Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Противоречие между потребностями педагогической практики в эффективной организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства с целью перевода его на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога и детей и современным состоянием педагогической теории, не готовой на данный момент обеспечить решение этой задачи, определило проблему исследования: каковы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства
    • 1. Эстетическое (художественное) восприятие в психологопедагогических исследованиях
    • 2. Взаимодействие педагога и ребенка в педагогическом процессе и художественной деятельности
  • Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства
    • 1. Критерии и показатели уровня сформированности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Методика и процедуры измерения
    • 2. Экспериментальное изучение условий эффективного взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства

Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социальных условиях пересмотра базовых ценностей происходят существенные изменения в системе человек — человек. Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребенка.

Среди прочих факторов на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми оказывает влияние изобразительное искусство.

В настоящее время актуальной становится точка зрения М. М. Бахтина на искусство: ценность искусства не в отражении бытия, не в его познании, а в эстетическом преображении мира в новой форме.

Современной эстетической теорией разработаны вопросы, позволяющие рассматривать искусство как средство общения людей (М.М.Бахтин, Р.

М.С.Каган, А. А. Леонтьев, М. В. Потапова, Р. Анхейм и др.) В русле этого направления восприятие изобразительного искусства рассматривается с позиции субъект-субъектных отношений художника и зрителя. В процессе общения между художником и зрителем осуществляется обмен эстетическими ценностями, на основе которого в сознании зрителя рождается «личностный смысл» искусства (А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев).

Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми.

В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Именно в старшем дошкольном возрасте, когда сознание ребенка целостно, в этот благоприятный для приобщения к изобразительному искусству период (JI.C. Выготский, Н. И. Киященко, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) у ребенка закладываются основы эмоционально-ценностного отношения к себе, к миру людей, к природе.

Психолого-педагогические аспекты гуманизации педагогического процесса, разработка личностно ориентированной модели взаимодействия субъектов образовательного процесса исследовались рядом авторов: социально-психологический и психологический аспект отражен в работах Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. А. Петровского, А. У. Хараша и др., педагогический аспект был предметом исследования Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреева, Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, Х. Й. Лийметса, Л. Ф. Спирина, Н. Е. Щурковой и др.

Недостаточная изученность вопроса о взаимодействии педагога и детей (ребенка), связанная с отсутствием механизма реализации личностного подхода в восприятии изобразительного искусства детьми, не создает условий для их эффективного эстетического развития.

Противоречие между потребностями педагогической практики в эффективной организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства с целью перевода его на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога и детей и современным состоянием педагогической теории, не готовой на данный момент обеспечить решение этой задачи, определило проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства, обеспечивающие эстетическое развитие ребенка.

Цель исследования: выявить условия взаимодействия педагога и детей, обеспечивающие эстетическое развитие ребенка в процессе восприятия изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на формирование эстетического восприятия изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.

Гипотеза исследования. Взаимодействие педагога и детей обеспечивает эффективное развитие эстетического восприятия произведений изобразительного искусства при условии реализации этого взаимодействия в форме диалогического общения партнеров — педагога и детей — с квазисубъектом — художником.

Задачи исследования:

1. Исследовать особенности и выявить сущность эстетического восприятия искусства.

2. Охарактеризовать формы взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе и обосновать диалогическую модель его реализации.

3. Разработать и апробировать в педагогическом эксперименте модель диалогического взаимодействия педагога и детей, обосновать ее эффективность как условия формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.

Методологической базой исследования являются известные научные положения о развитии и социализации личности, их детерминированности содержанием и характером взаимодействия с окружающим миром.

Исходные теоретические позиции базируются на:

— теориях социализации, понимаемой как включенность человека в систему общественных отношений (И.С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др-);

— концепциях социального взаимодействия (Л.В. Байбородова, А.А. Бо-далев, Х. Й. Лийметс, М. С. Каган, А. У. Хараш и др.);

— личностно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса (В.И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова и др.);

— концепции знаково-орудийной опосредованности психических функций (Л.С. Выготский, Е. Е. Сапогова и др.);

— концепции художественного диалога (М.М. Бахтин, М. С. Каган, А. А. Леонтьев и др.);

— концепции эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, Н. И. Киященко и ДР-).

Методы исследования определялись целью и задачами исследования. Методы теоретического уровня: анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованиямоделирование, аналогия.

Комплекс эмпирических методов составили: экспертные оценки, диагностические (методика определения уровня эстетического развития ребенка), экспериментальные (формирующий эксперимент, включающий разработку занятий, обеспечивающих процесс художественного общения педагога и ребенка с квазисубъектом — художником), педагогическое моделирование.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Ярославля (детских садах № 26, 88, 180, 247) в четырех группах детей старшего дошкольного возраста: двух экспериментальных и двух контрольных. В общей сложности в исследовании приняло участие 75 детей в возрасте 5−7 лет.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1993 — 1994 гг.) проводилось накопление эмпирического материала, изучение передового педагогического опыта, анализ соискателем собственного педагогического опыта, определение методологических и методических подходов к проблеме исследования. На втором этапе (1995 — 1998 гг.) проводился анализ научно-методической литературы, формулирование гипотезы исследования, разработка, организация и осуществление опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой гипотезы. На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) было проведено теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации, подготовка научно-теоретических рекомендаций по внедрению в практику результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы на основе соблюдения исходных теоретико-методологических подходов, организацией опытно-экспериментальной работы в строгом соответствии с задачами и условиями осуществления исследования, объективной качественной и количественной обработкой полученных данных, а также подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в исследуемом свойстве испытуемых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дана характеристика взаимодействия педагога и детей, адекватная целям эстетического развития в педагогическом процессе;

— выявлен художественный диалог как условие, обеспечивающее эффективность формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанной модели художественного диалога в педагогическом процессе обоснована эффективность диалогического взаимодействия педагога и детей, разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности эстетического восприятия у детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны подходы к организации процесса формирования эстетического восприятия изобразительного искусства, в которых реализуется системный механизм взаимодействия субъектов художественного общения.

Апробирована методика диагностики сформированности эстетического восприятия изобразительного искусства у детей.

Данные подходы могут быть реализованы в различных педагогических системах (дошкольные образовательные учреждения, школы, внешкольные учреждения). На основе выводов и рекомендаций по результатам исследования внедрен спецкурс для студентов дошкольного отделения педагогического вуза.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие педагога и детей, направленное на эффективное формирование эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, обеспечивается функционированием системного механизма диалогического общения искусством.

2. Структурная модель художественного диалога в педагогической системе представлена:

— личностной включенностью в диалог участников общения;

— овладением средствами общения;

— развитием форм «общения искусством».

3. Условием эффективного взаимодействия педагога и детей в формировании эстетического восприятия изобразительного искусства является соблюдение принципа партнерства, основу реализации которого составляют:

— встречная активность партнеров во взаимодействии;

— успешность решения учебных задач;

— ценностное восприятие партнерами друг друга.

Внедрение и апробация результатов исследования. Теоретические положения, выводы, рекомендации изложены, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях по проблеме эстетического воспитания в Ярославском педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (1994 — 1998 гг.), на научно-практической конференции по проблемам подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников, (г.Волгоград, 1992), на международных педагогических чтениях, посвященных 90-летию ЯГГТУ и 175-летию К. Д. Ушинского (Ярославль, 1998).

Выводы по группе.

У детей этой группы имеет место определенный рост уровня развития эстетического восприятия: дети эмоционально откликаются на образ, воспринятый в иллюстрации (рост на 1 единицу) — получили развитие сен-со-моторные компоненты в восприятии (менее всего рост наблюдался по способности различать формы) — изменилась структура воспринимаемого образа — дети описывают характер образа словом, пластикой тела, рисунком, но у многих из них отсутствуют знания о труде художниканевысокий уровень речевого развития не позволил многим детям самостоятельно составить рассказ, но многие из них активно включались в игру-путешествиеу детей группы недостаточно знаний о языке изобразительного искусства (графики) и опыта использования разнообразных изобразительных средств в собственном творчестве, что тормозит способность художественного общения.

Заключение

.

Проведенное исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия искусства позволяет сделать ряд общих выводов:

1. Существующая массовая педагогическая практика формирования эстетического восприятия изобразительного искусства у детей, основанная на понимании искусства как художественного познания, не позволяет реализовать восприятие искусства как эстетической ценности и не обеспечивает постижения «личностного смысла» воспринимаемого произведения.

2. Постижение «личностного смысла» обеспечивается в общении художника и зрителя (педагога, ребенка), которое носит диалогический характер. В художественном диалоге «соприкосновение» общающихся сторон — художника и зрителя — осуществляется «на границах», что создает условия для творческого характера восприятия, обеспечивает свободу общающихся сторон.

3. В педагогическом процессе формирования эстетического восприятия изобразительного искусства свобода общающихся личностей педагога и ребенка с художником обусловливается субъектной включенностью каждого участника процесса эстетического восприятия (педагога, ребенка) в диалогическое общение с художником — квазисубъектом. При таком подходе предполагается системный механизм формирования эстетического восприятия.

4. Педагогическая система диалогического взаимодействия обеспечивает циркуляцию художественной информации в процессе общения и создает своеобразный эффект ее наращивания, развивая способность интерпретации и создавая условия для взаимообогащения личностей педагога и ребенка. Системный механизм взаимодействия позволяет реализовать партнерские отношения взаимодействующих сторон.

5. Принцип партнерства заключается в том, что ребенок, постигая средство общения — язык изобразительного искусства, получает возможность самостоятельного общения с художником. Социализация ребенка, его приобщение к культурным ценностям осуществляется в ситуации активности его личности. Педагог, реализуя потенциал художественно-творческого развития своей личности, ведет внутренний диалог с квазисубъектом, процесс и результат которого обеспечивает функционирование диалога «ребенок — художник (квазисубъект)».

Введение

квазисубъекта позволяет выявить структуру художественного диалога с позиций междея-тельностного восприятия партнерами друг друга.

6. Эффективность диалогического общения выявляется во взаимодействии, обеспечивающем личностное развитие партнеров. Это подтверждено экспериментальным изучением условий эффективного взаимодействия педагога и ребенка. Акт диалога «ребенок — художник» реализуется в художественно-творческой деятельности ребенка, направляемой личностно осмысленным мотивом соревнования с художником. Ребенок, попадая в поле зрения педагога, представляет собой «сообщение», то есть выступает как целостная личность. При этом его поведение выполняет роль «текста», а художественно-творческая деятельность определяет смысл педагогического взаимодействия. Проявляя способность к децентрации, педагог создает условия для эффективного диалогического общения ребенка и художника. Рефлексивное поведение педагога является условием, обеспечивающим интериоризацию диалога «педагог — художник». Явление эмпатии выступает как условие ценностного восприятия партнерами друг друга, обеспечивая восприятие изобразительного искусства как эстетической ценности.

7. Условием эффективного взаимодействия педагога и ребенка, обусловленного действием системного механизма, является функционирование принципа партнерства. Этот принцип предполагает учет уникальности личностей педагога и ребенка (детей), что характеризует неповторимость педагогического процесса. Различие социальных ролей педагога и детей, различие жизненного и эстетического опыта не сковывает активность педагога и ребенка в творческом общении с художником. При этом каждый из партнеров имеет свою оригинальную точку зрения. Взаимопонимание партнеров способствует развитию форм художественного общения. Во взаимодействии происходит обмен эстетическими ценностями, так как оно направлено на предмет искусства. Соприкосновение нравственно-эстетических оценок партнеров способствует взаимообогащению их личностей.

8. Критериями роста уровня сформированное&tradeэстетического восприятия ребенка выступают: детскость, игровой и эвристический характер эстетического восприятия, позволяющие в комплексе оценить уровень эстетического развития.

Реализация введенного нами педагогического условия — художественного диалога — дала положительные результаты. В основном результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.

Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия искусства в методическом аспекте. Подлежит дальнейшему исследованию вопрос подготовленности педагога к осуществлению организации и обеспечения эффективного диалогического взаимодействия в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Здраствуйте, дети! : Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 208с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1995. — 496с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339с.
  4. Б. Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей. -М.: Просвещение, 1964. — 304с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс: Учеб. пособие для ВУЗов по специальности «Педагогика». Кн. 2. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. — 318с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учеб. для ун-в. — М.: Изд-во МГУ, 1980.-416 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974. — 392с.
  8. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. Н. Учителя и ученики: два мира? — М.: Просвещение, 1992. — 158с.
  9. СИ., Михеев В.И, Машников А. О моделировании и методах обработки данньгс педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974.-48с.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструрфование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
  11. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997.-380с.
  12. А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: «Новая Москва», 1925. — 240с.
  13. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Худож. лит., 1972.-470с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества.-М.: Искусство, 1986.- 444 с.
  15. М.М. Эстетическое наследие и современность: Межвузовский сб. научных трудов: В 2ч: — Саранск: №д-во Мордовского ун-та, 1992. -Ч.1−2-с. 179−367.
  16. Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. — М.: Политиздат, 1982. — 166с.
  17. И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
  19. B.C. Диалог. Сознание. Культура. // Одиссей. Человек в истории: сборник/ Ред. ЮН. Афанасьев и др. — М., 1989. — 21−59.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд- воМГУ, 1982.-199с.
  21. А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  23. Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика г 1995.-№ 4 — 29−36.
  24. О.В. Дидактические функции и возможности диалога при решении педагогических задач.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -М., 1993.-16с.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216с.
  26. О. Красота: Природа. Сущность. Формы. — Л.: Художник РСФСР, 1983.-438с.
  27. И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. — М., 1985, — 81−93.
  28. В.И. Начало и вечность жизни: Сборник. — М.: Советская Россия, 1989.-702 с.
  29. Н.А. Формирование у детей 5−6 лет понимания композиции произведений живописи.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Л., 1990. — 16с.
  30. Взаимодействие // Философский энщ1клопедический словарь. — М., 1989.-C.88.
  31. Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -М., 1997.-18с.
  32. .Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — 591с.
  33. Г. М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1984. — 16с.
  34. Н.Н. Восприятие картины. — М: Просвещение, 1976. — 32с.
  35. Воспитателю о личностном общении: (Психология общения) /В.А.Петровский, М. А. Виноградова, Л. М. Кларина, Л. П. Стрелкова: Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика»: — М.: МП «Новая школа», 1994.-77с.
  36. Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. трудов / НИИ худож. воспитания. — М.: АПН СССР, 1988. — 129с.
  37. Восприятие эстетическое // Эстетика: Словарь. — М., 1989.-С.49−50.
  38. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1991. — 90с.
  39. Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 576с.
  40. Л.Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. — 142с.
  41. К. О душевной сущности ребенка: Пер. с нем. — Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991, — 73с.
  42. Э. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшего возраста. — М.: «Мир книги», 1992. — 70 с.
  43. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Масс Медиа, 1995.-238 с.
  44. Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1970. — 271с.
  45. Л.С. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1997. — 20с.
  46. СМ. Искусство видеть. — Л.: Искусство, 1990. — 221с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально- психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  48. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991. — 191с.
  49. А. «Дом колдуньи» и художественное восприятие. Международный симпозиум в Тбилиси. // Декоративное искусство.-1980.-К4 — 34−37.
  50. Дошкольникам о художниках детской книги: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. — 124 с.
  51. В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста. // Художественное творчество и ребенок. — М.: 1972. — 131−152.
  52. Езикеева В. А Развитие способности художественного восприятия у дошкольников (на материале иллюстрации). // Развитие художествен-ных способностей/ Под ред. Н. П. Сакулиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-СЛ41−176.
  53. .А. Диалектический диалог в развитии гуманитарного знания. // Гуманитарное знание: сущность и функции: Межвуз. сб. — СПб: Изд-во СПб ун-та, 1991.- 115−128.
  54. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221с.
  55. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
  56. Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6−7 лет пейзажной живописи. / Дошкольная педагогика: Ученые записки Ленингр. Гос.пед. ин-та им А. И. Герцена. Т.270. — Л., 1964. — 163−178.
  57. Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464с.
  58. Е. Об искусстве — малышам (о формировании эстетического сознания дошкольника). // Дошкольное воспитание.-1989.-№ 12 — 47−51.
  59. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат. 1988.-319с.
  60. М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.-544с.
  61. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. -111с.
  62. Е.В. Через эмоции к высокой духовности (О художественном воспитании дошкольников) // Дошкольное воспитание.-l 989.-№ 12-С.57−61.
  63. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304с.
  64. В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии.-1956.-№ 5.- 67−77.
  65. В.Я. Развитие у детей 5−7 лет восприятия книжной иллюстрации.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1975. — 20с.
  66. Е.Ф. Как смотреть картину?: (Язык живописи). — Л.: Учпедгиз, 1960.-96с.
  67. Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81с.
  68. Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мнемозина, 1995. — 160с.
  69. Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива). — М.: Наука, 1998. — 269с.
  70. Концепция воспитания учащейся молодежи. / А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. // Педагогика.-1992.-№ 3−4-С.11−19.
  71. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. // Советская педагогика.- 1970.-№ 9. 103−116.
  72. Я. Воспитание личности: Кн. для учителя: Перевод. — М.: Просвещение, 1992. — 285с.
  73. Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. / Сост. К. П. Чулкова. — М.: Педагогика, 1990. — 272с.
  74. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 160с.
  75. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание. 1988. — 80с.
  76. Н.Л. Опыт развития детского художественного восприятия: (Эксперим. методика ГМИИ им. Пушкина): Эстетическое воспитание: Библ. информ. Вып. 5. — М.: ГБЛ. — 1990. — 16с.
  77. Н.Л. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях музея.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: 1987. — 16с.
  78. СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 126с.
  79. Н.А. Детям о книжной графике.- СПб.: Изд-во «Акщ1дент», 1997. — 190с.-(Библиотека программы «Детство».).
  80. В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1983. -208с.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. — 4е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
  82. А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание. 1979. — 48с.
  83. А.А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365с.
  84. А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука. 1965. — 245с.
  85. B.C. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта СОЩ10Л. исслед.). — М.: Знание. 1983. — 96 с.
  86. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? — М.: Знание, 1982.-96с.
  87. А. А. Природа художественного творчества: Пер. с болг. — М.: Искусство. 1981.-479с.
  88. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. — Л.: «Знание», 1982. — 36с.
  89. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 143с.
  90. В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника. // Дошкольное воспитание.-1994.-№ з -С.4−7.
  91. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. Сб. статей./Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1975. — 124−135.
  92. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. — Текст. — Семи- осфера. — История. — М.: Языки русской культуры. 1996. — 442с.
  93. В.В. В поисках здравого смысла. // Творчество.-1990.-№ 7- 21−25.
  94. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс, подход: опыт, поиски, перспективы. — М.: Искусство, 1985. -318с.
  95. Мид М. Культура и мир детства: Изб. произведения: Пер. с англ. — М.: Наука, 1988.-429с.
  96. Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстрации детских книг: Ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1979. — 1бс.
  97. А. Теория информации и эстетическое восприятие: Пер. с фр. — М.: Мир, 1966.-351с.
  98. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. — М.: Изд-во МГУ, 1965 — 246 с.
  99. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 111с.
  100. А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. — 78с.
  101. B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. — 239с.
  102. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.
  103. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. — 160с.
  104. Новые технологии воспитательного процесса. / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. — М.: Новая школа, 1994 -112с.
  105. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: «Мысль», 1971.-348с.
  106. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций- Интродукция. — З, а н о во, 1995.-56с.
  107. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно- практическое пособие. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997. — 176с.
  108. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений. — М.: Просвещение, Гуманитар, изд. центр «Владос», 1996. — 630с.
  109. В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  110. ЯЛ. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976- 280с.
  111. М.В. Установка в восприятии искусства: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — Л., 1987. — 16с.
  112. Процесс социального исследования: Вопросы методологии, методики и организации марксистко-ленинских социальных исследований: Пер. с нем. / Ред. Ю. В. Волков. — М.: Прогресс, 1975. — 576с.
  113. Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. — М.: Советский художник, 1978. -237с.
  114. М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 64с.
  115. Л. Диалог за партой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.-94с.
  116. В.Н. Эстетическое восприятие: Вопр. методол. и критики. — М.: Мысль, 1985.-208с.
  117. Е.Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково- символической деятельности дошкольника. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. — 262с.
  118. В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 165с.
  119. Семиотика и искусствометрия. Сборник пер. / Ред. Ю. М. Лотман. — М.: Мир, 1972. — 364 с.
  120. Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. — М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  121. Современные концепции эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Киященко. — М.: ИФРАН, 1998. — 302 с.
  122. Современный мир и эстетическое развитие человека: Учебное пособие. / Инс-т философии Рос. Акад. наук. Моск. пед. ун-т им. Ленина. -М.: Прометей, 1993.-109 с.
  123. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин Л. М. Основы педагогического анализа. — Ярославль, Кострома: Изд-во ЯГПИ, 1985. — 84с.
  124. М.И. Психология общения: (Курс лекций). — М.: Московский психолого — социальный институт, 1996. -295с.
  125. Л.Н. Красота. Добро. Истина.: Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994. — 463 с.
  126. Теория и практика педагогического эксперимента. / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев, В.С.Р1льин и др. — М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  127. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др. — М.: Просвещение, 1965.- 188 с.
  128. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Вопросы художественного воспитания (Сб. статей.)/Отв. ред. Т. Л. Беркман. М., 1947. — 7−26.
  129. Л.Н. Педагогические сочинения. — 2е изд. — М.: Учпедгиз, 1953. — 444с.
  130. А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. — М.: Педагогика, 1988. — 125 с.
  131. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференщ1ация обучения. — М.: Педагогика, 1990.-188 с.
  132. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. -191 с.
  133. К.Д. Избранные произведения. Вып. 4. Человек как предмет воспитания. Кн. 2. / Под ред. В. Я. Струминского. -М. -Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1946. — 168с.
  134. Ю.Н. Детский сад Монтессори: Опыты наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. — Берлин: Госиздат, 1923. — 215 с.
  135. Философское понимание человека: Сб. обзоров. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1988.-187 с.
  136. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер, с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковецкого. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.-511с.
  137. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334 с.
  138. Формирование восприятия у дошкольника: Сб. статей. / Ред.А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1968. — 278 с.
  139. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды. // Вопросы психологии,-! 977,"№ 4.- 52−63.
  140. А.У. Смысловая структура выступления. (Об объекте смыслового восприятия). // Вопросы психологии.-!978.-№ 4.- 84−95.
  141. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. // Вопросы психологии.-! 980.-№ 3, — 20−29.
  142. Хейзенга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. — М.: Прогресс — Академия, 1992. — 458 с.
  143. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  144. К.И. От двух до пяти. — 13-е изд. — М.: Советская Россия, 1958. — 390с.
  145. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М. г Изд. корпорация «Логос», 1996.-318 с.
  146. И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. псих. наук. — М., 1988. — 18с.
  147. Т. Социальная психология: Сокр. пер. с англ. В. Г. Ольшанского. / Общ. ред. и послесловие проф. Г. В. Осипова. — М.: Прогресс, 1969. — 535с.
  148. М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. — М.: Педагогика, 1981. — 264с.
  149. A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Автореф. дис. … канд. псих. наук. — Л., 1984.-19с.
  150. Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304с.
  151. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. — М.: Просвещение, 1985. — 175с.
  152. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 8бс.
Заполнить форму текущей работой