Организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в региональном развитии
В результате анализа действующего организационно-экономического механизма сглаживания поляризованного развития установлено, что роль главного метода сглаживания поляризации в региональном развитии выполняют экономические методы в виде межбюджетных отношений. Акцент в региональной политике на текущем бюджетном выравнивании неизбежно ведет к усилению дифференциации в развитии регионов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы регулирования регионального развития
- 1. 1. Содержание региональной экономической политики в новых геополитических условиях
- 1. 2. Факторы социально-экономической поляризации в региональном развитии
- 1. 3. Составляющие организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в региональном развитии
- Глава 2. Исследование процесса поляризации в социально-экономическом развитии Республики Тыва
- 2. 1. Социально-экономическая характеристика Республики Тыва как подсистемы национальной экономики
- 2. 2. Выявление и оценка поляризационного развития муниципальных образований Республики Тыва
- 2. 3. Анализ сложившегося механизма регулирования развития экономики республики
- Глава 3. Стратегические приоритеты экономического развития Республики Тыва
- 3. 1. Формирование организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в развитии региона
- 3. 2. Выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Тыва
- 3. 3. Инструменты интеграции Республики Тыва в межрегиональные и мирохозяйственные связи
Организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в региональном развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Вопросам территориального развития и неравенства отводится важное место в рамках современной экономической политики. В последнее десятилетие внимание исследователей все больше привлекают проблемы «пространственной трансформации» экономики России, связанные с неравномерностью развития как регионов, так и их муниципальных образований.
Актуальность проблемы сглаживания межрегиональных различий состоит в том, что чрезмерная дифференциация в уровнях развития регионов России и ее увеличение в последние годы создают барьеры рыночным преобразованиям в стране, затрудняют формирование единого экономического пространства. Это предопределяет эксклюзивные формы государственного внимания к отдельным регионам и региональным проекциям секторов национальной экономики, что снижает возможности получения объективных оценок результативности государственной экономической политики и анализа системных последствий принимаемых государственных решений для регионов и страны в целом. Другая особенность состоит в том, что наблюдаемый в последние пять лет значительный экономический рост в стране сопровождается нарастанием межрегиональных различий. Формирующиеся правила, и механизмы экономических отношений устойчиво воспроизводятся и закрепляют негативные тенденции в социально-экономической системе.
В условиях современной экономики проблема неоднородности пространства становится актуальной и на внутрирегиональном уровне. Разрыв между муниципальными образованиями региона по основным экономическим и социальным показателям может быть также значителен. Более того, в регионах существуют свои «полюса роста», которые стягивают различного рода ресурсы. При этом концентрация населения и производства в нескольких точках региона порождает не только экономические, но и, прежде всего, социальные и политические проблемы.
Региональная политика должна быть направлена на решение проблем экономического роста, на сглаживание поляризации всех уровней социально-экономического развития. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность функционирования региональной экономической системы, повышения уровня жизни населения, снижение социальной напряженности.
В современных условиях особое значение приобретает возможность формирования и реализации эффективного организационно-экономического механизма сглаживания поляризации. Исследование особенностей пространственной организации региона позволяет адекватно реагировать на последствия поляризации социально-экономического пространства, учитывать особенности отдельных территорий при реализации региональной политики, поддерживать развитие «опорных центров роста», усиливатьконкурентные преимущества территорий.
Усиливающаяся дифференциация уровней экономического развития между территориальными образованиями и недостаточно адекватная региональная политика предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Состояние изученности проблемы. Большой вклад в становление региональных исследований, обоснование путей развития регионов России внесли работы видных ученых А. Г. Гранберга, В. В. Котилко, Н. И. Лариной, В. Н. Лексина, Т. Г. Морозовой, Г. Г. Муфтиева, Н. Н. Некрасова, А. Н. Швецова, Б. Н. Штульберга.
Особо следует выделить сибирскую школу, которую представляют М. К. Бандман, В. И. Клисторин, А. С. Маршалова, А. С. Новоселов, В. Е. Селиверстов, С. А. Суспицин, Р. И. Шнипер. Важный вклад в исследование проблем развития регионов внесли ученые уральской (Е.Г. Анимица, B.C. Бочко, А. И. Татаркин, Н.М. Сурнина) и ростовской школ (В.И. Бутов, В. С. Золотарев, В.Г. Игнатов). Вместе с тем недостаточно исследованными остается механизм управления поляризацией в рамках отдельно взятого региона. Среди значимых работ в данном направлении можно отметить только работы авторских коллективов под руководством С. А. Суспицына.
