Управление развитием региональных энергетических систем в трансформационной экономике: На примере Удмуртской Республики
Следовательно, если компания изменяет свою стратегию, управляющие компании пересматривают существующие политики и процедуры управления, корректируя те из них, которые не адаптированы к новым условиям и не соответствуют им. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию, очень важно для её успешного исполнения, так как культура формирует производственный климат и корпоративный дух… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 1. 1. Сущность и содержание интеграции в современной экономике
- 1. 2. 0. сновные формы и тенденции развития региональных энергетических систем
- 1. 3. Организационно-экономические взаимоотношения региональной 23 интеграции
- 1. 1. Сущность и содержание интеграции в современной экономике
- ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯЕМ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
- 2. 1. Формирование социально-экономических условий управления 32 развитием региональных энергетических систем
- 2. 2. Организационно-экономические факторы управления 51 региональными энергетическими системами
- 2. 3. Государственное регулирование региональными энергетическими 66 комплексами
- ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 3. 1. Основные принципы моделирования организационно- 77 экономических отношений региональных отраслевых систем
- 3. 2. Исследование факторов и параметров оценки эффективности 89 управления хозяйственно-экономической деятельностью региональных энергетических систем в рыночных условиях хозяйствования
- 3. 3. Разработка методики оценки эффективности управления энергетическими системами на региональном уровне
- 3. 4. Определение взаимосвязи эффективности управления развитием 125 региональных энергетических систем и социально-экономической стабильности в регионе
Управление развитием региональных энергетических систем в трансформационной экономике: На примере Удмуртской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный этап развития экономики в России характеризуется комплексом преобразований, направленных на оптимизацию организационно-экономических и правовых отношений в рамках региональных отраслевых систем с учетом рыночной конъюнктуры. Одним из важных факторов повышения уровня социально-экономического развития общества является формирование и управление эффективностью функционирования региональных энергетических систем как основного элемента жизнеобеспечения хозяйственных систем (предприятия, города, и т. д.). Актуальность исследований в данной области обусловлена следующими основными причинами:
Во-первых, объективные закономерности регионального развития энергетических систем требуют формирования новых механизмов управления социально-экономическими параметрами энергетических комплексов для обеспечения их непрерывного организационно-управленческого развития.
Во-вторых, возникновение и повышение значимости проблем выбора, с одной стороны, организационных моделей экономического развития энергетического комплекса на региональном уровне регионе, с другой — формирование и развитие конкурентоспособных социально-ориентированных региональных энергетических систем.
В-третьих, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных реструктуризации энергетической сферы, на региональном уровне практически отсутствуют серьезные теоретические разработки, направленные на максимальное использование возможностей внутреннего потенциала предприятий и организаций энергетики для повышения эффективности и устойчивости развития региональных энергетических систем.
В-четвертых, разработка региональных программ развития энергетических систем в современных условиях проходит зачастую без достаточного методологического осмысления и методического обеспечения.
В-пятых, развитие региональных энергетических систем возможно за счет обоснования источников роста, новых организационных форм управления в соответствии с существующими институциональными факторами и перспективами развития с учетом внутреннего потенциала.
Все вышеперечисленное характеризует необходимость рассмотрения управления пространственно-временным развитием региональных энергетических систем как комплексного процесса с учетом внешней среды и внутреннего организационно-экономического потенциала, его реализацией через соответствующий хозяйственный механизм.
Решению данной проблемы посвящены труды ряда отечественных авторов: С. А. Абрамова, В. А. Большакова, О. И. Боткина, П. Г. Грабового, Б. Б. Хруста-лева, А. В. Карасева, Н. А. Потехина, Б. В. Прыкина, М. Д. Спектора, P.JI. Сатанов-ского, В. М. Серова, М. Г. Минца, В. И. Некрасова, Т. Н. Цая, Я. А. Рекитара, И. С. Степанова, Н. А. Фалькевича, А. А. Куклина, В. Н. Лаженцева, А. И. Татаркина и др.
Диссертационное исследование выполнено в соответствии пункта 5.18 научного направления паспорта специальностей ВАК (региональная экономика) -разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах и пункта 15.20 (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности) — состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса.
Цель работы заключается в разработке теоретико-методического обоснования формирования комплексного организационно-экономического механизма управления региональными энергетическими системами в условиях трансформационной экономики.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач:
— выявление особенностей формирования и управления организационно-экономическим развитием региональных энергетических систем;
— установление принципов взаимодействия предприятий и организаций электроэнергетики в региональных энергетических системах в условиях трансформационной экономики;
— выявление особенностей государственного регулирования региональных энергетических систем и региональных тенденций совершенствования деятельности энергетических систем в рамках реформирования РАО «ЕС России»;
— проведение комплексного анализа развития региональных энергетических систем в новых условиях хозяйствования и построение моделей оценки управления финансово-экономической деятельностью региональных энергетических систем в рыночных условиях хозяйствования;
— определение критериев оценки стратегии развития и эффективности управления энергетическими системами на региональном уровне;
— разработку методических положений формирования энергетического базиса региона в обеспечении развития региональных энергетических систем;
— обоснование рекомендаций государственного регулирования субъектов хозяйственной деятельности энергетического сектора экономики на региональном уровне.
Объектом исследования является региональная энергетическая система в условиях трансформационной экономики.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в региональных энергетических системах, определяющие условия их устойчивого экономического роста в условиях трансформационной экономики.
Методика исследования. В работе методологический инструментарий проблем исследований базируется на диалектических методах познания, обеспечивающих комплексный и объективный характер их изучения. В процессе исследования использованы методы системного, ситуационного, корреляционно-регрессионного, функционально-статистического анализа, математического моделирования, экспертных оценок.
Наиболее существенные результаты и их научная новизна. Научная новизна заключается в постановке проблемных вопросов формирования и устойчивого эффективного развития энергетических систем, обеспечивающих условия социально-экономического роста регионально-отраслевых комплексов.
Исследование реализуется в следующих научных результатах:
— обосновании предпосылок формирования организационно-экономического развития региональных энергетических систем на этапе трансформационной экономики;
— определении основных принципов взаимодействия предприятий, организаций региональных энергетических систем в современных экономических г условиях и разработке новых теоретико-методологических основ развития региональных энергетических систем;
— выявлении особенностей государственного регулирования процесса организационно-экономического формирования, развития региональных энергетических комплексов;
— обосновании методических положений формирования политики устойчивого энергетического обеспечения региона на основе системного подхода;
— построении эффективных моделей оценки управления хозяйственно-экономической деятельностью региональных энергетических систем;
— разработке методического базиса оценки стратегии развития и эффективного управления энергетическими системами на региональном уровне.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при формировании стратегии развития региональных энергетических систем и механизма ее реализации. Результаты исследования целесообразно учитывать при разработке представителями федеральных и региональных органов власти концепции управления интегрированными отраслевыми и территориальными структурами.
Апробация и публикации. Основные результаты работы докладывались и обсуждались: на Международной научно-практической конференции «Предпринимательство: состояние и перспективы» (Ижевск октябрь, 1999) — на Всероссийской научно-методической конференции «Управление человеческими ресурсами на рубеже веков» (Ижевск, октябрь, 1998) — научно-технической конференции с международным участием «Информационные технологии в инновационных проектах» (Ижевск, май 2001) — региональной экономической конференции аспирантов с международным участием «Экономическая наука и управление в XXI веке» Ижевск, февраль 2002). 6.
Заключение
.
Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в тепло и электроэнергетике невозможны без изменения сложившейся системы экономических отношений и проведения структурной реформы электроэнергетики и тесно связанной с ней газовой отрасли.
Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом результатов приватизации предприятий отрасли и основываться на следующих принципах:
— отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
— демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т. д.);
— обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
— единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;
— обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
— обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
Успешное проведение реформы электроэнергетики зависит от решения следующих основных задач:
— создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
— создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
— стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
— создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
— поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
— создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
— сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
— демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
— создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;
— реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
— уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
Реформирование электроэнергетики может включать такие направления деятельности.
Обеспечение баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением. Здесь администратор торговой системы образуется участниками оптового рынка электр
150 оэнергии в форме некоммерческой организации. В этих целях в учредительных документах администратора торговой системы предусматриваются:
— ограничение участия одного юридического лица или группы аффилированных лиц в органах управления и имуществе администратора торговой системы;
— равное представительство поставщиков и покупателей (включая крупных потребителей) электрической энергии в органах управления администратора торговой системы;
— обеспечение действенного государственного контроля за деятельностью администратора торговой системы;
— порядок учета интересов всех субъектов рынка при принятии решений администратором торговой системы.
Создание крупных генерирующих компаний, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии на базе электростанций Российского акционерного общества «ЕЭС России». При создании таких генерирующих компаний необходимо избежать появления монополистов в сфере производства электроэнергии и обеспечить максимально возможное выравнивание стартовых условий хозяйствования этих компаний (в первую очередь в отношении себестоимости генерации электроэнергии), а также прозрачность процесса формирования генерирующих компаний.
На начальном этапе реформирования отрасли генерирующие компании создаются Российским акционерным обществом «ЕЭС России» в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в их уставных капиталах. Порядок формирования генерирующих компаний определяется Правительством Российской Федерации и обеспечивается через представителей государства в совете директоров Российского акционерного общества «ЕЭС России». Указанные генерирующие компании могут приобретать в соответствии с законодательством Российской Федерации электростанции, преобладающим видом деятельности которых является производство электроэнергии.
Проведение в процессе реформирования демонополизации сферы производства электроэнергии путем постепенного выделения генерирующих компаний из Российского акционерного общества «ЕЭС России» с.
151 пропорциональным распределением их акций (долей) между акционерами этого акционерного общества.
Преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей как одного из основных итогов реформирования электроэнергетики.
Обеспечение коммерчески непротиворечивых и технически реализуемых взаимоотношений между продавцами и покупателями электроэнергии в ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.
В результате реформирования электроэнергетики и реализации мер по формированию оптового и розничных рынков электроэнергии должны быть созданы:
— инфраструктура рынков электроэнергии, включающая в себя системного оператора, администратора торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании;
— коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организации электроэнергетики.
Процесс реформирования должен охватить Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее именуется — РАО «ЕЭС России»), его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации, являющиеся владельцами электрических сетей и оказывающие услуги по передаче и распределению электроэнергии, включая реформирование федеральных государственных унитарных предприятий атомной энергетики.
В процессе развития электроэнергетики была создана Единая энергетическая система России, являющаяся общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности. Основной частью Единой энергетической системы Ф России является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания. В ее состав должны быть включены существующие магистральные сети, являющиеся составными частями единой национальной энергетической сети и обеспечивающие в том числе объединение электростанций Российского акционерного общества «ЕЭС России» и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт.
Критерии (предельный уровень напряжения, объемы передаваемой энергии, изменение направления передачи мощности и т. п.), по которым линии электропередачи будут относиться к магистральным, определяются Правительством РФ. Создание федеральной сетевой компании позволит:
— укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии;
— обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к единой национальной электрической сети;
— гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;
— осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;
— повысить энергетическую безопасность государства;
— способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.
В процессе реформирования электроэнергетики должна быть сохранена и укреплена единая система оперативно-диспетчерского управления отраслью посредством создания системного оператора.
Основными задачами системного оператора должны стать управление режимами работы Единой энергетической системы России, составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности энергосистемы страны и показателей качества электроэнергии.
Системный оператор оказывает всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы энергосистемы и организует деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии. Поскольку системный оператор является монополистом, его деятельность будет отделена от других видов коммерческой деятельности, будет находиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системным оператором услуг осуществляться на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом.
В процессе реформирования отрасли создается администратор торговой системы, выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их соблюдением, организации системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка и контроля за действиями системного оператора, влияющими на экономическую эффективность оптового рынкаНормативное правовое обеспечение реформирования электроэнергетики Российской Федерации и системы государственного регулирования проводится в настоящее время в рамках Плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации Правительством РФ. В нем утверждены критерии отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к.
154 единой национальной (общероссийской) электрической сети, принято распоряжение о реорганизации государственного предприятия «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях». Кроме того, совместным приказом Минюста России, Минэкономразвития России, Минимущества России и Госстроя России утверждены Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, на учредительном собрании НП «Администратор оптового рынка электроэнергии ЕЭС» утвержден Устав Администратора торговой системы. В целях осуществления координации деятельности по проведению реформы электроэнергетики Российской Федерации и контроля за ходом ее реализации, а также обеспечения своевременного выполнения в полном объеме мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики образована Комиссия Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики.
Управление развитием региональных энергетических систем в условиях трансформационной экономики позволяет реализовать:
1. Растущую востребованность результатов энергетических обследований различными субъектами энергетического рынка, а также повышение интереса организаций РАО «ЕЭС России» к проведению энергетических обследований и расширению рынка услуг энергоаудиторов.
2. Необходимость проведения комплексного энергоэкономической оценки деятельности энергопредприятий для обоснования тарифов, в том числе мероприятий по снижению издержек и программ развития.
3. Существенный вклад Центра энергосбережения РАО «ЕЭС России» в становление и развитие энергетического анализа в системе повышения энергоэффективности и снижения издержек ориентированной на инновации.
4. Необходимость пересмотра системного обучения и сертификации специалистов энергоаудиторских фирм в свете повышения требований к качеству результатов и расширению задач энергосбережений.
5. Формирование цивилизованного рынка энергетического обеспечения для формирования ценовой политики и усиления контроля за эффективностью расходования средств.
6. Необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой, методической базы энергетической деятельности и организации финансирования, направленной на организацию и расширение энергетического рынка.
7. Обеспечить организацию работ по сбору и анализу информации о современном эффективном оборудовании и технологиях, которые можно было бы использовать для формирования рекомендаций по снижению издержек и повышению энергоэффективности в хозяйственной деятельности.
Кроме того следует, на наш взгляд, предпринять: а) обоснование расширения задач проведения комплексного энергоэкономического анализа деятельности энергопредприятийб) реализацию программ управления издержками и энергосбережения на основе результатов энергетических обследованийв) формирование рабочей группы, проработав вопрос о целесообразности создания ассоциации (сообщества) энергоаудиторовг) создание системы мониторинга для оперативного управления реализацией Программы энергосбережений и в части совершенствования методического обеспечения энергетических обследованийд) организации финансирования и обоснование сметной документации на проведение энергетических обследований и экспертизы договорной документации при согласовании и защите результатов в органах Госэнергонадзора.
Таким образом, эффективное управление компанией непременно требует от руководителей стратегического мышления и умения разрабатывать стратегию. Сегодняшним менеджерам приходится думать стратегически о положении, в котором находится компания, и о влиянии, которое на неё оказывают меняющиеся условия. Они вынуждены тщательно анализировать внешнюю среду и, конечно, должны хорошо быть знакомы с деятельностью компании, чтобы вносить изменения в стратегию.
Преимуществами стратегического мышления, имеющего первостепенное значение в стратегическом менеджменте являются: а) обеспечение направленности всей организации на ключевой аспект стратегииб) необходимость менеджеров более чётко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и угрожающие тенденциив) возможность для менеджеров оценивать альтернативные варианты капитальных вложений и расширения персонала, т. е. разумно переносить ресурсы в стратегически обоснованные и высокоэффективные проектыг) возможность объединить решения руководителей всех уровней управления, связанных со стратегиейд) создание среды, благоприятствующей активному руководству и противодействующей тенденциям, которые могут привести лишь к пассивному реагированию на изменение ситуации.
Последнее преимущество, заключающееся в поощрении активного управления, а не в простом реагировании на внешние факторы, приводит к тому, что новаторские стратегии могут стать ключом к улучшению результатов деятельности компании в долгосрочном плане. Из истории бизнеса известно, что высоких результатов добивались обычно компании инициативные и ведущие, а не те, которые просто реагировали на изменившиеся условия или защищались. Преуспевающие компании предпринимают стратегические наступления для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества, а затем используют свою долю рынка, чтобы достичь превосходных финансовых результатов. Энергичное выполнение творческой, неординарной стратегии может вывести фирму на ведущие позиции, обеспечивая продвижение её товаров или услуг до тех пор, пока они не станут стандартом в данной отрасли.
Задача руководства по выработке направления развития включает разработку целей, постановку задач и формулирование стратегии. На ранней стадии процесса выработки направления управляющим нужно сформировать представление о том, куда вести организацию. Хорошо обдуманная формулировка миссии компании помогает направить усилия организации по пути, который определило руководство.
Вторым шагом по выработке направления является постановка стратегических и финансовых целей, которых должна достичь организация. Цели превращают миссию компании в специфическое задание для исполнения. Согласованные и поставленные цели должны быть трудными, но достижимыми, должны быть оговорены сроки и методы их исполнения. Другими словами, цели должны быть соразмерными и иметь конечные сроки исполнения.
Третий шаг включает в себя выработку стратегии для достижения целей, поставленных в каждой области деятельности организации. Корпоративная стратегия необходима для достижения целей на уровне корпорации, деловые стратегии — на уровне хозяйственного подразделения. Функциональные стратегии необходимы, чтобы определить задания для исполнения каждым функциональным отделом, а операционные стратегии нужны, чтобы достичь целей, поставленных перед каждой оперативной или географической единицей. В действительности стратегический план организации представляет собой совокупность унифицированных и взаимосвязанных стратегий. Различные стратегические проблемы адресованы на каждый управленческий уровень выработки стратегии. Обычно, выработка стратегии скорее является задачей сверху вниз, чем наоборот. Стратегия нижнего уровня поддерживает и дополняет стратегию высшего уровня и вносит вклад в достижение целей на более высоком уровне, охватывающем всю компанию.
Стратегия формируется как внешними, так и внутренними условиями. Основное внешнее окружение — это социальные, политические, регулирующие и общественные факторыпривлекательность отраслирыночные возможности и угрозы для компании. Главные внутренние условия следующие: сильные и слабые стороны компании, конкурентные возможности, личные амбиции, философия и этика управляющих, общая культура компании и общие ценности. Хорошая стратегия в идеале должна чётко соответствовать всем этим условиям.
Заключительный шаг — это приведение в соответствие выбранных общих стратегических подходов к ситуации в отрасли и положению фирмы, стоящей лицом к лицу с конкурентами. Необходимо быть уверенным, что выбранная стратегия полностью соответствует компетенции фирмы и её конкретным возможностям и выбранная стратегия учитывает все стратегические проблемы, с которыми сталкивается фирма.
Важнейшей такой проблемой является диверсификация в другие отрасли, значительная часть доходов продолжает поступать из ранее освоенной отрасли. Диверсификация представляет собой достаточно многообещающую стратегию, когда компания исчерпывает все возможности дальнейшего роста в своем бизнесе. Существуют два основных способа диверсификации: диверсификация в родственные отрасли и диверсификация непрофильная.
Для диверсифицированных компаний анализ стратегии представляет собой процесс, состоящий из восьми шагов: Шаг 1. Тщательный анализ текущей стратегии. Шаг 2. Построение четырёхклеточной матрицы «рост/доля» или девятиклеточной матрицы «привлекательность/позиция», и/или матрицы жизненного цикла для стратегической оценки хозяйственного портфеля компании и соотношения позиций различных хозяйственных подразделений в этом портфеле. Шаг 3. Оценка привлекательности каждой отрасли, представленной в хозяйственном портфеле компании. Шаг 4. Оценка конкурентных позиций и конкурентной силы каждого из хозяйственных подразделений. Шаг 5. Ранжирование различных хозяйственных подразделений компании по результатам их прошлой деятельности (в порядке убывания: от лучших к худшему) и по прогнозным оценкам их будущего развития (также в порядке убывания). Шаг 6. Определение того, какие именно виды деятельности имеют важные стратегические соответствия с другими видами деятельности хозяйственного портфеля, и оценка соответствия каждого вида деятельности направлению развития и стратегии материнской компании. Шаг 7. Ранжирование хозяйственных подразделений по приоритетности инвестирования. Шаг 8. Использование результатов предшествующего анализа для разработки последовательных действий, направленных на улучшение деятельности корпорации в целом.
Работа по реализации стратегии заключается в превращении стратегических планов в действия и в хорошие результаты. Критерием успешности реализации стратегии является полное достижение поставленных в стратегическом плане целей или его перевыполнение. Невыполнение плана означает, что стратегия плохо разработана, либо неверно реализована, либо и то и другое одновременно.
Принимая решения по реализации стратегии, менеджеры должны определить, какие внутренние условия необходимы для успешной реализации стратегического плана, и создать эти условия в возможно более короткие сроки.
Реализация стратегии — это функция не только высшего руководства, а работа для всей управленческой команды. Все менеджеры выступают как реализаторы стратегии в рамках своих полномочий и ответственности. Каждый из них должен определить, какие действия надо осуществить, какие шаги предпринять в своей сфере деятельности, чтобы достичь намеченных результатов. Для этого необходимо иметь план действий.
К трем основным действиям по построению организационной структуры управления региональной энергетической системы относятся: во-первых, назначение на ключевые посты подходящих для этого людейво-вторых, наблюдение за тем, чтобы имеющиеся главные достоинства, ноу-хау, опыт и навыки, внутренние возможности обеспечивали выполнение всех видов деятельности, составляющих цепочку ценностей, на высоком профессиональном уровнев-третьих, структурирование рабочих усилий и определение того, как должна выглядеть схема организационного построения компании.
Центральной задачей приведения структуры в соответствие со стратегией является использование стратегически значимых видов деятельности в качестве основных блоков при создании организационной структуры, а также поиск эффективных путей обеспечения связей на различных уровнях управления и между ними и координация соответствующих усилий различных подразделений и отдельных сотрудников. Другой важной задачей является принятие решения о централизации и определение того, могут ли неосновные виды деятельности выполниться за пределами компании более эффективно, чем самой компанией.
Изменение стратегии почти всегда требует перераспределения средств. Пересмотр бюджета в направлении создания обеспечивающих стратегию систем является решающим фактором в процессе её исполнения, потому что каждая организация нуждается в рабочей силе, оборудовании, денежных средствах и других.
160 ресурсах для выполнения стратегического плана. Выполнение новой стратегии влечёт за собой перераспределение ресурсов из одной сферы в другую — сокращение штатов и финансирования для незначительных по размерам хозяйственных подразделений, расширение штатов и финансовые вливания в стратегически важные подразделения или полный отказ от проектов и действий, которые не имеют хороших перспектив.
Следовательно, если компания изменяет свою стратегию, управляющие компании пересматривают существующие политики и процедуры управления, корректируя те из них, которые не адаптированы к новым условиям и не соответствуют им. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию, очень важно для её успешного исполнения, так как культура формирует производственный климат и корпоративный дух, которые способствуют выполнению поставленных задач и вносят свой вклад в достижение успеха. Корпоративная культура определяется тем, почему и как осуществляется деятельность организации, каковы ценности и убеждения, которым следуют руководители, этические нормы, обязательные для всех, какая философия лежит в основе ключевых политик и какая моральная обстановка, а также каковы традиции, которых придерживается организация. Культура, таким образом, отражает атмосферу в компании и стиль её работы.
Философия, цели, нормы и принципы новой стратегии могут совпадать или вступать в противоречие с принципами корпоративной культуры. Тесная связь между стратегией и культурой ведёт к достижению максимальных результатов, слабая же порождает труднопреодолимые препятствия. Изменения, производимые в корпоративной культуре, требуют высокой степени компетентности со стороны руководства компании.
Список литературы
- Day, Richard Н. Complex economics dynamics. Volume 1. An introduction to dynamical systems and market mechanisms. Massachusette: The MIT Press, 1993. -309 p.
- Dendrinos D.S., Sonis M. Chaos and sotio-spatial dynamics. New York: Springer-Verlag, 1990. 184 p.
- Downes, John and Elliot, Jordan. Goodman. Dictionary of financial and investment terms. USA: BARRON’S, 1991. 518 p.
- Eggertsso T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge, 1990.
- Grinblatt, Mark and Titman Sheridan. Financial Markets and Corporate Strategy. New York: Irwin/McGraw-Hill, 1998.
- Hale A.R., Swuste P. Safety rules: procedural freedom or action constraint? Safrty Science Group, Delft Univercity of Technology. 1993.
- Histrich R.D., Peters M.P. Entrepreneurship: Starting, Developing and managing a new enterprise. Homewood, Boston, Irwing, 1989.
- Kerzner, Harold. Project management. A system approach to planning, scheduling, and controlling. John Wiley & Sons, Inc. New York, 1998. 1180 p.
- Kirgoff B.A. Entrepreneurship and dynamic capitalism. Westport, Conn.: Praeger, 1994.
- Lessen Ronnie. Global Management Principles. Published by Prentice-Hall International. New York. 1989. 728 p.
- Nelson R.R. and Winter S.G. An Evolutionary Theory and Economic Change. Harvard University Press. Cambridge MA, 1982.
- Robbins Stephen P. Organization theory: Structure, Design and Applications. Published by Prentice-Hall International. New Jersy. 1990. 540 p.
- Авдашева С., Розанова H. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 138 154.
- Акимов В.А., Радаев Н. Н., Проблемы управления риском: структуризация задач // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000. -№ 2.
- Амосов А.И. О трансформации экономики России (с позиций эволюци162онно-институционального подхода). Экономика и математические методы. 1999. Том 35, № 1.С. 3−10.
- Анимица Е.Г., Сурнина II.M., Лысенко А. Г. Региональный имущественный комплекс: методология и практика. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2000
- Ансофф И.Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Ашимов АА., Бурков В. Н., Джапаров Б.А, Кондратьев В. В. Согласованное управление активными производственными системами. М.: Наука, 1986.
- Багриновский К.А. О методах адаптивного управления в переходной экономике. Экономическая наука современной России. 1999. № 2. С. 30−39
- Багриновский К.А. Ценовые методы стимулирования новых технологий. Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 4. С. 96 105.
- Байбусинов Ш. Ш. Концепция устойчивого развития основа современной идеологии хозяйствования//Экономика природопользования.- 1998,-№ 4.
- Батчиков С. А, Петров Ю. А Корпоративный сектор в переходнойроссийской экономике // Российский экономический журнал. 1997. № 8.
- Бекларян Л. А Оценка инвестиционной привлекательности отрасли // Аудит и финансовый анализ. 1998. № 3.
- Бекларян Л. А, Сотский С. В. Инвестиционная деятельность с учетом регионатьной инвестиционно-финансовой политики // Аудит и финансовый анализ. 1998. № 2
- Белобров ВА. Организация рынка электроэнергии в Англии: есть чему учиться? М: Наука, 2000
- Белобров ВА Энергоснабжение промышленных объектов в свете рефор-щ мирования отечественной электроэнергетики, РЦБ. Товарный рынок, № 6,2001
- Белобров В. А, Эдельман В. И., Говсиевич Е. Р., Селиверстова О. Д., Вят-кин НА. Сравнительная экономическая характеристика вариантов создания163энергогазовой компании «ТомскТЭК». Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, № 2,2001
- Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности наука о выживании в техносфере. — М.: 1992
- Берзинь И. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997.
- Бсрнстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ./ Научн. ред. чл.-корр. РАН И. И Елисеева М: Финансы и статистика, 1996.
- Богданова Т.К., Гольденберг А. И., Кузнецова К. С., Эпштейн А. С. Метод учета влияния разнородных факторов в экономических измерениях. Экономика и математические методы. 1997, Том 33. Выпуск 1. С. 38 51.
- Борисова И.Н., Воронина С. А., Кретин и на Ю.С., Ксеофонтов М. Ю., Некрасов А. С. Энергоемкость Российской экономики. Проблемы прогнозирования. 1997. № 6. С. 11−36.
- Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. 1120 с.
- Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Бурков В.Н. Механизмы функционирования организационных систем. -М.: Наука, 1981.-383 с.
- Бурков В.Н. Экономические механизмы развития. М.: МФТИ, 1997.-56 с.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 270 с.
- Бурков В.Н., Новиков Д.А, Как управлять проектами. Москва: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.-188 с.
- Быков А.А., Мурзин И. В. Проблема анализа безопасности, человека общества и природы. СПб., Наука, 1997.
- Виханский О.С.Д1аумов А. И. Менеджмент.-З-е изд. М.: Гардарики, 1999.164
- Волконский В.А. Институциональный подход к проблемам кризиса российской экономики.Экономика и математические методы.1999.Т.35,№ 1.С.11−27
- Волконский В.А. О двух экономических парадигмах и преодолении российского кризиса. Экономическая наука современной России. 1998.№ 4. С. 7−16
- Вороновицкий MM. Вертикальная интеграция поставщика и потребителя на рынках товаров и капитала при перекрестном владении собственностью. Экономика и математические методы. 1999. Том 35, № 1. С. 28−42.
- Вороновицкий М.М. Взаимные инвестиции и вертикальная интеграция на товарных рынках при перекрестном владении собственностью. Экономика и математические методы. 1999. Том 35, № 3. С. 43−62.
- Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. М.: Экономика, 1983.
- Глазьев С. Ю Стабилизация и экономический рост. Вопросы экономики. 1997. № 1.С. 90−103.
- Глобализация энергетических рынков: эффективность, либерализация, единые «правила игры», международное право. Доклад для конференции «ЭКСПО 2001. Россия, Москва. Ресурсы, технологии, идеи путь к единому миру», М. -2001.
- Глушков В.М., Михалевич B.C., Волкович В. Л., Доленко Г. А. К вопросу системной оптимизации в многокритериальных задачах линейного программирования. Кибернетика, 1980. т 5, с. 89 — 90.
- Говсиевич Е.Р. Формирование энерготоштивных компаний: экономика и организация бизнеса. ГУУ, 2001
- Говсиевич Е.Р. Экономика формирования энерготопливных компаний. Энергетик, № 11,2001
- Говсиевич Е.Р., Кузнецов В. А., Мельников А. П., Хажеев М. И., Эдельман В.И. Интеграционные процессы при создании энергетическими и топливными предприятиями простого товарищества, Электрические станции, № 6,2001
- Говсиевич Е.Р., Кузнецов В. А., Мельников А. П., Эдельман В. И., Якубсон Г. Г., Анализ эффективности работы вертикально интегрированной энерго165угольной компании ЗАО «ЛуТЭК». Энергетик, № 7,2001
- Говсиевич Е.Р., Кузнецов В. А., Селиверстова О. Д., Эдельман В. И. Комплексная оценка экономического обоснования эффективности интеграционных процессов в ТЭК. Энергетик, № 8,2001
- Говсиевич Е.Р., Кулаков А. В., Кузнецов В. А., Мельников А. П., Эдельман В. И. О переводе ТЭС Урала, входящих в УралТЭК, с экибастузского на непроектные кузнецкие угли, Электрические станции. № 1,2001
- Говсиевич Е.Р., Мельников АЛ., Бржезянская Н. В., Эдельман В. И., Векс-лер Ф.М. Экономическая эффективность использования импортных и отечественных углей на ТЭС Дальнего Востока. Промышленная политика в РФ, № 1, 2002
- Говсиевич Е.Р., Мельников А. П., 11ахимов С.Л., Селиверстова О. Д., Эдельман В. И., Якубсон Г. Г. Проблема обеспеченности топливными ресурсами ТЭС РАО «ЕЭС России» в ближайшей перспективе. Промышленная политика в Российской Федерации, № 7,2001
- Говсиевич Е.Р., Мельников А. П., Эдельман В. И., Кузнецов В А., Климов СЛ., Якубсон Г. Г., Зарнадзе А. А., Орлов Р. В., Фидель Э. Л., Алешинский Р. Е. Энергоугольные компании, эффективная форма функционирования предприятий ТЭК, ТЭКДо 2,2001
- Говсиевич Е.Р., Мельников А. П., Эдельман В. И., Кузнецов М.С., Мозгов166
- К.С. Решение проблем углеобеспечения в отдельных регионах России при участии РАО «ЕЭС России», Энергетическая политика, № 5,2001
- Грейсон Джексон младший, О’Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. Москва, Экономика, 1991. 319 с.
- Гришин Н.А., Минаев Е. В. Вопросы нормирования экологических аспектов деятельности объектов топливно-энергетического комплекса// Экологическая экспертиза.-1999-№ 3.
- Гуриев С.М., Поспелов И. Г., Петров А. А., Шананин А.А, О роли неплатежей в интеграции предприятий. Экономика и математические методы. 1999. Том 35, №s 1. С. 56−66
- Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. Москва: «Дело Лтд», 1995. 288 с.
- Долин Ю.Э., Говсиевич Е. Р., Селиверстова О. Д., Эдельман В. И. О возможности использования нефтяного попутного газа на электростанциях РАО «ЕЭС России», Промышленная политика в Российской Федерации, № 9 (27), 2001
- Дорофеев В.В., Михаилов В. И., Фраер И. В., Эдельман В.И.Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть Энергоатомиз-дат, 2000
- Дранко О.И., Ириков В. А., Леонтьев С. В. Технология экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы. Москва: МФТИ, 1997. -93 с.
- Жданов Д.А. Организационно-управленческий анализ практики построения крупных финансово-производственных структур / Модели в современныхпроцессах управления предприятиями и корпорациями. Сб. статей под ред. В. А. Татарова М.: ЦЭМИ РАН, 1998. •
- Завельский М.Г. Институциональные изменения и экономическое развитие, . Экономика и математические методы. Том 34, выпуск 3, 1998. С. 18−29
- Зотов В.В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества. Экономика и математические методы. Том 31, вып.2,1995.С.32−40
- Иванов Ю.Н., Токарев В. В., Уздемир А. П. Математическое описание элементов экономики. М.: Паука, 1994. 414 с.
- Ивченко Б.П., Мартыщенко Л. А., Монастырский M.JI. Теоретические основы информационно-статистического анализа сложных систем, — СПб., Лань, 1997.
- Игнатущенко В.Н. Анализ финансового предприятия (экспресс оценка). Аудит и финансовый анализ. 1996. № 3. С. 26 37.
- Игнатущенко В.Н. Управление активами и пассивами различных объектов. Аудит и финансовый анализ. 1997. № 3. С. 236 238.
- Илларионов А. Бремя государства. Вопросы экономики. 1999. № 9. С.4−27
- Ириков В.А., Тренев В. Н. Алгоритмы целенаправленного формирования параметров модели развития отрасли. Изв. АН СССР Техническая кибернетика, 1985, № 3, с. 78−86.
- Ириков В.А., Тренев В. Н. Распределенные системы принятия решений. М.: Наука: Физматлит, 1999.
- Капелюшников Р.К., Аукционек С. А. Трудоизбыточность и поведение предприятий. Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 12. С. 107−118.
- Кардаш В.А., Арженовский С. В. Исследование инвестиционной стратегии предприятия в условиях инфляции. Экономика и математические методы. Том 34, выпуск 1, 1998. С. 107 113
- Карлоф Бенгт. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. С. 170 366. В кн. Маккей X. Как уцелеть среди акул. Б. Карлоф. Деловаястратегия: (Концепция, содержание, символы). М.: Экономика, 1993. 367 с.
- Киперман ГЛ. Экономика предприятия. М.: «Юристь», 2000.
- Кпейнер В.Г. Структурные модели фондового рынка России. В кн. Предприятие в условиях рыночной адаптации: анализ, моделирование, стратегия. М.: ЦЭМИ РАН, 1996. — 235 с. С. 128−150.
- Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в условиях переходной экономики. Вопросы экономики. 1999. № 8. С. 64−80
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев В Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1997. 288 с.
- Ковалев В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: „Проспект“, 2001
- Конопляник А., Интегрирующая роль топливно-энергетического комплекса в развитии Российской Федерации. М. Наука, 2000
- Косов В.В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. и др. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2000. 421 с.
- Котлер Филипп. Основы маркетинга. Москва: Прогресс, 1991. 736 с.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
- Кумахов Р. Теория согласований и анализ предприятий. Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 85 89.
- Левин М.И., Макаров В Л., Рубинов А. М. Математические модели экономического взаимодействия. М.: Физматлит., 1993. 374 с.
- Лэсден Л.С. Оптимизация больших систем. М.: Наука, 1975. — 432 с.
- Мазуров В.Д. Метод комитетов в задачах оптимизации и классификации. М.: Наука, 1990.-248 с.
- Малышев В.Л.» Правила игры" и трансакционные цены. Экономика и математические методы. 2000. Том 36, № 1. С. 29−35
- Малышев Ю.А., Пыткин В. А. Фархутдинова О.В. Методические положения сведения преобразований в механизме антикризисного управления на169промышленном предприятии. Пермь. Изд-во НИИУМС -2002.
- Мартыщенко Л. А. Имитационное моделирование процессов развития сложных систем -М.: МО СССР, 1983.
- Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. -М.: Дело, 1997.-704 с.
- Митюхин В. Экспортные газопроводы на востоке страны// Энергия: экономика, техника, экология.-2001.-№ 12.
- Михайлов В. И. Концепция рыночных реформ в электроэнергетике России ГУУ, 2001
- Мовсеян А. Информационно-финансовый подход к экономической интеграции. Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 87 96.
- Николаева С. А Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Нудельман Р.И. Моделирование инвестиционной активности предприятий разных форм собственности. Экономика и математические ме-тоды. Том 31, выпуск 2, 1995. С. 91 -99
- О неотложных мерах по нормализации положения в нефтяной и газовой промышленности республики. Пост. Правительства РФ от 17.02.92 № 93.
- Подиновский В.В., 11огин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256 с.
- Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста /Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург УрО РАН, 1998. РЦБ.
- Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем. Вопросы экономики. 1996. No 3. С. 103 114.
- Смирнов А.О. Кризис платежей в топливно-энергетическом комплексе: вексельный вариант преодоления. Проблемы прогнозирования. 1997. № 2. С. 56
- Тамбовцев В. Теоретические вопросы институционального проектирования. Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 82 94.
- Топливно-энергетический комплекс России. Федеральный справочник № 4, 2001, «Родина-ПРО».
- Тренев Н.Н. Методология стратегического управления сложными экономическими объектами / Материалы международной научно-практической конференции «Управление большими системами». М.: ИЛУ РАН, 1997
- Тренев Н.Н. Методология управления предприятием на основе самоорганизации. Консультант директора, 2000, № 1. С. 10−25.
- Тренев Н.Н. Потребность в кооперации. Консультант директора, 2000, № 11, № 12.
- Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. Анализ, диагностика, оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. 240 с.
- Тренев I I.H. Согласование локальных задач при формировании энергетических балансов. Автоматизация исследований развития энергетики. Иркутск: Сибирский энергетический институт СО АН СССР, 1986. С. 47 51.
- Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000. 280 с.
- Фатхуджинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. Вопросы экономики. 1997. № 5. С. 118 127.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М: Мир, 1991. 240 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
- Чернавский Д.С., Старков Н. И., Щербаков А. В. Базовая динамическая модель экономики России (инструмент поддержания решений) М.:ФИАН, 2001
- Шаститко А.Е. Теория фирмы: альтернативные подходы // Российский экономический журнал. 1995. № 8
- Шермет А.Д., Сайфулин Р. С. Финансовый анализ. Аудит и финансовый анализ. 1995. № 4. С. 5 93.
- Эдельман В.И., Суверов С.О. Инвестиционная привлекательность акций предприятий российской электроэнергетики, Энергетик № 3, 2000
- Эдельман В.И., Ферапонтова Ю.Б.Некоторые экономические проблемы изменения структуры топливообеспечения электростанций. Промышленная политика в Российской Федерации, № 6, 2 000 171