Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникативная стратегия Я-Другой как методологический принцип анализа одиночества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы и методы современной философии в целом и социальной философии в частности: компоративистский (сравнительный) метод, с помощью которого выявляются общие и особенные подходы к проблеме одиночества в естествознании, феноменологии, онтологии, герменевтике, экзистенциализме, в философии постмодернизмаметод… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-методологические подходы к анализу одиночества
    • 1. Различение естественно-научной и социо-культурной парадигм в анализе одиночества
    • 2. Онтология одиночества
    • 3. Феноменология одиночества
    • 4. Герменевтика одиночества
  • Глава 2. Стратегия «От Другого к Я» как методологический принцип анализа одиночества
    • 1. Лингвистический аспект отношения Я и Другого: одиночество в речи
    • 2. Проблема одиночества в любовном и дружеском общении
    • 3. Бытие единственного в постмодернистском проекте

Коммуникативная стратегия Я-Другой как методологический принцип анализа одиночества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одиночество является сущностной характеристикой человеческого бытия, а потому эта проблематика любима многими гуманитарными науками — психологией, философией, культурологией, социальной журналистикой, педагогикой. Она известна людям на уровне опыта повседневности и распознается в таких состояниях как депрессия, замкнутость, скука. Общеизвестность, с одной стороны, и неуловимость объекта анализа — с другой, заставляют включить проблематику одиночества в область трансдисциплинарных исследований, что накладывает отпечаток на выбор персоналий, в число которых попадают не только философы, но и психологи, психоаналитики, писатели, поэты, а также методы научного исследования — от естественно-научных (наблюдение, эксперимент) до деконструкции (Ж. Деррида).

В ситуации размытости границ исследуемого объекта — от доксе до строгой научности биологии, когда ни одна из уже названных дисциплин гуманитарного знания сама по себе не располагаем' всем иеоочодиммм инструментарием (понятиями, методами), дня анализа олшючеста лини, философия может дан. методологический образец дня сведения оннилиимч исследований одиночества в единую объясняющую модель. Фииософски методологический анализ феномена одиночества позволяет обобщи >ъ все н>, что было ранее достигнуто в исследовании этого объекта такими науками как биология, психология, психиатрия, социология, медицина, а также — в области понимающей философии — в феноменологии, экзистенциализме, герменевтике и других. Это позволяет уменьшить фрагментарность специальных исследований (космическая медицина, криминология), а также расширить контекст традиционно философских концепций за счет включения опыта постмодернистского философствования.

Методологически выверенная теоретическая модель одинокого бытия позволяет использовать ее для решения практических задач социальной о.

Актуальность темы

Одиночество является сущностной характеристикой человеческого бытия, а потому эта проблематика любима многими гуманитарными науками — психологией, философией, культурологией, социальной журналистикой, педагогикой. Она известна людям на уровне опыта повседневности и распознается в таких состояниях как депрессия, замкнутость, скука. Общеизвестность, с одной стороны, и неуловимость объекта анализа — с другой, заставляют включить проблематику одиночества в область трансдисциплинарных исследований, что накладывает отпечаток на выбор персоналий, в число которых попадают не только философы, но и психологи, психоаналитики, писатели, поэты, а также методы научного исследования — от естественно-научных (наблюдение, эксперимент) до деконструкции (Ж. Деррида).

В ситуации размытости границ исследуемого объекта — от доксе до строгой научности биологии, когда ни одна из уже названных дисциплин гуманитарного знания сама по себе не располагает всем необходимым инструментарием (понятиями, методами), для анализа одиночества лишь философия может дать методологический образец для сведения совокупных исследований одиночества в единую объясняющую модель. Философско-методологический анализ феномена одиночества позволяет обобщить все то, что было ранее достигнуто в исследовании этого объекта такими науками как биология, психология, психиатрия, социология, медицина, а также — в области понимающей философии — в феноменологии, экзистенциализме, герменевтике и других. Это позволяет уменьшить фрагментарность специальных исследований (космическая медицина, криминология), а также расширить контекст традиционно философских концепций за счет включения опыта постмодернистского философствования.

