Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Двигательно-ориентированный подход к организации процесса физического воспитания студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная технология определения индивидуальной двигательной предрасположенности студентов к занятиям физкультурной деятельностью определенной направленности с использованием тестирования «Проверь себя» и автоматизированно-компьютерного комплекса «Прыжок», позволяет объективно оценить силовые, скоростно-силовые качества, выносливость, координационные способности и скоростно-силовую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Состояние здоровья и двигательной подготовленности студенческой молодежи в России
    • 1. 2. Особенности физического воспитания студентов в высших учебных заведениях
    • 1. 3. Отбор и двигательная ориентация молодежи в процессе физкультурно-спортивной деятельности
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ДВГУПС
    • 3. 1. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи
    • 3. 2. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом
    • 3. 3. Динамика физической подготовленности студентов, занимающихся различными видами упражнений, в процессе физического воспитания
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Технология определения индивидуальной двигательной предрасположенности и интересов студентов к занятиям физкультурной деятельности определенной направленности
    • 4. 2. Динамика физической подготовленности и состояния здоровья студентов при двигательно-ориентированном подходе к организации процесса физического воспитания в вузе
  • ВЫВОДЫ

Двигательно-ориентированный подход к организации процесса физического воспитания студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. По мнению многих авторов, уровень состояния здоровья студенческой молодежи в последнее время имеет тенденцию к постоянному ухудшению (Б.Г. Акчурин, 1996; О. Г. Чароян, 1996; H.A. Агаджанян, 1997; Ф. С. Миронов, 1997; Т. Г. Коваленко, 1999; Г. И. Любимова, 1999; В. И. Грузенкин, 2000; В. А. Уваров с соавт., 2000 и др.). Напряженность учебной деятельности, а также ухудшение экологической обстановки и неправильный образ жизни, сопровождающийся низким уровнем санитарно-гигиенической культуры, приводит к недостаточной двигательной активности студентов (П.В. Зайцев с соавт., 1991; Д. Н. Давиденко, 1996; С. В. Остроушко, 1999; Н. К. Приходько, 2000 и др.). Предусмотренные вузовской программой занятия по физической культуре удовлетворяют лишь 25−30% общей суточной двигательной потребности студенческой молодежи (М.Я. Виленский, 1999). Отсутствие у большинства студентов необходимой мотивации к занятиям физическими упражнениями еще больше усугубляет создавшееся положение.

Возникает актуальная проблема: активизация двигательной деятельности и формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Личностно-ориентированная направленность современной системы физического воспитания в высших учебных заведениях все чаще предусматривает спортивно-ориентированный подход к обучению студентов по предмету «Физическая культура» (Л.Б. Андрющенко, 2002; И. В. Орлан, 2002; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 2003). Вместе с тем, при таком подходе недостаточно учитываются двигательные способности самих студентов, что приводит к постепенному снижению интереса к занятиям избранным видом двигательной деятельности.

В большинстве вузов организация процесса физического воспитания и распределение студентов в учебно-тренировочные группы проходит без учета интересов и потребностей в двигательной деятельности самих студентов, что приводит к снижению мотивации и часто сопровождается ухудшением динамики двигательной подготовленности (И.В. Орлан, 2002; А. П. Катков, B.C. Михайлов, 2002). Увеличивается количество учебных занятий, пропущенных по болезням и без уважительных причин. Это значительно снижает показатели общей успеваемости студентов и качество физической подготовки.

Таким образом, в процессе анализа данной проблемы возникает противоречие между теорией, связанной со спортизированным обучением, направленным на активизацию физической культуры студента и практической, методической обеспеченностью, требующей разработки новых форм, методов и средств реализации.

Двигательная ориентация студентов в выборе физкультурной деятельности подобно спортивному отбору зависит от соответствующей индивидуальной предрасположенности к занятиям физическими упражнениями определенной направленности. Улучшение мотивации к занятиям физической культурой во многом зависит от положительной динамики в совершенствовании индивидуальных двигательных возможностей студента (A.A. Вербицкий, 1991; М. Я. Виленский, А. П. Внуков, 1993 и др.).

Отмеченное. выше является актуальным. Возникает проблема исследования, которая заключается в обосновании и апробировании на практике двигательно-ориентированного подхода к организации процесса физического воспитания студентов вузов на основе учета их интересов и развития индивидуальных двигательных способностей.

Недостаточный уровень теоретической и практической разработанности данной проблемы и обусловил выбор темы данного исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов вузов.

Предмет исследования: показатели физического состояния и мотивация к занятиям физической культурой и спортом при двигательно-ориентированном подходе к организации процесса физического воспитания студентов.

Цель исследования: научно обосновать и апробировать на практике двигательно-ориентированный подход к организации процесса физического воспитания студентов на основе учета их интересов и развития индивидуальных двигательных способностей.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование в организации процесса физического воспитания студентов вузов двигательно-ориентированного подхода, основанного на учете интересов и индивидуальной двигательной предрасположенности к занятиям физкультурной деятельностью определенной направленности, а также дальнейшее развитие доминирующих двигательных качеств, окажет положительное влияние на улучшение физического состояния студенческой молодежи и обеспечит повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Методологической основой исследования явились основные положения современной концепции физической культуры и физкультурного образования (И.М. Быховская, 1993; М. В. Выдрин, 1997; В. И. Столяров, 1998) — психолого-педагогические концепции и теории формирования личности (А.Н. Леонтьев, 1982; К. К. Платонов, 1986) — основные положения теории формирования физической культуры студентов (Г.М. Грузных, 1991; В. К. Бальсевич, 1995; Л. И. Лубышева, 1996 и др.).

Научная новизна исследования: создан и внедрен в процесс физического воспитания автоматизированно-компьютерный комплекс оценки силовой выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей «Прыжок" — разработаны и реализованы технологические подходы к организации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении на основе выявления интересов и индивидуальной двигательной предрасположенности студентов к занятиям физкультурной деятельностью определенной направленности с дальнейшим развитием доминирующих двигательных качеств.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении и совершенствовании путей повышения эффективности процесса физического воспитания в высших учебных заведениях. Результаты проведенных исследований позволяют расширить знания в области организации и методики проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях.

Практическая значимость: предлагаемая организация процесса физического воспитания способствует улучшению физического состояния студенческой молодежи, укреплению их здоровья, вовлечению в занятия спортивной деятельностью формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Полученные результаты могут быть использованы при планировании и построении учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Материалы исследования внедрены в практику работы со студентами Дальневосточного государственного университета путей сообщения г. Хабаровска в форме методических рекомендаций и указаний.

Апробация: основные положения результатов исследования представлены в 8 публикациях, доложены и обсуждены на международной, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях (20 012 004 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Низкая эффективность процесса физического воспитания в вузах является одной из причин недостаточной мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой, снижения состояния их здоровья и двигательной подготовленности.

2. Внедрение компьютерных технологий оценки и контроля уровня физической подготовленности позволяет выявить двигательную предрасположенность студентов к занятиям физическими упражнениями определенной направленности.

3. Организация физического воспитания в вузе, построенная на выявлении интереса и двигательной предрасположенности к выполнению физических упражнений определенной направленности, позволяет повысить эффективность учебно-тренировочных занятий и формирует у студентов устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 138 страницах и содержит 28 таблиц, 5 рисунков.

Список литературы

включает 212 источников, из них 2 — на иностранном языке.

выводы.

1. Выявлено, что состояние здоровья студентов ДВГУПС находится на низком уровне и имеет тенденцию к ухудшению. На 4,9% увеличился уровень заболеваемости в университете за период 1995 — 2002 г. г. Среднее количество студентов, обратившихся к врачу с различными заболеваниями в период обучения в университете, составляет 16,9% в год.

2. Установлено, что при традиционной системе построения процесса физического воспитания в вузе на различных отделениях спортивного совершенствования студенты первого курса в течение учебного года незначительно улучшают свои двигательные способности. На 3,9% (р>0,05) улучшились силовые показатели, на 2,1% (р>0,05) — скоростно-силовые, на 32,3% (р<0,05) — гибкость, на 7,1% (р<0,05) — силовая выносливость, на 1% (р>0,05) — общая выносливость.

3. Установлено, что отсутствует достаточная мотивация к занятиям физическими упражнениями у студентов первого курса. Основным мотивом посещения занятий по физическому воспитанию в вузе: получение зачета -68,4% опрошенных, 20,5% респондентов рассматривают физическую культуру в качестве активного отдыха от аудиторных занятий и только 11,1% студентов желают улучшить своё физическое состояние. Заниматься спортивно-направленной подготовкой на занятиях по физической культуре в вузе желают 83,2% студентов, 15,7% - хотели бы заняться оздоровительной физической культурой и лишь 1,1% - профессионально-прикладной.

4. Разработанная технология определения индивидуальной двигательной предрасположенности студентов к занятиям физкультурной деятельностью определенной направленности с использованием тестирования «Проверь себя» и автоматизированно-компьютерного комплекса «Прыжок», позволяет объективно оценить силовые, скоростно-силовые качества, выносливость, координационные способности и скоростно-силовую выносливость студентов. Установлены средние показатели параметров при выполнении прыжка в высоту студентов (юношей) первого курса (время реакции, ускорение, сила, скорость, высота, мощность). Средний уровень координационных способностей составил 82,5%, а скоростно-силовой выносливости — 79,8%. Компьютерная обработка данных тестирования по физической подготовленности позволяет оперативно оценивать уровень двигательной кондиции студентов и корректировать процесс физического воспитания с учетом их индивидуальных особенностей.

5. Двигательно-ориентированный подход к организации процесса физического воспитания студентов с использованием учета интереса и определения двигательной предрасположенности к физкультурной деятельности определенной направленности выявил свою эффективность:

— на 8,2% (р<0,05) улучшились силовые показатели, на 15% (р<0,01) -скоростно-силовые, на 85,4% (р<0,01) — гибкость, на 11,6% (р<0,05) возросла силовая выносливость, на 1,9% (р<0,05) — общая выносливость.

— уровень доминирующих двигательных физических качеств повысился в среднем на 18%. На 4% улучшились показатели отстающих двигательных качеств.

— 31,3% студентов в течение учебного года принимали участие в различных спортивных соревнованиях и выполнили нормативы третьего спортивного разряда.

6. Разработанный двигательно-ориентированный подход к организации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении позволил значительно повысить качество учебного процесса по предмету «Физическая культура». На 23,6% улучшилась посещаемость занятий по физической культуре. На 9,3% уменьшилось количество занятий, пропущенных по болезни, на 14,3% уменьшилось количество занятий, пропущенных без уважительной причины. Средний балл успеваемости по предмету «Физическая культура» возрос с 3,6 до 4,8, После проведения эксперимента 20,4% студентов стали посещать спортивные секции во внеурочное время, 6,9% юношей стали членами сборных команд на своих факультетах по различным видам спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях целесообразно:

• выявлять и учитывать у студентов мотивы к занятиям физической культурой и спортом, а также интересы к определенным видам двигательной деятельности;

• в начале учебного года проводить тестирование физической подготовленности для выявления доминирующих двигательных способностей.

2. Для оперативного и качественного сбора информации о физической подготовленности студентов, использовать современные технологические средства оценки и контроля двигательных способностей.

3. С целью повышения эффективности учебно-тренировочных занятий по физической культуре формировать группы различной спортивной ориентации, учитывая личный интерес и индивидуальную двигательную предрасположенность студентов к физкультурной деятельности определенной направленности. Для дальнейшего развития доминирующих двигательных качеств рекомендовать студентам с преимущественно развитой общей выносливостью заниматься в группах циклических видов спорта (плавание, бег на средние и длинные дистанции). Студентам с преимущественно развитыми скоростно-силовыми и координационными способностями рекомендовать заниматься в группах спортивных единоборств (бокс, спортивная борьба, каратэ и рукопашный бой). Занятия спортивными играми (волейболам, футболам, баскетболам) рекомендовать студентам с преимущественно развитыми координационными способностями. Юношам с преимущественно развитыми силовыми способностями рекомендуется заниматься в группах силового троеборья и атлетической гимнастики. У тех студентов, у которых не выявляется двигательная предрасположенность к физкультурной деятельности определенной направленности, рекомендовать заниматься в группах общей физической подготовки.

4. Для формирования мотивации и устойчивого интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, а также оценке роста спортивного мастерства целесообразно использовать соревновательную деятельность на протяжении всего периода обучения в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.С. Близорукость / Э. С. Аверистов М.: Медицина, 1998. -240 с.
  2. , H.A. Состояние здоровья студенческой молодежи / H.A. Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской научной конференции 2123 ноября 1995. М., 1995. — с. 5−9.
  3. , H.A. Экологическая физиология человека / H.A. Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков М., 1998.
  4. .Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы и формирование физического здоровья студентов: Дис. канд. соц. наук. -Уфа, 1996.-с. 132−170.
  5. , Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов.- Донецк: Сталкер, 2002. 590 с.
  6. , М.В. Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. / М. В. Андреева, Л. К. Квартовкина, В. А. Андреев // Основные направления развития: Материалы Всероссийской конференции М., 1999. — с.47−48.
  7. , A.B., Теоретические основы силовых видов спорта: /A.B. Андрейченко, В. В. Мулин // Методические рекомендации.- Хабаровск: ДВГУПС, 2001.-59 с.
  8. , Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2002,-№ 2.-С. 47−54.
  9. , Г. JI. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы / Г. Л. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. 2001, № 6. -с. 2−8.
  10. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова // Серия «Гиппократ». Ростов на Дону: Феникс 2000. — 248 с.
  11. , Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. 1988,-№ 4.-С.29−31.
  12. , АБ. Организация физического воспитания студентов в Мите / А. Б. Артемов, А. И. Качурин, И. Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. 2002,-№ 5.-С, 32−34.
  13. , Л.М. Патологические заболевания студентов / Л. М. Ассхабова, П. М. Махулова // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы первой Всероссийской научной конференции 21−23 ноября 1995. М., 1995. — С. 24−26.
  14. , А. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ /А. Афифи, С. Эйзен // Пер. с англ. под ред. Г. П. Башарина. М.: Мир, 1982. -182 с.
  15. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин // Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1978.
  16. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-235 с.
  17. , Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  18. , М.И. Сахарный диабет / М. И. Балаболкин, Л. И. Гаврилюк. -Кипшнев, 1983.
  19. , В.Г. Социально-гигиенические аспекты в детской гинекологии / В. Г. Баласанян //Актуальные вопросы детской и подростковой гинекологии: Матер, и тез. докл. III Всероссийской научно-практ. конф., Новосибирск, 1998. СПб, 1998. с. 24−25.
  20. , В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1980, — № 1 — С.31−33.
  21. , В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1999, № 4. — С.21.
  22. , В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2003, — № 4. — С.19−22.
  23. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1995. -№ 4.-С. 2−7.
  24. , В.А. Основы здорового образа жизни / В. А. Бароненко, В. Н. Люберцев, Л. А. Раппопорт. Екатеринбург: Издательство УГТУ, 1999. -410 с.
  25. , Ю.И. Здоровье студентов финансового института / Ю. И. Батясов, P.A. Хайруллин, В. Ю. Батясов // Казанский медицинский журнал. 1997, т. 78, — № 4, — С. 298.
  26. , В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  27. , У.Г. Улутшение зрения без очков по методу Бейтса / У. Г. Бейтс, -М.: Воздушный транспорт, 1990. 160 с.
  28. , В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств / В. И. Белов // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. -М., 1991. -С. 87−103.
  29. , В.И. Энциклопедия здоровья / В. И. Белов // Молодость до ста лет. 2-е изд. М.- Химия, 1994. — 400 с.
  30. Биологические основы спортивного отбора / А. Г. Щедрина, В. Ф. Маринин, Новосибирск, ГМА, 2000 г.
  31. , H.A. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / H.A. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Часть 11. Омск: СибГАФК, 1998. С. 148−149.
  32. , Б.В. Вузовское обучение: Проблемы активизации / Б. В. Богуть, С. И. Сокорева и др. Минск: Университетское, 1988. -94 с.
  33. , В.А. Информационный стресс / В. А. Бодров. М.:ПЕР СЭ, 2000. -352 с.
  34. , B.B. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М.: ФиС, 1987. — 146 с.
  35. , Б. Многомерные статистические методы для экономики / Б. Болч, К.Дж. Хуань // Пер. с англ. А. Д. Плитмана. Под ред. С. А. Айвазяна. М.: Статистика, 1979. — 221 с.
  36. , М.С. К вопросу о структуре исследования в спортивных играх / М. С. Бриль // Совершенствование системы подготовки спортсменов высшей квалификации. М., 1980. — С. 19−24.
  37. , C.B. Организация отбора в современном спорте /C.B. Брянкин, А. Т. Константинов. М.: МОГИФК, 1982. — 54 с.
  38. , Л. Развитие физических способностей тружеников / Л. Булып // Материалы международного конгресса: «Физическая культура трудящихся и отдых». Мадрид, 1965. — архив ВНИИФК. — С. 56−63.
  39. , А.И. Здоровье студенческой молодежи / А. И. Бурханов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутанов // Гигиена и санитария 1992, № 7/8. — С. 53−55.
  40. , А.Ю. Спортивно-оздоровительная программа Президентские состязания / А. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. -1997,№ 6.-С. 51.
  41. , Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю. Н. Вавилов, Е. А. Ярыш, Е.П.
  42. Какорина // Теория и практика физической культуры. 1997, № 9. — С. 5863.
  43. , Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер, // Валеология. 1998, № 3. — С. 17−23.
  44. М.Я. Методы и средства управления физической подготовкой студентов ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.04) / Варенников Михаил Яковлевич Российский научно-исследовательский институт физической культуры. Москва, 1995. — 24 с.
  45. , А.М. Атмосферное загрязнение и его влияние на здоровье населения / А. М. Вейн, Г. М. Дюкова, М. В. Ступа // Советская медицина.- 1988, № 3. с. 46−51.
  46. , М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М. Я. Виленский, Г. К. Карповский // Теория и практика физической культуры.- 1984, № 1. С. 39−42.
  47. , М.Я. Основы здорового образа жизни / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков // Учебное пособие М.: МНЗПУ, 1995. — 90 с.
  48. , М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1987, № 10. — с. 11−13.
  49. , М.Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1999, № 10. — С. 2−5.
  50. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1. — С. 27−32.
  51. , М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М. Я. Виленский // Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. ИЛенина, 1982. — 156 с.
  52. , П.А. Основы Физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак // Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  53. , В.М. Спортивный отбор (Медико-биологические основы) / В. М. Волков. Смоленск, 1979. — 60 с.
  54. , В.М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. М.: ФиС, 1983. — 75 с.
  55. , В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. -1989, № 3.-С. 2−4.
  56. , М.Ч. Состояние здоровья студенток гуманитарного вуза / М. Ч. Газазян, A.B. Желобенко // Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии: Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей-акушеров и гинекологов. М., 1997. — С. 209−210.
  57. , А.Г. Здоровье и физическая подготовленность студентов / А. Г. Гизатуллин, А. Г. Элентух, А. Н. Мулюкова и др. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской научной конференции 21−23 ноября 1995.-М., 1995. С.61−62.
  58. , А.Д. Актуальные вопросы состояния здоровья студенческой молодежи / А. Д. Гладуш, Д. И. Кича, О. В. Гринина // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. -М., 1999.-С.24−25.
  59. , H.H. Подростки на пороге XXI века / H.H. Глебова, A.C. Латыпов, В. Б. Трубин // Актуальные вопросы детской и подростковойгинекологии: Матер, и тез. докл. Ш Всероссийской научно-практ. конф., Новосибирск., 1998. СПб, 1998, С. 26−28.
  60. , А.М. О содержании физического воспитания в учебных заведениях профтехобразования / А. М. Горчаков // Профессионально-прикладная физическая подготовка: Сб. статей. М., 1974. — С. 67−71.
  61. , Т.Н. Функциональное состояние студенческой молодежи / Т. Н. Трошева, Е. В. Веселова, Л. А. Боровкова и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1992, № 2. — С.23−25.
  62. , В.П. К вопросу об определении индивидуальных двигательных возможностей / В. П. Губа //Теория и практика физической культуры. 1987, № 4, С. 34−36.
  63. , А. А. Проблемы теории спортивного отбора /А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 1986, № 8, С. 24−25.
  64. , Д.Н. Основы здорового образа жизни / Д. Н. Давиденко // Вестник Балтийской академии. 1996. — Выпуск 9. — С. 15−23.
  65. , О.П. Физическое здоровье студенческой молодежи / О. П. Добромыслова, В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. 1991, № 3. — С. 42−46.
  66. , Р.Н. Место и роль оценки физического развития при отборе и ориентации детей и подростков в спорте / Р. Н. Дорохов // Медицинские аспекты подросткового возраста. Смоленск, 1979, С. 11−14.
  67. , А.О., Пенцик Б. Н., Бондаренко К. А., Смирнова Ю. А., // Теория и практика физической культуры. 2003, № 2. — с. 53−56.
  68. , В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов / В. А. Ермаков II Теория и практика физической культуры. 1993, № 5−6. — С. 27−28.
  69. , Т.М. Физическая культура в учебном процессе ВУЗа / Т. М. Ерофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1995, № 6.-С. 27−35.
  70. , И.В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах «риска» к нейросоматическим заболеваниям / И. В. Ефимова // Теория и практика физической культуры. 1996, № 8. — С. 19−22.
  71. , О.В. методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998, № 6. — С. 25−26,39−40.
  72. , В.П. Процесс формирования физической подготовки студентов к профессиональной деятельности / В. П. Жидких II Здоровье нации: Сб.
  73. Материалов Международного научного конгресса. Москва, 1997. — С. 68−70.
  74. , В.П. Теоретические и методические аспекты, характеризующие профессиональную направленность физического воспитания в вузе / В. П. Жидких // Здоровье нации: Сб. Материалов Международного научного конгресса. Москва, 1997. — С. 71−73.
  75. , В.П. Здоровье студентов технического высшего учебного заведения / В. П. Зайцев, С. И. Крамской // Гигиена и санитария. 2003, № 5.-С. 46−48.
  76. , П.В. Контроль за динамикой состояния здоровья и двигательной активности студентов / П. В. Зайцев, В. Ф. Стафеев, А. М. Образцова // Вопросы физического воспитания студентов. Л.: ДГУ, 1991. — Вып. 22. -С. 3−6.
  77. , И.П. Оценка иммунологической реактивности у студенток в течении учебного года / И. П. Зайцева, В. В. Насолодин, В. А. Воробьев, О. В. Кононов // Гигиена и санитария. 2002, № 2. — С. 47−49.
  78. , В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследования на близнецах) /
  79. B.М. Зациорский, Л. П. Сергиенко // Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 6,1. C. 22−29.
  80. Здоровье студентов / под ред. H.A. Агаджаняна. М., 1997.
  81. , Г. Е. Физическое состояние студентов с различной адаптацией к физическим нагрузкам и его коррекция за годы обучения / Г. Е. Иванова,
  82. A.B. Чоговадзе Метод, реком. М., 1990. — 17 с.
  83. , В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. М.: Высшая школа, 1978. — 161 с.
  84. , В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в профессионально-технических училищах: Методическое пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. М.- Высшая школа. — 1991.222 с.
  85. , В.А. Разработка профессионально- прикладной физической подготовки и опыт внедрения в учебные заведения профтехобразования /
  86. B.А. Кабачков, С. А. Полиевский // Теория и практика физической культуры. 1980, № 7. — С. 39−41.
  87. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев P.M. Баевский, В. П. Берсенева -Л.: Медицина, 1980. 208 с.
  88. , В.П. Проблемы адаптации и хронические заболевания / В. П. Казначеев // Вестник АМН СССР, 1975, № 10, С. 17−28.
  89. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1992 — С. 184−206.
  90. , В.А. Динамика психофизических показателей у студентов / В. А. Кирюпшн, С. П. Лобанов, Г. И. Стунеева // Гигиена и санитария. -2003, № 4.-С. 47−49.
  91. , К.А. Динамика физического развития студенток Орехово-Зуевского педагогического института / К. А. Кленов // Матер. I Всероссийской научн. конф. «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995, С. 111.
  92. , В.А. Здоровый образ жизни в учебных программах вузов: проблемы и перспективы / В. А. Коваленко, Л. М. Крылова, Т. Г. Савкин // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Матер, науч.-практ. конф. М., 1994, С. 46 47.
  93. , М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов / М. Х. Коджешау // Теория и практика физической культуры. 1996, № 3. — С. 56−57.
  94. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова // Введение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пос. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  95. , О.С. Изменение показателей сердечно-сосудестой системы у студенческой молодежи / О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин // Кардиология. 1996, т. 36, № 3. — С. 53−56.
  96. , Т.П. Психогенетический подход в исследовании одаренности / Т. П. Корлева //Человек в мире спорта: Тез. докл. междунар. конгресса. М., 1998, с. 378−379.
  97. , В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания / В. Н. Кряж // Метод. Пособие в 3-х частях. Ч.З.- Минск: Высшая школа, 1996. С. 62−85.
  98. , В.В. Интегративная биосоциальная антропология / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк. М.: ФОН, 1996, С. 123−127.
  99. , А.И. Профилактика гинекологических заболеваний у студенток вузов / А. И. Кузнецова, Т. Ш. Минибаева // Гигиена и санитария. 2001,№ 3. — С. 44−46.
  100. ИЗ. Куинджи, H.H. Влияние школьного периода жизни на формирование и реализацию репродуктивной функции женщин / H.H. Куинджи, М. А. Поленова // Гигиена и санитария. 1993, № 10, С. 46−48.
  101. , В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пантивность / В.П. Кулик// Валеология. -2000, № 1 С. 15−21.
  102. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М., 2001.
  103. , Н.Т. Школа и здоровье учащихся / Н. Т. Лебедева. Минск, 1998.
  104. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М., 1971. — 279 с.
  105. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  106. , П.Ф. Труды комиссии по техническому образованию (1889 -1890) / П. Ф. Лесгафт. М., 1981. — с. 52.
  107. , В.Ф. «Губернаторские состязания» новая форма спортивно-оздоровительных соревнований школьников Хабаровского края / В. Ф. Лигута // Материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 2001, С. 21−28.
  108. , A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / A.B. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 1998, № 6. — С. 21−24.
  109. , A.B. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы / A.B. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 3. — С. 18−24.
  110. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физ. Культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1. — С. 11−17.
  111. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  112. , Л.И. Теоретико-методические обоснования физического воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6. — С. 9−12.
  113. , А.Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия М., 1992.
  114. , Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. Краснодар, 1998 г.
  115. , З.В. Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии / З. В. Малышева // Материалы второго съезда Российской ассоциации врачей-акушеров и гинекологов. М., 1997. — С. 72−73.
  116. , И.В. Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. 2001, № 3. — С. 22−24.
  117. Материалы научно-практической конференции «Медицина, физкультура и спорт». Ижевск, 2000 г.
  118. , В.И. Физиология трудовой деятельности / В. И. Медведев, B.C. Аверьянов, A.A. Айдаралиев -М.: Наука, 1993. 528 с.
  119. Медицинские аспекты спортивного отбора, P.E. Мотылянская, В. К. Велитченко, Л. М. Перминов. М., 1988 г.
  120. , Ф.З. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшеничникова. М., 1988.
  121. , Т.М. Критерии отбора детей 9−12 лет для занятий конькобежным спортом: Дис. канд-пед. наук (13.00.04) / Мелихава Татьяна Михайловна- Ленинградский государственный институт физической культуры. Ленинград, 1986. — 145 с.
  122. , В.В. Путь к физическому совершенству / В. В. Михайлов М.: ФиС, 1989.-95 с.
  123. , М.Р. Проблема охранительного возбуждения в рефлекторной терапии: Экспериментальные и клинико-физиологические исследования моторно-висцеральной регуляции / М. Р. Могендович. -Пермь, 1971.-С. 3−7.
  124. , Г. И. Планирование и организация тренировочных нагрузок в боксе / Г. И. Мокеев. Уфа, изд. Уфимского авиационного института им. С. Оржоникидзе, 1982. — 27 с.
  125. , И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравов. Киев: Здоровье, 1988.- 49 с.
  126. , Г. И. Физкультурное образование: Региональные проблемы: Монография / Г. И. Мызан. Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1996. — 76 с.
  127. , Г. И. Двигательные способности школьников Хабаровского края: Монография / Г. И. Мызан, H.H. Чекулаев. Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002. — 86 с.
  128. , В.В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. М., 1987.
  129. , В.И. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе / В. И. Новиков, В. В. Федоткин // В сб.: Физкультура и здоровье студентов. М.: МГУ, 1988.-208 с.
  130. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916.
  131. , Г. Г. Проблема здоровья школьников / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2001 № 3. — С. 3−10.
  132. , В.П. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры, 2001, № 6. С. 9−13.
  133. , В.П. Валеология человека: Здоровье любовь — красота / В. П. Петленко // В 5-ти томах. Т. 4. Красота и Валеология любви. — СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1996. — 298 с.
  134. , Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова. Киев: Здоровье, 1986. — 152 с.
  135. , В.Н. Теоретические аспекты отбора в современном спорте / В. Н. Платонов, В. А. Запорожанов // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев, 1990, С. 5−16.
  136. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-С. 118−141.
  137. , В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе: Метод. Пособие для преподавателей вузов / В. В. Попенченко. М.: Высшая школа, 1979. -125 с.
  138. Проблемы разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1983,№ 11.-С. 25−28.
  139. , Т.И. Сравнительный анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров / Т. Н. Прокопенко // Психолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности: Матер, научн. конф. Ставрополь: СГУ, 1997, С. 61- 62.
  140. , А.И. Антропогенетические критерии спортивного отбора конькобежцев / А. И. Пустозеров, Т. М. Мелихова // Сб. научно-метод. материалов. Челябинск, 1994. — Вып. 2. — С. 19−22.
  141. ГТустозеров, А. И. Диагностика спортивных способностей методом дерматографии: Учебно-метод. пос. / А. И. Пустозеров, Т. М. Мелихова.-Челябинск: УралГАФК, 1996. 28 с.
  142. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. Москва, 1996. — С. 237−244.
  143. , П.А. От великой спортивной державы к здоровой России / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. — 2001, № 1. — С. 2−8.
  144. , Е.И. Проблемы здоровья и физической подготовленности выпускников средней школы / Е. И. Русанов // Здравоохранение Российской федерации. 1998, № 2. — С. 24−28.
  145. , В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. 2002, № 4. — С. 34−36.
  146. , Л.А. Эффективность реализации функций управления физическим воспитанием в вузе / Л. А. Семенов, С. П. Миронова // Теория и практика физической культуры. 2004, № 4. С. 4−6.
  147. , Л.П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей / Л. П. Сергиенко Материалы 1П Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973, С. 158−159.
  148. , П.И. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Гигиена и санитария. 2001 ,№ 3. — С. 46- 49.
  149. , С.Н. Греко-римская борьба в системе физического воспитания студентов технического вуза: Методические рекомендации / С. Н. Смоляр, Б. М. Щетина, В. В. Мулин. Хабаровск: ДВГУПС, 2003. — 16 с.
  150. , И.Ю. Современные проблемы отбора и диагностики спортивной одаренности. Минск / И. Ю. Соколик. 1998. — 110 с.
  151. , Г. М. Центры здоровья как организационно педагогический фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов / Г. М. Соловьев, Т. И. Прокопенко // Теория и практика физической культуры. -2001,№ 9.-С. 23−26.
  152. , А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности / А. П. Спицин // Гигиена и санитария. 2002, № 1. — С. 47−49.
  153. , В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1998, № 5. — С. 11−15.
  154. , A.B. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа вуз / A.B. Суворов, В. Г. Маймулов, Ю. Г. Кузьмичев // Гигиена и санитария. — 2000, № 4. С. 49−52.
  155. , К.В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков М.: ММА им. И. М. Сеченова, 1993.-120 с.
  156. , К.В. Эмоциональный стресс в повседневной жизни / К. В. Судаков, Е. А. Юматов // Сер. «Обзорн. информ.: Медицина и здравоохранение.» М., 1991.
  157. , Б.Н. Концепции функционирования процесса физического воспитания на современном этапе развития высшей школы / Б. Н. Татаринов // Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, научн.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 2, С. 58−62.
  158. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А.
  159. , Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  160. Теория и методика физического воспитания: Учебник для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. М., 1990.
  161. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-536 с.
  162. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  163. Физическая культура. Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений. М.: Изд-во московского энергетического института, 1991. — 47 с.
  164. Физическая культура. Примерная программа для высших учебных заведений. М., 2000. 35 с.
  165. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М.: ГК МЕЮ РФ, 1994. 54 с.
  166. , В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов / В. П. Филин. М.: ФиС, 1974. — 232 с.
  167. , H.A. Психофизиология здоровья / H.A. Фомин. Челябинск: издатель Татьяна Лурье, 1998. — 392 с.
  168. , H.A. Физиология человека / H.A. Фомин. М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
  169. , П. Ваш личный путь к здоровью / П. Френсис, Л Френсис // Пер. с англ.- Худ. Обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 224 с.
  170. , A.A. Актуальные вопросы состояния здоровья студенческой молодежи / A.A. Хадарцев, В. Э. Фризен, В. А. Жеребцова // Здоровье студентов: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. М., 1999. -С.24−25.
  171. Хам, Г. С. Специализация «бокс» в системе оздоровительных занятий студентов технического вуза: Методические указания / Г. С. Хам. -Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2000. 16 с.
  172. Хам, Г. С. Технология оздоровительных занятий со студентами технических вузов: Учебное пособие / Г. С. Хам. — Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2003. 84 с.
  173. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  174. , C.B. Тренеру о юном спортсмене / C.B. Хрущев, М. М. Круглый. М.: ФиС, 1982.- 157 с.
  175. , A.B. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / A.B. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993, № 7. — С. 8−10.
  176. , Б.Н. Профессионализм и соматическое здоровье / Б. Н. Чумаков // В сб.: «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Материалы международной конференции Ч. 2. М: МГУ, 2000. — С. 64−69.
  177. , Е.И. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века / Е. И. Шубочкина, С. С. Молчанова, Л. А. Дартау, A.B. Куликова // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. -М., 2001, т.2. С. 550−554.
  178. , В.Я. О новых программах по спортивной борьбе / В. Я. Шумилин // Спортивная борьба.- М.: Физкультура и спорт, 1983. С.81−82.
  179. , В .Я. Принципы планирования программного материала по спортивной борьбе / В. Я. Шумилин, И. Я. Кондрацкий. Омск, 1984. — 48 с.
  180. , А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1996. — 49 с.
  181. , В.Г. Подготовка спортивного резерва и здоровье / В. Г. Щербаков, И. П. Ярошенко // В сб.: «Теория и методика спортивного воспитания в вузах». Петрозаводск, 1997. — С. 29−30.
  182. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. канд. психолог, наук. -М., 1998.
  183. , М. Тренировка рабочих для улучшения их физического развития и укрепления мышц спины /М. Экмунд // Материалы международногоконгресса «Физическая подготовленность трудящихся и отдых». -Мадрид, 1965. архив ВНИИФК, С. 205−211.
  184. , Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии / Д. К. Эндрюс /АГеория и практика физической культуры. 1993, № 1 С. 46−48.
  185. Maghane G. Sociologie du prost. Galliward, — 1964. — p. 86.
  186. Markiewicz Lech. Wydolnsc fizyna mlodego prakownika a jego przydathosc do pracy zawodowej // Acta physiol. pol. 1979. — 30. № 5−6, supl., № 19. -5.11−16.
Заполнить форму текущей работой