Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода, первая половина XIX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сложившихся условиях, таким образом, первостепенное значение для отечественных экономистов приобретает задача по выявлению и всестороннему изучению истоков реформаторских воззрений, в которых проблемы социального, культурного и морального свойства рассматривались во взаимосвязи с вопросами по ускорению научно-технического прогресса, общественного разделения труда, бескризисного цикла и другими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место и роль утопического социализма в мировой экономической мысли первой половины XIX в
    • 1. 1. Исторические предпосылки обособления утопического социализма в самостоятельное направление экономической мысли
    • 1. 2. Особенности позиций социалистов-утопистов о доктрине laissez faire в научных дискуссиях первой половины XIX в
    • 1. 3. Критика социалистами-утопистами теоретико-методологических положений классической политической экономии
  • Глава 2. Концепции реформ в трудах ведущих авторов утопического социализма постмануфактурного периода и их историческое значение
    • 2. 1. Учение Р. Оуэна о «переходном порядке» и «рациональной конституции» как основа его реформаторской концепции. v
    • 2. 2. Концепция К. А. Сен-Симона о переходном периоде на пути к реформированию «промышленной системы»
    • 2. 3. Программа перехода к «строю согласованности» в концепции реформ Ш. Фурье

Особенности реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода, первая половина XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Всемирная история экономической мысли свидетельствует о том, что на всем протяжении XIX и XX столетий идеология либерально-рыночных экономических отношений, базирующаяся на принципах полного laissez faire, неизменно сталкивается с двумя противодействующими ей альтернативными позициямиреволюционной и реформаторской. Одна из них в современной экономической литературе ассоциируется с марксистско-ленинским учением о революционных социально-экономических преобразованияхдругая — с концепциями реформ ряда школ и направлений теоретической экономики, в которых непременным условием формирования общества социальной справедливости считается применение многообразных мер ненасильственного характера.

Постсоветская российская действительность последнего десятилетия, как очевидно, стала периодом чрезвычайно сложных и трудных попыток демонтировать «здание» административно-командной системы хозяйствования. При этом принятые меры проецирования на отечественную экономику «новейших моделей» наиболее развитых западных стран лишь усугубили нарастание дестабилизации в обществе и негативных тенденций в реальном секторе экономики и денежно-финансовой сфере.

Следовательно, признание никчемности революционных (насильственных) средств ликвидации тоталитарной социально-экономической системы и объявление решений о начале реформ по созданию социально ориентированной рыночной экономики отнюдь не гарантирует их скорейшее и беспроблемное претворение в жизнь.

В сложившихся условиях, таким образом, первостепенное значение для отечественных экономистов приобретает задача по выявлению и всестороннему изучению истоков реформаторских воззрений, в которых проблемы социального, культурного и морального свойства рассматривались во взаимосвязи с вопросами по ускорению научно-технического прогресса, общественного разделения труда, бескризисного цикла и другими. В данном контексте речь идет о самых первых реформаторских концепциях подобной направленности, авторами которых явились лидеры утопического социализма постмануфактурного периода Р. Оуэн, К. Сен-Симон и Ш. Фурье.

Необходимость историко-экономического исследования в области обозначенной проблематики обусловлена также тем, что в мировой и особенно отечественной экономической литературе советского периода экономические и социальные идеи этих пропагандистов реформ, несмотря на их многие важные для судеб человечества свершившиеся предвидения, трактуются в основном с критических позиций.

Степень исследованности проблемы. Творческое наследие социалистов-утопистов постмануфактурного периода, в том числе их реформаторские концепции, нашло достаточно широкое отражение в сочинениях ряда видных зарубежных и отечественных ученых-экономистов. В частности, обращают на себя внимание труды Ш. Жида, К. Маркса, П. Прудона, Ш.

Риста, П. Самуэльсона и других зарубежных авторов, а из числа российских — А. Аникина, Е. Волковой, Р. Левиты, Е. Майбурда, Я. Ядгарова и других, в которых рассматриваются, как правило, общие либо частные аспекты экономического учения представителей утопического социализма.

Однако, сложившиеся в стране социально-экономические условия, осознание роли человеческого фактора в осуществлении нынешних преобразований и необходимость придания реформам новых социальных импульсов требуют проведения дальнейших научных изысканий, в том числе историко-экономических исследований в области проблем особенностей эволюции экономической мысли в постмануфактурный период, явивший собой благодаря трудам Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье начальный этап формирования непреходящих ценностей социально ориентированных реформаторских концепций.

Таким образом, недостаточная и некомплексная изученность сущности и особенностей реформаторских концепций социалистов-утопистов первой половины XIX века, а также их актуальность и значимость обусловили выбор темы диссертационной работы и определили состав исследуемых в ней проблем.

Цель и задача исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы в рамках историко-экономического исследования осуществить комплексный анализ реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода и на этой основе выявить в них наиболее значимые для современной экономической науки теоретико-методологические и практические положения.

В соответствии с этой целью в диссертационной работе поставлены и решаются следующие основные задачи:

• выявить предпосылки обособления утопического социализма в самостоятельное направление экономической мысли;

• систематизировать позиции социалистов-утопистов исследуемого периода в связи с их неприятием доктрин laissez faire и предпочтением реформ;

• изучить сущность расхождений в области теоретико-методологических воззрений социалистов-утопистов и авторов классической политической экономии и особенности их отображения в современной экономической литературе;

• определить общие и специфические положения реформаторских концепций ведущих представителей утопического социализма;

• выявить свершившиеся предвидения в концепциях реформ социалистов-утопистов в части общепринятых ныне научных параметров, характеризующих уровень социально-экономического, культурного и нравственного развития общества.

Объектом исследования является утопический социализм постмануфактурного периода в трудах лидеров этого направления экономической мысли, а также в сочинениях зарубежных и отечественных экономистов, затрагивающих определенные аспекты их научного наследия.

Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических идей Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье, положенных ими в основу особенных по своей сути социально ориентированных реформаторских концепций.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов в области истории экономической мысли. Для повышения достоверности выводов и обобщающих положений использовались также первоисточники, то есть сочинения социалистов-утопистов постмануфактурного периода, включая их разработки по проблематике реформирования либеральной рыночной экономики. В качестве инструментов исследования были приняты исторический, системный и логический подходызначительное внимание уделялось использованию методов комплексного и сравнительного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что посредством историко-экономического анализа особенностей реформаторских концепций лидеров утопического социализма постмануфактурного периода выявлены их социально значимые свершившиеся предвидения, которые могут быть экстраполированы на современную действительность и учтены в научных изысканиях, связанных с обоснованием социальных приоритетов в разрабатываемых концепциях государственного регулирования экономики.

Наиболее значимые результаты, полученные лично соискателем:

• определены место и роль утопического социализма в мировой истории экономической мысли в качестве одной из альтернативных классической политической экономии теоретических школ, которая имеет самостоятельную систему взглядов на проблемы предмета, метода, теории и практического предназначения экономической науки;

• обобщены основные принципы новой социальной организации в реформаторских концепциях социалистов-утопистов постмануфактурного периода, в соответствии с которыми ради повышения роли общественного интереса перед личным требуется противопоставить ему либо усиление централизованного руководства и создание всемо1ущего правительства (как у К. Сен-Симона), либо активизацию прежде всего самих трудящихся посредством создания добровольных кооперативных ассоциативных образований (как у Р. Оуэна и Ш. Фурье);

• показано, что реформаторская концепция Р. Оуэна, базирующаяся главным образом на идее претворения в жизнь мероприятий по созданию патрональных учреждений в экономической, социально-культурной сферах и в быту, предопределила многие особенности в развитии теоретической экономики и практике хозяйственной жизни не только в прошлом, но и в настоящем столетии;

• выявлена позитивистская направленность теоретико-методологических и реформаторских позиций К. Сен-Симона, в соответствии с которыми на первый план выдвигается требование обеспечения нестихийного и эффективного характера грядущих социально-экономических преобразований, в том числе благодаря обязательному участию ученых в разработке основополагающих параметров этих процессов;

• показаны экстраполируемые на современную действительность предвидения в реформаторской концепции Ш. Фурье как в части возрастающей роли (и доли) в экономике акционерной собственности и коллективных форм в обеспечении удовлетворения нужд семейно-бытового характера, так и в части достижения возможностей для сближения социального и культурного положения людей в обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и обобщающие положения могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях и историко-экономических разработках, связанных с проблематикой эволюции реформаторских концепций в экономической науке, а также в учебном процессе при преподавании дисциплин «История экономических учений», «История экономики», «Экономическая теория» .

Апробация диссертационной работы. Основные положения исследования докладывались автором на научной конференции «Двенадцатые Международные Плехановские чтения» в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе в институтах и на факультетах РЭА им. Г. В. Плеханова по дисциплине «История экономических учений» .

Основные результаты проведенного исследования с учетом изложенных в содержании соответствующих глав материалов могут быть сформулированы в виде нижеследующих обобщающих положений и выводов.

1. Реформаторские концепции социалистов-утопистов постмануфактурного периода явили собой одну из значимых и ярких страниц в мировой истории экономической мысли.

Лидеры утопического социализма той поры — Р. Оуэн, К. Сен-Симон и Ш. Фурье сделали в своих сочинениях ряд ценных научных рекомендаций с точки зрения теоретической экономики и практики хозяйственной жизни.

В основе их доктрин социально-экономических преобразований лежат принципиально новые (в сравнении с классиками) теоретико-методологические позиции, долгое время, однако, воспринимавшиеся в научном мире как нереалистичные и недоказательные.

Между тем, как писал видный современный историк экономической мысли М. Влауг, «экономистам для того, чтобы отбросить какую-либо теорию, нужно гораздо больше фактов, чем, скажем, физикам-. если бы выводы из теорем экономической теории поддавались однозначной проверке, никто бы никогда не услышал о нереалистичности предпосылок,. теоремы экономической теории не возможно однозначно проверить, поскольку все предсказания имеют здесь вероятностный характер» [11. С. 652].

Разделяя это положение, отметим все же, что концепции реформ социалистов-утопистов первой половины XIX в. прошли, как принято говорить, проверку временем, поскольку многие их предвидения воплотились в жизнь, стали неотъемлемыми составляющими современных форм организации общественного производства и быта людей.

2. Возникновение и обособление утопического социализма в качестве одного из самостоятельных направлений экономической мысли, произошедшее в начале XIX столетия, предопределили: во-первых, исторически неизбежный процесс промышленного переворота в экономике и вызванные им невиданные прежде социальные проблемыво-вторых, кризисы перепроизводства в масштабах национального хозяйства тех государств, в которых возобладали индустриальные основы хозяйствования и политика полного laissez faire.

Это направление экономической мысли явилось альтернативой классической политической экономии, хотя социалисты-утописты разделяли отдельные положения в учении классиков, включая идеи: неуклонного ускорения научно-технического прогрессазатратной природы происхождения ценностиклассовой структуры обществанеравенства потребностей и способностей и др. Принципиальные расхождения социалистов-утопистов с классиками обусловлены не только неприятием идеи laissez faire и саморегулируемости экономики, но и критической оценкой положения о главенствующей роли частной собственности в социально-экономическом устройстве общества, а также неограниченной свободы конкуренции в качестве фактора, порождающего монополизм и всеразрушающие экономические кризисы.

В отличие от воззрений ранних социалистов-утопистов времен Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм постмануфактурного периода базируется не «на точке зрения морали», а на «экономии», имея в виду поставленные ими в начале XIX в. вопросы о месте и роли в хозяйственной жизни частной собственности, об экономическом экспериментировании в рамках реформаторских концепций и др.

Научное наследие единомышленников и последователей социалистов-утопистов «второй волны» сложилось в двух основных течениях:

• коллективистском, связанном с творчеством К. Сен-Симона;

• ассоцианистском, возникшем благодаря сочинениям Ш. Фурье и Р. Оуэна.

Представители первого течения ратовали за осуществление реформ «сверху», а второго — в силу их приверженности индивидуализму — «снизу» .

3. Основоположники утопического социализма постмануфактурного периода, как видно из их сочинений, подвергли разносторонней критике основные теоретико-методологические воззрения классической политической экономии, но выдвигаемые ими собственные наработки подобного свойства также впоследствии превратились в объекты научной критики.

Так, Р. Оуэн, критикуя трудовую теорию стоимости классиков за невозможность ее реализации в условиях экономики свободной конкуренции, сам в то же время считал, что она может быть применена в условиях «коммунистических поселений» с присущими им «биржами справедливого обмена». Кроме того, подвергая критике ортодоксальную позицию по поводу института частной собственности, сам он предложил не менее ортодоксальную позицию, настаивая на приоритетной роли в экономике общенародной собственности. Наконец, не принимая теорию денег и обмена классиков, ученый ратовал за механизм безденежного обмена в рамках 'рекомендуемых им кооперативных ассоциативных образований.

Другой исследователь школы утопического социализма К. Сен-Симон поставил в упрек классикам стремление абсолютизировать значение абстрактных и дедуктивных методов анализа. Но при этом сам он, подобно классикам, выстраивает свои размышления преимущественно с каузальных позиций, указывая на ведущую роль в числе главных факторов производства только труда, а среди классов общества — только класса промышленников, и т. д. Причем последний, по Сен-Симону, вместе с учеными, банкирами, финансистами и некоторыми другими слоями общества являет собой тех, кто реально управляет государством, а правительство — это фасад, который не обязателен для обществаэтот тезис ученого вошел в историю экономической мысли как «парабола Сен-Симона» .

Ш. Фурье, в свою очередь, в числе ряда положений классиков по-своему интерпретировал, в частности, теорию производительного и непроизводительного труда, заявив, что в современном ему строе цивилизации труд не менее двух третей людей является непроизводительным. В упрек классикам он также ставит непонимание ими того, что будто торговля порождает противоречия между интересами богатого меньшинства и нищего большинства и т. д.

4. Своеобразие реформаторской концепции Р. Оуэна обусловлено, в числе прочего, тем, что отдельные ее положения были непосредственно апробированы под руководством и при непосредственном участии самого разработчика в процессе реально проводившихся экономических экспериментов.

Формирование новой социальной среды требует, по Оуэну, самоорганизации людей «снизу» в течение некоего переходного периода, на протяжении которого:

• будут созданы кооперативные ассоциативные образования;

• обновится законодательная система и система воспитания;

• установится господство общенародной собственности;

• наладится безденежный обмен на биржах справедливого обмена.

Оуэновский «переходный период» на реформаторском пути к созданию «лучшей системы» задуман как для того, чтобы гарантировать ненасильственный характер преобразований, так и для осуществления определенных координирующих мер при введении новых порядков, постепенного выкупа по рыночным ценам земли и превращения ее в общественную собственность.

На выкупленных землях, по замыслу ученого, будут создаваться ассоциативные поселки будущего, цель которых:

• возделывание земли;

• фабричное производство;

• воспитание людей и формирование их характеров;

• обеспечение принципов самоуправления.

5. Поселки нового типа, по Оуэну, могут постепенно охватить весь земной шар, что потребует, на его взгляд, времени меньше, чем десять лет, в том числе благодаря действию новых законов рекомендуемой им «рациональной конституции» .

Между тем, в оуэновской конституции содержатся положения, актуальность которых не утрачена и в наши дни, как-то:

• оговоренное законом право каждого человека не только на труд, но и на образование;

• равенство и личная свобода людей обоих полов;

• недопустимость воздействия на мнения и веру кого-либо;

• объединение всех людей «в один братский союз для общего блага всех» .

6. Согласно К. Сен-Симону, с созданием промышленной системы переход от феодализма к новому обществу нельзя признать состоявшимся. Отсюда нужны рекомендуемые им реформы, которые явят собой истинный ненасильственный переходный период от феодального правительства к промышленному правительству, от существования в обществе разных по своей природе учреждений (феодальных и промышленных) к состоянию нового социального порядка.

Таким образом, концепция реформ К. Сен-Симона, нацеливающая на создание в течение переходного периода новой «промышленной системы», рассчитана на инициативу «сверху», то есть со стороны высшей власти страны. Участие последней представляется ему необходимым во избежание насилия и революционных потрясений с тем, чтобы мирными средствами, включая убеждение и пропаганду, осуществить необходимые реформаторские перемены.

Одной из важных целей сен-симоновских реформ является ликвидация всяких привилегий, которыми обладают противники нового промышленного строя, преодоление анархии и хаоса, порождаемых существующим либеральным механизмом хозяйствования. Успех реформ им увязывается также с обязательным участием в них третьей (после королевской власти и промышленников) главной силы — ученых.

В качестве противников реформ К. Сен-Симон называет: военныхдворянстводуховенстворантьегосударственных чиновников.

Эти феодальные слои общества, по Сен-Симону, удерживают бразды правления достоянием государства, пользуясь своей властью, и препятствуют объединению промышленников.

7. Роль промышленников в грядущих реформаторских преобразованиях, по Сен-Симону, наиболее значительна уже потому, что они составляют подавляющее большинство народа -" двадцать четыре двадцать пятых", и их лидеры смогут управлять государственным достояниемученые же, на его взгляд, обеспечат организацию и управление государственным воспитанием и другими интересами общества культурно-правового и морального свойства.

Расходы, требуемые для перехода к «чисто промышленной системе» возьмут на себя, полагает ученый, именно промышленники, и они же обеспечат управление крупной промышленностью из единого центра по единому плану, разработанному учеными.

В результате реформ К. Сен-Симон предвидит: во-первых, свершение не полумер, а резких и скорых изменений, необходимых для изменения существующей общественной системыво-вторых, формирование главным классом общества и учеными гарантирующих новые неофеодальные порядки законовв-третьих, избавление человечества от всех бедствий прежнего режима и, прежде всего, от экономических кризисовв-четвертых, образование при национальных Академиях наук отделения политической экономии и др.

Ill.

8. Реформы, предлагаемые Ш. Фурье, рассчитаны на переход к будущему социетарному социально-экономическому устройству в течение тридцати лет. Будучи уверенным в своем Открытии, позволяющем обеспечить формирование нового человека и трудового притяжения общества, он предвещает всему человечеству благополучие и процветание, установление единой денежной системы, единых мер, печатных знаков, единство языка и т. п. Эти и другие изменения должны, по мысли ученого, произойти благодаря повсеместной организации на местах первичных общественных ячеек ассоциативного характера, названных им поселками-фаланстерами.

В последних, насчитывающих от 1600 до 2000 человек, должны реализоваться индивидуальные склонности каждого члена общиныроль же государства должна быть исчезающе мала. При этом Ш. Фурье не является противником промышленного производстваон не приемлет намеренное стремление к индустриализации посредством укрупнения размеров заводов и фабрик.

В частности, он предвидел:

• неминуемое расширение масштабов постоянного или временного совместного проживания людей, в том числе в комплексах многоквартирных домов, гостиницах, пансионатах и т. п.;

• совершенствование организации удовлетворения семейно-бытовых нужд посредством создания специализированных служб и учреждений по коллективному выполнению услуг, связанных с освещением, отоплением, общественным питанием, предоставлением бытовых услуг, воспитанием детей и т. Д. * *.

Таким образом, непреходящее значение для судеб экономической науки реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хозяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообразности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономические преобразования, они в своих реформах выдвигают на первый план задачи научно-промышленного совершенствования общества, повышение культурного, образовательного и нравственного уровня людей.

Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты «новой волны» считают возможным исключительно мирными средствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы реформ, была на протяжении двух последних столетий в большей или меньшей степени реализована.

Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно принято называть с акцентом на «утопическое» либо «социалистическое», то есть в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это представляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориентированной концепции развития экономики нашей страны.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. И. История экономических учений (краткий курс лекций). М.: Издательство «ВиМ», 1997. — 96 с.
  2. М. Современная экономическая наука и факты / / THESIS. 1994. — Т И. Вып. 4. — С. 11−19.
  3. А. В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  4. А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. 367 с.
  5. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов, 1991- 1993. 475 е.- 486 с.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс» «Политика», 1992. — 608 с.
  7. С. А. Экономические теории и школы (история и современность). М.: БЕК, 1996. 352 с.
  8. С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998. -192 с.
  9. Ф. Экономические гармонии. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1895. 238 с.
  10. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Зима 1993. — Т. I. Вып. 1. — С. 24−40.
  11. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. 688 с.
  12. С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  13. Дж. Ф. Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению или век силы и век справедливости. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1956. 260 с.
  14. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  15. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. -367 с.
  16. Е. Пророк «Разумного общества». Роберт Оуэн. Его жизнь и деятельность. 3-е изд. М.: Моск. союз потребительских обществ, 1917. 86 с.
  17. Н. О., Квасов А. С., Козлова Е. А. и др. История экономической мысли в России: Учебн. пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 136 с.
  18. Дж. Сочинения. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955.- 500 с.
  19. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 479 с.
  20. Жид Ш. Основы политической экономии. М.: Студенческое изд-во, 1909. -615 с.
  21. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. 554 с.
  22. История экономических учений /Под ред. Рындиной М. Н., Василевского Е. Г., Голосова В. В., Цага В. Ф. М.: Высш. школа, 1983. — 559 с.
  23. История экономических учений. Ч. 1 /Под ред. В. А. Жамина, Е. Г. Василевского. М.: Изд-во МГУ, 1989. 368 с.
  24. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2 С. 135−432.
  25. Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1960. 551 с.
  26. Н. Д. Избранные произведения /Ред. кол. Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1993. 543 с.
  27. В. Н. История экономических учений: Учебн. пособие. М.: изд-во «ЦЕНТР», 1997. 224 с.
  28. Критика антимарксистских теорий в курсе политической экономии /Под общей ред. В. А. Афанасьева и Г. Н. Сорвиной. М.: Мысль, 1979. 383 с.
  29. Р. Я. История экономических учений. М.: Catallaxy, при участии ЗАО «Кно Рус», 1998. 192 с.
  30. В. И. К характеристике экономического романтизма (Сисмовди и наши отечественные сисмондисты) / /Полн. собр. соч. Т. 2. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1967. С. 192−262.
  31. В. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  32. Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. -544 с.
  33. Т. Р. Опыт о законе народонаселения //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2. С. 5−134.
  34. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-наПрудона. М.: Госполитиздат, 1941. 184 с.
  35. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Пруд она. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1965. С. 65−185.
  36. К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. С. 1167.
  37. К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. III. М.: Политиздат, 1964. -674 с.
  38. А. Принципы политической экономии: В 3 т. М. Прогресс, 1983−1984. 416 е.- 310 е.- 351 с.
  39. А. Принципы экономической науки. Т. III. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 352 с.
  40. Меркантилизм /Под ред. И. С. Плотникова. М.: Соцэкгиз, 1938. 340 с.
  41. Л. М. Главные этапы истории экономических учений (учебное пособие). Вып. I. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1970. 178 с.
  42. Т. История экономической теории. М.: АО «Аспект-пресс», 1995.-461 с.
  43. В. Основы национальной экономии М.: Экономика, 1996.-351 с.
  44. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.-608 с.
  45. Р. Избранные сочинения. Т. 1. М. А.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 416 с.
  46. Р. Избранные сочинения. Т. 2. М. Д.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 352 с.
  47. В. А. История российской политической экономии. М.: ГА ВС, 1993. 112 с.
  48. К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги //THESIS: Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10−17.
  49. П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти- Бедность как экономический принцип- Порнократия, или Женщины в настоящее время. М.: Республика, 1988. 367 с.
  50. П. Ж. Бедность как экономический принцип. М.: Посредник, 1908. 29 с.
  51. П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. М.: Книгоиздательство анархистов-коммунистов «Светлая Звезда», 1919. -202 с.
  52. Д. Начала политической экономии и налогового обложения //Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 1993. С. 397−473.
  53. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
  54. П. Экономика. М.: НПО «Алгон», 1992. Т. 1. -433 с.
  55. П. Экономика. М.: НПО «Алгон», 1992. Т. 2. -416 с.
  56. . Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. 600 с.
  57. Т. Г., Карамова О. В. История российской экономической мысли. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. Ч. 1. 88 с.
  58. Сен-Симон К. А. Избранные сочинения. Т. I. М. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. — 468 с.
  59. Сен-Симон К. А. Избранные сочинения. Т. II. М. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. — 487 с.
  60. С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. Т. 1. М.: Гос. социально-эконом. издат-во, 1937. 386 с.
  61. С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. Т. 2. М.: Гос. социально-эконом. издат-во, 1937. 242 с.
  62. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
  63. А. И. История экономики и экономических учений. М.: Финансы и статистика, 1998. 200 с.
  64. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1896. 400 с.
  65. Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 288 с.
  66. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. 2-е изд. СПб.: Юридический книжный склад «Право», 1911. -512 с.
  67. Туган-Барановский М. И. П. Ж. Прудон. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк. СПб, 1891. -80 с.
  68. А. Р. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961. 198 с.
  69. М. Методология позитивной экономической науки //THESIS. 1994. — Т. 2. Вып. 4. — С. 20−52.
  70. Ш. Избранные сочинения. Т. I. М. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. — 428 с.
  71. Ш. Избранные сочинения. Т. II. М. А.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. — 396 с.
  72. Ш. Избранные сочинения. Т. III. М. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954. — 600 с.
  73. Ш. Избранные сочинения. Т. IV. М. А.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954. — 588 с.
  74. Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.
  75. Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 488 с.
  76. И. История экономических учений (конспект лекций). М.: «Изд-во ПРИБОР», 1998. 80 с.
  77. Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
  78. Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  79. А. История экономических учений. СПб.: Электронные интегральные системы, 1998. 167 с.
  80. Я. С. История экономических учений. 2-е изд. М ИНФРА-М, 1997−1998. 288 с.
  81. Я. С. История экономических учений. 3-е изд. М ИНФРА-М, 1999. 320 с.
Заполнить форму текущей работой