Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической базой исследования является теория Н.А. Бернштей-на об управлении произвольными движениямиконцепция Ю.К. Гавердов-ского о формировании двигательного навыкасовременная теория управления в юношеском спорте (В.П. Филин, — Л. П. Матвеев, — В. Н. Платонов, — А. В. Плешкань,) — концепция системного подхода к процессу технической подготовки в гимнастике (Т.С. Лисицкая, — Л. А. Карпенко, — Е… Читать ещё >

Содержание

  • Ы
  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
    • 1. 1. Современные направления в обучении гимнасток двигательным взаимодействиям
      • 1. 1. 1. Обучение юных гимнасток на этапе начальной подготовки
    • 1. 1. ^.Моделирование подготовки в художественной гимнастике
      • 1. 1. 3. Основы программированного обучения
    • 1. 2. Характеристика групповых упражнений
    • 1. 3. Характеристика двигательных действий гимнасток в групповых упражнениях v 1.4. Техническая подготовка в групповых упражнениях
      • 1. 4. 1. Техника двигательных взаимодействий
      • 1. 4. 2. Структура техники перебросок предметов в групповых упражнениях
      • 1. 4. 3. Факторы, определяющие точность двигательных действий гимнасток в групповых упражнениях
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования

    ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 54 3.1. Сравнительный анализ показателей технической подготовленности гимнасток, специализирующихся в групповых и индивидуальных упражнениях

    3.2. Анализ ошибок, допускаемых гимнастками в двигательных взаимодействиях групповых упражнений 62 3.3. Изучение структуры композиций групповых упражнений сильнейших команд мира

    ГЛАВА IV. МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

    4.1. Обоснование методики начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях

    4.1.1. Содержание технической подготовки гимнасток 1 года обучения

    6−7 лет)

    4.1.2. Содержание технической подготовки гимнасток 2 года обучения

    8−9 лет)

    4.1.3. Содержание технической подготовки гимнасток 3 года обучения (10−11 лет)

    4.2. Особенности применения методики в различные периоды подготовки юных гимнасток

    ГЛАВА V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

    5.1. Влияние разработанной методики на показатели функций опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы юных гимнасток

    5.2. Исследование эффективности разработанной методики начальной технической подготовки в тренировочном процессе юных гимнасток

    5.3. Проверка эффективности использования экспериментальной методики по результатам участия юных гимнасток в соревнованиях

    Обсуждение результатов исследования

    ВЫВОДЫ

Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успешная подготовка высококвалифицированных спортсменов невозможна без научного исследования тенденций развития детского и юношеского спорта.

В последние годы в практике художественной гимнастики появились предпосылки к снижению начальной возрастной границы занимающихся, сокращению сроков обучения, усложнению техники выполнения гимнастических упражнений, а также ярко выраженной специализации гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

Наряду с аналогичными требованиями, предъявляемыми к композиции и технике исполнения индивидуальных упражнений, гимнастки, специализирующиеся в групповых упражнениях, должны на высоком уровне выполнять двигательные взаимодействия, составляющие основу групповых композиций. Сложность групповых упражнений возрастает еще и за счет вдвое большей их продолжительности по сравнению с индивидуальными. Однако, основным критерием отбора гимнасток в сборные команды, помимо их весоростовых данных, служит техническая подготовка, показанная в соревнованиях индивидуальной программы.

С другой стороны, юная гимнастка, попадая в сборную команду на спортивно-техническом уровне кандидата в мастера спорта, имеет достаточно сильный стереотип индивидуальной работы, что затрудняет подчинение особенностей каждой спортсменки общим требованиям группового упражнения.

Таким образом, возникает необходимость интеграции средств и методов подготовки гимнасток в групповых и индивидуальных упражнениях в единую систему, применение которой было бы целесообразным на этапе начального обучения юных спортсменок.

В современной теории и методике спортивной тренировки в художественной гимнастике имеется достаточно большой круг вопросов, касающихся проблем обучения технике гимнастических упражнений, на которые у различных исследователей имеются неоднозначные ответы.

Рядом авторов Л. А. Карпенко [67], Н. А. Овчинниковой, Е. В. Бирюк [135], Ю. А. Архиповой [9] доказана эффективность традиционной системы начального обучения гимнасток, в основе которой лежит формирование универсальных двигательных навыков в ходе индивидуальной работы без предмета и с предметами. При этом обучение групповым упражнениям в раннем возрасте не предусматривается.

Такого же мнения придерживаются и украинские специалисты Т. Н. Нестерова [125], Т. Н. Мирошниченко [115], которые рекомендуют проводить обучение и совершенствование двигательных взаимодействий в групповых упражнениях на этапе углубленной специализации гимнасток, а именно в 12−14 лет.

Однако, представители болгарской школы гимнастики N. Robeva, M. Ranquelova [208] обосновали применение парных и групповых упражнений на этапе начальной подготовки, как эффективного средства воздействия на двигательные качества юных гимнасток. Испанский тренер Aurora Fernandes del Valle [206] считает, что раннее обучение детей групповым взаимодействиям способствует освоению некоторых технических приемов в работе с предметами.

Таким образом, в доступной научно-методической литературе нами не обнаружено единого мнения специалистов по вопросу обучения юных гимнасток технике выполнения упражнений художественной гимнастики на ранних этапах подготовки, места и роли в этом процессе освоения занимающимися двигательных взаимодействий в групповых упражнениях.

Эта проблема послужила основанием для специального научного исследования и легла в основу нашей диссертационной работы.

Объектом исследования является специализированная техническая подготовка юных гимнасток.

Предмет исследования — средства, методы и формы обучения технике упражнений художественной гимнастики.

Целью исследования является разработка и научное обоснование методики специализированной технической подготовки юных гимнасток на этапе начального обучения, базирующейся на применении двигательных взаимодействий в групповых упражнениях.

Гипотеза. Методика специализированной технической подготовки юных гимнасток на этапе начального обучения станет педагогически целесообразной и продуктивной, если будет построена на базе изначального использования в тренировочном процессе элементов групповых двигательных взаимодействий наряду с упражнениями индивидуальной предметной и беспредметной подготовки.

Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые разработана научно обоснованная методика специализированной технической подготовки юных гимнасток, особенностью которой является обучение спортсменок двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях в единстве с освоением техники индивидуально выполняемых элементов;

— экспериментально доказана эффективность применения разработанной методики технической подготовки юных гимнасток на этапе начального обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в логическом обосновании положения о необходимости формирования навыков двигательных взаимодействий в групповых упражнениях на этапе начальной подготовки юных гимнастокразработке концепции и модели повышения уровня технической подготовленности юных гимнасток как в групповых, так и в индивидуальных композициях.

Практическая значимость диссертации выражается в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности юных гимнасток в результате применения на этапе начального обучения экспериментальной методики специализированной технической подготовки.

Методологической базой исследования является теория Н.А. Бернштей-на [15] об управлении произвольными движениямиконцепция Ю.К. Гавердов-ского [38] о формировании двигательного навыкасовременная теория управления в юношеском спорте (В.П. Филин, [168]- Л. П. Матвеев, [111]- В. Н. Платонов, [139]- А. В. Плешкань, [140]) — концепция системного подхода к процессу технической подготовки в гимнастике (Т.С. Лисицкая, [95]- Л. А. Карпенко, [63]- Е. В. Бирюк, [19]- Т. Н. Нестерова, [125]).

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень технической подготовленности гимнасток, специализирующихся в групповых и индивидуальных упражнениях, отличается целевой точностью выполнения бросковых движений и умением дифференцировать пространственно-временные компоненты двигательных взаимодействий.

2. Экспериментальная методика специальной технической подготовки юных гимнасток, основанная на изначальном обучении двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях, является более целесообразной и результативной по сравнению с традиционными методиками.

3. Использование упражнений экспериментальной методики оказывает благотворное влияние на расширение диапазона двигательных возможностей гимнасток, развитие моторики рук, способствует повышению уровня технической подготовленности гимнасток, специализирующихся, как в групповых, так и в индивидуальных программах.

выводы.

1. В результате исследования проблемы обучения юных спортсменок технике гимнастических упражнений на этапе начальной подготовки не выявлено достаточно обоснованных рекомендаций по применению двигательных взаимодействий в групповых упражнениях, как средства технической подготовки гимнасток.

2. Ведущими факторами, обуславливающими качество выполнения двигательных взаимодействий гимнасток в групповых упражнениях, являются:

— высокий уровень развития у гимнасток навыков управления собственными действиями в пространстве и времени;

— согласованность коллективных действий гимнасток, основанная на их восприятии темпо-ритмической структуры движений;

— многоборность юных гимнасток в индивидуальной программе: формирование техники владения всеми предметами художественной гимнастики.

3. Анализ структуры и содержания композиций групповых упражнений показал, что, несмотря на многообразие форм, широту диапазона сложности в мировой практике, существует общая тенденция увеличения числа двигательных взаимодействий, как у мастеров спорта, так и у юниорок.

4. Двигательные взаимодействия гимнасток являются структурной группой, определяющей сложность и качество исполнения композиций групповых упражнений в художественной гимнастике.

5. Разработанная в диссертации специализированная методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях оказалась более эффективной по сравнению с традиционно используемыми методиками, что подтверждено экспериментально (р < 0,05).

6. Изначальное обучение юных гимнасток двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях, наряду с одновременным формированием индивидуалыюй техники работы без предмета и с предметами, способствует повышению уровня технического мастерства гимнасток, как в групповых, так и в индивидуальных упражнениях.

Исходя из вышеизложенного, подготовка юных гимнасток на этапе начального обучения должна представлять собой специализированный процесс, в ходе которого, в особо организованных условиях, осуществляется сопряженное освоение элементов техники групповых и индивидуальных упражнений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Специализированная учебно-тренировочная работа с гимнастками по обучению двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях должна быть организована на ранних этапах многолетней подготовки.

2. Тренирующий эффект при обучении юных гимнасток двигательным взаимодействиям значительно повышается при использовании специализированной методики, позволяющей сочетать работу над индивидуальной программой с тренировкой групповых упражнений.

3. Использование различных зрительных ориентиров при выполнении элементов двигательных взаимодействий позволяет тренеру моделировать условия, необходимые для воспроизведения требуемого соотношения величины и направления движения предметов и гимнасток.

4. С целью совершенствования согласованности коллективных действий гимнасток рекомендуется выполнение двигательных заданий под музыку с различной темпо-ритмической структурой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Алькешек Мухаммед (Иордания). Оптимизация тренировочного процесса гимнасток в подготовительном периоде / Мухаммед Абу Алькешек // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 7. — С. 54−55.
  2. Э.П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: Методические рекомендации / Э. П. Аверкович, Л. А. Морозова, А. В. Плешкань. М.: ВНИИФК, 1989.
  3. В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин,
  4. A.В.Алабин, В. П. Бизин. М., 1994. — 244 с.
  5. С.А. Прогнозирование новых сложных элементов и соединений в гимнастике: Методические рекомендации / С. А. Алекперов, B.C. Чебу-раев. М.: ВНИИФК, 1989.
  6. С.А. Базовая основа бросковых движений в художественной гимнастике / А. С. Алекперов, Н. О. Образцова // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации.- Сб. научн. статей.- Алма-Ата, 1990. С. 74−77.
  7. Г. В. Контроль двигательной деятельности спортсменов различных видов спорта с помощью моторных тестов / Г. В. Александрова,
  8. B.Ю.Волков, В. Н. Медведев // Оценка двигательных и функциональных возможностей спортсменов. Л.: ЛНИИФК, 1984. — С. 3−7.
  9. Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике: Метод, рекомендации / Л. Я. Аркаев, Н. И. Кузьмина. М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. — 28 с.
  10. Ю.А. Исследование специальных способностей гимнасток к манипулятивной деятельности с предметами / Ю. А. Архипова, Л. А. Карпенко // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М.: РГАФК, 1998, — 3 т.
  11. Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С.-Петербург. — 1998. — 24 с.
  12. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
  13. Ю.С. Индивидуально-типологические различия во влиянии факторов тренировки на обучаемость гимнасток равновесиям / Ю. С. Багимов // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск, 1979.-С. 72−81.
  14. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.
  15. .А. Художественная гимнастика: Поурочная программа обучения упражнениям без предмета и с предметами / Ж.А.Белокопы-това. Киев, 1982. — 52 с.
  16. .А. Основные положения отбора кандидатов в сборные команды страны по художественной гимнастике: Методические рекомендации / Ж. А. Белокопытова. М.: ВНИИФК, 1989. — 26 с.
  17. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  18. Н.А. Физиология движений и активность: Сборник изд. подгот. И. М. Фейгенберг, под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990. — 494 с.
  19. Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  20. Е.В. Функциональная асимметрия регуляции вертикальной позы при выполнении упражнений с обручем / Е. В. Бирюк, В. Н. Болобан // Теория и практика физической культуры. 1977.- № 11. — С. 33−36.
  21. Е.В. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастики /Е.В.Бирюк, Н. А. Овчинникова, Л. Г. Власова // Гимнастика. 1983. — № 1. — С. 60−63.
  22. Е.В. Применение асимметрично утяжеленных предметов в художественной гимнастике / Е. В. Бирюк, Л. Г. Власова // Гимнастика. 1985. — № 1.- С. 56−57.
  23. Е.В. Педагогическая технология обучения упражнениям с предметами гимнасток высокой квалификации: Методические рекомендации / Е. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова. Тбилиси, 1988. — 18 с.
  24. Г. А. Художественная гимнастика в школе / Г. А. Боброва. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 208 с.
  25. М.М. Обучение двигательным действиям /М.М.Боген.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 200 с.
  26. М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия /М.М.Боген //Теория и практика физической культуры.- 1996.-№ 7.-С. 6−9.
  27. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  28. В.Е. Моделирование как метод исследования физической деятельности /В.Е.Борилкевич, А. Б. Янковский // Вопросы физического воспитания студентов. Л. — 1976. — С. 3−15.
  29. М.С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 127 с.
  30. И.М. Развитие физических способностей детей. 1−4 классы: Учебное пособие / И. М. Бутин. М.: Владос-Пресс, 2002. — 80 с.
  31. .В. Технические результаты выступления сборной России по художественной гимнастике на Олимпийских играх 1996 г. / Б. В .Валиев // Советский спорт. 1996. — 6 августа. — 7 с.
  32. Ю.В. Моделирование тренировки / Ю. В. Верхошанский // Легкая атлетика. 1980. — № 9. — С. 10−11.
  33. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  34. И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С.Петербрг.-2003.-21 с.
  35. С.В. Упражнения с предметами: Учебно-методическое пособие / С. В. Вишнякова. Волгоград: ВГАФК, 2001. — 46 с.
  36. Волков В.М.К проблеме предпосылок развития двигательных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. -С. 41.
  37. В.М. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: Учебное пособие / В. М. Волков, Р. Н. Дорохов, В. К. Быков. Смоленск: СГИФК, 1998. — 99 с.
  38. М.П. Использование предметов для совершенствования навыков балансирования / М. П. Волченко, В. Я. Меныциков // Вопросы обучения акробатическим упражнениям. Волгоград, 1979. — С. 63−66.
  39. Ю.К. Не только по программе (о специальной технической подготовке в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика. 1978. — № 2. -С. 18−28.
  40. Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1986. — 33 с.
  41. Гимнастика: Учебник для вузов под ред. Журавина М. Л., Меньшикова Н. К. М.: Академия, 2001. — 448 с.
  42. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для вузов под ред. Меньшикова Н. К. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 463 с.
  43. Г. И. Основные понятия и критерии теории точности и надежности спортивных движений / Г. И. Гинзбург, А. В. Ивойлов // Помехоустойчивость движений спортсмена. Волгоград: ВГАФК, 1981. — С. 11−16.
  44. А.Д. Время стрессов: обоснование и практические рекомендации психопрофилактической работы в спортивных командах / А. Д. Гиссен. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  45. М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 191 с.
  46. С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 30 с.
  47. С.В. Точность двигательных действий: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / С. В. Голомазов, В.М.Зациор-ский. М.: ГЦОЛИФК, 1979. — 43 с.
  48. В.П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей / В. П. Губа. Смоленск: СГИФК, 1989. — 40 с.
  49. В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физ. культуры / В. П. Губа, М. П. Шестаков, Н. Б. Бубнов, М. П. Борисенков. М.: Спорт Академ Пресс, 2002. — 211 с.
  50. А.Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 22 с.
  51. А.Г. Практические занятия по врачебном контролю: Пособие для институтов физической культуры / А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 128 с.
  52. С.С. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в них / С. С. Добровольский, В. Г. Тютюков // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12.-С. 16−18.
  53. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д. Д. Донской. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 288 с.
  54. Д.Д. Рационализация спортивной техники на основе моделирования систем движения / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 11.-С. 9−11.
  55. Д.Д. Теория строения действий / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 9−12.
  56. М.В. Исследование моторного контроля в художественной гимнастике / М. В. Ермолаева, Б. В. Ермолаев, М. М. Чиркова // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 2. — С. 7−10.
  57. Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие / Ю. А. Ермолаев. М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 443 с.
  58. Е.Н. Энциклопедия физической подготовки / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов // Методические основы развития физических качеств. М.: Лептос, 1994. — 368 с.
  59. В.А. Классический танец: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры / В. А. Звездочкин,-Ростов н/д: Феникс, 2003. 416 с.
  60. Е.А. Особенности взаимосвязи «пульсовых режимов» и качества выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике / Е. А. Земсков, И. В. Каледина // Теория и практика физической культуры. 1999.-№ 9. — С. 14−17.
  61. М.А. Игровой метод как фактор, повышающий эффективность специализированной подготовки юных гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 15 с.
  62. Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования / Ю. А. Ипполитов // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 11.-с. 55.
  63. Ф.Г. Об асимметрии мышечных групп верхних конечностей / Ф. Г. Казарян // Теория и практика физической культур. 1967. — № 6. — С. 50−52.
  64. JI.А. Систематизация средств, тенденций и перспектив развития художественной гимнастики / Л. А. Карпенко // Гимнастика. 1985. — № 1. -.С. 47−51.
  65. Л.А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики: Метод, рекомендации / Л. А. Карпенко. Л.: Изд-во ГДОИФК, 1986. — 24 с.
  66. Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: Метод, рекомендации / Л. А. Карпенко. Л.: ГДОИФК, 1989. — 24 с.
  67. Л.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие / Л. А. Карпенко. СПб: СПб ГАФК, 1998. — 26 с.
  68. Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие / Л. А. Карпенко.-СПб.: Изд-во СПб ГАФК, 1998. 36 с.
  69. Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие / Л. А. Карпенко. СПб.: Изд-во СПб ГАФК, 2000. -40 с.
  70. Л.А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: Учебно-метоДическое пособие / Л. А. Карпенко. СПб.: СПб ГАФК, 2002. — 40 с.
  71. С.Г. Основы формирования двигательного навыка при выполнении сложных гимнастических упражнений у детей групп начальной подготовки: Атореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1998. — 23 с.
  72. Л.А. К вопросу о методике повышения помехоустойчивости в тренировочном процессе спортсменок по художественной гимнастике / Л. А. Каштанова, М. В. Бабич, Ф. М. Лисиев // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта. Алма-Ата, 1981. — С. 87−89.
  73. В.Я. Современные тенденции развития упражнений художественной гимнастики / В. Я. Клименко // Гимнастика. 1982. — № 2. — С. 63−67.
  74. Р.Ш. Сенсомоторные реакции юных гимнасток в фазе ловли предмета / Р. Ш. Кокошвили // Гимнастика. 1984. — № 1. — С. 37−41.
  75. JI.A. Критерии точности бросков в художественной гимнастике / Л. А. Коновалова // Методические и научные основы научно-технического творчества молодежи (НТТМ) физкультурного вуза: Тезисы доклада. Л., 1989. — С. 43−44.
  76. Л.А. Средства и методы тренировки точности двигательных действий в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -С.Петербург, 1993.
  77. С.Е. Расположение участников в заданный рисунок как один из основных элементов композиции спортивно-художественных представлений / С. Е. Константинова // Тезисы I научно-методической конференции,-М.: РГАФК, 1996. С. 6−7.
  78. В.Б. Двигательная задача, двигательный навык / В. Б. Коренберг //Гимнастика. 1986. — № 1. — С.41.
