Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Низшая сельскохозяйственная школа России в социально-политической повседневности начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XX века вышло несколько работ, посвященных созданию и развитию сельских ремесленных учебных мастерских.5-* В них зарождение учебных заведений по подготовке младших техников связывается с углублением процесса технического переоснащения аграрного производства. «Отсутствие в нашем земледельческом государстве рабочих, — подчеркивал Н. Гошкевич — опытных в уходе за земледельческими машинами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие низших сельскохозяйственных школ в России в начале XX века
    • 1. Совершенствование законодательства и развитие нормативно-правовой базы о низших сельскохозяйственных школах
    • 2. Эволюция сети и политики государственного планирования развития сельхозшкол в военно-революционной повседневности начала XX века
  • Глава II. Организация учебно-производственной работы и общественная направленность в деятельности низших сельскохозяйственных школ
    • 1. Учебно-воспитательная и общественно-полезная работа в социально-политической повседневности начала XX века
    • 2. Социальная и профессиональная реабилитация в низших сельхозшколах в годы революций и войн. Участие в модернизации аграрного сектора

Низшая сельскохозяйственная школа России в социально-политической повседневности начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется ролью, местом сельскохозяйственного образования и аграрного производства в обеспечении продовольственной и национальной безопасности России. Во все времена, во всех государствах и обществах обеспеченность населения продовольствием, промышленности сырьем давала возможность властным структурам и общественности последовательно и планомерно решать назревшие социокультурные проблемы. Поэтому, прогрессируя в своем развитии, человечество совершенствовало формы, методы и механизмы социальной адаптации юношества, населения в целом, изменяло содержательную сторону образования в соответствии с социально-экономическими, общественно-политическими условиями, национальными, религиозными и нравственными традициями народов, общечеловеческими представителями и интересами различных социальных групп.

В настоящее время активно ведется разработка и реализация концепции комплексной модернизации всех сфер жизни в России. Среди определенных национальных проектов центральное место занимают сельское хозяйство и образование.

В это связи правомерно говорить о разработке единой политики в сфере сельскохозяйственного образования и модернизации аграрного сектора экономики, непрерывно переходящих в новые условия рыночного хозяйствования. Общее и сельскохозяйственное образование вновь начинают рассматриваться как важнейшее средство восстановления и повышения эффективности аграрного производства.

Упадок сельскохозяйственной отрасли, её кризисное состояние на рубеже ХХ-ХХ1 вв. свидетельствуют не только об отсутствии обоснованной стратегии её развития, тактики действия, но и недостатке, а зачастую отсутствии специалистов сельского хозяйства, способных аккумулировать опыт прошлого, ценности модернизации и реализовывать их в практические дела.

Социалистическая модель развития аграрного производства и система подготовки кадров массовых профессий для села не восприняла образовательных ценностей пореформенной России, ныне формирующаяся модель подготовки кадров массовых профессий для сельскохозяйственного производства обходит стороной накопленное и апробированное в конце XIXначале XX вв. и за годы советской власти. Поэтому особо важно в современных условиях изучать опыт развития низшего сельскохозяйственного образования в России в сложных социально-политических и экономических условиях повседневной жизни начала XX века. Условия перехода аграрного сектора экономики к рыночным формам хозяйствования максимально схожи. Кроме того, в условиях перехода сельского хозяйства на рыночные рельсы его эффективность и конкурентоспособность определяются уровнем профессиональной подготовки земледельцев, землевладельцев и землепользователей.

Актуальность изучения и использования опыта развития сельскохозяйственного образования накопленного в начале XX века в первую очередь определяется необходимостью коренной перестройки системы подготовки кадров массовых профессий для села, а также требованиями ускоренного ее развития. Исторический опыт свидетельствует, что в переходные периоды создание адекватной условиям и эффективной системы профессионального образования и обучения дело общее. Этим определяется настоятельная потребность комплексного изучения деятельности властных структур, земских органов, общественных организаций и частных лиц по совершенствованию и дальнейшему развитию сети и системы низшего сельскохозяйственного образования в социально-политической и экономической повседневности начала XX века.

Особый интерес и важное практическое значение приобретает изучение совместной деятельности центральных, губернских, местных государственных и общественных органов по развитию системы сельских профтехшкол в.

России. Особо важно установить механизм функционального взаимодействия центра и провинции. Целесообразно выяснить и понять какую роль в системе функционального взаимодействия властных структур центра и периферии в вопросах сельскохозяйственного образования играла общественность и личностные факторы. При этом важно иметь в виду, что жесткая позиция центра в условиях реформ, революций и войн в вопросах сельхозобразования не противоречила региональным интересам, а ускоряла реализацию начинаний в данном направлении.

В сложных социально-политических условиях начала XX века, в России было разработано и реализовано на практике много перспективных и эффективных идей, что позволило создать единую российскую систему сельскохозяйственного профессионального образования. Она учитывала региональные, национальные и религиозные особенности при подготовке кадров массовых профессий для различных отраслей и территорий. В этой связи принципиальное значение имеет обобщение опыта работы по повышению эффективности аграрного производства через сельскохозяйственное образование.

Актуальность темы

исследования также состоит и в том, чтобы восстановить исторически правдивую картину жизни российского села в начале XX века, отношение различных категорий крестьян к образованию в целом и сельскохозяйственному в частности.

Объектом исследования является государственная политика Российской империи в сфере профессионального образования и низшая сельскохозяйственная школа России в начале XX века.

Предметом исследования является деятельность государственных органов власти, земств, обществ и частных лиц по развитию низшего сельскохозяйственного образования в российской социально-политической повседневности начала XX века.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают 1900;1917 годы. В это время наиболее ярко проявились последствия модернизации аграрного сектора страны, начатой реформами 60−70-х годов XIX в. Помещичье и крестьянское хозяйство переходили на рыночные рельсы, требовали постоянного технического переоснащения, внедрения новых форм организации производства и передовых технологий. Все это предполагало повышение образовательной и профессиональной подготовки сельских хозяев. В это время специальное сельскохозяйственное образование стало рассматриваться как важнейший фактор повышения эффективности аграрного производства.

Начало XX века: 1900;1917 годы характеризуется с одной стороны войнами (русско-японская, Первая мировая), революциями (1905;1907 гг., февральская 1917 г.), социальнополитической и экономической нестабильностью, а с другой — аграрными преобразованиями, совершенствованием законодательства о сельскохозяйственном образовании, развитием сети массовых типов сельхозшкол для детей и взрослых, призванных давать специальные знания, не отрывая их от хозяйств, от привычной социокультурной среды.

Территориальные рамки исследования определены в соответствии с существовавшим тогда административно-территориальным делением Российской империи. За основу был взят материал губерний Европейской России, земледельческого центра, южных, северо-западных районов и Сибири. Данное географическое разнообразие позволило автору более рельефно выделить не только особенности развития сельского профтехобразования в регионах, но и определить общее направление и тенденции эволюции сельскохозяйственной школы в сложной социально-политической повседневности России начала XX века.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, системности, которые предполагают рассмотрение изучаемой проблематики в развитии и контексте общеисторических процессов, анализа выявленных фактов во всей их совокупности, взаимосвязи и взаимовлиянии. В работе использовались хронологический, статистический, ретроспективный методы, а также метод актуализации. В совокупности всё это позволило провести всесторонний целостно-системный и конкретно-исторический анализ развития низшего сельскохозяйственного образования во взаимосвязи с объективно-историческими условиями и субъективными факторами, определявшими её эволюцию и функционирование.

Историография темы исследования. Значение низшего сельскохозяйственного образования для аграрной страны, какой была Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков, переоценить невозможно. В стенах сельскохозяйственных школ осуществлялась научно-практическая и отчасти теоретическая подготовка кадров массовых профессий для всех отраслей аграрного производства, призванных на практике реализовывать прогрессивные идеи, выдвинутые агрономической наукой, хозяйственными потребностями государства и общества. Несмотря на это в отечественной историографии история становления и развития низшей сельскохозяйственной школы дореволюционной России рассматривалась в различные периоды фрагментарно и неравномерно. Всю историографию условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

Особую роль в процессе становления и развития сельскохозяйственного образования в дореволюционной России, а также в изучении истории низших сельхозшкол сыграл ученый-агроном, профессор И. А. Стебут (1833−1923 гг.). Большое внимание он уделял изучению предпосылок сельскохозяйственного образования и обоснованию его исторической необходимости в России. Принципиальные положения по этим проблемам он высказывал на страницах периодической печати, в публичных выступлениях и специальных работах. Особое место среди них занимает сборник статей «Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование"^.

Будучи ученым-агрономом Стебут изучал опыт организации сельского хозяйства в России и за рубежом, а также систему сельскохозяйственного образования у нас и в европейских странах. Сопоставив полученное, он пришел к убеждению, что аграрное производство и специальное сельскохозяйственное образование — это две тесно взаимосвязанные стороны в решении всех народнохозяйственных и социально-политических задач. Говоря об исторической необходимости сельскохозяйственного образования, профессор подчеркивал, что вопрос «. о сельскохозяйственном образовании действительно важный для России, вступающей на новый путь сельскохозяйственной промышленности., потому что сельскохозяйственная промышленность остается для каждой страны важнейшей отраслью промышленности, которая удовлетворяет первые потребности человека и, доставляя сырые продукты для фабрик и заводов, обуславливает своим состоянием в высокой степени политическую независимость государства».2-*.

Стебут И.А. постоянно подчеркивал, что сельскохозяйственная школа, как продукт окружающего мира неразрывно связана с ним. Он повторял, что «. сельскохозяйственная деятельность сельского хозяева, получившего специальное сельскохозяйственное образование, есть продукт не только специальной сельскохозяйственной школы, но и природных его способностей, семейного его воспитания, общеобразовательной школы и общественной среды, в которой он рос, воспитывался и действует, а потому как успех, так и не успех его сельскохозяйственной деятельности не могут быть всецело поставлены на счет сельскохозяйственной школы. Во-вторых, успех сельскохозяйственной школы в деле подготовления хороших деятелей по сельскому хозяйству в высокой степени зависит от существующей в обществе расценки таких деятелей».3-*.

Профессор И. А. Стебут показал не только многофакторность условий развития сельскохозяйственного образования, но и предложил целостную систему его строительства. Он говорил, что «. устройство реальных школ высших, средних и низших (элементарных, народных), которые сосредоточили бы в себе общеобразовательную и специально-подготовительную подготовку."4^ сельских хозяев — будет наиболее верной формой распространения сельскохозяйственного знания и подготовки специалистов для производства, специалистов всех уровней. Из сказанного видно, что он первым из дореволюционных исследователей наиболее полно представил историческую обусловленность сельскохозяйственного образования и его роль в развитии и стабилизации социально-экономической и политической жизни общества.

В начале XX века вышло несколько работ, посвященных созданию и развитию сельских ремесленных учебных мастерских.5-* В них зарождение учебных заведений по подготовке младших техников связывается с углублением процесса технического переоснащения аграрного производства. «Отсутствие в нашем земледельческом государстве рабочих, — подчеркивал Н. Гошкевич — опытных в уходе за земледельческими машинами и орудиями, ощущалось уже давно».6-* Ценность названных и аналогичных работ в том, что в них содержится большой фактический материал по учебным заведениям разных типов. Кроме того, авторы стремились показать в процессе их возникновения общее и особенное. Не претендуя на всеобъемлющий анализ социально-культурной и экономической ситуации в стране в начале XX века, они показали эволюцию отдельных сторон российского общества, вызвавших к жизни новые направления деятельности. Специалистов же для работы по новым профессиям, по их мнению, призвана была готовить модернизирующаяся сельскохозяйственная школа.

В некоторых дореволюционных исследованиях по истории земских учреждений прослеживается механизм их деятельности по созданию, развитию системы низших сельскохозяйственных школ в повседневных условиях начала XX века.7) В своей работе В. Чарнолусский отмечает, что деятельность земств по созданию профтехшкол на селе началась со стремления профессионализировать начальную народную школу. По мере приобретения необходимого опыта земства «. стремились достигнуть цели созданием таких профессиональных учебных заведений, которые явно преследовали не только задачи профессионального, но и задачи общего образования», — подчеркивал автор.8'1.

Другой исследователь Б. Веселовский так же, как и В. Чарнолусский, комплексно рассматривал земскую деятельность в сфере сельскохозяйственного образования. Он аргументировано на конкретном материале показал, что земства решали практически все вопросы сельских профтехшкол от финансирования, создания учебно-материальной базы до совершенствования учебно-воспитательной работы. Он справедливо замечал, что «. в этой области образования земствам приходилось усиленно добиваться расширения своей компетенции."9-*.

Интересный и важный материал с точки зрения понимания перспектив и направлений развития низших сельскохозяйственных школ, их типов в начале XX века содержится в докладе преподавателя специальных дисциплин Конь-Колодезьской сельхозшколы 1-го разряда Воронежской губернии В. А. Бекетова. В последствии доклад был издан отдельной книгой.10-* В нем автор проанализировал все стороны жизни и деятельности сельскохозяйственных школ России, открытых за период с 1883 по 1898 годы. Это позволило ему утверждать, что капитализация аграрного производства требовала расширенного притока квалифицированных кадров, но существующие учебные заведения не могли удовлетворить запросов сельского хозяйства. «Потребность есть, — писал он, — но ее удовлетворить невозможно одинаково, давая достаточно подготовленных и недорогих служащих в частные хозяйства, сельскохозяйственные школы терпят неудачи в стремлении проводить своих питомцев в крестьянскую среду."11−1.

Автор утверждает, что в условиях модернизации аграрного производства сельскохозяйственная школа призвана готовить не только специалистов, но и организаторов своих крестьянских хозяйств.

Для эффективного влияния сельской профтехшколы на хозяйственную жизнь важно, чтобы аграрная политика государства, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, жизнь и быт земледельцев создавали выпускникам сельхозшкол возможности для реализации полученных знаний и умений в своих селах и деревнях.

Из сказанного видно, что в дореволюционный период небольшое число ученых и практиков провели определенную работу по осмыслению истории становления и развития низшего сельскохозяйственного образования. В новых социально-политических условиях ими был накоплен значительный фактический материал, предприняты попытки выделить факторы и направления развития сельскохозяйственных школ, показать их обыденную жизнь. Вместе с тем, выше названные работы не дают целостного представления о развитии низшего сельскохозяйственного образования, о его системе, типах учебных заведений, управлении, базе в военно-революционной повседневности начала XX века.

В постоктябрьской отечественной историографии интерес к низшему сельскохозяйственному образованию императорской России заметно ослаб. На наш взгляд, это стало следствием непродуманного «революционного» подхода и отношения новой власти к буржуазному опыту, когда старое не могло использоваться при строительстве нового. С другой стороны на фоне замалчивания имевшихся достижений царского правительства в сельскохозяйственном образовании эффектными представлялись мероприятия партийно-советского руководства.

История сельскохозяйственного образования вообще и низшего в частности относится к числу междисциплинарных наук. Поэтому первыми в советский период к ее изучению обратились историки педагогики.12).

Бесспорны достижения отечественной историко-педагогической науки в исследовании вопросов систем, форм и методов обучения в пореформенной России. Вместе с тем при изучении нами литературы обнаружился любопытный факт. В отдельных трудах при рассмотрении системы образования России в начале XX века — о низшем сельскохозяйственном образовании практически нигде не упоминается. Аргумент относительно его иной ведомственной принадлежности не выдерживает критики, так как в сельских профтехшколах для неграмотного населения устраивались не только приготовительные классы, но и велось преподавание общеобразовательных предметов в объеме школ и училищ Министерства народного просвещения (МНП). Примечательно, что об учебных заведениях других ведомств содержится материал достаточно полно их характеризующий.

В других работах данной направленности об учебных заведениях сельскохозяйственного типа и профиля говорилось вскользь и не всегда объективно. Это мешало уловить не только их структуру, формы и методы работы, организацию учебно-воспитательного процесса. Авторы не ставили цели понять их роль в общественно-экономической жизни государства, особенности развития в социально-политической повседневности начала XX века.

Понимая сложности и противоречия процессов, происходивших в сельском хозяйстве и трудности развития образования в российской деревне, исследователи намеренно обходили вопросы сельскохозяйственного образования. Это сужало предмет их исследования, а игнорирование истории сельскохозяйственных школ делал работы односторонними, не воспроизводящими целостной картины системы образования и профтехшколы в стране.

С 70-х годов прошлого века интерес к истории низшего сельскохозяйственного образования в России начала XX века начинает заметно возрастать у историков. Об этом свидетельствует увеличение числа публикаций. Следует заметить, что специальных работ по изучению проблемы в это время так и не появились. Как правило, деятельность низших сельскохозяйственных школ рассматривались в русле развития рынка сельскохозяйственных рабочих. Исследования названной проблемы более активно велись на региональном уровне.

Рассматривая вопросы генезиса сельскохозяйственных рабочих, Г. И.Старченко13-', Б.А. Трехбратов14−1 в той или иной мере касались вопросов их подготовки в учебных заведениях. Так, в диссертации Г. И. Старченко данной проблеме посвящен отдельный параграф «Подготовка квалифицированных кадров сельскохозяйственных рабочих в низших профессиональных школах». Опираясь на интересный фактический материал, она составила относительно полную картину состояния низшего сельскохозяйственного образования в Воронежской и Курской губерниях. Однако, хронологические рамки исследования, ограниченные 1904 г., не дают возможности увидеть эволюции системы сельских профтехшкол, так как с 1904 г. начался новый этап в развитии сельскохозяйственного образования, обусловленный изменением социально-политической и экономический ситуации в стране.

Более ценным для нас у Г. И. Старченко и Б. А. Трехбратова являются выводы относительно социально-экономических предпосылок и условий формирования кадров сельскохозяйственных рабочих в начале XX века. Авторы справедливо отмечали, что прогрессивные и значительные изменения в аграрном производств, социальное расслоение в деревне и обществе стали основой формирования армии сельскохозяйственных рабочих. Усложнение задач, ими решаемых, потребовало более высокого уровня их квалификации, что привело к необходимости создания системы низших сельскохозяйственных школ.

Однако, несмотря на правильность выводов, относительно предпосылок сельского профтехобразования сделанных Г. И. Старченко, мы не можем согласиться, с однозначным утверждением автора, что «. низшая сельскохозяйственная школа региона — продукт частной общественной инициативы».15).

В условиях быстрой эволюции буржуазных отношений, активного социокультурного развития российского общества особенно в начале XX века инициатива самых предприимчивых землевладельцев не могла реализоваться на местах и в масштабах империи без широкой государственной поддержки.

Интересный фактический материал, дающий более объемно весь спектр социокультурных факторов развития системы низшей сельхозшколы в России в пореформенное время и особенно в начале XX века содержится в диссертационных работах Т. Н. Розенберга, М. А. Сахарова, Т. Е. Смоляниновой и других.16).

Собранные и проанализированные ими материалы по разным губерниям империи не только позволяют обобщить социокультурные изменения в стране, но и понять специфику создания тех или иных типов сельскохозяйственных школ в различных регионах. Подводя итог, следует отметить, что как в дореволюционной, так и в советской отечественной историографии комплексных работ по истории низшего сельскохозяйственного образования в России в начале XX века нет. Однако труды по иным проблемам отечественной истории дают возможность составить относительно полное представление о социокультурной эволюции в России и о развитии сельскохозяйственного образования в повседнеынх условиях начала XX века.

Важное значение для уяснения социально-экономических и политических последствий реформ 60−70-х годов XIX века, проявившихся в начале XX века в российском обществе и государстве имеют труды Б. Г. Литвака, А. М. Анфимова.17-' Прежде всего важны их наблюдения и выводы относительно эволюции помещичьего и крестьянского землевладения, изменения форм и методов землепользования, организации сельскохозяйственного производства и сдвигов в быту сельских жителей, эволюция повседневной жизни в военно-революционных условиях начала XX века.

Интересный материл с точки зрения понимания специфики развития низшей сельскохозяйственной школы в начале XX века содержится в работах по истории сельскохозяйственной кооперации в России.18). Анализ названных и других трудов показывает, что все авторы рассматривали кооперацию как важный, но не единственный фактор повышения эффективности производства. «Условия, необходимые для развития и процветания мелкого крестьянского хозяйства, — писал В. В. Морачевский,» находят свое выражение в триаде: земледельческая техника, образование и сельскохозяйственная кооперация" .19^ Из выводов, сделанных учеными, видно, что в непростых условиях российской действительности начала XX века кооперация на селе способствовала формированию сети общеобразовательных и профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений, а они в свою очередь обеспечивали поддержку кооперативному движению.

Объективному освещению истории образования и особенно сельскохозяйственного в советское время мешала установка о том, что все население и особенно крестьянство стремилось к обучению, и только реакционная государственная политика сдерживала вековые чаяния народа. Однако анализ процесса становления и развития низшего сельскохозяйственного образования в XX веке показывает, что не все хотели учиться в создаваемых учебных заведениях, а многие не могли по разным причинам, в том числе по причине непонимания значения образования. Поэтому в России государству, земствам, обществам и частным лицам приходилось совместно и одновременно создавать систему низших сельхозшкол различных типов и ломать стереотип неправильного отношения к образованию вообще. В данном случае становится понятной самая типичная формула российского законодательства «насаждение образования» .

Материалы международной научной конференции «Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.)20), дают возможность более полно проследить непростую эволюцию отношения крестьян к научному знанию, образованию. Справедливым является утверждение ее участников о том, что изменение крестьянской ментальности в условиях капитализации аграрного производства становилось важным стимулом повышения их общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки.

Из сказанного видно, что в отечественной исторической литературе дореволюционного и советского периодов процесс развития низшего сельскохозяйственного образования в начале XX века не представлены целостно во всем многообразии и противоречиях. Фундаментальных исследований, обобщающих трудов по истории низшего сельскохозяйственного образования в дореволюционной и советской историографии не было создано. Если дореволюционные исследователи, руководствуясь практическими интересами, пытались понять и описать весь спектр проблем, связанных с организацией сельскохозяйственных школ, училищ, мастерских и их практической деятельностью, то советские историки и педагоги по названным причинам уклонялись от разработки данного весьма актуального вопроса.

Новый подъем интереса у историков к проблемам развития сельскохозяйственного образования в дореволюционной России начинается в конце XX — начале XXI вв. Его особенностью стало то, что основной вклад в изучение названной проблемы внесли историки Центрального Черноземья.21-* Так, в своих работах профессор Курского госуниверситета А. В. Третьяков больше внимания уделил исследованию социокультурных факторов развития низшего сельскохозяйственного образования, источников финансирования, становлению и развитию сети и системы низших сельхозшкол в Российской империи. Профессор Воронежского государственного агарного университета В. Н. Плаксин, изучая историю общественной агрономии показал специфические особенности формирования системы сельскохозяйственного образования в Центральном Черноземье в первой половине XIX века.

Существенный вклад в историографию вопроса внесли диссертации И. А. Галкина, Е. А. Косетченковой, И. Н. Манохиной, Д. А. Терещенко.22) Названные и другие авторы охватили широкий круг проблем связанных с развитием сельскохозяйственного профессионального образования, отдельных типов учебных заведений, систем сельскохозяйственного образования в конце XIX так и в начале XX века. В работах, выполненных на обширном источниковом материале собраны значительные фактические сведения о различных сторонах жизни сельскохозяйственных школ региона, показано их значение как культурно-образовательных центров в России и регионах, дается определенный анализ государственной политики по развитию сельскохозяйственных учебных заведений в стране, показаны взгляды сословий на сельскую профтехшколу.

Интересный и весьма важный для понимания существа исследуемой проблемы материал содержится в диссертационных работах и трудах О. И. Выростковой, Л. С. Гатиловой, Р. Н. Балицкого.23) Их ценность, прежде всего в том, что они показали значение меценатства и благотворительности для развития сельхозшкол Центрального Черноземья в сложных социально-политических условиях рубежа XIX — XX вв.

В работе О. И. Выростковой, кроме того, показана политика государственных органов власти и общественности по созданию системы социальной работы среди учащихся Курской губернии, в том числе и в низших сельхозшколах. Особо важной, по мнению автора, эта деятельность представлялась в сложный в военно-политическом отношении период начала XX века.

Подводя итоги степени научной разработанности проблемы следует сказать, что ученые касались различных сторон истории низшего сельскохозяйственного образования в начале XX века. Они рассматривали социокультурные факторы становления и развития, типологию сельхозшкол, различные виды систем учебных заведений, организацию социальной работы в них. Авторам удалось собрать и обобщить значительный фактический материал по истории низшего сельскохозяйственного образования в России и ее регионах, показать этапы его развития и сложности «насаждения» учебных заведений, определить направления развития сети сельхозшкол в начале XX века.

Вместе с тем, в целом проблемы развития низших сельхозшкол, деятельности учебных заведений, преподавателей и учащихся в социополитической повседневности военно-революционного времени начала XX века специальному комплексному исследованию не подвергались. Кроме того, историографический обзор свидетельствует о том, что исследователи особенно последних десятилетий довольно часто и необоснованно идеализируют дореволюционный опыт. Вышеназванные обстоятельства подтверждают актуальность темы нашего исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности темы, степени ее научной разработанности целью работы является изучение деятельности государственных органов власти, земств, обществ и частных лиц по совершенствованию и развитию сети и системы низшего сельскохозяйственного образования в России в социально-политической повседневности начала XX века.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— определить факторы эволюции системы низших сельскохозяйственных школ в начале XX века и причины начала государственного планированияпроследить процесс совершенствования законодательства о сельскохозяйственном образовании в социально-политических условиях начала XX века;

— показать систему воспитания и учебной работы в сельских профтехучилищах в военно-революционное время начала XX века;

— проследить и раскрыть основные направления и формы профессионально-реабилитационной работы в низших сельхозшколах России.

Источниковую базу исследования составляют две большие группы опубликованных и архивных материалов. Нужно отметить, что как в первой, так и во второй группе источников присутствует элемент неточности (субъективный фактор), связанный либо с ошибками при подготовке к печати официальных материалов, либо с халатным отношением к составлению отчетов в министерства и ведомства. Поэтому сопоставление данных из различных групп источников будет способствовать более объективному анализу интересующих нас, проблем.

Комплексный подход изучения отдельного процесса или явления предполагает системное изучение его составляющих частей. Выявляя общее и особенное, исследователь лучше понимает как внутреннюю, так и внешнюю сторону объекта исследования.

Исходя из этого, в основу классификации исторических источников следует положить проблемно-хронологический принцип. Важнейший самостоятельный и базовый блок исторических источников представляют документы и материалы, относящиеся к 80-м годам XIX века — 1904 году.

Первая ключевая группа источников в этом блоке состоит из текста Нормального Положения о низших сельскохозяйственных школах, Высочайше утвержденного 27 декабря 1883 года.24) Общей особенностью этого закона можно считать его прецедентный характер. Все нормативно-правовые акты (положения, уставы) различных типов низших сельскохозяйственных школ создавались по принципиальной схеме этого закона и в большинстве случаев воспроизводили текст официального документа. Так, в Нормальном положении сказано: «Низшия сельскохозяйственныя школы имеют целью распространение в народе основных познаний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий», а в уставе Марьинской низшей сельскохозяйственной школы мы читаем: «Школа эта имеет целью распространение, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще, а отчасти и по свеклосахарному и винокуренному производствам, а также в применении к исправлению земледельческих машин и орудий» .

Универсальность этого закона состояла в том, что все государственные учреждения, земства, общества и частные лица, приступая к организации сельскохозяйственных школ, не могли выходить за его рамки. В нем детально определялись все параметры жизнедеятельности учебных заведений: цель, типы (для данного временного периода), принадлежность, органы, имевшие право открывать их, порядок учреждения, финансирования, управления. Кроме того, указывался механизм обеспечения их преподавательскими кадрами и контингентом учащихся, устанавливались основы организации учебно-воспитательной и производственной работы в зависимости от типов школ, права и обязанности выпускников. Названный закон действовал до 1904 года.

Вторую самостоятельную группу источников в данном блоке составляет переписка губернских властей и земств с Министерством государственных имуществ (МГИ) относительно учреждения низших сельскохозяйственных школ в различных регионах империи, а также уставы и положения отдельных учебных заведений. Ценность этих материалов, состоит в том, что они дают возможность проследить систему взаимоотношений провинции и центра по означенной проблеме, порядок и последовательность открытия учебных заведений (отсутствовала привычная для нашего понимания волокита). Уставы и положения отдельных школ позволяют увидеть и понять специфику низших сельскохозяйственных школ в различных экономических регионах и природно-климатических зонах.

Третью группу составляют ежегодные отчеты низших сельскохозяйственных школ и училищ в Департамент земледелия. Они были печатные и рукописные, но все выполнялись по строго определенному стандарту, что дает возможность оперативного сравнения и выделения общего и особенного. Они позволяют проследить внутреннюю динамику развития, как отдельных школ, так и всей системы по России начала XX века.

Особое значение имеют подготовительные материалы, не вошедшие в силу определенных формальностей в официальные отчеты. В них мы находим раздумья, предложения по различным проблемам развития сельскохозяйственной школы в условиях модернизаций и военно-революционного времени.

Важное значение имеют материалы повествующие о неэффективной деятельности низших сельхозшкол. Причина этого усматривалась в том, что их выпускники либо за неимением земли не могли использовать свои знания, либо, получив солидный образовательный ценз, уходили на государственную службу. Такому положению дел имеется много оправдательных документов.

Большая часть документов посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательной и производственной работы, поиску новых более эффективных форм и методов ее организации. Обращают на себя внимание материалы, в которых содержатся предложения всех заинтересованных лиц наряду с уже существующими типами школ искать другие, более простые и доступные широким массам земледельцев.

Весьма интересную самостоятельную группу источников представляют подготовительные материала и труды всероссийских съездов сельских хозяев. В них содержится огромное количество документов, наблюдений, выводов о низших сельхозшкол ах в различных регионах страны. Наиболее ценными для нас являются труды декабрьского 1895 года съезда сельских хозяев в Москве.25) Этот съезд проходил после совещания о низших сельхозшколах, поэтому его участники подвергли серьезному критическому анализу работуназванных учебных заведений.

Идеи высказывания на этом съезде нашли свое отражение в нормативно-правовой базе, способствовали совершенствованию работы низших сельхозшкол в социально-политической повседневности начала XX века.

В 1895 году правительство поручило Министерству торговли и промышленности (МТиП) подготовить закон о сельских ремесленных учебных мастерских. Работа над проектом началась в 1895 году. Подготовительные материалы и текст Положения о сельских учебных мастерских, Высочайше утвержденного 10 марта 1897 г., составляют самостоятельную группу источников.26) Этот закон активно реализовывался в начале XX века. Их ценность в том, что они показывают систему взаимодействия МВД, Министерства народного просвещения (МНП), МГИ и МТиП в разработке нового типа низших специальных сельскохозяйственных школ. Особый интерес представляют документы по предварительной подготовке плана развития сети сельских ремесленных учебных мастерских в России. Важный фактический, отчасти аналитический материал содержит переписка правительственных учреждений, земств, обществ и частных лиц по проблеме. Сам же закон об учебных мастерских, во многом воспроизводил Нормальное положение 1883 года. Положения и уставы отдельных мастерских содержат дополнительную региональную информацию.

Складывание системы низших сельских профтехшкол, усложнение типологии учебных заведений, а также накопившиеся проблемы и противоречия привели к необходимости создания единой системы сельскохозяйственного образования в России. К 1904 году был подготовлен проект, а 26 мая 1904 г. с одобрения Государственного совета Высочайше утверждено Положение о сельскохозяйственном образовании27-* Подготовительные материалы и текст закона составляют последнюю группу источников данного блока. Ценность названных материалов в том, что они помогают нам воссоздать процесс эволюции всей системы сельскохозяйственного образования, и низшего в частности, а также осознать ту роль, которую призваны были играть высшие, средние и низшие сельскохозяйственные учебные заведения в модернизации страны.

Положение закрепило низшие сельхозшколы как структурный элемент в единой системе образования, и законодательно оформило систему низших сельскохозяйственных школ Министерства земледелия и государственных имуществ (МЗиГИ). В неё вошли низшие сельхозучилища (непредусмотренные Положением 1883 г.), школы, практические сельскохозяйственные школы и разного рода учебные установления, учрежденные после 1883 года. Закон расширил компетенцию государства в вопросах развития сельских профтехшкол, правовые и социальные гарантии преподавателей и учащихся.

Важный самостоятельный блок источников составляют официально опубликованные статистические данные о низших сельскохозяйственных школах. Впервые такой сборник был издан в 1895 году. «Настоящее издание представляет первый опыт статистического исследования сельскохозяйственных учебных заведений, подведомственных Департаменту Земледелия. между прочим с той целью, чтобы дать возможность всем интересующимся сельскохозяйственным образованием лучше судить о современном положении этого дела в России» В последующие годы выпуск сборников приобрел относительно регулярный характер. Они выходили в 1898, 1900, 1911, 1913, 1915 и 1916 годах.28) Материал в них располагался по схеме сборника 1895 года, хотя по мере накопления интересной и важной информации появлялись новые разделы и таблицы.

Большую группу источников в этом блоке составляют различного рода узаконения по вопросам низшего сельскохозяйственного образования за период с 1865 по 1910 г. включительно.29) Это — распоряжения, инструкции, циркуляры, правила, положения, разъяснения правительства, Министерства, Департамента земледелия и других центральных ведомств, заинтересованных в развитии сельскохозяйственного образования. Ценность этих материалов в том, что они позволяют поэтапно проследить эволюцию правового положения учебных заведений различных типов и системы низших сельскохозяйственных профтехшкол в целом. Они показывают порядок ведомственного руководства учебными заведениями, а также механизм взаимоотношений губернских властей и сельхозшкол.

Самостоятельную группу источников представляют статистические сборники Министерства народного просвещения, Министерства торговли и промышленности по подведомственным учебным заведениям и справочные издания по техническому и сельскохозяйственному образованию в масштабах Росси.30).

