире характеризуется глобализацией и переходом к новому мировому порядку, свободному от войн и насилия. Это означает возникновение новой исторической тенденцииантиэкспансионистской, когда государства, народы и культуры отказываются от всех возможных форм экспансии друг по отношению к другу. Эта тенденция может осуществляться только в виде целенаправленной деятельности, противостоящей различным формам экспансионизма. Чтобы эта деятельность была эффективной, нужно хорошо представлять себе исторические причины возникновения, этапы развития и условия исчезновения этих форм.

При таком подходе исследование данной темы может быть только комплексным, охватывающим явление экспансионизма в историческом, социально-психологическом, научном, идеологическом и политическом контекстах. Общая идея исследования — рассмотреть исторический процесс перехода естественного и государственного (национального) этноцентризма к европоцентризму, как форме регионализма, посредством изучения его теоретических рефлексий и социокультурных практик. Началом естественного этноцентризма, из которого впоследствии и вырастает расизм, считается эпоха античности, когда происходит зарождение и развитие дихотомии «свой-чужой» пока только на интуитивном уровне, а не в концептуальной форме, имеет субъективный характер. Именно в этот период происходит эллино-варварская поляризация, где образцом культуры является лишь греческая культура, античная интерпретация «иного» носит оценочный и, как правило, негативный характер. Теория «естественного рабства» Аристотеля оказалась серьезным первоисточником для теоретиков расизма. Такое отношение к человеку приводило к мысли о принципиальном, постоянном и всеобъемлющем неравенстве людей между собой.

Идеологического и научного обоснования требуют теории, возникающие в Новое время, а именно те политические и экономические последствия, которые были вызваны великими географическими открытиями. Именно они считаются началом возникновения европоцентризма. Именно так возникает политика международного экспансионизма и колониализма, развиваются и расширяются формы экспансии: от чисто военной, затем к экономической, затем — к культурной. Для идеологического обеспечения этих форм с эпохи Нового времени создаются (на базе научных расовых теорий) расистские псевдонаучные теории. Эти теории быстро входят в культуру Европы, подкрепляя традиционные расовые, этнические и националистические предрассудки, а так же получают отражение в философии и антропологии.

Только в XX — начале XXI века экспансионизм, как вид социокультурного взаимодействия народов, начинает терять свое значениена первый план начинает выходить новый тип отношений — взаимовыгодное взаимодействие во всех сферах общественной жизни, политики и культуры. Однако, влияние форм экспансионизма, господствовавшего тысячелетия, все еще велико. Современности присущи идеология фашизма, дискриминации народов по национальному и культурному признаку.

Степень научной разработанности темы. Фундамент антропологических знаний и представлений о человеке заложен в работах таких классиков философии, как Аристотель, Платон, Эсхил, Геродот, Еврипид, Цицерон, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, М. Монтень, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше, Н. Макиавелли, И. Гердер, А. Шопенгауэр, А. Тойнби и др.

В. Виндельбанд в своей двухтомной работе «История новой философии» систематически излагает философские идеи от эпохи Возрождения до конца XIX века. Для него совершенно очевидно, что на постановку философских проблем в каждую историческую эпоху во многом определяют политические события, научные достижения, религиозные взгляды и этические представления современников. Он рассматривает становление тех понятий, которые в ходе развития человечества стали формами мышления и нормами суждений, и в которых наиболее четко выразилась внутренняя структура духа и тех ценностей, что составляют «нормальное» сознание. Аналогичную проблематику поднимают работы Б. Рассела, М. Бубера, Я. Букхардта, где в центре исследования поставлен человек и его социокультурные связи.

Проблема культуры, как специфического способа жизнедеятельности человека, представлена в трудах Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, В. П. Ксхановского, М. К. Петрова, О. М. Штомпеля, В. Ю. Шпака, Т. П. Матяш, В. С. Поликарпова и др.

В отечественной историографии культуры важная роль принадлежит трудам А. Я. Гуревича («Философия человека» и другим), в которых отражен путь преобразования исторической науки в культурно-антропологически ориентированную историю, науку о человеке, а также выделены основные задачи философской антропологии. Проблематике природы и сущности человека посвящены труды Махарова Е. М., Флоровского Г. В., Несмеянова Е.Е.

Генезису и основным интенциям европоцентризма посвящены историко-политические работы С. Кара-Мурзы, X. Мюнклера. Их содержание отражает причины гегемонии Европы на мировой арене.

Особое внимание привлекают работы представителей западноевропейской расово-антродологической школы (имеющие отчетливую идеологическую направленность): А. Гобино, X. Чемберлена, В. де Ляпужа, О. Аммона, Г. Лебона и других, в которых освещены основные тенденции развития расовых представлений, поведен анализ отличительных черт различных рас, а также обосновываются разноценность и неравноправие рас на основе биологических различий, из которых, по мнению авторов, вытекают различия в интеллектуальном, культурном, социальном плане. Исследования, посвященные нациям, национализму и геноциду представлены в исследованиях Э. Геллнера и А. Баумгартена, И. Валлерстайна, Г. Гюнтера.

Отдельно следует отметить культурологическую работу французского историка XX века, представителя школы «Анналов», Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ века». Используя материалы и методы других научных дисциплин (демографии, географии, социальной психологии и т. д.), он создал синтетические труды о «материальной цивилизации», «структурах повседневности», «людях и вещах» эпохи позднего средневековья и Нового времени, которые помогли уточнить представления о европейской цивилизации.

Проблемам современного расизма посвящены работы Э. Холл, У. Макдуггела, П.-А. Тагиеффа, и др. Авторами работ о расовой и культурной дискриминации народов в России выступают H.A. Бердяев, М. О. Гершензон, JI.H. Гумилев и др.

Однако, в исследовании зарождения, генезиса и расцвета европоцентризма, расовых и расистских теорий в рамках классической философской антропологии, остается много «белых пятен». Много нерешенных проблем связано с тем, что в неполной мере рассмотрено влияние на изменения социокультурной картины мира великих географических открытийвыявлена только часть социокультурных механизмов, которые послужили базой для становления европоцентризма. Недостаточная разработанность ряда вопросов, касающихся применения комплексного подхода в изучении проблемы европоцентризма и возникающего на его основе расизма, обусловили цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексное изучение возникновения и развития европоцентризма с античной эпохи по настоящее время.

Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Исследовать социально-экономические условия античного общества, их изменения, обусловившие теорию «естественного рабства», а так же проследить ее влияние на мировоззрение эллинизированного мира в контексте «эллин-варвар»;

2. Рассмотреть изменения в средневековом обществе, которые привнесла христианская религия в отношение к рабству и варварству и новые условия понимания человеческой свободы, как теоретико-практические предпосылки европоцентризма;

3. Сопоставить reoи этнографические представления в западноевропейском обществе позднего средневековья и Ренессанса;

4. Выявить общественный резонанс великих географических открытий в экономической и политической жизни Западной Европы в период Нового времени;

5. Обозначить социально-исторические, мировоззренческие и ценностно-смысловые основания возникновения европоцентризма в философской антропологии и определить важнейшие концептуальные основания классического европоцентризма XVIII—XIX вв.еков;

6. Показать динамику изменения социокультурной картины мира от позднего средневековья до Ренессанса и далее до Нового времени под влиянием последствий великих географических открытий;

7. Определить важнейшие концептуальные основания классического европоцентризма XVIII—XIX вв.;

8. Выделить главные моменты становления теории ценности европейской расы, решаемые через категорию сущности человекакритически рассмотреть основные теории разноценности рас в контексте европоцентристского направления классической философской антропологии;

9. Показать условия перехода научных расовых концептов в идеологические расистские в европейской культурфилософии начала и середины XX века;

10. Показать влияние расистских концепций на складывающиеся социокультурные практики Европы и России.

Объектом исследования является генезис современнго европоцентризма.

Предмет исследования — основные исторически сложившиеся социально-философские, социологические и культурологические концепции, освещающие социокультурные аспекты эволюции европоцентризма, его генезис от эпохи античного общества до современного постиндустриальногонахождение смысла теории европоцентризма, выраженного в динамике развития от простых форм к сложной самоорганизованной системе.

Методологическая основа исследования. Вопрос европоцентризма и аксиологических основ, на базе которых он развивался, является по своему характеру междисциплинарным и укладывается в предмет изучения целого ряда дисциплин, таких как история, социология, психология, этнография, политология, философская антропология, религиоведение, культурология, теория государства и права и других. Поэтому данная работа основывается на применении общенаучной методологии, в частности системного подхода, методика использования которого заключается в раскрытии необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только исследуемый объект в целом, но и некоторые его компоненты и составляющие.

Решение основной задачи диссертационного исследования кажется невыполнимым без использования метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.

Чрезвычайно существенным, в силу специфичных задач диссертации, явилось сочетание парадигматических и структурно-функциональных подходов.

Парадигматический подход используется автором для рассмотрения специфики европейского этноцентризма и особенностей национального самоопределения в сравнении с общецивилизационной картиной мира.

Использование множества методик прикладного характера разрешило обобщить данные различных областей научного знания, реализовать междисциплинарный подход к исследуемому вопросу.

Диссертационная работа предполагает использование комплексного подхода, включающего аксиологический, семиотический, герменевтический, компаративистский методы. Такой подход опирается на сочетание системного, исторического и текстологического анализа материала.

Научная новизна диссертациионного исследования: 1. Исследованы историко-философские материалы античных авторов (Аристотель, Платон, Цицерон, Геродот, Ксенофонт, Плутарх, Гесиод, Гомер, Эсхил, Фукидид, Гиппократ, Тацит), дающие представление о духовнокультурном состоянии греко-римского общества и его отношения к представителям иных культур.

2. Рассмотрено влияние христианской религии на мировоззрение средневекового западноевропейского общества в контексте столкновения варварской и эллинской культур.

3. Показана динамика изменения социокультурной картины мира от средневековья до Нового времени под влиянием великих географических открытий.

4. Проведен анализ изменения мировоззрения и взгляда на сущность и ценности человека европейской расы на базе классических философских концепций.

5. Определена идеологическая основа и главные механизмы становления европоцентризма.

6. Комплексно рассмотрены, с точки зрения философской антропологии, теории разноценности рас (К. Майнерс, Ж.-Ж. Вирей, У. Ф. Эдварде, А. де Котрефаж, П. Брок, Дж. Аткинс, Э. Лонг, Дж. Бредли, И. Ф. Блюменбах, Ж. Кювье) и возникновение на их основе классических расистских теорий.

7. Определены основные тенденции состояния современного общества, его реакция на факты расизма и культурной дискриминации народов.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Началом естественного этноцентризма, из которого впоследствии и вырастает расизм, считается эпоха античности, когда происходит зарождение и развитие дихотомии «свой-чужой» пока только на интуитивном уровне, а не в концептуальной форме, имеет субъективный характер. Именно в этот период происходит эллино-варварская поляризация, где образцом культуры является лишь греческая культура, античная интерпретация «иного» носит оценочный и, как правило, негативный характер. Такое отношение к человеку приводило к мысли о принципиальном, постоянном и всеобъемлющем неравенстве людей между собой.

2. Христианское вероучение в его эллинизированном и романизированном виде, в котором оно совершило переход в средние века, и было воспринято варварами, само содержало в себе много культурных античных элементов. В христианской своей переделке древняя образованность могла быть изучена варварами. В этом есть часть правды, если учитывать, что присоединение к культурной жизни в средние века у всех варваров возникало в основном с принятия ими христианства. Христианство к образованию, свободе и гражданству добавляет еще и вероисповедание. Именно эти условия являются необходимыми для обоснования превосходства европейской нации над другими народами.

3. Великие географические открытия ознаменовали собой новую историческую эпоху и стали своеобразными «вехами» на пути человечества к его нынешнему состоянию. Их значение в том, что они привели к изменению мировоззрения человека, к изменению представлений о его сущности в целом в религиозных и гуманистических концепциях средневековья и Ренессанса. Эти открытия коснулись всех сторон жизни западноевропейского человека и, прежде всего, социокультурной ситуации в обществе. Они оказали влияние на философскую мысль ХУШ-Х1Х веков и обусловили возникновение европоцентризма в философской антропологии изучаемого периода.

4. Генезис европоцентризма можно проследить, начиная с античности, противопоставлявшей себя Востоку, и этот взгляд был унаследован Европой, которая считала, что является плодом непрерывного развития античностив последующие культурно-исторические эпохи, в частности, на основании философских трудов античности, обосновывается непреходящая ценность и превосходство европейской расы, а антропология становится только сравнительной. На базе расизма утверждается культурная дискриминация в обществе и националистические настроения.

5. Проблема становления европоцентризма четко проявляется в философской антропологии, находит осмысление в трудах западных философов, в которых звучат постоянные негативные оценки восточных обществ и доказательства вековой ущербности Востока и, напротив, обоснования вечного превосходства рационалистического «демократического» Запада. Обосновывается неизбежность и прогрессивность гегемонизма Запада, из истории вытесняется «остальное человечество», не соответствующее установленным меркам. Так расизм становится идеологическим и политическим основанием колониализма.

6. Расизм приобретает политическое и культурное значение, когда пытаются научно обосновать качественное неравенство людей между собой. Расовые теории, пытающиеся объяснить неравноценность человеческих рас и показать, что расовые различия являются важными факторами, определяющими ход исторического развития народов, особенности их культуры и уровень их развития, не несут еще в себе политической направленности. Но они легко превращаются в расистские и нацистские, когда их используют для обоснования социального и политического неравноправия.

