Стратегическое управление инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры
![Диссертация: Стратегическое управление инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры](https://niscu.ru/work/5401673/cover.png)
С. Виханский, В. А. Воронцов, И. В. Грошев, Д. Дак, Ю. А. Дмитриев, С. Дэвис, К. Камерон, Э. А. Капитонов, М. В. Козлов, Д. Коллинз, Р. Куинн, Й. Кунде, К. Ламмерс, Ю. Н. Лапыгин, В. Макелвин, Р. Мартин, К. Мейер, Р. Моборнь, Г. Минцберг, У. Оучи, А. Петтигрю, Т. Питерс, Д. Поррас, А. И. Пригожин, А. А. Радугин, В. А. Спивак, Ф. Тейлор, В. В. Томилов, Ф. Тромпенаарс, А. Файоль, А. Фатхутдинов, Ч… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1. 1. Инновационное развитие организации в условиях экономической эволюции
- 1. 2. Стратегическое управление инновационным развитием организации
- 1. 3. Исследование сущности корпоративной культуры как основополагающего элемента стратегического управления
- Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- 2. 1. Синергетический подход к управлению инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры
- 2. 2. Корпоративная культура как инновационная результативная сила
- Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. 1. Анализ методов оценки корпоративной культуры и ее влияния на эффективность стратегического управления
- 3. 2. Разработка стратегического механизма управления инновационным развитием организации
- 3. 3. Апробация методики оценки влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии организации
Стратегическое управление инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В условиях все более ускоряющихся изменений внешней среды любая организация сталкивается с неопределенностью будущего, обусловленной фундаментальными открытиями, в основе которых лежит конвергенция информации, нанотехнологии, биологии и бизнеса. Повсеместное распространение инноваций нередко требует кардинального изменения способов ведения бизнеса и разработки инновационной стратегии, что играет важную роль в подержании и упрочении ее конкурентных позиций.
Однако, как показывает опыт крупнейших компаний, основной проблемой становится не сама стратегия, а ее реализация, что происходит в результате все нарастающего неудовольствия и сопротивления изменениям со стороны сотрудников организаций. В условиях смены управленческих парадигм, когда на место кибернетической концепции менеджмента, опирающейся на представление об управлении как о воздействии управляющей подсистемы на управляемую, приходит синергетическая, учитывающая взаимное влияние управляющей и управляемой подсистем. Соответствующая корпоративная культура становится определяющим фактором успеха организации, позволяющим повысить результативность и эффективность реализации инновационной стратегии организации.
Сегодня исследователи предлагают разнообразные методы формирования и диагностирования существующей корпоративной культуры, однако существует проблема в большей ее формализации для использования в качестве инструмента реализации стратегии.
Необходимость разработки механизма стратегического управления инновационным развитием организации на основе изменений корпоративной культуры с использованием синергетической концепции, который позволит преодолеть существующий разрыв между стратегией и ее реализацией и будет способствовать результативной и эффективной деятельности организации, и обусловила актуальность данной работы.
Степень изученности проблемы. Изучением стратегического управления 3 на основе изменений корпоративной культуры в условиях турбулентности внешней среды в настоящее время занимается большое количество исследователей. Проблемам стратегического управления, инновационного развития организации на основе корпоративной культуры, а также содержания и развития корпоративной культуры посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых, таких, как: И. Ансофф, У. Бергер, Х. Бернет, Т. Бернс,.
0.С.Виханский, В. А. Воронцов, И. В. Грошев, Д. Дак, Ю. А. Дмитриев, С. Дэвис, К. Камерон, Э. А. Капитонов, М. В. Козлов, Д. Коллинз, Р. Куинн, Й. Кунде, К. Ламмерс, Ю. Н. Лапыгин, В. Макелвин, Р. Мартин, К. Мейер, Р. Моборнь, Г. Минцберг, У. Оучи, А. Петтигрю, Т. Питерс, Д. Поррас, А. И. Пригожин, А. А. Радугин, В. А. Спивак, Ф. Тейлор, В. В. Томилов, Ф. Тромпенаарс, А. Файоль, А. Фатхутдинов, Ч. Ханди, Э. Харгадон, Г. Хофстед, У. Чан Ким, Э. Шейн, Й. Шумпетер, Е. С. Шевченко, С. В. Щербина и другие.
Однако, несмотря на весь спектр проведенных научных исследований можно отметить ее недостаточную теоретическую проработанность с учетом смены управленческих парадигм. Этим обстоятельством обусловлена необходимость продолжения исследований данной темы.
Изучение и обобщение результатов научных трудов в данной области определило направление настоящего исследования.
Объектом исследования является инновационное развитие организации. Предметом исследования является стратегическое управление организацией на основе корпоративной культуры.
Цель диссертационной работы заключается в разработке механизма стратегического управления инновационным развитием организации на основе изменения корпоративной культуры.
Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. исследовать место и роль инновационного развития в условиях экономической эволюции;
2. определить место корпоративной культуры в системе стратегического управления организацией;
3. раскрыть понятие и структуру корпоративной культуры;
4. провести анализ методов оценки влияния корпоративной культуры на эффективность стратегического управления- 4.
5. выявить факторы, обусловливающие инновационное развитие организации;
6. разработать методику оценки влияния корпоративной культуры на реализацию инновационной стратегии организации;
7. предложить методические рекомендации по формированию механизма стратегического управления инновационным развитием организации на основе изменения корпоративной культуры.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области корпоративной культуры и культуры организации, специалистов в области менеджмента и стратегического управления изменениями в организациипсихологии, социологии, культурологии.
Методической и информационной основой работы стало комплексное применение терминологического анализа с использованием элементов дискурс-анализа, системно-синергетического подхода, теории эволюционной экономики, маркетингового, когнитивного подходов, использование социологических, эконометрических методов, методов экспертных оценок. Информационной базой послужили публикации периодической печати, материалы научно-практических семинаров и конференций, а также статистическая отчетность и данные, собранные в ходе исследования.
Научная новизна результатов работы заключается в теоретическом обосновании и разработке механизма стратегического управления инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры, которая определяется с позиций системно-синергетического подхода.
Научная новизна подтверждается следующими результатами научного исследования, выносимыми на защиту:
1. раскрыта сущность и понятие корпоративной культуры и уточнены определения:
• парадигмы как признанной, разделяемой нормативно-ценностной системы сотрудников организации, которая в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решений в конкретной области деятельности и.
• корпоративной культуры как системы взаимодействующих парадигм, существующих в организации;
2. предложена методика расчета инновационного операционного рычага на основе использования инновационной результативной силы, источником которой является проактивная корпоративная культура;
3. разработана классификация и соответствующие определения стратегий в зависимости от степени их соответствия скорости изменений окружающей среды, а также парно соответствующие каждой стратегии типы корпоративной культуры: консервативная стратегия — традиционная корпоративная культураадаптивная стратегия — реактивная корпоративная культураинновационная стратегия — проактивная корпоративная культура;
4. разработан механизм стратегического управления инновационным развитием на основе изменений корпоративной культуры, основанный на принципе дуальности механизмов самоорганизации и управления и включающий выявление инновационных ценностей как необходимых флуктуаций для построения проактивной корпоративной культуры, а также оценку влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии;
5. разработана методика оценки влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии организации с использованием эконометрического моделирования, которая включает диагностику корпоративной культуры, позволяющую выявить уровень присутствия в ней инновационных ценностей.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается обосновании тесной взаимосвязи между инновационными изменениями, происходящими во внешней среде и внутренней среде организацииобозначении ключевой роли корпоративной культуры в системе стратегического управления инновационным развитием организации. Особое теоретическое значение имеет разработанная классификация стратегий и корпоративных культур.
Теоретические, выводы и заключения, содержащиеся в диссертации, могут найти применение в научных работах, посвященных управлению инновационным развитием организацией. Основные положения исследования могут быть включены при разработке программ и ведении занятий по следующим учебным дисциплинам: «Стратегический менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Корпоративная культура», «Управление персоналом».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её положений в организациях с целью поддержания конкурентоспособности в условиях турбулентности внешней среды.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследования докладывались на региональных и международных конференциях и приняты к внедрению на действующих предприятиях Владимирской области ОАО «Завод «Автоприбор», ОАО «ВЗЖБИ», ООО «Сластена». Материалы научной работы нашли применение в учебном процессе ВлГУ при разработке и чтении курсов, «Стратегический маркетинг», «Инновационный менеджмент».
