Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реформирование России как фактор изменения социально-экономической жизни населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная рыночные реформы, государству необходимо было осуществлять последовательную эволюционную, а не революционную деятельность по созданию соответствующих разнообразных форм собственности, структур кредитно-банковской системы, налогов, всей внешнеэкономической деятельности и т. д. Тем более, это было важно для России, в которой рыночная инфраструктура практически отсутствовала, а громадная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Экономические преобразования в России
    • 1. 2. Макроэкономические показатели периода реформ
    • 1. 3. Оценка населением экономических реформ в России
  • ГЛАВА 2.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ
    • 2. 1. Инфляция как налог на население
    • 2. 2. Рынок труда реформируемой России 58 1 2.3. Изменение уровня жизни населения
    • 2. 4. Потребительский рынок периода реформ 70 2.5 Демографические аспекты социально-экономического реформирования
    • 2. 6. Социальные корни криминализации современной российской экономики
  • ГЛАВА 3.
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
    • 3. 1. Особенности регионального развития России
    • 3. 2. Экономический потенциал регионов и проблема 98 сепаратизма
    • 3. 3. Экономический кризис и его региональное измерение
    • 3. 4. Региональная дифференциация доходов населения России
    • 3. 5. Социальные настроения россиян

Реформирование России как фактор изменения социально-экономической жизни населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия находится на историческом переломе. Прежние ценности и ориентиры, с которыми страна вступала в последнюю четверть XX столетия, не выдержали испытание временем. Попытка создать новые закончилась неудачей. Минувшее десятилетие не продвинуло Россию к духовному и социально-экономическому прогрессу. Вместо рыночной экономики мы получили экономику упадка. Вместо демократии — вседозволенность чиновника, коррупцию и безответственность власти. Вместо общества всеобщего благоденствия— нищенское существование большинства граждан.

Политика, назвавшаяся прогрессивными экономическими реформами, повлекшая за собой лишь присвоение национального богатства властвующей олигархией, принесла в нашу страну деградацию значительной части человеческого потенциала. Причинно-следственная связь между ухудшением уровня и качества жизни вследствие изменения экономической ситуации весьма очевидна. Анализ содержания проводившихся экономических преобразований убедительно показывает, что происходящие в России депопуляция и вырождение вполне здоровых социальных групп являются прямым результатом целенаправленной политики, определяющейся целями и интересами ее преследующими. Последние выявляются в изменениях в распределении доходов и собственности, в политике присвоения национального богатства.

Российские реформы последнего десятилетия XX века, сменяющие одна другую вслед за уходящими Правительствами, проводились за счет сужения сферы социальной защиты, за счет средств населения. Начавшийся с 1991 года период радикально-либеральных реформ принес глубокие изменения в уровне и качестве жизни российских людей. Кардинальное разрушение системы на основе шоковой терапии и приватизации легло на плечи населения вместе с невиданным обогащением новой экономической и политической элиты. Рынок наполнен разнообразными товарами в результате двукратного снижения реальных доходов населения и падения среднедушевого потребления основных товаров и услуг, а также за счет импорта, который составляет практически половину товарных ресурсов торговли.

Актуальность исследования связана и с тем, что хотя экономическое положение России и отдельные показатели материального положения населения не раз становились предметом изучения, но в целом, основные элементы экономической политики, проводившихся в течение последних десяти лет реформ, анализирующиеся с точки зрения последствий их реализации для структуры присвоения доходов и национального богатства, а самое главное уровня благосостояния, рассматривались недостаточно.

Цель исследования — выявить причины разрушения социально-экономического потенциала страны, условия, затрудняющие воспроизводство социальных общностей, которые составляют подавляющую часть населения в результате проводившихся экономических реформ в Российской Федерации в 90-х годах XX столетияопределить, как в результате экономического кризиса, падения производства разрушена демографическая составляющая экономики.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: — выявить общие и специфические черты экономической трансформации в России в конце XX века, определяющие причины социальных потрясений и пути преодоления кризисаопределить социальную цену экономических преобразований в России и ее приемлемость с точки зрения населенияпровести сравнительный анализ на основе изменения благосостояния населения регионов России за период реформдать комплексную оценку влияния рыночных рычагов на уровень развития субъектов федерациипоказать влияние кризиса на демографическую ситуацию — дать оценку масштабам, социальным причинам и последствиям широкой криминализацией населения, разных сфер общественной жизни и структур власти;

Объект исследования — население Российской Федерации с начала 90-х годов до 2001 года.

