Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы оценки качества образования с учетом требований рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показывает, что уровень образования является определяющим параметром социально-экономического развития общества. Недооценка роли интеллектуальных ресурсов в развитии экономики неизбежно приводит к быстро нарастающим кризисам. Для того чтобы Россия вошла в число высокоразвитых или хотя бы быстроразвивающихся стран, а не скатилась к «третьему миру», необходимо становление эффективно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современное состояние образовательных систем с ^ учетом потребностей рынка труда
    • 1. 1. Формирование системы контроля и оценки качества ^ образования в России
    • 1. 2. Синергетический подход к исследованию проблем управления качеством образования с использованием теории 25 переходных периодов
    • 1. 3. Теоретические аспекты взаимодействия рынка труда и ^ системы образования в синергетических представлениях
  • ГЛАВА 2. Определение подхода к оценке качества образования ^ па основе теории переходных периодов
    • 2. 1. Синергетические модели субъект-объектных отношений при оценке качества образования
    • 2. 2. Макромоделирование синергетических процессов в ^ образовательной системе
    • 2. 3. Рискологические проблемы оценки качества образования
  • ГЛАВА 3. Использование сннсргетичсскои модели переходных ^^ периодов для управления качеством образования
    • 3. 1. Технология проведения независимой оценки качества образования
    • 3. 2. Синергетические эффекты объективизации оценки ^^ качества образования
    • 3. 3. Использование технологии проведения независимой оценки качества образования для построения общероссийской 142 системы оценки качества образования

Развитие системы оценки качества образования с учетом требований рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной особенностью развития образования в мире в настоящее время является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Страны объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Создается система мониторинга качества образования в мире. В ней участвуют около 50 стран. Ее организаторы: Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организация экономического сотрудничества и развитияOECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Для России ее человеческий потенциал, высокообразованная рабочая сила выступают наиболее ценными производительными ресурсами по сравнению с устаревшим и сильно изношенным основным капиталом. Инвестиции в Человека обеспечивали, обеспечивают, и будут обеспечивать громадный и долговременный экономический эффект.

Через призму теории «человеческого капитала» образование в конце XX в. стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста. Это привело к пересмотру приоритетов в политике государства. Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало главным рычагом преодоления экономической отсталости.

В начале XXI века наметились новые тенденции в оценке значимости образования. Тотальность образования заставляет говорить о нем по-новому и, прежде всего с позиции экономики.

В стратегии модернизации содержания образования отмечается, что развитие экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества массового образования, понимаемого как «соответствие требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики».

Современное общество и рынок труда предъявляют к специалисту высокие требования, в которых отчётливо просматривается востребованность образования высокого качества, отвечающего мировым стандартам. Анализ современных исследований и практика отечественной высшей школы свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме качества образования. Причинами такой заинтересованности являются функциональная дифференциация управленческого труда, изменение организационной структуры в системе высшей школы, децентрализация образовательной системы России. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к управлению образовательными системами, в том числе и подходов к оценке качества образования, и на этой основе реформирование образования.

В связи с этим, целесообразно рассмотреть возможности использования синергетического подхода к управлению качеством образования будущих специалистов.

Вопросами оценки качества образования занимались В. П. Беспалько, Я. Д. Вишняков, В. А. Кальней, К. А. Кирсанов, Е. И. Перовский, А. И. Севрук, H.A. Субетто, Н. Ф. Талызина, Л. Ф. Фридман и др. Проблемами профессионального образования Л. Г. Ефремов, Л. П. Кураков, Ф. И. Перегудов, H.A. Селезнева, К. Н. Цейкович, D. Bok, Н. Bowen, J. Shuster, Е. Wallefeldt и др.

Значительный вклад в исследование вопросов становления российского рынка труда на современном этапе внесли В. В. Адамчук, B.C. Буланов, В. П. Буянов, H.A. Волгин, Б. М. Генкин, М. Г. Завельский, А. Ф. Зубкова, А. Я. Кибанов, А. З. Котляр, В. И. Матирко, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов, О. В. Ромашов, С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова и др.

Основоположниками теории научного познания с позиции синергетического подхода являются Г. Хакен, А. Богданов, Ю. Данилов, С. Курдюмов, И. Пригожин, А. Щербаков и др.

Применительно к социально-экономическим системам основополагающие синергетические принципы сформулированы в работах С. Гомаюнова, С. Курдюмова, Е. Князевой, Э. Ласло, Г. Малинецкого, А. Назаретяна и др. Данные проблемы нашли свое отражение в трудах ряда зарубежных экономистов: R. Ayres, W. Baumol и др.

Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании и разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки качества образования с учетом требований рынка труда.

Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:

• Исследовать процесс формирования системы оценки качества образования в России.

• Провести анализ проблем управления качеством образования с использованием синергетического подхода, определив наиболее значимые аспекты взаимодействия системы образования и рынка труда.

• Разработать модели субъект-объектных отношений при оценке качества образования.

• Выявить и охарактеризовать тенденции развития системы оценки качества образования, а также определить инструментарий объективной, независимой оценки качества образования.

• Разработать механизм регулирования рисков при проведении оценки качества образования с использованием рискологического анализа субъект-объектных отношений.

• Разработать механизм и практический инструментарий государственного управления и контроля качества образования.

Объектом диссертаиионного исследования является комплекс «образовательная система — рынок труда».

Предметом диссертационного исследования являются процессы формирования системы оценки качества образования в комплексе «образовательная система — рынок труда».

Теоретическую основу диссертаиноиного исследования составляют исследования классиков экономики, теории труда, системологии, синергетики в части изучения проблем оценки качества образования.

Методологическая основа диссертационного исследования — системно-синергетический подход, качественный и количественный анализ, сравнительный и статистический анализа по проблеме качества образования.

Эмпирическая база диссертационного исследования — материалы официальных органов Российской Федерации в частности Министерства образования и науки России, Госкомстата России, научные работы авторов и творческих коллективов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в научном обосновании и разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки качества образования.

Личный вклад автора в рамках исследуемой проблемы заключается в том, что:

• обоснована возможность применения синергетического подхода к исследованию проблем управления качеством образования с использованием теории переходных периодов;

• построены синергетические модели субъект-объектных отношений при оценке качества образования;

• разработан принципиально новый подход рассмотрения процесса оценки качества образования, как переходного периода в комплексе «образовательная система — рынок труда»;

• сформулированы рискологические проблемы, влияющие на объективность оценки качества образования;

• выявлены синергетические эффекты от объективизации процедур оценки качества образования;

• обоснованы подходы создания Общероссийской системы оценки качества образования, используемой для государственного регулирования системы образования.

Практическое значение результатов исследования заключается в возможности применения их при проведении объективной, независимой оценки качества образования с последующим построением Общероссийской системы оценки качества образования, используемой для государственного регулирования комплекса «образовательная система — рынок труда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Особенностью текущего момента является то, что России приходится выходить из глубокого системного кризиса, что делает проблематичным привлечение дополнительных ресурсов для подъема экономики. Задача выхода из кризиса не может быть успешно решена без всестороннего системного анализа происходящих процессов, без принятия решений, исходя из принципов эволюции сложных социальных систем, а также без усиления воздействия потенциала системы образования на преодоление экономического кризиса.

Исследование показывает, что уровень образования является определяющим параметром социально-экономического развития общества. Недооценка роли интеллектуальных ресурсов в развитии экономики неизбежно приводит к быстро нарастающим кризисам. Для того чтобы Россия вошла в число высокоразвитых или хотя бы быстроразвивающихся стран, а не скатилась к «третьему миру», необходимо становление эффективно действующего рынка труда, что не возможно без подготовки высококвалифицированных специалистов.

Процесс стихийной самоорганизации в системе образования, как главного элемента подготовки специалистов, привел к появлению ряда негативных тенденций. На наш взгляд наиболее тревожной из них является усиливающееся несоответствие образования потребностям национальной экономики, отдаления системы образования от решения задач по выходу страны из кризиса.

На основе теоретического осмысления выявленных проблем автором были разработаны подходы к их разрешению. Научная новизна работы состоит, прежде всего, в самой постановке проблем управления качеством образования на основе теорий переходных периодов и использования подходов синергетики. В период социально-экономической нестабильности, стремительных общественных трансформаций, когда традиционные методы становятся неэффективными, выводы теории самоорганизации позволяют продвинуться в решении вопросов, которые невозможно решить старыми методами.

Анализ закономерностей развития системы образования России позволяет сделать вывод о том, что система образования на современном этапе переживает период интенсивного развития, которое обеспечивается приоритетным вниманием к образованию со стороны государства, а также достижениями отечественной школы в области воспитания и обучения, развитие системы образования идет по пути усиления рыночных механизмов регулирования рынков труда и образовательных услуг, при этом приоритетное значение в области регулирования остается за государством.

Диссертационное исследование позволило автору научно обосновать использование синергетического подхода к оценке качества образования на примере построения модели переходных периодов в комплексе «образовательная система — рынок труда» для государственного регулирования системы образования.

Выполненные автором исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ формирования системы оценки качества образования свидетельствует, что действующая в настоящее время традиционная система контроля качества образования малоэффективна и не отвечает современным требованиям.

2. Обоснована возможность использования синергетического подхода к оценке качества образования на основе теории переходных периодов, что позволяет определить инструментарий независимой оценки качества образования.

3. Технология проведения независимой оценки качества образования, основанная на модели переходных периодов в комплексе «система образования — рынок труда» позволила выявить синергетические эффекты от объективизации оценки качества образования, направленные на повышение доступности качественного высшего образования, осуществление государственного контроля качества общего образования, повышение конкуренции в системе образования.

4. Предложено моделирование синергетических процессов путем введения в классическую бинарную модель «образовательная системарынок труда» системы оценки качества образования, которое позволило исследовать синергетические процессы, происходящие в системной триаде.

5. Для объективизации оценки качества образования разработана последовательность выявления синергетических эффектов на различных уровнях (микро и макро) субъект-объектных отношений в интересах обоснования необходимости и выявления возможностей государственной поддержки возникающих эффектов.

6. Проведенный рискологический анализ позволил разработать механизм регулирования рисков субъект-объектных отношений при проведении процедур оценки качества образования.

7. Разработаны рекомендации по созданию Общероссийской системы оценки качества образования, способствующей принятию обоснованных управленческих решений для государственного регулирования системы образования, обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения, развитию государственной аттестационной службы, обеспечению единого образовательного пространства, а также повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные н нормативные документы
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 г. N 3266−1 (в ред. Фед. Закона от 29.12.2004 N 9-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  4. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента 1 по введению единого государственного экзамена» от 16.02.2001 № 119 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 29.11.2003 № 725 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2005 году единого государственного экзамена» от 02.03.2005 № 108 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» от 28.08.2001 № 630 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Заполнить форму текущей работой