Период с 1904 по 1917 годы в истории развития низшего сельскохозяйственного образования характеризуется активной реорганизацией учебных заведении в соответствии с Положением 1904 г. рождением новых типов школ. Все это способствовало формированию особого блока источников.

Первую группу материалов в нем составила переписка губернских правительственных, земских органов и общественных организаций по вопросам реорганизации сельхозшкол, учрежденных по Положению 1883 года в соответствии с законом о сельскохозяйственном образовании 1904 г., начавшим применяться только с 1907 года. Материалы показывают основные направления эволюции в деятельности сельхозшкол в повседневных условиях начала XX века.

Особый интерес представляют документы совещаний заинтересованных органов по вопросам совершенствования работы новых типов учебных заведений, учрежденных в соответствии с законом 1904 года в условиях реализации столыпинских реформ.31) Они показывают причины возникновения учебных заведений, их структуру, систему учебно-производственной и воспитательной работы, а также место новых сельхозшкол в единой образовательной системе.

Весьма важный блок источников по исследуемой проблеме содержится в ежегодных отчетах уполномоченных по сельскохозяйственной части губерний в Департамент земледелия.32-* В них наряду со сведениями о сельскохозяйственном производстве содержится подробнейшая информация о работе властных структур по развитию сельхозшкол в различных регионах на плановой основе, о взаимовлиянии аграрного производства и сельскохозяйственного образования. Кроме того, эти материалы существенно дополняют общероссийскую картину и дают возможность во всем противоречии и многообразии увидеть процесс становления сельскохозяйственного образования в России в сложных условиях начала XX века.

При написании отдельных разделов диссертации активно привлекалась мемуарная литература и свидетельства непосредственных очевидцев и участников происходивших событий.33) При всем субъективизме и неоднозначности выводов и оценок они позволяют более полно и всесторонне воссоздать общую картину отношения в стране к низшему сельскохозяйственному образованию и более полно проследить эволюцию системы сельских профтехшкол в военно-революционных условиях и условиях аграрных модернизаций начала XX века.

Самостоятельный и большой блок источников представляет периодическая печать России конца XIX — начала XX веков. Особое значение имеют материалы, помещенные в «Вестнике сельского хозяйства», «Земледельческой газете», журналах «Сельскохозяйственное образование», «Техническое образование». Их особенность, как источников, в оперативности подачи информации, ее дискуссионности и многоканальности сбора приводимого материала.

Особого внимания заслуживают публикации работников Департамента земледелия, руководства школ, преподавателей по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы, аналитические материалы по проблемам развития сети и типов школ. Весьма ценными представляются данные о передовом педагогическом опыте в различных учебных заведениях, об улучшении материально-бытового положения преподавателей и учащихся, а также о социально-реабилитационной деятельности низших сельскохозяйственных школ.

Огромный пласт материалов по теме находится в центральных и местных архивах. При подготовке диссертационного исследования автор обработал 22 архивных фонда. Особый интерес представляют документы Российского государственного исторического архива (РГИА). Анализ показал, что все их можно разделить на основные и вспомогательные. К основным, следует отнести дела, собранные в Ф.395 (отдел сельской экономики и Сельскохозяйственной статистики Министерства земледелия), Ф.382 (учебный комитет Главного управления землеустройства и земледелия), Ф.398 (Департамент земледелия), Ф.25 (учебный отдел Министерства торговли и промышленности), Ф.733 (Департамент народного просвещения) и Ф.38 (канцелярия Министерства земледелия).

В названных фондах содержатся материалы, освещающие все вопросы жизни низших сельскохозяйственных школ в начале XX века. Основная информация, содержащаяся здесь, легла в основу официальных статистических сборников опубликованных Департаментом земледелия, о которых говорилось выше. Интерес автора вызвала ранее нигде не опубликованная информация, которая позволила уточнить различные аспекты изучаемой проблемы. Особое внимание уделялось поиску документов о социально-реабилитационных функциях сельских профтехшкол, социально-правовых гарантиях преподавателям и учащимся, материалам о начале государственного планирования развития сельскохозяйственных школ.

Интересный аналогичный материал регионального уровня содержатся в фондах областных архивов. Среди них Ф.20 (Воронежская губернская земская управа) Государственного архива Воронежской области (ГАВО), Ф.57 (переписные комиссии Курской губернии), Ф.341 (помещики и чиновники.

Курской губернии), Ф.155 (Курско-орловское управление Земледелия государственных имуществ), Ф.374 (фабричная инспекция Курской губернии), Ф.1054 (уполномоченный МЗ и государственных имуществ по Курской губернии) из государственного архива Курской губернии. Выборочный анализ материалов, хранящихся в РГИА и ГАВО, ГАКО, показал, что в региональных архивах по проблеме исследования содержится фактически тот же материал, что и в центральном. В местных архивах мы стремились найти материалы, открывающие ранее неизвестные страницы истории сельскохозяйственного образования, а непосредственная история сельских профтехшкол довольно полно представлена в ежегодных опубликованных отчетах учебных заведений на Высочайшее имя.

Из сказанного следует, что использованные источники позволяют достаточно полно и объективно рассмотреть вопросы, поставленные в диссертации. Имеющиеся документальные материалы неоднозначны по качеству и объективности, нуждаются в критическом отношении. Однако метод сравнительного анализа различных данных позволяет в значительной степени устранить неточности и противоречия при составлении объективной картины становления и развитие: низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней на основе комплексного анализа показано, что в сложной социально-политической повседневности начала XX века низшая сельскохозяйственная школа прошла быстрый эволюционный путь от простых сельхозшкол к многопрофильным учебным заведениям с различными сроками обучения, в которых возможно было обучать работников для всех сфер сельского хозяйства в условиях буржуазных модернизаций аграрного производства. Автор показал, что в начале XX века в ходе эволюции сельхозшкол оформилась и окрепла тенденция от их «насаждения» к планомерному созданию сети профтехшкол в зависимости от хозяйственных потребностей.

На основе обширного источникового материала, многие документы из которого введены в научный оборот впервые автор показал, что в условиях военно-революционной повседневности, учащиеся низших сельхозшкол России практически не участвовали в общественнополитическом и революционном движениях. Вместе с тем, в периоды Русско-японской и Первой мировой войн они активно участвовали в патриотическом движении, организовывали работу по обработке земельных участков ушедших на фронт, получивших увечья, заготавливали продовольствие и одежду для фронтовиков, участвовали в профессионально-реабилитационной работе среди раненых и увечных воинов.

Практически значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по аграрной истории и образованию, социально-политической истории начала XX века, при разработке законодательства по профессиональному образованию в современной России, а также при подготовке лекций, спецкурсов по истории Отечества.

Апробация работы. Результаты исследования опубликованы в трех научных работах общим объемом 2,4 печатных листа.