Предмет исследования составляют социально-демографические изменения и процессы в экономической сфере реформируемой России.

Теоретико-методологической основой диссертации являются работы российских экономистов, демографов и социологов в области изучения вопросов рыночных преобразований и отдельных направлений реформирования экономикив области экономической безопасностирегиональной экономикиразработки показателей уровня и качества жизниисследования динамики социально-экономических показателейструктуры потребления на современном этапе. Среди авторов работ — крупные российские экономисты и социологи — Л. И. Абалкин, Т. И. Заславская, В. В. Ивантер, В. Г. Костаков, Д. С. Львов, А. Д. Некипелов, Г. В. Осипов, И. Я. Богданов, Н. Я. Петраков, Н. М. Римашевская, С. В. Рогачев, С. М. Рогов, Л. Л. Рыбаковский, В. К. Сенчагов, С. Ю. Глазьев, Ж. Т. Тощенко, Р. Г. Яновский и другие, их труды посвящены самым различным аспектам проводимых реформ, исследованию причин, методов проведения, анализу последствий, разработке путей преодоления кризиса.

Для выполнения поставленных задач были использованы обширные источники, включая официальные статистические публикации по различным аспектам экономического, социального и демографического развития, социологическую информацию различных исследовательских центров, прежде всего — данные мониторинга общественного мнения по ключевым вопросам социального развития ВЦИОМ, результаты научной экспертизы основных законодательных и нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность в России, официальные данные проверок Прокуратуры, Счетной Палаты и других контрольных органов федерального и регионального уровня, экспертные мнения и оценки специалистов по отдельным вопросам в сфере рыночного преобразований и отдельных направлений реформирования экономики.

Научная новизна работы состоит в следующем.

На основе современного видения национальных интересов выявлены социальные последствия рыночных преобразований, обосновано, как реформы в итоге преобразований по превращению общественной собственности в частную, привели к тому, что все макроэкономические показатели сократились в несколько разэкономика России с 1990 по 1999 г. была «сокращена» в 4 раз, что соответствует сдвигу назад по времени примерно на 35 лет — в 1960;е годыреальные располагаемые денежные доходы, полученные населением в 1999 году, оказались на 57% ниже дореформенного уровня.

Установлено, что в условиях новых экономических отношений значимость официального заработка в структуре доходов за годы реформы упала почти вдвое, причем произошла практически полная потеря государственного контроля над процессом формирования доходов граждан.

Выявлено, как Россия, накопив за весь период экономических преобразований величину внешнего долга в сумме почти 46 млрд. долларов (а с учетом советского долга — около 160 млрд. долларов) является практически чистым нетто-инвестором мировой экономики, а поскольку государственные долги погашаются из государственного бюджета, все более сокращаются ассигнования на народное хозяйство, здравоохранение, образование, оборону, социальное обеспечение.

Обосновано, что масштабы и демографические последствия депопуляции во многом зависят от отношения государства и общества к этому явлению и возможностям воздействия на его параметры, прежде всего, в области смертности населения.

Доказано, что в России сложилась система формирования доходов вне правового поля, а существующая уже девять лет система декларирования личных доходов функционирует в основном за счет сознательности отдельных, причем не самых богатых граждан и явно не претендует на охват всей совокупности налогоплательщиков.

На основе теоретического обобщения статистических и аналитических материалов выявлено, как реформирование страны сопровождалось широкой криминализацией населения, разных сфер общественной жизни и структур властикак преступность стала для одних граждан основным способом обеспечения высокого и материального статуса, для иных — средством выживания, для другихвыражением социального протеста.

Обосновано, что дезинтегрирующее воздействие на сохранение единого экономического пространства России оказывает падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоеных районах с экстремальными природными условиями, и на основе этого неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из районов Севера.

Доказано, что экономические и социальные результаты последней российской экономической революции оказались разрушительными для национальной безопасности и выживания населения.

Проведенное исследование позволило выявить наиболее существенные проблемы анализа изменения социально-экономической жизни населения, определить социальную цену проводившихся реформ в Российской Федерации, наметить основные направления деятельности по выходу из создавшейся кризисной ситуации. Доказано, что обеспечение социальных гарантий должно рассматриваться в качестве важнейшей функции государства, которая обеспечивает не только социальную стабильность, но и экономический рост. Результаты исследования могут быть полезны управленческим структурам в конкретных областях деятельности и, прежде всего, для решения комплекса социальных вопросов, провоцирующих общественную нестабильность, а также — в сфере декриминализации российского общества и экономики.

Результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались и обсуждались на Парламентских слушаниях, конференциях и круглых столах по проблемам социально-экономического развития и безопасности, а также на научных и научно-практических семинарах и совещаниях. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в опубликованных автором работах.

ГЛАВА X.

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Заключение

.

Анализ состояния российской экономики убедительно показал, что ситуация остается по-прежнему крайне напряженной. Из месяца в месяц снижается жизненный уровень народа, достигая критического уровня, углубляется спад производства, набирают силу тенденции, ведущие к полному разрушению экономической системы, растут недовольство людей и социальная напряженность в обществе. Все это свидетельствует, в конечном счете, о том, что стратегия проводимых в России преобразований нуждается в корректировке. О способах и методах этой корректировки ведутся споры как среди ученых, так и среди политиков, поскольку от решения этого вопроса будет зависеть дальнейший ход экономических реформ.

• Проводимые программы экономического реформирования России были нацелены на создание рынка или на создание условий перехода к рынку. Но мы забываем о том, что создание рынка не может быть целью, а точнее — самоцелью. Его можно рассматривать лишь как средство формирования новой, эффективно работающей экономической системы, ориентированной на лучшее удовлетворение потребностей всех членов общества.

Вопрос о стратегии не является лишь предметом научных дискуссий, он представляет исключительно практический интерес, так как определяет будущее.

• страны. Необходимо четко представлять те параметры обновленного общества, которое пытаются создать в России, а точнее — модель устройства этого общества.

Мировая практика знает, по крайней мере, две модели рыночной экономикилиберальную и социально-ориентированную. Для первой характерно практически безраздельное господство частной собственности, большая свобода хозяйственной деятельности и поддержка со стороны государства лишь самых социально уязвимых групп населения. Для второй — большая степень участия государства в экономической жизни страны, в регулировании многих социальных вопросов, разнообразие форм собственности. Естественно, что границы между двумя моделями размыты, и их нельзя противопоставлять друг другу. Речь идет лишь о самых общих характеристиках устройства общества и его экономической системы.

Проведенный анализ показывает, что в России в качестве модели была выбрана.

• именно либеральная модель, так как в ходе проведения реформ можно отметить, по крайней мере, два основных крупных просчета, а именно: — неоправданно резко было сужено государственное регулирование. При этом одинаково «брошенными» оказались как производственная, так и бюджетно-социальная сфера. В результатеперестали существовать государственные структуры, регулирующие потоки движения ресурсов и товаров, а новые, рыночные, до сих пор находятся на стадии становления. Так же резко было сокращено государственное финансирование здравоохранения, науки, культуры, образования. Их финансовое обеспечение переложено на трудовые коллективы и муниципальные органы, которые не могут в данных условий справиться с задачей.

Однако по сложившимся историческим условиям России более близка и воспринимаема социально-ориентированная рыночная модель. Реальный ход реформ доказывает нам это. И многие политические лидеры сегодня склонны считать необходимым повышение роли государства при переходе к рынку. Ведь главная тенденция мирового развития состоит в движении к смешанному, полифоническому обществу. Время «чистых» общественных систем прошло безвозвратно. И потому Россия должна стремиться к формированию смешанной экономики, функционирующей на рыночной основе.

При этом в российской экономике должен и будет существовать государственный сектор, который в силу специфики экономики должен остаться преобладающим в целом ряде отраслей. Нельзя забывать о том, что экономике России в силу ее исторического развития всегда были присущи элементы государственного патернализма. И поэтому любые насильственные меры по быстрейшему разрушению государственного сектора, по обвальной денационализации экономики в конечном итоге приведут к полному разрушению всей экономической системы.

Начиная рыночные реформы, государству необходимо было осуществлять последовательную эволюционную, а не революционную деятельность по созданию соответствующих разнообразных форм собственности, структур кредитно-банковской системы, налогов, всей внешнеэкономической деятельности и т. д. Тем более, это было важно для России, в которой рыночная инфраструктура практически отсутствовала, а громадная территория с неблагоприятными климатическими условиями и многонациональным составом населения затрудняют функционирование многих отраслей и регионов на чисто рыночной основе. И уж тем более государство должно было взять на себя обеспечение хотя бы основных социальных прав человека, стать неким арбитром в разрешении социальных конфликтов с тем, чтобы предотвратить переход социальной конфронтации в политическую.

Суммируя сказанное выше, отмечу, что Россия может выйти из кризисного состояния только при условии выработки и реализации по отношению ко всем без исключения слоям общества активной государственной политики. Но, к сожалению, приходится констатировать, что одобренная «среднесрочная программа» нынешнего Правительства, где инструментом обеспечения экономического роста считается сокращение государственных расходов на четверть относительно сегодняшнего уровня в основном за счет социальных расходов, вновь выглядит асоциально. В программе устанавливается, что социальная помощь будет предоставляться только семьям с уровнем потребления ниже прожиточного минимума, причем отнюдь не для обеспечения этого минимума. Такое субсидирование способно лишить права на жилье десятки миллионов человек. Ведь все это с «адресной социальной помощью» мы уже видели в 1997 году. Расходы на проверку уровня потребления и расширение сети так называемых «собесов» покроют с лихвой экономию от полной оплаты коммунальных услуг малой (около 20%) частью обеспеченных граждан России.

Вновь и вновь мы являемся свидетелями как, принимая очередную правительственную программу, явно недооценивается роль социальных и психологических аспектов в проведении экономических реформ, в ходе которых итак произошло чрезвычайно резкое падение уровня жизни россиян, которое пока не удается даже приостановить. В этих условиях уход государства из сферы социальной заботы о населении ничем не оправдан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России. //Вестник РАН. М., 1997. Т. 67.№ 9. с. 771−776.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. //Вопросы экономики. М., 1994. № 12. с. 4−13.
  3. Н., Хилл С, Тернер Б.С. Средний класс. Социологический словарь. Казань, 1997.
  4. СБ., Астопович А. З., Беляев Д. А. и др. Обзор экономической политики в России за 1998 г. (Аналитический доклад РОССПЭН). М., 1999.
  5. Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты. //Общественные науки и современность. М., 1994. № 3.
  6. Алкоголь и здоровье населения в России. 1900−2000 г. /Под ред. А. К. Демина и И. А. Деминой. М., 1999.
  7. М., Мехед Н., Фомин А. Сущность и угрозы экономической безопасности. //Власть. М., 1996. № 12. с. 38−42.
  8. .В., Бессарабов В. Г. Прокуратура в политической системе современной России (состояние, проблемы и перспективы) М., 1999
  9. А.Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления Российского Федерализма. М., 1999.
  10. А., Городецкий А., Михайлов В. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. //Вопросы экономики. М., 1994. № 12. с. 36−44.
  11. А.Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. — М., Интел Тех, 1999.
  12. A.M., Бороздин СВ., Брагин Л. А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М., 1997.
  13. Белая книга российских спецслужб. М., 1995.
  14. Н., Кокарев М., Крашенинников В. Об обеспечении экономической безопасности России. //Экономист. М., 1996. № 4. с. 47−51.
  15. И.Я. Факторы, влияющие на экономическую безопасность России. М., 1995.
  16. Н. Б. Экономическая преступность и коррупция. //Экономическая преступность и коррупция. М., 1997, X2l. с. 51−55.
  17. М.К. Национальная экономика. М. 1997.
  18. Е.М., Нестеров Л. И. Проедание национального богатства — модель «экономики без будущего». //ЭКО. М., 1994. № 6.
  19. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 1−2 (1997 г.), № 1, 6, 8, 9 (1998 г.), № 1 (1999 г.), № 1,3 (2000).
  20. А.Е. Развитие наукоемких отраслей и эффективность науки. //Экономика и математические методы. М., 1989. Т. XXV. Вып. 3.
  21. Васильев Экономика и власть. М., 1998.
  22. Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. М., 1997.
  23. Все страны мира. /Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, № 7, Август 1995 г.
  24. Е. Государство и эволюция. М., 1995.
  25. .Б. О всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития. //Мировая экономика и международные отношения. М., 1993. № 11.
  26. М. Приоритеты государственных интересов Российской Федерации //Международная жизнь. М., 1993. № 5−6, с. 135−141.
  27. СЮ. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М., 1996.
  28. СЮ. Геноцид. М., 1998.
  29. Б. В. Косова Л.Б., Хахулина Л. А. Формирование правящей элиты в России. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1996. № 1.
  30. Л.А. Область возможного. М., 1994.
  31. А. Вопросы безопасности экономики России. //Экономист. М., 1995.№ 10. с. 44−50.
  32. М.К. К дискуссии о реформах в России. //Судьбы реформ в России. М., 1997.
  33. М.К. О доминантах общественных умонастроений. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. М., 1999. № 2. с. 147−155.
  34. Государственная и корпоративная политика занятости (Доклад Московского Центра Карнеги). М., 1998.
  35. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. М., 1998.
  36. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г. М., 1999.
  37. А.Г., Суслов В. И., Коломак Е. А. Крупные регионы России: экономическая интеграция и взаимодействие с мировой экономикой. Отчет по программе экономических исследований (EERC Russia). М., 1997.
  38. В. Ассоциации на пройденную тему. (Труды теоретического семинара «Экономика и общество»). М., 1998.
  39. Р.Г. Социальная мобильность в России: 1985−1993 годы. //Социологические исследования. М., 1998. № 1−2.
  40. Л.Д., Пчелкина М. Б. Бедность и зависть: негативный фон переходного общества. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1995. № 6.
  41. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона: теория и практика. М., 1996.
  42. А. Проблемы борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Автореф. дис. канд. юр. наук. Нижний Новгород, 1997.
  43. Демографический ежегодник России (статистический сборник). М., 1999.
  44. Доклад Министра здравоохранения РФ «О состоянии здоровья и развитии здравоохранения в 90-е годы». М., 2000.
  45. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 1999 (проект).
  46. Документы заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств 15−16 октября. Информационный бюллетень. СПб, 1999. № 23.
  47. Доходы работающего населения России. //Экономические и социальные перемены в России: мониторинг общественного мнения. М., 1994. № 1−2.
  48. А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень. //Вопросы экономики. М., 1995. № 3. с. 20−27.
  49. Т.И. Новые данные о доходах россиян. //Общество и экономика. М., 1996. № 6.
  50. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.
  51. В.В. Перспектива вывода российской финансовой системы из кризиса. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. М., 1999. № 2.
  52. А. Критерии экономической безопасности. //Вопросы экономики. М., 1998. № 10. с. 35−38.
  53. О.С. Коррупция в условиях российских рыночных реформ //Прокурорская и следственная практика. М., 1998. № 3. с. 179−186
  54. Информация: результаты опросов. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 1993−1999, № 3. с. 43−91.
  55. Информация: результаты опросов. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 1999. № 6. с. 43−91.
  56. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996.
  57. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1993.
  58. . Кризис платежей в России //Концепция антикризисного механизма, регулируемого государством. М., 1996.
  59. Ю. Г. Коррупция: криминологические и социально-политические аспекты. //Право. М., 1998. № 1. с. 12−15.
  60. Л. Низкое качество управления — угроза безопасности нашей экономике //Внешнеэкономические связи. М., 1992, вып.8
  61. Коррупция в России: состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции 26−27 марта. М., 1996 г. Вып. 1.
  62. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  63. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
  64. Ю.А. Правовые основы экономической безопасности в Российской Федерации. //Вестник Саратовской Государственной Академии Права. Саратов, 1998. № 2. с. 143−149.
  65. А. Экономическая безопасность России. //Наука. Политика. Предпринимательство. М., 1997. № 2. с. 20−25.
  66. Ю. Человек недовольный: протест и терпение. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1999. № 6.
  67. В., Мильнер В., Швецов А. //Российский экономический журнал. М., 1994. № 10.
  68. П. Элементы созидательной социальной науки. Ч. 2 //Международный журнал социальных наук. Избранные статьи: 1988−1990 гг.
  69. В.В., Орлова И. Б. Пятилетка № 13. Взлеты и падения. М., 1996.
  70. Лыкшин С, Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности. //Вопросы экономики. М., 1994. № 12. с. 115−125.
  71. Д.С. Российские реформы в глобальном контексте. //Новая и новейшая история. М., 1996. № 4.
  72. Д.С. Узловая экономическая проблема. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. № 2. М., 1999.
  73. П.И. История народного хозяйства СССР том 2−3. М., 1956
  74. В.Л., Клейнер Г. Б. Бартер в российской экономике: особенности и тенденции переходного периода. М., 1996.
  75. И. Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. М., 1996.
  76. Материалы Международной конференции по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией, 23−25 апреля 1997 г. (Генпрокуратура РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров, Департамент Юстиции США, Отдел по уголовным делам). М., 1997.
  77. Меньшиков Взгляд на реформы и регулирование экономики. //Вопросы экономики. М., 1997. № 6.
  78. В. Качество управления — важный фактор экономической безопасности. //Вопросы экономики. М., 1994. № 12. с. 54−64.
  79. А.Д. Необходимо завершить системную трансформацию экономики. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. № 2. М., 1999.
  80. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально- политическая ситуация в России. Год 1995. /Под ред. Г. в.Осипова. М., 1996.
  81. О безопасности. Федеральный Закон. //Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Часть 1. М., 1998.
  82. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации К2 24 от 10 января 2000 г.
  83. О современном состоянии смертности населения Российской Федерации: (Доклад Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ).М., 1998.
  84. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 г. (Доклад Госкомстата РФ). М., 1998.
  85. В.В., Овсиенко Ю. В., Черноволов П. А. и др. Российские реформы и интересы властных групп. //Экономика и математические методы. М., 1993. Т.
  86. А. В поисках институциональной теории переходного общества. //Вопросы экономики. 1997. № 10.
  87. М. Рассредоточение власти и общество в переходный период: Лекарство от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста. //Экономика и математические методы. М., 1995. Т. 31. Вып. 4. с. 53−81.
  88. Организованная преступность — 4. /Под ред. А. И. Долговой М., 1998.
  89. И.Б. Демографическое благополучие России — М., 2001.
  90. Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после (Доклад РНИСиНП и РОССПЭН). М., 1998.
  91. Г. В. Парадигма нового мирового порядка и Россия. М., 1999-
  92. Г. В., Покосов В. В. Социальная цена неолиберального реформирования — М . 2001
  93. Перегудов С, Семененко И. Лоббизм в политической системе России. //Мировая экономика и международные отношения. М., 1996. № 9. с. 28−42.
  94. Н.Я. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. М., 1998.
  95. Показатели социального развития регионов России (статистический сборник). М., 1998.
  96. Понятие и криминологическая характеристика политической коррупции. //Следователь. М., 1998. № 8. с. 45−48.
  97. Г. Х. Снова в оппозиции. М., 1994.
  98. А. Экономически эффективное государство: американский опыт. //Вопросы экономики. М., 1998. № 3. с. 81−89.
  99. А.П. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие. М. 2000.
  100. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2020 г. (статистический бюллетень). М., 1997.
  101. Преступность: стратегия борьбы. /Под ред. Л. И. Долговой. М., 1997.
  102. Проблемы борьбы с теневым сектором в экономике России. //Стенограмма совещания Совета по проблемам социально-политической и социально-экономической безопасности при Академии Социальных наук. М. 1998.
  103. Проблемы глобальной безопасности (материалы семинаров 1994—1995 гг.). М., 1995. с. 55.
  104. Продолжение реформ и национальные интересы. //Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты (социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1996 г.). Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М., 1997.
  105. Ф.Т., Малева Т. М. Политика противодействия безработице. М., 1999.
  106. Прокуратура в политической системе современной России (состояние. проблемы и перспективы) М., 1999.
  107. В.Ф., Пителин А. К. Экономическая политика при избытке трудовых ресурсов. //Экономика и математические методы. М., 1998. Т. 34. Вып. 2.
  108. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. /Под рук. Д. Львова. М., 1999.
  109. Пчелинцев О. С, Арянин А. Н., Вурхунова М. С и др. Новые тенденции в развитии регионов России и экономическая политика федерального центра. //Проблемы прогнозирования. М., 1998. № 3.
  110. А. Проблемы формирования национальной экономической безопасности Украины. //Экономика Украины. Киев, 1993. № 11. с. 15−21.
  111. Регионы России (статистический сборник). М., 1999. Т. 1−2.
  112. Регионы России в 1998 г. / Под ред. Петрова Н.- Моск. центр Карнеги. — М.: Гендальф, 1999.
  113. Реформы глазами российских и американских ученых. Фонд «За экономическую грамотность». М., 1991.
  114. Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. Копенгаген, 1996.
  115. Н., Овсянников А., Иудин А. Богатые: есть ли надежда на социальный мир. //Деловой мир. 1995. 24 июня.
  116. СВ. Российская государственность в системе трансформационных координат. М., 2000.
  117. СМ. Выступление на круглом столе Совета Федерации «Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество». М., 1999. Выпуск 9.
  118. СМ. Международные аспекты стратегии вывода России из кризиса. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. М., 1999. № 2.
  119. Российская прокуратура сегодня. /Под ред. К. Ф. Скворцова. М., 1994.
  120. Российский статистический ежегодник (статистический сборник). М., 1999.
  121. Россия в цифрах (статистический сборник). М., 1998.
  122. Россия накануне XXI века: суверенитет — федерализм — экономическая безопасность (Тез. докладов Международной научно-практической конференции). Казань, 1998.
  123. Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и социально- политическая ситуация в России в 1998 году. /Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова.
  124. В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика. //Свободная мысль. М., 1991. Хо17. с.31−41.
  125. Л.Л. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М., 1996.
  126. Л.Л., Захарова О. Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. М., 1997.
  127. Р.В. Экономическая социология переходной России. М., 1998.
  128. В.И. Исторический аспект феномена безопасности и реформы в России. //Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. с. 152−157.
  129. Н. Лоббизм, как фактор политической жизни. //Бизнес и политика. М., 1994. № 1ю с. 30−33.
  130. Сбережения населения Российской Федерации. Аналитический доклад ИСЭПН. М., 1997.
  131. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. //Вопросы экономики. М., 1995. № 1. с. 97−106.
  132. Дж. О стратегии улучшения деятельности российских предприятий. //Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Вестник Совета Федерации. № 2. М., 1999.
  133. В.М. Как возродить экономику России — реформировать, не разрушая -М., 1999.
  134. А. Региональная политика и экономическая безопасность России. //Вопросы экономики. М., 1995. № 1. с. 119−126.
  135. В.В., Зотов СВ. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы. //Государство и право. М., 1996. № 1. с. 112−120.
  136. Содружество независимых государств в 1997 г. (статистический сборник). М., 1998.
  137. Состояние законности в Российской Федерации (1993−1995 годы) Аналитический доклад. М., 1995.
  138. Состояние преступности в России за январь- декабрь 2000 года. //Министерство внутренних дел России. Главный информационный центр. М., 2001.
  139. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1994 г. (анализ и прогноз). /Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.
  140. Социальное положение и уровень жизни населения России (статистический сборник). М., 1999.
  141. Социально-экономическое положение России. М., 1995−2000. № 12
  142. Е.С. Выступление на круглом столе Совета Федерации «Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период». М., 1999. Выпуск 8.
  143. Судьбы реформ в России, (материалы научной дискуссии в РНИСиНП). М., 1997.
  144. Дж. Процесс дезинтеграции мировой финансовой системы. //Российское аналитическое обозрение. М., 1995. № 2.
  145. А., Романова О., Куклин А. и др. Экономическая безопасность, как объект регионального исследования. //Вопросы экономики. М., 1996. № 6. с. 78−89.
  146. Тенденции социального расслоения (факты и свидетельства). //Некоторые вопросы социальной истории СССР. М., 1991. с. 7−47.
  147. .Т. Социология. М. 1994.
  148. В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом. //ПОЛИС. М., 1993. № 4.
  149. .Г. Заметки об очевидном. М., 1994.
  150. В.И. Выступление на круглом столе Совета Федерации «Приоритеты и механизмы национальной профаммы вывода России из системного кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту». М., 1998. Выпуск 6.
  151. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения. М., 1996.
  152. Л.А., Перова И. Т. Доходы семей, получаемые от дополнительной нерегулируемой занятости. //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1997. JVb 3.
  153. А. Проблемы развития российской экономики. М., 1998. Том 1−2
  154. Н. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный — • контроль? //Бизнес и политика. М., 1996. № 5. с. 36−37.
  155. Ю. Конверсия. Реформы. Безопасность//Свободная мысль. 1991. № 17.
  156. Ю.С. Продовольственная безопасность России: внутренние и международные аспекты. //Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. с. 405−434.
  157. А.В. Управление социально-политическими процессами: Технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М., 1995.
  158. А.Ю., Клейнер Г. Б., Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы. //Экономика и математические методы. М., 1993. Т. 26. Вып. 1.
  159. Ю.В. Экономическая безопасность России: место СНГ. //Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. с. 479−491.
  160. Экономическая безопасность (производство, финансы, банки). /Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.
  161. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, № 4. с. 38, 40. № 5. с. 32 (1995 г.) — № 4. с. 40 (1996 г.) — № 2. с. 5 (1997 г.) — № 2. с. 17 (1998 г.) — № 4. с. 85 (1999).
  162. Ю.В. Выступление на круглом столе Совета Федерации «Приоритеты и механизмы национальной программы вывода России из системного кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту». М., 1998. Выпуск 6.
  163. Е.А., Куценко О. Д. и др. Изменение социально-классовой структуры общества в условиях его трансформации. Харьков, 1997.
  164. Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
  165. Е. Поражение или отступление? Российские реформы и финансовый кризис. //КоммерсантЪ. № 43 (305). 2 февраля 1999 г.
  166. Cohen S. Crime and politics: spot the difference. //Brit. J. of sociology. L., 1996. Vol. 47, N l.p. 1−21.
  167. Corruption and Democracy: Political Institutions, Processes and Corruption in Transition States in East — Central Europe and in the Former Soviet Union. Budapest: Institute for Constitutional and Legislative Policy, 1994. 246 p.
  168. Heilke Th. W. Science, philosophy, and resistance: On Eric Voegelin’s practice of opposition. //Rev. of politics., 1994. Vol. 56, N 4. p. 727−752.
  169. Kaufmann D. Corruption: the facts. //Foreign policy. N.Y., 1997. N 107. p. 114−131.
  170. McGuire M.C. The security factors in the political economy of development. Wash., 1998.
  171. Poirson H. Economic security, private investment, and growth in developing countries. Wash., 1998.
  172. The Public Perspective: A Roper Center Review of Public Opinion and Polling. 1997. Vol. 8. N5. p. 43
Заполнить форму текущей работой