Управление инновационной деятельностью на транспорте: На примере дорожного хозяйства
Рекомендации и оценочные расчеты инноваций использованы в учебно-методической работе кафедры «Менеджмент и коммерция» УрГУПС, при выполнении дипломных работ по инновациям в 19 982 001гг., а также учтены при обосновании внедрения новых дорожных эмульсионных технологий в Свердловской области (ямочного ремонта, поверхностной обработки, холодной регенерации дорожных одежд, устройства слоев износа… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
- 1. 1. Современные тенденции устойчивого развития инновационных процессов организации и управления транспортом
- 1. 2. Системный анализ и выявление противоречий научно-технического прогресса
- 1. 3. Структуризация процессов развития и выделение основных этапов научно-технической революции
- 1. 4. Концептуальная модель создания технологии организации производства на современном этапе научно-технической революции
- 1. 5. Моделирование функционального соответствия процессов управления инновациями на транспорте
- 1. 6. Имитационное моделирование как механизм формирования функциональных модулей
- 1. 7. Жизненный цикл технологических процессов — комплексный критерий для установления функционального соответствия
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА)
- 2. 1. Общие методические положения
- 2. 2. Классификация инноваций
- 2. 3. Оценка эффективности инноваций
- 2. 4. Показатели эффективности инноваций и их расчет
- 2. 5. Разделы технико-экономического обоснования инновационного проекта (ТЭО ИП)
- 2. 6. Комплексный учет факторов риска, неопределенности и инфляции
- 2. 7. Расчет полезного экономического эффекта и предельного уровня стоимости инновационного проекта
- ГЛАВА 3. БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
- 3. 1. Исходные данные модуля технического оснащения
- 3. 2. Существующая техническая обеспеченность дорожной отрасли
- 3. 3. Внедрение новой техники и технологий
- 3. 4. Состояние нормативной базы технического оснащения дорожного хозяйства
- 3. 5. Мировые тенденции инновационного технического оснащения дорожного хозяйства
- 3. 6. Задачи базовых модулей технического оснащения линейных дорожных хозяйств подрядных организаций
Управление инновационной деятельностью на транспорте: На примере дорожного хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационная сфера управления народным хозяйством является ядром структурных изменений экономики, и ее характер определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований [5, 149].
Процесс обновления техники и технологий на транспорте [2 — 4], как в сфере производства, так и в сфере управления производством, по своей сути интегрирует все ресурсы — человеческие, интеллектуальные и материальные. Эффективность этого процесса зависит от условий, способствующих формированию оптимальных экономических комбинаций различных видов ресурсов.
В настоящее время инновационная сфера включает научную сферу, НИОКР, сферу архивирования, распространения и защиты научно-технических знаний (информационную сферу), сферу проектирования инноваций, сферу непосредственной их реализации (материализации), а также систему государственного регулирования и финансового обеспечения инновационной деятельности [5, 9−11, 94, 100, 130,149].
Исследования в области организации и управления инновационной деятельностью на транспорте с целью повышения его эффективности, разработка методических рекомендаций оценки экономической эффективности инноваций вызваны расширением и углублением рыночных отношений в экономике страны и регионов, повышению роли финансового ресурса, как эквивалента и критерия экономического блага.
Инновационные принципы управления и хозяйствования на транспорте потребовали дальнейшего совершенствования инновационной методологии и практики прогнозных и аналитических расчетов эффективности инновационных проектов, их финансовой составляющей на федеральном и территориальном уровне управления дорожным хозяйством.
Актуальность работы обусловлена также необходимостью защиты интересов инвесторов, как в лице государства (при расходовании бюджетных средств), так и в лице частных вкладчиков (при реализации в дорожном хозяйстве коммерческих инновационных проектов и отбору их для финансирования).
Таким образом, выбранная тема находится на стыке направлений изучения научно-технического прогресса в отрасли и современной фазы развития экономики транспорта, дорожного хозяйства, остро нуждающихся в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для устойчивого развития, экономического роста, технического переоснащения, организации эффективного производства на базе новых машин и технологий.
Цель работы — разработка и углубление инновационной методологии, внедрение инновационной системы управления на транспорте. Поэтому автор обращает внимание на категории: научно-технический прогресс, закономерности НТР, инновация. В частности, рассмотрена инновационная деятельность на транспорте, в дорожном хозяйстве Свердловской области, на примере которого исследовали закономерности влияния научно-технического прогресса на инновационное развитие отрасли, внедрение новых технологий, повышение качества строительства, ремонта и содержания автодорог, модернизацию транспортной сети и производственной базы. В рамках проводимой работы выполнена разработка «Методических рекомендаций по обоснованию эффективности инноваций» для Свердловского областного управления автомобильных дорог.
Создание научно обоснованного подхода к организации и управлению инновационной деятельностью на транспорте вызвано, кроме того, развитием рыночных отношений в экономике регионов, структурным реформированием регионального транспорта, снижением доли бюджетного финансирования.
Все это потребовало дальнейшего углубления теории и методологии формирования модулей функционального соответствия в управлении и организации производства на транспорте с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности.
Исходя из теоретических представлений, в работе дано методологическое описание и практические рекомендации по разработке модулей инновационной деятельности (с приложением к реальной инновационной политике в транспортных отраслях). Подробно рассмотрены и спроецированы на территориальный уровень управления дорожным хозяйством Свердловской области инновационная концепция развития научно-технической политики в части технического оснащения автодорожного хозяйства, приведены практические примеры ее воплощения в Свердловской области.
Представлены современные методы расчета и оценки эффективности инноваций по совершенствованию организации производства на железнодорожном транспорте и в автодорожном хозяйстве, внедрению новой техники и технологий. Рекомендации содержат методику определения бюджетной и коммерческой эффективности инноваций, используемую при проектировании нововведений.
Объект исследования — организации, учреждения и подрядные производственные предприятия дорожного хозяйства, как федерального, так и регионального, областного уровня управления дорожным хозяйством (по Свердловской области).
Предмет исследования — инновационная, научно-техническая политика в транспортной отрасли, управление инновациями и оценка экономической эффективности инновационных проектов, отраслевые региональные программы внедрения новой техники и технологий, повышение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в Свердловской области.
Научная новизна диссертационного исследования:
— на основе теории функционального соответствия предложена методология и типология разработки модулей инновационной деятельности для повышения эффективности организации производства на транспорте и в дорожном хозяйстве;
— с системных позиций проанализирована и представлена инновационная концепция научно-технической политики в части технического оснащения автодорожного хозяйства и результаты ее внедрения в дорожном хозяйстве Свердловской области;
— обосновано применение современных инвестиционных методов оценки эффективности инноваций на территориальном уровне управления автодорожным хозяйствомданы рекомендации по совершенствованию организации, управления и оценке эффективности внедрения новой техники и технологий.
Даны практические рекомендации по разработке разделов технико-экономического обоснования инновационных проектов (ТЭО ИП).
При разработке теоретических положений и методических рекомендаций учитывались научные работы и рекомендации региональных научных и учебных организаций: Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), Уральского отделения ВНИИ ЖТ, Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ), Свердловского научно-производственного центра РосдорНИИ, Тюменского филиала международного института строительства, разработки и методические материалы управляющих компаний — Росавтодора и Свердловского областного управления автомобильных дорог.
В ходе проведения настоящего исследования, при непосредственном личном творческом участии автора под научным руководством д. т. н., профессора Самуйлова В. М. подготовлена к публикации и издана монография (научное издание Уральского государственного университета).
Организация и управление инновационной деятельностью на транспорте" объемом 16,5 п.л. [67]. В монографии представлены апробированные теоретические положения, опыт практического управления инновациями в дорожном хозяйстве и методология оценки эффективности инноваций в современных условиях хозяйственной деятельности предприятий транспорта. Личный творческий вклад автора в монографии составляет 4,0 п.л.
Обобщенные в настоящей работе материалы — результат многолетней работы (1992;2002гг) и личного творческого вклада соискателя в разработку научной проблемы организации и управления инновациями на транспорте, выполняемой под научным руководством д. т. н., профессора Самуйлова В. М., а в последние годы (1999;2002гг.) — при творческом сотрудничестве с отделом инноваций Свердловского управления автомобильных дорог.
В соответствии с разработанными методическими рекомендациями выполнены проверочные и оценочные расчеты, подтверждена высокая технико-экономическая эффективность новых технологических процессов, рекомендованных к внедрению Свердловским управлением автомобильных дорог в дорожном хозяйстве Свердловской области: в том числе — технологии производства и применения катионных битумных эмульсий, модифицированных битумов и полимерно-битумных вяжущих для строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
Диссертационная работа состоит из трех тематических глав (инновационная теория и методология, оценка эффективности инноваций, современная концепция технического оснащения дорожного хозяйства), заключения, списка использованных библиографических источников и трех приложений, в которых приведены (дополнительно) примеры внедрения инноваций в дорожном хозяйстве Свердловской области в период 1999;2002гг, формализованный модуль управления качеством, расчетные материалы по цеху мастик. В качестве расчетного примера представлен результат технико-экономической оценки инновационного проекта научно-технического центра «Мастика» по организации производства модифицированной резино-битумной мастики «БРИЗОЛ-МРБХТ» для железнодорожного транспорта и дорожного хозяйствапредставлен и проанализирован финансовый профиль данного инновационного проекта.
Рекомендации и оценочные расчеты инноваций использованы в учебно-методической работе кафедры «Менеджмент и коммерция» УрГУПС, при выполнении дипломных работ по инновациям в 19 982 001гг., а также учтены при обосновании внедрения новых дорожных эмульсионных технологий в Свердловской области (ямочного ремонта, поверхностной обработки, холодной регенерации дорожных одежд, устройства слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей по типу «Сларри-Сил»), при производстве битумоминеральных (БМО) смесей, при проектировании битумно-эмульсионной базы в г. Сухой Лог и при обосновании производства лигнино-битумного вяжущего (ЛБВ), резино-битумной мастики серии «БРИЗОЛ-МРБХТ» на ОАО «Стройпластполимер» (г. Екатеринбург).
Автор выражает благодарность товарищам и коллегам по работе: сотрудникам кафедры «Менеджмент и коммерция» УрГУПС, специалистам Свердловского и Воронежского НПЦ «РосдорНИИ», СОГУ «Управление автомобильных дорог», НТЦ «Мастика», ОАО «Стройпластполимер», УГТУ-УПИ, Государственного университета управления, научному руководителю д. т. н., к. э. н., профессору Самуйлову В. М. и уважаемым рецензентам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Экономические преобразования в общественном производстве и на транспорте, связанные с переходом к рыночным отношениям, поставили ряд актуальных проблем и, прежде всего, разработку современной концепции управления инновациями на основе изучения закономерностей научно-технического прогресса.
Реформирование производственных отношений на транспорте требует внедрения инновационной системы управления отраслью, эффективной организации производства, установления тенденций проявления НТП, применения системных методов моделирования, информационной индивидуализации объектов и процесса принятия оптимальных управленческих решений.
Актуальной научной проблемой, составившей предмет настоящего исследования, явилась методология, выявление и формализация процесса организации и управления комплексными проблемами НТР, приложение созданной на основе проведенного анализа модели организации производства к управлению инновациями на транспорте и в дорожном хозяйстве.
Практической ценностью работы является углубление и разработка типологии формирования модулей функционального соответствия для повышения эффективности организации и управления производством, включая транспортную систему и систему жизнеобеспечения транспортадорожное хозяйство.
Применимость и практическая реализуемость технологии моделирования функционального соответствия с целью повышения эффективности производства имеет универсальный характер и, поэтому, легко «встраивается» в концепцию инновационного развития предприятий, независимо от вида деятельности и формы собственности.
Теоретические выводы позволили обосновать концепцию научно-технической политики и технического переоснащения при инновационном развитии дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровне управления, определить целесообразные взаимосвязи между ними.
Проведен детальный анализ совокупности факторов и условий, регулирующих организационно-управленческие отношения при реализации инноваций в транспортных отраслях. Исследования, методическая и научно-практическая работа в сфере инноваций на транспорте, в дорожном хозяйстве, проводимая в течение ряда лет на кафедре «Менеджмент и коммерция» УрГУПС, изучение инновационных процессов в смежных отраслях производства (в энергетике, металлургическом комплексе, нефтепереработке), практика НИОКР, позволили констатировать достижение следующих научных результатов и внесение на их основе практических предложений:
1. С системных позиций выявлены тенденции развития и основные противоречия в процессах организации и управления инновациями на транспорте в современных условиях. Предложено использовать качественно новую категорию — функциональное соответствие. Раскрыты его содержание, характеристики и закономерные связи. Выявлен комплекс организационно-экономических противоречий научно-технического прогресса, непосредственно влияющих на динамику развития отраслей транспорта и дорожного хозяйства.
2. Разработана и обоснована концепция (методология и типология) формирования модулей функционального соответствия для повышения эффективности организации производства и управления инновациями на транспорте, в дорожном хозяйстве, базирующаяся на принципах устойчивого развития, тенденциях научно-технического прогресса, модульности и многовариантности инновационных решений.
3. Предложена модель функционального соответствия организации инновационного производственно-технологического процесса. Модель обеспечивает возможность применения процедур соответствия,.
Л формирование систем координат НТР, установление возможности рассмотрения границ жизненного цикла и собственно технологию организации.
4. Разработаны и применены для управления инновациями типовые функциональные алгоритмы: процесса устойчивого развития в функции соответствия «ресурс — потребность — непрерывность" — организации управления устойчивостью процесса развитияформирования целей и.
Щ задач процессов организации и управления. Реализация предложенных функциональных алгоритмов осуществляется через технологию организации инновационного производства, как технологию взаимодействия функциональных типовых модулей.