Методологически выверенная теоретическая модель одинокого бытия позволяет использовать ее для решения практических задач социальной практики, связанной с переходом общества от модернистского реформирования к его постмодернистскому проекту.

Степень научной разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблемы обусловлена тем, что она имеет давние философские традиции от Античности до современности в осмыслении феномена одиночества.

В рамках естественно-научного исследования одиночества (биология, медицина, психиатрия) используются такие объективирующие концепты как наблюдение, эксперимент, измерение, теория, выводящие проблематику одиночества за пределы психологии личных переживаний, что нашло отражение в работах американских исследователей (Р. Вейс, Дж. Р. Оди, Д. Рассел, Р. Брэдли, У. Джонс, А. Бек и др.). Эмпирические исследования одиночества ставят задачи рассмотреть необходимое количество переменных (скорость контактов особей, активность, вялость, внешний вид) с тем, чтобы создать удовлетворительную теоретическую модель.

В феноменологическом подходе к пониманию одиночества используются такие теоретические концепты как феноменологическая редукция, эмпирическое и трансцендентальное эго, опыт сердца, непосредственное усмотрение сущности, жизненный мир, Dasein (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, JI. Бинсвангер, Ф. Фромм-Рейхман, У. Сандлер, А. Щюц, М. Шелер и др.).

Наибольшую разработанность проблематика одиночества получила в философии экзистенциализма.

Мотивы одиночества в вере просматриваются у А. Августина в «Исповеди», неразмыкаемый никем мир одиночества «рыцаря веры» Авраама образует существо трагически-пессимистических взглядов С. Киркегора. Одиночество Я посреди других людей, способность Другого (в любви, дружбе, в массе, повседневности) превращать мир Я в вещность, объектность, отмеченные Ж.-П. Сартром, образует нерв экзистенциальной философии (А.

Камю, Otto фон Больнов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Р.-М. Рильке, Ф. Кафка, М. Пруст, Унамуно, Будда и др.).

Сравнительно недавно тематика одиночества актуализировалась в философской герменевтике, благодаря работам В. Дильтея, Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, а также их последователей — Г.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ж. Деррида и др. В рамках герменевтики одиночество рассматривается как уникальное состояние, как «ничье» одиночество, как без-умие (Ф. Ницше), глупость (А. Глюксман), как трансгрессия за пределы Я (Ж. Делез, Ф. Гваттари), приостанавливающие понимание за счет не-пони мания, и приводящие к пониманию через «опыт сдвига» (Ж. Батай).

Онтология одиночества связана с работами М. Хайдеггера, разработавшего такие характеристики одинокого бытия как присутствие, забота, бытие-к-смерти. Новым «возвращением» к Хайдеггеру является книга современного французского религиозного мыслителя Э. Левинаса «Время и Другой. Гуманизм другого человека», где он описывает такие «экзотические» для философии формы бытия как бессонница, материальность труда, ангельское присутствие человека в мире и его критика, совокупность орудий, пища и др., благодаря которым распознается одиночество акта существования.

Интерсубъективную значимость феномена одиночества, его диалогическое измерение позволяют описать такие теоретические концепты как бытие-с-Другим, опыт Чуждого (Э. Гуссерль), первичное отношение к Другому — любовь, дружба (Ж.-П. Сартр), повседневное бытие, бытие-с. в модусе подлинного и неподлинного существования (М. Хайдеггер, Отто фон Больнов), бытие массы (Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассет и др.), Другой языка, речи (Ж. Лакан, Ю. Кристева).

Проблемы коммуникативного минимума Другого в Я, а следовательно, допустимости опознания одиночества через опыт Другого исследуются в текстах отечественных мыслителей М. Бахтина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Мамардашвили, В. Распутина, Ю. Н. Давыдова, П. П. Гайденко, М.Е.

Покровского, С. Л. Франка, Н. Бердяева, Г. С. Батишева, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, К. Какабадзе, А. Меня, С. Л. Рубинштейна, В. Г. Федотовой, Л. Шестова и др.

Отмечая наличие большого исследовательского поля в разработке проблемы одиночества в зарубежной литературе, необходимо отметить существующую в недавний период в жизни нашего общества фрагментарность подобного рода работ отечественной гуманитаристики и философии вследствие идеологической уверенности в необходимости доминирования общего коллективного над индивидуальным и особенным. Современный этап социального реформирования порождает и активизирует такие феномены как чувство оставленности, брошенности, апатии, аномии, депрессивные состояния, образующие социально-патологическое ядро одиночества, что порождает и питает исследовательский интерес с целью выявления детерминаций, формулирования и обоснования выводов для практических рекомендаций.

Цель исследования. Целью диссертации является социально-философский анализ феномена одиночества, выявление общего и своеобразия в естественно-научном, онтологическом, экзистенциальном, феноменологическом, постмодернистском исследованиях одинокого бытия. Согласно цели определены основные задачи работы:

— показать различие естественно-научной и социо-гуманитарной парадигм в исследовании феномена одиночества, отметить возможности и границы объясняющего, объективирующего описания одиночества и необходимость дополнить его идеографическим, понимающим подходом;

— описать онтологические типы одиночества — преступление (Эдип), самоубийство (Кириллов), не-вменяемость повседневности (Иозеф К.), характеризующие одинокое вступание в бытие;

— выделить инстанции феноменологической редукции (структуры интерсубъективности) для конституирования феномена одиночества;

— показать неотменимость одиночества в сфере первичного отношения к Другому — в любовном и дружеском общении;

— определить место таких «опытов сдвига» в тотальное одиночество, каким является безумие (без-умие по правилам Ф. Ницше);

— раскрыть существо постмодернистского проекта бытия без./, при-роды, языка, Другого как попытку сведения одиночества к «нулевой степени» .

Объектом исследования являются свойства одинокого бытия, характеризующие состояния того, что есть депрессия, абсурдность жизни, скука, безумие, а предметом исследования — философско-методологический аспект феномена одиночества.

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы и методы современной философии в целом и социальной философии в частности: компоративистский (сравнительный) метод, с помощью которого выявляются общие и особенные подходы к проблеме одиночества в естествознании, феноменологии, онтологии, герменевтике, экзистенциализме, в философии постмодернизмаметод структурно-функционального и лингвистического анализа. Для решения поставленных задач автор использовал методы вне-научного знания — психоанализ, а также методологию постмодернистской гуманитаристики — деконструкцию. Особое значение для данной работы имеет метод интерсубъективного, диалогового исследования, а коммуникативная стратегия от Другого к Я используется как теоретическая модель для характеристики подлинно сущего одиночества и его неподлинных свойств.

Основная идея, которая выносится на защиту, состоит в том, что одиночество рассматривается как необходимое, неотменимое условие становления собственной субъективности, за спиной которой и перед лицом которой неминуемо встает образ Другого (языка, тирана, безумия, смерти, опыта чуждого, метаморфозы бес-субъектности и др.), который пре-следует Я, наступает, а потому средством спасения оказывается опыт от-стояния (отшельничества, уединенности, без-умия, ускользания).

Научная новизна работы содержится в основных положениях, выносимых на защиту.

1. Естественно-научная, объясняющая парадигма анализа одиночества должна быть дополнена принципами и методами понимающей философии и герменевтики.

2. Привилегированным объектом одиночества является бытие-к-смерти, а выделенные субъектные инстанции феноменологической редукции позволяют усмотреть его трансцендентальный образ.

3. Одинокое бытие предстает в онтологических типах пре-ступления, само-убийства, не-вменяемости человека повседневностифеномен одиночества допускает «опыт сдвига» в бессознательное, в безумие.

4. Одиночество действует не только в рамках социальных феноменальностей (отношение Я с Другими), но затрагивает самое первичное отношение к Другому (любовь, дружбу), что делает проблему одиночества неразрешимой.

5. Постмодернистский проект «бытия без.» при-роды, языка, сознания, Другого сводит феномен одиночества к «нулевой степени» .

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы: для теоретического осмысления социально-психологических последствий одинокого бытия, проявляющихся в кризисных состояниях личности — преступлении, алкоголизме, асоциальное&trade— для приктически-гуманистической адаптации человека, обоснования индивидуального бытия;

— для чтения курса лекций по философии, социальной психологии, конфликтологии, разработки специальных методик оценки одиночества для структур психологической службы высших учебных заведений.

Структура работы. Отражая цели и задачи исследования, а также его методологию, диссертация состоит из двух глав: «Философско-методологические подходы к анализу одиночества» и «Стратегия от Другого к Я как методологический принцип анализа одиночества». Диссертация содержит: введение, 7 параграфов, заключение и список литературы из 182 наименований. Общий объем диссертации — 187 страниц.

Заключение

.

Диссертация представляет собой социально-философский анализ одиночества с особой выделенностью значения интерсубъективности, коммуникативной стратегии Я-Другой в формировании самого феномена одиночества.

В качестве выводов мы должны отметить необходимость систематического различения естественно-научной и социо-гуманитарной исследовательских программ в анализе одиночества. Существуют удачные попытки определить одиночество как биологический феномен и в общем виде свести данные, опирающиеся на исследовательский опыт, к наблюдениям над изоляцией животных, их существованию в отсутствии или при недостатке контактов с особями одного с ними вида (Дж. Р. Оди). Отмечено, что объяснение одиночества у животных является выводом из наблюдения над объектом, так что «объясняемое» объявляется посредством «объясняющего» в виде неотрефлексированных предпосылок идеографического (индивидуального, культурного, социального) характера.

Антропология имеет дело с изменчивым объектом (эффектами общности в массе, одиночеством Единственного — вождя, тирана), имеющим психологическое и лингвистическое измерения (Э. Канетти). Его метод исследования является духовно-психологическим, интерпретирующим, но не сводимым к своеобразию мнения отдельной личности, как это имеет место в искусстве. Приемы такого исследования относятся к социо-культурной парадигме. Необходимость преимущественного применения кульгур-центристской программы соответствует предмету — неуловимости одиночества как индивидуального и социокультурного феномена, где за прямыми свидетельствами поведения, речи скрыт его подлинный смысл.

В работе описаны онтологические типы одиночества — преступление (Эдип), самоубийство (Кириллов), не-вменяемость повседневности (Иозеф К.). Отмечено, что во всех этих случаях вступание в бытие оказывается актом одиночества, потому что каждое из них предполагает индивидуальное действие, которое не совершается совместно.

Феноменологический анализ одиночества позволил выделить и охарактеризовать инстанции феноменологического опыта, благодаря которым смыслы бытия открываются наиболее полно. Отмечено, что бытие-к-смерти является привилегированным объектом для феноменологического исследования.

Определено место такого «сдвига в одиночество» каким является стратегия правильного с-ума-шествия Ф. Ницше, а попытки его интерпретировать, понять дают представление об образе того диалога, средствами которого являются теория и методы герменевтики от В. Дильтея до Г. Гадамера и Ж. Деррида.

Вторая глава диссертации посвящена исследованию одиночества в коммуникативном опыте с Абсолютным (одиночество Авраама), подчеркнут непрямой характер коммуникации, опосредованный речью, что делает их диалог предельно изолированным, одиноким существованием. Абсолют (Бог) в богоотношении с Авраамом одинок, потому что не имеет телесности, а речь суть телесный феномен, по этой причине Он остается в одиночестве не-сообщаемости.

Одиночество Авраама обусловлено наличием при-родной, именно, родовой связанности с сыном, потому что жертвоприношение родового тела не стало «окончательным» жестом, и эта связь не может быть объявлена (Богу), интериоризована.

Коммуникация на уровне первичного отношения к Другому (любовь, дружба) не спасает Я от превращения в вещное бытие, в наличную фактичность «подручного бытия», что обнаруживает для нас тот же самый феномен одиночества в осознании абсурдности жизни, тошноте, посторонности, страхе и т.н. экзистенциалах.

