Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в водоснабжении жилищно-коммунального хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изношенность инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства РФ достигла критического уровня. Необходимо кардинально повысить эффективность управления инвестиционной деятельностью в данной сфере и изыскать дополнительные источники финансирования модернизации и развития отрасли. Как показывает мировой опыт попытки государства переложить заботу по водоснабжению и водоотведению… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Особенности системы управления инвестиционной * деятельностью предприятий водоснабжения ЖКХ
    • 1. 2. Выявление проблем управления инвестиционной деятельностью предприятий водоснабжения
    • 1. 3. Опыт зарубежных стран в управлении инвестициями в водоснабжении
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Формирование инвестиционной привлекательности в коммунальном водоснабжении
    • 2. 2. Инвестиционные проекты коммунального водоснабжения
    • 2. 3. Методы управления инвестиционными рисками
  • 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВОДОСНАБЖЕНИИ ЖКХ
    • 3. 1. Развитие институциональной среды управления инвестициями в водоснабжение
    • 3. 2. Эффективность управления инвестиционной деятельностью в водопроводно-коммунальном хозяйстве

Повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в водоснабжении жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие жилищно-коммунального хозяйства России осуществляется в сложных условиях, характеризующихся недостаточностью инвестиционных ресурсов, низкой эффективностью его функционирования, слабой научно-методической базой проводимых реформ. Трансформация форм управления в отрасли не привела к росту инвестиционного потенциала, а в некоторых случаях повлекла за собой ухудшение предоставляемых услуг.

ЖКХ — это сложный многоотраслевой комплекс, составной частью которого является водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ). Управление инвестиционной деятельностью в водоснабжении на протяжении долгого времени не носило системного характера. Преобладающими методами были административное воздействие, а институциональными формами — унитарные предприятия. Финансирование строительства новых объектов, реконструкция и модернизация действующих предприятий ВКХ еще в советские годы осуществлялось по остаточному принципу. В условиях рынка проблемы управления инвестиционными потоками в ВКХ чрезвычайно обострились. Основными источниками финансирования ВКХ, обеспечения его эффективного функционирования, в основном, являются собственные средства предприятий. Муниципальные бюджеты не имеют достаточных средств для широкомасштабной инвестиционной деятельности.

Изношенность инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства РФ достигла критического уровня. Необходимо кардинально повысить эффективность управления инвестиционной деятельностью в данной сфере и изыскать дополнительные источники финансирования модернизации и развития отрасли. Как показывает мировой опыт попытки государства переложить заботу по водоснабжению и водоотведению на плечи частных компаний не приносят положительных результатов, да и сама история развития ВКХ демонстрирует необходимость государственной поддержки и политической воли в решении данных вопросов. В настоящее же время многие решения, принимаемые властными структурами, не имеют четкого научного обоснования. Отсутствует методологически обоснованная концепция модернизации и развития водоснабжения. В нашей стране около 41% предприятий отрасли относятся к частному бизнесу, остальные же являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями с весьма ограниченными возможностями привлечения инвестиций.

Водоснабжение ЖКХ нуждается в разработке новых подходов по использованию институциональных форм управления организациями и повышения их эффективности с учетом специфики функционирования в различных регионах нашей страны. Исследование показало, что многие предприятия ВКХ могут быть инвестиционно привлекательны, однако, в настоящее время недостаточно разработаны и неэффективно используются многие побудительные мотивы и условия повышения инвестиционной привлекательности в отрасли, слабо учитывается спрос на продукцию ВКХ, малоэффективны меры государственной поддержки и регулирования отрасли. Эти и другие обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование, выработка методических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления инвестиционной деятельностью в ВКХ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— определить состояние объекта исследования и показать особенности функционирования и управления инвестиционной деятельностью в ВКХ;

— выявить проблемы управления инвестиционной деятельностью в ВКХ, обуславливающие необходимость повышения его эффективности;

— обосновать методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности и управления рисками в ВКХ;

— оценить состояние и определить направления развития институциональной среды управления в ВКХ в интересах повышения его эффективности;

— выработать направления повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью в ВКХ.

Объект исследования — инвестиционная деятельность в водоснабжении ЖКХ.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе активизации инвестиционной деятельности в ВКХ.

Степень научной разработанности темы.

Методологические аспекты проблемы инвестирования в той или иной степени освещаются в работах многих видных ученых-экономистов. На начальных этапах становления теории инвестиций большой вклад в науку внесли выдающиеся зарубежные экономисты, в числе которых Д. Кейнс, К. Викселль, М. Миллер, Ф. Модильяни, Г. Марковиц, А. Маршалл, Ф. Найт, Р. Коуз, Д. Норт, Г. Демшец и др.

