Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования явились философские концепции единства сознания, эмоций и деятельности (М. Вебер, О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов и др.) — исследования по психологии формирования сознания (A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, К. Изард, JI.B. Маликов и др.) — психолого-педагогические подходы к формированию эмоционально-ценностного компонента процесса образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Состояние проблемы эстетического воспитания студентов в теории и практике профессионального образования
    • 1. 2. Аксиологическое значение физической культуры в процессе эстетического воспитания студентов технических вузов
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов средствами физической культуры
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию студентов технических вузов
    • 2. 2. Содержательно-процессуальные особенности эстетического воспитания студентов технических вузов средствами физической культуры
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблему нашего исследования мы видим в определении путей повышения эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов как фактора их профессионального образования.

Актуальность проблемы исследования определяется следующими положениями.

В современном обществе происходят глобальные изменения, касающиеся в полной мере и всех сторон профессионального образования личности. В связи с этим многие исследователи отмечают, что, во-первых, существует и активно реализуется потребность общественного и личностного развитияво-вторых, многие аспекты профессионального образования недостаточно разработаныв-третьих, существуют потребность, образовательный заказ конкретной практики эстетического воспитания в системе профессионального образования личности как со стороны предприятий-заказчиков и образовательных учреждений, так и со стороны личности обучающегося.

В подтверждение указанных положений можно привести следующие факты теоретического и образовательно-практического плана.

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями общей социокультурной ситуации современного российского общества: кризис эстетических идеалов, снижение уровня эстетического развития подростков и молодежи, обострение потребности общества в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и профессиональной деятельности.

Важную роль при этом приобретает деятельность высшей профессиональной школы, где формируются мировоззренческие основы, познавательные интересы и эстетические представления и характер поведения студентов при их включении в различные виды образовательной, общественной и профессиональной деятельности.

Наши наблюдения, исследования ученых показывают, что в последние годы в вузах наблюдается ослабление внимания к вопросам формирования социальной активности личности, все в большей мере предпочтение отдается обучению профессионально-предметным знаниям без должного внимания к проблеме активизации личностных качеств студента. Мы же считаем, что в современных условиях целесообразно рассматривать формирование профессионально активной личности на основе занятий искусством, обеспечивающих творческое созидание и опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.

Одним из эффективных средств формирования активности личности студентов выступает эстетическая деятельность, в которой активизируется социальная позиция и социально одобряемое поведение личности, так как наиболее успешно развитие социальной, образовательной и профессиональной активности будущих специалистов происходит в социально значимых мероприятиях, действиях, пробуждающих чувство прекрасного, умение оценить окружающую действительность по законам красоты. В связи с этим возникает необходимость осуществления эстетического воспитания студентов вузов. В техническом вузе данный аспект проблемы становится еще большее значимым, так как в процессе профессиональной деятельности будущих инженеров эстетика занимает особое место — эстетика производства, эстетика продуктов деятельности, эстетика отношений.

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблеме формирования эстетически воспитанной личности в деятельности свидетельствует о наличии достаточного объема научно-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования.

Для нашего исследования научную ценность представляют: философские и психологические основы теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, МС. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин и др.) — теория социализации личности в контексте обучения, воспитания и развития (Н.М.Борытко, В. Г. Бочарова, МЛ. Галагузова, B.C. Мухина, В. Г. Рындак, С. В. Сальцева, Ф. Ш. Терегулов и др.) — теории активности личности в различных сферах жизнедеятельности и социально-педагогической среде (А. Я. Журкина, Ю. С. Мануйлов, A.B. Мудрик,.

A.B. Петровский, В. Д. Семенов, С. Т. Шацкий и др.) — научные положения об эстетическом воспитании личности как процессе развития нравственности и гуманных чувств (В.И. Водовозов, Т. П. Гаврилов, A.B. Запорожец, С.М. Кар-гапольцев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. И. Тасалов, К. Д. Ушинский, Б. П. Юсов и др.) — идеи эмоциональной отзывчивости как основы эстетического познания мира (H.A. Ветлугина, А. Г. Костюк, Г. С. Тарасов, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др.) — теории эстетического воспитания (P.A. Гильман, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, А. Г. Недосекина,.

B.Г.Ражников, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.).

Проблеме эстетического воспитания посвящены также многочисленные исследования Г. С. Лабковской, Т. С. Лисицкой, В. М. Стриганова, Н. А. Бетлугиной, Н. Т. Беляковой, В. А. Константиновского, И. А. Баднина,.

A.А.Климова, Н. П. Базарова, И. И. Бахрах, A.B. Лопухова, Н. И. Тарасова,.

C.С. Халфина, О. В. Лешер, М. Е. Дуранова, Л. Д. Блока, А .Я. Вагановой,.

B.Г.Властовского и др.

На основе анализ практики образования и работ по проблеме исследования мы пришли к выводу о важности выполнения общего закона психологии о взаимосвязи развития и деятельности. личности (С.Л. Рубинштейн и др.). Мы считаем, что эффективное эстетическое воспитание личности студентов возможно только путем целенаправленной организации их деятельности — учебно-познавательной, учебно-профессиональной, физической и др. При этом наименее изученным является аспект роли физической деятельности и физической культуры студентов технического вуза в их эстетическом воспитании.

В последнее время в области спорта все более заметно внимание к эстетике деятельности, эстетике движения. Это обусловлено тем, что большое значение в будущем будет придаваться эстетическим ценностям. Во многих видах спорта (художественной гимнастике, фигурном катании, прыжках с трамплина, спортивной гимнастике, спортивных танцах) красота, грация, элегантность жестов, красивая осанка, внешний вид спортсменов оцениваются в баллах, играют решающую роль и определяют общий результат.

Однако вопрос эстетического воспитания личности средствами физической культуры, вопрос повышения эстетической культуры студентов в процессе целенаправленных занятий физической культурой, спортом, остается мало изученной областью.

В теории уделяется достаточно много внимания общим и частным вопросам физического воспитания (В.К. Бальсевич, В. В. Ким, Л.И., Лубышева, Л. П. Матвеев, H.A. Фомин и др.), психологического обеспечения спортивной подготовки (A.B. Алексеев, Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселев, A.B. Родионов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни и др.), спортивной подготовки спортсменов (Л.М. Куликов, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, В. В. Петровский, Л.С. Хоменков).

Значительным является аспект проблемы, связанный с вопросами становления и формирования физической культуры и основами физического воспитания (P.A. Абзалов, Б. А. Ашмарин, В. В. Белинович, B.C. Быков, П. А. Виноградов, P.A. Козлов, E.H. Литвинов, Ю. М. Николаев, H.H. Пономарев, П. П. Тиссен и др.).

Мы вынуждены констатировать, что в этих исследованиях недостаточно раскрываются особенности процесса профессионального образования будущих специалистов в аспекте формирования физической культуры и эстетических качеств личности студентов технических вузов. Недостаточно раскрывается роль физкультурной деятельности в обеспечении этих процессов.

Становится все более очевидным, что обоснование и построение программ подготовки эстетически образованных будущих специалистов должны предполагать не только и не столько направленность на максимум задаваемой нагрузки, что во многом характерно для сегодняшнего дня, сколько на повышение уровня эстетического воспитания студентов.

Исследование теории и практики формирования личности будущего специалиста позволило выявить основные противоречия между:

— возрастающей потребностью общества в активной и эстетически образованной личности специалиста и недостаточной разработанностью теоретических основ организации эстетического воспитания в процессе их профессиональной подготовки;

— потребностью студентов вузов и предприятий-заказчиков в приобретении и формировании социокультурного опыта и низким уровнем разработки организационных и педагогических условий организации эстетического воспитания средствами физической культуры, обеспечивающими самореализацию личности;

— имеющимся значительным педагогическим потенциалом эстетического воспитания студентов технических вузов и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения процесса эстетического воспитания.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике профессионального образования обусловили формулировку темы диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание студентов технического вуза средствами физической культуры».

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий, которые позволяют средствами физической культуры эффективно воспитать у студентов технических вузов эстетические представления, чувства, культуру отношений и профессиональной деятельности.

Объект исследования: процесс профессионального образования студентов технических вузов.

Предмет исследования: эстетическое воспитание студентов средствами физической культуры.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. Оценить степень разработанности проблемы в педагогической науке и практике профессионального образования.

2. Определить роль и выделить комплекс средств физической культуры в формировании эстетически образованной личности студентов.

3. Выделить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эстетическое воспитание студентов средствами физической культуры.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий и комплекса средств физической культуры в процессе формирования эстетически образованной личности студентов.

5. Разработать и внедрить методические рекомендации эстетического воспитания подростков в практику.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования. Эффективность эстетического воспитания студентов технических вузов средствами физической культуры может быть обеспечена путем реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

— формирование эстетически-ценностных ориентаций студентов и их учет в процессе профессионального образования в техническом вузе;

— включение студентов в физкультурно-спортивную деятельность, имеющую эстетическую ценность, как фактор их профессионального образования;

— возвышение статуса эстетических представлений, чувств, культуры отношений и профессиональной деятельности студентов в процессе профессионального образования в техническом вузе.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские концепции единства сознания, эмоций и деятельности (М. Вебер, О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов и др.) — исследования по психологии формирования сознания (A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, К. Изард, JI.B. Маликов и др.) — психолого-педагогические подходы к формированию эмоционально-ценностного компонента процесса образования в профессиональной подготовке будущих специалистов (К.А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, Д. И. Белухин, Э. Н. Гусинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, П.И. Пидка-систый, В. Г. Рындак, Л. Б. Соколова, И. Ф. Харламов, Р. Ш. Царева и др.) — теория аксиологизации образования (В.П. Бездухов, A.B. Кирьякова, Г. А. Меле-кесов, Н. Д. Никандров, В. Н. Равкин, В. А. Сластенин и др.) — общенаучные принципы системного (Т.Н. Сериков, П. В. Симонов, В. Э. Штейнберг и др.), деятельностного (В .И. Андреев, М.И. Махмутов), личностно-ориентиро-ванного подходов (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, В. В. Сериков и др.).

Методологически значимыми для нас являлись научные положения об эстетическом воспитании личности как процессе развития нравственности и гуманных чувств (В. И. Водовозов, Т. П. Гаврилов, А. В. Запорожец,.

A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Б. П. Юсов и др.);

Мы в полной мере стремились учесть общенаучные принципы развития личности в аспекте физической культуры (В.К. Бальсевич, С. С. Коровин, Л. М. Куликов, Л.И., Лубышева, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов,.

B.В. Петровский и др.), теоретические и практические аспекты решения вопросов становления и формирования физической культуры в системе физического воспитания (P.A. Абзалов, Б. А. Ашмарин, В. В. Белинович, П. А. Виноградов, P.A. Козлов, E.H. Литвинов, H.H. Пономарев, П. П. Тиссен и др.

Базой опытно-экспериментальной работы явились Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, студенческий клуб этого университета, Центр по внеучебной воспитательной работе МГТУ (модельное агентство, мужской хор, секция акробатики, оздоровительные группы аэробики). В работу были включены также хореографический коллектив «Группа поддержки баскетбольной команды „Металлург — Университет“ г. Магнитогорска», а также 8 учебных танцевальных групп студентов, обучающихся на базе МГТУ. Всего в эксперименте участвовало около 800 человек.

Этапы и организация научного исследования.

Исследование поставленной проблемы было осуществлено нами в три этапа с 2002 по 2007 год. Выбор методов осуществлялся исходя из задач, стоявших на каждом из этапов исследования.

Первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-подготовительный — связан с выбором и изучением проблемы в педагогической теории и практике профессионального образования. При этом значительное внимание уделялось рассмотрению основных факторов обеспечения высокого уровня профессионального образования, эстетическому развитию личности студентов как ведущему фактору высокой результативности в процессе профессионального образования в техническом вузе. На данном этапе была разработана программа исследования с определением методологии и основной проблемы работы, формированием цели, задачи, предмета и объекта исследования. Осваивались и апробировались методики по эстетизации процесса профессионального образования, в частности, повышения уровня эстетического развития студентов с помощью теоретических и практических занятий, общения с педагогами.

Второй этап (2004;2005 гг.) — теоретический и диагностико-экспериментальный — характеризовался разработкой преобразующего эксперимента, критериев оценки эстетического воспитания студентов технического вуза с учетом особенностей профессионального образования. Изучалось их отношение к эстетическому воспитанию. Осуществлялся созидательный эксперимент с целью выяснения необходимых и достаточных условий для эстетического воспитания студентов. Одновременно осуществлялась комплексная работа по проверке гипотезы исследования. Основные методы исследования включали в себя педагогические наблюдения, анкетирование студентов различных курсов, тестирование и педагогический эксперимент.

Третий этап (2006;2007 гг.) — экспериментально-теоретический. На этом этапе был проведен анализ полученных результатов, их теоретическое обоснование, обобщение и диссертационное оформление. Полученные результаты подвергались методам статистической обработки. Значительное внимание было уделено внедрению результатов исследования в практику, что выразилось в издании соответствующих материалов и участии в областных, межрегиональных и общероссийских фестивалях и конкурсах, а также научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) выявлена специфическая роль физической культуры в эстетическом воспитании студентов и с учетом особенностей профессионального образования в техническом вузе определена совокупность средств физической культуры в формировании эстетически образованной личности;

2) выделен, теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности эстетического воспитания студентов средствами физической культуры.

Теоретическая значимость исследования:

1) уточнены признаки понятий «эстетическое воспитание студентов технических вузов» и «средства физической культуры в эстетическом воспитании студентов»;

2) разработаны положения подхода к формированию эстетически образованной личности, суть которого заключается в определении, взаимосвязи физической культуры и эстетического воспитания как фактора формирования эстетической культуры студентов;

3) в ходе теоретического исследования уточнены уровни формирования эстетически образованной личности студентов средствами физической культуры (воспроизводящий, интерпретирующий и творческий), содержательные характеристики которых позволяют определить динамику и корректировать результативность процесса эстетического воспитания студентов в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программно-методического (программа эстетического воспитания, методика ориентации студентов в эстетических ценностях) и дидактического обеспечения процесса эстетического воспитания студентов средствами физической культуры. Методические рекомендации позволяют упорядочить и рационализировать работу по эстетическому воспитанию студентов в процессе профессионального образования в техническом вузе. В ходе исследования определены и экспериментально подтверждены средства физической культуры, имеющие значительный потенциал для эстетического воспитания студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Повышение эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов рассматривается как фактор обеспечения качества их профессионального образования. В соответствии с законом о единстве деятельности и развития личности средства физической культуры, используемые в процессе эстетического воспитания, при выполнении определенных условий могут обеспечить высокий уровень формирования эстетически образованных студентов.

2. Наибольший потенциал в эстетическом воспитании студентов в совокупности имеют следующие средства физической культуры — функциональные, коммуникативные и духовныепотребности, способности и стремлениямотивационно-ценностные ориентации.

3. Успешность реализации эстетического воспитания студентов технических вузов средствами физической культуры обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

— формирование эстетически-ценностных ориентаций студентов и их учет в процессе профессионального образования в техническом вузе;

— включение студентов в физкулыурно-спортивную деятельность, имеющую эстетическую ценность, как фактор их профессионального образования;

— возвышение статуса эстетических представлений, чувств, культуры отношений и профессиональной деятельности студентов в процессе профессионального образования в техническом вузе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную научную методологию изучения проблемы, а также целью и длительным характером опытно-экспериментальной работыприменением методов, адекватных предмету и задачам исследованиявысокими показателями на областных, межрегиональных, общероссийских и международных конкурсах и соревнованиях. Достоверность полученных результатов обусловлена также целостным подходом к решению поставленной проблемы, предусматривающим анализ компонентов формирования эстетически образованной личности студентовсоответствием концептуальных позиций тенденциям развития процесса профессионального образованиярепрезентативностью экспериментальных данныхличным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и полученные результаты докладывались:

— на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2003 г., 2006 г., 2007 г.- Челябинск, 2005 г.- Москва, 2005 г.);

— в ходе работы семинаров аспирантов и соискателей Магнитогорского государственного университета;

— в форме сообщений на заседаниях кафедры педагогики и внутривузов-ских научных конференциях Магнитогорского государственного университета.

Итоги работы обсуждались на заседаниях кафедры и научно-методических конференциях в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова (2003;2006 гг.), на методических семинарах хореографов, проводимых в УГТУ, УрГУ (г. Екатеринбург, 2000;2004 гг.). Система нашей работы апробировалась на Общероссийских фестивалях по хореографии и пластике «Студенческая весна», «Весна — УПИ» (г. Екатеринбург, 2000;2001 гг.), на чемпионате Европы (горнолыжный центр «Абза-ково», 2001,2004 и 2006 г. г.).

Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы повышения эффективности эстетического воспитания студентов с учетом особенностей их профессионального образования в техническом вузе;

— в определении совокупности средств физической культуры для использования в процессе эстетического воспитания студентов;

— в обосновании и апробации организационно-педагогических условий формирования эстетически образованной личности студентов технического вуза.

— в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации полученных данных.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была осуществлена проверка эффективности организационно-педагогических условий, которые обеспечивают средствами физической культуры эффективно воспитание у студентов технических вузов эстетических представлений, чувств, культуру отношений и профессиональной деятельности.

Реализация выделенных нами организационно-педагогических условий осуществлялась в экспериментальных группах студентов, основными видами деятельности которых являлись эстетическая и спортивная. Это группы чер-лидинга и спортивной акробатики, сформированные из числа студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Методика эстетического воспитания студентов технического вуза отражает целостный педагогический процесс, основными компонентами которого являются цель (формирование эстетически воспитанной личности студента), этапы, средства физической культуры, критерии (личностный, дея-тельностный и профессиональный), педагогические условия, результат эстетического воспитания на том или ином уровне.

Разработанные нами концепции эстетического воспитания студентов экспериментальных групп, программно-методическое обеспечение эстетического воспитания студентов, включающее совокупность образовательных программ и методических разработок, обеспечивают при выполнении комплекса организационно-педагогических условий формирование совокупности качеств эстетически воспитанной личности.

Выявленные критерии (личностный, деятельностный и профессиональный) оценивались экспертами в ходе эксперимента. С учетом их показателей нами были определены уровни эффективности эстетического воспитания студентов технического вуза — уровень ниже минимального (недостаточный), минимальный (начальный), достаточный (оптимальный), высокий (действенный).

Как показал эксперимент, реализация выделенных условий и методики обеспечивает переход значительной части студентов экспериментальных групп с низких уровней на более высокий уровень. Это подтверждено экспертами, методами диагностики показателей, а также методами математической статистики.

В соответствии с полученными результатами мы делаем вывод о достижении в целом поставленной цели эксперимента и о позитивном влиянии предлагаемого подхода на эффективность эстетического воспитания студентов средствами физической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, наше исследование выполнено по актуальной проблеме современного профессионального образования. Нами доказано, что актуальность проблемы повышения эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов определяется общими изменениями социокультурной ситуации современного российского общества, ростом потребности общества в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и профессиональной деятельности.

В ходе теоретического и экспериментального этапов исследования нами в основном решены противоречия между:

— потребностью общества в социально активной эстетически образованной личности специалиста и неразработанностью теоретических основ организации эстетической деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки;

— потребностью студентов, вузов и предприятий-заказчиков в приобретении и формировании социокультурного опыта и неразработанностью организационных и педагогических условий организации эстетической деятельности средствами физической культуры, обеспечивающими самореализацию личности;

— имеющимся значительным педагогическим потенциалом эстетического воспитания студентов технических вузов и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения процесса эстетического воспитания.

При решении указанных противоречий мы исходили из признания того факта, что в решении задач эстетического воспитания студентов технических вузов важное значение имеют физическая культура и спорт. Эстетическая значимость физической культуры и спорта, их роль в эстетическом воспитании определяются эстетическим потенциалом спорта, характером, целями, возможностями эстетического воспитания. Связь физического и эстетического воспитания рассматривается нами как фактор успешного осуществления и того, и другого направления воспитательной работы со студентами.

На основе анализа имеющихся подходов к определению сути эстетики и эстетического воспитания мы рассматриваем эстетическое воспитание как систему деятельности студентов в процессе профессионального образования, представляющее собой специально организованный процесс развития эстетической направленности личности, обеспечивающей удовлетворение совокупности потребностей в эстетической сфере, способствующей установлению гармонии личности с миром, удовлетворение ее интересов в познании произведений искусства, формированию отношений к красоте как феномену человеческой жизнедеятельности и опыта восхождения к ощущениям прекрасного в целях приобретения социального опыта.

В профессиональном образовании в первую очередь важно обеспечить овладение студентами знаниями, нормами отношений, формирование идеала, ценностное осмысление отношений к культуре, в том числе и к физической культуре. Мы доказали, что для решения поставленной проблемы важно учитывать закономерную связь физической культуры и эстетического воспитания.

В ходе исследования мы установили, что эта взаимосвязь обеспечивается путем реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий — формирование эстетически-ценностных ориентации студентов и их учет в процессе профессионального образования в техническом вузевключение студентов в физкультурно-спортивную деятельность, имеющую эстетическую ценность, как фактор их профессионального образованиявозвышение статуса эстетических представлений, чувств, культуры отношений и профессиональной деятельности студентов в процессе профессионального образования в техническом вузе.

Эффективность процесса эстетического воспитания студентов технических вузов при реализации указанных условий обеспечивается использованием средств физической культуры — функциональные, коммуникативные, потребности в знаниях о сущности и общественном значении физкультуры и спорта, физические способности и стремления к занятиям различными видами физкультуры и спорта, мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре, духовные средства.

Таким образом, на основании результатов теоретического и практического этапов исследования нами в целом достигнута поставленная цель исследования — определен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов средствами физической культуры. Нами также подтверждена гипотеза и решены в основном поставленные задачи исследования. Экспериментальным путем доказано, что предлагаемый комплекс организационно-педагогических условий обеспечивает повышение эффективности эстетического воспитания студентов технических вузов.

В то же время остаются перспективными такие аспекты проблемы, как условия и способы интеграции кадровых, технологических и образовательных ресурсов, обеспечивающих эффективность эстетического воспитания студентов технического вуза с учетом сути их профессиональной подготовки. Важным направлением является и максимально полное раскрытие потенциала эстетического воспитания личности в профессиональном становлении специалиста, в его карьерном росте и развитии профессиональной конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. Абдуллина // Высшее образование в России. № 3. — 1998. — С. 45−64.
  2. , P.A. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры / P.A. Абзалов, Р. Х. Ярулин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. -С. 14−15.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. , А.И. Как сохранить здоровье и красоту / А. И. Агафонов. -М.: 1995.
  5. , С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С. С. Амирова // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 49−52.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: в 2 т.-М., 1980. -Т.1.-336 с.
  7. , В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000 — 608 с.
  8. , Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрюшенко. М.: Теория и практика физической культуры, 1999. — 147 с.
  9. , В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию : автореф.. канд.пед.наук / В. А. Анисимова. Челябинск, 2003. — 22 с.
  10. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры-СПб.: Универсальная книга, 1997. Т.1. — 728 с.
  11. , А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: МГИК, 1992. — 237 с.
  12. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / А. И. Арнольдов. М.: Высш. шк. 1980. -386 с.
  13. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  14. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988. — 480 с.
  15. , В.А. Духовная культура личности / В. А. Багинин. М.: Наука, 1986.-231 с.
  16. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб.науч. тр. / под ред. О. С. Газмана. -М.: АПН СССР, 1989. 149 с.
  17. , В.К. Теория и практика физической культуры / В. К. Бальсевич. М.: ФиС, 2000. — 275 с.
  18. , В.К. Физическая культура: Молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2−7.
  19. , Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности : дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. -Самара, 1997.-400 с.
  20. , Т.А. Эмпатия и восприятие музыки / Т. А. Барышева // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: межвуз. сб. науч. тр. -Л.: ЛГПИ, 1989. — 156 с.
  21. , В.Г. Спорт как фактор здорового образа жизни детей и молодежи / В. Г. Бауэер. Томск: ТИФК, 1996. — С. 13−22-
  22. , М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.-424 с.
  23. , В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследований / В. А. Беликов // Проблемы образования и развития личностиучащихся: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Беликова.-Магнитогорск: МаГУ, 2001.-89 с.
  24. , В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. -М.: Владос, 2004. 357 с.
  25. , В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белино-вич. М.: ФиС, 1958. — 262 с.
  26. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. M., 1996. — 324 с.
  27. , Н.Т. Фигура, грация, осанка для старшеклассников / Н. Т. Белякова. М., 1988.
  28. , B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис.. д-ра пед. наук /
  29. B.JT. Бенин. Екатеринбург, 1996. — 40 с.
  30. , H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: Изд-во «Правда», 1989.-581 с.
  31. , Н. А. Философия свободы: Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  32. , H.A. Физиология движений и активности / H.A. Бер-штейн. М.: Наука, 1990. — 495 с.
  33. , B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Биб-лер. М.: Знание, 1990. — 158 с.
  34. , B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  35. , Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, JT.H. Катаева // Педагогика. 1993. — № 2.1. C. 17−24.
  36. , И.В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В Н. Садовский, Б. Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.-№ 8.-С. 39−52.
  37. , М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореогафических коллективах / М. С. Боголюбская. М., 1982. -193 с.
  38. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев // Избр. психол. тр. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 324 с.
  39. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко.-М., 1996.-С. 371−374.
  40. , Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Педагогка, 1979. -289 с.
  41. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1978. — Т. 30. — 632 с.
  42. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 2936.
  43. Борытко, Н. М. Эстетическое воспитание / Н. М. Борытко. -Волгоград: Изд-во ВШПКРО, 2006.-36 с.
  44. Бочкарев, JLJL Психология музыкальной деятельности / JI.JI. Бочка-рев. М.: ИП РАН, 1997. — 244 с.
  45. , Е.В. Культура, культурология и образование / Е. В. Бондаревская //Вопросы философии. 1994. — № 2.
  46. , А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России / А. П. Булкин. Дубна: «Феникс», 2001. — 208 с.
  47. , К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа : автореф.. .д-ра пед. наук / К. Я. Вазина. Екатеринбург, 1998. — 39 с.
  48. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Бачков. М.: Изд- во «Ось-89», 1999. — 176 с.
  49. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1988. — 128 с.
  50. , А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / А. Веремьев // Искусство и образование. 2002. — № 3. — С. 4 -10.
  51. , И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей / И. Е. Видт // Педагогика, 2003. — № 3. — С. 32−38.
  52. , H.H. Физическая культура личности / H.H. Визитей. Кишинев: Щтиинца, 1989. — 110 с.
  53. , М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 27−30.
  54. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  55. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский- под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  56. , Г. Ф. Философия права / Г. Ф. Гегель. М.- Л., 1934. — Т. 7.
  57. , Г. Ф. Воздействие музыки // Т. 3 Эстетика / Г. Ф. Гегель. М., 1971.-С. 228−296.
  58. , Г. Ф. Воздействие музыки // Т. 3 Эстетика / Г. Ф. Гегель. М., 1971.-С. 228−296.
  59. , Г. Ф. Лекции по эстетике : в 2 т. / Г. Ф. Гегель- пер. Б. Г. Столпнера. СПб.: Наука, 1973.
  60. , Г. Ф. Эстетика : в 4 т. / Г. Ф. Гегель- под ред. М. Лифшица. -М.: Искусство, 1973.
  61. , Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища шк., 1986. — 216 с.
  62. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  63. , P.A. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности : монография / P.A. Гильман. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 221 с.
  64. , И.З. Воспитание или формирование? / И. З. Гликман // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 20−23.
  65. , М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния / М. А. Годик и др. // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 24 — 32.
  66. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 53 000-Народное художественное творчество/ М., 2003. — 41 с.
  67. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Просвещение, 1977. 136 с.
  68. Гранатов, Г. Г Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2000.-198 с.
  69. , A.B. Искусство в век науки / A.B. Гулыга. М.: Наука, 1978. — 182 с. — (Сер. «Философия, экономика, право»).
  70. Гуманитарные дисциплины и становление личности студента // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 17−21.
  71. , П.С. Мир философии / П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Наука, 1991
  72. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995.-288 с.
  73. , В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979. — 263 с.
  74. , В. Толковый словарь живого русского языка : в 4 т./ В. Даль. М.: Русский язык, 1989.
  75. Делор, Жак. Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 -Жак Делор // Университетская книга. -1997. — № 4.
  76. , A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993. — 153 с.
  77. , О.В. Очерки по философии образования / О.В. Дол-женко. М. -.Педагогика, 1995. — 364 с.
  78. , A.B. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности / A.B. Дубровский, В.А. Тре-филов. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. — 149 с.
  79. , М.Е. Педагогика управления физическим образованием молодежи : учеб. пособие / М. Е. Дуранов и др. Челябинск- Магнитогорск: ЧГАКИ-МГТУ, 2003. — 288 с.
  80. , М.Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процес : учебное пособие / М. Е. Дуранов, И. С. Ломакина. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. -121 с.
  81. , Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): пер. с англ. / Дж. Дьюи. М., 1999.
  82. , М.Н., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы / М. Н. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. 2-е изд. перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  83. , С.Н. Педагогика эстетического освоения мира : монография / С. Н. Жданова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 244 с
  84. , М. Танцы / М. Загорц- пер. с словен. И. Ругел. М.: Изд-во «Ижица», 2003. — 80 с.
  85. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая шк., 1992.-60 с.
  86. , Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 1999. — 244 с.
  87. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
  88. , В.П. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души) / В .П. Зинченко // Вопросы философии. 2002. — № 2. — С.119−136.
  89. , К. Эмоции человека / К. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980. -165 с.
  90. , Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — 284 с.
  91. История античной диалектики / ред. кол.: М. А. Дынник и др. -М.: Мысль, 1972.
  92. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  93. , М.С. Эстетика как философская наука : унив. курс лекций- СПбГУ. СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.
  94. , Т.Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т. Г. Калугина. Челябинск, 1998. — 87 с.
  95. , В. Философия / В. Канке. М.: Логос, 2001. — 344 с.
  96. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Наука, 1999.
  97. , И. Критика способности суждения / И. Кант // Собр.соч.: в 6 т.-М., 1964.-Т.5.
  98. , A.C. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности (на опыте работы самодеятельных музыкальных коллективов): автореф. дис. канд. пед. наук / A.C. Каргин. М., 1977.-23 с.
  99. , А.П. Культурология / А. П. Кармин. М.: Владос, 2003. -753 с.
  100. , JI.E. История культуры стран Европы и Америки 18 701 917 / JI.E. Кертман. М.: Высш. ппс., 1987. — 304 с.
  101. , И.И. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов : дисканд.пед.наук/И.И. Кириченко. -Машитогорск, 2003.-167с.
  102. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова. Оренбург: ОГПУ, 1996. -188 с.
  103. , Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики / Н. И. Киященко, H.A. Лейзеров. М., 1983 — 220 с.
  104. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996 — 512 с.
  105. , Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. -126 с.
  106. , А.Г. Личность и её направленность / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1966.-288 с.
  107. Ковалев, В. И Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев- отв. ред. A.A. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. -102 с.
