Развитие инновационной деятельности в сельском хозяйстве: на материалах Оренбургской области
Одним из основных направлений активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона является совершенствование государственного регулирования. По нашему мнению, для достижения указанной цели необходимо оптимальное сочетание прямых и косвенных методов воздействия. Во-первых, на законодательном уровне должны быть определены приоритеты в развитии отрасли, и на этой основе приняты… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- 1. 1. Инновационная деятельность — основа ускорения 8 научно-технического прогресса
- 1. 2. Экономическая сущность, особенности и факторы иннова- 20 ционной деятельности в сельском хозяйстве
- 1. 3. Методические основы экономической оценки инновацион- 36 ных проектов и результатов инновационной деятельности
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2. 1. Уровень развития агропромышленного производства в 54 Оренбургской области
- 2. 2. Предпосылки развития инновационной деятельности в аг- 72 рарном секторе экономики региона
- 2. 3. Эффективность реализации инновационных проектов в сель- 88 ском хозяйстве Оренбургской области
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА
- 3. 1. Совершенствование государственного регулирования 110 инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона
- 3. 2. Формирование инновационной инфраструктуры сельскохо- 127 зяйственного производства Оренбургской области
- 3. 3. Разработка организационно-экономического механизма реа- 142 лизации инновационного развития сельского хозяйства
Развитие инновационной деятельности в сельском хозяйстве: на материалах Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Россия на пороге 21-го века стоит перед неотложной необходимостью выбора долгосрочной стратегии инновационно-технического развития. После 15 лет «революционных» реформ состояние российской экономики в целом и сельского хозяйства, в частности, характеризуется беспрецедентным сокращением объемов производства и экономической активности хозяйствующих субъектов АПК. По данным официальной статистики, валовой продукт сельского хозяйства после стремительного «обвала» 90-х годов до сих пор не достиг предреформенного уровня, в 2006 году около половины всей сельскохозяйственной продукции производилось в хозяйствах населения при помощи примитивных средств труда и доиндустриальных технологий.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, экономический кризис и депрессия преодолеваются внедрением инновационных технологий, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает переход к росту. В научном сообществе возникло и сформировалось устойчивое убеждение в том, что инновационный путь развития — это единственно возможный путь, позволяющий России сохранить свою государственность и обеспечить продовольственную безопасность страны. На государственном уровне в последнее время растет понимание необходимости реформирования аграрной экономики на основе внедрения инноваций.
Организационно-экономическая сущность инновационной деятельности применительно к сельскому хозяйству и в том числе к ее региональным характеристикам, методы ее регулирования исследованы недостаточно и не имеют достаточно полного теоретического и методологического обоснования. Тенденция последних лет — повышение роли и ответственности регионов в осуществлении инновационной политики. Для Оренбургской области сельское хозяйство имеет стратегическое значение в связи с тем, что около половины (43%) населения области проживает в сельской местности. Следовательно, для этой части населения эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий является основой благосостояния. Аграрная реформа оказала негативное воздействие на состояние сельскохозяйственной отрасли области, которое не удается преодолеть в условиях использования экстенсивных методов хозяйствования. Поэтому инновационный путь развития должен стать определяющим для сельского хозяйства региона.
Актуальность проблемы организации инновационной деятельности в АПК с ориентацией на региональные особенности и потребности в инновациях, создание в регионе организационно-экономических условий, стимулирующих развитие инновационных процессов, необходимость выработки теоретических и практических положений оценки экономического эффекта инновационного развития сельского хозяйства определили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Степень изученности проблемы. Проблеме изучения теоретических и практических основ инновационной деятельности в экономических исследованиях уделяется достаточно большое внимание. К наиболее известным зарубежным ученым в названной области относятся Р. Кумбс, Э. Мэнсфилд, Ф. Никсон, Б. Санто, Б. Твисс, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и др. Основные теоретические и методологические положения, связанные с выявлением сущности и содержания инновационной деятельности, изложены в работах ведущих отечественных ученых: С. Ю. Глазьева, JI.M. Гохберга, П. Н. Завлина, Н. И. Ивановой, С. Д. Ильенковой, В. Г. Медынского, Б. Н. Кузыка, P.A. Фатхутдинова, Ю. В. Яковца и др. В числе современных российских ученых-экономистов, внесших значительный вклад в раскрытие особенностей инновационных процессов в АПК РоссииП.А. Андреев, В. М. Баутин, М. Я. Веселовский, Н. В. Гапоненко, В. В. Лазовский, Р. Н. Минниханов, Е. С. Оглоблин, И. С. Санду, В. А. Свободин, И. Г. Ушачев и Другие.
Вместе с тем ощущается острый недостаток исследований, затрагивающих вопросы разработки механизмов практической реализации инноваций в реальном секторе аграрной экономики. Недостаточно изучены региональные особенности и специфика инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Не разработаны оптимальные модели инновационной инфраструктуры для сельского хозяйства в рамках формирования региональной инновационной политики. Существует проблема недостатка информации и в области определения направлений повышения инновационной активности в сельском хозяйстве.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе развития инновационной деятельности в сельскохозяйственном секторе экономики. Объектом исследования явились хозяйствующие субъекты сельского хозяйства Оренбургской области.
Цель исследования — разработка научно обоснованных предложений по развитию инновационной деятельности в сельском хозяйстве на региональном уровне.
Достижение поставленной цели потребовало постановки следующих взаимосвязанных задач, отражающих логику исследования: уточнить теоретико-методологические основы развития инновационной деятельности в сельском хозяйствевыявить экономические предпосылки и перспективы развития инновационной деятельности в аграрной сфере регионаобосновать методические подходы оценки эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве регионасформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы региона в части регулирования инновационной деятельностиобосновать рекомендации по развитию инновационной инфраструктуры сельского хозяйства Оренбургской областиразработать предложения по совершенствованию механизма реализации инноваций в сельском хозяйстве региона.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по теории инновационных процессов, проблемам создания и освоения инноваций в агропромышленном производствеметодические разработки и предложения научно-исследовательских организаций РАСХН, Минсельхоза Россиифедеральные и региональные нормативно-правовые документы, касающиеся сферы инновационной деятельности.
Основой проведения исследования явился комплексный подход к изучаемому предмету. При решении конкретных задач применялись экономико-статистический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный, монографический методы исследования.
Информационно-эмпирическая база исследования: статистические данные Министерства сельского хозяйства Оренбургской области, Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа, программы Правительства Оренбургской области по развитию агропромышленного комплекса. Использованы данные электронных средств массовой информации, в том числе официальных сайтов федеральных и региональных органов управления сельским хозяйством, зарубежных сайтов, посвященных инновационной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены основные предпосылки и направления активизации инновационной деятельности в сельскохозяйственном секторе экономики Оренбургской области. В частности, наиболее существенные результаты, полученные автором, заключаются в следующем: уточнены теоретические основы развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве, включая ее роль в ускорении темпов научно-технического прогресса, экономическую сущность, факторы, определяющие ее интенсивность, и особенности их проявления в аграрной отрасливыявлены предпосылки активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве, в частности: наличие в регионе правовых основ регулирования инновационной деятельностиулучшение финансирование сельскохозяйственной отраслидостаточное количество завершенных научных разработок, высококвалифицированные научные кадрыпредложена методика оценки эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона, предусматривающая оценку эффекта инвестиций в инновации путем сравнения технологических, финансовых и других показателей отраслисформулированы предложения по совершенствованию государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности в аграрной отрасли, включающие прямые и методы ее активизацииразработаны рекомендации по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающей требованию функциональной полноты и связанной посредством единой информационной системыразработаны предложения по совершенствованию механизма реализации инноваций в сельском хозяйстве области, концептуальной основой которого явится интеграция всех участников инновационной деятельности через службу сельскохозяйственного консультирования и инновационно-инвестиционную компанию.
Практическая значимость работы. Всесторонний анализ состояния и особенностей инновационной деятельности в сельском хозяйстве на примере отдельно взятого региона позволил выявить предпосылки ее активизации. В работе обоснованы конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения и системы стимулирования инновационной деятельности, созданию объектов инновационной инфраструктуры, осуществление которых в сочетании с разработанным механизмом реализации инноваций позволит активизировать инновационную деятельность в сельском хозяйстве области, стимулировать передачу неиспользуемых завершенных научных разработок в производство. Сформулированные в диссертации предложения представляют практический интерес для деятельности региональных органов государственной власти, отвечающих за развитие сельского хозяйства, при разработке ими различных аспектов правового регулирования инновационной деятельности в отрасли.
Основные положения диссертации использованы в учебной деятельности Оренбургского Аграрного университета при разработке регионального компонента тематических планов экономических дисциплин, таких как «Экономика АПК», «Экономика организации (предприятия)», а также в системе дополнительного профессионального образования в качестве справочного и иллюстра тивного материала.
Апробация работы. Основные результаты проведенного исследования были доложены на Всероссийских научно-практических конференциях в г. г. Оренбурге, Пензе, Москве.
По теме диссертации опубликовано б статей в научных изданиях, в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 2,1 п.л.
Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Опыт развитых стран мира в последние несколько десятилетий убедительно свидетельствует, что ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях экономики, и сельское хозяйство не является исключением, повышение его эффективности достигается преимущественно за счет активизации инновационной деятельности. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве — сложный динамичный процесс. Он включает в себя формирование новых идей и получение знанийтехнологическое освоение научных разработоквнедрение нововведений в виде интенсивных технологий, прогрессивной техники и оборудованияоценку экономической эффективности нововведенийвыбор оптимальных форм организации производства и трудараспространение новых идей и знанийа также обучение кадров, способных сознательно и мотивированно участвовать в этом процессе. Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.
Следовательно, в современном понимании, в основе ускорения научно-технического прогресса лежит инновационная деятельность. Только она способна стать мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад сельскохозяйственного производства, поднять жизненный уровень сельского населения, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией, обеспечить продовольственную безопасность страны в конечном итоге.
2. До настоящего времени в научной среде отсутствует единство в понимании сущности инновационной деятельности. Обобщив различные точки зрения, можно заключить, что экономическая сущность инновационной деятельности должна рассматриваться в двух аспектах: макроэкономическом — как основа ускорения НТПи микроэкономическом — конечным результатом инновационной деятельности является новшество (технология, продукт, услуга), которое, будучи выведено на рынок, принесет добавочный доход инноватору.
К числу наиболее характерных особенностей развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве относятся: значительная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от складывающихся природно-климатических и погодных условийразный социальный уровень работников, занятых в научно-инновационной сфере, требующий значительно большего внимания к подготовке кадров и повышению их квалификацииобособленность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей на всех уровнях: от организаций, производящих научно-техническую продукцию, до предприятий, осуществляющих ее реализациюотсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки в производство и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инновации по сравнению с промышленностью.
Решение проблемы активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве возможно только в рамках осуществления целостной государственной политики, сочетающей регулирующее и стимулирующее воздействие на процесс инновационной деятельности с комплексом мер, создающих условия для сглаживания диспаритета цен, привлечения в аграрную отрасль частного капитала, развития венчурного бизнеса, формирования действительно рыночных отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с прочими отраслями экономики.
3. Конечной целью инновационной деятельности является получение определенного положительного эффекта (прибыли, дохода), который необходимо оценить с точки зрения степени его полезности обществу и воздействия на окружающую среду. В условиях рыночной экономики значимость определения эффекта от реализации инноваций неизмеримо возрастает.
В теории инноваций считается, что внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный, экологический. Существуют различные методы и подходы как к оценке потенциального эффекта инновационных проектов (статические, динамические), так и к определению эффективности конечных результатов освоения инноваций. Применяются различные системы показателей для определения этих видов эффекта на уровне предприятия, отрасли, региона.
Общим принципом оценки эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов, независимо от используемого метода, является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Полагаем, что в отсутствии общепринятой методики только комбинация различных методов и подходов позволит провести всесторонний анализ и дать объективную оценку эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона.
4. Оренбургская область имеет большие потенциальные возможности по производству сельскохозяйственной продукции: площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 90% общей территории области, сельское население — 43% от общей численности. На долю сельского хозяйства области приходится 10,7% валового регионального продукта и 8,5% от объема сельскохозяйственной продукции, производимой в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Перестроечные процессы в России существенным образом отразились на основных экономических показателях аграрного сектора народного хозяйства Оренбургской области, его финансовом и материально-техническом обеспечении. По данным Оренбургского областного комитета государственной статистики за более чем 15-летний период (1990;2006 гг.) общий объем продукции сельского хозяйства сократился на 49%. Валовые сборы зерна в 2006 г. составили 36,2%- производство молока — 58,4%- мяса — 52,4% к уровню 1990 г. В среднем более чем вдвое сократился парк сельскохозяйственных машин всех видов.
Исследование показало, что в последние 3−4 года наметилась пока неустойчивая тенденция к небольшому росту индексов производства продукции (в среднем 2% в год) в целом по отрасли, сократилось число убыточных хозяйств (с 63% в 2002 г. до 44% в 2006 г.). В первую очередь это связано с изменением политики государства и реализацией национального проекта «Развитие АПК»: обеспечение доступности кредитов, субсидирование процентной ставки, развитие лизинга. Одновременно произошли существенные изменения в структуре производства основных видов продукции: более половины валовой продукции составляет доля малых форм хозяйствования — КФХ и ЛПХ.
5. Предпринятое исследование состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве области позволило установить следующее. Во-первых, оживление инновационной деятельности в области началось только в последние 2−3 года с улучшением финансового состояния части предприятий, развитием потребительской и кредитной кооперации, интеграционных процессов. Во-вторых, в регионе имеется реальный потенциал для придания процессу освоения инноваций массового характера: заложены правовые основы активизации инновационной деятельностипостепенно улучшается финансирование сельскохозяйственной отрасли, становятся доступнее кредитыимеется мощное научное обеспечение, задел завершенных научных разработок, высококвалифицированные научные кадры, растет число выпускников ВУЗов по сельскохозяйственным специальностям, сформирована четкая система переподготовки и повышения квалификации работников АПКхорошими темпами развивается потребительская и кредитная кооперацияпринимаются меры по закреплению молодых кадров на селе, включая целевую подготовку специалистов и субсидирование строительства жилья для них.
6. Для оценки эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве в целом по региону была применена методика, разработанная на основе рекомендованной ВНИИЭСХ. Предложена система оценочных показателей, которая позволяет определить технологическую, экономическую, социальную и экологическую эффективность.
По итогам анализа сделаны следующие выводы. Во-первых, эффективность инновационной деятельности в аграрном секторе экономики пока не высока: наблюдается весьма незначительный и неустойчивый рост основных экономических, технологических и социальных показателей. Во-вторых, установлены причины общей низкой эффективности: незавершенность большого числа высокозатратных проектов в животноводстве (строительство ферм) и растениеводстве (системы контурно-ландшафтного земледелия) — масштаб распространения инноваций ограничивается только частью крупных, достаточно устойчивых хозяйств. Мелкие, фермерские, тем более, личные хозяйства практически не вовлечены в этот процесс. Среди факторов, препятствующих распространению инноваций, выявлены главные: недостаток собственных средств у большинства предприятий, финансовой поддержки со стороны государства, информации о новых технологияхнедостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельностьнеразвитость инновационной инфраструктуры.
7. Одним из основных направлений активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона является совершенствование государственного регулирования. По нашему мнению, для достижения указанной цели необходимо оптимальное сочетание прямых и косвенных методов воздействия. Во-первых, на законодательном уровне должны быть определены приоритеты в развитии отрасли, и на этой основе приняты решения о бюджетной поддержке реализации уже готовых инновационных проектов либо о финансировании научных исследований по выбранным направлениям. Во-вторых, следует модернизировать систему подготовки и переподготовки кадров путем расширения форм и программ. Из прямых методов предлагаем также использовать следующие: дифференцированное дотирование товаропроизводителейреформирование системы предоставления кредитов из инвестиционного фонда и субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, а также системы контроля целевого использования льготных кредитов и займовкомпенсация части затрат на реализацию значимых для региона инновационных проектовфинансирование создания объектов инфраструктуры поддержки коммерциализации и освоения инноваций.
Из косвенных методов считаем целесообразным применить следующие: предоставить налоговые льготы всем субъектам инновационной деятельности, включая инвесторов, в максимальных пределах, разрешенных налоговым кодексомосвободить средние и мелкие инновационные хозяйства (включая фермерские и личные) от уплаты всех видов региональных и местных налогов на ближайшие пять летсоздать систему частно-государственного страхования инновационных рисковсоздать систему морального стимулирования и поощрения инновационной деятельности, включая широкое использование СМИ.
В целях совершенствования государственной политики в сфере стимулирования инновационной деятельности нами выработаны рекомендации Законодательному Собранию и Правительству Оренбургской области. На наш взгляд, для решения вопросов, не входящих в компетенцию субъекта Федерации, было бы также уместно подготовить обращение Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту, Председателю Правительства РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
8. Цель активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона не может быть достигнута без решения ключевой задачи — построения развитой инновационной инфраструктуры (ИИ). Предлагаемая модель ИИ состоит из шести блоков разнородных субъектов, обеспечивающих научное, кадровое, технологическое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Научное обеспечение осуществляют 2 научно-исследовательских учреждения РАСХН — ВНИИМС и ОНИИСХ, а также образовательное учреждение ВПО — ОГАУ. Технологическую поддержку предприятиям, осваивающим инновации, прежде всего малым, должны предоставлять следующие структуры, рекомендуемые к созданию: межрайонные инновационно-технологические центры и центры коллективного пользования техникой и оборудованием, 3 зональных бизнес-инкубатора, студенческий бизнес-инкубатор при ОГАУ. Для переподготовки кадров, кроме существующей структуры — Регионального института подготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса, рекомендуется создание учебно-деловых центров. Систему действующих финансовых инструментов предлагается дополнить региональным Фондом поддержки инноваций в сельском хозяйстве и Инновационным страховым фондом. Консультационную поддержку должны обеспечить Центры трансфера технологий и Служба сельскохозяйственного консультирования (ССК). Одной из базовых основ эффективности формируемой инфраструктуры поддержки инноваций в сельском хозяйстве является организация циркулирующей в ней информации путем консолидации ее в единой информационной системе (ЕИС).
9. Прогресс в решении проблемы активизации инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве региона, ставшей одной из основных потребностей региональной экономики, в современных условиях невозможен без соединения трех основных факторов: аграрной науки, капитала и собственно товаропроизводителей. Интеграция этих факторов однозначно определяет формирование инновационного механизма, который должен стать инструментом реализации региональной политики, направленной на поддержку и стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве. По нашему мнению, организационно-экономический механизм инновационной деятельности представляет собой совокупность методов и способов воздействия на экономические и организационные процессы инновационной деятельности, их регулирования. В структуре данного механизма представляется целесообразным выделить организационный и экономический блоки.
Первым организующим началом мы считаем создание при Министерстве сельского хозяйства области Координационного совета, основной функцией которого и станет формирование системы управления и стимулирования инновационной деятельности в отрасли, включая создание объектов инфраструктуры. Центральная идея организационного блока — интеграция всех субъектов инновационной деятельности (существующих и проектируемых) через службу сельскохозяйственного консультирования (ССК) и Единую информационную систему.
Существующий экономический механизм реализации инноваций мы предлагаем дополнить структурой Инновационно-инвестиционной компании, организуемой с участием регионального фонда имущества и других, в том числе частных инвесторов (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, коммерческие банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, физические лица и т. д.) в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Выбор такой формы обусловлен тем обстоятельством, что только открытое акционерное общество по российскому законодательству может выпускать акции, облигации, другие ценные бумаги и осуществлять их свободную продажу. В условиях неотработанности законодательства о венчурных фондах, ИИК, не являясь таковым, по существу будет выполнять его функции — финансирования высокорисковых проектов.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. М.: Наука, 2005. -464 с.
- Аграрная наука России. Информационно-аналитический сборник. Научное издание / Под ред. И. Г. Ушачева, И. С. Санду, В. Г. Савенко. М.: ФГОУ Ро-сАКО АПК, 2006. — 110 с.
- Агропромышленный комплекс России в 2005 году. М.: ФГНУ «Росинфор-магротех», 2006. — 560 с.
- Алтухов А.И. Национальная продовольственная безопасность: проблемы и пути их решения. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. — 159 с.
- Андреев П.А. Инновационные процессы в сельском хозяйстве. М.: РАМА, 2000.- 184 с.
- Анчишкин А.И. Наука техника — экономика. — М.: Экономика, 1989.-383с.
- Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. — 294 с.
- Аукционек С.П. Теория перехода к рынку.- М: SvR-Аргус, 1995. 103 с.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 304 с.
- Банк инновационных проектов электронный ресурс. Режим доступа. -http://www.orb.m:8080/dynamic?public-list2&ndj=973 720 059&ndserver=0.
- П.Баутин В. М. Понятие «инновация» как экономическая категория // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2003. — С. 251−254.
- Баутин В.М. Роль Минсельхоза России в развитии инновационной деятельности в АПК // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — С. 13−22.
- П.Баутин В. М., Козлов В. В., Козлова Е. Ю. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона. М: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — 132 с.
- Баутин В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке. От общественной агрономии до информационно-консультационной службы АПК. М.: Колос, 1999. — 140 с.
- Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 2003. — № 2−3. — С. 10−18.
- Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С. 96−105.
- Бизнес-инкубатор. Описание элемента инновационной инфраструктуры / ФГУ НИИ РИНКЦЭ электронный ресурс. Режим доступа. — http://www. miiris.ru/library/filedownload.php?namedoc=businessincubator.doc.
- Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учеб. пособие/ Л. С. Бляхман. М: Высшая школа, 1991.-228 с.
- Бунин М.С., Нефедов Б. А., Эйдис А. Л. Управление инновационными процессами в агропромышленном комплексе. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. 296 с.
- Бунин М.С., Эйдис А. Л. Научные и практические проблемы инновационных процессов в агропромышленном комплексе. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. — 244 с.
- Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343 с.
- Валентей С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 10. — С. 132−143.
- Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (вопросы теории и практики). М.: «Росинформагротех», 2002. — 225 с.
- Веселовский М.Я. Развитие информационно-консультационной службы (опыт и проблемы) // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. С. 142−145.
- Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. -СПб.: Издательство «Лань», 2002. 880 с.
- Гапоненко Н.В. Инновации и инновационная политика в переходный период к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. — № 9. -С. 84−97.
- Гатаулин А.М. К оценке приоритетов аграрного сектора экономики // Тр. НАЭКОР. 2000. — Вып. 3, т. 1. — С. 3 -18.
- Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса.
- М.: Экономика, 1974.- 384 с.
- Герман Греф увидел в Томске будущее России электронный ресурс. Режим доступа. — http://www.tomskinvest.ru/bulletin.php?command=details& тарГО=950&кетГО=548.
- Глазьев С.Ю. Будущее России в инновационной экономике // Науковедение. -2002.-№ 1.-С.8−16.
- Глазьев С.Ю. Переход к инновационной экономике условие будущего развития России электронный ресурс. — Режим доступа. — http://stra.teg.ru/lenta/ 1ппоуайоп/65.
- Голиченко О.Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2004. — № 12. — С. 16−34.
- Города и районы Оренбургской области. Статистический сборник. Оренбург: 2006. — 198 с.
- Гохберг Л.М. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2002. — № 2. — С. 50−59.
- Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 26−44.
- Гохберг Л.М. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. М.: ТЕИС, 1996. — 290 с.
- Гулейчик А.И. Управление повышением квалификации специалистов сельского хозяйства: теория и практика. М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2002. — 238 с.
- Дежина И.Г. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике электронный ресурс. Ре жим доступа. — http://www.iet.ш/index.php?option=combibiet&-task= showbib&-id=754&-Itemid=50&-lang=тu.
- Дежина И.Г. Эволюция государственной кадровой политики в сфере науки // Общество и экономика. 2006. — № 9. — С. 173−187.
- Закон Оренбургской области от 22 декабря 2005 г. № 2867/507−111−03 «О программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006−2010 годы».
- Закон Оренбургской области от 25 ноября 2005 г. № 2736/497-Ш-03 «Об областной целевой программе «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006 2010 годы».
- Закон Оренбургской области от 27 июля 1998 г. № 87/14−03 «Об инновационной деятельности в Оренбургской области».43.3инченко А. П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико-статистический анализ. М.: Финансы и статистика, 2002. — 160 с.
- Иванова Н.И. Инновационная система России в глобальной экономике // Инновации. 2002. — № 4. — С. 14−19.
- Иванова Н.И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. -№ 7. — С. 59−70.
- Инвестиции: Статистический бюллетень за 2006 год/ Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007. — 34 с.
- Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И. Г. Ушачева, И. Т. Трубилина, Е. С. Оглоблина, И. С. Санду. М.: Колос, 2007. — 636 с.
- Инновационный менеджмент. Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. 327 с.
- Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука. 1997.- 560 с.
- Интеллектуальная собственность в сельском хозяйстве России (теория и методология). Научное издание. ВНИИЭСХ. М.: ГПУСЗ Минсельхоз России. 2001.-100 с.
- Информация о создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 15.01.2007 года электронный ресурс. Режим доступа. -http://www.mcx.orb.ru/nalichiespkl 5 012 007.html.
- Информация об итогах реализации национального проекта «Развитие АПК» в Оренбургской области за 2006 год электронный ресурс. Режим доступа. — http ://www.mcx. orb.ru/Itogirealiznp .html.
- Итоговый отчет об основных результатах научной и производственной деятельности за 2006 г./ ФГНУ «Росинформагротех». http://www. rosinformagrotech.ru/ /ij/index.php?topic=results&page=2006.
- Канторович JI.B., Крутиков А. Г. Укрупненный расчет вклада науки и техники в национальный доход СССР / ВНИИСИ. Сборник трудов, 1978. № 10. С. 56−64.
- Киселева О.Б. Повышение экономической эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий. М.: Экономика и информатика, 2005.- 177 с.
- Классики кейнсианства. Т. 2. Э. Хансен. Экономические циклы и национальный доход. М.: Экономика, 1996. — 847 с.
- Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 288 с.
- Козлов В.В. Перспективы развития информационно-консультационного обеспечения АПК в Приволжском федеральном округе Российской Федерации // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Ро-синформагротех», 2003. — С. 163−168.
- Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002. — 767 с.
- Концепция развития инновационных процессов в АПК России. ВНИИЭСХ. -М.: ГУЭП «Эфес», 2002. 31 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
- Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М: Наука, 1991.- 120 с.
- Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 4−25.
- Кузык Б.Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 624 с.
- Лачуга Ю.Ф. Актуальные задачи подготовки квалифицированных кадров для АПК // Материалы Всерос. научн. практ. конф. 24−26 апреля 2002 г. «Обучение взрослых. Проблемы и опыт решения». М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2002. — С. 3−23.
- Локшинова С.М. Краткий словарь иностранных слов. Изд. 4-е, испр. М.: Русский язык, 1974. 351 с.
- Маркусенко Л.Н. Кадровый компонент инновационных процессов в сельском хозяйстве // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003.- С. 98−100.
- Масленникова Н.П. Менеджмент в инновационной сфере. М.: ФБК-Пресс, 2005. — 535 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: изд-во «Нева», 2001. — 456 с.
- Медынский В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 240 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477).
- Минниханов Р.Н. Организационно-экономические основы развития инновационных процессов в АПК. М.: Издательство МСХА, 2000. — 328 с.
- Налоговый кодекс (часть вторая). СЗ Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
- Наука России в цифрах: 2006. / Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006. — 192 с. 81 .Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы). Коллективная монография М.: Экономика и информатика, 2001. — 392 с.
- Научные исследования и инновации в Оренбургской области. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007. 55 с.
- Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие/ Под ред. П. Н, Завлина и др. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 475 с.
- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576).
- Покровский В.А. Ускорение научно-технического прогресса: организация и методы. М.: Высшая школа, 1986. 214 с.
- Полунин Г. А., Мурая Л. И., Санду И. С. Формирование рынка объектов интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве (состояние и проблемы). М.: Экономика и информатика, 2002. — 91 с.
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. / пер. с англ. И. Квасюка и др. Под ред. В. О. Щетинина М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Постановление администрации Оренбургской области от 10 ноября 2005 г. № 316-п «О малых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе Оренбургской области».
- Постановление администрации Оренбургской области от 16 марта 2001 г. № 32-п «О программе сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001−2005 годы «Плодородие».
- Постановление администрации Оренбургской области от 27 мая 2004 г. № 112-п «О плане действий администрации области в сфере научной и инновационной деятельности на 2004−2005 годы».
- Постановление Правительства Оренбургской области от 26 июня 2006 г. № 213-п «Об областном конкурсе инновационных проектов».
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 2000 годы».
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».
- Предложения по формированию инновационной инфраструктуры АПК. Отчет о НИР / ВНИИЭСХ- рук. И. С. Санду. М., 2007. — 88 с.
- Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики).- М.: Политиздат, 1989. 362 с.
- Прокопьев Г. С. Интеллектуальная собственность в АПК // АПК: экономика, управление. 2002. — № 9. — С. 14−20.
- Развитие агроэкономической науки в России (к 75-летию Россельхозака-демии). М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2004. — 232 с.
- Ш. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности».
- Родионова O.A., Юрков Е. П., Карпова Г. Н. и др. Методические рекомендации по повышению экономической эффективности вертикально-интегрированных формирований в АПК. М.: Росинформагротех, 2004. -140 с.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Госкомстат Российской федерации. М., 2005. — 396 с.
- Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 494 с.
- Савенко В.Г. Роль консультационной службы в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК.- Б-ка «В помощь консультанту». М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 316 с.
- Савенко В.Г. Формирование системы освоения инноваций в сельском хозяйстве (теория, методология, практика): Дис. д-ра экон. наук. М., 2005. -338 с.
- Сайфуллин Н.Ф. Пропасть, которую в два прыжка не одолеть // Инновации. 2002. — № 4−5 (41−42). — С. 107−109.
- Санду И.С. Организационно-экономические основы инновационных процессов в сельском хозяйстве. М.: МП «Петит», 1998. — 198 с.
- Санду И.С. Проблемные вопросы инновационного развития АПК. -Б-ка «В помощь консультанту». М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2005. — 99 с.
- Санду И.С., Ляшенко О. В., Резников H.A. Управление инвестиционными процессами в региональном АПК. Научное издание. М.: ФГУП «ЭКСПЛОР», 2005. — 212 с.
- Санто Б. Инновации как средство экономического развития. Пер. с венг.-М.: Прогресс, 1990. 296 с.
- Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Оренбургской области. 2007: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007. — 166 с.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня.- М: Экономика, 1989. 271 с.
- Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. Под ред. Ю. В. Яковца.- М: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997. 183 с.
- Тулапин П.Ф. К вопросу экономической оценки инновационных проектов в АПК И Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — С. 57−60.
- Ушачев И.Г. Экономические проблемы развития инновационных процессов в агропромышленном производстве // Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — С. 9−13.
- Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности// Управление персоналом. 2000. — № 1. — С. 29−39.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации».
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
- Федичкин А.Г. Информационно-консультационное обеспечение АПК //
- Сб. Развитие инновационной деятельности в АПК. М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2003. — С. 145−148.
- Центр инновационных предприятий электронный ресурс. Режим доступа. — ht^://www.osto.ru/technopark/cmi/stud.htm.
- Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии. -М.: Издательство Наркомзема «Новая деревня», 1924. 125 с.
- Чибилев А.А. Уроки целины электронный ресурс. Режим доступа. -http://bible4u.com.ru/kraeved/zelina.html.
- Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры электронный ресурс. Режим доступа. — http://www.interlegprom.ru/engine/ documents/document 1015 .doc.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М: Прогресс, 1982. 462 с.
- Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / В. В. Кузнецов и др.- под ред. В. В. Кузнецова. Изд. 2-е. — Ростов н/Д, 2005. — 346 с.
- Экономика сельского хозяйства: Учебник для студентов ВУЗов / Н. Я. Коваленко, Ю. И. Агирбов, Н. А. Серова и др. М.: ЮРКНИГА, 2004. — 384 с.
- Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации). Коллективная монография. М.: ВНИИЭСХ, 2005. — 156 с.
- Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. — 335 с.
- Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. -444 с.
- Яковец Ю.В., Гапоненко Н. В., Кулагин А. С. и др. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. Коллективная монография. М.: МФК, 1997.- 183 с.
- Bright J. R. The process of technological innovation an aid to understanding technological forecasting. — Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1973.
- About Us, Our Mission and Objectives электронный ресурс. Режим доступа. http://www.europen.info/englisch/index.html.
- Coombs R., Kleinknecht Al. New Evidence on the Shift Toward Process Innovations During the Long-wave Upswing // Design, Innovation and Long Cycles in Economic Development. N. Y., 1986.
- Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. Lesson from Japan. London, Pinter Publishers, 1995.•152. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective. -Cambridge Journal of Economics, 1995, vol. 19, No 1.
- Freeman C., Clark J., Soete L. Unemployment and Technical Innovation: A Study of Law. L., 1982.
- Kleinknecht Al. Innovation Patterns in Crisis and Prosperity-Schumpeter Long Cycles Reconsidered. L. Mackmillan Press, 1987.
- Mensch G. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression. Cambridge, Masachusetts, 1979.
- Metcalfe S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. In: Stoneman P. (ed.). Handbook of the Economics of Innovation and Technical Change. Blackwell, Oxford UK and Cambridge USA, 1995. P. 409−512.
- Peters T. The circle of innovation. USA, NY: Alfred A. Knopf, 2006. — 519 pp.
- Pre-incubation in Higher Education электронный ресурс. Режим доступа. -http ://www.oulu. fi/oeinst/pdf/EKIEreport050905, pdf.
- Roberts E. Entrepreneurship and Technology, in Factors in the Transfer of Technology (Eds. Graber, W.H. and Magrais, D.G.), MIT Press. 1969.