Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственные планы решения в РФ продовольственной проблемы, повышения эффективности системы управления и эффективности функционирования отраслей перерабатывающей промышленности, в целом агропромышленного комплекса сегодня, в период радикальной рыночной реформы, больше связываются с введением рыночной формы связи между различными производствами, с изменением организационно-правовых форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ И 11 ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КРУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА 1.1 Общие пореформенные проблемы в перерабатывающих отрас- 11 лях АПК
    • 1. 2. Движущие силы процессов объединения и разделения
    • 1. 3. Место кооперативной собственности в научной системе форм 42 собственности <
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ 58 КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
    • 2. 1. Тенденции кооперации и интеграции в зарубежных странах
    • 2. 2. Вопросы организационно-экономических отношений между 77 подразделениями крупного интегрированного производства
    • 2. 3. Институционально-правовые проблемы развития кооперации и 93 интеграции в АПК России
  • ГЛАВА 3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 119 КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
    • 3. 1. Основные формы создания крупных предприятий
    • 3. 2. Неиндустриальный сектор переработки и его влияние на сель- 143 ское хозяйство

Развитие кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственные планы решения в РФ продовольственной проблемы, повышения эффективности системы управления и эффективности функционирования отраслей перерабатывающей промышленности, в целом агропромышленного комплекса сегодня, в период радикальной рыночной реформы, больше связываются с введением рыночной формы связи между различными производствами, с изменением организационно-правовых форм предприятий-производителей, изменением политики финансовой поддержки из госбюджета. Изменения в старых дореформенных и введение новых пореформенных организационно-правовых форм осуществляются преимущественно без должного анализа экономических форм, их недостатков и преимуществ, субъективно. Объективные экономические формы, исторические тенденции их развития, закономерный характер и соответствие им надстроечных организационно-правовых форм, структур государственного вертикального управления не принимаются во внимание. Бурные дискуссии по новым формам еще не закончились и сейчас.

Организационно-экономические формы и при государственной поддержке, и без нее всегда остаются важными внутренними факторами увеличения производства, снижения его затрат и повышения производительности за счет целенаправленного оптимального развития процессов разделения и объединения внутри как перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, так и АПК в целом. Проблема прямо связана с выбором наиболее предпочтительной, лучшей формы собственности, организационноэкономической и ей соответствующей организационно-правовой формы предприятий. За различием экономических форм и соответствующих им правовых форм скрывается различие экономической эффективности деятельности предприятий.

Предвзятое отношение к крупным предприятиям АПК, к кооперации и интеграции проходит по разному. На промышленных предприятиях переработки сельскохозяйственной продукции борьба с объединительными процессами проходила и проходит в форме разукрупнения и разделения под видом борьбы с монополизмом через Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. По предприятиям сельского хозяйства осуществляются правоволевые действия под флагом «реализации прав граждан» без каких-либо ссылок на экономическую необходимость.

Азартная ставка на рынок, господство частной собственности через приватизацию государственной собственности, безудержное разукрупнение всюду дала удручающие результаты. Показатели деятельности перерабатывающей промышленности, АПК и состояния социальной сферы мелких городов, районов, сел практически в течение всего периода реформирования ухудшались, в результате чего агропромышленный комплекс оказался в состоянии глубокого экономического и социального кризиса, который усугубляется-общим кризисом экономики страны.

Сегодня в России решающую роль в развитии разделения, специализации и интеграции вместо единого направляющего центра по логике должны бы играть рынок, частные собственники. Но влияние последних оказалось отрицательным — разделение и интеграция вместо подъема на новый уровень стали принимать еще более искаженные формы. В перерабатывающую промышленность пришла многопрофильность, снизились эффективность и объемы производства, качество продукции. К тому же большинство предприятий стало неконкурентно-, неплатежеспособно и должно ликвидироваться.

Упорядочение разделения, форм предприятий, интеграции и кооперации производства, пересмотр негативного отношения к государственному сектору и государственной собственности может остановить этот разрушительный процесс, изменить многие отрицательные тенденции, в частности, в отношениях присвоения между производителями и посредниками в сфере обращения. В АПК отсечение паразитирущих посредников от участия в присвоении доли создаваемого производителями продукции можно осуществлять на основе установления прямых производственных связей по технологической цепочке между сельскими производителями и предприятиями перерабатывающих отраслей и производственной инфраструктуры и без роста концентрации производства двумя путями: создание межотраслевых агропромышленных корпораций рыночного типа, внутри которых отсутствуют посредники, и через установление достаточно выгодных для первичных производителей прямых договорных рыночных отношений, через сочетание того и другого.

Степень разработанности проблемы. Преимущества крупного производства против мелкого выявляли и отстаивали все без исключения отечественные видные ученые-экономисты. Это Бухарин Н. И., Кондратьев Н. Д., Ленин В. И., Макаров Н. П., Струмилин С. Г., Туган-Барановский М.И., Фортунатов А. Ф., Чаянов А. В. и др. Все они также выявляли недостатки и выступали против частной собственности на землю, которая ведет к возрастанию цен на продукцию перерабатывающей промышленности.

Несмотря на большой объем публикаций и накопленный опыт, проблемы кооперации и интеграции в агропромышленном производстве нельзя назвать достаточно полно разработанными. Помимо этого, специфика кооперации и интеграции в условиях экономического кризиса и переходности отношений обусловливает возникновение новых проблем. В отечественной литературе практически не выявлены на понятийном уровне общие и отличительные признаки кооперации и интеграции, внутренние противоречия кооперации, не определено место кооперативной собственности в системе других форм, отсутствуют работы по комплексному, системному анализу кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях. Достаточно глубоко не исследованы основные направления эффективного управления государственной собственностью в различных сферах АПК, хозяйственные функции государства, размеры кооперативных предприятий.

Сегодня разумный выход может состоять только в отходе от односторонних крайностей — либо гигантомания с беспредельным укрупнением и реально одноукладной государственной экономикой как раньше в СССР, либо всеобщее мелкое производство, широкомасштабное неограниченное разделение и разукрупнение, почти одноукладная частная экономика как сегодня. Первый путь привел к плановому тоталитаризму, второй — к дикому рыночному. Необходим поиск оптимального решения проблем разделения, кооперации и интеграции производства, а также соотношения государственного и частного секторов, поиск и практический, и теоретический.

В целом актуальность и значимость выбранной темы диссертации обусловлены:

— отрицательными результатами последствий проводимой в стране приватизации, дезинтеграции и разделения отраслей перерабатывающей промышленности, агропромышленнного производства;

— возрастующим значением крупных предприятий в производстве и переработке высококачественной продовольственной продукции;

— необходимостью теоретического переосмысления и практики обобществления, кооперации и интеграции в СССР и практики разгосударствления, приватизации, разделения и дезинтеграции производства в период радикальной рыночной реформы;

— задачами улучшения структуры многоукладности в переработке;

— задачами совершенствования системы государственного вертикального управления производством в перерабатывающих отраслей, АПК.

Цель исследования — на основе критического анализа основных научно-теоретических положений о кооперации и интеграции, а также практики развития организационно-экономических форм предприятий и их кооперации и интеграции научно обосновать основные концептуальные положения по развитию кооперативного и интегративного процессов в отраслях переработки, других отраслях АПК. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:

— провести теоретический анализ содержания понятий кооперация и интеграция;

— выявить объективные движущие силы возникновения и развития процессов укрупнения и объединения производства;

— сформулировать основные внутренние противоречия кооперативно организованного агропромышленного производства;

— исследовать и выделить современные формы кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности АПК;

— провести анализ российского законодательства о кооперации и интеграциираскрыть специфику процесса приватизации, разделения и дезинтеграции и его влияние на состояние перерабатывающего производства АПК и социально-поселенческой структуры сельского хозяйства (сел, деревень) — разработать предложения по совершенствованию его территориального размещения;

— разработать предложения по развитию кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности;

— определить основные направления по укреплению государственного сектора и государственной собственности, совершенствованию управления вертикально интегрированными предприятиями в АПК;

— разработать предложения по совершенствованию вертикали государственного управления перерабатывающей промышленностью.

Объектом исследования являются перерабатывающие предприятия регионального АПК, а также реальные процессы и актуальные проблемы укрупнения, кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК РФ.

Предметом исследования являются тенденции объединительного процесса в перерабатывающих отраслях АПК, внутренние движущие силы, основные общественно необходимые экономические условия развития кооперации и интеграции, их новые организационно-экономические формы и экономические отношения функционирования с внешней средой.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод с использованием логических принципов противоположности, парности, однопорядковости отношений, понятий, а также исторического подхода, соотношения общего и частного, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического в выделении и выборе общественно-экономических форм, сравнительный, экспертный и прогнозный методы. Теоретическими предпосылками послужили выводы классической экономической теории, а также отдельные выводы неоклассической институциональной теории. Анализу подверглись научные работы по кооперации и интеграции, соответствующие правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Государственного Комитета по статистике РФ. В процессе исследования анализировались статистические и нормативные материалы, полученные диссертантом в ходе обследования агро-перерабатывающих предприятий Саратовской области и регионов АБВ.

Научная новизна результатов исследования. Диссертационное исследование является самостоятельной научной работой соискателя по выдвинутой проблеме. Научная новизна состоит прежде всего в самой постановке, формулировке и решении следующих проблем:

— обоснован новый концептуальный подход к исследованию кооперации и интеграции, рассматриваемых как две формы одного объединительного процесса с одной и той же сутью, но различными сферами приложения.

Кооперация раскрывается как составная часть структуры производительных сил и как движущая сила объединительных экономических отношений. Раскрыты новые сущностные стороны современных форм кооперации, в частности, ограничение капитализации кооперации государством;

— выявлены противоречия развития кооперации, различия и разнона-правленность динамики производительных сил индивидуального и кооперативного процессов труда, противоречия между общеколлективными и част-ноиндивидуальными формами присвоения и обоснована необходимость оптимизации размеров кооперативных предприятий;

— определено место кооперативной собственности в системе подвидо-вых форм собственности граждан и предложен их научный классификатор;

—. исследован и выделен в структуре многоукладности перерабатывающего производства неиндустриальный сектор переработки;

— на основе коплексного, системного анализа существующих форм кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности АПК выделены их наиболее эффективные формы, на основе анализа целей, функций и задач агросистемы определены направления совершенствования форм кооперации и интеграции отраслей переработки с другими отраслями АПК;

— исследованы основные направления совершенствования управления государственной собственностью в различных секторах АПК, хозяйственные функции государства.

Практическая значимость работы состоит в разработке предложений по совершенствованию соответствующего законодательства, статистических классификаторов форм собственности, уточнению в них места кооперативной собственности, разработке предложений по развитию кооперации на малых и средних предприятиях переработки, совершенствованию интеграции между предприятиями переработки и предприятиями других отраслей АПК, укреплению и развитию государственного сектора, государственной собственности, а также совершенствованию вертикали государственного управления в перерабатывающей промышленности. Содержащиеся в диссертации теоретические разработки и рекомендации прикладного характера имеют значение для повышения эффективности интегрированных и кооперированных агропромышленных формирований с позиций как сегодняшнего дня, так и перспективы.

Апробация и реализация результатов исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планами научных исследований Института аграрных проблем Российской Академии наук по темам: а) «Аграрная реформа в России» (госрегистрация № 01.9.10.04.81.76) — б) «Агропромышленная интеграция как объективная закономерность развития общества (прошлое, настоящее, будущее)» (госрегистрация № 1.9.000.17 426).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 14 публикациях общим объемом 20 п.л., они обсуждены и одобрены на научных сессиях ИАП АПК РАН, заседаниях лаборатории научных основ управления. Результаты диссертационной работы вошли в научные доклады ИАП РАН «О продовольственной безопасности России» (Президиум РАН, 1996 г.), «Проблемы взаимодействия центров и регионов в процессе формирования Продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности России» (Отделение экономики РАН, 1997 г.). Научные результаты работы нашли отражение в научных отчетах НИР лаборатории научных основ управления, подготовленных в соответствии с программой фундаментальных исследований Отделения экономики РАН и Президиума РАН «Аграрная реформа в России». Основные практические результаты работы нашли отражение в Концепции развития АПК регионов Ассоциации «Большая Волга», разработанной по заказу руководства Ассоциации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Новый концептуально-теоретический подход к исследованию кооперации и интеграции состоит в следующем: кооперация и интеграция — два понятия выражающие один процесс — объединениеэто понятия с одной сутью, но с выражением различных сфер действиякооперации как экономической форме внутренне присуща производительная сила и кооперация является составной частью структуры общественных производительных силдвижущей силой объединительных экономических отношений, мотивов вступления в кооперацию является производительная сила кооперацииправоволе-вое со стороны государства ограничение капитализации кооперации является новой сущностной стороны природы современных форм кооперацииприрода кооперации устанавливает верхние пределы по размерам предприятийпреобразования в кооперативы можно проводить только на малых и средних предприятияхнеобходимо проведение экспериментальных исследований верхнйх размеров кооперативных предприятий.

2. Кооперации присущи противоречия. Вместе с ростом числа членов кооператива, масштабов производства и размеров предприятия: 1) возрастает производительная сила кооперативного труда и одновременно снижается производительная сила индивидуальных работников — членов кооператива- 2) возрастает противоречие между обще-коллективной и частно-индивидуальной формами присвоения. Эти противоречия являются причиной распада крупных кооперативов и причиной ограничения верхних размеров кооперативов. Максимальная величина совокупной производительной силы кооперативного производства возникает только при оптимальных масштабах производства, оптимальных размерах предприятия.

3. Кооперативная форма собственности является: 1) объективной формой наравне с другими формами- 2) одной из разновидностей коллективной собственности, а последняя является разновидностью общей собственности объединенных граждан- 3) видовой формой частной собственности- 4) кооперация и община, коллектив и индивидуум выступают парными и противоположными явлениями, формами. Объективное существование кооперативной собственности требует ее законодательного закрепления как таковой. Необходимо рационализировать законодательство в соответствии с предлагаемым научным классификатором подвидовых форм собственности граждан, который устанавливает место кооперативной, коллективной и общей форм собственности, порядок распределения в законах и подзаконных актах.

4. Главными направлениями развития кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК являются: 1) кооперация мелких и средних предприятий- 2) специализированное агропромышленное объединение в акционерной форме предприятий производства, переработки и сбыта с передачей контрольного пакета акций перерабатывающих и обслуживающих предприятий сельхозпроизводителям- 3) объединение с сельскими хозяйствами в пределах районов молокозаводов, мясоконсервных заводов, заготовительных предприятий по закупке и отгрузке скота- 4) специализированные совместные производственно-торговые областные и районные ассоциации «Молоко», «Колбасы», «Мясные консервы», «Консервированные овощи и фрукты», «Хлеб» — 5) областные, межобластные и республиканские отраслевые и межотраслевые агропромышленные объединения в форме ФПГ- 6) многосторонние целевые программы сотрудничества с созданием центров информации;

5. Перерабатывающее производство смещается и частично размещается внутри сельского хозяйства по его укладам — коллективному, фермерскому, личному подсобному хозяйству, государственному. В отраслях переработки образовались два противоборствующих уклада — старый промышленный или индустриальный и новый неиндустриальный или доиндустриальный. Сегодня в России ни сельского хозяйства, ни переработки как чистых отраслей не существует. Приватизация и подрыв крупных коллективных хозяйств ведут к отрицательным структурным сдвигам, массовому возникновению мелких перерабатывающих производств в ЛПХ и у фермеров, ухудшению качества продукции. Укладу крупных коллективных сельских хозяйств больше соответствует относительно крупное перерабатывающее производство, социально-поселенческая структура в форме сел и деревень. Укладу мелких фермерских хозяйств соответствует мелкая переработка, хуторская социально-поселенческая структура. Развитие мелкого сельского производства вместе с мелкой переработкой работает на экономическое ослабление крупных совместных поселений, на снижение перерабатывающего производства и занятости в районных центрах. Необходимо центральные усадьбы колхозов и совхозов превращать в агропромышленные поселения с сосредоточением в них промышленной переработки сельхозпродукции, производства конечной продукции личного потребления.

6. Подход к разграничению в деятельности государства «государственных и хозяйственных функций» неправомерен. Хозяйственная функция государства является одной из функций государства и распадается на две объективные функции: 1) функция государства как собственника и управляющего своим имуществом и 2) функция управления или регулирования общественным производством и обращением. Необходимо повысить эффективность управления государственной собственностью: создать систему доверительного управления государственными пакетами акций и иной собственностью с нормативным закреплением критических параметров эффективности использования и введением стимулов достижения установленных показателейразграничить права собственности на объекты недвижимости между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Необходимо отказаться от беспредельного «многообразия» форм хозяйств. Следует определиться и быстрее развивать одну из многих форм предприятий, из которой мог бы сложиться основной или ведущий уклад в отраслях переработки. Каждая форма хозяйствования отличается от другой и по критерию чисто экономической эффективности и по критерию социальных преимуществ и недостатков. В сельском производстве больше условий для образования в качестве ведущего кооперативного уклада. В перерабатывающей промышленности больше условий для формирования крупного государственного сектора и его превращения в ведущий уклад. Частный кооперативный сектор мог бы занять второе место после государственного. По отношению к предприятиям других форм собственности могла проводиться политика не более чем разрешительного характера.

7. Необходимо провести перераспределение и объединение в систему функций и органов государственного управления сверху донизу с устранением параллельности, дублирования и восстановить утраченную управляемость по вертикали. Объединение средств, активов предприятий АПК для новой организации производства целесообразно осуществлять по технологической цепочке: ресурсы — промежуточный продукт — конечный продукт. При таком подходе и промышленность и сельское хозяйство входят во все три стадии. Предприятия первых двух стадий сегодня из-за ценовых перекосов не заинтересованы в объединении с сельскими хозяйствами. Устранение ценовых перекосов реально только с вмешательством государства. Формами ценового регулирования могли бы стать 1) плановые твердые цены по одной части продукции- 2) цены с достаточно широким коридором изменений- 3) цены с твердым верхним пределом допустимости, жесткие и др. Необходимо возвратиться к развитию кооперации, интеграции сверху, т. е. с помощью инициатив государства, дать толчок развитию и вертикальной и горизонтальной интеграции. Такие крайности — как гигантомания с беспредельным укрупнением или всеобщее мелкое производство, широкомасштабное неограниченное разукрупнение должны быть исключены. Необходим переход к оптимальному решению разделения, кооперации и интеграции производства.

8. На перерабатывающих предприятиях в каждой области и районе необходимо произвести их инвентаризацию — определить какие предприятия подходят под государственные, какие под кооперативные, какие можно оставить в собственности частных лиц. Там, где наличествуют необходимые предпосылки, помочь новым предприятиям превратиться в нормальные кооперативы и активизировать интеграцию с предприятиями АПК. Под кооперативную могут подойти предприятия не более чем среднеотраслевых размеров и совсем не подходят крупные предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 19 июля 1996 года.
  3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. — 29 декабря.
  4. Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации».
  5. Федеральный закон РФ «О финансово-промышленных группах».
  6. Постановление Правительства РФ от 24 января 1992 г. «О мерах государственной поддержки крестянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» // Аграрная реформа в России: Документы и материалы. -М.: Республика, 1992.
  7. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г! N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». // Сельская жизнь. 1992. — 22 сентября. — с.2.
  8. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1993 г. N 303 «О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году» // Российская газета. 1993. — 24 апреля. — с. 13.
  9. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 1993 г. N 1186 «О мерах государственной поддержки АПК в 1993—1994 годах». // Российская газета. 1993. — 4 декабря. — с. 5.
  10. Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 126 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1994 году». // Российский фермер. 1994 — N8. — с. 9−10.
  11. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 27 апреля 1994 г. N 111−1 «О проведении аграрной реформы в Российской Федерации, восстановлении и развитии агропромышленного производства до 2000 года». // Российская газета. 1994. — 11 мая.
  12. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 г. N 791 «О программе аграрной реформы в РФ на 1994 1995 гг.» // АПК: экономика и управление — 1994. N12.
  13. Постановление Правительства РФ «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий АПК». // Экономика и жизнь. -1994-N42. -с. 20.
  14. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Российская газета. 1995. — 22 марта.
  15. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1995 г. N 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской федерации в 1995 году». // Деловой мир. 1995. -24 марта. — с. 6.
  16. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1996 г. N 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году». // Российская газета. 1996. — 21 февраля.
  17. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году».
  18. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 15 мая 1997 г. N 161 СФ «О состоянии финансирования агропромышленного комплекса Российской Федерации и неотложных мерах по его улучшению».
  19. Указ президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе». // Российская газета. 1996. — 23 апреля.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 «О федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы».
  21. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
  22. Программа «Реформы и развитие российской экономики в 19 962 000 годы. // Вопросы экономики. 1995. — N4. — с. 3
  23. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996−2000 годы. М.: Инфор-магробизнес. — 1996. — 100 с.
  24. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы ~ структурная перестройка и экономический рост. // Вопросы экономики. 1997. N 1, — с. 4 — 64.
  25. Н. Государственное регулирование агропромышленного производства . // Экономист. 1996. N 10. с. 71 — 75.
  26. А.А. Конечные народно-хозяйственные результаты- главный ориентир развития АПК. // Плановое хозяйство, — 1990. N2. -с. 61−67
  27. А.А., Семенов А. К. Межотраслевые связи. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974, — 175с.
  28. Е.Г. Планирование сферы потребления в регионе. -Саратов, 1986.
  29. А. Развитие форм хозяйствования. // Экономист. 1993. N 3,-с. 82−85.
  30. Н.Г. Проблемы отрасли и пути их решения. // Молочная промышленность. 1995. № 1.
  31. И. Критика буржуазной политической экономии. Т.1 М., 1962.
  32. В. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России. // АПК: экономика, управление. 1994, N11 с.38−46.
  33. В. Развитие пищевых производств региона. // Экономист.- 1992. N6.-с. 71−75.
  34. В.В. Оптимальное сочетание крупных, средних и мелких предприятий .// Пищевая промышленность. 1990. N 12. с. 3−5.
  35. Н.А., Назаренко В. А. Ценовые пропорции, паритет и взаимоотношения в отраслях народного хозяйства. // Достижения науки и техники АПК. 1995. N6. — с. 22−26.
  36. Н.И. Экономика переходного периода. М., 1920.
  37. Я. О выживании агропромышленного комплекса. // Российский экономический журнал. 1995. N5−6. с. 69−76.
  38. А. Аграрная реформа и инвестиции .// Экономист.1992. N9.-с. 32−35.
  39. В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия // АПК: экономика, управление. 1995. N 2. с. 60 — 65.
  40. А. Нужна система картельных соглашений // Экономист.1993. N5. -с. 19−21.
  41. Всемирная история экономической мысли. Т. З М., „Мысль“, 1989.
  42. В. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. N 3.-С.7−10.
  43. Х.Н., Павлов К. В. О выборе оптимальной структуры форм хозяйствования в переходный период // Общество и экономика. 1993. N6. — с. 31−39.
  44. И.П. Условия эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий в период вхождения в рынок // Экономические проблемы АПК Поволжья. Саратов: Поволжский НИИЭС АПК, 1995.-с. 36−39.
  45. А.В. Курсом аграрных преобразований // Экономика сельского хозяйства России. 1995. N3.-c.
  46. В. Перерабатывающие предприятия в новых условиях // АПК: экономика, управление. 1994 N 4 с.41−44
  47. Гончаров В., 3ельднер А. Пути стабилизации производства в пищевой промышленности // Экономист. 1995. N 7. с. 61 — 63.
  48. В.Д. Взаимосвязь пищевой промышленности с сельским хозяйством. М.: Агропромиздат, 1985. — 120с.
  49. В.Д., Лосев С. Д. Анализ использования материальных ресурсов на предприятиях перерабатывающей промышленности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 2. -с.20−23.
  50. В.Д. Производственный потенциал пищевой промышленности СССР // Международный сельскохозяйственный журнал. -1991. N3,-с. 75−77.
  51. Государство и право, 1995, N 6.
  52. В.А., Красиков В. И. Организация производственно-экономических связей предприятий пищевой промыщленностив современных условиях. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром. М., 1991.-24 с.
  53. В.Н. Структура продовольственного комплекса США,-М., ВНИИТЭИСХ, 1985.
  54. Деятельность агропромышленных объединений. -М., Россельхозиз-дат, 1985.
  55. В.Ф., Зиновьева С. В., Кожин Н. А. Особенности формирования нового экономического механизма хозяйствования в пищеконцентратной промышленности // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1995N4-C.12−14.
  56. О.В., Ермичева Е. П. Ценовой механизм регулирования рынка // Экономический механизм аграрной реформы в регионе. -Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1994. с.38−51.
  57. А. Проблемы аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление. 1995. N 7. — с. 3−13.
  58. Ю. О состоянии АПК и мерах по его стабилизации // Экономист. 1995. N 1. — с. 88−94.
  59. В. Аграрная реформа и социально-экономическое положение в агропромышленном комплексе России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. N 4. — с. 18−22.
  60. В. Продовольственное обеспечение фактор социально-политической стабильности общества // Экономист. 1995 N 9 — с. 90.
  61. А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997. N6. — с. 83−90.
  62. А., Гончаров В. Пищевая и перерабатывающая промышленность в условиях рыночных преобразований // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. N 10. -с.28 31.
  63. А., Гончаров В. Пищевая промышленность в условиях перехода к рынку // Вопросы экономики. 1995. N 7. — с. 132 -136.
  64. В. Приватизация предприятий пищевой промышленности: опыт и проблемы // Экономика сельского хозяйства России. 1995. N4.-с. 6.
  65. И.М. Инвестиции и развитие в пищевых отраслях // Пищевая промышленность. 1996. N 10. с. 8−9.
  66. В.П. Федеральные программы для АПК, особенности финансирования их разработки и реализации // Финансы. 1997. N6. -с. 27−29.
  67. С.Е., Сучков А. И., Гурин Г. В. Аграрно-промышленный комплекс Сибири: состояние и направления реформирования // Регион: экономика и социология. 1996. N 2. с. 117−133.
  68. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. М., 1998, NN 1−2.
  69. С.В. Структурные изменения и экономический спад в России // ЭКО. 1995. N 11. с. 2−29.
  70. В.И. АПК: Совершенствование хозяйственного механизма. М., Агропромиздат, 1985.
  71. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1994.- 179 с.
  72. С.Ю. Переработка продовольствия и концентрация производства в США. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром.• М., 1991.-28 с.
  73. В.И., Данилова Т. П., Масленникова Е. В. Государственное регулирование деятельности перерабатывающих отраслей АПКоснова продоволсьтвенной безопасности страны // Пищевая промышленность. 1996. N 11. с. 6−8.
  74. В.И., Мухачев А. В. Предприятия пищевой промышленности при переходе к рынку // Пищевая промышленность. 1993. N 6. с. 3−4.
  75. В.И., Лебедев Е. И. Пищевая промышленность России в рыночных условиях. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. 1997. № 1.
  76. Концепция перехода к рыночным отношениям предприятий АПК Российской Федерации. Обзорная информация. ВНИИТУСХ. М., 1990.- 79 с.
  77. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы — структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. N 1.- с. 4 — 64.
  78. А.А. Рынок сельскохозяйственных прожуктов и особенности ценообразования // США: экономика, политиа идеология. -1992.-N1. с. 104−111.
  79. Кооперативы в агробизнесе. М., Изд-во Ириц „Фермер“, 1994.
  80. Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса. // Экономист, — 1999. -№ 7.
  81. Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело. 1993.
  82. Крупнейшие компании: итоги года // Эксперт. 1998. № 38. — С. 2835.
  83. Г. Стратегия развития пищевой промышленности. // Экономист. 1998. № 4.
  84. Крылова Л. Б, Тульская Н. С. Пищевые предприятия переходят на рыночные отношения // Пищевая промышленность. 1993. N 5. с. 58.
  85. К. Собр. соч. Т.23−25.
  86. К. Из экономических рукописей 1857 1858 гг.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-ое изд. — Т. 12
  87. А. Принципы политической экономии. М., 1993.
  88. О.В. Фермерский зерновой рынок США: его организация и особенности ценообразования. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром. М., 1992. 56 с.
  89. В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. -М.: Агропромиздат, 1990. 296 с.
  90. В.В. Российские пути аграрной реформы. М.: ВНИИТУСХ. — 1995. — 181 с.
  91. . Собственность и управление. // Вопросы экономики. -1991. N5.- с. 28−38.
  92. В. Приватизация в пищевой и перерабатывающей промышленности АПК // АПК: экономика, управление. 1992 N11с.86−88.
  93. В.И. Агрореформа и антикризисные задачи государства // Российский экономический журнал. 1995 N 11 с.45−56.
  94. А. Необходимо совершенствовать взаимоотношения в агропромышленном комплексе. // Экономика сельского хозяйства России. 1995 N5 с.4−5.
  95. С., Глазова Е., Степанова М. Антимонополная политика в странах с развитой рыночной экономикой. // Вопросы экономики. -1992. N11. с. 102−113.
  96. В.Н. О демонополизации и развитии конкуренции в перерабатывающих и обслуживающих отраслях. // Экономика с/х иперерабатывающих предприятий. 1995. N 6 с. 17−20.
  97. Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М., Экономика -Дело, 1992.
  98. Пищевая промышленность. 1998, N4.
  99. Планирование развития агропромышленного комплекса. Под ред. Крылатых Э. Н. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 153 с.
  100. Права и обязанности членов кооператива. М., Изд-во Ириц „Фермер“, 1994.
  101. Производственно-экономические связи в системе агропромышленного комплекса. М., Колос, 1983.
  102. А. Российская пищевая промышленность: пути стабилизации. // Экономист. 1994. N 6. — с. 83−88.
  103. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М. Финансы и статистика. 1993. — 23 с.
  104. Н.П. Агропромышленному производству государственную поддержку.// Экономика сельского хозяйства России. 1995. N 12. — с. 5−8.
  105. М.Г. О политике государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1992 .N 2 с.6−11.
  106. Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1993. — 118 с.
  107. Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1994. — 155 с.
  108. Ф.М., Петросян Д. С. Развитие предпринимательства в пищевой промышленности: теория и практика. // Пищевая промышленность. 1993. N 5. с. 2−5.
  109. Э.А. Ценовой механизм в АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. N 4. — с. 54.
  110. С.П. Формирование рыночной структуры регионального АПК. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1994 N 9 с.36−37.
  111. М. Пищевая и перерабатывающая промышленность. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. N 4. — с. 2326.
  112. П. Экономика. Вводный курс. -М., „Прогресс“, 1964.
  113. . Основные течения современной экономической мысли. М., „Прогресс“, 1968.
  114. Г. Ценовое регулирование регионального рынка агро-продукции // АПК: экономика, управление. 1994. N 6. с. 45 — 48.
  115. В.Н. Анализ состояния пищевой отрасли и меры по выводу ее из кризиса. // Пищевая промышленность. 1996. N 10. с. 2−6.
  116. А. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994. N 6. с. 2 — 9.
  117. В.П. Конкуренция и структура рынка. // Достижениянауки и техники АПК. 1993. N3. — с. 11−12.
  118. Социально-экономическое регулирование взаимодействия региональных рынков России: доклад ИСЭП АПК РАН. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1995.
  119. Статистика рынка товаров и услуг. П/ред. И. К. Беляевского. М. Финансы и статистика, 1995. — с.
  120. А. К новому механизму хозяйствования в пищевой промышленности .// АПК: экономика, управление. 1993. N 6 с.83−85.
  121. JI.B., Губанова Н. В. Опыт борьбы с монополизмом на региональных рынков продовольствия (на примере молочного подкомплекса) .// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1995 N 7 с.11−14.
  122. A.M. Регулирование пищевой промышленности: вопросы теории, методологии и практики. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 1999.
  123. Ю.В. О мотивационном аспекте хозяйственного управления. Экономика и математические методы. М., 1982, вып.2, t. XIX, с. 334.
  124. Счастливцева J1.B., Губанова Н. В. Состояние продовольственного рынка и перспективы развития экономических отношений в АПК России. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1994 N 11 -с.7−10.
  125. Туган-Баранозский М. И. Основы политической экономии. М.,• РОССПЭН. 1998.
  126. Туган -Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1. Экономика. 1989.
  127. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. С.-П.,"Эконом, школа», 1995. 410 с.
  128. Управление агропромышленным комплексом. / Под ред. Ушаче-ваИ.Г. -М&bdquo- 1985.
  129. Управление кооперативами. М., Изд-во Ириц «Фермер», 1994.
  130. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. -М., Наука, 1989.
  131. А.Ф. Экономика сельского хозяйства зарубежных стран. Развитые капиталистические страны. М., 1987, — 320 с.
  132. С., Дорбунш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., «Дело, ЛТД», 1993
  133. Е., Фролова О. Рыночные аграрные реформы в странах Восточной Европы и СНГ: внешнеэкономический аспект .// Проблемы теории и практики управления. 1994 N 1 с. 34.
  134. Дж. Стоимость и капитал. М., 1988.
  135. Дж. Четыре излишка потребителя. // Теория потребительского поведения и спроса. П/ред. В. М. Гальперина, СПб., Экономическая школа, 1993, с.190−207.
  136. Л. Система государственного регулирования АПК. // АПК: экономика, управление. 1996. N 4. с. 3 — 17.
  137. А.В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов. Приволж. кн. изд-во. 1989.-176 с.
  138. А. Развитие вертикальной интеграции в Поволжье. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. Nl.-c.8−10.
  139. А. О необходимости корректировки экономической политики в АПК Российской Федерации. // Международный сельскохозяйственный журнал.- 1997. N1. с.15−20.
  140. Экономическая безопасность. Под редакцией академика Сенча-говаВ.К. -М., ЗАО «Финстатинформ», 1998.
Заполнить форму текущей работой