Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К анализу постмодернистского поворота и его влияния на историческую науку обращались Ж. Ле Гофф Ле Гофф, Ж. «Анналы» и «новая историческая наука» / Ж. Ле Гофф // Споры о главном. — М., 1993. — С. 90 — 94., М. А. Воскресенская Воскресенская, М. А. Культурологические подходы в историческом познании: вопросы историографии / М. А. Воскресенская // Вестник Томского государственного университета… Читать ещё >

Введение. Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение последних десятилетий гуманитарное знание претерпевает значительные изменения, выразившиеся в постмодернистском повороте. Меняются исследовательские приоритеты, обогатился логико-методологический арсенал, усилился междисциплинарный характер исследований. Указанные изменения встретили сопротивление, в первую очередь, со стороны представителей позитивистской методологии, так как в исторических исследованиях начинается отход от строгой нарративности. Полностью меняется отношение к тексту, внимание историков обращается на микроисторические исследования, в центре которых находится человек. В историографическом осмыслении этот сюжет занимает довольно большое место, однако роль многих ведущих историков во внедрении изменений в историческое знание остается нерассмотренной.

В работе обращено внимание на идеи Натали Земон Дэвис — канадо-американского историка, специалиста по истории раннего Нового времени. Изначально она специализировалась на истории Франции, но в дальнейшем интересы ее были значительно расширены, включив в себя и другие части Европы, Северную Америку, Карибский бассейн, Северную и Западную Африку.

Натали является одним из крупнейших специалистов в области гендерной истории, микроистории и истории повседневности. При этом данный историк изучен слабо, особенно в России, нет ни одной серьезной работы, в которой были бы рассмотрены ее взгляды, влияние ее трудов на современную историческую науку. Именно этим объясняется актуальность данной работы.

Новизна работы заключается в попытке изучить одно из новых направлений в историографии, связанное с работами Н. Земон Дэвис, а также определить возможности применения ее исследований в средней школе.

Цель исследования — охарактеризовать взгляды Натали Земон, оценить ее вклад в развитие современной исторической мысли на основе одной из работ автора, а также разработать занятие для обучающихся средней школы на основе просмотра и анализа художественного фильма «Возвращение Мартена Герра».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • 1. Охарактеризовать развитие исторической науки во второй половине XX века, становление «новой исторической науки».
  • 2. Определить историографическое направление, к которому относится Натали З. Дэвис, дать его краткую характеристику.
  • 3. Изучить основные направления работы Н. З. Дэвис, раскрыть мотивы написания «Возвращение Мартена Герра», центральную тему, структуру, источниковую базу исследования, основные выводы.
  • 4. Оценить вклад Н. З. Дэвис в историческую науку.
  • 5. Проанализировать методику и возможности применения материалов кинематографа на уроках и во внеурочной деятельности в средней школе.
  • 6. Разработать занятие на основе работы с фильмом «Возвращение Мартена Герра» (1982 г.).

Объект исследования — исторические взгляды Натали Земон Дэвис и возможности их применения на уроках истории в школе.

Предмет исследования — идеи работы Н. Земон Дэвис «Возвращение Мертена Герра» (1982 г.) и возможности их применения в средней школе.

Основным источником исследования стал труд Натали Земон Дэвис — «Возвращение Мартена Герра». К данной работе обращаются в исследованиях по схожей тематике. Работа вышла в 1982 году на французском языке. В 1983 году, книга была переведена на английский. На русском языке она была опубликована в 1990 году московским издательством «Прогресс» Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. — М.: Прогресс, 1990. — 208 с. История о крестьянине Мартене Герре, рассказанная Натали Земон, стала бестселлером, была переведена на 22 языка.

Помимо исследования Н. З. Дэвис «Возвращение Мартена Герра» важным источником стал одноименный фильм, вышедший в 1982 году во Франции, режиссером которого стал Даниэль Винь, а главные роли исполнили Жерар Депардье (Арно дю Тиль) и Натали Бай (Бертранда де Ролс) (Приложение 1.). Натали Земон принимала активное участие в написании сценария, а также выступала научным консультантом, благодаря чему высока степень достоверности изображаемого в фильме: очень точно показаны эпоха, быт, одежда, еда, декор, взаимоотношения между людьми, повседневная жизнь средневекового крестьянина. По данным сайта «КиноПоиск» кассовые сборы только в США составили 3,7 миллиона долларов, а зрителями стали свыше 3 миллионов человек (в США, Испании и Франции) «Возвращение Мартина Герра» на КиноПоиске. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/20 906/ (дата обращения: 14.04.16).

Историки немного, но довольно высоко характеризуют творчество Н. З. Дэвис. М. М. Кром в цикле лекций по исторической антропологии высоко оценивает вклад Н. З. Дэвис в развитие нового направления в исторической науке. «Вся эта удивительная история выглядит не более чем занятным эпизодом, но мастерство Н. З. Дэвис наполнило ее серьезным содержанием: она сумела „вписать“ этот казус в контекст эпохи; драма Мартена и Бертранды разыгрывается на фоне реконструированной автором истории их семей, Герров и Ролсов» — отмечает автор. Кром, М. М. Лекция «Историческая антропология». [Электронный ресурс]. — URL: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/484/38 484/16282 (дата обращения: 12.05.16). Очень высокую оценку работе Натали З. Дэвис дает советский историк Михаил Абрамович Барг, который написал послесловие к отечественному изданию «Возращение Мартена Герра» 1990 года. М. А. Барг пишет: «Натали Земон Дэвис отличает редкое умение так емко прочесть единичное, что в нем раскрывается богатейший исторический контекст эпохи. Вместе с тем богатое воображение автора в сочетании с несомненным повествовательным талантом делает ее труды — при всей их академической строгости — своего рода историческими новеллами» Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. — М.: Прогресс, 1990. — С. 184. Т. Г. Сердюк в статье «Специфика анализа типического в историческом нарративе» высоко оценивает способности Н. З. Дэвис в анализе нарративных источников. Она отмечает, что «в отличие от прежних безуспешных попыток соединить литературное повествование и историческое исследование, в которых авторы позволяли себе не только «домысел», но и «вымысел», «метод авторского конструирования, используемый Н. З. Дэвис, не выходит за рамки документированной событийной основы и строго научной процедуры ее разработки» Сердюк, Т. Г. Специфика анализа типического в историческом нарративе / Т. Г. Скрдюк // Известия Алтайского государственного университета. — 2000. — № 4. — С. 63.

С критикой работы Земон Дэвис выступали, в первую очередь, представители позитивистского направления в историографии. Основным упреком в сторону автора стали ее методы авторского «конструирования» прошлого. Таким примером может служить рецензия на «Возвращение Мертена Герра». Роберт Финлей указывает на следующие недостатки работы Finlay, R. The Refashioning of Martin Guerre / R. Finlay // American Historical Review. — 1988. — № 3. — P. 553 — 571.:

ѕ «Конструирование» действительности, «додумывание» и предположения в случаях, когда источник не содержит прямого ответа на вопрос. В первую очередь это касается мотивов поведения героев.

ѕ Отход от источника.

ѕ Приоритет методов антропологии и литературной критики над историческими.

ѕ Преувеличение роли Бертранды как соучастницы событий. Финлей придерживается традиционной версии, которая озвучена в основном источнике — «Достопамятном приговоре» де Кора.

Стоит сказать, что в основе этой критики лежит разница в подходах к пониманию истории. Для позитивистов существует лишь факт, переданный в том или ином источнике, который объективен и достоверен, он не подлежит интерпретации. В соответствии с этим, историк не может выйти за рамки источника. «Новая историческая наука» — течение совершенно иного содержания. Изучать микроисторию, не прибегая к вероятному конструированию, невозможно в силу того, что ни один источник не даст полной информации.

К анализу постмодернистского поворота и его влияния на историческую науку обращались Ж. Ле Гофф Ле Гофф, Ж. «Анналы» и «новая историческая наука» / Ж. Ле Гофф // Споры о главном. — М., 1993. — С. 90 — 94., М. А. Воскресенская Воскресенская, М. А. Культурологические подходы в историческом познании: вопросы историографии / М. А. Воскресенская // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 307. — С. 62., М. В. Бахтин Бахтин, М. В. Постмодернистская модель социальной истории: поиск «новой» социальности / М. В. Бахтин, В. Л. Прохоров, В. М. Шлыков // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 1. — С. 178 — 184., Н. Л. Пушкарева Пушкарева, Н. Л. История повседневностей и микроистория // Теория и методология истории: учебник для вузов / В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2014. — С. 312 — 334., О. В. Русина Русина, О. В. Постмодернистский дискурс в исторических повествованиях / О. В. Русина // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — УГТУ, 2015. — № 2 (70). — С. 4 — 6., одним из крупнейших отечественных специалистов по данной теме является Л. П. Репина Репина, Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории / Л. П. Репина // Одиссей. — 1996. — С. 25 — 38. Важным вопросом, по мнению историков, является междисциплинарность исторических исследований, к данному вопросу обращаются К. В. Хвостова и В. К. Финн Хвостова, К. В., Финн, В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований / К. В. Хвостова, В. К. Финн. — М.: РГГУ, 1997. — 256 с., А. Н. Книгин Книгин, А. Н. Междисциплинарность: основная проблема / А. Н. Книгин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 3 (4). — С. 14 — 20., В. В. Тихонов Тихонов, В. В. Междисциплинарный подход в историографическом исследовании: современный российский опыт / В. В. Тихонов // «Стены и мосты»: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях. — М.: Совпадение, 2012. — С. 251−258. Большое количество работ посвящено исследованию теории и развития исторической антропологии: А. Бюргьер Бюргьер, А. Историческая антропология и школа «Анналов» /А. Бюргьер // Антропологическая история: подходы и проблемы. Материалы российско-французского научного семинара. Часть II. — Москва: РГГУ, 2000. — С. 4 — 22., З. А. Чеканцева Чеканцева, 3. А. Антропологическая история как междисциплинарное исследовательское поле: возможности и пределы / З. А. Чеканцева // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации // под ред. Л. П. Репиной. — М.: ИВИ РАН, 2005. — С. 102 — 112., К. Вульф Вульф, К. Антропология. История, культура, философия / К. Вульф. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. — 280 с., М. М. Кром Кром, М. М. Лекция «Историческая антропология». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/484/38 484/16282. Значительный цикл работ посвящен отдельным направлениям историко-антропологических исследований: новая политическая история (Ю. В. Барлова Барлова, Ю. В. Новая политическая история в современной историографии / Ю. В. Барлова // Актуальные проблемы всеобщей истории: Дипломатия и безопасность, коммуникация и политическая культура, гендер / отв. ред. А. С. Ходнев. — Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. — С. 51−58.), новая социальная история (М. В. Бахтин), новая культурная история, новая интеллектуальная история (О. Ф. Русакова Русакова, О. Ф. Методологические стратегии в современных исторических исследованиях: школа «Анналов» и «новая интеллектуальная история» / О. Ф. Русакова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, 2001. — № 2. — С. 17 — 49.), история повседневности (Н. Л. Пушкарева Пушкарева, Н. Л. История повседневностей и микроистория // Теория и методология истории: учебник для вузов / В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2014. — С. 312 — 334.), история ментальностей (А. Я. Гуревич Гуревич, А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии / А. Я. Гуревич // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. — М., 1989. — С. 75 — 89.), гендерная история (Т. И. Зайцева Зайцева, Т. И. К вопросу об исторических «Женских» и гендерных исследованиях в Германии в контексте общего развития гендерной истории / Т. И. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2006. — № 1. — С. 98 — 104.), микроистория (И. В. Побережников Побережников, И. В. Микроистория: действия и структуры в историческом контексте / И. В. Побережников // Уральский исторический вестник. — Институт истории и археологии РАН, 2010. — № 4 (29) — С. 8 — 13., М. Л. Шуб и А. А. Лазарова Шуб, М. Л., Лазарова, А. А. Прошлое в масштабах микроистории. Основные подходы к изучению / М. Л. Шуб, А. А. Лазарова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2012. — № 1. — С. 14 — 17.).

В последние годы изучение возможностей новых подходов к истории привлекает все большее внимание преподавателей истории. Современные стандарты образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию. В частности А. Н. Гудков и О. Н. Гудкова описали методику работы с видеоматериалами на уроках истории Гудков, А. Н., Гудкова, О. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории / А. Н. Гудков, О. Н. Гудкова // Преподавание истории в школе, 2002. — № 8. — С. 51−55. К этой же теме обращались С. А. Лосев Лосев, С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории / С. А. Лосев // Преподавание истории в школе, 2008. — № 6. С. 64−68., Н. А. Шабуневич Шабуневич, Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории / Н. А. Шабуневич // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001. — № 5. — С. 21., И. В. Кузё Кузё, И. В. Потенциал учебного кино в условиях современной общеобразовательной школы / И. В. Кузё // Сборник конференций НИЦ Социосфера. — Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2012. — № 19. — С. 96 — 100. Значительный вклад в разработку данной тематики внес К. С. Молотов Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов // Наука и школа. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. — № 6. — С. 96 — 100.

Молотов, К. С. Методика использования кинофильмов в 9-м классе / К. С. Молотов // Наука и школа. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2014. — № 1. — С. 111 — 115. К истории развития учебного кино обращались В. А. Менг Менг, В. А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании / В. А. Менг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: ГОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена», 2012. — № 153−1. — С. 117 — 127., А. К. Семенова Семенова, А. К. Учебное кино: исторический аспект / А. К. Семенова // Современные проблемы науки и образования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. — № 1−2. — С. 143 — 150. Ряд методистов предложили свои разработки по использованию кинофильмов при изучении конкретных тем: сталинского периода (О. А. Закиров Закиров, О. А. Использование сталинских исторических картин на уроках истории / О. А. Закиров // Преподавание истории в школе, 2009. — № 6. — С. 52−55.) и хрущевского периода (И. А. Ульянов, О. В. Ильина Ильина, О. В., Ульянов И. А. Внеурочная работа «хрущевская „оттепель“ в мультипликации» / О. В. Ильина, И. А. Ульянов // Преподавание истории в школе. — М.: ООО «Преподавание истории в школе», 2014. — № 8. — С. 36 — 43.).

Таким образом, рассматриваемые в ВКР проблемы непосредственно связаны с потребностями образования и тенденциями развития современной исторической науки.

Работа состоит из двух глав, в каждой из которых по два параграфа. В первой главе рассмотрены новые тенденции современной исторической науки и место в них работ Н. З. Дэвис. Во второй главе изложены методические приемы применения кинофильмов в изучении истории и предложена методическая разработка внеурочного мероприятия по истории, базирующегося на просмотре фильма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой