Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество как смысл жизни человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В анналах современной философии, несмотря на устойчивый крен в сторону многомерности подходов к решению фундаментальных проблем бытия, отчетливо артикулируются два наиболее мощных (хотя и внутренне «полифонич-ных») мировоззренческих потока. Один — следующий из глубин естественного философского умозрения и имеющий корни в классических наработках Античности, Возрождения, Нового времени («классика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. основы анализа творчества как смысла жизни
  • §-1.Понятия «творчество» и «смысл жизни»: проблемы методологии исследования
    • 2. Эволюционно-синергетический подход как развитие классических версий смысложизненной проблематики
  • Глава. анализ нроблемы творчества как смысла жизни человека
  • §-1.Творчество сущностная характеристика человеческой деятельности и смысла жизни
  • §-2.Соотношение понятий «Смысл жизни» и «жизненные смыслы» § З.Междисциплинарный статус понятий творчества и смысла жизни
  • §-4.Творчество категорический императив человеческого существования
  • Заключение Библиографический снисок использованной литературы

Творчество как смысл жизни человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность исследования. Проблема смысла человеческого бытия исторически являлась одной из наиболее значимых и концептуальных проблем при формировании мировоззренческих основ и практических шагов человечества. Целесообразно выделить два аспекта в раскрытии актуальности исследования: актуальность праксиологическую как настоятельную сегодняшнюю востребованность со стороны обидества и личности. И такая актуальность прямо следует из драматичности («излома») исторического процесса в контексте настоящего времени, характеризующегося ценностно-смысловой дезориентацией личности, ощущением «экзистенциального вакуума», бессмысленности существования, десоциализацией и т. д., что неизбежно актуализирует и поиск смысла жизни человека. Праксиологическая актуальность особенно значима в структуре информационного общества, поскольку, по мнению диссертанта, только внедрение в практику человеческого сообщества суждения о смысле жизни как творчестве может существенно способствовать эффективности и дееспособности всех составляющих личностного и общественного бытияактуальность теоретическую как действенную востребованность со стороны развития самого философского знания (оно актуально всегда). Своего рода парадигма этого аспекта актуальности может быть представлена в виде трех основных составляющих: 1) теоретико-мировоззренческая социально-философская актуальность, связанная с попыткой онтологического снятия самого «вечного вопроса» о смысле жизни человека, с раскрытием действительной содержательности смысложизненной проблематики и использованием результатов такого раскрытия для сферы теоретического умозрения (социальной философии, аксиологии, культурологии и т. д.) и для реализации в практике индивида. Такое решение, по мнению диссертанта, возможно при выявлении «стрелы онтологического предпочтения». устремленной к вопросу: «Почему, по какой причине творчество есть смысл человеческого бытия?» вместо популярного и ныне вопроса: «С какой целью?" — 2) социально-философская эпистемологическая актуальность, обусловленная ростом объема и качества знаний при переходе от индустриальнотехнократического общества к информационному. Отсюда следует и востребованность такого общественного устройства, в котором наряду с гарантией фундаментальных прав на жизнь и свободу человека должно гарантироваться и право на труд как творческую деятельностьЪ) методологическая актуальность, определяемая необходимостью проработки насущных вопросов смысла человеческого бытия на основе эволюционно-синергетического подхода как развития классических методов анализа смысложизненной проблематики. 2. Степень разработанности проблемы. В историко-философском рассмотрении проблема смысла жизни человека и творчества связывалась, как правило, с необходимостью выяснения подлинного назначения человеческого бытия, способа и характера укорененности его в мире. Понятие «смысла жизни», носившее во многом неотрефлексированный характер и отождествлявшееся часто с понятиями цели, сущности, предназначения, счастья и т. д., появилось в философской литературе лишь в эпоху Просвещения. В то же время осмысление феномена смысла жизни имплицитно присутствует при рассмотрении значительного числа проблем разных областей философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д. Анализ работ мыслителей Античности, Средневековья, периодов Возрождения и Пового времени показывает, что отсутствует системная проработка смысложизненной проблематики в аспекте прямого соподчинения смысла жизни и творчества. Шел процесс автономного осмысления творческой интенции человека и вопросов смысла его существования. Уже в античной философии формулируются и определяются основные подходы к рассмотрению сущности и назначения человека в мире, выявляется стремление к целостному и рациональному восприятию мира, человека и Вселенной. В смысложизненных исканиях Античности происходит постепенное движение мысли от космоса вне человека к космосу как порядку внутри него: от слепой судьбы (Гомер, Гесиод) к судьбе, зависящей от человека (Сократ, Аристотель и др.) — от чувственных удовольствий (Аристипп) к разумным (Демокрит, Эпикур и др.) — от личностного начала (Эпикур) к общественному (Платон, Аристотель). Органически целостным мировоззренческим «пластом» следует назвать традицию иррационального постижения смысла бытия человека, что относится к религиозному (в частности, христианскому) пониманию сущности человека, основанному на откровении: смысл индивидуальной человеческой жизни представлялся как обретение спасения и вечного блаженства, абсолютное бытие и абсолютная истина воплощались здесь в Богочеловеке (Ориген, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Афанасий Великий, Григорий Богослов и др.). Постановка проблемы человека в центр мировоззренческих исканий в эпоху Возрождения, а также возрастание роли научных исследований природы и общества в период Просвещения формируют новые альтернативы: смысл существования человека исходит не из абстрактного и сверхземного начала, а из природы самого человека. Характерны здесь следующие направления: попытка соединения судьбы характера человека (М.Монтень) с идеей о предначертанной судьбе (Г.В.Лейбниц) — идея об индивидуальной судьбе (Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.) — поиск единства природных начал человека (М.Монтень, Т. Гоббс, К.А.Гельвеций) с его социальным началом (Ж-Ж.Руссо, Г. Спенсер) — переход от идеи самопознания и самосовершенствования как цели служения Высшему существу (Р.Декарт, Б. Спиноза) к идее самосовершенствования как цели жизни личности. В философии Нового времени идеи антропоцентризма приобретают решающее значение. Существеннен вклад немецкой классической философии в формирование целей и смысла человеческого бытия (И.Кант, И. Г. Фихте, Г. В.Ф.Гегель). По И. Канту, смысл жизни не существует сам по себе, он в осознании человеком своего бытия, духа свободы, в его самоизменении и самореализации. Знаковым событием для Пового времени является поиск смысла жизни индивида в контексте постижения смысла истории (И.Г.Фихте, Г. В. Ф. Гегель и др.).в философии Нового времени (за исключением Л. Фейербаха) человек перестал рассматриваться как чисто природное существо. Определяющим становится соединение природного и социального начал в человеке. Наконец, напрямую был поставлен вопрос о смысле жизни человека как «ядре» философской рефлексии. Нарастание кризиса классического рационализма и определенная секуляризация традиционных христианских ценностей (его апофеозом может быть назван «онтологический нигилизм» Ф. Ницше) вызвали переход от трансцендентности к имманентности (С.Кьеркегор, А. Шопенгауэр и представители «философии жизни» Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.). «Антропологический поворот», вызванный радикальными научными открытиями и переменами в научно-технической сфере, определил новое восприятие проблемы смысла жизни в философских течениях экзистенциализма и персонализма: в качестве объекта анализа рассматривается не абстрактный индивид, а становление и бытие личностив ранг главного объекта философии возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личного присутствия в мире (М.Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-Н.Сартр, А. Камю, Э. Мунье, Г. Марсель, де Бавуар и др.). Следует особо выделить работу А. Бергсона «Творческая эволюция», которая значительно обострила проблему соединения творчества и «гранатного», по Бергсону, (т.е. бифуркационного, по сути), характера эволюционного развития. Отечественная философская традиция во многом была ориентирована на прояснение всегда сложной смысложизненной проблематики. Можно сказать, что ни одна национальная философия не уделяла этой теме столько внимания, как русская мысль. Идеи соборности, цельности в представлении роли человеческого начала в мире нашли место в подлинно гуманистических трудах Нила Сорского, Феофана Затворника, Нгнатия Бранчянинова, Иоанна Кронштадского (Сергиева) и др. Религиозная философия второй половины XIX и до середины XX веков в России, начиная с В. С. Соловьева, соотносит себя с традицией преимущественно метафизического рассмотрения цели и назначения человеческого бытия в мире. Нельзя не упомянуть здесь имена Е. Н. Трубецкого, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, Н. Булгакова, Л. Франка, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина, П. А. Флоренского, В. В. Зеньковского и других исследователей. В то же время А. И. Введенский рассматривает проблему смысла жизни человека как «проблему высокого творческого предназначения человека», а Л. М. Лопатин считает, что «задача жизни в ее всепроникающей творческой организации». Конец XX столетия и начало нового тысячелетия отражают интенсификацию поисков ответа на уже ставшие «вечными» вопросы смысла жизни. Немаловажная заслуга в этом отечественных мыслителей: А. Д. Александрова, Л. С. Батищева, М. Я. Боброва, В. В. Гречанного, П. П. Гайденко, И. Григорьева, А. В. Гулыги, А. А. Гуссейнова, А. Ф. Замалеева, М. С. Кагана, Л. П. Когана, И. С. Кона, Б. В. Маркова, В. В. Налимова, И. Т. Фролова, В. С. Степина, В. П. Щердакова и др. Тема смысложизненной проблематики, а также анализ роли творческого императива в становлении человеческого бытия практически всегда присутствуют в работах В. Д. Губина, В. А. Кутырева, К. С. Пигрова, В. П. Сагатовского, В. В. Шаронова, Б. Г. Юдина, В. Швырева, В. Э. Чудновского, М. Ш. Шведова, А. В. Брушлинского, А. С. Кармина, В. А. Разумного, а также В. П. Визгина, Ю. Г. Борзенкова, Г. С. Малыгина, И. Ш. Сафарова, А. Кожева, В. Антонова и др. Отдельно следует выделить работу «Смысл жизни в русской философии конца Х1Х-начала XX веков» под ред. А. Ф. Замалеева (СПб., 1995), симпозиум «Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений» (П.Повгород, 1992), работу «Современные проблемы смысла жизни и акме» (материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО, Москва Самара, 2002). Вместе с этим, тема смысла жизни, творчества и их соподчиненности имеет различные грани истолкования и теоретического рефлексирования. Становится очевидным, что назрела необходимость: во-первых, критического анализа смысложизненной проблематики и концепций творчества, построенных на основе преимущественно «эмпирико-исторического» обобщения фактов персонального и общественного бытия человечестваво-вторых, определить в самом эволюционном процессе развития материальных форм, социума и субъекта наличие такого основания, которое могло бы раскрыть и саму укорененность человека в Универсуме, и его смысложизненпые истокив-третыа, дистанцируясь от крайностей «творческой (креативной) онтологии» при анализе феноменов «смысла жизни» и «творчества», выявить соответствие данных эмпирического обобщения результатам эволюционно-синергетического подхода (в трактовке творчества как смысла жизни) для обоснования, в итоге, творчества в качестве категорического императива человеческого существования. 3. Объект исследования. Человек и мир, человек в мире. Человек как феномен современной ступени эволюционного развития материи, рассматриваемый в контексте био-социокультурной взаимообусловленности человеческого бытия с учетом индивидуальных и общественно-исторических взаимосвязей. 4. Предмет исследования. Предметом исследования выступает творчество человека в сфере смысложизненного постижения бытия. Творчество выявляется как специфическая особенность человеческого существования, необходимо следующая из эволюционного развития природных форм мироздания. 5. Целн и задачи исследования. Целью исследования является социально-философский анализ творчества как смысла жизни. Феномен творчества рассматривается как реализация единого эволюционного принципа (закона) развития материи применительно к такой иерархической форме бытия, какой является человек, человечество в целом. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: проанализировать этапы осмысления феноменов творчества, смысла жизни в истории философской мыслиэксплицировать понятие творчества в его смысложизненном истолковании, выявив существенные признаки и определив его место в структуре философских понятийвыявить специфику соотношения понятий «смысл жизни» и «жизненные смыслы», обусловливающих социокультурную ориентацию личности;

Выводы по второй главе.

1 .Определяющим вектором «стрелы онтологического предпочтения», позволяющим вскрывать глубинные пласты бытия человека и его смысложизненной проблематики, является ориентация на вопрос «Почему? По какой причине?» вместо «С какой целью? Зачем?», — что, в свою очередь, выступает необходимым «.прорывным инструментом» активно востребуемого в наши дни (если по П. Гайденко), — «прорыва к трансцендентному».

2.Следующая из онтологической двухуровневости самой иерархической формы разумного существования материи (человечество как иерархический уровень — человек как индивид), выстраивается вертикальная двухуровневость феномена творчества. Первый уровень определяет Смысл жизни человека (феноменологический смысл) как Творчество, как открытия и изобретения нового качества, что есть имманентное всему человеческому роду стремление к реализации всеобщего эволюционного принципа максимума производства превращений (разнообразия) и что представляет человека «как такового». На втором уровне творчество выступает как предметно-духовная деятельность конкретного субъекта (персоны, индивида) — и на этом уровне творчество реализуется как смысл жизни «данного» человека, как персонифицированный смысл, и получает в дальнейшем более употребительную «оболочку» множественного числа в понятии «жизненные смыслы». Жизненные смыслы есть фракталы, «голограммы» Смысла жизни (Творчества).

3. Творчество определяется как способ реализации человеческой деятельности посредством открытия и/или изобретения нового качества. Человеческая деятельность, построенная на основе этого способа, носит название «творческой деятельности», «творческого акта» или совсем сокращенно (в формулировке самого способа) — как «творчество».

4,Осознание творчества как стержневой основы бытия человека позволяет говорить о творчестве как об онтологической константе, о специфической онтологической закономерности человеческого бытия. Выделение же в теоретическом сознании реально действующей фундаментальной закономерности, — закона производства открытий/изобретений, закона творчества, — дает основание определить творчество в качестве категорического императива разумного (в том числе и человеческого) существования.

Заключение

.

В анналах современной философии, несмотря на устойчивый крен в сторону многомерности подходов к решению фундаментальных проблем бытия, отчетливо артикулируются два наиболее мощных (хотя и внутренне «полифонич-ных») мировоззренческих потока. Один — следующий из глубин естественного философского умозрения и имеющий корни в классических наработках Античности, Возрождения, Нового времени («классика это идеальный случай самой объективной реальности, общественной и природнойсам человек — это классика природы» — согласно В.Г.Арсланову). Этот поток, — «консервативный», традиционный, — можно уподобить естественному реликтовому излучению философствующего разума, пронизывающему все последующие новообразования человеческого сознания. Другой поток — это турбулентный, самоорганизующийся философский дискурс, следующий из постмодернистской тенденции философствования со свойственной последней методам диалектизации понятий, деконструкции, конструирования концептов и воссоздания эйдосов и т. д.

Возможны ли взаимосопряжения фарватеров этих двух потоков, зон их «сбалансированного» соответствия? Возможна ли их осознанная встреча в поисках и нахождении большего знания, раскрытия многих кардинальных проблем бытия, в том числе и проблемы смысла человеческой жизни, — этого, говоря словами С. Хоружия, — синкретического «НФО» — «Неопознанного философского объекта»? Видимо, такая встреча возможна: так же, как деконструкции может быть подвергнуто все наличное и даже виртуальное (в целях отыскания новой наличности на изломах «надтреснутого Я», по Ж. Делезу), — так же может быть использован (и небезосновательно) данный подход к деконструкции самой преэ/сней деконструкции с последующим возвратом к добротному, внятному (классическому) умопостижению.

В результате диссертационного исследования нам удалось прояснить следующее.

1.Зоной пересечения «консервативной» (классической) и самоорганизующейся (синергетической) тенденций, зоной «сбалансированного» их соответствия в плане постижения смысложизненной проблематики является раскрытие этой проблемы в формулировке: «Творческая деятельность {творчество) есть смысл жизни человека». Творчество определяется как способ реализации человеческой деятельности, выражающийся в становлении нового качества через открытия и/или изобретения. Человеческая деятельность, основанная на этом способе, именуется как «творческая деятельность», «творческий акт», или, зачастую, совсем сокращенно (в формулировке самого же способа) — как «творчество».

2.0боснование феномена творчества как смысла жизни человека строится не столько на традиционном рассмотрении социо-культурных этапов становления бытия человека, сколько на целостном анализе эволюционного развития и косной, и живой, и «человеческой» материи с выявлением всеобщего (единозначащего, -но не однозначного) основания, «через» который уже на определенном этапе развития природы конституируется как сам человек, так и отождествление сознанием указанного основания в исторически выстраданной формулировке: «смысл жизни человека».

Этим основанием является фундаментальная закономерность эволюционного развития мироздания — тенденция роста превращений (разнообразия, энтропии-информации), а также принцип максимума производства превращений для любой эволюционно развивающейся иерархической формы. Этот же принцип для такой формы материи, как человек, обналичивает себя как Творчество человека и реализуется через открытия/изобретения нового качества. Способность человека «генерировать» открытия/изобретения — есть новое, по сравнению с растительным и животным миром, качество в иерархии форм косной и живой материи, которое и позволяет человеку реализовать принцип максимума производства превращений СВЕРХ возможностей указанных нижестоящих иерархий. И поэтому творчество, как открытие/изобретение Нового, лежит в основании, сущности и назначении человеческого бытия, в существе смысла жизни человека.

3.Именно творчество, как исходящее и производное от указанной фундаментальной закономерности эволюционного развития мира, — является тем ммро-«разрешенным» и человеко-мерным параметром (онтологической константой), который и только который определяет саму укорененность человека в бытии и, что все же важнее и, пожалуй, шире, — укорененность в мироздании, в Универсуме.

4.0боснована «вертикальная» двухуровневость (двуплановость) представления феномена творчества, следующая из онтологической двухуровневое&tradeсамой иерархической формы, какой является форма разумного существования материи: человечество (уровень общности) и человек (уровень субъекта, персоны, индивида).

Первый уровень определяет Смысл жизни как Творчество, как качество имманентное всему человеческому роду. И в этом случае речь идет о самом общем, феноменологическом, понимании Творчества как сущности, назначении человеческого рода в целом, человека «как такового». На втором уровне творчество выступает как предметно-духовная деятельность конкретного субъекта (персоны, индивида), как совокупный творческий акт индивида, включающий в себя инте-гративно-соподчиненные акты по конкретно-прикладным направлениям человеческой деятельности. И на этом уровне творчество реализуется как смысл жизни «данного» человека, как персонифицированный смысл, и получает в дальнейшем более употребительную словесную «оболочку» множественного числа в понятии «жизненные смыслы». Жизненные смыслы есть фракталы, «голограммы» Смысла жизни (Творчества).

5.В «горизонтальной» структуре творчества выявлены, как минимум, два наиболее полярных аспекта Творчества, следующих из онтологии двух полярных способов отражения бытия (дифференцирующего и интегрирующего). Первый аспект творчества («через» понятие) — есть творческая деятельность на основе отражения посредством абстрагированных понятий — символов, знаков, формул и т. д., посредством которых раскрываются сущностные, необходимые характеристики явлений и процессов. В этом случае первый аспект творчества выступает как «дифференциатор», «аналитик». Второй аспект творчества («через» образ) — есть творческая деятельность на основе отражения посредством целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности посредством «образов». И здесь второй аспект творчества выступает как «интегратор», «вос-соединитель». Реальному человеческому бытию в практике творческой деятельности свойственно доминирование как одного из аспектов творчества, так и «ме-жаспектное многообразие», интегративное, даже — синкретическое слияние в различных структурных соотношениях «весовых долей» понятийности и образности («понятийная образность» или «образная понятийность»). б. Доказательно решается вопрос о снятии так называемой онтологической «вечности» проблемы смысла жизни. Из «всегда вечного» вопрос смысла жизни (как онтологически решаемый согласно утверждению «смысл жизни есть творчество, творческая деятельность»), переводится в сферы социо-культурной направленности человеческого бытия для последующей инструментально-технологической обращенности его к конкретным видам (типам, плоскостям, граням) персонифицированной творческой деятельности человека.

Вторая по значимости (после осознания сущности человеческого бытия как творчества) и принципиально важная проблема — этическая — «Чего более сокрыто в Творчестве: позитивного (созидающего) или негативного (разрушающего)?» — решается следующим образом. Творчество (как «норматив» человеческого бытия) — это ни «хорошо» и ни «плохо», Творчество — просто неизбежно для такой иерархической формы бытия, как Человек. Максимум генерации творческих актов (то есть, максимум производства превращений) позволяет оперативно выявлять (открывать/изобретать) необходимые конкретно-исторические регулирующие основания, гуманитарные «фильтры», которые и должны определять этически-позитивный интегральный эффект творческого бытия для эволюционирующего человечества.

7.Совокупность изложенных выше (и в тексте диссертации) аргументов позволяет, в свою очередь, обоснованно утверждать (хотя бы в границах гео —, даже гелио — центрической онтологии), что Творчество является стержневой основой бытия как субъекта естественного, так и упорно прокладывающего не без помощи того же человека субъекта искусственного, является сквозным императивом мировоззренческих концепций и выступает в качестве категорического императива разумного существования.

Перечисленные позиции составляют некоторые направления настоящего исследования.

Исследование имеет теоретический философский характер, потому что направлено на постижение новых сущностных граней взаимоотношения «МирЧеловек» и потому что сопряжено с зарождающейся методологической основой современной науки — теорией самоорганизации материи (синергетикой) — и ее системообразующими понятиями и вносит вклад в философское и конкретно-научное понимание творчества как сущности человеческого бытия, как смысла его жизни.

Исследование имеет научно-практический характер, так как введение (даже — внедрение) его результатов в прикладные области знаний, связанных с осознанием органической взаимообусловленности феноменов творчества и смысла жизни человека, социо-культурным осмыслением структурных и функциональных форм общественного устройства, внедрение в этику, креативную педагогику, тендерную психологию, в методологию творчества, перспективные немедицинские методы фило-софио-лого-терапии и т. д., — все это ведет к определенному пересмотру методологического и конкретно-научного подходов в них, повышая их эффективность.

Исследование имеет прогностический характер, так как решение проблемы смысла жизни как творчества позволяет поставить ряд новых проблем:

— определение необходимости и достаточности в конкретной творческой деятельности индивида различных видов человеческой деятельности с точки зрения самореализации личности и полноты восприятия жизни;

— рассмотрение «нормативных» условий и критериев для «гармонического» соподчинения понятий свободы и творчества (как смысла жизни) в действующих и прогнозируемых структурах общества;

— подробное исследование взаимоотношений творческих интенций «через понятие» и «через образ» в единой совокупной человеческой деятельности;

— место и роль экзистенциальных характеристик персонифицированного бытия человека (счастья, любви, «приязни» и т. д.) с позиции творчества как смысложизненной основы человека.;

— осознание пределов использования, без существенных изменений, известного аппарата нелинейной динамики (теории катастроф, синергетики) при условии минимальности искажения реального творческого бытия человека и его модели;

— роль компонентов творчества, выступающего в качестве категорического императива разумного (в том числе — человеческого) существования, в балансе «сил»: субъект естественный (человек) — субъект искусственный.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
  2. А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. -СПб., 1993.
  3. B.JI. Новое мышление мышление о многомерном мире // Дружба народов, 1994. № 2. — С. 140−158.
  4. В. Ю. Второе лицо (Опыт преодоления культуры) Саратов: Изд-во
  5. Сарат. ун-та, 2003. 208 с. 5 .Арсланов В. Г. Демократический консерватизм и программа Restauratio Magna
  6. Мих. Лившица // Вопросы философии.- 2004. № 12. С. 136.бЛристотелъ. Метафизика. Сочинения: в 4 т. — М., 1975. — Т.1.
  7. В. И. Синергетический эффект Шкунденкова Пурвиса (к статье «Эксперимент в ЦЕРН, Женева: 10- кратное сжатие времени») // Время и красота. В — Sinergetic Time Compression. — М., 2004.
  8. .В. Философские проблемы синергетики // Философскиепроблемы современной научной и технической реальности. СПб., 1999. 1. С. 163.
  9. JI.E. Ошибки и перекосы категориального мышления. М., 2002. -С.31.
  10. Ю.Балашов JI.E. Практическая философия. М., 2000.1. .Бенси Джоваини. У Европы подрубают «корни» // НГ Религии. 2004. — 17 ноября.
  11. М.Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. М. СПб.: Русская мысль, 1914.
  12. Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — С. 369−370.
  13. Ы.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  14. Н.А. Кризис искусства / Философия творчества, культуры и искусства. В 2- х т., Т.2. -М.: Искусство. Лига, 1994.
  15. Хв.Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. -М., 1966.-С. 329.
  16. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  17. А.А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале ак-меологии // Современные проблемы смысла жизни и акме. Москва Самара. Психологический институт РАО, 2002.
  18. Ю.Г. Всеобщие законы мироздания. М.: Новый Центр, 2002.
  19. В.П. Синергетическая концепция хаоса и порядка и её философское значение // Хаос и порядок. Семинар. СПб., 1997.
  20. В.П. Философия физики XX века. СПб.: Политехника, 2003.
  21. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология (теория самоорганизации индивидуума и социума). СПб., 2001.
  22. Л. Наука и теория информации. М., 1960.
  23. А.В. Субъект, познание, действительность. К 70-летию
  24. В.А.Лекторского. Рецензия // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 180.
  25. С.А. Творчество как вид социальной деятельности: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1998.
  26. Ю.В. АБС физика / АБСолют, АБСтракция, АБСурд /. М., 2000.
  27. В.П. Жизнь и ценность: опыт Ницше // Жизнь как ценность. М. ИФ РАН., 2000.
  28. ЗЛ.Визгин В. П. Анри Бергсон и экзистенциальная мысль // Вопросы философии.- 2004. № 10. С. 165.
  29. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.-495 с.
  30. ЗбТейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. — С.303.
  31. О.И. Свобода сознания и мифопоэтическая традиция // Упражнения в сути дела. М., 1993.
  32. ЗЪГенисаретский О. И. Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987.
  33. Генисаретс кий О. И. Воображение и рефлектированный мифопоэтизм // КорневиЩЕ OA. Книга неклассической эстетики. М., 1999. — С.43.
  34. П., Пригожий И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. М., 1973.С.260.41 .Говорухина А. В. Ценности и культура личности: Автореф. дис.канд. фи-лос. наук. Воронеж, 2000.
  35. В.Д. Концепции творчества в феноменологическо экзистенциальной традиции (Крит, анализ): Дис.докт. филос. наук. — М., 1987. 282 с.
  36. В.Д. Жизнь как метафора бытия. М., 2003.
  37. Э. Храм природы. М., 1954.
  38. Дарко Салас Соммер. Мораль XXI века / Пер. с нем., М.: ООО Издательский дом «София», 2004.
  39. ., Гватшарди Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998.
  40. ДелёзЖ. Складка. Лейбниц барокко. -М.: «ЛОГОЕ», 1998. С. 136.
  41. ДелезЖ. Логика смысла: пер. с фр. М.: «Раритет», 1998.
  42. Р. Космогония. Два трактата. М. — Л., 1934.
  43. И.А. Синергетика искусства. М., 1993.59Жоффруа Сент-Илер Э. Избранные труды. М., 1970.бО.Заказчиков А. И. Возвращение эфира. М., 2000.61 .Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии: (XI ХХв.в.). -СПб., 2001.
  44. В.Ю. Смысл существования как взаимодействие социального и экзистенциального в человеке: Автореф. дис.канд. филос. наук. Барнаул, 2002.
  45. В.В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. СПб.: Политехника, 2003.
  46. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  47. М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. СПб.: Петрополис, 2000.
  48. М.С. Методологические проблемы современной философии // VITA COGITANS. Выпуск № 1. Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  49. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
  50. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1998.
  51. М.С. Се человек.Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб. :Изд-во «Logos», 2003. — С. 134.71 .Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба / Кант И. Соч. в 6-ти т., Т.1.-М., 1963.
  52. И. Сочинения в 6-ти Т. Т.4. М., 1965. — С. 260.
  53. И. Сочинения в 6-ти Т. Т.6. М., 1966.
  54. Э.М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси.: Мецниеба, 1966.
  55. КВ. К проблеме малых смыслов в психологии // Современные проблемы смысла жизни и акме. Материалы У 1-У 11 симпозиумов ПИ РАО / под ред. А. А. Бодарева, В. Э. Чудновского и др. Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. — С.83.
  56. И.В. Психологический кризис с точки зрения личностного смысла // Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции. Ульяновск, 2000. -С. 11−24.
  57. А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде. // Сумерки богов М., 1990. — С. 287.1.Kanpa Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. К.: «София». — М.: ИД «София», 2003.
  58. А.С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. С. 210.
  59. А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.
  60. JI.JI. От редукционизма к интегратизму // Человек., 2003. № 4
  61. Е.Н. Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития. / Эволюция, мышление, сознание. КАНОН. -М., 2004.
  62. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный признак в синергетике (опубликовано в сокращении как статья «Синергетическое расширение антропного принципа») / Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  63. А.А. Синергетика, язык, творчество. // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2002.8Ъ.Коваленко В. А. Организация творческого мышления // Вопросы философии. 2002. № 8.
  64. И.О. Цель и смысл человеческой жизни. М., 1984.
  65. А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.
  66. Конституция США. М., 1987.
  67. В.П. Анализ аксиосферы инженера с позиции творческого развития инженерной деятельности // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры. СПб., 2000.
  68. Е. Неизбежная случайность. Перспективы нанотехнологии и эволюция. Известия. 2003. — 21 июня.91 .КорневиЩЕ OA. Книга неклассической эстетики. М.: ИФ РАН. 1999.
  69. Краткий психологический словарь. М., 1998. — С.351.
  70. А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период // Вопросы философии, 2000. № 4.
  71. В.Ф. Русский космизм и современность // Антология философской мысли.-М., 1990.-С.150.
  72. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Н., 1994.
  73. В.А. Разум против человека. М., 1999.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психол. произв.: в 2-х Т., Т.2. М., 1983.02Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная. М.: Экономика, 2003.103Лосев А. Ф. История античной эстетики. — М.: Искусство, 1975. С. 61.
  75. Г. С. Смысл жизни как способ реализации сущности человека: Дис.док. филос. наук. Иркутск, 1998 .
  76. М.К. Весна на заре XX века // Как я понимаю философию. -М., 1992.
  77. Юб.Мананников И. В. Диалогическая природа творчества: Дис.канд. филос. наук. Томск, 2001.
  78. В.Г. Модерн и постмодерн практической философии в России / Перспективы практической философии на рубеже тысячелетий. СПб., 1999.
  79. Л.А. Нетождественное мысли бытие в философской логике // Вопросы философии, 2001. № 6.
  80. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — М., 1956. — Т.З.
  81. ИО.Мекка О. А. Разнообразие как социальный феномен: Автореф.канд. филос. наук. М., 2002.111 .Моисеев Н. Н. Быть или не быть. человечеству? М., 1999. — С. 172.
  82. И.Налимов В. Спонтанность сознания. М., 1989.
  83. МЪ.Наранхо К. Гештальттерапия. / пер. с англ. Воронеж: «МОДЭК», 1995.
  84. В.В. Время и место физики XX века. М.: Эдиториал УРСС. 2000.
  85. Ф. Полное собрание соч., Т. XI. М., 1910.11 б. Нжолко В. Н. Творчество как инновационный процесс. Философско-онтологический анализ. Симферополь, 1991.
  86. Ml.Окунь Л. Б. Фундаментальные константы физики // Успехи физических наук. Т. 161. В.9., 1991.
  87. Ортега- и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  88. ОШО. Творчество. Высвобождение внутренних сил. СПб.: ИД «Весь», 2004.
  89. А.В. Телеологическое понимание Второго начала термодинамики // Философские исследования. М., 1998. № 2.121 .Панкратов А. В. Телеологическое понимание синергетики // Философское исследование. М., 1999. № 4.
  90. В.Н. Современное общество и праксиология // История и тенденции развития науки на пороге XXI века. СПб. ТЭТУ., 2003.
  91. ИА.Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / Пер. с. англ. СПб.: Петербург -XXI в., 1995.
  92. X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004.12вЛетров Ю. П. Информация и биосфера // Информационные проблемы изучения биосферы. М., 1992.
  93. К.С. Инновации в научно-технической сфере: опыт современного прочтения. // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры. СПб., 2000.
  94. У1%.Пигров К. С. Социальная антропология как система // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1999.
  95. Платон Пир.- Сочинения: в Зт.- М., 1970. Т.2.- С. 135.
  96. С. ВСЁ (Опыт философской апологетики). М., 2004.131 .Порус В. Н. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Круглый стол) // Вопросы философии, 2003. № 12.
  97. И. Кость ещё не брошена // Синергетическая парадигма. М., 2002.
  98. И., Николис Ж. Биологический порядок, структура и неустойчивости // Успехи физических наук. Т. 109. В.З., 1973.
  99. И. и Стемгерс И. Время. Хаос. Квант. М.: Прогресс, 1999.
  100. И. и Стемгерс И. Порядок из хаоса. М., 1996.
  101. С.В. Герменевтическая реконструкция сущности творчества: Дис.. канд. филос. наук. М., МГУ, 2001.
  102. М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Н.Н., 1998.
  103. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 111 —1У симпозиумов / Психологический институт Российской Академии образования / ред. кол.: Чудновский В. Э. и др. М.: «Ось — 89», 2001.
  104. Разумник. О смысле жизни. СПб., 1910.
  105. АО.Разумный В. А. Драматизм бытия или обретение смысла. М.: АПРИКТ., 2000.141 .Рачков П. А., Платонов Г. В. Порядок и хаос (о некоторых тенденциях в обществе и философии) // Вестник МГУ, Сер.7. Философия. № 6., 2000.
  106. Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр. «Вист-С», 1998.
  107. И.Л. Физические закономерности и численные значения фундаментальных постоянных // Успехи физических наук М., 1980.
  108. Р. Жизнь великих людей. М., 1993. — С. 78.
  109. Е.И. Логика постижения и опыт обретения смысла жизни // Актуальные проблемы науки в исследованиях российских и зарубежных учёных. -М.: Компания Спутник +, 2000.
  110. Е.И. Онтолого-культурологические аспекты смысла жизни, творчества, свободы // Актуальные проблемы науки в исследованиях российских и зарубежных учёных. М.:Компания Спутник +, 2000.
  111. Е.И. Энтропия-информация i смысл жизни человека (Человеко-знание XXI века) // История и тенденции развития науки на пороге XXI века / отв.ред. В. П. Котенко. СПб., 2003.
  112. Е.И. К вопросу о категорическом императиве человеческого существования // Человек техногенной цивилизации на этапе перехода в информационное общество. Калининград. КТУ. (в печати).
  113. Е.И. Структуры творчества в поле бытования смысла жизни // Культурология на рубеже XX—XXI вв. М.: АПРИКТ, 2001.
  114. Рогальский Е. И, Шаронов В. В. Философско-культурологические аспекты соотношения творчества и смысла жизни // Проблемы научного и технического творчества и системы культуры / отв.ред. В. П. Котенко. СПб., 2000.
  115. Рогальский Е. И, Шаронов В. В. Демократия и творчество (онтология проблемы) // Роль политических коммуникаций в становлении российской демократии. СПб., 2003.
  116. Е.И. Смысл жизни как метафора творчества. Монография. М., 2004.-300с.
  117. В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть 111: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). Заключение: Мировоззрение для XXI столетия? СПб, ООО «Петрополис», 1999.
  118. ИШ. Философско-эстетические аспекты творчества: Авто-реф.канд. фи л ос. наук. Петрозаводск, 2001.
  119. . П. Проблема метода. — М., 1994.
  120. ХЪЪ.Свирский Я. И. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии). М., 2002.
  121. В.Е., Исаков А. Н. Философское творчество: между Сциллой традиции и Харибдой авангарда // Вопросы философии, 2004. № 4.
  122. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  123. ХЫ.Сифер О. О. Объективный смысл жизни в набросках новой философии. -Киев: Артэк, 2001.
  124. Смысл жизни. Антология / отв. ред. Н. К. Гаврюшин М.: Прогресс1. Культура, 1994.
  125. Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX веков / отв.ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1995.
  126. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы У1-У11 симпозиумов ПИ РАО / под ред. А. А. Бодарева, В. Э. Чудновского и др. Самара: Изд-во «НТЦ», 2002.
  127. . Г. Герменевтика метафизики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.1 бб. Сороко Э. М. Структурная гармония систем. Минск, 1984.
  128. Э.М. Атрибутивная полнота и целостность человека как интайроси-стемы // Экология и экософия сознания. Минск.: ВЭВЭР, 1999.
  129. Е.П. Феномен смысла в формировании картины мира: Авто-реф. дис.. канд.филос. наук. Саратов, 2002.
  130. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.
  131. ПО.Степин B.C. / Интервью с академиком РАН В. С. Степиным член-корр. РАН
  132. И.Т.Касавина// Вопросы философии. 2004. № 9. С. 63.
  133. ПХ.Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники.: Учебное пособие М., 1996. — С.292 — 302.
  134. А.Н. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). М., 1992.
  135. Е.Н. Смысл жизни. М.: Из-во Сытина, 1918.
  136. Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002.
  137. В.В. Синергетический подход в современном обществоведении // История и тенденции развития науки на пороге XXI века. СПб., 2003.
  138. Д. Психологические исследования. М., 1969. — С.61.
  139. Фалъко В. К Информация как «новая реальность» // Труды первого российского философского конгресса. Т.5. СПб., 1997.
  140. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.181 .Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.
  141. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  142. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд. — М.:Политиздат, 1983.184Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.
  143. JСакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.
  144. JСазен A.M. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. -М., 1998.1Хазен A.M. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. // Биофизика. Т.37. № 1., 1992.
  145. ХазенА.М. Разум природы и разум человека. М., 2000.
  146. ХазенА.М. Законы природы и справедливое общество. М., 1998.190Хайтун С. Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. № 2.191 .Хайтун С Д. Социальная эволюция и Джон Кейс: от прошлого к будущему // Вопросы философии. 2003. № 10.
  147. Хайтун С Д. Эволюция Вселенной // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 90.
  148. Р. Естественная история мироздания. М., 1963.9А.Чернавский Д. С. О методологических аспектах синергетики // Синергетическая парадигма. М., 2002.
  149. В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.
  150. В.В. Антропологическая экспертиза: содержание и основные проблемы // Клио. Журнал для ученых. 1997. № 1 (7).198Шведов М. Ш. Человек как незавершенная завершенность // Вопросы философии, 2004. № 2.
  151. М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем. М., 2003.
  152. Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб.:Алетейя, 1992.
  153. М. Молекулярная самоорганизация и ранние стадии эволюции. // Успехи физических наук. Т.109. В.3., 1973.
  154. Экософия и экология сознания. Минск: «ВЭВЭР», 2000. С.98−105.
  155. Юб.Энгельмейер П. К. (инженер) Теория творчества. СПб., 1910.
  156. Энциклопедический словарь Карданахи. СПб., 1895.
  157. Эпикур. Письмо к Менекею. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. — М., 1986. — С. 402−405.
  158. .Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004. № 2.210Якимец К. И. Своё и чужое // Вопросы философии, 2003. № 11. С. 32.
  159. Nageli C. Mechanisch physiologische Theorieder Abstammungslehre. Munchen. Leipzig: Druck und Verlag, 89.
  160. PCBE Transcripts (March.6, 2003) Session 3 (http: // www. bioethics. gov).
  161. Polanyi M. Sens giving and sens — reading // Knowing and being. L., 1969. P. 186.
  162. The Correspondence of Isaac Nowton. Vol. 3. Cambridge: CambridgeUniv/ Press, 1961.
  163. Prigogine J. The Philosophy of instability // Futures, 1989. August. P. 397.
Заполнить форму текущей работой