Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения России: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Возникновение диспропорций в предоставлении государством жизненных шансов и возможностей для улучшения социальных условий различным группам населения препятствует развитию общества. Реализация Федерального закона № 122-ФЗ, приоритетных национальных проектов показала, что сфера социального обслуживания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
    • 1. 1. Концептуальные основы социологического анализа 14 социальных условий жизни населения
    • 1. 2. Социальная политика как фактор формирования социальных 34 условий жизни населения
    • 1. 3. Социальная структура общества и дифференциация 56 социальных условий жизни населения
  • Глава 2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
    • 2. 1. Управление процессами формирования социальных условий 81 жизни населения в период проведения социальных реформ в обществе
    • 2. 2. Борьба с бедностью — основное направление проводимых 103 социальных реформ
    • 2. 3. Оценка населением социальных условий жизни в период 119 проведения социальных реформ

Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения России: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью поиска и обоснования эффективных методов управления социальными реформами с целью повышения уровня и качества жизни населения, роста его благосостояния, создания условий для развития человеческого капитала. В обществе возникла настоятельная потребность в проведении государством социальной политики, направленной на преодоление негативных последствий перехода к рыночным отношениям, прежде всего таких, как обнищание части населения, ухудшение материального положения ряда социальных групп, углубление социальной дифференциации и др.

Изучение влияния современных реформ на социальные условия жизни населения позволяет выявить значительные ресурсы, необходимые для закрепления позитивных тенденций, способствующих формированию в обществе социальной стабилизации, установлению отношений конструктивного партнерства, предоставлению гражданам равных жизненных шансов и возможностей. Рыночные отношения успешно развиваются при активной включенности граждан в общественные изменения, направленные на расширение возможностей удовлетворения их социальных потребностей.

Предоставление гражданам равных шансов и возможностей в социальной сфере позволяет обеспечить решение проблем получения качественного образования, улучшения здоровья населения, повышения культурного уровня, роста благосостояния населения в целом. Расширение свобод выбора личности связано со становлением элементов гражданского общества в России, с усилением внимания институтов политической системы к обеспечению гражданских прав, свобод и, соответственно, с повышением индивидуальной ответственности личности за собственные социальные условия жизни. В то же время проводимые в обществе реформы пока не привели к качественному улучшению условий жизни населения. Напротив, наблюдается обострение социальных проблем, в том числе проблема элементарного выживания малообеспеченных групп населения. Согласно социологическим исследованиям недовольство населения социальными условиями своей жизни постепенно сокращается, но доля негативных оценок остается очень высокой, а по ряду проблем она преобладает над количеством позитивных. Практика свидетельствует, что прежними управленческими способами решить социальные проблемы государство не может. Необходим поиск эффективных, сбалансированных, научно обоснованных методов успешного осуществления реформ. Соответственно, актуальность исследования определяется необходимостью выявления тенденций и факторов, влияющих на изменение качественных и количественных характеристик социальных условий жизни населения и на этой основе разработки новых управленческих подходов, коррекции реформ в целях оптимизации социальных условий жизни, особенно применительно к категориям населения, нуждающегося в социальной поддержке государства.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальных условий жизни в разных аспектах исследуется в работах социологов, политологов и философов. Теоретико-методологические вопросы социальных условий жизни рассмотрены в исследованиях И.В. Бестужсва-Лады, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, И. Т. Левыкина, Т. И. Заславской, H.A. Аитова, В. А. Ядова, Ю. В. Арутюняна и др. Вопросы теории и практики социальной политики в период формирования и развития рыночных отношении представлены в работах В. Э. Бойкова, Ж. Т. Тощенко, H.A. Волгина, Б. В. Ракитского, Ф. И. Шаркова, С. Ф. Фролова и многих других исследователей. В настоящее время имеется значительное количество публикаций по проблемам бедности населения, в которых дан анализ ее причин, определены параметры и масштабы бедности в российском обществе.

Данные вопросы рассмотрены в работах СЛ. Айвазяна, В. Н. Бобкова, Л. А. Гордон, Н. М. Римашевской и др. авторов).

В последнее десятилетие XX века для характеристики социальных условий жизни населения стал широко использоваться индекс развития человеческого потенциала (ИЧП). Методология расчета, значения этого индекса представлены в работах зарубежных и отечественных специалистов (А. Сен, С. Ананд, В. И. Жуков, В. Н. Бобков и др.), в материалах ООН, МОТ и других международных организаций.

В настоящее время наметились новые тенденции, свидетельствующие об укреплении рыночных отношений в обществе, явно обозначились уровни социальной дифференциации, изменились приоритеты социального развития, активизировалась социальная направленность деятельности государства, приняты приоритетные национальные проекты. Однако исследований, в которых бы проводилась оценка влияния нового и достаточно сложного комплекса явлений на изменение социальных условий жизни населения, пока явно недостаточно. Данное обстоятельство не позволяет оценить проблему социальных условий жизни населения в Российской Федерации в полном объеме и определить на этой основе пути улучшения качества жизни, обеспечения равных жизненных шансов для всех граждан.

Объект исследования — социальные условия жизни российского населения в период проведения кардинальных социальных реформ.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на социальные условия жизни населения с учетом дифференциации уровня и качества жизни населения в период проведения социальных реформ.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — выявление тенденций и факторов изменения социальных условий жизни российского населения и обоснование путей оптимизации государственной социальной политики в условиях реформирования общества.

В соответствии с поставленной целью в работе сделана попытка решить следующие задачи:

— уточнить концептуальные основы анализа социальных условий жизни населения, содержание категорий «качество жизни», «уровень жизни» «социальные условия жизни" — выявить объективные и субъективные показатели социальных условий жизни;

— дать анализ социальной политики как основного фактора формирования социальных условий жизни населения и повышения качества жизни в период проведения кардинальных социальных реформ;

— обосновать методы и механизмы управления социальными условиями жизни населения в период ликвидации государственной системы социального обслуживания;

— исследовать результаты реализации приоритетных национальных проектов в контексте государственных обязательств перед определенными категориями граждан;

— дать анализ бедности в России, ее качественные и количественные характеристики и на этой основе обосновать формы и методы преодоления данного социального явления;

— исследовать оценки населением социальных условий жизни и их динамику в процессе реализации социальных реформ.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

— на основе анализа современных концептуальных подходов исследования социальных условий жизни уточнено само понятие «социальные условия жизни», а также понятия «уровень жизни», «качество жизни». Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных жизненных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации;

— обосновано, что социальная политика является эффективной, когда она направлена на улучшение социальных условий жизни населения, повышение уровня и качества жизни, снижение социальной дифференциации в обществе, реализует взаимосвязи в системе «бизнес-власть-общество» таким образом, чтобы сбалансировать личные и общественные интересы в целях социальной стабильности и развития общества;

— определено, что развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Противоречия между бедностью и богатством обусловливают высокую степень несовместимости интересов верхних и нижних слоев населения. Одновременно социальные гарантии, стандарты и индикаторы, на которые ориентирована деятельность государственного административно-управленческого аппарата, имеют тенденцию к отставанию от процесса интенсивного реформирования общества. Таким образом, инновационный потенциал реформ сдерживается, с одной стороны, ориентацией управляющих структур на устаревшие стандарты и индикаторы, а с другой — из-за разрыва ценностных ориентаций полярных социальных групп;

— обосновано наличие противоречий в условиях жизни россиян, вызванных отсутствием равных шансов для развития человеческого потенциала, выраженным предпочтением молодому возрасту в социально-трудовой сфере, социальным неравенством, изначально обусловленным неравными жизненными шансами, особым российским феноменом «вторичной бедности», связанным с пенсионным возрастом, потерей работы, многодетностью семьи и т. д.;

— выявлено, что реализация приоритетных национальных проектов способствует смягчению социальной напряженности в обществе, вызванному принятием и реализацией Федерального закона № 122-ФЗ, однако они не могут снизить дифференциацию социальных условий жизни населения и обеспечить предоставление россиянам равных возможностей для развития человеческого потенциала — для успешного решения этих социальных проблем необходим возврат к социально ориентированному государству;

— определено, что положение неблагополучных слоев населения имеет объективные причины: низкий уровень образования, отсутствие навыков, необходимых для занятия выгодных позиций на рынке труда, проблемы со здоровьем и т. д. Значительная часть населения соглашается с необходимостью проведения современных реформ, однако настаивает на расширении возможностей для самостоятельного решения своих социальных проблем.

Положения, выносимые на защиту:

— успешный переход к новым социальным условиям зависит от содержания и способов реализации современных реформ, методов взаимоотношений между государством и гражданским обществом, государственным административным аппаратом и населением. Социальная политика является эффективной, когда способствует улучшению условий жизни населения, повышению уровня и качества жизни, снижению социальной дифференциации в обществе, основана на сбалансированости личных и общественных интересов в целях устойчивого развития общества на базе социальной солидарности. Данный процесс взаимосвязан с совершенствованием управления социальной сферой, социальной ответственностью бизнеса перед обществом, а также с условиями, обеспечивающими развитие гражданского общества и общественную активность населения;

— развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Возникновение диспропорций в предоставлении государством жизненных шансов и возможностей для улучшения социальных условий различным группам населения препятствует развитию общества. Реализация Федерального закона № 122-ФЗ, приоритетных национальных проектов показала, что сфера социального обслуживания оказалась не затронута рыночными преобразованиями и это привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения. Необходимо перераспределение социальной ответственности между уровнями государственной власти и местным самоуправлением, между всеми государственными и негосударственными субъектами социальной политики, а также формирование в стране единого социального пространства;

— в результате проводимых реформ сформировалась устойчивая замкнутость социальных слоев российского общества, возникли социально-экономические препятствия, не позволяющие бедным и малообеспеченным слоям населения осуществлять вертикальную мобильность. Доля бедных в ближайшие годы скорее будет возрастать, чем снижаться вследствие окончательного использования прежних жизненных ресурсов малообеспеченных россиян, а также невозможности для большинства из них в силу особенностей их человеческого потенциала и условий региональных рынков труда самостоятельно выйти из состояния нуждаемости. Качество социальных условий жизни улучшают в основном те, кто уже находится в более благополучном положении. Развитие демократизации общества, рыночных отношений повышает ответственность отдельного человека за собственные социальные условия жизни;

— исследование социальных условий жизни предполагает учет как объективных показателей качества и уровня жизни населения, так и субъективную оценку населением своих условий жизни. Мониторинг общественного мнения граждан, общественности за ходом реформ становится сигналом «снизу» на действия государства, реализуемые «сверху», что позволит «разбюрократизировать» процесс реформирования и создать условия для активизации низовых институтов и структур гражданского общества.

Теоретические, методологические и методические основы исследования составили общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического. Анализ темы основывается на теоретических положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых, а также научных публикациях по данной проблематике. В диссертации также использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых в области социологии управления, социальной политики. Для эмпирического исследования привлекались комплексные методы, применяемые в процедурах прикладного социологического исследования.

Эмпирическую базу исследования составили:

— нормативно-правовые документы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по проблемам социальной политики, в том числе Федеральный закон № 122-ФЗ, приоритетные национальные проекты «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Качественное образование»;

— аналитические материалы Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1996;2006 гг.), в том числе результаты социологических исследований при участии автора «Социальная справедливость» (2003 г.), «Социально-трудовые отношения» (2004 г.), «Народ и власть» (2006 г.). Мониторинг, опросы проведены по общенациональной выборке в 24−26 субъектах Российской Федерации. Формирование и реализация выборочной совокупности опрошенных осуществлялись по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее формирования и реализации. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составлял, как правило, 2400 человек;

— материалы социологического исследования «Социальное неравенство и публичная политика», проведенного в апреле-мае 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с «Горбачев-Фондом». По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания;

— материалы социологического исследования «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян», проведенного в марте-апреле 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации. По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районированию, принятому Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения;

— данные официальных статистических источников, в том числе итоговый отчет «Социально-экономическое развитие Российской Федерации за 2006 г.».

В работе над диссертацией были использованы программы социального развития регионального уровня, материалы международных и всероссийских конференций и семинаров, научных дискуссий.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена репрезентативностью исходной и вторичной эмпирической информации, применением адекватных методов теоретического осмысления и эмпирической обработки социальной информации, соблюдением принципов и логики построения доказательств, практической апробацией работы. Научные выводы и практические результаты основаны на законодательных актах, инструктивных и аналитических документах органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, результатах социологических исследований, теоретических выводах отечественных и зарубежных исследователей.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке и обосновании социальных программ повышения уровня и улучшения социальных условий жизни населения как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Ряд теоретических положений может быть использован при разработке методологии анализа социальных условий жизни населения в период проведения реформ, реализации приоритетных национальных проектов, а также чтении курса социологии управления, подготовке спецкурсов по проблемам социального реформирования общества.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались на международных, федеральных, региональных научных конференциях и симпозиумах, а также использовались при подготовке материалов, посвященных вопросам улучшения социальных условий жизни населения: к заседанию Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность" — к заседанию «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий» в рамках IX Петербургского международного экономического форума (2005 г.) — для первого Дальневосточного международного экономического конгресса сентябрь 2005 г., Хабаровск) — в ходе работы над проектом федерального закона «О кооперации в Российской Федерации».

Основное содержание и выводы по диссертационному исследованию представлены в пяти публикациях общим объемом 2,45 пл.

Результаты исследования влияния социальных реформ на социальные условия жизни населения России в период реформ свидетельствуют о негативном их влиянии на уровень жизни значительной части россиян. После развала СССР страна потеряла приоритеты во многих сферах жизни общества. Прежние социальные условия жизни населения связывались социологами и политологами с бесплатным здравоохранением и образованием, системой социальных гарантий. С переходом к рыночным отношениям многие из прежних социальных благ были утрачены без компенсации их доступными платными услугами, поддержкой профсоюзов, отстаивающих интересы трудящихся.

101 Печчеи Л. Человеческие качества. М., 1980. М. 45.

В России официально доля бедного населения составила 35% в 2000 году, а в большинстве стран СНГ доля бедных превышает половину населения102. Но и после многих лет рыночных реформ Россия далека в экономическом и социо-культурном отношении от развитых европейских стран и тем более от США. Для успешного проведения социальной политики требуется не только разработка, но и успешная реализация в интересах основной части населения национальной концепции социальных условий жизни, учитывающей прежде всего социо-культурные особенности современного российского общества. Необходимо также разработать систему социальных условий жизни на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, федеральных округов.

В течение последних лет российское государство постепенно снимало с себя обязанности регулировать социальные процессы в обществе. В частности, это нашло отражение в принятом Государственной Думой в августе 2004 г. Федеральном законе № 122-ФЗ. Он получил широкую известность под названием закона о монетизации льгот. Суть этого закона сводится к отказу государства от социальной поддержки основной массы населения, которой оно пользовалось в период существования советской власти.

В данном исследовании влияние социальных реформ на социальные условия жизни населения оценено по следующим показателям: уровень благосостояния населения, основные социально-демографические факторы, экономическая активность населения, социальная безопасность, при этом учитывались состояние окружающей среды и природно-климатические условия.

При изучении проблем социальных условий жизни, влияния социальных реформ на социальные условия жизни населения важное значение имеют результаты социологических исследований. Они позволяют.

102 См.: Обучение рынку / Под ред. С. Ю. Глазьева. М., 2004. сопоставить данные официальной статистики с собственными оценками населением уровня своего материального благосостояния. При комплексном подходе могут быть исследованы материальное положение, условия жизни, степень социальной защищенности и адаптации населения к новым экономическим условиям.

В годы реформ происходил рост доходов населения в номинальном выражении, но он полностью или частично обесценивался инфляцией. В результате прожиточный минимум не обеспечивал физическое выживание человека.

Особенно значительно росли цены на продукты питания и коммунальные услуги (ЖКХ), цены на которые регулировались местной администрацией. Заметно увеличилась доля оплаты услуг при одновременном сокращении доли расходов на приобретение предметов потребления длительного пользования. Но на некоторые товары длительного пользования (легковые автомобили, видеомагнитофоны, видеокамеры, телефоны и т. п.), а также на туристические поездки в зарубежные страны спрос вырос. Но это связано в первую очередь с усилением социальной дифференциации в российском обществе. Она во много раз превысило критическое значение 10:1.

По данным Всероссийского центра уровня жизни, к среднему классу в начале века следует отнести лишь 9% населения России, в то время как практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет не менее 70% населения103. К бедным слоям населения относятся помимо части семей, молодежи и сельских жителей безработные, мигранты, государственные иждивенцы (студенты, пенсионеры). В силу ряда природных, климатических и экономических факторов в категорию бедных вошли целые социальные группы занятых в отдельных отраслях и проживающих в депрессивных районах.

103 Бобков В. Золотая середина / Труд. 2004. 24 июня.

Этому способствует отказ государства от регулирования минимального размера оплаты труда (МРОТ) исходя из его соотношения с величиной прожиточного минимума. В 2004 г. МРОТ в России за месяц был равен минимальному размеру оплаты труда в США за один час.

Острой социальной проблемой российских реформ является растущая безработица, которая существует преимущественно в скрытой форме. С ее учетом безработица в 2004 году составила не менее 15%. Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность усиливают процесс маргинализации населения. Различные оценки, сделанные на основе социологических исследований, показывают, что «социальное дно» в современной России: нищие, бомжи, беспризорники и уличные проститутки, составляют примерно 10% городского населения.

Основными причинами плохого питания населения стал низкий уровень благосостояния основной массы населения, а следовательно, его низкая покупательная способность для приобретения самых необходимых продуктов питания.

Это влечет за собой дальнейшее ухудшение здоровья нации. Оно связано также с социальными стрессами и кризисом системы российского здравоохранения. Ухудшаются возможности для лечения, поскольку цены на лекарства выросли до таких размеров, что граждане, в том числе и с хроническими заболеваниями, не в состоянии их приобрести.

За годы российских социальных реформ ухудшилась и демографическая ситуация в стране, которая проявляется:

— в сокращении средней продолжительности жизни как мужчин, так и женщин;

— в увеличении доли лиц пенсионного возраста и уменьшении доли детей;

— в том, что россиян становится все меньшепри этом нет никаких признаков того, что в ближайшее время произойдет рост рождаемости, так как, по опросам, большая часть населения России согласна лишь на одного ребенка.

По данным социологических опросов, по мере развития российских реформ определенная часть населения выражает недовольство ухудшением своего материального положения. Все большую часть населения стали в последнее время волновать социальные права, такие, как право на медицинскую помощь, бесплатное образование, обеспечение при болезни и в старости, увеличивается число тех, кто стал считать важным гарантированный государством прожиточный минимум.

Главной причиной отсутствия успеха современных реформ является игнорирование человеческого фактора, его составляющих, в том числе и качества жизни населения. В последнее время стали увеличиваться инвестиции в человеческий капитал. Осознана необходимость материальной заинтересованности россиян в результатах их труда, государственного регулирования экономики и проведения эффективной социальной политики, направленной на улучшение социальных условий жизни населения.

В последние годы наблюдается усиление государственного регулирования экономической, общественной жизнью, но это регулирование имеет административный характер, не обусловлено интегрирующей общество перспективой, идеей. Однако в обществе возникла потребность перехода к дифференцированной социальной политике государства, которая ориентирована на создание равных жизненных шансов и возможностей для каждой категории населения с учетом их социальных условий жизни и ресурсных возможностей.

Основным направлением социальной политики стала борьба с бедностью. Однако, как свидетельствует опыт развитых зарубежных стран, это не только оказание социальной поддержки нетрудоспособному населению (пенсионерам, инвалидам и т. п.). Необходим значительный рост реальных доходов населения, значительное увеличение доли фонда оплаты труда. Прежде всего необходимо увеличить минимальную заработную плату до уровня прожиточного минимума. Низкий уровень оплаты труда ограничивает спрос, препятствует развитию экономики, блокирует возможность серьезного улучшения социального положения населения. Принятые и реализуемые в настоящее время Правительством Российской Федерации национальные проекты ориентированы именно на преодоление бедности в российском обществе.

Реализация социальной программы, направленной на борьбу с бедностью, позволит улучшить социальные условия жизни населения. Повышение доходов населения позволит расширить спрос на внутреннем российском рынке, активизировать экономическую деятельность российских предприятий, и, самое главное, проводить реформы в стране не за счет населения, а за счет увеличения доходов государственного бюджета.

Важную роль в реализации такой социальной программы призваны сыграть частные корпорации, система социального партнерства. В условиях развития рыночных отношений повышается роль и значение активности граждан в защите своих социальных прав, повышается их ответственность за индивидуальные социальные условия жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, прежде всего следует отметить, что была рассмотрена актуальная проблема — влияние социальных реформ на социальные условия жизни населения России. Известный западный исследователь Л. Печчеи писал: «.Наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества — и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты"101.

Влияние социальных реформ на социальные условия жизни исследуют психологи, социологи, политологи, экономисты. В данном исследовании была сделана попытка комплексного анализа влияния социальных реформ на социальные условия жизни с позиций социологии управления. Особое внимание уделялось выявлению основных факторов такого влияния, а также способности человека управлять социальными условиями своей жизни. Определены объективные обстоятельства жизнедеятельности россиян, дан анализ их оценок реальных жизненных ситуаций, отношений к этим объективным обстоятельствам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Уровень и качество жизни: Дис.. канд. экон. наук. -СПб, 2003. 192 с.
  2. С. А. Российский экономический рост без улучшения качества жизни, почему? // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 11/12. — С. 46−57. — (Условия жизни)
  3. С. А. Российский экономический рост без улучшения качества жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2006. — № 2. — С. 56−73. — (Уровень жизни)
  4. С. А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения: анализ российской траектории на стыке XX—XXI вв. (1995−2004) // Мир России. 2005. — № 1. — С. 62−88. — (Россия в межстрановом анализе)
  5. Александрова А. Л, Кузнецова П. О. Анализ городской бедности с учетом типологии населенных пунктов на примере Томской области//Уровень жизни населения регионов России.-2003.-№ 10.
  6. A.A. Право человека на вознаграждение за труд в контексте соотношения экономики, права и справедливости: Теоретико-правовые вопросы: Дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2005 — 194 с.
  7. Л. А. Качество жизни и человеческий фактор // Методы менеджмента качества. 2004. — N 2. — С. 58−59. — (Наша информация) (Конференции)
  8. Д.В. Адвокатура как институт гражданского общества в многонациональной России: Дис. канд. юрид. наук. М, 2005. — 195 е.: ил.
  9. В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ: Дис. д-ра социол. наук. — СПб, 2005. — 372 е.: ил.
  10. В.Ж. Богатство России ее люди и недра / Рос. акад. естеств. наук. — М, 2005. — 271 е.: табл.
  11. В.П. Устойчивое развитие региона и задача улучшения качества жизни населения//Регионология. — 2003. № ½.-С.299−304.
  12. Е. В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения. -2005. № 4. — С. 42−52. — (Теория и методология)
  13. В.П. Социально-экономические права некоторых категорий физических лиц в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 21 с.
  14. С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. 186 с.
  15. Ю.М. Жилье как показатель качества жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. 2003. — № 7. — С. 47−51
  16. В. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2005. -№ 6. — С. 54−67. — (Социальная политика)
  17. В. Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 1. — С. 7−20
  18. В. Н. Уменьшение бедности: к разработке национальной программы // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 6. — С. 64−72.
  19. С. Н. Развитие человеческого потенциала в России // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2005. — № 1. — С. 41−63. — (Посвящается 250-летию МГУ им. М. В. Ломоносова).
  20. С.Н. Развитие человеческого потенциала в России // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2005. -№ 1. — С. 41−63. — (Посвящается 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова).
  21. С.Н. Российские экономические реформы и формирование «антиустойчивого» развития // Экономика природопользования. 2006. — № 4. — С. 31−41. — (Устойчивое развитие).
  22. В.Э. Россия: десять лет реформирования / В. Э. Бойков // Социологические исследования. 2001. — № 7. — С. 30−36
  23. Большой толковый социологический сковарь (СоШпб). Том 1, 2: пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. — Т.1, сс. 280−281- Т. 2, сс. 373
  24. В.Г. Социальная ответственность бизнеса. М.: ТЕИС, 2006. — 171 е.: ил., табл.
  25. В.К. Политика доходов населения: проблемы и решения // Народонаселение. 2003. — № 3. — С. 123−130
  26. B.K. Уровень и качество жизни населения как объект управления: Региональный аспект: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 .- М., 2002 310 с. ил — Библиогр.: с. 168−204
  27. В. Качество трудовых ресурсов и уровень жизни населения * в регионах России // Уровень жизни населения регионов России. -2005. N 5. — С. 40−52.
  28. Э.В. Ключевые направления деятельности государства в современном мире // Современное право. — 2004. № 12. — С.32−34.
  29. Бур дина H.A. Основы реформирования современной системы здравоохранения в контексте обеспечения социальной защиты населения. С-Пб., Изд-во С.-Петреб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005. 18 с.
  30. Е.В. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть. — 2006. № 1. — С. 54−59. —1. Зарубежный опыт).
  31. A.JI. Россия в XXI веке: Качество жизни стандартизация. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 438, 2. е.: ил
  32. М.В. Российское государство — социальное государство? // Проблемы современного российского и международного права. — М., 2005. С. 62−68.
  33. М. Избранные произведения. М., 1990.
  34. В.Г. Конституционные основы социального государства // Журн. рос. права. 2004. — № 8. — С. 11−12 (Российское законодательство: состояние и проблемы).
  35. Н.Х. Региональные аспекты реализации концепции устойчивого развития // Исп. и охрана природных ресурсов. -2006.-№ 2.-С. 132−135.
  36. И.В. Гарантии, социальная защита населения в Российской Федерации: (по материалам Федерального закона № 122-ФЗ). — М.: Дело и Сервис, 2005. 639 с.
  37. А.Б., Староверов, О.В. Мобильность населения и качество жизни // Экономика и мат. методы. М., 2002. — Т. 38,1. Вып 1.-С. 24−35
  38. А. АПК России — устойчивое развитие // Экономика сельского. хозяйства России. — 2006. № 8. — С.5−8. — (Аграрная политика в действии).
  39. JI.A. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы (По материалам социологических исследований) / JI.A. Гордон // Общественные науки и современность. — 2001. № 3. — С.5−21
  40. , А.П. Динамика условий жизни и ее оценка населением : (Социол. анализ). ИСПИ РАН. -М.: ЦСП, 2000. 21 с.
  41. Г. Н. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: Союз, 2004. 95 с.
  42. Г. С. Социальная ответственность крупного бизнеса: социологический феномен или рыночный механизм // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2005. — № 3. — С. 48−60. — (Социально-политические реалии российского общества).
  43. Ю.Н. Макс Вебер и его современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998
  44. Н.М., Седова H.H. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. — № 3. — С. 40−50. -(Представляем исследование)
  45. Г. П. Пенсионные реформы в России. М.: Academia, 2003. 335 с.
  46. И. Реформа бюджетных учреждений науки: (опыт, возможности, риски) // Вопросы экономики. — 2004. № 9. — С. 140 150. — (Совершенствование бюджетных отношений).
  47. М.Ю. Социально-экономические преобразования пенсионной системы в России. Ростов, Изд-во РГЭА, 2000. 243 с.
  48. Н. А. Сопоставление качества жизни населения регионов России на основе интегрального показателя // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 1. — С. 21−30
  49. H.A., Веселов А. П. Современная наука о здоровье и качестве жизни человека (образовательные аспекты) // Вестн. Нижегород. ун-та. Сер.: Инновации в образовании. Н. Новгород, 2003. — Вып. 1 (4). — С. 252−257
  50. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2004. М.: ООО Издательство «Весь мир». 152 с.
  51. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2005 // Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева и A.A. Александровой. М., 2005. — 220 с.
  52. А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. М.: ИКАР, 2004. -418, 1. е.: ил., табл.
  53. Т.В. К вопросу о функциях социальной справедливости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. — 2006. -№ 1 С.55−62. 0 (Политическая теория: исследовательские поиски и ускользающие реалии).
  54. Европейская социальная хартия и пути ее ратификации. — М.: Профиздат, 2003. 94 с. — (Труд и право № 12).
  55. А.П. Качество жизни населения региона// Народонаселение. 2005. — № 1. — С. 14−27. — (Проблемы, суждения, мнения)
  56. А.П. Концепция стратегического развития региона // Народонаселение. М., 2001. — N 1. — С. 102−117
  57. H.A., Жеребин В. М., Землянская В. Н. Покупательная способность доходов и потребление населения: состояние и перспективы // Народонаселение. — 2004. № 4. — С. 57−75
  58. С. Г. Система социальной защиты населения в современных условиях: региональный аспект: На материалах Республики Бурятия: Дис.. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2005 — 162 с.ил. — Библиогр.: с.140−149
  59. В.М. Уровень жизни населения / В. М. Жереблен. М.: ЮНИТИДАНА, 2002. — 592 с.
  60. Жизненные ресурсы современной семьи / В. М. Жеребин, О. А. Алексеева, Н. О. Болдышева // Народонаселение. 2005. — № 3. — С. 82−98. — (Качество жизни).
  61. Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права. — 2006. № 1. — С.2−5. — (Актуальные проблемы теории и истории государства и права).
  62. Л.В. Сущность социального государства // История государства и права. 2005. — № 3. — С.9−11.
  63. В.В. Россия XX столетия: реформы или социальный эксперимент / В. В. Журавлев // Социально-гуманитарные знания. -2001. № 5. — С.3−24
  64. М.З. Информационные и концептуальные модели социальной защиты населения. — М.: Эльф-3, 2005. 191 с.
  65. .А. Национальное хозяйство России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: изменения и перспективы развития: (развитие методов макроэкон. анализа и прогнозирования). М.: Соврем, экономика и право, 2006. — 368 е.: граф., табл.
  66. Т.И. Современное Российское общество: соц. механизм трансформации: Учеб. пособие. / Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, Интерцентр. М.: Дело, 2004. — 398 е.: ил., табл.
  67. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  68. Т.И. Человеческий материал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. — № 4. — С. 13−24. — (Двадцать лет российской трансформации.)
  69. , Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. — № 3. — С. 5−16. — (Двадцать лет российской трансформации).
  70. В.А. Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление // Современное право. 2006. — № 4. — 15−22. — (Право и политика).
  71. .И. Политические партии как институциональный фактор становления гражданского общества в современной России: Дис. д-ра полит, наук. М., 2004. — 334 с.
  72. В. И., Стушкина Н. А. Конечный результат экологического образования и воспитания повышение качества жизни // Известия Академии Промышленной Экологии. — 2006. — № 1. — С. 61−70. -(Экологическое образование).
  73. В.Н., Суворов А. В. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 3. — С.132−148. — (Социальные проблемы).
  74. Ю.Н. Об измерении уровня жизни в России // Экономич. альманах МГУ. 2003. — № 2. — С. 63−67
  75. JI. В. Социально-экономические факторы оптимизации качества жизни : Дис. канд. экон. наук.- Казань, 2004 170 с. -Библиогр.: с.158−170
  76. С. JI. Качество трудовой жизни молодежи в современных условиях развития общества : На материалах города Набережные Челны: Дис.. канд. социол. наук.- Казань, 2005 207 с.ил. -Библиогр.: с.185−199
  77. Инвестиции в человека / Подгот. к печати М. Федоров // Вопросы социального обеспечения. 2006. — № 8. — С. 7−10. — (Социальная политика в действии)
  78. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки результативности госполитики .- М.: ТЕИС, 2004. 38 с.табл., 29 см. — (Рабочие материалы / Ин-т комплекс, стратег, исслед. Вып. № 1, 2004 г.)
  79. В.Ю. Реализация в Российской Федерации права человека на жизнь: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД РФ. М., 2005 — 27 с.
  80. М. А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения региона // Регион: экономика и социология. 2005. — № 1. — С. 92−109. — (Социальные проблемы регионального развития)
  81. C.B. Развитие человеческого потенциала и социальная политика государства // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2004. — № 3. — С. 116−121. — (Экономическая теория).
  82. И.О. Социально-экономический потенциал региона и его оценка: Моногр. М.: б. и., 2005. — 121 е.: ил., табл.
  83. Качество жизни стратегия XXI века: Материалы респ. науч.-практ.конф., Саранск, 12 окт. 2002 г. / Редкол.: JI.A. Иванова (отв. ред.) и др. .- Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2002 (Тип. изд-ва 124 с.табл.
  84. Качество жизни в России: история и современность: Материалы круглого стола / Росс. Партия ЖИЗНИ / Под ред. Шевченко В. Н., Попов A.B. М.: Ключ-С, 2003. — 62 с.
  85. Качество жизни населения и социальная политика в регионах: Всерос. науч.-практ. конф., 15−16 февр. 2002 г.: Сб. материалов /Под ред. A.B. Дмитриева, В. В. Маркина. .- Пенза: Приволж. дом знаний, 2002 174, 1. с.схем., табл.
  86. Качество жизни населения регионов России: Информационно-аналитический бюллетень / Под. ред. В. И. Патрушева. М.: Фонд «Социальная инноватика», 2003. — 28 с.
  87. Качество образования качество жизни: Материалы междунар. семинара, Анапа, 26 сент. — 3 окт. 2002 г. / Под ред. Авербуха Р. Н. и др. — Гатчина, 2003. — 210 е., диагр. — (Акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых-2002» в России).
  88. O.A. Институт исчисления размеров пенсий в праве социального обеспечения: теория и практика правового регулирования: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2005. — 203 с.
  89. O.A. Феномен бедности в социальной структуре современного российского общества: Дис.. канд. социол. наук.-Саранск, 2005 167 с.ил.- Библиогр.: с.152−167
  90. А.Н. Формирование образа государства в политическом сознании россиян: особенности и тенденции: Дис. канд. полит, наук. М., 2006. — 127 е.: ил.
  91. Ю.В. Качество жизни населения реформируемого общества : Региональный аспект: Дис. канд. социол. наук.-Майкоп, 2004 170 с.ил. — Библиогр.: с. 147−166
  92. О.В. Повышение качества трудовых ресурсов -стратегическое направление развития Томской области // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — N 1. — С. 39−42
  93. Комкова Г. Н, Равенство и неравенство: Теоретическая и конституционно-правовая основы соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. — № 3 (20). — С.50−56.
  94. С. В., Бердышев О. О. Стратегия социально-экономического развития регионов. Основные направления стратегии развития регионов Российской Федерации // Менеджмент: теория и практ. 2005. — № 1−2. — С. 33−39.
  95. Копенгагенский саммит // Народонаселение. М., 2001. — N 2. — С. 628
  96. Ю.А. Российский человеческий капитал. Фактор развития или деградации? / Центр исслед. регион, экономики
  97. ЦИРЭ). Воронеж, 2005. — 252 е.: ил., портр., табл.
  98. П. Д. Качеством жизни нужно управлять // Стандарты и качество. 2005. — № 6. — С. 94−97. — (Качество: национальная программа)
  99. П.Д. Управление качеством жизни населения региона: системный подход: (На прим. Кемер. обл.) / Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2004. 211 е., табл. — Библиогр.: с. 176−190
  100. И. К. Качество образования как социологическая проблема: Дис.. канд. социол. наук.- Екатеринбург, 2003 157 с. — Библиогр.: с.139−157.
  101. JI. А. Объект социального управления качество жизни населения территориальной общности // Социология власти. — 2005. -№ 1. — С. 155−164
  102. Кривошей В. А. Оценка качества жизни населения, его региональная социально-экономическая дифференциация в России: Моногр. / Центросоюз Рос. Федерации, Белгор. ун-т потребит, кооперации. -Белгород: Кооператив, образование, 2005. 209 е.: ил., табл.
  103. С. Иметь квартиру, чтобы жить // Социальная защита. -2006. № 1. — С. 33−36. — (Жилье).
  104. Н. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы // Человек и труд. 2004. — № 7. — С. 19−24. — (Социальная политика).
  105. С.А. Социальные системы: развитие и метаморфозы. -М.: Асас1ет1а, 2005. 342 е.: табл. — (Монографические исследования: экономика / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения).
  106. B.JI. Высокий уровень и качество жизни как стратегическая цель развития социальной сферы // Регионология. 2003. — № ½. -С.292−298
  107. А.Б., Тухбатуллин Д. Г. Образ жизни населения как базовый критерий социального развития города / Башк. гос. ун-т. Уфа, 2004.- 135 е., схем.
  108. Н.Ю. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. 2006.- № 6. С. 31−38. — (Россия: экономика, политика).
  109. Е. Повышение качества жизни приоритетная задача государства / Лахова Е.- беседовала Васильева А. // Преступление и наказание. — 2006. — № 1. — С. 66−70. — (Ракурс)
  110. В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России: (Теория и практика современности). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 268 с.
  111. В.И. Государственная жилищная политика (учебное пособие) — издательство РАГС. 2004. 356 с.
  112. А.Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. — 2006. № 4. — С.3−9. — (Обсуждаем национальные проекты).
  113. Г. Пришло время реформировать качество жизни // Российская Федерация сегодня. 2005. — № 15. — С. 27−28. — (Местная власть)
  114. М.И. Конституционные основы социального государства и социальные права народа и человека // Закон и право. — 2005. № 10.- С. 12−13.
  115. М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2005. 195 с.
  116. Г. К. Управление процессом повышения качества жизни в социальном пространстве организации : Дис.. канд. социол. наук.-Белгород, 2003 211 с. ил — Библиогр.: с.155−171
  117. Е.С. Теоретические аспекты пенсионной реформы в России : Учеб. пособие. Спб,.: Изд-во С.-Петрб. у-та экономики и финансов, 2005. 149 с.
  118. Д., Чернов Ю.Народонаселение стратегический параметр экономического роста: демографический кризис ставит пределы росту ВВП // Обозреватель. — 2006. — № 4. — С. 6−12
  119. Н. С. К вопросу о взаимосвязи качества россиян и качества их жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2005.1. N 1. С. 31−38
  120. A.B. Баланс интересов личности и государства как основополагающий принцип социального государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы. межвуз. науч.-практ. конф., 21 июня 2003 г. СПб., 2004. — С. 107 109.
  121. О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. — 2006. № 10. — С. 31−37.
  122. Н. Ю. Основные факторы феминизации бедности в трансформирующемся обществе: социологический анализ: Дис.. канд. социол. наук.- Владикавказ, 2005 188 с.ил. — Библиогр.: сЛ 82 188
  123. М.А. Распределительные отношения, доходы и потребление населения / РАН, Ин-т соц.-экон. проблем населения. — М., 2001. -304 с.
  124. Р. С. К вопросу о теориях «человеческого» и «природного» капиталов // Экономика природопользования. 2006. -№ 1. — С. 5−22. — (Устойчивое развитие).
  125. A.A. Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель социально-экономической ситуации в России: Дис. канд. экон. наук. М., 2006. — 144 с. Библиогр.: с. 12 513 6.
  126. A.A. Уровень индекса развития человеческого потенциала в России и его региональная дифференциация / Ин-т соц.-полит, исслед. РАН.- М.: ИСПИ РАН, 2005. 29 с.
  127. Т.В., Козырева Г. Б. Современные проблемы качества жизни населения в условиях адаптации к рынку // Экономика Северо-Запада: пробл. и перспективы развития. — СПб., 2002. N 3. — С. 7384
  128. Н.В. Трансформация как форма преобразования экономики России в переходный период. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 302 с.
  129. Нарушение конституционных прав граждан в жилищно-коммунальной сфере / С. Л. Басов и др.- С.-Петерб. юрид. ин-т. СПб., 2005. — 99 с.
  130. Население и глобализация / Римашевская Н. М., Галецкий В. Ф., Овсянников А. А. и др. — Под общ. ред. Римашевской Н. М. — РАН. Инт социал.- экон. пробл. народонаселения. М.: Наука, 2002. — 322 с.
  131. А.Е. Формирование региональной социально-экономической политики на основе синтетического показателя качества жизни населения: Дис.. канд. экон. наук. Апатиты, 2006. — 169 с.ил. -Библиогр.: с. 132−143
  132. М. Е. Преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни населения первоочередная задача и главное условие успешного развития России // Уровень жизни населения регионов России. — 2004. — № 12. — С. 10−13
  133. О Программе улучшения качества жизни населения Белгородской области: Материал для лекторов и докладчиков.- Белгород, 2003 (Белгор. обл. тип. 16 с.
  134. Общество начинается с семьи: Среди приоритетных направлений развития России Президент в Послании Федеральному Собранию назвал укрепление семьи / Материал подгот. А. Платошкин,
  135. А. Черняк // Российская Федерация сегодня. 2006. — № 11. — С.18−20 — (В Государственной Думе) (Парламентские слушания).
  136. Л. Н. Особенности бедности в России // Народонаселение. -2005. № 4. — С. 32−53. — (Богатство и бедность)
  137. Э.Н. Сумерки России. М., 1996
  138. В.В. Экономика качества жизни // Экономика Северо-Запада: пробл. и перспективы развития. СПб., 2003. — № 4. — С. 3−9
  139. Орлов-Карба П. А. Все о пенсионной реформе в России, М.: Гардарики, 2005. 302 с.
  140. И. Природная рента, сверхприбыли нефтяных монополий и государство // Наука и жизнь. 2004. — № 4. — С.6−11. — (Беседы об экономике).
  141. И.А. Борьба с бедностью — основная цель социальной политики. -М., 2004. 35 с.
  142. Г. П. Международная и отечественная практика оценки качества жизни населения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. -2005. № 2. — С. 57−64. — (Экономика: вопросы теории и практики)
  143. Д.О. социальной справедливости в экономических отношениях // Общество и экономика. — 2005. № 9. — С. 135−154.
  144. С. Парадоксы реформирования российского высшего образования // Aima Mater: Вестник высшей школы. — 2005. № 10. — С.3−11. — (Образование: ракурсы и грани).
  145. A.A., Кукушкин Д. К. Идентификация бедных с помощью системы индивидуальных прожиточных минимумов // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 6. — С. 1 320 145. — (Социологические обследования)
  146. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. H.A. Горелова. СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
  147. Полозов В. Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества: монография. / В. Р. Полозов — Рос. акад. наук, Ин-т проблем регион. Экономики: СПб., 000 Ривьера, 2004. 253 с.
  148. О. За достойную жизнь // Социальная защита. 2005. -№ 1. — № 1. — С. 2−5. — (Социальная политика)
  149. В.Н. Управление процессами повышения качества жизни населения в муниципальном образовании. Белгород: Белгор. кн. изд-во, 2004. — 354 е.: табл. — Библиогр.: с. 335−354
  150. H.A. Право на достойную жизнь как один из основных признаков социального государства // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Ч. 23. — Томск, 2005.1. С. 203−207.
  151. Проекты социальных стратегий Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — N 8−9. — С. 14−127
  152. Н.М., Корхова, И.В. Бедность и здоровье в России // Народонаселение. М., 2001. — N 4.- С. 11−26
  153. Н. Экономическая стратификация населения России // О-во и экономика. М., 2002. — N 12. — С. 6−14
  154. Н. М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. — № 4. — С. 33−44. -(Социальная политика. Социальная структура).
  155. Н. М. Социальный вектор развития России // Народонаселение. 2004. — № 1. — С. 5−21.
  156. Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России // Безопасность Евразии. 2004. — № 1. — С. 1432. — (Россия).
  157. , Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Пробл. прогнозирования. М., 2001. — Вып. 3. — С. 34−48
  158. Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает // Человек и труд. 2005. — № 10. — С. 52−55. — (Оплата, мотивы и стимулы труда).
  159. О.В. Парадигма исследования социальной функции государства // Актуальные проблемы государства и права. — Иваново, 2004. С. 132−140.
  160. О.В. Правовой и законный характер права на достойное человеческое существование // История государства и права. 2004. -№ 1. — С. 10−14.
  161. О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. — № 8. — С. 98−100. — (Научные сообщения).
  162. В. Социальный профиль бюджета-2006 // Человек и труд. 2005. — № 11. — С. 47−50. — (Социальная политика).
  163. Социально-экономическое развитие России в XXI веке: IV Всерос. науч.-практ. конф., дек. 2005 г.: Сб. ст. / Редкол.:
  164. Российская идентичность в условия трансформации: опыт социол. анализа / М. К. Горшков и др.: отв. редакторы: М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова.- Рос. акад. наук, Ин-т комплекс, соц. исслед. М.: Наука, 2005. — 395 е.: ил., табл.
  165. И.В. Проблемы современного этапа реформ в России: федеральный и региональный аспекты: Материалы науч.- практ.конф. 31 января 2005 г., 435 с.
  166. Н.В. Уровень жизни горожан как критерий эффективности муниципального управления //Социология. 2005. — № 3−4. — С. 6372.
  167. И. Реализация национальных проектов предполагает мониторинг их эффективности // Общество и экономика. — 2006. -№ 6. С. 37−43.
  168. В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2005. — N9 5. — С.78−85
  169. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни //Рос. экономич. журн. 2002. — № 7. — С. 66−73.
  170. В.Г., Греков И. Е. Об оценке эффективности общественного развития стран мирового сообщества // Финансы и кредит. 2006. -№ 8. — С. 51−62. — (Мировая экономика)
  171. Сельская бедность: причины и пути преодоления: Никоновские чтения 2004 / Отв. ред. А. В. Петриков. — М.: Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А. А. Никонова, 2004. — 452 е.: ил., табл.
  172. И.И., Слуцкий Е. Г. Социальное государство: сущность, критерии и приоритеты развития / Ин-т проблем регион, политики Рос. акад. наук, Ин-т комплексных прогнозов и мониторинга «Северо-Запад». СПб.: ИПРЭ РАН, 2006. — 97 е.: табл.
  173. А. А. Реформирование жилищно-коммунальных условий как фактор качества жизни населения: На материалах Республики Татарстан: Дис.. канд. социол. наук.- Казань, 2005 174 с. -Библиогр.: с.153−163.
  174. М.А. Проблема бедности населения и ее влияние на процессы экономического роста и экономического развития//Уровень жизни населения регионов России.-2003.-№ 10.
  175. Н. А. Качество занятости как приоритетное направление повышения уровня жизни населения : Дис.. д-ра экон. наук.- М., 2001 390 с. ил — Библиогр.: с. 374−390.
  176. С., Кикило В. Не так уж плохо мы живем, хотя хочется лучшего // Эхо планеты. 2004. — № 30. — С. 4. — (Монитор)
  177. Социальная модернизация России: итоги. Уроки, перспективы: Материалы V Международного социального конгресса. 25−26 ноября 2005 г. в 2-х томах. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. — Т. 1. — 412 с.
  178. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь /Всерос. центр уровня жизни при М-ве труда и соц. развития РФ- Н. В. Акумова, В. П. Александрова, Т. И. Арбузова и др.- Под общ. ред. В. Н. Бобкова, А. П. Починка.- М.: ВЦУЖ, 2001 287 с.
  179. Социальное государство и проблемы бедности: Материалы междунар. семинара организованного совместно Акад. труда и соц. отношений (Россия) и Фондом Розы Люксембург (ФРГ) 16 февр. 2006 г. — М.: Акад. труда и соц. отношений, 2006. 154 е.: табл.
  180. Социальный атлас российских регионов, http://www.socpol.ru
  181. Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: Дис. д-ра юрид. наук. — М, 2005. — 404 с.
  182. А. Коэффициент совместимости: помогут ли национальные проекты улучшить жизнь рядовых россиян? // Социальная защита. — 2006. № 1. — С. 3−6 — (Социальная политика)
  183. Становление евразийской безопасности. Коллективная монография / Сост. и общ. ред. В. Н. Кузнецова. — М.: Книга и Бизнес, 2005. — 832 с.
  184. У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. 219 с.
  185. М.И. Особенности реализации конституционного права каждого на жилище в Российской Федерации через ипотечное жилищное кредитование: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2005. — 197 с.
  186. С.Г. Права граждан в области охраны здоровья // Юрист. — 2004. № 8. — С. 50−58.
  187. Стратегический ответ России на вызовы нового века / РАН. Ин-т экономики- Под общ. ред. Абалкина Л. И. М.: Экзамен, 2004. — 606 с.
  188. Л., Златоверховникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. М., 2002. — N 10. — С. 67−76
  189. А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России // Общество и экономика. 2004. — № 3. — С.42−55.
  190. Л.С. Проблема реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. — 158 с.
  191. Н.Е. Социальная структура современного общества // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. — № 3 (44). — С. 125−133. — (Философия. Социология. Политология. Правоведение).
  192. A.A. Россия в системе оценок глобальных «целей тысячелетия» и индикаторов ее устойчивого развития // Исп. и охрана природных ресурсов в России. 2005. — № 3. — С. 52−67.
  193. В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия: На примере стран Западной Европы и США: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006. — 191 с.
  194. Уровень и качество жизни россиян в начале XXI века // Уровень жизни населения регионов России. 2003. — № 5. — С. 3−79.
  195. Уровни благосостояния населения России: перечень показателей качества жизни, разработанный Всероссийским центром уровня жизни Минтруда России (1998) // Проблемы местного самоуправления. 2005. — № 3. — С. 47−55. — (Рейтинг)
  196. Н. М. Качество жизни населения города в период социально-экономических трансформаций : Дис.. канд. экон. наук.-СПб., 2002 194 с. ил — Библиогр.: с. 161−172.
  197. JI. М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни // Педагогика. 2005. — N° 4. — С. 35−40. — (Вопросы обучения и воспитания)
  198. А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт: Монография / Рос. акад. наук, Ин-т сравн. политологии, Ин-т Европы. М.: ИСП РАН, 2005. — 419 е.: табл.
  199. А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. 2006. — № 9. — С. 100−119.
  200. В.Е. Государство социального капитализма: Перспектива для России? // Государство и право. — 2005. № 5. — С. 54−60.
  201. В.Е. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей // Государство и право. — 2006. № 5. — С.5−13.
  202. Е. К. Формирование концептуальных составляющих качества жизни в российской экономике // Вестник Самарского государственного университета. 2005. — № 4. — С. 39−45. -(Экономика).
  203. А. В. Качество жизни как социально-психологическое условие формирования общественных отношений в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2005. — № 3. — С. 180−188. — (Общество и реформы).
  204. A.B. Социальная функция государства и механизм ее реализации: теоретико-социологический аспект. — М.: Экономика, 2007. 398 с.
  205. М.В. Конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и «монетизация льгот» // Закон и право. — 2006. № 10 -С.47−49. — (Диссертационные исследования).
  206. О.И. Государственная социальная политика и стратегии поведения средних слоев / О. И. Шкаратан. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 81 с.
  207. . В.И. Качество населения и социальная политика в регионах Российской Федерации / Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. Сб-к науч. статей. Вып. 8, М., 2006. С. 3−15. 0,4 п.л.
  208. . В.И. Повышение качества жизни населения как приоритетное направление социально-экономического развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока / Безопасность Евразии 2006, № 1(23), М., с. 278−282. 0,4 п.л.
  209. . В.И. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»: анализ и оценка показателей качества жизни россиян / Безопасность Евразии — 2006 г. № 3, М., с. 423−432. 0,75 п.л.
  210. В.И. Оценка населением условий жизни в период проведения социальных реформ в России//Безопасность Евразии. 2007. № 1, 0,6 пл.
  211. В.И. Развитие человеческого потенциала как показатель оценки социокультурной составляющей условий жизни россиян//Обсерватория культуры. 2007. № 1, 0,3 п.л.
Заполнить форму текущей работой