Финансовое управление капиталом промышленных предприятий в переходной экономике
Выявлены главные факторы, определяющие низкую скорость оборота капитала, прежде всего — проблемы нерациональных издержек, низкая кредитная способность большинства предприятий и отсутствие должного протекционизма внутреннему товаропроизводителю. Проведено исследование характера воспроизводства основного капитала на протяжении десятилетия построения рынка на основании темпов ввода и выбытия… Читать ещё >
Содержание
- 1. Экономическое содержание капитала промышленного производства
- 1. 1. Основной и оборотный капитал в промышленном производстве
- 1. 2. Воспроизводство основного и оборотного капитала в условиях переходной экономики
- 1. 3. Уровень использования производственной базы промышленных предприятий
- 2. Управление основным и оборотным капиталом промышленного производства
- 2. 1. Источники воспроизводства основного и оборотного капитала
- 2. 2. Управление собственными финансовыми ресурсами воспроизводства капитала
- 2. 3. Сокращение и предупреждение неплатежей
- 3. Финансовые методы повышения эффективности управления капиталом промышленных предприятий
- 3. 1. Пути совершенствования финансовых отношений в процессе воспроизводства основного и оборотного капитала
- 3. 2. Региональные аспекты управления капиталом промышленности
Финансовое управление капиталом промышленных предприятий в переходной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Процесс построения рыночных отношений в России, основанный на изменении форм собственности, развитии соответствующей инфраструктуры, преобразовании законодательства и вхождением страны в мировое экономическое пространство, определяет особенности ее финансовой системы.
Финансы и кредит — важнейшие стоимостные категории — являются самыми значимыми инструментами государственного воздействия на экономику при построении высокоэффективного рынка.
В соответствии со сформированной финансовой политикой государства вырабатывается и совершенствуется финансовый механизм экономики всей страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Именно с учетом государственных интересов и обеспечения свободы и высокой эффективности предпринимательской деятельности формируется законодательная и нормативная база финансирования всей экономики, особенно значимая для промышленного производства, где создается основная часть прибавочного продукта.
Дж. Кейнс первым сформулировал мысль о том, что экономика, а вместе с ней и финансы, должны развиваться с учетом государственных интересов. Однако эти интересы призваны, прежде всего, способствовать максимальному раскрытию и использованию внутреннего потенциала хозяйствующих субъектов, действовать в едином направлении построения стабильной рыночной экономики.
На это направлены решения законодательных и исполнительных органов власти, министерств и ведомств, но, прежде всего, основой совершенствования финансово-кредитного механизма является углубление теоретических разработок, которые закладывают основу для практических действий. В исследовании проблем функционирования и воспроизводства основного и оборотного капитала внесли большой вклад классики-политэкономы, от Адама.
Смита до Карла Маркса, а также выдающиеся ученые XX века — Уолтер Изард, Дж. Кейнс, Василий Леонтьев, Майкл Мескон, Собуро Окита.
Отечественная наука внесла свой вклад в изучение проблем финансирования промышленности. Этому уделено значительное внимание в работах Л. И. Абалкина, И. А. Бланка, В. В. Бочарова, С. И. Воронина, В. В. Ковалева, И. В. Липсица, А. А. Нещадина, В. М. Родионовой, Т. С. Хачатурова, С. С. Шаталина, Е. Г. Ясина и многих других.
Научная база по изучению особенностей финансовых отношений внутри промышленности и при взаимодействии с внешней средой сформирована и в Ростовской области, чему способствовали труды таких ученых, как В. В. Высоков, В. С. Золотарев, В. Ю. Наливайский, И. А. Бородин, и ряда других. Ориентируясь на региональные особенности, они обогатили науку финансового управления аналитическими выводами и практическими рекомендациями по установлению в стране рыночных отношений. Углубленное понимание отечественного рынка привело к появлению термина «Смешанная экономика», а также особого состояния — переходного к рыночным отношениям этапа, который в разных странах занял самые различные интервалы времени, в России же он длится более десяти лет.
Неотъемлемой частью любой экономики является регламентированный административный контроль в процессе распределения созданных стоимостей.
