Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная инфраструктура современного российского города: состояние и перспективы развития: На примере г. Владикавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981; Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.- М., 1993; Денисов Н. А. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы и пути развития.- М., 1988; Куксанова Н. В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири.- Новосибирск, 1993; Кураков В. А. Ресурсное обеспечение социальной сферы.- М… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры
    • 1. 1. Генезис социальная инфраструктуры как научной категории
    • 1. 2. Моделирование социальное инфраструктуры современного российского города
  • Глава 2. Важнейшие направления развития социальной инфраструктуры города
    • 2. 1. Роль социально значимых элементов инфраструктуры города в совершенствовании среды обитания человека
    • 2. 2. Социальное прогнозирование в развитии инфраструктуры города
    • 2. 3. Инфраструктура города в сфере социальной политики государства. стр

Социальная инфраструктура современного российского города: состояние и перспективы развития: На примере г. Владикавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная российская действительность с социально-экономическим обновлением общества, дезинтеграционными процессами и сложнейшим переплетением противодействующих сил и тенденций устраивает своего рода исторический экзамен на адекватность и жизнеспособность практически всем социальным институтам и образованиям, в том числе и тем, которые, казалось бы, получили вечную прописку в социальной практике общества.

Становится все более очевидным, что такого фундаментального вызова и критического переосмысления не может избежать и основной тип расселенно-сти современного человечества — город и его социальная инфраструктура.

Между тем социальные процессы прошедшего столетия характеризуются увеличением числа и масштабов городов, что на языке демографов и социологов обозначается понятием «урбанизация». Так, если в начале XX столетия городское население нашей страны составляло не более 18 процентов, то к настоящему времени оно составляет около 70%.

Это обстоятельство вместе с нарастанием загрязненности окружающей среды актуализирует исследования роли и значения социальной инфраструктуры города в удовлетворении жизненных потребностей населения, создании ему достойных условий жизни. Особенно это касается таких городов, которые выполняют роль столиц республик, административных центров краев и областей. Как правило, в таких городах сосредоточены важнейшие экономические артерии, социально-культурные очаги и трудовые ресурсы субъектов федерации. Примерно такую же роль играет город Владикавказ, и не только в пределах собственной республики, но и всего северо-кавказского региона благодаря своей геополитической расположенности и богатейшим культурно-историческим традициям.

Вместе с тем процесс урбанизации порождает целый ряд экономических и социокультурных проблем, проявляющихся как собственно городские и внутригородские. Поиски правильного подхода к их решению, формированию механизма управления социальной инфраструктурой современного города и решение социальных задач должны быть основаны на новой концепции социальной инфраструктуры, которая претерпевает значительные перемены в радикально изменяющемся российском обществе.

Изменения эти касаются как увеличивающейся численности нуждающихся в социальной защите, так и децентрализации, демонополизации социальной системы и повышения роли «малых форм» социальной защиты (семейной, групповой, общинной и т. д.).

На основе научных исследований необходимо выработать такую модель институционализации социальной инфраструктуры города, которая в максимальной мере способствовала бы достижению главной цели реформы — удовлетворение потребности человека и обеспечение его достойной жизнедеятельности.

Степень разработанности проблемы. Изучение социальной инфраструктуры города имеет давнюю традицию. Уже М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и другие, рассматривая экономические, социальные и психологические проблемы роста городов, анализировали не только демографические и экономические проблемы большого города (плотность населения, миграция, половозрастная структура, возможности для ускорения развития промышленности и торговли, стоимость жизни в городе и т. д.), но вместе с тем рассматривали вопросы «физического и морального здоровья горожан, в частности, такие проблемы, как высокая смертность, неудовлетворительное санитарное состояние жилищ и улиц, повышенные показатели численности незаконно рожденных детей, самоубийств, проституции, алкоголизма, нищеты и преступности.1.

1 Вебер А. Рост городов в 19-м столетии.- СПб., 1903, гл. 7- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь, — В кн.: Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение,-СПб., 1905, с. 118−119.

Эти идеи Г. Зиммеля позже были развиты представителями чикагской школы социологии города (Р. Парк, Л. Вирт и др.), 1 которые также находили многочисленные факты, свидетельствующие о том, что развитие городов сопровождается ослаблением первичных контактов, вытеснением их формально-ролевыми отношениями, способствующими появлению массовых явлений в социальной патологии.

Серьезный вклад в разработку проблем социальной инфраструктуры внесли отечественные социологи. Различные аспекты влияния материально-вещественных элементов на эффективную социотворческую деятельность разных социальных групп населения были проанализированы в работах ученых, занимающихся проблемами социального планирования, управления и прогнозирования: В. Г. Афанасьева, И.В. Бустужева-Лада, М. В. Борщевского, Н. А. Денисова, Л. Н. Когана, Н. В. Куксановой, В. Л. Куракова, Н. И. Лапина, С. Ф. Фролова, О. В. Юферова и др.2.

Проблемы управления городом и развития муниципального самоуправления глубоко рассматриваются в трудах таких ученых, как В.В. Белорамен-ский, А. Л. Гапоненко, К. М. Козлов, Р. Г. Маннапов, В. М. Рябов.3.

1 По определению Р. Парка, социология города — это наука об организации жизнедеятельности населения и социальных институтов в пределах городского сообщества (Park R. Human communities. The city and human ecology, Gltncoe, 1952, p. 14).

2 Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981; Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.- М., 1993; Денисов Н. А. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы и пути развития.- М., 1988; Куксанова Н. В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири.- Новосибирск, 1993; Кураков В. А. Ресурсное обеспечение социальной сферы.- М., 1999; Лапин Н. И. Теория и практика социального планирования.- М., 1975; Юферов О. В. Планирование социальной инфраструктуры: социологический подход.- М., 1990.

3 Белораменский В. В. Взаимодействие представителей и исполнительных органов в системе городского самоуправления//Вестник СПб университета. Сер.6. -№ 1- Гапоненко А. Л. Управление экономическим развитием города в условиях рынка: Конспект лекций.- М.: Амир-Морозовский проспект, 1995; Козлов К. М. Исполнительная власть: муниципальный уровень//Вестник МГУ. Сер. И- 1993; Маннапов Р. Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления.- М., 1995.

Значительное внимание уделяется выяснению социальной сущности инфраструктуры города и ее возможностей в реализации социотворческого потенциала личности. Эти вопросы нашли свое отражение в работах И. М. Гревса, Ж. Т. Тощенко, В. Журавлева, Б. С. Хорева, А. И. Уледова и др.1.

Вместе с тем в институционализации и структуризации социальной инфраструктуры в общем и, в частности, города в трансформирующемся обществе все еще остается много неясного, дающего основание утверждению относительно того, что в России все еще нет действительной системы управления социальной инфраструктурой, через которую население могло бы обеспечить реализацию своих насущных повседневных нужд. Недостаточно или вовсе не освещена роль и значение социальной инфраструктуры в развитии таких сторон жизни города, как социально-экономическая база, малое предпринимательство, социально-трудовая сфера, социальная защищенность различных групп населения посредством формирования таких социальных качеств, как саморазвитие, самодостаточность, самозащищенность.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ сущности и структуры социальной инфраструктуры современного города и разработка модели оптимальной реализации ее социотворческого потенциала.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие исследовательские задачи:

— определить социально-экономические характеристики структурных элементов социальной инфраструктуры г. Владикавказа;

— уточнить место и роль социальной инфраструктуры города в реализации социотворческого потенциала городского сообщества — в целом и каждой личности — в отдельности;

1 Гревс И, М. Пути изучения города как социального организма: опыт комплексного перехода. М., 1926; Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития.- М.: Мысль, 1998; Журавлев В. Судьба наших городов // Деловой мир. 1995. № 9- Уледов А. И. Социологические законы.- М., 1995.

— разработать модель социальной инфраструктуры города в трансформирующемся обществе;

— выявить и выработать технологию устранения зон отчужденности в отношениях между человеком и сферой его обитания в условиях города;

— определить место и роль муниципального самоуправления в становлении и развитии социальной инфраструктуры современного города;

— выявить наиболее оптимальные формы, средства и методы повышения социальной мобильности городского сообщества в решении собственных проблем;

— разработать социальную технологию максимальной реализации социо-защитного потенциала инфраструктуры города.

Объектом исследования является социальная инфраструктура г. Владикавказа.

Предметом исследования выступает процесс становления, функционирования и развития социальной инфраструктуры города в трансформирующемся обществе.

Теоретико-методическая база исследования построена на концептуальных основах, социальных идеях и предпосылках, совокупности социологических методов, изложенных в научных трудах таких российских и зарубежных исследователей, как: М. Вебер, Э. Дюркгейм, JI. Кетле, К. Маркс, Э. Говард, Т. Гарнье, П. Сорокин, Н. Бердяев, С. Струмилин, М. Н. Руткевич, С. Ф. Фролов, Ю. Е. Волков, С. Семенов, Ж. Тощенко, О. Шкаратан и др., а также в классической социологии, современных теориях социальной структуры общества, социально-стратификационных процессов, социальных институтов и процессов.

Кроме того, материалом для теоретических обобщений и выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социальной политики, социальной защиты населения и социально-экономического развития городов, а также материалы научных конференций и симпозиумов, посвященных проблемам становления и развития социальной инфраструктуры города на рыночных основах.

При сборе анализа и обобщении социологической информации использовались как общенаучные подходы — объективность, историзм, системность, так и собственно социологические методы — структурно-функциональный анализ, символический интеракционизм, опрос, наблюдение, контент-анализ.

Эмпирическая база исследования построена на результатах социологических исследований, проведенных автором в 2001;2003 годах на тему: «Город глазами своих жителей».

Основным рабочим инструментом исследования, предназначенным для сбора первичной социологической информации, была составленная нами анкета, которая конструировалась в соответствии с общими программными установками и характером исследовательских задач и типом избранной методики.

Объем выборочной совокупности составил 500 человек, что можно считать достаточно представительной для 350-тысячного города. Выборка районированная, репрезентативная по полу, возрасту, образованию, структуре занятости, этнической принадлежности.

Кроме того, широко использовались материалы федеральной и республиканской статистики, данные анализа материалов средств массовой информации и официальной документации.

Подобный комплексный подход в формировании эмпирической базы исследования позволил рассмотреть проблему в связях и взаимозависимостях с широким кругом социальных процессов и явлений.

Научная новизна диссертационного исследования:

— уяснены и уточнены теоретико-методологические основы изучения социальной инфраструктуры современного российского города;

— на основе комплексного исследования определены социальные характеристики инфраструктуры современного города;

— осуществлен анализ экономического и социокультурного потенциала основных элементов социальной инфраструктуры города в трансформирующемся обществе;

— предложены технологические решения оптимальной реализации социо-творческого потенциала элементов социальной инфраструктуры города в условиях рынка;

— показана специфика процесса становления и развития социальной инфраструктуры города, выполняющего роль столицы республики;

— обоснована идея о возрастании активности и инициативы муниципального образования и местного сообщества в организации социальной самозащиты и самодостаточности как одной из характерных черт современного развития российского общества;

— обоснованы концептуальные положения, создающие основу социальной политики в условиях рыночных отношений и укрепляющие положение граждан в социальном пространстве современного города.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Становление и развитие социальной инфраструктуры города следует рассматривать как совокупность экономического и социально-культурного развития муниципального сообщества. При этом экономическая и социальная составляющие глубоко взаимосвязаны и взаимообусловлены: социальное развитие города возможно только на крепкой экономической основе, в свою очередь, социальное состояние оказывает всестороннее воздействие на развитие экономических отношений, на их характер и направленность в масштабах города.

2. Процесс становления и развития социальной инфраструктуры города с социологической точки зрения есть процесс формирования и коррелирования многосторонних связей, взаимодействий и отношений: межличностных и межгрупповых, межобъектных и межсубъектных, субъект-объектных и т. д., отношений в интересах достижения нового качественного социально-культурного состояния города.