  79. В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 25.
  80. Ю.А. Функциональные свойства нервно-мышечного аппарата у спортсменов разных специализаций / Ю. А. Коряк // Физиология человека, т. 19, 1993.-№ 5.-С. 95−103.
  81. А.И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов: Лекция / Л. А. Кравчук. Омск, 1983. — 22 с.
  82. В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара: Изд-во Сам ГНИ, 1994. — 165 с.
  83. С.А. Система оценивания специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: Методические рекомендации / С. А. Кувшинникова. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 31 с.
  84. М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 7. — с. 55.
  85. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторов, аспирантов и магистрантов. М., 2001. — 320 с.
  86. B.C. Методика обучения основным видам движений на уроках ФК в школе: Учебное пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
  87. И.В. Построение тренировочного процесса гимнастов на этапе начальной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. И., 1991.-23 с.
  88. А.В. О возникновении и координации ритмических движений / А. В. Курганский // Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 11.-С. 44−49.
  89. В.Н. Основы познания физического упражнения: Учебное пособие / В. Н. Курысь. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 130 с.
  90. С.Н. Физиологические особенности мышечной деятельности детей и подростков: Учебное пособие / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин, Н. В. Седых. -Волгоград: ВГАФК, 2000. 44 с.
  91. Т.П. О количественной оценке трудности элементов в художественной гимнастике / Т. П. Лазаренко // Гимнастика. 1980. — № 1. -С. 62−68.
  92. Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биолог, спец. вузов /Г.Ф.Лакин. 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1980. — 293 с.
  93. Е.Ю. Начальное обучение гимнастов на основе базовых упражнений: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.Ю.Лалаева- ВГАФК. Волгоград, 2002. — 175 с.
  94. С.Г. Гимнастика: Учебное пособие / С. Г. Лемешева, Л. В. Леонова. Хабаровск: ДВГАФК. — ч. 1, 2004. — 108 с.
  95. Т.С. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике / Т. С. Лисицкая, Т. В. Бекина // Гимнастика. 1980. — № 2. — С. 68−70.
  96. Т.С. Общая характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике / Т. С. Лисицкая, Т. В. Староверская // Гимнастика. 1984. -№ 1.-С. 48−51.
  97. Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176 с.
  98. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
  99. Лях В.И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 7. — С. 28−31.
  100. Лях В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. 159 с.
  101. Лях В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 31−36.
  102. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей / В. И. Лях. М.: ООО «Фирма», 1998. — 272 с.
  103. Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  104. Т.Н. Оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата в системе восстановления работоспособности спортсмена / Т. Н. Макарова, Ю. А. Студницкий // Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 12.-С. 39−40.
  105. Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1989.- 21 с.
  106. В.И. Оптимизация обучения в спортивной гимнастике на основе применения базовых движений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 20 с.
  107. В.И. Базовые упражнения основа технической подготовки гимнастов / В. И. Мамзин // Вопросы обучения гимнастическим упражнениям.-Волгоград, 1982. — С. 20−27.
  108. Н.А. Математико-статистические методы в спорте /Н.А.Масальгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
  109. Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для студентов ИФК / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 280 с.
  110. Л.П. Теория и методика физической культуры. Ч. 1. Введение в общую теорию ФК: Учебник для вузов / Л. П. Матеев. М.: РГАФК, 2002. -176 с.
  111. С.А. Планирование и учет тренировочных нагрузок в групповых упражнениях на предсоревновательном этапе / С. А. Меканцишвили // Гимнастика. М. — 1984. — № 1. — С. 46−48.
  112. Т.Н. Анализ основных структурных компонентов композиций групповых упражнений художественной гимнастики / Т. Н. Мирошниченко // Теория и методика физического воспитания и спорта.-Киев. 2001. — № 2−3. — С. 22−24.
  113. Н.А. Проблемы координационных способностей юных гимнастов /Н.А.Минаева//Гимнастика.- 1973.- № 1.- С. 22−24.
  114. В.Н. Особенности учета работы квалифицированных гимнасток в подготовительном периоде / В. Н. Морозов // Гимнастика. 1985. — № 2. — С. 4−6.
  115. В.И. Загадка с шестью гранями / В. И. Мусатова // Советский спорт. 1982. — 11 декабря. — 5 с.
  116. М.Я. Основные положения системы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова // Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 22−41.
  117. Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры.-2001.- № 6. -С. 53−56.
  118. Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., РАО РГАФК, 2000. — № 1. — С. 45−50.
  119. П.П. Взаимосвязь координационных способностей, физического развития и физических способностей детей / П. П. Назарук. Минск: Полымя, 1987. — 48 с.
  120. В.Д. От простого к сложному / В. Д. Найпак // Гимнастика. -1986.-№ 1.-С. 62−67.
  121. О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств / О. Б. Немцев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. — с. 22.
  122. Т.В. Средства технической подготовки юных гимнасток высокой квалификации в групповых упражнениях художественной гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1992. — 172 с.
  123. Нестерова Т. В .Техническая подготовка в групповых упражнениях художественной гимнастики: Методические рекомендации / Т. В. Нестерова. -Киев: УГУФВС, 1995. 54 с.
  124. Т.В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т. В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. 2000. — № 2. — С. 31−38
  125. М.С. Методика оценки меткости при выполнении бросков мяча в художественной гимнастике / М. С. Николаева, Н. В. Эсмурзиева,
  126. B.Н.Селуянов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993.1. C. 237−239.
  127. А.А. О разработке модельных характеристик спортсменов / А. А. Новиков, В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 6. — С. 58−60.
  128. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 4-е изд. / А. М. Новиков. — М.: «Эгвес», 2003. — 104 с.
  129. Н.Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 27 с.
  130. Общая физиология мышечной деятельности: учебное пособие / Авт.-сост. С. А. Бакулин, В. И. Сафонова, И. Н. Солопов, В. М. Ченегин, Н. Н. Сентябрев.-Волгоград: ВГИФК, 1985. 123 с.
  131. Н.А. Упражнения без предмета как специальный раздел подготовки в художественной гимнастике: Методические разработки / Н. А. Овчинникова, В. Ю. Бирюк. Киев, 1998. — 24 с.
  132. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физ. культуры / Под ред. В. С. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  133. Д.В. Моделирование в спорте: Методические рекомендации / Д. В. Петриченко. Минск, 1989. — 63 с.
  134. П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов вузов / П. К. Петров. М.: ВЛАДОС, 2003. — 448 с.
  135. А.В. Современнее основы теории и методики детско-юношеского спорта: Учебное пособие / А. В. Плешкань. Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 1998.- 150 с.
  136. А.В. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях: Учебное пособие / А. В. Плешкань, М. А. Говорова. М., 1999. — 71 с.
  137. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  138. И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1972. — 42 с.
  139. Т.В. Техника исполнения элементов высокой степени сложности в синхронном плавании и пути ее совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1990. — 23 с.
  140. Е.Н. Реализация принципа индивидуального подхода в начальной подготовке юных гимнастов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982.-28 с.
  141. М.Н. Спортивная метрология: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов / М. Н. Сандирова. Волгоград: ВГАФК, 2004. — 91 с.
  142. В.Н. Моделирование в теории спорта (физическая подготовка спортсменов): Учебное пособие / В. Н. Селуянов. М.: ГЦОЛИФК, 1991. -58 с.
  143. Н.Н. Определение функционального состояния ЦНС спортсменов: Учеб.-метод. пособие / Н. Н. Сентябрев, А. А. Шамардин,
  144. A.Г.Камчатников, Д. С. Зуйков. Волгоград: ВГАФК, 2000. — 15 с.
  145. Система подготовки спортивного резерва /Под ред. В.Т.Никитуш-кина.- М.: Изд-во МГФС Объединение, 1994, — 319 с.
  146. А. Д. Комплексный статистический анализ учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике / А. Д. Скачков, Е. Б. Соловьев // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 2. — С. 4446.
  147. В.М. Спортивная гимнастика: Учебник /
  148. Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Спб., 1993. — 22 с.
  149. В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодяников // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12.-С. 41−44.
  150. В.А. Технология в подготовке специалистов и обучение двигательным действиям: Монография / В. А. Солодяников. Спб., Петрополис, 2001.-87 с.
  151. В.Ю. От симметрии к мастерству / В. Ю. Сосина // Гимнастика. М., 1982. — № 2. — С. 54−56.
  152. В.Ю. Симметричное обучение базовым упражнениям с предметами /В.Ю.Сосина //Гимнастика.- М., 1983.- № 2.
  153. В.Ю. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике с учетом билатерального регулирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.
  154. Т.В. О композиции групповых упражнений / Т. В. Староверская // Гимнастика. 1985. — № 2. — С. 52−55.
  155. И.А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: Учебное пособие / И. А. Степанова. СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 26 с.
  156. Е.Н. Антиципация в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1982. 144 с.
  157. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов. М., 1997. — 416 с.
  158. Р.Н. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов: Метод, пособие / Р. Н. Терехина, Ю. Е. Титов, Л. И. Турищева. -Спб., ГДОИФК, 1991. 32 с.
  159. О.Л. Построение тренировочного процесса юных гимнастов в подготовительном периоде на основе рационального чередования различных типов занятий в микроциклах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1983. -31 с.
  160. B.C. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 30 с.
  161. B.C. Двигательные способности / В. С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 12. — С. 27−30.
  162. В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
  163. В.Д. Основы спортивной подготовки: Учебное пособие / В .Д.Фискалов, ВЛЧеркашин. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 141 с.
  164. Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. М.: Просвещение, 1995. — 116 с.
  165. Н.А. Особенности методики подготовки команды по художественной гимнастике в групповых упражнениях / Н. А. Фомина, Т. Н. Болотина, О. Ю. Коновалова // Актуальные вопросы подготовки олимпийского резерва. Волгоград, 2003. — с. 35−37.
  166. Л.Б. Развитие системы движений занимающихся художественной гимнастикой на основе знаний о феномене двигательной асимметрии-симметрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987. — 24 с.
  167. И.М. Развитие основных двигательных качеств девочек младшего и среднего возраста средствами художественной гимнастики: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 23 с.
  168. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М., Академия, 2000. — 480 с.
  169. Художественная гимнастика: Учебная программа для ДЮСШ, СДЮ-ШОР, ШВСМ / Ж. А. Белокопытова, Л. А. Карпенко, Г. Г. Романова.- Киев: РМНК Министерства по делам молодежи и спорта УССР, 1991. 88 с.
  170. Художественная гимнастика: Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры под ред. Карпенко Л. А. М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. — 482 с.
  171. Художественная гимнастика: Правила судейства. ФИЖ, 2001. — 130с.
  172. И.Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике: Методическая разработка / И. Я. Цыганкова. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 35 с.
  173. B.C. Методы комплексного контроля и модельные характеристики подготовки гимнасток 7−10 лет: Методические рекомендации / В. С. Чебураев, Н. А. Минаева, Ю. К. Чернышенко. М., 1984.- 54 с.
  174. В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций: учебное пособие к сам. работе студентов институтов физической культуры / В. М. Ченегин. Волгоград: 1991. — 68 с.
  175. В.М. Возрастная физиология физических упражнений и спорта: Учебное пособие / В. М. Ченегин. Волгоград: ВГАФК, 1995 .- 24 с.
  176. Л.Я. Особенности предсоревновательной подготовки и моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессегимнасток высокой квалификации: Методические рекомендации / Л. Я. Черешнева. М., 1990. — 30 с.
  177. Г. А. Повышение технического мастерства в упражнении с обручем в художественной гимнастике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. А. Чикалова. М., 1988. — 213 с.
  178. Г. А. Техника и методика обучения базовым бросковым упражнениям с обручем в художественной гимнастике: Учебно-методическое пособие / Г. А. Чикалова, В. И. Мамзин. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 25 с.
  179. Г. А. Спортивная хореография: Учебно-методическое пособие / Г. А. Чикалова. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 35 с.
  180. Ю.В. Модель и программа / Ю. В. Чистяков // Легкая атлетика. 1975.-№ 6. — С. 20−21.
  181. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 159 с.
  182. Л.М. Анализ ряда крупных соревнований с позиции проявления двигательной асимметрии рук у представительниц художественной гимнастики /Л.М.Шачнева //Физическое воспитание студентов пединститутов. -М.- 1976. № 2. — С. 143−145.
  183. Л.М. Развитие симметрии движений у девочек, обучающихся художественной гимнастике / Л. М. Шачнева // Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С. 209−210.
  184. Л.М. Исследование эффективности ограничения влияния двигательной функциональной асимметрии в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 28 с.
  185. В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 151 с.
  186. Н.А. Обучение юных гимнасток двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях на этапе начальной подготовки: Учебно-методическое пособие / Н. А. Шевчук. Волгоград: ВГАФК, 2003. — 32 с.
  187. . Большой путь / Ж.Шишманова. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 88 с.
  188. A.M. Развитие двигательных способностей юных гимнастов / А. М. Шлемин, М. С. Бриль // Гимнастика. 1978. — № 2. — С. 12−16.
  189. .Н. Некоторые вопросы моделирования состояния сильнейших спортсменов / Б. Н. Шустин, В. А. Булкин, Х. К. Ансоков // Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям. Л., 1975. — С. 22−40.
  190. .Н. Проблема разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов / Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 11.
  191. Н.В. Особенности двигательных действий «бросок-ловля» в художественной гимнастике / Н. В. Эсмурзиева, М. С. Николаева, В. Н. Селуянов // Проблема теории технической подготовки спортсменов. М., ГЦОЛИФК, 1993. — С. 22−24.
  192. Fernandes del Valle Aurora. Gimnasia ritmica // Publicacion patrocinada por / El Corte Jnqles: Comite Olimpico Espanol, 1991. 244 p.
  193. Cadiqo de puntuacion Gimnasia artistica femenina: Federacion Interna-cional de Gimnasia, FIG / Comite Tecnico, 1990.
  194. Robeva Neska. Las muchachas bulqaras de oro / N. Robeva, M.Ranquelova. Sofia Press, 1985.
  195. Riera Riera J/ Fundamentos del aprendizoje de la tecnica у la tactica de-portivas.- Madrid: INDE, 1989.
  196. Erbach B. Gymnastik durch Jahr / B. Erbach, U.Polster. Berlin: Sportver-laq, 1980.
  197. Hildeqard Wendt. Kimstlerische Gymnastik mit Handqeraten / W. Hildeqard, H.Ruth.- Berlin: Sportverlaq, 1969. 248 p.
  198. Benedix G. Die Bezeichnunqen der Grundformen der Gumnastik / G. Benedix, H. Muqqe // Methodische Reihe. Berlin: Sportverlaq, 1982. — № 2. — 19 p.
  199. Rnappe W. Beitraqe zur Methodik des Sportunterrichts: Lehrmaterial zur
  200. Sportwissenschaft / W. Knappe. Berlin: Sportverlaq, 1980. ft
  201. Kos B. Kondition durch Gumnastik 1500 Ubunqen / B. Kos, Z. Tetly.
  202. Berlin: Sportverlaq, 1989.
  203. Dachsel G. Gymnastik in der Schule / G. Danchsel, M. Grote, J.Potzsch.-Berlin: Volk und Wissen Volkseiqener Verlaq, 1990.
  204. Zinke E. Schulersport. Geratturnen for Madchen / E. Zinke, K.Arnol. -Berlin: Sportverlaq, 1985.
Заполнить форму текущей работой