Разработка инвестиционной проблематики в отечественной экономической науке принадлежит Г. Бирману, В. П. Красовскому, Г. А. Краюхину, Б. А. Колтынюку, В. Н. Лившицу, В. А. Гневко, A.A. Горбунову, К. С. Лосеву, В. П. Пилявскому, А. Н. Асаулу, А. Г. Айрапетовой, Л. А. Косолапову, Н. П. Голубецкой и др.

Вопросы, связанные с рассмотрением особенностей рынка ВКХ рассмотрены в работах В.И. Данилов-Данильяна, К. С. Лосева, A.B. Ермишиной, P.A. Мартусевича, А. Г. Кобилева, Г. Б. Поляка, Е. С. Ивлевой, С. Nauges and С. van den Berg и др. Зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью ВКХ раскрыт в работах D. Hall and Е. Lobina, J.A.Delfinot, A.A.Casarint and M.E.Delfino, Ю. П. Тартышова. Вопросы истории развития водопроводно-коммунального хозяйства представлены в работах Petri S. Juuti, Tapio S. Katko. Анализ сервисных контрактов, вопросы ограничений, накладываемые формой собственности рассмотрены в публикациях Р. А. Мартусевича, Е. А. Кулягиной. Вопросам преобразования ВКХ, особенностям моделей реформирования посвящены труды Н. Ю. Кумца,.

К.В. Алексейкова и др.

Теоретико-методологическая основа рассмотренных в диссертации проблем составляют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории управления инвестиционной деятельностью коммунальных предприятий, а также законодательные акты РФ, регулирующие деятельность предприятий ВКХ, программные документы, методические материалы государственных органов власти по данному вопросу.

Методической основой диссертационного исследования являются системный подход, индуктивные и дедуктивные методы, специальные методы экономического анализа, а также метод графического отображения результатов полученных исследований, методы экспертной оценки, сравнения, обобщения и сопоставления.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, данные международных организаций: Всемирного банка, ООН, ЮНЕСКО, WWC, ЮНИСЕФ и др.- данные Росстата. В процессе проведения диссертационного исследования использовались также данные, опубликованные в научной литературе, периодической печати, системе Internet и полученные лично автором.

Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и другие действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Научная новизна результатов диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в обосновании рекомендаций по повышению эффективности управления инвестиционной деятельностью ВКХ и разработке механизма принятия решений по способу привлечения инвестиций в отрасль. К числу результатов, обладающих элементом научной новизны и выносимых на защиту, относятся:

1. Раскрыты противоречия, складывающиеся между потребителями и производителями услуг водоснабжения, проявляющиеся в различных подходах к оценке воды как блага, так же выявлены проблемы в регулировании предприятий ВКХ как локальных естественных монополий, заключающиеся в политизированности процесса тарифорегулирования.

2. На основе исследования отечественного и зарубежного опыта управления инвестициями в водоснабжении сделаны выводы о необходимости избирательности процессов приватизации предприятий ВКХ в РФ, обусловленной региональной стратификацией, различиями в потребности и платежеспособности населения.

3. Разработаны предложения по определению инвестиционной привлекательности ВКХ, включающие оценку платежеспособного спроса населения и качества жизни, показателями инвестиционной позиции муниципалитета.

4. Предложено дифференцировать предприятия ВКХ по степени инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и возможности приватизации, целесообразности акционирования и возможности заключения сервисных контрактов в целях повышения эффективности инвестиционного стратегического управления.

5. Определены институциональные формы управления инвестиционной деятельности на основе алгоритма принятия управленческих решений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии теоретических основ управления инвестиционной деятельностью, разработке научно-методических рекомендаций для формирования и реализации инвестиционной стратегии отрасли, обосновании критериев и показателей эффективности управления инвестициями в отрасли с учетом специфики ее функционирования.

Реализация выводов и рекомендаций диссертационного исследования будет способствовать повышению обоснованности и эффективности управленческих решений при выборе инвестиционных контрактов, определения оптимальной стратегии развития отрасли органами муниципального самоуправления в целях удовлетворения потребности граждан в устойчивом и качественном водоснабжении.

Материалы диссертации могут служить базой для более углубленных и детальных научных исследований, а также могут найти применение в учебных заведениях при подготовке учебно-методических материалов и чтении курсов «Инвестирование», «Инвестиционная стратегия», а также при формировании программ курсов повышения квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были изложены и получили положительную оценку в ходе межвузовских научно-практических конференций в 2004—2008 гг.

Научные результаты исследования были внедрены в учебный процесс Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики по подготовке специалистов в области финансов и кредита по курсам «Инвестирование», «Инвестиционная стратегия» и опубликованы в 6 статьях, касающихся тематики диссертационного исследования.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ, в т. ч. одна научная работа опубликована в издании, рекомендованном ВАК.

Логическая структура и объем диссертации. Структура работы построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, научную новизну и практическую значимость его результатов;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа является итогом теоретического обобщения многолетних исследований по проблемам управления инвестиционной деятельностью в водопроводно-канализационном хозяйстве.

В результате исследования коммунального водоснабжения мы выяснили следующее.

Характеризуя рынок ВКХ в России мы можем сделать следующие выводы:

— наблюдается низкий уровень качества предоставляемых услуг вследствие неудовлетворительного состояния инфраструктуры;

— выявлена высокая степень политизированности отрасли;

— в результате исследования мы отметили слабость законодательной базы;

— так же к негативным факторам, характеризующим отрасль относятся неясные взаимоотношения между владельцами активов (муниципалитетами) и поставщиками услугограниченная кредитои платежеспособностьотсутствие доступа к долгосрочному финансированию вследствие неразвитости банковского сектора.

В результате исследования рынка мы можем сказать, что, во-первых, отрасль является одной из наиболее сложных для экономического анализа. К отмеченным выше особенностям необходимо добавить естественно монопольную компоненту и наличие положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий).

Далее, рынок в отрасли только формируется, а изучать спрос на переходной стадии от социальной услуги к рынку — намного сложнее, чем на классических рынках. Имеется большая неопределенность относительно обоих характеристик спроса: количественной (объем спроса) и качественной качества услуг водоснабжения и водоотведения и качества воды, как товара).

Количество:

1. При оплате ВиК по нормативам потребления разорвана связь между величиной платы и объемом потребления — как мы можем знать объем платежеспособного спроса, если сам потребитель не знает, сколько он фактически потребляет?

2. Неопределенность относительно планов частных экономических агентов (напр. развития водоемких производств с закупками воды у водоканала).

Качество:

— Требования регулирующих органов (санитарных, экологических) к качеству услуг (обычно, здесь больше определенности).

— Требования конечных потребителей к параметрам качества услуг, за которые потребители готовы платить.

Исследование функционирования частного сектора на рынке коммунального водоснабжения показало, что:

— Частный сектор составляет около 20% от целевого рынка частного управления коммунальной инфраструктурой.

— Целевой рынок частного управления коммунальной инфраструктурой — более 60 городов с населением около 300 тысяч человек и болеев общей сложности около 50 млн. человек.

— Более 10 млн. человек по всей стране уже снабжаются теплом, электричеством и услугами водоснабжения и канализации от частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Анализируя возможности выхода российских предприятий ВКХ на мировой рынок, мы можем сделать следующие выводы. На сегодняшний день позиций у России на мировом рынке ВКХ просто нет — там наша страна занимает лишь 1% рынка. Свои услуги на этом рынке она де-факто не предлагает.

Чтобы позиции России на мировом рынке изменились, необходимо, прежде всего, формирование устойчивого внутреннего рынка. Нынешние тенденции позволяют утверждать, что российский рынок в крупных городах с общим населением в 40−50 млн человек при условии предъявления населением спроса на технологически передовые решения, в которых заинтересованы и частные операторы, уже оказался бы достаточен для развития частного бизнеса в сфере ВКХ. Таким образом, российские частные операторы ВКХ могли бы осуществить выход на мировой рынок и принять участие в многочисленных проектах ГЧП. Кроме того, сам объем российского рынка является условием, достаточным для того, чтобы формировать более или менее продвинутых поставщиков товаров и услуг для рынка РФ, которые в свою очередь могли бы выходить на международную арену как самостоятельно, так и в рамках проектов ГЧП, реализуемых российскими операторами. Позиции нашей страны на мировом рынке оценивались бы с точки зрения объема ресурсов. Учитывая емкость отечественного рынка ВКХ, мы можем включить его в первую десятку крупных рынков.

Первая тенденция развития ВКХ в России состоит в быстром возникновении региональных частных операторов в коммунальном секторе. Эти структуры, как правило, тесно аффилированы либо с местными высокопоставленными чиновниками, либо с региональными энергетическими компаниями.

Вторая тенденция заключается в преобразовании муниципальных предприятий водоснабжения в акционерные общества, являющиеся владельцами инфраструктуры ВКХ, при сохранении 100 процентов акций в собственности муниципальных и региональных властей.

В научной литературе принадлежность водоснабжения и водоотведения к локальным естественным монополиям преподносится как очевидный факт. При этом на федеральном уровне этот факт законодательно не признан, и вопросы государственного регулирования деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения разрешаются на региональном и местном уровне.

С одной стороны, признавая то обстоятельство, что состояние рынка водоснабжения и водоотведения можно охарактеризовать как локальную естественную монополию, необходимо решить вопрос о правовом регулировании деятельности предприятий водоснабжения как естественных монополистов. Федеральный закон «О естественных монополиях» не распространяет свое действие на сферу водоснабжения и водоотведения. В связи с этим в ряде субъектов РФ разработаны региональные законы о правовом режиме деятельности локальных естественных монополий, что ведет к отсутствию унификации правовых норм.

В настоящее время в водной отрасли присутствуют четыре крупных оператора — ЕВП, Альфа-Эко-Росводоканал, Интеррос-Новогор, Ренова-РКС. Ими обслуживается около 12 млн человек на основе 21 контракта. Все эти контракты представляют собой договоры аренды инфраструктуры ВКХ из муниципальной казны на различный срок (от года до 49 лет). Короткий срок возникает, как правило, вследствие необоротоспособности муниципального имущества, не зарегистрированного в установленном порядке.

Контракты в ВКХ в принципе невозможно стандартизовать. В городах разная инфраструктура, потребители, водные источники, бюджетные отношения.

Переносу полученного опыта из одного города в другой мешает и то, что принятый в начале 2006 года закон о концессиях так и не начал работать. Для его практического применения необходимо принять ряд подзаконных актов. Но не утверждено ни одного типового концессионного соглашения, а значит, и заключить его стороны не могут. Кроме того, привлекательность сектора снижает устанавливаемый ФСТ предельный индекс роста тарифов ЖКХ.

Закон о концессиях не приложим в коммунальном секторе в нынешнем виде, потому что:

— Целью концессии по закону является строительство и/или реконструкция отдельно взятого объекта инфраструктуры, а не предоставление услуг и улучшение их качества (Минтранс готовит 128 типовых концессионных соглашений по разным видам объектов инфраструктуры транспорта).

— Собственность на объект инвестиций, построенный за счет частных инвестиций, переходит к муниципалитету с момента завершения строительства, т.о. муниципалитет должен дать бюджетную гарантию возвратности инвестиций.

— Концессия присуждается по результатам тендера, который должен быть обеспечен готовым имуществом, готовым проектом, готовым контрактом, т.о. муниципалитет должен профинансировать подготовку проекта.

— Передача муниципальной земли под муниципальной инфраструктурой в аренду концессионеру приведет к непроизводительному росту тарифов.

В результате изучения зарубежного опыта институциональной модернизации ВКХ мы пришли к заключению, что у частного сектора в секторе водоснабжения и водоотведения нет систематического преимущества в эффективности. Приватизация муниципальной собственности и управления не всегда улучшает процесс предоставления услуг, но институциональная реформа перед приватизацией обычно дает значительное улучшение в деятельности сектора. Отсутствуют теоретические аргументы в пользу приватизации инфраструктурных объектов в отраслях монополий, к которым относятся отрасли водоснабжения и водоотведения. Приватизация управления инфраструктурными объектами в таких отраслях (как правило, следующая за институциональными улучшениями) может приводить к повышению их эффективности. Этот эффект усиливается, если процедура выбора частного оператора была действительно конкурентной. Мы рассмотрели приложение модели Гроссмана-Харта к водопроводноканализационному хозяйству и определили, что ситуация с инвестированием в отрасли подпадает под теоретическое описание модели неполных контрактов.

Различия в технологической эффективности предприятий могут определяться институциональными факторами, такими как организационно-правовая форма предприятия, качество его тарифного регулирования, наличие частных (внебюджетных) инвестиций и инвесторов, наличие прописанных обязательств предприятия и хозяйственной самостоятельности для их выполнения. Из этого, в частности, логично предположить, что муниципальные предприятия с четко установленными целями деятельности более эффективны, чем муниципальные предприятии без таковых целей.

В заключении необходимо отметить, что основная цель управления инвестициями ВКХ состоит в обеспечении устойчивого водопользования, гарантирующего права нынешнего и будущих поколений на обеспеченность водными ресурсами, в повышение качества жизни населения, экономической и экологической водной безопасности страны. Решение проблем управления инвестиционной деятельностью ВКХ лежит, в основном, на органах местного самоуправления, однако и государственные органы власти не должны устранятся от решения инфраструктурных проблем, особенно в тех регионах, где ситуация с водоснабжением стоит наиболее остро. Российская Федерация — страна с высоким водным потенциалом, однако, данный потенциал очень неравномерно распределен по территории, в регионах с высокой антропогенной нагрузкой необходимы кроме муниципальных программ развития ВКХ и привлечения инвестиций, еще и государственные, а в некоторых случаях наблюдается острая необходимость в международном сотрудничестве. Решение проблем инвестирования в данной отрасли должно носить системный и последовательный характер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Водный кодекс Российской Федерации: федер. Закон: от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ). Гарант-Универсал.
  2. Гражданский кодекс РФ: федер. Закон: часть первая. — Гарант-Универсал.
  3. Налоговый кодекс РФ: федер. закон: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Гарант-Универсал
  4. Проект федеральной программы: «Обеспечение населения России питьевой водой» // ОАО «НИИ ВОДГЕО». Режим доступа: http://www.watergeo.ru/zakpitvod.shtml
  5. H.H. Водоснабжение. — М.: Стройиздат, 1974.
  6. А.Г. Экономическая безопасность предприятия : учеб. пособие / А. Г. Айрапетова, Ю. Н. Иванова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — 112 с.
  7. А.Н. Экономика предпринимательства: Учеб. пособие. -М.: АСВ, 2000.
  8. С.А. Оптимизационные модели распределения инвестиций на предприятии по видам деятельности./ С. А. Баркалов, О. Н. Бакунец, И. В. Гуреева, В. Н. Колпачев, И. Б. Руссман. М.: ИПУ РАН, 2002. — 68 с.
  9. Батизи А. Э, Ресурсы пресной воды и проблемы их использования в России. М.: Экон- Информ, 2007.
  10. Г., Шмидт С. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов. — М.: Юнити-Дана, 2003.
  11. И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. К.: Эльга-Н, 2002.
  12. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. -М.: ИНФРА-М, 2004
  13. Э., Ловинс Э. Б., Ловинс Л. Х. Фактор четыре. М.: Academia, 2000.
  14. Водотоки и водоемы: взаимосвязь экологии и экономики / Б. В. Воробьев, Л. А. Косолапов. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 2001.
  16. А.З. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. Новогорск: АГЗ МЧС России, 1999.
  17. Глобальная экологическая перспектива 3. М.: ИнтерДиалект, 2002
  18. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Потребление волы: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. М.: Наука, 2006
  19. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000
  20. Доклад о развитии человека 2006. Что кроется за нехваткой воды: Власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов. М.: Весь мир для ПРООН, 2006
  21. A.A. Финансовая диагностика и оценка проектов. — СПб.: Питер, 2004.
  22. П. И., Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К0, 2005.
  23. М. Избранное. Образ общества. М.: Наука, 2004.
  24. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  25. , В. А. Управление экономическим развитием народнохозяйственного комплекса : монография / В. А. Гневко — Ин-т управления и экономики. СПб.: Изд-во ИУиЭ, 2002. — 367 с.
  26. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007: Стат. сб./ Росстат. М., 2007.
  27. Е.С. Стабилизирующее и дестабилизирующее воздействие экологических факторов на экономический рост. — СПб.: Ин-т управления и экономики, 2003.
  28. Е.Г. Организационно-экономический механизм управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Челябинск, 2006.
  29. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н. В. Киселева, Т. В. Боровикова, Г. В. Захарова и др.- под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселевой. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2006.
  30. А. Минеральные источники Северо-Востока СССР. — Магадан, 1959.
  31. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. — М.: Эксмо, 2008.
  32. А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в коммунальном хозяйстве / А. Г. Кобилев, А.д. Кирнев, В. В. Рудой. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 608с.
  33. .А. Инвестиции. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В .А. 2003. — 848 с
  34. Р. Фирма, рынок и право. М.: Прогресс, 2003.
  35. И. М. История экономического быта Западной Европы. 9-е изд. Т. 2. Челябинск: Социум, 2004.
  36. Кумец М. Ю Экономический механизм развития водопроводно-канализационного хозяйства крупного города с привлечением внебюджетныхисточников финансирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — СПб, 2006.
  37. В.Л. Перестройка инвестиционной сферы. М.: Наука, 2002.
  38. В.Н., Лившиц C.B. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика. M.: URSS, 2008
  39. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. М.: Туран, 1992.
  40. А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2008.
  41. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер. с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1.
  42. Мировая экономика. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. — М.: Прогресс, 2002.
  43. Модильяни Ф, Миллер М. Сколько стоит фирма?. М.: Дело, 2004.
  44. В.В., Губанов Л.Н, Петрова E.H. Глобальные эколого-экономические проблемы: Учебное пособие. — Нижний Новгород, 2002.
  45. Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003.
  46. Д. А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2004.
  47. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1967
  48. Д. Институты, институциональные изменения функционирования экономики. М., 1997.
  49. Носова С. С. Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. М.: Высшая Школа, 1983.
  50. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007
  51. О состоянии дел в сфере водоснабжения и водоотведения и реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 году: Пресс-релиз // Росстрой
  52. Пезенти А. Очерки политической экономики капитализма. — Т.2. — М.: Прогресс, 1976.
  53. Практика реформы жилищно-коммунального хозяйства: Аналитический доклад / Под общ. ред. С. Б. Сиваева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
  54. А. Развитие водоснабжения в России. XX век. Л.: Стройиздат, 1983.
  55. .А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. — М.: Айрис-Пресс, 2006.
  56. Рациональное использование водных ресурсов: Учеб. для вузов по спец. «Водоснабжение, канализация, рац. использ, и охрана водныхресурсов» / С. В. Яковлев, И. В. Прозоров, Е. Н. Иванов, И. Г. Губий. М.: Высш. шк., 1991.
  57. Реформирование экономики при дефиците инвестиций / Горбуноа A.A., Кулибанов B.C., Лебедева Т.В.- Под ред. A.A. Горбунова. -СПб.: ИСЭП, 1995.
  58. Н. Бирдцел Л. Е. мл. Как запад стал богатым. Экономические преобразования индустриального мира. Новосибирск. 1995.
  59. Э.П. Природные ресурсы мира. Учеб. пособие. / Э. П. Романова, Л. И. Куракова, Ю. Г. Ермаков. -М.: МГУ, 1993.
  60. А.Я. К вопросу расширения «Чистой теории общественных расходов» (научный доклад). М., 2007.
  61. И.В. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Яновский. М.: Финансы и статистика, 2003.
  62. A.C. Лекции и задачи по теории контрактов. -СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  63. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.
  64. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер — Науч. ред. изд. на рус. яз. и авт. предисл. В. А. Ядов М.: Феникс, 1998.
  65. В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. М: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.
  66. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под редакцией д.э.н. проф. P.M. Нуреева. М.: Московский общественный научный фонд, 2000
  67. Устойчивое управление подземными водами: концепции и инструменты. Публикации центра МКВК, вып.7, 2004.
  68. Управление затратами на предприятии / под ред. Г. А. Краюхина. — М.: Бизнес-пресса, 2004.
  69. И. Покупательная сила денег. М.: Дело, 2003.
  70. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. -М.: Прогресс, 1992
  71. П. Расширение доступа к финансированию для местных органов власти. Финансирование воды для всех Всемирный Водный Совет, 2006.
  72. У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2009.
  73. Л. Н. Экономика городского хозяйства. М.: Юнити, 1999.
  74. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 2002.
  75. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. Наук, проф. Ю. Ф. Симионова. М.: МарТ, 2004.
  76. Экономические проблемы инфраструктуры/ Под ред. В. П. Красовского. Вильнюс: МИНТИС, 1981
  77. Д.К. Поднебесная гидрополитика // Независимая газета.2006. 13 сентября
  78. Р.Ж. Новые измерительные датчики для орошения // Мелиорация и экономика сельского хозяйства. 2004. — № 7. — С. 11−12
  79. А.Э. Значение интегрированной системы управления водными ресурсами для России // Международная экономика. — 2007. № 9.
  80. Батизи А. Э. Водный потенциал и водохозяйственный комплекс России: состояние, перспективы развития // Международная экономика. —2007. № 6.
  81. М.С. Рентные доходы в сфере водопользования: проблемы их изъятия. // Современные гуманитарные исследования. 2006. -№ 6.
  82. А. Реки против энергомонополии // Независимая газета. — 2001. 22 августа
  83. И.В. Правовое регулирование водоснабжения и воотведения в Российской федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М, 2006.
  84. А. Не нефтью единой. // Независимая газета. 2007. — 14 августа.
  85. В. Рецепт для коммуналки //Эксперт-Сибирь #31 (81) от 22 августа 2005
  86. С.М. К оценке экономической эффективности инноваций разных типов / С. М. Бухонова, Ю. А. Дорошенко // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — 3 февраль. — С.13−18.
  87. Водное законодательство Европейского Союза / Талмернова Д. // Экология и водное хозяйство. — 2005. № 5. — С. 18−37.
  88. Н.П. Роль межгосударственных структур СНГ в решении экологических проблем // Государство и право. М.: Наука, 1996, № 2. — С. 104−108.
  89. Данилов-Данильян В. И. Дефицит пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы. 2005. — № 5. — С. 625−633
  90. ЖКХ впадает в кому // Экономический еженедельник «Коммерсантъ-Деньги». 2005. — № 4(509).
  91. Е.А. Оптимизация системы управления предприятий водо-коммунального хозяйства как фактор улучшения их инвестиционной привлекательности. // Финансовые исследования. 2007. — № 15.
  92. Г. Г. О перспективах развития гидроэнергетики России на период до 2020 г. // Материалы конференции «Чистая энергия: настоящее и будущее. Перспективы развития возобновляемой энергетики в РФ». -06.04.2007.
  93. Лебедев А. Жилищно-коммунальный шантаж // Эксперт. — 2005. -№ 44 (490) от 21 ноября
  94. М., Силаев Н. Январское дежавю // Эксперт. 2005. -№ 48 (494) от 19 декабря
  95. Методика гидроэкологического мониторинга оценки качества поверхностных вод / Чембарисов Э. И., Насрулин А. Б., Лесник Т. Ю. // Проблемы освоения пустынь. 2005. — № 1. — С. 32−35.
  96. Основы интегрированного управления водными ресурсами / Талмернова Д. // Экология и водное хозяйство. 2005. — № 5. — С. 5−18
  97. Послание Генерального Секретаря ООН по случаю начала Международного года пресной воды (2003 год) // ЭКОС. Федеральный вестник экологического права. — 2003. — № 5. — С. 21—22.
  98. М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 4.
  99. Е.Б. Количественные оценки инвестиционной привлекательности предприятий и проектов // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — 11 июнь. — С.8−17
  100. Н.И. Концессии как инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России. // Экономика строительства. — 2004. № 5.
  101. O.A. Финансирование модернизации объектов водоснабжения и водоотведения // Мониторинг строительной отрасли. — 2008. № 6.
  102. Сиваков Д. О. Новый Водный кодекс итог обновления водного права // Законодательство и экономика. — 2006. — № 7
  103. А. Теория организации и модели неполных контрактов // Вопросы экономики. 2007. — № 12.
  104. С.А. Ошибки в инвестиционном проектировании // Аудит и финансовый анализ 2001. — № 2 .
  105. В.Б. Государственное предпринимательство: теория и практика. // Общество и экономика. 2007. — № 3−4. — С. 35.
  106. И.Я. Система показателей устойчивого развития./ И. Я. Шапарев // Вестник КрасГУ. Красноярск: Красноярский научный центр СО РАН, 2004.
  107. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист. 2003. — № 7.
  108. Юридические лица, государственные и муниципальные образования // Хозяйство и право. 2005. — № 4. — С.20
  109. М.Г. Водопотребление и водосбережение в жилищномфонде // Сантехника. 2006. — № 2.
  110. А. Водно-коммунальное будущее России // Режим доступа: http://www.rusrev.org/content/review/ print. asp?ids=139&ida=1649
  111. Вода из крана: пить или не пить? Пресс-выпуск № 855. // ВЦИОМ. 23.01.2008. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9542.html?nocache=l&cHash=3dlab6ede2
  112. А. Общественные эффекты приватизации водоканалов // University of Greenwich Business School. 2006. — февраль. — Режим доступа: www.psiru.org
  113. Использование водных ресурсов // Зеленый парус. Режим доступа: http://edu.greensail.ru/encyc lopedia/waterresource/usedwater.shtml
  114. Мировой рынок никеля: добыча, производство и потребление. // Мировая экономика. — Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/commod/nickel.htm
  115. А. С. Артюхов В.В. Виноградов В. Г. Россия как система. Комплексный аналитический Web-Атлас. // Практическая наука. — Режим доступа: http://www.sci.aha.ru/
  116. Р.А. Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ // Мир ЖКХ. Режим доступа: http://gkhm.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id=47:2008−08−04−05−29−17&catid=3 5:2008−08−04−05−14−5 8
  117. С.Б. Институциональный механизм регионального управления. Режим доступа: http://www.koism.rags.ru/teach/lectures/01.php
  118. В.П. Национальная инновационная система России и региональные отраслевые инновационные центры / В. П. Пилявский, В. А. Вандышев. // Экономическая дипломатия. — Режим доступа: http://www.econdiplomacy.org/ru
  119. В. На пути к новой теории реформ // Режим доступа: www.cemi.rssi.ru
  120. И., Гришина И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. — Режим доступа: http ://shop. i vrv. ru/index. php? categoryID= 15
  121. Сбор, очистка и распределение воды. // Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
  122. С., Прокофьев В. Развитие частного бизнеса в секторе водоснабжения и водоотведения России. // Organisation for Economie Cooperation and Development. 2005. — Ноябрь.
  123. A.C., Хаустов B.A. Гидротехника и мелиорация. Электронный учебник. М.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2006
  124. Удаление сточных вод, отходов и аналог, деятельность. // Росстат. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
  125. Д. Вода в частную собственность // РБК daily. 6 июня 2006 г. Суббота Режим доступаhttp://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/06/07/archive/219 826
  126. П. Содоклад «Услуги по водоснабжению и канализации» // Водоканалы и ЖКХ. 2006. — Режим доступа: http://www.waterandecology.ru/vodokanal/lenoblaso/t5.htm
  127. Чернышов Л. Н. Партнерство государственного и частного сектора в коммунальной сфере России. Режим доступа: http://www.rips.ru/analit.phtml
  128. Центральная База Статистических Данных // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
  129. Baumol W. J. On the Proper Cost Test for Natural Monopoly in a Multiproduct Industry // American Economic Review. Vol.67 .1977.
  130. Jensen O. Blanc-BrudeF. The Handshake: Why Do Governments and Firms Sign Private Sector Participation Deals? Evidence from the Water and Sanitation Sector in Developing Countries // World Bank Policy Research Working Paper 3937, June 2006
  131. Hall D. Lobina E. Water as a public service // PSIRU, Business School, University of Greenwich. 2006. — 15 December. — Режим доступа: www. world-psi.org
  132. Ehrhardt D., Groom E., Halpern J., O’Connor S. Economic Regulation of Urban Water and Sanitation Services: Some Practical Lessons. — Washington: The World Bank, 2007
  133. M., Gray R.D., Irwin Т., Levesque C., Taylor R.R. «Concessions for Infrastructure: A Guide to Their Design and Award.» Technical Paper No.389. Washington, D.C.: World Bank, 1998
  134. Foss-Mollan K. Hard Water: Politics and Water Supply in Milwaukee, 1870−1995. Purdue University Press 2001.
  135. Ostrom E. Governing the Commons. The Evolution of Institutions for Collective Actions. Cambridge University Press, 1990.
  136. Petri S. Juuti & Tapio S. Katko (eds), Water, Time and European Cities: History matters for the Futures, 2005. Режим доступа: http://www.watertime.net/Docs/WP3/WTEC.pdf
  137. Rodda G. On the problems of assessing the World water resources. In: Geosci. and water resource environment data model. Berlin — Heidelberg, 1997. -P. 14−32
  138. Schmalensee R. The Control of Natural Monopolies. Lexington, Mass.: Lexington Books. 1979.
  139. Water for Growth and Development / David Grey and Claudia W. Sadoff in Thematic Documents of the IV World Water Forum. Mexico: Comision Nacional del Agua, 2006.
  140. Hall, D. Water finance discussion note. — Jen. 2004. — Режим доступа: www.psiru.org
  141. Hall D. Lobina E. Water privatisation and restructuring in Latin America, 2007// PSIRU, Business School, University of Greenwich. — 2007. -September. — Режим доступа: www. world-psi.org
  142. Delfino J.A., Casarin A. A, Delfino M.E. How far does it go?: The
  143. Buenos Aires water concession a decade after the reform. G.: UNRISD, 2004.
  144. A. (Un)bundling public-private partnership contracts in the water sector: competition in auctions and economies of scale in operation. Washington: The World Bank, 2008.
  145. Nauges C., van den Berg C. How «natural» are natural monopolies in the water supply and sewerage sector?: Case studies from developing and transition economies. Washington: The World Bank, 2007.
  146. Smith, M., de Groot, D., and Bergkamp, G. Pay. Establishing payments for watershed services. IUCN, Gland, Switzerland, 2006.
  147. Winpenny J. Financing Water For All: Report of the World Panel on Financing Water Infrastructure./ Chaired by Michel Camdessus. WWC, 2003.
  148. Water & wastewater utilities / Guillermo Yepes, Augusta Dianderas. -Washington: International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank, 1996.
Заполнить форму текущей работой