Основные положения диссертации обсуждения на кафедре истории Отечества Курского государственного университета, докладывались на ежегодных научно-методических конференциях и семинарах работников образования Курской области.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка исследованных источников и литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование дает возможность сделать ряд заключений и выводов. Начало XX века в Российской истории — это сложный и противоречивый период. Его сущность состояла в постоянном усложнении социально-экономической, политической и военно-революционной повседневности. Активное вхождение аграрного производства в рыночные отношения, изменение ментальности сельских хозяев, переход на новые формы земледелия и землепользования, особенно в период столыпинской модернизации, делали сельскохозяйственное образование серьезным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности и обеспечения социальной стабильности в обществе и государстве. Вместе с тем военно-революционная повседневность начала XX века отодвигала на задний план проблемы образования и профессионального и сельскохозяйственного в частности. Поэтому основная масса историков оставила эти «несущественные вопросы» вне поля своего внимания.

Однако источники и архивные материалы показывают, что в период с 1900 по 1917 гг. в постоянно меняющейся социально-политической обстановке правительство, земства, общества и частные лица активно участвовали в разработке теоретических основ и в практической деятельности по развитию и совершенствованию низшего сельскохозяйственного образования.

К началу XX века теория и практика создания и развития сельскохозяйственных школ, основанная на реализации Нормального Положения о низших сельскохозяйственных школах от 27 декабря 1883 года и Положениях об отдельных учебных заведениях накопила значительный опыт. В этой работе активное и совместное участие принимали государство, земства, общества и частные лица. Однако к 1900 году и особенно в начале XX века задачи, стоявшие перед аграрной сферой, всей деревней, заметно усложнились. Поиск путей модернизации организации хозяйственной жизни и деятельности заставил правительственные органы совершенствовать и развивать нормативно-правовую базу создания низших сельскохозяйственных учебных заведений, способных удовлетворить различные слои населения и возрастные категории в профессиональном образовании.

В отечественной историографии, особенно советской, общепринятым было утверждение о том, что военно-революционная повседневность начала XX века, модернизация социально-экономического развития страны и особенно столыпинские аграрные преобразования коренным образом изменили ход социально-политического развития страны. Однако проведенное исследование на примере низшего сельскохозяйственного образования показывает, что государственные органы власти, земства, общества и частные лица путем создания мобильной и эффективной системы подготовки кадров пытались остановить процесс революционизирования общества и рост социальной напряженности в исследуемый период.

Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о том, что в сложных социально-политических условиях начала XX века правительство понимало, что в аграрно-индустриальной России, где активно развивались предпринимательские отношения во всех сферах народного хозяйства, современное сельскохозяйственное образование становилось не только важнейшим фактором повышения эффективности производства, но и основой общественной стабильности в государстве, открывая достаточно широкие социальные перспективы перед различными категориями населения.

В целях совершенствования сельскохозяйственного образования и создания единой системы его развития в повседневных условиях начала XX века в империи было подготовлено, одобрено Государственным советом и Высочайше утверждено 26 мая 1904 года Положение о сельскохозяйственном образовании. Оно положило конец действию разрозненных нормативно-правовых актов, регулировавших развитие отдельных учебных заведений и утвердило единую систему сельскохозяйственных учебных заведений в стране: высшие, средние и низшие.

В соответствии с законом низшие сельскохозяйственные школы всех типов должны были «насаждаться» на территории всего государства как «рассадники» профессиональных знаний для молодежи, преимущественно крестьянской, хотя все они были всесословными. Практическая реализация Положения осуществлялась в повседневных условиях революций 1905 — 1917. гг., столыпинских реформ и в ходе Первой мировой войны.

Нестабильные социально-политические условия начала XX века и стремление правительства привлечь крестьянство к активному участию в модернизации аграрного производства способствовали совершенствованию законодательства о низшей сельхозшколе России. Это выразилось в том, что в условиях крестьянских мобилизаций на фронт, оккупации части территорий империи войсками противника политика «насаждения» низших сельхозшкол стала давать сбои, что привело к началу законодательного оформления политики государственного планирования развития сети низших сельскохозяйственных учебных заведений.

Переход к хуторскому и отрубному хозяйству, переселенческая политика активизировали процесс создания сельскохозяйственных школ для взрослых крестьян — сельских хозяев, которые в силу производственной загруженности не могли учиться в обычных сельхозшколах. Специально для этой категории земледельцев и землевладельцев законодатель предусмотрел создание и развитие народных сельскохозяйственных и крестьянских сельскохозяйственных школ, сельскохозяйственных курсов и сельскохозяйственных классов в общеобразовательных школах. Важно подчеркнуть, что в этих школах могли на стационарной основе обучаться дети крестьян и других сословий.

Военно-революционная повседневность вызвала к жизни, законодательно оформленные социально-профессиональнореабилитационные учебные установления для детей, раненых и увечных воинов. Особой популярностью в начале XX века пользовались земледельческие колонии и детские приюты для детей-сирот и курсы профессиональной переподготовки для увечных фронтовиков.

Особенности аграрного развития, социокультурная неоднородность российского пространства, военно-революционная повседневность определили наиболее оптимальные типы учебных заведений в начале XX века. По мере эволюции сети низших сельских профтехшкол совершенствовалась правовая база их работы. В начале XX века законодательство покончило с хаотичностью в развитии сельских профтехшкол, оформило единый порядок их функционирования на территории всей империи. Оно определило кто, где и когда может учреждать учебные заведения, кого следует принимать на учебу, порядок комплектования педагогическими кадрами школ, училищ и мастерских. Положения закрепили систему учебно-воспитательной работы, регламентировали финансовую и хозяйственную деятельность, а также установили порядок взаимоотношения сельхозшкол с их окружением и способы их взаимодействия.

На основе законодательства и накопленного опыта по руководству сельскохозяйственными профтехшколами формировались принципы управления ими. Управление низшей сельхозшколой России основывалось на принципах законности, централизма и социально-экономической целесообразности. Безаппеляционными и обязательными для исполнения являлись любые директивные документы министерств и департаментов, составленные в развитие законов о низшей сельскохозяйственной школе. Такое положение не оставляло простора для творчества и самодеятельности педагогических коллективов, но в условиях социально-политической нестабильности начала XX века обеспечивало организацию качественной работы. Принцип централизма являлся определяющим и был единственно верным для России в период военно-революционных потрясений и модернизационных преобразований.

Особую роль в управлении играл территориально-ведомственный принцип. Он позволял учитывать особенности регионов, их традиции в управлении учебными заведениями и специфику отраслей аграрного производства, для которых осуществлялась подготовка кадров. Общая подчиненность сельских профтехшкол попечителям учебных округов МНП способствовала тому, что профтехшколы, призванные решать свои специфические задачи, не выпадали, а органически вливались в единый общепедагогический процесс, что ускоряло внедрение педагогического опыта в учебную работу и обогащало сельскую профтехшколу передовыми идеями. Принцип централизма, будучи определяющим, способствовал форсированному созданию сети сельскохозяйственных школ в государстве с модернизацией догоняющего типа.

В начале XX века в формировавшейся системе сельских профтехшкол начали заметно преобладать народные начальные сельскохозяйственные школы. Данное обстоятельство объясняется низким общекультурным уровнем основной массы крестьянства и производственной целесообразностью, вызванной невозможностью на долгое время отвлекать крестьян от хозяйственных работ.

Кроме горизонтального расширения сеть сельхозшкол активно развивалась по вертикали. Насаждение и концентрация учебных заведений по отраслевому признаку определялась природно-климатическими условиями. Общие сельскохозяйственные школы и училища преобладали в южных и средне-земледельческих губерниях, где полеводство было основой аграрного производства. В северо-восточных губерниях и Сибири доминировали учебные заведения для подготовки работников животноводства и перерабатывающей промышленности. Сеть сельских ремесленных учебных мастерских развивалась на территории империи относительно равномерно, потому что специалисты, умеющие эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать технику требовались повсеместно. Вместе с тем лидировали в развитии сельхозшкол хлебопроизводящие губернии.

Проведенное исследование показывает, что в условиях активной реализации аграрных модернизационных проектов в начале XX века заметно возросла роль сельскохозяйственных учебных заведений в подготовке кадров, а нехватка специалистов массовых профессий в различных регионах страны способствовала началу государственного планировании развития сети и системы сельскохозяйственного образования в стране.

В социально-политических условиях начала XX века планирование развития сельхозшкол в России опиралось на местное самоуправление. Это явление подтверждает возможность сочетания в российской действительности централизованных мер управления с общественной инициативой на местах. Российское законодательство в условиях военно-революционного времени создало и упрочило правовые границы деятельности земств, обществ и частных лиц в развитии профессионального сельскохозяйственного образования. Из работы видно, что именно в это время основная масса сельхозшкол находилась на балансе земств и обществ. Целенаправленно и последовательно государственные учебные заведения переходили под земский контроль.

Учебно-воспитательная работа в сельскохозяйственных школах России так же, как и сама система профтехшкол, находилась на стадии становления и развития. В ее основе лежал принцип практического обучения в ходе сельскохозяйственной производственной деятельности. Однако в начальный период организации сельхозшкол было признано, что теоретическое обучение является важнейшей составной частью профессиональной подготовки. Поэтому учебно-воспитательная работа в низших сельхозшколах России особенно в начале XX века — в период активизации модернизационных процессов характеризовалась поиском оптимальной модели сочетания теоретического и практического обучения.

Несмотря на постоянную загруженность учащихся сельхозработами, дежурствами и практическими занятиями, складывалась и совершенствовалась система воспитательной работы. Ее целью стало формирование инициативного, творческого и самостоятельного земледельца — патриота и хозяина. В условиях военной опасности и социально-политической нестабильности руководство сельхозшкол и инженерно-педагогические коллективы увидели во внеурочной воспитательной работе существенный фактор подготовки граждански зрелых специалистов, способных по-новому вести свое и общественное хозяйство, а также активнее внедрять более эффективные технологии в аграрное производство России. Воспитание начинало играть важную стабилизирующую роль в общественном развитии страны в начале XX века.

В силу неразвитости сельской инфраструктуры низшие сельскохозяйственные школы России в начале XX века посредством своих специфических возможностей решали проблемы, встававшие перед обществом. Имея непосредственной целью распространение основных познаний по сельскому хозяйству, они путем различных форм обучения не только обеспечивали аграрное производство квалифицированными кадрами, но и осуществляли воспитательную, профилактическую и реабилитационную деятельность среди различных категорий молодежи и взрослого населения.

Важнейшей чертой повседневной жизни начала XX века в России была социальная дифференциация населения, особенно крестьянства в условиях активного проникновения буржуазных отношений в сельское хозяйство и ускорения модернизационных процессов в аграрной сфере страны. Это способствовало формированию социально незащищенной категории детей и обедневших дворян в Европейской России, а также самих крестьян.

Революции, войны, переселенческие перемещения крестьян в начале XX века способствовали формированию контингента беспризорных детей, нуждавшихся в государственно-социальной поддержке и соответствующем профессиональном образовании. Войны начала XX века и особенно Первая мировая создали в России специфическую категорию учащихся из числа взрослого населения. В их число входили увечные и раненые фронтовики различных войн и конфликтов и особенно Первой мировой.

Естественно в этот период сеть низших сельхозшкол подвергалась трансформационным процессам. Но, несмотря на это сельхозшкола становилась и оставалась важнейшим фактором социальной реабилитации крестьянской молодежи и эффективным средством профессиональной переподготовки инвалидов и увечных воинов-фронтовиков. Участие учащихся и преподавателей в модернизционных процессах начала XX века, военно-революционных и иных социальных конфликтах способствовало формированию у населения и особенно крестьянства осознанного отношения к этим процессам и осознанию своего места в конкретно исторической обстановке.

Несмотря на сложные, постоянно менявшиеся условия повседневной жизни и деятельности низших сельхозшкол, период с 1900 по 1917гг. был продуктивным для их эволюции. Ежегодно увеличивались казенные ассигнования на эти цели, усиливалось руководящее начало правительства во всех сферах строительства сельской профтехшколы, активно привлекались земства, общества и частные лица, поддерживалась разумная инициатива и начинание, направленные на улучшение агрономического образования учащихся в сельхозшколах. Таким образом, на наш взгляд, правительство рассчитывало решить основные экономические проблемы и отвлечь крестьянскую молодежь от революционной борьбы. Но независимо от субъективных мотивов правительства его политика в исследуемый период объективно способствовала развитию сельскохозяйственного образования.

В завершении исследования логичным представляется вывод о том, что в начале XX века внимание государственной власти, земских органов, общественных организаций и частных лиц к развитию низшей сельской профтехшколы неуклонно возрастало, объединялись их усилия по созданию учебных заведений. По нашему мнению, это было признаком того, что все.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Российский государственный исторический архив
  3. Ф.25. Учебный отдел Министерства торговли и промышленности
  4. Ф.381. Канцелярия Министерства земледелия
  5. Ф.382. Учебный комитет Главуправления Землеустройства и Земледелия
  6. Ф.387. Лесной департамент Министерства земледелия
  7. Ф.395. Отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики Департамента земледелия
  8. Ф.398. Департамент земледелия Министерства земледелия
  9. Ф.426. Отдел земельных улучшений Министерства земледелия
  10. Ф.733. Министерство народного просвещения
  11. Ф.740. Департамент общих дел Министерства народного просвещения
  12. Ф.797. Канцелярия Обер прокурора Священного Синода
  13. Ф.1233. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности
  14. Ф.1276. О рассмотрении законопроектов ведомств по вопросам государственного управления
  15. Государственный архив Воронежской области
  16. Ф.20. Воронежская губернская земская управа
  17. Государственный архив Курской области
  18. Ф.57. Переписные комиссии Курской губернии
  19. Ф.341. Помещики и чиновники Курской области
  20. Ф. 155. Курско-Орловское управление Земледелия и государственных имуществ
  21. Ф.374. Фабричная инспекция Курской губернии
  22. XIX начале XX века// Аграрная эволюция России и США в XIX — начале
Заполнить форму текущей работой