Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идея регионализации в деятельности образовательных учреждений на Дону

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализированы феноменологические сущность и содержание регионализации образования как идеиобобщены и систематизированы основные концептуальные и теоретические подходы к ее реализации — систематизированы причины, вызвавшие к жизни процесс регионализации образования, его ведущие направления, принципы, уровни и аспекты исследования и реализациив истории образования на Дону выявлены факты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Идея регионализации в научно-педагогических исследованиях и в образовательной практике России
    • 1. 1. Регионализация образования как социально — педагогическая проблема
    • 1. 2. Опыт регионального подхода к образованию в общеобразовательных учреждениях России
    • 1. 3. Опыт регионального подхода к содержанию образования в вузах
  • Глава II. Казачество как основной региональный этнокультурный феномен Дона
    • 2. 1. Казачество как феномен отечественной и мировой истории
    • 2. 2. Отражение региональных особенностей в истории образования на Дону. .-,.¦.¦¦>
  • Глава III. Использование казачьей этЖжулктуры в деятельности разноуровневых образовательных учреждений на Дону
    • 3. 1. Возрождение казачьих традиций в современных образовательных проектах Дона
    • 3. 2 Региональная программа развития общего образования на Дону (Ростовский опыт)
      • 3. 3. Отражение политики регионализации в профессиональном образовании на Дону
      • 3. 4. Использование культурного наследия казачества в профессиональной подготовке специалиста в региональном техническом вузе

Идея регионализации в деятельности образовательных учреждений на Дону (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим направлением обновления образования всех уровней в современных условиях является его регионализация.

Наше исследование выполнено в рамках реализации Закона РФ «Об образовании.: ст. 29 п. 2», предусматривающего учет региональных особенностей подготовки специалистов, которые определяются региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего и профессионального высшего образования. Региональный компонент ориентирует обучаемых на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных для жизни и будущей профессиональной деятельности в условиях данной местности.

Регионализация образования понимается как учет региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических, экологических и др.) в содержании и организации деятельности системы образования и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования (обучения, воспитания, развития) конкретного человека, проживающего на территории региона.

Регионализация образования связана с необходимостью изучения и учета образовательных потребностей населения региона, а также имеющихся возможностей для реализации этих потребностей. Региональный подход предполагает уплотнение научно-образовательных структур региона и адаптацию их к соответствующим экономическим и социальным потребностям рынка труда и научной продукции, а также возможность преодолеть диспропорции в территориальном образовании, привести в соответствие структуру и качество подготовки специалиста, поскольку регион в данном случае выступает в роли заказчика.

В йсследовании рассматриваемой проблемы особое значение имеет также учет влияния на подрастающее поколение социокультурной среды региона с многонациональным составом населения, как это имеет место на Северном Кавказе. Поликультурное образование в этих условиях становится одним из действенных средств интеграции жизни различных этносов, упрочения взаимосвязи между национальными культурами, укрепления духовно-нравственного здоровья народов, реализации регионально-национальных и общегосударственных социокультурных программ.

Практика показывает, что переходный этап развития государства сопряжен с огромными трудностями, главные из которых лежат в сознании многих людей, их неготовности к принятию реформ в социально-экономической сфере, формах и методах управления государством и, что особенно важно, в системе воспитания и формирования личности на основе новой концепции развития государства. Эти трудности усугубляются и тем, что в Российской Федерации, как многонациональном государстве, отсутствует концепция и федеральная программа национальной политики. Ее отсутствие может привести и зачастую приводит к напряженным отношениям центра и регионов, между регионами и внутри последних, особенно многонациональных. Для формирования человека новой формации необходимо представление об определенном перечне черт личности, присущих этому человеку. Такая модель должна отличаться от сформулированной ранее концепции формирования «всесторонне развитой личности», отвечавшей требованиям универсализации личности, обуславливаться национальным согласием народов России на основе межкультурного диалога в регионах, так как Россия сильна своими регионами, а не только центром.

Новая образовательная политика повлекла за собой потребность широкой экспериментальной проверки новых образовательных систем, охватывающих все типы учебных заведений, структуры управления, интересы населения, потребности науки, культуры, производства, с учетом социально-экономической, научно-технической, образовательной, этнической, экологической, национальной, культурной сфер жизнедеятельности общества в регионе.

