Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модель психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в России впервые за 80 лет резко обострилась проблема социального сиротства. Число детей, оставшихся без попечения родителей, быстро растет. Это, в основном, сироты при живых родителях, лишённых родительских прав, либо бросивших своих детей и не заботящиеся о них, ведущих аморальный образ жизни. Обнаруживается и качественно новое явление — так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-психологическая дезадаптация подростков как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Теоретический анализ исследований социально-психологической дезадаптации подростков
    • 1. 2. Проблема преодоления социально-психологической дезадаптации в психолого-педагогических исследованиях
  • Глава 2. Организационно-методическое обеспечение эмпирического исследования личности дезадаптированных младших подростков в Центре медико-социальной помощи
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Общая характеристика исследуемых подростков, методология, методы и методики эмпирического исследования
  • Глава 3. Результаты и интерпретация эмпирического исследования психологической помощи дезадаптированным младшим подросткам в Центре медико-социальной помощи
    • 3. 1. Анализ результатов эмпирического исследования
    • 3. 2. Специфика коррекционной работы
    • 3. 3. Индивидуальное психологическое консультирование
    • 3. 4. Интерпретация результатов формирующего эксперимента
  • Выводы

Модель психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в России впервые за 80 лет резко обострилась проблема социального сиротства. Число детей, оставшихся без попечения родителей, быстро растет. Это, в основном, сироты при живых родителях, лишённых родительских прав, либо бросивших своих детей и не заботящиеся о них, ведущих аморальный образ жизни. Обнаруживается и качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. Следствием этого является изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Обострение целого ряда социальных проблем пробудило общественный интерес к ним. Есть все основания говорить о формировании государственной политики в отношении детей. Свидетельством этого является внедрение в практику таких федеральных программ, как «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" — программа «Помощь детям-сиротам в России" — президентская программа «Дети России», в рамках которой разработаны формы и методы решения социальных проблем детства.

К сожалению, статистических данных о количестве и составе беспризорников официально не существует. Однако данные МВД и Министерства социальной защиты России свидетельствуют о том, что в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 150 — 200 тысяч таких детей и подростков. Созданная ранее система детских домов, рассчитанная на социальных сирот, не справляется с этой проблемой в силу ограниченности оказания как медицинской, так и психологической помощи.

В связи с этим возросла роль учреждений нового типа — Центров медико-социальной помощи детям.

Состав детей и подростков, помещённых в такие центры неоднороден по возрасту, полу, физическому и психическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они имеют широкий спектр функциональных нервно-психических и личностных деформаций: негативно направленные мировоззренческие установки, интересы, низкий уровень социальной нормативности, неадекватный «Я-образ» и т. п.

Согласно современным психологическим представлениям учебно-воспитательный и развивающий процесс в любом детском учреждении должен иметь психопрофилактическую и психокоррекционную направленность. Это тем более необходимо медицинским учреждениям, где находятся дезадаптированные дети и подростки. Поэтому перед специалистами Центра медико-социальной помощи детям, в первую очередь, перед психологами, поставлены задачи психологической поддержки и помощи воспитанникам.

Проблема психологической профилактики невротических проявлений и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков разрабатывалась в трудах многих отечественных учёных (Алемаскин М.А. 1968; Дубровина И. В. 1994; Иващенко Ф. И. 1952; Мягков И. Ф. 1991; Невский И. А. 1970; Прихожан A.M. 1995; Славина J1.C. 1966; Спиваковская А. С. 1999; Степанов В. Г. 1996 и др.). Однако специальных исследований способов повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в специальных условиях центров медико-социальной помощи детям ещё не осуществлялось. Это и определило выбор темы данного исследования.

Целью исследования является разработка и реализация модели психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи для улучшения их качества жизни.

Гипотеза исследования: оказание психологической помощи дезадап-трованным подросткам по преодолению личностной дезадаптации может быть эффективной, если:

— на начальном этапе пребывания в Центре у каждого из них будут выявлены, помимо симптомов соматических и нервно-психических расстройств, проблемы внутриличностных и межличностных отношений;

— при выборе методов (общие, вариативно-групповые, индивидуально-специфические) будут дифференцированно учтены проявления личностной дезадаптации;

— разработана и реализована модель индивидуальной психологической помощи и групповых тренингов.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ и обобщение исследований по проблеме социально-психологической (личностной) дезадаптации младших подростков.

2) Определить объективно-субъективную детерминированность личностной дезадаптации младших подростков.

3) Выявить особенности личностной дезадаптации младших подростков, находящихся в Центре медико-социальной помощи.

4) Разработать и апробировать в формирующем эксперименте модель психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи.

Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности личности дезадаптированных подростков.

Предмет исследования — особенности оказания психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились: системный подход к изучению психики индивида Б. Ф. Ломоваобщефилософский принцип детерминизма, реализуемый в сфере эмоциональных явленийпринцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьевапринцип возрастных новообразований в связи с реализацией ведущей деятельности (А.В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) — культурно-историческая теория Л. С. Выготскогоконцепция развития личности как устойчивой системы субъектных отношений В. Н. Мясищева.

Методы исследования:

В работе использовался комплекс общепсихологических методов, включающий: наблюдение (в том числе включенное), анкетирование, анализ документов, биографический метод, беседа, констатирующий и формирующий экспериментыиспользовался комплекс диагностических методик: шкала самооценки A.M. Пронина, И. К. Шац, опросник А. Ф. Фидлера, Ю. Л. Ханина, методика Спилбергера, цветовой тест А. Н. Лутошкина, методика «Т и Д», проективный тест «Дом — Дерево — Человек», многофакторный детский личностный опросник Р. Кеттелла, тест самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемил-лера и В. В. Юстицкого.

Значительную роль в обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов коррекционной педагогики и психологии и теоретико-методологические позиции (Г.С. Абрамова, A.M. Божович, И. В. Дубровина, А. Н. Захаров, A.M. Прихожан, Е. В. Новикова и др.).

Основные этапы исследования. Работа проводилась в три этапа.

Первый этап (2001; 2002 гг.) — был связан с теоретическим осмыслением проблемы, изучением психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической дезадаптации подростков, определением задач исследования.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) — создавалась и обосновывалась программа по выявлению личностных особенностей дезадаптированных младших подростков, проводился констатирующий эксперимент.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) — разработка модели психологической помощи дезадаптированным младшим подросткампроведение психолого-педагогического эксперимента по апробации разработанной программыанализ, обобщение, интерпретация результатов исследованияоценка эффективности психологической помощи и оформление работы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: позициями, основанными на общепринятых идеях отечественных психологовсочетанием теоретических и эмпирических методов исследованиядлительным характером экспериментальной работырепрезентативной выборкой исследуемыхпроверкой результатов исследования как экспериментально, так и методами математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Конкретизировано понятие «социально-психологическая дезадаптация», содержание которого дополнено нами следующей составляющей: деструктивный процесс деформации личности, имеющий негативные интрои интерпсихические последствия для младших подростков.

2. Разработана и внедрена новая модель оказания комплексной социально-психологической помощи дезадаптированным подросткам, включающая в себя социальную работу с подростками, психологическое консультирование, психокоррекцию и сопровождение подростков в трудной жизненной ситуации (социально-психологический патронаж).

3. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена высокая эффективность предложенной нами модели психологической помощи дезадаптированным подросткам в Центре медико-социальной помощи.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявлена роль личностных особенностей, внутриличностных конфликтов и тревожно-депрессивных состояний в возникновении социальной дезадаптации младших подростков. Осуществлён подбор технологий дифференцированного психолого-педагогического воздействия, направленных на урегулирование системы нравственных отношений дезадаптированных подростков с целью оптимального психосоматического оздоровления.

2. Разработан комплексный подход к регулированию психологопедагогическо го процесса, являющегося способом воздействия на личность и группу в ходе восстановительно-воспитательной работы Центра медико-социальной помощи.

Практическая значимость исследования:

1. Выявленный комплекс условий и средств оздоровления дезадаптированных подростков используется как основа разработки модели психологической помощи подросткам в Центре медико-социальной помощи.

2. Результаты исследования используются также в обучении студентов Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования для преодоления дуализма — противопоставления психики и соматики, что служит повышению качества профессиональной подготовки психологов и педагогов.

3. Материалы исследования используются при изучении учебных дисциплин «Клиническая психология», «Педагогическая психология», спецкурса «Психологическая коррекция социально-дезадаптированных подростков» на психолого-педагогическом факультете Воронежского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-психологическая (личностная) дезадаптация — деструктивный процесс, нарушающий позитивное взаимодействие личности с ближайшим социальным окружением и приводящий к ряду негативных интрои интерпсихических последствий.

2. Личностная дезадаптация имеет сложную объективно-субъективную детерминированность. К объективным причинам относят: состояние макро-, мезои микросреды. В числе факторов макросреды выделяют негативные процессы в обществе: безработицу, бедность, миграцию населения. К неблагоприятным факторам мезосреды относят: неблагоприятную экологическую ситуацию, удаленность культурных центров, плохие жилищные условия и т. п. К негативным факторам микросреды, приводящим к дезадаптации подростков, относят социально-психологические процессы в трех ее сферах: в школе, в группе сверстников, в семье. К субъективным причинам социально-психологической дезадаптации относят: особенности физического и психического развития, неадекватность уровня самооценки, притязаний и в целом «Я-концепции», негативные психические состояния.

3. Основными проявлениями личностной дезадаптации у подростков, находящихся в Центре медико-социальной помощи, являются: неприятие себя, неуверенность в собственных силахзатрудненность в установлении контактов с окружающиминеразвитость саморегуляции, отсутствие умения управлять собойповышенное проявление негативных личностных переживанийвысокий уровень тревожности, психологической незащищенностивысокий уровень зависимости от окружающих и несамостоятельность сужденийнеадекватность самооценки (ориентация отношения к себе на основе оценки окружающих), а также нечёткость границ собственного «Я» и неясность содержания образа «Я».

4. Модель психологической помощи дезадаптированным подросткам, применительно к условиям Центра медико-социальной помощи, включает: индивидуальную работуработу с группой дезадаптированных младших подростковработу с родителями дезадаптированных младших подростков.

Данная система разработанных психокоррекционных мероприятий, апробированных в формирующем эксперименте, позволяет осуществить эффективную психологическую реабилитацию личности дезадаптированных младших подростков в Центре медико-социальной помощи.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского отделения Российского психологического общества.

Полученные результаты легли в основу выступлений на различных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» (Воронеж, 2003) — научно-практической конференции «Профилактика правонарушений в студенческой среде» (Воронеж, 2003) — IV Международной научно-практической конференции «Образование — XXI век». (Воронеж, 2004) — 8-ой межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии» (Воронеж, 2006).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 196 источников, из которых 192 принадлежат отечественным авторам, а остальные 4 -зарубежным, и приложения. Текст диссертации изложен на 171 странице печатного текста, содержащего 14 таблиц и 4 рисунка в виде диаграмм.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие практические рекомендации субъектам воспитания:

— Перед возвращением подростка в родную либо принимаемую семью, либо перед выходом в другие государственные образовательные учреждения (детский дом, интернат и т. д.), специалистам Центра и, прежде всего, психологу важно составлять для передачи родителям и другим будущим субъектам воздействия развернутую личностно-психологическую характеристику на каждого из них, а также карту комплексной медико-социально-психолого-педагогической коррекции и реабилитации.

— С родителями важно организовать групповые занятия по программе.

Эффективный родитель", цель которых — психологическое образование родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

— Необходимо создавать благоприятный психологический климат в семьях и школьных коллективах, способствующий снижению: уровня напряженности, тревожности, депрессивности и т. д.- обеспечивать подростку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, значение для окружающихоказывать помощь в овладении элементарными действиями самоконтроля и саморегуляциисодействовать развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающихформировать адекватную самооценку, воспитывать подростка на положительных подкреплениях, сравнивать только с самим собой, помогая ему увидеть собственное продвижение, успехи.

Заключение

.

В данном диссертационном исследовании были сделаны теоретический анализ и обобщение проблемы социально-психологической дезадаптации в современной психологии (как отечественной, так и зарубежной). Проведен обзор работ по проблеме психопрофилактики и психокоррекции детей и подростков в целях снижения дезадаптации, а также ее причин и психологических последствий. Теоретический анализ проблемы социально-психологической дезадаптации позволил определить это понятие как процесс нарушения взаимодействия личности с самим собой и с окружающей средой.

Выбранная нами для исследования область психопрофилактической и психокоррекционной работы с дезадаптированными младшими подростками определена возможностями практического использования результатов ее изучения. Они могут быть использованы в образовательных учреждениях с подростками, их родителями и педагогами, в профессиональной подготовке и переподготовке педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях, социальных работников, а также в психологическом консультировании.

В работе были использованы приемы и методики из различных тренин-говых методов, а также методы убеждения и разубеждения с элементами суггестии, психологические, психолого-педагогические и социально-психологические модели психотерапии. Такой комплексный подход был наиболее эффективен в оказании психологической помощи подросткам.

Проведенное исследование позволило не только активизировать психологический потенциал личности и сплоченность групп, и за короткое время пребывания в Центре медико-социальной помощи стать более устойчивыми (иммунными) к негативным факторам, но и научить прогнозированию своего поведения и изменить нежелательные субъективные отношения в будущем к семье.

В проведенном исследовании использовалось положение В.Н. Мясище-ва о том, что поведение и деятельность личности обусловлены сложившейся системой отношений к себе, другим людям и делу.

Главный теоретический вопрос организации психологической помощи в условиях кратковременного пребывания подростков в Центре медико-социальной помощи — это создание «психологического оазиса» как многофакторного реального феномена, синтезирующего как личностные особенности, так и организацию био-социо-психологической среды.

В ряде случаев перед отъездом из Центра некоторые подростки проявляли тревожное состояние, которое чаще всего было обусловлено представлениями о возвращении в психотравмирующую семейную ситуацию, а также предстоящим расставанием со сверстниками. Дополнительное психологическое консультирование несколько смягчало тревожность.

В результате проведенного исследования отмечалась положительная динамика личностного роста подростка в связи с формированием позитивного психологического климата в группах, обусловленного индивидуальной психологической помощью и тренинговыми занятиями, подготовкой медперсонала и учителей — воспитателей в реализации индивидуального подхода, что составляет модель психологической помощи подросткам в Центре медико-социальной помощи подросткам.

В целом, проведенная работа представляется нам постановкой проблемы, нуждающейся в серии дальнейших разноплановых исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Автореф. диссдокт. психол. н. М., 2000 — 54 с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов ВУЗов. -4-е изд., стереотип. -М.: «Академия», 1999. 672 с.
  3. Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Академический Проект, 2002 -496 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. — 291 с.
  5. Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (методические рекомендации). Д., 1985.
  6. А.Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. -М.: Медицина, 1976.-210 с.
  7. JI.C. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. //Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников М., 1980 — С. 45 — 58.
  8. .Н. Профилактика конфликтов с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. — 78 с.
  9. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. 146 с.
  10. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1994.-376 с.
  11. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника.-М.: Академия МВД СССР, 1975.-160 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  13. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: МИИ «NB Магистр», 1993. — 143 с.
  14. З.В. Опыт социально-педагогического изучения семьи подростка-правонарушителя. //Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении,-М., 1968.-С. 67−69.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№ 1- С. 92 100.
  16. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1984. -129 с.
  17. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-221 с.
  18. Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми: Учеб. пособие для учителей, школьных психологов и пед. ВУЗов. Киров: КППИ, 1994 — 81 с.
  19. П.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995 — 23 с.
  20. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. -М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  21. Бестужев-Лада П. В. Семья вчера, сегодня, завтра. -М., 1979 192 с.
  22. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-47 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  24. Л.В., Залученова Р. А. Увеличение уровня тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний. //Вопросы психологии. 1993. № 1.-С. 104−113.
  25. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVR — Аргус, 1994. — 207 с.
  26. Г. Г. Психологические особенности трудновоспитуемых школьников. //Предупреждение педагогической запущенности правонарушений школьников. М., 1980.-С. 16−25.
  27. Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  28. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Просвещение, 1968.-268 с.
  29. В.Н., Волгарева И. В. Основы профилактики правонарушающего поведения у несовершеннолетних. СПб., 1992. — 190 с.
  30. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М: Просвещение, 1988. — 207 с.
  31. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991- 141с.
  32. Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984. — 199 с.
  33. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для ВУЗов, обучающих по специальности «Психология» / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Наука, 1994. — 221 с.
  34. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 1994.-21 с.
  35. М.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 183 с.
  36. Воспитание детей в неполной семье. Под общ. ред. Н. М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980.-206 с.
  37. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности школьников: Сб. научных трудов Свердловск: СГПИ, 1998. -111 с.
  38. Н.В. Социальная психиатрия детства (Новые проблемы и взаимодействие со службами социальной профилактики и реабилитационной помощи) //Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 3. — С. 57 — 62.
  39. Л.С. Психология подростка: проблема возраста // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 132−143.
  40. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. //Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. — С. 16−25.
  41. В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. — 174 с.
  42. Е.А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. Архангельск, 1992. — 153 с.
  43. А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации.
  44. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994.- С. 102 — 105.
  45. А.Д. О психологической помощи учащимся как важнейшей функции учителя. //Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия де-виантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. -Воронеж, 1993.-С. 14−18.
  46. А.Д. Социальная психология и практика. Уфа, 2001. -118 с.
  47. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспектива развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. Спб., 1994.
  48. А.Н. Типы трудных детей. М. — JL, 1930. — 119 с.
  49. JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 65 с.
  50. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. 1984. № 2. — С. 99 -106.
  51. Дети группы риска: Материалы международного семинара /Под ред. М. М. Шалашова. СПб.: РПГУ им. А. И. Герцена, 1998 .- 179 с.
  52. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция /Под А. Н. Бурова. Саратов, 1991.- 103 с.
  53. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия: Учеб. пособие для слушателей спец. факультета. /Отв. ред. У. В. Ульенкова. Н. Новгород, 1998.
  54. У. О криминологических аспектах психологического взаимодействия людей в процессе общения. //Вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Алма-Ата, 1968. — С. 58 — 64.
  55. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / Под. ред. А.П. Па-хомовой. М., 1989. — 155 с.
  56. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. А. С. Беличевой. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
  57. О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности. //Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999. — С. 25 — 46.
  58. И.В., Данилова Е., Прихожан А. Психология: учебник длястуд. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной .- 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  59. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. /НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  60. Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия // Школа Здоровья. М., 1998.-Т. 5.-№ 3−4.- с. 199−203.
  61. А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Д., 1973. — С. 196 — 208.
  62. В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. М.: Юрид. лит., 1981.-114 с.
  63. А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  64. А.И. Семейное воспитание и его дефекты //Социальная психология.-Л.: Медицина, 1974.-С. 91−103.
  65. А.И. Неврозы у детей и подростков.- JL: Медицина, 1988. 242 с.
  66. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.-128 с.
  67. С.Н. Трудные дети. Киев, 1988. — 193 с.
  68. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — 219 с.
  69. JI.M. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. -М.: Просвещение, 1974. 191с.
  70. Ф.И. Психология воспитания школьников. Минск, 1996. — 124 с.
  71. Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. Алма -Ата: «Наука» Казахской ССР, 1990. — 159 с.
  72. И. Цивилизация и адаптация. М.: Знание, 1984. — 240 с.
  73. Н.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1996.- 19 с.
  74. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 348 с.
  75. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  76. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. //Вопросы психологии. 1997. № 3. — С. 69 — 78.
  77. В.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1999.-16 с.
  78. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  79. А.И. О подростках. М.: Педагогика. 1970. — 272 с.
  80. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 434 с.
  81. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  82. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1980. -24 с.
  83. В.И. Социальные деформации. М., 1992. — 197 с.
  84. А.Ф. Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии /Под ред. проф. А. Ф. Лазурского и проф. А. П. Нечаева. М.: Польза, 1910.-283 с.
  85. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
  86. В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. — 303 с.
  87. К. Акцентуации личности. Киев, 1989. — 544 с.
  88. А.Н. Индивидуальность и личность // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. — С. 131 — 167.
  89. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  90. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. — 231 с.
  91. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.- 184 с.
  92. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 220 с.
  93. О.В. Сфера родительских чувств и ее «действие» //Мир психологии.-М., 1996.-№ 1.-С.54−69.
  94. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1997.-318 с.
  95. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.-17 с.
  96. М.Д. Новый коллектив: конфликты и адаптация // Наш проблемный подросток. СПб, 1999. — С. 5 -78.
  97. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  98. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. М., 1975.-С. 63−112.
  99. И.А. Адаптивная ситуация и адаптивная потребность в сфере «Личность социальная среда» // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974. — С. 5 — 44.
  100. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л. 1973. — С. 17−38.
  101. В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Автореферат дис.. канд. психол. наук. -М., 1994. 18 с.
  102. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 1999. — 257 с.
  103. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону, 1997. — 279 с.
  104. В.Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток. Полтава, 1995.
  105. А.В. Социализация как социально-педагогическое понятие // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1996. — С. 16 — 25.
  106. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  107. И.Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. Медицинская психология. М., 2002.-318 с.
  108. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. — 201 с.
  109. В.Н. Некоторые вопросы психологических отношений человека // Психология и педагогика. Л., 1956. — 158 с.
  110. Э.Ш. Подход к трудным учащимся. Кишинев, 1980. — 96 с.
  111. И.А. Отклонения в поведении и неуверенность в себе. //Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. Кишинев, 1991.- С.120- 128.
  112. МЗ. Некоторые проблемы личности школьника. -М: Знание, 1975.- 64 с.
  113. И.В. Подготовка социальных работников организации социальной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 19 с.
  114. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков //Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. — С. 13−48.
  115. Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности. Архангельск, 1994. — 334 с.
  116. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления «Я-концепции» подростка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.-22 с.
  117. Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М.: Три-вола, 1995.-357 с.
  118. Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. -112 с.
  119. Н.А. Динамика социально-психологической адаптации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1995. -23 с.
  120. Т.Н. Педагогические основы социальной адаптации подростковс отклонениями в развитии: Автореф. дисс. канд. пед. н. М, 1997. — 22 с.
  121. Т.М. Психологические особенности развития духовных способностей старшеклассников в образовательном учреждении // Социальная психология: XXI век. Т.2. Ярославль: МАЛЫ, 1999. — С. 178 — 181.
  122. JI.A., Фурманов И. А. и др. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1992.-331 с.
  123. В.А., Калиненко В. К. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1995. — 256 с.
  124. Л.М. Психологическая коррекция социально-дезадаптированных младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1997. 16 с.
  125. . Избранные психологические труды. М., 1994. — 288 с.
  126. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методические проблемы социальной психологии.-М., 1975.-С. 72−89.
  127. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  128. М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994. № 3. — С. 36 — 39.
  129. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — 256 с.
  130. A.M., Толстых Н. И. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  131. А.Л. Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и причины ее профилактики. М., 1993. — 95 с.
  132. В.В. Социальная ситуация развития и проблема возраста // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. — № 6. — С. 56 — 63.
  133. П.А. и др. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы //Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М., 1982. — С. 3 -17.
  134. М.Н. Социальная незащищенность детей как фактор де-виантного поведения /М.Н. Прохоренко // Профилактика правонарушений встуденческой среде. Материалы Всероссийской научно практической конференции. — Воронеж, 2003. — С. 79 — 81.
  135. М.Н. Формирование позитивного психологического климата в группе социально незащищенных детей в условиях районной больницы / М. Н. Прохоренко //Социальная психология XXI столетие. Т. 1 /под ред. В. В. Козлова. — Ярославль, 2004. — С. 162 — 164.
  136. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Л. В. Бороздина. -М., 1976,-321 с.
  137. Психологическое развитие воспитанников детского дома /Отв. ред. Н. Н. Толстых, A.M. Прихожан. М., 1990. — 264 с.
  138. Психокоррекция: теория и практика /Под ред. Т. Ю. Лаврентьевой. М., 1985.-222 с.
  139. Психологическая диагностика/Под ред. А. В. Савельева. -Бийск, 1993.-324 с.
  140. Психология и психоанализ характера /Под ред. Е. В. Костиной. Самара, 1998.- 138 с.
  141. Психология развивающейся личности / Под ред. А. П. Пахомовой. М., 1987.-147 с.
  142. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
  143. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками /Под ред. И. В. Дубровиной. Тула, 1993.
  144. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.
  145. X. Подростковый и юношеский возраст //Проблемы становления возраста. М., 1996. — С. 38 — 50.
  146. .И. Неуверенность в себе у младших школьников и психолого-педагогические основы ее преодоления: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Баку, 1989.-23 с.
  147. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.-527 с.
  148. К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. М.: МГУ, 1989. — С. 89- 157.
  149. С.Я. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  150. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. — 367 с.
  151. Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 1998.-43 с.
  152. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М.: Совершенство, 1993. — 135 с.
  153. Г. Н. Стратегии родительского воспитания // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 68 — 69.
  154. Т.Я., Цымбал Е. И. и др. Реабилитация детей в приюте. М.: Перемена, 1995.-127 с.
  155. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  156. Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1986. — 97 с.
  157. Т.А. Понятие «приспособленности» и проверка на валидность шкалы приспособленности // Социально-психологические проблемы личности и учебно-воспитательного коллектива. М.: МОПИ, 1985. — С. 38 — 50.
  158. JI.H. Методы психологической диагностики. Вып. 3. -М., 1990. -48 с.
  159. Социальный приют для детей и подростков: Содержание и ор- ганизация деятельности /Под ред. Г. М. Иващенко. М., 1997. — 264 с.
  160. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков / Под ред. А. А. Аладдина. М., 1996. — 98 с.
  161. А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. — 159 с.
  162. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО — Пресс. — (Психология — XX век). Т. 1. — 1999. — 304 с.
  163. В.Г. Психология трудных школьников. -М.: Академия, 1996.-320 с.
  164. В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999.-30 с.
  165. Ю.А., Алмазов Б. Н. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития // Борьба с преступностью несовершеннолетних в условиях научно-технического прогресса. Свердловск, 1982. — С. 103 — 111.
  166. А.В. Характер и поведение подростков. М., 1986. — 159 с.
  167. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под ред. Е. Н. Соколова. Самара: Бахрах, 1996. — 78 с.
  168. Н.Н. Подростковый возраст // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. -С. 38−50.
  169. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1985. № 2. — С. 43 — 54.
  170. Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы. М., 1991.-89 с.
  171. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1995. 144 с.
  172. Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социального регулирования поведения. -М., 1976.-С. 33−48.
  173. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  174. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М., 1991.
  175. Э. Бегство от свободы. М., 1995. — 271 с.
  176. И.Д. Как преодолеть отчуждение от школы // Педагогика, 1993. -№ 2. С. 45−48.
  177. Д.Н., Баклушинский С. А. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассников. -М.: ЦСО РАО, 1993. 75 с.
  178. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. В. Ляудис. М.: МГУ, 1980. — 292 с.
  179. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 1995. — 152 с.
  180. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977. — 174 с.
  181. А.С. Социально психологические основы организованнос-типервичного коллектива: Автореф. диссдок. психол. наук. М., 1980. — 45 с.
  182. М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1995. -157 с.
  183. В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. М.: Изд. корп. «Логос», 1996. — 320 с.
  184. В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы. Ярославль: ЯПИ, 1991. — 155 с.
  185. О.И. Психологическая модель преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2005. — 21с.
  186. Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  187. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 4 -77.
  188. Э. Детство и общество. М., 1992. — 55 с.
  189. И.В. Психология депривированного подростка. Иркутск: Изд-во Иркут. госпедуниверситета, 2000. — 121 с.
  190. Berger Н. Moralische Erziehund in Spanungsfeld dialektisener Widerspruche // Dt. Ztschr. fur Philosophic, 1984, p.51 56.
  191. Wissen G. Psychopathologic des Kindesalters.-Darmstadt, 1977.P.156.
  192. Diagnostik bei Lernbehinderten // Standpunkte und Ergebnisse einer zwanzig-jahrigen Diskussion, 1993, p.93 98.
  193. Dunn J. Distress and comfort. Cambridge, 1977.P.123.
Заполнить форму текущей работой