Что касается переходного этапа, то тут особенно важно не потерять накопленный потенциал и органично его перестроить согласно новым формам финансирования, кредитования и иных аспектов свободного рынка, интегрировав усилия ученых, практиков и государственного аппарата управления.
Индивидуальные особенности социально-экономического устройства государств диктуют разные способы формирования в них рыночных отношений. Само понимание рынка в различных странах весьма различно.
Однако первый этап построения рынка в России был основан на адаптации уже сложившихся рыночных структур развитых стран, а также тех, которые одновременно с Россией начали преобразования административной системы — и очень успешно.
В данной связи диссертант согласен с мнением Академика РАН Л. Абалкина — «Крупная нация .не может разрабатывать экономическую политику по чужой шпаргалке. Шпаргалки для России нет ни в Китае, ни в Швеции, ни в Германии, ни в США» [38, 7]. Негативные моменты такого механического переноса чужого опыта более всего отразились на предприятиях промышленного сектора экономики, которые оказались в крайне сложных финансовых условиях.
Регулирование и контроль за осуществлением полноценного кругооборота средств были исключены из внимания государственных органов, а широко использовать новые возможности рыночного финансового механизма не позволяли его слабое развитие и недостаточное количество профессиональных финансистов-менеджеров, сочетающих теоретическую подготовку с практическими навыками.
В условиях отсутствия поддержки со стороны законодательной и исполнительной власти предприятия стали использовать все возможные приемы выживания, зачастую совсем не рыночные. Дефицит денежных средств породил проблему взаимных неплатежей, на их основе возник бартер, средства на накопление практически в полном объеме стали использоваться на текущее финансирование.
Наметилась серьезная тенденция к превращению страны в государство с низкой эффективностью экономики, существующей за счет продажи природных ресурсов.
Финансовые проблемы отдельных предприятий сказались и на макроэкономических показателях развития России, что стало следствием прекращения роста промышленности, преобладанием потребления над накоплением.
Валовой внутренний продукт сократился за годы реформирования более чем в два раза, инвестиции в основной капитал упали в несколько раз, половина отечественных производств стала убыточной, государственный бюджет недопустимо урезан при огромной внешней и внутренней задолженноститаковы реалии российского переходного периода. Неплатежи исчисляются миллиардами рублей, кредитные ресурсы недоступны в должном объеме для реального сектора, бюджетные отношения становятся все более напряженными, около трети всей производственной базы страны не может обеспечить выпуск высококачественной продукции.
В условиях многолетней самоизоляции государства от контроля и содействия максимально безболезненному переходу, полученные негативные итоги заставили пересмотреть применявшиеся до сих пор рычаги воздействия на финансирование промышленного сектора экономики.
Очевидно, что восстановление управляемости отечественной экономики продиктовано жизненной необходимостью, и основы этого процесса уже начали в 1999 году давать ощутимые позитивные результаты.
В 2000 году усиливается роль Правительства РФ в макроэкономической сфере, включающей в себя формирование бюджета, налоговой системы и таможенной политики, реформы межбюджетных отношений и денежно-кредитной системы.
В Программе Правительства РФ на 2000;2010 годы впервые говорится не только об эффективном управлении государственной собственностью, но и вводятся критерии оценки этой эффективности, обсуждается вопрос о возобновлении нормативных мероприятий, снова становится актуальным опыт отечественных ученых-финансистов.
Социологические опросы показывают, что более 60% населения рассчитывают, что Президент и Правительство РФ будут предпринимать и далее действительно решительные шаги по изменению экономического климата в стране. Просто инерционного движения недостаточно для обеспечения высоких темпов экономического роста и решения приоритетных социально-экономических задач. Создание в стране мягкого инвестиционного климата, который позволил бы широкому кругу предприятий возродиться, является, на наш взгляд, одним из условий динамичного развития экономики.
Для максимально быстрого наращивания инвестиций внутри страны необходима, в первую очередь, налоговая реформа.
С ¡-января 2001 года произойдет снижение налогового бремени более чем на 2% ВВП. Вступают в действие четыре главы второй части Налогового кодекса. Курс взят на снижение номинальной фискальной нагрузки на предприятия и вывод заработной платы из «тени».
