Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тактико-коммуникативная компетентность следователя: На примере взаимодействия с обвиняемым в конфликтной ситуации расследования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность и оперативность профессиональной деятельности следователя зависит от уровня его тактико-коммуникативной компетентности, так как, только обладая достаточно высоким уровнем такой компетентности, следователь (в подавляющем большинстве случаев) может устанавливать и поддерживать психологический контакт и позитивные межличностные отношения с обвиняемым, добиваться кооперативного с ним… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально-психологические особенности следственной деятельности и психология личности [следователя
    • 1. 1. Психологические основы и особенности следственной деятельности
    • 1. 2. Психологические особенности личности следователя
  • ГЛАВА 2. 0бщение в следственной деятельности
    • 2. 1. Понятие, структура и виды профессионального общения следователя
    • 2. 2. Социально-психологические закономерности профессионального общения следователя
    • 2. 3. Тактико-коммуникативная компетентность следователя: понятие и сущность
  • ГЛАВА 3. Тактико-коммуникативные средства взаимодействия следователя и обвиняемого
    • 3. 1. Цели и сущность взаимодействия следователя с обвиняемым
    • 3. 2. Воздействие в структуре тактико-коммуникативных средств взаимодействия следователя с обвиняемым
    • 3. 3. Основные тактико-коммуникативные приемы воздействия следователя на обвиняемого в конфликтной ситуации расследования

Тактико-коммуникативная компетентность следователя: На примере взаимодействия с обвиняемым в конфликтной ситуации расследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Социально-экономические преобразования последних лет повлекли за собой усиление социальной напряженности в России, в том числе роста преступности, возрастание доли тяжких и особо тяжких преступлений.

Согласно статистическим данным в 2001 году по Российской Федерации зарегистрировано 2 968 255 совершенных преступлений, прирост количества совершенных преступлений по сравнению с 2000 годом по Российской Федерации составил 0,5%, а прирост количества совершенных преступлений по Воронежской области — 4,9%.Количество совершенных в 2001 году в Российской Федерации тяжких и особо тяжких Преступлений составляет 1 769 565, а прирост таких преступлений по сравнению с 2000 годом составил по Российской Федерации 2,0%, а по Воронежской области — 11,5%.'.

Поэтому, борьба с преступностью в настоящее время является одной из наиболее приоритетных задач государства, на решение которой направлена деятельность правоохранительных органов страны.

Однако, уровень эффективности и оперативности следственной деятельности недостаточно высок и не полностью отвечает потребностям борьбы с преступностью. Так, например, по Российской Федерации в 2001 году было раскрыто 70% от общего числа зарегистрированных преступлений, а по Воронежской области за тот же период — 59,7%.

В этих условиях совершенствование следственной деятельности, изыскание новых путей и возможностей повышения ее эффективности — одна из актуальных теоретических и, главное, практических задач теории и практики правоохранительной деятельности.

1 Здесь и далее приводятся статистические данные ИЦ МВД РФ.

Результаты проведенного нами социологического исследования, в процессе которого были опрошены 360 лиц, занятых в г. Воронеже расследованием преступлений, показывают, что эффективность следственной деятельности * находится в прямой зависимости от тактико-коммуникативной компетентности лиц, осуществляющих расследование преступлений. Мнение о наличии такой связи высказали 73,4% опрошенных работников правоохранительных органов.1.

Таким образом, повышение уровня тактико-коммуникативной компетентности является одним из новых путей совершенствования следственной деятельности.

В то же время, проблема тактико-коммуникативной компетентности следователя и ее влияния на эффективность следственной деятельности практически не исследована ни в криминалистической литературе, ни в литературе по юридической психологии. Монографические исследования этой проблемы в отечественной литературе отсутствуют. Это и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования и ее актуальность.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке теоретической концепции сущности тактико-коммуникативной компетентно-Т сти следователя, ее влияния на эффективность следственной деятельности, выработке практических рекомендаций по оптимизации тактико-коммуникативной деятельности следователя.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— анализ существующих социально-психологических характеристик след" ственной деятельности и выявление специфических социально-психологических особенностей следственной деятельности в современных ус-^ ловиях;

Данные приведенного анкетирования отражены в приложении к диссертации. Здесь и далее см. приложения № 1 и № 2.

— выявление психических особенностей личности следователя, коррели-рующихся со специфическими особенностями следственной деятельности;

— анализ существующих социально-психологических концепций общения, взаимодействия, ролевых и межличностных отношений следователя и обвиняемого и обоснование своего мнения по проблемам, связанным с этими концепциями в контексте темы данной работыисследование возможностей использования следователем для оптимизации общения с обвиняемым психологических закономерностей перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общенияопределение понятия «тактико-коммуникативная компетентность следователя» — исследование дискуссионных вопросов о сущности, структуре, видах взаимодействия следователя и обвиняемогоисследование дискуссионных вопросов о сущности психологического контакта, в который следователь вступает с обвиняемым в процессе предварительного следствия;

— исследование вопроса о допустимости тактических приемов и комбинаций, рекомендуемых криминалистикой с позиций психологических законоi, мерностей воздействия следователя на обвиняемого в конфликтной ситуации расследования, и разработка на этой основе ряда практических рекомендаций.

Решение этих задач позволило автору раскрыть сущность и дать свое определение такому понятию как «тактико-коммуникативная компетентность следователя», а так же обосновать вывод о том, что ее уровень оказывает большое влияние на совершенствование следственной деятельности.

Объект исследования. Объектом исследования является следственная деятельность и научные разработки комплекса теоретических и правовых проблем, связанных с тактико-коммуникативной компетентностью следователя и ее влиянием на эффективность и оперативность следственной деятельности.

Предмет исследования. Предмет исследования составили закономерноL сти процессов влияния на следственную деятельность личностных особенностей следователя, его способности устанавливать и поддерживать психологиI ческие контакты и позитивные межличностные взаимоотношения с партнерами по общению, использовать в профессиональной деятельности психологические закономерности перцепции, коммуникации, интеракции, все виды (императивный, манипулятивный, гуманистический) общения и все механизмы психического воздействия (заражение, подражание, внушение, убеждение).

Методология и методика исследования. Методологию данной диссер

L ¦ м тации составили основные положения материалистическои диалектики, теории личности и общения. Круг решаемых в диссертации разнообразных по содерi, жанию задач широк и решение многих из них связано с остро дискуссионными вопросами, поэтому на всем протяжении исследовательского процесса применялись такие методы научного познания как абстрагирование, анализ и синтез, индукция, дедукция, метод конкретно-социологических исследований.

Теоретической основой исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых по философии, социальной философии, социологии, общей, социальной и юридической психологии, психологии общения, уголовному процессу, криминалистике, этике (А.Дж. Айер, Г. М. Андреева, О. Я. Баев, В. П. Бахин, Р. С. Белкин, А. А. Бодалев, А. Н. Васильев, М. Вебер, Т. С. Волчецкая, Г. Г. Доспулов, Л. Я. Драпкин, А. В. Дулов, Ю. Н. Ильченко, В. А. Образцов, Л. Д. Кокорев, Д. П. Котов, И. С. Кон, A.M. Ларин, А. Р. Ратинов, А. М. Столяренко, Л. Б. Соловьев, Ю. В. Чуфаровский и других).

Правовой базой исследования явились Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращеi. 7 ния и наказания 1984 года, Конституция РФ, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, УПК РФ 2001 г., Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года. В работе использованы так же разъяснения, содержащиеся в постановлениях и определениях Верховного Суда РФ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования 360 следователей и работников органов дознания г. Воронежа по ключевым проблемам изучаемой темы. Использовался также метод включенного наблю >. дения при выполнении автором функции адвоката-защитника по уголовным делам.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование широкого круга теоретических и правовых проблем, тактико-коммуникативной компетентности следователя и ее влияния на эффективность и оперативность следственной деятельности. I.

Диссертация содержит ряд научно-теоретических положений, практических рекомендаций, характеризующихся определенной новизной и выносимых на защиту:

1. Следственная деятельность является совместной деятельностью следователя с обвиняемым. Взаимодействие следователя с обвиняемым реально существует. Взаимодействие следователя с обвиняемым заключается не только в их общении, но и в их как однонаправленных, так и разнонаправленных индивидуальных действиях, которые нерррывно взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимообусловлены.

2. Эффективность следственной деятельности зависит от уровня тактико.

1 Подробнее о методе включенного наблюдения, см.: Томин В. Т., Поляков М. П., Попов А. П. Очерки теории эффективного уголовного процесса. Пятигорск.2000.С. 162. коммуникативной компетентности следователя.

Тактикокоммуникативная компетентность следователя — это основанное на личностных качествах следователя умение с использованием объективных закономерностей перцепции, коммуникации и интеракции, а также тактических рекомендаций и приемов взаимодействовать с лицами, вовлеченными в расследование преступлений, имеющее целью предупреждение потенциального и преодоление реального противодействия с их стороны установлению истины по расследуемому уголовному делу.

3. Уровень тактико-коммуникативной компетентности следователя завиL сит от психических свойств его личности, социально-культурного уровня развития следователя, знания, глубокого понимания и умения использовать в профессиональной деятельности при общении с обвиняемым научных данных по психологии личности, объективных психологических закономерностей перцепции, коммуникации и интеракции, а так же рекомендуемых психологами и криминалистами допустимых тактических приемов, средств, методов, комбинаций, рекомендаций проксемики о пространственной и временной организации общения.

4. Формирование тактико-ком никативной компетентности следователя находится в зависимости от психических свойств следователя, но, тем не меi, нее, решение вопроса о профессиональной пригодности следователя не следует ставить в зависимость от типа его нервной системы, темперамента, характера, направленности личности.

5. Психологический контакт следователя и обвиняемого — это один из компонентов их взаимодействия, сущность которого составляют психическая взаимосвязь следователя и обвиняемого и их психическое взаимовлияние, проявляющееся в желании общаться, взаимодействовать друг с другом.

6. Процесс формирования психологического контакта начинается до первой встречи следователя и обвиняемого, до вступления их в общение в результате «опережающей коммуникации» .

7. Процессуально не регламентированное общение следователя с обви$ няемым такое, как не протоколируемая беседа перед выполнением того или иного следственного действия — это тактический прием, применяемый следователем для вступления с обвиняемым в психологический контакт и позитивные межличностные отношения. При выборе темы беседы необходим учет того, что основа установления психологического контакта — актуализация эмоционально-значимого в данный момент для обвиняемого предмета общения.

9. По своей сути общение следователя и обвиняемого является императивным и манипулятивным.

Ii.

10. Профессиональной деятельности следователя имманентно присуще психическое воздействие на обвиняемого. Единым механизмом этого воздейI ствия является подражание, заражение, убеждение и внушение, которые неразрывно взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимообусловлены.

В диссертационном исследовании обоснованы мнения автора по целому ряду дискуссионных вопросов, в частности о том:

— является ли следственная деятельность совместной деятельностью следователя и обвиняемогоL.

— возможно ли взаимодействие следователя с обвиняемым противодействующим следствию;

— могут ли в реальности существовать тактические приемы, исключающие внушающее воздействие;

— допустимы ли тактические приемы, основанные на психическом принуждении, осуществляемом путем законных действий;

— допустимы ли тактические приемы, основанные на факторе внезапности, тактические комбинации, которые принято именовать «следственными хитростями» ;

— допустимо ли использование следователем в тактических целях «слабых мест» в психике обвиняемого и т. д.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что эти исследования и сделанные iia основании них выводы могут быть использованы:

— для дальнейшего развития общей теории криминалистики и ее отдельных частных учений;

— для решения на теоретическом уровне проблем криминалистической тактики, связанных со следственными ситуациями, принятием тактических решений, тактическим воздействием, допустимостью использования тактических приемов и комбинаций;

— для решения на теоретическом уровне проблем криминалистической методики раскрытия и расследования преступлений и планированием процесса расследования- 1.

— для разработки частных методик расследования преступлений, проблем криминалистической тактики, подготовки учебных программ, пособий и других методических материалов по курсам криминалистики и уголовного процесса.

Практическая значимость результатов исследования состоит прежде всего в том, что они могут быть широко использованы в следственной (и one ративно розыскной) практикепри преподавании учебных курсов «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Основы теории оперативно-розыскной деятельности», «Юридическая психология» и связанных с ними спецкурсовпри совершенствовании профессиональной подготовки работниL ков правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и i, рекомендации, содержащиеся в диссертации, опубликованы в пяти научных статьях, неоднократно докладывались на научных и научно-практических конференциях ВГУ.

Структура диссертационной работы. Диссертация срстоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим основным выводам:

1. Следственная деятельность является совместной деятельностью следователя с обвиняемым, взаимодействие следователя и обвиняемого имеет место (если обвиняемый не отказывается от общения со следователем и участия в следственных действиях), как в тех случаях, когда следователь и обвиняемый преследуют одну и туже цель (установление истины по расследуемому делу), так и в тех случаях, когда их цели противоположны (следователь преследует цель установления истины по расследуемому делу, а обвиняемый — цель сокрытия этой истины от следователя). В первом случае взаимодействие следователя и обвиняемого осуществляется в форме кооперации (сотрудничества), а во втором — в форме конкуренции, представляющей собой конфликтный тип взаимодействия следователя и обвиняемого, преследующих противоположные цели. В первом случае индивидуальные действия следователя и обвиняемого являются одинаково направленными, а во втором — противоположно направленными. 1.

2. Эффективность и оперативность профессиональной деятельности следователя зависит от уровня его тактико-коммуникативной компетентности, так как, только обладая достаточно высоким уровнем такой компетентности, следователь (в подавляющем большинстве случаев) может устанавливать и поддерживать психологический контакт и позитивные межличностные отношения с обвиняемым, добиваться кооперативного с ним взаимодействия (сотрудничества) и своевременно'.1 получать от обвиняемого полную, адекватную действительности информацию, которой обвиняемый располагает.

3. Тактико-коммуникативная компетентность-это основанное на личностных качествах следователя умение с использованием объективных закономерностей перцепции, коммуникации и интеракции, а также тактических рекомендаций и приемов взаимодействовать с лицами, вовлеченными в расследование преступлений, имеющее целью предупреждение потенциального и преодоление реального противодействия с их стороны установлению истины по расследуемому уголовному делу.

4. Уровень тактико-коммуникативной компетентности следователя зависит от:

— его психических качеств;

— социально-культурного уровня его развития- -профессионально-психологических знаний;

— профессионально-психологических умений: тактикопсихологических, технико-психологических, аналитико-психологических.

Уровень тактико-коммуникативной компетентности следователя может значительно повышаться в процессе приобретения опыта в следственной деятельности, а также в результате профессиональной психологической подготовки.

5. Формирование тактико-коммуникативной компетентности следователя зависит от его психических свойств. И тем не менее решение вопроса о профессиональной пригодности следователя нельзя ставить в однозначную зависимость от типа его нервно^ системы, темперамента, характера, I направленности личности, следственных способностей.

6. Психологический контакт следователя и обвиняемого — это i, психическая взаимосвязь следователя и обвиняемого и их психическое взаимовлияние, проявляющиеся в желании общаться, взаимодействовать друг с другом.

Психологический контакт возникает, поддерживается, развивается, прерывается в силу объективных закономерностей перцепции, коммуникации, интеракции, рефлексии, эмпатии, стереотипизации, казуальной атрибуции.

Возникновение, поддержание, развитие, прерывание психологического контакта зависит от психических свойств следователя и обвиняемого и их психических состояний, а также от следственных ситуаций, складывающихся в процессе предварительного следствия.

7. Объективной закономерностью является то, что формирование психологического контакта начинаемся еще до первой встречи следователя с обвиняемым, так как до этой встречи у них неизбежно возникают взаимные ролевые ожидания. От того, насколько они окажутся оправдавшимися при встрече и общении, зависит, возникнет или нет психологический контакт у следователя и обвиняемого.

8. Предварительная беседа — это допустимый тактический прием, применяемый следователем для вступления с обвиняемым в психологический контакт, позитивные межличностные отношения, кооперативное взаимодействие.

При выборе темы такой беседы необходим учет того, что основа установления психологического контакта — это актуализация эмоционально значимого для обвиняемого в данный момент предмета общения.

9. По своей сути общение следователя и обвиняемого является императивным и манипулятивным.

Из гуманистических соображений, а также с целью оказания психического воздействия на обвиняемого этому общению могут быть приданы черты гуманистического общения.

Ю.Профессиональной деятельности следователя имманентно присуще психическое воздействие на обвиняемого, которое может быть спонтанным и целенаправленным, сознательным и подсознательным, то есть непреднамеренным и преднамеренным.

11 .Психическое воздействие следователя на обвиняемого неизбежно существует в сфере уголовно-процессуальных и межличностных отношений следователя с обвиняемым в течение всего процесса предварительного следствия.

12.Единый механизм психического воздействия следователя на обвиняемого составляют социально-психологические явления — заражение, подражание, убеждение, внушение.

Объективная закономерность заключается в том, что эти социально-психологические явления не обособлены друг от друга, все они неразрывно взаимосвязаны, взаимозависимы, неотделимы друг от друга (разделяют их только в исследовательских целях). |Поэтому, любому тактическому способу, методу, приему, комбинации, разрабатываемому для оказания следователем психологического воздействия на обвиняемого в целях получения от него информации (которой он располагает) имманентно присущи подражание, заражение, убеждение, внушение.

Проблемы, связанные с тактико-коммуникативной компетентностью следователя и ее влиянием на повышение эффективности и оперативности следственной деятельности, заслуживают дальнейшего развернутого исследования, так как повышение уровня тактико-коммуникативной компетентности следователя является одним из новых путей г совершенствования следственной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.-64 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.-624с.L
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Санкт-Петербург., 1997.-224с.
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскнойi, деятельности» (с изменениями на 18 июля 1997 года)
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ/Российская газета.№ 249 (2861) от 22 декабря 2001 года.
  7. Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.- 342 с.
  8. Болыпой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.-1160с.
  9. JI. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.-528с.
  10. Ю.Краткий психологический словарь/Ред. сост. JI. А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского., 1999.-505с.
  11. П.Ожегов С. И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.М., 1995.-917 с.
  12. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.-440с.
  13. Психология. Словарь./Под общ. ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.М., 1990.-494с.
  14. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.- 360 с.
  15. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Г. В. Осипов. М., 1995.- 300 с. i,
  16. Учебники, монографии, учебные пособия, статьи
  17. М. И., Порубов Н. И., Рагимов И. М., Сулейманов Д. И. Тактика допроса обвиняемого в конфликтной ситуации. Баку., 1993.-180с.
  18. И. И. Психологическое изучение собеседника в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2000.-23с.
  19. Г. М. Социальное познание: Проблемы и перспективы. М., 1999.-416с.
  20. Г. М. Социальная психология. М., 1999.- 376 с.
  21. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI. А. Современная социальная психология на западе (теоретические ориентации). М., 1978.-89с.
  22. Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 19|96.-336с.
  23. М.Ю. Петровская J1. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком//Психология межличностного познания. М., 1981 .с.7−23.
  24. С. М. Тактика обыска и выемки. М., 1989.- 125с.
  25. Анциферова J1. И. Принципы связи психологии и деятельности и методология психологии.// Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1962.- с. 73−84.
  26. О. Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. Воронеж., 1977.- 145 с.
  27. О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории). Воронеж., 1981.- 59 с.
  28. О.Я. Содержание и формы криминалистической тактики. Воронеж., 1981.-78 с.
  29. О. Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии (Основы предупреждения и разрешения). Воронеж., 1984.-131 с.
  30. О. Я. Криминалистическая тактика: понятие и система//
  31. Актуальные вопросы правоведения (информационные материалы).i.
  32. Екатеринбург., 1992.-с. 25−30.
  33. О. Я. Тактика следственных действий. Воронеж., 1995.- 224 с.
  34. М. О., Баев О. Я. Защита от обвинения в уголовном процессе. Тактика профессиональной защиты по уголовным делам. Право обвиняемого на защиту (нормативные акты, постатейный материал). Воронеж., 1995.- 228 с.
  35. О. Я. Основы криминалистики. М., 2001.-288с.
  36. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровняLсубъективного контроля (УСК). М. 1993.-16 с.
  37. Н. В. Очная ставка: Уголовно-процессуальные иi, криминалистические вопросы. Казань., 1982.-98с.
  38. Н. В. Очная ставка и тактика ее производства при расследовании преступлений. Автореф. дис.канд. юрид. наук. Харьков., 1981.-16с.
  39. В. П., Кочамов М., .Карпов Н. Допрос на предварительном следствии (уголовно- процессуальные и криминалистические вопросы). Алма-Ата., 1999.- 208 с. L
  40. Р. С. Очерки криминалистической тактики. Волгоград., 1993.120 с.i.
  41. Р. С., Белкин А. Р. Эксперимент в уголовном судопроизводстве.-М., 1997.- 160 с.
  42. Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.-339с.
  43. Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 1: Общая теория криминалистики. М., 1997.-404с.
  44. Р. С. Курс криминалистики. В 3 т.Т.2: Частные крминалистические теории. М., 1997.-463 с.
  45. Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. З криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1997.-480 с. 43 .Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988.- 185 с.
  46. Р. С., Лифшиц Е. М. Тактика следственных действий. М., 1997.-176с. L
  47. Р. С. Криминалистика. Проблемы сегодняшнего дня. М., 2001.-240с. L
  48. Э. Ф. Внушение и значение его в уголовно- следственной практике. Харьков., 1993.- 140 с.
  49. В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., 1994.-320с.
  50. В. С. Рефлексивное управление при допросе. Харьков., 1993.- 120 с.
  51. А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.- 112 с.
  52. А. А. Психология общения. Москва- Воронеж., 1996.- 255 с.
  53. В.Н., Лавров Ю. Н. О «психологических хитростях» в следственной тактике// Следственная, тактика. 1966.№ 71.-С. 88 -97.
  54. В. Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. МВД РФ., 1995.-56с.
  55. Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! Новосибирск. 1989.- 186 с.
  56. А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977.-64 с.
  57. Н. С., Глазыри^ Ф. В., Питерцев С. К. Допустимость тактических приемов на допросе. Волгоград., 1989.- 48 с.
  58. И. Е. Процессуальные и тактические вопросы системы следственных действий. Автореф. Дис. д-ра. юрид. наук. М., 1976.-32с.
  59. А. Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследованиипреступлений. М., 1970.-280 с., li $
  60. А. Н.Следственная тактика. М., 1976.- 200с.
  61. А. Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений.-М., 1978.-232 с.
  62. А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981,112с.
  63. В. Л. Психологические основы организации труда следователя. Волгоград., 1976.- 55с.
  64. В. Л. Юридическая психология. М., 1991.- 464 с.
  65. В. Л. Психология следственных действий.-К., 1996.- 120 с. t
  66. Л. М. Организация следственной работы. Краснодар., 1983.48с.
  67. Н. А., Еретко Ф. Н. Математика конфликта и сотрудничества. М., 1973.- 140 с.
  68. М. Избранные произведения. М., 1990.- 804 с.
  69. . Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. Омск., 1976.-86с.
  70. А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляции. М., 1987.-200с. |I
  71. М. В. К вопросу о правомерности «следственной хитрости»//Этика предварительного следствия. Волгоград., 1976.- 20 с.
  72. Т. С. Криминалистическая ситуалогия.М., 1977.- 245 с.
  73. В. К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск., 1985.-89с.
  74. И. Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск., 1976.- 184 с.
  75. А. Я. Опознание 'в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике. М., 1996.- 128 с.
  76. Ф. В. Психология-следственных действий. Волгоград., 1983.136с.
  77. Ф. В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. Свердловск., 1973.- 120 с.
  78. Гранат Н. JL Критерии законности и допустимости целенаправленного психологического воздействия//Тактические приемы допроса и пределы их использования. М., 1980.- С.45−47.
  79. А. П. Следователь вголовном процессе. М., 1981.- 192с.
  80. К. М. Профессиональная пригодность и свойства нервной системы. М., 1970.-105с.
  81. С. Ф., Шепитько В. Ю. Обыск в системе следственных действий (тактические и криминалистические проблемы). Харьков., 1999.- 160с.
  82. Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.- 112 с.
  83. JI. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск., 1987.- 163 с.
  84. Драпкин JL Я. Общая характеристика следственных ситуаций// Следственная ситуация. М., 1985.- с. 13−20.
  85. А. В. Судебная психология. Минск., 1975.- 165с
  86. А. В.Тактические операции при расследовании преступлений. Минск., 1979.- 128с. L
  87. А. В., Нестеренко П. Д. Тактика следственных действий. Минск., 1971.-272 с.
  88. А. В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973.- 168 с.
  89. М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов. М., 1989.- 220с.
  90. М. Н., Черных Э. П. Психология допроса. М., 1994.- 147 с.
  91. М. Н. Общая и юридическая психология. Часть 1. М., 1996.512с.
  92. Г. А. Руководство по тактике допроса. М., 2001.-400с. 99. Иванов Н. А., Комиссаров В. И. Тактика обыска. Состояние и перспективы// Рвсследование преступлений: вопросы теории и практики. Юридические записки. Вып.7. Воронеж., 1997.С. 87−93.
  93. ЮО.Ильченко Ю. Н. Эмоции и чувства в деятельности следователя.-Краснодар., 1978.-95с. jI
  94. М. С. Мир общения. М., 1988.- 315с.
  95. Ю2.Каневский Л. Л. Капля крови. Записки криминалиста. Уфа., 1999.-65 с.
  96. ЮЗ.Карагодин В. Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск., 1992.-97 с.
  97. Ю4.Карцев К. М. Основные процессуальные и криминалистическиеIположения допроса обвиняемого. Алма-Ата., 1969.-67с.
  98. Карнеева-JI. М., Ордынский С. С., Розенблит С. Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1969.- 123 с.
  99. Юб.Карнеева Л. М., Соловьева А. Б., Чувилев А. А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969.- 123с.
  100. Л. М. Судебная этика и тактика допроса//Этика предварительного следствия. Волгоград., 1976.С. 28−32.
  101. Г. Процесс каузальной атрибуции.// Современная зарубежная психология. Тексты. М., 1984.С.56. j
  102. Кертес Имре. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.-163с. ,
  103. Ю.Киршенбаум Э. И. Насколько нравственно педагогическое общение?// Тезисы докладов и сообщений на научно-пракьтической конференции 4−6июня 1998 года. Красноярск., 1989.-е. 109.
  104. П.Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.-224с.
  105. Е. А. Психология профессионала. Воронеж., 1996.- 400с.
  106. З.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань., 1969.- 278с. I
  107. А. С. Юридическая этика. М., 2001.-168с.
  108. Л. Д. Нравственные начала доказывания//Проблемы доказательств в Советском уголовном процессе. Воронеж., 1978.-115с.
  109. Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса. Воронеж., 1993.-224 с.
  110. В. С. Тактика допроса. Харьков., 1975.- 66с.
  111. В. И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики. Саратов., 1980.- 124с.
  112. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.- 383 с.
  113. В. Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков., 1978.- 143 с.
  114. В. Е. Организационные и психологические основы деятельности следователя. Киев., 1973 .-120с.
  115. М. Г., Степичев С. С. Изучение личности обвиняемого на1.предварительном следствии. М., 1969.'-80с.
  116. Т. Трактат о хорошей работе.М., 1975.- 272 с. i,
  117. Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж., 1977.- 133с.
  118. . Н. Конфликты в обществе//Социально-политический журнал.- 1992.-№ 6.-С. 15−23.
  119. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990.208с.
  120. Криминалистика./Под ред. Р. С. Белкина. М., 1999.-23 6 с. I
  121. Криминалистика /Под ред. Образцова В. А. М., 1997.- 760с.
  122. Г. Е. Исследование локализации контроля личностиi, новая версия методики «Уровень субъективного контроля»/Психологический журнал.-1999.-Т.20.-№ 2.-С. 107−109.
  123. В. Н. Вопросы психологии внушения// Ученые записки. Ч. 3. Ивановский педагогический институт. Иваново., 1971.С.90−95.
  124. В. А. Невербальное поведение: (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д., 1986.- 135с.
  125. А. М. От следственной версии к истине. М., 1976.-200с.L
  126. А. М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996.-103с.
  127. А. М. Расследование по уголовному делу. Планирование, i.организация. М., 1970.-223 с.
  128. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.- 575 с.
  129. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304 с.
  130. А. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1972.-345 с.
  131. А. М., Белкин Р. С.Тактика следственных действий. М., 1997.-176 с. i.
  132. М. Е. Выявление и разоблачение ложных показаний на предварительном следствии. Уфа., 1999.-56с.
  133. А. П. Правовые и организационные отношения следователя и лица, производящего дознание, с адвокатом-защитником: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1992.-22с.
  134. . Ф. Общение и социальная регуляция поведения.// Психологические проблемы регуляции социального поведения. М., 1976. С. 1325.
  135. В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий. Киев., 1989.- 88с.
  136. В. Г. Криминалистическая теория общения: постановка проблемы, методика исследования, перспективы использования. Киев., 1993.-194с.
  137. В. В. Юридическая статиститка.М., 1999.-400с.
  138. А. Р. Речь и мышление. М., 1975.- 445 с.
  139. С.Г. Этические (.основы следственной тактики. М., 1980.96с.
  140. В. С. Следственные ситуации и организация очной ставки// Следственные ситуации и раскрытие преступлений. Свердловск., 1975. С. 5556.
  141. Э. Б. Что предрешило быстрое раскрытие двух убийств.// Следственная практика. М., 1975. Вып. 106. С. 48−55.
  142. З.Н. Использование данных психологии при производстве допроса. Киев., 1990.- 52с.
  143. В. А. Я-следов^тель: (Докум. Записки). М., 1992.-220с.
  144. В. Н. Психология отношений. Воронеж., 1995.- 362с.
  145. Д., Калеро Г.Как читать человека словно книгу. М., 1996.145 с.
  146. М. Н. Человеческое общение. М., 1988.-127с. 154, Образцов В. А. Криминалистика. Курс лекций. М., 1996.- 448с. 155.0бразцов В. А. Выявление и разоблачение преступника. М., 1997.336с.
  147. В. А. Следственные действия. М., 1999.- 501с. 157.0бщение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Андреевой Г. М., Я. Яноушека. М., 1987.- 302с.
  148. И. Ф. Некоторые вопросы психологии и расследования преступлений.// Труды ВЮЗИ. М., 1973. Вып. ХХ|Х. С. 223.
  149. А. И. Психологические особенности профессиональногообщения сотрудников органов внутренних дел// Проблемы профессиональногоtобщения сотрудников органов внутренних дел. Домодедово., 1996.-С.40−61.
  150. . Д. Анатомия общения. Санкт- Петербург., 1999.- 300с.
  151. JI. А. О понятийной схеме социально- психологического анализа конфликта//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.М., 1977.С. 132- 133.
  152. А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.-528с.163 .Петровский А. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком// Психология межличностного познания. М. Д989.С. 7−15.I
  153. Платон. Диалоги. Харьков. 1999.-381 с. 165 .Платонов К. К. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962.- 532 с.
  154. Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск., 1973.-368с.
  155. . Ф. Социальная психология и история. М., 1979.- 232с.
  156. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А. М. Столяренко.М., 2001.-639с.
  157. А. А. Допрос как процесс информационного взаимодействия. Иркутск., 1999.- 82с.
  158. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева.М., 1981.-224с.
  159. Психология./Под. ред. А. А. Крылова. М., 1999.-584с.
  160. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992.-414 с.
  161. В. Г. Специфика психологического воздействия в*следственной практике// Психологический журнал.- 1997.-№ 1- Т. 18.-е. 146 156.
  162. А. Р. О допустимости и правомерности некоторых тактических приемов//Следственная практика. М., 1964.№ 65.с. 106.
  163. А. Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.-352с.
  164. А. Р. Тактический прием. Допустимость и оптимальность//Тактические приемы и пределы их использования. М., 1980.- с. 38−43. 1,1
  165. А. Р. Обыск и выемка. М., 1961.- 219с.
  166. А. Р., Ефимов Н. И. Психология допроса обвиняемого. М., 1988.- 150с.
  167. А. Р. Теория рефлексивыных игр вприложении к следственной практике//Правовая кибернетика. M.1970.c.l89-i94.
  168. А. Р. Вопросы следственного мышления в свете теории информации.//Вопросы кибернетики и права. М., 1967. С. 182- 186.
  169. В. В. Юридическая психология. М., 1998.- 488с. L
  170. В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.- 125 с.
  171. М. В. О структуре криминалистической характеристики и тьипичных следственных ситуациях^ Криминалистика и судебная экспертиза. Вып.25.Киев., 1982.С. 17−23.
  172. В. И. Тактика допроса лица, признавшегося в умышленном убийстве.// Воронежские крминалистические чтения. Вып. 2/Под ред. О. Я. Баева. Воронеж., 2001. С. 109−121.
  173. Н. А. Типовые версии, следственные ситуации и их значение для расследования//Законность.1994.№ 4.с.6.
  174. Н. А. Этико- тактические вопросы расследования.// Вопросы борьбы с преступностью. М., 1983. Вып. 38. С. 55−67.
  175. Н. А. Вещественные доказательства. М., 1971.- 138с.
  176. А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев., 1976.480с.
  177. А. Б. Совершенствовать производство допросов на предварительном следствии// Следственная практика. М., 1978. Вып. 119. С. 4554.
  178. А. Б. Очная ставка на предварительном следствии. М., 1970.-91с.
  179. А. Б. Как организовать расследование. М., 2000.-88с.
  180. А. Б. Использование доказательств на предварительном следствии. М., 2000.-90с.
  181. А. М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2001.-288с.
  182. А. И. Учет психологии обвиняемого// Следственная практика. М., 1963. Вып. 59. С. 124−131.
  183. . М. Ум полководца. Т. 1.М., 1985.-300с. .
  184. В.Т., Поляков М. П., Попов А. П. Очерки теории эффективного уголовного процесса. Пчтигорск., 2000.- 225 с.
  185. Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М., 1989.- 192 с.
  186. JI. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.-99с.
  187. Н. П. Понятие воздействия. Правомерность и допустимостьiдеятельности следователя/ЛЗопросы теории и практики предварительного следствия в органах внутренних дел. М., 1973. с.136−143.
  188. Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов., 1984.- 124с.
  189. Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.-608с. 202. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.-272с.
  190. Ю. В. Юридическая психология. М., 1998.- 448с.
  191. В. Д. Психология деятельности и способностей человека. М., 1996.-90с.L
  192. Е. В. Некоторые методологические вопросы психологии.// Проблемы личности: материалы симпозиума. Т. 1. М., 1969. С. 29−34.
  193. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.-247с.
  194. П. Психология лжи.'СПб., 2001.- 272с.
  195. ЯмпольскийА.Е.Психология допроса подозреваемого. Волгоград., 1978. 54с.
  196. ЯмпольскийА.Е.Психологические основы формирования следственного мастерства. Волгоград., 1980.-79с.
  197. A. E. Научные основы тактики допроса подозреваемого. Дис. канд. юрид. наук. Минск., 197−1.-165с.
  198. Н. П. Криминалистическая характеристика преступления и типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений//Вопросы борьбы с преступностью. МД979. Вып.ЗО.С. 120−127.
  199. ЯблоковН. П. Криминалистика. М., 2000.-371 с.
Заполнить форму текущей работой