Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик: Этноэкологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить несколько критических этапов взаимодействия этносов и природы в регионе: а) кризис XII—XIII вв. вызванный движением тюрко-моноголов на запад и существенно ограничивший территории кочевания башкирских племен. Ответом на этот вызов стало формирвание (в пределах Южного Урала) нового сезонного цикла кочевания, а также формирование комплексного хозяйства, в котором значительную роль… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА
    • 1. 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РЕГИОНА — ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОСОВ
    • 1. 2. ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА КОЧЕВНИКАМИ 10−16 вв
    • 1. 3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА В 16−19 вв
  • ГЛАВА II. ЭТНИЧЕСКИИ СОСТАВ И ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА р. Ж ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
    • 2. 1. ЭТНИЧЕСКИИ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
    • 2. 2. ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 2. 3. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРАДИЦИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В XX в
    • 3. 1. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, УРБАНИЗАЦИЯ: ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
    • 3. 2. ОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ИКСКОГО РЕГИОНА
  • Г ЛАВА VI. ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
    • 4. 1. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 4. 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.^ 4.4. ИНВАЙРОМЕНТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОРОЖАН

Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик: Этноэкологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество в 20 столетии оказалось перед лицом всеобщих или глобальных проблем. Одной из них, по общему признанию является экологическая. Сейчас уже, кажется нет необходимости доказывать, что экологическая напряженность существует и прогрессирует. Ученые, естественным образом реагируя на злободневные проблемы в общественной жизни, в последние годы, сосредоточили значительные усилия на разработке экологических тем. Причем, развиваются не только естественнонаучные направления экологии. Общественные науки так же уделяют немалое внимание этим направлениям исследований.

Так, этнографическая наука России во второй половине XX в. сделала значительные успехи в определении принципов взаимодействия человеческих сообществ и природы. (Кузеев Р.Г., 1992. Алексеев В. П., 1975; Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н., 1955.) Сам факт того, что этнография формировалась на почве двух наук географии и истории, говорит о взаимосвязи основных объектов этих наук — этноса и природы. Еще античные авторы Геродот и Страббон подчеркивали, что те или иные этнические особеннности могут зависеть от географического положения, климата. (Геродот, 1993.).

Россиийские историки во второй половине XIX — начале XX вв., даже выдвигали в качестве одного из важнейших факторов развития народагеографический. О влиянии географического фактора на особенности истории того или иного народа говорили например С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и другие. (Соловьев С.М., 1990.).

В этнографии эти положения были развиты и расширенны. Географическая или природная среда признается как важнейшее условие возникновения этноса, а также как сила оказывающая влияние на этнические процессы их интенсивность или наоборот.(Токарев С.А., 1968. С. 25.) Этнографы полагают, что «при рассмотрении этнической культуры не допустимы как географический нигилизм, так и преувеличение этого влияния» (Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г., 1990. С. 70.).

Более подробно вопросы взаимодействия человека и природы изложены в теории о хозяйственно-культурных типах (ХКТ). Основная идея здесь заключается в том, что все народы проходят в развитии одни и те же стадии развития и соответственно способы хозяйствования. (Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И. А., 1971. С. 170.).

Первоначально эта схема укладывалась в три основных способа существоваия: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Отечественные ученые — С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров и другие дополнили эту схему и в их работах теория хозяйственно-культурных типов (ХКТ) получила определенную законченность. (Левин М.Г., Чебоксаров Н. Н., 1955.) Так, в современном понимании ХКТ — это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях природной среды.(Этнология., 1994. С. 10.).

Теория ХКТ несомненно облегчает нам понимание истории взаимодействия человека и природы. Но, со времени индустриальной революции формы хозяйствования человека становятся все более универсальными.

В 80-е — 90-е годы XX в. стали развиваться такие самостоятельные направления науки как этноэколгия, возникшая на стыке этнографии, демографии и собственно экологии, а также социоестественная история. В рамках этих направлений удачно сконцентрирован опыт этнографических исследований, исторической и физической географии, а так же социальной истории, о чем речь шла выше. Обобщенно достижения этногрфии, этноэкологии и социоестественной истории можно представить следующим образом. Признается, что особенности среды обитания, непосредственно влияют на формирование материальной культуры народов и оказывают влияние на особенности духовной культуры, следовательно, на особенности мышления, психики. Это находит выражение, прежде всего, в привычках стереотипах поведения, обрядах. Так, например, П. И. Кушнер пишет: «Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, на его экономике, обычаях, психическом складе, сказывается на материальной и духовной культуре». (Кушнер,).

С.Н.Артановский писал, что в экологии человека основными субъектами -" единицами" выступают именно этнические сообщества. (Артановский С.Н., 1975.) Исходя из этого, автор единственной, пока, теоретической монографии по этноэкологии, В. И. Козлов, определяет основными задачами этноэкологии «изучение традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп, и их позитивного опыта природопользования, а так же исследование способов адаптации этнических групп к природным и социально культурным условиям среды их жизни, оценка успешности этой адаптации по физическому и психическому здоровью, долгожительству и другим показателям» .(Козлов В.И., 1994. С. 13.) С этим необходимо, безусловно, согласиться. Но, нам кажется, не только позитивный опыт взимодействия человека и природы должен быть предметом исследований, но и негативный. Как мы можем избежать ошибок в будущем, не вспоминая ошибки прошлого?

Этому аспекту, в последнее время уделяют внимание ученые, разрабатывающие проблемы социоестественной истории — нового направления общественных наук.(Кульпин Э.С., Пантин В. И., 1991; Кульпин Э. С., 1995. С.3−11.) Так, в одном из последних выпусков сборника по проблемам социоестественной истории главной темой обсуждения стали механизмы формирования кризисных ситуаций в природе и обществе.(Пусковые механизмы .М., 1999.) Надо отметить, что социоестественная история больше обращает внимание не на этнический, а на социальный аспект взаимодействия человека и природы, хотя и не отвергает того, что человек действует в рамках этнических и полиэтнических сообществ разного уровня (цивилизаций, государств, суперэтносов). Главные действующие субъекты сциоестественной истории — «человек хозяйствующий» и «вмещающий ланшафт». Идеология социоестественной истории подразумевает, что «действия Человека хозяйствующего определяются не одним экономическим или иным интересом, но его духовной сферой — представлениями о мире и о себе». (Кульпин Э.С., 1995. С. 10.).

Нам кажется очень важным, чтобы задачей гуманитарных экологических исследований стало именно комплексное изучение экологических проблем, выявление экономических, социальных, культурных (в том числе и психологических) причин возникновения и развития кризисов в природе и обществе.

Представляется, что обнаружение и понимание таковых механизмов облегчается, когда в качестве объекта изучения выбрана ограниченная территория, представляющая собой достаточно замкнутое географическое, экономическое и этнокультурное пространство.

В последнее время побликуется много различных изданий по общей экологии отдельных регионов России и крупные обобщения по всей стране, а также теоретические монографии, учебники и пособия для вузов и школ. Тем не менее, существующих трудов недостаточно для укоренения в сознании общества непреложности законов сомосохранения и самовоспроизводства природы. Тем более, у людей нет правильного понимания взаимосвязи «здоровья» общества и «здоровья» природы. Важно не только создавать учебники по экологии и истории, важно показать последствия деятельности человека, общества в отношении к человечеству в целом и к природе земли. А недостатком многих общеэкологических работ яляется именно оторванность истории от собственно экологии и наооборот. Необходимо, чтобы обстоятельные историко-экологические и этноэкологические труды были написаны по каждому уголку государства (и всего мира), чтобы жители всех регионов могли представить себе реально последствия своей деятельности.

Предлагаемая на сосискание тема как раз и расчитатна на то, чтобы собрать и проанализировать материалы по этноэкологическиому развитию конкретного региона (экологической ниши или вмещающего ланшафта) и перспективам его развития.

Предметом исследования являются реальные результаты развития традиционных систем жизнеобеспечения и индустрии, нашедшие отражение в обществе, культуре, экологии, а так же политические мотивы хозяйственной деятельности, негативные и позитивные моменты, связанные с влиянием политических институтов государства на системы хозяйствования, культуру народов и отношение человека к природе.

В качестве объекта исследования выбрана территория бассейна реки Ик в Южном Приуралье. Данная территория играет важную роль в экологии республики Башкортостан (и, отчасти Республики Татарстан), в экономике и социальном развитии. Икская зона имеет важное значение в гидросистеме всего западного Башкортостана, поэтому изучение ее состояния и развития представляется особенно важным. (Хусаинов С.К., 1999; Западный регион., 1999.).

Кроме того, мы опираемся на известное положение о том, что реки с самых ранних эпох истории являлись первыми естественными экологическими нишами, очагами формирования культуры этносов, государств, цивилизаций. Археологические, этнографические и исторические материалы подтверждают, что этот икский бассейн всегда был территорией активной деятельности человека отдельных и взаимодействующих этносов и культур.

Долины рек Южного Урала играли огромную роль и в жизни башкир. Более того, они (башкиры) считали себя исторически связанными с бассейном той или иной реки. Башкирские легенды сохраняют такие вспомогательные формы самоидентификации башкир, как «мы (башкиры) из долины Ика», «Агидели», «Сакмары». (Калимуллин Б.Г., 1958. С. 12.).

Цель исследования — проследить историю заселения этносами территории бассейна крупной реки, охарактеризовать этапы хозяйственного освоения данной территории, выделив критические ситуации во взаимодействии этносов и природы и, наконец, оценить состояние окружающей человека среды на современном этапе — как результат его деятельности.

В работе рассмотривается экологическое развитие икского бассейна и обратное влияние измененной природы на сознание и культуру.

В задачи исследования входит:

— Реконструкция этапов освоения региона в новой эре и характеристика взаимодействующих сторон — этничеких культур и природы на каждом этапе.

— Анализ этноэкологической ситуации в регионе на рубеже 19 и 20 веков.

— Изучение истории индустриальног развития региона в 20 веке.

— Оценка последствий и перспектив хозяйственной деятельности человека в регионе.

Хронологические рамки исследования. В работе рассматриваются процессы взаимодействия этносов и природы с X до XX столетия. Основное внимание уделено результатам хозяйственной деятельности человека в регионе во второй половине XIXначале XX вв., а также изменениям этноэкологической ситуации в продолжении всего XX века.

Методологическая основа исследования — диалектико-материалистический подход к изучению явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. В связи с решением конкретных задач исследования, использовались так же стравнительно-историческая и историко-социологическая методологии.

Источниками при разработке темы послужили:

— опубликованые исторические и этнографические материалы;

— материалы статистики (переписи населения, стаистические справочники и отчеты и др.);

— научные работы по географии, биологии, геологии, зоологии, материалы периодической печати;

— архивные документы по экономической социальной и этнической статистике 19−20 вв.;

— социально-экономические документы местных (районных) предприятий и администраций, документации колхозов, сельских советов и городских предприятийматериалы интервью с жителями региона — сельчанами и горожанами;

— материалы социологического опроса по специально анкете. Историческая литература по некому региону западного Башкортостана достаточно обширна. (Ниженазванные работы см. в списоке литературы). Основополагающими работами являются труды Р. Г. Кузеева по исторической этнографии Башкирии и Волго-Уральского региона. Археологический материал обобщен в работах Р. Г. Кузеева, Н. А. Мажитова, Ю. С. Морозова,.

B.А.Иванова, А. Г. Петренко, А. П. Шокурова, Г. Н. Гарустовича и др. Имеются опубликованные источники — прежде всего, серия Материалов по истории Башкирии, Сборники статистических сведений по губерниям Российской империи второй полвины 19 века, сборники хозяйственной стаистики, материалы переписей. Большую помощь в работе оказали документы по истории населенных пунктов Башкортостана, их этнической, социальной и экономической статистике, опубликованные А. З. Асфандияровым, Б. С. Давлетбаевым, М. И. Родновым. Дополнительные сведения по 18−19 столетиям можно получить из трудов путешественников и креведов П. И. Рычкова, Н. П. Рычкова, И. И. Лепехина, Н.Никольского. По первой четверти XX в. историко-этнографичекий материал изложен в работах Бежковича.

C.И.Руденко. В работе использованы историко-этнографические очерки о народах Башкортостана Н. В. Бикбулатова, Р. И. Якупова, И. Г. Петрова, С. Н. Шитовой, М. В. Мурзабулатова, С. Г. Ковязина. Сведения социально-экономического характера содержатся в работах С. М. Васильева, У. Х. Рахматуллина, Р. З. Янгузина, Х. Ф. Усманова, А. М. Юлдашбаева.

Географическая и другая литература по региону представлена работами Х. Я. Тахаева, В. Л. Яхимович, А. Г. Шокурова, Р. Г. Ивановой, Г. Н. Матюшкиной, А. М. Гареева, Ф. А. Максютова, Р. М. Абзалова, Р. А. Фаткуллина и других авторов.

Современное индустриальное социально-экономическое развитие Башкортостана и изучаемого региона представлено в работах М. Б. Ямалова, Руст.Г.Кузеева, Е. К. Миннибаева, Р. А. Давлетшина, также в экономических материалах, опубликованных в разные годы 20 века. Это юбилейные сборники, сборники современной статистики, специальные выпуски отраслевых ведомств и районных администраций.

Общетеоретические и экологические проблемы подняты в изданиях последнего времени. Важной, при разработке настоящей темы, стала работа В. И. Козлова по этнической экологии и аналогичный сборник статей сотрудников московского института этнологии. Нами использовалась серия трудов по социоественной истории, издающаяся с 1990 года и работы Э. С. Кульпина. Проблемы общей экологии рассмотрены в работах Н. Ф. Раймерса, А. Н. Артановского, Казначеева В. П. Региональные аспекты теоретической и практической экологии исследовались учеными Башкортостана Б. Д. Миркиным, А. Р. Кинзикеевым.

Источниковую базу исследования составиляют:

— опубликованные источники, отмеченные выше. В ходе работы изучены архивные материалы ЦГИА: Ф.4551- Ф. Р-4666- Ф. Р-4651.

U О ггч U.

— документы текущей статистики сельских администрации Туимазинского, Белебевского, Ермекевского, Шаранского районов.

— материалы полевых этнографических исследований по специальной программе собранные в населнных пунктах: Чекан-Тамак, Зириклы, Ново-Юмашево Шаранского районаИльчимбетово, Япрыково, Каратово, Ташкичу Туймазинского районаТарказы, Рятамак, Старотураево, Абдрахманово, Исламбахты Ермекеевского районаМурадымово, Исякаево, Мартынове Бижбулякского. районаИсмагилово, Каин-Елга, Тузлукушево Белебевского района Башкортостана, а также ряда населенных пунктов Бавлинского района Татарстана.

— материалы социологического опроса по проблеме: Экологическое сознание населения современного индустриального города" проведенного нами в 1999 году.

Социологический опрос проводился в городе Октябрьском. Объект выбран исходя из того, что город возник в середине 20 столетия и является ярким примером индустриальных урбанизационных и связанных с ними этнокультурных процессов в регионе. Опрошено 500 человек. Национальная выборка соответствует показателям соотношения численности национальностей проживающих в городе и Туймазинском районе. Из числа опрошенных 41,97% составили русские, 14, 56% башкиры, 35,33% татары, 8, 14% другие национальности. Опрошено примерно равное количество представителей разных возрастных групп по каждой национальности. Выделено 7 возрастных когорт — первая до 20 лет, последняя старше 70 лет. Материалы опроса обработаны при содействии Социологической группы при администрации г. Октябрьского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Икская долина одна из зон наиболее интенсивной хозяйственной деятельности человека в Южном Приуралье с древнейших времен.

В последующие эпохи эта благодатная земля стала ареной интенсивной хозяйственной деятельности человека. Этносы населявшие данную территорию, сменявшие здесь друг друга, тысячелетиями занимались присваивающим хозяйством — собирательством, охотой, рыболовством, скотоводством. В новой эре, во втором тысячелетии здесь начинает постепенно развиваться производящее хозяйство, подсобное, а затем и основательное земледелие, мелкотоварное ремесленное производство, мануфактура, а в последние полтора столетия и промышленное призводство.

Демографическое напряжение в регионе чувствовалось всегда, даже тогда, когда численность населения регина была сравнительно мала, традиционные системы жизнеобеспечения вступали в кризис с возможностями природы.

Можно выделить несколько критических этапов взаимодействия этносов и природы в регионе: а) кризис XII—XIII вв. вызванный движением тюрко-моноголов на запад и существенно ограничивший территории кочевания башкирских племен. Ответом на этот вызов стало формирвание (в пределах Южного Урала) нового сезонного цикла кочевания, а также формирование комплексного хозяйства, в котором значительную роль стали играть охота, рыболовство, бортничество и наметились предпосылки к развивитию земледелия. б) кризис XVI—XVIII вв., вызванный изменением субъекта хозяйствования в регионе, массовым притоком разноплеменного населения из пределов Казанского ханства и выразивший в борьбе башкир с государством за свои вотчинные владения, постоянных спорах и переделах земли между переселенцами (татарами, марийцами, чувашами, мордвой, удмуртами) и башкирами. Этот кризис определил тенденции взаимопроникновения хозяйственно-культурных традиций кочевников (главным образом, башкир) и земледельцев. Постоянный приток населения в регион, высокая репродуктивность, и, вместе с тем, меры предпринимаемые правителством для урегулирования переселенческого движения, для ограничения башкирских вольностей, для унификации социально-политической структуры в регионе по общероссийскому образцу, все это сделало дальнейшее развитие башкирского скотоводства невозможным. в) кризис второй половины XIX — начала XX вв., обусловленный острой, с точки зрения существующих систем жизнеобеспечения, демографической ситуацией в регионе делавшей невозможным дальнейшее развитие сугубо этнических традиций земледельческого хозяйства. Население региона переходит к единственно возможной наиболее интенсивной в сложившихся условиях системе земледелия. Этническая специфика сохраняется в детелях. г) Кризис — 1950;е годы — современность. Эта кризисная ситуация, ярко заметная в регионе в сравнительно-историческом плане, носит не локальный, а глобальный характер. Она обусловлена общими тенденциями индустирального развития республики и Советского, теперь Российского государства. Особенности кризиса: в том, что в предыдущих кризисах традиционные системы жизнеобеспечения позволяли адаптироваться к новым условиям. Взаимодействие этносов работало на адаптацию. Этносы сознательно искали и находили выход из кризиса. Современный кризис носит несколько иной характер, поскольку, охватывает все сферы — экономику, демографию, культуру, социальную сферу. Субъективный (в данном случае этнический) фактор играет все меньшую роль в адаптационных процессах. Механизм принятия решений изменился. Если раньше на кризис реагировал сам производитель, то теперь ответственность в принятии решений лежит на отдельных лицах, а сам процесс принятия решений существенно усложнился. Наиболее эффективным выходом из кризиса представляется самоорганизация и самоуправление. Требуется также немедленная всеобъемлющая экологическая экспертиза региона.

В 1970;е, 1980;е годы еще существовала тенденция к уменьшению значения подворного и приусадебного земледельческого хозяйства. Но уже с конца 1980;х роль его непрерывно растет и в настоящем приусадебное хозяйство становится одним из важнейших факторов жизнеобеспечения сельского, да и городского насления. Таков результат адаптации этносов к изменяющейся социально-экономической ситуации, которая является следствием социально-политического кризиса. Однако из экологического кризиса пока выхода нет, во всяком случае нет эффективных адаптационных механизмов.

Демографическое напряжение способствует новой интенсификации хозяйственной деятельности (каждый клочек земли используется более эффективно). Но условиях малоземелья регенерационные возможности земли, все же, постоянно снижаются. И в этом сложность кризисной ситуации с точки зрения развития систем жизнеобеспечения сельчан. Ситуация осложняется серьезной экологической напряженностью, вызванной промышленным развитием. Проблемы здесь традиционные для последнего времени. Загрязнение воды, воздуха, почв. Правда, в изучаемом регине загрязнение затрагивет не только поверхностные воды, но и глубинные пласты, т. е. питьевые, грунтовые. Уничтожение лесов, в прошлом и настоящем, привело к исчезновению мелких проточных речек, к обмелению Ика и его притоков.

Важно оценить и адаптационные возможности этнических групп проживающих в регионе. Исследование показывает достаточно высокую степень взаимопроникновения сельских и урбанизированных традиций в посведневную жизнь, быт, способы хозяйствования. Высокая степень развития коммуникаций в регионе (в сравнении, скажем, с северными, восточными, и южными районами республики Башкортостан) способствует складыванию и поддержанию общих стереотипов культуры, сознания, в том числе и экологического мышления. Выбранный в качестве объекта анализа город Октябрьский, представляет собой типичный современный город, в котором число поколений горожан равно максимум двум. Причем, второе только формируется и представлено, в основном, молодежью. Изначально город формировался из сельчан, представителей разных этнических групп региона.

Выявленные особенности экологического мышления житетелй города, позволяют нам сделать следующие выводы, представленные в обощенном виде.

У горожан наблюдается нарушение межпоколенной трансляции традиционной культуры, в данном случае, традиций хозяйствования и взаимодействия с природой. Это выражается в практическом незнании этих традиций (в разных, конкретных сферах) молодыми поколениями и неустойчивом знании в среде средних поколений.

С соблюдение традиций еще заметно в вопросах личной и семейной гигиены, а также простейших формах самолечения при помощи трав, минералов, других вспомогательных средств.

Опрос свидетельствует и о слабом инвайроментальном мышлении населения, которе выражается, прежде всего, в том, что в предложенных вопросах по экологической ситуации, большинство респондентов от всех охваченных этнических групп, тяготеют к усредненным оценкам, сводимым к формуле «затрудняюсь дать оценку». Аналогичная ситуация складывается и с выяснением степени осведомленности респондентов об инвайроментальной деятельности государственных органов и общественных групп. Здесь важно отметить слабую заинтересованность населения в получении нужной информации.

Вместе с тем выявлено, что экологическое мышление, все же, имеет этническую специфику. К примеру, преспективы техногенного развития больше беспокоят башкир и татар, проблемы перенаселения башкир и русских, общая оценка экологической ситуации как напряженной ниже всего в группе другие народы.

Результаты этносоциологического опроса, зафиксировавшие состояние экологического мышление горожан на конец 1999 года могут в дальнейшем быть использованы в качестве индикаторов сравнения. Для этого, спустя некоторое время нужно провести аналогичное обследование.

В этой связи, мы можем сформулировать задачи будущих исследований по этноэкологии Башкортостана и изучаемого региона. В работе не был представлен подробный анализ систем жизнеобеспечения горожан разных национальностей, что в дальнейшем будет необходимо сделать. Этносоциологические исследования, представляется важным продолжить и расширить их на все города региона и сельскую менстность, возможно, выбрав для сравнения следующую схему реперов — «исторический» город, вновь возникший город, песелок городского типа, крупное современное село, маленький (безперспективный) сельский населенный пункт. Это задача, конечно, самостоятельного исследования. Важно так же обратить внимание на такой аспект современного индустриального развития и связаннной с ним трансформации этноэкологических представлений и традиций, как здоровье населения.

Данная работа, является первой в области современных этноэкологических проблем, затрагивающей, в сравнительном плане, разные этнические общности, разные поселенческие системы. Опыт проведенной нами работы был необходим для перехода к более детальному изучению и анализу проблем этноэкологии. Полученное общее представление об истории и характере взаимодействия этносов и природы в регионе позволяет давать более адекватную оценку современным процессам в этой сфере человеческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Центральный государственный архив РБ.
  2. Фонд И-11. Канцелярия гражданского губернатора. Д. 1577.
  3. Фонд И-135. Белебевская земская управа. Д. 66.
  4. Фонд И-441. Белебевское уездное по крестьянским делам присутствие1870−1880). Д. 5.
  5. Фонд И 11. Окладное расписание земель сельских общин Белебевскгоуезда на 1896 г. Оп.1.
  6. Фонд Р 1987. Муллинский сельсовет (1933−1946). Д. 1.
  7. Фонд Р 1724. Исполком Туймазинского райсовета (1931−1946). Оп.2.
  8. Опубликованные источники: 1. Ведомости земских исправников о числе тептярей и бобылей Оренбургской, Пермской, Вятской губерний./ Публикация Б.С.Давлетбаева// Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986. С.83−158.
  9. История Татарии в материалах и документах. М., 1937 .
  10. Материалы по истории Башкирской АССР. ТТ. 1,3 -5. Т.1. М.-Л. 1936- Т.5. М., 1960.
  11. Материалы по истории России./ Составитель. Добросмыслов А. И. -Оренбург, 1900.
  12. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. Вып.1. Оренбург, 1877.
  13. Статистика землевладения 1905. Вып.36. Уфимская губерния. Спб, 1906.
  14. Списки населенных мест Уфимской губернии с общими об ней сведениями. Оренбург, 1892.
  15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. T.XV. Уфимская губерния. СПб., 1901−1904.1. Материалы:
  16. Археологическая карта Башкирии. М., 1976.
  17. Археологические памятники Башкортостана. //История культуры Башкортостана (комплект научных и учебных материалов). Вып.6. Уфа, 1996.
  18. С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.
  19. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. T.IV. Белебеевский уезд. Уфа, 1898.
  20. Белебеевский сельскохозяйственный листок. № 4. Белебей, 1914.
  21. Башкирская АССР за 15 лет. Экономико-статистический справочник. М., «Союзгосучет», 1934.
  22. Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник. 19 171 967. Уфа, 1967.
  23. Башкирия за 50-лет. Статистический сборник. Уфа, 1969.
  24. Башкирия в Союзе ССР. Статистический сборник. Уфа, 1982.
  25. Башкортостан и башкиры в зеркале статистики. Уфа, 1995.
  26. P.M. Динамика заселенности территории Южного Урала и охрана природы в середине 18 века. // Тематический сборник БГУ. Уфа, 1975. Вып.92. Серия географических наук. № 7. Вопросы физической географии. С. 197 207.
  27. P.M. История географического познания и картографичрования Южного Урала и Приуралья в связи с хозяйственным освоением территории с конца 17 века.: Автореферат канд. Дисс. М., Московский Университет им. М. В. Ломоносова. 1973. 26 с.
  28. И.Г. Социально экономическое развитие Башкирии во второй половие 16 первой половине 18 в. Свердловск, 1991.
  29. В.П. Антропогеоценозы сущность, типология, динамика. // Природа, № 7, 1975.
  30. Аль Идриси. Развлечение утомленного в странствии по областям.// Материалы по истории Туркмении. Т.1. М.-Л., 1939.
  31. С.Н. Общественно-культурные аспекты экологии человека.// Вопросы философии, № 3. М., 1975.
  32. Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996.
  33. А.З. История сел и деревень Башкортостана. В 8 кн. Уфа, 1990
  34. Бабенко В. Я. Украинцы Башкирской АССР. Уфа, 1992.
  35. Ю.Бежкович А. С. Этнические особенности земледелия у народов Башкирии (19 начало 20 в.) // АЭБ. Т.5. Уфа, 1973.11 .Бикбулатов Н. В. Пахотные орудия башкир в 19 начале 20 вв. // Хозяйство и культура башкир в 19 — начале 20 вв. М., 1979. С. 46−62.
  36. Бикбулатов Н. В. Системы земледелия башкир в 19 начале 20 в.// Хозяйство и культура башкир в 19 — начале 20 в. М., 1979.
  37. Н.В. Башкирский аул. Очерк общественной и культурной жизни. Уфа, 1969.
  38. Н.Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. М.,.1990.
  39. Р.Г. Города крепости Юго-Востока России. Уфа, 1997.
  40. И.А. Из истории крестьянского движения в Башкирии в пореформенный период.// Из истории крестьянства и аграрных отношений на Урале.//Свердловск, 1963.
  41. Военно-статистическое обозрение Оренбургской губернии// Военно-статистическое обозрение Российской империи. T.XIV., 4.2. СПб., 1848.
  42. Н.И., Хисамутдинов Г. М., Юсупов Г. В. Историко-этнографические исследования населения северо-западных районов Башкирии.// СЭ № 6, 1968.
  43. P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки. Уфа, 1996.
  44. Гарустович Г. Н. Население Волго-Уральской лесостепи в первой половине II тысячелетия нашей эры. // А.р. дисс.канд. исторических наук. Уфа, 1998.
  45. В.Е., Шокуров А. Г., Яхимович B.JI. Новые месторождения Тираспольской фауны на границе Башкирии и Татарии.// Итогибиостратегических, литологических и физических исследований плиоцена и плейстоцина Волго-Уральской области. Уфа, 1977.
  46. В.Ф. К вопросу об этническом составе населения Башкирии в 1 тысячелетии н. э. // АЭБ. Т.2. Уфа, 1964.
  47. Геродот. История. М., 1993.
  48. .Д., Калинин Н. Ф., Булгарское государство до моногольского завоевания. Казань, 1978.
  49. Давлетшин Р.А.Общественно-политическая жизнь деревни Башкортостана в 20-е годы// Страницы истории Башкортостана в 20 веке. Уфа, 1998.
  50. Р.А. История крестьянства Башкортостана . 1917−1940. // Автореферат дисс. доктора исторических наук. Уфа, 2000.
  51. З.М. Татарское население Башкортостана. (Этнодемографическое исследование). / Автореферат канд. дисс. Уфа, 1998.
  52. Древности Башкирии. М., «Наука». 1970. 194 с.
  53. С. Очерки истории Татарского дворянства. Уфа, 1999.
  54. П. Очерк быта и преданий восточных черемис// Известия Оренбургского отделения Русского Географического Общества. Вып.4. Оренбург, 1894.
  55. Животный мир Башкортостана. Уфа, 1995.32.3ападный регион Республики Башкортостан: состояние и проблемы социально-экономического развития. Уфа, 1999.
  56. Д.К. Русская соха. /Вятский статистический комитет. Вятка, 1907.
  57. А.Г. Марийцы Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 1993.
  58. Иванов В. А. Кто ты мой предок? Уфа, 1995.
  59. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов 19 века. Уфа, 1998.
  60. А. Идель-Урал. Лондон, 1988.
  61. Д.М. Историческая демография татарского народа. Казань 1994.
  62. Д.М. Динамика численности татар в России в 18 начале 19 в.//География и культура этнографических групп татар. М.1983.
  63. Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.
  64. К истории позднего плейстоцена и голоцена на Южном Урале и в Предуралье. Уфа, 1978.
  65. В.М. Население России в 19 веке. М., 1995.
  66. .Г. Народное зодчество Башкирии: Архитектурно-планировочное устройство башкирских аулов (научный отчет).- Уфа, 1958.
  67. Н.Ф., Халиков А. Х. Поселения эпохи бронзы в Приказнском Поволжье. МИА. № 42, 1955.
  68. А. Очерк совремнного экономического положения башкир Уфимской губернии// Живая старина. 1899. Вып.З.
  69. Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание прикамского края./ Составитель Д.Зеленин. Юрьев, 1904.
  70. A.M., Хусаинов С. К. На верховьях бассейна реки Ик. Уфа, 1996.
  71. А.Р. Экологические проблемы Башкортостана. Пути решения. Уфа, 1992.
  72. В.И. Этническая экология. Становление дисциплины и история проблемы. М, 1994. С. 13.
  73. Ф.С. О системе земледелия. Исторический очерк. М., 1960.
  74. Р.Г. К этнической истории башкир в конце 1 начале 2 тысячелетия н.э." //АЭБ Т. З. Уфа, 1968.
  75. Р.Г. Присхождение Башкирского народа. М., 1974.
  76. Р.Г. Развитие хозяйства Башкир в 10−19 вв. история перехода башкир от кочевого скотоводства к земледелию./ Археология и этнография Башкирии. Т-3. Уфа, 1968. С.261−320.
  77. Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1 .Родо-племенные организации башкир в XVII—XVIII вв. Уфа, 1957.
  78. Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
  79. Р.Г., Шитова С. Н. Башкиры (историко-этнографический очерк). Уфа, 1963.
  80. Р.Г., Шитова С. Н. Современное колхозное жилище северных башкир.//АЭБ. Т.1. Уфа, 1962.
  81. Р.Г., Юлдашбаев Б. Х. 400-лет вместе с Русским народом. Уфа, 1957.
  82. Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  83. Р.Г. Этнос, язык, экология в бассейне реки Агидели. Препринт. Уфа, 1991.
  84. Э.С., Пантин В. И. Решающий опыт. Генезис кризисов природы и общества в России. М., 1991.
  85. Э.С. Генетические коды цивилизаций. Материалы третьей научной конференции: Человек и природа проблемы социоестественной истории (сентябрь 1994, Феодосия, Республика Крым). М., 1995. С.3−11.
  86. Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность. 4.1. Уфа, 1998.
  87. И.В. Русское горнозаводское население Южного Урала. Авторефереат кнд.дисс. Уфа, 1997.
  88. М.Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.// СЭ № 4. М., 1955.
  89. И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьнкта И.Лепехина по разным провинциям Русского государства в 1768−79 гг. СПб., 1771−1805. 4.1−4.
  90. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния./ Сост. М.Лаптев.- СПб., 1947. 4.1.
  91. Г. Н. Памятники каменного века на территории Б АССР.// Башкирский археологический сборник. Уфа, 1959.
  92. Г. Н., Немкова В. К., Яхимович В. Л. Радиоуглеродная хронология и периодизация мезолита и более молодых культур Предуралья, Южного Уралаи Нижнего Прикамья./ Актуальные вопросы современной геохронологии. М. Наука, 1976.
  93. .М., Наумова Л. Г. Экология. Экстерн-пособие. Уфа, 1998. 168 с.
  94. М.Г. Башкирский народный транспорт. XIX- начало XX в. Уфа, 1992.
  95. М.Г. Лесные промыслы башкир. XIX- начало XX в. Уфа, 1994.
  96. М.В. Мордовское население Башкортостана. (Исследования и материалы). Уфа, 1995
  97. Ю.М. Татары Кряшены. М., 1980.
  98. Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.
  99. С.Н. О политике царизма по переводу башкир и мишарей из военного сословия в податное.// Из истории Башкирской АССР. Уфа, 1959.
  100. Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1993.
  101. Г. П. Формирование нефтяных месторождений Башкирии. М., 1960.
  102. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1.4.1.
  103. .Г. Русь, Россия, Российская Империя. Хроника правлений и событий. М.1977.
  104. Г. Поволжье в 17-начале 18 века. Очерк из истории колонизации края. Одесса 1882.
  105. А.Г. Фауна с памятников Икско-Бельского междуречья. // Древности Икско-бельского междуречья. Казань, 1978.
  106. И.Г. Сельское чувашское население башкирского Приуралья: современные этнокультурные процессы./ Автореферат канд. дисс. СПб., 1993
  107. Племенной состав населения Уфимской губернии и приблизительная численность его в 1878 году. Уфа, 1880.
  108. Пусковые механизмы долговременных процессов в природе и обществе // Тезисы докладов 8 научной конференции: Человек и природа проблемы социоестественной истории. М., 1999.
  109. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод и комментарии Крачковского И. Ю. M.-JL, 1939.
  110. Рабочая книга социолога. М., 1976.
  111. Н.Ф. Общая экология. М., 1994.
  112. У.Х. Население Башкирии в 18 первой половине 19 века. Уфа, 1988.
  113. М.И., Дудина О. И. Крестьянство уфимской губернии в 1917. Белебеевский уезд. //Башкирский край. Уфа, 1992. Вып. 2. С.54- Вып.З.
  114. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.5. СПб., 1904.
  115. С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М., 1955.
  116. Н. Журнал или дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства капитана Николая Рычкова. СПб., 1878.
  117. В.В. Традиционные метеорологические знания у народов средней полосы европейской части России (этнографический обзор по материалам XIX нач. XX в.)/ Автореферат дисс. Кандидата исторических наук. М., 1986.
  118. Г. А. К вопросу о переселении восточных марийцев в Прикамье и Приуралье.// История, археология и этнография мари. Йошкар-Ола, 1967.
  119. Г. А. Восточные марийцы. Йошкар-Ола, 1975.
  120. А.П. Железный век в Башкирии. МИА, № 58. М., 1958
  121. Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы, перспективы развития. Уфа, 1992.
  122. С.М. Из истории России с древнейших времен./ Чтения и рассказы по истории России. М. 1990. С. 25.
  123. Социалистическое строительство в Башкирии за 15 лет. Экономико-статистический справочник. Москва, 1934.
  124. Социально-экономическое положение Западного региона Республики Башкортостан. Уфа, 1999.
  125. Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России. Вып.6. СПб., 1884.
  126. Х.Я. Природные условия и ресурсы Башкирской АССР.Уфа, 1959. Ю5. Токарев С. А. Основы этнографии. М., 1968. С. 25.
  127. В.П. Ногаи в Башкирии в 15−17 вв.// Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. № 2. 1997.
  128. П.Н. К вопросу о возникновении и древней истории финно-угорских племен Поволжья// этногенез мордовского народа. Саранск 1965.
  129. Х.Ф. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период. М.1984.
  130. Х.Ф. Землевладение в Башкирии в пореформенный период./ Исследования по истории Башкирии. Уфа, 1973.
  131. Н.В. Башкирия// Очерки Историии СССР. Период феодализма. 17 в. М., 1955.
  132. Фаткуллин Р. А. Природные ресурсы республики Башкортостан и рациональное их использование. Уфа, 1996.
  133. А.Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья. // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.
  134. А.Х. Происхождение татар Среднего Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.
  135. И.М. Медико-социальные проблемы состояния здоровья семьи в условиях крупного города. / Автореферат дисс. доктора медицинских наук. Оренбург, 1995.
  136. Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу али Ахмеда бен Омар ибн -Даста, арабского писателя начала 10 века. // ЖМНП. 12. 1868.
  137. М.Ф. Башкирия. Экономико-географический очерк. Уфа, 1979.
  138. Хозяйство и культура башкир в XIX-начале XX вв. Ред. Кузеев Р. Г. Бикбулатов Н.В. Уфа, 1979.
  139. С.К. Незаменимый источник жизни. Уфа, 1999.
  140. Н.Н., Чебоксарова И. А. Расы, народы, культуры. М., 1988. f ОСУ ДАРСТВЕН! у1. ЗоЛ’ИОТЕВД
  141. Российская Академия Наук Уфимский Научный Центр Центр этнологических исследований
  142. ХУСАИНОВ Сагадат Курмангелеевич
  143. Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик: этноэкологическое исследование.0700.07 этнология, этнография, антропология
  144. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук1. Уфа-20 001. СОДЕРЖАНИЕ1. ВВЕДЕНИЕ Стр. 1−11
  145. ГЛАВА I. ЗАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА.
  146. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РЕГИОНА ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОСОВ. 1.2 ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА КОЧЕВНИКАМИ 10−16 вв. 12−16 17−25
  147. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА В 16−19 вв. ГЛАВА II. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА р. ИК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. 26−35
  148. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 2.2 ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. 36−46 47−53
  149. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. 54−59
  150. ГЛАВАVI. ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА.
  151. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕЛОВАНИЯ 88−89
  152. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. 4.3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ. d, А ШТОАЙРОМРИТА TTbT-TOF MbTTTTTTFHHF ГОРОЖАН 90−96 97−100 101−1041. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104−108
Заполнить форму текущей работой