Развитие кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК
Государственные планы решения в РФ продовольственной проблемы, повышения эффективности системы управления и эффективности функционирования отраслей перерабатывающей промышленности, в целом агропромышленного комплекса сегодня, в период радикальной рыночной реформы, больше связываются с введением рыночной формы связи между различными производствами, с изменением организационно-правовых форм… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ И 11 ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КРУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА 1.1 Общие пореформенные проблемы в перерабатывающих отрас- 11 лях АПК
- 1. 2. Движущие силы процессов объединения и разделения
- 1. 3. Место кооперативной собственности в научной системе форм 42 собственности <
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ 58 КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
- 2. 1. Тенденции кооперации и интеграции в зарубежных странах
- 2. 2. Вопросы организационно-экономических отношений между 77 подразделениями крупного интегрированного производства
- 2. 3. Институционально-правовые проблемы развития кооперации и 93 интеграции в АПК России
- ГЛАВА 3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 119 КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
- 3. 1. Основные формы создания крупных предприятий
- 3. 2. Неиндустриальный сектор переработки и его влияние на сель- 143 ское хозяйство
Развитие кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственные планы решения в РФ продовольственной проблемы, повышения эффективности системы управления и эффективности функционирования отраслей перерабатывающей промышленности, в целом агропромышленного комплекса сегодня, в период радикальной рыночной реформы, больше связываются с введением рыночной формы связи между различными производствами, с изменением организационно-правовых форм предприятий-производителей, изменением политики финансовой поддержки из госбюджета. Изменения в старых дореформенных и введение новых пореформенных организационно-правовых форм осуществляются преимущественно без должного анализа экономических форм, их недостатков и преимуществ, субъективно. Объективные экономические формы, исторические тенденции их развития, закономерный характер и соответствие им надстроечных организационно-правовых форм, структур государственного вертикального управления не принимаются во внимание. Бурные дискуссии по новым формам еще не закончились и сейчас.
Организационно-экономические формы и при государственной поддержке, и без нее всегда остаются важными внутренними факторами увеличения производства, снижения его затрат и повышения производительности за счет целенаправленного оптимального развития процессов разделения и объединения внутри как перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, так и АПК в целом. Проблема прямо связана с выбором наиболее предпочтительной, лучшей формы собственности, организационноэкономической и ей соответствующей организационно-правовой формы предприятий. За различием экономических форм и соответствующих им правовых форм скрывается различие экономической эффективности деятельности предприятий.
Предвзятое отношение к крупным предприятиям АПК, к кооперации и интеграции проходит по разному. На промышленных предприятиях переработки сельскохозяйственной продукции борьба с объединительными процессами проходила и проходит в форме разукрупнения и разделения под видом борьбы с монополизмом через Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. По предприятиям сельского хозяйства осуществляются правоволевые действия под флагом «реализации прав граждан» без каких-либо ссылок на экономическую необходимость.
Азартная ставка на рынок, господство частной собственности через приватизацию государственной собственности, безудержное разукрупнение всюду дала удручающие результаты. Показатели деятельности перерабатывающей промышленности, АПК и состояния социальной сферы мелких городов, районов, сел практически в течение всего периода реформирования ухудшались, в результате чего агропромышленный комплекс оказался в состоянии глубокого экономического и социального кризиса, который усугубляется-общим кризисом экономики страны.
Сегодня в России решающую роль в развитии разделения, специализации и интеграции вместо единого направляющего центра по логике должны бы играть рынок, частные собственники. Но влияние последних оказалось отрицательным — разделение и интеграция вместо подъема на новый уровень стали принимать еще более искаженные формы. В перерабатывающую промышленность пришла многопрофильность, снизились эффективность и объемы производства, качество продукции. К тому же большинство предприятий стало неконкурентно-, неплатежеспособно и должно ликвидироваться.
Упорядочение разделения, форм предприятий, интеграции и кооперации производства, пересмотр негативного отношения к государственному сектору и государственной собственности может остановить этот разрушительный процесс, изменить многие отрицательные тенденции, в частности, в отношениях присвоения между производителями и посредниками в сфере обращения. В АПК отсечение паразитирущих посредников от участия в присвоении доли создаваемого производителями продукции можно осуществлять на основе установления прямых производственных связей по технологической цепочке между сельскими производителями и предприятиями перерабатывающих отраслей и производственной инфраструктуры и без роста концентрации производства двумя путями: создание межотраслевых агропромышленных корпораций рыночного типа, внутри которых отсутствуют посредники, и через установление достаточно выгодных для первичных производителей прямых договорных рыночных отношений, через сочетание того и другого.
Степень разработанности проблемы. Преимущества крупного производства против мелкого выявляли и отстаивали все без исключения отечественные видные ученые-экономисты. Это Бухарин Н. И., Кондратьев Н. Д., Ленин В. И., Макаров Н. П., Струмилин С. Г., Туган-Барановский М.И., Фортунатов А. Ф., Чаянов А. В. и др. Все они также выявляли недостатки и выступали против частной собственности на землю, которая ведет к возрастанию цен на продукцию перерабатывающей промышленности.
Несмотря на большой объем публикаций и накопленный опыт, проблемы кооперации и интеграции в агропромышленном производстве нельзя назвать достаточно полно разработанными. Помимо этого, специфика кооперации и интеграции в условиях экономического кризиса и переходности отношений обусловливает возникновение новых проблем. В отечественной литературе практически не выявлены на понятийном уровне общие и отличительные признаки кооперации и интеграции, внутренние противоречия кооперации, не определено место кооперативной собственности в системе других форм, отсутствуют работы по комплексному, системному анализу кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях. Достаточно глубоко не исследованы основные направления эффективного управления государственной собственностью в различных сферах АПК, хозяйственные функции государства, размеры кооперативных предприятий.
Сегодня разумный выход может состоять только в отходе от односторонних крайностей — либо гигантомания с беспредельным укрупнением и реально одноукладной государственной экономикой как раньше в СССР, либо всеобщее мелкое производство, широкомасштабное неограниченное разделение и разукрупнение, почти одноукладная частная экономика как сегодня. Первый путь привел к плановому тоталитаризму, второй — к дикому рыночному. Необходим поиск оптимального решения проблем разделения, кооперации и интеграции производства, а также соотношения государственного и частного секторов, поиск и практический, и теоретический.
В целом актуальность и значимость выбранной темы диссертации обусловлены:
— отрицательными результатами последствий проводимой в стране приватизации, дезинтеграции и разделения отраслей перерабатывающей промышленности, агропромышленнного производства;
— возрастующим значением крупных предприятий в производстве и переработке высококачественной продовольственной продукции;
— необходимостью теоретического переосмысления и практики обобществления, кооперации и интеграции в СССР и практики разгосударствления, приватизации, разделения и дезинтеграции производства в период радикальной рыночной реформы;
— задачами улучшения структуры многоукладности в переработке;
— задачами совершенствования системы государственного вертикального управления производством в перерабатывающих отраслей, АПК.
Цель исследования — на основе критического анализа основных научно-теоретических положений о кооперации и интеграции, а также практики развития организационно-экономических форм предприятий и их кооперации и интеграции научно обосновать основные концептуальные положения по развитию кооперативного и интегративного процессов в отраслях переработки, других отраслях АПК. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:
— провести теоретический анализ содержания понятий кооперация и интеграция;
— выявить объективные движущие силы возникновения и развития процессов укрупнения и объединения производства;
— сформулировать основные внутренние противоречия кооперативно организованного агропромышленного производства;
— исследовать и выделить современные формы кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности АПК;
— провести анализ российского законодательства о кооперации и интеграциираскрыть специфику процесса приватизации, разделения и дезинтеграции и его влияние на состояние перерабатывающего производства АПК и социально-поселенческой структуры сельского хозяйства (сел, деревень) — разработать предложения по совершенствованию его территориального размещения;
— разработать предложения по развитию кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности;
— определить основные направления по укреплению государственного сектора и государственной собственности, совершенствованию управления вертикально интегрированными предприятиями в АПК;
— разработать предложения по совершенствованию вертикали государственного управления перерабатывающей промышленностью.
Объектом исследования являются перерабатывающие предприятия регионального АПК, а также реальные процессы и актуальные проблемы укрупнения, кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК РФ.
Предметом исследования являются тенденции объединительного процесса в перерабатывающих отраслях АПК, внутренние движущие силы, основные общественно необходимые экономические условия развития кооперации и интеграции, их новые организационно-экономические формы и экономические отношения функционирования с внешней средой.
Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод с использованием логических принципов противоположности, парности, однопорядковости отношений, понятий, а также исторического подхода, соотношения общего и частного, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического в выделении и выборе общественно-экономических форм, сравнительный, экспертный и прогнозный методы. Теоретическими предпосылками послужили выводы классической экономической теории, а также отдельные выводы неоклассической институциональной теории. Анализу подверглись научные работы по кооперации и интеграции, соответствующие правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Государственного Комитета по статистике РФ. В процессе исследования анализировались статистические и нормативные материалы, полученные диссертантом в ходе обследования агро-перерабатывающих предприятий Саратовской области и регионов АБВ.
Научная новизна результатов исследования. Диссертационное исследование является самостоятельной научной работой соискателя по выдвинутой проблеме. Научная новизна состоит прежде всего в самой постановке, формулировке и решении следующих проблем:
— обоснован новый концептуальный подход к исследованию кооперации и интеграции, рассматриваемых как две формы одного объединительного процесса с одной и той же сутью, но различными сферами приложения.
Кооперация раскрывается как составная часть структуры производительных сил и как движущая сила объединительных экономических отношений. Раскрыты новые сущностные стороны современных форм кооперации, в частности, ограничение капитализации кооперации государством;
— выявлены противоречия развития кооперации, различия и разнона-правленность динамики производительных сил индивидуального и кооперативного процессов труда, противоречия между общеколлективными и част-ноиндивидуальными формами присвоения и обоснована необходимость оптимизации размеров кооперативных предприятий;
— определено место кооперативной собственности в системе подвидо-вых форм собственности граждан и предложен их научный классификатор;
—. исследован и выделен в структуре многоукладности перерабатывающего производства неиндустриальный сектор переработки;
— на основе коплексного, системного анализа существующих форм кооперации и интеграции в перерабатывающей промышленности АПК выделены их наиболее эффективные формы, на основе анализа целей, функций и задач агросистемы определены направления совершенствования форм кооперации и интеграции отраслей переработки с другими отраслями АПК;
— исследованы основные направления совершенствования управления государственной собственностью в различных секторах АПК, хозяйственные функции государства.
Практическая значимость работы состоит в разработке предложений по совершенствованию соответствующего законодательства, статистических классификаторов форм собственности, уточнению в них места кооперативной собственности, разработке предложений по развитию кооперации на малых и средних предприятиях переработки, совершенствованию интеграции между предприятиями переработки и предприятиями других отраслей АПК, укреплению и развитию государственного сектора, государственной собственности, а также совершенствованию вертикали государственного управления в перерабатывающей промышленности. Содержащиеся в диссертации теоретические разработки и рекомендации прикладного характера имеют значение для повышения эффективности интегрированных и кооперированных агропромышленных формирований с позиций как сегодняшнего дня, так и перспективы.
Апробация и реализация результатов исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планами научных исследований Института аграрных проблем Российской Академии наук по темам: а) «Аграрная реформа в России» (госрегистрация № 01.9.10.04.81.76) — б) «Агропромышленная интеграция как объективная закономерность развития общества (прошлое, настоящее, будущее)» (госрегистрация № 1.9.000.17 426).
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 14 публикациях общим объемом 20 п.л., они обсуждены и одобрены на научных сессиях ИАП АПК РАН, заседаниях лаборатории научных основ управления. Результаты диссертационной работы вошли в научные доклады ИАП РАН «О продовольственной безопасности России» (Президиум РАН, 1996 г.), «Проблемы взаимодействия центров и регионов в процессе формирования Продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности России» (Отделение экономики РАН, 1997 г.). Научные результаты работы нашли отражение в научных отчетах НИР лаборатории научных основ управления, подготовленных в соответствии с программой фундаментальных исследований Отделения экономики РАН и Президиума РАН «Аграрная реформа в России». Основные практические результаты работы нашли отражение в Концепции развития АПК регионов Ассоциации «Большая Волга», разработанной по заказу руководства Ассоциации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Новый концептуально-теоретический подход к исследованию кооперации и интеграции состоит в следующем: кооперация и интеграция — два понятия выражающие один процесс — объединениеэто понятия с одной сутью, но с выражением различных сфер действиякооперации как экономической форме внутренне присуща производительная сила и кооперация является составной частью структуры общественных производительных силдвижущей силой объединительных экономических отношений, мотивов вступления в кооперацию является производительная сила кооперацииправоволе-вое со стороны государства ограничение капитализации кооперации является новой сущностной стороны природы современных форм кооперацииприрода кооперации устанавливает верхние пределы по размерам предприятийпреобразования в кооперативы можно проводить только на малых и средних предприятияхнеобходимо проведение экспериментальных исследований верхнйх размеров кооперативных предприятий.
2. Кооперации присущи противоречия. Вместе с ростом числа членов кооператива, масштабов производства и размеров предприятия: 1) возрастает производительная сила кооперативного труда и одновременно снижается производительная сила индивидуальных работников — членов кооператива- 2) возрастает противоречие между обще-коллективной и частно-индивидуальной формами присвоения. Эти противоречия являются причиной распада крупных кооперативов и причиной ограничения верхних размеров кооперативов. Максимальная величина совокупной производительной силы кооперативного производства возникает только при оптимальных масштабах производства, оптимальных размерах предприятия.
3. Кооперативная форма собственности является: 1) объективной формой наравне с другими формами- 2) одной из разновидностей коллективной собственности, а последняя является разновидностью общей собственности объединенных граждан- 3) видовой формой частной собственности- 4) кооперация и община, коллектив и индивидуум выступают парными и противоположными явлениями, формами. Объективное существование кооперативной собственности требует ее законодательного закрепления как таковой. Необходимо рационализировать законодательство в соответствии с предлагаемым научным классификатором подвидовых форм собственности граждан, который устанавливает место кооперативной, коллективной и общей форм собственности, порядок распределения в законах и подзаконных актах.
4. Главными направлениями развития кооперации и интеграции в перерабатывающих отраслях АПК являются: 1) кооперация мелких и средних предприятий- 2) специализированное агропромышленное объединение в акционерной форме предприятий производства, переработки и сбыта с передачей контрольного пакета акций перерабатывающих и обслуживающих предприятий сельхозпроизводителям- 3) объединение с сельскими хозяйствами в пределах районов молокозаводов, мясоконсервных заводов, заготовительных предприятий по закупке и отгрузке скота- 4) специализированные совместные производственно-торговые областные и районные ассоциации «Молоко», «Колбасы», «Мясные консервы», «Консервированные овощи и фрукты», «Хлеб» — 5) областные, межобластные и республиканские отраслевые и межотраслевые агропромышленные объединения в форме ФПГ- 6) многосторонние целевые программы сотрудничества с созданием центров информации;
5. Перерабатывающее производство смещается и частично размещается внутри сельского хозяйства по его укладам — коллективному, фермерскому, личному подсобному хозяйству, государственному. В отраслях переработки образовались два противоборствующих уклада — старый промышленный или индустриальный и новый неиндустриальный или доиндустриальный. Сегодня в России ни сельского хозяйства, ни переработки как чистых отраслей не существует. Приватизация и подрыв крупных коллективных хозяйств ведут к отрицательным структурным сдвигам, массовому возникновению мелких перерабатывающих производств в ЛПХ и у фермеров, ухудшению качества продукции. Укладу крупных коллективных сельских хозяйств больше соответствует относительно крупное перерабатывающее производство, социально-поселенческая структура в форме сел и деревень. Укладу мелких фермерских хозяйств соответствует мелкая переработка, хуторская социально-поселенческая структура. Развитие мелкого сельского производства вместе с мелкой переработкой работает на экономическое ослабление крупных совместных поселений, на снижение перерабатывающего производства и занятости в районных центрах. Необходимо центральные усадьбы колхозов и совхозов превращать в агропромышленные поселения с сосредоточением в них промышленной переработки сельхозпродукции, производства конечной продукции личного потребления.
6. Подход к разграничению в деятельности государства «государственных и хозяйственных функций» неправомерен. Хозяйственная функция государства является одной из функций государства и распадается на две объективные функции: 1) функция государства как собственника и управляющего своим имуществом и 2) функция управления или регулирования общественным производством и обращением. Необходимо повысить эффективность управления государственной собственностью: создать систему доверительного управления государственными пакетами акций и иной собственностью с нормативным закреплением критических параметров эффективности использования и введением стимулов достижения установленных показателейразграничить права собственности на объекты недвижимости между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Необходимо отказаться от беспредельного «многообразия» форм хозяйств. Следует определиться и быстрее развивать одну из многих форм предприятий, из которой мог бы сложиться основной или ведущий уклад в отраслях переработки. Каждая форма хозяйствования отличается от другой и по критерию чисто экономической эффективности и по критерию социальных преимуществ и недостатков. В сельском производстве больше условий для образования в качестве ведущего кооперативного уклада. В перерабатывающей промышленности больше условий для формирования крупного государственного сектора и его превращения в ведущий уклад. Частный кооперативный сектор мог бы занять второе место после государственного. По отношению к предприятиям других форм собственности могла проводиться политика не более чем разрешительного характера.
7. Необходимо провести перераспределение и объединение в систему функций и органов государственного управления сверху донизу с устранением параллельности, дублирования и восстановить утраченную управляемость по вертикали. Объединение средств, активов предприятий АПК для новой организации производства целесообразно осуществлять по технологической цепочке: ресурсы — промежуточный продукт — конечный продукт. При таком подходе и промышленность и сельское хозяйство входят во все три стадии. Предприятия первых двух стадий сегодня из-за ценовых перекосов не заинтересованы в объединении с сельскими хозяйствами. Устранение ценовых перекосов реально только с вмешательством государства. Формами ценового регулирования могли бы стать 1) плановые твердые цены по одной части продукции- 2) цены с достаточно широким коридором изменений- 3) цены с твердым верхним пределом допустимости, жесткие и др. Необходимо возвратиться к развитию кооперации, интеграции сверху, т. е. с помощью инициатив государства, дать толчок развитию и вертикальной и горизонтальной интеграции. Такие крайности — как гигантомания с беспредельным укрупнением или всеобщее мелкое производство, широкомасштабное неограниченное разукрупнение должны быть исключены. Необходим переход к оптимальному решению разделения, кооперации и интеграции производства.
8. На перерабатывающих предприятиях в каждой области и районе необходимо произвести их инвентаризацию — определить какие предприятия подходят под государственные, какие под кооперативные, какие можно оставить в собственности частных лиц. Там, где наличествуют необходимые предпосылки, помочь новым предприятиям превратиться в нормальные кооперативы и активизировать интеграцию с предприятиями АПК. Под кооперативную могут подойти предприятия не более чем среднеотраслевых размеров и совсем не подходят крупные предприятия.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
- Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 19 июля 1996 года.
- Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. — 29 декабря.
- Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации».
- Федеральный закон РФ «О финансово-промышленных группах».
- Постановление Правительства РФ от 24 января 1992 г. «О мерах государственной поддержки крестянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» // Аграрная реформа в России: Документы и материалы. -М.: Республика, 1992.
- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г! N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». // Сельская жизнь. 1992. — 22 сентября. — с.2.
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1993 г. N 303 «О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году» // Российская газета. 1993. — 24 апреля. — с. 13.
- Постановление Правительства РФ от 18 ноября 1993 г. N 1186 «О мерах государственной поддержки АПК в 1993—1994 годах». // Российская газета. 1993. — 4 декабря. — с. 5.
- Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 126 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1994 году». // Российский фермер. 1994 — N8. — с. 9−10.
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 27 апреля 1994 г. N 111−1 «О проведении аграрной реформы в Российской Федерации, восстановлении и развитии агропромышленного производства до 2000 года». // Российская газета. 1994. — 11 мая.
- Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 г. N 791 «О программе аграрной реформы в РФ на 1994 1995 гг.» // АПК: экономика и управление — 1994. N12.
- Постановление Правительства РФ «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий АПК». // Экономика и жизнь. -1994-N42. -с. 20.
- Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Российская газета. 1995. — 22 марта.
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 1995 г. N 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской федерации в 1995 году». // Деловой мир. 1995. -24 марта. — с. 6.
- Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1996 г. N 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году». // Российская газета. 1996. — 21 февраля.
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году».
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 15 мая 1997 г. N 161 СФ «О состоянии финансирования агропромышленного комплекса Российской Федерации и неотложных мерах по его улучшению».
- Указ президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе». // Российская газета. 1996. — 23 апреля.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 «О федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы».
- Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
- Программа «Реформы и развитие российской экономики в 19 962 000 годы. // Вопросы экономики. 1995. — N4. — с. 3
- Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996−2000 годы. М.: Инфор-магробизнес. — 1996. — 100 с.
- Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы ~ структурная перестройка и экономический рост. // Вопросы экономики. 1997. N 1, — с. 4 — 64.
- Аверьянов Н. Государственное регулирование агропромышленного производства . // Экономист. 1996. N 10. с. 71 — 75.
- Анфиногентова А.А. Конечные народно-хозяйственные результаты- главный ориентир развития АПК. // Плановое хозяйство, — 1990. N2. -с. 61−67
- Анфиногентова А.А., Семенов А. К. Межотраслевые связи. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974, — 175с.
- Анфиногентова Е.Г. Планирование сферы потребления в регионе. -Саратов, 1986.
- Ахмедуев А. Развитие форм хозяйствования. // Экономист. 1993. N 3,-с. 82−85.
- Бандурин Н.Г. Проблемы отрасли и пути их решения. // Молочная промышленность. 1995. № 1.
- Блюмин И. Критика буржуазной политической экономии. Т.1 М., 1962.
- Боев В. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России. // АПК: экономика, управление. 1994, N11 с.38−46.
- Борисова В. Развитие пищевых производств региона. // Экономист.- 1992. N6.-с. 71−75.
- Борисова В.В. Оптимальное сочетание крупных, средних и мелких предприятий .// Пищевая промышленность. 1990. N 12. с. 3−5.
- Борхунов Н.А., Назаренко В. А. Ценовые пропорции, паритет и взаимоотношения в отраслях народного хозяйства. // Достижения науки и техники АПК. 1995. N6. — с. 22−26.
- Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. М., 1920.
- Булатов Я. О выживании агропромышленного комплекса. // Российский экономический журнал. 1995. N5−6. с. 69−76.
- Вершинин А. Аграрная реформа и инвестиции .// Экономист.1992. N9.-с. 32−35.
- Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия // АПК: экономика, управление. 1995. N 2. с. 60 — 65.
- Вольский А. Нужна система картельных соглашений // Экономист.1993. N5. -с. 19−21.
- Всемирная история экономической мысли. Т. З М., „Мысль“, 1989.
- Гешель В. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. N 3.-С.7−10.
- Гизатуллин Х.Н., Павлов К. В. О выборе оптимальной структуры форм хозяйствования в переходный период // Общество и экономика. 1993. N6. — с. 31−39.
- Глебов И.П. Условия эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий в период вхождения в рынок // Экономические проблемы АПК Поволжья. Саратов: Поволжский НИИЭС АПК, 1995.-с. 36−39.
- Голубев А.В. Курсом аграрных преобразований // Экономика сельского хозяйства России. 1995. N3.-c.
- Гончаров В. Перерабатывающие предприятия в новых условиях // АПК: экономика, управление. 1994 N 4 с.41−44
- Гончаров В., 3ельднер А. Пути стабилизации производства в пищевой промышленности // Экономист. 1995. N 7. с. 61 — 63.
- Гончаров В.Д. Взаимосвязь пищевой промышленности с сельским хозяйством. М.: Агропромиздат, 1985. — 120с.
- Гончаров В.Д., Лосев С. Д. Анализ использования материальных ресурсов на предприятиях перерабатывающей промышленности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 2. -с.20−23.
- Гончаров В.Д. Производственный потенциал пищевой промышленности СССР // Международный сельскохозяйственный журнал. -1991. N3,-с. 75−77.
- Государство и право, 1995, N 6.
- Даеничева В.А., Красиков В. И. Организация производственно-экономических связей предприятий пищевой промыщленностив современных условиях. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром. М., 1991.-24 с.
- Демьяненко В.Н. Структура продовольственного комплекса США,-М., ВНИИТЭИСХ, 1985.
- Деятельность агропромышленных объединений. -М., Россельхозиз-дат, 1985.
- Добровольский В.Ф., Зиновьева С. В., Кожин Н. А. Особенности формирования нового экономического механизма хозяйствования в пищеконцентратной промышленности // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1995N4-C.12−14.
- Ермолова О.В., Ермичева Е. П. Ценовой механизм регулирования рынка // Экономический механизм аграрной реформы в регионе. -Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1994. с.38−51.
- Заверюха А. Проблемы аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление. 1995. N 7. — с. 3−13.
- Захаров Ю. О состоянии АПК и мерах по его стабилизации // Экономист. 1995. N 1. — с. 88−94.
- Зволинский В. Аграрная реформа и социально-экономическое положение в агропромышленном комплексе России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. N 4. — с. 18−22.
- Зволинский В. Продовольственное обеспечение фактор социально-политической стабильности общества // Экономист. 1995 N 9 — с. 90.
- Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997. N6. — с. 83−90.
- Зельднер А., Гончаров В. Пищевая и перерабатывающая промышленность в условиях рыночных преобразований // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. N 10. -с.28 31.
- Зельднер А., Гончаров В. Пищевая промышленность в условиях перехода к рынку // Вопросы экономики. 1995. N 7. — с. 132 -136.
- Зябкин В. Приватизация предприятий пищевой промышленности: опыт и проблемы // Экономика сельского хозяйства России. 1995. N4.-с. 6.
- Иванников И.М. Инвестиции и развитие в пищевых отраслях // Пищевая промышленность. 1996. N 10. с. 8−9.
- Иванова В.П. Федеральные программы для АПК, особенности финансирования их разработки и реализации // Финансы. 1997. N6. -с. 27−29.
- Ильюшонок С.Е., Сучков А. И., Гурин Г. В. Аграрно-промышленный комплекс Сибири: состояние и направления реформирования // Регион: экономика и социология. 1996. N 2. с. 117−133.
- Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. М., 1998, NN 1−2.
- Казанцев С.В. Структурные изменения и экономический спад в России // ЭКО. 1995. N 11. с. 2−29.
- Киселев В.И. АПК: Совершенствование хозяйственного механизма. М., Агропромиздат, 1985.
- Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1994.- 179 с.
- Козырьков С.Ю. Переработка продовольствия и концентрация производства в США. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром.• М., 1991.-28 с.
- Комаров В.И., Данилова Т. П., Масленникова Е. В. Государственное регулирование деятельности перерабатывающих отраслей АПКоснова продоволсьтвенной безопасности страны // Пищевая промышленность. 1996. N 11. с. 6−8.
- Комаров В.И., Мухачев А. В. Предприятия пищевой промышленности при переходе к рынку // Пищевая промышленность. 1993. N 6. с. 3−4.
- Комаров В.И., Лебедев Е. И. Пищевая промышленность России в рыночных условиях. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. 1997. № 1.
- Концепция перехода к рыночным отношениям предприятий АПК Российской Федерации. Обзорная информация. ВНИИТУСХ. М., 1990.- 79 с.
- Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы — структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. N 1.- с. 4 — 64.
- Коныгин А.А. Рынок сельскохозяйственных прожуктов и особенности ценообразования // США: экономика, политиа идеология. -1992.-N1. с. 104−111.
- Кооперативы в агробизнесе. М., Изд-во Ириц „Фермер“, 1994.
- Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса. // Экономист, — 1999. -№ 7.
- Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело. 1993.
- Крупнейшие компании: итоги года // Эксперт. 1998. № 38. — С. 2835.
- Кузнецов Г. Стратегия развития пищевой промышленности. // Экономист. 1998. № 4.
- Крылова Л. Б, Тульская Н. С. Пищевые предприятия переходят на рыночные отношения // Пищевая промышленность. 1993. N 5. с. 58.
- Маркс К. Собр. соч. Т.23−25.
- Маркс К. Из экономических рукописей 1857 1858 гг.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-ое изд. — Т. 12
- Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1993.
- Мелюхина О.В. Фермерский зерновой рынок США: его организация и особенности ценообразования. Обзорная информация. ВНИИТЭИагропром. М., 1992. 56 с.
- Милосердов В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. -М.: Агропромиздат, 1990. 296 с.
- Милосердов В.В. Российские пути аграрной реформы. М.: ВНИИТУСХ. — 1995. — 181 с.
- Мильнер Б. Собственность и управление. // Вопросы экономики. -1991. N5.- с. 28−38.
- Миляков В. Приватизация в пищевой и перерабатывающей промышленности АПК // АПК: экономика, управление. 1992 N11с.86−88.
- Назаренко В.И. Агрореформа и антикризисные задачи государства // Российский экономический журнал. 1995 N 11 с.45−56.
- Назарчук А. Необходимо совершенствовать взаимоотношения в агропромышленном комплексе. // Экономика сельского хозяйства России. 1995 N5 с.4−5.
- Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Антимонополная политика в странах с развитой рыночной экономикой. // Вопросы экономики. -1992. N11. с. 102−113.
- Новиков В.Н. О демонополизации и развитии конкуренции в перерабатывающих и обслуживающих отраслях. // Экономика с/х иперерабатывающих предприятий. 1995. N 6 с. 17−20.
- Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М., Экономика -Дело, 1992.
- Пищевая промышленность. 1998, N4.
- Планирование развития агропромышленного комплекса. Под ред. Крылатых Э. Н. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 153 с.
- Права и обязанности членов кооператива. М., Изд-во Ириц „Фермер“, 1994.
- Производственно-экономические связи в системе агропромышленного комплекса. М., Колос, 1983.
- Прокопьев А. Российская пищевая промышленность: пути стабилизации. // Экономист. 1994. N 6. — с. 83−88.
- Радугин Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М. Финансы и статистика. 1993. — 23 с.
- Радугин Н.П. Агропромышленному производству государственную поддержку.// Экономика сельского хозяйства России. 1995. N 12. — с. 5−8.
- Ратгауз М.Г. О политике государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1992 .N 2 с.6−11.
- Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1993. — 118 с.
- Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1994. — 155 с.
- Русинов Ф.М., Петросян Д. С. Развитие предпринимательства в пищевой промышленности: теория и практика. // Пищевая промышленность. 1993. N 5. с. 2−5.
- Сагайдак Э.А. Ценовой механизм в АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. N 4. — с. 54.
- Сазонов С.П. Формирование рыночной структуры регионального АПК. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1994 N 9 с.36−37.
- Сакалов М. Пищевая и перерабатывающая промышленность. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. N 4. — с. 2326.
- Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. -М., „Прогресс“, 1964.
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., „Прогресс“, 1968.
- Семяшкин Г. Ценовое регулирование регионального рынка агро-продукции // АПК: экономика, управление. 1994. N 6. с. 45 — 48.
- Сергеев В.Н. Анализ состояния пищевой отрасли и меры по выводу ее из кризиса. // Пищевая промышленность. 1996. N 10. с. 2−6.
- Серков А. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1994. N 6. с. 2 — 9.
- Сорокин В.П. Конкуренция и структура рынка. // Достижениянауки и техники АПК. 1993. N3. — с. 11−12.
- Социально-экономическое регулирование взаимодействия региональных рынков России: доклад ИСЭП АПК РАН. Саратов: ИСЭП АПК РАН, 1995.
- Статистика рынка товаров и услуг. П/ред. И. К. Беляевского. М. Финансы и статистика, 1995. — с.
- Стефанюк А. К новому механизму хозяйствования в пищевой промышленности .// АПК: экономика, управление. 1993. N 6 с.83−85.
- Счастливцева JI.B., Губанова Н. В. Опыт борьбы с монополизмом на региональных рынков продовольствия (на примере молочного подкомплекса) .// Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1995 N 7 с.11−14.
- Сухорукова A.M. Регулирование пищевой промышленности: вопросы теории, методологии и практики. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 1999.
- Сухотин Ю.В. О мотивационном аспекте хозяйственного управления. Экономика и математические методы. М., 1982, вып.2, t. XIX, с. 334.
- Счастливцева J1.B., Губанова Н. В. Состояние продовольственного рынка и перспективы развития экономических отношений в АПК России. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1994 N 11 -с.7−10.
- Туган-Баранозский М. И. Основы политической экономии. М.,• РОССПЭН. 1998.
- Туган -Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1. Экономика. 1989.
- Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. С.-П.,"Эконом, школа», 1995. 410 с.
- Управление агропромышленным комплексом. / Под ред. Ушаче-ваИ.Г. -М&bdquo- 1985.
- Управление кооперативами. М., Изд-во Ириц «Фермер», 1994.
- Федоренко Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. -М., Наука, 1989.
- Фудин А.Ф. Экономика сельского хозяйства зарубежных стран. Развитые капиталистические страны. М., 1987, — 320 с.
- Фишер С., Дорбунш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., «Дело, ЛТД», 1993
- Фрумкин Е., Фролова О. Рыночные аграрные реформы в странах Восточной Европы и СНГ: внешнеэкономический аспект .// Проблемы теории и практики управления. 1994 N 1 с. 34.
- Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1988.
- Хикс Дж. Четыре излишка потребителя. // Теория потребительского поведения и спроса. П/ред. В. М. Гальперина, СПб., Экономическая школа, 1993, с.190−207.
- Холод Л. Система государственного регулирования АПК. // АПК: экономика, управление. 1996. N 4. с. 3 — 17.
- Чаянов А.В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов. Приволж. кн. изд-во. 1989.-176 с.
- Черняев А. Развитие вертикальной интеграции в Поволжье. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. Nl.-c.8−10.
- Шутьков А. О необходимости корректировки экономической политики в АПК Российской Федерации. // Международный сельскохозяйственный журнал.- 1997. N1. с.15−20.
- Экономическая безопасность. Под редакцией академика Сенча-говаВ.К. -М., ЗАО «Финстатинформ», 1998.