Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление педагогических систем в хореографической культуре приходится на начало XVII века. Их родиной справедливо названа Европа — это страны Италия и Франция. Однако эволюция (преемственность и развитие) педагогической культуры танца растянута на более длительный период, занявший по времени XVIII и XIX века. Поэтому историческую территорию развития хореографических педагогических систем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕФЛЕКСИЯ ТАНЦА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС-КОМ КОНТЕКСТЕ
    • 1. 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОСМЫСЛЕНИИ ИСТОРИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 2. СТАНОВЛЕНИЕ АВТОРСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ (ИЛИ ТЕАТРАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ) В ЕВРОПЕ
      • 1. 2. 1. XVII — XVIII ВЕКА
      • 1. 2. 2. XIX — ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
  • ГЛАВА II. НА ПОРОГЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В РОССИИ ХТП — НАЧАЛА XX ВЕКА
    • 2. 1. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВА НИЯ XVIII — XIX ВВ.: УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬ НОСТИ
    • 2. 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНОГО СТАТУСА ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ)

Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Можно ли рассматривать становление российской системы хореографического образования, не обращаясь к педагогическому опыту европейских стран? Возможно ли объяснить специфику формирования российской хореографической культуры, не затрагивая ее первоосновы — авторские хореографические концепции или театрально-танцевальные модели мышления XVII начала XX века? Будет ли справедливо рассмотрение в изоляции феномена «хореографическая система», тем самым как бы вырывая его из контекста социальных и культурно-исторических принципов эпохи? Думаю, что нет. Педагогическая система в хореографической культуре ставит проблемы, решение которых невозможно без учета исторического опыта и образовательных реалий танца у различных этносов. Основная тенденция вышеуказанных проблем — многовековое сформирование единства законов академического классического танца, как фактора профессиональной многоплановой хореографической деятельности (в том числе создание образовательных институтов). Недаром Вольтер сказал: «Танец потому и искусство, что подчиняется законам».

Становление педагогических систем в хореографической культуре приходится на начало XVII века. Их родиной справедливо названа Европа — это страны Италия и Франция. Однако эволюция (преемственность и развитие) педагогической культуры танца растянута на более длительный период, занявший по времени XVIII и XIX века. Поэтому историческую территорию развития хореографических педагогических систем следует рассматривать в контексте сложных культурно-образовательных и художественно-эстетических процессов, социальных и эт-ногеографических предпосылок и факторов, повлиявших на ее ход и характер в целостном западноевропейском хореографическом пространстве (включая Россию). В XVII — XVIII столетии еще только начинало формироваться образовательное поле хореографии. Оно выражалось в активных поисках упорядочивания и систематизации танца: утверждение методики позиций (П. Бошан), выработка «нового» (т.е. сценический) театрально-танцевального языка (Р. Фейе), начинал свои эксперименты в области действенной хореографии Ж.Ж.-Новерр (XVIII). Только в начале XIX века создает систему упражняемого курса академического танца и аналитическую хореографию (т.е. анатомо-физиологическая схема поведения танцовщика и синоптические таблицы, применяемые в учебно-воспитательном процессе) К. Блазис. Надо отметить, что в классическую эпоху происходит математизация картины мира и возникает новый уровень исторического мышления (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Н. Пуссен и др.), в котором способы создания алфавита, метода, правила, порядка, организации и перспективы предназначались, прежде всего, как требование теоретического и экспериментального построения термина «система». Педагогическая культура танца исторически развивалась под воздействием общей логики эпохи. Доказательством того, что она являлась частью целостного проекта научной картины мира, служат: 1) разработка эмпирических данных в танцевальном творчестве- 2) отделение танца от религии и подчинение его государственному аппарату власти (школа, XVII) — 3) преобразование танцевальных практик в дисциплины (таблицы, упражнения, классы, ХШ1-Х1Х) и мн. др.

Историографический анализ свидетельствует: научный интерес к многовековым типам хореографии, а также изменениям, происходящим в национально-культурной самобытности этносов и оказывающим первостепенное влияние на происхождение новых танцевальных жанров, возрастает с каждым годом. Тем не менее остаются нерешенными многие вопросы: рефлексия танца в историко-культурологическом контексте, анализ образовательных и педагогических систем, «механизмы» функционирования авторских хореографических концепций, эволюция ценностного статуса танца в хореографическом искусстве и мн. др. До сих пор д" в отечественном балетоведении отсутствуют определения таких исторически-сложившихся понятий как: «хореографическая система», «модель танцевального мышления», а также «школа». Уникальность опыта российской хореографической культуры и в то же время неразработанность вышеуказанных проблем в системе хореографического образования обусловили выбор темы диссертации.

Состояние научной разработанности проблемы предопределено исследованием на стыке нескольких научных дисциплин. В целом проблема развития хореографической культуры в дореволюционной России, а также степень изученности «школы» до недавнего времени рассматривалась поверхностно и фрагментарно. В одних случаях она исследовалась в рамках исторических экскурсов и описания истории танца как постоянного процесса эволюции. Основной вывод, который делался исследователями хореографической культуры XVIII — XIX вв., сводился к тому, что только после реформ Екатерины II население России по-настоящему смогло приобщиться к театрально-танцевальной грамотности. В других случаях исследование хореографической культуры служило материалом для сравнения достижений в области театрально-хореографического образования в советский период. Диссертант выделяет хронологию развития теории хореографической культуры и предлагает изучение педагогической историографии по нескольким эта-'¦V* пам: предреволюционный этап, 20−60-е гг. XX в., 60−90-е гг. XX вв.

Пласт общетеоретических исследований современных теоретиков и практиков танцевального искусства представлен Л. Д. Блок, В.М. Богдановым-Березовским, И .Я. Вершиной, Р. В. Захаровым, Ю. Е. Соколовским, В. И. Уральской и др.

Эстетические и философские проблемы в хореографии рассматривают исследователи Р. Арнхейм, В. В. Ванслов, А. Л. Волынский, П. М. Карп и др.

Прикладные исследования, включающие теорию и историю вопроса, анализируются в трудах Н. Е. Аркиной, Ю. А. Бахрушина, Л. Д. Блок, В. М. Красовской, Е. Я. Суриц, Ю. И. Слонимского, A.A. Соколова-Каминского, а также критиков танца О. Гердт, И. И. Соллертинского. В настоящее время работы вышеуказанных авторов составляют основу теории и практики российской системы хореографического образования.

Исследования в области эстетики, педагогики, философии и психологии искусства в диссертации привлекались для понимания следующих категорий: деятельность, творчество, личность, творческая личность, искусство, хореографическое мышление, педагогическая система, психологические процессы познания человеком своего «Я» (C.JI. Рубинштейн, П.М. ЯкобсонМ.М. Бахтин, А. Бергсон, H.A. Бердяев, A.B. Брушлинский, А. Г. Васадзе, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.В. РозановК.А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, Е. А. Басин, B.C. Библер, Ю. Б. Борев, Л .Я. Дорфман, Э. В. Ильенков и др.).

Общетеоретические труды культурологов и эстетиков: Ю. Б. Борев, Н. И. Воронина, Т. В. Дадианова, А. Ф. Еремеев, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. В. Кожинов, Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова. •.

Автором использован обширный комплекс историографии: работы зарубежных и российских педагогов XVIII — XX вв. по различным проблемам организации, танцевального обучения (Ш. Компан, И. Кусков, Ж.Ж.-Новерр, (XVIII в.) — К. Бла-зис, И. И. Вальберх, А. П. Глушковский (XIX в.) и др.)) — статистические источники по векам (М. Мадцокс (XVIII в.) — Д. Бантыш-Каменский, Ф. Вигель, М. Гастев (XIX в.) — Т. Дынник, Н. Евреинов, И. Носов, (XX в.)) — материалы театральных съездов (А. Южин-Сумбатов (XIX в.) — Б. Романов, Ст. Цыбульский, (XX в.)) — программы по хореографическому образованию и подготовке учительских кадров (М. Борисоглебский, А. Бочаров, А. Ваганова, В. Всеволодский-Гернгросс, А. Лопухов, А. Ширяев и др.) — современные педагогические труды, в которых обосновываются пути, методы и средства формирования хореографической культуры в конкретной учебно-воспитательной деятельности (Т.В. Барышникова, А.Я. Бра-децкий, Е. П. Валукин, Л. Н. Макарова, A.B. Никифорова, П. А. Пестов и др.) — научное наследие известных деятелей танцевального искусства (А. Плещеев, Я. Ште-лин (XIX в.) — Ю. А. Бахрушин, А. Я. Ваганова, А. Я. Левинсон, К. А. Скальковский, С. Н. Худеков (XX в.)).

Диссертантом в научный оборот вовлечены информационные материалы архивов: Российской государственной библиотекиГосударственного центрального театрального музея им. Ю. А. Бахрушина, Отдела редкой книги Научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева. Изучена периодическая печать XIX — нач. XX вв. А именно журналы и газеты: «Москвитянин», «Пантеон», «Русский вестник», «Русская старина» (XIX в.) — «Артистический мир», «Бирюч Петроградских Государственных театров», «Ежегодник императорских театров», «Столица и усадьба» (XX в.).

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов: А. Я. Левинсона, С. Н. Худекова об истории и теории танца, Л. Д. Блок о происхождении системы классического танца, Б. В. Асафьева, П. М. Карпа, И. И. Соллертинского о балете, В.Г. Всеволодско-го-Гернгросса, Ю. А. Бахрушина, В. М. Красовской, Ю. И. Слонимского об истории формирования русской школы балетаЭ.Ж.-Далькроза, К. Шторк о теории ритмопластической организацииТ.П. Барановой, В.М. Богданова-Березовского, И. Я. Вершиной о танцевальной музыкеконцепция хореографического языка.

A.Л. Волынскогонаучные представления о взаимоотношении формы и содержания в хореографии В. В. Вансловаотечественная школа теоретиков, практиков и критиков оперно-балетного искусства (Г.А. Ларош, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов,.

B.В. Стасов и A.A. Гозенпуд, Ю.А. Кремлев) — культурно-историческая теория мышления (H.A. Бердяев, B.C. Библер, A.B. Брушлинский) — методология искусства и структура художественного творчества (В.В. Розанов, И. Тэн и А. ШопенгауэрЕ.А. Басин, М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, А.Г. ВасадзеА. Бергсон, Ж. Маритен и др.) — проблемы психологии мышления (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория неклассической психологии искусства Л .Я. Дорфманатруды современных дидактов о развитии личности педагога и ученика в совместной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Э.В. Ильенков).

Объект исследования — хореографическая культура как одна из форм исторического становления, формирования и развития художественного мышления.

Предмет исследования — становление и развитие педагогической системы в хореографической культуре: от XVII до начала XX века.

Хронологические рамки работы. Исследуемая проблема потребовала изучения и анализа истории хореографической культуры по эпохам: XVII и XVIII века, в которых закладывалось общее понимание художественной системы, принципов дисциплинарности и организации пространства начального школьного образованияв отдельный параграф выделены европейские хореографические концепции, главные задачи обучения и ориентиры авторских театрально-танцевальных моделей мышления, обусловившие профессиональный вектор развития российской педагогической системы (сходство и отличие от франко-итальянской хореографической культуры). XVIII, XIX и нач. XX вв., в которых происходили преемственность, развитие и утверждение первого практического опыта русских артистов балета, были заложены основы российской педагогической системы в хореографической культуре.

Цель исследования заключается в рассмотрении и выявлении специфики формирования педагогической системы в контексте единого западноевропейского хореографического пространства. В соответствии с целью и предметом исследования были определены конкретные задачи:

— актуализировать новизну системного подхода в исследовании хореографической культуры;

— исследовать авторские хореографические концепции и установить механизмы их функционирования в контексте социальных и культурно-исторических принципов эпохи;

— определить специфику институционального становления российской системы хореографического образования;

— выявить эволюцию ценностного статуса танца в хореографическом искусстве России через процессы накопления, преемственности, развития межкультурного школьного образовательного пространства и утверждение основ собственной национальной педагогической системы;

— сформулировать авторскую модель исторически сложившейся системы хореографического образования.

Многогранность изучаемой темы потребовала теоретический анализ и синтез, выявляющих научные представления об историко-культурологической и дисциплинарной сущности хореографической культуры, а также использования различных методов исследования, главными из которых являются:

— интегративный, позволяющий рассмотреть хореографическую культуру как категорию эстетическую, культурологическую, социологическую, социальную, педагогическую, историческую;

•4} - систематизации и обобщения, способствующие выявлению опыта в развитии специального хореографического образования;

— исторической реконструкции, с помощью которого выявлены основные этапы становления и развития теории хореографической системы;

— моделирования — на основании авторских концепций разработаны схемы и таблицы становления хореографической системы обучения, позволяющие осуществить исследовательский замысел в историко-культурологическом и балетовед-ческом контексте, представить собственную модель функционирования системы хореографического образования.

Научная новизна. Новизна диссертации состоит в целостном, системном анализе становления и развития хореографического образования как существенного фактора культурных и искусствоведческих процессов (в том числе изобразительного, музыкального и драматического искусства), их влияния на развитие танцевальной парадигмы, создание основ национальной педагогической системы в хореографической культуре.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системный подход в изучении хореографической культуры — важный аспект в рамках науки российского балетоведения. Автором выявлены и сформулированы особенности хореографической культуры на разных теоретических уровнях (эстетическом, культурологическом, социологическом, социальном, педагогическом, историческом). Показаны основные этапы становления теории хореографической культуры в педагогической историографии (XVIII — XX вв.) и конкретизированы понятия «хореографическая система», «модель танцевального мышления», «школа».

2. Рассмотрены авторские хореографические концепции кон. XVI — нач. XX вв., лежащие в основе традиционных и нетрадиционных педагогических систем обучения. Впервые определены цели и задачи теорий (воспитание определенного типа танцовщика) и основные «механизмы» (сохранение, обновление, отрицание, создание нового) функционирования моделей танцевального мышления в разное историческое время: «орхесография» Т. Арбо- «театральная хореография» П. Бо-шана- «театрально-сценическая хореография» Р. Фейе- «индивидуальные хореографические жанры» А. Фоссано, Г. и О. Вестрисов, Ш. Дидло и др., «действенная театральная хореография» Ж.Ж.-Новерра- «академическая хореографиия» К. Бла-зиса- «классическая хореография романтического балета» Ф. Тальони- «пластические знаки чувства» Ф. Дельсарта- «ритмопластический жест» Э.Ж.-Далькроза- «свободная пластика и раскрепощенное тело» А. Дункан.

3. Осмыслена проблема институциональности российской системы хореографического образования через выявление определенных этапов: а) общая историко-культурная ситуация в России XVIII — XIX вв.- б) основание танцевального преподавания в эпоху Петра Iв) включение танцевальных дисциплин в систему общеобразовательных учрежденийг) разработка первых учебных программ по танцу и создание специализированных «танцовальных школ», как начальный этап формирования профессиональной хореографической деятельности в России.

4. Определены уровни эволюции ценностного статуса танца в хореографическом искусстве XVIII — нач. XX века. Первый уровень — «накопление и преемственность»: а) система бального воспитания танцовщика и жанрово-исторические типы хореографии, как одна из форм школьного преподавания (Дж. Канциани, Ж. Б. Ланде, Л. Парадиз, А.Р. Фоссано) — б) проблемы деспециализации театральных специальностей и прикладной характер хореографического обучения (И.И. Вальберх) — в) цель хореографического преподавания — воспитание артистамимаг) отсутствие точного возраста приема и срока обучения профессии «танцовщик». Второй уровень — «развитие»: а) новый вектор образовательной политики — академический уклон хореографии (заложенный Ш. Дидло, нач. XIX) — б) система академического классического танца, преромантизм (К. Блазис) — в) концепция женского классического танца (Ф. Тальони) — г) воспитание балетного актера для оперно-балетного театра (завершенное М.И. Петипа) — д) система мужского классического танца (Э. Чеккетти). Третий уровень — «утверждение»: а) разработка первых программ обучения по классическому танцу (В.И. Степанов) — б) учреждение государственной системы хореографического образования и установление точного срока обучения -7−8 летв) создание единой методики классического танца (А.Я. Ваганова). Связующим звеном между вторым и третьим уровнями служат традиции русской школы классического танца (Х.П. Иогансон — O.E. Вазем, П. А. Гердт, Н.Г. ЛегатЭ. Чеккетти — А. А. Горский, А. П. Павлова, М. М. Фокин и др.).

5. Определено, что российская хореографическая культура и система хореографического образования зависимы от социокультурной среды: индивидуальная и совместная деятельность (ученик, исполнитель, танцмейстер, педагог, балетмейстер и т. д.), принципы различных видов искусств (танец, музыка, драма, живопись) — специфика культурных объектов географического ареала (институты — театр, школапроизведения искусства и т. д.). Впервые утверждается «школа» как педагогическая система (эффективные законы, нормы, приемы и правила исполнения учебного экзерсиса строго по годам обучения и другие внутрисистемные механизмы).

Практическая значимость диссертации заключается в возможности включения результатов исследования в историко-теоретическую концепцию российской хореографической культуры. Материалы анализа могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных курсов по искусствоведению, культурологии, истории искусства, истории хореографии, методике хореографического обучения и др.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались в публикациях и выступлениях на Огарев-ских научных чтениях (Саранск, 2003 — 2006) — Материалах республиканской научно-практической конференции «Культура народов Мордовии: традиции и совре4 менность» (Саранск, 2003 — 2004) — Материалах Всероссийской межвузовской конференции «Культурология в контексте гуманитарного мышления» (Саранск, 2004) — Материалах аспирантского семинара «В18К1Л18и8» (Саранск, 2004 — 2005) — Ежегоднике кафедры культурология «Феникс» (2005), на конференциях молодых ученых (2003 — 2005).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной результат научной работы заключается в том, что предпринята первая попытка системного анализа хореографической школы как части истории становления и развития хореографической культуры, выдвигающая приоритеты национального компонента образования, взаимосвязи педагогических, культурных и искусствоведческих процессов. На основе теоретически выявленных положений можно проводить диагностику уровня сформированное&tradeпедагогических систем обучения и возможностей танцевальной парадигмы в хореографической культуре России XVIII — начала XXI века.

В основе искусства лежит комплексное отражение художественной картины мира. Если материалом живописца являются краски и холст, а орудием его искусства — кисть, то у скульптора материалом служит камень, глина, дерево и т. д. Если у поэта материал — слово, то у музыканта материалом является звук. Живописец, скульптор, композитор творят в тиши своего кабинета и только после окончания работы над произведением показывают его публике, слушателю.

Если музыка и поэзия — это искусства, существующие только во времени, а живопись, скульптура, архитектура — только в пространстве, то хореография — это искусство, существующее и во времени, и в пространстве. Сущность хореографической культуры обуславливается так же специфическим для этого вида искусства материалом: его материалом, инструментом и творцом является человек. Достаточно одного взгляда на вышеуказанную схему, чтобы понять исключительное положение хореографии среди этого списка видов искусств. Сама, своим телом и психикой она создает из себя же произведение искусства. Именно поэтому танец, с чисто практических целей наиболее близко (в отличие от других видов искусств) соприкасается с понятием «театр». С теоретической точки зрения хореографическая культура — это вполне самостоятельная художественная система. Однако, углубляясь в проблему истории ее возникновения, утверждения и развития, можно сделать вывод о том, что хореографическая культура — это не целое, а только часть целого художественного и социального контекста эпохи. До ее утверждения, как системы (XVII) и дисциплины (XVIII — XIX) были отдельно подготовлены различными видами искусств — компоненты, соотносящиеся и соединяющиеся воедино, а потом действующие как единый механизм в создании хореографической науки. В этой связи «система танца», «дисциплина танца» — это промежуточный и вместе с тем наиболее важный этап развития хореографической культуры, имеющий отношение к рождению самой педагогической системы. Последнее явление имеет тенденцию проявлять себя дважды.

С одной стороны, педагогическая система в хореографии не была рождена самой педагогической практикой. Она произошла из другого — из уголовно-правовых механизмов [См.: М. Фуко. «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы"], присущих дисциплинарной власти, сложившейся на рубеже XVIII — XIX веков. Таблица, упражнение, задание, инструментарий, принцип труда, система запретов и наставлений, целый комплекс предписаний в решении построить изолированные друг от друга цеха — все это в своих общих чертах модели, которые выступали будто развитием или эскизом на уровне конкретных учреждений. Они же, являясь существенно важными методами уголовно-правовой системы, переходили из института к институту и становились общепринятыми. В организации пространства начального хореографического образования присутствует общее правило функциональных размещений: распределение индивидов в пространстве (например, интернат, «казарма» — воспитательный режим будущей школы), спецификация места, отличного от других и замкнутого в самом себе («коллежи» — монастырская модель, завод — новый тип контроля во второй половине XVIII века). Принцип дисциплинарной монотонности в хореографической культуре достигается введением хореографического станка, зеркала, специальной формы. В свою очередь, построение хореографической системы получило зрительно доступное выражение, и теперь оно может быть рационально (например, максимальное значение придается отшлифовке отдельного движения, а не его манерной реальности). С другой стороны корреляция тела и жеста танцовщика не может исчерпываться только эффективностью дисциплинарного контроля. Зависимость танцовщика от хореографического станка и зеркала должна образовывать комплексы, неразрывно связанные со сценической театральной культурой. И в этом случае, хореографическая система рождается вторично. Теперь уже не только как «телооружие, тело — инструмент, тело — машина», но и как «тело — образ». Произведения балетного искусства, спектакли, на самом деле являются продуктом целой коллективной работы авторов — художников (композитор — художник — декоратор — театральный педагог — репетитор — постановщик — балетмейстер — артист балета).

Начинает создаваться «хореографическое тело» еще на начальном этапе хореографического образования (школьный педагог, аккомпаниатор — ученик). Этот специфический признак хореографической культуры абсолютно чужд всем остальным видам театрального искусства. Действительно, если судить о хореографической школе, как о педагогической системе, то ее роль в формировании квалифицированного артиста балета односторонняя. Ведь основная цель хореографического образования (путем систематического тренажа) заложить фундамент и развить академические способности танцовщика. Они являются первостепенной важностью для академического балетного театра. В то же время роль педагогической системы в хореографической культуре исключительна, потому что у театра можно отнять все — и прекрасное здание и балет, и художника — балетмейстера и декоратора и даже саму сцену, — но нельзя обойтись без природного пластического и художественного амплуа танцовщика (как музыке нельзя обойтись без звука, поэзии — без слова и т. д.). Это правило было предусмотрено самой исторической системой танца. Мы полагаем, что отличие хореографической культуры от других состоит в том, что она изначально слагалась из синтеза многих компонентов (музыка — живопись — поэзия — скульптура), а не собирании их. В XVII веке после рассуждения о методе Декарта, открытия художественной системы и принципа «планиметрии» в живописи Н. Пуссена, в XVIII веке принципов дисциплинарности М. Фуко стало правомерным доказательство, что хореографическая система, одновременно — есть обязательное производное от другого искусства (название условное). Отсюда проистекают и специфические признаки педагогической системы в хореографическом искусстве: двухступенчатость (школатеатр), оригинальность (человекпространство и времяконкретностьколлективный и обязательный ритм и мн. др.) и производность.

Становление и развитие педагогической системы в хореографической культуре России необходимо рассматривать в контексте влиявших на нее социальных, этнокультурных, политических предпосылок и факторов. Хореографическая культура начала XVIII — XIX вв. представляла собой совокупность мер законодательного (функции государства и содержание хореографической школы), административного (взаимосвязь между целями театрального развития и преобразованием уровней танцевальных зданий), социально-культурного и педагогического характера. Сам факт введения профессиональной хореографической деятельности связан с переориентацией культурно-образовательной политики начала XVIII столетия. Она осуществлялась посредством организации институтов школьного образования, призванных распространять сферу влияния русско-театральной культуры. Хореографическое образование имело специфические особенности применительно к крупным столичным центрам и провинциям. Москва и Санкт — Петербург, в этой связи отличались уникальными направлениями хореографической педагогики французской и итальянской школы. Они выступали своего рода этнокультурными зонами с зародившимися в них новыми воспитательными традициями. «Грамота городам» Екатерины II подвигла провинцию к активному развитию специализированной театрально-танцевальной культуры. Представители дворянской верхушки, превращая свои поместья в «маленькие государства в государстве», заложили фундамент характерного для России XVIII — начала XIX века явления -«Института крепостного театра». Данное положение отчетливо сформулировано в трудах многих исследователей русской театральной культуры: Ф. Вигеля, В. Все-володского-Гернгросса, М. Гастева, Т. Дынника, Н. Евреинова, О. Чаяновой, Я. Штеллина и мн. др.

Отличительной чертой становления и развития российской системы хореографического образования указанного периода является «всеобщее» систематизирование основ танцевальной грамоты. На территории России в этот период возникла разнотипная стратификация «учебных танцевальных заведений»: государственные и казенные учреждения (школа, училище, институт, университет, интернат, экстернат, Воспитательные дома) — частные дома и провинциальные балетные школы, сыгравшие определенную роль в деле распространения танцевальной культуры и образования. Но говорить о школе, как о педагогической системе вплоть до середины XIX века пока рано. Различными были временные рамки становления «школы» в Москве и Санкт — Петербурге, педагогические подходы и принципы организации учебного процесса. В частности, выделялись две основные концепции: в отношении становления и развития русской балетной школы — воспитание национальных театральных танцовщиков, а значит и интегрированным тенденциям внутри российской хореографической культурыпоощрение практики иностранных педагогов. Отчетливо прослеживалась закономерность в театральном искусстве: чем дальше «школа» отходила от непрофессиональной (бальной танец) системы обучения, тем больше возникала необходимость в соединении академической учебной практики танцовщика и элементов национальной культуры. Вполне закономерно, что российская хореографическая культура оказалась не способной к выработке адекватных педагогических средств: слишком много времени и усилий было затрачено на достижение внешних признаков театральной образованности русского артиста. Только к середине XIX столетия хореографическая школа прошла стадию своего становления. В России был накоплен и обобщен первый театральный опыт межнационального общения и межкультурного взаимодействия, заложены основы профессиональной системы хореографического образования и педагогики (Е.О. Вазем, П. А. Гердт, Н. Г. Легат и др.).

В силу установленных рамок научного исследования автором были изучены, но не включены еще многие вопросы, позволяющие обстоятельно углубиться в проблему сущности российской педагогической хореографической культуры. Например, степень изученности проблематики «школы» в балетоведении, театрально-музыкальные общества и их влияние на развитие хореографической культуры, специфика первых российских балетных обществ, хореографическая культура в провинции и роль частного провинциального театра в системе государственного хореографического образования, «домашняя» хореографическая школа или частный тип хореографического образования в России, психолого-педагогические основы формирования личности хореографа. В качестве дальнейшей перспективы исследования хореографической культуры, отметим наиболее значимые в теоретико-методологическом плане вопросы: «телесность», «выразительность и изобразительность» в хореографии, новое направление хореографической культуры -«фольк танец», «самобытность провинциальной хореографической школы», «национальный балетный театр» и мн. др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Академическое хореографическое училище имени, А .Я. Вагановой / сост. И. М. Гурков. Л.: Музыка, 1988. — 160 с.
  3. А. Д. Концертная жизнь на рубеже столетий / А. Д. Алексеев // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895−1907). — М., 1968.-С. 396−419.
  4. . Театр Мочалова и Щепкина / Б. Алперс. М.: Искусство, 1979.-632 с.
  5. В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994. 246 с.
  6. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, унта, 1988.-236 с.
  7. Аристотель. Поэтика // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М., 1983. — Т. 4. -С. 646−648.
  8. Аристофан. Комедии: в 2 т. Т.2 / Аристофан. М.: Искусство, 1983. -440 с. — Содерж.: Дисистрата — С. 105−180- Женщины на празднике Фесмосфо-рий — С. 183−244- Лягушки — С. 249−330.
  9. Н. Е. Советские балетмейстеры / Н. Е. Аркина. М.: Знание, 1979.-48 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие / Н. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-329 с.
  11. . В. О балете // Моя жизнь: Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. В. Асафьев. Л., 1974. — С. 45−50.
  12. О. А. К вопросу о хореографической теме в классическом балете / О. А. Астахова // Музыка и хореография современного балета: в 5 вып. М., 1982.-Вып. 4.-С. 72−86.
  13. Н. П. Азбука классического танца: первые три года обучения / Н. П. Базарова, В. П. Мей. Л.: Искусство, 1989. — 100 с.
  14. А. А. Горский: Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. Е. Суриц, Е. Белова. СПб.: Дмитрий Булгарин, 2000. — 369 с.
  15. Бантыш-Каменский Д. Словарь достопамятных людей русской земли: в 5 ч. Ч. 5 / Д. Бантыш-Каменский. М.: Университет, тип., 1836. — 395 с.
  16. Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения / Т. Баранова // Музыка и хореография современного балета: в 5 вып. М., 1994. — Вып. 4. -С. 8−23.
  17. И. Несколько слов из истории искусства скоморохов / И. Барщевский. Ростов Ярославский: Тип. А. Барщевского, 1914. — 11 с.
  18. Т. В. Азбука хореографии / Т. В. Барщевский. СПб.: РЕСПЕКС: ЛЮКС, 1996. — 252 с.
  19. Е. А. Семантическая философия искусства / Е. А. Басин. М.: Мысль, 1973.-216 с.
  20. Е. А. Двуликий Янус: О природе творческой личности / Е. А. Басин. М.: Магистр, 1996. — 171 с.
  21. Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н. Баучинская. -М.- Л.: Госмузиздат, 1951. 111 с.
  22. Ю. А. Воспоминания / Ю. А. Бахрушин. М.: Худож. лит., 1994.-702 с.
  23. Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. М.: Просвещение, 1977. — 87 с.
  24. Ю. А. Конспекты лекций по истории русского балета, читанных в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского и хореографическом училище балета СССР / Ю. А. Бахрушин. М., 1948. — 55 с.
  25. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. — 541 с.
  26. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  27. А. А. Русские скоморохи / А. А. Белкин. М.: Наука, 1975.100 с.
  28. А. Начало века / А. Белый- предисл. Л. Каменева. М.: В/О «Со-юзтеатр», 1990. — 526 с.
  29. А. А. Танец / А. А. Беляев // Эстетика: словарь. М., 1989. -С.341−342.
  30. А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. -Минск: Харвест, 1999. 1408 с.
  31. А. Психолого-физиолигический паралогизм. Сновидение / А. Бергсон. СПб.: Печатный труд, 1913. — 450 с.
  32. Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев. М.: ЗАО «СВОРОГ и К», 1997. — 320 с.
  33. Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М.: Феникс, 1991.-81 с.
  34. Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М.: Интерпринт, 1990.-47 с.
  35. Н. А. О русской философии / Н. А. Бердяев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-21 с.
  36. Н. Т. Выразительность как язык искусства // XXI век: будущее России в философском измерении: в 3 т. Т. 3. Ч. II. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.-С. 174−175.
  37. . М. Пространственные искусства как феномен культуры / Б. М. Берштейн // Искусство в системе культуры / под ред. М. С. Кагана. Л., 1987.-С. 135−142.
  38. В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат., 1975.-399 с.
  39. К. Балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. -М.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1864. 225 с.
  40. А. А. Об искусстве / А. А. Блок. М.: Искусство, 1980. — 503 с.
  41. Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. — М.: Искусство, 1987. 556 с.
  42. Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Ф. Блэйер. Смоленск: Русич, 1998. — 560 с.
  43. Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов-Березовский. -Л.: Сов. композитор, 1962.-206 с.
  44. Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-206 с.
  45. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
  46. Ю. Б. Эстетика: в 2 т. / Ю. Б. Борев. Смоленск: Русич, 1997 — 2 т.
  47. А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. М.: Высш. шк., 1968. — 104 с.
  48. Ф. Русская талия. Подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1857 г. / Ф. Булгарин. СПб.: Тип. Н. Греча, 1824.-443 с.
  49. А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. Л.- М.: Искусство, 1948. — 207 с.
  50. А. Я. Статьи. Воспоминания. Материалы / А. Я. Ваганова. Л.- М .: Искусство, 1958. — 337 с.
  51. Е. П. Мужской классический танец / Е. П. Валукин. М.: ГИ-ТИС, 1987.-103 с.
  52. Е. П. Система мужского классического танца / Е. П. Валукин. — М. :ГИТИС, 1999.-421 с.
  53. И. И. Из архива балетмейстера / И. И. Вальберх. М.- Л.: Искусство, 1948. — 167 с.
  54. В. В. Балет в ряду других искусств / В. В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета: в 5 вып. М.: Музыка, 1977. — Вып. 2. — С. 5−32.
  55. В. В. Режиссура в балете / В. В. Ванслов // Балет: энциклопедия.-М., 1981.-С. 426.
  56. В. А. Танец / В. А. Варковицкий // Балет: энциклопедия. -М&bdquo- 1981.-С. 503−504.
  57. А. Г. Проблемы художественного чувства: вопросы психологии художественного творчества / А. Г. Васадзе Тбилиси: Мецниереба, 1978. -173 с.
  58. Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения / Г. Вельфин. СПб.: Алетейя, 1999. — 318 с.
  59. И. Я. Музыка в балетном театре / И. Я. Вершина // Русская художественная культура конца XIX начала XX века. — М., 1977. — С. 365−380.
  60. А. Старинный театр в Европе / А. Веселовский. М.: Тип. П. Бахметева, 1870 — 410 с.
  61. Ф. Ф. Записки Ф.Ф. Вигеля : в 7 ч. Ч. 1 / Ф. Ф. Вигель. М.: Изд-во Рус. арх., 1891.-224 е.- 4.2. -М.: Изд-во Рус. арх., 1892.-240 с.
  62. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. -М.: Высш. шк., 1988.-495 с.
  63. С. История культуры Санкт-Петербурга / С. Волков. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 704 с.
  64. М. А. Лики творчества / М. А. Волошин. Л.: Наука, 1988.848 с.
  65. А. Л. Статьи о балете / А. Л. Волынский- сост. Г. Н. Добровольская. СПб.: Гиперион, 2002. — 400 с.
  66. А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца / А. Л. Волынский. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 297 с.
  67. Вольский Н В. Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. 3 / Н. В. Вольский. М.: Искусство, 1967. — 503 с.
  68. Н. И. Музыкальная эстетика середины XIX века / Н. И. Воронина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 168 с.
  69. Л. П. Первобытное искусство / Л. П. Воронкова — Моск. гос. ун-т. М: Диалог, 1997 — 45 с.
  70. Всеволодский-Гернгросс В. Г. История театрального образования в России / В. Г. Всеволодский-Гернгросс. СПб.: Тип. Имп. театров, 1913. — 436 с.
  71. Всеволодский-Гернгросс В. Г. Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче / В. Г. Всеволодский-Гернгросс. -СПб.: Тип. Имп. театров, 1914. 99 с.
  72. Всеволодский-Гернгросс В. Г. Театр в России при императрице Елисове-те Петровне / В. Г. Всеволодский-Гернгросс. СПб.: Гиперион, 2003. — 333 с.
  73. Всеволодский-Гернгросс В. Г. Русский театр II половины XVIII века / В. Г. Всеволодский-Гернгросс. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 374 с.
  74. Всеволодский-Гернгросс В. Г. Театр дома и в школе: руководство к постановке домашних и школьных спектаклей: бесплатн. прилож. к № 1. «Родника» / В. Г. Всеволодский-Гернгросс. СПб., 1912. — 48 с.
  75. Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-575 с.
  76. Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  77. М. С. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. Т. I. Ч. I / М. С. Гастев. М.: Тип. Моск. ун-та., 1841. — 312 с.
  78. О. Теория возможностей / О. Герд // В движении. Современный танец в Нидерландах. Амстердам, 1999. — С. 25−29.
  79. В. Истоки импрессионизма в балете / В. Гастев // Музыка и хореография современного балета: в 5 вып. Л., 1987. — Вып. 5. — С. 59−76.
  80. Г. Наука и творчество / Г. Гиргинов. М: Просвещение, 1995.-203 с.
  81. А. П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский. -М.: Искусство, 1940. 200 с.
  82. А. А. Русский оперный театр XIX века : в 3 вып. Вып.1: (18 361 856) / А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1972. — 463 е.- Вып.2: (1857−1872). — Л.: Музыка, 1973. — 333 с.
  83. Горский, А А. Материалы. Воспоминания. Статьи / А. А. Горский. — СПб.: Дмитрий Булгарин, 2000. 362 с.
  84. Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. СПб.: ИГУП, 1997. — 224 с.
  85. Т. В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества / Т. В. Дадианова. Ярославль, 1993.-131 с.
  86. Далькроз Э.-Ж. Ритм: ежегодник ин-та Жака Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Т.1 / Э.-Ж. Далькроз. Берлин-Фриденау: Изд. А. Боровского, 1912. -88 с.
  87. С. С. Очерки по истории русского драматического театра / С. С. Данилов. М.- Л.: Искусство, 1948. — 587 с.
  88. С. М. Европейский классицизм / С. М. Даниэль. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 304 с.
  89. Е. Р. О смысле слова «воспитание» : сочинения, письма, документы / Е. Р. Дашкова- сост. Г. И. Смогина. СПб.: Дмитрий Булгарин, 2001. -450 с.
  90. Е. Р. Записки княгини: воспоминания, мемуары / Е. Р. Дашкова. Минск.: Харверст, 2003. — 256 с.
  91. А. Петербургский балет 1903−2003: Театры, артисты, балетмейстеры, педагоги, премьеры спектаклей / А. Деген, И. Ступников. СПб.: Балтийские сезоны, 2003. -233 с.
  92. Д. Парадокс об актере: пер. с франц. / Д. Дидро. М.: Гос. изд-во, 1922.-78 с.
  93. JI. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования: монография / Л. Я. Дорфман — науч. ред. Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-424 с.
  94. Т. Крепостной театр / Т. Дынник. М.- Л.: Academia, 1933.327 с.
  95. Н. Крепостные актеры : ист. очерк / Н. Евреинов. СПб.: Тип. Имп. театров, 1911. — 80 с.
  96. Ежегодник императорских театров сезон 1899−1900 / под ред. С. П. Дягилева. СПб.: Изд-во дирекции Имп. театров, 1900. — 515 с.
  97. И. Г. Письма к Ж.-Ж. Новерру. Введение в эстетику классической хореографии / И. Г. Есаулов. Ижевск: МСА, 1988. — 301 с.
  98. Л. Вступление в балет / Л. Жданов. М.: Планета, 1986.186 с.
  99. Я. Штелина об изящных искусствах в России : в 2 т. T. I: Краткий исторический очерк искусства фейерверков в России. М.: Искусство, 1990.-С. 238−296.
  100. Р. В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе / Р. В. Захаров. -М.: Искусство, 1989. 89 с.
  101. Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р. В. Захаров. -М.: Искусство, 1967. 62 с.
  102. Р. В. Сочинение танца / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1989.256 с.
  103. Н. П. Бальный танец / Н. П. Ивановский. Калининград: Янтарный сказ, 2004. — 207 с.
  104. Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  105. Э. В. Мудрость воспитания / Э. В. Ильенков. М.: Педагогика, 1987.-288 с.
  106. История мировой и отечественной культуры / под ред. Н. И. Ворониной. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 284 с.
  107. М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. JI.: Искусство, Ле-нингр. отд-ние, 1972. — 440 с.
  108. В. О духовном в искусстве / В. О. Кандинский. Л.: Фонд «Ленингр. галерея», 1990. — 66 с.
  109. П. М. Младшая муза / П. М. Карп. М.: Современник, 1997.237 с.
  110. П. М. О балете / П. М. Карп. М.: Искусство, 1969. — 224 с.
  111. П. М. Балет и драма / П. М. Карп. Л.: Искусство, 1979. — 246 с.
  112. Т. П. Театральная улица: воспоминания / Т. П. Карсавина- пер. с англ. И. Э. Балод. М.: Центрполиграф, 2004. — 317 с.
  113. К вопросу о древнерусском песнопении / автор неизвестен. М.: Тип. П. Бахметова, 1864. — 27 с.
  114. Классики хореографии / под ред. Е. И. Чеснокова, М. В. Борисоглебского. М.- Л.: Искусство, 1937. — 300 с.
  115. А. А. Основы русского народного танца / А. А. Климов. М.: МГУКИ, 2004.-318 с.
  116. Л. Н. Художественная культура и художественное воспита-ние / Л. Н. Коган. -М.: Знание, 1979. 63 с.
  117. В. В. Виды искусства / В. В. Кожинов. М.: Наука, 1960.128 с.
  118. Ш. Танцовальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства / Ш. Компан. — М.: Университет, тип. В. Окорокова, 1790. 437 с.
  119. Ю. А. Проблема пластичности и выразительности в искусстве / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова- Мордов. гос. ун-т. Саранск: Руза-евск. печатник, 2000. — 29 с.
  120. Э. А. Танец и художественная культура: От возникновения человечества до первых великих цивилизаций / Э. А. Королева. Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997. — 189 с.
  121. В. С. 100 уроков классического танца / В. С. Костровицкая. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981.-262 с.
  122. В. С. Школа классического танца / В. С. Костровицкая. -Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1986. 260 с.
  123. В. М. Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX века / В. М. Красовская. Л.: Искусство, 1958. — 309 с.
  124. В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская. — Л.: Искусство, 1963. 553 с.
  125. В. М. Русский балетный театр начала XX века : в 2 т. / В. М. Красовская. Л.: Искусство, 1971. — 2 т.
  126. . И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б. И. Краснобаев. — М.: Просвещение, 1987. 319 с.
  127. Г. Д. Ваганова А. Я / Г. Д. Кремешевская. Л.: Искусство, 1981.- 136 с.
  128. Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики /Ю. Кремлев-М.: Гос. муз. изд-во, 1957. 241 с.
  129. Ю. О месте музыки среди искусств / Ю. Кремлев. М.: Музыка, 1966. — 55 с.
  130. Ю. Познавательная роль музыки / Ю. Кремлев. М.: Музыка, 1963.-60 с.
  131. И. Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства / И. Кусков. СПб.: Тип. при Имп. шляхет.сухопут. кадет, корпусе, 1794.-45 с.
  132. М. Воспоминания / М. Кшесинская. Смоленск.: Русич, 1998.-416 с.
  133. Лаку-Ламбарт Ф. Фигуры Вагнера / Ф. Лаку-Ламбарт. СПб.: Азбука, 1999.-218 с.
  134. Г. А. Избранные статьи : в 5 вып. Вып. 1 / Г. А. Ларош. — Л.: Музыка, 1974. 231 е.- Вып. 2. — Л.: Музыка, 1975. — 368 е.- Вып. 3. — Л.: Музыка, 1976. -375 е.- Вып. 4. — Л.: Музыка, 1977. — 320 с.
  135. Леви-Строс К. Путь масок / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000.399 с.
  136. А. Я. Мастера балета / А. Я. Левинсон. СПб.: Изд. Н. В. Соловьева, 1915. — 132 с.
  137. А. А. Деятельный ум. (Деятельность, знак, личность) / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2002. — 392 с.
  138. А. Н. Общие понятия о деятельности / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия о психологии / под ред. проф. А. Ф. Петровского- сост. В. В. Миронен-ко.-М., 1977.
  139. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  140. Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / Д. А. Леонтьев // Художественное творчество и психология. -М., 1991.-С. 109−133.
  141. Ф. В. Шестьдесят лет в балете / Ф. В. Лопухов. М.: Искусство, 1966.-367 с.
  142. А. Основы характерного танца / А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров. Л.- М.: Искусство, 1939. — 435 с.
  143. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 500 с.
  144. Лукиан. О пляске // Собрание сочинений: в 2 т. / Лукиан. М.- Л., 1935.-Т. 2.-С. 49−80.
  145. М. Планы и фасады театра и Маскерадной залы в Москве, построенных содержателем публичных театров увеселений англичанином М. Мад-доксом / М. Мадцокс. М.: Университет, тип. у Хр. Ридегера и Хр. Клаудия, 1797.-35 с.
  146. Л. Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе / Л. Н. Макарова. Тамбов: Изд-во Тамбов ун-та, 2001. — 190 с.
  147. . Избранное: Величие и нищета метафизики / Ж. Маритен- пер. с франц. В. П. Гайдамака, Р. А. Гальцева. М.: РОССПЭН, 2004. — 608 с.
  148. Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. и автор примеч. А. Нехендзи. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. — 446 с.
  149. Мариус Петипа: Мемуары балетмейстера. Статьи и публикации о нем / сост. А. Игнатенко. СПб.: Союз художников, 2003. — 475 с.
  150. А. М. Уроки классического танца / А. М. Мессерер. СПб.: Лань, 2004. — 400 с.
  151. П. О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий / П. О. Морозов. СПб.: Тип. B.C. Балашева, 1888. — 383 с.
  152. П. О. История русского театра до половины XVIII столетия / П. О. Морозов. СПб.: Тип. В. Демакова, 1889. — 430 с.
  153. Е. Н. Большой балет / Е. Н. Надеждина, Н. И. Эльяш. М.: Знание, 1964.-54 с.
  154. Л. М. Письма о балете. Письмо первое: Идеалы хореографии и истинные пути балета / Л. М. Нелидова. М.: Типо-литогр. Высочайше утвержден. т-ва И. Н. Кушнерева и Ко., 1894. — 54 с.
  155. Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма / Вл. И. Немирович-Данченко. М.: Правда, 1989. — 576 с.
  156. А. В. Советы педагога классического танца / А. В. Никифорова. СПб.: Искусство, 2002. — 201 с.
  157. В. С. Русская философия на кануне петровских преобразований / В. С. Никоненко. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 216 с.
  158. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. Вып. I / Ж.-Ж. Новерр- пер. с франц. под ред. А. А. Гвоздева. Л.: Academia, 1927. — 315 с.
  159. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Ж.-Ж. Новерр- под ред. Ю. И. Слонимского. Л.- М.: Искусство, 1965. — 375 с.
  160. И. Хроника русского театра / И. Носов. М.: Изд. Имп. об-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1883. — 420 с.
  161. В. Ф. Избранные музыкальные статьи / В. Ф. Одоевский. -М.- Л.: Муз. изд-во., 1951. 118 с.
  162. Очерки истории русской театральной критики: II половина XIX века / под. ред. А. Я. Альтшулера. Л.: Искусство, 1976. — 342 с.
  163. В. М. Обогащение традиций советского балета / В. М. Пассютинская. М.: ГИТИС, 1984. — 87 с.
  164. П. А. Уроки классического танца / П. А. Пестов. М.: Вся Россия, 1999.-428 с.
  165. М. И. Мемуары Мариуса Петипа. Солиста его Императорского величества и балетмейстера Императорских театров / М. И. Петипа. СПб.: Труд, 1906.-114 с.
  166. О. Русская балетная критика конца XVIII — первой половины XIX века : в 2 т. Т. 2 / О. Петров. М.: Искусство, 1982. — 317 с.
  167. И. Ф. Театр и зритель российских столиц. 1895−1917 / И. Ф. Петровская. JI.: Искусство, 1990. — 270 с.
  168. Платон. Мусическое (хороводное) воспитание как необходимое условие истинного законодательства // Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. М., 1994. -Т. 4, кн. 2.-С. 100−125.
  169. Г. В. Эстетика и социология искусства : в 2 т. Т.1 / Г. В. Плеханов. М.: Искусство, 1978. — 631 с.
  170. А. Наш балет (1673−1895). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1896 года / А. Плещеев. СПб.: Тип. А. Венке, 1896.-391 с.
  171. В. П. Столетие организации императорских московских театров. Вып. 1, кн. 2: (1806−1825) / В. П. Погожев. СПб.: Тип. гл. управления уделов, 1908. — 304 е.- Вып. 1, кн. 3: (1826−1831). — СПб.: Тип. Имп. театров, 1908. -313 с.
  172. Т. В. Тема балета в изобразительном искусстве / Т. В. Портнова. М.: Искусство, 1996. — 95 с.
  173. Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 360 с.
  174. Г. Н. Искусство и эстетика / Г. Н. Поспелов. М.: Искусство, 1984.-325 с.
  175. Г. Н. О природе искусства / Г. Н. Поспелов. М.: Искусство, 1960.-204 с.
  176. Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические региональные и методологические аспекты: сб. науч. ст. Новосибирск: ЦЭРИКС, 2002. — 125 с.
  177. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: межвуз. сб. науч. тр. М.: ГИТИС, 1984. — 203 с.
  178. Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я. В. Ратнер. -М.: Искусство, 1980. 135 с.
  179. И. Б. Художественный образ / И. Б. Роднянская // Большая советская энциклопедия. М., 1978. — Т.28. — С. 418−420.
  180. В. В. К методике палеоархаического анализа / M. М. Ромм. Новосибирск: Новосибирск, гос. техн. ун-т, 1994. — 128 с.
  181. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: ЗАО Питер, 1999. 720 с.
  182. Русский балет: энциклопедия / под. ред. Е. П. Беловой и др. М.: Согласие, 1997.-632 с.
  183. Русская стихотворная пародия XVIII начало XX века. — Л.: Сов. писатель, 1960.-854 с.
  184. И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы / И. Г. Сапего. М.: Сов. художник, 1964.-302 с.
  185. К. А. Балет. Его история и место в ряду изящных искусств балетомана / К. А. Скальковский. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1882. -284 с.
  186. К. А. В театральном мире: Наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. А. Скальковский. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1899 — 396 с.
  187. Sokolova L. Dancing for Diaghiliev / Sokolova L. San Francisco, 1960.287 p.
  188. Соколов-Каминский А. А. Русский балет и фольклор / А. А. Соколов-Каминский // Музыка и хореография современного балета: в 5 вып. Л., 1987. -Вып. 5.-С. 218−240.
  189. И. И. Статьи о балете / И. И. Соллертинский. Л.: Искусство, 1973. — 206 с.
  190. Ю. И. Балетные строки Пушкина / Ю. И. Слонимский. — Л.: Искусство, 1974. 184 с.
  191. Ю. И. Мастера балета: К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов, М. Петипа / Ю. И. Слонимский. М.: Искусство, 1937. — 286 с.
  192. Ю. И. Дидло. Вехи творческой биографии / Ю. И. Слонимский. М.: Искусство, 1958.-263 с.
  193. А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. М.: Искусство, 1985. — 44 с.
  194. А. М. Одоевский В Ф. 1804−1869 / А. М. Ступель. Л.: Музыка, 1985.-94 с.
  195. Е. Я. Балетное искусство / Е. Я. Суриц // Русская художественная культура конца XIX начала XX века. — М., 1977. — С. 341−364.
  196. Е. Я. Хореографическое искусство 20-х гг. Тенденции развития / Е. Я. Суриц. М.: Искусство, 1979. — 360 с.
  197. Танцы, их история и развитие с древнейших времен до наших дней: пер. с франц. / по изд. Г. Вюильме. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1902. — 118 с.
  198. Н. М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи / Н. М. Тарабукин // Труды по знаковым системам: в 6 вып. Тарту, 1973. — Вып. 6.-С. 472−481.
  199. Н. И. Классический танец: школа мужского исполнитель-ства / Н. И. Тарасов. М.: Искусство, 1971. — 493 с.
  200. Творчество в искусстве искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Наука: Смысл, 2000. — 549 с.
  201. Н. Избранные сочинения. Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом / Н. Телешов. М.: Худож. лит., 1956. — 387 с.
  202. В. А. Дневники директора императорских театров 19 011 903 / В. А. Теляковский — под общ. ред. М. Г. Светаевой. М.: Артист-Режиссер-Театр, 2002. — 702 с.
  203. Л. Н. Что такое искусство / Л. Н. Толстой. М.: Изд-во ред. журн. «Читатель», 1898.-217 с.
  204. Тэн И. Чтения об искусстве / И. Тэн. СПб.: Изд. В. И. Губинского, 1912.-200 с.
  205. В. И. Народная хореография / В. И. Уральская, Ю. Е. Соколовский. М.: Искусство, 1972. — 72 с.
  206. Устав детской хореографической школы Республики Мордовия 2002 г. // Архив детской хореографической школы Республики Мордовия.
  207. А. С. Скоморохи на Руси / А. С. Фамицын. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1889. — 191 с.
  208. П. А. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский- сост. А. С. Трубачев и др. М.: Изобр. искусство, 1996. — 332 с.
  209. М. М. Против течения / М. М. Фокин. М.: Искусство, 1981.380 с.
  210. А. Август Бурнонвиль / А. Фредеричиа- пер. с дат. Н. И. Крымовой. М.: Радуга, 1983. — 259 с.
  211. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко- пер. с франц., вступ. ст. Н. С. Автономовой. -М.: Прогресс, 1977.-487 с.
  212. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко- пер. с франц. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. М.: Ас! Ма^тет, 1999. — 478 с.
  213. С. С. Воспоминания мастеров Московского балета / С. С. Холфина. М.: Искусство, 1990. — 377 с.
  214. С. Н. История танцев : в 3 т. Т. 2 / С. Н. Худеков. СПб.: Тип. «Петербург, газ.», 1914. — 370 с.
  215. О. Театр Мадокса в Москве 1776−1805 / О. Чаянова. М.: Работник просвещения, 1927. — 250 с.
  216. В. В. В мире танца / В. В. Чистякова. Л.- М.: Искусство, 1964.- 132 с.
  217. А. Введение в философию / А. Шопенгауэр. Минск: ООО «Попурри», 2000. — 416 с.
  218. Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин- под ред. и с предисл. Б. В. Асафьева. Л.: Муз. изд-во «Тритон», 1935. — 192 с.
  219. К. Система Далькроза / К. Шторк. Л.: Петроград, 1924.133 с.
  220. П. Г. Проблемы теории творчества / П. Г. Шумилин. М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
  221. Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  222. Н. И. Пушкин и балетный театр / Н. И. Эльяш. М.: Искусство, 1970.-344 с.
  223. А. К. Новое время. Искусство и культура XVII XVIII веков / А. К. Якимович. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 440 с.
  224. П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  225. П. М. Этюд по психологии творчества / П. М. Якобсон- ред. В. Колбановского. М.: Гослитиздат, 1936.-212 с. 1. ПУБЛИЦИСТИКА
  226. Г. Л. Педагог мужского классического танца Чекетти /
  227. Г. Л. Альберт // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., 1995.-№ 4.-С. 30−35.238. «Арф»: Хоры // Артистический мир. М., 1912. — № 1. (сент.). — С. 1−3.
  228. А. П. Из воспоминаний о великом хореографе К. Л. Дидло / А. П. Глушковский // Москвитянин. М., 1856. — Т. 1, № 4. -С. 384−412.
  229. Далькроз Ж.-Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Энциклопедия сценического образования / Ж.-Э. Далькроз // Театр и искусство.-СПб., 1913.-Т. 6.
  230. Н. В. К истории крепостного театра. Шкловский балет / Н. В. Дризен // Столица и усадьба. 1914. -№ 12/13 (1 июля). — С. 8−11.
  231. Н. В. К истории крепостного театра в России. Нарышкинские певчие / Н. В. Дризен // Столица и усадьба. 1914. -№ 14/15 (1 авг.). — С. 13−15.
  232. В. Воображение поэта. Элементы поэтики / В. Дильтей- пер. А. В. Михайлов//Вопросы философии. 1995. -№ 5. — С. 116−123.
  233. М. Люди советского балета. Николай Боярчиков / М. Ильичева // Советский балет. 1988. — № 5. — С. 382.
  234. Ф. А. Балет в Петербурге / Ф. А. Кони // ГЦТМ. Отд. кн.ф. Сборник материалов по истории театра. № 1. — С. 257−295.
  235. Д. Письма об искусстве / Д. Коровянов // Русский вестник. -1890. Авг. — ГЦТМ. Отд. кн.ф. Сборник материалов по истории театра. — № 1. -С. 40−64.
  236. Д. А. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л.С. Выготского / Д. А. Леонтьев, В. С. Собкин // Вестник Московского ун-та. Серия: Психология. 1994. — № 4. — С. 35- 44.
  237. А. А. Воспоминания о Красносельском театре. К его пятидесятилетию / А. А. Ломачевский // Столица и усадьба. 1914. — № 12/13 (1 июля).-С. 18−20.
  238. А. Объект константы в поисках чудесного / А. Михалева // Балет. 1998. -№ 98/99. — С. 50−52.
  239. В. В. М. И. Глинка. Первоначальный план «Жизни за Царя». 1835 год / В. В. Никольский // Русская старина. СПб., 1881. — Т. ХХХ (янв.).-С. 173−180.
  240. И. О понятии общие образования / И. Никоненко // Управления школой.-2001.-№ 16.-С. 3.
  241. Публикации Кони Ф. А. Статья неизвестного автора. «Русская танцовщица в испанских танцах. Бенефис г-жи 1елли» // Пантеон. СПб., 1855. — Т. XIX, кн.2 (февр.). — С. 58−79.
  242. Публикации Кони Ф. А. Статья А. Серова, без названия. По содержанию первой строки «об новых операх.» // Пантеон. СПб., 1855. — Т. XIX, кн. 2 (февр.).-С. 40−51.
  243. . Заметки танцовщика (Работы М. И. Петипа вне репетиционного зала) / Б. Романов // Бирюч Петроград, гос. театров. СПБ., 1918. — № 7 (1622 дек.). — С. 35−39.
  244. Театральная хроника // ГЦТМ. Отд. Кн.ф. Сборник материалов по истории театра. № 23. — С. 38−41.256. 1844-ый театральный год. Русская труппа и Александрийский театр // ГЦТМ. Отд. Кн.ф. Сборник материалов по истории театра. № 1. — С. 257−295.
  245. Ст. Оркестр, сцена, театр / Ст. Цыбульский // Бирюч Петроград. гос. театров. СПБ., 1918. — № 7 (16−22 дек.). — С. 29−31.
  246. Южин-Сумбатов А. Первый всероссийский съезд сценических деятелей его резолюция и настроение / А. Южин-Сумбатов // Русская мысль. — М., 1897. — Кн. У — VI ГЦТМ. Отд. кн.ф. Сборник материалов по истории театра. -№ 27. — С. 27−72.
Заполнить форму текущей работой