Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогический механизм формирования коммуникативной культуры студентов в процессе преподавания курса педагогики, спецкурса и организации практики, построенный на основе диалога педагогики и культуры, преподавателя и студента. Данный механизм представляет собой логическую взаимосвязь содержания педагогических дисциплин, спецкурса и педагогической практики, усваиваемого студентами путем проблемных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследуемой проблеме
    • 1. 1. «Диалог культур» как ведупщй принцип гуманистической педагогики
    • 1. 2. Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя начальных классов
  • Глава 2. Коммуникативная культура студентов педагогического колледжа
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования
    • 2. 2. Особенности проявления коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа
  • Глава 3. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа
    • 3. 1. Задачи и методика формирующего этапа исследования
    • 3. 2. Социально педагогический механиззи><>-" форхмированил коммунилсативной культуры, студентов педагогического колледжа
    • 3. 3. Задачи и ^ методика контрольного этапа эксперимента

Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В происходящих изменениях в системе образования особое значение приобретает сегодня культурологический подход, обусловливающий интегративные и гуманитарные явления в содержании образования, диалогичный характер развивающих технологий, появление модульных и игровых моделей образовательного процесса развития личности будущего учителя. Такой подход обоснован нами в аспекте работ Г. С. Батшцева, М. М. Бахтина, НАБердяева, В. С. Библера, МАКагана, ЛН. Лесохиной, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, В. М. Розина, Н. С. Розова и др.

Созданные и функционирующие в рамках человеческого общества, культура и образование диалогичны по своей сути. Их существование немыслимо вне коммуникации, как средства функционирования культуры, трансформации ее другим поколениям и связи людей в социуме. В процессе коммуникации происходит постижение индивидуумом духовных и материальных ценностей общества и личности, овладение культурными нормами и правилами как знаками, регулирующими жизнедеятельность и взаимоотношения в сообществе людей.

Понимание образования как явления культуры позволило нам обогатить содержание процесса подготовки специалистов, разработать и обосновать квалификационные требования к коммуникативной культуре учителя начальных классов как явлению профессиональной и социально значимой ценности. Коммуникативная культура выступает одним из ведущих и стержневых образований личности и понимается нами как составная педагогической культуры, которая характеризуется единством личностных и профессиональных ценностей, обусловливающих направленность педагога на другого субъекта взаимодействия. Основными ее составляющими являются способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другогопотребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникацииготовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности. Коммуникативная культура, как справедливо заметил В. С. Библер, характеризует неповторимость индивида.

Современный этап развития общества выдвигает требования к подготовке специалистов в среднем звене, ориентированные на формирование продуктивной педагогической деятельности, творческой направленности личности, на развитие духовно — нравственной культуры, где важнейшей составляющей определена коммуникативная культура. В свете личностно — ориентированной модели образования педагог выступает не только посредником в передаче культурноисторических и духовно — нравственных ценностей ребенку, но и транслятором коммуникативной культуры от одного человека к другомутем самым коммуникативная культура выступает как индикатор ценностей и как способ передачи их от одной личности к другой в процессе общения. Наряду с этим коммуникативная культура характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка. Коммуникативная культура в профессиональной сфере выступает и требованием к личности педагога, и показателем уровня организации им педагогической деятельности, у.

Таким образом, среди тех многочисленных проблем, которые стоят перед средним профессиональным образованием, проблема формирования коммуникативной культуры будущего учителя приобретает чрезвычайную значимость. Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов в педагогическом колледже обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования (Е.В.Бондаревская, Т. Ф. Белоусова, Е. Н. Воробьева, Л. В. Занина, В.А.Кан-Калик, Л. Г. Семупшна, В. А. Сластеннн, В. Т. Фоменко, ИДЧечель, Е. Н. Шшнов и др.).

