Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самоменеджмент как фактор совершенствования управления современной библиотекой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая парадигма организации управления состоит в том, что каждая социосистема рассматривается как открытая, действуя при этом в рамках «ситуационного подхода». В качестве отправной предпосылки принимается положение о взаимосвязанности «контекстуальных» (первичных) переменных организации (внешней среды, целей, стратегии, технологии) и «переменных управления» (организационных структур, процессов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Библиотека как объект самоменеджмента
    • 1. Изменяющийся характер функциональной направленности библиотек в современных условиях
    • 2. Особенности управления библиотекой как открытой системой
    • 3. Самоменеджмент как фактор формирования внутренней среды библиотеки
  • Глава II. Тендерные основы самоменеджмента в библиотечном деле
    • 1. Психология менеджмента в тендерном представлении
    • 2. Самоменеджмент как основа формирования личности библиоменеджера

Самоменеджмент как фактор совершенствования управления современной библиотекой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество отличается от предшествующих этапов его развития многократным усложнением структуры и внутренних связей, а также нарастающей зависимостью от действия внешних сил. Фундаментальное влияние на развитие человеческой цивилизации оказывает вступление мирового сообщества в информационную эру. Перед библиотеками открываются новые возможности и возникает необходимость решения принципиально иных задач, что обусловлено технологической революцией в информационной сфере. Применение новых технологий детерминирует пересмотр основных представлений о библиотеке как уникальной социокультурной системе, о механизмах стабилизации, заложенных в основе функционирования библиотеки.

Современное положение отечественных библиотек и кардинальные изменения, происходящие в них, можно обозначить как сложное. Это связано с кризисом российского общества, реформированием структурных принципов его социального и государственного устройства, обострением проблемы распределения ресурсов, усилением социального диспаритета, коренным изменением аксиологических установок в социуме.

Общество страдает от отсутствия людей творческих, способных на духовное, научное и культурное возрождение во имя создания высшей культуры" , — отмечает итальянский психолог А. Менегетти, — «сегодня все коммуникационные системы направлены на распространение банальной, изоморфной культуры, но то, что одинаково, -суть ничто» [101, — С.6].

Именно с позиции уникальности каждого человека, его личности, неповторимости внутреннего мира, многократно возрастает значение библиотеки как феномена, дающего возможность почувствовать и понять себя как «единичное самоценное бытие». Это возможно посредством механизмов социализации, инкультурации, индивидуализации, через которые ярко преломляются социальные функции библиотеки, а также благодаря фундаментальной задаче библиотеки — максимально быстрому и оптимально информационному удовлетворению запросов каждого конкретного человека.

Библиотека обладает рядом особенностей, которые способствуют лучшему пониманию тенденций и возможностей развития библиотечного дела страны в обозримом будущем. Определяющими особенностями библиотеки являются, прежде всего, стабильность, определенная инерционность функционирования, а также человеческий потенциал как ресурсообразующий и стратегический фактор.

В реалиях современного общества, в отсутствии какой бы то ни было отечественной смыслообразующей идеи, а тем более философии развития, неизмеримо вырастает значение библиотеки как над-, вернее, внеидеологического института, а также само функционирование библиотеки способно задавать оптимальные параметры посредством своих сущностных и деятельностных характеристик для социума.

Действительность заставляет по-новому взглянуть и оценить незыблемые постулаты библиотековедения. Приоритетное значение приобретает человеческий фактор, когда необходимо не только четкое соответствие профессионально-квалификационной структуры библиотеки ее функциональной структуре, но и ориентация на человека самореализующегося [62].

Отсутствие идеологической заданности в исследовании библиотеки как социокультурной системы породило обилие научных и практических дискуссий. В современных условиях понятие «системность» должно исходить, прежде всего, из объективных данных последних научных достижений, корреляции с постиндустриальной парадигмой науки.

В настоящее время происходит коренное изменение подходов к теории и практике управления. Это обусловлено рядом причин.

С ростом, усложнением и динамизмом функциональных связей, многовариантностью решений в условиях высоких темпов технологических и структурных сдвигов становятся неэффективными «рациональные» модели управления, основная задача которых предельно упорядочить и регламентировать организацию и происходящие в ней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности. Это обусловливает объективную необходимость изменения стереотипов управленческого мышления и разработки новых концептуальных подходов к управлению. Такая общая тенденция, несомненно, должна найти отражение и в управлении библиотеками.

Многие библиотековеды решение проблемы видит в рамках концепции библиотечного менеджмента. В условиях динамизма жизнедеятельности библиотек задача библиотечного менеджмента состоит в создании адаптивных быстрореагирующих управленческих механизмов, а менеджера — в реализации комплексных и системных подходов. Концепция библиотечного менеджмента отразила наиболее прогрессивные тенденции в его эволюции. Но в современных условиях они оказываются недостаточными.

Современный переходный период к постиндустриальному обществу, жизнь в реалиях техногенной цивилизации рождает необходимость новой парадигмы науки, более обращенной к человеку. В сфере управления это просматривается как эволюция образа руководителя от администратора-исполнителя к новому типу преобразующего лидера, ориентированного на нововведения, творчество. Особое значение приобретает способность руководителя адекватно воспринимать и реагировать на нестандартные ситуации, обладать стратегическим мышлением, умение работать в команде, быть стрессоустойчивым. Человеческий фактор, ранее только декларировавшийся, становится реальным фундаментом для создания стиля и методов руководства.

Новая парадигма организации управления состоит в том, что каждая социосистема рассматривается как открытая, действуя при этом в рамках «ситуационного подхода». В качестве отправной предпосылки принимается положение о взаимосвязанности «контекстуальных» (первичных) переменных организации (внешней среды, целей, стратегии, технологии) и «переменных управления» (организационных структур, процессов, руководства, поведения коллектива). В условиях «ситуационного подхода» формы, методы, системы, стили руководства должны существенно варьировать в зависимости от объективных условий «организационного контекста» .

Современный менеджмент с точки зрения культуры управления характеризуется такими тенденциями развития, которые можно рассматривать в двух ракурсах. Первый — это объективные тенденции, тормозящие или ускоряющие развитие, это детерминирует жизнеспособный потенциал менеджмента. Второй — менеджмент рассматривается как элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Современный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения, — это определяет аксиологическую характеристику менеджмента.

Ядро современного менеджмента состоит, с одной стороны, в том, что оно берет свое начало от человека, его потребностей и целей, от превращений знаний и опыта в ведущую производительную силу современной цивилизации. С другой стороны, — движущая сила современного менеджмента заключается в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, инициируя тем самым творчество и инновационные процессы [129, — С.193].

В инновационных процессах менеджмента решающая роль принадлежит механизму мотивации, но для приведения его в действие нужно умелое мотивирование со стороны различных менеджеров. Это обуславливает появление в структуре современного менеджмента такого нового направления, как самоменеджмент.

Самоменеджмент определяется как организационно-координирующая деятельность в реалиях неустойчивого пространства в условиях самоорганизации человеческого фактора.

Организационный аспект самоменеджмента в основном охватывает нижний уровень структуризации современных социосистем. Результаты самоорганизации являются новым качеством современного самоменеджмента и выступают как итог функционирования целостных горизонтальных структур.

Менеджмент в социальных структурах становится двойственным, проявляясь как самоменеджмент: одновременно как саморазвитие самого менеджера, и как его работа в специфических условиях преобладания самоорганизации в социосистеме.

Специфика библиотечного коллектива определяет характерные особенности руководства. Коллектив библиотеки — это коллектив женщин-интеллектуалов, руководство которыми осуществляется также женщинами, в первую очередь на среднем и низовом уровне. Большинство современных теорий управления ориентировано на руководителей-мужчин. Это определяет значение изучения тендерной проблематики коллектива библиотеки. Gender (в переводе с английского, — род) по определению обозначает сконструированный социально двойник пола, это сложный культурный конструкт: различия в ролях, ментальное&tradeи эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами, творимые обществом.

Разработанность темы. Поскольку оптимальное управление в любой сфере жизнедеятельности общества предполагает наличие управляемой системы, постольку большой интерес для нас представляли исследования по общей теории систем P. J1. Акоффа, J1. Берталанфи, К. Левина, У. Р. Эшби [2,64,159,167]. Из отечественных методологов системных исследований необходимо особо выделить труды В. Г. Афанасьева, В. В. Васильковой, В. А. Карташова, В. С. Конторова, Н. Н. Моисеева [25,44,64,106].

Труды по комплексным проблемам менеджмента стали основой проведенного исследования. Классикой общего менеджмента по праву можно считать работы зарубежных ученых: И. Ансоффа, К. Боумена, Д. Дункана, М. Мескона, Ф. Фидлера[3,20,46,103,202].

Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел предприняли попытку систематизации научных знаний в области управленческих проблем [89].

Рационалистическая школа менеджмента, родоначальниками которой считаются Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, рассматривает организацию как формальную, закрытую систему, никак не связанную с внешней средой [158]. Напротив, современные специалисты в области теории управления, такие, как С. Бир, П. Вейлл, П. Друкер, акцентируют внимание в своих исследованиях на взаимосвязи организации и внешней среды, особое внимание при этом уделяя человеческому фактору в теории и практике управления [16,27,45].

Помимо зарубежных, необходимо отметить и труды отечественных ученых, исследовавших проблемы управленческой деятельности. Они значительно ближе российскому менталитету, а значит более полезны для изучения с точки зрения концептуальных подходов к управлению. Работы О. С. Виханского, А. И. Наумова, З. П. Румянцевой, Л. И. Фаткина — это наиболее актуальные труды по менеджменту постсоветского периода [28,30,102,107,161].

Выявление тендерных особенностей менеджмента стали предметом исследований Т. Г. Киселевой, А. О. Раковской, О. А. Самарцевой, Т. П. Хохловой, А. Чириковой [74,124,130,181].

Термин «самоменеджмент» был введен К. И. Варламовым в 1993 и использовался для обозначения личного самосовершенствования менеджера [24]. В 1996 г. Л. Ф. Никулин применяет термин «самоменеджмент» при исследовании экономических самоорганизующихся систем, действующих в современной экономике [129].

В отечественном библиотековедении в 60-е годы XX века с началом становления переходного периода проявляется рассогласование связей между библиотекой и обществом, это обусловило анализ социокультурной роли библиотеки в условиях информатизации в отечественном библиотековедении. Исследование библиотеки как системы широко и последовательно проводится начиная с 60-х годов XX века и представлено трудами таких известных библиотековедов как: Ю. А. Гриханов, Н. С. Карташов, Н. И. Тюлина, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов.

36,68,138,155,165].

И.М.Фрумин в конце 70-х гг. обосновал статус библиотеки как социокультурного института [169,170]. Применение системного подхода в исследованиях библиотеки Ю. Н. Столяровым (1981) стало важным вкладом в отечественное библиотековедение [148].

Современное представление о библиотеке как социокультурной системе органично дополняют исследования в области библиотечного менеджмента, которые представлены работами В. К. Клюева, С. Г. Матлиной, И. М. Сусловой, Е. М. Ястребовой [78,98,151,194].

Человековедческие аспекты библиотечной науки стали предметом исследования таких ученых, как А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина, Н. Е. Добрынина, Ю. П. Мелентьева, А.В. Соколов[22,38,100,138].

В отечественном библиотековедении термин «самоменеджмент» впервые был употреблен И. М. Сусловой в 2000 г. в работе «Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности"1 применительно к психологической составляющей деятельности библиотечного менеджера.

Автором исследования самоменеджмент разработан как целостное представление в теории и практике управления библиотекой, в то время как психология управления библиотекой до настоящего времени представляла собой мозаичную картину.

Научная задача заключается в исследовании самоменеджмента как направления организации деятельности библиотеки в условиях информационной мегасреды и как фактора совершенствования профессиональной деятельности библиотечного менеджера.

Объект исследования — библиотека как открытая социальная система в условиях глобальной информатизации и системного кризиса российского общества.

Предмет исследования — особенности функционирования библиотеки как открытой системыхарактерные черты менеджмента для современной библиотекифакторы, механизмы, обусловливающие феномен самоменеджмента в применении к библиотекеспецифика библиотечного коллектива в тендерном представлении.

Цель исследования — заключается в анализе библиотеки как открытой социальной системы и поиске новых подходов к теории и практике управления ею.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:

1 Суслова И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности. — М: МГУКИ, 2000. -144с.

— проанализировать основные имеющиеся системные воззрения на библиотеку и проследить основные тенденции, позволяющие исследовать библиотеку как открытую систему;

— рассмотреть особенности функционирования библиотеки в современном обществе, анализ ее интегративных механизмов как открытой социокультурной системы;

— проследить генезис стратегического управления и его особенности в библиотековедческом приложенииобосновать самомеледжмент как принципиально новое направление библиотечного менеджмента, основанное на широкой философской, исторической, управленческой базе;

— исследовать феномен самоменеджмента в организационном ракурсе как координирующую деятельность в условиях самоорганизации, в человековедческом применении — как методологию и организацию структуры личности библиоменеджера всех уровней;

— выявить особенности коллектива библиотеки с профессиональной, акмео-псчхологической точки зрения в проекции его тендерной специфики.

Методология и методы исследования. В данной работе автор исходит из фундаментальных методологических идей современной науки, прежде всего идеи Т. Куна о парадигме (методологический регулятив), с помощью которой устанавливаются новое видение науки, новые факты и теории. Смена парадигм детерминирует новую интерпретацию фактов, теорий, методов, аргументации и обусловливает рост знания.

Важную роль в исследовании библиотеки как открытой системы сыграли работы, ставшие классикой теории систем и общесистемной методологии. Существенно укрепляют методологическую основу, на которой базируется изучение данной проблемы, теоретические установки и методологические подходы библиотековедческой науки, концептуальные выводы, содержащиеся в трудах Н. С. Карташова и Ю. Н. Столярова.

Для решения поставленной научной задачи и проверки выдвинутой гипотезы ведущим стал метод теоретического исследования, а именно анализ философской, общенаучной, психологической, педагогической литературы, а также исследований по проблемам библиотековедения, современного управления и менеджмента с последующим синтезом полученных данных.

Научная новизна исследования состоит:

— в понятийный аппарат библиотековедения вводится термин «самоменеджмент»;

— обосновывается метаинформационная функция современной библиотеки;

— исследована тендерная специфика библиотечного коллектива, которую детерминирует женский состав сотрудников библиотеки;

— создана целостная картина представления психологии управления в библиотечном деле. Рассмотрен гуманитарный ракурс самоменеджмента как фактора совершенствования управления современной библиотекой: определены тендерные аспекты самоменеджмента в библиотечном деле.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования расширяют имеющиеся в современном библиотековедении представления о библиотеке как социальной системе, о функционировании библиотеки в условиях переходного периода общества.

Библиотечный менеджмент обогащается новым разделом, раскрывающим особенности психологии управления коллективом библиотеки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования используются при подготовке библиотечных менеджеров высшей квалификации в Московском государственном университете культуры и искусств: самоменеджмент и его элементы способствуют целенаправленному формированию личностной структуры специалистов, призванных реформировать деятельность библиотеки.

Материалы исследования используются при чтении спецкурса «Самоменеджмент», который разработан и внедрен автором на кафедре общего и специального менеджмента в Международном университете бизнеса и новых технологий (г. Ярославль).

Сведения, изложенные в исследовании, используются в преподавании учебного курса «Библиотечный менеджмент» в МГУКИ.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе представления его предварительных результатов на ряде научных конференций («Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения», 1997 г., «Социум и культура: голоса молодых», 1997 г., «Великое посольство — путь в Европу», 1997 г., «Духовная культура накануне нового столетия», 1998 г.), опубликованы тезисы. В 1998 году вышла в свет статья «Самоменеджмент: опыт системного анализа». По теме исследования издана лекция 'Тендерные аспекты самоменеджмента в библиотечном деле", 2002 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время библиотека как система функционально ориентирована во внешнюю среду. Границы среды ограничиваются, с одной стороны, параметрами гиперсоциума, с другой — конкретными потребностями конкретной личности, при этом особое значение приобретает рассмотрение библиотеки как открытой системы.

2. Библиотека как открытая система является объектом самоменеджмента. Ее включение в число объектов самоменеджмента обуславливается метаинформациоииой функцией. Данная функция определяется как оптимальный конечный результат коммуникации, осуществляемый библиотекой и распространяемый на микро-, мезои мегасреду.

3. Устойчивость библиотеки как открытой системы обеспечивается в том случае, если, во-первых, выполняются все функции библиотеки, во-вторых, в качестве внутренней координации выступит самоменеджмент библиотеки, в-третьих, стиль управления библиотекой соотнесен с тендерными особенностями коллектива библиотеки.

4. В русле самоорганизации самоменеджмент определяет внутреннюю координацию в социальных системах. Самоменеджмент как способ организации профессиональной деятельности, позволяет обозначить его ценность с учетом тендерной специфики для конкретного библиотечного менеджера и как возможность:

— создания благоприятного психологического климата в коллективе;

— способ оптимизации деятельности библиотеки в целом;

— как уникальный метод самосовершенствования и самореализации в конечном итоге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное библиотечное пространство России находится в стадии поисков путей преобразования. В значительной степени разнообразится облик библиотек, появились их новые виды и типы. Традиционные формы деятельности библиотек постепенно наполняются инновационным содержанием, что связано, в первую очередь с необходимостью адаптации библиотек в быстроменяющемся мире.

Огромное значение для работы библиотек приобретает значение внешней среды, несмотря на то, что библиотеки являются по своей природе консервативным социальным институтом.

В ходе исследования установлено, что современная библиотека является открытой системой в современном социокультурном пространстве России. Анализ библиотеки как открытой системы свидетельствует о том, что происходит коренное изменение функциональной направленности деятельности библиотек. В своем практическом применении это выражается в осуществлении такой социокультурной функции, как метаинформационная. Она определяется как оптимальный конечный результат коммуникации, которая осущесвляется библиотекой и распространяется на микро-, мезо-, мегасреду. Оптимизация деятельности библиотеки как открытой социосистемы адекватнее всего воспринимается как концепция необходимости адаптации библиотеки к внешней среде.

Библиотека как социальная система преломляет в своей структуре не только специфику межличностных отношений, которые определяют философию и миссию библиотеки. Прежде всего она экстраполирует свои внутренние ценности и отношения на внешнюю среду, мегачеловеческий фактор, что задается параметрами ее функционирования как внеидеологического института, приоритетностью клиентальной ориентацией деятельности, мощнейшего социализирующего звена в системе современной культуры.

Это определяет возможность рассмотрения библиотеки как открытой, динамично развивающейся системы, имеющей сугубо гуманистическое начало и задающей оптимальные параметры для выполнения библиотекой наиглавнейшей функции культуры — сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение.

Исследование показало, что особенности функционирования библиотек в настоящее время, безусловно, накладывает отпечаток и на систему управления ими. Это проявляется в переходе от механистического подхода к использованию человеческого фактора к пониманию его как главного источника, порождающего феномен неопределенности в социальных системах и задающего поиск новых подходов к теории и практике руководства. В связи с этим можно утверждать следующее:

— исследование функционирования современной библиотеки соответствует концепции интеллектуальной организации;

— мировоззренческий уровень сотрудников библиотеки определяет ее философия;

— оптимумом для управления современной библиотекой является стратегический менеджмент, задающий ориентацию на внешнюю среду, а также приоритетное значение человеческого фактора;

— общая тенденция в развитии стратегического управления заключается в переходе к управленческой функции «организация» .

Особое значение в деятельности современной библиотеки приобретает феномен самоорганизации, который является предметом самоменеджмента.

Самоменеджмент определяется в своем социальном аспекте как организационно-координирующая деятельность в условиях самоорганизации человеческого фактора. В человековедческом приложении самоменеджмент — методология и организация структуры личности руководителя в процессе ее формирования и развития.

Самоменеджмент как фактор, конструирующий внутреннюю среду современной библиотеки, имеет в качестве своей методологической базы тектологию, исследующую системные процессы с организационной (или организующей) точки зрения.

Наиболее сложным и специфическим вопросом управления библиотекой является вопрос характерного стиля управления, который задается предельной феминизацией коллективов библиотек.

При этом исследование особенностей женского стиля управления, характерные черты самоменеджмента в применении к современному женскому менеджменту позволяют более детально и пристально анализировать тендерные основы психологии управления коллективом библиотеки как уникального социокультурного института в системе современной культуры.

Тендерные исследования как одна из составляющих аксиологической проблематики в современном российском обществе актуальны сейчас настолько серьезно, насколько могут быть востребованы как общечеловеческие ценности, так и социокультурные ориентиры.

Объективные и субъективные характеристики, присущие библиотечному коллективу позволяют взглянуть на функционирование библиотеки с принципиально новой точки зрения, основной ракурс которой — человеческий фактор и гуманистическая направленность деятельности библиотеки.

Самоменеджмент как способ организации не только профессиональной деятельности, но прежде всего как фундаментальное самопостроение" в рамках личной тектологии, позволяет обозначить его ценность для конкретного библиотечного менеджера как возможность, с одной стороны, созда*-.1." i пмального психологического климата в коллективе, с другой — об оптимизации деятельности библиотеки в целом, а также уник^т.ый метод самосовершенствования и самореализации в конечном итоге.

В целом, на наш взгляд, мы выполнили поставленные задачи. Опираясь на теоретическую основу, удалось обосновать самоменеджмент как принципиально новый подход в управлении библиотеками в современном мире.

Дальнейшая исследовательская работа библиотековедов, культурологов, психологов, социологов будет способствовать уточнению и расширению теоретических основ и технологических аспектов этой проблемы в системе библиотечного дела России.

Мы видим перспективы дальнейшей разработки проблем управления библиотекой в следующем:

— должна быть продолжена работа по разработке управленческих технологий в библиотечной сфере;

— целесообразно продолжить исследования в области управления персоналом библиотеки исходя из особенностей женского стиля управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Тектология А.Богданова: на пути к новой парадигме// Вопр. философии., № 8, 1995. — С. 1 -5.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1989.-327с.
  3. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519с.
  4. Антология тендерных исследований: Сб. пер./ Сост. Е. И. Гапова. -Минск.: Пропилеи, 2000. 347с.
  5. Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, 1997. — 320с.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. -214с.
  7. . Азбука общения или Public Relations библиотеки. М.: Либерея, 1995, — 174с.
  8. В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество//Полис. 2001. — № 3. — С.83−92
  9. С.Ю. Принадлежит ли Россия к третьему миру?// Полис. -№−4.-2000.-С. 13−21.
  10. Ю.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.- М.:Наука, 1989. -417с.
  11. П.Бачалдин Б. Н. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю. М., 1993. — 256с.
  12. .Н. Что и как осмысливать библиотековедам?// Библиотековедение. -1989. -№ 5−6. С.72−79.
  13. Е.И. Трансформация ценностей Российского общества//Пол"с. -2000. № 6. — С. 51−65
  14. Н. Изменение функций руководителя в новых условиях// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — С. 99−107.
  15. С.Д. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990. — 207с.
  16. Бир С. Мозг фирмы. М.: Прогресс, 1993. — 375с.
  17. П.Биркенбиль М. Молитвенник для шефа/ Пер с нем. М. СП
  18. Интерэксперт", 1993. 395с.
  19. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Л.:Лениздат 1977. -312с.
  20. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989.-303с.
  21. К. Основы стратегического менеджмента/ Пер с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 375 с .
  22. И. А. Культурно-информационная среда региона и изменения в деятельности библиотек// Библиотеки и регион. Выи.2. -М., 1996. С.71−80
  23. А.Н. Библиотечный коллектив: формирование и управление: Учеб. пособие, — СПб: Изд-во СПбГАК. 38с.
  24. А.Н. Проблемы философии библиотек// Книга. Исследования и материалы, 1993. С. 70−79.
  25. К.И. Личная тектология. -М.: Изд-во МИНХ, 1993. 118с.
  26. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во «Лань», 1999.-480с.
  27. М. Наука как призвание и профессия// Самопознание европейской культуры XX века.- М.: Прогресс, 1991. 547с.
  28. П. Искусство менеджмента . М.: Новости. — 1993. — 171с.
  29. О.С. Менеджмент: человек-строение-организация. М.: МГУ, 1995. 247с.
  30. О.С. Стратегическое управление: Учебник М.: МГУ, 1995, — 335с.
  31. О.С. Стратегическое управление: Учебник 2-е изд, перераб. и допол. — М.: Гардарики, 1998. — 396с.
  32. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. -266с.
  33. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров// Социс. 2000. -№ 11.- С. 36−44.
  34. В.В., Глущенко И. И. Функционально-логическое проектирование управляющих воздействий и структур организационно-производственных систем. Киев, АН Украины//Кибернетика и системный анализ. 1995. -№ 6. — С.60−66
  35. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. -М.: Изд-во Финпресс, 1998. -416с.
  36. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 386с.
  37. Ю.А. Центральный объект библиотековедения / Библиотекарь. 1976. — № 11. — С. 59−61.
  38. М.Т. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 207 с.
  39. М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции, — М.: МГУКИ, 1998. 58с.
  40. М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: Монография. М.: МГИК, 1993. — 101с.
  41. М. Хиллари Клинтон и власть женщин,— М.: ЦСЭИ, 1995. -С.13 .
  42. Н. Единомышленники// Библиотека.- 2001.- № 4. С. 2729.
  43. Н.Е. Просветительская функция национальных библиотек: день сегодняшний// Библиотека. 1995. — № 6. — С.14−19.
  44. Н.Е. Черты духовной общности. М.: Книга, 1983. -112с.
  45. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М.: Сов. радио, 1976. — 407с.
  46. П. Эффективный управляющий. М.:Новости, 1997. — 232с.
  47. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики/ Пер. с англ. М.:Дело, 1996. — 272с.
  48. B.C. Семь граней современного менеджмента//Проблемы теории и практики управления. 1998. № 7, — С. 4−12
  49. Н.В. Профессиональные иллюзии и проектная реальность//Библиотека. 1997. — № 12. -С. 58−59.
  50. Г. Системный объект библиотековедения // Библиотекарь. -1978.-№−12.-С. 68−72.
  51. В. Нечеткие множества и их использование для принятия решений// Соросовский образоват. журнал, 2001. т.7.- № 2. — С. 109 115.
  52. Ю.В. Информация как категория управленческих коммуникаций// Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник № 8: Сб. ст./ МГУКИ- Отв. ред. Арнольдов А. И. М., 2000. — С. 49−56.
  53. Д.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. — 300с.
  54. Игумен Иоанн (Экономцев). Православный взгляд на экологический кризис совремнной цивилизации//Сознание и физическая реальность. Том 1, № 1−2. 1996. -С.47−54.
  55. В.В. На пути к антропоцентричному знанию//Сознание и физическая реальность. Том I, № 3. М.- 1996. С. 14−18.
  56. В.Л. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий//Полис. -2001.-№−6.-С. 131−139.
  57. К. «Общество риска» в условиях глобализации//Социс. 2001. -№ 12. — С.15−22
  58. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям/ Под общ. ред. В. Е. Хрупкого. М.: Республика, 1992. -3 Юс.
  59. А.И., Хайцева Л. Б. К проблеме изучения кадров РГБ (по результатам пилотажного исследования)// Библиотечное дело и демократия: Сб. тез., М.: МГУК, 1997.-С. 18−19.
  60. . Деловая стратегия. М. Экономика, 1991. 339с.
  61. В.А. Система систем. Очерки теории и методологии.-М. .Наука, 1992.-278с.
  62. Н.С. Инновационные процессы: общее и частное//Библиотека, — 1998. № 3. — С. 40−43.
  63. Н.С. Качество управления обусловлено технологией// Библиотека, 1999.-№ 5. — С. 44−46.
  64. Н.С., Общая теория библиотечного дела: Учебник М.: МГУК, 1997.-256с.
  65. Н.С. О системном подходе к изучению и организации академических библиотек // Библиотечно-библиографическая информация АН СССР и академий наук союзных республик. 1967. -№ 1. — С. 1−19.
  66. Н.С. Управление. Менеджмент. Маркетинг (О спорных вопросах науки управления библиотечным делом)// Библиотековедение: исследования, история, современность. -М., 1995. С. 131−151
  67. Л.В., Никонова Т. В. Организационное поведение:Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. — 220с.
  68. С.А. Профессиональные ценности управленческих кадров социально-культурной сферы. Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1998. -20с.
  69. Г. Л. Катастрофизм в контексте российской политической культуры// Полис. 2000. -№ 4. — С.6−19.
  70. К. Вопросы управления.- М.: Экономика, 1981. 199с.
  71. Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский период: опыт исторического анализа: Лекция. М.: МГУК, 1995. -47с.
  72. А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Минск: Мога-Н — Вида-Н, 1995. — 748с.
  73. Е.В. Менеджмент и маркетинг для специальных библиотек//Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. — № 1. — С.3−8
  74. В.К., Ястребова Е. М. Маркетинг в системе управления библиотекой: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. — 131с.
  75. В.К. Основы инновационной хозяйственной деятельности библиотеки: Учеб пособие. М.: Изд-во МГУК, 1998. — 136с.
  76. Е.И. Женщина-руководитель. М.: Моск. раб., 1989. -176с.
  77. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. -520с.
  78. Ф. Основы маркетинга. СПб, АО «КОРУН», 1994. 736с.
  79. Р.Л. Если Вы руководитель,— М.: Дело, 1993. — 278с.
  80. Крулис-Ранда Я. Сегодня и завтра маркетинговой науки// Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 5. — С.63−70
  81. Е.И., Емельянов Ю. Н., Руководитель и коллектив. Л.:Лениздат, 1974, — 326с.
  82. Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. М.: Либерея, 1999. 223 с.
  83. Е.И. К новой России с новыми библиотеками// Библиотека, 1998. № 9, — С. 11.
  84. Л. Организационная структура и запросы практики// Библиотека. -1999. № 3. — С. 28.
  85. Кун Т. Структура научных революций/Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.-617с.
  86. Г. О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981, — 512с.
  87. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589с.
  88. А. Формирование системы управления персоналом//Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 5. -С.83−85.
  89. Л.В., На пути к новой картине мира//Сознание и физическая реальность. Том I, № 1−2. 1996. — С. 12−14.
  90. Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 253с.
  91. М. Как я понимаю философию. М.: Мысль., 1989.- 384с.
  92. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб, Лань, 1997.-381с.
  93. С.Г. Библиотечный маркетинг: Практ. Пособ. для работников публичных библиотек. Пермь, 1993. — 66с.
  94. С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама.- М.: Либерея, 1997. 94 с.
  95. Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепция, периодизация//Социс. -2000. № 3. С. 18−23
  96. Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества: Дис. .докт. пед. наук. М., 1995. — 378с.
  97. А. Проект «Человек»/ Пер. с итал. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. — 276с.
  98. Менеджмент организации. Учеб. пособие/Под ред. Румянцевой З. П. -М.: ИНФРА-М. 1995. 357с.
  99. М. X., Хедоури Ф., Альберт М. А., Основы менеджмента. М., 1999. — 739с.
  100. И.В., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотеки: Теория, методика, практика. М., 1996 -220с.
  101. Н.Н. Размышления о рациональном обществе// Экология и жизнь. 2001. -№ 3. — С.7−13
  102. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. -М.:Изд-во «Устройство мира», 2000. 351с.
  103. А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Высш. шк., 1994. -224с.
  104. С.А. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГН, 2000. -422с.
  105. Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работе с кадрами научное обеспечение. СПб, 1991. — 174с.
  106. Об участии в международном информационном обмене//Рос. газ. -1996. -1 июня.
  107. Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики// Управление персоналом, 2001, № 8. С. 34−39
  108. А.П. Тектология А.А.Богданова и идея коэволюции// Вопр. Философии. 1995. — № 8. — С. — 68−75.
  109. Организационные структуры управления производством. / Под общ. ред. Б. З. Мильнера. М. Мысль, 1975. — 415с.
  110. С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен//Социс. 2001,-№ 11. — С. 51−58.
  111. Р. Положительный имидж: как его создать// Библиотека. 1997. — № 2. — С. 11−13.
  112. А. Изменения в обществе и новые принципы управления// Библиотека. 1998. -№ 4. — С. 29−30.
  113. С.В. На пути к переменам// Библиотековедение. -1993, — № 5−6. С. 135−139.
  114. В.И. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Ин-т практ. психологии, 1996, — 235с.
  115. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Рефл-бук, 1998.-267с.
  116. X., Де Гир В. Облик, статус и репутация библиотечного дела и информационной деятельности// Науч.-техн. библиотеки. -1993. -№ 11.-С. 10−25
  117. Психология менеджмента: Учебник/ Под ред. проф. Г. С. Никифорова СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. — 672с.
  118. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1999. — 279 с.
  119. С.Н. Принцип подбора на основе тектологии А. Богданова// Вопр. Философии. 1995. — № 8. — С. 47−59.
  120. А.О. Особенности становления профессиональной карьеры женщин// Тендерные аспекты социальной трансформации. М&bdquo- 1996.-С. 73−85.
  121. JT.C. Концепция женской занятости, М.:Экономика, 1994.-С. 35.
  122. Л.С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда//Социс. 1995.- № 7. — С. 45−47.
  123. Дж. Женщина в директорском кресле.//Вы и мы. 1995. -№ 5. С. 24−29.
  124. РуЬакин Н. А. Письмо к Л. Б. Хавкиной от 26. 05. 1913// Труды ЛГБИ. 1961. Т. 8.-282с.
  125. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА М., 1996. -352с.
  126. O.K. Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса// Социс, 2000. № 11. -С.76−79.
  127. Самоменеджмент: введение в проблему// Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 3. -С. 27−35.
  128. С.А., Ахундов В. М. Анализ и прогноз развития больших технических систем. М.: Наука, 1982. 379с.
  129. А. Л. Психология управления организациями:Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1999. -221с.
  130. Л.А. Институт социальный// Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С.116.
  131. Л.А. Парсонс Толкотт//Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С. 257−259.
  132. Г. Стресс без дистресса,— М.: Прогресс, 1979.- 124с.
  133. Л.Е. Удовлетворенность трудом: теоретический анализ и реалии библиотечной практики//Библиотечное дело и демократия: Сб. тез. науч. конф. Часть II., М.: Изд-во МГУК, 1997. С. 33−35.
  134. А.В., Афанасьева Л. Н. Библиотекарь 90//Сов. библиотековедение. — 1992. -№ 3−4. — С.57.
  135. П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Пер. с англ. -М.: Политиздат. 1992. 542с.
  136. О.Л. Личная тектология А.А. Богданова и современные проблемы самоменеджмента// Проблемыотечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. междунар. науч. конф. М.: МГУК, 1997. — С. 61−64.
  137. O.JI. Самоменеджмент как новый подход к проблеме организации труда// Социум и культура: голоса молодых. Тез. науч.-практ. конф. молодых ученых. М.: МГУК, 1997. — С. 7779.
  138. Э. Управление научным коллективом// Управление персоналом. 2001. -№ 11, — С.7−15.
  139. В. Кириллов JI. Искусство делегирования// Управление персоналом. 2001. — № 3. С. 44−47
  140. Ю.Н. Беспринципность как основной принцип современной библиотечной политики// НТБ. -1993. № 7. -С .3−16.
  141. Ю.Н. Библиотека как система // Книга: Исследования и материалы. Сборник XLIX М.: Книга, 1984. — С. 5979.
  142. Ю.Н. Библиотека предмет библиотековедения // Библиотекарь — 1976. — № 8. — С. 42−44.
  143. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М.: Книга. 1981. — 255 с.
  144. Ю.Н. Вернемся к родным истокам, или «детская болезнь» менеджмента в библиотековедении// Научн. и техн. б-ки. -1998. №−4.-С. 28−34
  145. Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу II тысячелетия// Научн. и техн. б-ки. 1998,№ 10. — С.36−51
  146. И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб,-практ. пособие. М: Либерия, 2000. -232с.
  147. И.М. Стратегическое управление библиотечной деятельностью. -М.:ИПРИКТ, 1998. 32с.
  148. В. Профессиональные навыки менеджера («обогащенный самоменеджмент»)//Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 6. — С. 114−119.
  149. В.В. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1995.-332с.
  150. Н.И. Национальная библиотека и наука: Опыт системного подхода к оценке проблемы // Библиотеки СССР. 1969. — Вып. 44. — С. 24−48.
  151. Н.И. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания// Библиотековедение. -1994. № 6. — С. 3−8.
  152. Управление персоналом организации: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1997.-512 с.
  153. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М., 1992. — 403с.
  154. Ю.А. Тектология и общая теория систем// Вопр. философии. № 8, 1995. С. 21−28.
  155. Д.Э. Управление современной публичной библиотекой. Стратегия развития. М.: Рудомино. 1997. — 22с.
  156. Фаткин J1.B., Морозова Н. И. Командообразование в организации как фактор совместной деятельности// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 107−112.
  157. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле"// Б-ка и закон. 1991.-Вып. 1.
  158. Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников/ РГБ. М., 1997. — 174с.
  159. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 408с.
  160. В.Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. СПб.: РНБ, 2000. — 256с.
  161. В. Просвещение на исходе столетия//Библиотека, 1998. -№ 8. С. 27−28.
  162. .С. Основы системологии. М.: Сов. радио, 1980. -С.69.
  163. Г. П. Будем ли учиться всерьез?//Сов. библиотековедение. 1992. -№ 3−4. — С.25.
  164. И.М. Библиотечное дело: организация и управление: Учебник. 2-е изд. — М.: Книга, 1980. — 272с.
  165. И.М. Организация работы советской библиотеки:Учебник. М.: Книга, 1969. — 208 с.
  166. Т.П. Выявление тендерных аспектов менеджмента-фактор повышения эффективности управления// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 2.- С. 67−73
  167. А.Ф. Переориентация необходима// Сов. библиотековедение. 1991. — № 1. — С.41−44.
  168. Цветкова (Спиридонова) О. Л. Тендерные аспекты самоменеджмента в библиотечном деле: Лекция. М.: МГУКИ, 2002. — 39с.
  169. Цветкова (Спиридонова) О. Л. Деструктивные изменения социума в свете системного подхода//Духовная культура накануне нового столетия: Тез. науч.-практ. конф. Ч. I. М.: МГУК, 1998. -С.85.
  170. Цветкова (Спиридонова) О. Л. Психология менеджмента в тендерном представлении// Новые пути наук о культуре: Сб. текстов докладов межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, М.: МГУКИ, 2001. с.181−183.
  171. Цветкова (Спиридонова) О. Л. Самоменеджмент: опыт системного анализа// Научные проекты молодых ученых МГУК, М.: МГУК, 1998.-С. 127−134.
  172. О.Л. Современная библиотека в организационном аспекте: особенности управления и человеческийфактор//Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. -Вып. 2. Ч. II — М.: МГУКИ, 2002. — С. 119−123
  173. Г. К. Трудный путь к самому себе. СПб.:Изд-во СПб. ун-та 1994, — 198с.
  174. Ю. Стратегическое планирование в ЦБС//Биб-ка. -1997.-№−11.-49с.
  175. А.Е., Кричевская О. Н. Женщина руководитель: деловые стратегии и образ «Я'7/Социс. — 2000. — № 11. — С. 45−49.
  176. А.Е., Самарцева O.K. Деловая женщина в этическом измерении // Вестник Самар. гос. ун-та. -1998. № 3. — С.117−131.
  177. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех/Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1993. 240с.
  178. О.В. Глобальные сети. Интернет: Мат. к изучению курса. М.: МГУК., 1998. 39с.
  179. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 5. -С. 94−96.
  180. П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения//Социс. 2001. -№ 9. — С.3−14.
  181. В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности//Социс. 2001. -№ 10. — С. 48−58
  182. Н. Преуспевать с радостью. М.: Экономика, 1993.- 145с.
  183. Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня//Социс. 2001. — № 8. — С. 146−152
  184. В. Хорошо там, где есть мы!//Библиотекарь. 1989. -№ 1. — С.36.
  185. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг/Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.-351 с.
  186. Элита информационного мира. Кто есть кто в международной академии информатизации/ Под общ. ред. Юзвишина И. И. -М., 1998. -256с.
  187. И.И. Что такое информациология? // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества: Мат. Международного форума информатизации. М., 1997. — С. 65−76.
  188. Е.М. Внутренний маркетинг в библиотеке// Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 10. — С. 40−46
  189. Е.М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: Лекция. -М.: МГУК., 1998. С. 33.
  190. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы// Вопр. философии № 1, 1997. С. 52−57.
  191. В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале XXI в.// Проблемы теории и практики управления. № 2. — 2000. — С. 110−113.
  192. Albenese R., Van Fleet D.D. Organizational Behavior: a Managerial viewpoint. Chicago, 1983. 359p.
  193. Anderson and Zinsser. A History of Their Own. Vol. 11. 1990. -418p.
  194. Cohen W.A. The Art of The Leader/ Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1990. 165p.
  195. Cole D. Women in Political Theory. 1988. 189p.
  196. Eisler R. Women, Men and the Evolution of Social Structure// World Futures. 1987, — 313p.
  197. Fiedler F. E. The contingency model of leadership process// Advances in experimental social psychology. V. 11. N.Y., 1978. 145p.
  198. Higgins J.M. Organizqtional Policy and Strategic Managment: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983. 426p.
  199. Hyde J. Half of the Human Experiens. The Psychology of Woman. Zexington, 1985. 341 p.
  200. Mcmillan J. F. What is Women’s History?//What is History Today? 1988.-407p.
  201. Miles R. Women’s History of the World. 1988. 264p
  202. Parsons T. The Structure of social action, N.Y., 1967. 289p.
  203. Reveridge D.C. The challenge to change: a discussion on the President’s Task Force on the value of the information professional// Spec. Libr. 1988/ - Vol.79, № 1. — 364p,
  204. Shein E. H. Organizational Culture and Leadership. San Francisko: Jossey Bass Publishers, 1985. -221p.
  205. Shendel D.E., Hatten K. J. Business Policy or Strategic Managment: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Manegment Proceeding., August 1972. 278p.
  206. Stogdill R. M. Handbook of leadership. N.Y., 1974. 247p.
Заполнить форму текущей работой