Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русская художественная эмиграция в Европе, первая половина ХХ в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итоги рассмотрения здесь проблем исторических судеб и творческого наследия «русской художественной эмиграции в Европе» на протяжении первой половины XX столетия, следует подчеркнуть, что в данной работе тема эта не исчерпана. Стараясь сосредоточить внимание на главных явлениях и фигурах, автор в ряде случаев опустил некоторые не столь существенные, с его точки зрения, обстоятельства… Читать ещё >

Содержание

  • К истории художественной эмиграции из Россин/СССР на Запад в XX веке
  • Глава 1. Русское искусство на Западе на рубеже XIX и XX столетий и в начале XX века
    • 1. Русские художники во Франции. Рубеж столетий
    • 2. Мир искусства" и Франция
    • 3. Как смотрели люди искусства Серебряного века на людей и искусство восемнадцатого столетия
    • 4. Русские в Париже. Вторая половина 1900-х-1910-е оды
    • 5. Русские художники в Германии на рубеже столетий
    • 6. Русские в Швеции: Балтийская выставка в Мальме
  • Глава 2. Исход. Константинополь -Белград — Прага
    • 1. Константинополь и Галлиполи
    • 2. Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС)
    • 3. Чехословакия
  • Глава 3. Русский Берлин
    • 1. Инфраструктура русской художественной жизни
    • 2. Русские выставки в Берлине
    • 3. Сергей Шаршун и его дадаистское окружение
  • Глава 4. Русские художники в Париже
    • 1. Судьбы «Серебряного века» в парижской эмиграции
    • 2. Стилизация авангарда (Юрий Анненков в России и в эмиграции: встреча символиста с авангардистом)
    • 3. Международные выставки в Париже и художники из России
    • 4. Художники из России и «Парижская школа»

Русская художественная эмиграция в Европе, первая половина ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

Подводя итоги рассмотрения здесь проблем исторических судеб и творческого наследия «русской художественной эмиграции в Европе» на протяжении первой половины XX столетия, следует подчеркнуть, что в данной работе тема эта не исчерпана. Стараясь сосредоточить внимание на главных явлениях и фигурах, автор в ряде случаев опустил некоторые не столь существенные, с его точки зрения, обстоятельства и факты, касающиеся того периода и тех эмигрантских центров, о которых шла речь в диссертации. За пределами внимания автора остались некоторые важные города и даже целые регионы Европы, в которых работали художники из России. Так, вне данного исследования остались, например, Италия, где с успехом развивалась карьера художника-сценографа Николая Бенуа, сына Александра Бенуа, и ряда других интересных мастеров, а также Великобритания, где проходила творческая деятельность Б. Анрепа — автора знаменитых мозаик на полу вестибюля Национальной галереи в Лондоне, Наум Габо издавал журнал «Circle: International Survey of Constructive Art» и часто проходили выставки русского искусства. Автор надеется восполнить недоосвещенные проблемы в своих будущих трудах. Совершенно самостоятельное направление исследований художественного творчества художников-эмигрантов из России представляет проблема «Русские эмигранты в Америке», поскольку, в силу многих обстоятельств в 1920;е-193 0-е, а также в последующие годы, за океаном сосредоточились значительные творческие силы «русского происхождения». Вообще, в XX веке мифологизированная.

В XIX столетии российская «всемирная отзывчивость» привела к тому, что художников русского происхождения можно было встретить на всех континентах.

Чтобы дать представление о том, как некоторые русские художники эмигранты жили и работали за хронологическими рамками данного труда и наметить перспективу дальнейшей работы по изучению наследия художников-эмигрантов из России, представляется уместным в заключение предложить небольшой обзор фактов и явлений, связанных с эмигрантами «первой волны» в 1940;е-195 0-е годы, а также сказать несколько слов о двух последующих «волнах» художественной эмиграции, еще ждущих серьезной научно-исторической и искусствоведческой разработки. в годы Второй мировой войны, особенно после нападения Германии на СССР, при сохранении разнонаправленности творческих поисков и при имевшем место разбросе политических ориентиров, среди представителей первой эмиграционной «волны» преобладали все же патриотические настроения, чувство солидарности с соотечественниками, один на один противостоявшими фашизму. Позже к этим эмоциям добавилась даже некая эйфория, вызванная победами отечественного оружия над нацистами. Все это перетягивало чашу весов, на которой оставались неприязнь и недоверие к коммунистическому режиму. Тому есть немало подтверждений.

Так, активное участие в движении Сопротивления во Франции, участники которого в целом придерживались просоветских политических позиций, принимали художники Сергей Фотинский, Константин Терешкович, Филипп Гозиасон, Леонид Берман, Надя Ходасевич-Леже, в Италии — Алексей Исупов. Некоторые художники-эмигранты подверглись репрессиям со стороны оккупантов (погиб в концлагере арестованный в ноябре 1943 года в Париже Владимир Баранов-Россинэ, Сергей Фотинский оказался в Компьенском лагере, был интернирован и сын композитора Федор Стравинскийнацисты разгромили парижскую мастерскую скульптора Ханы Орловойна некоторое время был интернирован живший в Берлине Олег Цингер). В военный и послевоенный периоды творчества ряда мастеров отчетливо проявились антифашистские настроения (можно вспомнить о мощных гуманистических творениях Марка Шагала, о сделанной по воображению и памяти серии видов блокадного Ленинграда Мстислава Добужинского 1943 года или о скульптурных композициях, посвященных ужасам и страданиям людей в годы войны Осипа Цадкина и Оскара Мещанинова). Почетное возвращение на родину из эмиграции таких ее виднейших представителей, как Александр Куприн и Марина Цветаева (еще до войны), а также Александр Вертинский, Сергей Коненков и Степан Эрьзя, создавало и для других представителей художественной эмиграции соблазнительный прецедент. Среди этих других, несмотря на предупреждения тех, кто не был склонен верить советской и просоветской западной пропаганде, тоже нашлось немало «возвращенцев"'. Среди тех, кто не отправился в СССР на постоянное жительство, было немало „сочувствующих“, охотно бывавших там „с визитами“ и даривших свои произведения советским музеям (Давид Бурлюк, Николай и Святослав Рерихи, Надя Леже, Василий Лёви и другие). Со своей стороны, советская пропаганда и дипломатия (и в сталинские времена, и позднее) заигрывала со старой русской эмиграцией. Поэтому в адрес таких ее „звезд“, как Иван Бунин, Николай Рерих, Александр и Николай Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Фешин, Зинаида Серебрякова, Владимир Фалилеев и некоторые другие уже не раздавались хула и обличениеих уже стали считать национальным достоянием», «национальной гордостью», т. е. эти представители художественной эмиграции были негласно, но фактически «реабилитированы» советскими идеологами. Впрочем, на другие, не менее громкие и достойные творческие фигуры, например, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Наума Габо и Антона Певзнера, Василия Кандинского и Марка Шагала, как «закоренелых формалистов», благожелательность советских властей не распространялась.

Художники-эмигранты «первой волны», повсюду, куда занесла их судьба, считались, как правило, «русскими», независимо от их этнической принадлежности («русские в Париже», «русские в Берлине», «Русские в Италии» и т. д.). На самом деле среди них были представители разных и и и и тч национальностей и народностей бывшей царской России, например, мордвин Степан Эрьзя (Нефедов), абхазец Александр Шервашидзе (Чачба), армянин Акоп Гюрджян, многие художники еврейского, польского, немецкого происхождения, но обычно с преобладающим русским менталитетом. Эту особенность можно считать едва ли не главным отличием эмигрантов «первой волны» от представителей «второй» и последующих «волн». Сосуществование и взаимодействие «первой» и «второй» «волн» (или, попросту говоря, эмигрантских потоков из России) во многом определило состав и облик русской художественной колонии в Европе в середине XX века.

Вторая волна" художественной эмиграции из Советского Союза в Европе сложилась к середине 1940;х годов. От «первой волны» ее отличали структура, политическое самосознание и творческие интересы.

Официальная советская пропаганда относилась ко всем представителям этой «второй волны» гораздо отрицательнее. На них распространялось огульное обвинение в коллаборационизме и пособничестве фашизму, хотя большинство представителей интеллигенции, оказавшиеся во время и после войны на Западе, ни прямо, ни косвенно сотрудничеством с оккупационными властями сеоя не запятналиЛ. Среди них были и беженцы, и насильственно угнанные в Германию, и депортированные и перемещенные лица, и узники концлагерей, встретившие свое освобождение в зоне действия армий союзников, и, наконец, еще несовершеннолетние люди, даже дети, увезенные своими родителями и получившие известность как художники позднее, в 1950х-60-х годы. Однако независимо от этих жизненных обстоятельств на всех, кто оказался за пределами родины (считалось -«ушел с немцами») вплоть до середины 1980;х годов распространялся режим умолчания и полный цензурный запрет. Даже прЛого упоминания их фамилий в печати, не говоря уже об экспонировании их произведений в музеях или на выставках не допускалось — и тут не имело значения — «реалистом» или «формалистом» был тот или иной художник.

Показательна в этом отношении судьба Сергея Голлербаха, племянника известного искусствоведа и критика эпохи «Серебряного века» Эрика Голлербаха. Родившийся в 1923 году и живший В Л1№роде Пушкине под Ленинградом, испытавший арест и высылку семьи, Сергей Голлербах был отправлен на работы в Германию в 1942 году (к тому времени он только начал учиться в средней художественной школе при Академии художеств). Узники лагеря, где находился Сергей, были освобождены американскими войсками весной 1945 года. Решив не возвращаться в СССР, где, по слухам, ничего хорошего его не ждало, Голлербах остался в американской зоне оккупации и в 1946 году поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где проучился до осени 1949 года, а затем переехал в США, в Нью-Йорк, где и прожил последние пятьдесят лет. Начав со случайных заработков, Голлербах постепенно стал заниматься сначала коммерческой графикой, позже — живописью в художественной школе Art Students League. Затем он стал регулярно выставлять работы на групповых и персональных выставках, а также работал как книжный график, писал небольшие эссе и статьи по искусству и воспоминанияЛ В книге «Мой дом» (1994) Голлербах подробно описал, как жил он сам и его соотечественники в немецком плену, как каждый их них решал, что делать, куда направиться после войны, наконец — о тех, кого автор встречал на своем жизненном пути в Германии и Америке’л. Что касается художественных произведений, то в них художник выступает или как мастер острой характерной зарисовки, почти репортажного взгляда (сказывается опыт работы в периодике), или как тонкий стилист-оформитель, со своим «почерком», всегда находящий свежее решение книжного целого.

Однако яркая и самобытная творческая личность, какой, бесспорно, в контексте «второй волны» эмиграции является Сергей Голлербах, -исключение, подтверждающее правило. Исключительность его в том, что по самосознанию и творческим предпочтениям Голлербах, несомненно-русский художник. А характерность этой фигуре придает то обстоятельство, что как самостоятельная творческая индивидуальность она сложилась уже на чужбине. Мы не знаем практически ни одного случая, чтобы кто-либо из более или менее известных еще в 1930;е годы русских художников во время войны и сразу после нее «ушел» на Запад. В послевоенной, то есть «второй», эмиграции преобладали выходцы из западных республик, полностью или частично оккупированных в годы войны, поэтому эту эмиграцию можно называть «русской» с большой долей условности. «Вторая волна» состояла из четко отличающихся по этническим и региональным признакам национальных групп, представители которых отстаивали преимущественно свою местную, а не общероссийскую идентичность. Наиболее крупными и наиболее активными (и в творческом, и в политическом отношении) внутри этой второй волны" были эстонская, латышская, литовская и украинская группы художников-эмигрантов. Численно меньшими были белорусская, карело-финская и румыно-молдавская группыЛ.

В политическом плане все национальные группы «второй» эмиграционной «волны» резко отличались от старой русской эмиграции, настроенной, как уже говорилось, в основном, патриотично и благожелательно по отношению к Советскому Союзу. В новых эмиграционных слоях были люди, еще вчера державшие в руках оружие против советской власти. В их памяти были еще свежи кошмары сталинских репрессий в бесправных «союзных» и «автономных» республиках. Острота этой памяти определяла бескомпромиссную «антисоветскую и антикоммунистическую» позицию новой эмиграции. Поэтому, в отличие от «первых» эмигрантов, среди «вторых» о возвращении в Советский Союз до недавнего времени никто и не помышлял. И это несмотря на то, что беженцы последних месяцев войны и первых послевоенных лет на Западе на первых порах оказались совершенно неустроенными, неорганизованными и с большим трудом получали даже временный вид на жительство. Во всех отношениях они занимали в эмигрантской среде гораздо менее благоприятные позиции, чем их старшие коллеги — и это особенно верно по отношению к художникам.

Что же касается творческих устремлений и направлений, то на исходном рубеже (в середине и второй половине 1940;х годов) «вторая волна» художественной эмиграции не слишком отличалась от «первой», ибо в основном была представлена людьми, воспитанными на тех же европейских и русских культурных традициях начала века. Среди старшего поколения украинцев, поляков, «прибалтов», оказавшихся в 1944 году в Западной Европе, были выпускники и московской, и петербургской, и парижских академий и школ, мастера, сопричастные и реализму, и символизму, и авангарду. Назовем хотя бы несколько имен: украинцев Якова (Жака) Гниздовского, Святослава Гординского, Михаила Дмитриенко, Миколу Бутовича, Андрия Дарагана, литовцев Юозаса Бакиса, Адольфаса Валешку, Адольфаса Даргисак ним можно добавить и многих другихл. Особую группу составляли художники, чье творчество сформировалось уже в 1930;е годы как некий отзвук европейских художественных влияний.

Вскоре, в 1950;Х-60-Х годах, в активную творческую жизнь вступило новое поколение — потомки художников-эмигрантов. Как правило, это были дети эмигрантов «второй волны», поскольку дети и внуки изгнанников «первого призыва» к этому времени весьма успешно ассимилировались на Западе. Пополнив ряды учеников европейских и американских школ искусств, они уже не ощущали себя чужестранцами и потому не несли в своем творчестве практически никаких черт, связанных с социальным и моральным статусом эмигрантского сообщества. Дети же эмигрантов «второй волны», хотя тоже воспитывались в западных арт-колледжах и академиях, с одной стороны, свободно реализовывали свои творческие планы в свободном контексте разнообразных течений послевоенного мирового искусства, а с другойеще не утратили этнической идентичности и осознания принадлежности к особой эмигрантской группе, приверженной своей национальной культуре. С выходом их на художественную арену соотношение творческих сил и прежнее совпадение эстетических ориентиров между эмигрантами «первой» и «второй» волн существенно изменилось. Если сравнивать в целом творческий облик обеих «волн» художественной эмиграции, можно заметить, что «первые», стремясь сохранить драгоценные — для каждого свои — черты культуры «Серебряного века», т. е. культуры 1900—1910;х годов, оказались в плену ее обаяния, остались в ее границах и были вынуждены заниматься в основном вариациями уже найденных тем и образных решений. С точки зрения кулыурных процессов середины столетия такая позиция не могла не казаться слишком консервативной и архаичной. В этом смысле более выигрышным виделось положение представителей «второй волны», которые не страдали ностальгией и потому не сохраняли верность раз выбранной традиции, ощуш-али большую свободу в поиске новых путей в контексте европейских и заокеанских художественных тенденций конца 1940;х и 1950;х годов. С сегодняшней точки зрения эта «нацеленность» на новизну выглядит, возможно, не менее наивной, чем осознанный консерватизм хранителей ценностей «Серебряного века». Однако в любом случае, нельзя не признать и за первыми, и за вторыми устойчивую приверженность выбранному творческому пути.

Интенсивное размежевание направлений и творческих поисков стало одной из причин все увеличиваюпдейся разобиженности в эмигрантской творческой среде «второй» эмиграции. Этой разобщенности способствовала подчеркнутая этническая самоидентификация художников этой «волны». Национальная принадлежность стала для них фактом, прежде всего, личной биографии и поэтому вовсе не способствовала созданию эмигрантских сообществ. Не только всюду, где обосновались выходцы из России, — в Австралии, в Южной и Латинской Америке, в США, в Канаде, в экзотических странах Азии и Африки, но даже на сравнительно небольшом и цельном культурном пространстве Западной Европы, эмиграция второй половины XX века не представляла собой цельного явления. К тому важнейшему обстоятельству, что искусство и творчество — дело сугубо индивидуальное, на Западе добавилось множество других разобщающих факторов — языковых, политических, экономических, морально-психологических. Художники русской, украинской, эстонской, латышской, литовской, польской и любой иной этнически-однородной эмиграционной группы никакой близости друг к другу не испытывали, да и взяться ей было неоткуда. Внутри каждой национальной группы тоже не было и не могло быть общности — слишком разным был жизненный опыт, творческие ориентиры, наконец, простейшие меркантильные интересы, связанные с конкуренцией на западном художественном рынке художников разных поколений и разных устремлений. Если и возникали какие-то творческие сообщества эмигрантов «второй волны», то скорей по принципу землячеств, да и то как редкое исключение и на непродолжительное время. Так, к примеру, были связаны между собой художники, оказавшиеся в западных зонах оккупации Германии в 1944 -1946 годах в организованных по национальному признаку крупных городках-лагерях «для перемещенных лиц» (внутри таких лагерей функционировали даже национальные школы, — например. Латвийская Академия художеств во главе со своим ректоратом, почти в полном составе покинувшим Ригу).

Пестрая картина взаимодейстивя «волн» эмиграции, все более распадающаяся на множество творческих индивидуальностей, приобрела новые «краски» с приходом «третьей волны» художественной эмиграции из СССР, относящейся к 1970;мпервой половине 1980;х годов и сошедшей на-нет в годы «перестройки».

Третья волна" состояла, в основном, их тех, чье модернистское, а скорее — постмодернистское мышление сформировалось на родине и кому не надо было учиться в европейских колледжах и академиях, чтобы выйти на западный уровень «создания искусства». Эти художники уезжали из СССР, потому что они уже внутренне были европейцами (или американцами), потому что им было тесно в рамках «советского образа жизни» с его этическими и эстетическими запретами, но главноепотому, что они стремились разорвать тесные рамки «социалистического реализма» — как искусства, «понятного народу», «национального по форме и социалистического по содержанию» — и отринувших прочие догмы, которые парализовали творческую мысль. В отличие от двух предыдущих, это была «волна» эмиграции прежде всего творческих людей, включая в это понятие и научные таланты. Двигали ими и соображения прагматического свойства — например, поиски возможностей достойно жить и зарабатывать тем делом, которому привержен и в котором уже многого добился. Те, кто покидал Россию в годы гражданской войны, бежали от разрухи и ужасов красного террорате, кто уходил на Запад от наступающей Красной Армии в 1944;45 годах, знали, что несет с собой сталинизм. Однако ни те, ни другие ничего не имели против национальных культурных традиций, и не от них, а, под давлением жизненных обстоятельств, из-за национально-культурной политики большевистско-коммунистического режима спасались они в эмиграцию. Теперь же на европейской арене впервые появились люди, прибывшие из-за еще прочного «железного занавеса» и бросившие сознательный вызов господствовавшей в СССР идеологическо-культурной системе. Их диссидентское мышление было одновременно и политическим, и творческим протестом, и феномен творчества эмигрантов «третьей волны» (Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Михаила Гробмана и других заметных и известных художников из СССР) надо рассматривать одновременно в европейском (американском, израильском) контекстах как часть мировой культуры конца XX столетия, выявляя значение их реального вклада в эту культуру.

В 1970;еначале 80-х годов основной «энергетический выброс» творческих сил художников в эмиграцию снова переместился с «национальных окраин» Союза в Москву и Ленинград, где концентрировались силы «нон-конформизма». Этнический состав этой новой волны эмиграции был довольно пестрым. Если в «первой волне» эмиграции после 1917 года преобладали русские и евреи, объединяемые на Западе под общим названием «русские», то теперь, наряду с ними, было немало представителей коренных народов союзных и автономных республик СССР. Перед тем, как отправиться в эмиграцию, мятежные экспериментаторы сначала перебирались в «столицы» (где несколько легче дышалось и где можно было установить прямые связи с зарубежными собирателями советского «андеграунда»). Среди потенциальных и состоявшихся эмигрантов «третьей волны» было немало представителей еврейской интеллигенции, из которой выдвигались в то время лидеры и идеологи нон-конформистского искусства (Оскар Рабин, Михаил Гробман, Виталий Комар и Александр Меламид, коллекционер Александр Глезер, искусствовед Игорь Голомшток и другие).

Мы обрисовали только малую часть проблем и назвали только малую часть имен, имеющих отношение к тому феномену, который мы предложили называть «русской художественной эмиграцией». Диссертант видел задачи своей работы в том, чтобы проследить, как складывались отдельные судьбы художников разных творЛчЛеских устремлений, оказавшихся вне родной почвыпредставить русскую художественную эмиграцию как одну и главных проблем отечественной культуры ушедшего столетия и как уникальный феномен мировой культуры XX века, рожденный самой Историей.

По мнению автора, возникновение и эволюцию этого феномена, определившего раздельное существование двух потоков твор*1еского процесса, порой корреспондирующих друг с другом, порой резко отрицающих опыт другого, но неизбежно составляющих целое.

211 зиждущееся на принадлежности к одной национальной художественной традиции, можно назвать «русским экспериментом в искусстве № 2» (если применить к нему заголовок известной книги Камиллы Грэй о формировании русского авангарда «The rassian experiment in art»). В данном аспекте этому историческому эксперимент еще предстоит стать предметом последующих исследований, в которые автор в будущем надеется внести свой посильный вклад.

1. Общие работы по искусству XX века (в хронологическойпоследовательности).

2. Umanskij К. Neue Kunst in Russland. 1914;1919. Potsdam-Munchen, Vorwart von Dr. L. Zahn, 1920 54 S.

3. Reau L. L’art russe: de Pierre le Grand a nos jours. Paris, Henry Laurens, 1924;250 p., ill. enn/b.

4. Reau L. Histoire de l’expansion de l’art francais moderne. Ш. Le monde Slave et l’Orient. Paris, Henry Laurens, 1924 300 p.

5. Faucillon H. La peinture aux XIX et XX siecles. Du realisme a nos jours. Paris, 1928 (reedition: Paris, Falammarion, 1991 530 p, ill en couleurs et n/b.

6. Федоров-Давыдов A. Русское искусство промышленного капитализма. M., издательство ГАХИ, 1929 246 с, ч/б илл.

7. Reau L. L’Art Russe. Paris, Librairie Larousse, 1945 186 p., ill. en n/b.

8. Reau L. L’Art Russe. Paris, Marabou universite, 1968. V. 3 220 p., ill en n/b.

9. Marcade Y. Le renouveau de l’art pictural russe. 1863−1914. Lausanne, «L'Age d’Homme», 1971 396 p., ill. en nA.

10. Hamilton G.H. Painting and sculpture in Europe. 1880−1940. New York, 1972 443 p, ill in color & b/w.

11. Flegon A. Eroticism in Russian Art. London, Flegon Press, 1976 186 p., ill. in color & b/w.

12. Bowlt J. The Silver Age: Russian art of the early Twentieth Century and the «World of Art» Group. Newtonville, Oriental Research Partners, 1979 -316 p., ill in b/w.

13. Москва-Париж. Париж-Москва. 1900;1930. Каталог выставки. M., Советский художник, 1981. Т.1 -384 с, цв. и ч/б илл.- т.2 б.п., цв и ч/б илл.

14. Paris-Paris. 1937;1957. Creations en France. Centre Georges Pompidou. Catalogue. Paris, MNAM, 1981 560 p., ill. en couleurs et nA.

15. Gray С. The Russian Experiment in Art. 1863−1922. Rev. & enlarged edition. London, Thames and Hudson, 1986 324 p., 256 ill., 21 in color.

16. Marcade J.-Cl. L’Avant-Garde russe. 1907;1927. Paris, Flammarion, 1995 480 p., ill. en couleurs et n/b.

17. Москва-Берлин. Berlin-Moskau. 1900;1950. Каталог выставки. Мюнхен-Нью-Иорк, Престель Москва, Галарт, 1996 — 710 с, цв. и ч/б илл.

18. Annees 30 en Europe: le temps menacant. Musee d’Art moderne de la vile de Paris. Catalogue. Paris-museesFlammarion, 1997 574 p., ill. en couleurs et n/b.

19. Сарабьянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., «Искусствознание», 1998 432 с.+ 95 табл. ч/б илл. «.

20. Степанян И. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., ЭКСМО-Пресс, 1999 316 с, цв. и ч/б илл.

21. Поспелов Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. М., Наука, 1999 128 с, цв. и ч/б илл.

22. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905;1930. М., Молодая гвардия-Классик, 2000 202 с, илл. ч/б.

23. П. Источники, общие и специальные работы, справочныеиздания по истории культуры и искусства русской эмиграции в.

24. Европе (в хронологической последовательности)1. ПЛ. Книги.

25. Русские в Галлиполи. Под ред. Г. Ф. Волошина, В. К. Мироновича, В. В. Полянского и других. Берлин, 1923 40 с, ч/б илл.

26. Лукомский Г. Задачи русского искусства за границами СССР. Париж, 1925;60 с.

27. Русские на Босфоре. Les Russes sur le Bosphore). Составитель и издатель А. Д. Бурнакин. Стамбул, 1928 30 с.

28. Русские в Праге. 1918;1928. Редактор-издатель СП. Постников. Прага., 1928 340 с, ч/б илл.

29. Русские художники в Париже. L’Art Russe a Paris. Вступительная статья Лоллия Львова. Paris, edition «La Russie et le Monde Slave», 1931 -32 c, 100 цв. и ч/б илл.

30. Булгаков В., Юпатов А. Русское искусство за рубежом. Художественное собрание Русского культурно-исторического музея при Свободном университете в Праге. Предисловие Николая Рериха. Прага-Рига, 1938 60 с, около 50 ч/б илл.

31. Кашанин М. Mysej кнезя Павла, модерна уметност. Београд, 1938 80 с, ч/б илл.

32. Александр Бенуа размышляет. Подготовка издания, вступительшя статья и комментарии И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., «Советский художник», 1968 752 с, ч/б илл.

33. Ю. Булгаков В. Встречи с художниками. Л., Художник РСФСР, 1969 168 с.

34. И. Грабарь И. Искусство в плену. Д., Художник РСФСР, 1971 144 с, ч/билл.

35. Ковалевский П. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа зарубежья за полвека (1920;1970). Paris, Librairie des cinq continents, 1971. 348 с, илл. ч/б.

36. Beyssac M. La vie culturelle de l’emigration russe en France. Chronique (1920;1930). Faculte des Lettres de l’Universite de Clermont-Ferrand. Paris, Presses universitaires de France, 1971 340 p.

37. Williams R. Culture in Exile: Russian Emigre in Germany (1881−1941). Ithaca (New York) & London, Cornell University Press, 1972 406 p.

38. Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. Дополнительный выпуск. Paris, Librairie des cinq continents, 1973. 148 с, илл. ч/б.

39. Грабарь И. Письма. Составители, авторы введения и комментариев Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. Т. 1:1891−1917. М., Наука, 1974 472 с,.ч/б илл.- Т.2: 1917;1941. М., Наука, 1977; 424 с, ч/б илл.

40. Остроумова-Лебедева А. Автобиографические записки. Изобразительное искусство, 1974. Т. 1−2 552 с, цв. и ч/б иллт. З -350 с, цв. и ч/б илл.

41. Русская живопись в собраниях Чехословакии. Составитель и автор текста В. Фиала. Л., Художник РСФСР, 1974 151 с, цв. и ч/б илл. ,.

42. Kazansky, Konstantin. Cabaret russe. Avec collaboration de Marc Terrasse. Paris, Olivier Arban, 1978 250 p., ill nA.

43. Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники. Суждения современников. Авторы-составители Ю. Н. Подкопаева и А. Н. Свешникова. М., 1979 624 с, чб и цв. илл.

44. Русский альманах. 1981. Зинаида Шаховская, Рене Герра, Евгений Терновский. Париж, 1981 496 с, ч/б илл.

45. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х томах. Составители, авторы вступительной статьи И. С. Зильберштейна и В. А Самкова. М., Изобразительное искусство, 1982. Т.1 496 с, ч/б и цв. илл.- т.2 — 5J6 с, ч/б и цв. илл.

46. Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин. 1921;1923. По материалам архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте Paris, YMCA-PRE S S, 1983 424 с.

47. Mierau F. (hrsg.) Russen in Berlin. 1918;1933. Einr kulturelle Begegnung. Weinheim Berlin, Quadriga, 1988 — 611 p., ill.

48. Ponfilly, Raymond de. Guide des Russes en France. Paris, editions Horay, 1990; 5 1 8p., iUenn/b.

49. Петров-Водкин К. Письма. Статьи. Выступления. Документы. Составление, вст. статья и комментарии E.H. Селизаровой. М., Советский художник, 1991 394 с, цв. и ч/б илл.

50. Russen in Berlin: Literatur. Malerei. Theater. Film. 1918;1933. Hrsg Fritz Mierau. Leipzig, Reclam, 1991 638 S., ill. .-лл.

51. Докашева E. Русский культурно-исторический музей в Праге. M., РИК, 1993 86 с.

52. Коваленко Г. Александра Экстер. Путь художника. Художник и время. М., Галарт, 1993 288 с, цв. и ч/б илл.

53. Культурное наследие российской эмиграции. 1917;1940. Под общей редакцией академика Е. П. Челышева и профессора Д. М. Шаховского. М., Наследие, 1994. Кн. 1 520 сКн.2 — 520 с.

54. Раев, М. История культуры русской эмиграции. М., Прогресс-Академия, 1994 296 с.

55. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростиовских. Художнщси русского театра. Джон Э. Боулт. Каталог-резоне. Статьи. Князь Н. Д. Лобанов-Ростовский. Об истории коллекции. М., Искусство, 1994 -422 с, ч/б ИЛЛ.+ 158 таблиц цв. илл.

56. Руска eMHrpannja у cpncKOJ култури XX века: Зборник Радова. Београд, 1994 (на сербском языке). Т.1 250 с, ч/б илл.- т.2 — 230 с, ч/б илл.

57. Gorboff, Marina. La Russie fantome. L’emigration russe de 1920 a 1950. Lausanne, L’Age d’Homme, 1995 288 p.

58. Серапионова E. Российская эмиграция в Чехословакии (20-е 30-е годы). М., 1995 — 160 с, ч/б илл.

59. The Salon Album of Vera Sudeikin-Stravinsky. Edited and translated by John Bowlt. Princeton, Princeton University Press, 1995 320 p, color and b/wiU.

60. Они унесли с собой Россию. Русские художники-эмигранты во Франции. 1920;е 1970;е. Из собрания Ренэ Герра. Каталог выставки. М., «Авангард», 1995 — 168 с, цв. и ч/б илл. 40. Седых А. Далекие, близкие. М., Московский рабочий, 1995 — 320 с.

61. Stmve, Nikita. Soixante-dix ans de l’emigration russe. 1919;1989. Paris, Fayard, 1996;304 p.

62. Струве H. Русская литература в изгнании. Третье издание. М., Русский путь Париж, YMCA-PRESS, 1996 — 446 с.

63. Бенуа А. Художественные письма. 1930;1936. Газета «Последние новости», Париж. Вступит. Статья Г. Ю. Стернина, сост. И. П. Хабаров. М., «Галарт», 1997 408 с, ч/б илл.

64. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. Под общей редакцией В. В. Шелохаева. М, РОССПЭН, 1997 750 с, илл. ч/б.

65. Литературная энциклопедий Русского Зарубежья. 1918;1940. Писатели русского зарубежья. Главный редактор и составитель А. Н. Николюкин. М., РОССПЭН, 1997 650 с, илл. ч/б.

66. Русское Зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920;1940: Франция. Под общей редакцией Л. А. Мнухина. В 4-X томах. Т. 4 (указатели). Париж, YMCA-PRESS Москва, ЭКСМО, 1997 — 460 с.

67. Русский Париж. Составление, предисловие и комментарии Т. П. Буслаковой. Указатель Е. Домогацкой. М., МГУ, 1998 528 с.

68. Васильев А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., Слово, 1998 480 с, ч/б илл.

69. Musee de Montparnasse. Saint-Petersbourg/Vavin. Les Russes a Montparnasse. 26 fevrier-1 aout 1999 -8 p., ill. en couleurs.

70. Культурная миссия Русского Зарубежья. История и современность. Сюорник статей. Ответ. Редактор. Э. А. Шулепова. М,. РОс. Институт Культурологии, 1999 197 с.

71. Маковский С. Силуэты русских художников. Послесловие В. М. Толмачева. М., «Республика», 1999 383 с, цв. и ч/б илл.

72. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб., Нотабене, 1999 (718 с, илл. ч/б).

73. Schlogel, Karl (Hgb.). Chronik Russischen Lebens in Deutschland. 19 181 941. Berlin, Akademie Verlag, 1999 617 S.

74. Русское Зарубежье. Очерки. Ответ, редактор Г. Ю. Стернин. М., Гос. Институт искусствознания, 1999 162 с.

75. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. Предисловие и пояснения К. Чуковского. Составление, подгот. Текста, примечанияЕ. Чуковской. М., Премьера, 1999 398 с, цв. и ч/б илл.

76. Центральный Пушкинский Комитет в Париже (1935;1937). Составление, предисловие М. Д. Филина. М., Эллис Лак, 2000. Т. i -608 сТ. 2−560 с.

77. Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Вст. статья В. Ь. Нехотина М., Издательский дом XXI век-Согласие, 2000 560 с.

78. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918;1940. Периодика и литературные центры. Главный редактор и составитель А. Н. Николюкин. М., РОССПЭН, 2000 640 с, илл. ч/б.

79. Российская Академия Наук. Пушкинская комиссия. Рисунки писателей. Сборник научных статей. По материалам конференции «Рисунки петербургских писателей». Сост. СВ. Денисенко. СПб., «Академический проект», 2000 448 с, илл. ч/б.

80. Зарубежная Россия. 1917;1939. Сборник статей (по материалам международной конференции «Культурное наследие русской эмиграции 1917;1939 в Санкт-Петербурге) СПб., Европейский Дом, 2000 445 с.

81. Щербатов С. Художник в ушедшей России. Послесловие Т. А. Дудиной. М., Согласие, 2000 688 с, ч/б илл., г.,.

82. L’Ecole de Paris. 1904;1929, la part de l’Autre. Musee de l’Art moderne de la ville de Paris. Catalogue de l’exposition 30 novembre-11 mars 2001. Paris, 2001 408 p., i11. en couleurs et n/b.

83. Леонид Пастернак в России и Германии. Из музейных и частных собраний Москвы, Веймара, Марбаха и Оксфорда. Каталог выставки и сборник материалов. М., «Пинакотека», 2001 160 с, цв. и ч/б илл.

84. Гуль Р. Я унес Россию Апология эмиграции. М., БСГ Пресс, 2001. Т.1 Россия в Германии 516 сТ. 2 Россия во Франции — 519 с.

85. Antoine Pevsner dans les collections du Centre Georges Pompidou-Musee National d’Art Moderne. Paris, Centre Pompidou, 2001 112 p., ill en couleurs et n/b.

86. Добужинский M. Письма. Издание подготовил Г. И. Чугунов. СПб, Дмитрий Буланин, 2001 445 с, ч/б илл. 1. П. 2 Статьи и публикации.

87. В. Я. Адарюков В. Rossica // Среди коллекционеров, 1921, № 8−9. С. 49.

88. Лукомсюй Г. «М1ръ искусства» // Жар-птица, 1921, N 1. Худож. изд-во «Русское искусство» А. Э. Когана. Парижъ-Берлинъ. С. 17−18.

89. Хроника // Среди коллекционеров, 1921, № 11 -12. С. 74.

90. Левинсон А. Свое и чужое. «Мир искусства». Два художника.// Современные записки, 1921, N 6, август. С. 247−252.

91. Reau L. Un groupe des peintres russes // Art et Decoration, 1921, XL (Septembre), p. 86−88.

92. Б. Терновец Б. Культурная жизнь на Западе // Культура и жизнь, 1922, № 1. С. 68.

93. Лиссим С. Русские выставки и русские художники в Париже // Театр и жизнь Берлин, 1922, № 1. С. 16.

94. Русские художники за рубежом // Среди коллекционеров, 1922, № 7−8. С. 63.

95. А.А. С. Сидоров А. Русское искусство за границей // Творчество, 1922, № 1−4. С. 73.

96. Ю. Терешкович К. Группа «Мир искусства» в Осеннем салоне // Удар

97. Париж, 1922, № 1. С. 10−13 И. Маковский С. «Мир искусства» за рубежом // Искусство славянПрага, 1923, № 1. С. 7−13.

98. Р. Е. Эттингер П. Rossica // Среди коллекционеров, 1923, № 5. С. 4041.

99. Р. Е. Эттингер П. Rossica // Среди коллекционеров, 1923, № 11−12. С. 31.

100. Грабарь И. Искусство русской эмиграции // Русский современник, Л.-М., 1924, кн. 3. С. 238−247.

101. Р. Е. Эттингер П. Rossica// Среди коллекционеров, 1924, № 5−6. С.

102. Р. Е. Эттингер П. Rossica // Среди коллекционеров, 1924, № 9−12. С. 54−55.

103. Bouger R. Les expositions // La Revue de l’art ancien et moderne. Paris, 1925, V.48,N.722.P.292.

104. Alazard J. Les Salons de 1927: III Le Salon d’automne // Gazette des Beaux-Arts. Paris, 1927, N. 11. P. 319−336.

105. Reau L. L’exposition d’un groupe d’artistes russes // Beaux-Arts, Paris, 1927, V.5. P. 190−191.

106. Еленев H. Русское изобразительное искусство в Праге // Русские в Праге. 1918;1928. Редактор-издатель СП. Постников. Прага, 1928. С284−310.

107. Терновец Б. Художественная жизнь Парижа // Печать и революция: Журнал литературы, искусства, критики и библиографии. М., 1928, КН.1.С 65−89-к,.

108. Терновец Б. Левое искусство и художественный рынок Парижа // Искусство, М., 1928, T. IV, кн. 1−2. С. 29−42.

109. Львов Л. Выставки русских художников // Россия и славянство. Париж, 1930, № 76, 10 мая.

110. Л. и П. Поплавский Б. Художественная хроника // Числа, Париж, 1930,2.3. С 285.

111. Weidle W. La peinture en Russie // L’amour de l’Art. Paris, 1934, N. X. P. 510−513.

112. Маяковский В. Семидневный смотр французской живописи 1923. // Маяковский В. Полное собрание сочинений. М., Гос. изд-во худож. литературы, 1957. С 233−253.

113. Лапшин В. Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922 год. Материалы к истории советско-германских художественных связей // Советское искусствознание, 82, вып. 1(16). М., Советский художник, 1983. С. 327−362.

114. Парнис А., Тименчик Р. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983. М., Наука, 1985. С. 160 257.

115. Яворская Н. СССР-Франция. Связи в области изобразительного искуства (1920;1940) // Яворская Н. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX XX веков. М., Советский художник, 1987. С. 201−241.

116. Из архива Ильи Зданевича. Публикация и примечания Режиса Гейро // Минувшее № 5. Исторический альманах. Париж, Atheneum, 1988. С. 123−164, илл. ч/б.

117. Письма Н. С. Гончаровой и М. Л. Ларионова к Ольге Ресневич-Синьорелли. Публикация Э. Гарэтто // Минувшее № 5. Исторический альманах. Париж, Atheneum, 1988. С. 165−182.

118. Конечный А., Мордерер В. Парнис А., Тименчик Р. Артистическое кабаре «Привал комедиантов» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1988. М., Наука, 1989. С. 96−154.

119. Дудаков В. Русская Европа // Наше наследие, 1991, № II (20). С. 155 160.

120. Стернин Г. Опыт самопознания. О взгляде русской эмиграции первой волны па культурную традицию России // Вопросы искусствознания, 1993, № 4. С. 165−174.

121. Шатских А. Парижская школа как «филиал» русского искусства // Культурное наследие российской эмиграции. 1917;1940. Под общей редакцией академика Е. П. Челышева и профессора Д. М. Шаховского. М., Наследие, 1994, кн. 2.С. 337−342.

122. Соколов М. «Неэстетическая теория искусства» Владимира Вейдле // Культурное наследие российской эмиграции. 1917;1940. Под общей редакцией академика Е. П. Челышева и профессора Д. М. Шаховского. М., Наследие, 1994, кн. 2.С. 288−297.

123. Gayraud, Regis. Les recherches sur Ilia Zdanevitch: bilan et perspectives // Institut des etudes slaves. Cahiers de l’emigration russe, N. l: La premiere emigration russe. Vie politique et intellectuelle. Paris, 1994. P. 57−64.

124. Доронченков И. Петроград-Куоккала. Через границу. 1920;е годы,.// Минувшее N?19. Исторический альманах. Москва, Atheneum СПб., Феникс, 1996. С. 210−233.

125. Галеева Т. Русские художники в Париже в 1920;е годы. Предварительные заметки // Комод Екатеринбург, 1996, №V. С. 2−11 256.

126. Голынец С. Три «Мира искусства» // Пинакотека, 1998, № 6−7. С. 15−20.

127. Молок Ю. История «Мира искусства». Азбука имен. Комментарии к «Азбуке» М. В. Добужинского // Пинакотека, 1998, № 6−7. С. 24−31.

128. Сусак В. Цареградские акварели Алексея Грищенко // Пинакотека, 1999, № 8−9. С. 80−82.

129. Коваленко Г. Берлинские дни Павла Челищева // Пинакотека, 20E), № 11−12. С. 136−140.

130. Штульман И. Сергей Шаршун в Берлине: встречи с дадаистами // Пинакотека, 2000, № 11−12. С. 141−145.

131. Молок Ю. «Вещь» как вещь, или полемика на языке графики // Пинакотека, 2000, № 11−12. С. 146−153.

132. Махров К. Русские художники в Париже. История и современность // Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 220−223.

133. Маркаде В. и Ж.-К. Русская живопись в Париже после 1917 года // Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 224−229.

134. Издебская-Причард Г. Владимир Издебский на родине и за границей /7 Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 230−234.

135. Брюлле П. Русские истоки творчества Иды КарскойЖивопись Анны Старицкой: строгость, роскошь и фантазия // Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 235−237 •.

136. Коваленко Г. Александра Экстер: Les Livres Manuscrits // Пинакотека, № 13−14,2002. С. 238−243.

137. Парижский стиль в фотографиях Евгения Рубина. Публикация А. Тер-Абрамовой // Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 249−252.

138. Старовойтова А. Французская коллекция Якова Зубалова // Пинакотека, № 13−14, 2002. С. 253−256.

139. I. Избранные групповые выставки русских художников 1920;х -1930;х годов в Европе и их каталоги (1920;е-1990;е годы).

140. XII Esposizione Intemazionale d’Arte delia Gitta di Venezia. Padiglione delia Russia. Palazzo dell' Esposizione, 1922 (p. 138−143).

141. Artistes de l’Academie Imperiale des Beaux-Arts de Petrograd. Catalogue. Preface par G. Lukomsky, Louis Reau. Galeries Magellan (9, rue Magellan). Paris, 1921.

142. Exposition des oeuvres des Artistes Russes. Juin 1921. Galerie «La Boetie». Catalogue 260 numeros. Paris, 1921.

143. First Russian Exhibition of Arts and Crafts. Whitechapel Art Gallery. London, 1921.

144. Salon d’Automne. Section: Groupe des Artistes russes, membres et exposants de la Societe «Mir Iskousstva». Catalogue. Paris, 1921.

145. Russishe Kunst (Ikone, Volkskunst, Neue Gemald). Galerie von Garvens. Katalog. Hannover, 1921.

146. Erste Internationale Kunstausteilung. Katalog. Dusseldorf, 1922.

147. Exposition du Groupe des Artistes Russes «Mir Iskousstva». 28 mai-8 juin 1923. Salon de la Societe Royale des Beaux-Arts. Bruxelles, 1923.

148. Katalog der Tentoonstelling van Russische Kunstschilders. Noordeinde, 142. Den Haag, 1924.

149. Tentoonstelling Russische Teekeningen en Graphick. Amsterdam, Ryks Pretendkabinet. Den Haag, Gemeente Museum voor Oude Kunst. Katalog. Voorj aar, 1924.

150. Exposition de peintures, et sculptures du 7 au 21 Mars 1925. 33 artistes russes. Cafe de la Rotonde (101−103, bd. Montparnasse), carton d’invitation. Paris, 1925.

151. Groupe des Artistes Russes «Mir Iskousstva». Exposition du 7 au 19 juin 1927 chez M. M. Bemheim-Jeune. 83, rue du Faubourg Saint-Honore. Paris. Catalogue. Paris, 1927.

152. Exposition d’Art Russe ancien et moderne, organisee par le Palais des Beaux-Arts de Bruxelles. Mai juin 1928. Catalogue. Prefaces de P. Bautier, L. Dumont-Wilden. Bruxelles, Impr. de F. Van Buggenhout, 1928.

153. Exibition of Contemporary Russian Art. Catalogue. Organized by the Russsian Department of Birmingham University. June 18 July 7 1928. The Ruskin Gallery, Birmingham. Catalogue. Birmingham, 1928.

154. Premier groupe de l’Ecole de Paris. Exposition. Peintures de Aimenkoff, Gloutchenko, Kikoine, Pougny. Sculptures de Androussow. Du 2 au 17 novembre 1928. Chez M. S. Lesnik (66, bd. Raspail) carton d’invitation. Paris, 1928.

155. Exposition. I. Fleurs et Natures Mortes: Arapoff, Bloume, Gloutchenko, Gritchenko, Makovska et Terechkovitch. IL Sculptures de A. Online. Chez Mr. W. Hirshman. 265, rue St. Honore. Paris. 17−30 mai 1929 carton d’invitation.

156. Exposition d’un groupe russe. Preface de Maximilien Gautier. Galerie Zak. Place Saint-Germain-des-Pres, Paris. Du 3 au 16 janvier 1930. Catalogue. Paris, 1930.

157. Ausstellung Russischer Malerei und Graphik. Berlin W, Tanentzienstrasse, 10. 18 Januar 15 Februar 1930. Katalog. Vorwort Dr. Alfred Herckel. Beriin, 1930.

158. Schildery-Tentoonstelling van Russische meesters. Amsterdam, Stedelijk Museum. 6.02−3.03 1930. Katalog. Amsterdam, 1930.

159. ВеликаИзложба Руске Уметности y Београду. Март 1930. Београд, 1930.

160. L’Art Russe a Paris. Русские художники в Париже. Ed. «La Russie et le Monde Slave». Вступительный текст Лоллия Львова. Paris, 1931.

161. Groupe artistique «Tchisla» presente les maitres et jermes artistes d’origine russe travaillant a Paris a la galerie «L'Epoque» (22, rue la Boetie). Du 23 mars au 9 avril carton d’invitation. Paris, 1931.

162. Societe Intemationale dea Beaux-Arts «Skify». Exposition. Institut Francais «Emest Denis». Prague II, Stepanska, 37. 18 mai-15 juin carton d’invitation. Prague, 1931.

163. Exposition d’Art Russe. Peintures, dessins, sculptures, tissus artistiques. 9 juin-9 juillet 1931. Galeries D’Alignan (83, me de la Boetie). Catalogue. Paris, 1931.

164. Exposition d' Art Russe. 2−15 juin 1932. Galerie «La Renaissance» (11, rue Royale). Catalogue. Preface de Louis Reau. Introduction de Denis Roche, Arsene Alexandre («De 1906 a 1932»). Paris, 1932.

165. Retrospektivni Vystavy Ruskeho Malirstvy XVIII-XX stoleti. Katalog. Tekst F. Taborsky. Poradne pod Protektoratem Hlavniho Mesta Prahy. Slavanski Ustav v Praze. Praha, 1935.

166. Catalogue of the exhibition of Russian Art. Introduction by Herbert Zia Wemher. Belgrave Square, London. 4* June-13* July. London, 1935.

167. The Russian Theatre. By Rene Fulop-Miller and Joseph Gregor. Catalogue. London, 1936.

168. Artistes russes. Exposition organisee par la revue «Notre Union». Galerie Zak (16, rue de l’Abbaye, Place Saint-Germain-des-Pres. Du 26 juin au 10 Juillet. Paris, 1936.259.

169. L’Art russe a Г Etranger. Русское искусство за рубежом. Художественное собрание Русского культурно-исторического музея при Русском свободном университете в Праге. Praha-Riga, 1939.

170. Exposition des Peintres et des Sculpteurs Russes contemporains. Preface de E. Szittya. Comite «France-URSS» du XIV Arr. (16, rue Ernest Cresson). Du 25 mai au 9 juin Catalogue. Paris, 1945.

171. L’Union des Patriotes Sovietiques. Exposition «Hommage a la Victoire» organisee avec le concours de tous les artistes russes qui ont voulu participer a cette manifestation. 6 juillet 1946 carton d’invitation. Paris, 1946.

172. Les Artistes Russes de Г Ecole de Paris. 21 juin 1 octobre, sans datefin des annees 1960;debut des annees 1970. Maison de la Pensee Francaise. 2, rue de l’Elysee. Paris-VIII. Catalogue. Texte de Jean Bouret.

173. Vision Russe. Ecole Russe du XX siecle. Galerie Motte, Geneve. 1973; 14 Juli bis 15 September 1974. Heidelberg, Hauptstrasse, 97. Catalogue.

174. Collection Serge Lifar. Les Ballets Russes. Hotel Georges V. Juin 1974. Catalogue. Paris, 1974.

175. La Peinture Russe contemporaine. Palais des Congres. Catalogue. Paris, 1976.

176. Peintres et Sculpteurs Russes de France. Exposition organisee par l’Association des Peintres et Sculpteurs Russe de France. 4−26 juin 1983. Office culturel de Bry. Catalogue.

177. Kalmakoff L’Ange de l’Abime (1873−1955) et les Peintres du «Mir Iskousstva». 26 mars -17 mai 1986. Musee-Galerie de la Seita. Paris. Catalogue.

178. Peintres et Sculpteurs Russes a Paris. Presence d’un siecle. Exposition a la Marie du IX Arrondissement. 6, rue Druot. 7−27 mai 19 931. Избранные публикации автора по теме диссертации.

179. Exposition rasse en 1906 a Paris// Bulletin analytique des periodiques d’art de l’Europe de l’Est. Paris, ed. du Centre Georges Pompidou, 1984. P. 38−45.

180. Пути развития и творческие связи советского и французского искусства в 1920;Х-1930;Х годов // Советское искусствознание 26. М., Советский художник, 1990. С. 245−271.

181. Fin de Siecle Through the Eyes of a Contemporary // Post-Soviet Art and Architecture. Ed. by A. Yurasovsky and Sophie Ovenden. London, Academy Editions, 1994. P. 69−73.

182. Русское искусство в Париже. Из истории русско-французских художественных связей 1890×1900;х гг // Россия — Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII — начала XX вв." М., изд. PAX, 1995. С. 184−194.

183. Художественный мир русской эмиграции в Париже. 1920;е 1930;е годы // Пути и перепутья. Материалы и исследования по отечественному искусству XX века. Вып. 3. М., изд. PAX. 1995. С. 219−230.

184. Телескоп или монокль? Как смотрели люди искусства Серебряного века на людей и искусство века Просвегцения // Пинакотека, 1997, № 2. С.70−73.

185. Эмиграция и судьба художественной эпохи // Пинакотека, 1998, № 3. С36−39.

186. Русский авангард в эмиграции (1920;е годы, Франция). Штрихи к постановке проблемы // Пути и перепутья. Материалы по отечественному искусству XX века. Вып. 4. М., изд. НИИ PAX, 1999. С.52−61.

187. Накануне «первого бала» (русское искусство на Западе на рубеже XIX—XX вв.еков)// Пинакотека, 1999, № 8−9. С. 4−11.261.

188. Сергей Шаршун и дадаисты в Берлине // Россия-Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. Материалы конференции «Випперовские чтения 1996». М., изд. ГМИИ им. Пушкина, 2000. С. 63−72.

189. Иллюстрации H. Гончаровой к «Сказкам» H. Кодрянской // H. Гончарова, И. Ларионов. Исследования и публикации. М., Наука, 2001. С. 156−164.

190. V. Избранные биографии художников русской эмиграции.

191. АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич1901, Казань- 1982, Париж).

192. График, иллюстратор, художник анимационного кино.

193. В годы Гражданской войны был офицером Добровольческой армии. С 1919 годав эмиграции в Париже. В эмиграции учился у Сергея Судейкина и А. Делзерса.

194. С конца 1920;х годов работал в книжной иллюстрации (офрот, цветная литография, гравюра на дереве) для парижских издательств Шифрина, Путермана, Плона и «Фламмарион».

195. АННЕНКОВ Юрий Павлович (Georges AnnenkovAnnenkoff)1889, Петропавловск, Акмолинской губ., ныне Казахстан 1974, Париж) Живописец, график, иллюстратор, сценограф, мемуарист и писатель.

196. В 1922;24 годах А. активно занимался и книжной и журнальной графикой: в частности, рисовал для сатирических журналов «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923;24), оформлял и иллюстрировал книги «Зверушки» Н. Венгерова (1921), «Мойдодыр» К.

197. Чуковского (Пг.-М., 1923 и след. изд.), «Бронепоезд 14−69» Вс. Иванова и «Брагу» Н. Тихонова (обе книги Пг., 1923) и др.

198. БАКСТ (Розенберг) Лев Самойлович1866, Гродно- 1924, Париж).

199. Нач. 1920;х работает для парижских театров Гранд Опера, «Жимназ», «Фемина» и.

200. БЕНУА Александр Николаевич1870, Петербург 1960, Париж).

201. Живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик.

202. Персональные выставки Бенуа состоялись в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936. 1939,1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (посмертная, 1960), Москве (ретроспективная в Третьяковской галерее, 1972).

203. Бенуа — кавалер (1906) и офицер (1916) ордена Почечного легиона Франции, офицер ордена «Coronad'Italia"(1911).

204. БУШЕН Д (и)митрий Д (и)митриевич1893, Сен-Тропез 1993, Париж).

205. Живописец, график, иллюстратор, художник театра.

206. Конец 1920;х исполняет рисунки для тканей и гобеленов, разрабатывает модели одежды для ряда фирм.1931 совместно с З. Е. Серебряковой устраивает в-ки в Брюсселе и Антверпене. Экспонирует пейзажи, цирковые сценки.

207. Конец 1915 нач. 1916 — приезжает в Россию. Участвует в выставках «0.10» (1915) — «Магазин» (1916)идр.

208. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна1881, Нагаево, близ Тулы 1962, Париж).

209. ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич1886, Рыбинск 1939, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы) Живописец, график, иллюстратор, художник театра.

210. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович28.1875, Швгород -20.11.1957, Шю-Йорк).

211. График, иллюстратор, живописец, театральный художник.

212. Живописец, график, художник театра, монументалист, скульптор и поэт.

213. С 1908 изучает искусство и участвует в выставках Московского Товарищества художников (до 1912, затем в1916и1917).1909 исполняет виньетки для журнала «Золотое руно» .

214. Pizerra. Paris. Ed de «L'Amateur», 1993.-Leon Zack. Exposition au Couvent des Cordeliers. Paris, 1993. Catalogue. Prefaces de Pierre Cabanne et Jean-Michel Maulpoix.

215. ЗАРЕЦКИЙ Николай Васильевич1876, Россия 1959, Париж) Живописец, график, историк искусства.

216. Конец 1930;х принимает участие в создании Русского культурно-исторического музея в.

217. Праге, передает туда 59 рисунков и автопортрет.1951 переезжает в Париж, где проводит последние годы жизни.

218. Tschizewskij. Verlag Aurel Bongers Recklinghausen. 1960.-Рисунки писателей. Сборник статей. СПб., «Академический проект», 2000.

219. ЗИНОВЬЕВ Александр Петрович1889, Москва 1977, Париж) Живописец, график, художник театра.

220. Родился и воспитывался в семье дирижера музыкального театра.1908 приезжает во Францию. Обосновывается на улице Фальгьер. Знакомится с Диего Риверой и Пикассо.1909 начинает участвовать в Салонах: Независимых, Осеннем и Марсова поля.

221. ИСЦЕЛЕНОВ Николай Иванович1891, Иркутск 1980, Париж) График, живописец, архитектор1909 окончив иркутскую гимназию, поступает в Академию художеств на архитектурное отделение.

222. КОРОВИН Константин Алексеевич.

223. Х1(5.Х1)1861, Москва 11.IX.1939, Париж Живописец, художник театра, график.

224. ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич1884, Калуга 1952, Ницца).

225. График, акварелист, художественный критик и историк архитектуры1890-е учится в реальном училище и в рисовальной школе Сычева в Орле.1901 поступает в Подготовительные классы живописи и рисования Я. Гольдбладта в.

226. Государственный Руский музей. Каталог выставки. СПб., Palace edition, 1995.

227. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович1507.1877, Санкт-Петербург 13.05.1962, Париж Художественный и литературный критик, поэт.

228. Сын известного живописца-академика К. Е. Маковского (18 239−1915), автора масштабных исторических полотен и портретов.

229. ПОЛЯКОВ Сергей (СержА Георгиевич1906, Москва 1969, Париж) Живописец, художник театра.

230. Textes de Jean Leymarie et Dora Vallier.

231. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович1877, Москва 1957, Париж).

232. Писатель. График, рисовальщик любитель.

233. Предки были известными мастерами прикладного искусства. Однако даже начального художественного обоазования Ремизов не получил (из за сильной близорукости и неспособности работать с натуры).

234. До эмиграции написал 37 книг прозы, стихов и драматических сочинений.1910 графика экспонируется на выставке «Треугольник — Венок — Стефанос» в.

235. До 1926 живет на Урале и в Москве.1926 стажер в оперной студии К. С. Станиславского в Москве.

236. СЕРЕБРЯКОВА (ур. Лансере) Зинаида Евгеньевна2811.(10.12)1884, с. Нескучное, Белгородского уезда Курской губернии -19.11.1967, Париж) Живописец, график.

237. Франции. Выходит замуж за Б. А. Серебрякова.1900;е пишет пейзажи и портреты крестьян Нескучного.

238. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем.1. Избранная библиография:

239. СОМОВ Константин Андреевич1869, Санкт-Петербург 1939, Париж) Живописец и график.

240. СОРИН Савелий Абрамович (Завель Израилевич)1878, Полоцк, Витебской губернии 1953, Нью Йорк) Живописец график. Портретист.

241. Родился в бедной семье. В 16 лет покинул дом, жил в Туле, Орле, Одессе. Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди. Окончил с медалью и без экзаменов поступил в Академию художеств в Петербурге.

242. С 1899 учился в АХ у И. И. Творожникова, В. Е. Савинского и И. Е. Репина.1907 получил звание художника и трехлетнее пенсионерство за границей. Посетил1. Францию и Голландию.

243. В 1900;е 1910;е годы исполнил портреты: Ф. Шаляпина, М. Горького, А. Лурье, А. Ахматовой, Т. Карсавиной, кн. С. Волконского, гр. О. Орловой и др.

244. В мае 1920 отбыл на пароходе в Марсель, позже перебрался в Париж.1920;е 1930;е — исполнил портреты: Э. Дузе, Л. Гиш, Н. Евреинова, Дж. Баланчина, Л.

245. Шестова, Н. Тэффи, А. Павловой. Последний был приобретен Люксембургским музеем1922).

246. Конец 19СС-х начало 191С-х — работает над портретами и статуэтками из раскрашенного гипса.

247. С 1914 живет во Франции. Пытается сотрудничать с Антрепризой СП. Дягилева,.

248. Сотрудничает с труппами Дж. Баланчина, М. Мордкина и М. Фокина.

249. СУДЬБИНИН Серафим Николаевич1867, Нижний Новгород 1944, Париж) Скульптор и керамист.

250. Современники отмечали причудливое соединение в пластике С. пафосности и гротескной шаржированности.

251. СЮРВАЖ (Штюрцваге) Леопольд Львович1879, Москва 1968, Париж).

252. Живописец, график, дизайнер, художник театра.

253. ТАРХОВ Николай Александрович1871, Москва 1930,0рсэ, близ Парижа) Живописец.

254. В 1909 году искусству Т. была отведена специальная глава в книге М. Леблона «Peintres de Races», вышедшей в Париже.

255. ТЕРЕШКОВИЧ Константин Андреевич1902, село Мещерское близ Москвы -1978, Монако) Живописец, график.

256. Учился в пансионе в Голицыне под Москвой. Во время революции и гражданской войны жил с сеьей в Ялте.

257. В 1929 хвалебная рецензия Н. Зарецкого приносит Ц. Известность и заказы, например, на плакаты для лондонского метро.

258. В 1930;х был членом государственной палаты по изобразительному искусству Германии. Занимался прикладной графикой, писал пейзажи, исполнял театральные декорации, и эскизы костюмов, в т. ч. для кабаре «Синяя птица» в Берлине.

259. В 1937 передал ряд своих живописных произведений Русскому культурно-историческому музею в Праге.

260. С 1905 сотрудничает в петербургских сатирических журналах, в том числе «Зритель» — «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Участвует в создании «Календаря русской революции» (листы «Январь» и «Май»).

261. Окончил коммерческую школу в Симбирске, не смог поступить в Казанскую художественную школу.1910 приезжает в Москву. Занимается в студиях И. И. Машкова и.

262. Середина 1950;х 1970;е — развивает музыкальную тему, наполняя различными музыкальными ассоциациями беспредметные композиции.

263. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич1887, Санкт-Петербург 1938, Париж) Живописец, график, художник театра, монументалист.

264. Окончил гимназию К. Мая в Петербурге.1905 1913 — учится в Академии художеств (с 1907 — в мастерской Д.Н. Кардовского). Летние месяцы проводит на Волге вместе с соучеником В. И. Шухаевым. Пишет этюды с натуры, портреты.

265. Знакомится с И. И. Бродским и Б. Д. Григорьевым.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой