Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур определена группа риска ухода в субкультуры, в которую попадает молодёжь со следующими характеристиками, возраст 14−22 годас низкой успеваемостью и отсутствием интереса к учёбеиз неполных семейс творческими интересамис выраженным желанием проявлять свои чувства и эмоциисо стремлением выделится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Молодёжная субкультура как социально-психологический феномен
    • 1. 1. Понятие молодёжных субкультур
    • 1. 2. Социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур
    • 1. 3. Социально-психологическая направленность и классификация молодёжных субкультур
    • 1. 4. Средства массовой информации о молодёжных субкультурах
  • Глава 2. Социально-психологические характеристики направленности представителей молодёжных субкультур
    • 2. 1. Социально-психологические качества представителей молодежных субкультур
    • 2. 2. Характеристики мотивационной сферы представителей молодёжных субкультур
    • 2. 3. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения представителей субкультур
  • Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру
    • 3. 1. Социально-психологические качества представителей молодежных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру
    • 3. 2. Анализ мотивационного и регуляторного компонентов социально-психологической направленности молодежи

Социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На данном этапе развития современного общества проблема ухода определенной части молодежи в молодёжные субкультуры таит в себе опасность её десоциализации и дальнейшей деградации социальной направленности во взрослой жизни. Потребность молодёжи заявить о себе, привлечь к себе внимание общества и обозначить свои жизненные позиции, проще всего реализуется в среде молодежных субкультур. Количество субкультур в условиях политической и экономической нестабильности растёт. Современный мировой финансовый кризис обостряет социально-экономические проблемы в обществе, становится причиной возникновения сложностей с поиском и сохранением работы, у людей появляется страх перед завтрашним днём. Разочарование в общепринятых идеалах, поиск новых ценностных ориентиров, особенно болезненно сказывается в молодёжной среде, эгоистично захваченной своими личными переживаниями. А современные средства коммуникации позволяют молодым людям выбрать субкультуру, социально-психологическая направленность, которой подходит им в наибольшей степени. Таким образом, представители молодёжной субкультуры становятся носителями её ценностных ориентаций, продолжают взаимодействовать с общей культурой и оказывают влияние на социальное окружение.

В этой связи особую важность представляет глубокое изучение социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, посредством описания её составляющих: социально-психологических качеств, характеристик мотивационной сферы и диспозиционной регуляции социального поведения. До настоящего момента исследовались только отдельные элементы социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, такие как социально-психологические характеристики, базовые ценности, особенности и специфика молодежных субкультур, личностные характеристики представителей молодёжных субкультур. Системный подход и изучение элементов социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, позволит осуществлять своевременную диагностику и коррекцию опасных социально-психологических состояний неуверенности, потерянности, тревоги и депрессии у молодых людей.

Степень научной разработанности проблемы.

В данном исследовании использовались труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению молодежных субкультур и их представителей, отражающие типологию и динамику молодежных субкультур, сущностные характеристики представителей молодёжных субкультур: Ф. Коэн, М. Брейк (ценностную и мировоззренческую дифференциацию в молодежной среде) — С. А. Белановский, С. В. Косарецкий, С. И. Левикова, В. А. Луков, Ф. И. Рожанский, С. А. Сергеев, З. В. Сикевич, Э. Фромм, Л. В. Шабанов, А. А. Шмелев (проблемы возникновения и развития молодёжных субкультур) — С. Айзенштадт, М. Мид (социализация молодежи, теория «конфликта поколений») — Б. Г. Ананьев,.

A.Г.Асмолов, Ю. Г. Волков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

B.Т.Лисовский, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн (механизмы социализации молодежи и формирования личности в процессе социализации). В большинстве случаев изучались отдельные компоненты социально-психологической направленности личности:

— личностные компоненты (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные) раскрыты в работах Г. Айзенка, Р. Кеттелла (качества личности), К. Леонгарда, И. П. Павлова, З. Фрейда, К. Юнга, А. П. Егидеса (типы личности) — Б. И. Додонова (эмоциональная направленность личности, классификация эмоций) — А. В. Тышковского, А. В. Филиппова (коммуникационную направленность личности — в деловой сфере) — В. Н. Воронина, М. В. Ионцевой (коммуникационные процессы в корпоративной культуре) — В. С. Агапова (управленческую коммуникацию) — И. В. Антоненко (доверие в межличностной коммуникации).

— мотивационные компоненты (потребности, мотивы, цели, интересы) представлены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л.РубинштейнаА.Н.Чиликина (предпринимательство как тип целостности мотивации личности) — Е. В. Голубевой (влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы детей). регуляторные компоненты (установки, ценностные ориентации, групповые нормы, стереотипы) выявлены в работах Т. Адорно, А. А. Аникановой, Ф. Знанецкого, У. Липмана, Г. Олпорта, М. Смита, У. Томаса, Д. Н. Узнадзе Л. Фестингера, Ф. Хайдера (установки) — Б. Г. Ананьева, И. С. Артюховой, С. С. Бубновой, Б. С. Волкова, Л. С. Выготского, Е. И. Киприяновой, А. Н. Леонтьева, А. В. Мудрика, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, В. А. Ядова, Н. А. Кириловой (ценности и ценностные ориентации) — Г. М. Андреевой, Н. Е. Веракса, А. И. Донцовой, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, Ж. Пиаже, Е. В. Субботского, Э. Туриэль, Э. Эриксона, С. Г. Якобсона (анализ содержания и значения социальных норм) — Ю. А. Левады, У. Липпмана, Н. П. Суходольской, Г. Тэджфела, С. Холла (концепция стереотипного мышления и поведения).

Формирование и динамика молодежных субкультур в современной России представлены в работах ученых: Г. Б. Власовой «Рок-культура — феномен XX в.», Т. Н. Невской «Эволюция рок-культуры в России», С. А. Ворониной «Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества», А. А. Краснова «Влияние молодежных субкультур на нравственно-эстетическое формирование личности в России и Японии», М. В. Меньшиковой «Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией», С. С. Дукян «Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния», Е. С. Топилиной «Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX—XXI вв.», Л. И. Мельник «Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа», 5.

Э.Р.Салалетдинова «Личностные характеристики футбольных фанатов», Л. В. Шабанова «Социально-психологические характеристики молодежных субкультур», Т. В. Земрах «Базовые ценности молодежной культуры», В. В. Котляровой «Динамика ценностей молодежи России в постсоветский период», А. А. Аникановой «Психологические факторы изменения социальных установок молодёжи в социальных движениях» и др.

Проведенный анализ научных трудов показывает, что не все элементы молодёжных субкультур рассмотрены с точки зрения социальной психологии в частности, остается не выявленной сущность социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, что и определило выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования: выявить характеристики социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур.

Объект исследования: представители молодёжных субкультур.

Предмет исследования: социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур.

Задачи диссертационного исследования.

1. Определение молодёжных субкультур как социально-психологического феномена.

2. Выявление характеристик социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур: общих и детерминирующих выбор конкретной молодёжной субкультуры.

3. Эмпирическое исследование социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур и молодежи ориентированной на доминирующую культуру.

Основная гипотеза исследования: социально-психологическая направленность представителей молодёжных субкультур, включает три основных б компонента: личностный, мотивационный и регуляторный. Личностный компонент является определяющим в выборе молодыми людьми конкретной молодёжной субкультуры.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды в области общей и социальной психологии, социологии, педагогики отечественных и зарубежных исследователей: С. А. Белановского, С. И. Левиковой, В. А. Лукова, Л. В. Шабанова (возникновение и развитие молодёжных субкультур) — С. Айзенштадта, А. В. Мудрика (механизмы социализации молодежи и проблемы формирования личности в процессе социализации) — Г. М. Андреевой, В. Г. Крысько (социальные и межличностные отношения, социально-психологические характеристики общения) — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева (культурно-историческая обусловленность психологических феноменов, принцип деятельности) — Г. Айзенка, Р. Кеттелла (типы личности, личностные черты) — К. Леонгарда (концепция акцентуированных личностей) — А. Маслоу (иерархия потребностей) — В. А. Ядова (диспозицион-ная регуляция социального поведения личности) — Д. Н. Узнадзе (теория установки). С. Л. Рубинштейна (ценностные ориентации личности) — М. Рокича (ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности) — У. Липпмана, Ю. А. Левады (стереотипность мышления и поведения) — Г. Тэджфела (стереотипы в рамках межгрупповых отношений и теории конфликта) — Н. П. Суходольской (социальный стереотип в жизнедеятельности людей).

Методы и методики диссертационного исследования:

— анализ документов, опрос;

— методика изучения акцентуаций характера К. Леонгарда, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела, состояние агрессии опросник Басса-Дарки, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, авторские опросники «Социально-психологическая направленность молодёжи» и «Социально-психологическая направленность представителей молодёжных субкультур», выявляющие общую направленность молодёжи и специфическую направленность представителей молодёжных субкультур- - математическая обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием приложений MS Office Excel 2007, MS Office Access 2007.

Эмпирическая база исследования.

Исследования проводились среди представителей молодёжных субкультур России, школьников 9−11 класса средней общеобразовательной школы № 785 г. Москвы, студентов 2 и 3 курса ГОУ СПО «Московского государственного техникума технологий и права» и студентов 2 и 5 курса Государственного университета управления. Всего опрошено 724 респондента, из них 109 школьников, 94 студента техникума, 130 студентов вуза и 391 представитель молодёжных субкультур.

Выбор инструментария осуществлялся в соответствие с поставленными задачами, требованиями валидности, надёжности и адаптации используемых методик, апробацией результатов исследования на научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования.

1. Впервые сформулировано понятие социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур как комплексного образования, включающего интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества, потребности, цели, интересы, установки, ценностные ориентации, определяющие выбор молодых людей определенной субкультуры.

2. Разработана оригинальная модель социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, состоящая из трёх компонентов: личностного, мотивационного и регуляторного.

3. Личностный компонент включает в себя интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества. Мотивационный компонент состоит из личностных потребностей, мотивов, интересов и целей. Регуляторный компонент содержит социальные установки, ценностные ориентации, представления о групповых нормах и стереотипах.

4. Разработан социально-психологический портрет представителя молодёжной субкультуры со следующими личностными характеристиками:

— интеллектуальные: богатое воображение и повышенная рассеянность, радикальное настроение, неприемлемость установленных правилконкретное мышление.

— эмоционально-волевые: эмоциональная неустойчивость и раздражительность, с пониженной жизнерадостностью, переходящей в беспокойство и склонность к депрессиинеприемлемость общепринятых моральных норм, слабая интегрированность и заниженное самомнение, повышенная возбудимость, сменяющаяся флегматичностьюнизкий уровень стрессо-устойчивости, хронические эмоциональные конфликты, низкая сила воли, импульсивность, слабо усвоенные моральные нормы;

— коммуникативные: упрямство, настойчивость, непреклонность и нетерпимость, экспрессивность и заниженное чувство опасности, ревность, повышенная групповая зависимостьдостаточная коммуникативность в своём кругусклонность к работе, не требующей повышенной личной ответственности и к работе в сфере искусства, литературы, развитая мотивация, стремление улучшить социальный статус.

5. Уточнено понятие молодёжной субкультуры как относительно самостоятельной структуры внутри общей культурной системы, включающей в себя специфический набор социально-психологических признаков: социально-психологические качества, потребности и мотивы, цели и интересы, нормы и ценностные ориентации, влияющих на стиль жизни и мышление определенных реальных и номинальных групп людей.

6. Разработана классификация молодёжных субкультур по степени вовлеченности их представителей (комплексные и специальные субкультуры). Комплексная субкультура характеризуется целостной социальнопсихологической направленностью представителей, такие субкультуры являются более устойчивыми. Специальные субкультуры характеризуются схожими интересами, и совместным досугом, но у них заметно различаются характеристики социально-психологической направленности.

7. Разработаны авторские опросники «Социально-психологическая направленность молодёжи» и «Социально-психологическая направленность представителей молодёжных субкультур», выявляющие общую направленность молодёжи и специфическую направленность представителей молодёжных субкультур.

Теоретическая значимость исследования.

1. Определено понятие социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур — комплексное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества, потребности, цели, интересы, установки, ценностные ориентации, определяющие выбор молодых людей определенной субкультуры.

2. Разработана теоретическая модель социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, включающая личностные (интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества), мотива-ционные (личностные потребности, мотивы, цели, интересы) и регуляторные (социальные установки, ценностные ориентации, представления о групповых нормах, стереотипах) компоненты.

3. Определено понятие «представители молодёжных субкультур» -молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет со специфической социально-психологической направленностью, определяемой социально-психологическими качествами, характеристиками мотивационной сферы, дис-позиционной концепцией социального поведения личности.

4. Уточнено понятие молодёжной субкультуры как относительно самостоятельной структуры внутри общей культурной системы, включающей в себя специфический набор социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышление.

5. Разработана классификация молодёжных субкультур по фактору целостности социально-психологической направленности представителей — комплексная и специальная субкультуры.

6. Выявлены социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур: кризисы, условия жизни в больших городах, научно-технический прогресс, подростковый период неопределённости, социальное уравнивание в правах, ослабление религиозно нравственных принципов.

Практическая значимость исследования.

1. Разработан авторский опросник «Социально-психологическая направленность молодёжи» для выявления потребностей, мотивов, интересов, целей, социальных установок, ценностных ориентаций, групповых норм, стереотипов молодёжи.

2. Разработан авторский опросник «Социально-психологическая направленность представителей молодёжных субкультур» для выявления потребностей, мотивов, интересов, целей, социальных установок, ценностных ориентаций, групповых норм, стереотипов представителей молодёжных субкультур.

3. Апробирован комплекс методик измерения трёх компонентов социально-психологической направленности: личностного (16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела, опросник акцентуаций характера К. Леонгарда, диагностика состояния агрессии опросник Басса-Дарки), мотивационного (авторский опросник) и регуляторного (методика ценностных ориентаций М. Рокича, авторский опросник).

Выводы исследования могут быть использованы психологами в работе с молодыми людьми, при консультировании родителей по проблемам переходного возраста. Результаты исследования представляют интерес для организаций, деятельность которых направлена на развитие и образование молодёжи.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологическая направленность представителей молодёжных субкультур — это комплексное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества, потребности, цели, интересы, установки, ценностные ориентации, определяющие выбор молодых людей определенной субкультуры.

2. Модель социально-психологической направленности молодёжи, которая определяет выбор молодыми людьми молодёжной субкультуры или доминирующей культуры и включает три компонента: личностный, мотивацион-ный и регуляторный. Личностный компонент включает в себя социально-психологические качества молодёжи, которые существенно отличаются у представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры, и определяет группу риска молодёжи склонной к уходу в субкультуры. Мотивационный компонент состоит из мотивационной сферы, основными составляющими которой являются потребности, мотивы, цели и интересы, определяющие выбор молодёжи той или иной субкультуры. Доминирующими в выборе молодыми людьми молодёжных субкультур являются специфические интересы: досуг и внешняя атрибутика. Регуляторный компонент содержит характеристики дис-позиционной концепции регуляции, состоящий из стереотипов, социальных установок, ценностных ориентаций, групповых норм и определяет поведение молодёжи состоящей в субкультурах. У представителей молодёжных субкультур различаются социальные установки, ценностные ориентации и групповые нормы, идентичными являются стереотипы.

3. Молодёжные субкультуры делятся на комплексные и специальные по степени вовлеченности их представителей. Комплексные имеют идентичную модель социально-психологической направленности. Такие субкультуры являются более устойчивыми, и их представители имеют сходное мировоззрение, поведение, внешний вид, повышенный уровень конформизма и склонны практически полностью потерять связь с доминирующей культурой. Специальные молодёжные субкультуры имеют неоднородную модель социально-психологической направленности, доминирующими являются отдельные характеристики мотивационной сферы, такие как интересы и досуг. Представители таких субкультур не теряют связи с доминирующей культурой, не обособляются от неё и проводят в молодёжной субкультуре часть своего свободного времени.

4. У представителей субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру, схожими являются только потребности, мотивы, поэтому они не определяют выбор. Выбор молодёжной субкультуры или доминирующей культуры определяют составляющие личностного компонента (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества) и мо-тивационного компонента (интересы и цели) социально-психологической направленности.

5. У представителей комплексных эмоциональных субкультур идентичными являются личностный компонент и регуляторный только в части стереотипов.

Апробация результатов исследования.

Теоретические и эмпирические результаты исследования:

— обсуждались на заседаниях кафедры связей с общественностью Государственного университета управления;

— рассматривались в учебных группах в рамках воспитательной работы Института психологии и социологии управления;

— использовались при подготовке учебных программ, лекционных курсов, семинарских занятий по дисциплинам «Психология и педагогика», «Социальная психология». Кроме того, они были использованы в воспитательной работе Института психологии и социологии управления Государственного университета управления, средней общеобразовательной школы № 785 г. Москвы и Московского государственного техникума технологий и права.

— представлялись на 24 и 25 Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления», 14-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2009», 15-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — модернизация и инновации в экономике».

Структура диссертационной работы определяется решаемыми задачами и включает введение, три главы, заключение, библиографический список литературы и приложения. Материал диссертации изложен на 170 страницах. Работа содержит 27 таблиц, 22 рисунка, 12 приложений.

Выводы.

В исследование приняли участие 724 респондента. Из них 391 представитель молодёжных субкультур и 333 представителя молодежи ориентированной на доминирующую культуру. По тендерному различию в субкультуре эмо 81% девушек и 19% юношей, в субкультуре готы 46% девушек и 54% юношей, в субкультуре хип-хоп 42% девушек и 58% юношей. В эмо чаще вступают девочки. В хип-хоп мальчики. В готы равное количество. Самый популярный возраст молодёжи входящий в субкультуру эмо 14−17 лет (71%). У готов 18−21 год (69%). Для представителей хип-хоп 18−21 год 40%.

Проанализировав самые популярные современные комплексные субкультуры, у нас получился портрет представителя субкультуры — девушка или юноша 14−22 лет, состоящие в субкультуре достаточно длительное время (2−5 лет). Самый популярный возраст для вступления в субкультуру 14−15 лет. В этом возрасте, кажется, что тебя никто не понимает и не считает взрослой личностью. Молодёжные субкультуры предоставляют широкий спектр возможностей для самовыражения и самоутверждения юных. Они вступают в субкультуру и находят в ней себя, «сообщество равных» помогает забыть о проблемах, связанных с переходным возрастом, обрести понимание и эмоциональный комфорт. Общие черты присущие молодым людям, входящим в субкультурыбунтари попирающие старые традиции, которые инстинктивно чувствуют, что миру и людям нужны резкие перемены. Тонкая нервная система, любознательные, доброжелательные, могут быть мрачными. Очень не любят, когда ими командуют, в результате они могут находиться в депрессии, смятении, раздражении, их обычное состояние — смена настроений. Это любители всего красивого, отличающиеся прямотой в отношениях. Притягивают опасность, обожают физический и эмоциональный риск, но не любят нести ответственность. Жаждут оставить свой след на земле. Рутина и посредственность не для них, не любят слишком тяжелой работы, лучше работают в коллективе. Род деятельности учёба в школе и обучение в институте. Творческие цели и интересы. Любят проводить время с близкими по духу людьми. Достаточно спортивны, любят ходить в спортзал, на тренировки. Учатся удовлетворительно и хорошо. Большинство из неполных семей. Семья очень влияет на молодёжь, молодые люди пытаются обратить на себя внимание родителей, бросая им вызов, уходят в молодежные субкультуры.

Характеристики личностного компонента (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества) существенно отличаются у представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры.

Характеристики интеллектуальных качеств представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры отличаются. Общими являются характеристики по следующему фактору В «интеллект»: 1) преобладает конкретно-образное мышление, у представителей МСК (53%), у представителей ДК (53%) — 2) высокий 1С): абстрактность мышления у представителей МСК (47%), у представителей ДК (47%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор М «практичность — мечтательность»: 1) руководствуются практическими соображениями, у представителей МСК (38%), у представителей ДК (57%) — 2) богатое воображение, повышенная рассеянность, у представителей МСК (62%), у представителей ДК (43%). Фактор С>1 «консерватизм — радикализм»: 1) имеют установившиеся идеи и мнения, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (64%) — 2) радикально настроенные и не принимающие установленные правила, у представителей МСК (64%) у представителей ДК (36%).

Характеристики эмоционально-волевых качеств представителей МСК и ДК. Общими являются характеристики по следующему фактору I «жесткостьчувствительность»: 1) спартанцы, несентиментальные, выносливые у представителей МСК (34%), у представителей ДК (37%) — 2) чувствительные, жеманные, романтичные, мягкие, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (63%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор С «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»: 1) эмоционально неустойчивые и раздражительные, у представителей МСК (71%), у представителей ДК (46%) — 2) эмоционально зрелые и выдержанные у представителей МСК (29%), у представителей ДК (54%). Фактор О «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения»: 1) не принимающие общепринятые моральные нормы у представителей МСК (74%), у представителей ДК (33%) — 2) соблюдающие моральные стандарты и правила, у представителей МСК (26%), у представителей ДК (67%). Фактор О «спокойствие — тревожность»: 1) безмятежные, благодушные, жизнерадостные, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (63%) — 2) тревожные, депрессивные, у представителей МСК (64%), у представителей ДК (37%). Фактор С>3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»: 1) со слабой интегрированностью, следуют своим побуждениям, плохо контролируемые, у представителей МСК (72%), у представителей ДК (39%) — 2) волевые, действуют по плану, контролируются, у представителей МСК (28%), у представителей ДК (61%). Фактор С)4 «расслабленность — напряженность»: 1) флегматичные, у представителей МСК (24%), у представителей ДК (59%) — 2) энергичные, у представителей МСК (76%), у представителей ДК (41%).

Характеристики коммуникативных качеств представителей МСК и ДК в целом различаются. Общими являются характеристики по факторам «А» и «И». Фактор, А «замкнутость — общительность»: 1) критичные, скрытные, обособленные, у представителей МСК (30%), у представителей ДК (44%) — 2) общительные, добродушный, участливые, у представителей МСК (70%), у представителей ДК (56%). Фактор N «прямолинейность — дипломатичность»: 1) непосредственные, непроницательные, у представителей МСК (57%), у представителей ДК (51%) — 2) искусственные, проницательные, у представителей МСК (43%), у представителей ДК (49%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор Е «подчиненность — доминантность»: 1) покорные, скромные, уступчивый, подчиняющиеся, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (53%) — 2) властные, упрямые, настойчивые, не склоны к подчинению, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (47%). Фактор Б «сдержанность — экспрессивность»: 1) серьезные, сдерживают эмоции, у представителей МСК (32%), у представителей ДК (54%) — 2) восторженные, экспрессивные, у представителей МСК (68%), у представителей ДК (46%). Фактор Н «робость — смелость»: 1) социальная робость: настороженные, у представителей МСК (40%), у представителей ДК (55%) — 2) социальная смелость: авантюрные с заниженным чувством опасности, у представителей МСК (60%), у представителей ДК (45%). Фактор Ь «доверчивость — подозрительность»: 1) доверчивые, терпимые, покладистые, соглашаются с условиями, у представителей МСК (31%), у представителей ДК (58%) — 2) подозрительные, склоны к нетерпимости, ревнивые, у представителей МСК (69%), у представителей ДК (42%). Фактор С>2 «конформизм — нонконформизм»: 1) с повышенной групповой зависимостью, несамостоятельные, у представителей МСК (67%), у представителей ДК (41%) — 2) независимые от группы, самостоятельные, решительные, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (59%).

Таким образом, из 16-ти личностных качеств общими у представителей субкультуры и доминирующей культуры являются четыре фактора — преобладает конкретно-образное мышление (интеллектуальные) — ярко выраженная женственность (эмоционально-волевые) — непосредственные, непроницательныеобщительные, добродушный, участливые (коммуникативные). Личностный компонент определяет группу риска молодёжи склонной к уходу в субкультуры.

Большинство молодых людей вступают в молодёжную субкультуру, так как она наиболее точно отражает их внутренний мир и душевное настроение. Молодёжная субкультура отождествляет их моральные принципы и убеждения и дает возможность самовыражения и самоопределения.

У представителей различных МСК и представителей ДК существуют отличия по возрастному критерию. Представители МСК: эмо 14−17 лет, готы 18.

22 года, хип-хоп 18−21 год. Представителей ДК: школьники 14—17 лет, студенты техникума 16−19 лет, студенты вуза 18−22 года.

Для представителей эмо цель жизни семья и любовь, для представителей хип-хоп — карьера и материальный достаток, для представителей субкультуры готы — творчество.

У школьников цели — получить хорошее образование и создать счастливую семью. Для студентов техникума основная цель — семья. У студентов вуза на первом месте стоит карьера.

Представители молодежных субкультур предпочитают традиционную одежду своей субкультуры. Школьники и студенты техникума — спортивную и модную одежду. Студенты вуза — классический стиль и повседневную модную одежду.

Только одна характеристика мотивационного компонента социально-психологической направленности, как интересы (досуг и внешняя атрибутика) различается у представителей субкультур и доминирующей культуры, и является детерминирующей в выборе молодыми людьми молодёжных субкультур.

Эмо выступают за яркое проявление своих чувств и эмоций, помощь тем, кто в этом нуждается, сохранение индивидуальности. Готы восхищаются смертью, не стесняются выделиться. Ищут близких по духу людей. Основные установки представителей субкультуры хип-хоп — быть первым и добиться успеха в жизни, быть популярным. Уважать друзей, помогать им. Основные установки школьников помогать людям в трудную минуту, быть вежливым. Основные установки студентов техникума — дружба и взаимопомощь, достижение успеха. Основные установки студентов вуза — быть полезными для окружающих и получить признание.

Основные нормы и ценности субкультуры эмо — не скрывать своих, эмоций, не бояться выражать себя. Дружба и поддержка друг друга. Основные нормы и ценности субкультуры готов — смотреть на мир «сквозь призму смерти». Воспринимать мир в черно-белом цвете. Основные нормы и ценности субкультуры хип-хоп — жизненный успех, дружба, любовь, семья. Основные нормы и ценности школьников — забота, помощь, понимание и уважение. Основные нормы и ценности студентов техникума — семья, дружба и жизненный успех. Основные нормы и ценности студентов вуза — семья и уважение старших, любовь и дружба, жизненный успех.

Характеристики регуляторного компонента социально-психологической направленности, определяют поведение молодёжи состоящей в субкультурах, и существенно отличаются от доминирующей культуры. У представителей молодёжных субкультур различаются социальные установки, ценностные ориентации и групповые нормы, идентичными являются стереотипы.

В результате исследования социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур определена группа риска ухода в субкультуры, в которую попадает молодёжь со следующими характеристиками, возраст 14−22 годас низкой успеваемостью и отсутствием интереса к учёбеиз неполных семейс творческими интересамис выраженным желанием проявлять свои чувства и эмоциисо стремлением выделится и стать популярнымс повышенным конкретно-образным мышлением и средним интеллектуальным уровнемс богатым воображением и повышенной рассеянностьюрадикально настроенныеэмоционально неустойчивые и раздражительныене принимающие общепринятые моральные нормыс пониженной жизнерадостностью, переходящей в беспокойство, склонностью к депрессии, с низким уровнем стрес-соустойчивостисо слабой интегрированностью и заниженной самооценкой, с повышенной возбудимостью, сменяющейся флегматичностьюс низкой коммуникативностью, упрямые, нетерпимые, настойчивые, непреклонныеэкспрессивныес заниженным чувством опасностиревнивыес повышенной групповой зависимостьюбеспокойные, пессимистичные со свойственной высокой общей тревожностьюинтроверты, направленные на свой внутренний мир, импульсивныеутонченные, восприимчивыезависимые, внушаемыесвойственны хронические эмоциональные конфликтынизкая сила воли, действуют импульсивно, «по настроению" — моральные нормы сугубо личные или корпоративныемогут быть лидерами, но в основном формальными или неэффективнымив общении предпочитают свой кругсклоны к работе, не требующей высокой личной ответственностихорошо развита мотивация, стремятся улучшить социальный статус. С достаточно высоким показателем враждебности, но не агрессивны. Принадлежность к типам личности: 1) эмотивному — присуще проявление эмоций, чувствительные и впечатлительные, характеризуются сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, иде-омоторной заторможенностью- 2) дистимическому — соответствует постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. 3) гипертимическому — свойственна повышенная способность к вытеснению и демонстративность поведения.

Заключение

.

Молодёжная субкультура — относительно самостоятельная структура внутри общей культурной системы, включающая в себя специфический набор социально-психологических признаков: социально-психологические качества, потребности и мотивы, цели и интересы, нормы и ценностные ориентации, влияющие на стиль жизни и мышление определенных реальных и номинальных групп людей. Люди, входящие в МСК, называются представителями МСК — это молодёжь в возрасте от 14 до 22 лет со специфической социально-психологической направленностью, определяемой социальнопсихологическими качествами, характеристиками мотивационной сферы, дис-позиционной концепцией социального поведения личности.

На процесс возникновения и формирования различных МСК воздействуют социально-психологические факторы, такие как кризисы, условия жизни в больших городах, научно-технический прогресс, подростковый период неопределённости, конфликтность поведения, освобождение от семейной зависимости и проявление своей самостоятельности, взаимная адаптация сверстников, размытость представлений о нормах и ценностях, унификация форм общения, социальное уравнивание в правах.

Полученные в ходе диссертационного исследования данные подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

— социально-психологическая направленность молодёжи, определяет выбор молодыми людьми молодёжной субкультуры или доминирующей культуры;

— социально-психологическая направленность включает три компонента: личностный, мотивационный и регуляторный.

Личностный компонент определяет группу риска молодёжи склонной к уходу в субкультуры. В группу риска входит молодёжь, которая имеет специфический набор социально-психологических качеств. Молодые люди стремятся выделиться, стать популярными и улучшить свой социальный статус, они склоны к работе, не требующей высокой личной ответственности. Это молодые люди, не принимающие общепринятые моральные нормы, упрямые, настойчивые, непреклонные и радикально настроенные, интроверты, направленные на свой внутренний мир, внушаемые, ревнивые, с повышенной групповой зависимостью, предпочитающие свой круг общения, с достаточно высоким показателем враждебности. Им свойственно беспокойство, склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, экспрессивность и импульсивность.

Мотивационный компонент состоит из мотивационной сферы, основными составляющими которой являются потребности, мотивы, цели и интересы, определяющие выбор молодёжи той или иной субкультуры. Важными в выборе молодых людей молодёжных субкультур являются цели и интересы, именно они определяют в какую МСК уйдёт молодой человек. Определены риски возможной вовлеченности молодых людей в молодёжные субкультуры. Влиянию внешних факторов риска в большей степени подвержены личностный и мотивационный компоненты социально-психологической направленности. Чрезмерная занятость родителей, конфликтная атмосфера в семье, развод родителей (влияет на личностный компонент), социальное окружение, отличающееся от доминирующей культуры (влияет на мотивационный компонент).

Регуляторный компонент содержит характеристики диспозиционной концепции регуляции, состоящий из стереотипов, социальных установок, ценностных ориентаций, групповых норм и определяет поведение молодёжи состоящей в МСК. У представителей МСК различаются социальные установки, ценностные ориентации и групповые нормы, идентичными являются стереотипы.

По социально-психологической направленности представители молодежных субкультур схожи, в стремлении к пониманию и сочувствию. Большинство молодых людей ставят на приоритетное место семью. Уход в субкультуры означает для них приобретение временной семьи, пока их жизненная позиция не окрепнет и не приобретёт чёткие очертания. Здесь они находят теплоту, понимание и сочувствие, а главное не осуждение. Переболев «детской болезнью» молодые люди, как правило, возвращаются в свою традиционную семью повзрослевшими, либо создают свои семьи.

По результатам проведенной работы становится очевидным, что делать для нейтрализации влияния субкультур на неустойчивую подростковую психику переходного возраста 14—15 лет. Адаптация важнейшего перехода должна сопровождаться повышенным вниманием со стороны родителей и преподавателей. Социальная адаптация — овладение языком социума, его символикой. Символика воспринимается ребёнком как система разрешений — запретов, обычно рационально не объяснимых, главное, чтобы они были запрещены на уровне рефлексов. Задача социализации сводится не только к изучению культурного кода, молодые люди должны адаптироваться к системе запретов путём настроя на ведущую частоту социума, вписывания в рамки. Конфликт «отцы-дети» существует столько, сколько человек чувствует себя человеком. Психологический протест молодого поколения возникает в среде, где нет должного внимания к проблемам пубертатного возраста, чаще всего это происходит в не полных семьях. Большинство представителей МСК (74%) из неполных семей. Как правило, представители МСК либо из семей с высоким уровнем достатка (48%), где родители заменяют душевную теплоту материальным благополучием, или из семей с низким социальным уровнем (39%), имеющим минимальный материальный достаток и заниженный уровень духовных потребностей. Эту ситуацию можно обозначить, как положение «крайних точек». Дети, принадлежащие к семьям, занимающим среднее положение по материальному уровню, имеющим традиционный бытовой уклад жизни, как правило, далеки от желания вступать в субкультуру. Результаты исследования представляют интерес для государственных и общественных организаций, психологов и социологов при работе с молодёжью. Выводы могут быть использованы при подготовке учебных программ, лекционных курсов, семинарских занятий и пособий в учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология/ Третье издание/М.: Наука, 1994
  2. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007
  3. И.В. Социальная психология доверия: дис. д. психол. наук: 19.00.05 / Ярослав, гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2006
  4. С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир 1999. — № 4
  5. Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Колл. авт.- Под ред. Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 2001
  6. C.B. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2008
  7. П. Капиталистическая революция. — М.: Прогресс, 1994
  8. .С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006
  9. С.А. Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества: дис. канд. соц. наук.: 22.00.06 Барнаул, 2002
  10. И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». -М., 1994
  11. П.Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина. Киров: Изд-во ВятГУ, 2004
  12. . Что такое психология.: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992
  13. С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998
  14. E.B. Влияние семейного экономического воспитания на развитие мотивационно-ценностной сферы младшего школьника: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Ставрополь, 2007
  15. П.С. Культурология. М.:Гардарики, 1999
  16. П.С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998
  17. И.А. Молодежь среднего российского города: выбор жизненного пути. Ростов-на-Дону, 2000
  18. .И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 6
  19. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Печатное издание М.: Русский язык, 2000
  20. A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996
  21. Т.В. Основные социологические термины: Учебное пособие. Челябинск Изд-во ЮУрГУ, 2006
  22. С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. JL, 1974
  23. В. Философия политики: Учеб. пособие для политол. фак. и гуманит, вузов / В. В. Ильин, А. С. Панарин. М, 1994
  24. Р., Эбер Г. У., Тацуока М. Руководство по работе с вопросником по 16 личностным факторам в клинической, педагогической, промышленной и исследовательской психологии с использованием всех форм теста. М., 1970
  25. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. — № 4
  26. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. -М.: ПЕР СЭ, 2007
  27. C.B. О неформальных объединениях молодежи / C.B. Косарец-кая, Н. Ю. Синягина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
  28. В.Г. Психология и педагогика. Вопросы ответы. Структурные схемы: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  29. В.Г. Социальная психология: учебник для вузов/ Крысько В. Г. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010
  30. Ю.А. Комплексы общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ, N 6 (26), 1996
  31. С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры //д.филос.н. Левикова С. И. Международный исторический журнал/ № 19 2002
  32. С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие/ С. И. Левикова. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004
  33. К. Акцентуированные личности / Перевод с немецкого. Ростов-на-Дону, 1997
  34. У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  35. В.Т. Социология молодежи. Учебник. СПб.: Наука, 1996
  36. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. № 10
  37. В.А. Энциклопедия гуманитарных наук// Хип-хоп культура Знание. Понимание. Умение. 2005
  38. A.C. Коммунистическое воспитание и поведение. — М.: Педагогика, 1978
  39. А. Мотивация и личность 3-е изд. СПБ.: Питер, 2006
  40. М.В. Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 Москва, 2002
  41. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сбор научных трудов. Л., 1990
  42. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
  43. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: ВЛАДОС, 2003
  44. A.B. Социально-психологические особенности брендинга молодёжной одежды: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Москва, 2009
  45. В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. № 3- 2000
  46. Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004
  47. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006
  48. Д. Комбинаторные тождества. — М.: Наука, 1982
  49. О.М. Приоритетные ориентации современного студенчества России: автореф. дис. канд. фил. наук. Саранск, 2000
  50. .А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 5
  51. Н.Д. Субкультура // Современная западная социология: Словарь. -М.: Политиздат, 1990
  52. С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996
  53. З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л. 1990
  54. Словарь: Неформалы от, А до Я / под общ. ред. проф. Г. А. Луке. Самара: 2008
  55. Т.В. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008
  56. Н.Дж. Социология //Социол, исслед. 1990. — № 12
  57. Современная молодежь: ценности, устремления: Портрет поколения конца тысячелетия / Сост. Н. И. Шпади Челябинск: Областная юношеская библиотека, 2001
  58. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
  59. Социальная психология. Словарь Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006
  60. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003
  61. Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей: ав-тореф. дис. канд. филос. наук. М., 2009
  62. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988
  63. В.П. Избранные философские труды. Л., 1998
  64. A.B. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: дис. докт. психол. наук: 19.00.05 -М., 1999
  65. Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки // Тбилиси, 1961
  66. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966
  67. Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940
  68. Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  69. Л., Зиглер Д.Теории личности. 3-е издание. (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. СПб: Питер Пресс, 2009
  70. A.B. Участие молодежи в современной политической жизни страны: дис. канд. соц. наук М. 1996
  71. JI.B. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. -Томск: Томский государственный университет, 2005
  72. В.Т. Актуальная культура российской молодежи. Екатеринбург, 1997
  73. Т. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998
  74. A.A. Молодежные культурные и социальные движения в России, Журнал СОЦИС (социологические исследования), 1998
  75. Т.Б. Традиции городских субкультур \ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003
  76. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975
  77. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979
  78. В.А., Педагогическая психология, СПб, «Изд-во Михайлова В.А.», «Полиус», 1998
  79. Brake М. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada. London: 1985
  80. Castillo-Garstow, Melissa Latinos in hip hop to reggaeton. Latin Beat Magazine (2008−03−01). Проверено 28 июля 2008.
  81. Crutchfield R. Conformity and the Group. -N.Y., 1957
  82. Eberhardt J.L., Fisce S.T. Op.cit.
  83. Eisenstadt S.N. Framworks of the Great Revolutions: Culture, Social Strukture, History and Human Agency // International Social Science Journal, August 1992. -V. 44.-№ 133.
  84. Eisenstadt S.N. From generation to generation: Age groups and social structure. -Glencoe: Free Press, 1956
  85. Galland O. Un nouvel age de la vie // Rev.fr. de sociologie. Paris, 1990, № 189. Hall S. Op.cit.
  86. Hebdige D. Subculture: The meaning of style / D. Hebdige. London- New York: Routledge, 1981. (New Accents)
  87. Jeff Chang Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation. Mac-millan, 2005
  88. Maslow A. A Theory of Human Motivation, Psychological Review, no. 50, 1943
  89. Pickering M. Op.cit. P. XIV
  90. Rokeach M. The Nature of Human
  91. Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections of the Technocratic Society and Its Youthful. London: Faber & Faber, 1970
  92. Shahid A. Stover Hip hop intellectual resistance. Xlibris, 2009
  93. Steinberg S., Parmar P.& Richard B. (Eds.) Emo Music and Youth Culture. Encyclopedia of Contemporary Youth Culture.
  94. Tajfel H. Intergroup behavior // Tajfel H., Fraser C. (eds.) Introducing social psychology. N. Y.: Penguin Books, 1978
  95. Библиотек психолога http://www.libpsyx.ru/
  96. Интернет-библиотека СМИ «Public.Ru» http://www.public.ru/
  97. Информационный ресурсный центр по практической психологии «Пси-фактор» http://psyfactor.org/ - статья М. Вершинин, Е. Макарова «Современные молодежные субкультуры: рэперы»
  98. Информационный сайт новостей -http://primamedia.ru/
  99. Информация о готике Vitaliy Stranger, 1996—2003 — Gothic FAQ -http://www.gothic.com.ua/
  100. Информация о хип-хопе© 2005—2011 — http://www.rap.ru/
  101. Компьютерный вариант Психодиагностического теста 16-PF — Базыма Б .А. // http://trurl.hl2.ru/test/
  102. Личный сайт Сергея Белановского. Субкультура «люберов» — //http://www.sbelan.ru
  103. Мир психологии научные публикации по психологии — http://psychology.net.ru/
  104. Портал, посвященный творчеству Дж.Р. Р. Толкина — http://tolkien.su/
  105. Психологический образовательный сайт http://www.psylist.net/
  106. Сайт настоящих готов http://gothsgoths.narod.ru/index2.html
  107. Самые распространенные субкультуры мира ttp://rockday.my 1 .ru/
  108. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
  109. Субкультуры неформальные движения молодежи — http://www.subcult.ru/
  110. Субкультуры. За свободу самовыражения http://subkultura.live60.ru/
  111. Профессиональные психологические тесты — http://vsetesti.ru/
Заполнить форму текущей работой