В постмодернистской философии была предпринята попытка свести феномен одиночества к «нулевой степени» за счет жертвоприношения Другого языка, сознания, природы, других людей), что образует крайний полюс пессимистического выхода: чтобы избавиться от одиночества, нужно убить Другого.

Действительное решение проблемы одинокого бытия находится, по нашему мнению, не на пути его устранения и минимизации, а вызывает необходимость такого устроения субъективности, которая позволит интегрировать в Я те жизненные смыслы, которые дает опыт одиночества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999. — 393 с.
  2. Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988.- 286 с.
  3. М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. М.: Педагогика 1991.-88 с.
  4. Апель К.-О. Трансцендентальное герменевтическое понятие языка. //Вопросы философии.- 1998. — № 4.
  5. Аристотель. Политика. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  6. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616 с.
  7. Г. С. Категория противоречий и ее мировоззренческая функция // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. — с. 39−58
  8. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1963. — 363 с.
  9. М. М. Философия поступка // Философия и социология пауки и техники: Ежегодник. 1984−1985. -М.: Наука, 1985.
  10. Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  11. Н. А. Философия свободы- Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.
  12. Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.: Советский писатель, 1990.-342 с.
  13. Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 143−162.
  14. Н. А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. -Париж: Имка-пресс, 1934. 287 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
  16. Л. Бытие-в-мире. М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1999. — 300 с.
  17. . Символическией обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000. -387 с.
  18. О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. — 224 с.
  19. М. Два образа веры. М.: Республика. 1995. -464 с.
  20. М. Я и ты. Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  21. Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  22. Буржуазная филосовская антропология XX века. Под ред. Б. Т. Григорян. -М.: Наука, 1986.-294 с.
  23. . Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. — 238 с.
  24. А. К. У истоков христианского иррационлизма. Киев.: Политиздат Украины, 1984. — 140 с.
  25. В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искуство, 1984. — 264 с.
  26. Ф. Е. Психология переживания. Анализ предолевания критических ситуаций. М.: Изд — во МГУ. 1984. — 200 с.
  27. Л. С. Проблемы развития психики. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 3.-367 с.
  28. Л. С. Психология исскуства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  29. Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Л.: Госиздат. — 1930. — 232 с.
  30. Р. М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972.-222 с.
  31. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: «Искусство», 1991. — 367 с.
  32. X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  33. П. П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -288 с.
  34. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. — М.: Республика, 1997. 495 с.
  35. В. И. Протестанцизм. М.: Политиздат. 1971. — 199 с.
  36. Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х тт. М.: Мысль, 1970 — 1973. — 371 с.
  37. Г. В. Ф. Работы разных лет. Т. 1 2. — М.: Мысль, 1973.
  38. Т. П., J1. И. Кирсанова. Герменевтика и психотерапевтические практики. Владивосток: Дальнаука, 1998. — 188 с.
  39. П. С. Филосовская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997.-448 с.
  40. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. -315 с.
  41. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.-357 с.
  42. Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1989. — 317 с.
  43. . Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384 с.
  44. А. Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. — 180 с.
  45. . Голос и феномен СПб., «Алетейя», 1999. — 208 с.
  46. . О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. -Минск: Современный литератор, 1999. 832 с.
  47. . Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. — 495 с.
  48. У. Психология: М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
  49. В. Описательная психология. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. — 160 с.
  50. Э. В. Диалектическ- I логика: Очерки истории теории. М.: Политиздат, 1984.
  51. И. А. Философия Гегеля сак учение о конкретности бога и человека. В 2-х тт. СПб.: Наука, 1994. -.' 42 с.
  52. Исторический материализм ка) методология познания и преобразования общественной жизни. Под ред. I. В. Денисова. М.: Наука, 1987. — 284 с.
  53. История современной зарубеж! ж философии: Компаративистский подход. Т. 1,2. 3-е изд. СПб.: Лань, 199 — 448 с.
  54. М. С. Мир общения. Пр >блема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  55. М. С. Человеческая дея ельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  56. А. Бунтующий челове* Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  57. Э. Масса и власть. М: Изд-во «Ас1 Ма^шет», 1997. — 528 с.
  58. Р. С. Теория и э. сперимент в биологии: мировоззренческий аспект. М.: Наука, 1984. — 161 :.
  59. Ф. Избранное. Сборник. М.: Радуга, 1989. 576 с.
  60. Л.И. Проблема сим. олического в философии постмодернизма. -СПб: ФКИЦ «Эйдос», 1996. 2' 8 с.
  61. Л. Н. Цель и смысл жизн I человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  62. Л. Н. Человек и его судь(а. М.: Мысль, 1988. — 284 с.
  63. Кон И. С. В поисках себя: Ли' ность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  64. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. -255 с.
  65. Кон И. С. Моральное созш ше личности и регулятивные механизиы культуры // Социальная психо. огия: История. Теория. Эмпир. исслед. / Под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: Изд-1 о ЛГУ, 1979. — с. 49−61.
  66. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Толитиздат, 1978. — 367 с.
  67. А. Идея смерти в филос< фии Гегеля. М.: Логос, Прогресс-Традиция, 1998.
  68. Кун Т. Структура научных рев' люций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  69. П. Современный психо нал из. СПб.: «Б.С.К.», 1997. — 351 с.
  70. С. Болезнь к смерти // Этическая мысль: Науч. публицист, чтения. / Под ред. А. А. Гусейнова. IV: Политиздат, 1990. — с. 361−470.
  71. С. Несчастнейший. Неверные цветы, кн. 4. СПб, 1908.
  72. С. Страх и трепет М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1998. — 384 с. (Библиотека фил «совской мысли).
  73. Лабиринты одиночества. / По, д ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  74. . „Стадия зеркала“ и другие тексты. Париж, Европейская Школа Психоанализа Ассоциации Фо да Фрейдовского Поля, 1992. — 59 с.
  75. . Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: „Логос“, 1997.- 184 с.
  76. . Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954). М.: ИТДГК „Гнозис“, Изд-во „Логос“, 1998. — 432 с.
  77. . Семинары. Книга II: „Я“ в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). М.: Изд-во „Гнозис“, Изд-во „Логос“, 1999. — 520 с.
  78. . Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте // Кабинет. СПб, 1994.
  79. С. Философия вновом ключе. М.: Республика, 2000. — 287 с.
  80. Ф. и др. Суждение и афоризмы / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. М.: Политиздат, 1990. — 384 с.
  81. Левинас Э. .Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265 с.
  82. В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990 — 397 с.
  83. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Изд-во „Наука“, 1980. -358 с.
  84. Л. М. Проблема развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  85. . Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 266 с.
  86. А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. — 720 с.
  87. М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. — 253 с
  88. М. Лекции по античной философии. М.: „Аграф“, 1999. -320 с.
  89. Ман П. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1999. — 368 с.
  90. ЮО.Марк Аврелий. Размышления. Л.: Наука ленин. Отд-е, 1985. — 245 с. 101. Маркиз де Сад и XX век. — М.: РИК „Культура“, 1997. — 256 с.
  91. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф.
  92. Соч.-2-е изд. Т.46. — ч. 11. ЮЗ. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. — М., 1982
  93. Е. Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения: Пер с польск. М.: Прогресс, 1986. — 254 с.
  94. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: „Ювента“, „Наука“, 1999. — 606 с.
  95. Юб.Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. — 559 с.
  96. Е. Н. Проблема человека в русском экзистенциализме: Этический аспект. / Человек как философская проблема. Восток-Запад. М.: Наука, 1991.
  97. Ф. Антихристианин. Сумерки богов. Пер. М.: Политиздат, 1989. -398 с.
  98. Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. в 2-х тт. М.: Политиздат, 1990.
  99. Ю.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. — М.: СП
  100. Интербук», 1990.-301 с. 111.Новалис. Генрих фон Оффтердингер. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.:
  101. Платон. Собрание сочинений в 3-х т. М.: Мысль, 1971.
  102. В. Выражение и смысл. М.: Аё Ма^тет, 1995. — 426 с.
  103. В. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. — 339 с.
  104. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  105. A.A. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
  106. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
  107. Психология масс. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 — 592 с.
  108. Э. Жизнь Иисуса. М.: Политиздат, 1991.-391 с.
  109. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1998. — 544 с.
  110. Д. Некоторые типы характера и общество. Соц. исследов. 1993. № 3. -с. 121−129, № 5.-с. 144−151.
  111. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 358 с.
  112. С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  113. А. М. Психоанализ и религия. М.: Знание, 1987. — 62 с. (Новое в жизни, науке, технике. Науч. атеизм- II/1987).
  114. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — 398 с.
  115. Сенека Луцей Анней. Нравственные письма к Луцию. М.: Наука, 1977. -383 с.
  116. В. С. Собрание сочинений в 8-ми тт. СПб, 1894−1897.
  117. Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Мол. гвардия, 1984.-288 с.
  118. Ф. Структурная лингвистика. М.: Л.: 1936.
  119. Софокл. Трагедии. -М.: Худож. лит-ра, 1988.-493 с.
  120. Г. В. Любовь против одиночества. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  121. Г. Я. Блез Паскаль. М.: Мысль, 1979. — 176 с.
  122. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  123. НО.Типсина А. Н. Философия религии К. Яспера.: Критич. анализ. JL: Изд-во ЛГУ, 1982.-152 с.
  124. А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. 2-е изд.- М: Политиздат, 1984. 478 с.
  125. Ю. В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1998. -236 с.
  126. Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. М.:Изд-во академии наук СССР, 1962.- 240 с.
  127. А. Столкновение с будущим // Иностр. лит-ра. 1972. — № 3.- с.234−237.
  128. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.-542 с.
  129. Л. Избранные философские произведения: в 2-х тт. М.: Госполитиздат, 1955. — 414 с.
  130. Философия любви. ч.2. Антология любви. М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
  131. С. Л. Смысл жизни / Вопросы филисофии. 1990 г. № 6−7, с. 68−132.
  132. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  133. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богогов. М.: Политиздат, 1989.-с. 94−142.
  134. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 455 с.
  135. Фрейд 3. Недовольство в культуре // Филос. науки. 1989. — № 1-е. 92−101.
  136. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
  137. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Диалог. 1990. -№ 12.-е. 104−112.
  138. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. М.: Республика, 1994.-447 с.
  139. Э. Бегство от свободы. -М: Прогресс, 1990. 269 с.
  140. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  141. Э. Искусство любить: Исслед. природы любви. М.: Педагогика, 1990.-157 с.
  142. Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопр. философии. 1991. — № 9. -с. 69−160.
  143. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. -с. 143−222.
  144. Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — с. 443−483.
  145. М. Бытие и время. Пер. Бибихина В. В. M.: Ad Marginem, 1997. -451с.бЗ.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.:
  146. Ю. М., Данчево О. В. Одиночество. (Социально-психологические проблемы). Киев: Изд-во «Украина», 1991
  147. Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. Пер. с нем. М.: прогресс, 1964. -359 с.
  148. А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  149. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 490 с.72.Шестов Л. Киркегард — религиозный философ: Ст. от 1937 г.
  150. Общественные науки и современность. 1991. — № 3. — с. 187−192. 73. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. — СПб.: АО «Алетейя», 1994. -333 с.
  151. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. -448 с.
  152. Ф. О превоначальном христианстве. Сборник. — М.: Политиздат, 1983.-48 с.
  153. Юнг К. Г. Архитип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  154. Юнг К. Г. Приближаясь к бессознательному / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Наука, 1990.
  155. Юнг К. Г. Проблема души современного человека. / Философ, науки, 1989. -с. 114−126.
  156. Язык и текст: Онтология и рефлексия.//Материалы к I Международным философско-культурологическим чтениям. СПб.: Silentium, 1999. — 345 с.
  157. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. —527 с.
  158. К. Философская вера / Ежегодник философского общества СССР. -М, 1990. С. 264−303.
Заполнить форму текущей работой