Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и обоснование финансовой политики предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансовая политика предприятия не тождественна его политике по управлению финансами. Управленческий аспект текущей и перспективной организации, функционирования и контроля за финансовыми отношениями составляет основу финансовой политики, и не исчерпывает её содержания. На самом деле финансовая политика предприятия выходит далеко за рамки чисто финансовых вопросов плана, мобилизации источников… Читать ещё >

Разработка и обоснование финансовой политики предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра финансов и налоговой политики

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

Разработка и обоснование финансовой политики предприятия Специальность 80 200 — Менеджмент Автор курсовой работы Устинова В.А.

Новосибирск, 2015 г.

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты разработки и обоснования финансовой политики предприятия
  • 1.1 Сущность финансовой политики предприятия, её цель и задачи
  • 1.2 Методы формирования финансовой политики предприятия
  • 2. Анализ финансовой политики в ООО «Контраст»
  • 2.1 Общая характеристика ООО «Контраст»
  • 2.2 Анализ финансового состояния ООО «Контраст»
  • 2.3 Организация финансовой политики в ООО «Контраст»
  • 3. Рекомендации по совершенствованию финансовой политики ООО «Контраст»
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Актуальность темы

данной курсовой работы заключается в том, что финансовая политика — наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия. Методы и приемы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям; эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы; соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объёмов продаж (выручки от реализации). Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учёта, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

Построение финансовой политики побуждает предпринимателей ясно представлять намеченные цели, способы, приемы, средства, механизмы и возможности их достижения. Проведение финансовой политики требует подбора адекватных форм, способов, приемов, средств и механизмов её реализации. Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.

Цель исследования данной курсовой работы — комплексный анализ теоретических и практических аспектов разработки и обоснования финансовой политики предприятия. ;

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

раскрыть сущность финансовой политики предприятия, её цель и задачи;

охарактеризовать методы формирования финансовой политики предприятия;

дать общую характеристику ООО «Контраст» ;

проанализировать финансового состояния ООО «Контраст» ;

проанализировать организацию финансовой политики в ООО «Контраст» ;

рассмотреть рекомендации по совершенствованию финансовой политики ООО «Контраст» .

Объект исследования — ООО «Контраст» .

Предмет исследования — финансовая политика ООО «Контраст» .

Информационная база исследования: учебные, справочные и практические пособия, монографии, периодические научные издания, научные доклады и отчёты, материалы научных конференций, данные бухгалтерской и финансовой отчётности предприятия.

Методы, использованные в исследовании: анализ, синтез, обобщение, статистический метод, метод группировок, метод сравнений, абстрактно-логический метод и другие.

Структура данной курсовой работы обусловлена целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты разработки и обоснования финансовой политики предприятия

1.1 Сущность финансовой политики предприятия, её цель и задачи

Финансовая политика предприятия рассматривается как совокупность практических мероприятий, целенаправленно реализуемых субъектом хозяйствования в рамках общих методологических требований управления финансами и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями его производственно-хозяйственной деятельности. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2012. — С. 82.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей Кацун В. П. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. — М.: РосНОУ, 2011. — С. 26. .

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т. е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:

разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью.

Перспективные (стратегические) цели как элемент финансовой политики носят прогнозный характер, определяющий концепцию развития, так как практическая реализация этих целей часто не зависит от деятельности самого предприятия, а определяется внешними факторами. Текущие (оперативные) цели требуют разработки прикладного механизма их практической реализации.

Прикладные требования к формированию финансовой политики:

при формировании финансовой политики необходимо опираться на общие методические принципы и подходы к управлению финансами;

финансовая политика всегда должна иметь прикладной характер, т. е. содержать не «общие положения» по соответствующему направлению деятельности, а конкретные и реально достижимые цели финансового развития субъекта хозяйствования, включая целый перечень практических мероприятий, обеспечивающих их реализацию;

при формировании финансовой политики в безусловном порядке учитываются как текущие, так и прогнозные условия функционирования конкретного субъекта хозяйствования внешнего и внутреннего характера (уровень налогообложения, ставки по банковскому и коммерческому кредиту, структура собственных и заемных средств, степень квалификации финансовых работников предприятия и многие другие факторы) Слепов В. А., Громова Е. И. Финансовая политика компании. — М.: Экономистъ, 2012. — С. 51. .

финансовая политика стратегическая цель Финансовая политика предприятия включает два взаимно связанных направления — политику доходов и политику расходов, которые на практике реализуют соответствующие функции финансов в целом. Планирование каждого из этих направлений осуществляется соответствующими службами предприятия в их непосредственной взаимосвязи, при этом приоритетность того или иного из них зависит от текущего финансового состояния субъекта хозяйствования (так например, в условиях кризисного развития более целесообразно ориентироваться на планирование «от доходов», когда вначале осуществляется определение ожидаемых финансовых поступлений и лишь затем планируется их использование).

Политика доходов нацелена на удовлетворение потребностей субъекта хозяйствования в привлечении финансовых ресурсов и связана с решением следующих двух прикладных задач:

1. Максимизация поступлений по фактически имеющимся источникам, например, путем увеличения объёма производства и реализации продукции и услуг.

2. Постоянное расширение номенклатуры источников указанных поступлений, например, за счёт организации новых производств, деятельности на фондовом рынке и т. п.

Политика расходов в свою очередь, определяет необходимость обеспечения рациональной минимизации затрат предприятия, основными критериями которой является их экономическая обоснованность и окупаемость.

Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики в части политики доходов:

достаточный уровень масштабности поставленных задач в сочетании с их безусловной реальностью;

ориентация на использование взаимозаменяемых источников, а также на создание резервных источников;

измеримость поставленных целей в части сроков и объёмов привлекаемых средств;

максимизация текущих финансовых поступлений не в ущерб перспективным доходам;

учёт специфики используемых финансовых поступлений, в части их зависимости от действия внешних и внутренних факторов.

Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики в части политики расходов:

экономическая обоснованность затрат, подтверждаемая соответствующими финансовыми расчётами;

рациональная минимизация затрат, не наносящая ущерба текущим и перспективным интересам объекта управления (например, экономия на новых технологиях приводит к потере конкурентоспособности продукции) строгая дифференциация расходов по направлениям его деятельности и по степени их важности для объекта управления (категория, А — необходимые, В — желательные, С — реализуемые лишь при наличии неиспользованного остатка средств);

обеспечение возможности многоуровневого контроля за эффективностью и целевым характером совершаемых затрат Тупицин А. Л. Финансовая политика коммерческого предприятия. — М.: Проспект, 2013. — С. 32. .

Управление финансами является основой формирования финансовой политики. В общем виде управление финансами предприятия можно определить как совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными характеристиками.

Базовыми инструментами управления финансами предприятия выступают:

финансовое планирование;

оперативное управление финансами;

финансовый контроль.

Финансовая политика предприятия не тождественна его политике по управлению финансами. Управленческий аспект текущей и перспективной организации, функционирования и контроля за финансовыми отношениями составляет основу финансовой политики, и не исчерпывает её содержания. На самом деле финансовая политика предприятия выходит далеко за рамки чисто финансовых вопросов плана, мобилизации источников финансовых ресурсов и финансирования за счёт них расходов. Другими словами, финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в аспекте чистых финансов. Предмет её гораздо шире совокупности финансовых отношений. Финансовая политика затрагивает и определяет глубинные вопросы поиска, возникновения, формирования, распределения, перераспределения, использования источника. При этом финансовая политика включает комплекс вопросов учётной, отчётной, налоговой интерпретации такого источника. Тихомиров Е. Ф. Управление финансами предприятия. — М.: Академия, 2011. — С. 73.

Конечная эффективность финансовой политики в сегодняшних условиях определяется расширением реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учётную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику.

Таким образом, анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учётной и налоговой политики, контроль и управление издержками является сущностью финансовой политики предприятия. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

1.2 Методы формирования финансовой политики предприятия

При формировании финансовой политики предприятия используются следующие методы.

1. Анализ финансово-экономического состояния предприятия, который является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчётности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчётности, когда ещё имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчёту. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчётности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчётности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчёт финансовых коэффициентов.

Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними пользователями отчётности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы).

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учётом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т. д. Щербаков В. А. Финансовая политика предприятия. — М.: КНОРУС, 2013. — С. 116.

2. Разработка учётной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учёта обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия». В связи с этим, целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учётной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

3. Разработка кредитной политики предприятия. В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатёжеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

увеличение доли ликвидных активов;

удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

в первом — путем вложения средств в малоприбыльные активы;

во втором — посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счёт откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

4. Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью. В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учётом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

принятие решения о замене неденежных форм расчётов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчётов или операций по переуступке прав требования долга;

составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности);

рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды. Берзон Н. И. Финансовый менеджмент. — М.: Академия, 2011. — С. 158.

В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо её реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

5. Управление издержками, включая выбор амортизационной политики. В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При разработке учётной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учётной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учётом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.

Информационной базой для расчётов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учёту затрат, журналы-ордера, отчёты цехов и структурных подразделений.

6. Выбор дивидендной политики. Проблемами, решение которых обуславливает необходимость выработки дивидендной политики, являются следующие:

с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией;

с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. Чернов В. А. Финансовая политика организации. — М.: ЮНИТИ, 2012. — С. 186.

При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для её реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

Таким образом, к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся: анализ финансово-экономического состояния предприятия; разработка учётной и налоговой политики; выработка кредитной политики предприятия; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками, включая выбор амортизационной политики; выбор дивидендной политики.

2. Анализ финансовой политики в ООО «Контраст»

2.1 Общая характеристика ООО «Контраст»

ООО «Контраст» учреждено Решением участника 2 декабря 2008 года и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными нормативными актами Российской Федерации. Полное фирменное наименование общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Контраст». Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «Контраст». Юридический адрес компании — 630 007, Новосибирск, Красный проспект, 14.

Компания осуществляет грузовые перевозки, оказывая транспортные услуги по доставке негабаритных и тяжеловесных грузов по железной дороге и грузовыми автомобилями, оформлению разрешений, сопровождению транспортных средств.

Конкурентоспособность предприятия возрастает по мере развития его производственно-технических мощностей. Поэтому парк ООО «Контраст» постоянно обновляется. На предприятии выстроена система контроля состояния автомобилей и единиц подвижного состава, организованы техническое обслуживание и ремонт по средствам сторонней организации. На виды деятельности, которые осуществляет предприятие, наличие лицензии необязательно.

Финансовая деятельность осуществляется в порядке, установленном законодательством. Основные виды деятельности направлены на оказание услуг населению, заказчикам — крупнейшим заводам и производителям металлопродукции и строительных материалов Новосибирской области и прочим потребителям. Основным источником средств являются крупнейшие заводы — 70% от общего объёма оказываемых услуг и прочие потребители. Оплата услуг потребителями осуществляется на основании пакета документов (счета на предоплату, счета-фактуры и акта выполненных работ), по факту оказания услуги.

Предприятие имеет в собственности более двухсот единиц подвижного состава. Основным поставщиками подвижного состава для оказания услуг являются ОАО «Первая грузовая компания», которая является крупнейшим собственником подвижного состава в стране и выполняет 29% от общего грузооборота сети и ОАО «Вторая грузовая компания», которая занимает 22,5%.

Основным конкурентом ООО «Контраст» является ООО «ОмМет-Транс», которое находится в г. Омск. В таблице 1 рассмотрим факторы конкурентоспособности ООО «Контраст» .

Таблица 1 — Сравнительная характеристика ООО «Контраст» с основным конкурентом ООО «ОмМет-Транс»

Факторы

ООО «Контраст»

Основной Конкурент

ООО «ОмМет-Транс»

Людские ресурсы

13 сотрудников, наличие квалифицированных сотрудников

25 сотрудников, наличие квалифицированных сотрудников

Качество оказываемых услуг

Услуги оказываются в полном объёме и в заявленный срок

Услуги оказываются в полном объёме и в заявленный срок

Количество оказываемых услуг

Регулярное поступление заявок от грузоотправителей

Регулярное поступление заявок от грузоотправителей

Ценовая доступность услуг (уровень цены)

Средняя

Средняя — выше средней

Исключительность подвижного состава

Наличие 3 видов подвижного состава: полувагоны, крытые вагоны, платформы; приходится привлекать подвижной состав третьих лиц

Наличие более 3-х видов подвижного состава: полувагоны, крытые вагоны, платформы, цистерны, цементовозы

Ассортимент услуг

Широкий

Широкий

Репутация предприятия

Известная, постоянные клиенты.

Известная, постоянные клиенты.

Способность торговаться

Присутствует

Отсутствует

Территориальная близость предприятия к клиенту

Территориально близко (г. Новосибирск)

Территориально неблизко (г. Омск)

Простота организации

Минимум уровней управления и служебного персонала

Максимум уровней управления

Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT-анализ, представленный в таблице 2.

Таблица 2 — SWOT-анализ ООО «Контраст»

ООО «Контраст»

Основной конкурент ООО «ОмМет-Транс»

Сильные стороны

Широкий ассортимент услуг, широкая известность, территориальная близость, способность торговаться, регулярное поступление заявок, которые оказываются в полном объёме и в срок.

Широкая известность, широкий ассортимент услуг, хорошая репутация у покупателей, наличие более 3 видов подвижного состава, регулярное поступление заявок, которые оказываются в полном объёме и в срок.

Слабые стороны

Наличие 3 видов подвижного состава, приходится привлекать подвижной состав третьих лиц, небольшое количество сотрудников, в т. ч. квалифицированных

Повышенный уровень цен, отсутствие умения торговаться, территориально неблизко

Возможности

Увеличение количества квалифицированных сотрудников, увеличение парка подвижного состава

Снижение цен, создание территориально близкого филиала

Угрозы

Недоверие со стороны заказчика по причине простоты организации и недостатка подвижного состава

Возрастающее конкурентное давление по причине роста цен

Главным конкурентным преимуществом ООО «Контраст» является цена, так как цена является базисом успешного оказания услуг. В перспективе возможно увеличение собственного парка подвижного состава.

На рассматриваемом предприятии организационная структура управления является линейной (рисунок 1).

Рисунок 1 — Организационно-экономическая структура ООО «Контраст»

При линейной организации управления распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. На предприятии ООО «Контраст» все полномочия идут от высшего звена управления к низшему, т. е. от директора предприятия к коммерческому или исполнительному директору, а затем непосредственно в необходимый отдел. Экономическая эффективность линейной организационной структуры управления ООО «Контраст» тем существеннее, чем меньше число уровней иерархии (время проведения решений), чем уже профиль работ (загрузка руководителя). На предприятии было выявлено всего три уровня иерархии.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Контраст» имеет постоянный и устойчивый спрос за оказанные услуги, а также является динамично развивающимся предприятием на рынке данного вида услуг, и имеет достаточно невысокую себестоимость реализованной продукции.

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Контраст»

Основой для проведения анализа финансового состояния является бухгалтерская отчётность и особенно форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» .

Рассмотрим структуру актива агрегированного баланса ООО «Контраст» (таблица 3).

Таблица 3 — Структура актива агрегированного баланса ООО «Контраст», тыс. руб.

Наименование

2012 г.

2013 г.

Изменение

Темп роста, %

2014 г.

Изменение,

темп роста, %

1. Внеоборотные активы

10,00

10,00

0,00

1,00

36,00

26,00

3,6

1.1 Основные средства

10,00

10,00

0,00

1,00

36,00

26,00

3,6

2. Оборотные активы

631,00

23 314,00

22 683,00

36,95

44 601,00

21 287,00

1,91

2.1 Запасы

38,00

51,00

13,00

1,34

106,00

55,00

2,08

2.1.1 сырье и материалы

2,00

4,00

2,00

2,00

34,00

30,00

8,5

2.1.2 готовая продукция

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.1.3 расходы будущих периодов

36,00

47,00

11,00

1,31

72,00

25,00

1,53

2.2 Краткосрочная дебит. задолженность

1,00

22 119,00

22 118,00

22 119,00

34 810,00

12 424,00

1,56

2.3 Краткосрочные финансовые вложения

450,00

450,00

0,00

1,00

450,00

0,00

1,00

2.4 Денежные средства

142,00

694,00

552,00

4,89

9235,00

8353,00

13,04

Баланс

641,00

23 324,00

22 683,00

36,39

44 637,00

21 313,00

1,91

За анализируемый период на 31 декабря 2013 валюта баланса ООО «Контраст» увеличилась на 22 683,00 тыс. руб. или на 36,39%. Увеличение произошло в основном за счёт увеличения оборотных активов. За период с 31 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. валюта баланса увеличилась на 21 313 тыс. руб. или на 1,91%.

За анализируемый период на 31 декабря 2012 внеоборотные активы не изменились. Это произошло оттого, что основные средства так же не изменились. По состоянию на 31 декабря 2013 внеоборотные активы составили 10 тыс. руб. В 2014 г. внеоборотные активы увеличились на 26 тыс. руб. и к концу анализируемого периода составили 36 тыс. руб.

В период с 31 декабря 2012 по 31 декабря 2013 оборотные активы предприятия значительно увеличились на 22 683,00 тыс. руб. или на 36,95%, однако к 31 декабря 2014 оборотные активы увеличились ещё на 21 287,00 тыс. руб. или на 1,91%, что составило 44 601,00 тыс. руб. На 31 декабря 2014 оборотные активы состоят преимущественно из краткосрочной дебиторской задолженности — 34 810,00 тыс. руб. и денежных средств 9235,00 тыс. руб.

Краткосрочная дебиторская задолженность в основном представлена задолженностью от потребителей услуг — это основные заказчики ООО «Контраст» .

На 31 декабря 2014 запасы предприятия состоят преимущественно из сырья и материалов в сумме 34,00 тыс. руб., что на 30 тыс. руб. больше чем в предыдущем периоде и расходов будущих периодов 72,00 тыс. руб., что на 25 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде.

Таким образом, на изменение актива баланса повлияло увеличение основных средств в составе внеоборотных активов с 7,00 до 36,00 тыс. руб. и увеличение краткосрочной дебиторской задолженности с 1,00 до 34 810,00 тыс. руб. за анализируемый период, а также денежных средств с 142 до 9235 тыс. руб. в составе оборотных активов за анализируемый период.

Рассмотрим структуру пассива агрегированного баланса ООО «Контраст» (таблица 4).

Таблица 4 — Структура пассива агрегированного баланса ООО «Контраст», тыс. руб.

Наименование

2012 г.

2013 г.

Изменение

Темп роста, %

2014 г.

Изменение

Темп роста, %

1. Собственный капитал

22,00

975,00

953,00

44,32

2568,00

1593,00

2,63

1.1 Уставный капитал

10,00

10,00

0,00

1,00

10,00

0,00

1,00

1.2 Резервы, фонды, нераспределенная прибыль

12,00

965,00

953,00

80,42

2558,00

1593,00

2,65

2. Долгосрочные обязательства

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3. Краткосрочные обязательства

619,00

22 349,00

21 730,00

36,10

42 069,00

19 720,00

1,88

3.1 Кредиты и займы

11,00

92,00

81,00

8,36

96,00

4,00

1,04

3.2 Краткосрочная кредиторская задолженность

608,00

22 257,00

21 649,00

36,61

41 973,00

19 716,00

1,88

3.2.1 Перед поставщиками и подрядчиками

597,00

21 532,00

20 935,00

36,07

40 525,00

18 993,00

1,88

3.2.2 Перед персоналом организации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3.2.3 Перед гос. внебюджетными фондами

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3.2.4 Перед бюджетом

9,00

332,00

323,00

36,89

309,00

— 23,00

0,93

3.2.5 Прочие кредиторы

2,00

393,00

391,00

196,5

1139,00

746,00

2,90

Баланс

641,00

23 324,00

22 683,00

36,39

44 637,00

21 313,00

1,91

По состоянию на 31 декабря 2013 г. активы предприятия значительно увеличились и профинансированы в основном собственными средствами и краткосрочными обязательствами. Собственные средства состоят из уставного капитала в сумме 10 тыс. руб. и нераспределенной прибыли в сумме 965 тыс. руб. Большая доля краткосрочных обязательств состоит из краткосрочной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Кредиторская задолженность значительно увеличилась в анализируемом периоде на 21 649 тыс. руб. в абсолютном выражении и на 36,61% в относительном. В структуре кредиторской задолженности задолженность перед персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами отсутствует. Задолженность перед бюджетом и прочими кредиторами является текущей. Просроченная задолженность перед бюджетами всех уровней отсутствует. По состоянию на 31 декабря 2014 г. можно сделать вывод о том, что собственный капитал предприятия увеличился на 1593,00 тыс. руб. или на 2,63% за счёт увеличения нераспределенной прибыли. Уставный капитал не изменился. Долгосрочные обязательства отсутствуют, а краткосрочные обязательства значительно увеличиваются. Так на 31 декабря 2014 г. величина краткосрочных обязательств составила 42 069,00 тыс. руб., что на 19 720 тыс. руб. или на 1,88% больше, чем в предыдущем периоде. Краткосрочная задолженность по-прежнему в большей степени состоит из задолженности перед поставщиками и подрядчиками и составляет 41 973 тыс. руб. Задолженность перед бюджетом уменьшилась на 23 тыс. руб., а задолженность перед прочими кредиторами наоборот увеличилась на 746 тыс. руб. или на 2,90%. Таким образом, на основании проведенного анализа состава, структуры и динамики баланса видно, что ООО «Контраст» является динамично развивающимся предприятием малого бизнеса. Несмотря на увеличение краткосрочной дебиторской задолженности за анализируемый период, предприятие способно отвечать по своим обязательствам.

В таблице 5 приведён анализ отчёта о прибылях и убытках.

Таблица 5 — Анализ отчёта о прибылях и убытках ООО «Контраст», тыс. руб.

Наименование

2012 г.

2013 г.

Изменение

темп роста, %

2014 г.

Изменение

темп роста, %

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка

60,23

3,30

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

3,32

Валовая прибыль

78,96

2,58

Управленческие расходы

8,79

Прибыль от продаж

67,22

— 217

0,86

II. Прочие расходы и доходы

Проценты к получению

— 3

Проценты к уплате

Доходы от прочей деятельности

2,28

1,59

Расходы от прочей деятельности

20,3

2,07

III. Прибыль

Прибыль до налогообложения

6,29

— 14

0,99

Налог на прибыль

91,67

1,65

Чистая прибыль

5,50

— 194

0,89

За анализируемый период с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2013 г. произошло увеличение выручки на 119 825 тыс. руб. или 60,23%. Данное увеличение выручки свидетельствует о достаточно быстро развивающемся бизнесе и грамотно построенном менеджменте. Как результат этого на 31 декабря 2014 г. объём выручки составляет 402 816 тыс. руб.

За анализируемый период на 31 декабря 2013 г. в виду развития деятельности предприятия и укрепления его на рынке расходы (затраты), связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, работ и услуг увеличились на 117 876 тыс. руб. или на 60%, вследствие чего валовая прибыль увеличилась на 1949 тыс. руб. или 78,96%. За период с 31 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. затраты увеличились на 277 852 тыс. руб. или на 3,32%, вследствие чего увеличилась валовая прибыль. На конец анализируемого периода она составила 5090 тыс. руб. Это свидетельствует о рациональном использовании ресурсов на предприятии.

За период с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2013 г. прочие доходы предприятия увеличились на 403 тыс. руб., (2,28%), расходы от прочей деятельности увеличились на 193 тыс. руб. (20,3%), благодаря чему на предприятии образовалась прибыль, которая составила 2062 тыс. руб., что на 1734 тыс. руб. (6,29%) больше предыдущего года.

За период с 31 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. прочие доходы предприятия увеличились на 425 тыс. руб. (1,59%), расходы от прочей деятельности увеличились на 217 тыс. руб. (2,07%), благодаря чему в данный период на предприятии образовалась прибыль, которая составила 2048 тыс. руб. к налогооблажению, что на 14 тыс. руб. меньше предыдущего периода (на 0,99%)

На протяжении анализируемого периода деятельность предприятия была достаточно прибыльной. За период с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2013 г. чистая прибыль увеличилась на 5,50%, а за период с 31 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. снизилась на 0,89%. По результатам деятельности за 2013 год предприятием была получена чистая прибыль в сумме 1787 тыс. руб., что на 1462 тыс. руб. больше показателя за предыдущий год период. За 2014 год чистая прибыль предприятия составила 1593 тыс. руб.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и анализируется с помощью системы финансовых показателей. Анализ показателей (коэффициентов) ликвидности ООО «Контраст» представлен в таблице 6.

Таблица 6 — Расчёт коэффициентов ликвидности ООО «Контраст», тыс. руб.

Наименование коэффициента

2012 г.

2013 г.

Темп роста, %

2014 г.

Темп роста, %

Коэффициент текущей ликвидности

1,02

1,04

1,02

1,06

1,02

Коэффициент срочной ликвидности

0,96

1,04

1,08

1,06

1,02

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,96

0,05

0,05

0,23

4,6

Анализ коэффициентов показывает, что финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется как устойчивое. Коэффициенты характеризуют высокую платёжеспособность и ликвидность, при этом некоторые из них (коэффициент абсолютной ликвидности) не соответствуют оптимальным значениям.

Следует обратить внимание на положительную тенденцию к увеличению показателя текущей ликвидности к концу анализируемых периодов на 1,06 и составляет 1,02%. Значит, краткосрочные обязательства покрываются оборотными активами предприятия.

Коэффициент срочной ликвидности, приблизился к оптимальному значению, имеет тенденцию к увеличению к концу анализируемых периодов на 1,02% или 0,02 и составляет 1,06, значит, предприятие может погасить большую часть краткосрочной задолженности за счёт денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов.

В 2013 году коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует нормативному значению. Вся краткосрочная задолженность предприятия не может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами. А в 2012, 2014 году коэффициент приблизился к оптимальному значению на 4,6%, имеет тенденцию к увеличению, составляет 0,23% и соответственно и шансы на погашение краткосрочной задолженности увеличились.

Таким образом, за анализируемый период с 2012 г. по 2014 г. в целом предприятие улучшило многие показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, такие как выручка предприятия, текущая и срочная ликвидности и финансовая устойчивость в целом. Негативными моментами являются рост дебиторской и кредиторской задолженности. Оценка ликвидности определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. Это предполагает, что оборотные активы в форме дебиторской задолженности и части запасов могут быть превращены в денежные средства, достаточные для погашения краткосрочных долгов числящихся на балансе предприятия.

2.3 Организация финансовой политики в ООО «Контраст»

Основа финансовой политики ООО «Контраст» — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим предприятие осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Содержание финансовой политики ООО «Контраст» :

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью.

Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности организации в области финансов.

Финансовый механизм ООО «Контраст» — система установленных предприятие форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов.

Задачи финансовой политики ООО «Контраст» :

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения предприятия распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основным источником финансовых ресурсов в ООО «Контраст» является прибыль, которая представляет собой конечный финансовый результат деятельности ООО «Контраст», понимаемый в самом общем виде как превышение доходов предприятия над его расходами.

В самом общем виде прибыль предприятия распределяется в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и к распределению между учредителями (акционерами). Фонды накопления и фонды потребления — это фонды специального назначения.

Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и не производственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер. Часть средств фонда накопления расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчётном счёте, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства. Кроме того, за счёт фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер: на проведение научно-исследовательских работ, на природоохранные мероприятия, расходы по выпуску ценных бумаг и др.

Фонд потребления используется на финансирование социальных и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанных с производственными показателями; оказание материальной помощи, оплату путевок, лечения, медикаментов для работников и членов их семей и др.

Кроме того, в ООО «Контраст» сформирован резервный фонд, который предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков.

Основным способом привлечения заемных финансовых ресурсов в ООО «Контраст» является получение кредита у банков или иных юридических и физических лиц.

Прибегая к внешним источникам денежных средств, ООО «Контраст» может или обращаться непосредственно к иным хозяйствующим субъектам, располагающим избыточными денежными средствами и готовым предоставить их на соответствующих условиях (за определенную плату и на определенный срок) — прямое финансирование, или прибегать к услугам финансовых посредников.

Финансовые посредники дают возможность собрать (аккумулировать) избыточные денежные средства многих субъектов, сберечь их (воздержаться от их текущего потребления) и направить в сферу предпринимательского приложения. Типичными примерами финансовых посредников являются банки, финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые общества. Нормальная экономика немыслима без развитой системы финансового посредничества.

Средства финансирования деятельности ООО «Контраст» подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, в зависимости от потребностей и сроков их предоставления. Краткосрочные средства используются для покрытия (оплаты) текущих потребностей предприятия, например, по выплате заработной платы, оплате сырья, материалов, иных текущих расходов. Долгосрочные средства используются для оплаты производственного оборудования, недвижимости, осуществления инвестиций (производственных капиталовложений) на длительный период (связанных, например, со строительством нового цеха, пуском новой сборочной линии, освоением нового вида производства).

ООО «Контраст» кредитуется в таких банках как ОАО «Банк Уралсиб» и ОАО «Номос-банк», филиалы которых находятся в городе Новосибирске.

ООО «Контраст» использует кредитование для различных целей:

покрытие кассовых разрывов по расчётному счёту;

пополнение средств в обороте как для оплаты услуг и товаров, так и на осуществление текущих расходов, связанных с ведением бизнеса;

приобретение основных средств и нематериальных активов;

осуществление строительства и реконструкции объектов недвижимости;

модернизация оборудования и реализация инвестиционных проектов.

Процентная ставка кредитования варьируется от 20−25%.

Как и на любом крупном предприятии, в ООО «Контраст» имеется планово-экономический отдел разрабатывает плановые значения затрат на будущий период и сравнивает их с фактическими. В качестве плановых показателей используются значения прошлого года, что заведомо ведет к превышению фактических расходов над плановыми.

Таким образом, можно сказать, что организация финансового планирования в ООО «Контраст» имеет неудовлетворительную оценку. В организации нет разработанных документов по движению денежных средств, нет выстроенной чёткой структуры финансовой службы. Деятельность существующей экономической службы не принесла свои результаты в отношении движения денежных средств на плановый период. Для организации финансовой политики на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия.

3. Рекомендации по совершенствованию финансовой политики ООО «Контраст»

В качестве одного из вариантов развития финансовой политики в ООО «Контраст» предлагается внедрение системы бюджетирования. Выделим, следующие требования к организации совершенствования процесса бюджетирования в ООО «Контраст» :

наличие на предприятии единого документа, регламентирующего бюджетный процесс;

организация бюджетного комитета;

установление жёсткой финансовой дисциплины;

выстраивание приоритетов в финансах;

чёткое разграничение полномочий и ответственности служб.

Для управления бюджетным процессом в ООО «Контраст» необходимо создать бюджетный комитет. Бюджетный комитет ООО «Контраст» — это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая сможет включать и внешних консультантов. Это постоянно действующий орган, который будет заниматься тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, давать рекомендации, разрешать разногласия и оперативно вносить коррективы в деятельность ООО «Контраст». Решения бюджетного комитета будет утверждаться директором ООО «Контраст» .

Предприятию рекомендуется планирование доходной части бюджета по трём направлениям:

1. Увеличение выручки за счёт повышения объёмов продаж услуг ж/д транспортом. Данный рост может быть достигнут путем оптимизации маркетинговой деятельности, то есть разработки рекламной политики на предприятии.

2. Улучшение ценовой политики. Предприятию ООО «Контраст» необходимо правильно определить ценовую стратегию, которая является связующим звеном для установления отношений между предприятием и заказчиками, которая оказывает существенное влияние на рентабельность и прибыльность, а, следовательно, жизнеспособность предприятия, и является существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами. Ценообразование строится с использованием следующих методов: затратный метод, средневзвешенный метод. Рассмотрим эти два метода и спрогнозируем среднюю цену на услугу на 2015 год.

Суть затратного метода состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Порядок определения цены затратным методом представлен в таблице 7.

Таблица 7 — Определение цены методом полных затрат

Наименование показателя

Значение

31.12.2013 г.

31.12.2014 г.

Прогнозный 31.12.2015 г.

Переменные затраты, тыс. руб.

7 876

13 701

25 592

Постоянные затраты, тыс. руб.

2 289

6 849

10 740

Итого затрат, тыс. руб.

10 165

20 550

36 332

Ожидаемый доход от реализации, тыс. руб.

30 561

33 648

38 228

Месячное оказание услуг грузоперевозок, шт.

Цена одной услуги грузоперевозки, тыс. руб.

47,751

52,575

59,731

Таким образом, окончательная цена продукции составила на 31.12.2013 — 47 751 руб.; на 31.12.2014 цена равна 52 575 руб.; на 31.12.2015 — 59 731 руб.

Следующим методом является определение цены на основе средневзвешенных цен. Данная методика расчёта представлена в таблице 8.

Таблица 8 — Методика расчёта средневзвешенной цены

Наименование показателя

Значение

31.12.2013 г.

31.12.2014 г.

Прогнозный 31.12.2015 г.

Объём производства, тонн/год

42 000

42 000

42 000

Цена затратным методом, тыс. руб.

47,751

52,575

59,731

Прогнозируемый объём производства, тонн/год

42 000

42 000

42 000

Цена рыночным методом, руб.

53,131

52,825

61,831

Определение исходной цены, руб.

50,441

52,700

60,781

На основании анализа средневзвешенных цен была получена оптимальная цена на 2013 г. в размере 50,441 тыс. руб., на 2014 г. — 52,700 тыс. руб., и прогнозная цена на 2015 г. — 60,781 тыс. руб.

Таким образом, видно, что цена на оказание транспортных услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом растёт. Вероятность дальнейшего роста цены в 2015 году очень велика, следовательно, существует эффективность введения тенденции повышения тарифа на услуги.

3. Оптимизация кредитной политики предприятия — привлечение внешних источников финансирования у более выгодных кредитных организаций. В качестве кредитуемого банка можно предложить банк ОАО «Сибинвестбанк», который на сегодняшний день может предоставить ООО «Контраст» кредит-овердрафт в сумме до 5200 тыс. руб. с процентной ставкой 15% годовых. Так как предприятие имеет на сегодняшний день обязательства перед другими банками и не имеет особых финансовых проблем в своей деятельности, то предприятию предлагается воспользоваться услугами банка на 50%. Таким образом, предприятию предлагается привлечение заемных средств в сумме 2600 тыс. руб. в год по 15% годовых или 217,4 ежемесячно.

Для оптимизации движения денежных средств, погашения своевременно обязательств перед кредиторами предприятию необходимо увеличение денежных потоков. Для данного обстоятельства предлагается оптимизация управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Главная задача управления дебиторской задолженностью ООО «Контраст» — установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают полное и своевременное поступление средств для осуществления платежей кредиторам. В целях снижения дебиторской задолженности необходимо разработать методику внедрения скидок на услуги для постоянных клиентов ООО «Контраст» с учётом срока погашения задолженности (таблица 9)

Таблица 9 — Дифференциация клиентской базы и распределение скидок

Категория клиентов

Срок погашения задолженности, календарные дни

Скидки, %

Удельный вес, %

Категория А

Категория Б

Категория В

Категория Г

К категории группы, А относятся наиболее важные клиенты, которые постоянно пользуются услугами ООО «Контраст». Для них разработана максимальная скидка при условия погашения дебиторской задолженности в кратчайшие сроки (пять календарных дней). К категории группы Г относятся клиенты, которые обращаются с наименьшим количеством заявок. Для них разработана минимальная скидка при условии погашения дебиторской задолженности в срок до 14 календарных дней. В отношении дебиторской задолженности так же предлагается разработать план оптимизации по её управлению, а именно применить в практике работы предприятия факторинг. Рассмотрим оптимизацию дебиторской задолженности с применением факторинга по некоторым дебиторам предприятия (таблица 10).

Таблица 10 — Дебиторская задолженность по предприятиям в ООО «Контраст»

Наименование котрагента

Всего дебиторская задолженность, тыс. руб.

Уровень эффективности факторинговой операции, %

ООО ТД «СтройДорМаш»

22,7

ООО «ЧелСИ»

26,1

ООО «Карабашское ДРСУ»

Таким образом, из выше приведенных расчётов следует, что факторинговая операция позволяет ООО «Контраст» рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному ООО ТД «СтройДорМаш» и ООО «Карабашское ДРСУ» кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. Одновременно с этим Банк кредитует оборотный капитал ООО «Контраст» и принимает на себя его кредитный и валютный риски, тем самым, превращая дебиторскую задолженность в наличные деньги.

Рассмотрим дифференциацию кредиторской задолженности по степени срочности оплаты в таблице 11.

Таблица 11 — График погашения кредиторской задолженности по степени срочности оплаты

Очередность оплаты

Получатель платежа

Сроки оплаты

Бюджетные и внебюджетные фонды

8 и 15 числа каждого месяца

Зарплата сотрудникам предприятия

8 и 24 числа каждого месяца

Аренда нежилого помещения

5 числа каждого месяца

Как вариант стабилизации кредиторской задолженности поставщикам — нужно уйти от авансовых платежей поставщикам. Более 70% всех платежей в компании должно оплачивается по факту.

При увеличении финансовых потоков за счёт оптимизации управления дебиторской задолженности предприятие сможет соответственно оптимизировать и кредиторскую задолженность, то есть сократить свои текущие обязательства.

Таким образом, из представленных выше расчётов и рекомендаций представим планирование бюджета на 2015 г.

Бюджет денежных средств ООО «Контраст» представлен в таблице 12.

Таблица 12 — Бюджет денежных средств ООО «Контраст»

2015 г.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Поступления денежных средств:

1. Платежи

2. Получение кредитов

3. Получение займов

4. Прочие доходы

Расход денежных средств:

1. Гашение кредитов

2. Гашение займов

3. % по кредитам

4. % по займам

5. Налоги

6. Содержание офиса

7. Прочие расходы

Остаток денежных средств:

Бюджет доходов и расходов ООО «Контраст» представлен в таблице 13.

Таблица 13 — Бюджет доходов и расходов ООО «Контраст» на январь 2015 г.

Наименование статей бюджета

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

Исполнение, %

Доходы

Кредит

217,4

217,4

100,0

Покупатели

890,6

890,6

100,0

ВСЕГО доходы

1 108,0

1 108,0

100,0

Расходы

1. Расходы по гу

Гашение кредитов, займов

490,5

490,5

100,0

Проценты по кредитам

78,0

78,0

100,0

Расчёты с поставщиками

217,4

217,4

100,0

НДС

37,5

37,5

Итого расходы по гу

823,4

823,4

100,0

2. Расходы по офису

Заработная плата

120,0

120,0

100,0

Налоги на зарплату

46,8

46,8

100,0

Транспортные расходы

57,0

55,0

96,5

Услуги связи

7,6

6,5

85,5

Накладные расходы

21,0

20,3

96,7

Реклама

15,0

15,0

100,0

Услуги банков

1,5

1,5

100,0

Прочие расходы

5,0

3,0

60,0

Итого расходы по офису

273,9

268,1

97,9

ВСЕГО расходы

1 097,3

1 091,5

99,5

Прибыль

10,7

16,5

154,2

В ООО «Контраст» договоры с покупателями заключаются, как правило, на три-пять лет. По каждому договору установлены графики оплаты продукции, графики поступления и зачёта платежей, получения и погашения кредитов, в том числе на страхование предметов продукции и т. д. На основе этих данных будет формироваться бюджет денежных средств и бюджет доходов и расходов на год в целом по компании и с разбивкой по месяцам.

Таким образом, для улучшения финансовой политики в ООО «Контраст» рекомендуется внедрение системы бюджетирования; улучшение планирования доходной части бюджета по трём направлениям (повышение объёмов продаж за счёт улучшения маркетинга, оптимизация кредитной политики, улучшение ценовой политики); оптимизации движения денежных средств за счёт улучшения управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика предприятия рассматривается как совокупность практических мероприятий, целенаправленно реализуемых субъектом хозяйствования в рамках общих методологических требований управления финансами и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями его производственно-хозяйственной деятельности. Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий: разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью.

Финансовая политика предприятия включает два взаимно связанных направления — политику доходов и политику расходов, которые на практике реализуют соответствующие функции финансов в целом. Политика доходов нацелена на удовлетворение потребностей субъекта хозяйствования в привлечении финансовых ресурсов и связана с решением следующих двух прикладных задач: максимизация поступлений по фактически имеющимся источникам, постоянное расширение номенклатуры источников поступлений. Политика расходов в свою очередь, определяет необходимость обеспечения рациональной минимизации затрат предприятия, основными критериями которой является их экономическая обоснованность и окупаемость.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся: анализ финансово-экономического состояния предприятия; разработка учётной и налоговой политики; выработка кредитной политики предприятия; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками, включая выбор амортизационной политики; выбор дивидендной политики.

Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Контраст», которое осуществляет оказание услуг по перевозки груза железнодорожным и автомобильным транспортом. На предприятии создана линейная организационная структура управления, которая построена таким образом, что между высшим и низшим уровнями руководства есть линейные отношения единоначального распорядительства.

Анализ финансового состояния выявил, что предприятие ООО «Контраст» является динамично развивающиеся на рынке транспортных услуг предприятиям; за анализируемый период предприятие улучшило многие показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, такие как выручка предприятия, показатели деловой активности, ликвидности и финансовой устойчивости. Негативными моментами являются высокий уровень себестоимости, вызвавшим увеличение кредиторской задолженности, в качестве которой выступает задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Для улучшения финансовой политики в ООО «Контраст» рекомендуется внедрение системы бюджетирования; улучшение планирования доходной части бюджета по трём направлениям (повышение объёмов продаж за счёт улучшения маркетинга, оптимизация кредитной политики, улучшение ценовой политики); оптимизации движения денежных средств за счёт улучшения управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Исходя из представленных рекомендаций предприятие ООО «Контраст» может в дальнейшем использовать результаты анализа в финансово-хозяйственной деятельности и разработанную финансовую политику, так как они перспективно улучшают финансово-экономическую деятельность, носят надежный характер увеличения чистой прибыли и существенного сокращения издержек.

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 474 с.

2. Берзон Н. И. Финансовый менеджмент. — М.: Академия, 2011. — 336 с.

3. Бибнев М. В. Анализ финансового состояния предприятия. // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 6. — С.47−50.

4. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 294 с.

5. Васильева Л. С., Петровская М. В. Финансовый анализ. — М.: КноРус, 2013. — 374 с.

6. Воробьев А. В. Обоснование задач финансовой стратегии организации на базе экономико-логической модели. // Финансы и кредит. — 2014. — № 14. — С.28−33.

7. Григорьева Т. И., Теплова Т. В. Ситуационный финансовый анализ. — М.: ГУ ВШЭ, 2012. — 447 с.

8. Ефимова О. В., Мельник М. В. Анализ финансовой отчётности. — М.: Омега-Л, 2011. — 450 с.

9. Заров В. Г. Использование финансовых показателей для согласования краткосрочных и долгосрочных целей коммерческой организации. // Финансовый менеджмент. — 2013. — № 2. — С.57−61.

10. Караванова Б. П. Мониторинг финансового состояния организации. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 448 с.

11. Карапетян А. Л., Мудрак А. В. Оценка финансового состояния организации. // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 4. — С.31 — 34.

12. Кацун В. П. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. — М.: РосНОУ, 2011. — 306 с.

13. Ковалёв В. В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. — М.: РДЛ, 2012. — 294 с.

14. Кондратова И. Г. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 4. — С.34 — 37.

15. Любушкин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 471 с.

16. Мельник М. В., Бердников В. В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения. — М.: Экономистъ, 2011. — 316 с.

17. Перекрестова Л. В., Папехин Р. С. Внешние и внутренние угрозы финансовой безопасности предприятия. // Финансы и кредит. — 2013. — № 16. — С.32−36.

18. Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих предприятий. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.

19. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Академия, 2011. — 336 с.

20. Слепов В. А., Громова Е. И. Финансовая политика компании. — М.: Экономистъ, 2012. — 282 с.

21. Стажкова М. М. Финансовый анализ. — М.: Налог-инфо, 2013. — 304 с.

22. Тихомиров Е. Ф. Управление финансами предприятия. — М.: Академия, 2011. — 336 с.

23. Тупицин А. Л. Финансовая политика коммерческого предприятия. — М.: Проспект, 2013. — 420 с.

24. Турманидзе Т. У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: РДЛ, 2012. — 342 с.

25. Чернов В. А. Финансовая политика организации. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 354 с.

26. Черняк В. З. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 416 с.

27. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 372 с.

28. Щербаков В. А. Финансовая политика предприятия. — М.: КНОРУС, 2013. — 258 с.

Приложения

Приложение А

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС На 31 декабря 2013 г.

Коды

Форма № 1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация ООО «Контраст»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид деятельности Организация перевозок грузов

по ОКВЭД

63.40

Организационно-правовая форма/форма собственности

по ОКОПФ/

ОКФС

Общество с ограниченной ответственности/Частная собственность

Единица измерения тыс. руб.

по ОКЕИ

Местонахождение (адрес): 630 007, Новосибирск, Красный проспект, 14.

АКТИВ

Код

На начало отчётного года

На конец отчётного периода

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

;

;

Основные средства

Незавершённое строительство

Доходные вложения в материальные ценности

;

;

Долгосрочные финансовые вложения

;

;

Отложенные налоговые активы

;

;

Прочие внеоборотные активы

Итого к балансу I

II. Оборотные активы

Запасы

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивание и откорме

;

;

затраты в незавершённом производстве

;

;

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

;

;

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

;

;

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты)

;

;

в том числе Покупатели и заказчики

;

;

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

;

;

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

Код

На начало отчётного года

На конец отчётного периода

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

;

;

Добавочный капитал

;

;

Резервный капитал

;

;

в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

;

;

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

;

;

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого к разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

;

;

Прочие долгосрочные обязательства

;

;

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе: поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

;

;

Доходы будущих периодов

;

;

Резервы предстоящих расходов

;

;

Прочие краткосрочные обязательства

;

;

Итого по разделу V

БАЛАНС

Приложение Б

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС На 31 декабря 2014 г.

Коды

Форма № 1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация ООО «Контраст»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид деятельности Организация перевозок грузов

по ОКВЭД

63.40

Организационно-правовая форма/форма собственности

по ОКОПФ/

ОКФС

Общество с ограниченной ответственности/Частная собственность

Единица измерения тыс. руб.

по ОКЕИ

Местонахождение (адрес) 630 007, Новосибирск, Красный проспект, 14.

АКТИВ

Код

На начало отчётного года

На конец отчётного периода

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

;

;

Основные средства

Незавершённое строительство

Доходные вложения в материальные ценности

;

;

Долгосрочные финансовые вложения

;

;

Отложенные налоговые активы

;

;

Прочие внеоборотные активы

Итого к балансу I

II. Оборотные активы

Запасы

в том числе: сырьё, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивание и откорме

;

;

затраты в незавершённом производстве

;

;

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

;

;

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

;

;

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты)

;

;

в том числе Покупатели и заказчики

;

;

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

;

;

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

Код строки

На начало отчётного года

На конец отчётного периода

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

;

;

Добавочный капитал

;

;

Резервный капитал

;

;

в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

;

;

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

;

;

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого к разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

;

;

Прочие долгосрочные обязательства

;

;

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе: поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

;

;

Доходы будущих периодов

;

;

Резервы предстоящих расходов

;

;

Прочие краткосрочные обязательства

;

;

Итого по разделу V

БАЛАНС

Приложение В

Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2013 г.

Коды

Форма № 2 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

2013/12/31

Организация ООО «Контраст»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид деятельности Организация перевозок грузов

по ОКВЭД

63.40

Организационно-правовая форма/форма собственности

по ОКОПФ/ОКФС

Общество с ограниченной ответственности/Частная собственность

Единица измерения тыс. руб.

по ОКЕИ

Наименование показателя

код

За отчётный период

За аналогичный период предыдущего года

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

;

;

Управленческие расходы

Прибыль (убыток от продаж)

Прочие доходы и расходы Проценты получению

Проценты к уплате

Доходы от прочей деятельности

Расходы от прочей деятельности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчётного периода

Приложение Г

Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2014 г.

Коды

Форма № 2 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

2014/12/31

Организация ООО «Контраст»

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид деятельности Организация перевозок грузов

по ОКВЭД

63.40

Организационно-правовая форма/форма собственности

по ОКОПФ/ОКФС

Общество с ограниченной ответственности/Частная собственность

Единица измерения тыс. руб.

по ОКЕИ

Наименование показателя

код

За отчётный период

За аналогичный период предыдущего года

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

;

;

Управленческие расходы

Прибыль (убыток от продаж)

Прочие доходы и расходы Проценты получению

Проценты к уплате

Доходы от прочей деятельности

Расходы от прочей деятельности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчётного периода

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой