Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логика и этапы исследования логика исследования состояла из следующих этапов: теоретический (1999 — 2000 г.) определение теоретической базы исследования, изучение трудов отечественных и зарубежных ученых по философии, психологии, педагогике, формулирование рабочей гипотезыопытно-экспериментальный (2000 — 2001 г.) уточнение гипотезы исследования, проведение формирующего эксперимента, проверка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки развития мотивации достижения как психолого-педагогического феномена
    • 1. 1. Мотивация достижения как психолого педагогический феномен
    • 1. 2. Взаимосвязь аксиологического и деятельностного подходов в изучении мотивации достижения
    • 1. 3. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета
  • Выводы
  • Глава II. Опытно -экспериментальная работа по изучению развития мотивации достижения у студентов университета
    • 2. 1. Изучение ценностных ориентаций студентов университета
    • 2. 2. Аксиологизация содержания университетских курсов
    • 2. 3. Актуализация субъектной позиции личности студента на основе стремления к успеху
    • 2. 4. Динамика развития мотивации достижения студентов в процессе обучения в университете
  • Выводы

Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: изменение общественнополитической ситуации в нашей стране в последние годы, привело к кризису во всех областях жизни, в том числе и в образовании.

Сейчас существуют высокие стандарты успеха в обществе. Однако многие люди считают себя не успешными в карьере, учебе, в семейной жизни. Обладая задатками успешности в разных видах деятельности, современный молодой человек не стремится к успеху, т.к. «не видит» пути достижения цели в тех областях знания, которые помогли бы ему самореализоваться в профессиональном и жизненном плане.

Успех — как результат достижения, позволяет преподавателю моделировать такие педагогические ситуации, в которых студент получал бы удовлетворение от совершаемой деятельности, повышая уровень мотивации достижения, актуализируя субъектную позицию личности.

Человек включается как в объективно необходимую, так и в личностно значимую деятельность. Создавая ситуацию достижения для студента, можно сформировать его профессиональные умения, которые позволят студенту достигать в будущем профессионального роста, который является одними из показателей жизненного успеха. Поэтому, формирование саморазвивающейся, социально-успешной, личности является важнейшей задачей преподавателей университета.

Актуальность проблемы развития мотивации достижения у студентов, обусловлена наличием рядя противоречий:

— между наличием у студентов потребности в успехе, высоком уровне личностных достижений и несовершенной систеj мой оценки преподавателем личностных достижений, как предмета удовлетворения этой потребности;

— между стремлением студентов стать успешными и недостаточной готовностью преподавателей университета к созданию педагогических условий, способствующих реализации аксиологического потенциала студентов;

— между личностной востребованностью студентов в самостоятельном достижении цели и ограниченным выбором способов и средств достижения цели в образовательном пространстве вуза.

Педагогический аспект мотивации достижения состоит в том, что она придает целеустремленность развитию личности, актуализации субъектной позиции личности в процессе освоения ценностей общества, которые, становясь личностно значимыми, реализуются на практике в виде личностных достижений.

Стремление студента к успеху и качественный рост его личностных достижений — необходимое условие развития мотивации достижения.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы мотивации достижения у студентов университета. Это исследования в области философии, педагогики, психологии:

— развитие личности в онтогенезе было предметом изучения JI.C. Выготского, И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна;

— проблемы оценивания и оценки, влияния факторов культуры на восприятие человеком человека рассматривали A.A. Бодалев, Б. И. Додонов, К. Е. Изард, К. Д. Радина;

— сущность, природу, структуру мотивации изучали Б. Г. Ананьев, М. Аргайл, Д. Аткинсон, Л. И. Божович, В. К. Ви люнас, Е. П. Ильин, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. К. Маркова, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, Л. Фресс, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе, Н. М. Якобсон;

— проблемы целеполагания были в центре внимания О. Н. Арестовой, В. П. Бездухова, А. К. Марковой, А. Б. Орлова, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукинойпроблемы педагогики успеха нашли отражение в работах В. А. Аверина, A.C. Белкина, У. Глассера, Е.С. Заир-Бек, Л. С. Ильюшина, Е. И Казаковой, C.B. Коровиной, А.П. Тряпи-цыной;

— философская теория ценностей разрабатывалась А. Г. Здравомысловым, М. С. Каганом, Н. С. Розовым, В.И. Сагатов-ским, В. П. Тугариновым, З. И. Равкиным;

— аксиологические исследования, посвященные педагогическим аспектам приобщения личности к ценностям мировой культуры Т. К. Ахаян, A.C. Гаязов, A.B. Кирьякова, В.Д. По-взун;

— общепедагогические принципы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, разработаны З. И Васильевой, В. Г. Рындак, В. А. Сластениным, В.Д. Шадрико-вым.

В педагогике остается недостаточно исследованной зависимость реальных успехов в образовательном процессе вуза от мотивации, не разработаны и закономерности самого процесса достижения.

Необходимость, значимость, актуальность изучения проблемы мотивации достижения с одной стороны, и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность с другой, послужили основанием для выбора темы исследования:

Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета".

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие мотивации достижения у студентов в условиях университета.

Объект: образовательный процесс в университете.

Предмет: развития мотивации достижения у студентов университета.

Гипотеза исследования: мотивация достижения у студентов университета будет эффективно развиваться, если в образовательном процессе:

— студентам предоставляется свобода выбора различных видов деятельности;

— создаются ситуации успеха и достижения;

— актуализируется субъектная позиция личности студента на основе аксиологизации содержания университетского образования.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности данной проблемы в педагогических и психологических исследованиях.

2. Раскрыть сущность мотивации достижения как психолого-педагогического феномена;

3. Выявить и научно обосновать педагогические условия и этапы формирования мотивации достижения;

4. Выявить типологию и уровни развития мотивации достижения у студентов университета.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические основы теории деятельности и теории ценностей.

Методы исследования логика исследовательской работы обусловила применение системы подходов, дополняющих друг друга: изучение философской, психологической и педагогической литературыизучение педагогического опытапедагогическое наблюдениеанкетирование, опрос, интервью, определение рейтинга, ранжированиестатистическая обработка материалов исследованияанализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

База исследования Сургутский государственный университет, РГПУ им. А. И. Герцена.

Логика и этапы исследования логика исследования состояла из следующих этапов: теоретический (1999 — 2000 г.) определение теоретической базы исследования, изучение трудов отечественных и зарубежных ученых по философии, психологии, педагогике, формулирование рабочей гипотезыопытно-экспериментальный (2000 — 2001 г.) уточнение гипотезы исследования, проведение формирующего эксперимента, проверка предложенной организации учебной деятельностиконструктивно-преобразующий (2001 — 2002 г.) анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение положений и выводов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

— мотивация достижения рассмотрена как ценностный механизм возвышения потребностей личности студента к ценностям, мотивация достижения ведет к профессиональному росту будущего специалиста;

— уточнены и выделены четыре этапа развития мотивации достижения: 1) принятие стимула- 2) поисковая активность- 3) выбор цели- 4) принятие решения, которые адекватны этапам возвышения личности от потребностей к ценностям;

— определен комплекс педагогических условий, способствующий развитию мотивации достижения: 1) предоставление, студентам университета, свободы выбора различных видов деятельности и способов достижения образовательных целей- 2) создание ситуаций успеха и достижения- 3) актуализация субъектной позиции личности студента на основе аксиологизации содержания университетского образования.

— выявлена аксиологическая сущность мотивации достижения, которая заключается в развитии ценностного отношения студента к содержанию деятельности, критериальные основы для выявления уровней развития мотивации достижения и определения ее типологии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

— феномен мотивации достижения как механизм ценностного возвышения потребностей личности к ценностям, обогащает понятийный аппарат педагогической парадигмы. комплекс педагогических условий, позволяет активизировать процесс развития мотивации достижения у студентов университета и реализовать им свой аксиологический потенциал. ценностная ориентация на успех, как условие присвоения ценностей, преобразуется в личностное достижение и признается сообществом как значимое и положительное событие, учет этого способствует совершенствованию вузовского образования с позиции аксиологического подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— означенные педагогические способы и приемы организации ситуации достижения у студентов, в условиях университета, могут быть реализованы преподавателями в различных типах образовательных учреждений;

— создан пакет методик, позволяющий изучать развитие мотивации достижения у студентов и прогнозировать рост личностных достижений учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупностью методов исследования адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, опытноэкспериментальной работой.

Апробация исследования проходила через обсуждение основных положений и предварительных итогов научного поиска на аспирантских семинарах, в ходе участия в работе лаборатории кафедры педагогики Сургутского университетана научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Северный регион: социокультурная динамика развития» (г. Сургут, 2002 г.), Международной научно-практической конференции «Человек и общество» (г. Оренбург, 2001 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы.

1. Аксиологизация содержания университетских курсов заключается в качественном изменении содержания образования, определяемом актуальными профессиональными потребностями современных специалистов и требованиями общества.

2. Аксиологический подход к изучению развития мотивации достижения реализуется в применении преподавателями рейтинговой системы контроля личностных достижений студентов, способствующей созданию ситуации достижения и актуализации субъектной позиции личности студента, развитию ценностного отношения к успехам в будущей профессиональной деятельности.

3. Преобразование ценностных отношений студентов к содержанию деятельности в ценностные ориентации на успех, способствует развитию мотивации достижения, которая в свою очередь изменяет ценностное отношение от ситуативного к устойчивому, от пассивного к активно-созидательному.

4. Мотивация достижения является механизмом ценностной ориентации личности в мире ценностей и возвышает потребности личности к ценностям общества. Она придает вектору развития не только целенаправленный, но и целеустремленный характер, приближая его к смысловой оси самоопределения.

Заключение

.

Проведено исследование по проблеме развития мотивации достижения у студентов университета. Разработка проблемы исследования осуществлена на основе концептуального изучения внутренних и внешних факторов процесса развития мотивации достижения. Выявлено, что мотивация достижения представляет собой механизм возвышения потребностей личности к ценностям, преобразующей процесс обучения и обеспечивающий качественное изменение познавательной сферы студентов.

Определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, при которых возможно развитие мотивации достижения у студентов, а именно:

1. Создание ситуации успеха — способствует формированию ценностного отношения студентов к совместной деятельности, и возвышению личности студента от неудачи, — как динамического процесса деятельности достижения, к успеху, -как личностному достижению;

2. Предоставление студентам свободы выбора разнообразных видов деятельности, способствует формированию у студентов уверенности в постановке цели-ценности и ответственности в выборе тех средств и способов, обеспечивающих достижение успеха;

3. Создание ситуации достижения способствует тому, что оценочное отношение студентов к необходимой деятельности, преобразовывается в ценностное отношение к содержанию деятельности, как личностно значимому.

4. Актуализация субъектной позиции личности студента университета на основе аксиологизации содержания университетского образования.

В ходе теоретико-экспериментального исследования подтвердилось предположение о том, мотивация достижения является механизмом ценностной ориентации личности в мире ценностей. Определены этапы формирования мотива достижения, а также критерии и показатели развития мотивации достижения, которые выражаются в настойчивости освоения содержания учебной деятельности, в уровне личностных достижений, ориентации на привлекательность успеха при принятии решения, стремлении к успеху, устойчивом отношении к неудачам.

Установлено, что аксиологическая сущность мотивации достижения заключается в целеустремленном освоение ценностей культуры, и реализации их на практике в виде личностно значимых достижений.

В ходе опытно-экспериментальной работы обнаружилось, что значительную роль в развитии мотивации достижения у студентов играет субъективная вероятность успеха. Ориентация студента на привлекательность успеха обеспечивала значимость предстоящей деятельности и способствовала формированию ценностного отношения к совместной деятельности студента и преподавателя. Причем роль университетского преподавателя заключалась не в том, чтобы повести студента за руку туда, куда требовалось, а в том, чтобы студенты сами «пошли» за преподавателем, определяя свое поведение доминирующими, личностно значимыми целями.

Ситуация успеха способствовала увеличению субъективной вероятности успеха, предыдущий опыт достижения успеха значительно активизировал процесс развития мотивации достижения у студентов. Таким образом, опытно-экспериментальная работа обогатила ранее выдвигаемую гипотезу.

Определена тесная взаимосвязь между внутренними (привлекательность успеха) и внешними (аргументация) условиями развития мотивации достижения в процессе обучения студентов в университете. Выявлено, что развитие мотивации достижения у студента происходит благодаря использованию преподавателями университета рейтинговой системы контроля личностных достижений студентов, способствующей созданию ситуации достижения. Это подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы и зафиксировано в виде качественных и количественных изменениях в знаниях, умениях и отношениях.

Педагогическая ситуация достижения требует изменения типа деятельности студента, изменения структуры учебного процесса. Диагностическое тестирование мотивации достижения и субъективной вероятности успеха студентов университета позволили нам выделить следующие уровни: 1 — высокий- 2 -средний- 3 — низкий. Причем на мотивацию достижения высокого уровня не влиял уровень академической успеваемости. Ценностное отношение студентов к содержанию университетского образования имеет четыре уровня:

— нейтральное отношение;

— ценностное отношение к успеху;

— ценностное отношение к неудаче, как к стимулу;

— ценностная ориентация на успех.

На основе соотношения уровней мотивации достижения у студентов и ценностного отношения студентов к содержанию изучаемых предметов, мы выделили четыре типа активности овладения и применения знаний:

Активно-созидательный тип — основанный на высокой выраженности стремления к успеху и ориентации на привлекательность успеха (хочу и могу).

Активно-созерцательный тип, основанный на стремлении избегания неудач и ориентации на ожидание успеха (не хочу, но могу).

Неустойчивый (ситуативный) тип, основанный на стремлении к успеху и ориентации на ожидании неудачи (хочу, но не могу).

Пассивный тип, основанный на стремлении к избеганию неудачи и ориентации на ожидание неудачи (не хочу и не могу).

Материалы опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили, что выявленный комплекс педагогических условий обеспечивает развитие мотивации достижения у студентов университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. — 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности //Психология и образ жизни личности.- М.: Наука, 1987.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.:Мысль, 1991.- 300 с.
  4. P.A. Формирование ценностной ориентации школьников к знаниям по физике на современном уроке: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. JI., 1987. 17 с. ?
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  6. Т. И. Развитие личности и ее способностей //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. 245 с.
  7. Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности. М., 1993.
  8. Архангельский J1.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  10. А. Г. Стратегия развития вариативного образования//Мир психологии. М. — 1995. — № 6. — С. 24−39.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Московского университета. 1984.- 103 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  13. А. В. Жизненный выбор. М.: 1984. — 82 с.
  14. Афанасьева-И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. Изд-во МГУ, 1986.
  15. Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб., 1997. 39 с.
  16. К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 112с.
  17. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента -будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185 с.
  18. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция).- Челябинск, 1995.
  19. H.A. Смысл творчества //Философия творчества, культура и искусство. М., 1994. Т.1.
  20. H.A. О построении движений. М., 1967.
  21. .П. Некоторые проблемы измерения результатов воспитания учащихся //Измерения в исследовании проблем воспитания.-Тарту, 1973, с. 91−112.
  22. M.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  23. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М: Изд-во «Наука», 1998. — 168с.
  24. A.A. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. М., 1995. № 3.
  25. Божович J1. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопр. психол. 1976. -№ 6, с. 45−53.
  26. Л.И. Избраные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  27. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  29. Б он даре вс кая Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995, № 4. -с. 29−36.
  30. В.Б. Воспитание требности к самообразованию: Просвещение, 1985.- 144с.
  31. Н.В. Теоретические основы формирования самостоятельности школьника. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., — 1991.- 24 с.
  32. В. Марксисткая теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 262 с. интереса к знаниям и по-Книга для учителя. М.:
  33. Ванек Д, Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий // Вопр. псих. 1989. — № 3.
  34. В.А. Ценность и оценка. Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Киев, — 1964. — 21 с.
  35. Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во МГУ. -1984.
  36. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1997. — 36 с.
  37. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л., 1981.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  39. Вопросы мотивации и эмоций. Пер. с франц. Ж. Нюттен, П. Фресс, Ж.Пиаже. М., 1973.
  40. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 510 с.
  41. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  42. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. -159с.
  43. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: М.: Просвещение, 1998.
  44. М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема //Вопросы психологии. 1988. — № 2. -с. 19−26.
  45. У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. — 184с.
  46. Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — J1., 1986. — 31 с.
  47. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. — 247 с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988.
  49. У. Психология. М., 1991.
  50. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности /Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. — 112с.
  51. .И. Структура и динамика мотивов деятельности //Вопр. псих. 1994. -№ 4.
  52. .И. Эмоции как ценность. М., 1978. — 272 с.
  53. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
  54. Д. Психология и педагогика мышления. Пер с англ. Н. М. Никольский. М.: Совершенство, 1997. — 122с.
  55. Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. СПб.: Петроградский и К., 1995. — 64 с.
  56. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  57. В.П. Человек развивающий. Очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994. — 52с.
  58. P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание: Уч. Пособ. СПб.: Изд-во СПб унив-та, 2001. — 280с.
  59. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  60. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С.33−37.
  61. К. Эмоции человека. М., 1980.
  62. Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512с.
  63. JI.C. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 22 с.
  64. И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопр. психологии. 1989. — № 2.
  65. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416с.
  66. М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1998. — 205 с.
  67. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школоа на пороге нового века). СПб: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160с.
  68. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: (монография). Оренбург, 1996. — 188с.
  69. А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб., СПбГУПМ: 1998. -370с.
  70. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Воронеж, 1999.
  71. Е.А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1999.
  72. B.B. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165 с.
  73. .С., Шаров A.C. Особенности формирования мотивов общения и ценностных ориентаций у подростков и старшеклассников. // Новые исследования в психологии. -1988. № 1.
  74. А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников. Монография. СПб., 1999. -166 с.
  75. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.
  76. Ю.Н. Личностно ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры образования. — СПб., Иркутск. — 1998.
  77. Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М, 1990.
  78. Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности.- Л.: НИИООВ. 1972, 117с.
  79. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1985. -128с.
  80. К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ.- СПб.: «Сенсор», 2000. 368 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  82. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  83. Д.А. Жизненый мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. — № 2.
  84. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4 — С. 15−26.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы деятельности. М.: Наука, 1984. — 344с.
  86. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1987.
  87. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998.
  88. A.C. О воспитании. М.: Политическая литра, 1990. — 451с.
  89. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников. Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 283с.
  90. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  91. А. Мотивация и личность. М., 1998.
  92. М.В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников. Рамблер / http: // psychology/net/ru/experiments/motivation/shtml
  93. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.
  94. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ. 1957. — Вып. 11, № 224.
  95. В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж. -1995.
  96. Новое педагогическое мышление //Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278 с.
  97. Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278 с.
  98. Новые ценности образования: десять концепций и эссе /Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995.
  99. Новые ценности образования: образование и сообщество /Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1996.
  100. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования /Под ред. О. С. Газмана. М., 1995.
  101. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.
  102. Образование в мире на пороге XXI века.: Сб. науч. трудов /Под ред. 3.А.Мальковой, Б. J1 .Вульфсона. М.: НИИТИ-ИП, 1991. — 100 с.
  103. К. Психология влечений человека. Пер. с польск. В.И. Могилева/Под ред. Б. М. Сегала. М.: Прогресс, 1972. — 231с.
  104. Обучение и развитие. (Экспериментально-пед. исследование) /Под ред. JI.B. Занкова, — М.: Педагогика, 1975, — 440с.
  105. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  106. Т.А. Становление образа «Я будущий педагог» студента университета. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 1999.
  107. Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижении/ Экспериментальная психология и ее история. М., 1974.
  108. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец высш. учеб. заведений / И. Я. Зязюн,
  109. И.Ф.Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  110. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет: (Педагогическая наука реформе школы) //Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика — 192 с.
  111. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  112. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. ценр «Академия», 2000. — 176 с.
  113. Перспективы развития системы непрерывного образования. Под ред Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. -224 с.
  114. В.А. Психология неадаптивной активности.— М.: Прогресс. 1992 — 224 с.
  115. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
  116. В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1996.
  117. В.Д., Свиридова И. А. Ценностные ориентации студентов факультета физической культуры. // Теория и практика образования в области ФК: Сборник научнометодических работ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 91 — 100.
  118. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярощевского. М., 1971.
  119. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.-245 с.
  120. Прогностическая концепция целей и содержания образования //Под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: ИТПИМИО, 1994. -131 с.
  121. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж. — 1996.
  122. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 365 с.
  123. Психология формирования личности и проблемы обуче-ния:экспериментальные исследования. Сб. науч. тр. /Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М., 1980. 166 с.
  124. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  125. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.
  126. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  127. Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев, — 1997.
  128. М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. //Вопросы психологии. 1996, № 3.- С.35−44.
  129. K.P. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994.
  130. В.М. Трансляция социокультурного опыта // Морфология культуры. Структура и динамика. — 1994. С. 224−232.
  131. С. JI. Основы общей психологии. М., 1976.-424с.
  132. A.A. Социальные ценности и норма. Киев, 1976.
  133. В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. -161 с.
  134. В.Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1982. — 33с.
  135. В.Н. Системный подход к классификации ценностей. Научные исследования и человеческие потребности. ВНИИ системных исследований. М., 1979. -119с.
  136. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264с.
  137. A.B. Самореализация студента университета в рамках аксиологического подхода//Проблемы учебно-методической работы в вузе. Сургут, 2002. — С. 160−163.
  138. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986. — 142 с.
  139. В.И. Сила потребности и волевое усилие //Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы 1 Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974.
  140. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  141. Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов поведения школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  142. В.А. Педагогическая деятельность и проблемаформирования личности учителя. Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
  143. Ф.И. Введение в акмеологию учителя физической культуры / Шуйский гос. пед. ун-ет. Шуя, 1998. 239 с.
  144. Современная западная философия: Словарь., М.: Политиздат, 1991. С. 103.
  145. А.Э. Целостность человека как философская проблема. Л. — 1984.
  146. Статистические методы в педагогике и психологии. М., Прогресс, 1976.
  147. Е.И. Психология взрослых основа акмеоло-гии. — СПб.: СПб акмеологическая академия, 1995. — 168 с.
  148. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности // Вопр. псих. 1981. — № 6.
  149. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  150. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1933. — 96 с.
  151. Теоретические основы содержания общего образования /Под ред. В. А. Краевского, И. Я. Лернера, М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  152. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 563 с.
  153. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профес-сии//Вопр. философии. 1969. — № 4. — С. 9−15.
  154. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: Психологические механизмы целеобразова-ния. М., 1977.
  155. O.K. Принятие решения как психологическая проблема // Проблема принятия решения. М.: Наука, 1976. С. 77−82.
  156. O.K. Теория деятельности, измененной информационной технологией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. № 2.
  157. А.П. Исследование влияния эмоциональности преподавания на повышение эффективности процесса обучения физике в средней школе. Дис.. канд. пед. наук. — Л.- 1979. — 216с.
  158. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960. — 156 с.
  159. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. //Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 1. -С.99−106.
  160. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  161. Философия и ценностные нормы сознания. М., 1987.
  162. Философия самоопределения / Под ред. В. А. Андрусенко, Б. Е. Емельянова, К. Н. Мобутина и др. Оренбург, 1996.
  163. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  164. Формирование личности в онтогенезе: Сб. научн. трудов. /НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.- 159с.
  165. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной- научно-исследов. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1993.
  166. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. -272с.
  167. Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте: Спорт в современном обществе. М., 1980.
  168. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Прогресс, 1986.
  169. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991. — 52 с.
  170. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  171. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-ая корп. «Логос», 1996. 320 с.
  172. Ю.В., Кузьмина Э. М. Осознание учащимися значимости знаний условие формирования их познавательных интересов. // Советская педагогика. — 1974. — № 6. — С. 41 — 49.
  173. B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического проблемы исследования деятельности. Труды ВНИИТЭ. М., 1976.
  174. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  175. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 203 с.
  176. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1972.
  177. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., 1962.
  178. Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
  179. П.М. Психологические проблемы мотиваци поведения человека . М., 1969.
  180. В.А. Обучение, как процесс управления. Психологические аспекты. Л., ЛГУ. — 1988. 160 с.
  181. Allport G. W. Trait in Motivations' Theory. // Am. Journal of Orthopsychiatry. —1953. — V. 23. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964
  182. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achievement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. 60/
  183. Atkinson J.W., Raynor J. O. Motivation and Achievement/ -Wash D. C. 1974.
  184. Deci E.L. Intrinsic motivation. N. Y., L., 1976.
  185. Festinger L.A. A theory of Cognitive Dissonance.-Evanston, 1992.
  186. Heckhausen H, Motivationsanalyse der Anspruchsniveau Setzung Psychologis-che Forschung 1 — 955, 25
  187. Hilgard E.R. Introduction to Psychology N Y, 1957
  188. Hoppe E Erfolg und Miserfolg // Psychol Vorschung — 1930,14
  189. Kelley H. H. Attribution in social interaction —N.Y., 1971.
  190. Kelly G. A. The Psychology of Personal Constructs V. 1,2 — N. Y., 1955
  191. McDougall W. Outline of psychology. — N.Y., 1923.
  192. Mc Clelland D. C. Assessing Human Motivation. — N.Y., 1971.
  193. Madsen K. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psychol., 1959.
  194. Maslow A. H. Motivation and Personality. — N.Y., 1954.
  195. Meyer W.-U., Heckhausen H., Kemmler L. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres // Psychol. Forschung. — 1965. —28.
  196. Mowrer 0. H. Preparatory set (expectance) a determinant in motivation and learning // Psychol. Rev. — 1938. — V. 45, N 1.
  197. Mowrer 0. H. Learning Theory and behavior.—N.Y., 1960.
  198. Murrey H. A. Exploration in Personality. — N.Y., 1938.
  199. Nutten Y. R. Motivation, Planning and Action // A Relational Theory of Behavior Dynamics. — Hillsdale, 1984. Ch. 5.
  200. Peters R. S. The Concept of Motivation. — London, 1967.
  201. J. 0. Future orientation and motivation of immediate activity: An a laboration of the theory of achievement motivation. —Psychol. Rev. — 1969.—V.76.
  202. Rosenfeld G. Theorie und Praxis der Lernmotivation. — Berlin, 1973.
  203. Trudewind C. The development of achievement motivation and individual differences. In.: W.W. Hartup (ed.). Review of Child Development Research, V.6. Chicago, 1982.
  204. Weiner B. Theories of motivation. Chicago, 1972.
  205. Young P.T. Motivation and Emotion. N.Y., 1961.
Заполнить форму текущей работой