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 11 научных работах, общим объемом 7,36 печатных листа, включая 2 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, основных результатов, заключения и списка информационных источников, содержащего 123 позиции, приложений. Объем основного текста составляет 145 страниц, работа содержит 2 таблицы и 22 рисунка.
Выводы по главеЗ:
1. В рамках теории синергетики сделан вывод об отсутствии в настоящее время метода, позволяющего определить состояние тех ценностей, которые необходимы для функционирования и эффективного развития организации и их влияния на эффективность стратегического управления инновационным развитием организации.
2. Разработан механизм стратегического управления инновационным развитием на основе изменений корпоративной культуры, в основе которого лежат принцип дуальности механизмов самоорганизации и управления и включающий выявление инновационных ценностей как необходимых флуктуаций для построения проактивной корпоративной культуры, а также оценку влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии.
3. Разработана методика оценки влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии организации с использованием эконометрического моделирования, которая включает диагностику корпоративной культуры, позволяющую выявить уровень присутствия в ней инновационных ценностей.
4. Проведена оценка влияния корпоративной культуры на показатели инновационной стратегии ОАО «Автоприбор», ООО «Сластена» и ОАО «ВЗЖБИ». Определены инновационные ценности, уровню присутствия которых необходимо уделять наибольшее внимание для успешной реализации стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Динамичность макромира и все более ускоряющиеся ее темпы обусловливают необходимость нового подхода к стратегическому управлению инновационным развитием организации в условиях смены управленческой парадигмы. Стратегическое управление организацией должно рассматриваться как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем и представлять собой систему, содержащую два механизма — самоорганизации и управления. Механизмом самоорганизации в управлении инновационным развитием организации выступает корпоративная культура, инновационные ценности которой являются источником инновационной результативной силы, нацеливающей социальную целостность организации на эффективное и результативное функционирование.
На основании изложенного в данной работе, можно сформулировать следующие выводы:
1. Для эффективного управления и поддержания конкурентоспособности организации в условиях эволюционно изменяющейся экономики необходимо инновационное развитие организации, которое представляет проактивную форму инноваций;
2. Многообразие понятий и определений корпоративной культуры обусловливают необходимость исследования сущности понятия «корпоративная культура» и уточнения его содержание;
3. Применение синергетического подхода позволило рассмотреть корпоративную культуру как механизм самоорганизации сотрудников, лежащий в основе системы стратегического управления организацией;
4. Между необходимыми инновационными изменениями и изменениями корпоративной культуры существует неразрывная и тесная взаимосвязь;
5. Корпоративная культура в системе реализации стратегии является ее необходимым условием и оптимальной точкой приложения рычага;
6. В рамках ресурсной теории стратегического управления предложено рассматривать корпоративную культуру как стратегический актив инновационно развивающейся организации;
7. Предложена методика расчета инновационного операционного рычага на основе использования инновационной результативной силы, источником которой является проактивная корпоративная культура.
8. В настоящее время отсутствует метод, позволяющий в рамках теории синергетики определить состояние тех ценностей, которые необходимы для функционирования и эффективного развития организации и их влияния на эффективность стратегического управления инновационным развитием организации. Это обусловило разработку в соответствующих.
• механизма стратегического управления корпоративной культурой на основе изменений корпоративной культуры, в основе которого лежат принцип дуальности механизмов самоорганизации и управления и.
• методики оценки влияния корпоративной культуры на показатели реализации инновационной стратегии организации с использованием эконометрического моделирования, которая включает диагностику корпоративной культуры, позволяющую выявить уровень присутствия в ней инновационных ценностей.
Список литературы
- Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление Текст./ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. Спб: Питер, 2003. — 544 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). ISBN 5−318−781−3
- Афанасьев, В.Н. и др. Эконометрика: Учебник Текст. / В. Н. Афанасьев, М. М. Юзбашев, Т.И. Гуляева- под ред. В. Н. Афанасьева. М.: Финансы и статистика, 2005. — 256 е.: ил. ISBN 5−279−2 738−3
- Ахмаева, Л.Г. Формирование организационной культуры как фактора развития инновационной деятельности компании Электронный ресурс.: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05 / Ахмаева Л. Г. 2006. 26 с. — Режим доступа: http://www.rsl.ru.
- Адизес, И. Управляя изменениями (+CD). Текст. Спб.: Питер, 2008. — 224 е.: ил. — (Серия «Теория менеджмента»). ISBN 978−5-91 180−486−2
- Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное Текст. М.: «ПРОМПЕКТ»., 2000. — 608 с. -ISBN 5−8369−0101−5
- Бараненко, С.П., Шеметов, В.В. Стратегическая устойчивость предприятия Текст. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 493 с. ISBN 5−9524−1325−0
- Баринов, С.И., Харченко, В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. Текст. ИНФРА-М, 2005. — 237 с. — (Учебники для программы MB A). ISBN 5−16−2 138−8
- Баркер, Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире Текст. / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 187 с. ISBN 978−5-9614−0475−3
- Березин, И.С. маркетинговые исследования. Как это делают в России Текст./ Игорь Березин. М.: Вершина, 2005. — 432 е.: ил. — ISBN 5−96 260 074−6
- Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления. Текст. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004. — 288 с. ISBN 5−98 124−014−8
- Боссиди, Ларри, Чаран, Рам. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде Текст.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 288 е.: ил. — Парал. тит. англ. ISBN 978−5-8459−1250−3 (РУС.)
- Браун, Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения Текст. / Марк Грэм Браун: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с. ISBN 5−9614−0115−4
- Бутчер, Стефан Программы лояльности и клубы постоянных клиентов Текст.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 272 е.: ил. -Парал. тит. англ. ISBN 5- 8459−0614−8 (рус.)
- Бучило, Н.Ф., Чумаков, А.Н. Философия Текст.: Учебное пособие. 4-е изд.- Спб.: Питер, 2004. 428 е.: ил. ISBN 5−94 723−694-Х
- Буянов, В.П., Кирсанов, К.А., Михайлов, Л. М. Рискология (управление рисками) Текст.: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Буянов, 134
- К.А. Кирсанов, JI.M. Михайлов М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 384 с. — ISBN 5−94 692−536−9
- Варнеке, Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие Текст.: Пер. с нем. яз. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999. — 280 с. — ISBN 5−7846−0029-Х
- Виханский, О.С. Стратегическое управление Текст.: учебник. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 296 е.: ил. ISBN 5−98 118−055−2 (в пер.)
- Воронцов, В.А. Управление инновационной деятельностью в техническом университете на основе проектного подхода Электронный ресурс.: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05 / Воронцов, В.А. 2007. 23 с. -Режим доступа: http://www.rsl.ru.
- Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика Текст.: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2003. — 496 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом) — ISBN 5−8 001−0003−9
- Горшков, А.Ф., Евтеев, Б.В., Коршунов В. А. и др. Компьютерное моделирование менеджмента: Учебное пособие / А. Ф. Горшков, Б. В. Евтеев, В. А. Коршунов и др. // Под общ. ред. Н. П. Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 528 с. ISBN 5−472−36-Х
- Грошев, И.В. Организационная культура: Учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» Текст. / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -288 с. ISBN 5−238−793−0
- Гэлэгер, Р. Душа организации Текст. / Ричард Гэлэгер, пер. с англ. — М.:135
- Издательство «Добрая книга», 2006. 352 с. ISBN 5−98 124−065−2 (серая обл.)
- Дак, Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований Текст. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 320 с. ISBN 978−5-9614−0467−8
- Дмитриев, Ю.А., Максимов С. А., Хартанович К. В., Модернизация управления региональной экономикой XXI века Текст. / Под общ. ред. профессора К. В. Хартановича. Монография. — Владимир, Собор, 2008. 488 с. ISBN 5−94 002−735−0
- Друкер, Питер Ф. Управление в обществе будущего Текст.: Пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 320 е.: ил. — Парал. тит. англ. — ISBN 9785−8459−1130−8 (рус.)
- Иванов, В.В., Хан O.K. Управленческий учет для эффективного менеджмента Текст. М.: ИНФРА-М, 2007. — 208 с. — (Национальные136проекты). ISBN 978−5-16−3 072−2
- Иванова, Т.Ю. Теория и методология синергетического подхода в управлении организационными изменениями Электронный ресурс.: автореферат докт. экон. наук: 08.00.05 / Иванова Т. Ю. 2006. 45 с. — Режим доступа: http://www.rsl.ru
- Ильин, В.В. Аксиология. Текст. -М.: Изд.-во МГУ, 2005. 216 с. — ISBN 5211−5 011−8
- Интервью с генеральными директорами ведущих компаний Текст. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 247 с. (Серия «Классика Harvard Business Rewiew») — ISBN 5−9614−0230−4
- Камерон Э., Грин М. Управление изменениями Текст. / Эстер Камерон, Майк Грин- пер. с англ. М.: Издательство «Добрая книга», 2006. — 360 с. -ISBN 5−98 124−096−2
- Капитонов, Э.А., Зинченко, Г.П., Капитонов, А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. Текст.: М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2005. 352 с. -ISBN 5−94 280−113−4
- Капитонов, Э.А., Капитонов, А.Э. Корпоративная культура и PR. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н Текст. /Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с. (Серия «Новые технологии») — ISBN 5−241−288-Х
- Эконометрика: учеб. Текст. / под ред. И. И. Елисеевой. М.: Проспект, 2009. — 288с. ISBN 978−5-392−186−6
- Каплан, Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Текст. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 320.: ил. ISBN 5−901 028−55−4
- Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. Текст. Спб.: Питер, 2009. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). -ISBN 978−5-388−620−2
- Кармин, А.С., Новикова, Е.С. Культурология. Текст. СПб.: Питер, 2008. -464с.: ил. ISBN 978−5-94 723−733−7 ISBN 5−94 723−733−4
- Кармин, А.С. Культурология: Учебник. 3-е изд., стер. Текст. — Спб.: Издательство «Лань», 2004. 928 е.: ил. — (Учебники для вузов.137
- Карташова, JI.B. Управление человеческими ресурсами: Учебник. Текст. -М.: ИНФРА-М, 2005. 236 с. — (Учебники для программы MB А). — ISBN 516−2 196−5
- Ковени, М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь Текст. / Майкл Ковени, Денис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 с. ISBN 5−9614−0100−6
- Кокинз, Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами Текст./ Генри Кокинз- Пер. с англ. М.: Алпина Бизнес Букс, 2007. — 315 с. — ISBN 978−5-96 140 511−8
- Корпоративная культура и управление изменениями Текст. / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 192 с. (Серия «Классика Harvard Business Rewiew») ISBN 5−9614−0229−0
- Коэн, Д.С. Суть перемен: путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании Текст. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — 320 с. ISBN 5−9693−0052−7
- Креативное мышление в бизнесе Текст. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 228 с. — (Серия «Классика Harvard Business Rewiew») — ISBN 59 614−0223−1
- Кревенс, Дэвид. В. Стратегический маркетинг, 6-е изд.: Пер. с англ. Текст. М.: Изд. дом «Вильяме», 2008 — 512 е.: ил. — Парал. тит. англ. — ISBN 9785−8459−1391−3 (рус.)
- Кристенсен, Клейтон М., Дилемма инноватора Текст. / Клейтон М. Кристенсен- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 239 с. -ISBN 59 614−0073−5
- Культурология: Учебник для вузов Текст. / Б. А. Эренгросс, Р. Г. Апрсян, Е. А. Ботвинник и др.- Под. ред. Б. А. Эренгросс. М.: Издательство Оникс, 2007. — 480 с. — ISBN 978−5-488−1 034−5
- Куртиков, Н.А. Психология и социология управления. Учебное пособие Текст. М.: Государственный Университет Управления, Книжный мир. 2007. — 268 с. ISBN 5−8041−0231−1
- Лапыгин, Ю.Н., Лаптева, Е.Е., Сокольских, Е. В. Стратегическая эффективность Текст. Владимир: ВГПУ, 2003. — 164 с. — ISBN 5−87 846 406−3
- Лапыгин, Ю.Н., Эйдельман, Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы Текст. М.: Наука, 1966. 112 с. — ISBN 5−2 013 524−0
- Маграт, Рита Гюнтер, Мак-Миллан, Ян С. Акулы рынка: сорок стратегических ходов для ускорения роста бизнеса Текст.: Пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 256 е.: ил. — Парал. тит. англ. — ISBN 9785−8459−1187−2
- Маренков, Н.Л. Инноватика Текст.: Учеб. пособие. М.: КомКнига, 2005. — 304 с. ISBN 5−484−104−8
- Мейер, К., Дэвис, С. Живая организация Текст./ Кристофер Мейер, Стэн Дэвис- пер. с англ. -М.: Издательство «Добрая книга», 2007. 368 с. — ISBN 5−98 124−062−8
- Милкович, Джордж Т. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала Текст. / Джордж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман — пер. с англ.139
- И.Л. Белоус и др. М.: Вершина, 2005. — 760 с. — ISBN 5−94 696−084−9.
- Нив, Генри Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса Текст. / Генри Р. Нив- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 370 c. ISBN 5−9614−0238-Х
- Новые тенденции в управлении Текст. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 184 с. (Серия «Дайджест McKinsey») ISBN 978−5-9614−0490−6
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования Текст. / Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 448 с. ISBN 5−691−143−4
- Павлова, H.H. Маркетинг в практике современной фирмы Текст.: Учебник для бизнес-школ. М.: Норма, 2005. — 384 с. ISBN 5−89 123−934−5
- Перминова, С., Тульчинский, Г. Культура фирмы Текст. / С. Перминова, Тульчинский. Спб.: Алетейя, 2006. — 292 с. ISBN 5−89 329−860−8
- Прескотт, Джон Е., Миллер, Стивен X. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. Текст. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 336 с. — ISBN 5−96 140 020−4
- Пригожин, А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление Текст. / А. И. Пригожин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402 с. — (Серия «Синергичная организация») ISBN 978−5-9614−0563−7
- Распопов, В.М. Управление изменениями: учеб. пособие. Текст. М.: Магистр, 2008. — 333 с. ISBN 978−5-9776−0052−1
- Садченко, Кирилл Вадимович. Законы экономической эволюции Текст. / К. В. Садченко. Москва: Дело и Сревис, 2007. — 272 с. ISBN 978−5-80 180 323−4
- Сайченко, О.А. Корпоративная культура как эффективный механизм управления человеческими ресурсами предприятий Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / Сайченко, О.А. М.: РГБ, Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/0563/30 563 047.pdf
- Самайбекова, З.К. Оценка и формирование корпоративной культуры коммерческого предприятия Электронный ресурс.: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05 / Самайбекова, З.К. 2007. 18 с. — Режим доступа: http://www.rsl.ru
- Сергеев, A.M. Поведение потребителей: учебное пособие Текст./ A.M. Сергеев, Е. А. Бойченко. М.: Эксмо, 2006. — 320 с. — (полный курс MB А). ISBN 5−699−16 771−4
- Сенге, Питер М., Клейнер, Арт, Роберте, Шарлотта, Росс Ричард Б., Рот Джордж, Смит Брайан Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций Текст. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 624 е.: ил. ISBN 5−901 028−51−1 (рус.)
- Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник Текст. М.: ИНФРА-М, 2005. — 383 с. — (Учебники для программы MBA) ISBN 5−16−2 263−5
- Спивак, В.А. Корпоративная культура. Текст. Спб: Питер, 2001. — 352 е.: ил. — (Серия «Ключевые вопросы»). ISBN 5−318−167-Х
- Стратегия на практике Текст. / К. Боумен. Спб.: Питер, 2003. — 251 е.: -(Серия «Теория и практика менеджмента»). — ISBN 5−94 723−125−5
- Сэндлер, Тодд. Экон Теория культуры: Учебное пособие. Текст. /Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова — Спб.: Питер, 2008. — 592 е.: ил. -ISBN 978−5-388−112−2
- Тихомиров, П.А. Корпоративная культура как фактор устойчивости организации Электронный ресурс.: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / Тихомиров, П. А. -М.: РГБ, 2005. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0021 /5 002 103 5. pdf
- Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа Текст., 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 928 с.: ил. — Парал. тит. англ. — ISBN 5−8459−0407−2 (рус.)
- Тысленко, А.Г. Бизнес-системы,. Теория и практика. Текст. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.-312 с. ISBN 978−5-94 280−303−2
- Управление бизнесом в бурные времена Текст. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 203 с. — (Серия «Классика Harvard Business Rewiew»). -ISBN 5−9614−0226−6
- Управление изменениями. Текст./ Пер. с англ. — М. Альпина Бизнес Букс, 1 422 007. 227 с. — (Серия «Классика Harvard Business Rewiew») ISBN 978−59 614−0535−4
- Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие Текст. / А. А. Харин, И. Л. Коленский, — Под. ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. — 252 е.: ил. ISBN 5−06−44 695−8
- Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 2. Управление финансами в инновационных процессах: Учеб. пособие Текст. / А. А. Харин, И. Л. Коленский Н.Н. Пущенко, В.А. Старых- Под. ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. — 295 е.: ил. ISBN 5−06−44 696−6
- Управление в условиях неопределенности Текст. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 213 с. — (Серия «Классика Harvard Business Rewiew») — ISBN 5−9614−0382−3
- Факторы стратегического развития / Под ред. проф. .Н. Лапыгина. -Владимир: Владимирская книжная типография, 2005. 165 е.- ISBN — 5 -87 846 — 345 — 8
- Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Текст. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с. — ISBN 5−699−11 080−1
- Хардагон, Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний Текст.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 304 е.: ил. -Парал. тит. англ. — ISBN 5−8459−0941−1 (рус.)
- Чесбро, Генри. Открытые инновации Текст. / Пер. с англ. В. Н. Егорова М.: Поколение, 2007. — 336 с. ISBN 978−5-9763−0054−5 (рус.) ISBN 1−57 851−837−7 (англ.)
- Шевченко, Е. С. Обоснование стратегических решений и формирование механизма их реализации Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 05.13.10 / Шевченко, Е. С. М.: РГБ, 2003 — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/0232/30 232 034 .pdf
- Щербина, С.В. Организационная культура как фактор перехода к рыночной экономике Электронный ресурс.: Дис. канд. экон. наук: 22.00.8 143
- Щербина С.В. М.: РГБ, 2003.- Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/0276/30 276 020.pdf
- Энджел, Д. Поведение потребителей Текст. Спб: Питер Ком, 1999. — 768 е.: ил. (Серия «теория и практика менеджмента^.-ISBN 5−314−93−8
- Энциклопедия деловой разведки и контрразведки. Текст. — М.: Русь-Олимп, 2007. 428,. 4] с. — ISBN 5−9648−0101−3 (ООО ИД «Русь"-"Олимп») .
- Эткинсон, Дж., Уилсон, И. Стратегический маркетинг, ситуации, примеры: Учеб. пособие Текст. / Пер. с англ. под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 471 с. — ISBN 5−238−239−4 (русск.) ISBN 0−00−499 037−4 (англ.)1. Периодические издания
- Катькало, B.C. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления / Вестник Санкт-Петербургского университета. -2003.-№ 3 (№ 24)
- Костин, Е.А. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: Мировой опыт и концепция для РФ / Менеджмент в России и зарубежом. — 2005. № 3
- Плотников, Н. Управление ресурсами организационных изменений // Управление персоналом. 2005. — № 8 (115). — с. 49−57
- Юнг, К. Г. Понятие коллективного бессознательного. // Бог и бессознательное: М.: Олимп, ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998, с. 1. Энциклопедические словари
- ВикиЗнание большая универсальная гипертекстовая электронная энциклопедия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.wikiznanie.ru.
- Рубрикон Энциклопедический ресурс Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rubricon.com.
- Астафьева, О. Синергетика, философия, культура. Электронный ресурс. Журнал Государственная служба 2001 № 2 (12). Режим доступа: http://www.rags.rU/akadem/all/l2−2001/12−2001−32.html
- Гудилин, Е.А. «Вести» и С.Иванов: Нанотехнологии выведут Россию в мировые лидеры Электронный ресурс.: Инновации. 2007. № 3 Режим доступа http://www.nanometer.ru/2009/03/20/innovationl 46 233 .html.
- Методика измерения динамических параметров производительных сил Электронный ресурс. Режим доступа: http://mmop.vstu.ru/ssilki/izmereniya.html
- Князева, Е.Н. Синергетический вызов культуре Электронный ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/SINVIZKUL.htm
- Курдюмов, С.П. Комментарий к статье И. Пригожина философия нестабильности» Электронный ресурс. Режим доступа Web: http:// www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/NATURE/NONSTAB.HTM
- Митина, О.В., Петренко, В.Ф.Синергетическая модель динамики политического сознания http://www.psychology.ru/library/76.shtml
- Моргунов, Е.Б. Организационная культура. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.c-culture.ru/go/228