Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства
Противоречие между потребностями педагогической практики в эффективной организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства с целью перевода его на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога и детей и современным состоянием педагогической теории, не готовой на данный момент обеспечить решение этой задачи, определило проблему исследования: каковы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства
- 1. Эстетическое (художественное) восприятие в психологопедагогических исследованиях
- 2. Взаимодействие педагога и ребенка в педагогическом процессе и художественной деятельности
- Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства
- 1. Критерии и показатели уровня сформированности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Методика и процедуры измерения
- 2. Экспериментальное изучение условий эффективного взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства
Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современных социальных условиях пересмотра базовых ценностей происходят существенные изменения в системе человек — человек. Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребенка.
Среди прочих факторов на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми оказывает влияние изобразительное искусство.
В настоящее время актуальной становится точка зрения М. М. Бахтина на искусство: ценность искусства не в отражении бытия, не в его познании, а в эстетическом преображении мира в новой форме.
Современной эстетической теорией разработаны вопросы, позволяющие рассматривать искусство как средство общения людей (М.М.Бахтин, Р.
М.С.Каган, А. А. Леонтьев, М. В. Потапова, Р. Анхейм и др.) В русле этого направления восприятие изобразительного искусства рассматривается с позиции субъект-субъектных отношений художника и зрителя. В процессе общения между художником и зрителем осуществляется обмен эстетическими ценностями, на основе которого в сознании зрителя рождается «личностный смысл» искусства (А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев).
Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми.
В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Именно в старшем дошкольном возрасте, когда сознание ребенка целостно, в этот благоприятный для приобщения к изобразительному искусству период (JI.C. Выготский, Н. И. Киященко, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) у ребенка закладываются основы эмоционально-ценностного отношения к себе, к миру людей, к природе.
Психолого-педагогические аспекты гуманизации педагогического процесса, разработка личностно ориентированной модели взаимодействия субъектов образовательного процесса исследовались рядом авторов: социально-психологический и психологический аспект отражен в работах Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. А. Петровского, А. У. Хараша и др., педагогический аспект был предметом исследования Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреева, Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, Х. Й. Лийметса, Л. Ф. Спирина, Н. Е. Щурковой и др.
Недостаточная изученность вопроса о взаимодействии педагога и детей (ребенка), связанная с отсутствием механизма реализации личностного подхода в восприятии изобразительного искусства детьми, не создает условий для их эффективного эстетического развития.
Противоречие между потребностями педагогической практики в эффективной организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства с целью перевода его на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога и детей и современным состоянием педагогической теории, не готовой на данный момент обеспечить решение этой задачи, определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства, обеспечивающие эстетическое развитие ребенка.
Цель исследования: выявить условия взаимодействия педагога и детей, обеспечивающие эстетическое развитие ребенка в процессе восприятия изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на формирование эстетического восприятия изобразительного искусства.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Взаимодействие педагога и детей обеспечивает эффективное развитие эстетического восприятия произведений изобразительного искусства при условии реализации этого взаимодействия в форме диалогического общения партнеров — педагога и детей — с квазисубъектом — художником.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности и выявить сущность эстетического восприятия искусства.
2. Охарактеризовать формы взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе и обосновать диалогическую модель его реализации.
3. Разработать и апробировать в педагогическом эксперименте модель диалогического взаимодействия педагога и детей, обосновать ее эффективность как условия формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.
Методологической базой исследования являются известные научные положения о развитии и социализации личности, их детерминированности содержанием и характером взаимодействия с окружающим миром.
Исходные теоретические позиции базируются на:
— теориях социализации, понимаемой как включенность человека в систему общественных отношений (И.С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др-);
— концепциях социального взаимодействия (Л.В. Байбородова, А.А. Бо-далев, Х. Й. Лийметс, М. С. Каган, А. У. Хараш и др.);
— личностно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса (В.И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова и др.);
— концепции знаково-орудийной опосредованности психических функций (Л.С. Выготский, Е. Е. Сапогова и др.);
— концепции художественного диалога (М.М. Бахтин, М. С. Каган, А. А. Леонтьев и др.);
— концепции эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, Н. И. Киященко и ДР-).
Методы исследования определялись целью и задачами исследования. Методы теоретического уровня: анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованиямоделирование, аналогия.
Комплекс эмпирических методов составили: экспертные оценки, диагностические (методика определения уровня эстетического развития ребенка), экспериментальные (формирующий эксперимент, включающий разработку занятий, обеспечивающих процесс художественного общения педагога и ребенка с квазисубъектом — художником), педагогическое моделирование.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Ярославля (детских садах № 26, 88, 180, 247) в четырех группах детей старшего дошкольного возраста: двух экспериментальных и двух контрольных. В общей сложности в исследовании приняло участие 75 детей в возрасте 5−7 лет.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1993 — 1994 гг.) проводилось накопление эмпирического материала, изучение передового педагогического опыта, анализ соискателем собственного педагогического опыта, определение методологических и методических подходов к проблеме исследования. На втором этапе (1995 — 1998 гг.) проводился анализ научно-методической литературы, формулирование гипотезы исследования, разработка, организация и осуществление опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой гипотезы. На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) было проведено теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации, подготовка научно-теоретических рекомендаций по внедрению в практику результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы на основе соблюдения исходных теоретико-методологических подходов, организацией опытно-экспериментальной работы в строгом соответствии с задачами и условиями осуществления исследования, объективной качественной и количественной обработкой полученных данных, а также подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в исследуемом свойстве испытуемых.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— дана характеристика взаимодействия педагога и детей, адекватная целям эстетического развития в педагогическом процессе;
— выявлен художественный диалог как условие, обеспечивающее эффективность формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанной модели художественного диалога в педагогическом процессе обоснована эффективность диалогического взаимодействия педагога и детей, разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности эстетического восприятия у детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны подходы к организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства, в которых реализуется системный механизм взаимодействия субъектов художественного общения.
Апробирована методика диагностики сформированности эстетического восприятия изобразительного искусства у детей.
Данные подходы могут быть реализованы в различных педагогических системах (дошкольные образовательные учреждения, школы, внешкольные учреждения). На основе выводов и рекомендаций по результатам исследования внедрен спецкурс для студентов дошкольного отделения педагогического вуза.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Взаимодействие педагога и детей, направленное на эффективное формирование эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, обеспечивается функционированием системного механизма диалогического общения искусством.
2. Структурная модель художественного диалога в педагогической системе представлена:
— личностной включенностью в диалог участников общения;
— овладением средствами общения;
— развитием форм «общения искусством».
3. Условием эффективного взаимодействия педагога и детей в формировании эстетического восприятия изобразительного искусства является соблюдение принципа партнерства, основу реализации которого составляют:
— встречная активность партнеров во взаимодействии;
— успешность решения учебных задач;
— ценностное восприятие партнерами друг друга.
Внедрение и апробация результатов исследования. Теоретические положения, выводы, рекомендации изложены, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях по проблеме эстетического воспитания в Ярославском педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (1994 — 1998 гг.), на научно-практической конференции по проблемам подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников, (г.Волгоград, 1992), на международных педагогических чтениях, посвященных 90-летию ЯГГТУ и 175-летию К. Д. Ушинского (Ярославль, 1998).
Выводы по группе.
У детей этой группы имеет место определенный рост уровня развития эстетического восприятия: дети эмоционально откликаются на образ, воспринятый в иллюстрации (рост на 1 единицу) — получили развитие сен-со-моторные компоненты в восприятии (менее всего рост наблюдался по способности различать формы) — изменилась структура воспринимаемого образа — дети описывают характер образа словом, пластикой тела, рисунком, но у многих из них отсутствуют знания о труде художниканевысокий уровень речевого развития не позволил многим детям самостоятельно составить рассказ, но многие из них активно включались в игру-путешествиеу детей группы недостаточно знаний о языке изобразительного искусства (графики) и опыта использования разнообразных изобразительных средств в собственном творчестве, что тормозит способность художественного общения.
Заключение
.
Проведенное исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия искусства позволяет сделать ряд общих выводов:
1. Существующая массовая педагогическая практика формирования эстетического восприятия изобразительного искусства у детей, основанная на понимании искусства как художественного познания, не позволяет реализовать восприятие искусства как эстетической ценности и не обеспечивает постижения «личностного смысла» воспринимаемого произведения.
2. Постижение «личностного смысла» обеспечивается в общении художника и зрителя (педагога, ребенка), которое носит диалогический характер. В художественном диалоге «соприкосновение» общающихся сторон — художника и зрителя — осуществляется «на границах», что создает условия для творческого характера восприятия, обеспечивает свободу общающихся сторон.
3. В педагогическом процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства свобода общающихся личностей педагога и ребенка с художником обусловливается субъектной включенностью каждого участника процесса эстетического восприятия (педагога, ребенка) в диалогическое общение с художником — квазисубъектом. При таком подходе предполагается системный механизм формирования эстетического восприятия.
4. Педагогическая система диалогического взаимодействия обеспечивает циркуляцию художественной информации в процессе общения и создает своеобразный эффект ее наращивания, развивая способность интерпретации и создавая условия для взаимообогащения личностей педагога и ребенка. Системный механизм взаимодействия позволяет реализовать партнерские отношения взаимодействующих сторон.
5. Принцип партнерства заключается в том, что ребенок, постигая средство общения — язык изобразительного искусства, получает возможность самостоятельного общения с художником. Социализация ребенка, его приобщение к культурным ценностям осуществляется в ситуации активности его личности. Педагог, реализуя потенциал художественно-творческого развития своей личности, ведет внутренний диалог с квазисубъектом, процесс и результат которого обеспечивает функционирование диалога «ребенок — художник (квазисубъект)».
Введение
квазисубъекта позволяет выявить структуру художественного диалога с позиций междея-тельностного восприятия партнерами друг друга.
6. Эффективность диалогического общения выявляется во взаимодействии, обеспечивающем личностное развитие партнеров. Это подтверждено экспериментальным изучением условий эффективного взаимодействия педагога и ребенка. Акт диалога «ребенок — художник» реализуется в художественно-творческой деятельности ребенка, направляемой личностно осмысленным мотивом соревнования с художником. Ребенок, попадая в поле зрения педагога, представляет собой «сообщение», то есть выступает как целостная личность. При этом его поведение выполняет роль «текста», а художественно-творческая деятельность определяет смысл педагогического взаимодействия. Проявляя способность к децентрации, педагог создает условия для эффективного диалогического общения ребенка и художника. Рефлексивное поведение педагога является условием, обеспечивающим интериоризацию диалога «педагог — художник». Явление эмпатии выступает как условие ценностного восприятия партнерами друг друга, обеспечивая восприятие изобразительного искусства как эстетической ценности.
7. Условием эффективного взаимодействия педагога и ребенка, обусловленного действием системного механизма, является функционирование принципа партнерства. Этот принцип предполагает учет уникальности личностей педагога и ребенка (детей), что характеризует неповторимость педагогического процесса. Различие социальных ролей педагога и детей, различие жизненного и эстетического опыта не сковывает активность педагога и ребенка в творческом общении с художником. При этом каждый из партнеров имеет свою оригинальную точку зрения. Взаимопонимание партнеров способствует развитию форм художественного общения. Во взаимодействии происходит обмен эстетическими ценностями, так как оно направлено на предмет искусства. Соприкосновение нравственно-эстетических оценок партнеров способствует взаимообогащению их личностей.
8. Критериями роста уровня сформированное&tradeэстетического восприятия ребенка выступают: детскость, игровой и эвристический характер эстетического восприятия, позволяющие в комплексе оценить уровень эстетического развития.
Реализация введенного нами педагогического условия — художественного диалога — дала положительные результаты. В основном результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.
Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия искусства в методическом аспекте. Подлежит дальнейшему исследованию вопрос подготовленности педагога к осуществлению организации и обеспечения эффективного диалогического взаимодействия в образовательном процессе.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Здраствуйте, дети! : Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 208с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1995. — 496с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339с.
- Ананьев Б. Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей. -М.: Просвещение, 1964. — 304с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс: Учеб. пособие для ВУЗов по специальности «Педагогика». Кн. 2. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. — 318с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для ун-в. — М.: Изд-во МГУ, 1980.-416 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974. — 392с.
- Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. Н. Учителя и ученики: два мира? — М.: Просвещение, 1992. — 158с.
- Архангельский СИ., Михеев В.И, Машников А. О моделировании и методах обработки данньгс педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974.-48с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструрфование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
- Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997.-380с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: «Новая Москва», 1925. — 240с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Худож. лит., 1972.-470с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-М.: Искусство, 1986.- 444 с.
- Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность: Межвузовский сб. научных трудов: В 2ч: — Саранск: №д-во Мордовского ун-та, 1992. -Ч.1−2-с. 179−367.
- Безклубенко Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. — М.: Политиздат, 1982. — 166с.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
- Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. // Одиссей. Человек в истории: сборник/ Ред. ЮН. Афанасьев и др. — М., 1989. — 21−59.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд- воМГУ, 1982.-199с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика г 1995.-№ 4 — 29−36.
- Бочкарева О.В. Дидактические функции и возможности диалога при решении педагогических задач.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -М., 1993.-16с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216с.
- Буткевич О. Красота: Природа. Сущность. Формы. — Л.: Художник РСФСР, 1983.-438с.
- Васильева И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. — М., 1985, — 81−93.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни: Сборник. — М.: Советская Россия, 1989.-702 с.
- Вершинина Н.А. Формирование у детей 5−6 лет понимания композиции произведений живописи.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Л., 1990. — 16с.
- Взаимодействие // Философский энщ1клопедический словарь. — М., 1989.-C.88.
- Виноградова Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -М., 1997.-18с.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — 591с.
- Вишнева Г. М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1984. — 16с.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. — М: Просвещение, 1976. — 32с.
- Воспитателю о личностном общении: (Психология общения) /В.А.Петровский, М. А. Виноградова, Л. М. Кларина, Л. П. Стрелкова: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика»: — М.: МП «Новая школа», 1994.-77с.
- Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. трудов / НИИ худож. воспитания. — М.: АПН СССР, 1988. — 129с.
- Восприятие эстетическое // Эстетика: Словарь. — М., 1989.-С.49−50.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1991. — 90с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 576с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. — 142с.
- Гейдебранд К. О душевной сущности ребенка: Пер. с нем. — Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991, — 73с.
- Грюнелиус Э. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшего возраста. — М.: «Мир книги», 1992. — 70 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Масс Медиа, 1995.-238 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1970. — 271с.
- Давьщова Л.С. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1997. — 20с.
- Даниэль СМ. Искусство видеть. — Л.: Искусство, 1990. — 221с.
- Давьщов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально- психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991. — 191с.
- Добрович А. «Дом колдуньи» и художественное восприятие. Международный симпозиум в Тбилиси. // Декоративное искусство.-1980.-К4 — 34−37.
- Дошкольникам о художниках детской книги: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. — 124 с.
- Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста. // Художественное творчество и ребенок. — М.: 1972. — 131−152.
- Езикеева В. А Развитие способности художественного восприятия у дошкольников (на материале иллюстрации). // Развитие художествен-ных способностей/ Под ред. Н. П. Сакулиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-СЛ41−176.
- Ерунов Б.А. Диалектический диалог в развитии гуманитарного знания. // Гуманитарное знание: сущность и функции: Межвуз. сб. — СПб: Изд-во СПб ун-та, 1991.- 115−128.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
- Зубарева Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6−7 лет пейзажной живописи. / Дошкольная педагогика: Ученые записки Ленингр. Гос.пед. ин-та им А. И. Герцена. Т.270. — Л., 1964. — 163−178.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464с.
- Иванова Е. Об искусстве — малышам (о формировании эстетического сознания дошкольника). // Дошкольное воспитание.-1989.-№ 12 — 47−51.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат. 1988.-319с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.-544с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. -111с.
- Квятковский Е.В. Через эмоции к высокой духовности (О художественном воспитании дошкольников) // Дошкольное воспитание.-l 989.-№ 12-С.57−61.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304с.
- Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии.-1956.-№ 5.- 67−77.
- Кионова В.Я. Развитие у детей 5−7 лет восприятия книжной иллюстрации.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1975. — 20с.
- Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину?: (Язык живописи). — Л.: Учпедгиз, 1960.-96с.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мнемозина, 1995. — 160с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива). — М.: Наука, 1998. — 269с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи. / А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. // Педагогика.-1992.-№ 3−4-С.11−19.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. // Советская педагогика.- 1970.-№ 9. 103−116.
- Корчак Я. Воспитание личности: Кн. для учителя: Перевод. — М.: Просвещение, 1992. — 285с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. / Сост. К. П. Чулкова. — М.: Педагогика, 1990. — 272с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 160с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание. 1988. — 80с.
- Кульчинская Н.Л. Опыт развития детского художественного восприятия: (Эксперим. методика ГМИИ им. Пушкина): Эстетическое воспитание: Библ. информ. Вып. 5. — М.: ГБЛ. — 1990. — 16с.
- Кульчинская Н.Л. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях музея.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: 1987. — 16с.
- Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 126с.
- Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.- СПб.: Изд-во «Акщ1дент», 1997. — 190с.-(Библиотека программы «Детство».).
- Леви В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1983. -208с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 4е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание. 1979. — 48с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука. 1965. — 245с.
- Левшина B.C. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта СОЩ10Л. исслед.). — М.: Знание. 1983. — 96 с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? — М.: Знание, 1982.-96с.
- Лилов А. А. Природа художественного творчества: Пер. с болг. — М.: Искусство. 1981.-479с.
- Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. — Л.: «Знание», 1982. — 36с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 143с.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника. // Дошкольное воспитание.-1994.-№ з -С.4−7.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. Сб. статей./Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1975. — 124−135.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. — Текст. — Семи- осфера. — История. — М.: Языки русской культуры. 1996. — 442с.
- Мании В.В. В поисках здравого смысла. // Творчество.-1990.-№ 7- 21−25.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс, подход: опыт, поиски, перспективы. — М.: Искусство, 1985. -318с.
- Мид М. Культура и мир детства: Изб. произведения: Пер. с англ. — М.: Наука, 1988.-429с.
- Мирошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстрации детских книг: Ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1979. — 1бс.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие: Пер. с фр. — М.: Мир, 1966.-351с.
- Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. — М.: Изд-во МГУ, 1965 — 246 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 111с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. — 78с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. — 239с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. — 160с.
- Новые технологии воспитательного процесса. / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. — М.: Новая школа, 1994 -112с.
- Парьптш Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: «Мысль», 1971.-348с.
- Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций- Интродукция. — З, а н о во, 1995.-56с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно- практическое пособие. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997. — 176с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений. — М.: Просвещение, Гуманитар, изд. центр «Владос», 1996. — 630с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 191с.
- Пономарев ЯЛ. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976- 280с.
- Потапова М.В. Установка в восприятии искусства: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — Л., 1987. — 16с.
- Процесс социального исследования: Вопросы методологии, методики и организации марксистко-ленинских социальных исследований: Пер. с нем. / Ред. Ю. В. Волков. — М.: Прогресс, 1975. — 576с.
- Раппопорт Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. — М.: Советский художник, 1978. -237с.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 64с.
- Рябцева Л. Диалог за партой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.-94с.
- Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопр. методол. и критики. — М.: Мысль, 1985.-208с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково- символической деятельности дошкольника. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. — 262с.
- Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 165с.
- Семиотика и искусствометрия. Сборник пер. / Ред. Ю. М. Лотман. — М.: Мир, 1972. — 364 с.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. — М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
- Современные концепции эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Киященко. — М.: ИФРАН, 1998. — 302 с.
- Современный мир и эстетическое развитие человека: Учебное пособие. / Инс-т философии Рос. Акад. наук. Моск. пед. ун-т им. Ленина. -М.: Прометей, 1993.-109 с.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин Л. М. Основы педагогического анализа. — Ярославль, Кострома: Изд-во ЯГПИ, 1985. — 84с.
- Станкин М.И. Психология общения: (Курс лекций). — М.: Московский психолого — социальный институт, 1996. -295с.
- Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина.: Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994. — 463 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента. / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев, В.С.Р1льин и др. — М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др. — М.: Просвещение, 1965.- 188 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Вопросы художественного воспитания (Сб. статей.)/Отв. ред. Т. Л. Беркман. М., 1947. — 7−26.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — 2е изд. — М.: Учпедгиз, 1953. — 444с.
- Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. — М.: Педагогика, 1988. — 125 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференщ1ация обучения. — М.: Педагогика, 1990.-188 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. -191 с.
- Ушинский К.Д. Избранные произведения. Вып. 4. Человек как предмет воспитания. Кн. 2. / Под ред. В. Я. Струминского. -М. -Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1946. — 168с.
- Фаусек Ю.Н. Детский сад Монтессори: Опыты наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. — Берлин: Госиздат, 1923. — 215 с.
- Философское понимание человека: Сб. обзоров. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1988.-187 с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер, с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковецкого. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.-511с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334 с.
- Формирование восприятия у дошкольника: Сб. статей. / Ред.А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1968. — 278 с.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды. // Вопросы психологии,-! 977,"№ 4.- 52−63.
- Хараш А.У. Смысловая структура выступления. (Об объекте смыслового восприятия). // Вопросы психологии.-!978.-№ 4.- 84−95.
- Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. // Вопросы психологии.-! 980.-№ 3, — 20−29.
- Хейзенга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. — М.: Прогресс — Академия, 1992. — 458 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. — 13-е изд. — М.: Советская Россия, 1958. — 390с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М. г Изд. корпорация «Логос», 1996.-318 с.
- Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. псих. наук. — М., 1988. — 18с.
- Шибутани Т. Социальная психология: Сокр. пер. с англ. В. Г. Ольшанского. / Общ. ред. и послесловие проф. Г. В. Осипова. — М.: Прогресс, 1969. — 535с.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. — М.: Педагогика, 1981. — 264с.
- Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Автореф. дис. … канд. псих. наук. — Л., 1984.-19с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. — М.: Просвещение, 1985. — 175с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 8бс.