5. Представлен пакет технологических решений формализованного вида, который включает: имитационное моделирование, установление тесноты взаимосвязей между параметрами и соответствием жизненному циклу развития. Применены формализованные математические методы при установлении функционального соответствия, которые послужили основой для рекомендаций по автоматизированному модулю пакета ы прикладных программ оптимизации.
6. Развитие концептуальной инновационной модели организации и управления направлено на использование принципов технологии формирования модулей функционального соответствия с использованием автоматизированных высокопроизводительных комплексов, высокоуровневых типажей систем управления, синтезирующих в себе наиболее характерные признаки согласованности систем управления с $ машинами и автоматическими системами машин.
7. Обобщение полученных результатов позволило выявить принципиально новые качественные составляющие инновационной модели управления и рассмотреть основные направления, которые составляют типовой инновационный модуль функционального соответствия.
Первое направление включает в себя задачи по организации и управлению при формировании модуля соответствия процессу принятия решений. Второе — специфические особенности технической подготовки нового производства и кадровых управленческих модулей при определении функционального соответствия инновационных процессов потребностям отрасли. Третье направление должно отражать динамику становления и развития финансового цикла для экономического обеспечения устойчивости инновационных процессов.
9. Принципы формирования модулей функционального соответствия прошли апробацию в инновационной сфере дорожного хозяйства: при формировании долгосрочной научно-технической политики в дорожной отрасли, при техническом переоснащении дорожного хозяйства, разработке программ повышения качества дорожных работ и оценке эффективности инноваций на региональном уровне управления дорожным хозяйством. Предприятиям дорожной отрасли предусматривается резервировать часть средств (до 1,5% от сметной стоимости дорожных работ), направляемых из дорожных фондов на научно-техническое сопровождение и инновационное развитие отрасли, при соответствующем обосновании эффективности инновационных проектов.
10. При непосредственном участии автора разработаны и приняты к внедрению в дорожном хозяйстве на территориальном уровне управления инновациями «Методические рекомендации по обоснованию экономической эффективности инноваций на транспорте» .
11. В соответствии с разработанными методическими рекомендациями выполнены проверочные расчеты и обоснована экономическая целесообразность и эффективность новых технологических процессов, рекомендованных к внедрению в дорожном хозяйстве Свердловской области для строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог: по технологии производства битумных эмульсий, модифицированных битумов и полимерно-битумных мастик. Рекомендации использованы при проектировании битумно-эмульсионной базы СОГУ «Управление автомобильных дорог» (г. Сухой Лог) и при организации производства научно-техническим центром «Мастика» резино-битумных мастик серии «БРИЗОЛ» по ТУ 95−8 621 753−049−93 в ОАО «Стройпластполимер».
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «Инфра-М», 1996.
- Государственная программа «Коммуникации». Раздел «Транспорт». Концепция и материалы к программе. М.: Министерство транспорта РФ, 1992.
- Государственная транспортная политика Российской Федерации. Концепция. -Постановление Правительства Российской Федерации, № 1143 от 8.09.97.
- Основные направления развития и социально-экономической политики железнодорожного транспорта на период до 2005 г. Н Всероссийский съезд железнодорожников. 17−18 мая 1996 г. М.: Изд. — во «Гудок», 1996.
- Стратегия научно-технической политики в новых условиях работы железнодорожного транспорта. М.: МПС. — 1993.
- Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации. Федеральный закон // Железнодорожный транспорт -1998. № 3.
- Концепция научно-технической политики в дорожном хозяйстве Российской Федерации на 1998−2005 гг. -М.: Федеральная дорожная служба России, 1998.
- Лизинг в дорожном хозяйстве. М.: Российское дорожное агентство, 2000.
- Концепция технического оснащения дорожного хозяйства России (проект). -М.: Российское дорожное агентство, 2000.
- Методика определения экономической эффективности новой автоматизированной метрологической техники // Отчет о НИР: УПИ им. С. М. Кирова., Т.2. № гос.рег. 1 840 072 589, инв. № 2 860 017 636. / Самуйлов В. М. -Свердловск, 1985. 67 с.
- Методика определения экономической эффективности внедрения новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов в промышленности. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Методика определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции // Госстандарт. ВНИИМС. М., 1979.
- Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. -М.: Экономика, 1988.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Рук. авт. колл. Коссов В. В., Лившиц В. Н.,
- Шахназаров А.Г. / Официальное издание (Утверждены Министерством экономики, Министерством финансов и Госстроем РФ № ВК 477 от 21.06.1999).- М.: Изд-во «Экономика» 2000. — 421 с.
- Инструкция по определению экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в электротехнической промышленности СССР / Госкомцен СССР и Минэлектротехпром. М.: Информэлектро, 1979.
- Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте // Отчет о НИР: AT РФ, УрГУПС / В. М. Самуйлов, Т. В. Кошкарова.- Екатеринбург, 2001.
- Комплексная программа целевой интенсивной подготовки специалистов для народного хозяйства. М.: Минвуз РСФСР, 1985. — 204 с.
- Положение по планированию, организации, приемке и использованию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в системе Российского дорожного агентства. М.: РДА, 2000.
- План важнейших НИОКР и нормативно-технического обеспечения дорожного хозяйства на 2001−2002 гг. М.: Изд-во «Информавтодор», 2001.
- План развития инновационной деятельности дорожного хозяйства на 20 012 002 гг. М.: Изд-во «Информавтодор», 2001.1. Монографии
- Афиногенов О.П., Санников А. Ф., Белокобыльский А. С. Управление качеством дорожных работ на территориальном уровне. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 176 с.
- Белов И.В. Моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте. М., 1977.
- Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР. М.: Транспорт, 1993 .-415 с.
- Белоусов Б.В. Материалы для долговечных и экономических оснований дорожных одежд. Омск: Изд-во СибАДИ, 2000.
- Блехерман М.Х. Гибкие производственные системы. Организационно-экономические аспекты. М.: Экономика, 1988. -221 с.
- Бодин Н.А. Оценка параметров распределения по группированным выборкам. МИАН. М: Наука, 1976 Т. XI.
- Будавей В.Ю. Долгосрочные народнохозяйственные программы (теория и методология программного подхода в планировании НТП). М.: Мысль, 1980. -286 с.
- Васильев Г. А. Ускорение автоматизации производства на предприятии. Вопросы социально-экономической эффективности. М.: Экономика, 1988. -157 с.
- Вдовин Ю.А., Самуйлов В. М. Экономическая эффективность метрологического обеспечения контроля качества электротехнической стали / Сер. Управление качеством продукции. Вып.З. М.: ВНИИКИ Госстандарт СССР. — 40 с.
- Венецкий Н.Г., Венецкая И. Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М: Статика, 1979.- 448 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М: Изд-во «Айрис-пресс», 2002.
- Винер Р. Кибернетика. М.: Наука, 1983.
- Вовк А.А. Измерение, анализ и использование роста производительности труда на железнодорожном транспорте. М., 1990.
- Волков Е.А., Никонова Л. Г. Экономическая эффективность автоматизированного управления. М.: Мысль, 1987. — 160 с.
- Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1970.
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Пер. с англ. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.-480 с.
- Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
- Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг. -М.: Изд-во Моск. гос. университета путей сообщения, 1994. 174 с.
- Галахов В.И. Кадровое обеспечение федерального железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1998. — 515 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
- Горский JI.K. Автомобильный транспорт России в условиях реформ. М. — С. Петербург: 1995 — 278 с.
- Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях российских реформ. М.: Институт экономики РАН, 1993. — 64 с.
- Государственное регулирование средств сообщения в США и Англии. -Материалы семинара по транспортной политике. Вашингтон. Май 1991 г.
- Государственное регулирование экономики: направления и механизмы. М.: РАН, ЦЭМИ, 1995. — 210 с.
- Григорьян С.М. К. Маркс и социально-экономический проблемы технического прогресса. М.: Наука, 1973. — 240 с.
- Громов Н.Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система. -М.: Транспорт, 1987. 303 с.
- Громов Н.Н. и др. Планирование работы транспортных предприятий. М.: МИУ, 1988.-45 с.
- Громов Н.Н., Персианов В. А. Управление работой на транспорте. М.: Транспорт, 1990. — 336 с.
- Гудожник Г. С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. -М.: Наука, 1980.- 117 с.
- Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. -480 с.
- Денисов Е.Ф. Методические основы и оценка эффективности нововведений (инноваций). С.-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета экономики и финансов, 1991. — 33 с.
- Дмитриев В.А. Народнохозяйственная эффективность электрификации железных дорог и применения тепловозной тяги. М.: Транспорт, 1980. — 272 с.
- Дунаев О.Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. М.: Транспорт, 1992.-87 с.
- Евланов Л.Г. Теория и практика решений. -М.: Экономика, 1984. 176 с.
- Единая транспортная система / Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 1996.
- Организация и управление инновационной деятельностью на транспорте (теоретические и практические вопросы управления) / Ефимов А. Б., Самуйлов В. М., Кошкаров Е. В., Кошкарова Т. В., Самуйлов М. В. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. — 264 с.
- Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с.
- Железнодорожный транспорт. Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность: Обзор информ. / ЦНИИТЭИ МПС. М.: 1995.- Вып.1 — 20 с.
- Зайцев А.А., Ефанов А. Н., Третьяк В. П. и др. Дорога в рынок. Железнодорожный транспорт в условиях формирования рыночных отношений. -М., 1994.-236 с.
- Зайцев А.А. Экономическая стратегия управления железными дорогами. С. Петербург: Севтрансинвест, 1995. — 124 с.
- Зворыкин А.А. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. -М.: Знание, 1967.-62 с.
- Камаев В.Д. Современная научно-техническая революция: экономические формы и закономерности. М.: Мысль, 1972. — 261 с.
- Кац И .Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий (анализ и оценка). М.: Финансы и статистика, 1987. — 192 с.
- Киндлер Е. Языки моделирования. М: Энергоатомиздат, 1985. — 288 с.
- Классики менеджмента (энциклопедия) / Под ред. М. Уорнера. СПб: Питер, 2001.- 1168 с.
- Колесников Б.И. Совершенствование мотивации эффективной деятельности работников государственного предприятия в условиях реформированияэкономики (на примере предприятий железнодорожного транспорта). М.: ВИНИТИ РАН, 1999. — 132 с.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПБ.: Питер, 2002. — 1200 с.
- Крамер Г. Математические методы статистики. М: Мир, 1975.
- Кузнецова Е.Ю. и др. Прогнозирование и развитие транспортных систем: идеология, инструментарий, расчеты. Екатеринбург: УГТУ, 2000. — 186 с.
- Кузнецова Е.Ю., Курбатова А. В. Транспортный комплекс России: перспективы развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. — 217 с.
- Краюхин Г. А. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1984. — 294 с.
- Лифшиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. -М.: Транспорт, 1986. 240 с.
- Лёвин Б.А. Научные основы решения кадровых проблем железнодорожного транспорта. М.: МИИТ, 1990.
- Лоэв М. Теория вероятностей. М: ИЛЛ, 1962. — 719 с.
- Максимей И.С. Имитационное моделирование. М: Радио и связь, 1988. -232 с.
- Мандриков М.Е. и др. Основы экономической теории рынка и ее особенности на транспорте. М.: МИИТ, 1993. — 48 с.
- Маркетинг (энциклопедия) / Под ред. М.Бейкера. СПб.: Питер, 2002. — 1200 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 М.:Изд-во полит, лит-ры, 1969.- 907 с.
- Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. -М.: Мир, 1973.
- Мишарин А.С., Самуйлов В. М., Петров М. Б., Федотова Т. Н. Маркетинг и конкурентоспособность железнодорожного транспорта в грузовых сообщениях. Екатеринбург: Изд-во УрГАПС, 1998. — 44 с.
- Мэйджоналд Дж. Вычислительные алгоритмы в прикладной статистике. М.: Финансы и статистика, 1988.
- Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. -М.: Политиздат, 1987. 366 с.
- Оголева JI.H. Инновационная составляющая экономического роста. М.:ФА, 1996.
- Олигин-Нестеров В. И. Самуйлов В.М. НТР: система машин и человек. М.: Экономика, 1990. — 175 с.
- Основные методические положения определения социально-экономической эффективности / Под ред. М. А. Виленского, Л. М. Гатовского. М.: Ин-т экономики АН СССР, 1980. — 74 с.
- Персианов В.А., Скалов К. Ю., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1972. — 208 с.
- Планкет Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 167с.
- Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 133 с.
- Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М., 1993.
- Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2001.
- Редкозубое С. А. СИМОСС новый подход в имитационном моделировании. // Труды I Международной конференции ЮНЕСКО. -Тбилиси, 1989.-С. 18−28.
- Резер С.М. Управление транспортом за рубежом. М.: Наука, 1994.
- Самуйлов В.М. Экономические проблемы ускорения гибкой автоматизации производства. Монография / Уральский политехнический институт, Свердловск. 1987. 390 с. Деп. в ВИНИТИ, 1987, № 321 КК -Д132. — 18 п.л.
- Самуйлов В.М. Социально-экономические проблемы развития автоматической системы машин в условиях ускорения научно-технического прогресса (теория, методология, практика). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987.- 153 с.
- Самуйлов В.М. Методология и технология формирования модулей функционального соответствия для повышения эффективности организации производства на железнодорожном транспорте. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 1999. — 228 с.
- Самуйлов В.М., Щербинин В. Е., Корзунин Г. С., Петров М. Б. Определение экономической эффективности использования в промышленности новых автоматических средств неразрушающего контроля. Методические указания. -Свердловск: Изд-во УО АН СССР, 1988. 52 с.
- Себер Дж. Линейный регрессивный анализ. М.: Мир, 1980.
- Смирницкий Е.К. Экономика и машина. М.: Экономика, 1970. — 391 с.
- Современная научно-техническая революция: Историческое исследование / По ред. С. В. Шухардина. 2-е изд. М.: Наука, 1970. — 255 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). -М.: Политиздат, 1989.
- Стабин И.П., Моисеева B.C. Автоматизированный системный анализ. М: Машиностроение 1984. — 310 с.
- Современный экономический словарь. 3-е издание / Ройзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: Инфра-М, 2002. — 480 с.
- Тавмосян С. Философские проблемы развития техники. М.: Наука, 1964. -261 с.
- Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.:Инфра-М, 1999. — 312 с.
- У сков Н. С. Организация управления территориальными производственно-транспортными комплексами. М.: ГАУ, 1993. — 79 с.
- Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М.: АОН, 1990. — 191 с.
- Фукунага К. Введение в статистическую теорию распознавания образов. -М.: Наука, 1979.-203 с.
- Хакен Г. Синергетика. Пер с англ. М.: Мир, 1980.
- Хейнман С.А. Научно-техническая революция сегодня и завтра. М.: Политиздат, 1977. — 328 с.
- Цигичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Финансы и статистика, 1991. — 238 с.
- Черенков А.А. Основы статистического анализа в программной системе SPSS. -М., 1994.-80 с.
- Черчмен У., Акофф Р., Арноф JL Введение в исследование операций. М.: Наука, 1968.
- Шевнин В.М. Современная организация производства в транспортно-технологических системах. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.-164 с.
- Шевандин В.А., Резер С. М., Минкин В. Б. Экономика грузовых перевозок железных дорог. М.: Транспорт, 1987. — 232 с.
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963.
- Шишков А. Д. Народнохозяйственная эффективность повышения надежности технического транспорта. М.: Транспорт, 1986. — 183 с.
- Шопин П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
- Шульга A.M., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. -М.: Транспорт, 1985. 279 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000. — 624 с.
- Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для вузов / Под ред. В. А. Дмитриева. М.: Транспорт, 1996. — 328 с.
- Экономическая информатика. Учебник для вузов / Под ред. В. В. Евдокимова. С.-Петербург: Питер, 1997. — 592 с.
- Экспертные методы прогнозирования. М., 1985.
- Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. — 333 с.
- Статьи и периодические издания
- Аминяиц Р.А. О некоторых перспективах информатизации высшего образования в России // Компьютеры в образовании. 1994. — № 1. — С. 7−10.
- Ананьева Н.В., Шведовский В. А. Трехмерное диаграммное моделирование // Социол. исслед. 1987. -№ 3. -С.102−107.
- Артюхов В.Г. Транспорт движется к рынку // Российский экономический журнал. 1994. — № 1.- С.33−40.
- Бачило И.Л., Волокитин А. В., Копылов В. А., Кристальный Б. В., Курило А. П. О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности // Проблемы информации. Вып.1. — М., 1995.
- Белов И.В., Персианов В. А. Транспорт России: основные задачи и перспективы позиции и размышления ученых // Железнодорожный транспорт. 1993. — № 9. — С.2−8- № 10. — С.7−10.
- Болотин А.В. Инвестиции за счет кредитов и оценка эффективности // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 6. — С.67 — 70.
- Беседин И. О структурной перестройке железнодорожного транспорта в Российской Федерации // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С.83−98.
- Вдовин Ю.А., Самуйлов В. М. В бюрократическом треугольнике. Технический прогресс: экономика, управление // Экономическая газета. 1986. -№ 25.-С.17.
- Вдовин Ю.А., Самуйлов В. М., Понемасов А. Д. Экономические методы и метрологические средства обеспечения качества электротехнической стали // Стандарты и качество. 1985. -№ 11. — С.18−19.
- Виленский М. Принципиально новая техника основа научно-технического прогресса // Экономические науки. — 1987. — № 3. — С.51−58.
- Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. -1997. -№ 1. С.90−103.
- Гохман Л.М., Гурарий Е. М., Давыдова А. Р. и др. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства // Автомобильные дороги. Обзорн. инф. «Информавтодор». 2002. — № 4. — 112 с.
- Дингес Э.В. Опыт разработки бизнес-плана строительства платного дорожного объекта // Автомобильные дороги. Обзорн. инф. «Информавтодор». 2001. — № 3. — С.67−80.
- Зайцев А.А. Маркетинг в управлении железной дороги // Железнодорожный транспорт. 1992. -№ 12. -С.46−51.
- Инновации в Российской экономике: цикл статей // Вопросы экономики. -2001.-№ 7.
- Клецнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — С.46- 65.
- Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С.73−82.
- Кошкарова Т.В. Факторы, влияющие на повышение эффективности производства железнодорожного транспорта // Транспортные системы: эффективность функционирования / Сб. научн. тр. УрГУПС, вып. 17. -Екатеринбург, 2000. С.98−109.
- Кошкаров Е.В. Эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в автодорожной отрасли Свердловской области // Транспортные системы: эффективность функционирования / Сб. научн. тр. УрГУПС, вып. 17. Екатеринбург, 2000. — С. 213−228.
- Кошкаров Е.В., Кошкарова Т. В., Самуйлов В. М. Техническое оснащение дорожного хозяйства / Деп. в ГП «Информавтодор», № 282-АД. 2002. — 10 с.
- Кошкаров Е.В., Кошкарова Т. В., Самуйлов В. М. Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте / Деп. в ГП «Информавтодор», № 283-АД. 2002. — 54 с.
- Кульбовская Н. Социально-экономическая эффективность технического перевооружения труда // Вопросы экономики. 1984. — № 3.
- Лебедев В. Транспортная система СНГ и возможности ее реинтеграции // СНГ: общий рынок. 1994. — № 2.
- Линцер А.В. и др. Система управления и контроля качества ремонта, реконструкции и строительства магистральных автомобильных дорог и мостов // Автомобильные дороги. Обзорная информация «Информавтодор». 2001. -№ 6. — С. 52−60.
- Мальцев Г. Д. Оценка эффективности новой техники // Железнодорожный транспорт. 1997. -№ 12.
- Мандриков М.Е. Ключевые проблемы экономической науки // Железнодорожный транспорт. 1997. — № 6.
- Палтерович Д. Организационно-экономические проблемы развития гибкой автоматизации // Плановое хозяйство. 1985. — № 14. — С.43−61.
- Подцавашкин Э.С. Концепция информатизации железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 1998. — № 6. — С.42−49.
- Панков Ю.Н., Лаврова Е. А. От спада к стабилизации // Железнодорожный транспорт. 1995. -№ 10. — С.54−56.
- Персианов В.А. Ключевые вопросы транспортной политики // Железнодорожный транспорт. 1995. — № 10. — С.20−25.
- Персианов В.А. Структурная реформа на железных дорогах России // Железнодорожный транспорт. 1997. — № 8,9.
- Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве / под ред. Чванова В., Скляднева А. // Автомобильные дороги. № 12 (2001), № 1−3 (2002)
- Рубинштейн Е.Х. К вопросу о звенности машинного устройства и производственного процесса // Экономические науки. 1974. — № 6. — С. 128.
- Смирнов В. Социально-экономические противоречия научно-технического прогресса // Экономические науки. 1981. — № 1. — С.31−37.
- Самуйлов В.М. «Кадровые модули» Уральского политеха // Коммунист. -1987. № 13. — С.76−77.
- Самуйлов В.М. Информатизация на железнодорожном транспорте как социальный процесс // Социально-экономические проблемы развития
- Свердловской железной дороги в переходный период / Сб.науч.тр. Екатеринбург: Изд-во УрГАПС. 1998. — С. 103−118.
- Самуйлов В.М. Проблемы управления трудовыми ресурсами // Железнодорожный транспорт. 1997. — № 5. — С.78−79.
- Свердловская область в 1997—2001 гг. // Инф. сборник Госкомстата России. -Екатеринбург: Изд-е Свердлобл. комстата (шифр 4 001). 2002. — С.114−118.
- Диссертации и авторефераты
- Боровик B.C. Проектирование организации нововведений в дорожно-строительных работах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. М., 1999.
- Внуковская Т.Н. Государственное регулирование регионального рынка транспортных услуг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998.
- Галахов В.И. Методология организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М., 1998.
- Головкин А.Д. Разработка комплекса алгоритмов совершенствования и развития организационно-технических структур. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999.
- Грамотеев В.И. Управление запасами ресурсов дорожного хозяйства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук в форме научного доклада Екатеринбург, 2002.
- Зайцев А.А. Экономическая стратегия управления железными дорогами. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1996.
- Мишарин А.С. Определение эффективности мероприятий по повышению уровня информатизации железных дорог. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М., 1998.
- Drucker P. Innovations and Enterepreneurship. Practice and Principles. N.Y.: Harper and Row, 1985.
- Galbraith J.K. The Age of Unsertainty. Boston: Houghton Mifflin Company, 1977. -P.257−279.
- Marshall Loeb’s lifetime financial strategies: your ultimate guide to future wealth and security. USA. New York. 1996. — P.625−662.
- Fist World Congress on railway research opens fresh avenues / Roumequere Ph. // Railway Gaz. Int. 1994. -№ 11.- P.707.
- Samuilov V. The Influence of the Improvement of Fixed Production Assets On the Nature of Work in the USSR // Faculty Working Papers. USA: University of Illinois at Urbana-Champain. — 1980. — № 673. — 17 p.