Отмечая достижения науки в области изучения коммуникативной культуры, можно выделить основные вопросы, нашедшие освещение в философских, психологических и педагогических работах:

— 'коммунжашвная трансляция" как средство, обеспечивающее переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме вьфащивания способностей (А.А.Алексеев, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Э. Н. Гусинский, М. С. Каган, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.);

— коммуникация как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к субъекту (Л.С.Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.);

— коммуникация как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляющее собой факт культуры (Ж.Годфруа, М. С. Каган, В. И. Курбатов и др.).

Актуальность исследования обоснована необходимостью улучшения процесса подготовки специалистов начального образования. В условиях складывающейся культуросообразной модели образования, усиливается потребность общества и начальной школы в учителе, способном к коммуникативной деятельности и несущем ответственность за развитие способов коммуникаций у детей. Проблема исследования состоит в обозначении противоречий между возрастанием значимости коммуникативной культуры будущего учителя как составляющей его педагогической и личностной культуры и отсутствием в опыте педагогической деятельности учителей навыков, обеспечивающих проявление коммуникативной культуры учителя как гуманного способа обучения и воспитания учащихсямежду интересом педагогической науки к проблеме формирования коммуникативной культуры учителя и неразрешенными вопросами, связанными с поиском оптимальных условий и средств формирования коммушгкативной культуры студентов в процессе учебно — познавательной деятельности. Актуальность данной проблемы для педагогической теории и практики и недостаточность ее разработанности определили конкретный выбор темы исследования.

Цель исследования — разработка педагогических условий формирования коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа.

Рбъе1сг исследования коммуникативная культура студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования — процесс формирования коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в учебной деятельности.

Задачи исследования;

1.Выявить особенности проявления коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа.

2.Проаналгоировать возможности процесса преподавания педагогики и содержания спецкурса и педагогической практики как средств формирования коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов.

3.Разработать и экспериментально обосновать педагогический механизм формирования коммуникативной культуры студентов.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что коммуникативная культура будущего учителя формируется в процессе теоретико — практической подготовки при соблюдении следующих условий:

— интегрированного содержания курса педагогики, спецкурса «Коммуникация как средство понимания учителем ученика» и педагогической практики;

— диалоговых форм организации процесса изучения курса педагогики и спецкурса;

— наличия коммуникативно — диалоговых ситуаций в процессе педагогической практики;

— рефлексивного характера оценки усвоения содержания педагогических дисциплин;

— моделирования педагогической практики как среды профессиональной коммуникации.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения о роли деятельности в формировании личности, основные положения о ценностях культуры и ее значимости в формировании коммуникативной культуры личности, теоретические положения о профессиональной подготовке студентов в педагогическом колледже.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что теоретически изучены научные направления профессиональной подготовки учителей начальных классов в культурологическом аспектеопределено понятие коммуникативная культура будущего учителя начальных классовопределены потенциальные возможности процесса преподавания дисциплин педагогического цикла, спецкурса и организации педагогической практики в формировании коммуникативной культуры студентовраскрыты сущностные характеристики коммуникативной культуры будущего учителя начальных классовопределены и экспериментально обоснованы пути организации процесса преподавания педагогики, спецкурса и педагогической практики как условия формирования коммуникативной культуры студентовразработана модель педагогической практики как среда коммуникативнодиалогового общения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке показателей коммуникативной культуры студентов педколледжав разработке и экспериментальной апробации педагогических условий, созданных в ходе преподавания педагогики и организации педагогической практикив моделировании педагогической практики как среды профессиональной коммуникациив разработке и апробации программы спец. курса «Коммуникация как средство понимания учителем ученика» — в разработке тренинговых упражнений и диалоговых форм организации учебной деятельности. На защиту выносятся следующие положения:

1.Понятие «коммуникативная культура будущего учителя начальных классов» представлено рядом компонентов:

— способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

— потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения;

— готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.

2.Содержание спец. курса «Коммуникация как средство понимания учителем ученика», раскрывающее теоретические знания о коммуникативной культуре будущего учителя начальных классов, способы ее формирования, игровые и реальные ситуации взаимодействия учеников друг с другом и учителя с учениками, требующие от учителя применения различных средств коммуникации и рефлексивного анализа, обеспечивающие формирование опыта коммуникативной культуры.

3.Педагогический механизм формирования коммуникативной культуры студентов в процессе преподавания курса педагогики, спецкурса и организации практики, построенный на основе диалога педагогики и культуры, преподавателя и студента. Данный механизм представляет собой логическую взаимосвязь содержания педагогических дисциплин, спецкурса и педагогической практики, усваиваемого студентами путем проблемных дискуссий, многовекторных диалогов, рефлексивного анализа и оценки, проблемного анализа, педагогических импровизаций, ассоциативных заданий, проективных писем, тренинговых и игровых упражнений, организованных в форме лекций — бесед, лекций — дискуссий, лекций — мозговой штурм, лекций проблемного характера, лекций — брифингов. Педагогическая практика рассматривается как среда практического применения усвоенных студентами коммуникативных навыков, способностей путем включения в такие виды деятельности как создание педагогического эссе, проведение микроуроков, внеклассной деятельности по темам реальных детских ситуаций, организация совместных импровизаций.

Этапы исследования:

1 этап (1994 — 1995гг.) — теоретическое изучением философской, психолого педагогической литературы, анализ процесса преподавания педагогики в колледже и организации педагогической практики, определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработкой рабочей гипотезы.

2 этап (1995 — 1996гг.) — создание экспериментальной модели исследования, поэтапная разработка задач и методик исследования.

3 этап (1996 — 1997 гг.) — апробация созданной экспериментальной модели исследования, проверка механизма формирования коммуникативной культуры студентов педколледжа и первичная обработка педагогических результатов в ходе эксперимента.

4 этап (1997 — 1998гг.) — целостное конструирование исследования, обработка полученных данных, формулирование выводов, рекомендаций и заключения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций автора, методиками, адекватными задачам и сущности изучаемого явления, репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа, подтверждена опытно — экспериментальным путем и апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через опубликованные автором работы в научно — практических и региональных научных сборникахв ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на кафедрах ППиМНО и дошкольной педагогики РГПУ, на педагогических советах в Шахганском, Ставропольском и Туапсинском пед. колледжах, на ежегодных научно — практических конференциях в РГПУ и городских педагогических чтенияха также преподаванием авторского спец. курса в учебном процессе педагогического колледжа.

Заключение

.

Постановка и исследование проблемы формирования коммуникативной культуры у студентов педагогического колледжа обусловлена глубокими социально — экономическими и политическими изменениями в жизни общества и государства, выдвинувшими на передний план задачу подготовки специалиста, способного работать в условиях личностно — ориентированного образования.

При всем значении проведенных различными авторами исследований в них, на наш взгляд, сужается понятий «коммуникативная культура», так как они ограничиваются понятиями «речевое общение», «коммуникативные умения» и др. Мы понимаем коммуникативную культуру как составную часть педагогической культуры, которая характеризуется личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формируется во всех видах деятельности и общения. Коммуникативная культура представляет собой:

— способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

— потребность в другом, к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих учащихся;

— готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.

В исследовании осуществлен системный подход к изучению процесса формирования коммуникативной культуры, позволивший всесторонне рассмотреть ее в связях t исимостя — структурой упрап функций, с функциями общения и т. д.) и сделать этот процесс целенаправленным и оптимально управляемым.

Исходным началом процесса формирования коммуникативной культуры у студентов является целевая ориентация учебно — воспитательного процесса и особенно спецдисциплин на подготовку их к коммуникативной деятельности и включение в систему отношений по субъект — субъектной схеме общения. Спеццисциплины обладают большим дидактическим потенциалом для включения студентов в профессионально — направленную коммуникацию и формирование профессионально — значимых способов коммуникативной культуры учителя.

Исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Эффективность формирования коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа зависит от следующих условий:

— интегрированного содержания курса педагогики, где усилены культурный аспект педагогического знания и теоретические фундаментальные исследования по коммуникативной культуре;

— диалоговые формы организации процесса изучения курса педагогики- -наличие коммуникативно — диалоговых ситуаций в процессе изучения курса педагогики;

— рефлексивный характер оценки усвоения содержания курса педагогики- -создание специального теоретического и тренингового спецкурса, формирующего профессиональную компетентность студентов в сфере коммуникации и коммуникативные способы, позволяющие регулировать характер взаимодействия с учениками и коллегами;

— моделирование практики как среды приобретения опыта профессиональной коммуникативной культуры.

В ходе эксперимента нами был" обнаружены позитивные тенденции в развитии коммуникативной культуры студентов от отдельных разрозненных. -обоснова- :ых способов взаимодсП с учет до способностей.

Ill.

В ходе эксперимента нами были обнаружены позитивные тенденции в развитии коммуникативной культуры студентов от отдельных разрозненных, необоснованных способов взаимодействия с учениками до способностей проектировать коммуникации, предусматривать возможность возникновения ситуаций, готовность к регулированию взаимодействий, к потребности добиться эмоционально — положительных результатов и принятия одного другим. Основными закономерностями, обусловившими процесс формирования коммуникативной культуры студентов выступили, на наш взгляд, правила как эталон и регулятор взаимоотношений между преподавателями и студентами, учащимися и учителями, сочетание теоретических курсов и практического тренинга как среды осмысления и упражнений в освоении способов коммуникаций, открытость преподавателя стимулирует потребность студентов к открытому, доверительному взаимодействию с ним.

Проведенное исследование не претендует на полное, окончательное и всестороннее решение всего комплекса проблем, связанных с формированием коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов. Некоторые из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане. Нуждается в углубленном исследовании проблема формирования коммуникативной культуры учителя с учетом национально — региональных особенностей. Самостоятельной задачей является и специальная и социальнопсихологическая подготовка преподавательского состава колледжа. Все эти задачи свидетельствуют о необходимости продолжения исследования данной проблемы и координации усилий педагогов и психологов.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет утверждать правомерность поставленной нами проблемы формирования коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -335с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 255с.
  3. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоникая, 1994. — 608с.
  4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сб.науч.тр. (АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии //Редкол.: А. А. Бодалев (отв.ред.) и др.). -М.: АПН СССР, 1983. 98с.
  5. Е.П. Формирование ценностного отношения к профессии учителя у старших подростков гуманитарных гимназий. Автореф.дис. .канд.пед.наук. -Курган, 1998. 22с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. — 339с.
  7. В .И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во ЮГУ, 1988. — 238с.
  8. В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во ун-та, 1993. 251с.
  9. Г. М. Социальная психология. =- М. МГУ, 1988. 432с.
  10. Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания //Культура и мировоззрение учителя: Сб.статей. Екатеринбург, 1992. С. 5 — 16.
  11. И.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253с.
  12. В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей //Социология высшей школы. Сб.статей. Вып.9. Горький, 1982. -С.116−128.
  13. А.И. Введение в культурологию: учеб.пособие. М., 1993. 352с.
  14. А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. — 237с.
  15. Г. П. Общение как основа формирования студентов к педагогической деятельности (на примере подготовки инженер.-прет * ават. кадров). Дис. кандть- М., 19-S — Х4с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  17. Г. С. Особенности культуры глубинного общения //Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: Наука, 1987.-С. 13−52.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 432с.
  19. Э. Трансактный анализ и психотерапия. Санкт — Петербург: «Братство», 1992. — 223с.
  20. B.C. Две культуры. Диалог культур (Опыт определения) //Вопросы философии. 1989. № 6. — С.31−42.
  21. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 412с.
  22. Е.Н. Формирование и развитие профессионально нравственной культуры будущего педагога. Автореф. дисс. .докт.психол.наук. — М., 1995. -49с.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 200с.
  24. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  25. А.А. О коммуникативном ядре личности //Сов.педагогика. 1990. -№ 5. — С. 77−81.
  26. А.А. О развитии психологии познания людьми друг друга //Психологический журнал. 1980. — Т. 1. № 1.
  27. А.А. Психологически условия гуманизации педагогического общения //Педагогика, 1990. -№ 12. С.65−71.
  28. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. — 496с.
  29. М. Я и Ты. М.: Высш.шк., 1993. — 173с.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 216с.
  31. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  32. В.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка. Автореф. дисс.. канд.психол.наук. М., 1991. -25с.
  33. В.А. Ценность и оценка. Киев, 1964. — 68с.
  34. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов на — Дону: РГПУ, 1995. — 172с.
  35. JI.M., Сементовская В. К. Деловое общение. Л: Лениздат, 1980. — 80с.
  36. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. — 333с.
  37. В.А. Мотивация выбора ценностей общения подростков: социальные причины деформаций и их преодоление //Развитие социальной активности подростка. (Тезисы докл. респ. науч.-практ.семин. 7 июля 1989 г.) -Казань, 1989. С.3−9.
  38. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: МГУ, 1982. — 173с.
  39. В мире подростка /Под ред. АА.Бодалева. М.: Медицина, 1980. — 295с.
  40. Воспитателю о личностном общении (Психология общения). НМО «Творческая педагогика». — М.: Новая школа, 1994. — 77с.
  41. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетентности как объект' зарубежных методических исследований //Ин.яз. в школе. 1985. — № 2. — С. 17−24.
  42. В.Г. Искусство в системе общения. Ташкент: MB и ССОУ ССР, 1977. — 137с.
  43. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144с.
  44. Е.В. Формирование потребности в профессионально педагогическом самосовершенствовании у будущих учителей начальных классов. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Москва, 1997. -21с.
  45. Гришина И. В Давайте договоримся, С.-Петербург, 1993 — 85с.
  46. Н.В. Философский анализ образования как явления культуры Лис. .докт.фил" к. М., 19г'" 413с.
  47. Е.В., Жданов Ю. В. Сущность культуры. Ростов — на — Дону: РГУ, 1979. — 261с.
  48. Диалог и коммуникации философские проблемы (материалы круглого стола) //Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. З — 27.
  49. Диалог культур: Философия. Психология. Педагогика. Кемерово, 1981. -С.8.
  50. Г. А., Лекторский В. А. Проблемы целостного мира //Вопросы философии. 1990. -№ 12. — С.32−43.
  51. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207с.
  52. А.Б. Общение: наука и искусство. Изд. 2-е. М.: Знание, 1980. -160с.
  53. Е.М. Управленческое общение и условия его адаптации. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Курган, 1995. — 23с.
  54. Н.П. Психология общения: Пособие для студентов психологов. -Ярославль, 1979. — 96с.
  55. Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. .канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1995. — 214с.
  56. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -221с.
  57. И.А. Элементарный курс педагогической психологии: учеб.пособие. -М., 1992. 111с.
  58. В.П. Образование, культуры, сознание //Философия образования для XXI века: Сб.статей. М., 1992, — С. 87−103.
  59. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наук. Думка, 1982. — 114с.
  60. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения. Советское искусствоведение 82, вып. 1. М., 1983.
  61. Э.В. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1984. — 360с.
  62. Г. Л. Культуросообразность как смыслоообразующий принцип системы непрерывного образования и основа проективного образования //Проблемы психологии образования М., 1992. — 132с.
  63. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992. — 78с.
  64. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 109с.
  65. И.А. Культура общения. Опыт философско методологического анализа. — Воронеж, 1989. — 168с.
  66. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315с.
  67. М.С. Общение как предмет междисциплинарного научного исследования. В кн. Общение и культура личности. — Томск, 1984.
  68. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
  69. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  70. Л.М. Межличностное общение как явление культуры. Дис. канд.пед.наук. Уфа, 1988. — 172с.
  71. А.С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 16с.
  72. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. 280с.
  73. И.В. Реализация коммуникативной направленности в обучении английскому языку как иностранному в учебниках «HEADWAY», «HOTLINE», «THE CAMBRIDGE ENGLISH COURSE». Автореф.дис. канд.пед.наук. Москва, 1995. — 18с.
  74. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика, 1996. № 2. — С. 14−21.
  75. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. -Л., 1960.-С. 196−197.
  76. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. — 144с.
  77. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности). Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 360с.
  78. В.П. Формирование культуры межнационального общения. Дисс. .канд.пед.наук. Казань, 1990. — 199с.
  79. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы /Под ред. Е. И. Пассова. -М.: Просвещение, 1985. 124с.
  80. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225с.
  82. Н.И. Логический словарь справочник. — М.: Наука, 1975. — 717с.
  83. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. — 144с.
  84. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1988. -252с.
  85. Н.Б. Социокультурный контекст образования //Содержание гуманистического образования. Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. 67 — 103с.
  86. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод.пособие. г -лсш.шк. I — 142с.
  87. Е.С. Культура общения и преодоление конфликтности /Социально -психол. хар-ки форм общения и развития контактов между людьми /Тезисы докл. всесоюзн, семин. Ленинград, 1970. — С. 94.
  88. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
  89. Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. М., 1973. — С. 26−37.
  90. Культура и мировоззрение учителя /Отв. Ред. В. И. Филиппова. -Екатеринбург: Свердл.обл.ИУУ, 1992. 133с.
  91. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  92. К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во ИУ, 1985. — 104с.
  93. В.М. «Модели мира» и образ человека. М.:Политиздат, 1982. — 255с.
  94. А.А. Психология общения. Тарту, 1973. — 208с.
  95. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48с.
  96. А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии, 1979. № 1. • С.121−132.
  97. А.А. Принцип коммуникативности сегодня //Иностранный язык в школе. 1986. — № 2. — С. 27−32.
  98. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М: Просвещение, 1969. -214с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  100. А.Н. Культура, поведение и мозг человека //Вопросы философии, 1968. -№ 7. — С. 50−56.
  101. А.Н. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1966. — 344с.
  102. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. — 36с.
  103. .Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах: Анализ признаков слухового образа /Отв. Ред. Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1986.-128с.
  104. .Ф. Категории общения и деятельности //Вопросы философии, 1979. -№ 8. -С.46−47.
  105. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения /Вопросы общей, педагогический и инженерной психологии. М., 1991. — С. 107 — 127.
  106. .Ф. Проблемы общения в психологи //Проблемы общения в психологии. М., 1981.
  107. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. — 270с.
  108. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. М.: Высщ.шк., 1986. -206с.
  109. A.M. Воспитание у молодежи культуры межнационального общения //Сов.педагогика, 1989. № 10. С. 29−32.
  110. С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1994. — 208с.
  111. Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико -методологический анализ). М.:Мысль, 1983. — 284с.
  112. Л.Н. Формирование коммуникативной деятельности у старшеклассников. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1980.
  113. Т.П. Культурология и философия культуры //Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России: Тезисы всерос. конф. Ростов н/Д, 1993. С. 6−8.
  114. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199с.
  115. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. — М.: прогресс, 1986. — 256с.
  116. Мелик Пашаев А. А. Психология искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1991. -96с.
  117. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429с.
  118. Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях). Санкт — Петербург, 1993. — 56с.
  119. Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А.Аванесова, В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др. Учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. — 415с.
  120. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112с.
  121. А.В. Коммуникативная культура личности //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб.науч.тр. /АПН СССР, врем.науч.-исслед.коллектив «Школа». МС., 1989. С.56−67.
  122. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80с.
  123. Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. Дис. .канд.пед.наук. М., 1992. -206с.
  124. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 18с.
  125. Мышление: процесс, деятельность, общение. /Под ред. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 287с.
  126. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 102с.
  127. Нгуен Чи Чунг. Деловое общение руководителя: содержание, структура, процесс, реализации. Дисс. .канд.пед.наук. М., 1993. — 157с.
  128. .М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. 253с.
  129. П.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды //Сов.недагогика. 1985. -№ 10. — С. 129−134.
  130. Н.Д., Карлинская Л. И. Обучение как специально организованный процесс общения. М., 1987. — 50с.
  131. Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникаций. М., 1984. — 250с.
  132. Л.И. Педагогика детского коллектива /Вопросы теории/. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  133. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  134. Н.Н. Психология делового общения. Л., 1991. — 31с.
  135. Н.Н. Психологическая культура отношений. Л., 1991. — 31с.
  136. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1978. — 2846с.
  137. Образование и культура: История и современность (методологические аспекты). /Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Лехович. Томск: Томский ун-т, 1989. -283с.
  138. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. В. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. Педагогика, 1990. — 150с.
  139. Общение, диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб.науч.тр. /Редкол.: А. А. Бодалев и др. М.: АПН СССР, 1987. — 164с.
  140. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 302с.
  141. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования /Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. -М.: Педагогика, 1987. 152с.
  142. Общение и развитие психики: Сб.науч.тр. (АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии- Ред.колл.: А. А. Бодалев (отв.ред.) и др. М.: АПН СССР, 1986. -176с.
  143. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред.1. Лисиной М. 1985. — 208с.
  144. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М.: Высш.щк., 1990. — 381с.
  145. В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР. Редакторы И. Л. Щербина, В. Н. Фокин. М.: Мысль, 1965. — С.470−540.
  146. A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1987. — 142с.
  147. Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии. Автореф. дис. .канд.пед.наук. -Новосибирск, 1997. 18с.
  148. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. -208с.
  149. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус.яз., 1989. — 276с.
  150. С.Ы. Научно фундаментальное содержание педагогического образования — основа профессионализма. Ростов — на — Дону: РГПК, 1994.
  151. С.В. Педагогическая культура специалиста дошкольного образования //Развитие личности в образовательных системах Южно -Российского региона: Тез. докл. Ш год.собр. ЮО РАО и XV регион. псих,-пед.чтений Юга России. Ростов н/Д, 1996. — С.27.
  152. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1984. — 200с.
  153. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально -психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168с.
  154. Л.А. Компетентность в общении. М.: йзд-во МГУ, 1989. -216с.
  155. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  156. А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности //Вопр.психологии. 1987. — № 1. — С.27−34.
  157. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов — на — Дону, 1994. -66с.
  158. Пиз А. Язык телодвижений. Новгород: Вй Кью, 1992. — 262с.
  159. Е.В. Воспитание культуры общения. Психологические и социологические аспекты деятельности руководителя. Киев: Знание, 1981. -21с.
  160. Е.В. Психолого педагогическая компетентность как условие повышения педагогической культуры: Дис. .канд.пед.наук. — Ростов н/Д, 1996.-221с.
  161. Н.О. Культурологические аспекты профессионально педагогической деятельности: Дис. .канд.пед.наук. Санкт — Петербург, 1995. — 156с.
  162. Г. П. Культура общения и личность. Киев: Знание, 1984. — 33с.
  163. Проблема общения в психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. -280с.
  164. Профессиональная культура учителя /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1993. — 135с.
  165. Психологические исследования общения (Сб. Ст.) АН ССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М: Наука, 1985. — 344с.
  166. Психология межличностного познания /Сб.статей/ АПН СССР- Под.ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — 223с.
  167. С.Х. Искусство и общение. Л., 1984.
  168. . А. Коммуникация как социальное явление. Ростов — на — Дону, 1984.
  169. Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. — 227с.
  170. Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. — 235с.
  171. Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. — 272с.
  172. Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. — 176с.
  173. .А. Коммуникация как социальное явление. Ростов — на — Дону: РГУ, 1984. — 143с.
  174. В.В. Сумерки Просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 624с.
  175. В.М. Введение в культурологию. М., 1994. 104с.
  176. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992. — 154с.
  177. Роль культуры в формировании личности /Под ред. Е. М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1980. — 190с.
  178. С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 270с.
  179. Е.В. Воспитательные функции общения в празднике. Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1980. — 269с.
  180. А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Автореф.дис.. канд.пед.наук. Ярославль, 1998. — 17с.
  181. В.И. Этика общения. М.: Знание, 1991. — № 1. — 64с.
  182. B.C. Культура и развитие человека //Вопросы философии. 1982. -Хо 4. — С. 15−30.
  183. П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1987.4 186. Соковнин В. М. Социализация, общение, педагогика /Вопросы педагогики ипсихологии общения. Науч. тр. Вып.1.
  184. В.М. О природе человеческого общения /Опыт философского анализа/. Фрунзе: Мектеп, 1974. — 147с.
  185. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: I ЛГЖ, 1990. — 33с.
  186. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во1. МГУ, 1992. 109с.
  187. .В., Дорогова JI.H. Мир человека. Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М.: Мысль, 1975. — 206с. ^ 191. Станкин М. И. Приемы перцептивного общения //Специалист. 1994. — № 2.1. С.23−26.
  188. Р.И. Формирование педагогических умений у учащихся гуманитарной гимназии. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Курган, 1998. — 20с.
  189. JT.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415с.
  190. Тезаурус для учителей и школьных психологов //Новые ценности образования. Вып.1. -М.: Инноватор, 1995. 133с.
  191. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240с.
  192. А.В. Социальные функции общения /Актуальные вопросы * марксистской гносеологии и социологии. М.: Политиздат, 1977. — С. 106−121.
  193. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. — М.: Мысль, 1972. — 198с.
  194. Терехина J1.A. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: Дис. .канд.пед.наук. М., 1996. -215с.
  195. Ушакова Т А. Речь как когнитивный процесс и как средство общения //Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. — С. J 31−143.
  196. Т.Н., Павлова Н. Д. Загесова И.А. Роль человека в общении. М.: Наука, 1989. — 192с. ш> 7
  197. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815с.
  198. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 223с.
  199. Формирование личности будущего учителя /Р.И.Цветкова, Ф. Г. Важенина и др. Владивосток: ДГУ, 1991. — 128с.
  200. Формирование мировоззренческой культуры учителя: Межвуз.сб.науч.тр. /Под ред. Е. Е. Несмеянова. Ростов н/Д, 1990. — 122с.
  201. Фохт Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный и мир человека. — М.: Знание, 1992.- 110с.
  202. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Философия наук. 1990. — № 8. — С.85−95. № 9. — С.91−111.
  203. О.В. Методологические вопросы системного исследования культуры. Автореф. дис.. канд.филос.наук. Саратов, 1979. — 17с.
  204. Человек в зеркале культуры и образования /Под ред. Л. П. Буевой и др. М.: Моск. ин-т ФО ССР, 1989. -213с.
  205. Человек в мире культуры /Ответ. Ред. И. К. Кугмаева. М.: ИФ АН СССР, 1989. 112с.
  206. Человек и его ценность: Сб. Тезисов. М.: ИФ АН СССР, 1988. — 4.1. — 139с.
  207. Человек и его ценность: Сб. Тезисов. М.: ИФ АН СССР, 1988. — 4.2. — 145с.
  208. Человек и культуры. М.: Наука, 1990. -238с.
  209. И.Б. Общение и воспитание //Филос. и социол. мысль. Киев, 1990. № 1. С.92−95.
  210. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов — на — Дону: РГПУ, 1995. — 272с.2! 5. Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх.
  211. V ролевь- и М., 199! — 101с.
  212. В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческой группе. Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1991. — 190с.
  213. В. А. Высшее образование в системе культуры. Ставрополь: СГУ, 1996. — 68с.
  214. В.Ф. Учить всех, учить каждого //Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. — С. 141−204.
  215. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 248с.
  216. Ю.А. Общение: возможность и действительность. Фрунзе: Илим, 1985. — 176с.
  217. Н.Д. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся /Методрекомендации. Казань: АПН СССР, 1991. — 79с.
  218. Шмидт Райнер. Искусство общения. М., 1992. — 79с.
  219. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога //Сов.педагогика, 1991. № 9. — С.80 — 84.
  220. Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120с.
  221. Н.Е. Духовная и профессиональная культура учителя //В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.5. Даугавпилс, 1990. С. 1316.
  222. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. — 192с.
  223. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М: Знание, 1976.
  224. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. — 160с.
Заполнить форму текущей работой