  108. , Л.Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1993.-437 с.
  109. , Г. Г. Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений : автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Г. Коломиец. Оренбург, 2000. — 24 с.
  110. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -157 с.
  111. , B.C. Учить прекрасному / B.C. Константинов-ский. М.: Молодая гвардия, 1973. -176 с.
  112. , В.П. Акробатика: Для детей. / В. П. Коркин. М.: Физкультура и спорт, 1983. -127 с.
  113. , С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности / С. С. Коровин, В. А. Кабачков. Оренбург: ОПТУ, 1998. — 259 с.
  114. , С.С. Основы методики физического воспитания / С. С. Коровин, В. М. Меньшиков. Курган: КГУ, 2002. — 160 с.
  115. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  116. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. -142 с.
  117. , Г. Психология развития / Г. Крэйг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-992 с.
  118. , А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры : автореф. дис. д-ра пед. наук. /
  119. A.М. Кузьмин. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 37 с.
  120. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1997. № 2. — С. 3−57.
  121. Культурно-досуговая деятельность / под ред.: А. Д. Жаркова и
  122. B.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 462 с.
  123. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  124. , Т.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Т. С. Лабковская. -М., 1983. 283 с.
  125. Лекции по истории эстетики: в 4 кн. / под ред М.С. Кагана- ЛГУ им. A.A. Жданова, философский ф-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  126. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  127. , О.В. Проблемы педагогики физического образования молодёжи / О. В. Лешер и др. Магнитогорск: МГМИ, 1997. -120 с.
  128. , Т.С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. М.: ФиС, 1988.-95 с.
  129. , Т. Ритм. Пластика / Т. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1987.-158 с.
  130. , P.A. Состояние проблемы развития культуры студентов вуза / P.A. Литвак // Вестник института культуры детства. Челябинск: ЧГАКИ, 2004.-С. 54−76.
  131. , Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. -528 с.
  132. , Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Б. Ф. Ломов. // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979.-С. 6−24.
  133. , Д.О. Принципы, организация и методы обучения / Д. О. Лордкипанидзе. М., 1957. — 463 с.
  134. , А.Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев.- М., 1927.- 98с.
  135. , А.Ф. Эстетика / А. Ф. Лосев // Философская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. — 366 с.
  136. , А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  137. Лоу, Бенжамин. Красота спорта / Бенжамин. Лоу. М., 1984.
  138. , Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. -С. 15−18.
  139. , С.П. Основы культурологиия / С.П. Мамонтов- УРАО. -2- е изд., доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 272 с.
  140. , Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983. 284 с.
  141. , C.B. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся : автореф. дис. .канд. пед. наук / C.B. Масловская. Оренбург, 1999. -17 с.
  142. , Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.-М.: ФиС, 1991.-456 с.
  143. , В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. Л.: Музыка, 1988. — 85 с.
  144. , Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос и др. М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с.
  145. , В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке / В. Е. Медведев. М., 2000. — 380 с.
  146. , В.М. Предмет теории культуры / В. М. Межуев // Проблемы теории культуры. M., 1977. -61 с.
  147. , Б.Н. Основы методики физического воспитания / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  148. , О.Л. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже / О. Л. Назарова. Челябинск: ЧелГНОЦ УпО РАО, 2003. — 316 с.
  149. , АЛ. Инновации в образовании / АЛ. Найн. Челябинск, 1995.-288 с.
  150. , А.Я. Проблемы развития профессионального образования: Региональный аспект / АЛ. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск, 1999. — 262 с.
  151. , А.Г. Эстетическое и художественное освоение мира / А. Г. Недосекина. М.: Прометей, 2005. — 350 с.
  152. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Коф-мана. М.: ФиС, 1998. — 496 с.
  153. , А.Г. Эстетическое и художественное освоение мира / А. Г. Недосекина. М.: Прометей, 2005. — 350 с.
  154. , P.C. Психология: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
  155. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000. -304 с.
  156. , Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -1997. № 6. — С. 2−10.
  157. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов- под ред. Н.Ю. Шведовой- АН СССР, Ин-т русского языка. М.: Русский язык, 1989.-921 с.
  158. Основы теории и методики физической культуры / под ред. A.A. Гу-жаловского. М.: ФиС, 1986. — 352 с.
  159. , В.И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства / В. И. Панферов. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. -120 с.
  160. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
  161. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В .А. Петровский. Ростов-н/Д, 1996. — 512 с.
  162. , М.А. Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности : дис. .канд. пед. наук / М. А. Петрунина. Орен-бруг, 2006. -166 с.
  163. , М.А. Эстетическое воспитание школьников средствами музыки / М. А. Петрунина // Педагогические науки. № 2 (12). — 2005. — С. 35−36.
  164. , C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе / C.B. Петрушин. М., 2000. — 249 с.
  165. , Е.А. Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. канд. пед. наук / Е. А. Пикалова. Магнитогорск: МаГУ, 2006. -158 с.
  166. , В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. М.: ФиС, 1986. — 286 с.
  167. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  168. , С.А. Физкультура и профессия / С. А. Полиевский, И. Д. Старцева. М.: ФиС, 1988. -160 с.
  169. , H.H. Социальные функции физической культуры и спорта /H.H. Пономарев. М.: ФиС, 1974. — 310 с.
  170. , В.А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, O.A. Аяшев. -М.: ФиС, 1991. -159 с.
  171. , Т.А. Занятия прикладной физической культурой в профилированной группе здоровья : метод, рекомендации / Т. А. Попова. Челябинск, 2003.-60 с.
  172. Профессиональная педагогика / под ред. СЛ. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  173. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина и др.- под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. — 640 с.
  174. , В.А. Эстетическое воспитание, сущность, формы, методы / В. А. Разумный.-М., 1996.-331 с.
  175. , P.C. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке : автореф. дис. канд. психол. наук / P.C. Рахматуллина. М., 1996.-24 с.
  176. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейков-ский. М.: Прогресс, 1979. -179 с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. // гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
  178. , C.JI. Основы общей психологии : в 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М., 1989. — Т. 2. — 328 с.
  179. , Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления педагога: дис. д-ра. пед. наук / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002 — 287 с.
  180. , МБ. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс : автореф. дис.. канд. культурологии /МБ. Сайфуллина. Кемерово, 2002. -16 с.
  181. , ИБ. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя : дисс.. канд. пед. наук / ИБ. Самарокова. Магнитогорск, 2003. -198 с.
  182. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. М.: ТЕРРА-Кн. клуб- Республика, 2002. — 639 с.
  183. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  184. , H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования / H.A. Селезнева. М.: МИЦКПС, 2002. — 92 с.
  185. , В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластени-на. 4-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 576 с.
  186. , В.П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики) /В.П. Смирнов, И. П. Смирнов. -М.: Изд. центр АЛО, 2001. 145 с.
  187. , И.П. Человек образование — профессия — личность : монография / И. П. Смирнов. — М.: УМИЦ Граф-Пресс, 2002. — 420 с.
  188. Современный бальный танец / под ред. В. М. Стриганова, В. М. Уральской. М.: Просвещение, 1978. — 431 с.
  189. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996.-608 с.
  190. Социология / под ред. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2002. — 512с.
  191. , В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами 180 семейства 9000) / В. Н. Спицнадель. СПб.: Изд. дом Бизнес-пресс, 2000. — 336 с.
  192. , М.В. Формирование ценностных ориентаций студентов педвузов как компонента их физической культуры : дис.. канд. пед. наук / М. В. Степанова. Магнитогорск, 2003. -164 с.
  193. , В. Образование как феномен культуры / В. Сычев // AlmaMater. -1996. -№ 1. С. 21−28.
  194. , Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-228 с.
  195. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 2026.
  196. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмари-на. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  197. Теория и методика физического воспитания / под ред.: ЛЛ. Матвеева,
  198. A.Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 303 с.
  199. Теория и методика физической культуры / под ред.: Ю. Ф. Курамшина,
  200. B.И. Попова. СПб.: СПбГАФК, 1999. — 324 с.
  201. , Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов Избр.тр.: в2т.-М. :Педагогика, 1985.-Т.1.-328с.
  202. , П.П. Программа физического воспитания учащихся 5−9 классов с валеологической направленностью / П. П. Тиссен и др. Оренбург: ОПТУ, 1997.-70 с.
  203. , A.B. Теория и практика развивающего обучения : учеб. пособие / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 39 с.
  204. , P.M. Культура педагогического общения: системный анализ / P.M. Фатыхова // Культура и образование. Уфа: БГНОЦ, 2002. — С. 20 -32.
  205. , Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельд-пггейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.
  206. Физическая культура / под ред. В. И. Загорского. М.: Высш. шк., 1989.-383 с.
  207. Физическая культура студента / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гарда-рики, 2000. — 275 с.
  208. Физическая культура. Молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. -1995. № 4. — С. 2−7
  209. , В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. -М.: ФиС, 1987.- 128 с.
  210. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  211. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.
  212. Фромент, Эрик Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития / Эрик Фромент // Высшее образование сегодня. -№ 6.-2003.-С. 38−40.
  213. , X. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1408 с.
  214. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2002. — 479 с.
  215. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание, 1986. — 79 с.
  216. , И.А. Проблема саморазвития и культура личности / И. А. Шаршов // Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -С. 21−29.
  217. , С.Т. Искусство как элемент детской жизни / С. Т. Шацкий // Революция и дети: материалы и документы. -М., 1986. С. 145 -168.
  218. , H.H. Человеческая субъективность и культура / H.H. Шибаева // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1997. — 287 с.
  219. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Ши-шов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  220. , E.H. Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И.Б. Ко-това. М., 1999. — 294 с.
  221. , А. Избранные произведения / сост. И. С. Нарский М.: Просвещение, 1993. — 477 с.
  222. , В.А. Проблемы методологии научного познания / В .А. Штофф. М.: Высш. шк., 1978. — 269 с.
  223. , Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа Культурной Политики, 1995. — 800 с.
  224. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  225. , Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова и др. М.: Новая шк., 1993. -112 с.
  226. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978,-176 с.
  227. , Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов. Луганск, 1990. -175 с.
  228. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. — 596 с.
  229. , П.М. Психология и художественное восприятие / П. М. Якобсон // Художественное воспитание. -М, 1973. -184 с.
  230. , Е.Г. Эстетическое как совершенное : избр. работы / Е. Г. Яковлев.-М., 1995.
  231. , В.А. Психология учебной деятельности студентов : учеб. пособие. СПб., 1994. -154 с.
  232. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс- пер. с нем. М. И. Левиной. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
  233. Maslow A. Motivation and personality. -1970. -204 p.
Заполнить форму текущей работой