Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Формирование эстетического вкуса учащихся пятых-шестых классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л. С. Выготского, Н. Н. Поспелова, Л. Ф. Тихомировой, М. А. Холодного, Д. Б. Эльконина и других; методические рекомендации формирования логического мышления в работах Ж. Пиаже, Н. А. Подгорецкой, С. Л. Рубинштейна, Л. М. Фридмана; теории формирования логического мышления П. П… Читать ещё >

Введение. Формирование эстетического вкуса учащихся пятых-шестых классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очень важным фактором динамического развития общества является формирование эстетического сознания, художественной культуры общества. Эстетическое вкус должен быть сформирован у каждой личности, т.к. в эстетическом вкусе отдельного человека отражается уровень культуры общества, его социальные цели. И во многом решение этой задачи зависит от построения образовательного процесса. Развитость эстетического вкуса определяется способностью человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусств. Эти способности формируются в определенных обстоятельствах и при наличии условий, которые учитель может изменять, создавать сознательно, специально. Эта систематическая работа на уроках и приведет к формированию эстетического вкуса школьников. Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в формировании эстетического вкуса. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является младший школьный возраст. В это время закладываются основы умственного формирования детей. Создаются предпосылки для подготовки человека к способностям различения, понимания и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка эстетического вкуса как важнейшего фактора, обеспечивающего приобщение ребенка к миру искусства, эффективность его дальнейшего проявления в жизни культурного общества.

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, T.M. Веккера, JI.C.Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и других. эстетический вкус изобразительный учащийся Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю. К. Бабанского, И. А. Барташниковой, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е.Н.Кабановой-Меллер, В. Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

Проблемами формирования логического мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Р. Гайсон, Б. Инельдер, Ж. Пиаже, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. С. Овчинников, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.) исследователи.

Проблема состоит в том, что для усвоения нового материала учащимся необходимо научиться логически мыслить. Учителя начальной школы часто используют упражнения тренировочного типа, не требующие мышления.

С поступлением ребенка в школу формируется учебная деятельность, мышление становится доминирующей функцией. У первоклассника мышление наглядно-образное, развиваются навыки анализа.

Рисование — вид деятельности, при котором формируется логическое мышление, познавательные процессы ребенка, а в процессе рисования с натуры происходит познание таких понятий как цвет, пространство объем, и т. д.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Н. М. Сокольникова, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т. д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью достижения эффективности в процессе формирования индивидуальности ребенка, углубленным познанием действительности при рисовании с натуры.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования и отсутствием методических разработок.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры».

Объект исследования — логическое мышление учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Предмет — процесс формирования логического мышления учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования — формирование логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование логического мышления на уроке рисования с натуры будет эффективным, если использовать разнообразные приемы рисования, давать детям задания, позволяющие развивать логическое мышление.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • 1. Изучить теоретические основы формирования логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры.
  • 2. Рассмотреть педагогические условия формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.
  • 3. Апробировать систему уроков по формированию логического мышления.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л. С. Выготского, Н. Н. Поспелова, Л. Ф. Тихомировой, М. А. Холодного, Д. Б. Эльконина и других; методические рекомендации формирования логического мышления в работах Ж. Пиаже, Н. А. Подгорецкой, С. Л. Рубинштейна, Л. М. Фридмана; теории формирования логического мышления П. П. Блонского, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдов, З. А. Зак, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. М. Матюшкина, Н. А. Менчинской, А. И. Мещерякова, Д. Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, тестирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

База исследования: МОУ СОШ № 19 г. Волгограда. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «б», 6 «б» классов.

Исследование проводилось в период педагогической практики с 10. 02. 2014 по 23. 03.2014.

Первый этап — изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап — разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые экспериментально проверена эффективность формирования логического мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой