Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, её мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам… Читать ещё >

Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования республики Беларусь УВО «Минский государственный лингвистический университет»

Факультет немецкого языка Кафедра педагогики Курсовая работа Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников Ефимова Вероника Витальевна Группа 404

фак-та немецкого языка научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Чуткина Галина Михайловна Минск 2013

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы формирования учения у школьников

1.1 Понятийный аппарат исследования

1.2 Возрастные особенности мотивации учения и психологические механизмы школьников Выводы по 1 главе Глава 2. Формирование мотивации учения у школьников на уроках и во внеклассной деятельности

2.1 Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у учащихся на уроках иностранного языка

2.2 Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности Выводы по 2 главе Заключение Список использованных источников Приложение

Введение

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Поэтому одной из главных задач учителя является воспитание мотивации учения. Ему необходимо знать и учитывать возрастные особенности школьников, чтобы правильно подойти к пониманию причин поведения ребёнка. Это поможет приблизиться к тому, чтобы управлять не только действиями школьников, но и их мотивами. И, несмотря на то, что мотивационная сфера учащихся довольно сложное понятие, задача формирования мотивации вполне реальна, а цель достижима. Формировать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии.

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т. д.

Объектом данной курсовой работы является формирование мотивации учения у школьников.

Предметом можно обозначить педагогические условия формирования мотивации у школьников Цель работы заключается в следующем: выявить и обосновать педагогические условия по формированию мотивации учения у школьников.

Целям работы сопутствуют приведённые ниже задачи:

1. определить структуру мотивационной сферы школьников

2. определить возрастные особенности мотивации учения у школьников

3. выявить проблемы формирования мотивации учения

4. показать возможные методы стимулирования учебной деятельности школьников.

Глава 1. Теоретические основы формирования учения у школьников

1.1 Понятийный аппарат исследования В деятельности и поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение деятельности и поведения связано с феноменом мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели. Мотивация является первым обязательным компонентом учебной деятельности. Он включает в себя познавательные потребности, и сформированные на их основе мотивы обучения. Часто в качестве мотива учебной деятельности выступает интерес. В ходе обучения этот мотив претерпевает изменения. Наличие интереса к учебе вызывает положительные эмоции и стимулирует активность ученика.

Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, А. К. Маркова подчеркивает системность, иерархичность ее строения и выделяет основные моменты, ее определяющие:

1. смысл учения для каждого школьника (определяется идеалами, ценностными ориентациями ученика);

2. характер мотивов учения;

3. характер самой учебной деятельности школьников, развернутость и зрелость ее структуры, сформированность ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки), взаимодействие в ходе учения с другим человеком;

4. зрелость целей;

5. особенности эмоций, сопровождающих процесс учения.

Всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимодействии ребёнка со взрослыми и поэтому социально обусловлены. По определению А. К. Марковой, потребность — это направленность активности ребёнка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Без потребности не пробуждается активность ребёнка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Учитель, прежде всего, должен опираться на познавательную потребность ученика, актуализировать её, сделать более чёткой, осознанной, иначе ребёнок не сможет перейти к более активным формам побуждений, например к постановке целей. Ещё одной важной задачей педагога является обеспечение перехода от потребности к самостоятельной деятельности ученика, в противном случае могут возникнуть трудности в работе с ребёнком: его нереализованные потребности могут найти выход в нигилизме, упрямстве, конфликтности и других нежелательных формах поведения. В ходе самой учебной деятельности — в зависимости от условий её организации, её общей атмосферы, типа общения с учителем — потребности учения формируются, перестраиваются, совершенствуются.

Понятие «мотивация» следует отличать от понятия «мотив». По определению В. Г. Леонтьева (1992), мотив — это системное образование личности, системный способ организации активности человека. А. К. Маркова определяет мотив, как направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Мотив является важным аспектом мотивационной сферы, его особенность заключается в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменится мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. Существует несколько подходов к классификации мотивов. По видам выделяют мотивы: социальные и познавательные (когнитивные), побудительные и смыслообразующие, внешние и внутренние, осознанные и неосознанные, реальные и мнимые. Социальные мотивы связанны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Познавательные мотивы связанны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом — во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам). Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными. Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями. Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах. Деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов стремлений к самой деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). В. И. Ковалёв выделяет также идейные и нравственные мотивы, отражающие нравственные нормы личности, и мотивы коллективистские, которые базируются на таких установках, как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью. Другой подход к выделению и классификации мотивов — по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональный, спортивный и общественной деятельности. Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) — с наличием только одной абстрактной цели, вторичные — с наличием конкретной цели.

Принято выделять различные функции мотивов. Опишем самые важные из них. Побуждающая функция отражает энергетику мотива. Она связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива. Стимулирующая функция связана с продолжением побудительности при осуществлении намерения. Она отвечает за сохранение состояния напряжения (желания) в процессе удовлетворения потребности. Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива. Суть регулирующей функции состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности. В управляющую функцию входит планирование действия, в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. В связи с этим можно говорить об организующей функции мотива и мотивации (деятельность мысленно организуется, но внешне ещё не проявляется; это ещё замысел, а не его осуществление). О. К. Тихомирова рассматривает структурную функцию мотива. Она подчёркивает, что важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке и т. д. А. В. Запорожец говорил о контролирующей функции мотива, которая осуществляется через механизм «эмоциональной коррекции», благодаря которому эмоции могут изменить общую направленность деятельности личности.

В педагогической практике возможны разные пути воспитания новых мотивов учения. Кратко остановимся на некоторых из них. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удаётся придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. Например, на первых этапах обучения ребёнок иногда выполняет домашнее задание только для того, чтобы его отпустили погулять. Но по мере успешного выполнения задний и получения за них положительных оценок взрослого эта цель закрепляется, выполнение заданий приобретает для ученика новый смысл, а это значит, что появляется новый мотив учения.

В других случаях воспитание новых мотивов правильнее строить не через реальную учебную работу ребёнка, а сразу через осознание мотива. Необходимо научить ребёнка видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся познавательной потребностью и т. д.

Важно подчеркнуть, что и возникновение мотивов учения также недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Таким образом, цель является ещё одной составляющей мотивационной сферы учащегося.

Цель — это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. На протяжении всей учебной деятельности ученик должен идти к определённой цели, поэтому уже в младшем школьном возрасте важной задачей педагога является формирование у учащихся основ целеполагания. Надо, чтобы ученики учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приёмами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от её мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступить в вуз и т. д.).

Существует ещё одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности — это интерес к учению. Интерес и есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы — мотивов и целей. Чтобы возбудить интерес, полагал А. Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели. Иногда, в качестве основной черты интереса, особенно на первых этапах возникновения любознательности ученика, называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребёнка. Для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.

Несмотря на важность всех компонентов мотивационной сферы учения, её главной характеристикой являются мотивы. Вместе с тем учителю необходимо учитывать и то, что мотивы формируются достаточно эффективно только в единстве с другими сторонами мотивационной сферы — потребностями, целями, интересами, так как они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации.

1.2 Возрастные особенности мотивации учения и психологические механизмы школьников При формировании мотивации учителю необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода учеников. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. К настоящему времени ещё не разработаны нормативы возрастного развития современного школьника. Вместе с тем имеющиеся психологические исследования позволяют выделить общие направления усложнения как умения учиться у школьников, так и мотивации учения, а также определить те верхние уровни, которых может достигнуть ученик к концу каждого этапа возрастного развития. Рассмотрим особенности умения учиться, учебной деятельности и мотивации, которые могут сложиться при достаточно благоприятных условиях обучения к концу младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста. Этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Когда ребёнок впервые приходит в 1 класс, то в его мотивационной сфере, как правило, отсутствуют ещё мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий, на научно-теоретическое осмысление наблюдаемых явлений. Ведущие мотивы в этот период школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Воспитание учебно-познавательного мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Широкие социальные мотивы развиваются к глубокому осознанию причин необходимости учиться. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребёнка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании состоят в том, что для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя. При правильной организации учебной деятельности у младшего школьника можно закладывать умение самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

В этом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, её мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы. широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. На основе осознания подростком соподчинения мотивов складывается иерархия мотивов. Старший школьник овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счёт того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далёкими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Складывается чётко выраженный интерес к рационной организации умственного труда, а также стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы.

В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными за счёт расширения деловых контактов школьника со сверстниками и учителем. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление к активному апробированию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процессами жизненного самоопределения.

При проведении практической работы по формированию мотивов учения и учебной деятельности учителю желательно:

— опираться на достижения предыдущего возраста. Например, работая с подростками, следует исходить из того, что широкие познавательные мотивы у них уже должны быть сформированы; в ходе изучения школьников убедиться, что из позитивных особенностей предыдущего возраста ещё не сформировано, и учесть это при планировании индивидуальной работы;

— стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста, а именно, приступив к работе с классом, определить для себя, сформированы ли у учеников в классе те уровни учебной деятельности и мотивации, которые составляют резервы этого возраста; иными словами, установить, «развиты» ли школьники по своему возрасту или отстают от своего возраста. Если у учащихся отсутствуют те особенности мотивации и учебной деятельности, которые присущи данному возрасту, то нужно запланировать специальную работу (виды заданий, упражнения), чтобы мобилизовать эти возрастные возможности, сообразуясь с индивидуальными особенностями и прошлым опытом учащегося;

— в ходе работы с каждым возрастом учителю важно также подготавливать «почву» и для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности. Это означает, например, что учителю к концу начальной школы желательно закладывать черты мотивации подросткового возраста, а именно расширять у учащихся в младшем школьном возрасте самостоятельность в учебной работе, отрабатывать сопоставления ими разных способов учебной работы, тем самым способствовать становлению основ учебно-познавательных мотивов, характерных для последующего возраста.

Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:

Первый путь — воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель состоит в том, чтобы путем сообщения определенных знаний, формирования убеждений, возбуждения интереса и положительных эмоций подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.

Второй путь состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть его сводится к тому, чтобы через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворить те или иные потребности. А затем, через целесообразно оправданное изменение характера деятельности попытаться, укрепив старые, сформировать новые, необходимые потребности.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

Выводы по 1 главе Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Основу достижения осознанности учения составляет мотивация учебной деятельности, имеющая свою структуру.

Структура мотивационной сферы образование очень сложное и иерархичное, состоящая из потребностей, мотивов, целей, интересов. Необходимо подчеркнуть важность всех компонентов мотивационной сферы, так как только в тесной взаимосвязи обеспечивается формирование любой мотивации, в том числе и мотивации учения у школьников.

Мотивация выполняет функции побуждения поведения, его направления и организации, обеспечения ему личностного смысла и значимости. Поэтому при формировании мотивации учителю необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода учеников. Это позволит не только проследить за развитием интересов учеников, но и выявить и понять мотивы их поведения, чтобы в дальнейшем повлиять на мотивацию учения.

Глава 2. Формирование мотивации учения у школьников на уроках и во внеклассной деятельности

2.1 Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у учащихся на уроках иностранного языка Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся к предмету меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету.

Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.

Кроме познавательных, социальных мотивов, психологи выделяют творческие мотивы. Наличие их обозначает, что ученик не только усваивает те приёмы и способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

На уроках иностранного языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Основная цель изучения иностранного языка в школе — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет — ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Коммуникативный подход — стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом — процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3−4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

Главное — удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

2.2 Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. школьник мотивация учебный иностранный При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка; расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

В методической литературе принято различать следующие три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Рассмотрим в основном две формы: массовую и групповую, так как индивидуальная растворяется в них.

Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако, она должна включатся в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции и т. д.

В них принимают участие целые классы, а иногда вся школа.

К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (примерно 10−15 человек), регулярностью занятий.

Обе формы — массовая и групповая — планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом.

Определяют форму и тематику мероприятия с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока стран изучаемого языка.

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн — ринга, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень.

Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из газет, журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику.

Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием выпускают газеты, делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т. д.

Вечера на иностранном языке — один из интересных видов внеклассной работы. Разрабатывая сценарии вечеров, стремлюсь к тому, чтобы материал был доступен детям, и каждая возрастная группа имела возможность активно участвовать в учебной деятельности. Участники вечера делятся на две команды, задания неизвестны ребятам заранее. Цель предлагаемых конкурсов — показать учащимся их новые возможности в сфере владения английским языком. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс участия в вечерах детей различных возрастных групп: они учатся без стеснения общаться на английском языке. Это создаёт благоприятную психологическую атмосферу для обучения в целом.

Для активизации познавательного интереса к предмету был разработан план участия школьников в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе. Предметная неделя становится своеобразным творческим отчетом учителя-предметника и способствует формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведении Недели. Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Проведение недели иностранного языка способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому — таков девиз предметной недели иностранного языка.

Развитие коммуникативных компетенций ученика — необходимое условие межкультурного общения. Театр на иностранном языке как нельзя лучше подготавливает ученика к такому общению. Ролевая игра, лежащая в основе театрального действия, важна как «главный вид упражнений в говорении». В данном случае цель учителя: «научить» и цели ученика, пришедшего в студию: «хочу научиться говорить на немецком языке», «хочу больше узнать о стране изучаемого языка», «хочу использовать иностранный язык в своей будущей специальности», «хочу петь песни на изучаемом языке» полностью совпадают.

Таким образом, использование разнообразных методов внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Задача учителя: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих иностранный язык. Активное участие в таких мероприятиях способствуют не только повышению качества знаний школьников, это также даёт им возможность почувствовать себя увереннее и успешнее.

Выводы по 2 главе Исходя из вышеизложенного, следует ещё раз подчеркнуть, что важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей.

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.

Учителю иностранного языка необходимо выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. Разнообразие интересных форм деятельности стимулирует школьников к учению, а повышение мотивации к изучению языка влияет на качество знаний.

Заключение

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера — ядро личности.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Главная задача мотивации учения — организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Список использованных источников

1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва, 1990. — 212 с.

2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — Москва: Педагогика, 1984. — 41−50 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. — Москва, 1983. — 7−13 с., 42−50 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва, 1996. — 340 с.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Питер, 2000. — 253−261, 227−239 с.

5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. T. 1. Москва: Мир, 1986. — 450 с.

6. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 544 с.

7. Н. А. Березовин. Воспитание у школьников интереса к учению / Н. А. Березовин, А. Л. Сманцер. — Минск: Народная асвета, 1987. — 8−18 с.

8. Абрамович И. Р. Особенности мотивационной сферы студентов / И. Р. Абрамович. — Минск, 1995. — 60 с.

9. msch16.narod.ru

10. znanie.podelise.ru

11. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — Москва: Просвещение, 1979. — 160 с.

12. Левитес Д. Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении / Д. Г. Левитес. — Воронеж, 1998. — 92 с.

13. Белова Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры / Е. Белова // Директор школы. — 2006. — № 1. — С. 37−41

14. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова // Психология и педагогика, № 2, 1979

15. Дусавицкий А. К. Формула интереса / А. К. Дусавицкий. — Москва, 1989. — 198 с.

16. www.gstatik.com

17. Талызина Н. Ф. Пути формирования учебной мотивации / Н. Ф. Талызина. — Москва: Педагогическая психология, 1999. — 24−26 с.

18. Ермолович Д. В. Связь мотивации изучения // Д. В. Ермолович. — Минск: Адукацыя i выхаванне, № 10, 2001. — 19 с.

19. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — Москва, 1988. — 232 с.

20. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. — Москва: Наука, 1984. — 176 с.

Приложение Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой Раздел I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые А. Любимые Б. Нелюбимые Раздел II. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

Данный предмет интересен Нравится, как преподает учитель Предмет нужно знать всем Предмет нужен для будущей работы Предмет легко усваивается Предмет заставляет думать Предмет считается выгодным Требует наблюдательности, сообразительности Предмет требует терпения Предмет занимательный Товарищи интересуются этим предметом Интересны отдельные факты Родители считают этот предмет важным Хорошие отношения с учителем Учитель часто хвалит Учитель интересно объясняет Получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету необходимы для поступления в институт Предмет помогает развивать общую культуру Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто интересно Не люблю предмет потому, что:

Данный предмет не интересен Не нравится, как преподает учитель Предмет не нужно знать всем Предмет не нужен для будущей работы Предмет трудно усваивается Предмет не заставляет думать Предмет не считается выгодным Не требует наблюдательности, сообразительности Предмет не требует терпения Предмет не занимательный Товарищи не интересуются этим предметом Интересны только отдельные факты Родители не считают этот предмет важным Плохие отношения с учителем Учитель редко хвалит Учитель неинтересно объясняет Не получаю удовольствия при его изучении Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт Предмет не способствует развитию общей культуры Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто неинтересно Раздел III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответ­ствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

Это мой долг.

Хочу стать грамотным.

Хочу быть полезным гражданином.

Не хочу подводить свой класс.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу добиться полных и глубоких знаний.

Хочу научиться самостоятельно работать.

Все учатся и я тоже.

Родители заставляют.

Нравится получать хорошие оценки.

Чтоб похвалил учитель.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения умственного кругозора.

Классный руководитель заставляет.

Хочу учиться.

Обработка результатов Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий — для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой