Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что ценностные ориентации являясь важнейшим компонентом структуры личности, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Основным видом деятельности развитой личности выступает профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
    • 1. 1. Проблема ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Формирование и развитие системы ценностных ориентаций
    • 1. 3. Место ценностных ориентаций в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
    • 2. 1. Методы и процедура исследования
    • 2. 2. Характерологические и социально-психологические особенности школьных практических психологов
    • 2. 3. Ценностные ориентации школьных практических психологов
    • 2. 4. Выводы
    • 11.
    • 51.
    • 68.
    • 89.
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Цель и процедура формирующего эксперимента
    • 3. 2. Результаты эксперимента
    • 3. 3. Выводы

Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценностные ориентации личности — одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации, занимая место на пересечении двух больших предметных областей мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняют функции регуляторов поведения и всех видов человеческой деятельности.

Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов деятельности. Указанная проблема становится особенно актуальной, при исследовании профессии школьного практического психолога поскольку его деятельность обеспечивает целостный процесс социализации личности школьника. Функции практического психолога очень специфичны — он имеет дело с индивидуальностью человекакроме того, психолог сам является индивидуальностью. В своей деятельности он постоянно сталкивается с различными возрастными, социальными и культурными категориями людей. Специфичность его работы заключается также в том, что в круг его задач входит общение как с отдельной личностью, так и с группами людей. Услуги, оказываемые школьным практическим психологом, варьируются от психопрофилактичеи 1 л*. Л t ских и диагностических до психокоррекционных и консультативных .

Столь широкий круг задач требует от школьного психолога особого склада личности и проявления таких индивидуальных качеств, которые необходимы для успеха его практической деятельности.

Актуальность выбранной нами темы исследования обусловливается тем обстоятельством, что с оформлением социального заказа на профессию школьного практического психолога возникла проблема ускоренной подготовки специалистов в этой области. Отсюда неизбежным способом ее решения стало обучение специалистов-психологов на спецфакультетах, курсах переподготовки учителей, специализациях непсихологических факультетов вузов. Однако ускоренная подготовка школьных практических психологов, давая определенный набор теоретических знаний и практических навыков, не формирует у будущих специалистов необходимого профессионального видения мира, специфической системы ценностей. Поскольку деятельность школьного практического психолога опосредована нравственными критериями, то особенно важное значение приобретает изучение роли ценностных ориентаций в структуре личностных качеств квалифицированного специалиста-психолога.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении ценностных ориентаций и их взаимосвязи в структуре профессионально значимых качеств личности школьного практического психолога.

Объект исследования — ценностные ориентации личности.

Предмет исследования — особенности ценностных ориентаций школьных практических психологов, их место и роль в структуре профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешность практической деятельности школьных психологов.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: ценностные ориентации занимают центральное место в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов и способствуют их эффективной реализациивоздействуя на ценностные ориентации в процессе обучения можно формировать и развивать личностные качества необходимые для успешной профессиональной деятельности школьных психологов.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи;

1. Определить ведущие качества личности, необходимые для успешной деятельности школьного практического психолога ¦

2. Исследовать особенности ценностных ориентаций школьных практических психологов. Выявить их роль и место в структуре профессионально значимых личностных качеств.

3. Изучить факторы и условия воздействия на ценностные ориентации будущих специалистов психологов системы образования (студентов и слушателей) с целью формирования у них личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной психологии, сформулированные б трудах А. Н. Леонтьева, С. JI. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и других основоположниках российской психологии.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки (анкетирование, наблюдение, формирующий эксперимент). В соответствии с задачами исследования использовался ряд тестовых методик (форма, А теста Кеттелла 16 PF, модифицированная А. Г. Шмелевым, И. В. Бурмистровым, В. И. Похилько, А. С. Соловейчикопросник УСК, разработанный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндомтест СЖО Дж. Крамбо, JI. Махолика, адаптированный Д. А. Леонтьевым, тест ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированный А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядо-вым и модифицированный Д. А. Леонтьевым) .

Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 1992 — 1996 годов. Во время подготовительного этапа формировались блоки методик сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого исследования. В ходе двух экспериментальных этапов оценивались личностные качества и ценностные ориентации школьных практических психологов, а также возможность формирования системы ценностных ориентаций, характерной для профессиональной деятельности школьных практических психологов.

Первый экспериментальный этап исследования проводился в 1993 — 1995 годах. В исследовании приняли участие 105 практических психологов департамента образования Кемеровской области. Из них — 82% женского пола, 18% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 31 год.

На втором экспериментальном этапе (1995 г.) изучалась возможность формирования системы ценностных ориентаций, необходимых для успешной профессиональной деятельности школьных практических психологов посредством учебного тренинга профессиональной идентификации. В тренинге принимали участие студенты пятого курса специализацииВозрастная и педагогическая психология" Кемеровского госуниверситета.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые исследована система ценностных ориентаций школьных практических психологов, ее особенности, место ценностных ориентаций в структуре личностных качеств, необходимых для успешной деятельности. В результате получены данные, которые уточняют теоретические представления о сущности ценностных ориентаций личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов был разработан комплекс рекомендаций по повышению эффективности подготовки школьных практических психологов, а также учебный тренинг, который используется в учебном процессе специализации «Возрастная и педагогическая психология» Кемеровского госуниверситета. Материалы исследования и вытекающие из них выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации школьных практических психологов в вузах и институтах усовершенствования учителей.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Ценностные ориентации занимают центральное место в структуре профессиональных личностных качеств школьных практических психологов. Существует тесная взаимосвязь между ценностными ориентациями, профессионально значимыми качествами и локусом контроля. Прослеживается также достаточно тесная взаимосвязь указанных характеристик со стажем профессиональной деятельности.

2. Система профессиональных ценностей школьных практических психологов имеет ярко выраженные социальную направленность и деонтологический характер, определяющие такие профессионально значимые качества как индивидуальная и культурная эмпатия, интенциональность, аутентичность.

3. Формирование необходимой системы ценностных ориентаций достигается с помощью специально разработанного нами учебного социально-психологического тренинга. Его особенностью является идентификация участников с субъектом будущей профессиональной деятельности. Тренинг также дает возможность формировать профессионально значимые личностные качества в процессе обучения. Использование этого вида тренинга позволяет преодолеть так называемый кризис профессионального становления.

Апробация работы. По результатам диссертации были сделаны доклады и сообщения на:

— Международном научно-практическом семинаре «Использование новых технологий в практике государственных предприятий и предприятий малого бизнеса». Кемерово, апрель,.

1995 г.

— I Всероссийской научной конференции по психологии.

Российского психологического общества «Психология сегодня» .

Москва, январь — февраль, 1996 г.

По теме диссертационного исследования опубликовано пять научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 123 источника. В тексте диссертации имеется 11 рисунков и 10 таблиц. Общий объем работы составляет 145 страниц.

3.3. выводы.

Как видно из сравнительного анализа показателей тестирования проведенного до и после занятий, в результате тре.

135 нинга профессиональной идентификации у его участников произошли изменения в системе ценностных ориентаций в сторону сближения с профессиональными ценностями школьных практических психологов. Кроме того, повысились показатели уровня субъективного контроля в различных областях жизнедеятельности и смысложизненных ориентаций, что свидетельствует о личностном росте участников.

Поскольку, показатели уровня субъективного контроля, смысложизненных ориентаций и ведущие профессиональные ценности тесно взаимосвязаны с характерологическими особенностями, определяющими профессионально значимые качества школьных практических психологов, то вышеперечисленные изменения свидетельствуют о развитии этих качеств в процессе обучения. Следовательно, на данном этапе исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что воздействуя на ценностные ориентации в процессе обучения можно формировать и развивать личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности школьных практических психологов.

Кроме того, разработанный и проведенный нами тренинг способствовал преодолению кризиса профессионального становления. В результате идентификации участников тренинга с субъектом своей будущей деятельности, у них повысился интерес к своей будущей профессии, ее объекту, ценностносмысловому аспекту своей деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе нами рассматривались роль и место ценностных ориентаций в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов и возможность формирования этих качеств в процессе обучения будущих специалистов-психологов.

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что ценностные ориентации являясь важнейшим компонентом структуры личности, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Основным видом деятельности развитой личности выступает профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения предметно-деятельностного и ценностно-смыслового аспектов. В основе ценностно-смыслового аспекта профессиональной деятельности лежат личностные смыслы индивида, которые определяются субъективной системой ценностей. В этой системе ценности выстраиваются в определенной взаимозависимости и они индивидуальны, поскольку индивидуальные ценностные ориентации отражают общественное отношение.

Проблема ценностных ориентаций становится особо актуальной когда речь идет о профессиях типа «человек-человек», к которому относится и профессия школьного практического психолога. Поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает личность, то это требует от специалиста не только высокой профессиональной подготовки, но и особых личностных качеств, специфического «профессионального ви.

137 дения мира", которое предполагает наличие определенной системы ценностных ориентаций.

Наличие этой проблемы обусловило разработку и проведение тренинга профессиональной идентификации, направленного на формирование системы профессиональных ценностей, которая в свою очередь способствует развитию профессионально значимых качеств школьных практических психологов. Как показало наше исследование, система ценностных ориентаций группы школьных практических психологов с выраженными профессионально значимыми качествами, имеет ярко выраженную социальную направленность (терминальные ценности профессиональной самореализации: активная деятельная жизнь, интересная работа, которые реализуются посредством инструментальных ценностей принятия других людей и ценностей непосредственного мироощущения. Учитывая статистически значимую взаимосвязь ведущих ценностей с интернальным локусом контроля в различных областях жизнедеятельности (т.е. интернализован-ность этих ценностей), необходимо сделать вывод о том, что данная система ценностных ориентаций является элементом профессионального видения мира и ценностно-смыслового аспекта характерного для данной вида профессиональной деятельности.

Напротив, у группы школьных практических психологов с невыраженными профессионально значимыми качествами еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интерна-лизовалась система профессиональных ценностей, что в итоге сказывается на эффективности реализации этих качеств в процессе профессиональной деятельности, ведет к возникновению.

138 трудностей и проблем с которыми им приходится сталкиваться в начале своей профессиональной деятельности.

Статистически значимая взаимосвязь предпочитаемых ценностей и характерологических особенностей, определяющих профессионально значимые качества школьных практических психологов позволяет сделать вывод, что ценностные ориентации занимают центральное место в структуре этих качеств и определяют их эффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности.

В ходе настоящего исследования было обнаружено, что ведущие ценности, а также выраженность профессионально значимых качеств, напрямую коррелируют со стажем работы по профессии. Следовательно, интернализация профессиональной системы ценностей и развитие профессионально значимых качеств, в основном, происходят в процессе профессиональной деятельности.

С целью формирования необходимой системы ценностей в процессе ускоренного обучения, нами был разработан и проведен учебный социально-психологический тренинг, направленный на идентификацию его участников с субъектом своей будущей профессиональной деятельности.

Тестирование, проведенное до и после занятий, свидетельствует о произошедших изменениях в системе ценностных ориентаций участников в сторону сближения их с профессиональными ценностями школьных практических психологов. Повысились также показатели уровня субъективного контроля в различных областях жизнедеятельности и смысложизненных ориентаций, что свидетельствует о личностном росте участников.

Разработанный и проведенный нами тренинг способствовал.

139 не только формированию и развитию у его участников системы профессиональных ценностей и развитию профессионально значимых качеств, но и преодолению кризиса профессионального становления, в результате чего у студентов повысился интерес к своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты диссертационной работы позволили сделать следующие общие выводы:

1. Ценностные ориентации занимают центральное место в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов и способствуют их эффективной реализации в процессе практической деятельности;

2. Система профессиональных ценностей школьных практических психологов носит ярко выраженную социальную направленность и определяет степень выраженности профессионально значимых качеств.

3. Формирование системы профессиональных ценностей, а также развитие профессионально значимых качеств школьных практических психологов, в основном, происходит в процессе практической деятельности.

4. Воздействуя на ценностные ориентации можно формировать и развивать профессионально значимые качества школьных практических психологов.

5. Формировать систему ценностных ориентаций необходимую для успешной деятельности школьных практических психологов в процессе обучения можно посредством учебного социально-психологического тренинга профессиональной идентификации.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основании выводы могут быть использованы в.

140 разработке учебных планов и программ при подготовке школьных практических психологов в условиях спецфакультетов, курсов переподготовки учителей, специализаций непсихологических факультетов. Кроме того, модифицированный вариант социально-психологического тренинга профессиональной идентификации может использоваться при подготовке специалистов различных профессий типа «человек-человек». Дальнейшее изучение особенностей ценностно-смыслового аспекта деятельности школьных практических психологов, в частности эмоцио-нально-мотивационной сферы, а также эффективности формирования и развития системы профессиональных ценностей в процессе обучения позволит оптимизировать подготовку специалистов-психологов на различных уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. -М., 1994.- 237 с.
  2. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики. /перевод с англ. БНТИ СО АН СССР/ Новосибирск, 1987. -482 с.
  3. В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психол. журн. -1984. т.5. — № 5. — С. 63−70.
  4. Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн. 1992. — т.13. — № 5. — С. 104−109.
  5. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопр. психол. 1992. — № 1. — С. 74−83.
  6. .Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I.1. М., 1980. 232 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
  8. .Г. О проблемах современного человеко-знания. М., 1977. — 344 с.
  9. А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. в 2-х т., Т. 2. М., 1985. — 336 с.
  10. В.Г. Социальная психология., 2е изд., 1. М., 1988. 432 с.142
  11. В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей.// Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства.// сборник науч. трудов. Горький., 1982. — С. 116−129.
  12. В. Г. Возрастная психология. Иркутск., 1989. 195 с.
  13. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля.//Психолог, журн. 1984. — т.5. — № 3. — С. 152−162.
  14. Н.В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога.// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. JI., 1985. -С. 78−86.
  15. Т.Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценности человека. // Ежегодник РПО, том. 1, Вып. 2. М., 1995. — С. 102−103.
  16. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. — 312 с.
  17. А.А. Быть знатоком людей непросто, // Социальная психология личности. Л., 1974. — С. 100−105.
  18. А.А. Личность и общение. М., 1983. -272 с.
  19. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, Iупражнения. Спб., 1994. — 316 с.
  20. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. С. 63−7 6.143
  21. Г. JI., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта.// Вопр. психол. -1993.- т.14. № 5. — С. 99−105.
  22. И.А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США.// Вестник Московского университета.1989. сер. 14. — Психология. — № 3. — С. 50−61.
  23. В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация.// Ежегодник РПО, т. 1. Вып. 2. М., 1995. — С. 172−174.
  24. В.Л., Кимпеляйнен Е. И. Развитие коммуникативной компетентности. Методические указания. Омск., 1990. — 81 с.
  25. . Что такое психология, в 2-х. т., Т. 2: Пер. с франц. М., 1992. — 376 с. 2 8. Групповая психотерапия.// Под ред. Карвасарского Б. Д., Ледера С. М., 1990. — 384 с.
  26. я. Ценностная ориентация личности. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — С. 102−109.
  27. И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания.// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.1. М., 1989. С. 67−78.144
  28. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. -272 с.
  29. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. — 128 с.
  30. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. — С. 44−45.
  31. Р. П., Ильина Т. А., Григорьева Т. Г. Психолог в школе: первый год. Новосибирск., 1991. — 70 с.
  32. А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. — 222 с.
  33. Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности.// Ежегодник РПО. т.1, Вып.2, М., 1995. — С. 183−185.
  34. Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского// В четырех книгах. — М.- 1994. — 368 с.
  35. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). М., 1990. -31 с.
  36. И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме фор145мирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. — С. 3−12.
  37. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1984. -159 с.
  38. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии.// Вопр. психол. 1984. — № 4. — С. 5−14.
  39. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа.// Психол. журн. 1993. — т.14. -№ 4. — С. 130−136.
  40. Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. М., МИП «Гуманитарные технологии», 1991.
  41. Кон И. С. Социализация.- БСЭ, 3-е издание., т.24.1. С. 221.
  42. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  43. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1979. — 175 с.
  44. А.Г. Формирование мотивации и организация личностного самоопределения студентов.// Прикладная психология, опыт и перспективы. Красноярск., 1990. — С. 122 129.
  45. .Г. Опыт изучения ценностных ориентаций личности у молодых рабочих.// Вопросы психологии труда и профтехобразования. Иркутск., 1978. — С. 77−91.
  46. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991. — 207 с.146
  47. B.C. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника.// Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1988. — С. 4−11.
  48. B.C. Социальная направленность личности.//
  49. Формирование личности старшеклассника./ под ред. И. В. Дубровиной М., 1989. — С. 12−14.
  50. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 197 6. — 192 с.
  51. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975. 304 с.
  52. Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл./ Вступит, стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла.-М., 1990. С. 5−22.
  53. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. — 17 с.
  54. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. — 16 с.
  55. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций.// Психол. журн. 1993. — т.14. — № 1. — С. 150−155.
  56. Личность ученого (социально-психологический портрет). Реферативный сборник. М., 1983. — 238 с.
  57. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. -С. 6−23
  58. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 448 с.147
  59. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности.// Психолог. журн. 1994. — т. 14. — № 4. — С. 94−102.
  60. Марксистско-ленинская социология./ Отв. ред. Оси-пова Г. В., Иванов В. Н. М., 1988. — 263 с.
  61. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте.// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 182−186.
  62. Е. Я-ТЫ-МЫ. Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. М., 1986. — 256 с.
  63. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. — 319 с.
  64. М.В. Изучение соотношения показателей теппинг теста с профессионально значимыми качествами практического психолога.// Психолог, журн. 1995. — т.16. — № 1. — С. 75−83.
  65. В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы): Пер. с болг. М., 1975. -163с.
  66. Моральные ценности и личность./ Под ред. А.И. Ти-таренко, Б. О. Николаичева. М., 1994. — 176 с.
  67. К. Психология ответственности. Л., 1983. 240 с.
  68. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 3538.148
  69. Ш. А. Установка и деятельность.1. Тбилиси., 1987. 361 с.
  70. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. — 199 с.
  71. Р.С. Психология, в 2-х т., Т. 1. М., 1994.- 576 с.
  72. Р.С. Психология, в 2-х т., Т. 2. М., 1994.- 496 с.
  73. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Инструктивное письмо № 16, от 27 апреля 1989 г.// Чупров А. Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе. Абакан., 1992. — С. 45−52.
  74. Г. Принцип «редукции напряжения»// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 106−107.
  75. В.Д., Татарова Г. Г., Толстова Ю. Н. Многомерная типология времяпровождения.// Социологические исследования. 1980. — № 4. — С. 133−140.
  76. Р. Видеопсихотерапия.// Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С. 101−107.
  77. JI.A. Вступительная статья к книге К. Рудестам: Групповая психотерапия, психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. С. 5−13.
  78. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. -168 с.
  79. Положение о психологической службе в системе народного образования.// Вопр. психол. -1991. № 1. -С.182.185.149
  80. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др./ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — 222с.
  81. Психологическая теория коллектива./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 239 с.
  82. Психология личности. Тексты/ Под. ред Ю.Б. Гиппен-рейтер, А. А. Пузурея. М., 1982. — 288 с.
  83. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 240 с.
  84. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., — М., 1990. — 4 94 с.
  85. Развитие личности ребенка: перевод с англ./ Под ред. A.M. Фонарева. М., 1987. — 272 с.
  86. Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. под ред. С. М. Черкасова. СПб., 1995. — 288 с.
  87. К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. 1965. — № 6.- С. 126−135.
  88. С. Л. Основы общей психологии, в 2-х т. Т. 2. М., 1989. — 328 с.
  89. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-еизд. М., 1976. — 416 с.
  90. К. Групповая психотерапия. Психокоррекци-онные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. ред.Л. П. Петровской. 2-е изд. — М., 1993. — 368 с.
  91. Е.А. Становление личности// Социальная психология личности. Л., 1974. — С. 20−31.
  92. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. -Л., 197 9. -263 с.150
  93. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. — 360 с.
  94. Современная западная философия. Словарь./ Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М., 1991. — 414 с.
  95. Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов консультантов (проблемы адаптации западного опыта).// Психол. журн. 1994. — т. 15. — № 6. — С. 121−127.
  96. Справочник по прикладной статистике, т.1/ Под ред. Э. Ллойда, У. Лидермана, Ю. Н. Тюрина. М., 1989. -510 с.
  97. Справочник по прикладной статистике, т. 2/ Под ред. Э. Ллойда, У. Лидермана, Ю. Н. Тюрина. М., 1990. -526 с.
  98. . М. Избранные труды, в 2-х т., Т. II.1. М., 1985. 360 с.
  99. В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л., 1968. 124 с.
  100. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика лич-нос-тно-ориентированной психологии, в 2-х т. Т. 2. М., 1996. 208 с.
  101. Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка.// Вопр. психол. 197 6. — № 4. — С. 26−34.
  102. Философская энциклопедия./ Под ред. В. Ф. Константинова. в 5-ти т. Т.5. М., 1970. — 740с.
  103. Формирование личности старшекласника./ Под ред.
  104. И.В. Дубровиной. М., 1989. — 168 с.
  105. В. Поиск смысла жизни и логотерапия// Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 118−126.151
  106. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.1. М., 1990. 368 с.
  107. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2, Тбилиси., 1991. — 425 с.
  108. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415с.
  109. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод. М., 1994. — 447 с.
  110. И.Б. Профессиональное видение мира способ действия специалиста.// Психологическая наука и общественная практика. Тезисы докладов IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов. — М., 1987. — С. 143−145.
  111. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2- Пер. с нем./Под ред. Б. М. Величковского. — М., 1986. — 408с.
  112. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ- Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской. М., 1993. — 480 с.
  113. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР).// Психол. журн. -1991. т.12. — № б. — С. 154−167.
  114. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления)/ А. А. Козлов, В. Т. Лисовский,
  115. В. Сикевич И. В. М., 1992. — 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. /НИИВО- Вып.4).
  116. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. М., 1988. — 272 с.152
  117. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы.// Психол. журн. 1982.т. 3. № 5. — С. 135−145.
  118. А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова
  119. А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителярусского языка.// Психол. журн. 1991. — т. 12. — № 2. -С. 27−43.
  120. Э. Два вида психологии// История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.-2-е изд./ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1992. ' - 364с.
  121. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JI.M. Семе-нюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — С. 169−175.
  122. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. 1995.4. С. 50−56.
Заполнить форму текущей работой