Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов: на примере дисциплин педагогического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. По разработанным автором комплексу интеллектуально-творческих игр и методическим рекомендациям к их использованию проводились практические занятия с преподавателями педагогических дисциплин кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Различные аспекты проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Социально-педагогические аспекты становления игры как компонента культуры личности
    • 1. 2. Особенности обучения студентов в процессе игры
    • 1. 3. Компетентная педагогическая деятельность как фактор успешности обучения студентов в процессе игры
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
    • 2. 1. Диагностика готовности студентов к обучению в процессе игры
    • 2. 2. Описание выводов и результатов опытно-экспериментальной работы

Интеллектуально-творческая игра как средство обучения студентов: на примере дисциплин педагогического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Деятельность основных социальных институтов в последние десятилетия характеризуется структурно-содержательными изменениями, которые связаны с динамичным развитием всех сфер общества. Это определяет необходимость изучения проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов, что взаимосвязано с развитием структуры и содержания их обучения.

Это обуславливает потребность в анализе процесса дальнейшего совершенствования обучения будущих педагогов и использование им нетрадиционных форм, методов и средств в подготовке студентов к педагогической деятельности.

Инновационные основы изменений в системе обучения специалистов взаимосвязаны, в частности, с обращением внимания педагогов к культурологическим основам этого процесса, среди которых одно из главных мест занимает игровая деятельность интеллектуально-творческой направленности.

Необходимость исследования по данной проблеме взаимосвязана с существующими значительными недостатками в работе молодых учителей и воспитателей (Ю.К. Бабанский [9], Н. В. Кузьмина [75], Ф. Н. Гоноболин [37], В. А. Сластенин [137]), чья деятельность требует коррекции, основанной на готовности педагогов реализовать совокупность знаний и умений, полученных и формируемых в вузе.

Однако, выпускники педагогических университетов, в большинстве имеющие достаточную фундаментальную подготовку, слабо владеют современной методикой диагностики готовности учителей и учащихся к обучению и воспитаниюреализации акмеологических и аксиологических основ коррекции педагогического действияне квалифицированно анализируют педагогические ситуации, не умеют использовать в процессе общения с детьми игровые ситуации.

Налицо противоречие: с одной стороны, повышение требований к качеству обучения выпускников педагогических вузовс другой, недостаточный уровень сформированности общепедагогической готовности, с которой молодые педагоги имеют возможность реализовать себя на достаточном уровне педагогической компетентности.

Анализ состояния проблемы показывает, что большие возможности для ее решения представляет поиск новых методов, средств, форм, технологий обучения. Основной недостаток современного состояния по обучению будущих педагогов состоит в преобладании вербальных технологий, реализуемых зачастую на авторитарной и репродуктивной основе взаимодействия преподавателя и студентов.

Современное состояние образования в России требует готовности будущих педагогов к активной, творческой и продуктивной педагогической деятельности, результатом которой является своевременная и компетентная коррекция педагогических действий учителей и воспитателей, объективно имеющих недостаточную практическую подготовку.

Решение этой проблемы заключается в организации игровой формы обучения студентов педагогического вуза, которая обеспечила их максимальную приближенность к реальной педагогической деятельности.

В последние годы в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются проблемы, связанные с использованием активных методов обучения студентов в структуре общепедагогической подготовки (Е.Н. Дмитриева [42], К.М. Дурай-Новакова [47], О. П. Морозова [98], J1.B. Филиппова [156]), в формировании у них определенных педагогически значимых личностных качеств (М.А. Викулина [27], Н. М. Косова [69], Ю. В. Пахомов [164], Н. В. Цзен [164]).

К активным методам обучения (АМО) исследователи относят игры, анализ ситуаций, решение задач, игровое проектирование (О.С. Газман [33], В. М. Григорьев [39], А. К. Коленеченко [65], О. Д. Минаков [90], О. В. Миновская [92], Е. М. Минскин [93], С. А. Мухина [101], Ф. В. Повшедная [118], Л. Ф. Спирин [142], В. А. Трайнев [150], И. В. Трайнев [151], Л. П. Фатеева [154], С. А. Шмаков [167], Л.Б. Шнейдер[169]).

Для понимания сущности игры важное значение имеют фундаментальные работы по философии, культуре, психологии, социологии (М.В. Демина [44], И. С. Кон [67], Д. И. Фельдштейн [155] и др.).

Теоретической базой игрового обучения служат исследования по фундаментальным вопросам дидактики (С.И. Архангельский [6], В. В. Давыдов [41], JI.B. Занков [54], В. В. Краевский [72], Н. Д. Никандров [103] и др.).

Основные вопросы игры раскрываются на фоне общих закономерностей обучения и развития личности (JI.C. Выготский [31], А. Н. Леонтьев [81], СЛ. Рубинштейн [129], Д. Б. Эльконин [177], а так же Д. Брунер [22], Ж. Пиаже [114] и др.).

Большое значение для характеристики роли игры в деятельности и обучении будущего педагога имеют работы О. С. Газмана [33], JI.M. Ивановой [64], Г. П. Щедровицкого [172].

За последние пятнадцать лет различные аспекты игрового обучения в педагогическом и социально-психологическом образовании были рассмотрены в исследованиях (В.П. Бедерхановой [12], В. В. Семеновой [133], Г. В. Фролова [161], А. С. Харченко [162] и др.).

В ряде исследований анализируются проблемы:

— психологических закономерностей формирования и развития общего и профессионального самосознания (Ю.М. Забродин [51], Н. Д. Левитов [80], А. К. Маркова [110], Е. И. Рогов [106], Е. С. Романова [127], Л. Д. Столяренко [146], В. Д. Шадриков [165] и др.);

— совершенствования системы специального образования (Е.А. Климов [63], В. В. Петухов [107], А. И. Смирнов [139], В. Д. Шадриков [165] и др.);

— психологических критериев профессионального роста личности (А.К. Маркова [110], Л. М. Митина [95] и др.);

— различных аспектов гуманистической парадигмы обучения (В.П. Бездухов [13], Ю. Н. Кулюткин [84], Г. С. Сухобская [84] и др.);

Игры могут бать реализованы в процессе обучения студентов на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. В современном психологопедагогическом знании выделяются следующие виды игр: физические и психологические игры и тренинги, интеллектуально-творческие игры, социальные игры, комплексные игры.

Так как педагогическая деятельность предполагает необходимость подготовки студентов к творческой самореализации, мы учитывали значимость именно интеллектуально-творческой игры. В педагогике и в психолого-педагогическом знании общепринято выделять интеллектуально-творческие игры в педагогическом аспекте, поэтому под интеллектуально-творческой игрой мы понимаем специфический способ организации обучения студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которых студент занимает определенную ролевую позицию и побуждается к вариативному педагогическому действию.

Интеллектуально-творческую игру можно рассматривать как комплекс специально созданных педагогических ситуаций, сочетающих рациональные и эмоциональные компоненты учебной деятельности педагогов и имеющих в своей основе имитацию их педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между возросшими требованиями к качеству обучения будущих педагогов в условиях динамичного развития системы образования и наличием деструктивных социальных влияний на молодое поколение, коренной переоценки содержания моральных и нравственных ценностей и концептуально-технологической недостаточностью обеспечения обучения специалистов в области образования.

С учетом выявленного противоречия проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы особенности улучшения обучения будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин.

Объект исследования: процесс обучения будущих педагогов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: интеллектуально-творческая игра как средство подготовки студентов к педагогической деятельности.

Цель исследования — выявить особенности эффективного использования интеллектуально-творческой игры в процессе обучения будущих педагогов.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были определены задачи:

— охарактеризовать содержание и структуру обучения будущих педагогов в процессе интеллектуально-творческой игры;

— выявить возможности и особенности компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин в обучении будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры;

— разработать критерии и показатели эффективного обучения будущих педагогов с помощью интеллектуально-творческих игр;

— разработать и опытно-экспериментально обосновать модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность обучения будущих педагогов существенно возрастет, если:

— в процессе интеллектуально-творческой игры у будущих педагогов развиваются умения, самостоятельность, самодостаточность и трудолюбие, внутренняя учебная мотивация и практическая направленность учебных действийреализуется совокупность критериев и показателей, способствующих эффективности исследуемого процесса;

— взаимодействие преподавателей и студентов в процессе использования интеллектуально-творческой игры основано на реализации следующих особенностей: насыщение студентов необходимой информациейформирование опыта реализации игровой позициипобуждение студентов к личностному саморазвитию;

— на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и компетентного действия преподавателя вуза обеспечивается включение в процесс изучения дисциплин педагогического цикла интеллектуальнотворческой игры, как средства обучения будущих педагогов;

— на этапе внедрения интеллектуально-творческой игры в практику обучения студентов педагогического вуза осуществляется специальная подготовка будущих специалистов на основе моделирования игровых ситуаций;

— разработаны модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами интеллектуально-творческой игры.

Методологическую основу данного исследования составляют: системно-деятельностная, акмеологическая, аксиологическая и личностно-ориентированная концепции формирования личности будущего специалиста, а также философская и психолого-педагогическая теории о механизмах творчества, закономерностях межличностных отношений, особенностях развития личности в игровой деятельности.

Отдельные вопросы научного поиска решались на основе следующих идей: социального воспитания и личностного подхода в коллективном воспитании А. В. Мудрика [100]- принципа единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский [24], А. Н. Леонтьев [81], С. Л. Рубинштейн [129] и др.) — принципа субъектности и субъективности (К.А. Абульханова-Славская [2], Б. Г. Ананьев [4], В. А. Петровский [113], С. Л. Рубинштейн [129], В. И. Слободчиков [138] и др.) — особенностей восприятия и понимания личностью отношений к себе и другим (А.А. Бодалев [19], В. Н. Мясищев [18]) — положений гуманистической психологии (А. Маслоу [29], К. Роджерс [125]) — теоретических положений о педагогической поддержке в образовании (О.С. Газман [33], Н. Н. Михайлова [96], С. М. Юсфин [96]) — концепции регулирования социального взаимодействия личности Л. В. Байбородовой [30]- игрового взаимодействия И. И. Фришман [148]- концепции реализации игры в обучении молодежи (О.С. Газман [33], С. А. Шмаков [167], Г. П. Щедровицкий [172] и др.) — теории соотношения интеллектуально-творческой игры и готовности студентов к педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина [75], Л. Ф. Спирин [142] и др.).

Теоретической основой исследования явились: фундаментальные научные положения психологии, дидактики и теории воспитания о сущности и роли эмоций в жизни и деятельности человека (Б.Г. Ананьев [4], JI.C. Выготский [31], Н. Д. Левитов [80], А. Н. Леонтьев [81], С. Л. Рубинштейн [129], А. А. Смирнов [87], Д. Н. Узнадзе [152], П. М. Якобсон [179] и др.) — теория игровой деятельности (Л.С. Выготский [31], С. Л. Рубинштейн [129], Д. Б. Эльконин [177]) — идеи педагогических концепций игры (Н.П. Аникеева [5], С. А. Шмаков [167], Г. П. Щедровицкий [172]) — исследования Б. В. Куприяновым [76] и А.Е. Подоби-ным [77] ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания, воспитательных потенциалов игры Е. А. Салиной [131]- положения об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (Л.И. Божович [20], В. И. Слободчиков [138], Д. И. Фельдштейн [155], Д. Б. Эльконин [176] и др.) — совокупность представлений о педагогических технологиях в работах М. В. Кларина [62], Г. К. Селевко [132]. При анализе основных проблем исследования учитывались результаты педагогического поиска А. Г. Кирпичника [141], А.Н. Лу-тошкина [105] и других.

Реализация поставленных выше задач предполагает использование следующих методов исследования:

— теоретических (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);

— эмпирических (метод включенного наблюденияанкетированиеинтервьюированиеобобщение опыта работы преподавателей педагогических дисциплинопытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к педагогической деятельности, формированию их готовности к активному познавательному участию в процессе игрового взаимодействия);

— методов статистической обработки результатов исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2002;2003гг.) работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской литературе, формирование теоретической концепции диссертации, разработку программы опытно-экспериментальной работы. Проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (2003;2005гг.) был уточнен методический аппарат формирующего экспериментапродолжалась опытно-экспериментальная работа по использованию интеллектуально-творческой игры как средства обучения будущих педагогов на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин.

На третьем этапе (2005;2007гг.) проводилось обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование, разрабатывались научно-методические рекомендации, осуществлялось их внедрение в деятельность образовательных учреждений.

Опытно-экспериментальная база исследования — Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, МОУ СОШ № 13, 30, 37, 47, 55 (г. Пенза).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «интеллектуально-творческая игра»;

— выявлены возможности, особенности интеллектуально-творческой игры в обучении будущего педагога и закономерности их реализации в учебном процессе педагогического вуза;

— разработаны пути реализации, показатели и критерии оценки эффективности исследуемого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлены возможности интеллектуально-творческой игры как средства обучения студентов педагогического вуза;

— разработана модель компетентного взаимодействия преподавателей вуза и студентов, направленного на их подготовку к активному учебному действию в процессе интеллектуально-творческой игры;

— выявлена необходимость использования системно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и аксиологического подходов для обоснования особенностей эффективной реализации интеллектуально-творческой игры в обучении студентов;

— определены критерии и показатели развития у будущих педагогов качеств и свойств личности в процессе интеллектуально-творческой игры.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней разработаны и внедрены модель и алгоритм обучения будущих педагогов в процессе интеллектуально-творческой игры на основе компетентного действия преподавателя педагогических дисциплинрекомендации, направленные на повышение эффективности обучения будущих педагогов на основе решения социально-педагогических задач.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в педагогических вузах при проведении семинарских и практических занятий по педагогическим дисциплинама также в процессе переподготовки кадров в ИПК и ПРО.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечена его методологической и теоретической базой, адекватностью использованных методов целям и задачам исследования, успешной апробацией выдвинутых положений в педагогической практике.

Апробация результатов исследования. По разработанным автором комплексу интеллектуально-творческих игр и методическим рекомендациям к их использованию проводились практические занятия с преподавателями педагогических дисциплин кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Различные аспекты проблемы, раскрывающие основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе исследования, были отражены и доведены до научной общественности в виде публикаций и выступлении автора на научных конференциях, от внутривузовского до международного уровня («Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (г. Н-Новгород) — «Проблемы реформирования российского образования» (г. Ульяновск) — «Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе» (г. Рязань) — «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза)), кафедральных методических объединениях (2003;2007 гг.).

Выполненное исследование является частью комплексной научно-исследовательской программы «Социально педагогические и психологические основы профессиональной социализации кадров в процессе их подготовки и переподготовки», осуществляемой на кафедре «Педагогика и психология профессионального обучения» ПГПУ им. В. Г. Белинского.

Положения, выносимые на защиту:

— интеллектуально-творческая игра рассматривается как специфический способ организации обучения студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которых студент занимает определенную ролевую позицию и побуждается к вариативному педагогическому действию;

— критерии и показатели влияния компетентного действия преподавателя дисциплин педагогического цикла в учебном процессе на уровень готовности студентов к проявлению в процессе интеллектуально-творческой игры необходимых умений и базовых личностных характеристик (самостоятельности, активности, самодостаточности и др.), мотивации к педагогической профессии и стремления к личностному саморазвитию;

— модель обучения будущих педагогов в процессе игры и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов, реализующийся в виде мотивационного, диагностического, деятель-ностного, регулятивного и прогностического этапов побуждения студентов к активному участию в интеллектуально-творческой игре;

— основные особенности реализации компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов в процессе реализации интеллектуально-творческих игр, а именно: насыщение студентов необходимой информациейформирование опыта реализации игровой позициипобуждение студентов к личностному саморазвитию.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по II главе «Опытно-экспериментальное обоснование возможности обучения студентов в процессе игры».

Анализ структуры и сущности формирования необходимых в педагогической деятельности умений у будущих педагогов в процессе игры позволяет сделать выводы о том, что:

— надежность и возможность трансляции получаемых выводов и результатов обеспечивается целостностью этого процесса, предполагающего реализацию следующей его структуры: диагностика исследуемого явления, проведение констатирующего, формирующего эксперимента и контрольно-аналитического этапа, способствующего своевременной качественной коррекции получаемых результатов;

— диагностика исследуемого процесса обеспечивает необходимый уровень достоверности получаемых данных, если она обладает признаками системности, целостности и личностной ориентированности;

— результативность диагностических действий взаимосвязана с уровнем компетентности экспертных групп по вопросам побуждения студентов к самоформированию необходимых в педагогической деятельности умений в процессе реализации в той или иной игровой ситуацииосновными источниками формирования необходимых в педагогической деятельности умений являются педагогическая коррекция деятельности студентов в игровой ситуации, учебная мотивация и направленность учебной деятельности студентов, готовность к проявлению в игровой ситуации внутренней мотивации учениядвижущими силами формирования необходимых в педагогической деятельности умений является готовность студентов к проявлению в игровых ситуациях основ волевой сферы личности — самостоятельности, активности целеустремленности, настойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании, отражающем возможность обучения студентов с целью формирования необходимых в педагогической деятельности умений на основе игры у будущих педагогов, были выявлены основные подходы к организации игры, имеющей педагогическую направленность и побуждающую студентов к самоизменению, позволившие вычленить и основные требования к специалисту, которые можно реализовать в процессе игры.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что основное внимание в процессе использования игры на основе преподавания дисциплин педагогического цикла уделяется вербальной подготовке студентов к педагогической деятельности и созданию ситуаций в ходе практики по овладению алгоритмом педагогического действия, воспринятым студентом от преподавателя.

Менее всего обращается внимание на формирование мотивации, личностных качеств и необходимых в педагогической деятельности умений будущего педагога. Однако, в современных условиях деятельности педагога именно к готовности проявить педагогически необходимые качества и умения предъявляются более высокие требования, так как личность оценивается не только как специалист в той или иной области трудовой деятельности, но и как творческая личность, осознающая необходимость делать правильный выбор между возможным и необходимым уровнем педагогической самореализации, индивидуальным желанием и требованием общества, быть готовым проявить внутреннюю мотивацию на любом этапе своей педагогической деятельности.

Исходя из гипотезы исследования, основное внимание в процессе диагностического и формирующего экспериментов было обращено на реализацию системно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и аксиологического подходов к процессу, побуждающему студентов проявить в процессе игры необходимые в педагогической деятельности умения.

Особое внимание обращалось на моделирование совокупности специальных педагогических ситуаций, прозволяющих формировать основные компоненты умений, к которым были отнесены: самостоятельность, трудолюбие, внутренняя мотивация, педагогическая направленность учебного действия студентов. В соответствии с этим были намечены задачи опытно-экспериментальной работы.

Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы модель и алгоритм обучения будущего педагога с помощью игры включали в себя рассмотрение педагогически значимых качеств и умений как социально-педагогическую проблему формирования необходимых в педагогической деятельности умений у будущих педагогов в процессе игрового взаимодействия, в плане реализации их учебного самоопределения на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного, акмеологического и аксиологического подходов к структуре и содержанию взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и студентов педагогического вуза.

Для формирования необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов определенное значение имело рассмотрение вопроса диагностики готовности их к игровой ситуации, моделирующей будущую педагогическую деятельность, определяемую уровнем целостной диагностики, выявлением роли отдельного компонента, например, овладения студентами той или иной ролевой позициейуровнем структурной диагностики и системной, когда все данные уровни рассматривались в тесной взаимосвязи и позволяли применять определенную технологию формирования необходимых в педагогической деятельности умений в процессе интеллектуально-творческой игры.

Формирование необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов рассматривалось нами в процессе дидактического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях по различным предметам педагогического цикла, в различных игровых практико-направленных ситуациях.

Для практической разработки технологии формирования необходимых в педагогической деятельности умений у студентов в процессе игры разрабатывались тематические планы занятий на основе использования активных методов обучения, которые позволяли ознакомить студентов с правилами игры, с формированием навыков и умений участия в игре, с особенностями организации учебных действий.

В соответствии с задачами, поставленными в начале опытно-экспериментальной работы, были определены основные параметры исследуемого процесса и критерии и показатели их проявления. В основном, опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотетическое предположение и позволила решить задачу выявления взаимосвязи интеллектуально-творческой игры с качественными характеристиками исследуемого процесса.

Кроме непосредственной задачи, организации дидактического взаимодействия, данные занятия обеспечивали педагогическую направленность преподавания предметов педагогического цикла, позволяли будущим педагогам познакомиться не только с особенностями их будущей деятельности, но и с особенностями организации деятельности в вариативных социальных и экономических условиях. Дидактическое взаимодействие осуществлялось в различных вариациях, например, преподаватель и студент, студент и студент.

Все это позволяло рассмотреть дидактическое взаимодействие с учетом специфики государственного стандарта и учебного плана обучения будущих педагогов, содержания учебных программ и учебных пособий по различным специализациям, личностных характеристик преподавателя, студента, адаптации студента к условиям обучения в ВУЗе.

Современные технологии формирования необходимых в педагогической деятельности умений средствами игры рассматривались нами в контексте школы «диалога культур» B.C. Библера и личностно-ориентированного подхода. Это позволило более полно осветить проблемы взаимоотношения, дидактического взаимодействия, особенностей формирования диалогического сознания и мышления, построить восприятие студентами материала на основе общедидактических принципов и на основе внутреннего диалога вокруг основных педагогических ситуаций, на основе реальных моделей поведения педагога. И в целом, более точно рассмотреть вопросы взаимодействия, формирования необходимых в педагогической деятельности умений и в целом, более эффективной подготовки будущего специалиста — педагога.

Предположение о том, что формирование необходимых в педагогической деятельности умений будущего педагога будет эффективным при разработке инновационных основ обучения на основе игры, разработки модели профессио-граммы будущего специалиста, определении алгоритма и модели его обучения в процессе дидактического игрового взаимодействия и определения роли игры в обучении, нашло свое отражение в данной работе.

Тем самым можно говорить, что поставленные задачи о разработке системы обучения, обоснования модели и алгоритма формирования необходимых в педагогической деятельности умений в процессе интеллектуально-творческой игры, были реализованы в данном диссертационном исследовании.

В целом, рассмотрение процесса реализации интеллектуально-творческой игры в обучении студентов и формирования необходимых в педагогической деятельности умений у будущих педагогов в процессе игры позволяет сделать вывод о том, что:

— это целенаправленный процесс, структура и содержание которого определяется совокупностью факторов, имеющих объективную и субъективную основу. К ним, прежде всего, можно отнести: государственный стандарт содержания обучения будущих педагогов, профессиограмму выпускника педагогического вузамотивацию выбора студентами вида обученияприродные данные и социальный опыт будущих педагоговопыт участия студентов в специальных играх, имеющих творческую основуопыт, детерминированный объективными социально-экономическими законами определенного этапа социально-экономического развития человеческого общества;

— основными источниками и движущими силами использования интеллектуально-творческой игры в обучении студентов и развития необходимых в педагогической деятельности умений у будущих педагогов в процессе интеллектуально-творческой игры являются следующие факторы: потребность государства и общества в подготовке компетентных специалистов и стремление студентов сформировать опыт учебной деятельности в ходе игровых ситуаций,.

154 которые обеспечивают самодостаточную основу самореализации личности в семейно-бытовой, профессиональной и социальной культуре;

— эффективное использование интеллектуально-творческой игры в обучении студентов возможно при реализации следующих особенностей взаимодействия педагогов и студентов: насыщение студентов необходимой информациейформирование опыта реализации игровой позициипобуждение студентов к личностному саморазвитию;

— для эффективного влияния интеллектуально-творческой игры на результат обучения студентов педагогического вуза важно развитие основ проявления личностью возможностей своей волевой сферы, к которым в процессе исследования были отнесены: самостоятельность мышления и поступка, активность, целеустремленность, настойчивость и совокупность специальных умений;

— качество влияния интеллектуально-творческой игры на результаты обучения студентов основано на диагностике уровня готовности будущих педагогов к образовательной деятельности, дидактическому взаимодействию с преподавателями дисциплин педагогического цикла на основе принципа диалогично-сти, «диалога культур», являющихся основой реализации системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению студентов с использованием игровых ситуаций;

— разработанная технология организации занятий по дисциплинам педагогического цикла с использованием игровых ситуаций позволит более эффективно средствами интеллектуально-творческой игры формировать необходимые в педагогической деятельности умения будущего педагога, более успешно адаптироваться им к требованиям, которые предъявляет к специалисту современные условия педагогической деятельности;

— учебная деятельность студентов педагогического вуза в процессе интеллектуально-творческой игры способствует формированию у них необходимых в педагогической деятельности умений в том случае, если осуществляется компетентное влияние на этот процесс со стороны преподавателя вуза, обладающего.

155 акмеологической и аксиологической направленностью в процессе личностно-ориентированного взаимодействия с будущими педагогами;

— продуктивное использование интеллектуально-творческой игры для формирования необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов в процессе обучения на основе игры возможно в случае выявления преподавателями педагогических дисциплин и использования в игре педагогически значимых, личностных качеств, необходимых для успешной адаптации студента к условиям проведения специальных видов игр и к требованиям, которые предъявляет будущая педагогическая деятельность. Формирование у студентов необходимых в педагогической деятельности умений в процессе интеллектуально-творческой игры более успешно может осуществляться в ситуации активного взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечения возможности самореализации личности будущего специалиста в педагогическом процессе вуза.

Все вышесказанное позволило определить теоретическое и практическое значение вопросов формирования необходимых в педагогической деятельности умений в процессе дидактического игрового взаимодействия, сделать необходимые выводы, которые позволят сам процесс обучения будущего педагога сделать более эффективным, управляемым, личностно-ориентированным.

Достоверность результатов обеспечивалась обоснованностью методологических подходов, логикой исследования, выбранными методами исследования и методиками. В ходе исследования получена положительная опытно-экспериментальная динамика исследуемого процесса и подтверждена гипотеза.

Анализ проведенного исследования позволил в то же время вычленить определенный круг проблем, не нашедших своего освещения, так как это и не входило в задачу данной работы. Поэтому было бы интересно в последующих исследованиях решить проблему адаптации студентов к условиям разнообразного игрового моделирования основных ситуаций обучения, ориентированных на подготовку специалиста педагога с учетом особенностей его индивидуального стиля деятельности, особенностей адаптационных характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , Н. А. Диагностика педагогических способностей Текст. / Н. А. Аминов.-М., 1998.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.-Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  5. , Н. П. Режиссура педагогического взаимодействия Текст.: учебное пособие / Н. П. Аникеева, Г. В. Винникова, С. А. Смирнова. Новосибирск, 1991.-92 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: ВШ, 1980.
  7. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М., 1976. — 416 с.
  8. , А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа Текст.: учебник для ВУЗов по специальности «Психология» / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  9. , Ю. К. Педагогика высшей школы Текст. / Ю. К. Бабан-ский, Т. А. Ильина и др. Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 175 с.
  10. , М. Я. Избранные психологические произведения Текст. / М. Я. Басов — под ред. В. Н. Мясивдева. — М.: Наука, 1975. — 432 с.
  11. , М. М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. М., 1986.
  12. , В. П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя Текст.: учебное пособие по спецкурсу / В. П. Бездухов. Самара, 1992. — 104 с.
  13. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э. Берн. Мн.: Современный литератор, 2006. — 448 с.
  14. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: «Высшая школа», 1989. — 141 с.
  15. , В. С. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век Текст. / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1990.
  16. , П. П. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский — под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. —304 с.
  17. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.
  18. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  19. , Е. И. Еще раз об умениях и навыках Текст. / Е. И. Бойко // Вопросы психологии. 1957. -№ 1. — С. 133−139.
  20. , Д. Психология познания Текст. / Д. Брунер. М., 1977.
  21. , Л. П. Человек : деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
  22. Введение в психологию Текст.: учеб. для высш. шк / [А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.]- Под ред. А. В. Петровского. М.: Academia, 1996. — 93 с.
  23. , А. А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 139−141.
  24. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М., 1991.
  25. , Л. А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик» Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 20 с.
  26. Внутреннее пространство Текст.: Холотроп. Дыхание: глубин, психотерапия и путь духов. Трансформации / С. Гроф, К. Уилбер, А. Маслоу, А. Веховски. -М.: Независимая ассоц. психологов-практиков, 1996. 187 с.
  27. Воспитательный процесс: изучение эффективности Текст.: метод. рекомендации / Авт.-сост.: Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова, А. А. Андреев, С. М. Петрова- Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2001.-121 с.
  28. , Л. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956.-519 с.
  29. , А. Б. Система К. С. Станиславского в подготовке будущего учителя к эмоциональной регуляции познавательной деятельности учащегося : (теория и практика): монография Текст. / А. Б. Вэскер. М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 294 с.
  30. , О. С. В школу с игрой Текст. / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  31. , П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе Текст. / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 61−72.
  32. Гершунский, Б. С. Методологические проблемы стандартизации в образовании Текст. / Б. С. Гершунский //Педагогика. 1993. — № 1. — С. 27−32.
  33. , Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 101−110.
  34. , В. М. Традиционная педагогика игры : опыт и проблемы Текст.: [Пед. применение нар. игр: Ист. и соврем, аспекты] / В. М. Григорьев // Педагогика. 1996. — N 1. — С. 20−23.
  35. , М. Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова М.: Изд-во МСХА, 1993.
  36. , В. В. Виды общения в обучении Текст.: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов -М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  37. , Е. Н. Информационная деятельность студентов в образовательном процессе вуза Текст. / Е. Н. Дмитриева, И. В. Бурова // Проблемы теории и практики современного специалиста: Межвузов, сбор. науч. трудов /
  38. Под. ред. докт. пед. наук, проф. М. А. Викулиной. Вып. 4. — Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический унив-т им. Н. А. Добролюбова, 2006.-С. 130−135.
  39. Деловые игры в учебном процессе Текст.: Сб. статей / Ред. И. А. Чернов. Минск: ВШ, 1982.
  40. , М. В. Игра как специфический вид человеческой деятельности Текст. / М. В. Демин // Философские науки. 1983. — № 2.
  41. , А. А. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты Текст. / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Мысль, 1985. — 310 с.
  42. , А. Н. История педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -432 с.
  43. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: Дис. д-ра пед. наук. М, 1983.-387 с.
  44. , В. К. Сотрудничество в обучении : о коллективном способе учебной работы Текст.: Кн. для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991.-192 с.
  45. , О. П. Практикум по психологии личности Текст.: 2-е изд., испр. и перераб / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  46. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Текст. / 3. Ф. Есарева. М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 112 с.
  47. , Ю. М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры Текст.: [По данным эмпир. исслед., провед. в 19 911 998 гг.] /Ю. М. Забродин //Шк. и пр-во. 1999. -N 6. — С. 86−91.
  48. , В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский // Библиотека учителя и воспитателя. М.: Педагогика, 1987. -159 с.
  49. Закон Российской Федерации об образовании Текст. // Бюлл. Комитета по высшей школе Министерства науки, высш. шк. и тех. политики Р.Ф. -1993. -№ 1.
  50. , JT. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении Текст. / JL В. Занков. М.: Просвещение, 1960. — 145 с.
  51. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  52. , И. А. Основы педагогического мастерства Текст.: учебное пособие / И. А. Зязюн. М.: Просвещение, 1989. — 301 с.
  53. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер.-2002.-512 с.
  54. Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения Текст. / В. А. Канн-Калик. Грозный: ГПИ, 1979. — 164 с.
  55. , В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, JI. И. Новикова, Н. JI. Селиванова. М.: «Новая школа», 1996. — 160 с.
  56. , Г. А. Особенности взаимодействия преподавателя и учебной группы в условиях интенсивного обучения Текст. / Г. А. Китайгородская // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИ ОП, 1980. — С. 76−85.
  57. , М. В. Обучение как игра Текст.: [анализ зарубеж. публикаций] / М. В. Кларин // ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: науч.-практ. журн. для шк. технолога (завуча) / Журн. «Нар. образование», НИИ шк. технологий, Москва. М., 2004. — № 5. — С. 45−58.
  58. , Е. А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. -М. :МГУ, 1988.- 199 с.
  59. Книга Года детства и детского спорта Текст. / Сост. JI. М. Иванова, Н. А. Егоров, А. Ю. Подрясов. Якутск: Бичик, 2001. — 111 с.
  60. , А. К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: Пособие для преподавателей / А. К. Коленеченко. СПб.: КАРО, 2006.-368 с.
  61. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 2-х т. /Я. А. Коменский-М.: Педагогика, 1982.
  62. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978−367 с.
  63. , Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1770.-№ 9. — С. 103−105.
  64. , JI. Б. Динамика ценностных ориентаций Текст.: анализ результатов эмпирического исследования / JL Б. Косова // Социс. 1994. — № 2. -С.114−118
  65. , А. И. Роль теории педагогики в подготовке студентов к практической деятельности Текст. / А. И. Кочетов // Педагогика. 1992. — № 10. -С. 81−83.
  66. , В. В. Методология педагогического исследования Текст.: учебное пособие для курсов ПК ИПК / В. В. Краевский. Самара, 1994.-162 с.
  67. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения Текст.: Методологический анализ / В. В. Краевский. Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  68. , В. С. О соотношениях фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании Текст. / В. С. Кузнецов, В. А. Кузнецова. // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 36−40.
  69. , Н. В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  70. , Н. В. Основы вузовской педагогики Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
  71. , Б. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъективности во взаимодействии Текст. / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская: Моногр. — Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ, 2003.- 150 с.
  72. , Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов Текст. / Г. М. Курдюмов // Высшее образование в России. -1994.-№ 2.-С. 103−105.
  73. , Г. Л. Свобода роли. Совр. Взгляд Текст. / Г. Л. Левин // Вопросы философии. 2000. — № 6.
  74. , Н. Д. Психология характера Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  75. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  76. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер.-М.: Просвещение, 1981.
  77. , Б. Т. Педагогика Текст.: курс лекций / Б. Т. Лихачев. -Москва: Прометей, 1993. 528 с.
  78. Личность: внутренний мир и самореализация Текст.: Идеи, концепции, взгляды / Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых: Тускарора, 1996. — 174 с.
  79. , А. Р. Индивидуализированная педагогическая помощь школьникам в достижении ими состояний успеха в учебе Текст.: [Приемы, способ, вызвать успех учащихся. / А. Р. Лопатин // Проблемы воспитания в период социальных перемен. М., 1996. — С. 29−33.
  80. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИ ОП, 1980. — С. 37−52.
  81. , Т. Д. История психологии Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. 4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
  82. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  83. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  84. , С. Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории Текст. / С. Ф. Минакова // Вестник высшей школы. 1986. — № 11. — С. 13−18.
  85. , Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня Текст. / Е. М. Минскин. М., «Просвещение», 1979. — 160 с.
  86. Мир профессий: Человек знаковая система Текст. / Сост. С. Н. Левиева. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 351 с.
  87. , Л. М. Учитель как личность и профессионал : (Психол. проблемы) Текст. / JL М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
  88. , Н. Н. Педагогическая поддержка и международный опыт Текст.: [В рамках междунар. исслед.-диалога по разраб. подходов к личност.-ориентир. образованию в сред, шк.] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Клас. pyK.-2000.-N3.-C. 81−87.
  89. , В. Д. Диалектика : системы и развитие Текст. / В. Д. Морозов, В. В. Морозов. М.: Высшая школа, 1978. — 224 с.
  90. , О. П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя Текст.: [Из опыта работы Барнаул, гос. пед. ун-та] / О. П. Морозова // Педагогика. 2002. -N 1. — С. 61−68.
  91. , А. В. Введение в социальную педагогику Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Институт практической психологии, 1997.-365 с.
  92. , С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении Текст.: Серия «Среднее профессиональное образование» / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
  93. , Р. С. Психология Текст.: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3. — 640 с.
  94. , Н. Д. Проблема ценностей в подготовке учителя Текст. / Н. Д. Никандров // Магистр. 1994. — № 6. — С. 41−43.
  95. Общая психодиагностика Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: изд. Московского университета, 1987. — 304 с.
  96. Общая психология Текст.: (Курс лекций): [Для первой ступенипед. образования. / Сост. Е. И. Рогов. М.: Владос, 2001. — 444 с.
  97. Общая психология. Тексты Текст.: Для студентов фак. психологии вузов по направлению 521 000 «Психология». В 3 т. / Отв. ред. В. В. Петухов- Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: УМК «Психология»: Генезис, 2001.
  98. , А. А. Педагогика : концепция учебной программы курса для студентов педагогического вуза Текст. / А. А. Орлов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толтого, 2001. — 54 с.
  99. , А. Л. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. Л. Осницкий. -М., 1986.
  100. Педагогика и психология Текст.: учеб. пособие / С. В. Дубович, А. К. Маркова, 3. К. Шнекендорф и др. — Моск. акад. экономики и права. М.: МАЭП: ИИК «Калита», 2000. — 117 с.
  101. Педагогика Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  102. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — 512 с.
  103. , А. В. Психология Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.
  104. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже. М., «Просвещение», 1969. — 659 с.
  105. Платон. Собрание сочинений Текст.: В 4 т. — [Пер. с древнегреч. С. А. Ананьина- Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.] - Рос. АН. Ин-т философии. М.: Мысль. — 1993. — (Философское наследие).
  106. , К. К. Психология Текст.: учебное пособие / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  107. , Г. В. Письма без адреса Текст.: Избранные философские произведения: Сочинения в 5 т. Т. 5. / Г. В. Плеханов М., 1958.
  108. , Ф. В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя Текст. / Ф. В, Повшедная. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. — 166 с.
  109. Популярная психология для родителей Текст. / [Ю. Е. Алешина, О.
  110. B. Баженова, Ю. В. Баскина и др. — Под ред. А. С. Спиваковской. СПб.: Союз, 1997.-301 с.
  111. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Текст.: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гербачевский и др.- Под общей ред. А. А. Крыловой, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003.-560 с.
  112. Профессиональная педагогика Текст.: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под общ. ред. С. Я. Баты-шева. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Ассоц. «Проф. образование», 1999. — 902 с.
  113. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях Текст. / Под ред. А. П. Беляевой. Спб.: РАО ИПТО, 1995.-230 с.
  114. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Пряжников, Н. С. Пряжни-кова. М.: Academia, 2001. — 476 с.
  115. Психоанализ в развитии Текст.: Сб. пер. / 3. Фрейд, Ш. Ференци, М. Кляйн и др. Екатеринбург: Деловая кн., 1998. — 169 с.
  116. , К. Свобода учиться Текст.: [Пер. с англ.] Дж. / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. — 527 с. — Пер.изд.: Freedom to learn /
  117. C. Rogers, Н. J. Freiberg (1994).
  118. , M. И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2001.-253 с.
  119. , Е. С. Психологический тренинг в области предпринимательства Текст.: (Метод, пособие для работы со старшеклассниками) / Е. С.
  120. М. : Б.и., 1994. — 62 с.
  121. Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т. 1. — A.-J1. — 1998. — 672 с.
  122. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  123. , Е. А. Игры для мальчиков : № 20 Текст.: Раскраски, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки / Е. А. Румянцева, А. С. Зобнинская, М. Н. Зимина и др. -М.: ACT, 2007. 121 с.
  124. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  125. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст.: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  126. , В. П. О роли педагогического взаимодействия Текст. / В. П. Сквирский // Вестник высшей школы. 1987. — № 6. — С. 29−33.
  127. , JI. С. Трудные дети Текст.: Избр. психол. тр. / JL С. Славина — Под. ред. В. Э. Чудновского- Рос акад. образования Моск. психол.- соц. ин-т. 2-е изд. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 428 с.
  128. С л астении, В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  129. , В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст.: [Образоват. прогр. «Введение в педагогическую профессию «] / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопр. психологии. 1996. -N4.-С. 72−80.
  130. , А. И. Бизнес-образование в системе «техникум-вуз» : опыт, проблемы и предпосылки Текст. / В. А. Ситаров, А. И. Смирнов. Вологда: Русь, 2002. — 40 с.
  131. , В. В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования Текст. / В. В. Сохранов. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1996.- 121 с.
  132. Социокинетика: Стратегия и тактика дет. движения нового века Текст. / Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М.: Ассоц. исследователей дет. движения, 2002. — 512 с.
  133. , JI. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя Текст. / Л. Ф. Спирин. Ярославль, 1976. — 82 с.
  134. Справочник практического психолога: психодиагностика Текст. / Под общ. ред. С. Т. Посоховой. -М.: ACT: СПб: Сова, 2005. 571 с.
  135. , Г. А. Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников Текст. / Г. А. Старцев, Л. А. Черкашина, Н. А. Склянова и др. // Безопасность образовательного пространства. Новосибирск, 2002. — С. 53−62.
  136. , Л. Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -4-е изд. перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) Ростов н/Д: Феникс, 2001.-672 с.
  137. , Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики Текст. / Н. М. Таланчук // Magister. 1997. — N1. О,-С. 32−41.
  138. Технология игры в XXI веке Текст.: Игровые формы и методы в работе дет. обществ, объединений для установления равных возможностей детей и изучения их прав / Авт.-сост. М. Р. Мирошкина, И. И. Фришман. М.: Б.и., 1999.-119 с.
  139. , Е. В. Если знать как действовать Текст. / Е. В. Титова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  140. , В. А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) Текст. / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -282 с.
  141. , Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М., 1966.-98 с.
  142. , К. Д. Человек как предмет воспитания Текст. Опыт педагогической антропологии: Собр. соч.: В 2-х т. / К. Д. Ушинский. — М.-Л.: Изд-во АПН, 1950. — Т. 1. — 776 с.
  143. , Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников Текст. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. П. Фатеева. Ярославль: «Академия развития», 1998. — 224 с.
  144. , Д. И. Психология развитая личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  145. , Л. В. Психолого-педагогические основания здоровьес-берегающих технологий Текст.: Монография / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Т. А. Ревягина, Е. В. Вербовская М.: Московский психологогуманитарно-худож. ин-т., 2003. 217 с.
  146. Философский энциклопедический словарь Текст. / Главная редакция: JT. Ф. Ильчев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  147. , Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры Текст. Канд. дис. / Ф. И. Фрадкина. — JL, 1946.
  148. , Ф. Будем жить для наших детей Текст.: [пер. с нем.] / Ф. Фребель Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 243 с.
  149. , JT. М. Педагогический опыт глазами психолога Текст.: кн. для учителя / JI. М. Фридман М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  150. , А. С. Творческие возможности игры на уроке истории Текст. / А. С. Харченко // Учитель. 2006. — № 4.
  151. Хёйзинга, Й. Homo ludens (Человек играющий) Текст.: [Пер. с ни-дерл.] / Й. Хёйзинга М.: Эксмо-Пресс, 2001. -350 с.
  152. , Н. В. Психотренинг : игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. -М.: Класс, 2001.-258 с.
  153. , В. Д. Философия образования и образовательные политики Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 184 с.
  154. , Г. Соотношение фундаментально и специального образования в университетах будущего Текст. / Г. Шеффер // Высшее образование в России. 1994. -№ 4. — С. 61−68.
  155. , С. А. Игры учащихся феномен культуры Текст. / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
  156. , С. А. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций Текст. / С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  157. , Jl. Б. Профессиональная идентичность : теория, эксперимент, тренинг Текст.: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 600 с.
  158. , Р. Методика обучения и предпосылки воспитания Текст. / Р. Штейнер М.: Парсифаль, 1994. — 78 с.
  159. , В. Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации Текст. / В. Е. Шукшунов. М.: МАНВШ, 1997.
  160. , Г. П. Очерки по философии образования (статьи и лекции) Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. -156 с.
  161. , Л. А. Подготовка будущих учителей к взаимодействию с учащимися в процессе педагогической практики Текст.: Дис. к.п.н. / Л. А. Щелкунова Ярославль, 1997. — 227 с.
  162. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: Кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  163. , Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса Текст. / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М.: Новая школа, 1993. — 112 с.
  164. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1989.
  165. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  166. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  167. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон. М., 1969. — С. 154.
  168. , В. А. Обучение как процесс управления Текст. / В. А. Якунин.-М., 1988.- 186 с.
Заполнить форму текущей работой