Все это предполагает выработку каждым регионом самостоятельной политики, обеспечивающей, с одной стороны, развитие целостной системы образования, отражающей его специфические социально-экономические проблемы, национальные культурные традиции, с другой — разработку механизма интеграции с образовательными системами других регионов России и вхождение в качестве составного компонента в федеральное образовательное 1 пространство. |.

Региональные образовательные программы действуют в ряде регионов 1 России: Нижегородской, Кемеровской, Томской, Тульской, Челябинской, Ленинградской, Мурманской, Сахалинской областях, Хабаровском крае, Мордовии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Ими уже накоплен положительный опыт в этой области. Имеются примерыпрограмм, направленных на духовное и культурное возрождение и развитие этнических общностей, групп и больших народов России, которые проводятся в регионах университетами. Это такие программы, как культура финно-угорских народов (Петрозаводский), народов Балтийского региона (Калининградский), народов Поволжья (Башкирский, Чувашский, Мордовский), народов Северного Кавказа (Дагестанский, Северо-Осетинский, Кабардино-Балкарский). К таким программам относятся и программы демографического развития Поволжья (Нижегородский университет), экологического мониторинга территории (Алтайский, Челябинский, Ростовский), программы регионального менеджмента (Дальневосточный). В Мордовском, Алтайском, Красноярском университетах разработаны новые схемы взаимодействия федеральных и региональных структур управления образованием, модели распределения функций, прав и ответственности между различными уровнями управления высшим образованием, правовые формы, их закрепление (договоры, соглашения). Разработаны также различные формы региональных объединений университетов, вузов, научных учреждений (Новосибирский, Красноярский, Удмуртский университеты).

Актуальность регионализации образования как педагогической проблемы подтверждается увеличением числа исследований на эту тему в последние годы. В научно-педагогических публикациях нашли отражение различные аспекты вышеназванной проблемы.

Изучение народного опыта обучения и воспитания (народная педагогика) у народов Юга России и Северного Кавказа имеет давние традиции и входит в круг научных интересов многих исследователей и педагогов (Волков Г. Н., Шоров И. А., Афанасьев В. Ф., Виноградов Г. С., Ханбиков Я. И., Бгажноков Б. Х., Мизиев М. И, Мускаев А.И.).

Различные аспекты этнопедагогики нашли отражение в трудах Шаповалова В. К., Джандар Б. М., Гуртуевой М! Б., Мирзоева Ш. А., Гасанова М., Мамхего-вой P.A., Коченковой J1.B., Бузарова К. И., Мукаевой О. Д., Герюговой З. К., Ца-хаевой С.Г., Шилкиной E. JL, Яешник Г. И., Койчуевой A.C., Убушиевой ГШ. Узденовой С. Б., Чомаевой М. Н.

Проблемы регионализации общеобразовательных учреждений отражены в исследованиях Бондаревской Е. В., Бут В. В., Богомоловой Г. П., Малахова.Н.Д., Петровичева В. М., Репина С. А., Серикова Г. Н. и др.

Вопросами сравнительной этнопедагогики занимаются Супрунова Л. Л., Кагиев А. К., Александров Г. Н. и др., выявляя взаимосвязь развития образования на международном, государственном, региональном уровнях от экономических, социально-политических, культурных и религиозных факторов.

Вопросы поликультурного образования, поставленные еще педагогами реформаторами Германии конца XIX — начала XX (Гурлитт Д., Гансберг Ф., Шар-рельман Г.), находят отражение в трудах отечественных исследователей (Беляев A.B., Есанджанян Б. М., Загаштоков А. Х., Малькова З. А., Меретукова З. К., Тхагапсоев Х. Г, Шадже А. Ю., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С., Далян Н.Е.), высказывающих идеи приобщения молодых людей к культуре своего и других народов, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многонациональной среде.

Идея регионального подхода в подготовке к педагогической, предпринимательской и другим видам деятельности отражена в работах Карповой Г. Ф., Кис-ловой Г. И., Цатуровой В. Н., Теуважуковой Р. Т., Целых М. П., Голуб Л. В., Махмудова Л. Ш. и др.

Актуальным является также и создание региональной системы высшего профессионального образования в связи с возникшими противоречиями между высокими требованиями рынка производительного труда, к профессионализму работника, его социально — культурному статусу и уровнем подготовки конкурентоспособного работника (Наумченко И.Л., Копытов А. Д., Кинелев В. Г., Лиферов А.). Еще в XIV и XV веках по мере возникновения все новых университетов прием в них становился все более региональным. Доступная нам статистика этого периода показывает, что три четверти студентов конца средневековья" довольствовалась учебой в региональных университетах.

Регионализация образования служит не только объектом исследования, но и оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики воспитания и обучения.

Степень разработанности идеи регионализации и связанных с нею отдельных проблем, как показывает анализ литературы, отличается широтой охвата и позволяет систематизировать достижения, накопленный опыт и подходы в рамках конкретного региона, в частности, донского.

Актуальность этой работы видится нам в том, что назрела необходимость осознать идею регионализации образования как социально-педагогическую проблему, увидеть исторические предпосылки регионализации в этнокультуре и в возрождении ее традиций в образовании, отразить политику регионализации в деятельности разноуровневых образовательных учреждений.

Систематизированный и обобщенный опыт регионального подхода к решению образовательных задач является востребованным в деятельности образовательных учреждений, организаторов и руководителей системы образования, реализующих положение о регионализации Закона РФ «Об образовании .». Кроме того, актуальность данного вопроса усиливается положениями проекта Национальной доктрины РФ, предусматривающей среди основных целей и задач образования обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, их культур.

Учитывая актуальность проблемы реализации регионального подхода в разноуровневых образовательных учреждениях, степень разработанности ее отдельных сторон, ее научно-педагогическое и практическое значение, мы избрали тему нашего исследования.

Проблема исследования видится нам в том, что при наличии разноуровневых подходов идея регионализации не получила еще рассмотрения в плане систематизации и обобщения существующего опыта ее решения в масштабах конкретного отдельно взятого региона, а так же показа, как содержание образования обогащается региональным опытом и как оно отражается на характере образования.

Цель данного исследования — анализ и обобщение теоретического и практического опыта реализации идеи регионализации в разноуровневых образовательных учреждениях на Дону.

Объектом данного исследования является идея регионализации образования и опыт ее реализации.

Предмет исследования — реализация идеи регионализации образования в деятельности разноуровневых образовательных учреждений Донского региона.

Приступая к исследованию, мы предполагали найти разнообразный опыт реализации идеи регионализации в разноуровневых образовательных учреждениях Дона, концептуальные подходы и обоснования возможностей использования казачьей этнокультуры, которые позволили бы в систематизированном виде представить региональную политику в содержании образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— представить регионализацию образования как социально-педагогическую проблему, отразить опыт и систематизировать теоретические подходы к ее решению в образовательной практике России и донского региона;

— представить казачество как основной этнокультурный феномен Дона и показать его отражение в истории и современном состоянии образования на Дону;

— показать использование казачьей этнокультуры в деятельности разноуровневых образовательных заведений Дона;

— разработать спецкурс «Донская казачья этнокультура» для включения его в содержание профессионально-технического образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— философские положения о необходимости учета общего, единичного и особенного при анализе и конструировании образования;

— принцип единства образовательного процесса и региональной среды, задающей целевые, содержательные и технологические компоненты регионализации;

— парадигмальный подход к развитию идеи регионализации в образовательной ситуации России (Карпова Г. Ф.);

— принцип и концептуальные положения регионализации образования и педагогического процесса (Бондаревская Е.В., Колесников Ю. С. и др.) и, в частности, положение о необходимости развития не только отражательной, но и конструирующей функции регионализма (Карпова Г. Ф.);

— идеи о поликультурной образовательной среде, этнопедагогике, народной педагогике отечественных и зарубежных исследователей (Волков Г. Н., Афанасьев В. Ф., Виноградов Г. С., Бгажноков Б. Х., Коченкова Л. В., Мирзоев Ш. А., Мукаева ОД., Герюгов З. К., Тхагапсоев Х. Г., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С., Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шаррельман Г. и др.).

Методы исследования:

— сравнительно-исторический метод, работа с архивными материалами по отслеживанию идеи регионализации в истории образования на Дону;

— теоретический анализ психолого-педагогической, социологической литературы, раскрывающий региональный подход к организации и содержанию образования в разноуровневых образовательных учреждениях России;

— междисциплинарный теоретический анализ и теоретическое обобщение идеи регионализации, законодательных актов, ведомственных документов, определяющих цели, задачи, содержание и методы регионализации образования;

— анализ и систематизация опыта работы образовательных учреждений России и донского региона по реализации регионального подхода;

— систематические педагогические наблюдения и отслеживание процесса регионализации образования в высшем техническом учебном заведении, проведенное непосредственно диссертантом;

— анализ результатов профессионально-личностных достижений студентов технического вуза по итогам включения в содержание образования спецкурса «Донская казачья этнокультура» .

Исследование проводилось на базе разноуровневых образовательных учреждений донского региона (высшие учебные заведения, колледжи, лицеи, гимназии, дошкольные и общеобразовательные учреждения, кадетские корпуса), в которых наиболее ярко нашел отражение региональный подход к образованию.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— проанализированы феноменологические сущность и содержание регионализации образования как идеиобобщены и систематизированы основные концептуальные и теоретические подходы к ее реализации — систематизированы причины, вызвавшие к жизни процесс регионализации образования, его ведущие направления, принципы, уровни и аспекты исследования и реализациив истории образования на Дону выявлены факты, свидетельствующие о том, что образование в донском регионе исторически было обусловлено особенностями этнографического и экономического формирования регионапроведены оценка и анализ процесса возрождения казачества на Дону и показаны проявления этого процесса через возрождение казачьей этнокультуры и казачьих традиций в образовании.

Научная новизна состоит также в рассмотрении идеи регионализации как необходимого человекосообразного и экономически значимого элемента развития региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут стать основой для:

— обогащения опыта регионализации образования в других регионах России- •.

— совершенствования региональной политики и практики ее осуществления в регионе.

— «адреса» передового педагогического опыта регионализации образования могут быть использованы в процессе повышения квалификации, переподготовки работников образования.

Практическая значимость состоит также в обосновании, разработке и практической реализации идеи регионализации в техническом вузе: разработано программно-содержательное обеспечение процесса интеграции региональной тематики и предметного содержания изучаемой дисциплины (иностранного языка) для высшего технологического образования.

Научная объективность и достоверность полученных результатов обеспечены междисциплинарным теоретическим анализом проблемы, использованием адекватных цели и задачам исследования методов, разнообразием научно-педагогических источников информации, широким представительством исследованных объектов, ведением исследования в единстве с практической педагогической деятельностью по реализации идеи регионализации в одном из высших учебных заведений региона.

На защиту выносятся следующие положения:

— идея регионализации образования и представление о ее реализации зависят от государственной образовательной политики, задающей образовательные ориентации и парадигмы, и имеют динамичный характер;

— идея регионализации образования характеризуется ее разработанностью, с точки зрения концептуального обоснования, принципов, функций, содержательной и технологической стороны применительно к разноуровневым образовательным учреждениям;

— регионализация образования на Дону развивается в контексте единства федерального образовательного пространства и учета специфических особенностей казачьей этнокультуры и экономической инфраструктуры региона;

— профессиональное образование в современном техническом вузе, реализуя идею регионализации, должно опираться на исторический опыт профессиональных, бытовых, культурных, хозяйственных традиций казачества и представлять собой новый этап их развития в условиях смены образовательной парадигмы: решать задачу становления этноориентированной личности специалиста.

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 1994 по 1999 год в четыре этапа.

Первый этап (1994;1995) — изучение общетеоретической и специальной литературы по проблемеформирование программы, конкретизация задач, разработка теоретико-методологических основ исследования.

Второй этап (1995;1997) — отбор, систематизация и обобщение опыта работы образовательных учреждений России и донского региона по реализации регионального компонента.

Третий этап (1997;1998) — осмысление и обобщение материала о системе регионализации в содержании образования.

Четвертый этап (1998;1999) — завершение оформления материалов диссертационной работы. I.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и выступлениях на Всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских и международных научно-практических конференциях и психолого-педагогических чтениях (РостовнаДону (1998, 1999), Таганрог (1998), Элиста (1999), Шахты (1997, 1998, 1999)).

Общие положения и результаты исследования апробированы и внедрены в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса, Профессиональном лицее экономики и сервиса (Шахты), средней школе «Шанс» (Волгодонск), нашли отражение в восьми публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследовав наличие разноуровневых подходов к проблеме регионализации образования, наше исследование позволило систематизировать и обобщить существующий опыт ее решения в масштабах донского региона на фоне федеральных образовательных процессов, показать, как содержание образования на Дону обогащается региональным знанием и как оно отражается на характере образования.

В процессе исследования нами решены следующие задачи:

— представлена регионализация образования как социально-педагогическая проблема: выявлены причины, побуждающие проводить политику регионализации образования, различные уровни, аспекты, принципы реализации регионализации образования, концепции, в которых находит свое выражение регионализация образования;

— изучен опыт ее решения в образовательной практике России и донском регионе, который показал, что каждый регион самостоятельно определяет содержание и организационные формы образовательных концепцийрегиональные образовательные программы разрабатываются с учетом специфических географических, социально-экономических, демографических факторов региона, культурно-образовательных традиций, с учетом изменений общественно-экономической жизни регионаисходят из необходимости сохранения единого образовательного пространства России, обеспечения преемственности между ступенями обучения;

— представлено казачество как основной этнокультурный феномен Дона, феномен отечественной и мировой историиизучены пять периодов становления казачества как этноса, рассмотрены различные гипотезы возникновения казачества и различные определения статуса казачества исследователями;

— показано отражение региональных особенностей в истории образования на Дону, свидетельствующие о том, что становление образования в донском регионе было обусловлено особенностями этнографического, исторического, экономического формирования региона, военизированным характером культуры и быта донских казаков;

— показано использование казачьей этнокультуры в деятельности разноуровневых образовательных заведений Дона: восстанавливаются и вновь образовываются учебные заведения: кадетские корпуса, казачьи лицеи, региональные школы с элементами казачествавсе виды образования в Ростовской области: дошкольное, общее среднее, высшее, реализуя государственный образовательный стандарт, определили в качестве важного направления совершенствования образования его регионализацию. С этой целью воспитание молодого человека переориентировано в плане духовного обогащения и уважения к традициям региона. Молодому поколению дается целостное представление об историческом, этнонациональном, природном и хозяйственном состоянии области, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа, обращается пристальное внимание на трагические события истории и культуры, ошибки хозяйствования;

— разработан и внедрен в процесс обучения спецкурс на немецком языке, наполненный этнокультурным содержанием, способствующий росту духовной культуры студентов. Духовная культура, социально-этические нормы, народные традиции являются ведущими факторами учебно-воспитательного процесса. Национальное воспитание выступает как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Именно принцип этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество заложен в современную модель регионального образования. В современном обществе переходного типа именно этнос способен обеспечить активную адаптацию личности к условиям интенсивной цивилизации!

Переживаемый в настоящее время «этнический ренессанс», сопровождаемый усилением интереса к национальной культуре языку и фольклору, обычаям и традициям, является основой для разработки этнорегиональных вопросов образования и воспитания.

Учет интересов личности в системе запросов и интересов региона, исходя из реальных условий и перспектив их реализации, позволяет считать регион основным интегральным опорным элементом образовательной жизни и развития образования.

Таким образом, во второй половине 90-х годов на Северном Кавказе в основном завершается сложные и болезненные процессы национального самоопределения. Начался этап межнациональной консолидации, который сопровождается созданием региональных государственных, производственных и культурных объединений, общественных движений, проведением многочисленных симпозиумов, съездов, конференций. Достижение стабильности и мира в рамках российского государства выдвигается в качестве приоритетной задачи и необходимого условия развития региона. Ценностями высшего порядка становятся согласие, солидарность, взаимодействие, терпимость.

Очевидно, что тенденция к национально — культурной самобытности народов Северного Кавказа на основе российской государственности в XXI веке получит дальнейшее развитие в контексте интеграционных процессов мирового сообщества. Эти факторы в немалой степени определят направленность образования на Северном Кавказе в новом столетии и обусловят выдвижение в качестве одного из ведущих направлений функционирования систем образования его регионализацию.

Нам представляется актуальным и в дальнейшем изучение особенностей и историко-педагогических традиций донского региона для современных процессов обновления и развития образовательных систем донского региона.

Мы не смеем утверждать, что в данном исследовании нам удалось осветить весь круг, имеющих отношение к данной проблеме, вопросов.

Перспективными с точки зрения дальнейших исследований в данном направлении представляются: сравнительный анализ регионализации образования в России и за рубежомисследование возможности переноса отдельных элементов регионализации за рубежом в систему отечественного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИА. Бродники: миф и реальность // Казаки России (проблемы истории казачества). М., 1993. — С. 41, 42, 43, 44, 45.
  2. .А. Слава тебе, господи, что мы казаки! Сальск, 1991.
  3. Ё. Образ малой Родины. // Народное образование.-1997.-№ 2,-С.133.
  4. В.В. Казачий Дон (Очерки истории). Ростов н/Д., 1995. Кн. 1, Кн. 2 // Известия вузов Северного Кавказа. 1997. № 1. С. 92.
  5. И.А. Этническая культура и поликультурное образование. Проблемы развития образования на Северном Кавказе // Сборник научных статей.-Пятигорск, Изд. ПГЛУ, 1998 -С. 13−18. ~
  6. С., Красноперов В., Сапига Н. Региональная подготовка специалистов и ее особенности // Вестник высшей школы. 1997. — № 4. С. 21−22.
  7. Н.Ю., Глуздов В. А., Загрекова JI.B. Регионализация образовательной системы (из опыта Нижегородской области) // Педагогика.-1999.-№ 2,-С.13−16.
  8. А. Потенциал донских реформ // Народное образование.-1997.-№ 2,-С. 4−6.
  9. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 19 987. № 3. -С. 68−72.
  10. Бойко Л И., Брежнев B.C., Колесников Ю. С. Казачество Юга России и студенчество//Регионология.-1994.-№ 4,-С. 71−77.
  11. Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ // Альма матер. 1997, — № 9.-С. 6−7.
  12. Ё.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие: -Ростов н/Д: РГПУ. — 1995. — С. 31−45.
  13. Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. — № 4. С. 11−17.
  14. Т. Все то, что нужно в жизни // Народное образование.-1997. № 2. -С. 32−35.
  15. В.И. Этническое самообособление казаков // Донские Войсковые ведомости. 1994. — № 7 (82). С. 3.
  16. Р.Б. В.Н. Сорока-Россинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. -№ 3, — С. 75−81.
  17. Ф. Педагогика- Призыв к самодеятельности в преподавании. М., 1921.С. 63.23 Там же, С. 71.
  18. Ф. Родиноведение как основа преподавания // Хрестоматия современных педагогических течений. Украина, 1924. С. 164.
  19. Л.В. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в модели «училище-колледж-вуз» (на примере педагогических заведений Ростовской области) // Автореферат дис.. канд. пед. наук., М. 1998.
  20. А. Не для парадов // Донские Войсковые ведомости. 1994. -№ 7 (82). С. 6.
  21. A.A. История казаков. Золотая Орда и зарождение казачества. Ч. 1. М., 1991. С. 14, 17, 24, 25, 36, 51, 52, 76, 77.
  22. A.A. История казаков. Ч. 1,2. М., 1991.
  23. Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1989. — С. 213−214.
  24. Л. Отрицательные стороны классической школьной системы // Русская школа. -1914. № 1. С. 131.33 Там же, С. 140.
  25. . Казачество на государственную службу // Казачий вестник. — 1994. № 4 (19). С. 5.
  26. A.B. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996, — № 1.- С. 18−20.
  27. В., Кухтевич Т., Туманов С. Молодежь России 97 (по результатам социологического исследования) //Альма матер. — 1997. — № 8. -С.4−6.
  28. Ю.А. Кавказский вектор в развитии Ростова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 3. С. 50−52.
  29. Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» № 1107−1 от 26 апреля 1991 г.
  30. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г.
  31. Д.М. Проблемы повышения квалификации подготовки педагогических кадров в условиях регионализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 1. — С. 85−88.
  32. Д.М. Эффект профессионального мастерства // Народное образование. 1998. — № 2. -С. 12−19.
  33. Т., Проценко Б. Донской вариант // Народное образование. -1997. -№ 2. -С. 108−109.
  34. А.К. К проблеме этнокультурного диалога народов СевероКавказского региона // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сборник научных статей. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. С. 37−44.
  35. С. Британский ученый о донцах // Донские войсковые ведомости.-1994,-№ 5. С. 6.
  36. С. Национальная идея // Донские войсковые ведомости.-1993.-№ 242 (сентябрь). С. 5.
  37. Г. Ф. Развитие и реформирование образования на Северном Кавказе в исследованиях Южного отделения Российской академии образования // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сборник научных статей. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. — С. 54−60.
  38. А.П., Левит Н. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М. 1994. — С. 89−90.
  39. Ю. Кого считать казаком // Казачий вестник. 1994. — № 5. С. 3.
  40. В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования //Регионология. 1993. — № 3. — С. 25−34.
  41. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 52−58.
  42. А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Росгов-н/Д.: Изд-воРост, ун-та., 1996.-С. 53−75, 160−163, 169.
  43. Ю.С. Парадоксы формирования «рыночных» стандартов поведения студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. — № 4. — С. 80−83.
  44. В. Зарегистрирован фонд «Казачья школа» // Донские войсковые ведомости. 1996. -№ 1(100) (февраль). С. 3.
  45. А.Д. Проблемы занятости молодежи: региональный подход // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 24−31.
  46. В.Н. Старые Вешки. Ростов н/Д. 1991. — С. 11.
  47. O.K. Формирование современной идеологии воспитания (общечеловеческие ценности, национальная идея, патриотизм, духовность и др.) // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция
  48. Российский вуз: в центре внимания личность", 24−26 мая 1999 г. Тезисы докладов, Ростов-н/Д: ДГТУ., 1999.-Т. 1. С. 50.
  49. М.В. Этнокультурные аспекты изучения языков // Педагогика,-1998.-№ 3.-С. 74−79.
  50. Л. Региональная модель образования и национальные интересы // Народное образование. -.1997. № 2. С. 20−23. ^
  51. А. Образование: проблемы глобализации и региональность // Альма матер. 1997.-№ 11. С. 4−9. ^
  52. A.A. Интеллигенция понятие русское // Правда. — 1989. 7 августа.
  53. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. 1998. — № 5. С. 46−52.
  54. Н. Каждому свой «Шанс» // Народное образование. — 1997. — № 2. С. 58−61. ¦ ¦. ¦
  55. Н. Любовь к родному пепелищу // Народное образование. 1997. -№ 2. С. 63−67.
  56. В.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поликультурного образования // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сборник научных статей. Пятигорск: ПГЛУ, 1998.-С.61−71.
  57. Н.Д. Нововведения в региональном управлении образованием // Педагогика. 1996. — № 4. С. 27−33.
  58. H.A. Донское казачество в эпоху позднего средневековья: Диссертация доктора исторических наук. Ростов-н/Д., 1995. С. 27.
  59. Там же, С. 117, 118, 140, 156, 160.
  60. H.A. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д., 1992.-С. 7−37.
  61. A.A. Изучение иностранных языков в школе: новые перспективы // Педагогика. 1998. — № 1. С. 45−48.
  62. Г. И. Национальная казачья доктрина // Донские Войсковые ведомости. 1994. -№ 8 (83). С. 3.
  63. Морау Питер. Средневековый университет: карьера выпускников (реферат) //Альма матер. 1997. — № 8. С. 36−40.
  64. В.Ю., Молчанов И. Н. Развитие высшего профессионального образования на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. — № 4. С. 87−91.
  65. В. Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления // Альма матер. 1998. -№ 3. С. 20−24.
  66. И.Л. Университет центр педагогического образования в регионе // Педагогика. — 1998. — № 4. С. 65−67.
  67. С. Народный казачий быт//Дон. 1992.№ 1−2.-С. 140−168.
  68. Об образовании. Закон Российской Федерации. 10 июля 1992. № 3266−1// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 30. С. 17.
  69. В.В. Бродники доказацкая вольница. Казачество в истории России. Краснодар, 1993 .С. 10.
  70. Л.Г. Философия регионализма // Гуманистические науки в Сибири.-1997.-№ 1. С.52
  71. И.Л. Терские казаки. Владикавказ .1991.
  72. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. Указ президента РФ № 632 от 15 июня 1992 (Известия. 16 июня, 1992).
  73. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
  74. В.Ф., Черноус В В. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990.
  75. В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики // Педагогика. 1996. — № 5. С. 30−33. ^
  76. С.А. Кочевники Средневековья. М., 1982. С. 15.
  77. Кавказа. 1995. № 2−3. С. 14−17. ЮбРепин С.А., Сериков Г. Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием //Педагогика. — 1995. — № 6. С. 32−36.
  78. А.И. История о донских казаках. Ростов-н/Д., 1992. С. 17.
  79. Л. О системных основах подготовки специалистов // Альма матер. -1997. № 7. С. 8−9.109Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993- № 7. С. 157, 158, 162.
  80. ПОСавельев Е. П. История Дона и донского казачества (в 4 частях).
  81. Новочеркасск. 1918. Ч. 1. С. 21−36. 111 Садовничий В. Оценка оказалась верной // Альма матер. — 1997. — 3. С. 8−10.. 112Сборник Областного Войска Донского Статистического Комитета, выпускЗ.- 1903. С. 21−22. .
  82. Автореферат дис. док. пед. наук. Ростов — н/Д. — 1999. 125Сухоруков В. Д. Историческое описание земли Войска Донского.
Заполнить форму текущей работой