Человек как онтологическое основание экономической реальности: опыт философского анализа
В макроэкономическом масштабе хозяйственный «космос» был рассмотрен Платоном в работе «Государство» в контексте построения идеальной модели общественного устройства. Согласно Платону, место и роль человека в экономической реальности носят структурно-функциональный характер: «Всякому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
- 1. 1. Экономический «космос» античной философии и вопрос о человеке
- 1. 2. Человек как «образ и подобие Бога» в теоцентрическом экономизме средневековой мысли
- 1. 3. «Человеческое» и «экономическое» в философском дискурсе XVII—XX вв.
- ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И «ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» В СИСТЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
- 2. 1. Человек и «человек экономический» как субъекты экономиче- 78 ской реальности
- 2. 2. «Человек экономический» как объект экономической реальности
- 2. 3. «Человеческое» и экономическая реальность
Человек как онтологическое основание экономической реальности: опыт философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
данного исследования определяется объективными факторами общественного развития на рубеже XX—XIX вв.еков. В современном социально-ориентированном капитализме «с человеческим лицом» не исчезли и не потеряли своей актуальности такие аспекты проблематизации человеческого бытия, как обесчеловечивание человека экономической реальностью, низведение сущности человека через вещность рыночных отношений к безликому покупателю или товару, собственнику капитала или носителю рабочей силы.
Эти проблематические моменты в полной мере присутствуют и в экономическом бытии современного российского человека. Особую остроту и антагонистичность отношениям человека и экономической реальности в нашем обществе придаёт растущая социально-экономическая дифференциация, что напрямую проецируется на существование и сущность современного россиянина.
Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что тема исследования находится на стыке различных областей научного знания — экономики, социологии и философии.
Впервые экономическая проблематика стала объектом философского анализа уже в эпоху античности. Прецедентом является трактат Ксенофонта Афинского «Ойкономия», в рамках которого рассматриваются вопросы о порядке ведения натурального семейного хозяйства и добродетелях его участников. Связующим звеном между человеком и экономической реальностью Ксенофонт считал хозяйственную деятельность, сущность которой сводится к единственно верному способу обогащения: «<.> жить так, чтобы оставался излишек», что, в свою очередь, предписывает человеку, независимо от рода его занятий, «<.> заботиться о хозяйстве с напряжённым вниманием» '.
В макроэкономическом масштабе хозяйственный «космос» был рассмотрен Платоном в работе «Государство» в контексте построения идеальной модели общественного устройства. Согласно Платону, место и роль человека в экономической реальности носят структурно-функциональный характер: «Всякому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха» 2. Оппонент Платона — Аристотель в своём сочинении «Политика» выступил как критиком, так и преемником платоновских экономических взглядов. Сущность экономического «общения» в аристотелизме состоит в реализации диалектики частных и общественных потребностей: изначально такое «общение» возникает ради индивидуальных нужд, но существует ради достижения всеобщей «благой» жизни3.
И Платону, и Аристотелю удалось дать онтологическое обоснование экономическому строю рабовладельческого общества и открыть дальнейшие перспективы философского осмысления экономической проблематики. Тем не менее, в силу мировоззренческого синкретизма античности древнегреческие мыслители не выделяли экономическую сферу общественного бытия как особую реальность.
Обособление «экономического» и вынесение его «за скобки» бытия мы можем увидеть в работах представителей патристики — Блаженного Августина, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других. Наибольший интерес в данном случае представляет сочинение Августина «О граде божием», в котором даётся достаточно полная и оригинальная онтологическая и морально-этическая трактовка экономической жизни индивида и общества с позиций критики «града земного». Абсолют трансцендентного божественного у Августина ценностно и бытийно ориентирует субъекта экономических отношений
2 Платон. Государство / Платон // Филеб, Государство, Гимей, Критий: пер. с древнегреч. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — С. 136.
3 Аристотель. Сочинения: в 2 т. Т.4. Никомахова этика. Большая этика. Политика / Аристотельпер. с древнегреч. и общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1984. — С. 377−378. к обретению состояния человека «<.> внешне бедного, а внутренне богатого <.>», свободного от «сребролюбия» «града земного» и обретшего истинное богатство в приближении к богу в «граде небесном"4.
Богословское переосмысление и переоценка экономического бытия человека происходит в эпоху схоластики, что находит своё отражение в работах Фомы Аквинского. Именно Аквинат смог обосновать бытийную значимость и богоугодный характер «экономического», а также относительно автономную от бога роль человека в экономической реальности, что открыло перед западноевропейской философией новые ракурсы изучения экономической проблематики.
В начале периода Нового времени философы начинают подвергать анализу те или иные аспекты экономической реальности капитализма, находящегося на стадии генезиса. Д. Локк в своей работе «Два трактата о правлении» дал деистическое обоснование праву частной собственности 5. Приоритет частной собственности над всеобщей Локк обосновывал тем, что именно индивидуальный труд частного владельца привносит в продукт наибольшую полезность, ценность, а потому и стоимость, поэтому «Тот, кто присваивает благодаря своему труду, увеличивает общий запас, имеющийся у человечества» 6. Экономические идеи Локка, основоположника идеологии либерализма, в целом были вполне адекватны периоду первоначального накопления капитала, современником которого и был данный философ.
А. Смит в экономическом трактате «Исследования о природе и причинах богатства народов» выдвинул и обосновал с позиций моральной философии теорию «невидимой руки». Основополагающим для Смита являелся тезис о том, что «Каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем, а само общество превращается, так сказать, в торговый со
4 Августин, Блаженный. О Граде Божием / Августин Блаженный. — М.: ACT, 2000. -С.655,705- Рабинович, В. JI. Урок Августина: жизнь-текст / В. JI. Рабинович // Августин Аврелий. Исповедь. — М.: Республика, 1992. — С. 231. — (Человек в исповедальном жанре).
5 Локк, Д. Два трактата о правлении. Кн. II / Д. Локк // Соч.: в 3 т. — М.: Мысль, 1988. -Т.3.-405 с.
6Там же.-С. 283−285. юз" 1. Экономическая реальность в качестве такого «торгового союза» основывается на утилитарно-прагматический принципе «Дай мне то, что мне о нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». Поэтому, согласно Смиту, вступая в отношения обмена, люди обращаются не к гуманности, а к эгоизму другого9. «Эгоизм» продавца и покупателя, рабочего и капиталиста предполагает объективную противоположность их интересов, согласовать которые может лишь «невидимая рука» экономической реальности. Она направляет движимого слепым «эгоизмом» капиталиста к всеблагой «<.> цели, которая совсем и не входила в его намерения <.>», делая его работодателем и при-умножителем общественного дохода, а значит и благодетелем враждебных ему рабочих 10.
Значительный вклад в освещение тех или иных аспектов генезиса западноевропейского капитализма внесли такие представители экономической науки, как Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй и Т. Мальтус, строившие свои теории на разработанной Смитом теоретической основе.
Но наибольшую значимость в рамках осмысления классической философией капитализма как экономической реальности представляют воззрения Гегеля, подводящие под рассуждения Локка и Смита строгие бытийные основания и являющие собой комплексную онтологическую «апологетику» капиталистического строя. Экономическая реальность капитализма, согласно Гегелю, выстраивается на основе реализации человеческой волей своих насущных потребностей: «Себялюбивая цель обосновывает систему всесторонней зависимости, в которой средства к существованию и благо единичного бытийно переплетены со средствами существования и благом всех» Таким образом, порождение экономической реальности человеческой волей в по
Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Кн. I / А. Смит // Антология экономической классики: Петти, Смит, Риккардо. — М.: Эконов — Ключ, 1993. — С. 97.
8Там же.-С. 91.
9Там же.-С.91.
10Там же.-С. 32.
11 Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель // Соч.: в 7 т. — М.- JI.: Академия, 1934.-Т.7.-С. 211−212. нимании Гегеля происходит на основе утилитарной диалектики индивидуального и общественного. Кроме того, экономическая реальность в гегелевском учении есть сфера освобождения человеческой сущности на родовом уровне: субъективная «воля» через закономерный переход от «воли в се
1″) бе" к «воле для себя» обретает свою истинную свободу .
К. Маркс стал первым представителем философской мысли, актуализировавшим негативные аспекты капитализма как экономической реальности и подвергшим его последовательной критике. Центральное значение для Маркса имеет проблема отчуждения человеческой сущности вследствие господства капитала в экономической реальности. Капитал как накопленный и отчуждённый частным собственником продукт труда становится автономным предметным явлением, самостоятельной силой, противостоящей и рабочему, и капиталисту. Таким образом, противопоставление человека отчуждённому от него продукту труда приводит к гипостазированию капитала. Это, в свою очередь, порождает принципиально новое отчуждение человека. Оно заключается в редуцировании всей человеческой сущности до роли человека в капиталистических производственных отношениях. Кроме того, чем больше трудящийся опредмечивает, «включает» в действительность отчуждаемый от себя продукт, тем сильнее становится чуждый и противостоящий ему предметный мир капитала и тем меньше рабочий оставляет себе. Своим отчуждаемым трудом человек сам «выключает» себя из действительности — вплоть до голодной смерти. Вторым аспектом отчуждения трудящегося от своей сущности является чуждость ему самого процесса труда, который перестаёт быть актом самореализации человека и становится «внешним» по отношению к человеческой сущности: «деятельность выступает здесь как страдание» и вместо «самопорождения» акт самоотчуждения через деятельность (труд) приносит человеку «самоуничтожение» 13.
Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель // Соч.: в 7 т. — М.- JI.: Академия, 1934.-Т.7.-С. 211−212.
13 Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Соч.: в 55 т. -М.: Политиздат, 1955. — Т.42. — С. 60,87−93.
Также стоит упомянуть современников Маркса — Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье, подвергавших капитализм критике в большей мере с позиций экономических и социальных теорий.
Во многом разделявшему марксистские взгляды М. Веберу удалось с позиций социальной психологии выявить и акцентировать не освещавшийся ранее в философии Нового времени религиозно-этический аспект хозяйственной деятельности человека в работе «Этика протестантизма и дух капитализма» |4. Через оригинальный метод «понимания» человеческого бытия в социальной действительности Вебер пришёл к внешне парадоксальному выводу о природе капитализма: «Рационализм капитализма вырастает из протестантского иррационализма» 15. Согласно Веберу, изначально приоритетная для протестантов цель духовного спасения вытесняется, а затем и подменяется своим средством — капиталистическим производством. Поэтому оказывается закономерным, что «производство для человека» сменяется «подчинением человека производству» с целью непрерывного приращения капитала 16.
Другой представитель германской исторической школы — В. Зомбарт рассматривал ряд других неожиданных на тот момент аспектов экономической жизни человека в эпоху капитализма, но в большей мере с позиций конкретно-исторического и социологического анализа.
Иррационально-мистический ракурс понимания «экономического» стал приоритетным для русской религиозной философии рубежа XIX—XX вв.еков, виднейшими представителями которой были В. Соловьёв и С. Булгаков. В контексте соловьёвской софиологии «Всякое экономическое отношение есть только социальный факт, который для общественного организма значит то же, что физиологические акты значат для отдельного организма, сами по себе они не имеют никакого нравственного значения, а могут получить тако
14 Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.— С. 61−272.
15 Там же. — С. 254.
16Там же.-С. 256. вое лишь от той сознательной цели, которой они служат, и от того принципа, которым определяется их употребление" |7. Соответственно, в понимании Соловьёва «правильный экономический порядок, нормальный хозяйственный союз еще не составляют нормального, то есть нравственного общества,
18 это только один из его необходимых элементом". В этом и состоит принципиальное отличие взглядов Соловьёва на экономическую реальность от рассмотренных выше воззрений представителей западноевропейской философии.
Булгаков выступал одновременно и приемником, и оппонентом как философских, так и экономических позиций Соловьёва. В силу этого он актуализировал несколько иной аспект имманентной хозяйственной деятельности человека, чем его предшественник: «Хозяйственное, то есть активно-трудовое, воздействие человека на природу основано на центральном его положении в мироздании, не утраченном и после грехопадения. <.> Все хозяйственное в грубом или тонком смысле утилитарно, преследует практическую цель, ограничивающуюся интересами земного бытия. <.> Во всех своих разветвлениях хозяйство одинаково подвержено власти ничто, актуализировавшегося в мире. Поэтому и все его достижения, имея положительную основу в творческих силах бытия, несут на себе неизгладимую печать этой власти» 19. Тезис о двойственной и внутренне антагонистической природе человеческого труда является центральным и основополагающим в булгаковской концепции «хозяйства» (экономической реальности). С таких позиций Булгаков обнаруживает в экономической реальности опасное, антисофийное начало, благодаря которому «Хозяйство стремится стать не только одной из сторон жизни, но единственной или, по крайней мере, определяющей, не признавая над собой никакого хозяйственного или сверххозяйственного суда. В
17 Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьев // Собр. соч. и писем: в 15 т. —СПб., 1994. —Т. 2. —С. ПО
Там же.-С. 134.
19 Булгаков, С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. — М.: Республика, 1994. — С. 305. результате получается экономизм, как особое мироощущение и мировоззре
20 ние" .
Близкие идеям Соловьёва и Булгакова по духу, но лишённые строгого философского обоснования взгляды принадлежат дореволюционному российскому экономисту М. Туган-Барановскому, автору оригинального труда «Общая теория кризисов» 21.
Во многом схожие со взглядами указанных выше русских философов идеи выдвигал Д. М. Кейнс, подвергший кардинальному переосмыслению как экономическую реальность капитализма XX века, так и вопрос о месте и роли человека в этой реальности. В определённом смысле революционное значение в осмыслении экономической проблематики имел следующий тезис Кейнса: «Никто не управляет миром сверху таким образом, что частные и общественные интересы всегда согласуются. И здесь, внизу, также ничто не делает их согласованными» 22. Поэтому, заключает английский экономист, уповая на самопроизвольное согласование этих интересов в условиях экономического кризиса, «<.> в долгосрочной перспективе все мы умрём"23. Соответственно, Кейнс провозглашает, что истинная роль человека в экономической реальности состоит в её активном и творческом преобразовании.
Нельзя не отметить и экономиста-теоретика М. Фридмена, противопоставившего экономическим взглядам Кейнса оригинальную теорию монетаризма, но не подвергавшего критике философских основ кейнсианства.
Таким образом, мы можем видеть, что проблема человека в экономической реальности на протяжении последних столетий не теряла своей актуальности в силу объективного и экзистенциально значимого характера по
20 Булгаков, С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. — М.: Республика, 1994. — С. 309.
21 Туган-Барановский, М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов / М. И. Туган-Барановский — М.: Наука, РОССПЭН, 1997.-531 с.
22 Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. — М.: Гелиос АРВ, 1999. —С. 271.
23Там же.-С. 274. рождающих ее социально-экономических процессов. Всё вышеизложенное определяет выбор объекта и предмета диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования выступает экономическая реальность как особая сфера общественного бытия.
Предметом исследования является человек как онтологическое основание экономической реальности.
Цель исследования — философский анализ «человека» в системе его отношений с экономической реальностью. Для достижения поставленной цели в работе предпринимается решение следующих задач:
1. Рассмотреть историко-философские аспекты онтологизации экономической проблематики.
2. Определить сущность и атрибуты человека в качестве субъекта экономической реальности.
3. Выявить бытийные характеристики человека как объекта экономической реальности.
4. На основании полученных данных определить место и роль человека в рамках экономической реальности.
Методологическая основа исследования включает в себя диалектический метод, предполагающий применение следующих принципов: противоречивости бытия в его развитии, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического в научном познании. Также в работе находят своё применение историко-философский и сравнительный методы.
Научная новизна исследования.
1. Уточнен статус экономической реальности в ее отношении к смежным областям бытия.
2. Определены особенности онтологизации «экономического» и «человеческого» в процессе их взаимовлияния и взаимодействия.
3. Доказана относительность детерминации сущности и деятельности человека экономической реальностью.
4. Выявлен необходимый характер онтологического статуса человека в экономической реальности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В экономической реальности человек выступает как первичный принцип, обеспечивающий непрерывную актуализацию потенции существования «экономического» как реального.
2. Отношения человека и экономической реальности по сути являют собой процесс взаимной борьбы, в ходе которой последняя стремится к собственной абсолютизации.
3. Сохранение онтологического статуса человека в экономической реальности обеспечивается особым статусом «человеческого» в системе бытия как такового.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в исследованиях по онтологической и философ-ско-антропологической проблематике, а также в других областях гуманитарного знания, решающих вопрос о человеке.
Практическая значимость работы. Результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов по философии, а также при чтении спецкурсов гуманитарных специальностей.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах кафедры философии Магнитогорского государственного университета, а также на межвузовских научных конференциях, проходивших на базе Магнитогорского государственного университета и Магнитогорского государственного технического университета (2006). По материалам исследования опубликовано 4 статьи общим объёмом 3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трёх разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 151 страницу, список использованной литературы включает 134 наименования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании результатов проделанного выше философского анализа человека как онтологического основания экономической реальности мы можем окончательно определить основные результаты исследования:
1. В ходе рассмотрения историко-философских аспектов онтологиза-ции экономической проблематики было установлено, что экономическая реальность, изначально предстающая как совершенный и неизменный хозяйственный «космос» (античность), утрачивает данный статус под влиянием эсхатологических доминант раннехристианского мировоззрения. Реабилитация бытийного статуса происходит под влиянием схоластических концепций, давших теоцентрическое оправдание её имманентному и относительно автономному от бога характеру. В западноевропейской философии Нового времени (антропоцентризм, панлогизм) экономическая реальность предстает как саморегулирующееся образование, гармонично согласовывающее частные и общественные интересы. Неклассическая философия утвердила новый взгляд на природу экономической реальности, которая, сохраняя за собой определенную самодостаточность, утратила гармоничную целостность, в результате чего ее отношения с человеком приобрели деструктивный характер.
2. Анализ человека, одновременно выступающего как объект и субъект экономической реальности, показал, что в качестве объекта человек, хотя и ограниченно, но подчинен ее потенциями, а также ценностными установками. В то же время в качестве субъекта человек не только обеспечивает существование экономической реальности как таковой, но творчески преобразует качественные состояния экономической сферы бытия.
3. На основании изложенных результатов место и роль человека в рамках экономической реальности могут быть определены следующим образом: человек объективно есть онтологическое основание экономической реальности. Подобный статус обеспечивается прежде всего наличием в человеке духовной составляющей, которая делает его равно причастным ко многим областям действительного бытия, как связанным с экономической реальностью, так и автономным от нее. Последнее позволяет человеку нейтрализовывать деструктивные потенции экономической реальности, избегая, таким образом, редуцирования своей родовой сущности и превращения в «человека экономического».
Всё вышеизложенное в полной мере подтверждает научную новизну исследования, кратко представленную во введении, и, в первую очередь то, что экономическая реальность имеет особый онтологический статус по отношению к смежным с нею областями бытия — бытию социальному, политическому, культурному и другим. Кроме того, на основании этих данных, экономическая реальность может быть определена как бытийная сфера отношений производства, обмена, распределения и потребления, реализующих материальные потребности человека.
Рассматривая экономическую реальность в её неразрывной связи с человеком, нам удалось установить особенности онтологизации «экономического» и «человеческого» в процессе их взаимовлияния. Главной из этих особенностей выступает диалектическая субъект-субъектная взаимосвязь человека и экономической реальности. При этом было установлено, что важнейшим признаком диалектики «экономического» и «человеческого» в ходе их взаимодействия является ассиметричный характер их взаимной детерминации. Он выражается в том, что «экономическое», безусловно, порождается и непрерывно реализуется человеком, но сам человек детерминируется «экономическим» лишь в относительной степени, что и было доказано в аналитической части нашего исследования.
На основе всех изложенных выше ключевых моментов исследования в работе делается вывод о том, что онтологический статус человека в экономической реальности имеет необходимый характер.
Что касается возможных перспектив развития рассмотренной темы, то здесь, на наш взгляд, можно выделить два аспекта, представляющих наибольший интерес:
1. Более глубокое и полное раскрытие опосредования человеком как онтологическим основанием связи экономической реальности с остальными сферами бытия.
2. Выявление особенностей творческой реализации духовной составляющей человека при преобразовании им качественных состояний экономической реальности.
Список литературы
- Августин, Блаженный. О Граде Божием / Августин Блаженный. М.: ACT, 2000.-1296 с.
- Агеев, К. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт практического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства / К. Агеев. — Киев: Тип-я «Петр Барский», 1909. — 333 с.
- Алавидзе, Т. Л. Социально-психологические аспекты оперирования деньгами и ценными бумагами в ситуации социальной нестабильности : ав-тореф. дис. канд. психол. наук/ Т. Л. Алавидзе. — М., 1998. — 20 с.
- Аристотель. Сочинения: в 2 т. Т.4. Никомахова этика. Большая этика. Политика / Аристотель- пер. с древнегреч. и общ. ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1984. 830 с. — (Филос. наследие. Т.90).
- Бердяев, Н. А. Духи русской революции / Н. А. Бердяев // О русских классиках — М.: Высш. шк., 1993. — С. 75−107.
- Бердяев, Н. А. Предсмертные мысли Фауста / Н. А. Бердяев // Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М.: Берег, 1922. — С. 55−72.
- Бирюкова, М. А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур / М. А. Бирюкова // Философские науки. — 2001. — № 1. — С. 33−42.
- Большая советская энциклопедия / под общ. ред.: Л. Ф. Ильичёва. -М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.21. — 1248 с.
- Ю.Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош М.: Наука, 1975. — 196с.
- КБородай, Т. Ю. Фома Аквинский и его сумма против язычников / Т. Ю. Бородай // Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. I / пер., вступ. ст., комментарий Т. Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. -С. 9−31.
- Булгаков, С. Н. Без плана: «Идеализм». Общественные программы / С. Н. Булгаков // Новый путь. 1904. — № 10. — С. 269−275.
- Булгаков, С. Н. Краткий очерк политической экономии / С. Н. Булгаков.-М., 1906.- 132 с.
- Н.Булгаков, С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. — М.: Республика, 1994. — 416 с. (Сер. Мыслители XX века).
- Булгаков, С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. М.: Терра, 1991. — 464 с.
- Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-288 с.
- Бункина, М. К. Милтон Фридмен — лидер современного монетаризма / М. К. Бункина // Фридмен М. Если бы деньги заговорили. — М.: Дело, 1998. — С. 8−21. (Сер. Экономика: идеи и портреты).
- Бункина, М. К. Наука о деньгах / М. К. Бункина, А. М. Семенов // Фишер И. Покупательная сила денег — М.: Дело, 2001. — С. 10−19. (Сер. Политическая экономия. Ступени познания).
- Вебер, М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. — 704 с. — (Сер. Лики культуры).
- Вебер, М. История хозяйства. Город: пер. с нем / М. Вебер. М.: «КАНОН-пресс-ц», «Кучково поле», 2001. — 576 с.
- Вебер, М. Предварительные замечания / М. Вебер // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.— С. 44−60.
- Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.— С. 61−272.
- Вилков, О. Н. Философия богатства / О. Н. Вилков. — Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2000. — 248 с.
- Вотчель, JI. М. Философский анализ онтологических оснований предпринимательской деятельности : дис.. канд. филос. наук / Л. М. Вот-чель- Магнитогорский гос. ун-т. — Магнитогорск, 2000. — 156 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель // Соч.: в 7 т. -М.- Л.: Академия, 1934. Т.7. — 364 с.
- Генкель, Г. Предисловие / Г. Генкель // Шпенглер О. Деньги и машина. — Пг.: Мысль, 1922. — С. 3−13.
- Гребнев, А. С. О чём писал М. И. Туган-Барановский / А. С. Гребнев // Экономические науки. 1990. — № 5. — С. 13−19.
- Дубнов, А. П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) / А. П. Дубнов // Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. — Новосибирск: Наука, 1993. — С. 5−33.
- Ермолина, С. В. Человек, общество и природа в равновесно-неравновесной вселенной : автореф. дис.. канд. филос. наук / С. В. Ермолина. — Иваново, 2003. — 23 с.
- ЗО.Зомбарт, В. Буржуа / В. Зомбарт // Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории развития современного экономического человека. — М.: Наука, 1994. —С. 5−306.
- Иванова, Н. М. Философско-этические основания рынка : дис.. канд. филос. наук / Н. М. Иванова. — М., 2000. — 153 с.
- Ибн Сина. Книга знания / Ибн Сина // Ибн Сина. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980. — С. 59−228.
- Игошина, Ю. В. Оппозиция мировоззрений и онтология имени в философии П.А. Флоренского: автореф. дис.. канд. филос. наук / Ю. В. Игошина. — Киров, 2003. — 18 с.
- История экономических учений: Учеб. пособие / под ред.: В. Авто-номова, О. Ананьина, Н. Макашёвой. М.: ИНФРА-М, 2000. — 784 с.
- К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни (по двум письмам). — М.: Творческая мысль, 1912. — 40 с.
- Капустин, А. А. Отношение различных социальных групп к деньгам (на основе комплексного социально-психологического исследования): автореф. дис.. канд. Психол. наук / А. А. Капустин. — Ярославль, 2001. — 25 с.
- Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. — М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.
- Кенжибаев, А. Е. Богатство как менталитет и творчество экономического разума / А. Е. Кенжибаев, И. В. Лавров, А. Н. Попов. — Екатеринбург: УрГЭУ, 2003.—148 с.
- Кортунов, В. В. Философия денег / В. В. Кортунов. — М.: Моск. общественный научный фонд, 1997. — 172 с. (Сер. Научные доклады).
- Костюк, В. Н. Деньги и их роль в экономической эволюции / В. Н. Костюк. — М.: Ин-т системного анализа РАН, 1994. — 63 с.
- Ксенофонт, Афинский. Домострой / Ксенофонт Афинский // Сократические сочинения: Воспоминания о Сократе- Домострой: пер., ст. и комментарий С. И. Соболевского. М.- JI.: Академия, 1935.-456 с.
- Лебедев, А. В. Акт и потенция / В. А. Лебедев // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.17.
- Леканов, А. В. Философский анализ экономической архетипики: онтологические аспекты: дис.. канд. филос. наук / А. В. Леканов- Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск, 2005. — 145 с.
- Лекторский, В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии / В. А. Лекторский. — М.: Высш. шк., 1965. — 122 с.
- Ленин, В. И. Некритическая критика (по поводу статьи г-на П. Скворцова «Товарный фетишизм» в № 12 «Научного обозрения» за 1899 г.) / В. И. Ленин // Сочинения. 4-е изд. — М.: ОГИЗ, 1941. — Т. 3. — С. 537−559.
- Ленин, В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы / В. И. Ленин // Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1985. — Т. 6. — С. 303−308.
- Ленин, В. И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности / В. И. Ленин // Сочинения. 4-е изд. — М.: ОГИЗ, 1941.— Т. 3.—С. 1−535.
- Ленин, В. И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В. И. Ленин // Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1985. — Т. 7. — С. 245−352.
- Ленин, В. И. Империализм как высшая стадия капитализма (Популярный очерк) / В. И. Ленин // Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1985. —Т. 6. —С. 325−439.
- Ленин, В. И. Карл Маркс. (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) / В. И. Ленин // Избранные сочинения. — М.: Политиздат, 1985. —Т. 6. —С. 177−211.
- Лобанов, С. Д. Бытие и реальность / С. Д. Лобанов — М.: Наука, 1999.— 156 с.
- Локк, Д. Два трактата о правлении. Кн. И / Д. Локк // Соч.: в 3 т. -М.: Мысль, 1988. Т. 3. — 405 с.
- Лопатин, Л. М. Вопрос о свободе воли / Л. М. Лопатин. — М.: Тип. А. Гатцука, 1889.— 100с.
- Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 21−186.
- Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
- Макашова, Н. Этика добра и общая экономическая теория (Интеллектуальный вызов Дж.М. Кейнса) / Н. Макашова // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 11−24.
- Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1955. — Т.42. — С. 41 -174.
- Маркс, К. Введение (Из «Экономических рукописей 1857−1858 годов») / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1986. —Т. 4. —С. 108−135.
- Маркс, К. Замечания к программе германской рабочей партии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1987.1. Т. 6. —С. 10−27.
- Маркс, К. Заработная плата, цена и прибыль / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М: Пагмгаздат, 1986. — Т. 4. — С. 174−221.
- Маркс, К. К критике гегелевской философии права. Введение / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 19 841. Т. 1. —С. 1−14.
- Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1986.1. Т. 4.-С. 136−140.
- Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9 т. — М.: Политиздат, 1987 — Т. 8. 589 с.
- Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — С. 1−4.
- Маркс, К. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1984. — Т. 1. — С. 15−222.
- Мамытов Б. М. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей : автореф. дис.. канд. филос. наук / Б. М. Ма-мытов. — М., 2003. — 27 с.
- Никольский, А. А. Русский Ориген XX века Вл. С. Соловьев / А. А. Никольский — СПб.: Наука, 2001. — 640 с.
- Общая теория денег и кредита / под. ред. Е. Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
- Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М.: Берег, 1922. — 95 с.
- Парцвания, В. В. Генеалогия отчуждения : автореф. дис.. канд. филос. наук / В. В. Парцвания. — СПб., 2003. — 36 с.
- Платон. Государство / Платон // Филеб, Государство, Тимей, Кри-тий: пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — С. 289−456.
- Попов, А. Н. Богатство и деньги в жизни человека / А. Н. Попов, А. Е. Кенжибаев А. Е., В. М. Дьяков. — Челябинск: УралГАФК, 2002. — 99 с.
- Рабинович, В. JI. Урок Августина: жизнь-текст / В. J1. Рабинович // Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. — С. 221−238.
- Репин, Е. Н. Деньги в их истинном значении / Е. Репин, Н. А. Репина. — М.: Школа-Пресс, 1999. — 80 с.
- Ротбард, М. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества / М. Ротбард. — Челябинск: Социум, 2004. — 176 с.
- Рывкина, Р. В. О дефиците экономической культуры / Р. В. Рывкина // Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества. — М.: Государственный университет высшая школа экономики, 1999. — С. 74−80.
- Самойлов, Е. В. Предприниматели как социально-структурная общность : дис. канд. филос. наук / Е. В. Самойлов. — Ростов-на Дону, 1998. — 143 с.
- Сатов, В. В. Комментарии / В. В. Сатов // Булгаков С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — С. 365 401.
- Сидоркин, В. А. Определение возможности и действительности / В. А. Сидоркин // Категории материалистической диалектики / под ред. М. М. Розенталя и Г. М. Штракса. — М.: Госполитиздат, 1956. — С. 251−263.
- Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Кн. I / А. Смит // Антология экономической классики: Петти, Смит, Риккар-до. М.: Эконов — Ключ, 1993. — С. 79−396.
- Современный философский словарь / под общ. ред.: В. Е. Кемерова.- М.: Академический Проект, 2004. 864 с.
- Соловьев, В. С. Идея сверхчеловека / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т.
- М.: Мысль, 1989. — Т. 2. — С. 610−618.
- Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьев // Собр. соч. и писем: в 15 т. — СПб., 1994. — Т. 2. — С. 1 -397.
- Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев // Философское начало цельного знания. — Минск: Харвест, 1999. — С. 178−397. (Сер. Классическая философская мысль).
- Старостин, Б. А. Возможность и действительность / Б. А. Старостин // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. —С. 87−88.
- Степун, Ф. А. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» / Ф. А. Степун // Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М.: Берег, 1922. — С. 5−33.
- Сэ, Ж.-Б. Трактат политической экономии / Ж.-Б. Сэ. — М.: Изд-е К. Т. Солдатенкова, 1896. — 240 с.
- Таранов, П. С. Философия изнутри / П. С. Таранов. М.: «Остро-жье», 1996.-464 с.
- Туган-Барановский, М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов / М. И. Туган-Барановский. М.: Наука, РОССПЭН, 1997. — 531 с.
- Турбин, В. В. Ошибка К. Маркса. Стоимость (относительность понятия). Сущность денег / В. В. Турбин. — Пенза: б.и., 1998. — 68 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. JI. Ф. Ильичёв. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Философский энциклопедический словарь / под общ. ред.: С. С. Аверинцева, Э. А. Араб-Оглы, J1. В. Ильичёва и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 816 с.
- Фишер, И. Покупательная сила денег / И. Фишер. — М.: Дело, 2001. — 320 с. (Сер. Политическая экономия. Ступени познания).
- Флоренский, П. А. Письмо третье: Триединство / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — С. 68−81.-(Сер. Philosophy).
- Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. I / Фома Аквин-ский- пер., вступ. ст., комментарий Т. Ю. Бородай. Долгопрудный: Вест-ком, 2000.-541 с.
- Фотиева, И. В. Современная концепция морали: проблемы онтологии / И. В. Фотиева. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. — 96 с.
- Франк, С. JI. Кризис Западной культуры /С. JI. Франк // Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М.: Берег, 1922. — С. 34−54.
- Франк, С. JI. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии / С. J1. Франк. — М.: Изд-во «Факториал», 1998. — 256 с.
- Фридмен, М. Если бы деньги заговорили. / М. Фридмен. — М.: Дело, 1998. — 160 с. (Сер. Экономика: идеи и портреты).
- Хайзе, В. Господство производства над производителями как объективная основа исторического идеализма / В. Хайзе // Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философской мысли в Германии / В. Хайзе — М.: Прогресс, 1968. —С. 45−65.
- Хайзе, В. О практически создаваемой мистификации общественных отношений / В. Хайзе // Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философской мысли в Германии. — М.: Прогресс, 1968. — С. 266−282.
- Хандруев, А. А. Чикагская школа / А. А. Хандруев // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 29. — С. 191.
- Харламенко, Е. Н. Классовые и социальные отношения как сферы общественной реальности : автореф. дис. канд. филос. наук / Е. Н. Харламенко. — М., 2003. — 26 с.
- Хрунова, Т. Б. Мораль и частная собственность : дис.. канд. филос. наук/Т. Б. Хрунова. — Иваново, 1997. — 150 с.
- Чернышевский, Н. Г. Антропологический принцип в философии / Н. Г. Чернышевский // Собр. соч.: в 5 т. — М.: Правда, 1974. — Т. 4. — С. 200−295. (Б-ка «Огонек»).
- Чернышевский, Н. Г. Критика философских предубеждений против общинного владения / Н. Г. Чернышевский // Собр. соч.: в 5 т. — М.: Правда, 1974. — Т. 4. — С. 364−408. (Б-ка «Огонек»).
- Шалютин, Б. С. Субъективная реальность: проблема первоначала: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Б. С. Шалютин. — Екатеринбург, 1998. —31 с.
- Шпенглер, О. Деньги и машина / О. Шпенглер // Шпенглер О. Пессимизм? — М.: Изд-во «Крафт+», 2003. — С. 27−114.
- Шпенглер, О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер. — Минск: Попурри, 1999. — 720 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы. Образ и действительность / О. Шпенглер — Новосибирск: Наука, 1993. — 592 с.
- Штракс, Г. М. Своеобразие объективных законов социализма и их использование Коммунистической партией / Г. М. Штракс // Категории материалистической диалектики / под ред.: М. М. Розенталя и Г. М. Штрак-са. — М.: Госполитиздат, 1956. — С. 203−211.
- Шумпетер, Й. История экономического анализа / Й. Шумпетер // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли: сб. ст. М.: Экономика, 1990. — Вып. 2. — С. 56−79.
- Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1986. — Т. 5. — С. 1−302.
- Энгельс, Ф. Диалектика природы. Статьи и главы / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1986. — Т. 5. — С. 371−517.
- Энгельс, Ф. Положение рабочего класса в Англии / Ф. Энгельс // К. Маркс. Собр. соч.: в 55 т. — М.: Политиздат, 1955. Т. 1. — С. 507−509.
- Энгельс, Ф., Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. — М.: Политиздат, 1986. — Т. 5. — С. 303−340.
- Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс. М.: Наука, 1982. — 88 с.
- Энгельс, Ф. Наброски к критике политической экономии / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч: в 55 т. М.: Политиздат. — 1955. — Т. 1. -С. 544−571.1. Электронные книги
- Андреевский И. Благо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Соловьев В. С. Рассудок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Б.п. Гипостазирование//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Зеньковский В. В. История русской философии. — Париж, 19 481 950 Электронный ресурс. Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Крымский А. Е. Ибн-Хальдун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Н. Г. Чернышевский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Лапшин И. Авенариус Р. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Лосский Н. О. История русской философии Histoire de la Philosophic Russe. — Paris, ed Payot, 1954. — 431 p. // История философии [Электронный ресурс]. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Мануйлов А. Труд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Миртов Д. Схоластика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Радлов Э. Соловьев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Соболев М. Политическая экономия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.
- Соловьев В. С. Гностицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адеш», 2002.
- Сперанский В. Булгаков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. — Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002.