Объект исследования — Республика Тыва и муниципальные образования в ее составе.
Предмет исследования:
— процесс поляризации в региональном развитии и методы его регулированияуправленческие отношения, формирующиеся в сглаживании поляризации в развитии регионов.
Полигон исследования — Республика Тыва, высокодотационный регион Российской Федерации с крайне низким уровнем развития. Результаты работы в Республике Тыва могут быть применены при выявлении и сглаживании поляризации социально-экономического развития других «отсталых субъектов Российской Федерации.
Область исследования. Работа проведена в рамках специальности, t.
08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика Паспортов специальностей ВАК (экономические науки): подпунктов 5.12 «Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, фонд региональной поддержки и пр.), эффективность их примененияполюса и центры роста в региональном развитии» и 5.16 «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления» .
Цель исследования — выявить тенденции развития региона и разработать механизм сглаживания поляризации в региональном развитии на примере Республики Тыва.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Уточнить понятийный аппарат диссертационного исследования: «поляризация», «сглаживание поляризации», исследовать смысловое значение «организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в региональном развитии».
2. Систематизировать и сформулировать основные факторы, влияющие на поляризацию социально-экономического развития регионов, 1 дать их характеристику.
3. Определить цель и составляющие региональной политики сглаживания поляризации в развитии регионов.
4. Проанализировать сложившийся механизм регулирования развития экономики регионов.
5. Выявить уровень поляризации в социально-экономическом развитии Республики Тыва.
6. Разработать организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в развитии экономики региона, этапы его реализации, -сформулировать принципы управления поляризацией.
7. Установить основные направления выравнивания диспропорций в, экономическом развитии муниципальных образований Республики Тыва.
8. Разработать основные сценарии интеграции Республики Тыва в j мирохозяйственные и межрегиональные связи как вероятные перспективы ~ эволюции развития экономики региона.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики, теории регионального развития, в том числе: поляризованного развития, полюсов роста, центр-периферия, устойчивого развития. В диссертации использовались приемы системного анализа и синтеза, методы структурного и факторного анализа, группировки и классификации, сравнительный, графоаналитический, экономико-статистический методы.
Эмпирическую и информационную основу исследования составляет информация статистической отчетности Российской Федерации и Республики Тыва, информация Министерства экономики Республики Тыва, материалы монографических исследований и статей, опубликованных учеными и экономистами, информация из периодических и специализированных изданий, размещенных в сети Интернет. Нормативно-правовой базой явились Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы Республики Тыва, постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва, указы Председателя Правительства Республики Тыва, отраслевые нормативные акты, а также результаты исследований, проведенных лично автором.
Научная новизна диссертации заключается в том, что разработан механизм выявления и сглаживания поляризации в социально-экономическом развитии регионов, определены принципы, методы и алгоритм ее реализации. Основными элементами научной новизны являются:
1. Уточнены понятия: «поляризация», «сглаживание поляризации».
2. Систематизированы основные факторы, влияющие на поляризацию социально-экономического развития регионов Российской Федерации, даны их характеристики.
3. Введено в научный оборот понятие «организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в региональном развитии».
4. Предложены показатели оценки уровня поляризации в региональном развитии и на их основе выявлен уровень поляризации в социально-экономическом развитии Республики Тыва.
5. Разработан организационно — экономический механизм сглаживания поляризации в развитии региона, алгоритм его реализации.
6. Определены стратегические приоритеты экономического развития Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, сформулированы принципы управления поляризацией.
7. Разработаны сценарии интеграции Республики Тыва в межрегиональные и мирохозяйственные связи.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов диссертации при разработке органами власти Республики Тыва документов, касающихся вопросов сглаживания территориальной поляризации, региональных программ социально-экономического развития Республики Тыва, его муниципальных образований. Выводы и положения работы создают методологическую и методическую основу решения проблемы поляризации социально-экономического развития регионов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования рассматривались на научно-практических конференциях, в том числе на семи международных (Новосибирск, 2006;, Пенза, июнь 2006; октябрь 2006; Przemysl, июль 2007; август 2007; Киров, 2007; София, 2008), двух внутривузовских (Новосибирск, 2006).
Результаты исследования нашли применение в деятельности мэрии г. Кызыла (справка об использовании результатов диссертационного исследования от 01.10.2007 г. № 2659), в администрации муниципального ' района «Кызылский кожуун» (справка об использовании результатов диссертационного исследования от 10.06.2007 г. № 01−869), в министерстве финансов Республики Тыва (справка об использовании результатов диссертационного исследования от 20.05.2008 г. № 315 с).
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в 10 научных публикациях общим объемом 3,34 п.л.
Структура и объем работы. Структура работы отражает логику диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (175 источников) на 178 страницах. Работа содержит 18 таблиц, 9 рисунков и 3 приложения.
Заключение
.
Приведенные в диссертации результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации будут способствовать решению проблемы выравнивания уровня социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва, и как следствие, позволят региону в целом разработать стратегию сглаживания поляризации на региональном уровне. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1. При одинаковом правовом статусе субъектов Российской Федерации имеются глубокие различия в их географическом положении, природно-сырьевых, трудовых ресурсов, социально-экономического, политического, исторического развития. Выявлены и систематизированы специфические региональные факторы, влияющие на поляризацию социально-экономического развития регионов Российской Федерации, которые необходимо учитывать при разработке и реализации организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в региональном развитии.
2. В результате анализа действующего организационно-экономического механизма сглаживания поляризованного развития установлено, что роль главного метода сглаживания поляризации в региональном развитии выполняют экономические методы в виде межбюджетных отношений. Акцент в региональной политике на текущем бюджетном выравнивании неизбежно ведет к усилению дифференциации в развитии регионов и в перспективе является в этом смысле тупиковым путем. Существующая региональная политика не решает в полной мере задачи сближения уровней социально-экономического развития регионов на долгосрочную перспективу.
3. Успех в решении задачи сглаживания поляризации социальных и экономических условий развития регионов во многом зависит от построения типологизации территорий в субъектах Российской Федерации.
Предложены показатели оценки уровня поляризации в региональном развитии. В зависимости от относительного показателя поляризации все муниципальные образования Тывы разделены на 2 группы, в каждой из которых выделено по 3 подгруппы. В целях классификации муниципальных образований использована система показателей, разбитых на 4 группы: показатели уровня экономического развития, показатели уровня социального развития, показатели финансового состояния, характеристики экономико-географического положения.
4. Исследование поляризации муниципальных образований Республики Тыва позволило выявить 7 наименее развитых районов (подгруппа «отсталые») и 4 «невыгодных» по экономико-географическому положению муниципальных образования, для развития которых должны применяться первоочередные меры региональной политики на уровне республики.
Приведенные результаты свидетельствуют о существующей значительной диспропорции в развитии муниципальных образований Республики Тыва. Одна из вполне очевидных причин — многолетнее отсутствие внятной и скоординированной на республиканском уровне региональной экономической политики сглаживания поляризации в развитии муниципальных образований.
5. Региональная политика сглаживания поляризации в развитии Республики Тыва находится в стадии становления и не основывается научно обоснованном подходе, который уравнивал бы интересы республики и его муниципальных образований. Выявленные недостатки организационно-экономического механизма сглаживания поляризации не позволяют оптимально использовать организационный и финансовый потенциалы республики, возможности всего спектра существующих механизмов и инструментов, а значит, не могут реально способствовать снижению диспропорций в развитии муниципальных образований.
6. Для повышения эффективности всей региональной политики сглаживания поляризации разработан организационно-экономический механизм сглаживания поляризации, функционирующий на региональном уровне, основанный на опорных центрах роста, разработан алгоритм процесса ее реализации.
В отличие от существующего механизма, ключевым инструментом предлагаемого механизма являются опорные центры роста, развивающиеся на территории муниципального образования и способные распространять импульсы роста на окружающую его территорию. Использование опорных центров роста позволит мобилизовать ресурсы на ключевых направлениях хозяйственной деятельности, обеспечить быстрое, пропорциональное и технологически сбалансированное развитие экономики муниципального образования.
7. Определены и систематизированы ключевые принципы управления поляризацией в регионе: принцип стимулирования, принцип компромисса, принцип целевого подхода и программирования, принцип поддержки, принцип мониторинга, принцип мобильности и адаптивности, принцип прозрачности, принцип этно-родовых барьеров.
8. Условием формирования эффективной системы в сглаживании поляризованного развития республики должно стать создание четко функционирующей системы субъектов управления поляризацией. В частности, предложено создание при Министерстве экономики РТ регионального агентства по развитию муниципальных образований, на которое будут возложены реализация широкого спектра функций по развитию муниципальных образований и выравниванию уровней их развития. Эти изменения позволят оптимизировать систему управления поляризацией в республике, сосредоточив региональную экономическую политику в рамках одного органа.
9. Предложено совершенствовать инструменты сглаживания поляризации муниципальных образований Республики Тыва и исходить при этом из следующих положений:
• преобразования в межбюджетных отношениях в республике должны проводиться с учетом территориальных особенностей. Выделение дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности необходимо поставить в зависимость от выполнения показателей социально-экономического развития.
• следует активно воздействовать на муниципальные образования путем программно-целевого инструмента, включающую разработку ряда комплексных и целевых программ.
• использовать нормативно-правовые инструменты с целью воздействия на развитие муниципальных образований. Государственное участие в создании и реализации механизма сглаживания поляризации должно осуществляться на основе специального республиканского закона и основываться на предложенных ключевых положениях.
10. Определены основные направления региональной политики выравнивания диспропорций в развитии муниципальных образований в * разрезе выявленных подгрупп муниципальных образований республики, что позволит сблизить уровни социально-экономического развития муниципальных образований региона на долгосрочную перспективу и ускорить темпы социально-экономического развития республики в целом.
Предложена концепция новой политики сглаживания региональной поляризации, опирающаяся на единые принципы и механизмы региональной сглаживающей политики применительно ко всем без исключения муниципальным образованиям республики с проведением активной дифференцированной региональной политики в отношении подгруппы отсталых муниципальных образований региона.
И. Разработаны сценарии интегрирования республики в межрегиональные и мирохозяйственные рыночные отношения как вероятные перспективы эволюции развития экономики Республики Тыва. Наиболее предпочтительным сценарием развития экономики республики является сценарий «Ворота на Восток», который позволит полностью реализовать конкурентные преимущества муниципальных образований и создать условия для устойчивого экономического роста большинства муниципальных образований и региона в целом.
Список литературы
- Агарков С. Региональные аспекты современной экономической политики России / С. Агарков // Государственная служба. 2005. — № 2(34) -С.150−155.
- Аксенова Е. Бюджет и экономическая самостоятельность регионов / Е. Аксенова // Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№ 5. — С.115−128.
- Антонов Г. Д. Межрегиональная корпорация в рыночной среде./ Г. Д. Антонов, А. В. Евсеенко, Г. А. Унтура. Новосибирск: ЭКО, 1998. — 224 с.
- Атлас: Экономический потенциал Республика Тыва (2003−2004 гг.) 1 Под ред. В. И. Лебедева, Ю. Г. Полулях. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2005.- 60 с.
- Ахунов P.P. Регион как функциональная подсистема национальной экономики: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Уфа, 2003.- 147 с.
- Богачева О.В. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отраслевых районов / О. В. Богачева // Вопросы экономики. — 1996. № 6. — С.100−113.
- Большой энциклопедический словарь: 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.-Норинт, 1997.-1456 с.
- Бочко B.C. Социально-экономическая емкость депрессивных территорий: особенности выявления и изучения / B.C. Бочко // Проблемы региональной политики. 2004. — № 3−4. — С. 20−32
- Бутов В.И. Основы региональной экономики: учебное пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. Ростов н/д.: МарТ, 2001. — 448 с.
- Бухтоярова И., Корсакова А. Рынок туристических услуг — инструмент развития регионов / И. Бухтоярова, А. Корсакова II Федерализм. -2004. -№ 1.- С.201−223.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.
- Воробьев Д.Н. Регулирование асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона: автореф.. .канд.экон.наук. Екатеринбург, 2005. — 25 с.
- Вышинский В.Н. Организация ресурсного обеспечения целевых комплексных программ региона: дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2001.- 171 с.
- Гаджикурбанов Д.М. Региональные особенности бюджетного федерализма./ Д. М. Гаджикурбанов // Проблемы региональной экономики. -2004. -№ 3−4. С. 179−186.
- Гаджикурбанов Д. Интеграционные процессы в экономике России: региональный аспект / Д. Гаджикурбанов // Государственная служба. 2005.- № 1(33).-С. 61−67.
- Галдин М.В. Методические подходы к выявлению асимметрии социально-экономического развития региона (на примере Омской области): автореф. .канд.экон.наук. — Омск, 2004. 25 с.
- Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2005 году // Российская газета. 2006. — 24 марта.
- Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2006 году // Российская газета. 2007. — 14 марта.
- Гоголев И.М. Перспективы развития сельского хозяйства региона в рыночных условиях / И. М. Гоголев, JI.B. Милова // Проблемы региональной экономики. 2004. — № 3−4.- С.236−247.
- Горбачев А.И. Стратегия развития промышленности регионов / А. И. Горбачев. М.: МАКС Пресс, 2000. — 63 с.
- Горшенина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели / Е. В. Горшенина. Тверь: ТГУ, 1999. — 160 с.
- Господарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции / Г. Г. Господарчук. — М.: Финансы и статистика, 2006. 303 с.
- Господарчук Г. Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов / Г. Г. Господарчук // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. -№ 3(171).-С. 19−24.
- Гранберг А. Темпы роста в национальном экономическом пространстве / А. Гранберг, Ю. Зайцева // Вопросы экономики. 2002. — № 9. — С.4−17.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
- Гранберг А.Г. Трансформация экономического пространства России / Под ред. Д. С. Львова М.: Экономика, 1999. — 454 с.
- Гранберг А.Г. Региональное развитие и региональная политика в переходный период: Материалы научно-практического семинара. Вологда, 1995.-339 с.
- Дадалко В., Логвина А. Некоторые аспекты развития бюджетного федерализма в рамках интеграции регионов / В. Дадалко, А. Логвина // Федерализм. 2004. — № 3. — С. 175−192.
- Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика / О. Г. Дмитриева. СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 272с.
- Добрынин Н. Бюджетный федерализм в России: генезис, эволюция, необходимость перемен / Н. Добрынин // Федерализм. — 2004. № 2. — С. 133 149.
- Думова И.И. Проблемы управления развитием Тофаларии — территории традиционного природопользования / И. И. Думова, В. М. Парфенов, Т. С. Саратовская // Регион: экономика и социология. 2006. — № .1.- С.190−197.
- Дьякова О.В. Экономический анализ региональной поляризации / О. В. Дъякова, Б. И. Герасимов. Тамбов: ТГТУ, 2003, — 148 с.
- Жирнель Е.В. Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Электронный научный журнал «Региональная экономика п управление». 2007. — № 1 (9). — Режим доступа: http://region.mcnip.ru (3 апреля 2007).
- Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: системный подход в российских условиях / М. Г. Завельский. -М.: Наука, 2006. 328 с.
- Игошина JT.H. Управление рынком мяса и мясной продукции / JT.H. Игошина//Проблемы региональной экономики. 2004. — № 3−4. — С.203−213.
- Игошина JT.H., Игошин В. В. Нормативно-правовое регулирование экономического воздействия государства на рыночные отношения в АПК / JI.H. Игошина, В. В. Игошин // Проблемы региональной экономики. 2004. -№ 1−2.-С.126−137.
- Кин А.А., Кибалов Е. Б. Сахалин: Структуризация проблемы формирования эффективного организационно-экономического механизма / А. А. Кин, Е. Б. Кибалов // Регион: экономика и социология. 2002. — № 4. -С. 63−71.
- Климов А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации / А. А. Климов. М.: Госдума, 2002. — 158 с.
- Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования / А. С. Колесов // Финансы. 2002. — № 2. — С.3−7.
- Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.akdi.ru/econom/prograrn/4.htm
- Конищева Т. Бедных регионов становится меньше // Российская газета. 2004. — 28 сентября.
- Константинов С.Н. Региональные особенности угольной промышленности Республики Саха / С. Н. Константинов // Региональная экономика. 2004. — № 6 (9). — С. 48−58.
- Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид.лит., 1995. 64 с.
- Котилко В.В. Теоретические и методические вопросы государственного регулирования социально-экономического развития регионов в России: дис. .д-ра экон.наук. М., 1999. — 354 с.
- Краснова Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические < вопросы и практические исследования /Т.Г. Краснова. Красноярск: КГТУ, 1999.-249 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Бап-Тангинского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. — Кызыл, 2007. 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Барун-Хемчикского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения г. Ак-Довурака за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 15 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения г. Кызыла за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007.- 15 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Дзун-Хемчпкского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Каа-Хемскиого кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Кызылского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. -Кызыл, 2007.- 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Монгун-. Тайгинского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Овюрского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. -Кызыл, 2007.-12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Пий-Хемского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Сут-Хольского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Тандинского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Тере-Хольского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Тес-Хемского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Тоджинского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Улуг-Хемского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. — Кызыл, 2007. 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Чаа-Хольского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. Кызыл, 2007. — 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Чеди-Хольского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. — Кызыл, 2007. 12 с.
- Краткий анализ социально-экономического положения Эрзинского кожууна за январь-декабрь 2006 года: Стат. сб. / ТО ФСГС Республики Тыва. -Кызыл, 2007.-12 с.
- Крутова И.Н. Межбюджетные отношения в регионе / И. Н. Крутова // Регионология. 2004. — № 2(47). — С. 120−126.
- Кувекина О.А. Программно-целевые методы управления в системе государственного регулирования экономики (федеральная целевая программа): дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М., 1999. — 152 с.
- Кузин А. Проект века: экономико-социальный аспект // Плюс информ. 2007. — 3 июля.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов / О. Кузнецова // Вопросы экономики. 2002.- № 3. — С.46−66.
- Лавров A.M. Бюджетная реформа 2001−2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / A.M. Лавров // Финансы. 2005. -№ 9. — С.3−12.
- Лавровский Б.Л. Свойства современного трансфертного механизма / Б. Л. Лавровский, Е. А. Постникова, Е. Ю. Губарева // Регион: экономика и социология. 2005. — № 1. — С.32−55.~ 1 < V
- Лаженцев В. Новые подходы к организации территориального развития / В. Лаженцев // Федерализм. 2004. — № 1. — С. 15−31.
- Ларина Н.И. Система документов по координации регионального ' развития / Н. И. Ларина // Регион: экономика и социология. 2005. — № 1. -С.15−55. ,
- Лексин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие /
- B.Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. 2000. — № 8.1. C.45−53.
- Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России / В. Лексин // Российский экономический журнал. 2003. — № 9−10. — С.64−86.
- Лексин В. Экономические отношения и управление в условиях федерализма / В. Лексин, Б. Мильнер // Российский экономический журнал. -2002. № 7. — С.53−77.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 8. Депрессивные территории: :прежние проблемы и новые варианты их решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал.- 2001. -№ 9. С.35−63.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 368 с.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 282 с.
- Малахов С. Железная дорога нужна уже сейчас // Финансовые известия. -2007. 13 марта.
- Маршалова А.С. Основы теории регионального воспроизводства / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М., 1998. — 170 с.
- Маршалова А.С. Формирование финансовых потоков в стратегии развития муниципальных образований / А. С. Маршалова // Регион: экономика и социология. 2005. — № 3. — С. 166−171.
- Межрегиональная интеграция: Республика Саха (Якутия) и ЗападноСибирский регион: Научные записки СибАГС. Новосибирск: СибАГС., 2006.-№ 2.-С.92−95.
- Международный опыт региональной политики // Национальная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.nns.ru/sources/index.html (13 марта 2005).
- Мельников P.M. Анализ динамики межрегионального экономического неравенства: зарубежные подходы и российская практика / P.M. Мельников // Регион: экономика и социология. 2005. — № 4. — С. 3−18.
- Мельникова А.Н. Проблемы реформирования муниципальных финансов / А. Н. Мельникова // Электронный научный журнал «Региональная экономика и управление». .2007. — № 2 (10). — Режим доступа: http://region.mcnip.ru (3 апреля 2007).
- Минасов М. Региональная политика — основа концепции устойчивого социально-экономического развития / М. Минасов // Экономика и управление. 1999. — № 4. — С.7−15.
- Назим В. За тувинским углем скоро выстроится очередь // Известия Тувы. 2005. — 17 ноября.
- Нехаев С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики. Режим доступа: http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm (14 мая 2007).
- Нижегородцев Р. Поляризация экономического пространства и как ей противодействовать / Р. Нижегородцев // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С.89−95.
- Николаев М. Выбор стратегии регионального экономического развития /М. Николаев, М. Махотаева// Экономист. 2000. — № 3. — С.7−15.
- Николаев М.В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику / М. В. Николаев // Проблемы современной экономики. 2005. — № 1(13). — с.15−20.
- Новости экономики. Производство стали в Индии к 2012 г. достигнет 124 млн.т. // Металлоснабжение и сбыт. 2007. — 09 ноября. Режим доступа: http://www.fmance.rambler.ru (15 ноября 2007).
- Ооржак В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона: монография / Под ред. Б. К. Злобина. М., РАГС.-2002.- 124 с.
- Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения / Режим доступа: http://www.gsk.ru/freedoc/2005/b0513/06−01.htm (5 мая 2006).
