Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важнейших задач развития личности младшего школьника является освоение им духовного богатства, культурно — исторического опыта народа, создаваемого многими поколениями. Фольклор народа отражает моральные нормы человеческого общества, выработанные в трудовой деятельности, в борьбе против социального и иноземного гнета. Народные сказки — неоценимое богатство каждого народа, его взгляд… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок
    • 1. 1. Нравственные представления как основа нравственной культуры личности
    • 1. 2. Педагогические возможности народных сказок в формировании основ нравственных представлений у младших школьников. ф
    • 1. 3. Модель системы формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок
    • 2. 1. Содержание опытно — экспериментальной работы по фор
  • Ф мированию основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок
    • 2. 2. Обработка и интерпретация результатов опытно — экспери-. ментальной работы
    • 2. 3. Педагогические условия формировании основ нравственных представлений младших школьников

Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально — экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья), основными положениями которых являются: «получение образования, гуманистического по своему характерубережное отношение к индивидуальности каждого ребенкаадаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей».

Вместе с тем, демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: терроризм, межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует как проблему нравственного воспитания молодежи в целом, так и формирования основ нравственных представлений у младших школьников в частности.

Младший школьный возраст — важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как нравственное воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре — искусству и фольклору. Человек только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И сказка — это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа — она учит добру, справедливости, честности.

Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И. Ф. Гербарта, Я. А. Коменского, Дж. Локка, А. С. Макаренко, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Вместе с тем, накопленный материал по проблеме формирования и развития нравственности подрастающего поколения с учетом современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, необходимо переосмыслить.

В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю. П. Азарова, Л. М. Архангельского, О. С. Богдановой, Е. Н. Бондаревской, Е. В. Васильева, А. В. Зосимовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Н. И. Монахова, В. Н. Мясищева, И. П. Павлова, И. П. Прокопьева, Л. И. Рувинского, Л. Ю. Сироткина, И. Ф. Харламова, В.Э. Чуд-новского, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой и других исследователей.

Своеобразие нравственного воспитания школьников и его методики нашли отражение в трудах Т. И. Бабаевой, Р. С. Буре, Н. А. Ветлугиной, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, Л. П. Стрелковой, A.M. Сча-стной, Л. Б. Фесюковой, М. И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности младшего школьного возраста. По мнению большинства ученых, именно в этот период формируются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость, интерес к профессии и пр. В воспитании перечисленных качеств немаловажное значение имеет использование фольклораего народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников.

Многие современные писатели и педагоги (Ю.А. Азаров, Ш. А. Амо-нашвили, В. П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л. Л. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, Т. С. Комарова, Т. В. Коршенкова, Дж. Родари, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К. И. Чуковский, Н. В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности младшего школьника. По мнению ученых, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно — воспитательной работе школы.

Значительный вклад в развитие русского сказковедения внесли известные ученые-фольклористы: В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Д. Д. Зуев, Е. Мелетинский, Э. К. Померанцева, В. Я. Пропп, Я. В. Соколов, В.И. Чиче-ров и др. Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

Изучению сказки как источника творчества детей посвятили свои труды И. Н. Кольцова, Ю. А. Лебедев, Ю. В. Филиппов, JI.B. Филиппова, A.M. Фирсова, и др.

Использование сказок в экологическом воспитании детей рассматривают в своих работах Э. И. Иванова, Н. Н. Кравцов, С. Н. Николаева, Р. Ю. Посылкина, Н. А. Рыжова и др.

Научно — методические рекомендации этих авторов по использованию сказок в формировании личности школьников успешно используются в практике работы многих образовательных учреждений. Вместе с тем, в педагогической науке остается недостаточно раскрытой проблема формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок, не отображено его содержание и не выявлены педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.

Таким образом, имеет место противоречие между требованием формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок? Это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок.

Гипотеза исследования: формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок будет проходить более эффективно, если:

— разработана и апробирована в учебно — воспитательном процессе начальной школы авторская программа по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок;

— учтены особенности формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой;

— применены наиболее эффективные приемы и методы, направленные на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;

— обеспечена преемственность между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей;

— создан благоприятный психологический климат в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание — нравственных представлений у младших школьников как основы нравственной культуры личности.

2. Определить педагогические возможности народных сказок в формировании нравственных представлений у младших школьников.

3. Разработать и апробировать в учебно — воспитательном процессе начальной школы научно обоснованную модель системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок.

5. Определить показатели" и уровни сформированности основ нравственных представлений у младших школьников.

Методологической основой исследования явились диалектическая теория познания и теория деятельностифилософские, психологические и педагогические идеи о человеке как высшей социальной ценностиконцепции гуманитаризации и гуманизации образованияосновные теоретические положения целостного, личностного и культурологического подходов в процессе становления личностиобщетеоретические основы нравственного воспитания детейположения отечественной психологии о восприимчивости ребят младшего школьного возраста к социально-педагогическим воздействиям.

Теоретическую основу исследования составляют теория развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. В. Выготский, А.Н. Леонтьев) — работы раскрывающие, теории формирования нравственности (И.С. Марьенко, И. П. Прокопьев, Л. Ю. Сироткин, Л.И. Ру-винский, В. А. Сухомлинский, В. Э. Чудновский, Н. Е. Щуркова и др.), работы по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (К.Ш. Ахияров, П. А. Апакаев, Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков, М.Г. Харитонов) — теория воспитания и перевоспитания педагогически запущенных подростков (А.И. Кочетов, А. С. Макаренко, И. В. Павлов и др.).

Для решения задач исследования, проверки гипотезы использовался комплекс методов: анализ философской, педагогической, психологической литературы и фольклораизучение и обобщение передового опыта школ Республики Марий Элсинтез, конкретизация, аналогия, моделирование, методы педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опрос), педагогический эксперимент и др.

Опытная работа, организованная как педагогический эксперимент, с* была проведена в гимназии № 14 города Иошкар — Олы. Всего в исследовании приняли участие 207 учащихся и 19 педагогов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 20 012 005 гг.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) — констатирующем — изучался уровень разработанности проблемы исследования, был проведен анализ психолого — педагогической, философской, социологической, культурологической литературыопределены объект, предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследованияопределялись программа и методы проведения педагогического эксперимента, апробировались некоторые методики педагогического диагностирования.

На втором этапе (2002;2004 гг.) — формирующем — разрабатывалась и апробировалась модель системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказоквыявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказокизучалось состояние информационноаналитического сопровождения воспитательного процесса в школах, велось целенаправленное систематическое наблюдение за деятельностью учителей начальных классов, использующих народную сказку как средство воспитанияпроводились контрольные «срезы» и т. д.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) — обобщающе — аналитическом — систематизировались и уточнялись практические результаты опытно — экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной модели системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок, а также педагогические условия использования сказок в формировании основ нравственных представлений учащихся начальной школы. Сравнивались и обобщались выводы, уточнялись основные выводы и практические результаты, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно — экспериментальной работыформулировались основные положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ психолого — педагогической литературы и материалов исследования по проблеме нравственного воспитания учащейся молодежи и наше собственное исследование показали, что народные сказки обладают большим педагогическим потенциалом: способствуют формированию у младших школьников нравственного сознаниявоспитывают у них нравственные чувстваформируют у детей нравственные отношенияформируют у них нравственные умения, навыки и привычки поведения. Грамотное и умелое использование данного потенциала народных сказок может играть важную роль в формировании нравственных представлений у младших школьников.

2. Совершенствованию нравственного воспитания младших школьников, в том числе и формированию у них нравственных представлений, способствует разработка и апробация научно обоснованной модели системы, которая состоит из таких взаимосвязанных компонентов, как цель, задачи, закономерности, принципы, содержание работы, организационные формы, методы, средства и результаты.

3. Эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок обеспечивается при создании следующих педагогических условий:

— разработка и апробация в учебно — воспитательном процессе начальной школы авторской программы по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок;

— учет особенностей формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой;

— применение наиболее эффективных приемов и методов, направленных на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;

— обеспечение преемственности между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей;

— создание благоприятного психологического климата в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана модель системы формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок, включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание работы, организационные формы, методы, средства и результаты.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок: разработана и внедрена в учебно — воспитательный процесс начальной школы авторская программа по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказокучтены особенности формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкойприменены наиболее эффективные приемы и методы, направленные на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представленийобеспечена преемственность между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детейсоздан благоприятный психологический климат в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

3. Определены основные показатели и уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику воспитания школьной молодежи. В нем определены педагогические возможности народных сказок в формировании и развитии младших школьников, раскрыты сущность и содержание нравственных представлений младших школьников, рассмотрена методика использования народных сказок в формировании нравственных представлений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения деятельности учителя начальных классов по формированию основ нравственных представлений у младших школьников. Разработана и апробирована авторская программа по формированию нравственных представлений у младших школьников. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, а также в системе повышения квалификации и переподготовке учителей начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены его методологической основой, комплексным использованием адекватных поставленным задачам методов исследования, длительностью проведенной опытно-экспериментальной работы, положительными изменениями в уровне сформированности основ нравственных представлений у младших школьников, успешным внедрением результатов исследования в практику работы общеобразовательных школ Республики Марий Эл.

Апробация результатов исследования проводилась в гимназии № 14 г. Йошкар — Олы, на семинарах и заседаниях методических объединений учителей начальных классов, на курсах повышения квалификации в Марийском институте образования, на региональных, межвузовских научнопрактических конференциях (гг. Йошкар — Ола, Чебоксары, Казань и др., 2001;2005 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое исследование и опытно — экспериментальная работа позволили нам сделать следующие выводы:

1. В условиях коренных социально-экономических преобразований, происходящих в нашем обществе и модернизации системы образования, проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в педагогической науке и школьной практике.

Как показало исследование, фундаментом нравственного воспитания, формирования нравственной культуры личности младших школьников является, в первую очередь, формирование основ нравственных представлений, под которыми понимаются конкретные (чувственные, образные) знания в виде описания внешних, наглядных признаков социальных фактов и явлений на эмпирическом уровне обобщения.

2. Одной из важнейших задач развития личности младшего школьника является освоение им духовного богатства, культурно — исторического опыта народа, создаваемого многими поколениями. Фольклор народа отражает моральные нормы человеческого общества, выработанные в трудовой деятельности, в борьбе против социального и иноземного гнета. Народные сказки — неоценимое богатство каждого народа, его взгляд на жизнь, общество, природу. Они способствуют приобщению детей к общечеловеческим ценностям, включают в себя огромное количество информации, устанавливают преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Использование сказок в воспитательном процессе оказывает существенное влияние на формирование основ нравственных представлений, сознания, чувств, навыков и привычек поведения детей.

3. Младший школьный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования основ нравственных представлений личности, т.к. задача формирования нравственных понятий не может быть полностью решена в начальных классах из-за того, что дети не подготовлены к этому ни по уровню своих знаний, ни по жизненному опыту. Именно поэтому нравственное воспитание младших школьников предполагает главным образом создание у них основ нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения.

Данный период в жизни младшего школьника — это период активного освоения им норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в закладке у них опыта поведения и деятельности, в становлении личности. Дети этого возраста характеризуются восприимчивостью к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев сказок. В связи с этим расширяются возможности формирования нравственных представлений младших школьников с использованием сказок.

4. В целях совершенствования формирования нравственных представлений младших школьников нами была разработана и апробирована модель системы формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста с использованием сказок. Ее внедрение было направлено на решение ряда конкретных задач:

— ознакомление младших школьников с народными сказками;

— формирование у них первоначальных представлений о нравственных качествах личности;

— формирование у них положительного отношения к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях;

— выработка у учащихся привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

В ее основу были положены следующие закономерности воспитания:

— воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка;

— содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, поэтому вариативно и определяется на каждый данный момент развития их потребностями;

— развитие личности обусловлено уровнем ее активности в совместной деятельности педагога и ребенка;

— внутреннее состояние ребенка способствует успешному формированию у него основ нравственных представлений.

Основными принципами, лежащими в основе нравственного воспитания, являются: целеустремленностьвоспитание в процессе деятельностивоспитание в коллективедоступность, учет возрастных и индивидуальных особенностейединство, согласованность, преемственность и систематичность воспитательных воздействийсвязь воспитания с жизнью.

Содержание деятельности школы по формированию нравственных представлений у младших школьников посредством сказок включает в себя формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных отношений, а также нравственных умений, навыков и привычек поведения.

Основными формами организации нравственного воспитания учащихся являются: по отношению к объектам воспитания (коллективные, групповые и индивидуальные формы), по характеру воздействия (информационные, действенно-практические и синтетические формы), в зависимости от методов воспитания (словесные, практические и наглядные формы).

В модель мы включили четыре группы методов воспитания:

— методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов): разъяснение, внушение, этическая беседа, чтение и рассказывание народных сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов и метод примера, использование педагогических ситуаций;

— методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуацийметоды стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение;

— методы контроля, оценки и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение за детьмибеседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.) — анализ результатов общественно полезной деятельности ребенка и выполнения им порученийсоздание ситуаций для изучения особенностей поведения воспитуемых в той или иной обстановке.

К основным средствам, способствующим осуществлению воспитательных задач, связанных с формированием основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок, мы отнесли: общение, труд, общественную деятельность, учение, игру. Они дополняются предметными средствами: народными сказками, произведениями искусства, изделиями, созданными трудом человека и т. п.

Структурные элементы разработанной нами модели (цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы, средства) выступают как единое целое, они взаимозависимы, и изменение одного из них вызывает изменение всей системы, что, в свою очередь, приводит к изменению всего воспитательного процесса.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, что внедрение в школьную практику данной модели значительно способствует совершенствованию процесса формирования основ нравственных представлений младших школьников.

5. Детализируя содержание нравственных представлений младших школьников, мы выделили три компонента: — представления ценностей (доброжелательность, счастье, дружба, честность, справедливость) — представления отношений (ответственность, милосердие, гуманизм, долг) — представления поступков (трудолюбие, патриотизм). Основными показателями сформированности выделенных нравственных представлений были: наличие у младших школьников знаний о моральном качестве, осознание значимости и важности этого качества в жизни человека и общества, проявление его в поступках, способность замечать его в других детях. Степень сформированности каждого компонента определялась тремя уровнями (высокий, средний и низкий).

6. Изучение научно — методической литературы и опыта работы общеобразовательных школ, а также проведенное нами исследование показало, что для совершенствования процесса формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок необходимо создать следующие педагогические условия:

— разработать и апробировать в учебно — воспитательном процессе начальной школы авторскую программу по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством сказок;

— учитывать особенности формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой;

— применять наиболее эффективные приемы и методы, направленные на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;

— обеспечить преемственность в работе семьи и образовательных учреждений по нравственному воспитанию детей;

— создать благоприятный психологический климат в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством сказок.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы и позволяет наметить направления дальнейшей работы. Своего исследования требуют такие направления, как: изучение возможностей учебного процесса, организуемого в рамках основной общей школы по формированию нравственной культуры у подростковорганизация процесса нравственного воспитания учащихся с учетом соблюдения требований принципа преемственности между всеми ступенями общеобразовательной школыпоиск эффективных путей взаимодействия школы, семьи и общественности по нравственному воспитанию учащейся молодежи с учетом современных социальноэкономических условий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред.И.А.
  2. , О.С. Богдановой, — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979.- 318 с.
  3. Т.И. Ребенок в мире образа / Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. 1996. — № 2. — С. 68−73.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амо-нашвили. М.: МОДЭК, 1998. — 544 с. ф 5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 165 с.
  5. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
  6. В.И. Русское национальное поэтическое творчество / В. И. Аникин: М.: Сфера, 1973. — 176 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 236 с.
  8. В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека / В. В. Антонов. М.: Вита-Пресс, 1995. — 32 с.
  9. А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. И. Костромина. М.: «Ось — 89», 2000. — 270 с.
  10. П.А. Путь к сердцу ребенка / П. А. Апакаев. Йошкар-Ола: Стринг, 2003.-248 с.
  11. И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младших школьников: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Г. Баринова. -М., 1995.- 178 с.
  12. .С. Воспитание искусством. Для учителей начальных классов / Б. С. Бегак. -М.: Просвещение, 1981. -94 с.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  14. М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Бесова. Ярославль: «Академия развития», 1998. — 240 с.
  15. Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Бильгильдеева. Кострома, 1999. -22 с.
  16. П.П. Развитие мышления школьника. Избранные педагогические и психологические произведения. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 317 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  18. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. -1975. № 1. — С. 80−89.
  19. Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев ф М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  20. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е. В. Бондаревская. Ростов — на -Дону: РГПИ, 1986. — 120 с.
  21. Е.В. Формирование нравственного сознания старших дошкольников: Учебное пособие по спецкурсу / Е. В. Бондаревская. -Ростов на -Дону: РГПИ, 1976. — 202 с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  23. В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Будыхо. -М., 1986.- 178 с.
  24. Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  25. Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании / Т. М. Буякас, О.Г. Зе~ вина // Вопросы психологии. — 1997. — № - 5. — С. 47−49.
  26. Е.К. Научное познание и проблема понимания / Е.К. Бы-стрицкий. Киев: Наукова Думка, 1986. — 132 с.
  27. И. В зеркале сказки / И. Вачков // Школьный психолог. 2001. -№ 21.-С. 23−25.
  28. И. Как закончить сказку? / И. Вачков // Школьный психолог. -2001.-№ 38.-С. 12−15.
  29. И. Сочиняем сказки/ И. Вачков // Школьный психолог. 2003. -№ 19. С. 24−25.
  30. Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги Российского совещания по начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 11−14.
  31. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Автореф. .канд. пед. наук. Л., 1990. — 33 с.
  32. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993.- 172 с.
  33. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Матюхина. -М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  34. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чувашкниго-издат, 1974. — 376 с.
  35. В.И. Школа в зеркале инноваций. Попытка системного анализа / В. И. Волынкин // Начальная школа. 2000. -№ 1. — С.109−116.
  36. Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально художественного развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. — СПб: ЛОИУУ, 1995. — 78 с.
  37. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щуриковой. М.: Новая школа, 1998. — 207 с.
  38. Воспитание личности младшего школьника в коллективе / Сост. В. И. Максимова. -М.: Педагогическое общество, 1986. 64 с.
  39. Л.А. Формирование моральных качеств подростков / Л. А. Высотина. Л.: Знание, 1970. — 40 с.
  40. Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  41. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / К. В. Гавриловец. Минск, 1989. — 234 с.
  42. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее / О. С. Газман // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.38−44.
  43. А.Ю. Формирование нравственно-правовых убеждений школьников / А. Ю. Головатенко // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Книга для учителя /Сост. А. Ф. Никитин. -М.: Просвещение, 1986. С.107−113.
  44. Голошумова Г. С. Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства
  45. Урала: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. С. Голошумова. -Екатеринбург, 1995. 30 с.
  46. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение / Ф. Б. Горелик. М.: Просвещение, 1986. -208 с.
  47. А.С. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности / А. С. Грызудина, О. Т. Романова // Учитель. 2002. — № 4. -С.67 -71.
  48. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня в описаниях их авторов и исследователей / Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  49. Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981.-176с.
  50. Л.М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
  51. Е.Н. Современные педагогические технологии / Е. Н. Гусарова. М.: АПКиПРО, 2005. — 176 с.
  52. С.С. Проблема понимания в философии. Философско гносеологический анализ / С. С. Гусев, Г. Д. Тульчинский. — М.: Прометей, 1995.- 192 с.
  53. О.М. Дом Свободного Ребенка или частная школа на пути к самосовершенствованию / О. М. Дашковская // Мир образования.1996. № 2. — С.24−30.
  54. Детский сад и родители. (Из опыта работы детских садов Москвы) / Под ред. Е. И. Колоярцевой. М.: Просвещение, 1969. — 160 с.
  55. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М., 1999.-243 с.
  56. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л. П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  57. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. М.: Линка — Пресс, 2001. — 224 с.
  58. В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка как средство нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Зайцев. Волгоград, 1989. — 18 с.
  59. А.В. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. -М.: Просвещение, 1965. 420 с.
  60. В.П. Общечеловеческие ценности в индивидуальном сознании / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1997. — № - 5. — С. 44−46.
  61. В.Н. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива / В. Н. Иванов. М.: Молодая гвардия, 1979. — 206 с.
  62. Э.Н. Расскажи мне сказку / Э. Н. Иванова. М.: Просвещение, 1991.-463 с.
  63. Э.И. Этот волшебный мир сказки / Э. И. Иванова // Дошкольное воспитание. 1986. — № 12. — С.49−52.
  64. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Известнова. -М., 1988.-24 с.
  65. Г. М. Нравственное воспитание младших школьников в условиях частной школы / Г. М. Ионова // Пути совершенствования начального образования подготовки педагогических кадров. Чебоксары: ЧГПУ, 2002,-С.351−356.
  66. История дошкольной педагогики /. Под ред. Л. Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. — 351 с.
  67. В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы) / В. А. Караковский. -М.: Московский рабочий, 1987. 144 с.
  68. Н.С. Художественное слово в восприятии маленьких / Н. С. Карпинская // Дошкольное воспитание. 1968. — № - 7. — С.23−28.
  69. Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психолог, наук / Г. Д. Кириллова. М., 1971.-27 с.
  70. Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Ярославль: Академия, 1996. — 240 с.
  71. Г. А. Методика изучения самооценки школьников / Г. А. Ключникова//Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.111−113.
  72. Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. Минск: Слово, 1993. — 237 с.
  73. В.А., Шведов Н. М., Швецова Г. А. Теория воспитания в профессиональном образовании / В. А. Комелина, Н. М. Швецов, Г. Н. Швецова. Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2001. — 217 с.
  74. Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника / Конникова Т. Е. // Нравственное воспитание школьников в коллективе. -Л., 1970. -С.4−34.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−7.
  76. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. — № 4. — С. 3−7.
  77. В.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Копусова. Ярославль, 2000. — 20 с.
  78. Л.Д. Сказка для светлого ума закваска / Л. Д. Короткова // Школьный психолог. — 2002. -№ 1. — С. 34−38.
  79. Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. -М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  80. Краткий словарь по психологии. -М.: Политиздат, 1979. 414 с.
  81. В.В. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса // Теоретические основы обучения в советской школе. -М., 1989. -С.35−37.
  82. Л.В. Истоки гражданственности / Л. В. Кузнецова. М.: Педагогика, 1983. -160 с.
  83. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  84. И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  85. .Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  86. А. Изучаем воспитанность школьников / А. Лобанов // Народное образование. 1987. -№ 6. — С.61−63.
  87. А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга IV / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Русский Раритет, 1997.-576 с.
  88. Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Знание, 1989.-289 с.
  89. В.А. Подготовка младших школьников к самовоспитанию: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /В.А. Лыкова. -М., 1992. -28 с.
  90. А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  91. В.Я. Структура продуктивного взаимодействия учителя и учащегося / В. Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1981. — 266 с. 103 .Макаренко А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1988.-301 с.
  92. А.С. Сочинения. В 7-ми т. Т.1. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. -М.: Акад. пед. наук, 1959. -783 с.
  93. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  94. Юб.Максимов В. Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально диагностической деятельности / В. Г. Максимов. — М.: МПГУ, 1993. — 84 с.
  95. О.Г. Сущность и содержание культурологического подхода к организации учебно воспитательного процесса современной школы / О. Г. Максимова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 1998. -№ 1,-С. 35−43.
  96. К.В. Понимание и его роль в науке / К. В. Малиновская // Философские науки. 1974. — № - 1. — С. 49−55.
  97. В.Г. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: МГПУ, 1987. — 83 с.
  98. Ю.Мартынова В. В. Формирование гражданственности у подростков в процессе усвоения социальных ролей: Автореф. канд. пед. наук: / В. В. Мартынова. Минск, 1993. — 18 с.
  99. И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  100. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  101. Н.А. Понимание. В кн.: Психология. Учебник для пед. инст. // Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. — М., 1962. — С. 263−267.
  102. И.Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания / Н. И. Монахов. -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  103. Н.И. Школа XXI века: интеграция в мировое сообщество / Н. И. Моркотун // Мир школы. 2002. — № 2. — С. 17−20.
  104. Н.И. Изучение эффетивности воспитания: теория и методика / Н. И. Монахов. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  105. С.А. Правовое обучение: деятельностный подход / С. А. Морозова // Преподавание истории в школе. 1996. — № 4. — С.75.
  106. А.В. Общение школьников / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987. -76 с.
  107. B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1974.-239 с.
  108. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10-летних детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Муше-нок.-М., 1995.-26 с.
  109. К.М. Сказка поэзия народной души / К. М. Нартов // Мир психологии. — 1998. — № 3. — С. 103−110.
  110. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -М., 1994.-496 с. 123 .Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания /
  111. A.Ф. Никитин // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.32−38.
  112. А.Ф. Изменение подходов к гражданскому воспитанию //Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова.- М.: Педагогика, 1990. С. 44−60.
  113. E.JI. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Л. Николаева. М., 1999. — 16 с.
  114. В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /
  115. B.И. Новикова. М., 1994. — 20 с.
  116. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т. Г. Новикова. М.: АПКиПРО, 2002. — 112 с.
  117. Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы / Сост. А. Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1986. — 322 с.
  118. Т.А. О соответствии нравственных и гражданских позиций школьников / Т. А. Панова //Социологическое исследование. 2002. -№ 7. — С.109−112.
  119. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 696 с.
  120. И.В. Образ в обучении как основа развития сознания / И. В. Петривняя. Н. Новгород: НГЦ, 1995. — 32 с.
  121. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. -91 с.
  122. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  123. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / А. В. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  124. Программа развития воспитания в системе образования России на1999−2001 г. г. // Народное образование. 2000. — № 1. — С.236−259.
  125. В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. Л.: Искусство, 1986. — 234 с.
  126. И. Секреты личности / И. Раншбург, П. Поппер. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  127. ИЗ.Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский.-М.: МГУ, 1981.- 184 с.
  128. Н.Е. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения / Н. Е. Румянцев // Вестник воспитания. -1986. № 8. — С.39−45.
  129. Н.А. Сказочное путешествие / Н. А. Сакович // Школьный психолог. 2002. — № 46. — С.23−28.
  130. JI.А. Воспитательные возможности народных сказок// Сборник научных трудов докторантов, научных работников, — аспирантов и студентов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я Яковлева, 2000. С.110−113.
  131. Л.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании дошкольников: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Сидорова. Чебоксары, 2001. — 18 с.
  132. Е.И. Умные сказки / Е. И. Синицына. М.: Лий, 1997. — 168 с.
  133. И.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных позиций личности школьника // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся / Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1988.-152 с.
  134. Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся первого класса в учебной работе. Вып. 73. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
  135. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сла-стенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  136. Е.А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста: Дисс. канд. психолог, наук: 19.00.01 / Е. А. Сорокоумова. Н. Новгород, 1995. — 210 с.
  137. В.П. Актуальные проблемы научного обучения / В. П. Стрезикозин. М.: Просвещение, 1976. — 207 с.
  138. Л.П. Уроки сказки / Л. П. Стрелкова. М.: Педагогика, 1990. — 128 с.
  139. В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания / Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1989.-228 с.
  140. В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. Политиздат, 1975. — 270 с.
  141. В.А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1980. — 175 с.
  142. В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979. -335 с.
  143. A.M. По ступенькам нравственности / A.M. Счастная. Мн.: Нар. асвета, 1990. — 64 с.
  144. Л.А. Здравствуй, книга / Л. А. Талер. Мн.: Нар. асвета, 1987. -112 с.
  145. Н.И. Животворные ключи / Н. И. Токмакова // Дошкольное воспитание. 1993. — № 7. — С. 27−29.
  146. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. Соч. Т. 5. М., 1967. — С. 196−209.
  147. Л.Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. Харьков: Фолио, 1996. — 460 с.
  148. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  149. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961.-334 с.
  150. Формирование социально-активной позиции школьника в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов /Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: Педагогика. — 1984. -128 с.
  151. Л.М. Воспитанность / Л. М. Фридман // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С.8−20.
  152. Л.М. Психологическая наука учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  153. Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 512 лет / Л. Хадсона // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С. 13−19.
  154. И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1983. — 158 с.
  155. А.В. Методика личностно ориентированного обучения / А. В. Хуторский. — М.: Владос, 2005. — 383 с.
  156. Т.В. К семантике пространственных элементов волшебной сказки / Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1975. — 236 с.
  157. .Ю. Экологические сказки: из опыта / Б. Ю. Чаюс, З. А. Чаюс // Начальная школа. 1993. — № 9. — С. 44−46.
  158. В.Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1999. — С. 53−58.
  159. Н. Где истоки родственных начал? / Н. Шеляховская // Учитель. 2002. — № 4. — С.62−64.
  160. Н.Е. Воспитание как педагогическое явление //Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. -640 с.
  161. Д.Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001.-144 с.
  162. Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников / Л. Л. Эльконинова // Мир психологии. 1998. — № 3. — С. 123.
  163. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская. М.: ACT-ЛТД, 1997. — 427 с.
  164. М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. 2003. -.№ 4. -С.24−28.
  165. Fridrich W. Jugend heute.- Berlin, 1986.
  166. Kon I.S. Soziologie der Personlichlceit. Berlin, 1971.
Заполнить форму текущей работой