7. Расовый и классовый подход пережили каждый свой подъем. Расовый — в национал-социалистической Германии стал официальной доктриной, классовый — силовым путем был введен в советскую гуманитарную науку и сделался в ней господствующим. Классовый подход в России в XX веке существовал в двух формах. Во-первых, как революционная идеология, объясняющая действия революционных движений. Во-вторых, как господствующая в гуманитарной науке доктрина, которая после прихода к власти РСДРП, политическими методами стала единственной, и все другие были вытеснены.

8. Глобалистская направленность развития человечества в XXI веке требует противодействия расистским концепциямэто значит, что расовые теории должны использоваться не для обоснования дискриминации рас, наций и этносов, а в целях облегчения преодоления социальных и политических различий между народами.

Научная и практическая значимость работы. Результаты исследования, а также использованный в нем фактический материал, позволяют углубить теоретические представления о человеческой духовности в рамках культурологи, философской антропологии. Их можно использовать в курсах истории культуры, культурологии, философской антропологии, философии истории.

Апробация работы основных положений диссертационного исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы над диссертацией. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии и истории Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, отдела социальных и гумани тарных наук Северо-Кавказского научного центра Высшей школы, кафедры философии и культурологи ЮФУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях: Монографии.

1. Шубина М. М. Становление европоцентризма и расовых теорий в контексте классической философской антропологии. Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. 155 с.

2. Шубина М. М. Идея варварства как характеристика наций и культур в древнегреческой литературной традиции. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. О. И. Кирикова. -Книга 16.-Воронеж: ВГПУ, 2008.-359 е., с. 158−167.

3. Шубина М. М. Рациональное и иррациональное направление в понимании отечественной культуры, национальных особенностей России в условиях цивилизационных перемен / под ред. Е. Ю. Положенковой [и др.]- Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. — 130 с., с. 71−101.

4. Шубина М. М. Идея варварства как характеристика наций и культур в греко-римской философии. Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010 г. -158 с.

5. Шубина М. М. Теоретические рефлексии и социокультурные практики современного европоцентризма. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2011 г. -406 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации.

6. Шубина М. М. «Римский взгляд» на проблему варварства: рабовладельческие отношения в римском обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки № 2. — Изд-во: Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «ЮФУ». 2010. 170 е., с. 48−51.

7. Шубина М. М. Рассмотрение происхождения и сущности варварства в современной историографии // Гуманитарные и социально-экономические науки № 4. — Изд-во: Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «ЮФУ». 2010. 194 е., с. 99−102.

8. Шубина М. М. Образы эллинов и варваров в трудах древнегреческих философов // Гуманитарные и социальные науки. № 1. 2010 (идентификационный номер 421 000 081/ 0006).

9. Шубина М. М. Исследование образа «варвара-перса» в трудах Геродота в современной историографии // Философия и культура. № 5(29). М., Изд-во: «Нота Бене», май 2010. 120 е., с. 91- 96.

10. Шубина М. М. Исследование античного рабства в трудах Цицерона // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3. Выпуск в серии № 20. — М.: Изд-во МГОУ. 2010. — 144 е., с. 129−134.

11. Шубина М. М. Классовая идеология России в начале XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки № 5. — Изд-во: СевероКавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «ЮФУ». 2010. — 178 е., с. 54−57.

12. Шубина М. М. Изучение происхождения и сущности греческой концепции варварства в современной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. 2011. № 2(8): в 3-х ч. Ч. II. — 214 е., с. 200−203.

13. Шубина М. М. Теория и практика современного расизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. № 1, 2011. -Пятигорск. — 210 е., с. 156−162.

14. Шубина М. М. Исследование проблемы генезиса и развития социальных неравенств в работах западноевропейских ученых // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология ииск усствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. 2011. № 2(8): в 3-х ч. Ч. III. — 214 е., с. 200−208.

15. Шубина М. М. Анализ концепции «восточного деспотизма» в западноевропейской философской мысли Нового времени // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. 2011. № 3(9): в 3-х ч. Ч. III. — 224 е., с. 208−210.

Публикации в других научных изданиях.

16. Шубина М. М., Фомина А. Е. Великие географические открытия и новые взгляды на природу человека в эпоху Ренессанса // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов / редкол. А. П. Германович [и др.]- Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. 110 с., с 21−24.

17. Шубина М. М. Проблема диалога в философии XXI века // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов / редкол. А. П. Германович [и др.]- Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. — 110 е., с. 21.

18. Шубина М. М. Роль философии в построении научных теорий // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. О. И. Кирикова. — Выпуск 12. — Воронеж: ВГПУ, 2007.-273 е., с. 98−104.

19. Шубина М. М. Расизм как феномен современной социокультурной ситуации // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. Всероссийская научно-практическая конференция. — Ростов н/ Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2008. — 306 е., с. 175−178.

20. Шубина М. М. Культура как антропологический // Тезисы докладов XXXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов южного федерального округа (январь-март 2008 г.) г. Краснодар. Ч. 3. Изд-во: КГУФКСТ. — 171 е., с. 106−107.

21. Шубина М. М., Гончаренко Ю. М. Культурологический феномен миропонимания личности в историческом аспекте // Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. научн. трудов / ред. кол. А. П. Германович (и др.) — Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. — Шахты: Издво ЮРГУЭС, 2008. -139 с., с. 14−16.

22. Шубина М. М. Расизм и расиализация в современном обществе // Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. научн. трудов / ред. кол. А. П. Германович (и др.) — Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. -Шахты: Издво ЮРГУЭС, 2008. — 139 е., с. 16−17.

23. Шубина М. М. Взгляды Аристотеля на природу рабства в истории древнегреческого общества // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009)/ Редкол.: В. А. Кузьмищев, O.A. Мазур, Т. Н. Рябченко, A.A. Шатохин: в 9 томах. — Невинномысск: НИЭУП, 2009. — 434 е., с. 430−432.

24. Шубина М. М. Научное исследование расизма // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8−9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2 т./ редкол.: С. И. Ершова [и др.]. — Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2009. — Т. 2. — 344 е., с. 164−166.

25. Шубина М. М. Трактовка рабства в трудах средневековых богословов // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8−9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2 т./ редкол.: С. И. Ершова [и др.]. — Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2009. — Т. 2. — 344 е., с. 166−167.

26. Шубина М. М., Пономарев П. А. Пайдейя как условие формирование человека нового типа в древнегреческом полисе // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: Материалы Всероссийской научной конференции, (г. Шахты, 22−23 апреля 2009 г.) / редкол.: Е. Ю. Положенкова [и др.]. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.-255 е., с. 77−81.

27. Шубина М. М. Аврелий Августин о социально-культурном неравенстве // Христианская культура и образование. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и соискателей 28 мая 2009 г. — пос. Персиановский, ДонГАУ, 2009 — 118 е., с. 68−72.

28. Шубина М. М. «Культурный расизм» современного общества: изменение понимания феномена расы // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2009. № 10 (29): Педагогика, психология, социология и методика их преподаванияв 2-х ч. Ч. 2. — 144 е., с. 142−144.

29. Шубина М. М. Духовно-нравственный образ «варваров» в первых христианских общинах // Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право: Материалы международной научно-практической конференции (22 марта 2010 г.). — В 5 частях. — Ч. 5 / Отв. ред. В. И. Долгий. — Саратов: ООО «Издательство КУБиК», 2010. — 187 е., с. 165−166.

30. Шубина М. М. Зарождение идеологии расизма из культурно-исторической неравноценности народов // Альянс наук: вчений вченому: матер1али V М1жнар. наук.-практ. конф., 18−19 лют. 2010 р.: В 5 т. — Д.: Бша К. О., 2010. с. 42−47.

31. Шубина М. М. Формирование представлений о личности «варвара» через искусство и литературу античного периода // Вопросы гуманитарных наук № 3 (47) — М., 2010. — 92 е., с. 85−88.

32. Шубина М. М. Работы Г. Гюнтера как новый этап формирования расовой мысли // «Российская национальная идентичность в лабиринтах модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы»: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. В. Р. Чагилов.- Невинномысск: НГГТИ, 2010. — 474 е., с. 458−461.

33. Шубина М.М. И. Валлерстайн о сущности и причинах «нового» расизма // Материалы первой международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы современного общества глазами молодежи». — Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. — 502 е., с. 345−347.

34. Шубина М. М. Этническая культура и этническое самосознание в современном обществе // Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. — 100 е., с. 89−91.

35. Шубина М. М. Эволюция расистских концепций // Человек. Культура. Общество: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. — 236 е., с. 224−227.

36. Шубина М. М. Культурный расизм современного общества // Управленческие процессы в современном мире: тенденции и проблемы: материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Ставрополь, 10 декабря 2010 г. / Филиал ГОУ ВПО МГУПИ в г. Ставрополе. — Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. — 224 е., с. 128−129.

Структура и объем диссертации

определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы (библиографии). Общий объем диссертационного исследования составил 370 страниц печатного текста.

Список литературы

включает 355 наименований.

Заключение

.

Этническая культура — это то, что отличает людей от «животного царства» на самых ранних этапах формирования. Этнографические изучения показывают, что с древнейших времен и до наших дней имеются способы культурной идентификации, т. е. деления людей на «своих» и «чужих».

С латыни «идентичный» переводится как «тождественный», а «идентификация» — это нахождение тождества между объектами, процессами и проч. В человеческом сообществе идентификация — это признание совпадения людей не в частностях, а в основном. На ранних этапах развития то основное, что сплачивает людей в коллектив, обладает очевидно проявленными, видимыми чертами. На стадии дикости люди проживали объединенными кровнородственными коллективами. И дикарь отличал «своего» от «чужого» главным образом по внешним данным. Но уже у диких народов еще и культура дифференцирует этносы. Ведь «своих» от «чужих» в этом случае отличает не только цвет кожи, но и ее раскраска, не только характер волос, но и прическа, а также бытовые и культовые предметы, язык и поведение человека. Но человек, в разницу от животного мира, способен на самоидентификацию. И случается это на этапе варварства, когда в культуре содержится сложная система церемоний и мифов, где люди, идентифицируя себя с животными и природой, повествуют об основах собственного рода.

Нынешняя культура использует логику этнических отличий часто только как символическую систему, как маску или прикрытие экономических и политических процессов. В настоящее время отыскать какую-нибудь большую однородную этническую структуру неимоверно трудно. Современное человечество теперь не знает природных рубежей, прежде деливших народы и племена. В наши дни граница государства служит большей преградой, чем моря и горы.

Хотя этническое самосознание все же определено генетическими характеристиками, в наше время этническое и национальное самосознание не совпадут. В нынешних нациях есть масса людей различного этнического происхождения — «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи» и т. д.

Современная этнология считает, что единственно точной меркой этнической общности будет национальное самосознание или внутригрупповая идентификация. Члены этнической общности осмысливают собственную идентичность, установленную тождественность, «одинаковость» всех членов народа и в этот же момент отличают себя от прочих этнических групп. Вырабатывание национально-этнического самосознания совершается по схеме «мы и они». Здесь создается предпочтительная, завышенная оценка собственного этнического коллектива и недооценка прочих этнических групп.

Основной составляющей национально-этнического самосознания является постижение единства исторической судьбы. Этническое самосознание содержит в себе и мнения об этнической родине, этнических территориях, этнической культуре и психологическом складе своего народа, о значении своего этноса в судьбе человечества или его некоторой части.

В соответствии с современными психологическими теориями, любому человеку в разной степени свойственна потребность отношения к группе. Для большего числа людей в изменчивых условиях переходного общества отношение к семье или этносу делается наиболее подходящим способом снова почувствовать себя частью какого-либо целого, отыскать психологическую помощь в традиции. Отсюда — увеличенный интерес к этнической идентификации, надобность консолидации этнической общности, стремления формирования объединяющего национального идеала, «охранение» и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории от других.

Человек идентифицирует себя не только по этническим признакам, вследствие этого этничность в некоторых случаях находится в глубине личностной мотивации. На значительность этнической принадлежности воздействуют не только объективная общественная действительность («переходность» общества, этнические противостояния, миграции и т. п.), но и некоторые субъективные факторы, например, степень образованности человека. Этническое сознание коллектива и человека не актуализировано в обстановке наличия устойчивых этнических отношений или в моноэтническом окружении. Фактором, повышающим вероятность этнических недоразумений и, соответствующе, увеличивающим роль этнической идентификации, служат миграции. Чувство этничности, как правило, больше у недоминирующих общностей. В таком контексте, в советский и даже в постсоветский период самосознание русского народонаселения на территории России не было существенным фактором повседневной жизни человека.

Крайне значимым является следующий факт: чувство этнического единства зарождается не только спонтанно, но и создается целенаправленно. Вера в присутствие некоторых естественных отношений между членами этнической общности имеет большее значение, чем действительное существование этих отношений. В эпизоде с русским этносом национальная идентичность применяется как инструмент для политической «мобилизации» самыми различными силами. По существу, национальная идентификация делается последствием «национальной агитации», когда интеллектуалы не ограничиваются теоретиями, а стараются энергично воспитывать национальное самосознание.

На современном этапе этнология выделяет три главных фазы национальной идентификации:

1. Фаза этнодифференциации: совершается осмысление особенностей своей общности, разницы «мы» от «они». Это установление самоназвания, мифологизации прошлого, территории общности, языка, культуры, религии. Явным признаком бытия этнической общности служит этноним. Формирование этнонима говорит о сознательном выделении этнической группы из прочих. Этническая идентификация допустима только при присутствии этнонима, так как человек не в силах идентифицировать себя с общностью, если она сама не обособилась из ряда других общностей.

2. Фаза выработки автои гетеростереотипов: формируются мнения о национальном характере, психологическом складе, темпераменте характерного представителя общности. Этнодифференциация ведет как к осмыслению психологических особенностей своего этноса, так и особенностей других этнических общностей. Говорится о непреднамеренной и зачастую не осмысливаемой представителем общности психологической установке при восприятии себя и других. Эта фаза этнической идентификации соединена с развитием сравнительно стабильных суждений и оценок, характерных для этнической группы стилей поведения, коммуникации.

Стереотипизация образа «другого» — это главнейшая составляющая национальной психологии. Национальная психология действует в облике эмоциональных состояний, умонастроений, повседневных воззрений, мифов и др., которые отображают национально-этнические процессы в обществе. В национальной психологии проявляется оценочный характер. Этнический стереотип отмечает какие-нибудь действительно имеющиеся черты и качества этносов, но иногда абсолютизирует, упрощает и огрубляет их.

3. Фаза формулирования национального идеала: это некий синтез двух предыдущих фаз, так как содержит в себе не просто оценку своего этноса, но и мнение о его социально-исторических целях, назначении, о доминирующих ценностных ориентациях, характерных для этой общности. Идеал — модель будущего, при выстраивании которого непременная оппозиция должного и сущего интерпретируется в пользу должного. С точки зрения должного понимается будущее этноса.

В современных антропологических изысканиях понятие «транснационализм» завладело крепкими позициями в изображениях мировых направлений развития. Но тенденции глобализации совсем не обозначают кризиса национальности. Национальные и этнические вопросы являются самыми острыми и актуальными в современном мире. Это явление служит реакцией на тенденции увеличивающейся унификации духовной и материальной культуры в обстановке глобализации. В итоге, на сегодняшний день человечество встретилось с проблемой актуализации различий — не только национальных, но и культурных, тендерных, расовых, религиозных. Следовательно, для современного мира особенную важность завоевала проблема соединения универсальных принципов и ценностей с позитивным (а не просто нейтральным) отношением к этническим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. О граде Божием. — М., 2000.
  2. Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI XVII вв. — Л.: Наука, 1990.
  3. Аристотель. Политика.//Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1983. Т.4.
  4. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1975−1984.
  5. Аристотель. Риторика. // Античная риторика. М., 1976.
  6. Варрон Теренций. О сельском хозяйстве. М.-Л., 1964.
  7. Л. Политическая антропология. СПб, 1905.
  8. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. -М., 1981.
  9. Гегель. Философия религии. М., 1977. Т.2.
  10. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1978. Т.З.
  11. Гегель. Соч. М., 1982. Т.4, 8, 9.
  12. И.Г. Идеи к философии человечества. М., 1977.
  13. И.Г. Идеи к истории философии человечества. М., 1977.
  14. Геродот. История. / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972.
  15. А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. Т. 12. М., 1957.
  16. Гиппократ. Избранные книги / Пер. на рус. яз. В. И. Руднева. М., 1994.
  17. А. Моя Борьба. Харьков, 2003.
  18. .А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001.
  19. . Карманный оракул. М., 1984.
  20. . Критикон. М., 1984.
  21. Г. Нордическая раса. // Избранные работы по расологии. М., 2002.
  22. Г. Краткая расология Европы. // Избранные работы по расологии. М., 2002.
  23. Г. Народ и государство в их отношении к наследственному отбору. // Избранные работы по расологии. М., 2005.
  24. Д. Собр. соч. В 10-ти т. М.-Л., 1939. Т.7.
  25. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1977.
  26. Из офицерских писем. // Красный архив. 1932. № 50−51.
  27. И. Трактаты и письма. М., 1980.
  28. И. Сочинения. М., 1966. Т.6.
  29. И. Собр. соч. М., 1964. Т.1.
  30. И. Антропология с прагматической точки зрения. // Кант И. Собр. соч. В 8 т. М., 1987.
  31. Ксенофонт. Анабасис. // пер. Максимова. Ксенофонт и его «Анабасис». М., 1987.
  32. Г. Психология толп.// Психология толп (антология). М., 1999.
  33. Г. Психология социализма. СПб., 1995.
  34. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 31. М., 1962.
  35. Ливий Тит. История Рима от основания города. Т. 1−3. / Пер.
  36. М.Л. М., 1989−1994.
  37. Лисий. Речи / Пер., ст. и комм. С. И. Соболевского. М., Л., 1933.
  38. Н. Избранные сочинения. М., 1982.
  39. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20 21, 28. — М., 1964.
  40. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1955.
  41. Марцелин Аммиан. Деяния. Кн. XVII. 12.
  42. М. О каннибалах. // Монтень М. Опыты. М., 1998.
  43. М. Об искусстве жить достойно.// Монтень М. Опыты М., 1998.
  44. М. Опыты. Кн. 1,2.- М., 1979.
  45. Ф. Так говорил Заратустра. СПб. 1911.
  46. Ф. Посмертные афоризмы. Собр. соч. М., 1977. Т. 9.
  47. Ф. Воля к власти. М., 1994.
  48. Ф. К генеалогии морали. М., 1977.
  49. Ф. Человеческое, слишком человеческое.//Ницше Ф. Полное собр. соч. М., 1911.
  50. Ф. Полное собр. соч. М., 1983.51. Паскаль. Мысли. М., 1978.
  51. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году: Документы и материалы. Л., 1991.
  52. Плавт Тит Макций. Комедии. Т. 1−3. М., 1997.
  53. Платон. Политик. Соч. в 3-х т. Т. 3. / Пер. Шейман-Топшейн С.Я. М., 1972.
  54. Платон. Диалоги. -М., 1986.
  55. Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы. М., 1961.
  56. Святитель Мелитон, епископ Сардийский. Творения. М., 1999.
  57. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Пер. Ошерова С. А. М., 1977.
  58. Сенека. О благодеяниях. / Пер. Ошерова С. А. М., 1977.
  59. Сенека. О счастливой жизни. / Пер. Ошерова С. А. М., 1977.
  60. Тацит Корнелий. Сочинения. Т. 1−2. М., 1993.
  61. А. Постижение истории. М., 1997.
  62. Трезенская надпись с декретом Фемистокла // ВДИ. 1963. № 4, с. 3552.
  63. Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей. // Февр Л. Бои за историю.-М., 1991.
  64. М. Время и бытие: статьи и выступления./Пер. с нем. В. В. Бибихина. М., 1993.
  65. Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.:Мысль, 1999.
  66. Х.С. Арийское миросозерцание. М., 1913.
  67. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993.
  68. Элиан. Пестрые рассказы. Кн. 2. М., 1989.
  69. Ф. Положение рабочего класса в Англии. // Маркс К., Энгельс
  70. Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1955.
  71. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 19. -М., 1961.
  72. К. Ницше. Введение в нонимание его философствования. -СПб, 2003.
  73. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. / Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977.
  74. И.А. Европоцентризм и проблема самобытности русской культуры. Санкт-Петербург, 2001.
  75. В.Б. Биологическая основа нордического мировоззрения. М., 2002.
  76. В.Б. Белокурая раса: Историография и антропология. М., 2003.
  77. Т. Лекции по истории. М., 1995.
  78. Акимов Н. XVII в. в диалоге эпох и культур. Вып. 8. СПб, 2000.
  79. В.П. Историческая антропология. М., 1979.
  80. Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье (Основные методологические и теоретические аспекты проблемы межэтнических контактов) // ВДИ. 1996. № 1. С. 3.
  81. Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. с. 252.
  82. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2002.
  83. Античная цивилизация и варвары / отв. ред. Л.П. Маринович- Ин-т всеобщ, истории РАН. М.: Наука, 2006.
  84. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. 4.2. М., 1969.
  85. Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2.
  86. В.Ф. История античной философии. М., 1965.
  87. Ю.Н. Понятие цивилизации во французской историографии.//Цивилизация и исторический процесс. М., 1983.
  88. В.У. О природе философского знания. М., 1978.
  89. Р.К., Маркин В. А. Сто великих географических открытий. М., 2001.
  90. В.В. Культура мусульманства. М., 1998.
  91. А. Американский геноцид. 4.1. Эпоха Колумба. М., 2001.
  92. А.А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1999.
  93. Э. Общая лингвистика. М., 1974.
  94. А. Против расизма. М. 1992.
  95. Н.А. Философия неравенства. Париж, 1990.
  96. Л.М. Элементы средневековой культуры. М., 1989.
  97. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV1. XVIII вв. М., 1991.
  98. М. Проблема человека. М., 1992.
  99. В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.
  100. Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
  101. М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1991.
  102. И. Альбатрос расизма: социальная наука, Иорг Хайдеггер и сопротивление. // Социологические исследования, 2001. № 10.
  103. А. История рабства в античном мире. М., 1941.
  104. JI.C. Культуры, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  105. А.И. Российская нация. М., 1996.
  106. В. История новой философии. В 2-х т. М., 2000. Т.1.
  107. В. От Возрождения до Канта. // История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1902. Т.1.
  108. Всемирная история. В 24-х т. Т.1. Начало колониальных империй. Минск, 1996.
  109. В. Введение в философию. СПб, 1903.
  110. К.С. Введение в геополитику. М., 1998.
  111. В. Феномен демографической глобализации. М., 2001.
  112. Э. Чудеса жизни. СПб, 1908.
  113. Э. Нации и национализм.//Вопросы философии. 1989. № 7.
  114. М.О. Вехи. М., 1909.
  115. JI.M. Трезенская надпись с декрета Фемистокла. // Вестник древней истории. 1987.
  116. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000.
  117. И.М. Тацит. M.-JL, 1936.
  118. .Т. Философская антропология. М., 1982.
  119. A.A. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002.
  120. П. Ананербе: оккультная война Третьего Рейха. -М., 2001.
  121. Н.Л. От Руси до России. М., 2001.
  122. М.В. Как открывали мир. М., 1977.
  123. А.Я. Историческая наука и историческая антропология. // Вопросы философии. 1998. № 6.
  124. А.Я. Историческая наука и историческая антропология. /7 Вопросы философии. 1996. № 7.
  125. А.Я. Социальная история и историческая наука.//Вопросы философии. 1991. № 4.
  126. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 2001.
  127. С.П. Философская антропология. М., 2001.
  128. С.П. Философия человека. М., 1993.
  129. Д.С. Магия и алхимия эпохи Возрождения. М., 1986.
  130. М.М. «Национализм» в античности (Об отношении греков к варварам) //Антиковедение на рубеже тысячелетий: тез. докл. на конф. Российской ассоциации антиковедов. М., 2000. с. 33.
  131. А.Т. Гегель. М., 1972.
  132. Дело народа. 1917. 30 марта.
  133. И. Пайдейя. Софистика. Прагматизм. // Прогнозис. 1 июля 2005.
  134. Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.
  135. М.В. Некоторые аспекты изучения истории цивилизаций в современной французской историографии./УЦивилизации. М., 1994. Вып.2.
  136. А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.
  137. А.И. Политика и Политии Аристотеля. M.-JL, 1965.
  138. Г. В. Культурология. М. 2003.
  139. Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. -М, 2003.
  140. Г. В. Античная культура и мировая цивилизация. Ростов-н/Д., 1991.
  141. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972. т.1.
  142. В.Н. Лебон и Тард: два взгляда на развитие общества.// Психология толп (антология). М., 1999.
  143. К., Мур У. Некоторые принципы стратификации. // Социальная стратификация / Отв. ред. Белановский С. А. Вып. 1. М., 1992.
  144. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.145. Единство. 1917. 17 мая.
  145. Единство. 1917. 3, 31 марта.
  146. Н.М. К вопросу об источниках рабства в Риме в I в. до н.э. (по данным Цицерона) // Античный мир и археология. Вып. 4. Саратов, 1979.
  147. .С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 2001.
  148. .С. Феномен «восточного деспотизма» как явление «нового мышления». М., 1988.
  149. С.А. Творчество Фукидида. М., 1989.151. Звезда. 1917. 16 июля.
  150. О.М. Города в царстве Селевкидов в свете новой теосской надписи. // Вестник древней истории. 1978.
  151. Л.В. Политические ценности средневековья: О соотношении земного и небесного отечества у Августина и Аквината. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политологтя. 2004. № 1(5).
  152. A.A. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии. // ЭО. 1996. № 1.
  153. А. И. Кем были «скифские» лучники на аттических вазах эпохи архаики? // ВДИ. 2002. № 3. с. 51.
  154. Избранные работы академика М. И. Ростовцева.// Петербургский археологический вестник. СПб., 1993. № 5.
  155. Из истории первых веков христианства. СПб, 1908.
  156. Э.В. Вершина, конец и новая жизнь диалектики (Гегель и конец старой философии)// Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  157. М.В. Слова и смыслы. Опыт описания политических понятий. М., 1997.
  158. В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990. с. 60.
  159. История Древнего Рима. / Под ред. Бокщанина А. Г., Кузищина В. И. -М.: Высшая школа, 1971.
  160. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под общ. Ред. Нерсесянца B.C. М.: НОРМА, 2001.
  161. . Расизм критика и клиника. // Зеркало недели. № 29(658) август 2007.
  162. М., Руссов Р. Сверхчеловек говорит по-русски. М.: АСТ-Астрель. 2006.
  163. А. Современные варвары и неоязычники варварство и язычество: верна ли конъюкция? — М., 2000.
  164. Кара-Мурза С. Г. Европоцентризм: эдипов комплекс интеллигенции. М., 1999.
  165. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  166. Кара-Мурза С. Г. Русские против расизма. // Война и мир. 2001.
  167. A.M. Философия истории Гегеля. М., 1988.
  168. A.C., Новикова Е. С. Культурология. СПб: Питер, 2004.
  169. С.П. История средних веков. М., 1998. Т.1.
  170. Л.П. Культура средних веков. М., 1998. С. 97.
  171. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
  172. Ф.Х. Философия и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. -М., 1963.
  173. М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982.
  174. Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981.
  175. .И. О некоторых спорных вопросах статьи С.Л. Утченко и Е. М. Штаерман. // ВДИ. № 3. 1961.
  176. О. Каста, класс и раса. М., 1989.179. Копейка. 1917. 4 марта.
  177. A.B. Античное гражданское общество. М., 1987.
  178. Н. Свобода и несвобода в глобальном миропорядке. / Международные процессы. Т. 6. № 1(16). Январь-апрель 2008.
  179. С.Э. Социальная философия. М., 1998.
  180. Культурология XX в. Энциклопедия. М., 2000.
  181. В.И. Рец. на кн.: Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. // ВДИ. 1965. № 3.
  182. И. Теозоология. Вена, 1904.
  183. Леви-Стросс К. Раса и история. М., 1952.
  184. Левяш И.Я. XX век: глобальный конфликт цивилизации икультуры.//Человек, общество, мир. Вып. 1. Мн. 1995.
  185. М. Раса и цивилизация. — Сб. «Расовая проблема и общество». М., 1957.
  186. Лем С. Модель культуры. Пермь, 1995.
  187. А.П. Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби. М., 2005.
  188. А.Ф. История античной эстетики. Т. 5. кн. 2. М., 1996.
  189. А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения Платоновской школы // Платон. Диалоги. М., 1986.
  190. С.Я. Геродот. М.-Л., 1935.
  191. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество. // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. / Под ред. Григорьева С. И., Коэнен-Хуттера. М.: РУСАКИ, 1999.
  192. М. Истоки капитализма. М., 1991.
  193. И.П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. М., 1982. Т.2.
  194. М.И. Ксенофонт и его «Анабасис». М., 2003.
  195. B.C. Скромное обаяние расизма. // Знамя. 2000. № 6.
  196. В. Легенды ведут к открытиям. М., 1982.
  197. .В. Антропология и генеалогия истории.
  198. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М., 1986.
  199. А. Расизм перед судом христианства.//Журнал Московской патриархии. 1962. № 3.
  200. Т.А. На пути к формированию европоцентричной модели международных отношений.//Социально-гуманитарное знание. 2000. № 2.
  201. A.B. Судьба классического наследия на рубеже XIX—XX вв..//Михайлов A.B. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000.
  202. Мифология древнего мира. М., 2002.
  203. С.Э. Христофор Колумб мореплаватель. М., 1958.
  204. С. Век толп. Исторический трактат по социологии масс. М., 1998.
  205. Л.Е. Философская антропология. М., 2003.
  206. В.А. Пространство, время, история человека и общества: историческая география в системе исторических наук.
  207. В.Н. Национальная идея. // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990.
  208. X. Европа как политическая идея.//Мюнклер X. Империя -нация Европа. 1996.
  209. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.
  210. В.М. Цивилизация как проблема философии истории. М., 1997.
  211. И.М. Философия киников. М., 1982.
  212. О. Точные науки в древности. М., 1968.
  213. Е.В. Оратор Андокид и процессы по обвинению в нечестии в Афинах на рубеже V—IV вв.. до н.э. // Вестник СПБГУ, сер. 2, 1996. вып. 3(16).
  214. В.О. Эллинистический шовинизм в архаическую и классическую эпохи: возникновение и развитие // Труды кафедры древних языков (Труды ист. фак-та МГУ). М.: СПб., 2000. с. 46−47.
  215. И.Б. Римское право. М., 1996.
  216. Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М., 2001.
  217. Т.И. Краткий очерк истории философии. М., 1969.
  218. Ю.В. Цивилизационное развитие человечества как целостный процесс.//Философия и общество. 1998. № 3.
  219. А.И. Полибий о рабстве в III—II вв.. до н.э. Война как источник рабства. // ВДИ. № 3. 1963.
  220. К.В. История Древней Греции. Санкт-Петербург, 1999.
  221. И.В. Боссюэт и его проповеди. СПб, 1988.
  222. В.Н. Рим от Цезаря до Августа: очерки социально-политической истории. Саратов, 1987.
  223. И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956.
  224. И.С., Новицкий И. Б. Римское частное право. М., 2001.
  225. А. Путешествие Магеллана. М., 1950.
  226. К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.
  227. Г. Б., Маркова А. Н. Всемирная история. М., 2001.
  228. К. Открытое общество и его враги. М., 2000.
  229. A.B. Взгляды на расовые различия (Ж. Гобино, J1. Вольтман, Г. Гюнтер). // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2004. № 1.
  230. В.Г. Философия Гегеля. Абсолютное в человеке. Санкт-Петербург, 2000.
  231. A.A. Культурология. М., 2001.
  232. A.A. Ф.Ницше. М., 1992.
  233. А.Б. Второй Манифест коммунистической партии. -Новосибирск, 1991.
  234. В. Психология масс и фашизм. М., 2004.
  235. . История западной философии. Санкт-Петербург, 1997.
  236. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Санкт-Петербург, 1996. Т.З.
  237. Революционное движение в России после свержения самодержавия. -М., 1957.
  238. Революционное движение в России в августе 1917 года. М., 1959.
  239. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
  240. Римское частное право: Курс лекций. / Хутыз М. Х. М.: Былина, 1994.
  241. П. Дж. Афинский театр в политическом контексте. // ВДИ. 2004.№ 2.
  242. И.Д. Расизм и Древняя Греция. // Вопросы истории, естествознания и техники. № 2. 1995.
  243. Дж. Теория справедливости. // Вопросы философии. 1994. № 10.
  244. Э.В. Проблемы древней истории в творчестве К. Таллина. М., 2000.
  245. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000.
  246. И.С. Раннее христианство: страницы истории. От общины к церкви. М.: Политиздат, 1997.
  247. Е.М. Философия истории. Санкт-Петербург, 2002.
  248. А.И. Татиан. М., 1994.
  249. Н.Г. Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива. // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. 1998.
  250. Г., Гилье Н. Истории философии. М., 2000.
  251. М.В. Скифия глазами эллинов. СПб., 1998.
  252. А. Русская интеллигенция и национальный вопрос. // Арсеньев К. И др. Интеллигенция в России. СПб., 1910.
  253. М.М. К проблеме античного рабства. // ВДИ. № 4. 1961.
  254. С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
  255. С. Расизм, расиализм и социальные науки в России. -М., 2002.
  256. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  257. Социальная философия / Под ред. Гобозова И. А. М.: Издатель Савин С. А., 2003.
  258. И.А. Персы и эллины в «Анабасисе» Ксенофонта. // AMA. Вып. 11. Саратов, 2002. С. 13−15.
  259. Т.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984, 1988. 4.2.
  260. Д. Американский Холокост. М., 1998.
  261. Р., Вейгалл Д. Концепции свободы. М., 2001.
  262. Г. А. Страбон и его «География». // Страбон. География. В 17-ти кн. М., 1965.
  263. П.В. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990.
  264. Jl. Римский стык. // Новый мир. 2000. № 11.
  265. Тагиефф П.-А. Цвет и кровь: Французские теории расизма. М., 2009.
  266. А., Шавшукова Т. и др. Левые в России: от умеренных до экстремистов. М., 1997.
  267. Ц. Структурализм: «за» и «против». Сб., М., 1975.
  268. С.А. Биологические течения в этнографии. М., 1982.
  269. Р. Неизвестная история человечества. М., 1994.
  270. Н.С. «Русская проблема» (1922) // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  271. С.Л., Штаерман Е. М. О некоторых вопросах истории рабства. // ВДИ. № 4. 1960.
  272. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, М., 1994.
  273. Г. П. Судьба империи.// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  274. A.B. «Национальная идея» и «национальная идентичность» в произведениях Гюстава Лебона.//Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Сборник научных трудов. Воронеж, 2002.
  275. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.
  276. А. Пробуждение. Киев, 1923.
  277. Э.Д. Парадоксы истории парадоксы античности. — СПб, 2004.
  278. Э.Д. Скифы в Афинах. // ВДИ. 1988. № 1.
  279. Э.Д. Развитие противоположности эллинов и варваров в архаическую эпоху // X авторско-читательская конференция «Вестника древней истории» АН СССР: тез. докл. М., 1987. с. 81.
  280. Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.
  281. Э.Д. Проблема традиционных оппозиций в греческой социальной терминологии // Социальные структуры и социальная психология античного мира: докл. конф. Российской Ассоциации антиковедов. М., 1993. с. 24.
  282. Г. В. О народах неисторических. М., 1990.
  283. Ф.А. Дорога к рабству. // Фридман и Хайек о свободе. Репринт, изд-ие. Минск: «Полифакт-референдум», 1990.
  284. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. / Пер. с англ. М.: Изд-во «Новости», 1992.
  285. В. В плену иллюзий. М., 1968.
  286. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя. / Сост. Черкасова Е. А. М.: Просвещение, 1991.
  287. А.Н. Начало философии. М., 1982.
  288. С. Крест и дубинка: союз невозможен.//Независимая газета.1992, 24 апреля.
  289. И.В. Отношения «человек-природа» от античности до наших дней.//Философия и общество. 1999. № 3.
  290. З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. -М., 1986.
  291. З.М. Римское частное право. М., 2000.
  292. А.И. Мировая художественная культура. М., 2001.
  293. А.И. По дороге к марксизму. М., 1924.
  294. В.В. Основы социальной антропологии. Санкт-Петербург, 1997.
  295. В.Ф. Великий Октябрь и пролетарская мораль. М., 1976.
  296. И.А. Долговое рабство. // Рабство на периферии античного мира.-Л., 1968.
  297. И. А. Воззрение древних греков на порабощение эллинов // Рабство на периферии античного мира. Л., 1968.
  298. Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
  299. Н. Мир из знания./Пер. с нем. А. Н. Малинкина.//Социологический журнал. 2002. № 2.
  300. М.М. Образы эллинов и варваров в трудах древнегреческих философов // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1.
  301. Экономическое положение в России накануне Великой Октябрьской революции. М., 1957.
  302. Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли./ Пер. с нем. A.B. Михайловского. СПб.: Наука, 2000.)316. Янон А. Соч. М, 1982.
  303. К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2003.
  304. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on Origins of Nationalism. London, 1983.
  305. Benton M. Objektive Interest and the Sociology of Power. // Sociology. 1981. № 2.
  306. Jager W. Paideia. Bd I. В., 1933.
  307. Jenkins R. Social identite. L.: Routledge, 1996.
  308. Goldberg D. The Semanticsof Rase // Ethnic and Racial Studies. 1992.
  309. Hubertus F. Jahn. «For Tsar and Fatherland? Russian Popular Culture and the First World War» in Stephen P. Frank and Mark D. Steinberg. Cultures in Flux. Princeton, 1994.
  310. Dajer R. White / Screen. Vol. 1. 29. 1988. № 4.
  311. Darendorf R. The Nature and Types of Social Inequality // Social Inequality. Ed. By A. Beteilee. Penquin Books, 1972.
  312. Kolonitskii Boris I. Antibourgeois Propaganda and Anti-«Burzhwi» Consciousness in 1917. Russian Revien, 1994.
  313. Koselleck R. Futures Past.
  314. Marshall Т.Н. Class, Citizenship and Social Development. N.Y.: Doubleday, 1953.
  315. Pipes R. The Russian Revolution. New-York, 1990.
  316. Weiler I. Greek and Non-Greek World in the Archaic Period // GRBS. 1968. Vol. 9. P. 21−29.
  317. Weil R. Aristote et I’histoire. Essai sur la «Politique». P., 1960. P. 211 228.
  318. Tim McDaniel. Autocracy, Capitalism and Revolution in Russia. Berkley, 1988.
  319. Zelnik R. ed. And trans. A Radical Worker in Tsarist Russia. The Autobiography of Semen Ivanovich Kanatchikov. Stanford, 1986.
  320. Schwabl H. Das Bild der Fremden Welt bei den fruhen Griechen // Grecs et barbares. Fondation Hardt pour Г etudes de I’Antiquite classique. Entretiens. Geneve. 1962. Т. VIII. S. 1 ss.
  321. Sneil B. Homer und die Entstehung des geschichtlichen Bewusstseins bei den Grichen // Varia variorum: Festschrift fur K. Reinhardt. Munster, 1952. S.
  322. Schmoller G. Das wesen der Arbeitsteilung und die soziabe Klassenbeildung // Jahrbuch fur Gesetzgebung, Verwaltung, und Volkswirtschaft. Vol. 14. 1890.
Заполнить форму текущей работой