Налоговая реформа позволит перенаправить финансовые потоки, которые сегодня идут в иностранные активы, в иностранную валюту, за границу, через различные нелегальные схемы, во внутренние инвестиции, главным образом, производственные активы.
Не подлежат сомнению выбранные направления действий Правительства в отношении создания равных условий конкуренции в стране и защиты прав собственности. Однако широко обсуждаемый вопрос о снятии излишних административных барьеров, принимающий форму дерегулирования хозяйственной деятельности, представляется нам спорным.
Это основывается на том, что Россия продолжает оставаться экономически слабым государством. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и РФ толкает нас в страны третьего мира. И даже цифры текущего экономического роста, по мнению Президента В. В. Путина, не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания.
Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Но они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее.
Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику — экономику знаний и технологий. Значительная часть экономики до сих пор в тени.
Одним из проявлений слабости государства, его непоследовательности в проведении необходимых преобразований стало чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга (более 158 млрд долл.).
Нынешний рост ВВП лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
В данной связи именно финансово-кредитный механизм регулирования экономики должен быть преобразован, прежде всего, с учетом восстановления реального, а не формального управления, которое означает не столько администрирование, сколько повышение эффективности во всех звеньях экономических отношений.
Элементы управления — планирование, организация, стимулирование, контроль и координация — составляют основу финансового менеджмента, призванного содействовать максимально прибыльному использованию всех имеющихся ресурсов предприятий, в том числе и капитального характера.
Составной частью финансового менеджмента является изучение закономерностей и порядка формирования и использования капитала. Эффективность использования его, отраженная в прибыли, является обобщающим показателем всей проводимой государством и отдельными предприятиями финансовой политики.
В настоящее время структура капитала промышленных предприятий, характер его использования и скорость воспроизводства отражает все макроэкономические процессы государственной экономической политики и уровень профессионализма финансовых менеджеров отдельных хозяйственных единиц.
В отношении финансового управления капиталом промышленности, государство в настоящее время проводит активную работу по реструктуризации задолженности, снижению неденежных форм расчетов и предотвращению их появления, предоставлении налоговых преференций.
Нам представляется важным, чтоб государство и далее активно поддерживало работу по поиску и мобилизации финансовых ресурсов для проведения в жизнь промышленной политики и органически связанного с ним инвестиционного процесса, поскольку дефицит финансовых ресурсов промышленного сектора стал самой главной негативной чертой переходного этапа.
Вместе с тем, частные вопросы финансирования деятельности предприятий целиком являются результатом их решений и основой свободных рыночных отношений, что подразумевает также способность отвечать за итоги работы. Однако общие проблемы в ходе осуществления этой политики подразумевает единый характер их корректировки, путем законодательно-нормативных мер.
Именно в таком аспекте — выработка дополнительных мер к современным государственным реформам по подъему экономики и оздоровление финансовых отношений в реальном секторе — основа выбранной темы исследования.
В основу диссертационной работы положено мнение о том, что неэффективное функционирование экономики последних лет порождено слабым управлением капитальными ресурсами. Совершенствование его должно начинаться с создания такого законодательного поля, при котором было бы выгодно проводить активную инвестиционную политику, полноценно использовать имеющиеся производственные фонды, в срок и в полном объеме осуществлять платежи на всех уровнях финансово-кредитной системы.
Повышение рентабельности и рост прибыли в промышленности приведет к общему улучшению экономики страны, социальной и политической стабильности.
Поэтому исследование направлено на поиск таких взаимовыгодных для государства и товаропроизводителей рычагов усиления эффективности использования финансовых ресурсов.
Оно опирается на продолжение структурных и институциональных преобразований, укрепление федеральных начал в экономике и финансах, активизацию рационального использования существующих производственных мощностей, реконструкцию действующих предприятий, ориентированную на рост внутреннего производства и повышение его конкурентоспособности, таможенную и тарифную политику, продолжение совершенствования налогового законодательства, активизацию инвестиционной деятельности, прежде всего — за счет внутренних ресурсов, более жесткую политику в рациональном использовании бюджетных средств.
Усиление содействия эффективному использованию ресурсов капитального характера — важнейшая цель, которая рассматривается в данной работе. Оно включает предложения по уточнению современной государственной политики по отдельным аспектам управления и в ее рамках — совершенствование регионального и местного законодательства, исходя из конкретных финансовых условий.
Стимулирование роста производительного капитала, его максимальная загрузка, ускорение обновления и общее оздоровление финансов промышленных предприятий являются наиболее актуальными задачами, решить которые предстоит в самое ближайшее время на фоне позитивных итогов и новой постановки вопроса о государственном содействии развитию чрезвычайно важного реального сектора экономики.
Задачи диссертационной работы:
— осуществить критический анализ современного воспроизводственного процесса на промышленных предприятиях и устойчивых тенденций формирования, использования и восполнения промышленного капитала,.
— определить самые существенные диспропорции в протекании этого процесса как следствие несовершенного управления промышленным капиталом,.
— обосновать выбор наиболее рациональных форм государственного регулирования, способных изменить финансовое положение предприятий и поднять их на качественно новый уровень, полностью или частично устранив главные негативные черты отечественного варианта рыночной экономики, и.
— проанализировать адекватность применения уже существующих рыночных инструментов в регионах и на отдельных предприятиях.
Объектами исследования являются финансовые отношения при управлении капиталом промышленных предприятий, как общегосударственного, так и внутрипроизводственного порядка.
Предмет исследования — совокупность теоретических, методологических и практических аспектов финансового управления капитальными ресурсами, включая их планирование, формирование, нормирование и контроль.
Методологические, теоретические основы и эмпирическая база исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, публикации в периодической печати, методологические и инструктивные материалы, а также общероссийские и областные статистические сборники и бюллетени по работе промышленных предприятий.
В процессе работы над диссертацией были использованы нормативные и законодательные акты РФ и Ростовской области по финансовым вопросам, информативные материалы в научных публикациях, учебные и справочные пособия, данные органов статистики, материалы региональных и международных конференций, а также результаты, полученные автором в ходе исследования.
Основные методы научных исследований. Решение поставленных задач осуществлялось аналитически, путем обобщения известной научно-технической информации, абстрактно-логическими и статистическими методами. В работе использовались программные продукты операционной среды Windows — 95, Microsoft Word — 97, Microsoft Excel — 97, графический редактор Microsoft Graph.
На защиту выносятся следующие научные результаты:
1. Система активизации внутренних ресурсов инвестирования за счет восполнения утраченных амортизационных средств посредством привлечения резервов от снижения себестоимости и государственных эмиссионных мероприятий,.
2. Программа инвестиционного использования прироста прибыли по сравнению с предыдущим периодом на основе льготного налогообложения, если этот прирост вызван снижением издержек производства, и пониженного налогообложения пророста за счет прочих факторов,.
3. Система льгот посредством освобождения от налогообложения выручки от реализации бездействующих и изношенных основных фондов при условии использования ее на приобретение новых объектов ОФ.
4. Комплекс направлений по увеличению финансовых ресурсов формирования областных и местных инвестиционных программ при использовании сумм налога на имущество юридических лиц и части прибыли, полученной на уровне прошлого года (для предприятий, включенных в региональные инвестиционные программы).
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в результате проведенного диссертационного исследования разработана концепция совершенствования финансового управления промышленным капиталом предприятий в переходной экономике. Ее основные элементы:
1. Обоснован механизм восполнения амортизационных средств, основанный на использовании внутренних резервов снижения себестоимости, а также частично посредством государственных эмиссионных мер,.
2. Определена программа содействия обновлению основного капитала посредством освобождения от налогообложения выручки от продажи основных фондов при контроле за ее инвестиционным использованием.
3. Сформирован комплекс предложений по повышению вклада прибыли в инвестиционные процессы при пониженном налогообложении прироста прибыли за счет: экономии издержек (полное освобождение) и прочих факторов — расширения ассортимента, повышения качества (частичное освобождение).
4. Разработано предложение использовать строго контролируемую денежную эмиссию для восполнения выявленного в ходе инвентаризации недостатка амортизационных сумм (после использования всех внутренних резервов) и в качестве одного из источников формирования Бюджета развития и уставного капитала Банка развития РФ.
Апробация работы. Основные выводы и предложения работы внедрены в учебный процесс РГЭУ и апробированы в ходе преподавания дисциплин специализации «Финансовый менеджмент» (Раздел III — «Управление финансированием», тема 7 — «Источники финансирования. Методы управления финансированием. Собственный капитал фирмы: источники расширения» и тема 11 «Управление оборотным капиталом. Управление денежными средствами российских предприятий») и «Финансы предприятий» (Тема 4 «Денежные накопления и формы их реализации. Прибыль — основная форма денежных накоплений» и тема 5 — «Формирование основного и оборотного капитала. Источники финансирования инвестиций») студентам Финансового института университета специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит».
Главные положения диссертационного исследования обсуждались в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) и Ростовском государственном строительном университете в рамках региональных и межвузовских научно-практических конференций.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ.
Объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, библиографического списка, заключения и приложений.
Заключение
.
Диссертационное исследование по проблемам финансового управления капитальными ресурсами промышленности в переходной экономике направлено на повышение эффективности работы предприятий, в дополнение к тому курсу, который проводит Правительство РФ.
Рассмотренные в нем экономические концепции определяют важнейшее свойство капитала как управляемой системы — способность возрастать в процессе кругооборота при повышении уровня использования, в связи с чем в работе сделан акцент на деление его на основной и оборотный.
Проанализированы пропорции деления капитала на основной и оборотный в дореформенный период и в современной экономике, состав и структура этих частей, а также общие параметры его развития — сокращение в два раза объема ВВП, снижение инвестиций в основной капитал до 20% от уровня 1990 года, превалирование вывоза капитала над иностранными инвестициями.
Выделены важнейшие искажения в структуре — высокий износ (в целом около 50%) при низких темпах обновления основного капитала и загрузке около 40% до 1999 года, нерациональное формирование оборотной части — повышение задолженности, малое содержание денежного компонента, ненормированное количество запасов и готовой продукции, что позволило сделать вывод о неизбежности усиления регулирования управления капиталом исходя из приведенных негативных черт.
Выявлены главные факторы, определяющие низкую скорость оборота капитала, прежде всего — проблемы нерациональных издержек, низкая кредитная способность большинства предприятий и отсутствие должного протекционизма внутреннему товаропроизводителю. Проведено исследование характера воспроизводства основного капитала на протяжении десятилетия построения рынка на основании темпов ввода и выбытия мощностей, которые снижены в 8−10 раз по сравнению с доперестроечным периодом. Коэффициент обновления в 1998 году составлял 1%, в то время как еще в 1990 году он был на уровне 6,9%. Износ в 1998 году в целом по промышленности страны превысил рубеж 52,9%, в 1990 он составлял 46%.
Оценен уровень использования производственной базы промышленных предприятий, мощность которых в отдельные годы была использована на 10% (по ряду предприятий даже ниже). Это позволило сделать вывод о крайне низкой степени управления процессами использования капитала промышленных предприятий финансовыми методами, что в перспективе будет иметь непоправимые макроэкономические последствия.
Обоснована позиция диссертанта о сосредоточении финансовых ресурсов на важнейших инвестиционных направлениях, особенно на инновационных технологиях. Поэтому первоочередным направлением реформирования избрано стимулирование инвестиционной и особенно инновационной деятельности.
В данной связи диссертант полагает, что усиление роли внутренних источников с ясной программой их реального наполнения — необходимое требование сегодняшней ситуации, нуждающееся в государственном содействии и финансовом оздоровлении.
Исходя из этого, в работе изучена совокупность источников воспроизводства (в том числе иностранных вложений, банковских кредитов, государственных субсидий, средства Бюджета развития и иных гарантийных фондов), среди которых особенно выделены собственные средства предприятий, как наиболее реальные и дешевые.
Показано, что Ростовская область не является лидером по привлечению иностранного капитала (20−25 место в общероссийском рейтинге). В отношении проанализированных в работе централизованных кредитных институтов (Бюджет развития), которые не имеют полновесных источников формирования, сделан вывод: механизмы государственных гарантий остаются слабо организованными, поэтому внутренние ресурсы должны быть использованы с максимальной эффективностью, и что особенно актуально — на инновационные разработки, которые занимают не более 3−7% в структуре инвестиций. Определено, что в ближайшие годы воспроизводственный процесс и инвестиционная деятельность предприятий будет в основном опираться на динамику использования амортизационных отчислений и прибыли.
Как в дореформенный период, так и в настоящее время самый важный инвестиционный ресурс воспроизводства основного капитала — амортизация. Однако сложившиеся тенденции указывают на существенное искажение нормативных процессов ее начисления и особенно использования. В среднем не более половины этих средств действительно направляются на возмещение износа.
Так, в 1998 году в целом по промышленности России было начислено амортизации на 111 млрд руб., использовано для приобретения и создания элементов основных фондов — 66 млрд руб.
Изучение отчетности предприятий, расположенных на территории Ростовской области и относимых к средним и крупным (ЗАО «Дон-Текс», АО «Гидропривод», объединение «Ростовуголь» и др.) подтверждает эти выводы. В данной связи рассмотрены и проанализированы предшествующие и настоящая амортизационные системы, подчеркнуты важные положительные моменты последней, прежде всего, предоставление самостоятельности предприятиям при избрании метода начисления амортизации.
Вместе с тем процессы физического и морального износа набирают темпы, и уже более половины имеющихся мощностей не могут отвечать условиям выпуска конкурентоспособной продукции, по ряду предприятий показатели, характеризующие неудовлетворительное состояние производственной базы, еще хуже. Основная причина — обесценение амортизации и ее нецелевое использование — кроется в условиях острого дефицита оборотного капитала, амортизация стала основным источником его пополнения, причем такая ситуация сохраняется уже длительное время.
Таким образом стихийно, по вине государства образовался фонд, который из инвестиций в основной капитал был и остается утерянным и который должен быть восстановлен и использован по своему назначению. Без амортизации, инвестиционные процессы из иных источников недостаточны, малоэффективны и в определенном смысле неустойчивы и даже случайны.
Поэтому крайне необходимо повысить роль прибыли в воспроизводственном процессе, что особенно актуально при росте эффективности хозяйствования большинства отраслей. Направление прибыли на накопление и дальнейшее расширение производства должно быть стимулировано как на уровне государственной стратегии, так и при активном участии региональных законодательных и исполнительных органов власти, которые могут более объективно применить льготы и санкции.
Вместе с проблемой роста прибыли, изучена динамика издержек производства, как основного фактора, повышающего себестоимость. Выделен существенный рост ресурсои энергоемкости, как следствие снятия государственного контроля с этих параметров, так и ввиду недостаточности нормативных мер самих первичных звеньев хозяйствования.
Подчеркнуто, что финансирование развития промышленности не может быть налажено без разрешения проблем неплатежей, сумма которых превышает весь объем денег в стране. На конец 1999 года сумма просроченной задолженности составила 1445,3 млрд руб., или 32% к годовому ВВП. Просроченная задолженность превысила объем денежной массы в 2,1 раза против 2-х раз в 1998 году. Расширение денежного предложения в работе рассматривается с позиций возможного эмиссионного вливания, которое продолжается уже на протяжении определенного периода и привело к ощутимым результатам.
Вопрос использования эмиссии в качестве «авансирования экономического роста» рассмотрен на примере Китая, который пошел по подобному пути, не опасаясь всплеска инфляции.
В российской экономике мера эффективно просматривается при сопоставлении на протяжении ряда лет темпов роста денежной массы в стране с темпами роста промышленного производства, в связи с чем сделан вывод о возможности дальнейшего расширения денежного предложения наряду с другими мероприятиями, в частности, со снижением налогового бремени.
Предлагаемая система финансовых методов, направленная на повышение эффективности управления капиталом промышленных предприятий, включает элементы реформирования на основе макроэкономических рычагов стабилизации финансовых отношений в современной экономике переходного периода с одновременным усилением регионального регулирования воспроизводственного процесса, при всестороннем стимулировании отдельных хозяйственных единиц.
Эта программа, являющаяся продолжением современных государственных преобразований в финансовой сфере, содержит следующие основные направления:
1. Усиление роли государственного регулирования в части формирования полноценных основ рыночной экономики, его содействие максимально эффективному использованию капитала промышленных предприятий на основании инвестиционного развития,.
2. Первоочередное создание условий для накопления предприятиями собственного инвестиционного потенциала, в том числе за счет:
— гибкой амортизационной политики.
По нашему убеждению, современные нормы не всегда объективно отражают рыночные процессы, часть из них явно завышена, а ускоренная амортизация не выполнила задачу ускорения внедрения в производство более совершенной техники. В связи с этим устаревшие нормативные акты, которые заставляют прибегать к «двойной бухгалтерии» подлежат отмене,.
— расширения практики консервации неиспользуемого оборудования, исключения его из налогооблагаемой имущественной базы, что создаст дополнительный стимул для устранения устаревших фондов,.
— использования выручки от продажи основных фондов в качестве инвестиционного капитала, с исключением ее из налогооблагаемой прибыли, что будет стимулировать продажу устаревших и бездействующих фондов,.
— оставления в полном распоряжении предприятия прибыли, полученной от снижения издержек производства против прошлого года. Предлагаемая нами мера, нацеленная на повышение эффективности хозяйствования, должна осуществляться на законодательной основе по инициативе предприятия, которое обосновывает обязательство о сумме экономии от снижения затрат за счет факторов, непосредственно зависящих от его деятельности, и до начала предстоящего года согласовывает с налоговой инспекцией,.
— принятия представительными органами местного самоуправления нормативного акта о включении в число оснований для получения льготного кредита по низкой ставке, предназначенного для целей инвестиционной деятельности за счет и в пределах налога на имущество юридических лиц, призванного содействовать ускорению воспроизводства и совершенствованию структуры основного капитала.
Это особенно актуально при наличии целого комплекса льгот у предприятий, в том числе и расположенных на территории Ростовской области, и при полном отсутствии стимулирующего воздействия данного платежа на характер и темпы воспроизводства основных фондов,.
— реструктуризации задолженности в областной бюджет, особенно для тех предприятий, которые на фоне накопленной задолженности, в последний год показали рост производства.
— льготного налогообложения реинвестируемой прибыли в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, повышая тем самым инвестиционную направленность второго по значимости источника средств предприятий (в высокоразвитой Германии Министерство финансов предложило в целях более широкого накопления и развития экономики снизить ставку налога на прибыль до 25%),.
— дифференцированного освобождения от налога прибыли, превышающей уровень прошлого года. По нашему мнению, это может быть реализовано посредством такой схемы. Возросшая прибыль по сравнению с результатом прошлого года (носящая производственный характер, то есть за счет роста объема реализации, изменения ассортимента и повышения качества продукции), должна стать главным и бесплатным источником развития предприятия, ввиду чего предлагается не облагать эту часть — то есть прирост прибыли — налогом. При этом в целях стимулирования ее роста характер ее расходования может быть нерегламентированным.
Рост прибыли непроизводственного характера за счет сокращения внереализационных непроизводственных потерь и расходов следует, по мнению диссертанта, облагать налогом по пониженной ставке. Конкретные условия налогообложения должны быть предложены предприятиями и утверждены областными законодательными органами.
Для инвестиций под эгидой Областной инвестиционной программы местной администрацией может быть рекомендовано использование части прибыли, полученной на уровне прошлого года с последующим контролем за этим. Определенную часть потребности может восполнить строго направленная эмиссия.
Совершенствование региональной системы управления капиталом с целью полного использования внутренних накоплений региона в инвестиционных целях следует начать с составления «инвестиционного паспорта региона», в основу которого должны быть положены данные переписи фондов и инвентаризации, а также все другие потенциальные возможности области.
Областные мероприятия должны, на наш взгляд, включать активное развитие системы государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов и повышение эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на эти цели за счет:
— формирования бюджета развития области,.
— создания Регионального банка развития,.
— совершенствования системы гарантий.
Предложенная схема совершенствования финансового управления капиталом промышленных предприятий в диссертационной работе рассмотрена на конкретных примерах, в рамках отдельных хозяйственных звеньев, их инвестиционных планов и проектов перевооружения.
Так, проведено сопоставление инвестиционных потребностей предприятий, расположенных на территории Ростовской области согласно Программе социально-экономического развития с платежами по налогу на имущество, имеющих областную подчиненность и призванных содействовать эффективному использованию имеющегося потенциала предприятий. Показано, что эти суммы могли бы стать существенным источником формирования ресурсной базы этой Программы.
Подчеркнуты факторы, препятствующие извлечению максимальной прибыли из потенциала предприятий — высокие таможенные пошлины, задерживающие технологическое оборудование на границе, высокий удельный вес энергоносителей, особенно для легкой промышленности, крайне медленно снижающаяся ставка рефинансирования ЦБ.
Исходя из темы диссертации по проблеме эффективности финансового управления капиталом промышленных предприятий, акцентируется внимание на том, что в стране ослаблен уровень экономической работы вообще.
Речь идет об организаторской работе Министерства финансов РФ. Прежде Минфин по поручению Правительства всегда выступал во всех своих звеньях побудителем и методологом поиска внутренних и внешних источников роста прибыли и мер по повышению рентабельности. Этому служили все нормативные акты. В настоящее время в связи с гипертрофированным пониманием места частной собственности в экономике государства, а по статистике — 86% предприятий — частные, Минфин почти не проводит эту работу вовсе. Отсюда, например, полное отсутствие материалов, связанных с нормированием оборотных средств.
Позиция Минфина должна быть в корне изменена. Он должен обучать каждую хозяйственную структуру вне зависимости от формы собственности с тем, чтобы каждая из них повышала свою эффективность и богатела, что в итоге означает рост национального богатства страны.
Методология и разработка методик как нормативных актов в постановке вопросов, отмеченных ранее на уровне Правительства — таковы, по нашему мнению, главные ожидания от Минфина.
Позитивные итоги прошлого года, особенно заметные после кризиса 1998 года, как признают ведущие аналитики страны, и что особенно подчеркивается в диссертационной работе, практически полностью исчерпали себя.
Поэтому нужно переходить к углублению законодательного стимулирования, закреплению положительных результатов, трансформации всего механизма взаимоотношений промышленности и государства, которое, прежде всего, заинтересовано в росте прибыльности экономики.
Государство должно разделить ответственность за деформацию финансово-кредитных отношений промышленного сектора. Низкая эффективность, старение всех мощностей, рост издержек, падающее качество — это следствия неполноценного финансирования текущей деятельности.
В последнее время появляются положительные черты реформ, и на этой основе следует создать рычаги воздействия с тем, чтобы эти изменения возглавить, направить и сделать повсеместными.
По нашему мнению, необходимо в существующие Программы развития страны на ближайшую перспективу внести дополнение о максимальном содействии государственных органов эффективности хозяйствования, которое не умаляет роли частной инициативы и служит интересам всей страны и общества. Существующие программы развития нуждаются в четком определении финансовых источников, среди которых могут быть и предложенные в нашем диссертационном исследовании.
Диссертант полагает в данной связи, что рынок не может быть самоцелью. Обществу нужен не рынок как таковой, а высокоэффективная и социально ориентированная экономика. Необходимо восстановить управляемость экономики.
Список литературы
- Нормативно-правовые материалы и законодательные акты.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Собрание законодательства Российской Федерации, 196, № 5
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Экономика и жизнь, 1997, № 23.
- О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу. Бюджетное послание Президента Российской Федерации // Российская газета, 2000, 3 июня, с. 3.
- Об областном бюджете на 1999 год. Областной закон, принят Законодательным Собранием 24 февраля 1999 года, протокольный сектор Администрации Ростовской области, 1999, 26 февраля, № 21−3C.
- О естественных монополиях. Федеральный закон // Собрание законодательства Российской федерации, 1995, № 34, ст. 3426.
- О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 222.
- О мерах государственной поддержки организаций легкой и текстильной промышленности. Выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 июля 1999 года № 30, Управление делопроизводства аппарата Правительства России, 1999, с. 3.
- О мерах по финансовому оздоровлению организаций области. Постановление Главы Администрации Ростовской области № 298 от 23.08.99, С: ORST PGAO Агентство по реформированию, doc. 753.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год, М.: Центр. Банк России, 1998.
- О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года. Постановление Правительства от 8 января 1998 года № 21 // Российская газета, 1998,23 января, с. 2.
- Проект Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Северо-Кавказского региона на период 2001—2005 годов «Экономика региона на пороге перемен» // Содружество, 2000, май, № 1, с. 8.