3. Специфика функционирования и развития социальной инфраструктуры города обусловлена тем обстоятельством, что город характеризуется только ему присущими системными свойствами, отражая наряду с деревней определенный тип общественного развития труда.

Среди важнейших направлений исследования города можно выделить его анализ как формы расселения, среды функционирования и развития специфической социально-территориальной общности людей, как проблемы воспроизводства социальной структуры и образа жизни этой общности в процессе производства, распределения, обмена и потребления на базе свойственного городу материально-вещественного комплекса.

4. В развитии экономической базы социальной инфраструктуры нужно исходить из того, что движущей силой успешного развития города служит не только наличие развитой производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, но и благоприятная местная социальная и институциональная среда, которая все более становится мощным фактором стимулирования деловой и социальной активности городского населения.

5. Оптимальное развитие социальной инфраструктуры города является решающим фактором обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни, активизации социальной мобильности и качественного изменения основных характеристик процессов жизнедеятельности населения, многообразия процессов, взаимосвязей, взаимодействий и отношений на новом, более высоком уровне.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование дает новые обобщения по проблемам оптимальных путей трансформации городской среды обитания в направлении социально ориентированной инфраструктуры на основе утверждения рыночных экономических отношений.

Расширяя предметное пространство социологии города, материалы исследования способствуют разработке эффективной системы социальной защиты различных категорий городского населения, дополняют и развивают представления о роли и месте инфраструктуры в социальных процессах, происходящих в современном российском городе.

Не менее весомо теоретическое значение использованных в диссертации методов социологических исследований в сочетании с количественными и качественными характеристиками социальной инфраструктуры города как в прогнозировании основных тенденций ее развития, так и в осмыслении ее возрастающей социотворческой роли в условиях становления и развития рыночных отношений.

Основные положения диссертационного исследования и сформулированные в ней выводы и оценки используются в разработке муниципальных программ социальной поддержки населения, в создании более оптимальной социальной инфраструктуры города.

Кроме того, материалы диссертационного исследования используются в разработке и чтении таких учебных курсов, как «Социология», «Социология города», «Менеджмент в городском хозяйстве», «Методика социальной работы», а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служб.

Апробация работы. Основные концептуальные положения и выводы исследования докладывались автором на научных конференциях различного уровня.

На основе материалов исследования разработаны и представлены в администрацию местного самоуправления города Владикавказа практические рекомендации по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры города и улучшению положения в нем наиболее социально уязвимых слоев населения.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в опубликованных автором статьях. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственного технологического университета) и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Практические рекомендации.

1. Разработка новой концепции развития социальной инфраструктуры с учетом трансформации коллективистских социально-экономических приоритетов в рыночные.

2. Построение всей деятельности муниципального самоуправления по укреплению и развитию социальной инфраструктуры города на концептуальных основах стратегического целеполагания и управления. Основными элементами такой стратегии следует признать:

— определение долгосрочных целей и задач социальной системы и утверждение курса практических управленческих действий;

— правильную концентрацию ресурсов на главных направлениях, распределение их с учетом перспектив развития;

— выявление приоритетных программ и проектов, которым предстоит осуществить прорыв в антикризисном управлении, накопление его потенциала с последующим расширением границ по всем направлениям жизнеобеспечения городского населения.

3. Разработка программы устойчивого развития города, которое оптимальным образом совмещалось бы с сохранением окружающей среды в пригодном для обитания человека состоянии на длительную перспективу.

Приоритетными направлениями такой программы признать: стабилизацию финансово-экономического положения городадостижение политической устойчивости в условиях полиэтничности г. Владикавказаустановление социального измерения устойчивости развития с последующим созданием эффективной и гибкой системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населениясохранение окружающей среды, повышение роли, ответственности и укрепление правовой базы природоохранных органов города. Соблюдение требований экологического законодательства должно на деле стать постоянной заботой муниципального самоуправления, общественных организаций, средств массовых организаций, всех граждан.

4. Повышение социальной активности населения, которая в свою очередь содействовала бы его социальной защите и самозащите.

5. Создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан.

6. Создание центров поддержки малого предпринимательства в городе в целях развития предпринимательской активности населения, совершенствования организационных форм хозяйствования, повышения технического уровня производства и распространения передового управленческого опыта.

7. Создание равных условий гражданам независимо от уровня дохода, национально-этнической принадлежности, вероисповедания в реализации прав на охрану здоровья, получения образования и допуска к культурным ценностям города.

8. Улучшение организации функционирования учреждений социального обслуживания, всей системы социальной работы, более рациональное использование выделяемых на эти цели материальных и финансовых ресурсов.

9. Организация систематической подготовки и переподготовки специалистов муниципальной работы и социальной сферы города, повышение их квалификации.

10. Совершенствование взаимосвязей местного самоуправления как открытой системы с внешней средой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (основной Закон) Российской Федерации (России). Изд. Верховного Совета Российской Федерации. — М.: Известия, 1993.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 4.2. Офиц. изд. М.: ИН-ФРА-М, 1996.
  3. Закон СО ССР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» //Северная Осетия. 1992. — 5 декабря.
  4. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета. 1995. 1 сентября.
  5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ //Экономика и жизнь. 1995. -№ 25, 26.
  6. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный закон от 20 июня 1995 г. № 115-ФЗ //Российская газета. 1995. — 26 июля.
  7. О защите прав потребителей: закон РФ //Российская газета. 1992. — 7 апреля.
  8. О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономике РФ: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 //Экономика и жизнь. 1995. — № 45.
  9. О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения: Постановление Совета Министров Правительства РФ от 2 августа 1993 г. № 746 //Экономика и жизнь. — 1993. — № 33.
  10. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г., № 1550−1 //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. — № 29.
  11. О некоторых вопросах досрочного прекращения полномочий глав местного самоуправления: Указ Президента РФ от 21 ноября 1996 г. № 7-ФЗ //Российская газета. 1996. — 24 января.
  12. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //Российская газета. 1996. — 24 января.
  13. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: закон РФ от 27 декабря 1991. //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 12.
  14. Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг: Постановление правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 //Экономика и жизнь. -1996. № 26.
  15. Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 44.
  16. Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. — № 23.
  17. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996−1997 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 //Российская газета. —1996. 27 января.
  18. Г. М., Евневич Т. В., Никольская Н. П. Влияние города на прозрачность атмосферы. М.: МГУ, 1997.
  19. Л.И. «Гордиев узел» диспропорции //Экономика и жизнь. 1996. — № 49.
  20. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. — № 29.
  21. А.Г. Взгляд в будущее. М., 1988.
  22. А.Г. Прогнозы оказались лучше жизни // ЭКО. Новосибирск, 1996. -№ 11.
  23. В.В. Человеческая цивилизация на рубеже XXI века. Время великого синтеза. М.: Полигран, 1996.41 26. Алексеев К. П. Муниципальный маркетинг: Концепции и технологии:
  24. Конспект лекций. М.: АМИР — Морозовский проспект, 1996.
  25. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
  26. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Учебное пособие. Казань, 1995.
  27. Е.С. Организация и совершенствование инвестиционной деятельности в регионе. Тольятти: Волжская академия бизнеса и менеджмента. 1999.
  28. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистическо-^ го государства (США, Великобритания). М.: Изд-во МГУ, 1971.
  29. В.А. Муниципальные органы Великобритании. М.: ИНФРА-М, 1990.
  30. В., Пинегина JI. Эффективны ли бюджетные рычаги //Экономика и жизнь. 1996. — № 49.
  31. В.В. Взаимодействие представительных и исполнительных органов в системе городского самоуправления //Вестн. Санкт-Петербург, ун-та. Сер.6. 1993.-№ 1.
  32. В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления //Известия вузов. Правоведение. 1996. — № 5.
  33. В.В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? — М., 1992.
  34. Н.А. Судьба России. М., 1990.
  35. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  36. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М., 1993.
  37. В.В. и др. Методы планирования хозяйства города. М.: Экономика, 1981.
  38. В., Мстиславский П., Смирнов В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения //Экономист. 1996. — № 12.
  39. Бобров A. J1. Эколого-экономическая устойчивость регионов России. М.: Наука, 1999.
  40. В.И. Перспективные проблемы свободного времени // Методологические проблемы поискового социального прогнозирования. М., 1983.
  41. А.В., Бурдаков С. Г. Правовое регулирование порядка установления и взимания местных налогов и сборов //Финансы. -1996. № 3.
  42. М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 1997.
  43. А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. М.: ИС РАН, 1999.
  44. JT.A. Основы городского хозяйства. M.-JL, 1928.
  45. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  46. А.П., Матирков В. И., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.
  47. Финансы и управление. Сер.рефератов. Рисерч Трайэнгл Инститьют и Союз российских городов. — М., 1996. — № 3.
  48. А.В. Местное управление и самоуправление в крупных городах зарубежных стран. М.: Экономика, 1990.
  49. Э. Приватизация и создание рынка недвижимости //Российский экономический журнал. 1996. — № 6.
  50. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997.
  51. A.JI. Управление экономическим развитием города в условиях рынка: Конспект лекций. М.: АМИР-Морозовский проспект, 1995.
  52. Э. Стратификация и классовая структура //Социологические исследования. 1992. — № 9, 11.
  53. Город и его финансы //Финансы. 1995. — № 5.
  54. Городу Орджоникидзе 200 лет. Сб. документов и материалов. -Орджоникидзе: изд-во «ИР», 1985.
  55. Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация. Сборник тезисов и докладов на международной конференции. /Под ред. Ельмеева В. Я. и Ивановой В. Н. СПб., 1996.
  56. И.М. Пути изучения города как социального организма: опыт комплексного подхода. Л., 1926.
  57. Н.П. К истории основания г. Владикавказа //Северная Осетия: история и современность. Владикавказ, 1992.
  58. Дж. Новое индустриальное общество //Пер. с. англ. М.: Прогресс, 1969.
  59. Фам И. О. Демократия и местное самоуправление. М.: ИНИОН, 1994.
  60. Н.А. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы и пути развития. М., 1998.
  61. Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие //Глазьев С.Ю., Тесля П. Н. и др. Новосибирск: Наука, 1991.
  62. О. Налогоплательщики должны знать как и на что тратятся деньги //Экономика и жизнь. 1996. — № 50.
  63. Ю.Н. Реформа местной власти //Социологические исследования. 1997.- № 8.
  64. Т.М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1995.
  65. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М., 1994.
  66. Европейская хартия о местном самоуправлении: Русская версия. Страсбург. Совет Европы: отдел изданий и документов, май 1990 //Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994.
  67. Л.И. Управление сферой бытовых услуг в условиях смешанной экономики. Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
  68. В. Судьба наших городов //Деловой мир. 1995. — № 19.
  69. С. Предпринимательские зоны и занятость: опыт местных властей в США //Экономика и жизнь. 1994. — № 8.
  70. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
  71. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  72. Г. Большие города и духовная жизнь. В кн.: Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. — СПб., 1905.
  73. О.И. Социальная напряженность: основные показатели, методы выявления и измерения //Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. Сравнительный анализ /Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Наука, 1994.
  74. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М., 1995.
  75. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию и инвестиционных проектов /Под ред. С. И. Шумилина. М.: Финстатпром, 1995.
  76. История Северо-Осетинской АССР. Т.1. Орджоникидзе, 1960.
  77. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. М.: Наука, 1982.
  78. Н. Самоуправление как способ выживания //Деловой мир. 1995. — № 11.
  79. Индикаторы уровня жизни населения Российской Федерации в 1990—1995 годах //Вопросы статистики. 1997. — № 2.
  80. Как достичь успехов в экономическом развитии: инструменты, которые работают на успех. Проект «Муниципальные финансы и управление».
  81. Сер.рефератов. Рисерч Трайэнгл Инститьют и Союз российских городов. М., 1996. № 5.
  82. Калабеков A. J1. Проблемы экологии. Об эффективности оценок загрязнений городской среды. М.: Прима-Пресс-М, 1999.
  83. Н.И. Опыт теории хозяйственных связей. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1996.
  84. И. Перспективы развития семьи и жилища. М.: ИС АН СССР, 1982.
  85. В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление //Финансы. 1995. — № 36.
  86. А.Е., Рохчин В. Е., Знаменская Н. Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб., 1992.
  87. К.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень //Вестник Московского государственного ун-та. Cep.II. 1993.
  88. Контракты на предоставление услуг: руководство для местных органов власти /Под ред. Дональда Ф. Харнея. Проект «Муниципальные финансы и управление». Сер.рефератов. Рисерч Трайэнгл Инститьют и Союз российских городов. — М., 1996. — № 2.
  89. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. М.: Министерство экономики РФ, 1996.
  90. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  91. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993.
  92. Н.В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири. Новосибирск, 1993.
  93. Г., О. Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. Т. 1,2.
  94. В.А. Ресурсное обеспечение социальной сферы. -М., 1999.
  95. Н.И. Теория и практика социального планирования. М., 1975.
  96. В.И. Очерк истории городов Осетии. Орджоникидзе: изд-во «ИР», 1990.
  97. Ю.М. Экологические проблемы курортных городов //Промышленное и гражданское строительство. 1996. — № 9.
  98. Малый город /Под ред. Б. С. Хорева. М., 1972.
  99. Р.Г., Есакова Е. Ю. Становление маркетинговой деятельности в сфере муниципального управления //Тез. докл. междунар. научно-практ. конфе
  100. Я) ренции «Реализация концепции маркетинга в условиях формирования рынка».1. Пенза, 1996, май.
  101. Р.Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления. Самара: Самарский Дом печати, 1997.
  102. О. Экономические зарисовки о провинции //Экономика и жизнь. 1996. — № 45.
  103. В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия //Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  104. С.Д. Сбережения населения как инвестиционный ресурс //Регион: экономика и социология. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 1996. — № 1.
  105. Н.Н., Лиман И. А. Роль научно-технических парков в сохранении инновационного потенциала страны //Вестник СПб ГУ. Серия «Экономика». 1993. -Вып.4.
  106. И. Местная специфика выходит на первый план //Экономика и жизнь. 1996. -№ 11.
  107. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с.англ. -М.: Дело, 1992.
  108. Местное самоуправление: российский вариант. М.: ИНИОН, 1993.
  109. Местное экономическое развитие: стратегия в меняющейся экономике /Под ред. Р. С. Фослера. Проект «Муниципальные финансы и управление». Сер.рефератов. Рисерч Трайэнгл Инститьют и Союз российских городов. — М., 1993.-№ 11.
  110. Местные власти, предприятия, инвесторы: в поисках механизма партнерства. Материалы Международной конференции. Под ред. Жихаревича Б. С. -СПб., 1996.
  111. . Управление: пути преодоления кризиса //Вопросы экономики. 1997. -№ 6.
  112. Муниципальные займы //Экономика и жизнь. 1996. — № 49.
  113. А. Современное состояние и основные проблемы институционно-эволюционные теории //Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  114. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  115. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.
  116. П.Г. Введение в метасоциальный анализ: теория экологической устойчивости общественного развития. Новосибирск, 1992.
  117. У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.
  118. М.М. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1995.
  119. А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
  120. Park R. human communities. The city & human ecology, Gltncoe, 1952.
  121. Переселенцы: Федеральная миграционная программа. Библиотечка «Российской газеты». 1994. Вып. 6.
  122. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1986.
  123. Г., Голдстайн Б. Информационная технология. М., 1990.
  124. Предпринимательская экономика, управление, государственное регулирование. СПб., 1996.
  125. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.
  126. Программа стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1996 2000 гг. — СПб., 1996.
  127. Ю.Б., Будаева Ц. Б. Проблемы социального развития крупных городов. Новосибирск: Наука, 1989.
  128. B.C. Диагностика в управленческом консультировании. М., 1987.
  129. Ю.М. Социоинженерия. М., 1995.
  130. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1,2.- М.: Институт социальной работы, 1997.
  131. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование. 4.1.-СПб., 1995.
  132. В.М., Шнякина Ю. Организационные и финансово-экономические основы формирования и развития муниципального управления. -Тольятти: Волжская академия бизнеса и менеджмента, 1997.
  133. Е.Ф., Симонян В. И. Приватизация в России: итоги и перспективы развития //Проблемы прогнозирования. М.: Институт народнохозяйственного программирования РАН, 1996. — № 6.
  134. Ю., Хоменко В. Организация региональной инвестиционной деятельности //Экономист. 1996. — № 12.
  135. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Управление по результатам. М., 1988.
  136. . Инновация как средство экономического развития. М., 1990.
  137. Г., Богданов А., Глушакова А. и др. Экономические преобразования в российском регионе //Российский экономический журнал. 19ШВ Йм&ляр И. М. Новые города. Планировочная структура. — М., 1972.
  138. Социальная сфера России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1996.
  139. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. науч. трудов № 2 /Под ред. И. В. Козловой, Н. А. Платоновой. М.: ГАСБУ, 1996.
  140. Социальные нормативы и нормы. Одобрены распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
  141. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы /Под общ. ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина. М.: Молодая гвардия, 1996.
  142. Социально-экономические аспекты деятельности региональных органов власти в Российской Федерации. М.: ИНИОН, 1994.
  143. Социальные прогнозы и моделирование. М., 1995.
  144. Э. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М., 1994.
  145. Т., Арбузова Т. Прожиточный минимум //Экономика и жизнь. 1997. -№ 15.
  146. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад Института экономики РАН) //Вопросы экономики. 1996. — № 2.
  147. Л.Б., Мазаева Н. П. Основы управления персоналом /Под ред. Т. Н. Розареновой. М.: ГАСБУ, 1995.
  148. Л.Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом: Учебно-практическое пособие. Тольятти: Современник, 1992.
  149. Социальная диагностика в системе местного самоуправления //Тезисы Международной научно-практической конференции «Технологии социального управления». 4.1. Белгород, 1995.
  150. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. М., 1996.
  151. Социальная политика на современном этапе. М.: П-Центр, 1997.
  152. Социальная работа (вопросы и ответы). М.: Ин-т соц. работы, 1997.
  153. В. Есть ли будущее у муниципальных займов //Экономика и жизнь. 1996.-№ 37.
  154. Теория и методика социальной работы. Т. 1. Учебное пособие. М.: Союз, 1994.
  155. П. Город: цена стабильности//Экономика и жизнь. 1996.- № 45.
  156. И.С. Коммунальное право ФРГ. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  157. Jl.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997.
  158. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления //Социологические исследования. 1997. — № 6.
  159. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М.: Мысль, 1980.
  160. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества /Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1996.
  161. А.И. Социологические законы. М., 1975.
  162. Управление исследованиями, разработками и инновационными процессами. СПб., 1995.
  163. А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М., 1992.
  164. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» /Российская газета. 1995, 19 декабря.
  165. Ф. Дорога к рабству //Новый мир. 1991. — № 7, 8.
  166. А.А. Социальная работа с мигрантами. М., 1992.
  167. .С. Проблемы городов. М., 1975.
  168. Г. И. Роль г. Орджоникидзе в формировании культуры горцев Северного Кавказа и укрепление интернациональной дружбы//0 единстве интернационального атеистического воспитания. Орджоникидзе: Изд-во «ИР», 1983.
  169. Что такие Тасис? Партнерство и сотрудничество с Новыми Независимыми Государствами. М., 1995.
  170. С.А. Социальная защита в условиях местного самоуправления. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Белгород, 1995.
  171. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  172. О.В. Планирование социальной инфраструктуры: социологический подход. М., 1990
  173. З.А., Родзинская И. Ю. Проблемы большого города. М., 1982.
Заполнить форму текущей работой