- Очерки бюджета Тувы / Под ред. В. П. Солдатова. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1972.- 136 с.
- Советская Тува в цифрах: Стат. сб. / Статуправление Тувинской АССР. Кызыл., 1984. — 165 с.
- Очерки социального развития Тувинской АССР / В. И. Войко, В. Н. Белошапкина, Т. Ч. Ширшин и др. Новосибирск: Наука, 1983.- 58 с.
- Петросянц В.3.Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / В. З. Петросянц. М.: Наука, 2005. — 189 с.
- Погодин Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона / Т. В. Погодин. Чебоксары: Русика, 2000. -194 с.
- Поздняков А. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) / А. Поздняков, Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — С. 74−91.
- Прокопьев Ю. На игле дотаций. Разрыв между лидерами и аутсайдерами сегодня слишком велик // Российская газета. 2007. — 9 февраля.
- Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев. М.: Наука, 2004. — 186 с.
- Реализация концепции устойчивого развития в региональных экономических системах: Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Нестор, 2002. — С. 130−133.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000. — 435 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 945 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006.: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 995 с.
- Регионы России: Стат. сб. В2 т. Т2 / Госкомстат России. М., 2000−584 с.
- Рейтинг муниципалитетов // Тувинская правда. — 2006. 30 июля.
- Республика Тыва 60 лет: Стат. сб. / Комитет государственной статистики РТ. Кызыл, 2004. — 83 с.
- Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002. 740 с.
- Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. -М., 2006.-783 с.
- Рыбакова Р.Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений / Р. Ю. Рыбакова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2007. № 9(177). — С.16−21.
- Салихов Ш. М. Особенности финансово-кредитного регулирования регионального экономического развития / Ш. М. Салихов // Региональная экономика: теория и практика. 2004. — № 3(6) — С.41−46.
- Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова. М.: КНОРУС, 2005. — 150 с.
- Сек С. Г. Дифференциация в развитии муниципальных образований Сахалинской области / С. Г. Сек // Электронный научный журнал «Региональная экономика и управление». 2005. — № 4 (4). — Режим доступа: http://region.mcnip.ru (15 июля 2005).
- Селиверстов В.Е. Институциональные условия и механизмы реализации социально-экономическое развитие Сибири / В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2005. — № 3. — С.29−43.
- Сергеев И.Б., Ларченко JI.B. Региональное стратегическое планирование в условиях укрепления федеративных отношений / И.Б.
- Сергеев, JI.B. Ларченко // Проблемы современной экономики. 2004. — № 1/ 2 (9/10).- С.139−143.
- Соколова О.Ю. Основы теории и практики конкурентного многоуровневого хозяйствования России / Под ред. И. Е. Крысиной. -Саратов: СГСЭУ, 2001. 124 с.
- Социально-экономическое положение регионов Сибирского федерального округа январь-декабрь 2006 года: Стат.сб. / ТО ФСГС по РТ. -Кызыл, 2007. 75 с.
- Социально-экономическое положение Республики Тыва за январь-декабрь 2006 года: Стат.сб. / ТО ФСГС по РТ. Кызыл, 2007. — 154 с.
- Социальный атлас российских регионов. Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/socialsphere/ukr.shtml. (23 января 2006).
- Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона: монография / А. Г. Степанов. М.: Финансы и статистика, 2004. -240 с.
- Стратегии макрорегионов России: методические подходы, приоритеты и пути реализации / Под редакцией А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. — 720 с.
- Субсидиарность как принцип и механизм политики Европейского Союза. Режим доступа: http://www.nationalsecurity.ru/library/18/index.htm (16 ноября 2005).
- Суперминистерство //Российская газета. 2007. — 28 сент. — № 216 (4479). — С. 5.
- Суспицин С.А. Пространственные трансформации экономики России в контрастных сценариях ее развития: постановка проблемы и эмпирические оценки / С. А. Суспицин // Регион: экономика и социология, -2006. -№ 1.- С.51−71
- Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 2003. — № 2. — С.3−17.
- Сущность и цели выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России: Материалы международного семинара. М.: Инсан, 1998. — 329 с.
- Татаркин А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов / А. И. Татаркин // Регион: экономика и социология. 2006. — № 1. -С.141−155.
- Теория статистики: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Р. А. Шмойлова. -М.: Финансы и статистика, 2001. 560 с.
- Ткач И.А. Рыночные преобразования в сельском хозяйстве / И.А. Ткач//Аграрная Россия. 2004. -№ 3.~ С.53−54.
- Топливно-энергетический комплекс России: современное состояние и взгляд в будущее / Г. А. Агафонова, Е. Д. Волкова, Н. И. Воропай и др. Новосибирск: Наука, 1999. — 362 с.
- Тувинская АССР: Справочник / С. Х. Красный, Н. С. Бойду, А. И. Барков, Д. А. Монгуш, К. О. Шактаржик, Н.А. Кызыл-оол. Кызыл: ТКИ, 1985.-73 с.
- Тургунбаев Ж.Т. Об экономической функции местного самоуправления в сельской местности / Ж. Т. Тургунбаев, А. Махаммадов // Аграрная Россия. 2004. — № 3. — С. 42−44.
- Турулина А. Кызыл-Курагино дорога будущего // Известия Тувы. -2007. — 15 марта.
- Турулина А. Попробуй увези // Известия Тувы. — 2007. 15 марта.
- Унтура Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности / Г. А. Унтура // Регион: экономика и социология. -2002. № 1. — С.7−12.
- Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. -М.: Финансы и статистика, 2001. 276 с.
- Федеральный бюджет и регионы (опыт анализа финансовых потоков). М.: Московский центр института Восток-Запад, 1999. — 284 с.
- Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Г. Г Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2007. — 416 с.
- Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, политика: учебное пособие / Под ред. Т. В. Псаревой. Новосибирск, 2005. — 344 с.
- Хазан М. Организационно-экономический механизм развития в системе управления предприятием / М. Хазан // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. — С.96−103.
- Ходасевич С. Межбюджетные отношения и стимулирование экономического роста в муниципальных образованиях / С. Ходасевич // Государственная служба. 2004. — № 6(32). — С. 110−113.
- Цогоев В.Г. Организационно-экономический механизм стратегического управления хозяйственным комплексом депрессивного региона / В. Г. Цогоев. Владикавказ, 2002. — 213 с.
- Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н. В. Чепурных, А. П. Новоселов, А. В. Мерзлов. М.: Наука, 2006. — 384 с.
- Черненко О.Б. Теория, методология и практика формирования структурно-инвестиционной политики в регионе (на примере Ростовской области): монография / О. Б. Черненко. Ростов н/Д.: РЭУ, 2002. — 208 с.
- Черников А.П. Стратегия развития региона (структурный аспект) /
- A.П. Черников. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН,'2000. — 166с.
- Шалмина Г. Г. Территориальные основы государственного управления: в 2-х ч. Часть 1. / Г. Г. Шалмина, Е. В. Котункина, А. В. Загарин,
- B.И. Татаренко, В. В. Тарасевич, В. Н. Москвин, О. В. Симагина, Н. П. Шалмин. Новосибирск: НГОНБ, 2003. — 349 с.
- Шарипов Ш. И. Проблемы развития сельской местности Республики Дагестан / Ш. И. Шарипов // Регион: экономика и социология. -2005. № 4.-С. 193−199.
- Ширшин Г. Некоторые мысли о железной дороге в Туве// Урянхай. -2006. -№ 3.-с.4.
- Штульберг Б. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России / Б. Штульберг, А. Полынев, В. Савельев // Федерализм. 1997. — № 2 (6). — С. 17−25.
- Штульберг Б.М. Региональные проблемы и региональная политика России: Проблемы комплексного регионального развития России / Б. М. Штульберг. Кн.1. — М.: СОПС, 1996. — С.52−68.
- Эйгель Ф. Ключевые факторы, сдерживающие рост кредитоспособности российских городов и регионов / Ф. Эйгель // Рынок ценных бумаг. 2003. — № 24(255). — С.62−65.
- Ягольницер М.А. Возможности бездотационного развития Республики Тывы / М. А. Ягольницер, В. Н. Разбегин, В. Н. Чурашев, В. М. Маркова // Регион: экономика и социология. — 2005. № 2. — С.61−75
- О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.
- О программе экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года: Постановление Правительства Республики Тыва от 15.03.2003 г. № 128. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.
- О республиканском бюджете Республики Тыва на 2007 год: Закон Республики Тыва от 28.04.2007 г. № 27 ВХ-2. Приложение 9. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.
- О федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 238-Ф3. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.
- Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов: Постановление Правительства РФ от 05.01.2005 г. № 2. // Консультант Плюс: справочно-поисковая система.