Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика «Цветоструктурирование графического образа» в диагностике интеллектуальных нарушений при различных типах психического дизонтогенеза у детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показало плодотворность генетико-моделирующего эксперимента в разработке патопсихологической методики диагностики степени и структуры интеллектуальных нарушений при различных типах психического дизонтогенеза у детей и подростков. Оно позволило выявить закономерные возрастные изменения качества и стиля ЦС (ЦС), как у здоровых, так и у детей и подростков с недоразвитием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Клинико-психологическая характеристика различных типов психического дизонтогенеза и психологические методы исследования связанных с ними интеллектуальньгх нарушений
      • 1. 1. 1. Клинико-психологическая характеристика олигофрении
      • 1. 1. 2. Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития у детей и подростков
      • 1. 1. 3. Клинико-психологическая характеристика шизофрении детского и подросткового возраста
    • 1. 2. Особенности изобразительной деятельности здоровых детей и детей с умственной отсталостью и шизофренией
      • 1. 2. 1. Особенности изобразительной деятельности здоровых детей
      • 1. 2. 2. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей
      • 1. 2. 3. Особенности изобразительной деятельности детей, больных шизофренией
    • 1. 3. Методы психологической диагностики интеллектуальных нарушений при различных формах психического дизонтогенеза у детей и подростков
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Результаты экспериментально-психологического исследования. здоровых детей и подростков
    • 3. 2. Результаты экспериментально-психологического исследования. детей с задержкой психического развития
      • 3. 2. 1. Особенности цветоструктурирования в подгруппе с легкой. степенью задержки психического развития (ЗПР1)
      • 3. 2. 2. Особенности цветоструктурирования у детей с глубокой степенью. задержки психического развития (ЗПР2)
    • 3. 3. Результаты экспериментально-психологического исследования детей с олигофренией по методике «Цветоструктурирование графического образа»
    • 3. 4. Результаты экспериментально-психологического исследования. детей с шизофренией
    • 3. 5. Краткие результаты контрольного эксперимента и лонгитюдного. экспериментально-психологического исследования детей и подростков клинических групп и нормативной выборки
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Методика «Цветоструктурирование графического образа» в диагностике интеллектуальных нарушений при различных типах психического дизонтогенеза у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Диагностика различных форм психического недоразвития в терапевтических и коррекционных целях является актуальной для современного общества, в различных популяциях которого насчитывается от 1,5% до 3% умственно отсталых (Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1995 и др.). Среди детских психических заболеваний этот показатель неизменно растет: в 1,5 раза с 1996 по 1999 год — всего 28,65% (Дмитриева Т.Б., 1999). Остро стоит вопрос о снижении числа молодых инвалидов, 60% которых пенсионируются по умственной отсталости, хотя лишь 20% заболеваний в этой группе составляют тяжелую форму олигофрении (Миронов Н.Е., 1999). Для профилактики наиболее тяжелых форм психического дизонтогенеза и предотвращения ранней инвалидизации детей и подростков необходима корректная и своевременная диагностика психического недоразвития с привлечением дополнительных данных патопсихологических исследований (Ушаков Г. К., 1973; Харитонов Р. А., Каубиш В. К., 1978; Исаев Д. Н., 1982; Лебединский В. В., 1985; Беличева С. А. (ред.), 1995; Ковалев В. В., 1995).

Актуальность использования патопсихологических методов дифференциальной диагностики в психиатрии обусловлена также рядом других причин: сдвигом психопатологических расстройств на менее глубокий, непсихошческий уровень (Ковалев В.В., 1995) — ростом непсихотических психических расстройств на почве задержки психического развития с резидуально-органическим поражением головного мозга (Wecksler D., 1955; Ковалев В. В., 1995), которые составляют в настоящее время 66,67% среди всех нервно-психических заболеваний у детей и подростков (Миронов Н.Е., 1999) — решением задач охраны нервно-психического здоровья детей и повышением внимания медицины к таким явлениям как «предболезнь», «группы риска» (Иовчук Н.М., Северный А. А., Шевченко Ю. С., 1998 и др.), «школьная дезадаптация». Последняя наблюдается у 18 — 40% младших школьников, а у подростков этот показатель достигает 60% (Хамаганова Т., Семке Е.,.

Даниленко О., 1999 и др.). По некоторым данным, от 12 до 38% этих детей имеют отдельные или системные нарушения познавательных процессов (Корсакова Л.С., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., 1997; Шалимов В. Ф., 2000), которые не определяются педиатрическим или психиатрическим обследованием, т.к. успешно компенсируются в обычных условиях (Беличева С.А. (ред.), 1995). Диагностика этих нарушений требует привлечения дополнительных патопсихологических методов исследования.

Значимость дифференциально-психологической диагностики психического недоразвития у детей и подростков возрастает не только в практике психиатров, психоневрологов и невропатологов, но и в педиатрии, которая традиционно была ориентирована на биологический подход в лечении (Психосоматические., 1990; Психодиагностические методы в педиатрии., 1991).

В образовании и обучении подрастающего поколения все больше становятся востребованными методы психологической диагностики различных форм и степеней психического недоразвития в целях контроля эффективности коррекционно-обучающих программ, селекции и отбора учащихся в разные типы классов и специализированные школы для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, моторики, познавательной сферы (Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., 1968; Мастюкова Е. М., 1976; Мамайчук И. И., 1992; Корнев А. Н., 1997 и др.), что обеспечивает каждому ребенку наиболее подходящую для его зоны «ближайшего развития» форму обучения и коррекции (Выготский Л.С., 1956; Певзнер М. С., 1971,1982; Эльконин Д. Б., 1980; Лебединская К. С. и др, 1989; Переслени Л. И., Слободяник Н. П., Пушковская А. А., 1998 и др.).

В теории психологии создание новых методов психодиагностики интеллектуального развития и его нарушений у детей актуально для исследований общих проблем психического недоразвития (Сухарева Г. Е., 1965), для понимания деятельности высших психических функций в норме (Выготский Л.С., 1956; Лурия А. Р., 1962), для решения фундаментальной.

9 проблемы психического развития ребенка, объединяющей подходы медицинских и педагогических наук (Выготский Л.С., 1956; Леонтьев А. Н., 1965; Венгер Л. А., 1974; Рубинштейн СЛ., 1998 и др.).

Несмотря на актуальный запрос медико-психолого-педагогической науки и практики в психодиагностике различных аномалий психического развития детей и подростков, методический арсенал психологов в этой области остается весьма ограниченным, а единой системы психологической диагностики психического недоразвития у детей до сих пор не существует, что отмечают большинство исследователей этой проблемы (Лубовский В.И., 1989; Слободчиков В. И., 1982; Гуревич К. М., Горбачева Е. И., 1992; Борисова Е. М., 1997; Дьяченко О. М., 1997; Ульенкова У. В., 1999 и др.).

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является р разработка и апробация патопсихологической методики «Цветоструктурирование графического образа», а также исследование ее возможностей в дифференциальной диагностике интеллектуальных нарушений у детей и подростков с разными клиническими формами психического дизонтогенеза: умственной отсталостью, задержкой психического развития и шизофренией. Задачами исследования являлись:

1. Определение основных параметров оценки особенностей цвето структурир ования (ЦС) и их психологическая квалификацияразработка и теоретическая валидизация новой патопсихологической методики для дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений.

2. Апробация разработанной методики на клинической и нормативной выборках детей и подростков в возрастном диапазоне от 4-х до 17 лет.

3. Изучение по выделенным параметрам особенностей ЦС в их нозологической и возрастной специфичности в клинических группах умственной отсталости (УО), задержки психического развития (ЗПР) и шизофрении. Сравнение характера возрастных изменений ЦС (в диапазоне от 4-х до 17 лет) в каждой из клинических групп с таковыми во всех других исследуемых группах.

4. Проведение сравнительного статистического анализа выявленных нозологических и возрастных различий ЦС и определение на их основании диагностических паттернов особенностей ЦС для каждой клинической группы в семи отдельных возрастных срезах.

5. Сопоставление результатов оценки интеллектуального развития детей по методике «Цветострукгурирование.» с оценками интеллекта по тесту Векслера (WISC), с клиническими диагнозами врачей и оценками педагогов.

6. Обоснование конкретных путей и способов коррекции интеллектуальных нарушений на основе выявленных механизмов и закономерностей формирования структурирующих способностей мышления в контексте психического онтои дизонтогенеза.

Научная новизна. В работе впервые была использована новая методология в разработке диагностической патопсихологической методики (генетико-моделирующий эксперимент и теория мышления Л. М. Веккера как научно-теоретическая база исследования). Новизна конструкции психодиагностической методики заключалась в разработке оригинального типа графического теста — раскраски. Новым был выбор предметного содержания диагностики: структурные функции интеллекта в цветографической деятельности как способности символического выделения (цветом) пространственных отношений «часть — целое» разного уровня сложности. Впервые было показано, что различия в способах и качестве ЦС между здоровыми и детьми с умственной отсталостью, задержкой психического развития и шизофренией, диагностически значимы в различении вида и степени интеллектуальной патологии.

Практическая значимость работы. Проведенная апробация методики «Цветоструктурирование .» в дифференциальной диагностике интеллектуальных нарушений у детей и подростков с различными формами психического дизонтогенеза показала широкие возможности ее использования в решении различных психодиагностических задач: предварительной экспресс-диагностики, групповой и индивидуальной диагностики в целях контроля интеллектуального развития, эффективности коррекционно-обучающего воздействия, контроля медикаментозного лечения и динамики течения болезнидля первичного отбора и селекции детей в целях определения подходящего им типа коррекционного образовательного учреждения или индивидуальной программы обучения и развития. Наличие ориентировочных возрастных нормативов для различных возрастных периодов делает методику пригодной для обследования детей различного возраста от 4-х до 17 лет, но наиболее эффективной в младшем школьном и дошкольном возрасте. Невербальный характер методики позволяет использовать ее в психодиагностике маленьких детей, при языковых барьерах или речевых нарушениях (мутизм, аутизм и др.).

Применение методики в сочетании с психометрическим тестом Векслера (WISC) позволяет получить ценную информацию о структуре и степени интеллектуального дефекта в трудных случаях клинической дифференциальной диагностики шизофрении у детей и подростков. Научно-теоретическое обоснование психологического содержания исследуемых методикой параметров ЦС, позволяет сопоставлять полученные с ее помощью результаты с результатами обследования мышления детей другими «качественными» методиками.

Результаты исследований по методике «Цветоструктурирование .» были неоднократно представлены на международных и межрегиональных научно-практических конференциях, проводимых в Санкт-Петербурге в 1996 году Академией педагогического мастерства, в 1999 и 2000 гг. — отделением арт-терапевтического общества Санкт-Петербурга, на конференциях работников дошкольного образования г. Санкт-Петербурга, где вызвали интерес практиков различных специальностей (воспитателей, методистов, клинических и детских психологов, учителей, логопедов, дефекгологов) в связи с доступностью, информативностью и очевидной валидностью разработанного теста в психодиагностической и психокоррекционной работе с детьми.

Апробирование методики «Цветоструктурирование .» проводилось медицинскими психологами и психиатрами в психодиагностике детей, пациентов амбулаторных отделений «Центра восстановительного лечения» Красногвардейского, Невского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, в коррекционных дошкольных учреждениях для детей с задержками психического развития (д/сад № 45) и детей с нарушениями речи (д/сад № 18) во вспомогательной школе Адмиралтейского района (№ 1), что показало удобство использования теста как экспресс-метода в индивидуальной и групповой диагностике. Использование теста на практике обнаруживало неизменный интерес детей к работе с раскраской, особенно среди младших школьников.

Материалы диссертационного исследования отражены в пяти публикациях, одной методической брошюре. Результаты исследования положены в основу разработанной автором коррекционной программы для детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста, излагаемой в курсе лекций студентам факультета психологии РГХИ г. Санкт-Петербурга.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Характеристики структуры и способов цветострукгурирования могут выступать в качестве предметного содержания диагностики интеллектуальных нарушений, т.к. являются коррелятами структурно-операциональных и регулягорных сторон интеллекта и отражают уровень их развития.

2. Особенности ЦС у детей и подростков с умственной отсталостью, задержкой психического развития и шизофренией выявляют специфическую структуру интеллектуального дефекта, характерную для каждой из этих форм психического дизонтогенеза.

3. Особенности динамики возрастных изменений ЦС у детей и подростков с умственной отсталостью, задержкой психического развития и шизофренией отражают специфические закономерности компенсаторного интеллектуального развития при этих формах психического дизонтогенеза и их отличия от общих закономерностей становления интеллекта здоровых.

4. Методика «Цветоструктурирование .» является адекватным инструментом психологической диагностики степени и структуры интеллектуальных нарушений при различных формах психического дизонтогенеза и позволяет определять основные направления и способы их последующей коррекции.

выводы.

1. Для ЦС в группе здоровых, начиная с 5-ти лет, было характерно единство в развитии параметров планомерного стиля, дифференцировки структуры и симметрии, отражающее системные связи регуляторных, структурных и операциональных сторон интеллекта, что указывает на совместную работу правои левополушарных корковых функций головного мозга в решении задачи ЦС у здоровых детей и подростков. В возрастной динамике отмечались качественные сдвиги в ЦС на отдельных возрастных срезах: 5-ти, 7−10 и 15−17 лет. Эти изменения были связаны с системными перестройками интеллектуальных функций и наблюдались вслед за статистически достоверным ростом показателей соответствующих параметров дифференцировки. Выделено более 10 параметров ЦС, достоверно различающих группу нормы от других исследуемых групп в любом возрасте, наиболее существенные из которых: планомерный стиль ЦС, симметрия, полная ориентировка, схема-^зо/? и др.

2. В группе ЗПР системное единство структурных, операциональных и регуляторных сторон интеллекта имело длительный этап становления (в возрастном периоде от 5-ти до 8−10 лет), связанный с легким запаздыванием формирования перцептивных функций (параметры гешталъта и объема ориентировки), а также более выраженным отставанием в формировании планомерной регуляции, сложной симметрии и схемы смысл+узор. Это указывает на замедленное созревание как право-, так и преимущественно левополушарных функций коры головного мозга (более выраженное для детей с ЗПРг). Возрастная динамика, главным образом, по характеристикам планомерного ЦС, при ЗПР отличалась запаздыванием (от 1 года до 3 лет для разных параметров и степеней ЗПР), парциальностъю, дискретностью, меньшим числом статистически достоверных сдвигов в росте отдельных показателей, неравномерностью и изолированностью их развития (более выраженными в группе ЗПРг). Специфическими для ЗПР оказались не отдельные параметры ЦС, а неравномерность их развития на каждом возрастном этапе (при ЗПР2 достигающая глубины «олигофренического» спектра недоразвития по отдельным параметрам).

3. Характер ЦС в группе умственной отсталости был обусловлен длительным недоразвитием перцептивных функций {целостный гешталът, полная ориентировка, гешталътный стиль), что указывало на замедленное и неполноценное созревание правополушарных корковых функций головного мозга и выраженное недоразвитие левополушарных (отсутствие или дефектность планомерного стиля, симметрии и детальной дифференцировка). Возрастная динамика ЦС в группе олигофрении также характеризовалась выраженным замедлением темпов развития показателей ЦС (от 3 до 5 лет для разных параметров), малым числом достоверных сдвигов в их росте, дискретностью, парциальностью, изолированностью и неполноценным развитием, но уже, главным образом, по характеристикам перцептивной регуляции ЦС (ориентировки, целостного гешталъта, гештальтного стиля). От ЗПР группа УО достоверно отличалась в возрастном диапазоне от 5-ти до 14 лет по параметрам симметрии. Более 10 параметров ЦС были в целом характерны для УО на различных возрастных этапах диапазона 4-х -17 лет.

4. В группе шизофрении было выявлено рассогласование между уровнями развития как самих регуляторных и структурно-операциональных функций интеллекта, так и их отдельных составляющих, что не позволяет связывать указанные расстройства с недоразвитием функций коры головного мозга какого-нибудь одного из полушарий, но указывает на нарушения энергетического компонента мышления, т.к. сочетается с расстройствами эмоционально-волевой регуляции деятельности ЦС. Возрастная динамика развития ЦС в группе шизофрении по одним показателям была больше похожа на таковую в группе здоровьрц, а по другим не имела аналогов ни в одной из других клинических групп, т.к. либо отсутствовала, либо была противоречивой (особенно у дошкольников) и преходящей в негативную на последующих возрастных этапах. Было выявлено более 8 показателей ЦС, характерных для больных шизофренией детей и подростков любого возраста, независимо от их интеллекта.

5. Разное содержание отличий в особенностях ЦС между исследованными группами на шести возрастных срезах позволило определить возрастные диагностические паттерны, пригодные для дифференциальной диагностики умственной отсталости, ЗПР и шизофрении на разных этапах возрастного развития интеллекта, с учетом динамики и качественных сдвигов в этом процессе при различных формах психического дизонтогенеза.

6. Выявленная в исследовании связь между оценками интеллекта по характеристикам качества ЦС и оценками IQ по тесту WISC Векслера (Вербальной и Общей) отражает закономерное соответствие структурного строения (соотношения частей и целого) операндов образного и словесного языков мышления, понимаемого как процесс инвариантного обратимого взаимоперевода с языка фигуративных структур на язык знаков (слов).

7. Психологическая квалификация параметров ЦС, различающих группы ЗПР, УО, шизофрении и интеллектуальной нормы, позволила определить способности символического наглядного выделения (цветом) схем простых (отдельные отношения симметрии) и сложных (системы симметричных отношений) форм пространственного соподчинения частей и целого как генетические предпосылки формирования понятий и их систем у детей и подростков. Отсутствием первых интеллектуальные возможности умственно отсталых отличаются от интеллектуальных возможностей детей с ЗПР. Отсутствием вторых интеллект школьников с задержкой психического развития качественно отличается от интеллекта здоровых детей и подростков школьного возраста. Для шизофрении специфичным является рассогласование между конкретными проявлениями генетических предпосылок понятий и их систем на уровне образного языка мышления.

8. Выявленные механизмы интеллектуальных нарушений при умственной отсталости и задержке психического развития у детей и подростков позволяют разрабатывать новые направления и конкретные способы их коррекции, связанные, в первую очередь, с формированием пространственных схем объектов и системы координат и способностей их соотнесения между собой через определение метрики пространства, а также с обеспечением постоянного взаимообратимого инвариантного перевода выделенных в указанных схемах отношений с языка образов на язык слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало плодотворность генетико-моделирующего эксперимента в разработке патопсихологической методики диагностики степени и структуры интеллектуальных нарушений при различных типах психического дизонтогенеза у детей и подростков. Оно позволило выявить закономерные возрастные изменения качества и стиля ЦС (ЦС), как у здоровых, так и у детей и подростков с недоразвитием, задержанным и искаженным психическим развитием. Разное для всех семи возрастных этапов содержание отличительных особенностей в ЦС между исследованными группами, доказывает необходимость дифференцированного возрастного подхода к диагностике нарушений умственного развития детей и подростков, с учетом возрастной динамики их компенсации в процессе психического дизонтогенеза. Как показало исследование, качественная оценка структуры интеллектуального дефекта в его нозологической и возрастной специфичности может успешно решаться в рамках теории распознавания образов через определение диагностических паттернов. Использование информационной теории мышления Л. М. Веккера в качестве понятийно-теоретической базы настоящей экспериментальной работы позволило выбрать в качестве j предметного содержания диагностики умственного недоразвития особенности структурного строения образных операндов пространственно-фигуративного j языка мышления. Согласно пониманию двуязычной природы человеческого мышления, строение понятийного операнда имеет инвариантную структуру на обоих языках мышления, как образно-фигуративном, так и словесно-логическом. Последнее доказывает выявленная в настоящем эксперименте связь уровня развития ЦС с Вербальной и Общей оценками интеллекта по тесту WISC Векслера. В работе определены диагностические различия между разными степенями умственного развития (У.О., ЗПР и нормы) не в| расплывчатых понятиях «больше — меньше», а на уровне качественны^ отличий: отсутствие или наличие генетических предпосылок понятий и их сисхем на языке образов. Методика «ЦС.» позволяет диагносцировать нарушения операциональных и регуляторных функций интеллекта как детерминированных уровнем развития структурной стороны мышления. Вскрытые механизмы нарушений интеллекта в возрастном и нозологическом аспектах могут служить основой разработки конкретных абилитационных и коррекционных программ для детей и подростков с нарушениями умственного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д. Нормативная диагностика предпосылок готовности к х школе //Вопросы психологии. -1997. — № 2. — С. 23−34.
  2. М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. -1988,-№ 4.-С. 12−18.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии. 1995. — I Ш.-С. 111−131.
  4. М.К. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив //Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 145−151.
  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской- Научно-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. М: Педагогика, 1982. — 128 с.
  6. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта личности //Человек и общество. Вып. 13. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — С. 3−7.
  7. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  8. А. Психологическое тестирование: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  10. О.В. Диагностика психического развития детей в норме и патологии: Автрреф. дисс. канд.мед.наук., М., 1983.-21 с.
  11. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976. — 218 с.
  12. Э.А. Изучение познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей седьмого года жизни //Шестилетние дети. Проблемы и решения. Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. — С. 109−123.
  13. В.М. Ранняя детская шизофрения. М.: Медицина, 1989. — 256 с.
  14. И.М., Мусукаева Ф. В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками //Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46−52.
  15. .И. Тест Роршаха. Практика и теория /Под ред. Л. Н. Собчик. -СПб.: Дорваль, 1992. 200 с.
  16. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы изменения зрительного восприятия у детей от 3-х до 7-ми лет //Журн. высшей нервн. Деятельности. 1981. — Т. 31. — № 5. — С. 994 — 1001.
  17. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910. — 50 с.
  18. Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слов при патологических изменениях мышления //Новое учение об апраксии, афазии и агнозии. М. — Л., 1934. — С. 37−42.
  19. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров’я, 1986.-280 с.
  20. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы деятельности ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. — 36 с.
  21. С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М.: Медицина, 1974. — 160 с.
  22. Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Психол. наука и образование. 1997. — № 2 — С. 11−20.
  23. Д. Психология познания: Пер. с англ. /Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  24. И.И. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся младших классов (сравнительное исследование нормальных и умственноотсталых школьников): Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1958. -19 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  26. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. -117с.
  27. Бюлер IIL, Гетцер Г. Диагностика нервно-психологического развития детей раннего возраста (Тесты развития 1−6 годов жизни): Пер. с нем. -М.: Учпедгиз, 1935. 128 с.
  28. Н.П. К вопросу о дифференциальной диагностике олигофрении и задержки психического развития //Дети с временцыми задержками психического развития. 1971. — С. 102−109.
  29. Е.Н. Формирование эмпатии к сверстникам у старших ./ дошкольников с задержкой психического развития //Шестилетние дети. Проблемы и решения. Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. — С.56−71.
  30. Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.
  31. Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б. В. и др. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 203 с.
  32. Л.И., Елисеев П. Г. Опыт использования теста ^ интеллектуального потенциала у здоровых детей и детей с задержкой психического развития //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. — № 4. — С. 122−125.
  33. Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. -Тбилиси: Мецниер^а, 1975. 41 с.
  34. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1993. — 679 с.
  35. Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка//Вопросы психологии. -1974. -№ 1. С.116−123.
  36. Е.Н. Семиотика и основные синдромы расстройств высших корковых функций в детском возрасте //Введение в невропатологию детского возраста. М., 1970. — С. 245−259.
  37. М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М.: Медицина. -1971. -128 с.
  38. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-510 с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  40. О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд.психол. наук. -М., 1976. 18 с.
  41. П.Я. Поэтапное формирование умственных действий как метод психологического исследования //Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 93−110.
  42. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961. -471 с.
  43. И.Н. Экспериментально-психологические методы в изучении особенностей интеллекта и личности больных неврозами: Дисс. канд.психол. наук. Л., 1974. — 168 с.
  44. И.Н., Херсонский Б. Г. Нестандартизированные психодиагностические методики исследования мышления обеспечение сопоставимости и надежности данных: Метод, пособие /Под ред Л. И. Вассермана. — СПб., 1995. — 28 с.
  45. Р.И. Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1975. -19 с.
  46. Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М.: Педагогика, 1974. 120 с.
  47. P.M., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. 507 с.
  48. И.А. Пути развития целенаправленной деятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1965. -17 с.
  49. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л., 1978. — 296 с.
  50. М.Е. Особенности самоприятия у младших подростков с задержкой психического развития //Шестилетние дети. Проблемы и решения. -Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. С. 198−207.
  51. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 74 с.
  52. Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико -развивающая программа //Психол. наука и образов. 1998. — № 2. — С. 2532.
  53. Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  54. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской — Научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1978. 248 с.
  55. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения /Под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — 127 с.
  56. Т.Б. Социальная психиатрия в детско-подростковом возрасте -клиническая реальность нашего времени //Росс, психиатр, ж. 1999. — № 3. -С. 9−14.
  57. О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте //Вопросы психол. -1973. № 2. — С. 89−99.
  58. О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей 1/ дошкольного возраста (3−7лет) //Психол. наука и образование. 1997. -№ 3. — С. 20−28.
  59. Т.В. Особенности памяти и внимания младших школьников, отстающих в развитии. -М.: Педагогика, 1973. -150 с.
  60. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. -1972. № 4. — С. 29−35.
  61. С.Ф. Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1968. — 232 с.
  62. Н.С., Маслюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  63. .В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 238 с.
  64. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе //Дети с временными задержками развития. М., 1971. — С. 63−66.
  65. А.Л. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 98 с.
  66. .В., Тонконогий И. М. Психодиагностика как задача распознавания образов //Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума. Таллин, 1974. — С. 69−70.
  67. И.М., Северный А. А. Шевченко Ю.С. Современные проблемы охраны психического здоровья детей и подростков //Независимый психиатр, ж. 1998. — № 2. — С. 34−36.
  68. М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1972. — № 5. — С. 2935.
  69. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, лен. отдел., 1982.-224 с.
  70. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. -157 с.
  71. А.И. Развитие у детей умения сравнивать предметы //Начальная школа. 1958. — № 1. — С. 25.
  72. В.Е. Аутизм у детей. -Л.: Медицина, 1981.- 208 с.
  73. З.И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников //Дети с временными задержками психического развития /Под ред. Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — С. 132−145.
  74. М.В. Нейропсихологический анализ структуры нарушений высших психических функций при гемипаретической форме детского церебрального паралича: Автореф. дисс. канд.психол. наук. СПб, 1999. -23 с.
  75. Г. Развитие художественного творчества ребенка: Пер. с нем.-М., 1914.-150 с.
  76. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. — 558 с.
  77. М.Г. Особенности интеллектуального развития детей- г-олигофренов: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Тбилиси, 1969. — 57 с.
  78. Т.С. Учить ли детей рисовать? //Дошкольное воспитание. -1964.-№ 3.-С. 37−40.
  79. М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. М.: Медгиз, 1963. -176 с.
  80. А.Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей //Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — С. 232−275.
  81. Т.В., Тихомиров O.K. Компьютеризованный психологический эксперимент //Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. -М.: Изд. группа «Форум-ИНФРА-М», 1998. С. 254−276.
  82. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд.психол. наук. -М., 1980. -23 с.
  83. И.А. Психодиагностическая дифференциация психического недоразвития у выпускников вспомогательной школы: Методические рекомендации. М., 1992. -18 с.
  84. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997. — 124 с.
  85. М.Н. Психологический анализ понимания скрытого смысласитуаций детьми //Новые исследования в психологии. М.: Просвещение, 1973.-№ 2(8).-С. 29.
  86. .К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Автореф. дисс. канд. искусств. СПб., 1995. — 23 с.
  87. Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -992 с.
  88. И.Л. Результаты катамнестического изучения детей с задержками психологического развития //Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. М., 1978. — С. 41−51.
  89. В.П. Некоторые данные клиники и патофизиологии при синдроме задержки развития у детей //Вопросы психиатрии детского возраста. -М., 1962. С. 18−26.
  90. К.С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989. — 92 с.
  91. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд. МГУ, 1985. — 167 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. М., Мысль, 1965. — 576 с.
  94. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников //Советская педагогика. -1968,-№ 7.-С. 65−67.
  95. А.Н. Изучение изобразительной деятельности детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости:1.
  96. Автореф. дисс.канд.психол. наук. Л., 1978. -16 с.
  97. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
  98. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1983. — 223 с.
  99. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд. МГУ, 1969. — 432 с.
  100. А.Р. и др. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения особенностей ВИД детей-олигофренов /Под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 203 с.
  101. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Изд-во Институт Практ. психологии, Воронеж — НПО Модэк, 1996. — 64 с.
  102. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1977. -21 с.
  103. Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Дисс.канд.психол. наук. Л., 1988. — .
  104. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  105. И.И. Нейропсихологическое исследование гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича //Журн. невропатол. и психиатр, им. С.С.БСорсакова. 1992. -Т.92. — № 4. — С. 42−47.
  106. А.К. Формирующий эксперимент в психологическом исследовании //Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, Берлин: Volkund Wissenvolkseigner Verl, 1982. — С. 54−59.
  107. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: НО Когито-Центр, 1993. — 198 с.
  108. Е.Н. Нарушение обобщающей функции речи у умственно отсталых детей: Автореф. дисс. канд.психол. наук. -М., 1955. -17 с.
  109. Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся церебральным параличом //Дефектология. 1982. № 4. -С. 7−11.
  110. Н.А. К оценке возможностей применения адаптированного варианта методики Векслера при отборе детей во вспомогательные школы //Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. — Вып.З. — М.: Педагогика, 1978. С. 129−131.
  111. Минаева 1*.М. Индивидуально-типические особенности внутреннего плат деятельности у детей младшего школьного возраста //Шестилетние дети Проблемы и решения. Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. — С. 80−92.
  112. МКБ-10 (ICD-10). Международная классификация болезней. Всемирная Организация Здравоохранения. Женева-Россия, Санкт-Петербург.
  113. С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме //Резидуальные нервно-психические расстройства у детей: Сб. трудов /Лен. педиатр, мед. ин-т. -Л.: Педиатр, мед. ин-т. 1968. — С. 70−77.
  114. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. 240 с.
  115. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд.психол. наук. -М., 1979. 22 с.
  116. Н.И. Системный метод диагностики психического развития детей //Психодиагностика и школа. Таллин, 1990. — С. 148−150.
  117. К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития //Дефектология. -1983.-№ 4.-С. 27−34.
  118. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 1999. — 442 с.
  119. Л.Ф., Пужевич А. Н. О диагностике развития значения слова у ребенка //Психодиагностика и школа. Таллин. -1980. — С. 180−181
  120. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. -М.: Просвещение, 1981. 119 с.
  121. Н.И. Метод массовой оценки моторики детей и подростков. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1923. 60 с.
  122. А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973. — 79 с.
  123. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психологического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84 с.
  124. М.С. и др. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний) /Под ред. М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966.-271 с.
  125. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа • . психофизического развития //Дети с временными задержками развития.1. М., 1971.-С. 15−20.
  126. М.С., Ростягайлова Л. И., Маспокова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности: (вариант гидроцефалии) /НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1982 -104 с.
  127. Л.И. Психодиагностический комплекс методик: учебно-методическое пособие М.: Когито-Центр, 1996. — 71 с.
  128. Л.И., Шохин П. В. Особенности внимания и восприятия (у детей с задержкой психического развития) //Обучение детей с задержкой психического развития. -М., 1981. С. 10−14.
  129. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. — 245 с.
  130. . Избранные психологические труды: Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  131. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 271 с.
  132. В.JI. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1981. -18 с.
  133. Ю.А. Оценка развития комбинаторных способностей //Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 125−136.
  134. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии /Под ред. Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана. СПб.: Медицина, 1991. — 73 с.
  135. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграф Сервис, 1998. — 225 с.
  136. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (пособие для соц. работников, психологов, педагогов реабилитационных центров). М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.-210 с.
  137. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей /Под ред. Д. Н. Исаева, Б. Е. Микиртумова. Лен. педиатр.мед. ин-т, 1990. — 139 с.
  138. Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития //Дефектология. -1980. -№ 3.- С. 11−18.
  139. М.Г. Задержки психического развития у детей: клинико-психологическое обоснование дифференцированного отбора и обучения: Автореф. дисс. канд.психол.наук. М., 1978. — 18 с.
  140. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978.-231 с.
  141. С.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147 с.
  142. С.Л. Основы общей психологиию. СПб.: Питер Ком, 1998. -705 с.
  143. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Педагогика, 1970. -199 с.
  144. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. — 414 с.
  145. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии: Пер. с англ. /Под ред. К. С. Робсона М.: Медицина, 1999. — 488 с.
  146. . Английская школа и интеллектуальные тесты: Пер. с англ. М.: Изд-во АПН, 1958. — С. 254.
  147. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.
  148. Л.Э. Некоторые особенности проявления взаимосвязи у самооценки, уровня притязаний и полоролевых отношений у детей старшего дошкольного возраста //Шестилетние дети. Проблемы и решения. -Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. С. 143−153.
  149. П.И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — Т.1. — 381 с.
  150. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: МГУ, 1986.-189 с.
  151. Э.Г. Об особенностях проявления очаговых нарушений высших психических функций в детском возрасте //Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. Л., 1981. — С. 86−89.
  152. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой / психического развития. -М.: Педагогика, 1990. 178 с.
  153. Е.С. К методике оценки речевой готовности детей с ЗПР к обучению в школе //Психодиагностика и школа. Таллин. — 1980. — С. 166−168.
  154. В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития //Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 19−28.
  155. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 128 с.
  156. Д.В., Солдатова С. В. Проблема дифференциальной диагностики при отборе детей в специальные школы и классы //Психологическая наука и образ. -1998. № 3. — с. 61−66.
  157. И.М. Восприятие умственно отсталых школьников //Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. -М., 1965.-С. 35−76.
  158. И.М., Кудрявцева Е. М. О методах исследования обобщающего познания //Конф. по совершенствованию методов исследования в спец. педагогике и психологии: Тезисы докл. М., 1970. — С. 34−36.
  159. А.С. Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих шизофренией.: Автореф. дисс. канд.психол. наук. -М,-1974.-26 с.
  160. Е.И., Грановская Л. И. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций //Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 3037.
  161. Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития //Дефектология. 1982. — № 4. — С. 5157.
  162. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1965. — Т.З.^- 335 с.
  163. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  164. С.В., Бочаров А. В. Нарушения ВПФ у больных с шизофреническим дефектом //Вассерман Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон А. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечатъ, 1997. — Раздел Б.2. — С. 218−231.
  165. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. — 256 с.
  166. Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. М., 1915. — 97 с.
  167. У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в (/ общеобразовательной среду: проблемы и решения //Шестилетние дети. Проблемы и решения Н. Новгород: Нижегород. ГУ, 1998. — С. 3−11.
  168. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. -182 с.
  169. Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973. — 392 с.
  170. Д. А. Формирование нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия в процессе индивидуального развития //Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 4. — С. 654−667.
  171. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). Адаптированный вариант. СПб.: ГП ИМАТОН, 1993. — 57 с.
  172. М.Н. Исследование вызванных потенциалов у детей с задержкой психического развития //Физиология человека. 1981. -Т.7. — № 6. — С. 1064−1070.
  173. М.Н., Труш В. Д., Марковская И. Ф. Электрофизиологический анализ функциональной организации головного мозга детей в норме и при нарушениях умственного развития //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1981. С. 65.
  174. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.
  175. Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1998.-232 с.
  176. Т., Семке Е., Даниленко О. Психическое здоровье школьников-подростков //Врач. Дело. 1999. — № 9. — С. 19−21.
  177. Р. А., Каубиш В. К. Значение медико-психологических исследований в детской психиатрической клинике //Психология и медицина. М., 1978. — С.265−267.
  178. М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. дисс. канд.психол. наук. Л.: Лен. ГУ, 1974.-17 с.
  179. Г. Т. Отношение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. дисс. канд.психол. наук. М., 1985.-22 с.
  180. Е.Д. Об асимметрии блоков мозга //Нейропсихология сегодня. -М.: МГУ, 1995.-С. 14−27.
  181. С.Т. Апробация методики сравнения понятий в детской психоневрологической клинике //Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. — С35−41.
  182. .А. Возможность использования параметров устной речи в психодиагностике //Психодиагностика и школа. Таллин., 1980. — С. 180 181.
  183. Т.В. Метод цветоструктурирования графического образа в диагностике эмоциональных нарушений //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. -1998. № 2. — С. 35−37.
  184. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: Реком. практ. психолога. СПб.: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.
  185. А.Н. Течение шизофренического процесса, начавшегося в детском возрасте. М.: Медия, 1963. -136 с.
  186. Н.И. Психология умственного развития: принцип, дифференциации. М.: Столетие, 1997. — 480 с.
  187. В.Ф. О пограничных формах психических расстройств у детей в возрасте 6−7 лет, поступающих в общеобразовательную школу //Росс, психиатр, ж. 2000. — № 2. — С. 56−61.
  188. О.Е. Переживания умственно отсталыми школьниками своегоVотношения к страшному //Дефектология. -1998. № 1. — С. 81−86.
  189. Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизованной методики: Автореф. дисс.канд.психол.наук. -М., 1980. 23 с.
  190. Й., Балаштик Б., Иирасек Я., и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.
  191. . Тесты для детей (открой своего ребенка с помощью тестов).: Пер. с англ. Тюмень: Скорпион, 1995. — 127 с.
  192. Шестилетние дети. Проблемы и решения. Н. Новгород: Ннжегород. ГУ, 1998.-215 с.
  193. Шивирев" Н. А. Диагностика интеллектуальной недостаточности у дошкольников в процессе их преддошкольной диспансеризации.: Автореф. дисс. канд.мед. наук. Л., 1978. — 21 с.
  194. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в у процессе коррекционно развивающего обучения //Дефектология. — 1999. -№ 5.-С. 3−11.
  195. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  196. А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку //Психопатология и психопрофилактика детского возраста. ~ М., 1921. С. 166−230.
  197. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  198. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — С. 6068.
  199. О.П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией //Журн. невропатол. и психиатр им. С. С. Корсакова. 1970. — № 8. — С. 1229−1235.
  200. М.Г. История психологии. М.: Наука, 1966. — 565 с.
  201. Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders //Pediatric Clinics of North America. 1973. — N20. — P.587−598.
  202. Allan J.A.B. The identification and treatment of «difficult babies» //Canadian Nurse. 1976. — 72 (12). — P. l 1−16.
  203. Allan J.A.B., Grandall J. The rosebush: A visualization strategy for possible identification of child abuse //Elementary School Guidance and Counseling. -1986. -N21. -P.44−51.
  204. Amos S. The diagnostic, prognostic and therapeutic implication of schizophrenic art // The art of psychoterapy. 1982. — N9. — P. 131−143.
  205. Arieti S. The interpretation of schizophrenia. 2nd ed. N.Y.: Basic books, 1974.
  206. Bach S.R. Spontaneous drawings of leukemic children as an expression of the total personality mind and body //Acta Paedopsychiatryca. 1975. — N41/3. -P.86−104.
  207. Baker H., Kellog R. A developmental study of young children’s scribblings //Pediatrics. 1967. — V.40, N3. — P.382−389.
  208. Ball R.S., Merrifield P., Stott L. The Extended Merrill-Palmer Scale Instruction Manual. Chicago: IL, Stoelting, 1978.
  209. Barrett J.E. Pseudo-mental Deficiency, a psychiatric syndrome //Med. Monthly. 1956. — V.83. — P.443−446.
  210. Bayley N. Mental growth during the first three years. Genet. Psychol. Monographs. -1969. -P.l-92.216. (Benda C.E.) Бенда C.E. Олигофрении (нарушения психического развития и состояния слабоумия) //Клиническая психиатрия. М., 1967. — С.609−664.
  211. Bender L. Art and therapy in the mental disturbances of children //J. Nerv. Ment. Dis. 1937. — V.86. — P.249−263.
  212. Bender L. Psychological problems of Children with organic brain disease //Amer. J. Orthopsychiatr. 1949. — V.19. — P.404−415.
  213. Berlyne D.E. Conflict, arousal and curiosity. -N.Y.: McGrawhill, 1960.
  214. Binet A., Simon T.N. The intelligence of feebleminded. Baltimore, 1916.
  215. Bobon J. Contribution a la psychopatologie de 1'expression plastique mimique et picturale: Les «neomorphismes» //Acta nuerol. Psychiat. Belg. 1957. — N57. -P.1031−1067.
  216. Campbell M., Spencer E. Psychopharmacology in child and adolescent psychiatry: A revue of the past five years //J. of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1988. — N27. — P.269−279.
  217. Carlsson G., Uvebrandt P., Hugdahl K. et al. Verbal and non-verbal function of children with right-versus-left-hemiplegic cerebral palsy of pre- and perinatal origin //Dev.Med.Child Neurol. 1994. — V.36. — P.503−512.
  218. Case C., Dalley T. The handbook of art therapy. London: Tavistock /Routledge, 1990.
  219. Cattell R.B., Cattell A.K.S. The culture fair test. Champign: ГРАТ, 1959.
  220. Clements S.D., Peters I.D. Psychoeducational programming for children with minimal brain dysfunctions //Ann.N.Y. Acad.Sc. 1973. — N205. — P.46−51.
  221. Colbert E.G., Koeger R.R. The childhood schizophrenic in adolescence //Psychiat. Quart. 1961. — V.35. -P.693−701.
  222. Cooper J.C. An illustrated encyclopaedia of traditional symbols. London: Thames & Hudson Ltd., 1978.
  223. Doll E.A. Vineland Social Maturity Scale: manual of directions. Minneapolis: Educ. Test Rurean., 1953. -121 p.230. (DSM-3) Diagnostical and statistical manual of mental disorders. 3rd ed., revised. — Washington: Amer.psychiat. Ass. — 1987. — 567 p.
  224. Dunn D.D., Dunn L.M. Peabody Picture Vocabulary Test-Revised: Manual for Forms L and M //Circle Pines, MN, American Guidance Service, 1981.
  225. Eng H. Kinderzeichnen Beiheft 39, Z. Angew. Psychol. Leipzig, 1927.
  226. Ferdiere G. Le Dessinateur Schizophrenie //L'evolution Psychiat. 1951. — V.7. -P.386−389.
  227. Fogelman K.R. Piagetion tests for the primary schools. Winsdor, 1973. — 284 P
  228. Fordham K. Notes on the psychotherapy of infantile autism //British journal of Medical Psychology. 1966. — V.39. — P.299−312.
  229. Frankenstein C. Impaired Intelligence and analysis of Essential elements and types //Israel Ann. Rsychiat. Relat. Disc. 1964. — V.2, N2. — P.209−227.
  230. Gesell A. et al. The child from five to ten. N. Y.: Harper, 1946. — 107 p.
  231. Ghesquiere Dierickx B. Comment dessient les enfants: evelution du dessin selon l’age //Enfance. — 1961. — N2. — P.179−183.
  232. Gillberg C., Colenman M. The biology of the autistic syndromes. N.Y.: Praeger., 1983.
  233. Gillis J.J. et al. Attention deficit in reading disabled twins: Evidence for a genetic etiology //J. of Abnormal Child Psychology. -1992. N20(3). — P.303.
  234. Goldberg E., Costa L.D. Hemisphere differences in the acquisition and use of descriptive systems //Brain and language. -1995. V.14, N1- P.144−173.
  235. Goodenouhg F. Measurement of intelligence by drawings. N.Y.: World book, 1926.
  236. Gordon M., Oshman H. Rorschach indices of children classified of hyperactive //Percept, and Mot. skills. 1982. — V.52. — P. 703−707.
  237. Guntt L., Tabone C. Formal elements art therapy scale: the rating manual. -Mosgantown, WV: Gargoyle Press, 1998. 70 p.
  238. Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual maturity. N.Y.: Harcourt, 1963.
  239. Hill P. Hyperactivity and its primary disorders in the childhood population //Epidemiol, en psychiat. Soc. 1998. — V.7, N3. — P.167−172.
  240. Hoffman B. The tyranny of testing. N.Y., 1964.
  241. Kahn C., Giffen M. Psychological techniques in diagnosis and evaluation. -N.Y.-P.: Pergamon press, 1960.
  242. Kaufman AS., Kaufman N.L.: K-ABC. Kaufman Assessment Battery for Children //Circle Pines, MN, American Guidance Service, 1983.
  243. Kanner L. Child psychiatry. Springfield, Illinois, 1962.
  244. Kenny J.T., Freidman L., Findling R.L. et al. Cognitive impairment in adolescents with schizophrenia //Amer. J. Psychiat. 1997. — V.154, № 11. -P.1613−1615.
  245. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistics learning disabilities: Diagnostic and remendiation. Urbana, 1971. — 198 p.
  246. Kleine P. Intelligence: The Psychometric View. London: Routledge, 1990.
  247. Labov W. The logic of Non-standard English. Language and social context /P.P.Giglioli (ed.) //Penguin education, 1972. -P.179−215.
  248. Lewinstein S. Kinderzeichnungen bis zum 14 Lebensjahr. Leipzig, 1905.
  249. Lowenfeld M. The world pictures of children //British Journal of Medical Psychology. 1939. -N18. -P.65−73.
  250. Machover K. Personality projection in the drawings of the human figure. -Springfield, 1949.
  251. Meili-Dworetzki G. The development of perception in the Rorschah //B.Klopfer et al. Developments in the Rorschah technique. New York, 1956. V.2. -P.103−176.
  252. Meltzoff A.N., Borton R.W. Intermodal matching by human neonates //Nature. 1979. — V.282. -P.403−404.
  253. McCarthy D.A. Manual for the McCarthy Scales of Children’s Abilities. San Antonio: TX, Psychological Corporation, 1972.
  254. Peter M. Cognitive deficits in the pathogenesis of autism //J. Child Psychol. Psychiatry. -1983. V.24.
  255. Pinholster R. From dark to light: The use of drawing to counsel nonverbal children //Elementary school Guidance and Counseling. 1983. — N17. -P.268−273.
  256. Prinzhorn H. Bildenerei der geisteskranken. Berlin, 1922.
  257. Rapaport D., Gill M., Schafer K. Diagnostic psychological testiny: the theory, statistical evaluation and diagnostic application of a battery of tests. Chicago, 1945.-V.l.
  258. Raven J.C. Guide to using the coloured progressive matrices. London: H.K. Lewis, 1958.-150 p.
  259. Robertson J. The use of color in the painting of psychotics //J. of Mental Science: The British jorunal of psychiatry. XCVUI, N410. — P. 174−184.
  260. Roosa L. Family drawing storytelling techniques: An approach to assessment of family dynamics //Elementary School Guidance & Counseling. 1983. -N17. -P.268−273.
  261. Rutter M. Diagnosis and Definition //Autism. A Reappraisal of Concepts and Freatment. — N.Y. — L., 1978.
  262. Schopler E. En Mesibov G. Assessment in the P. Classroom /Schopler E. En Mesibov G. (eds) //Diagnosis and assessment in autism. -N.Y.: Plenum press, 1998.
  263. Singer J. Research applications of projective methods //Assessment with projective techniques, /ed. A. Rabin. -N.Y.: Sprinch, 1981. -P.291−331.
  264. Strand M., Skula E. Em Fall von Kinderschizophrenie mit ausdrucksvolter Bildproduktion. //Acta paedopsychiat. -1960. Bd. 27. — P.252−61.
  265. Strauss E., Wada J., Goldwater B. Sex differences in unterhemisphere riorganization of speech //Neuropsychol. 1992. — V30. — P.353−359.
  266. Tarnopol L. Learning disorders in children. Boston, 1971.
  267. Terman L.M., Merrill M.A. Measuring intelligence. Boston: Houhgton Mifflin, 1937.
  268. Teuber H.L. Recovery of function following lesions of the central nervous system //Neurosc. Res. Prog. Bui. -1974. V.12. — P.197−209.
  269. Tomlinson-easey N., Kelly R.R. A task analysis of hemisphere funktioning //Neuropsychol. 1979. — V.17, N¾. — P.345−351.
  270. Torrance E.P. Factors affecting creative thinking in children: an internim reseach report. Merrill-Palmer Quarterly, 1961. — V.7.
  271. Traube T. Valeur diagnostique des dessins //Arch. Psychol. 1937. — V.26. -P.286−309.
  272. Tucker D.M. Lateral brain function, emotion and conceptualization //Psychol. Bull. 1981. — V.89, N.l. — P. 19−46.
  273. Vernon P.E. Intelligence, Heredity and Environment. N.Y.: W.H. Freeman, 1979.
  274. Vogel J.M. Shifting perspectives on the role of reversal errors in reading disability //Paper presented at the April of the Society for Research in Child Development. Kansas City. -1989.
  275. Wadeson H. Carpenter W. A comparison of ast expression in schizophrenic, manic-depressive bepolar, and depressive unipolar patients //J. of Nerv. and Mental Disease. 1976. — N162. — P. 334−354.
  276. Wagner K.S., Torgerson J.K. The nature of phonological processing and it- casual role in the acquisition of reading skills. Psychological Bulletin. — 1987 -101. -P.192−212.
  277. Wagner S, Winner E., Cicchetti D. Metachorical mapping in human infants //Child Development. -1981. N52. — P.728−731.
  278. Wechsler D. Manual for Wechsler preschool and primary scale of intelligence. -N.Y., 1967.
  279. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. (4th ed.) -Baltimore: Williams & Wilkins, 1958.
  280. Wechsler D. Wechsler intelligence scale for children manual. N.Y.: Psychol. Corp., 1949.
  281. Weintraub S., Mesulam M.-M. Developmental learning disabilities of the right hemisphere: Emotional, interpersonal and cognitive components //Archieve neurology. -1983. V.40. — P.463−468.
  282. Welsby C. A part of the hole: art therapy in a school //J. Inscape. 1998. — V.3, N1. — P.33−40.
  283. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ КЛИНИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ И ТИПАМИ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ ПО ВОЗРАСТАМ
  284. Клинические формы и типы течения шизофрении у детей и подростков Возраст4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8−10 лет 11−14 лет 15−17 лет
  285. Ранний детский аутизм, РДА (как дебют шизофрении) 5 4 3 1 — — —
  286. Вялотекущая, непрерывная (с неврозоподными, психопатоподобными и аутистическими расстройствами) 3 4 3 4 3 5 10
  287. Приступообразная, средне-прогредиентная (с аффективными и др. расстройствами) — — 2 1 1 «—
  288. Непрерывная, детская злокачественная (с кататоническими расстройствами) — — 1 1 2 2 —
  289. Непрерывная с галлюциноторными и бредовыми расстройствами — — 2 — 4 3 2
  290. Непрерывная, юношеская злокачественная (гебоидная) и простая (дебют) — — — — — 1 2
  291. СТИЛИ ЦВЕТОСТРУКТУРИРОВАНИЯ (в 4 года)
  292. Параметры стиля i Частота наблюдений параметра Вероятность различий (р) с N Вероятность различий (р) с У. О. Вер. разл. (Р)о ЗПР
  293. Количество человек ~> 11 14 5 7 14 5 7 14 7 7
  294. Группы —> N ЗПР У.О. Ш ЗПР У.О. Ш ЗПР Ш Ш1. Локальный 6 2 1 — - - - - а) бесструктурный — 2 1 — - - «0,05 — б) элемент. персеверация — - - - - - - - в) детальный 2 — 1 — - - - - г) фрактальный 4 — - - - - - -
  295. П. Хаотический 1 5 4 4 0,025 0,05 — -а) бесструктурный — 3 3 — 0,025 — 0,05 — 0,05б)элемеыт. персеверация 1 1 1 — - - - - в) детальный 1 4 1 — - - - г) фрактальный 1 3 1 — - - - -
  296. V. Бесструктурность — 5 4 — <0,025 — <0,025 0,05
  297. VL Локальный+ хаотический стили (1+2) 7 б 5 <0,025 <0,025 0,025 — -1. Здесь и далее:
  298. N интеллектуальная норма- У.О. — умственная отсталость- ЗПР — задержка психического развития- Ш — шизофрения-р вероятность статистических различий по нозологии.
  299. Параметры качества ^ Частота наблюдений параметра Вероятность различий (р) cN Вероятность различий (р) с У. О. Вер. разя. (Р)с ЗПР
  300. Количество человек и 14 5 7 14 5 7 14 7 7
  301. Группы N ЗПР У.О. Ш ЗПР У.О. Ш ЗПР Ш Ш1. Ориентировка
  302. Полная 7 0 0 4 <0,025 0,05 — - 0,051. Неполная 4 3 0 3 — - - -
  303. Частичная 0 11 5 0 0,025 <0,025 — <0,025 0,0251. П. Гешталът
  304. Несформированный 0 7 4 3 0,05 0,025 — -
  305. Целосгао-понятяйный 0 0 0 2 — - - -
  306. Парциально-индивидуальный 11 7 1 3 <0,025 0,025 — -1. Ш. Фракталы
  307. Крупные (12−¼) 3 3 0 1 — - - -1. Средние 7 6 0 1 — - - -
  308. Мелкие (2−3 детали) 6 11 4 2 — - - -1. Простые 6 8 2 2 — - - -
  309. Сложные 4 0 0 1 0,025 — - -1. Аморфные 8 8 4 2 — - - -
  310. Четкие 7 10 2 1 — 0,05 0,025 — 0,05
  311. Хорошие, популярные 3 5 0 1 — - - -
  312. Смысловые 5 1 0 1 0,05 0,05 0,05 -1. Дифференцировка
  313. Элементарная (фон) 5 4 1 2 — - - -
  314. Элементарная (фигура) 7 4 2 3 — - - -1. Детальная 2 6 2 2 — - - - 1. V. Симметрия
  315. Простая (круги, центр, хвост, крыло) 9 2 0 2 0,025 0,025 0,05 —
  316. Сложная (плечо, центры крыл.) 1 0 0 0 — - - -
  317. Грубые ошибки 0 0 0 0 — - - -
  318. Попытки симметрии 2 1 0 0 — - - -
  319. VI. Полихромностъ М (х) 6,75 7,27 6,6 4,11 — - - - 0,01
  320. Монохромносгь 0 2 0 0 — - - -1. УПЦветовая дисгармония
  321. Темные или черные шпна 6 6 3 5 — - - -
  322. V1U. Объем работы (>66%) 6 0 0 1 0,025 0,025 0,05 -1. Нарушения внешнего контура 0 0 1 6 — <0,025 — 0,05 <0,025
  323. СТИЛИ ЦВЕТОСТРУКТУРИРОВАНИЯ (в 5 лет)
  324. Параметры стиля ^ Частота наблюдений параметра Вероятность различий (р) с N Вероятность различий (р) с У. О. Вероятность различий (р) с ЗПР,
  325. Количество человек 17 7 16 10 8 8 7 16 10 8 8 7 16 10 8 10 8
  326. Группы Ь- N субЫ ЗПР, ЗПРг У.О. Ш су 5Ы ЗПР, ЗПР2 У.О. Ш субЫ ЗПР, ЗПР2 ш ЗПРг Ш
  327. Локальный 0 0 0 2 2 1 — - - - - - - -а) бесструктурный 0 0 0 0 0 0 ¦ - - - - - - - 6. элемент, персеверация 0 0 0 0 0 0 — ¦ - - - - - - в) детальный 0 0 0 2 1 1 — - - - - - - - г^фрактальный 0 0 0 2 1 1 — - - - - - - -
  328. V.I + n 0 0 0 6 6 б — <0,025 <0,025 <0,025 0,025 0,025 — <0,025 <0,025
  329. VI Бесструктурность 0 0 0 0 2 4 — - 0,025 — - - - - 0,025т
  330. Количество испытуемых ^ 17 7 16 10 8 8 7 16 10 8 8 16 10 8 10 8
  331. Группы N cy6N ЗПР, ЗПР2 У.О. Ш СубЫ ЗПР, ЗПР2 У.О. Ш ЗПР, ЗПР2 Ш ЗПР2 Ш
  332. I» Фракталы много > 10/ мало<5крупные 9 3 8 4 3 2 ¦ - - - - - -
  333. Средние 9 4/3 14 4/3 4 2/1 — - - - - - -мелкие (2−3 детали) 15 3/3 2/8 ¼ 3 ¼ 0,05/ 0,05 <0,025 — - -
  334. Промые 13/ 17/ 6/4 2/5 2 4/0 — <0,025 — - - - -
  335. Сложные И/ 1/5 8/2 2/1 0 5/1 0,05/ 0,05/ 0,025 <0,025 — <0,025 —
  336. Аморфные 2/7 3/1 9/6 5/ 7 5/1 <0,025/ 0,05/ - - - <0,05 <0,05
  337. Четкие 16 3/2 9/4 5/ 1 3/0 — <0,025 0,025 <0,025 <0,025 — - -
  338. Хороший, популярные 12 4 8 4/ 0 2/2 — - 0,025 — <0,025 — 0,05 —
  339. Смысловые 13 6 13 7/ 0 5 0,05 — <0,025 <0,025 0,025 ¦1.. Дифференцировка много> 17/ мало<7
  340. Элементарная (фон) J/4 3 7 2/2 0 2/2 — - 0,05 — 0,05 — 0,05 —
  341. Элементарная (фигура) 7/7 ¼ 4 1/5 0 0/6 <0,025/ - <0,025 0,05 — - <0,025 —
  342. Детальная 8/7 ¼ 11 2/4 4 4/1 «0,05 <0,025/ - ¦ - - - -
  343. V. Пиммртпия чногп>7/мйгт<3простая (хвост, крыло, круги, центр) 12/ 3/1 10 3/2 0 4/0 ¦ <0,025 <0,05 0,05 0,05 —
  344. Сложная (плечо, центр крыл.) б/ ½ /1 0/2 0 1/0 0,05/ ¦ - - -ошибки симметрии /И 2/1 3/3 1/ 0 0 0,025 <0,025 — -
  345. Грубые ошибки 0 0 0 0 0 0 — - - -попытки симметрии 0 1 0 0 0 0 — - - -
  346. VI. Полихромность М (х) 8,2 S 8,1 8,2 5,6 6,7 — - - -монохромность 0 0 0 0 0 0 — -
  347. VH. Цветовая дисгармония 0 0 4 6 0 3 <0,025 0,05 0,05 —
  348. Темные или черные пятна 1 0 4 6 0 3 — - - -
  349. УШ. Объем (<20%) 3 1 4 5 6 1 0,025 — - 0,05 -1. Нарушение внешнего контура 0 0 2 3 4 4 — 0,025 <0,025 — - -
  350. Параметры стшпф Частота наблюдений параметра Вероятность различий (р) cN Вероятность различий (р) с У.О. (р) С ЗПР2
  351. Количество чел. > 16 7 я IS 16 8 10 1 7 8 15 16 8 10 7 8 IS 16 10 7 IS 10
  352. Группы N HUSK. N суб N ЗПР t ЗПР 2 У.О. ш i Яшк. ¦ЛГ cy6N ЗПР, ЗПР} У.О. ш huskN cy6N ЗПР, ЗПРг ш Низк. N ЗПР, ш
  353. V. Бесстоуктупность 0 0 0 0 0 1 7 — - • <0,025 — - - - 0-, 025 — - <0,025Iго ы 00 I
Заполнить форму текущей работой