Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности мотивации переориентации личности на психологическую профессию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная профессиональная жизнь становится все более вариативной и динамичной. Изменяющиеся условия труда, развитие науки и культуры приводят к появлению новых профессий, занятий, рабочих мест. Существенно меняется и поведение личности в профессиональной сфере. В условиях отсутствия жесткой регламентации в обществе, человек свободен стремиться к максимальному раскрытию своих способностей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Основные направления исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Анализ основных зарубежных и отечественных теорий профессионального выбора
    • 1. 3. Проблема жизненного пути личности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Хронология исследования и состав испытуемых
    • 2. 2. Методическое оснащение экспериментального исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
    • 3. 1. Различия в средних значениях переменных в зависимости от желания сменить работу
    • 3. 2. Различия в матрицах статистически значимых корреляций в зависимости от желания сменить работу и их анализ
  • ВЫВОДЫ

Особенности мотивации переориентации личности на психологическую профессию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная профессиональная жизнь становится все более вариативной и динамичной. Изменяющиеся условия труда, развитие науки и культуры приводят к появлению новых профессий, занятий, рабочих мест. Существенно меняется и поведение личности в профессиональной сфере. В условиях отсутствия жесткой регламентации в обществе, человек свободен стремиться к максимальному раскрытию своих способностей и потенций. Нередко возникает намерение попробовать себя в новых профессиональных сферах, изменить первоначально избранную профессию. Возникает достаточно новая для отечественной науки проблема многократного профессионального выбора и профессиональной переориентации. До начала 90-х годов в нашем обществе существовал стереотип в выборе профессии «раз и навсегда». Изменение профессии допускалось лишь в случае неправильного первоначального профессионального выбора, однако и такая перемена не особенно поощрялась. Сам факт многолетней работы в одной организации или в одной и той же области рассматривался как свидетельство устойчивых морально-нравственных качеств личности.

Такая позиция в обществе нашла отражение и в научных исследованиях, посвященных выбору профессии. Традиционная модель профессионального выбора, разрабатываемая большинством отечественных ученых, носит весьма статичный характер и не исследует возможность неоднократного выбора профессионального пути. Обратившись к соответствующей психологической литературе, мы обнаружили в ней малое количество работ, вскрывающих сущность феномена профессиональной переориентации: исследование факторов, влияющих на этот процесс, мотивов изменения профессии, личностных особенностей профессионально переориентирующихся людей. (Л.П. Бочкарева /38/, С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев /179/, JI.M. Митина /153/, И. Ю. Быргазов /46/).

Таким образом, практическая актуальность проблемы изменения профессии и ее неразработанность в теоретическом плане обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования явилось изучение процесса профессиональной переориентации.

Объектом исследования являются психологические особенности студентов факультетов психологии, нацеленные на профессиональную переориентацию.

Предметом исследования выступают мотивационно-смысловые особенности студентов, получающих второе высшее психологическое образование.

Основная гипотеза исследования: изменение профессии обусловливается не только влиянием различных социально-экономических факторов, но и комплексом определенных мотивационно-смысловых и других особенностей индивида.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы исследования на основе литературных источников;

2. Выявить мотивационно-смысловые особенности студентов на основе психодиагностического обследования и анкетирования;

3. Проанализировать связи стремления к изменению профессии и мотивационно-смысловых характеристик личности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы.

Из теоретических методов основными были анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в литературе.

Основными организационными методами экспериментального исследования являлись комплексный и сравнительный методы. В комплекс эмпирических методов входили диагностические (опросники, тесты, анкетирование, беседа, интервью) и биографический метод (анализ анкетных данных студентов).

Основными методами обработки эмпирических данных являлись уровневый и корреляционный анализы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются достаточной надежностью и валидностью используемых методов, применением методов математико-статистической обработки, статистически достоверными связями, репрезентативностью выборки испытуемых.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили:

Принципы деятельностного подхода, отнесенные к мотивации (А.Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Б. А. Сосновского и др.) — концепция жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи динамического подхода к изучению личности как субъекта жизнедеятельности (Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одной из ведущих причин смены имеющейся профессии на психологическую являются мотивационно-смысловые особенности личности (повышенные потребности в познании и аффилиации, основные смысложизненные показатели, уровень субъективного контроля), рассматриваемые на фоне низкой удовлетворенности различными аспектами первой профессии.

2. Для непереориентирующихся слушателей, в отличии от переориентирующихся, характерны достоверно более высокие показатели основных параметров мотивационно-смысловой. сферы личности, исследованных в диссертации (потребности в познании и аффилиации, основные смысложизненные показатели, уровень субъективного контроля).

3. Между причинами получения первого и второго высшего образований обнаружены статистически достоверные связи. В первом случае причиной выступает интерес к профессии, во втором — реализация полученных знаний на новом рабочем месте.

Теоретическая значимость и научная новизна.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в психологическую теорию профессионального выбора, поскольку оно развивает динамичный подход к выбору профессии как процессу развития. Такой выбор может являться неоднократным актом на протяжении жизненного пути личности.

Впервые проведено комплексное экспериментальное изучение различных смысло-жизненных и мотивационно-смысловых характеристик лиц, изменяющих профессию (студентов).

Выявлено, что профессионально переориентирующиеся слушатели по ряду мотивационно-смысловых особенностей, смысложизненным ориентациям, уровню субъективного контроля. Комплекс этих особенностей выступает в качестве индивидуально-психологических предпосылок к изменению профессии.

Практическая значимость. Рекомендации данного исследования могут быть использованы для профориентационной и профконсультационной работы в новом направлении, предполагающем ориентацию на гибкое профессиональное поведение, готовность к возможной перемене профессии, повышение свободы профессиональных выборов.

Апробация работы. Результаты данного исследования обсуждались на научно-методическом семинаре кафедры психологии Пензенского Государственного Педагогического Университета (2002 г.), аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии Московского Педагогического Государственного Университета (2000 — 2002 гг.).

Внедрение результатов осуществлялось в ходе проведения исследования при наборе слушателей для обучения по «Программе подготовки управленческих кадров при президенте РФ» в Пензенской области по материалам психодиагностического обследования.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Она содержит 7 таблиц и 3 рисунка. В приложение включены бланки методик, используемых в исследовании, материал статистической обработки данных.

Результаты исследования подтверждают исходные гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Процесс профессиональной переориентации обуславливается не только внешними, но и сугубо психологическими особенностями, среди которых центральное место, на наш взгляд, занимает потребностно-мотивационная сфера личности, ибо она задает систему отношений человека к миру и деятельности, систему ценностей, основные линии поведения, специфику взаимодействия и общения с другими людьми. Она придает смысл всему тому, что человек делает, и что он не хочет делать.

2. В группе профессионально переориентирующихся студентов в сравнении с непереориентирующимися студентами, средние значения измеряемых потребностей имеют достоверные различия, что позволяет описать специфические психологические особенности каждой группы, выйти на определенную типологию личности студентов, отнесенную к возможностям их профессиональной переориентации.

3. Личности профессионально переориентирующихся и непреориентирующихся студентов различаются не просто количественно, но и качественно. Их психологический облик характеризуется специфическими межфункциональными связями использованных в диссерцации параметров. Это позволило нам описать основные результаты в категориях изменяющегося личностного значения или смысла. Разница в содержании потребностно-мотивационной сферы личности студентов в зависимости от профессиональной переориентации заключается в переструктурировании личностных смыслов исследуемых потребностей, ценностей. Подобное переструктурирование распространяется на сферу самосознания, способности самостоятельно контролировать свою жизнь, на всю систему отношений студента к учебной и особенно профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа посвящена проблеме изменения профессии. Данная проблема является достаточно новой для отечественной науки и мало исследованной. Это связано с тем, что до 1990;х гг. и в обществе, и в научной литературе достаточно прочно утвердилось представление о том, что выбор профессии, совершающийся в юношеском возрасте, должен быть окончательным и неизменным, что профессия выбирается раз и навсегда. Изменение профессии допускался лишь тогда, когда первоначальный профессиональный выбор был сделан неправильно (случайно, недостаточно осознанно и т. д.) или когда для этого существуют объективные причины (например, состояние здоровья, смена места жительства и пр.). Перемена профессии по субъективному желанию или как попытка индивида к более полной самореализации, т. е. по внутренним, психологическим причинам, не приветствовалась в обществе. Поскольку традиционно считалось, что индивид в первую очередь должен приносить своим трудом пользу обществу на любом профессиональном поприще и лишь затем реализовывать свои личные потребности и стремления. Поэтому профессиональная стабильность, верность избранной профессии выступали до последнего времени гарантией хорошей профессиональной карьеры индивида.

Однако в сложившихся новых социальных условиях статичный подход к выбору профессии как однократному акту, предопределяющему дальнейшую профессиональную биографию индивида, становится малоперспективным. В современном цивилизованном обществе личность должна максимально использовать все предоставляющиеся ей возможности для роста, развития, самовыражения в различных сферах жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере.

Поэтому современная концепция выбора профессии, основывающаяся на идеях постоянного развития и самореализации личности, должка предполагать возможности для различных профессиональных выборов, неоднократного изменения профессии, а также ориентировать личность на широкий круг профессиональных деятельностей, которыми она может овладеть в течение профессиональной жизни.

В целом, эта концепция способствует формированию у личности более гибкого и динамичного подхода к планированию своего профессионального будущего. В соответствии с таким подходом к построению профессионального пути изменение профессии, новый профессиональный старт рассматриваются как вполне закономерные этапы профессиональной жизни личности, связанные с ее профессиональным ростом, развитием, стремлением к максимальному раскрытию и реализации своих способностей и потенций в сфере трудовой деятельности.

Однако эта концепция профессионального выбора пока не получила широкого распространения в отечественной литературе и не нашла широкого отражения в эмпирических исследованиях.

Определенным шагом на пути к разработке проблемы изменения профессии явилось данное исследование, имеющее целью выявить определенные индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие индивида к изменению профессии. Для реализации поставленной цели было предпринято комплексное экспериментальное изучение различных индивидуальных и мотивационно-смысловых характеристик студентов факультетов психологии Пензенского Института Повышения Квалификации и Переквалификации Работников Образования, Московском Институте Открытого Образования и Пензенского филиала Современного Гуманитарного Университета. Проведенное исследование позволило выявить ряд психологических характеристик, которые могут рассматриваться как индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации.

Следует отметить, что обнаруженные в исследовании психологические особенности индивидов, ориентированных на изменение профессии, во многом совпадают с симптомами «эмоционального выгорания» относительно предыдущей профессии. Однако без специальных дополнительных исследований весьма трудно утверждать, что люди, склонные к профессиональным изменениям, в той или иной степени обладают симптомами «эмоционального выгорания». Мы полагаем, что это может стать новым перспективным направлением исследования психологических особенностей профессионально переориентирующихся людей. Наше исследование отвечает лишь на один из многочисленных вопросов, возникающих при изучении проблемы изменения профессии. Чрезвычайная актуальность данной проблемы в настоящее время требует более углубленного и многостороннего исследования психологических механизмов феномена профессиональной переориентации.

Достаточно новый подход к выбору профессии, развиваемый в данной работе, и эмпирические результаты проведенного исследования предполагают новую трактовку задач профессиональной ориентации.

Думается, что высказанные ниже рекомендации могут быть полезны в работе центров профориентации и профконсультации.

1. Нам представляется, что главным в профориентационной работе должна стать ориентация не столько на правильный однократный профессиональный выбор, совершаемый в юношеском возрасте, сколько на формирование у индивида готовности к возможным профессиональным изменениям на протяжении профессионального пути, развитие навыков гибкого планирования профессионального будущего. Такой подход отнюдь не умаляет значения первого профессионального выбора. Исходя из нового направления профориентации, он рассматривается как важный момент профессиональной биографии индивида, который, однако, не предопределяет однозначно его дальнейший жизненный путь. Мы считаем, что подобная профессиональная ориентация позволяет преодолеть установку индивида на фатальную обусловленность профессиональной судьбы первоначальным профессиональным выбором, повышает свободу возможных выборов. На наш взгляд, такая ориентация не «привязывает» жестко индивида к какой-либо одной профессиональной деятельности, а нацеливает его на постоянное продвижение по профессиональному пути в соответствии с его профессиональным развитием. Поэтому основной задачей профконсультанта становится не изучение качеств и способностей консультируемого, сложившихся на момент выбора, а долговременный прогноз относительно раскрытия его способностей и потенций в будущем. Предполагается, что психодиагностика должна сосредоточиться преимущественно на показателях роста, развития, изменения личности.

2. Основываясь на новом подходе к выбору профессии как процессу развития, мы пришли к выводу о том, что разная скорость личностного развития индивидов делает неправомерным приуроченность окончательного профессионального выбора к строго определенному возрастному периоду (после окончания школы). В соответствия с этим, мы считаем нецелесообразной ориентацию на раннее и окончательное профессиональное самоопределение индивида. В пользу выдвинутого предложения свидетельствуют и данные ряда психологических исследований, в которых отмечается неустойчивость профессиональных намерений и склонностей в раннем юношеском возрасте. Нам представляется, что не следует формировать профессиональный выбор в ранней юности, особенно в тех случаях, когда отсутствует определенные профессиональные намерения, сформированные профессиональные склонности, выраженные профессиональные интересы. В этой ситуации, на наш взгляд, будет целесообразной ориентация индивида на выбор временного профессионального занятия, на «опробование» им различных видов трудовой деятельности. Мы считаем, что эта своеобразная стадия профессиональной «разведки» облегчает вхождение индивида в мир труда, так как она, с одной стороны, способствует тему, что конкретное решение о профессиональном выборе созревает у индивида постепенно, с другой стороны, содействует формирование у него готовности к вероятным профессиональным переменам, возникновению гибких и широких профессиональных планов.

3.Существование определенных психологических особенностей, предрасполагающих индивида к неоднократному профессиональному выбору, делает целесообразным проведение психодиагностического обследования для лиц, ориентирующихся на перемену профессии, так как оно позволяет выявить людей, более или менее склонных к профессиональным изменениям.

Мы полагаем, что подобное предварительное обследование позволит дать обоснованный прогноз относительно целесообразности профессиональной переориентации для личности. Эта информация позволит людям, менее предрасположенным к резким профессиональным переменам, избежать фрустраций и внутренних конфликтов, которые могут сопровождать предпринятую ими попытку изменить профессию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М: Мысль, 1977.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе./ Под ред. КА. Абульхановой-Славской и др. — М, ИПРАН, 1995, с. 10.
  4. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и школе: итоги научно-практической конференции. М.,*1990.
  5. О.Ф. Индивидуально психологические факторы субъекта учебной деятельности. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1995.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  7. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество.-Л., 1967.
  8. . Б.Г. О проблемах современного человека, М., 1977, с. 270.
  9. А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  10. Ю.Анцыферова Л. И., Величковский Б. М. Предисловие к монографии X.
  11. Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Т. 1., М., 1986.
  12. П.Антипов А. А., Матвеев Е. В., Додонова Т. П. Взаимосвязь личности и социума в условиях социальной нестабильности. // Психологические аспект социальной нестабильности.-М., 1995.
  13. В.Г. Разработка проблемы значимости побуждений в советской психологии // Акт. вопр. психологии личности. М., 1988.
  14. З.Асеев В. Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности. Соц. психол. и нравств. аспекты изучения личности. М., 1988.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  16. В.Г. Проблемы мотивации и личность //Теоретич. Проблемы психологии личности. -М., 1974.
  17. В.Г. Структура мотивации поведения // Мотивац., регуляция деят. и поведения личности. -М., 1988.
  18. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  20. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности//Вопр. психологии. 1982, № 2.
  21. А.Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. -1979.-№ 4.
  22. А. Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопр. психологии. 1978. -№ 1.
  23. М. Психология счастья. М., Прогресс, 1990.
  24. И.В. Структура мотивации достижения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  25. Е.Ф., Голыкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля. М., 1993.
  26. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
  27. P.P. О механизмах развития учебной мотивации студентов. Психология и высшая школа. М., 1989.
  28. П.П. Психология желания // Вопр. психологии. 1965. — № 2.
  29. Е.И. Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1991.
  30. JI. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Пробл. общей, возр. и пед. психологии. -М., 1978.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  32. А.К. Временная компетентность в структуре профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. М., Прометей, 1996, с. 184.
  33. .М., Логинова Г. Д. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.
  34. Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.
  35. Зб.Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в пожилом возрасте.
  36. Психологические аспекты социальной нестабильности М. 1995.
  37. Д.В. Влияние семьи на профессиональную ориентации учащихся // Формирование профессиональной направленности учащихся: Сб. науч. тр. /Минск. ГПИ. Минск, 1985.
  38. . Л.Б. Особенности взаимосвязи социальной мотивации и мировоззрения в юношеском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1987.
  39. Л.П. Индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации. Дисс. канд. психол. наук. Спб, 1992.
  40. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  41. . С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981, № 2.
  42. .С. К проблеме выделения уровней мотивации // Мотивац. регуляция деят. и поведения личности. М., 1988.
  43. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности.-М., 1977.
  44. А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психолог, журнал. 1991 т. 12, № 6.
  45. Брушлинский А.В. C.JI. Рубинштейн родоначальник деятельностного подхода в психологической науке. // Психол. журнал. 1989, Т. 10, № 3.
  46. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичка на производстве. /Человек и общество. ЛГУ, 1971.
  47. И.Ю. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности учителей, не имеющих базового педагогического образования. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  48. Ю.П. Психологические особенности и факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1971.
  49. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  50. С.Г., Лесохина Л. Н. Молодежь из школы приходит на производство. -М., 1970.
  51. В. К. Об объекте психологии мотивации человека // Мотивац. регуляции деят. и поведения личности. М., 1988.
  52. В.К. Психологические аспекты биологической мотивации. -М., 1986.
  53. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  54. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
  55. В.В. Выбор профессии как социальная проблема: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1968.
  56. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 1,2. М., 1982.
  57. Г. Ш. Самоуправление психическим состояние М., Казань, 1981.
  58. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  59. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психол. наука в СССР. М., 1959.
  60. Е.И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии» // Мотивация личности: Сб. науч. тр. /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — с.99−106.
  61. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
  62. Го л овей Л. А. Профессиональное самоопределение как фактор развития интеллектуального потенциала личности // Вестник ЛГУ: Сер. психол. -1990. № 4.
  63. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -М., 1982.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  65. В.В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева. // Вопр. Психологии. 1982. — № 4.
  66. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1988.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978,319с.
  68. Т.Н. Мотивация как фактор формирования специальных способностей. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
  69. И.Т. Психологические особенности студента педагогического вуза // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск., 1982. Вып. 2, с. 19.
  70. М.С. Личность в меняющемся мире и задачи профориентации: Матер. Респ. науч.-практ. конф. Таллинн, 1989. -С.29−30.
  71. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) /Отв. ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. — 279 с.
  72. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1972. -199 с. 57.
  73. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя //Педагогии, образование. -1991,-№ 4.
  74. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. О психологической готовности учителя к педагогической деятельности // Качество подготовки учителя-предметника: Тез. докл. Всес. научно-практич.конф. М., 1991.
  75. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопр. психологии. 1989, — № 6.
  76. В.А. Мотивация как процесс построения возбуждения // Мотивац. регуляция деят. и поведения личности. М., 1988.
  77. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  78. Изучение мотивации поведения детей и подростков. // Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М., 1972.
  79. И.В. О задачах описания поведения // Психол. журнал. -1989, Т. 10, № 5.
  80. Л.М. Проблемы профориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. — 128с.
  81. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М., 1974.
  82. С.Б. К вопросу о классификации потребностей // Вопр. психол Л., 1988, № 6.
  83. А.В. Психологическое изучение процессов принятия решения в целях профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация и обучение: Межвуэ. сб. науч. тр. Ярославль: Яр. ГУ, 1988. — С.22−33.
  84. Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс. доктор., психол. наук. -М., 1998.
  85. Т. О Социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом М., Таллин, 1974.
  86. Е.А. Общая сетевая модель разработки и некоторые условия решения комплексной проблемы «Профориентация» // Теоретические проблемы профориентации. Науч. тр. ВНИИ проф-техобразования. * Л., 1970.-Вып. 19.-С.а-10.
  87. Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии // Тезисы к XX Междунар. психол. конгрессу. М., 1972. -С.89−91.
  88. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. -190 с.
  89. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования. JL, 1976. -Вып.32. — С.5−25.
  90. Е.А. Знание о себе в учении и труде // Профессионально-техническое образование. 1979. — НО. — С.52−54.
  91. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  92. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — М. — С.5−14.
  93. Е.А. Профориентация и психология // Вестник ИГУ: Сер. 14. -1965. #1. — С.3−6.
  94. Е.А. Как выбирать профессию. И.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  95. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптации рабочих.// Псих, жур., Т.6, № б, 1985.
  96. ЕЛ. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
  97. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  98. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  99. Кон М. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
  100. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -П.: Политиздат, 1984. 335 с.
  101. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. -1987. Т.8, Я. — С. 126−136.
  102. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1909. — 266
  103. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. Сб. статей /Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989. — С.471−482.
  104. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания теорий профессионального развития // Вопросы психологии. -1989. № 5. -С.158−164
  105. Е.П. Проблема психологической устойчивости. // Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995.
  106. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., «Прометей», 1991.
  107. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1961. — 196 с.
  108. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамикки профинального самоопределения личности // Вопр. пи 1983 12. — С.51−59.
  109. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопр. психологии. 1985, № 1, с.86−93.
  110. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Под ред. Н. В. Кузьминой. JI: 1970.
  111. И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1986.-24 с.
  112. М.А. Психология и безопасность. Таллин, Валгус, 1981.
  113. А.А. Ранние работы А.Н. Леонтьева о психологии деятельности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983, № 2.
  114. А.Н. Анализ деятельности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983, № 2.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  116. А.Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии // Матер. XX Междунар. психол. конф. (Япония, Токио, 1319 авг. 1972 г.).-М., 1975.
  117. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  118. А.Н. Предисловие к экспериментальной психологии // Ред. сост. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.
  119. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  120. В.Г. Метод изучения мотивации в процессе профориентации // Психол. усл. повышения качества труд, и проф. подготовки молодежи. Новосибирск, 1989.
  121. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987.
  122. Д.А. Психология смысла. М., 1999.
  123. ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. 1987, № 3.
  124. Д.А. Смысл и побудительная сила мотива // Мотивац. регуляция поведения и деятельности личности. М., 1988.
  125. ДА. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.
  126. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М., 1991.
  127. .Ф. Диалектика социального и природного в развития человека и его отношений с миром // Психол. журнал. 1989, Т. 10, № 3.
  128. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. 1981, Т.2, № 5.
  129. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журнал. 1981, Т.2, № 1.
  130. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
  131. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Критический анализ когнитивных теорий мотиваций в зарубежной психологии // Мотивац. регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  132. B.C. О многоуровневости факторной структуры индивидуально-, типических особенностей человека // Экспер. и прик. психология. Вып. 5,. Л: 1973.
  133. Е.С. Поблема смысловой регуляции в свете идей Л.С.Выготского // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983, № 1.
  134. Марго лис Дж. Личность и сознание. М., 1986.
  135. А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С.Выготского // Научн. творч. Л. С. Выготского и современная психология. -М., 1981.
  136. А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.
  137. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М, 1983.
  138. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
  139. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М, 1990.
  140. А.К. Психология профессионализма. М., Наука, 1996.
  141. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь., 1971.
  142. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990.
  143. Методологические проблемы исследования мобильности трудовых ресурсов: Сб. статей /Под ред. Т. И. Заславской, Т. В. Рыбкиной. -Новосибирск, 1974. 317 с.
  144. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1964.
  145. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивации учебной деятельности//Вопр. психологии. 1987, № 5.
  146. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопр. психологии. 1991, № 1.
  147. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопр. психологии. 1982, № 3.
  148. Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учителя. Вопросы психологии. 1992, № 3.
  149. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М., Дело, 1994.
  150. Л.М., Психология профессионального развития учителя. Дисс. доктр. психол. наук. М., 1995.
  151. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Вопросы психологии. 1997, № 4.
  152. М.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 110−122.
  153. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.
  154. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
  155. Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 1971.
  156. Мотивационная регуляция поведения и деятельности. М., 1988.
  157. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека //Психол. наука в СССР. -М., 1960.
  158. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
  159. Р.Т. Социальные проблемы профессиональной мобильности специалистов с высшим образованием: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Казань, 1980. — 20 с.
  160. Н.Ф., Слюсарянский М., А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности. Социальные исследования, вып 3, М., 1970, с. 152.
  161. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  162. Р.С. Психология образования-М., Просвещение, 1994.
  163. .В., Хухрев И. А. Психологическая коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе: Матер, науч.-практ. конф. Новосибирск: НГУ, 1988. С.42−52.
  164. К. Психология влечений человека. М., 1972.
  165. Общая психодиагностика. Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. -М., 1987.
  166. Ольшанникова А. Е, Рабинович JI.A. О некоторых индивидуальных характеристиках эмоциональности. Вопр. психологии, 1974. № 3,с 66.
  167. А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубежом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979, М 2.
  168. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психол. жунал. 1990, Т.11, № 6.
  169. Ю.М. Потребностно мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. докт. психол. наук. -М., 1984.
  170. Ю.М., Творогова Н. Д., Шарай В. Б., Шкуркин В. И. Моральное стимулирование учения студентов. М., 1978.
  171. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
  172. В. Ф. Идеи JI.C. Выготского и теория глубинных семантических ролей // Научи, тв-во JI.C. Выготского и соврем, психология. -М., 1981.
  173. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации //Вопр. психологии. 1983, № 3.
  174. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. Вопросы психологии. 1998, № 2, с. 3−9.
  175. К.К. О системе психологии. М., 1972.
  176. К.К., Голубеев Г. Г. Психология. М., 1977.
  177. Л.В. Развитие мотивационно смысловой сферы студента педвуза в процессе педагогической практики. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1995.
  178. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. Проблемы оптимизации учебного процесса. М., 1976.
  179. Проблемы деятельности в советской психологии: Тезисы докл. к 5 Всес. съезду общества психологов. 4.1,2. М., 1977.
  180. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  181. Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
  182. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977.
  183. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М., 1981.
  184. П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
  185. Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
  186. Российская педагогическая энциклопедия. М., изд-во «БРЭ» 1993.
  187. C.JI. Основы психологии. М., 1935.
  188. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  189. Т.С. Влияние потребностного профиля личности студента на эффективность учебной деятельности. Дисс. канд. психол. наук.-М., 1991.
  190. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. Социологические исследования. М.,. № 3, 1980.
  191. М.С. Исследование особенностей мотивационно -смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998.
  192. А.А. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1987.
  193. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М., 1985.
  194. B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Дисс. докт. психол. наук. М., 1997.
  195. .А. Мотив и смысл. М., Прометей, 1993.
  196. .А. К вопросу о побуждении в психике // Методология и история психологии. Экономич. психол. и психол. хозяйств, упр-ния. Тезисы докл. к VII съезду Общ. психол. СССР. -М., 1989.
  197. .А. К вопросу о развитии теории деятельности // Тезисы научи, сообщ. сов. психол. к XXII междунар. психол. конгр. (часть И) (ГДР. Лейпциг, 6−12 июля 1980). М., 1981.
  198. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. -М, 1979.
  199. .А. Мотивационно-смысловое обеспечение деятельности учения // Акт. пробл. психол. службы: теория и практика. Сб. матер. Междунар. конф. Т. 2, Одесса, 1992.
  200. .А. Мотивационно-смысловые составляющие психологической готовности учителя к профессиональнопедагогической деятельности // Качество подг. учителя-предметника. Тезисы докл. Всес. научно-практич. конф. М., 1991.
  201. .А. Мотивация и смыслообразование как психологические факторы формирования творческой личности студента-заочника // Психол. пед. факторы проф. подг. учит, в усл. заочн. обуч. М., 1979.
  202. .А. психолого -педагогические проблемы современного образования. // Психологические аспекты социальной нестабильности. М.1995.
  203. .А. Мотив как личностное образование // Мотивац. регуляция деят. и поведения личности. М., 1988.
  204. .А. О системе психолого-педагогической подготовки учителя. // Высшее пед. образование- пробл. и перспективы (Матер. Всесоюзн. научно-методич. конф.). -М., 1991.
  205. .А. Профессионализация курса психологии в пединституте//Вопр. психологии.1987,№ 5.
  206. .А. Пути и средства психологического анализа деятельности студента-заочника // Познават. деят. студента-заочника и усл. ее активизации. -М, 1985.
  207. .А. Совершенствование содержания и структура курса психология // Пути совершен, психол. пед. подг. учит, в свете реф. общ. и проф. школы. Полтава, 1985.
  208. .А., Молчанова О. Н., Хандрос А. В. Смысловые ориентации современного преподавателя // О психологии ученого и педагога. М., Прогресс, 1995.
  209. М.И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки. Дисс. докт. психол. наук. М., 1996.
  210. В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопр. психол. 1991, № 5.
  211. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  212. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1977, № 17.
  213. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1989.
  214. Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психол. журнал. 1981, Т. 2, № 3.
  215. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  216. В.И. Психологические основы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986, № 6.
  217. Э.Д. Особенности мышления в условиях социальной нестабильности.. // Психологические аспекты социальной нестабильности.-М.1995.
  218. .М. Избранные труды. В 2 т., Т. 2, М., 1985.
  219. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С.170−179.
  220. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  221. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5, М., 1975.
  222. А.У. Смысловая структура публичного выступления. // Вопр. психологии. 1978, № 4.
  223. X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М., 1986.
  224. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  225. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. -М., 1981.
  226. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психол. журнал. 1980, Т. 1, М 3.
  227. В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Дисс. канд психол. наук. М., 1981.
  228. Н.И. Социальная психология в образовании. -М., 1995.
  229. А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вест. Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 1982, № 2.
  230. А.Г. Подвижность координат субъективного семантического пространства как проявление категориальной установки // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979, № 3.
  231. А.Г., Похилько В. И. Выготский и динамическая концепция субъективных семантических пространств // Научн. тв-во Л. С. Выготского и соврем, психология. М., 1981.
  232. Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.
  233. Т.М., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М., 1974.
  234. Arkers H.R. Psychological theories of motivation. Monterey, 1982.
  235. Atkinson J.W. An introduction to motivation. N.Y., 1964.
  236. Bachrach P.B. Super D.E. Scientific careers and vocational development theory. A review, a critique and more recommendation. N.Y.: Columbia Univ., 1957.
  237. Buhler Ch. Der menschlich Lebenslauf als psychologisches Problem.-Leipsig, 1933.
  238. Eysenck H.J. The structure of human personality. L., 1953.
  239. Form W., Miller D. Industrial Sociology. N.Y.: Harper, 1951.
  240. Ginsberg E., Ginsburg S.W., Axelrad S. Occupational choice. An approach to general theory. N.Y., 1951.
  241. Hall J.P. Psychology of motivation. N.Y., 1963.
  242. Holland J.L. Explorations of theory of vocational choice // J. Appl. Psychol.- 1968.-V. 52, #1.
  243. Holland J.L. Making vocational choices. A theory of careers. N.Y.: Englewood Cliffs, 1973.
  244. Irwin F.W. Intentional behavior and motivation. Philadelphia etc., 1971.
  245. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motive. N.Y., 1953.
  246. Mehrabian A. Educational and psychological measurement. 1970.
  247. Motivation, intension and volition / Ed. by F. Halish, J. Kuhl. Berlin., 1987.
  248. Murray H. Exploration in personality. N.Y., 1938.
  249. Nuttin J.R. Motivation, planning and action: a relation theory of behavior dynamics. Lenven, 1984.
  250. Osipow S.N. Theories of career development. N.Y., 1968.
  251. Ree A. The psychology of occupation. N.Y., 1964. 340 p.
  252. Super D.E. The psychology of career. N.Y.: Harper, 1957.
  253. Super D.E. Vocational development. N.Y.: Harper, 1957. 391 p.
  254. Tyler E. Work and individual differences // Man in World at work. Ch. 8. -Boston, 1964.
  255. Vroom V. Work and motivation. N.Y., 1964. 331 p.
  256. Weiner B. Human motivation. N.Y., 1980.
Заполнить форму текущей работой