Принудительные меры в международном праве
В настоящее время сохраняются и возможности применения односторонних мер отдельными государствами. Эти меры могут быть как военными, так и невоенными. Все чаще раздаются голоса в пользу отказа в сфере международных отношений от использования экономических средств в эгоистических политических целях. Всеобщему осуждению подвергся американский закон Хелмса-Бартона о «наказании» тех, кто экономически… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Общая характеристика принудительных мер и иных инструментов поддержания международного правопорядка
- 1. Понятие и виды принудительных мер
- 2. Иные инструменты поддержания международного правопорядка
- Глава II. Санкции по Уставу ООН и других международных организаций
- 1. Особенности санкций международных организаций
- 2. Санкции без применения вооруженной силы
- 3. Санкции с применением вооруженной силы
- Глава III. Операции ООН по поддержанию мира.76 ^
- 1. Операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) и их соотношение с принудительными военными мерами
- 2. Сотрудничество ООН с региональными организациями в области проведения операций по поддержанию мира
- 3. Организационно-правовые вопросы проведения операций по поддержанию мира
- Глава IV. Контрмеры государств
- 1. Понятие и виды контрмер государств
- 2. Условия правомерности контрмер
- 3. Противоправные контрмеры
- Глава V. Международно-правовые основания самообороны государств
- 1. Понятие и содержание самообороны в современном международном праве
- 2. Закрепление в международно-правовых актах права государства на самооборону
Принудительные меры в международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Прекращение блоковой конфронтации при всем своем историческом значении автоматически не привело к торжеству демократических принципов в международных отношениях. Естественно, что окончание холодной войны стало отправным моментом продвижения к устройству стабильного и предсказуемого мира на глобальном уровне. Но одновременно резко расширилась зона региональных конфликтов, население планеты взволновано взлетом волны терроризма, сохраняется угроза распространения оружия массового поражения. Отход от военно-силового противостояния, чем увенчалась победа над холодной войной, оказался явно недостаточным для того, чтобы нейтрализовать все эти опасности и риски.
После окончания холодной войны получила развитие тенденция перехода от конфронтационного, двухполюсного, к многополюсному миру. Резко ослабли центростремительные силы, притягивающие значительную часть стран мира к каждой из двух сверхдержав. После роспуска организации Варшавского договора, а затем и распада СССР страны Центральной и Восточной Европы в своем преобладающем числе перестали ориентироваться на Россию, выступившую в качестве преемника Советского Союза. Основательно ослабли связи России и с суверенными странами СНГ — бывшими частями практически унитарного СССР.
Одновременно подобные тенденции — правда, не такой силы и не в такой степени, — значительно затронули США. Большую, чем прежде, самостоятельность начали проявлять страны Западной Европы, переставшие зависеть от американского «ядерного зонта». Их тяготение к «Евроцентру» постепенно берет верх над трансатлантической ориентацией. На фоне усиливающихся позиций Японии в мире ослабевают узы ее военно-политической зависимости от Соединенных Штатов. Характерно, что происходит процесс укрепления самостоятельности и тех стран, которые были дальше от эпицентра двухполюсной конфронтации, непосредственно не примыкали ни к одной сверхдержаве. В первую очередь этот вывод справедлив в отношении Китая, который достаточно быстро наращивает свой экономический потенциал.
Однако все это пока не позволяет говорить о том, что многополюсный мир уже сформировался и, самое главное, что на смену системы баланса сил, на которой основывался мировой порядок, уже пришло равноправное партнерство.
Мы вступили в период глобальных перемен, отмеченный исключительно противоречивыми тенденциями. Региональные и континентальные объединения государств намечают пути расширения сотрудничества и ослабления некоторых спорных моментов, которые связаны с противостоянием суверенитетов и столкновением националистических интересов. Национальные границы становятся более прозрачными под воздействием современных средств коммуникации и мировой торговли, а также решений государств уступить часть своих исключительных прерогатив мелкогосударственным объединениям, в которые они входят.
В то же самое время дают о себе знать проявления национализма и притязания частей государств на суверенитет, а единству государств угрожают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические распри1.
Впервые за весь послевоенный период, т. е. за последние полвека, на Европу распространилась зона региональных конфликтов. В ее центре разразился опаснейший югославский кризис. Остроконфликтные ситуации возникли и на южной дуге Европы: армяно-азербайджанская в связи с Нагорным Карабахом, грузино-абхазская, грузино-осетинская. Далеко не уре.
1 См.: Решетов Ю. А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. № 1. С. 1. гулированы и отношения Молдавии с Приднестровьем.
Не завершились некоторые внутригосударственные войны, которые велись в период «холодной войны» в интересах и при поддержке других стран.
Еще одна серьезная проблема — несостоятельность ряда государств, которые в результате своей слабости скатываются к анархии и неуправляемости1.
При всей важности двусторонних отношений и региональных организаций главным механизмом, способным обеспечить переход от двухполюсного, конфронтационного к многополюсному, демократическому миру, является Организация Объединенных Наций. В период становления многополярной системы она призвана стать своего рода «страховой сеткой», сводящей к минимуму разрушительные последствия перемен и направляющей их в эволюционное демократическое русло.
Главной задачей ООН остается поддержание международного мира и безопасности. Причем основными в арсенале этой Организации должны быть политико-дипломатические средства мирного разрешения споров. Следует напомнить об этом потому, что в последние годы в стенах ООН стал проявляться своего рода «санкционный синдром» — стремление шире и активнее применять санкции и другие принудительные меры, иногда при игнорировании имеющихся политико-дипломатических возможностей. ООН должна применять такие меры только в исключительных случаях, когда все иные средства действительно исчерпаны.
В целом нужна модернизация санкционных механизмов ООН. Сегодня, например, не предусмотрена четкая процедура снятия санкций, а, как показывает опыт, — это весьма важно. Гуманитарный ущерб от санкций так же, как и ущерб для третьих стран, должен быть сведен к минимуму.
1 См.: Ротфельд А. Д.
Введение
: К плюралистической безопасности // Ежегодник.
СИПРИ, 1996; Вооружение, разоружение и международная безопасность.
М.: Наука, 1997. С. 18.
Очень важно подчеркнуть, что ООН должна сохраняться в качестве единственной организации, дающей санкции на применение силовых методов. Любые подобные действия в обход Совета Безопасности ООН необходимо полностью исключить.
В силу этого санкции ООН играют особую роль в обеспечении международного правопорядка и в современных условиях призваны служить одним из средств обеспечения добросовестного соблюдения международно-правовых обязательств всеми субъектами международного права. В то же время можно определенно сказать, что сегодня в рамках ООН не сложился четко очерченный механизм санкционного обеспечения соблюдения международных обязательств. В первую очередь это вызвано тем, что практика применения санкций в системе ООН неоднородна. Например, ЮНИДО может применять санкции только вслед за ООН (если к государству-члену применена санкция в рамках Организации Объединенных Наций). А Международный Валютный Фонд, наоборот, применяет только самостоятельные санкции и не всегда выполняет рекомендации ООН о применении санкций по отношению к государствам-членам, виновным в нарушении норм международного права, совершившим международные преступления. Отсутствие единства в данном вопросе значительно снижает эффективность санкционного принуждения в системе ООН.
Представляется, что ООН должна обладать развитым санкционным механизмом, действующим в защиту международного правопорядка и права, в полном соответствии с требованиями уставов межправительственных организаций.
Несмотря на очевидную теоретическую и практическую значимость, вопрос о санкциях межправительственных организаций системы ООН в российской науке международного права специально не исследовался.
В определенной мере этот пробел восполнен в работе Т. Н. Нешатаевой, однако в ней не анализируются санкции Совета Безопасности в отношении стран-нарушителей международного права.
В то же время вопрос о международно-правовых санкциях в отечественной международно-правовой доктрине дебатируется достаточно часто и остро (Д.Б. Левин, Г. И. Тункин, П. Курис, В. А. Василенко, Ю. А. Решетов, Э. И. Скакунов, Э.С. Кривчикова), причем диапазон мнений разнообразен и широк. Подробное исследование санкций системы ООН может послужить более глубокому уяснению вопросов международно-правовых санкций и ответственности в целом, поможет более конструктивно оценить возможность институционального регулирования международных отношений.
В настоящее время сохраняются и возможности применения односторонних мер отдельными государствами. Эти меры могут быть как военными, так и невоенными. Все чаще раздаются голоса в пользу отказа в сфере международных отношений от использования экономических средств в эгоистических политических целях. Всеобщему осуждению подвергся американский закон Хелмса-Бартона о «наказании» тех, кто экономически сотрудничает с Кубой. Острая реакция на этот закон объясняется и тем, что создается опасный прецедент попытки придания внутреннему законодательству характера экстерриториальности. Аналогичное отношение у торговых партнеров с Ираном и Ливией вызывают попытки беспрерывного ужесточения их экономической блокады. Во многом искусственно сдерживается реализация резолюции 986 Совета Безопасности ООН «нефть в обмен на гуманитарные товары» в отношении Ирака.
Нельзя не сказать и о том, что со времен холодной войны остаются в силе некоторые дискриминационные ограничения в торговле. В частности, Россию все еще причисляют к странам с переходной экономикой, а это дает основание развитым странам применять к ней те правовые нормы, которые были выработаны для государств, имевших командно-административную систему управления хозяйством. Под предлогом «нерыночного статуса» российской экономики (что уже не соответствует действительности) Запад осуществляет антидемпинговые мероприятия в отношении российского экспорта, основанные на дискриминации1.
Иначе говоря, почва для проведения государствами односторонних контрмер продолжает сохраняться. Так, например, в 1995 г. был заключен Российско-Иранский контракт (на сумму порядка 140 млн. долларов и с последующим развитием до одного, а по некоторым оценкам — до 8 млрд. долларов) на достройку атомной электростанции в Бушере. Почти сразу же высокопоставленные представители администрации Клинтона заговорили о твердом намерении Вашингтона добиваться отмены данной сделки, а ряд влиятельных членов конгресса США даже выступили в пользу прекращения всей экономической помощи России и введения против нее других санкций, если контракт с Ираном не будет расторгнут. Особенно яростную кампанию против этой сделки развернули политические оппоненты Клинтона из республиканской партии после своей победы на промежуточных выборах 1994 г., обвиняя президента в «слабости и нерешительности» в проведении внешней политики США. Администрация Клинтона прибегла к неприкрытому давлению на Москву.
Стали говорить о том, что в отношении России может быть применен принятый в 1992 г. по инициативе сенатора Дж. Маккейна закон, вводящий торгово-экономические санкции в отношении иностранных государств, частных фирм и граждан, осуществляющих экспорт товаров и технологий, которые могут содействовать приобретению Ираном и Ираком ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также современного обычного вооружения.
Санкции" включали бы в себя прекращение сроком на один год правительственной помощи США, соглашений о военном сотрудничестве с Вашингтоном, запрет на экспорт американской технологии «двойного назна.
1 Подробнее об этом см.: Кондаков Л. Экономический статус России: «Транзитники», или рыночники // Международная жизнь. 1997. № 10. С.37−43. чения".
Введение
таких санкций поставило бы под угрозу ряд выгодных для России программ сотрудничества с США, например в космической области1.
Между тем с международно-правовой точки зрения позиция России практически неуязвима. Поставка не имеющих военного применения легководных реакторов для АЭС по гарантиям МАГАТЭ в Иран, страну-участницу Договора о нераспространении ядерного оружия, имеющую согласно ст. 4 Договора полное право на развитие гражданских ядерных программ, не составляет никаких нарушений международных обязательств России.
Потенциальная возможность применения Россией контрмер ненасильственного характера, в частности реторсии в отношении стран Балтии и ряда стран СНГ в связи с возможным ущемлением прав русского (русскоязычного) населения, также сохраняется.
Законная защита Россией русского населения в новых независимых государствах вызывает немало нападок2. Некоторые считают, что действиями в защиту русского (русскоязычного) населения, в частности в странах Балтии, Россия якобы нарушает международное право. В американской печати появился даже тезис о том, что США защищают за рубежом своих граждан, а не англоязычное население. Поэтому и России следует, мол, ограничиться защитой российских граждан, а не русского населения. В прессе можно встретить утверждения, будто, защищая русских за рубежом, Россия действует в соответствии с «архаическим принципом общей крови». Подобные ссылки на мнимую «архаичность» заботы страны-родины о соотечественниках, обосновавшихся в других государствах, отнюдь не согласуются с мировой практикой.
Прежде всего следует заметить, что целый ряд государств связывает.
1 См.: Мельников Ю., Фролов В. Иранский вопрос во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона // Международная жизнь. 1995. № 7. С. 16.
См.: Пустогаров В. В. Региональная ответственность России и международное право // Международная жизнь. 1994. № 4. С. 79. свое гражданство с национальной принадлежностью. Так, конституция ФРГ говорит не столько о «германских гражданах», сколько о «немцах», а «немцем» считается не «германский гражданин», а «лицо немецкой национальности» (ст. 116). Не каждый гражданин, а «каждый немец» может быть избран президентом ФРГ (ст. 54).
В Израиле гражданство определяется принадлежностью к еврейскому народу.
Конституция Эстонии устанавливает «право на гражданство Эстонии по рождению» (ст. 8) и определяет, что президентом республики может быть только «гражданин Эстонии по рождению». Назначение государства конституция видит в том, чтобы «обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века» (преамбула).
Устойчивая и сравнительно широко распространенная международная практика заключается в том, что государство осуществляет защиту групп населения, не являющихся его гражданами, в другом государстве по признаку принадлежности к своей нации.
Нормативную базу диссертации составили: международные договоры, резолюции ООН и иных международных организаций, а также национальное законодательство, предусматривающее применение принудительных мер.
Цель исследования — проанализировать международно-правовой режим принудительных мер, применяемых международными организациями и государствами.
Методы исследования. В работе использованы структурно-логический, исторический и другие методы исследования.
При написании работы автор опирался на труды российских ученых-юристов: И. П. Блищенко, B.C. Верещетина, Б. В. Ганюшкина, Б. М. Клименко, P.A. Каламкаряна, JI.M. Колодкина, Ю. М. Колосова, Э.С. Кривчико-вой, Ю. А. Решетова, В. А. Романова, Ю. М. Рыбакова, Г. Б. Старушенко, В. К. Суворова, Г. В. Шармазанашвили, В. П. Шатрова и др.
Значительную помощь оказали труды иностранных авторов, таких как: Д. Бауэтта, У. Броунли, де Гуттри, К. Доминика, Б. Грейфрата, Р. Гугунхай-та, О. Элагаба, Р. Эллингза, и некоторых других ученых.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном исследовании международно-правовых проблем применения принудительных мер со стороны как международных организаций, так и государств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Принудительные меры, будучи элементом международно-правовой ответственности, представляют собой последствия международно-противоправного деяния, главным из которых является право потерпевшего государства либо право и обязанность международной организации отреагировать на совершенное правонарушение.
Принудительные меры в зависимости от субъекта, применяющего их, можно разделить на две группы: контрмеры — «горизонтальные меры», применяемые государствами, и санкции — «вертикальные меры», проводимые международными организациями.
Принудительные меры — это средства, к которым субъекты международного права обращаются в крайних случаях. К иным инструментам поддержания международного правопорядка относятся превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира, миростроительство, разоружение.
2. Санкция — это своего рода приговор международного сообщества, вынесенный государству-нарушителю мира. Но в отличие от четко определенных условий окончания сроков и условий наказания, предусматриваемых обычно нормами уголовного права, эти элементы часто отсутствуют в решениях СБ ООН о введении санкций.
В этой связи в рамках ООН следовало бы разработать протокол об условиях применения, продления, досрочного снятия и прекращения санкций.
3. Наиболее жесткими мерами среди невоенных санкций являются экономические санкции. Предлагается разработать и принять в рамках ООН документ, обязывающий государства-члены ввести в национальное законодательство стран-членов Организации норму, признающую нарушение эмбарго на поставки даже обычного оружия преступлениями международного характера и устанавливающую соответствующую уголовную ответственность для своих граждан.
4. Совет Безопасности ООН в последние годы начинает более широко интерпретировать содержащееся в Уставе понятие «угроза миру, любое нарушение мира», дающее ему право применить принудительные действия. В 1993 г. Совет Безопасности принял решение о применении принудительных мер против Ливии, правда, без использования вооруженных сил, с целью добиться от нее выдачи террористов, обвиняемых в организации взрывов на американском и французском самолетах. Совет расценил международный терроризм как создающий угрозу миру и безопасности. Признание, что международный терроризм может создавать угрозу миру, дает Совету Безопасности право применять в этих случаях Вооруженные Силы, но такие меры должны предприниматься только по решению Совета Безопасности, а не по усмотрению государств.
5. В последнее время ООН все чаще прибегает к военным акциям в ходе проведения операций по поддержанию мира. В ряде случаев в мандате по проведению ОПМ в том или ином районе соответствующими международными силами ООН содержится прямое указание на право применения ими военной силы.
Отличие принудительных военных мер от мер по поддержанию мира состоит в том, что принудительные военные меры проводятся без согласия данного государства, тогда как применение вторых предполагает получение согласия на их осуществление.
В настоящее время «традиционные» операции поддержания мира уступили место комплексным, интегрированным операциям, которые требуют сочетания политических, военных и гуманитарных действий. Это требует разработки либо специального международно-правового акта о порядке проведения таких операций, либо внесения соответствующих норм в Устав ООН.
6. Прослеживается изменение подхода к пределам и формам использования вооруженной силы в ходе миротворческих операций. Ранее формулировки мандатов ООН предписывали строго ограничивать применение силы в целях самообороны. Применение силы в целях самообороны было уже широко истолковано в начале 70-х годов и понималось как «сопротивление любым попыткам насильственными средствами помешать» силам по поддержанию мира выполнять свои обязанности.
Сейчас практикуют более широкие формулировки: «превентивная самооборона», «преследование», «вытеснение» .
7. Условиями правомерности применения контрмер государств являются следующие: действительное наличие какого-либо международно-противоправного деянияпредварительное представление со стороны потерпевшего государства требования о прекращении противоправного деяния или возмещении ущерба, вслед за которым не последовали адекватные действия государства-нарушителя, а также соответствие контрмер принципу соразмерности.
8. Право на индивидуальную самооборону и коллективную оборону государств не является исключением из принципа неприменения силы и угрозы силой, сформулированного в п. 4 ст. 2 Устава ООН, а выступает в качестве санкции на вооруженное нападение. Неоправданное использование аналогий из уголовного права (необходимая оборона) для объяснения природы самообороны противоречит современному международному праву.
Заключение
.
1. Принудительные меры, будучи элементом международно-правовой ответственности, представляют собой последствия международно-противоправного деяния, главным из которых является право потерпевшего государства либо право и обязанность международной организации отреагировать на совершенное правонарушение.
Принудительные меры в зависимости от субъектов, применяющих их, можно разделить на две группы: контрмеры — «горизонтальные меры», применяемые государствами, и санкции — «вертикальные меры», осуществляемые международными организациями. Принудительные меры — это средства, к которым субъекты международного права обращаются в крайних случаях. К иным инструментам поддержания международного правопорядка относятся превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира, миростроительство, разоружение.
2. Санкция — это своего рода приговор международного сообщества, вынесенный государству-нарушителю мира. В рамках ООН следовало бы разработать протокол об условиях применения, продления, досрочного снятия и прекращения санкций.
3. Наиболее жесткими мерами среди невоенных санкций являются экономические санкции. Предлагается разработать и принять в рамках ООН документ, обязывающий государства-члены ввести в национальное законодательство стран — членов организации норму, признающую нарушение эмбарго на поставки даже обычного оружия преступлениями международного характера и устанавливающую соответствующую уголовную ответственность для своих граждан.
4. В последнее время ООН все чаще прибегает к военным акциям в ходе проведения операций по поддержанию мира. В ряде случаев в мандате по проведению ОПМ в том или ином районе соответствующими международными силами ООН содержится прямое указание на право применения ими военной силы.
Отличие принудительных военных мер от мер по поддержанию мира состоит в том, что принудительные военные меры проводятся без согласия данного государства, тогда как применение вторых предполагает получение согласия на их осуществление.
В настоящее время «традиционные» операции поддержания мира уступили место комплексным, интегрированным операциям, которые требуют сочетания политических, военных и гуманитарных действий. Это требует разработки и принятия специального международно-правового акта о порядке проведения таких операций либо внесения соответствующих норм в Устав ООН.
5. Прослеживается изменение подхода к пределам и формам использования вооруженной сияы в ходе миротворческих операций. Ранее формулировки • мандатов ООН предписывали строго ограничивать применение силы в целях самообороны. Это понятие было уже широко истолковано в начале 70-х годов и понималось как «сопротивление любым попыткам насильственными средствами помешать» силам по поддержанию мира выполнить обязанности.
Сейчас практикуются более широкие формулировки: «превентивная самооборона», «преследование», «вытеснение» .
6. Условиями правомерности являются следующие: действительное наличие какого-либо международно-противоправного деянияпредварительное представление со стороны потерпевшего государства требования о прекращении или возмещении, вслед за которым не последовали адекватные действия государства-нарушителя, а также соответствие контрмер принципу соразмерности.
7. Право на индивидуальную самооборону и коллективную оборону государств не является исключением из принципа неприменения силы и угрозы силой, сформулированного в п. 4 ст.2 Устава ООН, а выступает в качестве санкции на вооруженное нападение. Неоправданное использование аналогий из уголовного права («необходимая оборона») для объяснения природы самообороны противоречит современному международному праву.
Список литературы
- Международное право в документах / Под ред. Н. Т. Блатовой. М., 1982.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
- Венская конвенция о’дипломатических сношениях 1961 г.
- Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.
- Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
- Конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. -
- Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г.
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.
- Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.
- Хельсинский заключительный акт 1975 г.
- Декларация о принципах Международного права 1970 г.
- Действующие международные права. В 3-х т. Т. 2. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1997.
- Документы ООН S/YNF/ 51. Резолюции и решения Совета Безопасности за 1995. Нью-Йорк, 1998.
- Документы ООН SINF /51/ Резолюция и решения Совета Безопасности за 1995.
- Документы ООН A/CN 4/Ser. 1991/Add.l (Part 1). Ежегодник гомиссии международного права. 1992. Т. 1. Доклад Комиссии Генеральной Ассамблеи о рабо. те ее сорок четвертой сессии. Нью-Йорк, 1994.
- Документы ООН A/CN 4/Ser. А/1992/Add.l (Part 2).
- Документы ООН A/CN 4/120 //YILC.V.11,1959.
- Документы ООН A/CN 4/120. 17 марта 1959. I
- Документы ООН А/Ы 4/330. 1 April 1980.
- Документы ООН A/CN 4/3 54. 30 March, 1982.
- Документы ООН A/CN 4/389. 2 апреля 1985.
- Документы ООН А/АС 134/SR. 35.
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), СПб., 1994.
- Ежегодник Кбмиссии международного права. Т. И. Ч. 2. Нью-Йорк: ООН, 1979.
- Ежегодник Комиссии международного права. Т. И. Ч. 1. Нью-Йорк: ООН, 1994.
- Ежегодник Комиссии международного права. Т. II. Ч. 2. Нью-Йорк: ООН, 1994.
- Закон России об участии в операциях по поддержанию мира // Московский журнал международного права. 1995. № 3. С. 220−232.fa иностранных языках:
- Annual Digest and Reports of Public International Law Cases. 1929−1930. V. 5. Case № 287.
- Case concerning Air service Agreement of 27 March 1946 between the United States of America and France // United Nations Reports of International Arbitral Awards. V. XVIII-Doc. E/F80. V. 7.
- International Court of Justice Reports. 1949.
- International Court of Justice Reports. 1970.
- International Court of Justice Reports. 1980.
- International Court of Justice Reports. 1986.
- International civil aviahion organizahion: Resoluhions in force (as of 4 Oct. 1977). Montreal, 1979. P. l20.
- Proceedings of fue American society of international law at fue Sixth-Fouth annual meeting held- New York from 24−26 April 1970.
- Doc. UN A/CN. 4/380. 4 April 1984.
- UN Doc. SC 6315. 22 Yanuary 1997. Resolutions and statements of the secutity council. 1996. N.-Y.: UN.
- UN Doc. A/CN. 4/38. 2 April 1985.
- UN Doc. A/52/871 -S/l 998/318.
- The causes of conflict and the promotion of durable peace and sustainable development in Afoica.44. UN Doc. A/CN.4/380. 1984.
- UN Doc. SC/6469. 21 Janvary 1998. Press relase. Security Conncil Regolutiens and’statenents of the security council. 1997.
- United Nations Treaties Series. 41. 1968.
- United Nations, Yearbook of the International Law Commission. V. II. P. 2. 1979.
- United Nations. Reports of International Arbitral Awards. V. I. 1949.
- The United Nations and t he Yrag-Kuwait conflict. 1990−1998. N.-Y: UN, 1996.
- The United Nations and the situation in the former Yugoslavia. N.-Y.: UN, 1993. Cm.: UN Press Release DH/1804. Jan. 1995.
- Книги, монографии, статьи российских авторов:
- Абрамов Ю.В. Вооруженные конфликты: доктринальные концепции США и тенденции их трансформации в современный период // Сборник работ молодых ученых (вып. 5). М., 1993. С. 130−140.
- Аваков М.М. Нарушение США принципа добросовестного соблюдения международных обязательств // Нарушения США норм международного права.-М., 1984. С. 49−58.
- Агаев Э., Крылов С. Движение неприсоединения не кануло в лету // Международная жизнь. 1996. № 4. С. 18−23.
- Агаев Э. Внешнеэкономические аспекты концепции безопасности России // Международная жизнь. 1993. № 9. С. 21−23.
- Агаев Э. Межэтнические и межконфессиональные конфликты в современном мире: (По взглядам зарубеж. экспертов) // Зарубеж. воен. обозрение. 1994. № 7. С. 16−21.
- Александрова Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира. М.: Международные отношения, 1978.
- Александров И. Вооруженные конфликты в 1996 году // Зарубеж. воен. обозрение. 1997. № 2. С. 54. ~
- Александров И. Доклад СИПРИ о вооруженном конфликте в мире // Зарубеж. воен. обозрение. 1996. № 8. С. 54.
- Александров И. Армия в политическом конфликте // Проблемы социологии армии. М., 1994. Гл. 5. С. 75−93.
- Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1.
- Алексеев С.С. Общая теория права М., 1982.
- Алешин В.В. Правовое регулирование вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 1998. № 2. С. 134−143.
- Анцупов А .Я., Прошанов C.J1. Конфликтология: междисциплинарный подход. М., 1996.
- Армии США, Великобритании, Франции, Канады и Израиля в конфликтах низкой интенсивности / Пер. с анг. М., 1991.
- Арцибасов И.Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989.
- Арцибасов И.Н., Бурдин П. К. Международное право и война: Учебное пособие. М., 1973.
- Арцибасов И.Н. Международное право: Учебное пособие / ВКИМО. М.: Изд. Воен. ин-та, 1982.
- Арцибасов И.Н. Вооруженная агрессия — грубейшее нарушение прав народов // Бюл. Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. 1985. № 2 (60). С. 19−25.
- Арцибасов И.Н. Коллективная безопасность в Европе: Правовые аспекты. М., 1973.
- Арцибасов Й.Н. За пределами законности. М.: Юрид. лит., 1986.
- Арцибасов И.Н., Серегин В. П. Основные положения международного права (военные аспекты) // Военное право: Учебник. М.71 984. Гл. 17. С. 282−313.
- Арцибасов И. Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов // Ориентир. 1997. № 8. С. 50−53.
- Багинян К.А. Агрессия тягчайшее международное преступление. К вопросу об определении агрессии. М., 1955.
- Багинян К.А. Борьба Советского Союза против агрессии. М., 1959.
- Багинян К-.А. ¿-Постоянный нейтралитет, право на самооборону и система регионализма в свете Устава ООН // Советское государство и право. 1956. № 6. О. 97−106.
- Бадтиев Т.К. Правовой статус вооруженных сил ООН на Кипре // Московский журнал Международного права. 1995. № 3. С. 113−120.
- Барановский В. Россия: конфликты и среда ее безопасности // Ежегодник СИПРИ. М.1997. С. 119−140.
- Барынькин В.М. Некоторые меры разрешения военных конфликтов: Теория воен. искусства // Военная мысль. 1997. № 3. С. 31−37.
- Барынькин В.М. Военные конфликты объективная реальность современного мира // Геополитика и безопасность. 1995. № 3. С.69−74.
- Барынькин В.М. Некоторые вопросы организации военных действий по разрешению военных конфликтов // Воен.-ист. журн. 1995. № 6. С. 15−17.
- Барынькин В.М. Оценка эффективности мер по разрешению военных конфликтов на разных фазах их развития // Военная мысль. 1996. № 2. С. 2−8.
- Барынькин В. Опора безопасности: О некоторых вопросах военных действий по разрешению военных конфликтов // Арм. сб. 1995. № 8. С. 11−13.
- Бекмурзаев Б.А. Миротворческая деятельность России в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ// Московский журнал Международного права.1994. № 4. С. 16−27.
- Бельский В. Африка. Континент конфликтов // Международная жизнь. 1997. № 8. С. 69−75.
- Блищенко И.П. Международно-правовые аспекты европейской безопасности // Проблемы современной Европы: Европейская безопасность и тенденция развития в Западной Европе. М.: Мысль, 1974. Гл. 5. С. 130−145.
- Блищенко И.Ц. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе дальнейшее развитие международного права // Советская государство и право. 1976. № 12. С. 82−90.
- Блищенко И.П.* Обычное оружие и международное право. М.: Международные отношения, 1984.
- Блищенко И.П. Новое мышление и международное право // Актовые речи ученых университета. М.: Изд-во УДН, 1990. С. 3−20.
- Блищенко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // Московский журнал международного права. 1997. № 1. С. 4−16
- Богатуров А. Кризис миросистемного регулирования // Международная жизнь. 1993. № 7. С. 30−40.
- Богатуров А. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности // Международная жизнь. 1992. № 2. С. 4−15.
- Богданов О.В. Некоторые международно-правовые аспекты проблемы разоружения // Международное право и международный правопорядок. М., 1981. С. 12−29.
- Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения: Международно-правовые проблемы. М.: Международные отношения, 1985.
- Богданов С.А. Подход к оценке возникновения и управления военным конфликтом //Военная мысль. 1992. Июль: Спец. вып. С. 24−29.
- Богданов С.А. О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению // Военная мысль. 1993. № 7. С. 36−44.
- Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1985.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. Т. 2. М., 1991.
- Борисов Д. Санкции. М., 1936.
- Бушков В.И., Микульский Д. В. «Таджикская революция» и гражданская война (1989−1994 гг.). М., 1995.
- Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
- Верешетин B.C., Мюллерсон Р. А. Примат международного права в мировой политике // Сов. государство и право. 1989. № 7. С. 3−11.
- Верешетин B.C. О работе комиссии международного права ООН // Московский журнал международного права. 1994. № 1. С. 21−34.
- Вооруженные конфликты: предотвращение и урегулирование в политике СССР (1945−1991 гг.) / В. С. Шардаков, А. С. Орлов, В. С. Ещенко и др. М., 1996.
- Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М.: ИГПАН, 1987.
- Ганюшкин Б.В. Международная гарантия постоянного нейтралитета // Вопросы теории и практики международного права. М., 1959. С. 30−43.
- Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и неприсоединение. М.: Международные отношения, 1965.
- Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. Правовое положение представителей государств, международных организаций в их органах и на международных конференциях. М.: Международные отношения, 1972.•
- Ганюшкин Б.В. и др. Советский Союз и Организация Объединенных
- Наций: 1966−1970. М.: Наука, 1975. *
- Гареев М. Некоторые проблемы российской военной доктрины. // Междунар. жизнь. 1993. № 10−21.
- Горелик А. СООНО «Работая во имя мира» // Международная жизнь. 1995. № 3. С. 110−114.
- Грант Н. Конфликты XX в.: Альбом / Пер. с англ. М., 1995.
- Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1992.
- Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. М.: Информационный центр ООН в Москве, 1997.
- Дипломатический словарь. М.: Наука, 1986. Т. 3.
- Дмитриев Д., Скакунов Э. Определение агрессии и Устав ООН // Международная жизнь. 1973. № 4. С. 73−79.
- Дуга конфликтов и Россия // Международная жизнь. 1993. № 7. С. 88- 95.
- Евстафьев Д.Г. Конфликты низкой интенсивности и оборонная политика России // США экономика, политика, идеология. 1993. № 3. С.33−41.
- Ещенко В.С. Региональные конфликты в структуре военной опасности // Война и мир в ядерный век. М., 1994. Гл. 4. С. 121−176.
- Жданов Ю. Без права на силу нет государственности // Красная звезда. 1994. 21 дек.
- Жданов Ю.Н. Правовые основы международной безопасности в военной области // Сборник статей Военного института. М., 1989. № 25.
- Жданов Ю.Н. Понятие самообороны в современном международном праве // Сборник статей Военного института. М., 1990. № 26.
- Жданов Ю.Н. Вооруженный конфликт и право // Лектору и пропагандисту (вопросы теории и методики). 1990. Вып. 1 (III).
- Жданов Ю.Н. Международно-правовое содержание понятия «вооруженное нападение» // Советское военное право. Теоретические проблемы. Материалы II научно-практического семинара, состоявшегося 15 января 1990 г. (тезисы докладов и выступлений). М., 1990.
- Жданов Ю.Н. Современная советская военная доктрина и право // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 29−35.
- Здравомыслов А.Г., Матвеева С .Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 153−164.
- Зиборов О. Интеграционный потенциал СНГ // Международная жизнь. 1997. № 9. С. 80−84.
- Змеевский А., Тарабрин В. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества // Международная жизнь. 1996. № 4. С. 12−17.
- Иванащенко Л.А. Право международной безопасности новая отрасль современного международного права // Советское государство и право. 1985. № 6. С. 99−106.
- Каламкарян PIA. Вмешательство США во внутренние дела Латинской Америки // Американский империализм нарушитель международного права. М., 1985. С. 75−87.
- Картошкин В.А. Некоторые аспекты деятельности ООН по борьбе против расизма // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975. С. 24−39.
- Клименко А.Ф. К вопросу о теории военных конфликтов // Военная мысль. 1992. № 10. С. 24−35.
- Клименко А.Ф. Международная безопасность и характер военных конфликтов будущего // Военная мысль. 1997. № 1. С. 2−9.
- Клименко Б.М. Проблема эффективности международного права // Сов. журнал международного права. 1991. № 2. С. 3−16.
- Кожевников Ф.И., Менжинский В. М. Агрессия США во Вьетнаме и международное право. М.: Знание, 1967.
- Козырев А. Пятидесятилетие ООН: неюбилейные размышления // Международная жизнь. 1995. № 3. С. 8−14.
- Колесник Д. Н1 К вопросу о современном содержании и тенденциях развития права на индивидуальную и коллективную самооборону //о231
- Международное право: советский и английский подходы. М.: ИГПАН, 1989. «С. 25−30.
- Колосов Ю.М. Развитие принципа неприменения силы в международных отношениях // Сов. государство и право. 1982. № 2.
- Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975. •
- Кондаков А. Экономический статус России: «Транзитники», или «рыночники» // Международная жизнь. 1997. № 10. С. 37−43.
- Конфликты в послевоенном развитии восточноевропейских стран / Ин-т славяноведения и балканистики РАН: Науч. центр общеславян. исслед. (ЦЕСЛАВ). М., 1997.
- Конфликты в СНГ: Некоторые вопросы методологии исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 8−9. С. 60−75.
- Корниенко Г. Закончилась ли холодная война? // Независимая газе-та.1994. 16авг.
- Кортунов С., Викулов С. Внешнеполитическое измерение военной реформы // Международная жизнь. 1997. № 9. С. 69−79.
- Котляров И.И. «Звездный мир» против «звездных войн» (политико-правовые проблемы). М.: Международные отношения, 1988.
- Кривчикова Э.С. Новый миропорядок и международное право // Московский журнал международного права. 1995. № 1. С. 163−169.
- Крутских Н. Пионеры голубых касок // Международная жизнь. 1994.2. С. 138−144.
- Кто заплатит за «голубые береты» // За рубежом. 1992. № 25. С. 4.
- Кудровуев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.
- Кузнецов В.И. Отказ от применения силы закон международной жизни. М., 1973.
- Кулагин М. Рождение мирового порядка Н Международная жизнь. 1996. № 4. С. 46−53.
- Курс международного права. М.: Наука, 1968. Т. 4.
- Лавров С. ООН: Взгляд изнутри // Международная жизнь. 1995. № 3. С. 20−26.
- Лебедева М.М. Конфликты внутри и вокруг России: применять силу или вести переговоры? М., 1993.
- Левин Д.Б. Международное право и сохранение мира. М., 1971.
- Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966.
- Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
- Лукашук И.И. Международно-правовая концепция России // Московский журнал международного права. 1998. № 2. С. 236−239.
- Лукашук И.И. 48-я сессия Комиссии международного права // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С. 180−189.
- Лукашук И.И. Международно-правовые отношения России // Московский журнал международного право. 1998. № 2. С. 236- 239.
- Лукин В. Там, где непосредственно затрагиваются наши национальные интересы, с нами должны считаться, и наше слово должно иметь вес // Международная жизнь. 1997. № 10. С. 9−17.
- Лукьянович Н.В. Крым в контексте исторической конфликтологии // Геополитика и безопасность. 1996. № 4. С. 165- 175.
- Майоров Л. Приоритеты концепции национальной безопасности России // Международная жизнь. 1997. № 10. С. 18−28.
- Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, России и Содружестве Независимых Государств: религиозный и этический аспекты. М., 1997.
- Маргиев В.И. К вопросу об юридической природе внутреннего права международных организаций // Сов. ежегодник международного права 1980. М., 1981.
- Маринич C.B. Экономические меры принуждения во внешнеполитической деятельности государств и международное право // Сов. государство и право. 1989. № 7. С. 103−108.
- Маринич C.B. Толкование и применение оговорок о национальной безопасности в международных экономических договорах.//Вестник московского университета. Серия И. Право. 1989. № 4 (июль-август). С. 65−69.
- Мартинес Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб, 1905. Т. 2. С. 484.
- Международные организации / Под ред. И. П. Блищенко. М.: РУДН, 1994.
- Мельников Ю., Фролов В. Иранский вопрос во взаимоотношениях
- Москвы и Вашингтона // Международная жизнь. 1995. № 7. С. 15−24. «
- Менжинский В.И. Устав ООН и принципы неприменения силы. М., 1975.
- Менжинский В.И. Неприменение силы в международных отношениях. М., 1976.
- Менжинский В.И. Неприменение силы или угрозы силой // Во имя мира: Международно-правовые проблемы европейской безопасности. М., 1977. Гл. 3.
- Мовчан А.П. Международный правопорядок. М.: Ин-т государства и права РАН, 1996.
- Морозов Г. Вступая во второе полустолетие // Международная жизнь.1995. № 10. С. 85−92.
- Морозов Г. Обновление ООН: Программа реформ // Международная» жизнь. 1998. № 4. С.24−32.
- Морозов Г. И. ООН на рубеже веков (к 50-летию ООН) // Моск. журнал международного права. 1995. № 1. С.58−83.
- Нештаева Т.Н. Санкции системы ООН // Международно-правовой аспект. М.: Изд-во Иркутского ун-та, 1992.
- Николаев А. Военные аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации // Международная жизнь. 1993. № 9. С. 16−20.
- Основные сведения’об Организации Объединенных Наций. М.: Международные отношения. 1991.
- Петровский В.Ф. Миротворческая стратегия ООН // Международная жизнь. 1998. № 3. С.3−9.
- Петровский В.Ф. ООН действует от имени 184 государств // Международная жизнь. 1994. № 10. С.5−14.
- Петровский В.Ф. Международное право и новая Организация Объединенных наций // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С.28−34.
- Петровский В.Ф. Геоэкономика и политика // Международная жизнь. 1997. № 9. С.3−6.
- Петровский В.Ф. Превентивная дипломатия // Независимая газета. 1993. № 14.
- Поздняков Э. Геополитический коллапс и Россия // Международная жизнь. 1992. № 8−9. С.5−15.
- Пономарев В.Н. Крымская война и русско-американские отношения. М.: Ин-т российской истории РАН. 1993.
- Попов Ю.Ф. Опыт международно-правового урегулирования региональных конфликтов (на примере Намибии) // Сов. журнал международного права. 1991. № 2. С.82−92.
- Похлебкин В.В. Межтаджикское соглашение о прекращении гражданской войны и национальном престиже важный фактор установления мира на Среднем Востоке // Московский журнал международного права. 1998.№ 1.С.230−247.
- Примаков Е. Многополярный мир и ООН // Международная жизнь. 1997. № 10. С.3−8.
- Принцип неприменения силы в международных отношениях // ИВУЗ. Правоведение. 1983. № 2.
- Прохоренко И.Л. Межгосударственные и межнациональные конфликты на территории бывшего СССР: (Взгляд зарубежных ученых) // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 8−9. С.65−75.
- Пустогаров В.В. «Горячие точки» в СНГ и международное право // Международная жизнь. 1994. № 5. С. 47−54.
- Пустогаров В.В. Проблемы международного гуманитарного права // Государство и право. 1997. № 9. С. 69−75.
- Пустогаров В.В. Сотрудничество в ракурсе международного права // Международная жизнь. 1992. № 8−9. С. 16−23.
- Пушмин Э.А. О процессуальных вопросах современного международного права // Сов. государство и право. 1982. № 1. С. 105−112.
- Рахманинов Ю. СБСЕ и вызовы времени // Международная жизнь. 1994. № 5. С. 40−45.
- Региональная ответственность России и международное право // Международная жизнь. 1994. № 9. С.76−85.
- Решетов Ю.А. Проблема Косово в свете международного права // Независимая газета. 1998. 27 окт.
- Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1997. № 1. С.3−18.
- Романов В.А. Парижско-дейтонские соглашения: новеллы и традиционализм в международной договорной практике // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С. 28−60.
- Россия участвует в силовых акциях НАТО // Московский журнал международного права. 1998. № 2. С. 38.
- Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия тягчайшее международное преступление. М., 1980.
- Сафранчук В. Инретарист ООН центр мировой бюрократии // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 64−72.
- Сафранчук В. Миротворчество главный приоритет ООН // Международная жизнь. 1995. № 10. С. 96−109.
- Скакунов Э.И. Самооборона в международном праве. М.: Международные отношения, 1973.
- Скакунов Э.И. Принцип неприменения силы в международных отношениях // Правоведение. 1983. № 2.
- Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М.: Международные отношения, 1983.
- Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982.
- Сломансон В., Лопатка А., Колосов Ю. Право на войну. История судебного дела // Московский журнал международного права. 1995. № 1. С. 3−36.
- Собакин В.К. Коллективная безопасность гарантия мирного сосуществования. М.: ИМО, 1962.
- Солодченко B.C. Международно-правовое регулирование взаимоотношений государств в военной области // Военная мысль. 1989. № 11.
- Старушенко Г. Б. Не только тушить, но и предупреждать конфликты: (Правовые основы превентивной политики и дипломатии) // Московский журнал международного права. 1997. № 1. С.28−48.
- Степашин C.B. Безопасность человека и общества (организационно-правовые вопросы) И СПб: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994.
- Тиунов О.И. О принципе соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976.
- Тузмухамедов P.A. Неприсоединение: некоторые вопросы международного права // Сов. государство и право. 1981. № 6. С. 14−20.
- Тункин Г. И. О некоторых вопросах международного договора в связи с Варшавским договором // Советское государство и право. 1956. № 1. С.103−108.
- Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970.
- Тункин Г. И. Право и сила в международной системе. М.: Международные отношения, 1983.
- Ульянова H.H. Важная мера повышения эффективности принципа неприменения силы // СЕМП. 1981. М., 1982.
- Федоров В. Неприменение силы в международных отношениях // Международная жизнь. 1978. № 6.
- Федоров В. Применение силы фундаментальный принцип международных отношений // Международная жизнь. 1985. № 1.
- Федоров В. Неприменение силы глобальная проблема // МЭМО. 1977. № 5.
- Федоров В.Н. ООН инструмент по поддержанию мира и безопасности. М.: Международные отношения, 1982.
- Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М., 1997.
- Финдлей Т. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов и контроль над ними // Ежегодник СИПРИ, 1997. 4.2. С. 64−98.
- Фисенко И.В. Механизмы разрешения споров между государствами-участниками Содружества Независимых Государств и место в нем экономического суда Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С.122−133.
- Хлестов О.Н. Международное право и Россия // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 52−59.
- Хлестов О.Н. Вступительный комментарий. Закон России об участии в операциях по поддержанию мира // Московский журнал международного права. 1995. № 3. С. 220−225.
- Ходаков А.Г. О некоторых международно-правовых проблемах // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С. 21−27.
- Черкезия Л.Д. Война в Абхазии. М., 1995.
- Шапошников Б. Концепции безопасности России // Международная жизнь. 1993. № 9. С.5−15.
- Шармазанашвили Г. В. Самооборона в международном праве. М.: УДН, 1973.
- Шатуновский C.B. Организационно-правовой механизм развития международного права // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С. 61−91.
- Шибаева Е.А. Право международных организаций как отрасль современного международного права // Сов. государство и право. 1978. № 1. С. 102−109. .
- Шиман М. Развивающаяся международная политическая система H Международная жизнь. 1995. № 3. С. 27−38.
- Шусов В. Хартшг европейской безопасности // Международная жизнь. 1997. № 6. С.7−8.
- Эмин В.Г. Региональные конфликты и международные организации. М.: Феникс, 1991.
- Энтин М.Л., Юров Ю. Ч. Вступительный комментарий. Венская Декларация 1994 *года Парламентской Ассамблеи ОБСЕ // Московский журнал международного права. 1995. № 3. С. 165−187.
- Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997. Кн.2: Россия, Украина, Белоруссия.
- Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. I239
- Книги, монографии и статьи зарубежных авторов1. На русском языке:
- Адениджи О., Салим A.C. Разрешение конфликтов, предотвращение кризисов и урегулирование кризисных ситуаций, а также укрепление доверия между африканскими странами // Разоружение. Нью-Йорк, 1990. T.XIII. № 3. С. 207−225.
- Аречага Э.Х. Современное международное право. М.: Прогресс, 1983.
- Бордон Э., Каплан Р. Бывшая Югославия и мирный процесс // Ежегодник СИПРИ. Вооружение, разоружение и международная безопасность / Пер. с англ. М.: Наука. С. 142−167.
- Броунли Я. Принцип неприменения силы в современном международном праве // Международное право: Советский и английский подходы. М.: ЦГПАН, 1989. С.4−14.
- Вальгрин Л.Э. Оперативные задачи войск ООН по поддержанию мира / Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществлению операций по поддержанию мира. Женева 22−24 июня 1994 г. / Под ред. У. Палвамкара. Женева. С. 11−16.
- Виелу C.B. Взаимодействие и взаимосвязь гуманитарного и военного аспектов в операциях ООН по поддержанию мира. Комбоджия Босния — Герцеговина: сопоставительный анализ / Под ред. Палвамкара. Женева: МНК, 1994. С. 17−28.
- Гали Б.Б. Во имя мира и развития. М.-Нью-Йорк: ООН, 1994.
- Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1995.
- Гали Б.Б. Обращение Генерального Секретаря ООН к читателям «Международной жизни» // Международная жизнь. 1995. № 3. С.8−14.
- Гали Б.Б. Радикальные преобразования в мировой системе после окончания холодной войны, естественно, находят отражение в деятельности ООН // Международная жизнь. 1996. № 5. С. 3−8.
- Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк, 1992.
- Гали Б.Б. Объединенные Нации, объединяйтесь // Международная жизнь. 1992. № 10. С.5−13.
- Давид Д. К вопросу о правовой природе института самообороны // Вестник Киевского ун-та. Сер.: Международные отношения и международное праве. Киев, 1979. Вып. 8. С.40−47.
- Карти А. Значение и влияние юридических деклараций на неприменение силы в международных отношениях // Международное право: советский и английский подходы. М.: ИГПАН, 1989. С.31−37.
- Котти Ф. Швейцария на посту председателя ОБСЕ // Международнаяжизнь. 1997. № 8. С.45−49. к
- Лоу А. В. Самооборона на морских пространствах // Международное право: советский и английский подходы. М.: ИГПАН, 1989. С.65−77.
- Мендельсон М.Х. Дело Никарагуа и обычное международное право // Международное право: советский и английский подходы. М.: ИГПАН, 1989. С.44−56.
- Нельсон Н.Д. Великие державы и международный мир // Международная жизнь. 1993. № 9. С.52−61.
- Поос Ж.Ф. Европейский союз и Россия // Международная жизнь. 1997. № 9. С.33−38.
- Ротфельд А.Д. Введение к плюралистической системе безопасности // Ежегодник СИПРИ. Вооружение, разоружение и международная безопасность / Пер. с англ. М.: Наука, 1997. С. 17−30.
- Солленберг M., Валленстин П. Крупные вооруженные конфликты (1996 г.) // Ежегодник СИПРИ. 1997. М., 1997. С.51−63.
- Терзич С. Сербский вопрос в истории и ныне // Международная жизнь. 1998. № 4. С.73−79.
- Харлеман К. Поддержание мира и разоружение в процессе построения мира//Разоружение, 1992. T.XV. С.162−174.
- Эль-Захар Абдулгани Джабран. Роль Лиги арабских государств в регулировании конфликтов в регионе // Правоведение. 1998. № 1. С. 194−197.
- Лиссабонская декларация по модели общей всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века // Моск. журнал международного права. 1997. № 2. С.231−236.
- Резолюции и другие постановления Генеральной конференции: 25 сессия, 1981. Австрия, МАГАТЭ, 1982, резолюция № 38. Док. XXV.
- Сборник официальных документов по вопросам деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности (1945−1967 гг.). М.: Международные отношения, 1969.
- Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществлению операций’По поддержанию мира. Отчет. Женева 22−24 июня 1994 г. / Под ред. У. Палванкара. Женева: МНК, 1994.1. На иностранном языке:
- Akehursi M. Reprisals by Third States // BYIL, 44, 1970.
- Bastid s. Le droia des organizations internationales: Cours de droit international public, pares, 1952. P.4.
- Baxter R. Multilateral Treaties as Evidence of Customary international Law // British Yearbook of international Law, 41,1965−1966.
- Bentvich N. and Martin A. A Comentary of Charter of the United Nations.1., 1951.
- Bismuth L. Le boycottage daus les echanges economiques internationaux. P., 1980. P.5−6.
- Bowett D. Economic Coercion and Reprisals by States // Virginia Journal of International Law. V. 13. № 1. 1972.
- Bowett D. Reprisals Involving Recourse to Armed Force // American Journal of International Law. V. 66. № 1. 1972.
- Bowett D. Economic Coercion: Past and Present. International Law and Economic Coercion /7 Virginia Journal of International Law. V. 16. № 2. 1976.
- Boyle F. Determining V.S. Responsibility for Contra Operations Under International Law //A.J.I. C., 1987. № 1. P.72−87.
- Bridge S. The law and Politics of US Foreign Export Controls // Legal Studies. V. 4 (1), 1984.
- Bowett B.W. Selg-Defence in international law. Manchester, 1958.
- Bowett B., Derec W. Collective Self-Defence under the Chater of the United nations’s Br. Yearb, Int. Law, V. 32 (1955/6), P. 130−161.
- Brownlie I. The Use of Forse in Self-Defebce. B.Y.I.L. 1961. L., 1962. P. l 17−123.
- Brownlie I. International Law and the Use of Force by States. Oxford, 1963.
- Carter B.E.Intemational Economic sanctions. Improvong thehaphazard U.S. legal Fegirne. Cambridge university Press., 1988.
- Carty A. The Origins of the Doctrine of Deterence and the Legal status of Nuclear Weapons. Id, Legelity and Nuclear Weapons. Doctrines of Nuclear Wor. Fifhting // Ethics and Defence, Power and responsobility in the Nuclear Age. 1986. P.104−115.
- Cavare I. Le sanction dans le I L’O. N.U. // Becueil des cours (1952−1) Paris, 1953. T.80. P.195−202.
- Cavaglieri A. «Regies generales du droit de la paix». Recueil des cours de FAcademie de droit international de La Haye, 1929−1. V. 26. Paris, Hachette, 1930.
- Cepelka C. Les consequences juridiques du delit en droit international contemporain. Prague, Karlova University, 1965.
- Chance J. Ed.*' British Diplomatie Instructions. 1689−1789. London: The Royal Historical Society, 1922.
- Colberte S. Retaliation in International Law. New York: King’s Crown Press, 1948.
- Combacau J. «The exception of self-defence in United Nations practice». The Current Legal Regulation of the Use of Force. Dordrecht: Nijhoff, 1986.54. «Sanctions» / Encyclopedia of Public International Law. Amsterdan, 1986. V.9.
- Conforti B. Diritto internazionale, 3-rd ed.- Naples, Editoriale Scientifica, 1987.
- Deguttry A. Le rappresaglie non comportanti la coercizione militare nel diritto internazionale. Milan: Giuffre, 1985.
- Delivanis J. La legitime defense en droit international public moderne: Le droit international face a ses limites. Paris: Librairie generale de droit et de jurisprudence, 1971.
- Dinstein Y. War, Aggression and Self-defence. Cambridge, 1988.
- Dominice C. Represailles et droit diplomatique, Recht als Prozess undt1. Gefuge. Bern, 1981. -
- Domke L. Foreign Nationalizations // AJIL. V. 5. 1961.
- Doxey M.P. International sanctions in contemporary perspective. L.: The Macmillan Press LTD, 1987.
- Dumbauld E. Interim Measures of Protection in International Cxontroversies. The Hague: Nijhoff, 1932.
- Dupuy P.M. Action publique et crime international de l’Etat: a propos de l’article 19 du-projet de la Commission du
- Dupuy P.M. «Observations sur la pratique recente des «sanctions» de l’illicite». Revue generale de droit international public (Paris). V. 87. № 3.1983.
- Dupuy P.M. Le fait generateur de la responsabilite internationale des «Etats» // Collected Courses of The Hague Academy of Internationale Law.1984. V. 188. Dordrecht, Nijoff, 1986.
- Elagab O.Y. The Legality of Non-forcible Counter-Measures in International Law, Oxford, Clarendon Press, 1988.
- Enforcing restraing. Collective international in internal conflicts/ Ed. by J. F. Damroseh. New-York: Conncil on foreign relations press, 1989.
- Engels B. Die Zukunft des Embargos in den internationalen bezieungen. Hanburg, 1981.
- Falk R.A. «The Beirut raid and the international law of retaliation» // American Journal of International Law. Washington. 1969. V.63. № 3. July. 1969.
- Fauchille P. Traite de droit international public. V. I. P. 3. Paris: Rousseau, 1926.
- Feder N.M. Armed attack Under the U.N. Charter // International Law and Politics. 1987. V. 19. P. 395−432.
- Fenwick C.G. International Law, 4-th ed. New-York: Appleton-Century-Crofts, 1965.
- Fisler Damrosch L. Retaliation or arbitration or borh? The 1978 United States-France aviation dispute // American Journal of International Law Washington. V. 74. № 4. October. 1980.
- Fitzmaurice G. The General principles of International Law Considered from the Standpoint of the Rule of Law // Recuel des Cours de l’Academie de Droit International de La haye. 92 (2). 1957.
- Forlati Picchia M.L. La sanzione nel diritto internazionale. Padoue: CEDAM, 1974:
- Gacta P. The Dayton agreements and international law // European journal of international law. 1986. V. 7. № 2. P. 130−155.
- Gaja G. Jus cogens beyond the Vienna Convention, Collected Courses of The Hague Academy og International Law. 1981-III. V. 172. The Hague, Nijhoff, 1982.
- Gianelli A. Adempimenti preventivi al ricorso a misure di reazione all’illeciti internazionale. University of Rome, 1990.
- Guiliano M. Dirito internazionale, vol. I, La societa internazionale e il dirito, 2-nd ed. With T. Scovazzi and T. Treves, Milan, Giuffre, 1983.
- Graefrath B. «Responsibility and damages caused: relationship between responsibility and damages». Collected Courses of The Hague Academy of International Law. 1984−11. V. 185. The Hague, Nijhoff, 1985.
- Graefrath B. and Steiniger P.A. Kodification der volkerrechtlichen Verantwortwortlichkeit. Neue Justiz. Berlin. № 8. 1973.
- Green L.C. Armed Conflict, War and Self-Defence. Arch. Volkeriechts. V. 6(1956/7). P.387−438.
- Guggenheim P. Traite de droit international public. V. II. Geneva, 1954.
- Hall W.E. A Treatise on International Law, 8th ed. Oxford: Clarendon Press, 1924.
- Hasse R. Theory und Politik des Embargos. Koln, 1973.
- Henkin L. Force International and Neutraly in Contemporary International law // American Society of International law. N-Y, 1963. P. l 13−151.
- Henkin L. International Law and the Behavior of Nations. Rdc.V.14.1965. P.261−279.
- Hellborn P. Das System des Volkerrechts entwickelt aus den volkerrechtlichen Begriffen. Berlin: Springer, 1896.
- Henning Volker. Der Doppelcharakter der individellen und kollektiven Selbstverteidigung in allgemein-demokratishen volkerrecht. Diss, jurie. Berlin: Univ., 1987.
- Higgins R. The legal Limits to the Use of Force by Sovereing States. United nations Practice // B.Y.I.L. 1967.
- Higgins R. The taking of property by the State: recent developments in international law // Collected Courses of The hague Academy of International Law, 1982-III. V. 76. The Hague, Nijhoff, 1983.
- Hutchinson D.N. Solidarity and breaches of multilateral treaties, British Year Book of International Law, 1988. Oxford. V. 59.
- Johnson D. The Effects of resolutions of the General Assembly of the United Nations V British Yearbook of International Law. 32. 1955−1956.
- Jessup P. A Modem Law of Nations. New-York, 1948.
- Kaishoven F. Belligerent Reprisalsio. Leyden, Sijthoff, 1971.
- Kapoor S.K. A Textbook of International Law. Allahabad, 1985.
- Kelsen H. Principles of International Law. 2-nd ed. Rev. / Ed. by R.W.Tucker. New-York: Holt. Rinehart and Winston, 1966.
- Kelsen H. Unrecht und Unrechtsfolge im Volkerrecht // Zeitschrift fur Offentliches Recht (Vienna). V. XII. № 4. October. 1932.
- Kelsen H. The Law of the United Nations. N.-Y., 1951.
- Kulski W. The Sovet System of Collective Security compared with the Western System // Aj II. 1950. № 3. P.450−463.
- Kunz J. Sanctions in international law // American Journal of International Law (Washington, D.C.). V. 54. № 2. April 1960.
- Kunz J.L. Individual and Collective Self-defence in Article 51 of the Chater of the United Nations. The Changing law of Nations. Ohio, 1968.
- Lambertizanardi P. La legitima difensa nel diritto internazionale. Milan: Giuffre, 1972.
- Lattanzi F. Garanzie dei diritti dell’uomo nel diritto internazionale generale. Milan: Giuffre, 1983.
- Lattanzi F. Sanzioni intemazionali // Enciclopedia del diritto. V. XLIII. Milan, 1989.
- Lauterpacht H. First Report on the Law Of Treaties. Doc. A/CN. 4/63. 24 March 1993 //NILC. V. 11. 1953.
- Lauterpacht H. The So-called Anglo-American and Continental Schools of Thought in International Law // BYIL. 1931. V. 12.
- Lauterpacht H. Private Law Sources and Analogies of International Law (With Special Reference to International Arbitration). London, Longmans, Green, 1927.
- Law and Responsibility in Warfare the Vietnam Experience. 1975.
- The Law Armed Conflicts. A Collectons Resolutions and Other Documents / Ed. by D. Schindler S.J. Toman. Leiden, 1973.
- Leben C. Les contre-mesures inter-etatiques et les reactions a l’illicite dans la societe internationale // Annuaire francais de droit international. Paris, 1982. V. XXVHI.
- Levenfeld B. Israeli counter-fedayeen tactics in Lebanon: self-defence and reprisai under modem international law // Columbia Journal of Transnational Law. New-York, 1982. V. 21. №. 1.
- Maciver R. The Nations and the United Nations. N.-Y., 1959.
- Malanczuk P, Zur Repressalie Im Entwurf der International Law Commission zur Staatenverantwortlichkeit // Zeitschrift fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht (Heidelberg), 1985. V. 45.
- Manning W. Commentaries on the Law of Nations, Sweet, Milliken and Son and dark. London 1, 839.
- Martens De. Nouvelles causes celebres du droit des gens, F.A. Brockaus and Aveharius. Leipzig and Paris, 1843.
- McDougal M. S. and F. P. Feliciano. Legal regulation of resort to international coercion: aggression and self-defence in policy perspective // The Yale Law Journal (New Haven. Conn.). 1959. V. 68. № 6. 1959.
- McDougal M.-S. and F. P. Feliciano. Law and Mnimum World Public Order: The Legal Regulation of International Coercion. New Haven and London: Yale University Press, 1961.
- McNair A. D. The Law of Treaties, 2-nd ed. Oxford: Clarendon Press, 1961.
- Meron T. Human Rights and Humanitarian Norms as Customary Law. Oxford: Clarendon Press, 1989.
- Meron T. Agora: Tue Guef crisis in international and foreigu relations law. Uv police action in the field of wor // The American journal ofinternational law. 1991. V. 85. № 1.
- Mitrany B. The problem ofinternational sanctions. Oxford, 1985.
- Morelli G. Nozioni di diritto internationale. Padua: CEDAM, 1967.
- Morgenthau H. Theorie des sanctions internationales // Revue de droit international et de legislation comparee. The Hague and Paris. 3-rd series. 935. V. XVI. 1935. •
- Muiz D. The boycott, u international // Yournal of international law and economies. 1974. V. 9.
- Nuclear arms Control: Backgroud a iss // Nat. Acad, ob Sciences Commiss. on Intern. Security a Arms Control. Washington: Nat. acad. press, 1985. XI.
- The New Humanitarian Law of Armed Conflict / Ed. by A Cassese. Napoli, 1979.
- Owen S. The international legal status of foreign goverment deposits in overseas branches of US Banks. Oxford, 1984.
- Pagani F. The first UN base for peacekeeping in Itely, International Peaceeping: Feb.-May. 1995.
- Palmisano G. Sulla decisione arbitrale relativa alia seconda fase del caso Rainbow Warrior // Rivista di diritto internazionale (Milan). 1990. V. 73. № 4.
- Panhuys H. Confict between the European Communities and other Rules of International Law // Common Market Law Review. 3. 1979.
- Paniagua Redondo R. Las represalias en el derecho internacional: Perspectiva historica // Revista Juridica de Catalunya. Barcelona. 1984. V. I.
- Partsch K. J. Self-preservation // Encyclopedia of Public International Law. V. 4. Amsterdam, 1982.
- Partsch K. J. «Reprisals» and «Retorsion» // Encyclopedia of Public International Law. V. 9. Amsterdam, 1986.
- Paust J. J., Blaustein A.P. The Arab oil weapon a threat to international peace // American Journal of International Law (Washington, D.C.). V. 68. № 3. July. 1974.
- Phillimore R. Commentaries upon International Law. V. III. 3-rd ed. London, Butterworths, 1885.
- Politis N. Le regime des represailles en temps de paix // Annuaire de l’Institut de droit international. 1934 (Paris).
- Rasse B., Sutterlin Y. The UN in a new world order // Foreigu affairs. 1991.
- Reitzer I. La reparation comme consequence de l’acte en droit international. Paris, Sirey, 1938.
- Reuter P. and Combacau J. Institutions et relations internationales. Paris: Presses universitaires de France, 1980.
- Reuter. P. Droit international public, 6-th ed. Paris: Presses universitaires de France, 1983.
- Rodic B.S. The Doctrine of Necessity in International Law. N-Y, 1928.
- Roling B.V.A. Aspects of the case concerning United States diplomats and consular staff in Tehran // Netherlands Yearbook of International Law. V. XI. 1980.
- Ronzitti N. Rescuing Nationals Abroad through Military Coercion andm1. tervention on Grounds of Humanity- Dordrecht- Nijhoff, 1985.
- Rosenne S. Vienna Convention on the Law of Treaties // Encyclopedia of Public International Law. V. 7. Amsterdam- North-Holland, 1984.
- Rosenne S. Breach of Treaty- Cambridge- Grotius, 1985.
- Rosenthal D., Kilighton W. National Laws and International Commerce: The Problem of Extraterritoriality. London, 1982.
- Sachariew K. State responsibility for multilateral treaty violations: indentifying the «injured State» and its legal status // Netherlands International Law Review. (Dordrecht). 1988. V. XXXV. № 3. 1988.
- Schachter O. Enforcement of international judicial and arbitral decisions // American Journal of International Law. Washington. V. 54. № I. January. 1960.
- Schachter O. Self-help in international Law: U.S. action in the Iranianhostages crisis // Journal of International Affairs. New-York. V. 37. № 2. 1983−1984.
- Schachter O. International law in theory and practice General course in public international law // Collected Courses of the Hague Academy of International Law. 1982. V. 178. Dordrecht: Nijhoff, 1985.
- Schindler D. Le principe de non-intervention dans les querres civiles // Annuaire de l’Institut de droit international. 1973. Basel. V. 55.
- Schwebel S. M. Aggression, intervention and self-defence in modern international law // Collected Courses of The Hague Academy of International Law. 1972−11. V. 136. Leiden, Sijthoff, 1973.
- Seidl-Hohenveldern I. Reprisals and the taking of private property, Netherlands International Law Review. Leiden. V. IX. № 4 (Special issue). October. 1962. *
- Seidl-Hohenveldern I. The United Nations and economic coercion // Belgian Review of International Law (Brussels). V. XVIII. 1984−1985.
- Seidl-Hohenveldern I. International economic law // Collected Courses of The Hague Academy of International Law. 1986-III. V. 198. Dordrecht, Nijhoff, 1987.
- Sereni A. P. Diritto internazionale. V. III. Relazione internationale. Milan- Giuffre, 1962.
- Sicilianos L-A. Les reactions decentralisees a l’illicite: Des contre-mesures a la legitime defense, Paris // Librairie generale de droit et de jurisprudence. 1990.
- Simma D. Reflections on article 60 of the Vienna Convention on the Law of Treaties and its background in general international law // Osterreichische Zeitschrift fur Offentliches Recht (Vienna). V. 20. 1970.
- Simma D. Reciprocity // Encyclopedia of Public International Law. V. 7. Amsterdam: North-Holland, 1984.
- Simma D. Self-contained regimes, // Netherlands Yearbook of International Law. (The Hague). V. XVI. 1985.
- Sinha B. P. Unilateral Denunciation of Treaty Because of Prior Violations of Obligations by Other Party. The Hague, Nijhoff, 1966.
- Skubiszewski R. Use of force by States. Collective security. Law of war and neutrality // Manual of Public International Law / Ed. by M. Sorensen. London, Macmillan, 1968. P. 175−180.
- Spinedi M. International crimes of State: The legislative history, International Crimes of State: A Critical Analysis of ILC’s Draft Article 19 on State Responsibility / Ed. bu J. Weiler, A. Cassese and M. Spinedi-Berlin-New-York, 1989.
- Stanislawski. Impact of the Arab Boycott of Israel on the United States and Canada // The Utility of International economic sanctions / Ed. by D. Leyton. 1987. P.223−254.
- Starke J.G. An Introduction to International Law. L., 1977.
- Stone J. Aggression and World Order: A Critique of United Nations Theories of Aggression. London Stevens, 1958.
- Strupp K. Das volkerrechtliche Delikt. Handbuch des Volkerrechts. V. III. P. I, Stuttgar: Kohlhammer, 1920.
- Sur S. L’application du droit international // Droit international public. Paris: Montcherstien, 1975.
- Taoka R. The Right of Self-defence in International Law, Osaka, Osaka University of Economics and Law, 1978.
- Taulbee J.L. and J.Anderson. Reprisal redux. Case Western Reserve // Journal of International Law. 1984. V. 16. № 3. 1984.
- Thinking about Nuclear Weapons: Analyses and Prescriptions / Ed. by Holroyd F. L.- Sydney: Croom. Helm, 1985.
- Thierry H. and others. Droit international public. Paris, Montchrestien, 1986.
- Tomuschat C. Repressalie und Retorsion: Zu einigen Aspekten ihrer innerstaatlichen-Durchfuhrung // Zeitschrift fur Auslandisches Offentliches Recht und Volkerrecht (Stuttgart). V. 33. № I. March. 1973.
- Tucker R. W. Reprisals and self-defence: The customary law // American Journal of Internationa. Law. Washington. V. 66. № 3. July. 1972.
- Twiss T. The Law of Nations (considered as Independent Political Communities) / Ed.: Oxford: Clarendon Press, 1984.
- UN Peace Keeping operahons: Past and Present — Vienna: UNIS — Maren, 1993.
- The Utility of international economic sanctions T Ed by D. Leyton-Brown. L.: Croom Helm, 1980.
- Venezia J.-C. La notion de represailles en droit international public // Revue generale de droit international public. Paris. V. 64. № 3. July-September. 1960.
- Verdross A. Volkerrecht, 5th ed. Vienna: Springer, 1964.
- Virally M. Le principe de reciprocite dans le droit international contemporain // Recueil des cours de PAcademie de droit international de La Haye. 1967-III (Leiden). V. 122.
- Waldock C.H. .The regulation of the use of force by individual States in international law // Recueil des cours de l’Academie de droit international de La Haye. 1952−11. V. 81. Paris, Sirey, 1953.
- Weber H. Unfriendly act // Encyclopedia of Public International Law. V. 4. Amsterdam, North-Holand, 1982.
- Wengler W. Volkerrecht. V. I. Berlin, Springer, 1964.
- Wengler W. Public international law: paradoxes of a legal order // Collected Courses of The Hague Academy of International Law. 1977-V. V. 158. The Hague, Nijhoff, 1982.
- Wharton F. A Digest of the International Law of the United States taken from Documents issued by Presidents and Secretaries of State and from Dicisions of Federal Cours and Opinions of Attorneys-general, iii, Washington, DC: 1887.
- Whiteman M. Digest oflnernational Law. V. 12. Department of State, Washington, 1971.
- Wildman P. Institutes of International Law. V. 11. London, 1849.
- Weber H. Unfriendly act Encyclopedia of Public International Law. V.4. Amsterdam: North-Holand, 1982.
- Wengler W. Volkerrecht. V. I. Berlin: Springer, 1964.
- Wengler W. Public international law: paradoxes of a legal order // Collected Courses of The Hague Academy of International Law. 1977-V. V. 158. The Hague: Nijhoff, 1982.
- Wheaton H. Elements of International law. Wash., 1936.
- Whiteman M. Digest of lnernational Law. V. 12. Department of State, Washington, 1971.
- Zemanek К. Hespousibility of States: General principles // Encyclopedia of Public international law. 1987. V.10.
- Zemanek K. The unilateral enforiement of international obligation // Zeitschrift fuauslaudischer offentliches recht und volkerrecht. 1987. V.47.
- Zoller E. Quelques reflexions sur les contre-mesures en droit international public. // Droit et libertes a la fin du XX siecle: Etudes offertes a ClaudeAlbert Collard Paris, 1984.
- Диссертации и авторефераты:
- Арцибасов И.Н. Международно-правовые проблемы регулирования вооруженных конфликтов: Дис. докт. юрид. наук. М.: ВКИ, 1981.
- Базилевский Б.Н. Международно-правовые аспекты региональной безопасности: Дис. канд. юрид. наук. М.: Дипломат, акад. МИД СССР, 1984.
- Василенко В.А. Международно-правовая ответственность государств: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Киев, 1976.
- Колесник Д.Н. Общепризнанное определение агрессии в международном праве: Дис. канд. юрид. наук. М.: МИД СССР, 1976.
- Маринич C.B. Экономические санкции в международном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989.
- Скакунов Э. И, Система международно-правовых гарантий безопасности государств: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Дипломатическая академия МИД СССР, 1984.1. Периодика:
- Вестник Московского университета. Серия 11. Право, М.2. Государство и право.3. Дипломатический вестник.4. Правоведение.5. ИТАР-ТАСС.6. Международная жизнь.
- Международное частное право.
- Московский журнал международного права.9. Российская юстиция.10. Хроника ООН, Нью-Йорк.
- American journal of International law.
- European joun*al of international law.13. Foreign affais.•14. New-York Tames.15. Washington Post.